Способ организации совместной деятельности. Open Library - открытая библиотека учебной информации

03.03.2020

Разделы: Школьная психологическая служба

В школе сейчас чрезвычайно активно применяются групповые формы работы на уроке и вне урока.

Групповая работа является одной из форм организации совместной деятельности учащихся и подразумевает временное разделение класса на группы от 4-х до 8-ми человек (в зависимости от возраста детей) для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместный результат.

Изучение педагогического опыта, результатов исследований в области педагогической психологии позволили сделать вывод о том, что групповая работа обладает рядом неоспоримых преимуществ. Она открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения познавательной коллективной деятельности учащихся.

Совместная деятельность в группе на основе сотрудничества – важный фактор психического развития, способствующий появлению двух типов важнейших новообразований:

1).Освоение новой предметности (взаимный обмен способами действий), которая обеспечивает человеку успешность в индивидуальной деятельности (появляется “внутренний оппонент”, контролирующий и оценивающий собственные действия).

2).Овладение самой формой сотрудничества, что делает человека способным к установлению отношений с окружающими людьми и с самим собой.

Однако, не всегда работа в группах на практике оказывается эффективной, а порой даже дает противоположный результат: учителя разочаровываются в полезности и доступности для себя и учащихся этой формы работы; а у детей даже возникает либо нежелание объединяться в группы, либо стойкое отрицательное отношение к групповой работе.

Объясняется это тем, что ученики и их педагоги психологически не готовы к самой работе в группе и к организации работы групп. Здесь открываются перспективы для сотрудничества педагога и психолога. К групповой работе нужно специально готовить и учителей и учеников.

На обучающих семинарах необходимо ознакомить учителей с психологическими условиями организации групповой работы.

Для того, чтобы групповая работа состоялась необходимо:

Создать ситуацию для возникновения у школьников общего положительного отношения к совместной деятельности в группе. Для младших школьников такой ситуацией будет игра; для подростков – обсуждение, обмен мнениями, демонстрация способностей и возможностей; для старшеклассников – обмен информацией, возможность оказать и получить содержательную помощь;

- научить ребят работать в группе и лишь затем предлагать им в групповой форме решать задачи различного характера и содержания;

Обеспечить активный обмен операциями (один рисует, другой – записывает); обмен ролями (один – учитель, другой – ученик); обмен функциями (ученик выполняет функцию сознательного контроля, проверяя работу своего партнера); обмен позициями (по имеющемуся продукту - работе своего партнера – выявляет замысел автора, его позицию, рассматривает соответствие этого замысла полученному результату); обмен информацией (этот обмен должен быть организован так, чтобы ребенок начал перерабатывать информацию в зависимости от знаний, возможностей партнера, перестраивать, дополнять ее);

Организовать содержательное сотрудничество по выполнению задания, когда учащиеся владеют большим количеством сложнейших операций (умением проанализировать собственную деятельность, сравнить различные способы действия между собой, сравнить способы с общей задачей и с ожидаемым результатом, проверить и оценить собственные действия и действия товарищей);

Вооружить детей средствами внутригруппового общения: научить работать по правилам, действовать в рамках заданной роли, коммуникативным навыкам (вербальным и невербальным); бесконфликтному общению; межличностному взаимодействию, куда входит деловое общение на равных с определением способов эффективного достижения результатов деятельности;

Учесть, что групповая работа эффективна не для всех типов заданий. Наиболее применима и целесообразна она при организации технологий учебного исследования, проектирования, моделирования, проблемного обучения, развития умения мыслить творчески;

Определить место учителя в совместной деятельности.

Для диагностики эффективности деятельности учителя по организации внутригруппового взаимодействия можно применить стандартизированную карту – характеристику “Уровни сформированности мотивации совместной деятельности”.

(см. Приложение № 1).

Большое значение имеет обучение педагогов основным приёмам организации групповой работы. К ним относится:

1. Формирование групп.

Существуют различные способы формирования групп, выбор того или иного способа будет зависеть от целей учителя в данный момент. От того, насколько правильно и удачно сформирована группа, будет зависеть успешность работы в целом (см. Приложение №2).

Состав группы не остаётся постоянным, он подбирается с учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

2.Организация внутригруппового взаимодействия. Она осуществляется на основе:

  • выполнения правил работы в группе, которые даются участникам в готовом виде, либо вырабатываются группой (см. Приложение №3);
  • учета принципов (условий) эффективной работы в группе (см. Приложение №4);
  • ролевого распределения (см. Приложение №5).
  • определение способа организации обсуждения задания и его решения. Это может быть “мозговой штурм”, выполнение работы по частям мини – группами, парами или индивидуально.

3. Организация работы группы над заданием (см. Приложения № 6, 7).

4. Руководство учителем групповой работой.

Если группа достаточно зрелая, умеет действовать самостоятельно, функции организатора заключаются в оценке доклада группы об итогах работы. Но если учащиеся делают только первые шаги в групповой работе, необходим постоянный контроль над работой группы. Организатор контролирует ход выполнения работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует взаимодействие, помогая достичь согласия в группе, в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

При подготовке учащихся к групповой работе необходимо решать следующие задачи:

  • учить детей работать в группе по правилам;
  • учить принимать и удерживать заданную роль в течение групповой работы;
  • отрабатывать выполнение этапов работы над заданием;
  • развивать рефлексивные умения учащихся;
  • знакомить с разнообразными способами взаимодействия между участниками группы;
  • обучать эффективным приёмам работы над заданием;

Формы обучения могут быть различны: спецкурс, тренинг, проводимый психологом, серия уроков в рамках какого-либо предмета, цикл классных часов, проводимых классным руководителем совместно с психологом (см. Приложение №8).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Зельцерман Б. Учись! Твори! Развивайся! – Рига.: “Эксперимент”, 1997.

2.Маркова А.К. Формирование мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990.

3.Межрегиональный вестник школ развития личности “Феникс”.- М.: “Русская энциклопедия”, 1996, вып.5

4.Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем обучении. Рига.: “Эксперимент”, 1997.

5.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.

Приложение № 1.

“Уровни сформированности мотивации совместной деятельности”.

Уровни Тип отношения в СУД Мотивы, обеспечивающие включённость в СУД Цели, которые ставит ребёнок Эмоции Умение работать совместно.
1. Отрицательное отношение Отсутствие мотивов, отказ от работы с партнёром. Получение определённого продукта учения (текста, решения задачи) Открыто проявляет недовольство тем, что вынужден участвовать в “бесполезной” работе Не умеет работать совместно. Не проявляет никаких попыток к установлению взаимодействия.
2. Безразличное или нейтральное Не осознаются, явно не проявляются и не объясняются. Выполнить требование учителя. Результат или способ совместной работы не интересует Не проявляет ни отрицательного, ни положительного отношения к работе. Точно следует рекомендациям учителя, сам попыток к установлению содержательных контактов не проявляет.
3. Положительное, нерасчленённое, аморфное отношение. Привлекательность внешних атрибутов совместной работы: пообщаться, поменять характер деятельности, повеселиться. Участвовать в новой, необычной работе. Эмоционально настроен на работу, но при трудностях установления деловых контактов, теряется. Может либо отказаться от совместной деятельности, либо следовать указаниям учителя, либо найти средство сотрудничества в своём опыте.
4. Положительное, осознанное, основанное на предыдущем опыте отношение. Возможность применить свои знания о совместной деятельности в УД. Найти основания для совместной работы. Не демонстрируют горячее желание работать именно совместно, но осознают необходимость данного способа работы Выходит за рамки предложенных учителем образцов, активно ищет свои подходы к установлению СД.
5. Положительное, личностное, действенное отношение Деловые качества партнёра. Целесообразность в объединении усилий для решения задач. Поиск средств, способов сотрудничества. Радость от того, что удалось объединить свои усилия, согласовать свои действия, получить совместный продукт. Ищет пути делового взаимодействия, оценивает свои и чужие действия с точки зрения вклада в общий результат, ставит промежуточные цели сотрудничества.

Приложение № 2.

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУПП.

Группа по желанию

Основание для формирования – участники работы сами выбирают тех, с кем они бы хотели работать.

Однородность – неоднородна;

Результат – трудно прогнозировать;

Задание на формирование – “Разделитесь на группы по…человек в каждой”, “Разделитесь на одинаковые группы”.

“Случайная” группа

Основание для формирования– участники вынуждены объединяться для выполнения какой- либо работы, хотя ни в каких других условиях вместе не взаимодействуют.

Однородность – неоднородна;

Результат – трудно прогнозировать, так как несовместимость может послужить причиной серьёзных конфликтов и сделать работу практически невозможной.

Задание на формирование – из тех, кто сидит рядом; по цветам выданных жетонов; предложить одному игроку отвернуться и, не глядя называть номер группы, в которую отправиться тот участник, на которого укажет организатор.

Группа, сформированная лидером

Основание для формирования – лидеры (назначенные организатором или выбранные участниками) выбирают наиболее работоспособных участников (иногда дружба и симпатии уходят на второй план);

Однородность – относительно однородна;

Результат – прогнозируем, так как лидер выбирает тех, кто способен достичь определённого результата;

Задание на формирование – организатор работы просит выйти тех, кого он назначает лидерами, а затем лидеры по очереди называют тех, с кем они желают работать в группе.

Если же выбор лидеров производится игроками, то организатор работы говорит: “Для игры нам понадобится разделиться на группы. Давайте выберем (назвать нужное количество) лидеров, которые эти группы сформируют”.

Группа, сформированная организатором

Основание для формирования– формируется в соответствии с целями, которые организатор ставит себе в данный момент. Эта группа за счёт своего состава решает определённые задачи.

Однородность – 1).Однородна, если состав группы подбирается из участников равных возможностей (лидеров, продвинутых, с одинаковым темпом работоспособности, уровнем знаний, способностей и т.п.)

2).Неоднородна, если состав группы подбирается из учащихся разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости.

Результат – прогнозируется заранее: в первом случае – например, подготовить участников к олимпиаде, во втором случае – взаимное дополнение и обогащение.

Задание на формирование – организатор называет имена участников, которые должны работать в той или иной группе.

Приложение № 3.

ПРИМЕРНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ.

(даются в готовом виде или вырабатываются участниками).

  1. Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.
  2. Нужно слушать и понимать друг друга.
  3. Нужно уметь договариваться.
  4. Необходимо соблюдать процедуру работы в группе (заданное время, особые условия выполнения задания).

Приложение № 4.

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ В ГРУППЕ.

  1. Желание каждого участника работать друг с другом.
  2. Уяснение цели работы в группе. Группа формируется для достижения результата (нахождения способа решения задачи, постановки проблемы), а не для приятного, дружеского общения.
  3. Важно правильно организовать поиск решения задачи или проблемы, что позволит резко сократить время выполнения задания:
  • выполнять правила работы в группе;
  • распределить роли; лучше, если в группе будет организатор;
  • расценивать участие каждого участника не как помеху, а как дополнительный ресурс, который позволит обогатить группу и наращивать темп работы;

4. Хорошо, если у участников группы будут примерно равные возможности. А если такого не происходит, необходимо добровольное согласие разных по силам учащихся работать на равных.

Приложение № 5.

ПРИМЕРНОЕ РОЛЕВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В ГРУППЕ.

Организатор (лидер)- организует обсуждение и взаимопонимание, вовлекает всех в работу группы.

Секретарь – оформляет решение группы.

Помощник секретаря – записывает все предложения членов группы.

Спикер – представляет результаты работы группы.

Помощник спикера – следит за выполнением правил в группе.

Хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы группы.

Каждый участник группы одновременно выступает в роли “ генератора идей”, “понимающего”, “критика”.

Приложение № 6.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ЗАДАНИЕМ.

Складывается из следующих этапов:

А). Подготовка к выполнению задания:

  • постановка познавательной задачи;
  • инструктаж о последовательности работы;
  • раздача необходимого дидактического материала по группам.

Б). Групповая работа:

  • знакомство с материалом, планирование работы в группе;
  • распределение заданий внутри группы;
  • индивидуальное выполнение задания;
  • обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
  • выбор и обсуждение общего решения;
  • подготовка к предъявлению результатов (оформление решения, подготовка выступающих).

В). Представление результатов работы:

  • сообщение о результатах работы в группах (в наглядно оформленном виде или устно);
  • обсуждение результатов работы (вопросы на понимание от других групп, выбор наиболее удачного решения);
  • обсуждение процесса работы, рефлексия.

Приложение № 7.

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ

ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РАБОТЫ НАД ЗАДАНИЕМ.

  • Что было хорошо, что получилось?
  • С какими трудностями встретились участники группы и как пытались их решить?
  • Была ли работа в группе эффективной и почему?
  • Что делал каждый участник группы, как понимал свои цели и задачи при выполнении задания?
  • Что нового каждый участник узнал об организации работы над заданием?
  • Что необходимо учесть для повышения эффективности работы в будущем?

Приложение №8.

Опыт проведения уроков по освоению учащимися способов организации взаимодействия в группе.

В НОУ “Гимназия “Квант” г. Великий Новгород существует опыт проведения совместных уроков психолога и учителя-предметника по обучению школьников групповой работе.

Задача учителя на таком уроке - руководство деятельностью учащихся при работе группы над заданием по предмету, психолога – оказание помощи ребятам в освоении способов содержательного сотрудничества, организации общения во время выполнения задания.

Урок математики “Основные свойства геометрических фигур” в 10-м классе.

В начале урока психолог обращается к учащимся:

Ребята, на плакате вы видите геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник, ломаную линию (зигзаг). Внимательно посмотрите на них и выберите жетон с изображением одной из фигур, наиболее понравившейся вам по принципу: “Я похож на эту фигуру”.

В обсуждении процесса работы в группе над заданием принимает участие психолог.

ПСИХОЛОГ: Ребята, вы достаточно хорошо знаете многие свойства геометрических фигур, таких как квадрат, треугольник, круг, зигзаг (ломаная линия).

Но, оказывается, они имеют ещё одну особенность. Существует связь между геометрическими фигурами и чертами характера человека. Эту связь изучает такое направление психологической науки как ПСИХОГЕОМЕТРИЯ – уникальная система анализа личности.

Чтобы познакомиться с ней поближе, предлагаю выполнить небольшое задание. Сейчас вы получите карточки с набором черт характера (см. Таблицу) .

Обсудите их в группе и попытайтесь соотнести черты характера с геометрическими фигурами (по ассоциации). Свой ответ обоснуйте.

Группы по очереди высказывают свои предположения, учитель дает верный вариант ответа, за каждый из них засчитывается балл. Выявляется самая проницательная команда.

ПСИХОЛОГ: Набор черт характера, который соответствует выбранному вами в начале урока значку, можете “ примерить” на себя, решая: “ В какой мере это подходит ко мне? Это похоже на меня? Я такой?”

Можно сделать следующий вывод: если человек имеет определенный набор черт характера (психологический тип), то из предложенного набора геометрических фигур он выберет в качестве понравившейся больше других вполне определенную фигур, соответствующую его типу.

Как вы думаете, результативна ли была работа в группе, если в нее входили ребята одного психологического типа, например только треугольники?

Можно ли сотрудничать эффективно в группе с людьми различных психологических типов?

Как можно применить знания психогеометрии в работе группы?

В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу о том, что знание психологического типа человека можно использовать для повышения продуктивности работы в группе:

  • при ролевом распределении, особенно, при выборе организатора обсуждения;
  • при выборе стиля общения;
  • в прогнозировании, понимании поведения человека в типичных ситуациях;
  • для учёта сильных и слабых сторон личности.

Таблица

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ГЕОМЕТРИЧЕКИХ ФИГУР.

Организованный

Трудолюбивый

Благоразумный

Упорный, настойчивый

Твёрдый в решениях

Терпеливый

Бережливый

доброжелательный

миролюбивый

умеющий внимательно слушать

сопереживающий

безконфликтный

справедливый

нерешительный

лидер, ведущий за собой

решительный

нацеленный на победу

уверенный в себе

энергичный

склонный к риску

чувствующий красоту

остроумный

любящий перемены

непостоянный в увлечениях

творческий

независимый

устремленный в будущее

восторженный, увлекающийся

фантазёр

Квадрат (1), треугольник (2), круг (3), ломаная линия (4).

Способ организации совместной деятельности

Признаки группового субъекта труда

Объектом исследования психологии совместной трудовой деятельности являются групповые субъекты труда - команды, бригады, трудовые коллективы и проч.

Групповая форма работы предполагает формирование некоей целостности (групповой субъект труда и его совместная деятельность) и не является простым механическим объединœением трудовых усилий независимо работающих людей, это новое сложно организованное образование.

Признаки коллективного труда были выделœены Б. Ф. Ломовым (1972) и дополнены А. Л. Журавлёвым (1987). Журавлёв считает главными основаниями выделœения группового субъекта труда следующие восœемь составляющих:

1. Наличие единых целœей для различных участников трудового процесса.

2. Формирование общей мотивации труда, не сводящейся к индивидуальным мотивам.

3. Разделœение единого трудового процесса на отдельные действия и операции и распределœение ролей в группе, что приводит к формированию структуры взаимосвязей участников группы.

4. Объединœение/совместность производственных функций участников трудового процесса как составляющих группового субъекта труда.

5. Строгая согласованность, координация выполнения распределœенных и одновременно организационно объединœенных действий участников группы в соответствии с заранее намеченной программой.

6. Необходимость выделœения функции управления в совместной трудовой деятельности, направленной на участников и через них на предмет труда.

7. Наличие единого конечного результата͵ общего для трудового коллектива и отличающегося большей эффективностью и качеством по сравнению с индивидуальной формой организации труда.

8. Единство (увязка) пространственно-временного функционирования участников совместной деятельности

Б. Ф. Ломов рассматривал в качестве ключевого признака совместной профессиональной деятельности наличие общей трудовой цели у членов группы. Группа объединяется как новое организационное единство и существует в таком качестве до тех пор, пока у членов группы сохраняется общая цель деятельности.

В сознании членов коллективного труда должны быть отражены их обязанности и способ взаимодействия между собой, которые зависят от характера организации и рода ее деятельности. Рассмотрим следующую классификацию организаций:

1. Правительственные и неправительственные (статус правительственной организации дается официальными органами власти).

2. Коммерческие и некоммерческие . К коммерческим относятся те организации, чьей основной целью является получение прибыли. Некоммерческие в качестве основной цели определяют удовлетворение общественных потребностей.

3. Бюджетные и небюджетные . Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделœенных государством средств.

4. Общественные и хозяйственные . Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей членов своего общества.

5. Формальные и неформальные . Формальные организации - ϶ᴛᴏ зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица.

Как особенный вид организаций можно выделить социально-экономические организации . Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками.

К социальным связям относятся:

· межличностные, бытовые отношения;

· отношения по уровням управления;

· отношения к членам общественных организаций.

К экономическим связям относятся:

· материальное стимулирование и ответственность;

· прожиточный уровень, льготы и привилегии.

Организации можно классифицировать также по способу совместной деятельности.

О. И. Зотова (1987) выделяет внешнюю структуру бригады и внутреннюю.

Внешняя структура может быть чисто внешней формой объединœения работников.

Внутренняя структура отражает бригаду как единый неформальный организм, коллектив, который мог быть развит на разных уровнях.

Коллектив низкого уровня развития представляет собой группу как объединœение отдельных личностей (при этом отсутствует ролевое и статусное давление, не выработаны групповые нормы поведения).

Коллектив среднего уровня развития имеет признаки внешней и внутренней организационной структуры, но между ними часто отсутствуют связи, бывают противоречия.

Коллектив высшего уровня развития обладает взаимоувязанной внешней и внутренней структурой, групповыми нормами и ценностями, которые признаются и значимы для его членов.

Эффективность совместного труда обусловлена не столько качеством межличностных отношений членов бригады и возможностью непосредственно взаимодействовать в процессе работы, сколько способом объединœения их трудовых усилий через выбор формы оплаты труда, создавший в сознании работников образ конечного продукта как единой, общей конечной цели.

ОРГАНИЗАЦИЯ

СОВМЕСТНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАК КОМПОНЕНТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

Заместитель заведующего по УВР

Овсянникова Раиса Евгеньевна

г.о. ЭЛЕКТРОГОРСК, 2013 год

В. Л. Сухомлинский

«Детство, детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве, у них свои критерии красоты, у них даже свое изменение времени: в годы детства день кажется годом, а год - вечностью. Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере ребенком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас, как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира, как сторожа, которому безразлично, что делается внутри этого мира».

Деятельность педагога дошкольного детства основывается на постоянном изучении личности ребенка, его потребностей, чувств, характера, убеждений, уровня интеллекта, душевного комфорта, базируется на знании закономерностей (изучении и анализе изменений) психолого-педагогического развития ребенка. Основная задача педагога – предоставить каждому ребенку оптимальные условия для реализации его способностей с учетом индивидуальных особенностей. Одним из наиболее эффективных способов для личностного развития ребёнка может быть организация с детьми совместной партнерской деятельности.

Совместная деятельность представляет собой способ взаимодействия, который осуществляется на основании социального восприятия (познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира) и с помощью общения. Результатом совместной деятельности являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.

Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

Понятие "совместная деятельность" раскрывается исследователями по-разному, но всегда во взаимосвязи с проблемой личностного развития. В процессе возникающего взаимодействия происходит информационный и деятельностный обмен, взаимовлияние друг на друга, что приводит к определенным изменениям в каждом из участников.

Характер совместной деятельности определяется не только наличием совместных действий, но и внешним проявлением активности детей. Важным является то, что взаимодействие в ходе совместной деятельности, организованной по типу сотрудничества, не исключает, а, наоборот, предполагает ведущую роль взрослого. Взрослый создает условия для личностного развития дошкольников, проявления ими самостоятельности, элементарной творческой активности, приобретения опыта сотрудничества. Основной функцией взрослого становится не трансляция информации, а организация совместной деятельности по ее освоению, решению различных задач.

Совместную деятельность разделяют на:

Непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

Совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач.

Современные исследователи предлагают различные способы организации на практике совместной деятельности в системе отношений взрослых и детей.

совместная деятельность

в системе отношений

педагог педагог

педагог ребёнок

ребёнок ребёнок

педагог родитель

педагог ребёнок родитель

ребёнок родитель

совместная деятельность

в системе отношений

педагог педагог

воспитатель воспитатель

воспитатель специалист

методист

воспитатель специалист

Взаимоотношения с коллегами основываются на признании профессионализма, интересе и совместной деятельности для достижения лучших результатов, корректном общении, уважении чужой точки зрения. Для благоприятного климата в коллективе администрация старается обеспечивать педагогам условия для профессионального роста, удовлетворять профессиональные потребности педагогов, вырабатывать совместные решения. Совместная деятельность в системе отношений «педагог – педагог» – это совместный педагогический поиск, обмен опытом, сотрудничество, которое осуществляется через педагогические советы, мастер-классы, открытые мероприятия, консультации, деловые игры и т.д.

Самое основное в совместной деятельности в системе отношений воспитатель – воспитатель это планирование образовательного процесса. Только во взаимодействии можно составить план образовательной деятельности и непосредственно образовательной деятельности, в котором будут учтены все условия для личностного развития дошкольников. Совместная деятельность педагога и детей планируется с учетом интеграции образовательных областей в процессе организации НОД и процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Совместная деятельность в системе отношений воспитатель – специалист для успешности воспитания и обучения детей важен единый подход, который осуществляется в том числе и через «Тетради взаимодействия специалистов и воспитателей». В группах комбинированной направленности в режиме дня прописан «коррекционный час», где воспитатели планируют и проводят индивидуальную коррекционную работу по рекомендациям специалиста.

Совместная деятельность в системе отношений методист – воспитатель – специалист: идёт работа через педагогические советы, планёрки, совещания, консультации, обсуждении, семинары и т.д. Методист находится в постоянном взаимодействии с педагогическими работниками.

совместная деятельность

в системе отношений

педагог ребёнок

«…Самое великое, самое важное и самое полезное во всем воспитании правило – не выигрывать нужно время, нужно тратить его. Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться: у нас получатся юные доктора и старые дети. У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать. Любите детство, поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир? Дайте детству созреть в детях» Жан-Жак Руссо

Каждый педагог дошкольного учреждения должен осознанно, ответственно и уважительно относиться к этому уникальному периоду. Всемерно помогать детям реализовывать способности, пробуждать благородные чувства и переживания, формировать позитивные связи между сверстниками, между родителями и детьми, обеспечивать поддержку нуждающимся в ней детям и семьям. Создавать оптимальные условия для всестороннего развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, физического, социального.

Совместная деятельность педагога и детей осуществляется в непосредственно образовательной деятельности и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

совместная деятельность

в системе отношений

ребёнок ребёнок

Совместная деятельность в системе отношений ребёнок – ребёнок осуществляется в самостоятельной деятельности детей (игры разного вида, совместное творчество, совместное решение разных проблем и т.д.), в непосредственно образовательной деятельности и в образовательной деятельности в микрогруппах (парах), подгруппах, группах.

При обучение навыкам совместной деятельности в команде (в микрогруппах, подгруппах), уделяется внимание успеху всей группы, который достигается посредством самостоятельной работы отдельных участников группы в процессе изучения проблемы. Целью здесь является развитие способности что-либо вместе познавать, когда каждый получает необходимые знания, вырабатывает новые навыки и вся группа при этом знает достижения каждого ее члена. При этом успех всей команды зависит от достижений отдельных участников, таким образом, формируется заинтересованность каждого в знании остальных.

совместная деятельность

в системе отношений

педагог родитель

«…Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами. Ребенок - зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери. Задача школы и родителей дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно... Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», - это высказывание В. А. Сухомлинского в полной мере подтверждает определяющую роль семьи и успех совместной деятельности родителей и педагогов.

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

Совместная деятельность в системе отношений педагог – родитель строится на установлении позитивных контактов с семьей через:

Соблюдение конфиденциальности и такта при обсуждении личности ребенка;

Обсуждение совместных действий с целью оптимизации процесса образования и воспитания (родительские собрания, помощь в оформлении и оснащении (на добровольной основе) как материальная, так и физическая);

Предоставление информационно-педагогических материалов (стенды для родителей);

Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка.

совместная деятельность

в системе отношений

педагог ребёнок родитель

Совместная деятельность в системе отношений педагог – ребёнок – родитель может осуществляться через:

Приобщение родителей к педагогическому процессу;

Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

Пребывание родителей на занятиях в удобное для них время (физкультура), участие в мероприятиях детского сада («Творческая мастерская», «Вместе весело», «Дочки – матери», «Неразлучные друзья», «С Днём защитника Отечества», «8 Марта» и т.д.);

Создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

Проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

совместная деятельность

в системе отношений

ребёнок родитель

В системе образования последнее время особое место принадлежит совместной деятельности детей и родителей, которое выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Но современные родители выглядят скованными и серьёзными, они не умеют играть, фантазировать вместе с ребёнком, шалить и веселиться, боясь нарушить « правили взрослого поведения».

Современные родители, почему-то забывают о том, что они самые первые, самые главные воспитатели и оставляют воспитание, обучение и развитие своих детей на откуп общеобразовательным учреждениям. Родители мало интересуются успехами своих детей. Привлечь, заинтересовать их очень трудно, но это самая важная задача. Так нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить, одеть, уложить спать, но и общаться с ним, научить его размышлять, думать, сопереживать. А как здорово всё делать вместе – играть, гулять, разговаривать на разные темы, делиться секретами, придумывать разные истории, делать поделки. Это и следует доносить до родителей наших воспитанников.

Да, родители сейчас все люди грамотные, с высшим образованием, но не умеют строить взаимоотношения с детьми. Уже давно психологи и педагоги единогласно утверждают, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Поэтому мы стараемся приобщать родителей к совместному творчеству со своими детьми. И уже были организованны такие выставки совместных творческих работ: «Я живу в Электрогорске», «ВВС России», «Наш Храм», «Космос».

Из всего выше сказанного следует, что детский сад должен стать открытой образовательной системой, т.е. с одной стороны, сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, а с другой, – вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

«Открытость детского сада внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу (присутствие на НОД, участие в НОД, участие в спортивных развлечениях, соревнованиях, участие в больших мероприятиях, материальная помощь и т.д.).

«Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям социума, готов сотрудничать с социальными институтами: общеобразовательными школами (экскурсии, заочное знакомство); музыкальной школой (выездные концерты в наш сад); другими дошкольными учреждениями (совместные мероприятия: «Шашечный турнир» в детском саду «Ромашка»; мероприятия по теме «Космос» в детском саду «Гнёздышко»; мероприятие на новогоднюю тематику в детском саду «Гнёздышко»); библиотекой (есть задумки на этот счёт) и др.

Таким образом, организация образовательного процесса в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми - это оптимальное средство решения актуальных проблем, связанных с обучением современных дошкольников, так как именно сотрудничество взрослого с детьми способствует их личностному развитию, а также полностью соответствует современным требованиям организации образовательного процесса.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

КОНСПЕКТ НОД

«СОЛНЫШКО»

ПО ЛЕПКЕ (ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ)

ОРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

II младшая группа

Воспитатель

Алонова Любовь Дмитриевна

г.о. Электрогорск, 2013 год

- «Художественно-эстетическое развитие».

Цель.

Формирование навыков совместной деятельности в процессе коллективной лепки.

Задачи.

Образовательные:

- ознакомление с нетрадиционной техникой – пластилинография;

Продолжение обучения приёмам работы в технике пластилинография: размазывать пальчиком пластилин

Развивающие:

- развитие умения работать в коллективе;

Развитие умений и навыков в работе с пластилином.

Воспитательные:

Воспитание чувства коллективизма;

Воспитание чувства радости от результата коллективной творческой деятельности.

Интеграция образовательных областей.

- «Художественное творчество», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», « Чтение художественной литературы», «Здоровье».

Виды деятельности:

Коммуникативная, продуктивная, трудовая, восприятие художественной литературы, игровая.

Ожидаемый результат:

Изготовление картины из пластилина «солнышко»;

Приобретение навыка совместной деятельности со взрослыми;

Получение позитивных эмоций от совместной деятельности со взрослыми и от общения.

Оборудование и материалы:

Пластилин, картинка – солнышко, заготовленный фон, маленькие зеркальца.

Предварительная работа:

- беседа о Весне и её приметах;

Чтение произведения К. Чуковского «Краденое солнце;

Заучивание потешек о весне, о солнышке;

Дидактические игры «На что похоже солнце»; «Выложи солнышко из палочек»;

Игра с солнечными зайчиками, пальчиковые игры.

Словарная работа:

Рыхлый снег, посвети, покажись, нарядись, солнышко красное, солнышко ясное.

Ход НОД

Воспитатель предлагает детям и взрослым встать в круг.

Воспитатель:

Дети, скажите мне, пожалуйста, какое время года уже началось?

Ответы детей.

Воспитатель:

Дети, а мне хочется узнать у взрослых, по каким признакам мы узнаём весну? Вы тоже можете им помочь.

Ответы взрослых и детей.

Воспитатель:

Все вы правы. Скажите, а всё-таки, какой признак прихода весны самый яркий, самый тёплый?

Ответы детей и взрослых.

Воспитатель:

Конечно же – солнышко! А какой формы солнышко?

Ответы детей.

Воспитатель:

Посмотрите, как мы с вами стоим?

Ответы детей?

Воспитатель:

Да, мы встали как солнышко.

А где живёт солнышко? Ответы детей.

Если в этот день на улице солнце, то воспитатель обращает на это внимание.

Воспитатель:

А когда солнышко встаёт? Когда ложится спать? Ответы детей.

Воспитатель:

Дети, давайте узнаем у взрослых, кому нужно солнышко? Но вы им тоже помогите.

Ответы взрослых и детей.

Воспитатель:

Ребята, у нас в группе тоже светило солнышко. Но, посмотрите, что с ним произошло? (Солнышко закрыто тучками ). Ответы детей.

Воспитатель:

Давайте попробуем позвать солнышко.

Дети вместе с воспитателем произносят потешку.

Солнышко, солнышко,

Выгляни, посвети!

Солнышко красное,

Нарядись, покажись!

Солнышко ясное,

Не прячься за тучу,

Дам орехов кучу!

Солнышко не выходит.

Воспитатель:

Не выходит солнышко. Как-то грустно, правда? Давайте не будем унывать, а сделаем своими руками солнышко с помощью пластилина.

Дети и взрослые садятся за столы. По количеству взрослых организовываются подгруппы. В каждой подгруппе один взрослый. Для каждой подгруппы заготовлен фон для коллективной лепки.

Воспитатель :

Дети посмотрите на солнышко (показ картинки - солнышко ) и скажите, из чего оно состоит? Ответы детей.

Воспитатель :

Круг будут лепить взрослые – сначала надо раскатать шар, сплющить его и прилепить на середине картины, после чего размазывать до нужных размеров. А дети будут лепить лучики – раскатывать брёвнышки, прикладывать около круга и примазывать. На каждом столе стоят мешочки. Если вы в мешочки засунете руку, то достанете из него то, из чего можно сделать солнышку глаза, рот, нос.

Давайте сначала подготовим наши пальчики, сделаем для них зарядку.

Физминутка – пальчиковая гимнастика «Солнышко».

Утро красное пришло,

Солнце ясное взошло.

Стали лучики светить,

Малых деток веселить.

Пальчики разгибаются по одному.

Прилетели тучки,

Спрятались лучики.

Пальчики прячутся в кулачок.

Воспитатель:

А теперь приступаем к делу.

Совместная творческая деятельность взрослых и детей. Воспитатель лишь наблюдает, по необходимости помогает, подсказывает.

Воспитатель:

Я вижу, что все уже слепили солнышко. Выходите с солнышками в круг. Посмотрите, какие все солнышки красивые, весёлые, тёплые.

Взрослые держат солнышки в руках, а дети ходят и рассматривают их.

Воспитатель:

Давайте поиграем!

Гляньте, солнышко над нами (нарисовать рукой над головой полукруг ),

Над деревьями (руки поднять вверх, пальцы разомкнуты ),

Домами (руки сложены над головой домиком ),

И над морем, над волной (нарисовать волну рукой ),

И немножко надо мной (дотронуться руками до головы ).

Воспитатель:

Подойдите каждый к своему солнышку. А теперь вместе со взрослыми решите для кого вы поставите солнышко, кому оно нужно?

Каждая подгруппа выбирает место, куда поставит своё солнышко. О том, куда ставить предупреждены заранее взрослые. Места заранее подготовлены: уголок природы, животные (игрушки). Пока взрослые и дети расставляют свои солнышки, воспитатель в это время убирает с солнышка тучки.

Воспитатель:

Посмотрите на наше солнышко. Что произошло?

Ответы детей.

Если в этот день на улице есть солнышко, воспитатель предлагает взрослым взять маленькие зеркала и провести с детьми забаву с солнечными зайчиками.

А если нет солнышка на улице, то занятие заканчивается по-другому.

Воспитатель:

Теперь у нашего солнышка много друзей и ему, наверное, больше не захочется прятаться за тучки. А мы, ребята, сейчас попрощаемся с гостями, а потом пойдём, узнаем, как живётся нашим солнышкам на новом месте.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

КОНСПЕКТ

ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ

по сказке В. Сутеева «Под грибом»

образовательная область «Социализация»

средняя группа

Воспитатели:

Павлова Татьяна Геннадьевна

Масленникова Наталья Андреевна

г.о. Электрогорск, 2013 год

Образовательное направление НОД:

- «Социально-личностное развитие»

Цель.

Формирование навыков совместной деятельности в процессе театрализованной игры.

Задачи.

Образовательные:

Учить передавать характерные особенности поведения персонажей с помощью мимики, интонации, жестов;

Продолжение обучения детей средствам выразительной речи.

Развивающие:

Развитие и поддержание интереса детей к театрализованной игре путём освоения игровых умений и навыков;

Формирование умения чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевые взаимодействия с другими персонажами.

Воспитательные:

Развитие у детей представления о чувстве дружбы, взаимопомощи.

Интеграция образовательных областей :

- «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Коммуникация», «Здоровье», «Познание».

Виды деятельности:

Коммуникативная, двигательная, игровая, восприятие художественной литературы.

Ожидаемый результат:

Умение детей разыгрывать представления по сказкам, эмоциональный отклик от общения со сказкой;

Приобретение навыка совместной деятельности с воспитателями и сверстниками.

Оборудование и материал:

Гриб (помощник воспитателя), маски зверей, магнитофон.

Предварительная работа:

Чтение сказки и беседа по сказке В. Сутеева «Под грибом»; рассматривание иллюстраций к сказке; чтение отрывка из сказки Н. Носова «Незнайка на Луне»; конструирование из бумаги «Ракета»; рассматривание иллюстраций с животными и насекомыми, с грибами, с луной и с сопутствующими беседами; аппликация «Луна в небе»; заучивание текста по сказке.

Словарная работа:

Потеснитесь, пережидает, «в тесноте да не в обиде», «вода с меня ручьём течёт», Незнайка, луна, ракета.

Ход НОД.

Ведущий. Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие по сказке. Эта сказка волшебная. В ней звери и птицы могут разговаривать друг с другом. А какие сказки вы знаете?

Ответы детей.

Ведущий. Молодцы, дети, много вы знаете сказок. А есть ещё одна сказка, которую мы с вами недавно читали (в случае, если дети не назовут эту сказку ). Вспомните, как она называется?

Ответы детей.

Ведущий. Правильно! Это сказка «Незнайка на луне»!

Слышится шум, грохот.

Ведущий. Интересно, что это за шум? Пойду, посмотрю.

Воспитатель подходит к двери, открывает её. Сразу же в дверь входит Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Ответы детей.

Незнайка. Ребята, я к вам прилетел с Луны. Но что-то очень шумно приземлился. Ну да ладно. А вы знаете, где находится луна?

Ответы детей.

Незнайка.

А на чём можно отправиться на луну?

Ответы детей.

Незнайка. Ребята, а я прилетел к вам, что бы с вами подружиться.

Ведущий. Незнайка, мы собираемся с ребятами в путешествие по сказке. Мы тебя приглашаем пойти с нами.

Незнайка. Мне будет очень интересно вместе с вами в путешествие.

Ведущий вместе с Незнайкой и детьми идёт на сказочную поляну. Звучит музыка (голоса птиц).

Ведущий. Мы с вами пришли в сказку, но прежде чем она начнётся, вы должны отгадать её героев.

Незнайка. А я не знаю, как отгадывать загадки. Вы меня научите?

Ответы детей.

Ведущий загадывает загадки.

1.Тащит он соломинку

К маленькому домику.

Всех букашек он сильней

Наш трудяга… (Муравей ).

2. Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет. (Бабочка )

3. Под полом таится,

Кошки боится. (Мышь )

4. Чик, Чирик! К зёрнышкам прыг.

Клюй, не робей.

Это кто? (Воробей ).

5. Длинные ушки, быстрые лапки.

Серый, не мышка.

Кто это? (Зайчишка ).

6. Рыжая плутовка спряталась под ёлкой.

Зайца ждёт хитрюга та.

Как зовут её? (Лиса )

Ведущий. Ребята, из какой сказки эти герои?

Ответы детей.

Незнайка. Ребята, какие вы молодцы. А вот я не знаю эту сказку «Под грибом». Вы мне её расскажите?

Ответы детей.

Ведущий. Мы с удовольствием тебе её расскажем и покажем. Ребята, давайте вместе выберем на роли. Как вы думаете, кто сможет сыграть муравья……

Воспитатель вместе с детьми выбирает детей на роли, одевает каждому герою маску.

Звучит мелодия дождя.

Ведущий. Как-то застал Муравья сильный дождь.

Выбегает муравей.

Муравей. Куда спрятаться?

Ведущий. Увидел Муравей на полянке гриб, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом – дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее.

Ведущий. Ползёт к грибу мокрая Бабочка.

Бабочка. Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я – лететь не могу!

Муравей. Куда же я пущу тебя? Я один тут кое-как уместился.

Бабочка. Ничего! В тесноте, да не в обиде.

Ведущий. Пустил Муравей Бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт…

Бежит мимо Мышка:

Мышка. Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

Бабочка. Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

Мышка. Потеснитесь немножко!

Ведущий. Потеснились – пустили Мышку под грибок.

А дождь всё льёт и не перестаёт…

Мимо гриба Воробей скачет.

Воробей. Намокли перышки, устали крылышки!

Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

Мышка. Тут места нет.

Воробей. Подвиньтесь, пожалуйста!

Мышка. Ладно.

Ведущий. Подвинулись – нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

Заяц. Спрячьте, спасите! За мной Лиса гонится!

Муравей. Жалко Зайца. Давайте ещё потеснимся.

Ведущий. Только спрятали зайца – лиса прибежала.

Лиса. Зайца не видели?

Все. Не видели.

Ведущий. Подошла Лиса поближе, понюхала:

Лиса. Не тут ли он спрятался?

Все. Где ему тут спрятаться!

Ведущий. Махнула лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл – солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба – радуются.

Все звери выходят из-под гриба.

Муравей. Ой, посмотрите, какой гриб стал большой.

Ведущий. Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?

Ответы детей.

Ведущий. Незнайка, а ты догадался?

Незнайка. Да, шёл сильный дождь гриб подрос, стал большим, и всем зверям хватило под ним места.

Незнайка. Ребята, каких героев сказки вы запомнили?

Ответы детей.

Ведущий. Дети, кто вам больше всего понравился?

Ответы детей.

Ведущий. Незнайка, а тебе кто понравился больше всех?

Незнайка. Мне понравился больше всего муравей. Он такой маленький, беззащитный, ему было всех жалко.

Ведущий. Вот наша сказка подошла к концу. Незнайка, ты чего загрустил?

Незнайка. Мне было так весело, и я не хочу с вами расставаться. И, кажется, снова дождь начинается.

Ведущий. Ребята, чем же нам Незнайку развеселить? А давайте, поиграем!

Физкультминутка «Дождик»

Рассердилась туча злая (покачивание головой из стороны в сторону, погрозить пальчиком ).

И закапал мелкий дождь (медленное ритмичное постукивание пальцем по ладоням ).

Капля – раз, капля – два, очень медленно сперва (медленный бег по кругу ).

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом (быстрый бег по кругу ).

Дождь, дождь, надо нам расходиться по домам (ходьба на месте ).

Гром, гром как из пушек (стучать кулак о кулак ).

Нынче праздник для лягушек (прыжки по кругу ).

Ливень туча посылает и стеной вода течёт (руки перед собой, движение ладонями вверх-вниз ).

Где бы спрятаться от ливня (пожать плечами, посмотреть по сторонам )?

Нас под грибом Незнайка ждёт (поднять руки над головой, изображая шляпку гриба ).

Солнце вышло из-за тучки, мы протянем к солнцу ручки (поднять руки вверх, развести в стороны ).

Незнайка. Ну, вот в нашей Сказочной стране и кончился дождик.

Молодцы, ребята, хорошую сказку рассказали, мне очень понравилось! А вам?

Ответы детей.

Ведущий. Ребята, нам уже пора попрощаться со сказкой и возвращаться в детский сад. Постарайтесь дома рассказать эту сказку маме, папе, бабушке, дедушке, младшим братишкам и сестрёнкам.

Незнайка. До свидания, ребята, мне пора возвращаться в свою сказку. Ребята, а можно я возьму с собой гриб и покажу своим друзьям. Они никогда не видели такого большого гриба.

Ответы детей.

Незнайка. Ребята, спасибо вам. Я тоже кое-что хочу вам подарить. Вот (показывает фото ). Я хочу вам подарить своё фото на память о нашей встрече.

Незнайка раздаёт всем детям свои фото.

Ведущий. Незнайка, приходи к нам ещё в гости, мы тебе будем очень рады, и дети расскажут тебе новую сказку.

Незнайка вместе с грибом уходят.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

Конспект НОД

«Мастерская космических ракет»

по лепке

образовательная область

«Художественное творчество»

старшая группа

Воспитатель

Орехова Екатерина Сергеевна

г.о. Электрогорск, 2013 год

Образовательное направление НОД:

- «Художественно-эстетическое развитие»

Цель.

Формировать навыки совместной деятельности в процессе продуктивной деятельности.

Задачи.

Образовательные:

Учить детей создавать макет ракеты совместно в микрогруппах (в парах);

Обобщать знания детей о космосе;

Расширять представления детей о возможностях использования пластилина и бросового материала (пластиковой бутылки).

Развивающие:

Закреплять ранее освоенные приемы лепки;

Развивать навык нахождения совместного решения по изготовлению поделки.

Воспитательные:

Воспитывать чувство радости от совместной деятельности.

- «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Здоровье».

Виды деятельности:

Продуктивная, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская.

Ожидаемый результат:

Дети научатся делать ракету из пластиковой бутылки и пластилина;

Приобретения навыка совместной деятельности в микрогруппах (в парах).

Оборудование и материал:

- иллюстрация с изображением космоса; фотография Ю.А. Гагарина; макет космодрома; карта космоса; пластилин на каждую пару; бутылка пластиковая (по одной бутылке на пару); стеки; доски для лепки; влажные тряпочки для вытирания рук; готовый макет ракеты.

Предварительная работа:

Беседа о дне космонавтики – 12 апреля; рассматривание портрета Ю.А. Гагарина, беседа о первом космонавте; рассматривание иллюстраций с изображением космодрома и сопутствующая беседой; аппликация «Ракеты в космосе» в парах; лепка «Инопланетянин»; конструирование из бумаги «Космическая ракета», «Космонавт», «Летающая тарелка»; рассматривание книг о космосе.

Словарная работа:

- «день космонавтики», «конструктор ракет», «космодром», «космический полет», «стартовая площадка», «реактивный двигатель», «корпус», «иллюминатор».

Ход НОД:

Дети стоят у доски полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на иллюстрации. Что на них изображено? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, космос! А что такое космос?

(Ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, почему я их сегодня повесила?

(Ответы детей)

Воспитатель: А скажите, кто летает в космос? (Ответы детей)

Воспитатель: Какое путешествие совершают космонавты?

(Ответы детей)

Воспитатель: На чем летают космонавты в космос?

(Ответы детей)

Воспитатель: Верно, ребята, на космических ракетах!

Воспитатель показывает фотографию Ю.А. Гагарина

Воспитатель: Посмотрите на эту фотографию. Кого на ней вы видите? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. 12 апреля на космической ракете, Ю.А. Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет в космос. С тех пор, каждый год, этот день, вся страна отмечает как День космонавтики.

Как вы думаете, какими должны быть космонавты? (Ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Тренировка космонавтов» (выполнение действий по тексту).

1,2,3 ноги поднимайте,

1,2,3 веселей шагайте,

1,2,3 потянитесь дружно,

1,2,3 закаляться нужно,

1,2,3 сели и привстали,

1,2,3 космонавтами мы стали (развести руки в стороны ).

Воспитатель: Молодцы! Прекрасно справились с заданием.

Ребята, а откуда стартуют космические ракеты? (Ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у нас в группе тоже есть свой космодром. Только чего-то на нем не хватает? Чего?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, на нашем космодроме не хватает космических ракет. Я предлагаю вам побыть немного конструкторами ракет и сделать космические ракеты для полетов в космос. Давайте, пройдем в нашу «мастерскую космических ракет».

Дети делятся на пары. Каждая пара будет делать одну ракету.

Воспитатель проводит объяснение и показ.

Воспитатель: Дети, прежде чем приступить к работе, давайте приготовим наши пальчики.

Физкультминутка.

В темном небе звезды светят, Поочерёдное соединение

Космонавт летит в ракете. большого пальца

День летит, и ночь летит, со всеми остальными пальцами

И на землю вниз глядит. рук на ударные слоги.

После физкультминутки воспитатель предлагает детям приступить к выполнению задания.

Самостоятельная деятельность детей в парах.

Первая ракета помещается на карту космоса, которая висит рядом с космодромом, а остальные ракеты ставятся на макет космодрома.

По окончании рассматриваются вместе с детьми все работы, подводится итог НОД.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

КОНСПЕКТ ВИКТОРИНЫ

« КОСМИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ »

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Воспитатели:

Завойкина Наталья Васильевна

Петрова Светлана Юрьевна

Г. о. Электрогорск, 2013 год

Образовательное направление.

- «Социально-личностное развитие».

Цель.

Формирование навыков совместной деятельности в командных соревнованиях.

Задачи.

Образовательные:

Обобщение знаний детей о космосе;

Расширение кругозора детей.

Развивающие:

Формирование умения договариваться, помогать друг другу, прислушиваться к мнению игроков по команде;

Развитие мыслительной активности, умения наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитание чувства коллективизма, позитивных эмоций от совместной командной деятельности.

Интеграция образовательных областей:

- «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».

Виды деятельности:

Коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы, игровая.

Ожидаемый результат:

Расширение представлений о космосе, планетах;

Приобретение навыков совместной деятельности в подгруппах;

Испытание радости от игр и общения детей друг с другом.

Оборудование и материал:

Шапочка инопланетянина, модель солнечной системы на ватмане, посылка, плоскостное изображение планет, карточки с загадками, счётные палочки, пуговицы, мяч, карандаш, лист бумаги для графического диктанта.

Предварительная работа:

Загадывание загадок, беседы о космосе, изготовление ракет из бумаги в технике оригами, чтение художественной литературы, рассматривание альбомов, рисование на тему «Космос».

Словарная работа:

День космонавтики, телескоп, планеты, ракета, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, звездочёт, солнечная система

Ход.

Воспитатель.

Правильно, День Космонавтики.

Скажите, пожалуйста, что это за праздник? (Ответы детей ).

А кто такие космонавты? (Ответы детей ).

Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос? (Ответы детей ).

Совершенно верно. Человек смотрел на звёздное небо, и ему хотелось узнать, что же это за звёзды, почему они такие яркие. Учёные придумали специальные приборы. Как они называются? (Ответы детей ).

Учёные с интересом наблюдают за звёздным небом. Ребята, а как вы думаете, есть ли в космосе что-то кроме нашей планеты Земля? (Ответы детей ).

А вы хотели бы совершить путешествие в космическое пространство? (Ответы детей ).

На чём же можно отправиться к звёздам? (Ответы детей).

Я предлагаю вам разделиться на три команды и занять места в космических ракетах.

Дети делятся на команды и садятся за столы.

Воспитатель.

Чтобы узнать названия команд, нужно будет отгадать загадки:

1. До луны не может птица долететь и прилуниться,

Но зато умеет это делать быстрая…(ракета).

2. Он не лётчик, не пилот,

Он ведёт не самолёт,

А огромную ракету,

Дети, кто скажите это? (Космонавт ).

3. Днём они исчезают,

Ночью-блестят, сверкают. (Звёзды ).

Воспитатели ставят на стол каждой команды эмблему.

Воспитатель.

Команды готовы? Отправляемся в полёт.

Дети выполняют перед грудью вращательные движения рук и издают звук «р-р-р-р». Затем поднимают руки над головой и соединяют ладошки – ракеты полетели. Одновременно в записи звучит звук летящей ракеты, переходящий в звук космоса.

Воспитатель.

Вот, ребята, мы оказались с вами в космическом пространстве.

На доске лист ватмана с изображением модели солнечной системы.

Воспитатель.

Ребята, что вы видите? (Ответы детей ). А как вы думаете, чего в ней не хватает? (Ответы детей ) Правильно, в этой солнечной системе отсутствуют планеты.

Слышится звук пролетающей ракеты. Входит инопланетянин.

Инопланетянин.

Здравствуйте, земляне. Вот вы-то мне и поможете. Вы уже увидели, что у нас случилось? (Ответы детей ).

Все планеты вот в этой космической коробке. Их надо вернуть на место.

Воспитатель берёт коробку у инопланетянина и открывает её. В коробке плоскостные изображения планет.

Воспитатель.

Ну, мы эти планеты мигом сейчас вернём на место.

Воспитатель достаёт планеты и прикладывает их к солнечной системе. Они не держаться, падают.

Воспитатель.

А на коробке что-то написано: «Каждая планета скрывает задание, с которым должны справиться самые смелые, смекалистые, внимательные и дружные! Только когда задание будет выполнено, планета сможет занять своё место в солнечной системе». Ребята, вы готовы к этому нелёгкому испытанию? (Ответ детей ).

Тогда начнём. А чтобы узнать, какая команда самая дружная, смелая и внимательная за правильное и быстрое выполнение задания инопланетянин будет раздавать звёзды.

И так, нас ждёт первая планета. Меркурий. Первое задание-разминка. Воспитатель задаёт вопросы по очереди командам о космосе. Каждой команде по пять вопросов.

Как называется костюм космонавта для выхода в открытый космос?

Как назывался самоходный аппарат, для исследования лунной поверхности?

Как называется транспорт, который доставляет людей и технику в космос?

Как называется третья от Солнца планета?

Назовите клички собак, которые летали в космос?

Почему космонавты не едят ложкой?

Как называется аппарат для полёта человека в космос?

Как называется дом для космонавтов в космосе?

Как называется астрономический прибор для изучения небесных тел и светил?

Назовите имя первого космонавта Земли.

Как называется место запуска космических ракет?

Что такое космодром?

Как называется естественный спутник Земли?

Какая звезда даёт нам тепло и свет?

Как называется небесное тело, состоящее из льда и камня, у которого с приближением к Солнцу появляется «хвост»?

У какой планеты есть большие вращающиеся кольца?

Как называется человек, совершающий полёт в космическом пространстве?

Подведение итога конкурса. Планету прикрепляют к солнечной системе. На каждой плоскостной планете с обратной стороны заранее прикреплён двусторонний скотч.

Воспитатель.

Следующая планета Венера.

Чтобы вернуть эту планету на место, нужно выполнить задание «Собери ракету». Воспитатель предлагает выложить из счётных палочек и пуговиц ракету.

Воспитатель.

Следующая планета Земля. Задание «Назови космический объект». Дети встают в круг и по очереди передают друг другу ракету, называя при этом космические слова.

Подведение итога. Планету прикрепляют к солнечной системе.

Воспитатель.

Следующая планета Марс. Задание – графический диктант «Проложи путь через звёзды». Дети под диктовку воспитателя по клеткам чертят путь.

Подведение итога. Планету прикрепляют к солнечной системе.

Воспитатель.

Следующая планета Юпитер. Конкурс капитанов «Нарисуй с закрытыми глазами ракету». Воспитатель капитану завязывает глаза, и он на ватмане рисует ракету.

Подведение итога. Планету прикрепляют к солнечной системе.

Воспитатель.

Следующая планета Сатурн. Задание-игра «Крокодил». Игроки команд по очереди тянут карточки с заданием – изобразить нарисованный на ней предмет, остальные угадывают.

Подведение итога. Планету прикрепляют к солнечной системе.

Воспитатель.

Следующая планета Уран. Задание – «Нарисуй пришельца». Дети на листе бумаги обводят свою ладошку и дорисовывают из неё пришельца.

Подведение итога. Планету прикрепляют к солнечной системе.

Воспитатель.

Следующая планета Нептун. Задание-игра «Звездочёт». Дети встают в круг, воспитатель в центре. Слова воспитателя:

В небе звёздочки мигают

Звёздам хочется играть,

Звездочёт считает звёзды:

1,2,3,4,5.

Звездочёт, звездочёт,

Поиграй ты с нами.

Что покажешь ты нам,

Отгадаем сами!

(3-5 движений, дети отгадывают ).

Подведение итога. Планету прикрепляют к солнечной системе.

Воспитатель обращает внимание детей на полученную модель Солнечной системы. Спрашивает, что нового они сегодня узнали. После подсчитываются звёздочки у каждой команды. Подводится итог.

Инопланетянин раздаёт детям от себя подарки, после чего удаляется.

Воспитатель.

А теперь нам надо вернуться обратно в свою группу.

Включается звук летящей ракеты. Дети соединяют ладошки над головой, изображая ракету.


В сознании членов коллективного труда должны быть отражены их обязанности и способ взаимодействия между собой, которые зависят от характера организации и рода ее деятельности. Рассмотрим следующую классификацию организаций:

      Правительственные и неправительственные (статус правительственной организации дается официальными органами власти).

      Коммерческие и некоммерческие . К коммерческим относятся те организации, чьей основной целью является получение прибыли. Некоммерческие в качестве основной цели определяют удовлетворение общественных потребностей.

      Бюджетные и небюджетные . Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств.

      Общественные и хозяйственные . Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей членов своего общества.

      Формальные и неформальные . Формальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица.

Как особенный вид организаций можно выделить социально-экономические организации . Социально-экономическая организация характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками.

К социальным связям относятся:

    межличностные, бытовые отношения;

    отношения по уровням управления;

    отношения к членам общественных организаций.

К экономическим связям относятся:

    материальное стимулирование и ответственность;

    прожиточный уровень, льготы и привилегии.

Организации можно классифицировать также по способу совместной деятельности.

О. И. Зотова (1987) выделяет внешнюю структуру бригады и внутреннюю.

Внешняя структура может быть чисто внешней формой объединения работников.

Внутренняя структура отражает бригаду как единый неформальный организм, коллектив, который мог быть развит на разных уровнях.

Коллектив низкого уровня развития представляет собой группу как объединение отдельных личностей (при этом отсутствует ролевое и статусное давление, не выработаны групповые нормы поведения).

Коллектив среднего уровня развития имеет признаки внешней и внутренней организационной структуры, но между ними часто отсутствуют связи, могут быть противоречия.

Коллектив высшего уровня развития обладает взаимоувязанной внешней и внутренней структурой, групповыми нормами и ценностями, которые признаются и значимы для его членов.

Эффективность совместного труда обусловлена не столько качеством межличностных отношений членов бригады и возможностью непосредственно взаимодействовать в процессе работы, сколько способом объединения их трудовых усилий через выбор формы оплаты труда, создавший в сознании работников образ конечного продукта как единой, общей конечной цели.

9.3. Психология группы

Группа, объединяя то или иное число людей, не представляет собой простую их сумму. В группе всегда возникают качественно особые явления, которые называются «групповыми эффектами». Они характеризуют группу как целое. Такими эффектами, например, являются групповое настроение, психологический климат в группе, коллективная воля, групповые нормы поведения и др.

Группа – совокупность людей, выступающая не как сумма входящих в не лиц, а как целостное объединение, она отражает социальную природу общества, частью которого является.

Выделяют большие и малые объединения людей. Это деление основывается на особенностях контактов между их членами. В больших группах (нация, демонстрация, члены определенного спортивного общества) контакт между всеми людьми, их составляющими, не обязателен. В малых группах (бригада, спортивная команда, семья) каждый член группы лично знает всех других ее членов и может вступать с ними в контакт. Все члены группы непосредственно общаются друг с другом. В больших и малых группах выделяют организованные (официальные, формальные) и неорганизованные (неформальные) группы. Они различаются способами возникновения. Организованные группы образуются для осуществления определенных общественных целей, их существование подтверждено официальными документами. Неорганизованные группы (дружеские компании, товарищи по играм, толпа, очередь) возникают стихийно, как бы сами собой. Их никто специально не создает, никто не руководит ими официально. Причиной их появления служат общие потребности, интересы, взгляды, симпатии, а нередко и просто случайно возникшие условия встречи.

Малая организованная группа – ближайшее социальное окружение, первичная микросреда, оказывающая влияние на человека.

Социально-психологические особенности малой организованной группы: наличие общей цели, совместная деятельность, организационное строение, общение, групповые нормы, деловые и личностные отношения.

Цель . Цели различаются по социальному смыслу (общественно значимые, групповые, личные) и по отношению к перспективе (перспективные, ближайшие, конкретные). Общественно значимые цели – это те, достижение которых полезно всему обществу; групповые и личные цели связаны с интересами одной группы людей или одного человека. Между общественно незначимыми целями, с одной стороны, и групповыми или личными, с другой, возможна двоякая связь: личные или групповые цели соответствуют общественным интересам (например, победа в лично-командных соревнованиях); групповые или личные цели противоречат интересам общества, они асоциальны. Перспективные цели связаны с будущим, конкретные – краткосрочны, строятся на месяц, неделю, день. Наличие в группе перспективных, общественно значимых целей, принятых ее членами и воспринимаемых ими как свои личные, благоприятно для развития группы.

Совместная деятельность . Главной причиной развития малой организованной группы и эффективного ее функционирования является совместная деятельность, направленная на достижение целей. Совместная деятельность – это общий труд, обучение и проч., в которых имеют место взаимные действия и взаимная зависимость участвующих лиц. Совместная деятельность может быть взаимосвязанной и взаимонесвязанной. При взаимосвязанной деятельности действия одного участника невозможны без одновременных или предшествующих действий других членов группы. Такова деятельность экипажа самолета, хирурга и его ассистентов во время операции, певцов в хоре. При взаимонесвязанной деятельности каждый член группы вносит свой вклад в достижение общей цели, действуя индивидуально. Это характерно, например, для учебной группы, трудового коллектива. Совместная деятельность приучает членов группы считаться с индивидуальными особенностями других участников труда, оказывать им помощь, подчиняться общим требованиям.

Организационное строение группы. Малая организованная группа характеризуется определенной структурой, то есть устойчивой совокупностью связей и отношений между ее членами. В структуре выделяются внешняя (формальная) и внутренняя (неформальная) подструктуры.

Внешняя подструктура определяется приказами, инструкциями, установками, положениями, штатным расписанием и другими официальными документами. Она включает официальных руководителей группы. В приказном порядке, например, в спортивных командах занимают руководящие должности тренер и его заместители. С этой подструктурой связано осуществление официального управления группой.

Внутренняя подструктура возникает в самой группе. Она рождается как бы сама собой, стихийно и нередко выдвигает лидера. Лидер – это член группы, который не предусмотрен штатным расписанием, его не назначают. Он неофициально ведет за собой других членов группы. Так, наряду с официальным руководителем в рабочей группе (бригаде) может быть очень авторитетный работник, влияние которого на поведение рабочих больше, чем влияние бригадира. Вокруг лидера обычно возникают объединения членов группы (группировки). В группе может быть несколько лидеров и несколько группировок.

Внешняя и внутренняя подструктуры могут дополнять группу для ее жизни и плодотворной деятельности. Возможны и расхождения подструктур. Это влечет за собой возникновение разногласий, даже конфликтов и, естественно, неблагоприятно отражается на групповой жизни в целом.

Общение. Взаимодействие в малой организованной группе всегда осуществляется через непосредственное общение ее членов. Вопросы, просьбы, разговоры, беседы, диспуты – все это различные формы общения. Оно – непременное условие существования и развития малой группы. Именно в общении происходит обмен различной информацией и возникает договоренность между членами группы.

В профессиональной деятельности общение обычно носит деловой, заранее продуманный и организованный характер. Оно зависит от сложности решаемых задач и правил деятельности, количества участвующих в ней лиц, степени их подготовленности. Личностное общение – это свободные контакты между людьми, позволяющие удовлетворять потребность человека в общении.

Групповые нормы . Нормы – это правила, которые устанавливаются, одобряются и принимаются как эталон поведения в группе. Групповые нормы определяются нормами общества, его нравственными принципами. В каждой конкретной группе наблюдаются свои дополнения к общим правилам, обусловленные особенностями жизни и деятельности этой общности.

Деловые отношения – проявление формальной подструктуры. Они складываются на основе распределения и выполнения служебных обязанностей и возникают в процессе деятельности. Это «отношения ответственной зависимости», как называл их выдающийся педагог А. С. Макаренко. К деловым отношениям относятся не только отношения руководства и подчинения, но и деловые связи между равными по положению членами группы.

Личностные отношения неформальной подструктуры группы основываются на симпатиях, антипатиях или безразличии между членами группы, на потребностях людей в эмоциональных контактах. Эти отношения обнаруживаются в дружбе, привязанности, товарищеских контактах между одними членами группы и во враждебности, неприязни между другими.

В зависимости от характера совместной деятельности, степени внутреннего единства при ее выполнении можно выделить уровни развития группы:

1. Ассоциация. Люди объединены общей целью, но не все в равной мере принимают ее, деятельность группы осуществляется, хотя действия ее членов разобщены. Группа постоянно нуждается во вмешательстве руководителя. Личностные отношения устанавливаются довольно быстро, но в форме приятельских компаний, они не определяются делом.

2. Кооперация . Более четко выражено единство действий членов группы, существуют единые взгляды на основные ее ценности. Группа обладает реально и успешно функционирующей организованной структурой. Личностные отношения и общение имеют деловой характер, подчинены достижению общих целей. Однако на этом уровне еще не очень значима направленность деятельности группы, и поэтому возможно как положительное ее движение – к коллективу, так и отрицательное – к корпорации.

3. Коллектив. Характерная черта коллектива – сплоченность. Она проявляется в том, что все помыслы, чувства и усилия ее членов объединены стремлением к достижению общей цели. Групповые нормы и ценности реализуются в практических действиях при выполнении совместной деятельности. Деловые отношения максимально слажены, четки, обеспечивают взаимодействие всех членов группы. Каждый член группы чувствует себя ее частицей, удовлетворен своим положением в группе, готов к самоотдаче ради общих интересов дела.

4. Корпорация. Группа характеризуется организационной сплоченностью, четким взаимодействием, но замкнута, оторвана от других групп, ее деятельность направлена на узкогрупповые цели. В корпорациях нет согласованности цели с целями и задачами общества. Групповые цели могут быть даже антисоциальными (например, в религиозных сектах).

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов