Учебные планы в образовательной организации школы. Эффективный учебный план как инструмент управления образовательным процессом

10.10.2020

Все студенты учатся по плану, который позволяет поэтапно получать новые знания и равномерно распределяет их в голове.

Чтобы было понятней, объясню на простом примере: прежде чем решать сложные примеры, школьник обязательно должен выучить таблицу умножения; в противном случае более ёмкая информация будет просто недоступна его пониманию.

Именно поэтому в учебном плане первой на повестке дня является таблица умножения, а уж потом решение сложных примеров.

Аналогичная ситуация обстоит в средне-специальных и высших учебных заведениях, только студенты настолько заняты учебой, что просто не придают этому значения.

В целом, это правильно, поскольку учебный план – это, скорее, руководство к действию для преподавателей и учителей, а школьников и студентов оно не касается.

Однако это не означает, что можно игнорировать вопрос, что такое учебный план, ведь для общего развития и расширения собственного кругозора эта информация уж точно не будет лишней.

Что такое учебный план и его особенности

Учебным планом называется документально заверенный документ, который предусматривает план обучения студентов той или иной специальности.

Он не просто составляется на бумаге в строго оговоренной форме, но и содержит достаточное количество подписей и даже мокрую печать учебного заведения, реже – Министерства Образования.

Это лишний раз доказывает всю значимость этого документа, который в обязательном порядке согласовывается с высшим руководством вуза и деканатом конкретной специальности.

Учебный план – документ структурированный, а состоит из трех обязательных частей:

График обучения;

Список предметов;

Количество часов.

График обучения – это основная составляющая документа, поскольку предусматривает расписание зачетов, экзаменов, учебной и производственной практики, промежуточной аттестации. Соответственно, сюда же относятся курсовые и дипломные работы, курсовые проекты и лабораторный практикум.

Список предметов – также важная часть учебного плана, поскольку включает перечень всех дисциплин, которые будут изучены студентами в период определенной сессии. Кроме того, в обязательном порядке включены факультативные занятия и спортивно-культурные мероприятия. Также не стоит забывать об олимпиадах, которые обязательно проводятся каждым вузом.

Количество часов – это, скорее, условная составляющая учебного плана, которая предоставляет подробную информацию о количестве часов на ту или иную тему, предмет. Продолжительность каждого периода описывается суммарно и по отдельности, а также здесь предусмотрены положенные часы на домашние работы, теоретические лекции, самостоятельные и практические задания, лабораторные занятия.

Все эти составляющие учебного плана являются обязательными, а без их подробного описания подтверждающей подписи, и, тем более, мокрой печати однозначно не получить.

Мало того, для каждой специальности предусмотрен свой уникальный план, который будет отличаться для заочного, дневного и вечернего отделения студентов.

Если вы до сих пор не знали, что есть учебный план, то самое время раскрыть глаза.

Если же вам стало интересно, что это за документ такой, и соблюдает ли преподаватель его строго утвержденные рамки, то можно с характерной просьбой обратиться в деканат или на свою кафедру, где без проблем позволят внимательно ознакомиться с этим важным студенческим документом.

Возникающие вопросы можно смело адресовать преподавателю, но опять-таки не забывать, что вам еще идти на экзамен по этому предмету.

Для чего студентам нужен учебный план?

Многие студенты учатся, и их мало волнует, что такое учебный план. Однако бывают такие периоды, когда нагрузка повышается настолько, что учащийся уже не справляется со всеми заданиями, заметно «съезжая вниз» в успеваемости.
Вот тут и начинается паника, а желание лично ознакомиться с учебным планом становится все острее и острее.

Здесь важно отчетливо для себя понимать, что учебный план – это документ, равносильный Уставу вуза, поэтому в случае явных нарушений со стороны преподавателя могут последовать разбирательства свыше.

Не исключено, что они будут в вашу пользу, и тогда свою репутацию, как примерного ученика, можно будет сразу же восстановить.

Такое знание также необходимо, когда преподаватель поверхностно относится к лекционной и практической составляющей своих прямых обязательств, зато на экзамене потом требует по полной.

Как правило, ленивые педагоги любят фразу «самостоятельное обучение». Действительно такой термин предусмотрен учебным планом, однако рассчитан лишь на отдельные темы, а не на полный курс лекций.

За выяснение такого несоответствия преподавателя в ректорате не похвалят, кроме того, могут последовать штрафные санкции, например, в виде лишения премии.

Так что не стоит игнорировать такую важную информацию, как учебный план, поскольку данный документ, прежде всего, представляет интересы студента, чтобы он в скором времени заслужил гордое и почетное звание «молодой специалист».

Лично мой совет звучит примерно так: начался очередной семестр, не поленитесь, сходите в деканат и прочитайте учебный план хотя бы для общего развития, а там… мало ли, где пригодится эта полезная информация.

Образовательные реформы

Если еще десять лет назад учебные планы составляли ежегодно, причем в них присутствовало массу новаторских идей от преподавателей, но сегодня педагоги предпочитают идти по протоптанной дорожке.

Что это значит?

Раньше составление учебного плана – это был самый настоящий спор, в итоге которого рождалась истина. Преподаватели спорили, какой предмет и когда нужно ввести в учебный план, сколько часов в семестр ему уделить, как аттестовать студентов.

Основная цель была – предоставить учащимся вузов и средне-специальных учебных заведений максимум знаний, которые в дальнейшем обязательно пригодятся на производстве и практике.

Сегодня все изменилось, а педагоги предпочитают просто обновить старый учебный план, после чего принести его на подпись в ректорат.

Никаких свежих идей, никакого стремления, а современная система образования отчасти стала скучной и обыденной.

С одной стороны стабильность еще никому не повредила, но с другой – почему бы не поэкспериментировать, как это было раньше?

В защиту традиционных учебных планов стоит сказать, что, благодаря им, на производстве и в других сферах появился уже не один высококвалифицированный специалист.

Виды учебного плана

Что такое учебный план, мы уже разобрались; для чего он необходим во всех учебных заведениях – тоже. Теперь попробуем выяснить, какие бывают учебные планы, и чем они на практике отличаются.

Итак, имеется следующая классификация.

Типовой учебный план считается основным документом, который гарантирует государственную составляющую определенной образовательно-профессиональной программы. В нем на государственном уровне установлены минимальные объемы учебных часов и циклов (блоков), список обязательных предметов, квалификация выпускаемого специалиста, любые дополнения. Проще говоря, установлено Министерством Образования обучение в школе 10 лет, значит – никто этого уже не изменит на негосударственном уровне.

Рабочий учебный план — это типовой учебный план с корректировками определенного вуза. То есть высшее учебное заведение берет за основу главный документ, установленный и утвержденный Министерством Образования, а после вносит в него поправки, согласно действующей системе обучения в его стенах. Все изменения подтверждены документами, в частности, Уставом вуза.

Например, за год положено вычитать студентам определенный объем информации – это типовой план. В первом семестре сделать меньше пар по специальности, а во втором по решению деканата, наоборот, увеличить число часов – это уже рабочий план. В итоге план выполнен, а как – это уже вопрос университета.

Все существующие требования к уровню подготовки выпускников в большинстве своем определяет обязательный минимум содержания образовательно-профессиональных программ, и об этом важно не забывать при составлении ежегодного учебного плана.

Что должен помнить каждый студент?

Чтобы избежать стычек с преподавателями и не создавать конфликтные ситуации, важно знать следующую информацию, которая, по сути, является констатацией факта и не будет лишней для каждого студента:

1. Учебный план обязательно имеется в любом учебном заведении, будь то школа, колледж, училище или университет.

2. Учебный план утверждается руководством учебного заведения, при этом опирается на постановления и предписания Министерства Образования.

3. Учебный план для разных специальностей различный.

4. Учебный план для учащихся дневного, вечернего и заочного отделения также отличается по своей структуре.

5. Учебный план предоставляет максимум информации, которую должен постичь каждый студент.

6. Учебный план хранится в деканате факультета, и с его содержанием может лично ознакомиться каждый желающий студент.

7. Учебный план позволяет разрешить ряд конфликтных ситуаций.

8. Учебный план утверждается повторно каждый учебный год (в августе).

9. Учебный план нельзя оспорить, но в него можно внести коррективы.

10. Учебный план – это официальный документ.

Вывод : Так что теперь вы должны понимать всю серьезность и значимость этого документа, ну а все остальные вопросы в плане составления учебного плана лучше всего поручить компетентным преподавателям и деканату. Они плохого своим родным студентам уж точно никогда не пожелают.

Теперь ты знаешь о том, что такое учебный план в вузе .

Учебный план - это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.

Какие данные должны быть в учебном плане

Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные: 1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения; 2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, например, на родной язык, математику, физкультуру и т.д.; 3) периоды производственной практики, лагерных сборов; 4) продолжительность учебных четвертей и каникул.
В учебном плане средних специальных и высших учебных заведений определяется количество часов не на неделю, а на семестр и на все время обучения (4-6 лет). В нем уточняются виды занятий по учебным предметам: количество лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, практикумов. Указаны учебные предметы, выносимые на зачеты и экзамены в каждом семестре, разные виды практики (производственная, археологическая, педагогическая, фольклорная, в лечебных учреждениях и др.).
Учебный план, таким образом, упорядочивает структуру учебного года и определяет общий порядок занятий.

Немного о правовых вопросах

Традиционно в учебных пособиях по педагогике учебный план называли государственным документом. В последнее время авторы избегают его так называть, хотя государственный характер учебного плана сохраняется для государственных учебных заведений. Обратим внимание читателя: сохраняется, но не исчерпывается! Об этом впоследствии расскажем подробнее. Наряду с государственными учебными заведениями теперь существуют и негосударственные (общественные, частные и др.). Следовательно, там учебные планы государственными не являются, хотя они учитывают государственные стандарты образования.
Государство, обеспечивающее бесплатное обязательное обучение детей и молодежи в базовой школе (в России - основной) и общеобразовательной средней, определяет и стандарты образования в разных типах учебных заведений и на всех ступенях (начальные, средние, высшие). Поэтому учебный план как государственный документ служит основой при формировании преподавательского состава по специальностям; сколько понадобится для школы в текущем учебном году, скажем, словесников и математиков, историков и географов и т.д. В свою очередь вторым вопросом из этой ситуации вытекает расчет потребности в учителях по их специальности не только в конкретно взятой школе, но и в масштабе района, области и даже республики. Возникает задача подготовки учителей конкретных специальностей в высших и средних специальных учебных заведениях, в вузах и педагогических училищах. Учебные планы общеобразовательных школ в Республике утверждает Министерство образования.
В связи с реформой общеобразовательных школ учебные планы в последние годы не стабильны в том смысле, что почти ежегодно уточняются учебные предметы и число часов, отводимых на них. С 1998/99 учебного года в учебном плане школ Беларуси, кроме того, учитывается, что бывший 1-й класс стал подготовительным. Вводится 5-дневная учебная неделя.

Учебный план в Беларуси

Подробнее расскажем о том, что характерно для учебного плана общеобразовательных школ Беларуси в 1998/99 учебном году, какие черты учебного плана не являются преходящими и будут учитываться в последующие годы.
Учебный план называется базовым. Этим подчеркивается, что учебные предметы, включенные в него, составляют базу общего образования. Они подразделены по ступеням обучения: а) для подготовительных и I классов; б) для II-IV; в) для V-IX и г) для X-XI классов. В последующем, очевидно, учебный план подготовительного класса станет составной частью начального обучения.
Кроме обычных, общеобразовательных, есть учебные заведения, имеющие статус школы с углубленным изучением некоторых предметов: иностранного языка, математики и других или на профильном уровне. Созданы школы театральные, а также специализирующиеся на музыке, хореографии. Они имеют другой учебный план.
Учебный план учитывает также язык обучения: белорусский, русский или другой как родной. В Беларуси это, например, польский, литовский, украинский, татарский, еврейский. Набор учебных предметов в них в основном совпадает, но различается по количеству часов, отводимых на изучение того или иного языка и литературы. Но при этом белорусский и русский языки изучаются обязательно как государственные. Язык обучения по закону всегда будет учитываться в учебных планах всех типов общеобразовательных школ.
Вернемся к учебному плану общеобразовательной школы. Содержание обучения и его общая направленность будут более ясны, если обратиться к набору (перечню) учебных предметов для каждого уровня образования и количеству часов, предусмотренных на их изучение. Подчеркнем, что во всех учебных планах сначала определяется базовый компонент. Так, в подготовительном или I и во H-IV классах их по 8. В V-IX классах- 22; в X-XI классах- 19. Обращает на себя внимание многопредметность базового компонента, а также преемственность учебных предметов от младших классов к старшим.
Учебный план содержит и школьный компонент. Имеется ввиду что некоторые учебные предметы, кроме базовых, определяются и рас-пределяются решением педагогического или методического совета школы. Для учебных предметов базового компонента предусмотрены 5-6 часов в неделю (в зависимости от класса). Школьный компонент позволяет дополнительно дать учебные предметы с учетом пожеланий учащихся, наличия преподавательских кадров соответствующей специализации и материально-технической базы школы.
Учебный план определяет и максимальную учебную нагрузку в неделю на одного ученика. Причем, чем старше класс, тем нагрузка больше. Например, в V классе - 33 часа, в IX - 38.
Определенно количество часов за неделю на отдельные группы предметов с V по IX класс. Общая сумма недельных часов в этих классах составляет 170,5 часов. Из них на белорусский, русский языки и литературу- 51 час, иностранный язык- 12 часов, математику- 24,5 часа, физическую культуру - 15 часов.
Как видим, на изучение языков и литературы уходит основное время ученика, на втором месте - математика.
В учебный план вошли информатика и «вселенная» (мир - «Сусвет»), мировая художественная культура, основы безопасности жизнедеятельности («асновы бяспею жыццядзейнасщ»); это новые учебные курсы. Трудовое обучение предусмотрено по 2 часа в неделю и трудовая практика от 5 до 8 дней по 3-4 часа работы в день.

Сравнение планов России и Беларуси

Представляет интерес, как выглядят учебные планы общеобразовательных школ Беларуси и России. Для сравнения мы взяли только V-IX классы, во-первых, из-за громоздкости всего учебного плана за полную среднюю школу; во-вторых, и в России, и в Беларуси в настоящее время обязательное обучение заканчивается девятым классом. Этот уровень образования в Беларуси получил название базового, в России -основного. Над ним надстраиваются X-XI классы полной средней школы, обеспечивающей выпускнику уровень образования, достаточный для поступления в вуз, и дающий это право. Сопоставляя данные этих учебных планов, можно заметить в них и сходство, и различие.
1. Общее количество недельной нагрузки у школьников Беларуси больше, чем в России в среднем на 5 часов в неделю в каждом классе. Иначе говоря, белорусский пяти- девятиклассник почти каждый день (кроме одного) учится больше на 1 урок. Это связано с обязательным изучением двух государственных языков и литературы, а также за счет дополнительного часа физкультуры.
2. И в белорусских, и российских учебных планах кроме обязательных учебных предметов (базовый компонент) есть предметы для выбора самими у чащимися. В России это так называемые элективные предметы, когда из многих предлагаемых ученик обязан выбрать минимум, например, 2 из 6. Есть еще факультативные предметы. Они не обязательны, а только для желающих. Факультативные курсы по содержанию охватывают либо дополнительные главы основного предмета, либо развернутый вариант какой-нибудь обязательной темы, например, по истории Великой Отечественной войны; либо спецкурс, какого, нет в базовом компоненте плана.
Предметы факультативного курса определяются, прежде всего, пожеланиями самих учащихся и наличием специалистов. Преподают их как школьные учителя, так и приглашаемые со стороны специалисты: работники вузов, техникумов, научных и конструкторских учреждений, производственных предприятий.
Попутно отметим, что в педагогической литературе, в том числе учебной, факультативы часто относят к форме занятия. Но это неправомерно. «Факультативный» означает не обязательное занятие, а возможность самому ученику выбрать учебный курс для дополнительной специализации. Факультативные занятия проходят в разных формах: урока, семинара, кружка и т.п. Количество часов на факультативы определяется максимально допустимой нагрузкой учащихся в неделю.
В Беларуси, как уже сказано, учебный план имеет школьный компонент. Его конкретные учебные предметы определяет педагогический или методический совет школы. Обязательных условий выбора нет. Это может быть увеличенное число уроков по предметам базового компонента, а могут быть самостоятельные учебные предметы, в которых учитываются национальные и местные (региональные) условия. Впрочем, в учебных планах России также предусмотрен национально-региональный компонент по многим предметам. Их нет только по математике, физике, астрономии, химии, информатике. И особенно много по языкам и литературе, искусству, трудовой подготовке.
3. В учебных планах обеих стран больше времени стало отводиться предметам гуманитарного цикла. Это заметнее в Беларуси. Так, кроме языков и литературы, белорусские школьники изучают историю Беларуси, всеобщую историю, предметы «Человек и общество», «Вселенная», «Всеобщая художественная культура». На это отводится в неделю суммарно с V по IX класс 21 час из 170,5. В Российском учебном плане на это отведено 15 часов.
4. Рано прекращается преподавание предметов искусства: музыки, изобразительного искусства- в 7-8 классах, когда школьники как раз начинают серьезно увлекаться музыкой и рисованием (дискотеки, многочисленные самодеятельные музыкальные ансамбли, стиль одежды и т.п.). В дальнейшем при пересмотре учебных планов этот пробел, надо надеяться, будет восполнен.
5. В школах Беларуси в каждом классе физкультурой занимаются 3 часа в неделю, в России - 2. Это несомненное преимущество белорусского учебного плана по сравнению с российским. Другое дело, как оно реализуется.
6. Белорусский учебный план предусматривает в конце учебного года трудовую практику в течение 5 дней по 3-4 часа. В российском варианте ее нет.
7. По нашему мнению, в учебном плане общеобразовательной средней школы Беларуси и России явно не хватает таких учебных предметов, как психология и логика. Гуманизация и гуманитаризация образования, нравственное и духовное развитие личности, формирование ее культуры общения, ценностных ориентации невозможно представить без знания психологии. Массовая компьютеризация в сфере образования, науки, управления производством, коммерцией, а также информатизация в тех же областях жизни общества будут успешными, если выпускники средней школы будут владеть формальной и математической, а потом и диа-лектической логикой. Поэтому следует ожидать, что в старших классах средней школы предметы «психология» и «логика» в качестве обязатель-ных войдут в учебный план.
8. На наш взгляд, учебные планы как Беларуси, так и России в наборе предметов не отражают радикальных перемен в экономической системе стран, ни в одном из них нет предметов по экономике. Слабо учитывается глобальное ухудшение социальной экологии, воспитание экологический культуры у учащихся. То же можно сказать и о правовой гра-мотности и воспитании правовой культуры у учащихся. Нам могут возразить, что это все предполагается как принцип обучения по всем учебным предметам. Разумеется, от такого принципа отказываться не надо, но это-го мало: необходимы специальные учебные предметы на уровне базового компонента, а не только как допущение элективных и факультативных учебных курсов. В противном случае может получиться так, уже получилось с политехническим обучением: принцип был, а политехнизма нет.
Таковы некоторые суждения об учебном плане. Повторяем: мы касались учебного плана только массовых общеобразовательных школ и совсем не говорили о планах школ с углубленным изучением отдельных предметов.

Программы обучения

Учебный план определяет набор (перечень) предметов конкретного типа учебного заведения и учитывает уровень образования по классам. Но это общее направление или, точнее, общий конструкт содержания. Его нужно наполнить конкретным материалом. Для этого составляется учебная программа по каждому предмету. Так, если в плане Беларуси в V-IX классах только базовый компонент насчитывает 22 предмета и еще 5-6 - компонент школьный, то в каждом классе должно быть столько и учебных программ! Многовато… Учебная программа (от греч. programma - объявление, приказ, предписание) - это документ, в котором кратко изложено систематизированное содержание, объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Материал систематизирован: разбит на разделы, темы; установлена иерархия (соподчиненность) и последовательность их изучения.
Программу утверждает Министерство образования. Значит, это тоже документ государственный. Его выполнение учебным заведением становится обязательным требованием соответствующих органов и администрации школы. По степени ее усвоенности аттестуют учащихся, переводят в следующий класс и выпускают из школы. На вступительных экзаменах в вузы и техникумы знания абитуриентов также проверяются применительно к программе: в какой мере они владеют ею.
Традиционная структура программы такова. В начале дается объяснительная записка. В ней формулируются цель и задачи обучения учащихся данному предмету, его особенности, принципы построения курса, предмета. Затем по разделам и темам вводятся важнейшие понятия, принципы, законы наук, входящие в учебный предмет, основные факты и выводы, которые должен усвоить школьник. Так как учебный план содержит много предметов, каждый из которых изучается не один год, то в программе, безусловно, устанавливаются внутри предметные, и межпредметные связи в их логической последовательности и взаимообусловленности. Кроме теоретического материала, в программе устанавливается минимум практических и лабораторных работ, экскурсий, контрольных работ. В ряде программ указывается и примерное распределение часов на изучение отдельных разделов, тем. Предлагаются и критерии отметок: какие знания, умения и навыки заслуживают соответствующих баллов. Этот норматив ориентирует преподавателя на единообразную оценку уровня знаний учащихся в разных классах и школах.
Программа является основой для учителя при перспективном планировании учебных занятий на учебный год, четверть, а также при подготовке системы (блока) уроков и очередных занятий. Именно программа задает систему содержания образования и минимум объема знаний, умений и навыков.
Традиционно существует два принципа построения программ: линейный и концентрический. При линейном построении содержания учебного материала, не возвращаясь к ранее изученному (предполагается, что учащиеся уже знают пройденное), располагается тема за темой. В особенности это относится к таким предметам, как физика, химия; часто - математика. При линейном расположении материала его изучение идет быстрее, чем при концентрическом. Но сложность здесь в следующем: если какая-либо тема не усвоена школьником, то дальнейшее продвижение будет невозможным, потому что все последующее строится на предыдущем, из него вытекает.
При концентрическом расположении программы одно и то же содержание со временем повторяется, возвращаясь к ранее изученному материалу. На новом витке содержание расширяется и углубляется. Возьмем для примера литературную тему о А.С. Пушкине. С его стихами знакомятся (читают, заучивают наизусть) уже младшие школьники. К теме о А.С. Пушкине возвращаются в средних и старших классах. И при этом объем знаний и глубина эстетического, литературоведческого и исторического анализа творчества поэта с каждым разом возрастают.
Концентрический принцип построения программы имеет положительную сторону в том, что материал лучше усваивается и дольше сохраняется в памяти, поскольку повторение предупреждает забывание. Недостаток этого принципа: учащимся кажется, что они уже знают этот материал и потому у многих не появляется интереса новизны. При концентрическом построении программы темп изучения полного курса замедляется.
Составители программ не могут отказаться от концентрического принципа ее построения особенно для начальных классов. Многое младшим школьникам невозможно дать линейно, приходится неизбежно повторяться с расширением и углублением нового содержания уже изученной ранее темы.
Более подробно программы обучения изучаются в курсе методики преподавания частных учебных дисциплин. Мы же представили самые общие положения.
Программа обучения затем развертывается в учебниках. Учебник - это книга для учащихся (и студентов), в котором изложен систематизированный материал, составляющий развернутое конкретное содержание учебного предмета. В нем даются основы научных знаний на современном уровне в том объеме, который предусмотрен учебной программой. В учебнике материал излагается по главам, параграфам, темам. Чтобы облегчить усвоение материала, даются иллюстрации: рисунки, чертежи, карты, схемы, планы, графики, таблицы. Кроме информативного материала, в учебнике есть вопросы и задания, призванные помочь ученику осмыслить и систематизировать знания; иногда указывается литература для самообразования.
Учебным целям служат хрестоматии, сборники задач, упражнений, атласы по географии, истории, анатомии человека, словари, справочники. В последние годы в помощь учащимся, кроме учебников, выпускаются учебные диа-, кино-, видеофильмы, которые можно использовать как на классных занятиях, так и дома. Они значительно дополняют материал учебников, делают его содержание наглядным, динамичным, концентрированным.

Обучение по индивидуальному плану является одним из возможных вариантов обучения в школе. Обучение индивидуальному учебному плану (далее — ИУП) закреплено в законодательстве в сфере образования. Для кого подходит обучение по ИУП, каким образом, такое обучение должно быть организовано, рассмотрим исходя из существующей нормативной базы. Родители должны знать, что значит такое обучение, каковы его особенности, если его предлагают для ребенка.

Для начала следует определиться, что индивидуальный учебный план — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п.23 ст.2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон). Индивидуальный учебный план разрабатывается и реализуется в соответствии с ФГОС в пределах осваиваемой образовательной программы. Порядок осуществления обучения по ИУП определяется школой самостоятельно в соответствии с образовательной организацией.

Помимо норм Закона положения об ИУП можно найти в следующих нормативных актах:

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 ««Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
  • Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 34) за обучающимися закреплено право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Чаще всего на индивидуальный учебный план переходят следующие категории обучающихся:

  • Одаренные и высокомотивированные обучающиеся, дети с высокой успешностью освоения образовательной программы.
  • Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ст. 42 Закона).

Обучающиеся с ОВЗ должны иметь рекомендации ПМПК для того, чтобы определить необходимые формы и методы обучения. Стандартный индивидуальный учебный план ребёнка с ОВЗ должен быть выполнен в соответствии с требованиями образовательного учреждения. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

  • Обучающиеся, которые не ликвидировали академическую задолженность (ст. 58 Закона).

Обычно это дети с устойчивой дезадаптацией и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях массовой школы. Обучение по индивидуальному учебному плану должно обеспечивать достижение показателей, позволяющих допустить обучающегося к прохождению ГИА. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей по индивидуализации содержания образовательной программы.

«Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану».

  • Обучающиеся, которые занимаются по предпрофильной или углубленной программе.

Цель обучения по ИУП — обеспечение освоения основной образовательной программы с учетом особенностей и потребностей обучающихся. Обучение по ИУП может быть организовано на любом уровне освоенной ранее учебной программы для учащихся. Индивидуальный учебный план включает в себя: перечень предметов, последовательность их освоения, обязательную и вариативную части обучения, количество часов на изучение предмета, курса, формы промежуточной и итоговой аттестации. В школе должен быть разработан локальный акт, который определит особенности и порядок обучения по ИУП в школе .

Администрация школы разрабатывает положение об организации обучения по ИУП, предоставляет данные в орган управления образования об обучающемся, который осваивает программу. причину перехода на индивидуальный план обучения, данные о периоде обучения. Обучение в рамках ИУП — это вид освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования самостоятельно, под контролем учителя, с последующей аттестацией .

При формировании индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план образовательной организации. ИУП, за исключением индивидуального учебного плана, предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен с 1 класса.

Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных представителей) обучающихся об обучении по индивидуальному учебному плану.

Особенности перевода на ИУП

Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.).

Перевод осуществляется на основании приказа директора школы и утверждается решением педагогического совета образовательной организации.

При организации обучения по индивидуальному учебному плану образовательная организация имеет следующие документы:

  • заявление родителей (законных представителей) обучающихся;
  • решение педагогического совета образовательной организации;
  • приказ руководителя образовательной организации;
  • расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными представителями) образовательных организаций и утвержденное руководителем образовательной организации;
  • журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.

Стоит особо отметить роль тьютора, который может оказывать помощь педагогу при организации индивидуального обучения. В соответствии с единым классификационным справочником должностей тьютор:

  • организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
  • организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи;
  • оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования, создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий);
  • обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
  • проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

Тьютор может организовать взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана. Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации индивидуальной образовательной программы.

Коллаж Ларисы Ветлугиной.

29.08.2013 13:04:36

Сегодня школа и родители вправе определять, какие дисциплины будут изучать дети в начальных классах и сколько часов при этом затрачивать на тот или иной предмет. Однако свобода выбора ограничена образовательными стандартами, юридическими рамками, реальными возможностями школ и необходимостью считаться с мнением других родителей.

— Образовательное учреждение самостоятельно выбирает учебный план и согласовывает его с родительской общественностью, - поясняет начальник отдела общего образования и итоговой аттестации Минобразования РБ Рамиля Ишемгулова.

Школы республики обучаются по четырём видам планов. Первый - с русским языком обучения. Второй - с русским языком обучения, наряду с изучением родных языков. Третий - с башкирским языком обучения и четвёртый - с родным нерусским языком обучения.

Однако случается так, что родители выбирают первый вариант плана, а их дети почему-то учатся по второму. Недовольство вызывает сокращение количества часов русского языка за счёт появления национального компонента. Об этом весьма распространённом явлении «Электрогазете» поведали участники интернет-группы «Образование и русский язык в школах Башкирии».

Рассмотрим ситуацию на примере уфимской средней школы № 18. В апреле 2011 года родители первоклашек заявляют о своём желании обучать детей по первому варианту планов, а уроки родного языка проводить факультативно.

О своём решении сообщают директору школы и начальнику городского отдела образования.

В мае родители первоклассников обратились в РОНО, там заверили, что их пожелания будут учтены при составлении плана на предстоящий учебный год.

Между тем в сентябре выясняется, что обучение идёт по второму варианту. Менять что-либо уже поздно. Принятый план согласован с РОНО. Через год история повторяется. И вот уже в этом году дети собираются в четвёртый класс, а родители опасаются - их законные требования, скорее всего, так и не исполнят.

Попытаемся разобраться - правы ли родители в своих требованиях. И что необходимо делать для их соблюдения?

Для начала выслушаем позицию директора школы Ирины Биктимировой:

Принимая учебный план, администрация школы должна учитывать все пожелания учащихся. Однако в школе обучается полторы тысячи детей и невозможно его согласовать с каждым родителем. План утверждают с управляющим советом, куда входят 10 родителей, это выборный орган. Процедура такова - на собрании директор предлагает учебный план, совет вносит свои коррективы. Каких-либо особых пожеланий от родителей данной параллели на предстоящий учебный год не поступало.

Таким образом, по принятому плану в четвёртых классах отводится на изучение русского языка четыре часа, на литературное чтение - два часа и один час родного языка. В школе в качестве родных языков преподают русский, башкирский и татарский языки. В группах, в которых по желанию родителей дети изучают родной русский язык, на его изучение в общей сложности отводится пять часов в неделю. Всю образовательную программу дети успевают пройти.

Убрать родной язык из плана вообще мы не имеем право, - объясняет директор, - поскольку есть закон о языках. Если поступило заявление о нежелании изучать родной язык от одного класса, то не стоит забывать, что в школе обучается семь классов в параллели, для которой принимается единый учебный план.

Тем не менее, мы, понимая известные опасения родителей, максимально увеличили часы русского языка. В четвёртом классе дети будут всего один час (вместо двух) в неделю изучать родной язык. Это компромиссное решение. Поймите, ущемлять права нерусского населения республики школа тоже не может. Ведь есть желающие изучать родной башкирский и татарский языки. В данном классе четыре человека изучают татарский язык как родной. Выбор этот добровольный.

На пояснение директора родительница Надежда Старкова замечает:

Совершенно верно: в нашем классе русскоязычные дети изучают в качестве родного русский язык. Однако основную программу осваивают на уроках русского языка в рамках базового курса, что, на мой взгляд, недостаточно. А на уроках родного языка занимаются по другой программе и другим учебникам, фактически получая лишь факультативные знания. В то же время дети на год младше учатся по первому варианту плана, уделяя русскому языку и литературе больше урочных часов.

Почему в нашей школьной параллели принят второй вариант плана, несмотря на пожелания родителей? - спрашивает Надежда Старкова.

На вопрос отвечает начальник отдела образования администрации Кировского района Лидия Пономарёва: «В Башкирии живут и обучаются дети разных народов, поэтому представлены многонациональные классы. Если у школы есть возможности для изучения родных языков, то они детям предоставляются. 14 детей из этой параллели изучают татарский язык как родной, остальные - русский. При этом важно понимать, часы русского языка никуда не передаются и не теряются. Русский язык изучается в рамках федерального компонента, а родной - в рамках школьного.

Для того чтобы разобраться в образовательных компонентах, мы снова обратились в республиканское министерство образования к начальнику отдела Рамиле Ишемгуловой:

Нынешние четвёртые классы обучаются по старым стандартам, согласно которым учебный план состоит из трёх компонентов: образовательного учреждения, национально-регионального и федерального. Примерный учебный план школе рекомендует министерство.

По новым стандартам, вступившим в силу в сентябре 2011 года, учебный план включает всего два компонента - федеральный и школьный. Хотя так называемый национально-региональный компонент присутствует, но в несколько ином качестве. То есть в каждой предметной области должно быть представлено 80 процентов федерального компонента и 20 процентов регионального. Это означает - при составлении программы по всем предметам учитель включает региональный компонент. Например, по математике необходимо вычислять территорию республики, на уроках музыки слушать народные инструменты, на физкультуре уделять внимание национальным играм.

Если по стандартам 2004 года министерство образования «спускало» примерные учебные планы, то по новым стандартам школам вообще не рекомендуется какой-либо учебный план. Его разрабатывает и принимает самостоятельно образовательное учреждение согласно ФГОСам.

В любом случае, подытоживает чиновница, в школах республики количество часов, отведённых на изучение русского языка и литературы, не меньше, чем в любом другом российском регионе. Другое дело, по новым ФГОСам, образовательное учреждение из школьного компонента может выделить часы обучения на любые предметы по своему усмотрению.

Итак, позиции ключевых фигурантов ясны. Желание родителей учащихся не нашло поддержки в образовательных ведомствах, предложенное компромиссное решение школы не устраивает родителей. Что же делать в таком случае? Остаётся обратиться в контролирующий орган - Управление по контролю и надзору в сфере образования. На наш запрос было получено заключение:

«В ходе рассмотрения обращения установлен факт принятия и утверждения учебного плана на 2011-2012 учебный год без учета запроса родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, что является нарушением статьи 9 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании».

К сожалению, родители учеников четвёртого «А» класса начатое в 2011 году дело не довели до конца. Как говорится, опустили руки.

Родителям при подобных ситуациях в Обрнадзоре советуют:

1. Написать коллективное заявление о выборе учебного плана (решение принимается большинством голосов).

2. Заранее, до педагогического совета передать заявление администрации школы.

3. В случае принятия неудовлетворяющего родителей учебного плана обратиться в Обрнадзор.


Назад в раздел

Мне нравится 0

В настоящее время на государственном уровне создана нормативно-правовая база, которая позволяет формировать и развивать новые механизмы эффективного управления образовательным процессом. Закон «Об образовании в РФ» предоставляет образовательным организациям возможность в полной мере реализовывать свободы в формировании собственных образовательных программ и учебных планов, необходимых каждой конкретной школе, в той мере, в какой это необходимо, поскольку в огромной стране причесывать всех одинаково невозможно, да и нет необходимости. В основе закона заложен принцип свободы школы в разработке и утверждении своей собственной образовательной программы согласно государственному стандарту. Вместе с этим возрастает ответственность за результаты и качество работы образовательной организации.
Как, какие управленческие решения принять для того, чтобы образовательные организации в полной мере обеспечили системную работу по созданию нового облика и содержания образования? Московский департамент образования, создавший в последние годы одну из успешных моделей модернизации системы образования столицы, запустил пилотный проект «Эффективный учебный план», который вызвал большую поддержку педагогического сообщества. Основанием разработки и внедрения эффективного учебного плана стали Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и федеральный государственный образовательный стандарт.
В законе мы не найдем понятие «эффективный учебный план», ибо это лишь один из механизмов построения образования нового времени. Нетрудно предположить, что их может быть множество. Почему эффективный учебный план в столь короткие сроки нашел не только профессиональных сторонников, но и поддержку родительской общественности? Безусловно, прежде всего сработал фактор подготовленности образовательных организаций к серьезной перенастройке и овладению новыми высотами в предоставлении качественного образования в соответствии с новыми требованиями, а это свидетельствует о том, что система образования Москвы движется не только в ногу со временем, но и по многим параметрам его опережает.
Принятие Департаментом образования документов о внедрении эффективного учебного плана основывается на позитивном опыте и результатах работы целой плеяды московских школ и предполагает возможные варианты качественной организации и управления образовательным процессом. Именно эффективный учебный план выступает ключевым моментом, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности, и формы промежуточной аттестации обучающихся. Но реализован эффективный учебный план может быть только в том случае, если соблюдаются современные СанПиНы, касающиеся предельно допустимой учебной нагрузки школьника в зависимости от возраста.
Внедрение эффективного учебного плана позволяет разработать новый формат расписания учебной деятельности, в котором более рельефно интегрируются общее и дополнительное образование на всех ступенях. Расписание становится гибким, дает возможность развивать другие формы организации образовательной деятельности, в частности, дистанционные курсы обучения детей с разными возможностями здоровья, особенностями развития, с учетом их способностей, интересов и потребностей.
На мой взгляд, эффективный учебный план - это мощное средство оптимизации учебного времени, управления образовательным процессом, наполнения его новым смыслом и содержанием. Именно в нем можно увидеть не только результаты работы школы, но и наиболее приоритетные направления, слабые стороны, оценить конкурентоспособность в сравнении с другими. Наиболее значимы при всем этом уровень обучения и развития ребенка, наличие комфортных для него условий, степень учета интересов. Не менее важный фактор - уровень работы учителя, его профессиональные компетенции в работе с детьми с разными возможностями, с учетом запросов семьи и ребенка и в конечном итоге запросов города.
Эффективный учебный план - это не только новый формат планирования и организации учебного процесса, но это и своеобразный механизм «сжатия времени», высвобождения его для развития ребенка в опоре на природные задатки, способности и возможности каждого в процессе освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС.
Что лежит в основе формирования эффективного учебного плана? На мой взгляд, это возможность школьникам и родителям реализовать свои неотъемлемые демократические образовательные права. Первое - возможность выбирать приоритетные (профильные) предметы и направления обучения в период обучения на ступени средней школы. Второе - изучать выбранный предмет на базовом или углубленном уровне, включая изучение обязательных учебных предметов. Третье - освободить время для самообразования. Четвертое - выбирать любой элективный курс и необходимый объем часов на его изучение. Пятое - выбирать учителя.
При этом образовательные свободы должны быть реализуемы в рамках совместной ответственности школьника, школы и семьи. Ученик в соответствии с новыми требованиями обязан осваивать образовательную программу. Школа создает максимальные условия для качественного обучения. Родители участвуют в этом процессе не как посторонние наблюдатели, нередко в критической позиции, а как полноправные участники образовательных отношений.
Что может стать наиболее сильным аргументом в поддержку эффективного учебного плана? Это прежде всего развитие интересов и способностей каждого ребенка. Эффективный учебный план - это регулятор сохранения природных задатков и его возможностей. Если в качестве отступления обратиться к классической педагогике, то хочу напомнить, например, что Песталоцци и Коменский искали и создавали педагогические модели, которые в полной мере обеспечивали реализацию возможностей и природных задатков детей. Только в этом случае образование наиболее полно согласуется с внутренним содержанием природы ребенка и историческим временем. С внедрением эффективного учебного плана у школы появляются колоссальные возможности по усилению роли и значения образования в обществе, которое становится непрерывным, развивающим, самоорганизующимся.
Основная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что существует и даже увеличивается серьезный разрыв между двумя базовыми процессами - процессом индивидуального развития ученика школы и процессом организации образовательной деятельности учебного заведения. Развитие ученика почти во всех случаях происходит линейным образом от момента прихода в первый класс до момента выхода во взрослую жизнь. При этом каждое событие школьной жизни ребенка поистине уникально, неповторимо, определяется абсолютно конкретными обстоятельствами места и времени, той ситуацией, в которой присутствует ученик. Вместе с тем вся логика организации учебного процесса школы строится циклически. Это те циклы, которые задают недельное расписание занятий и циклограмму учебного года. Кстати, эта модель в своих исторических основаниях воспроизводит недельный и годовой круг богослужений христианской церкви, церковного календаря. Так удобнее взрослым, учителям и администраторам, поскольку на основе циклических моделей организации гораздо легче управлять распределением ресурсов (как содержательных, так и материальных). Но это обстоятельство и стало на сегодняшний день одним из важнейших тормозов развития образования. «Образовательное событие» в развитии ученика не синхронизировано с циклическими, повторяющимися событиями, которые организуют взрослые. Постоянный диссонанс, на мой взгляд, резко снижает эффективность всего образовательного процесса. Настала пора хоть в какой-то мере начать преодоление противоречия между тем, как развивается ребенок, как он растет и интеллектуально, и физически, и тем, как школа предлагает организовывать процесс его развития. Методология эффективного учебного плана позволяет прежде всего разорвать предзаданную цикличность учебного процесса, совместить логику развития ученика и логику построения всех типов и видов учебных занятий и тем самым превратить каждое учебное занятие в подлинное «образовательное событие» жизни ученика.
В истории московского образования всегда были педагоги, которые исходили из позиций нравственно-гуманистической педагогики. Мне вспоминается теперь уже далекий 1986 год, когда в Переделкине была организована встреча учителей-новаторов, на которой присутствовала и я. Учитель начальных классов московской школы №587 Софья Лысенкова рассказала о своей педагогической методике опережающего обучения, суть которой состояла в том, что качественное образование можно обеспечивать через управление учебным временем, не загружая детей уроками, предметами и домашними заданиями, а, наоборот, освобождая их время для общения в семье, с друзьями, для прогулок на природе, занятий искусством, спортом, туризмом в соответствии с интересами и способностями. Несмотря на колоссальный интерес и позитивный резонанс идей опережения в обучении, массового движения не получилось. Как обычно, его поддержали десятки учителей-энтузиастов, а включить это в действующую систему так и не удалось. Почему? Потому что новаторства одного учителя в рамках одного класса было недостаточно. Не было продолжения в учебном цикле всей школы, не внедрялась методика оптимизации учебного времени, сокращения количества часов на изучение тех или иных тем на второй, основной, ступени общего образования, не корреспондировались идеи управления временем жизни ребенка, освобождения времени для природосообразного и культуросообразного развития ребенка, реализации всех его внутренних сил, задатков, способностей, интересов с учебными планами, программами, расписанием!
Золотое правило педагогики, воспитания - это прежде всего управление «учебным временем» так, чтобы были созданы условия для мотивации и поддержки учащихся, их личностного роста и успешности в учении. Ведь, как известно, 85% фрустраций современных детей от неуспешного и немотивированного учения в школе, следствие того, что школа и родители навязывают свою модель, а не отталкиваются от реальных потребителей - детей, от их потребностей, способностей, интересов и возможностей, физического и психоэмоционального состояния. Поэтому смысл современного подхода, заложенного в эффективном учебном плане, в управлении временем, перераспределении его во благо развития ребенка.
Совершенно справедливо, что в 2014 году для участия в пилотном проекте по внедрению эффективного учебного плана включены более 100 московских школ. В одной из таких школ мне непосредственно пришлось ознакомиться с моделью управления образовательным процессом. Это школа №2006 на окраине Москвы, в районе Северное Бутово (директор - Вера Илюхина). В течение последних лет педагогический коллектив этой школы ведет кропотливую работу по организации образовательного процесса на основе индивидуального учебного плана. Понятно, что такой школе перейти к эффективному учебному плану будет не только достаточно легко, поскольку коллектив работал в режиме опережения, но и чрезвычайно интересно, потому что здесь уже имеют уникальный опыт управления временем. На протяжении нескольких лет в школе №2006 работает и дает эффективные результаты индивидуальный учебный план. На основе анализа результатов обучения каждого ученика разработана матрица формирования профильной направленности обучения учащихся начиная с 7-го класса. Гибкость управления образовательным процессом достигается с помощью индивидуального учебного плана, который сделан таким образом, что интегрирует сведения по тарификации и нагрузке учителей, учебной нагрузке каждого ученика, направленности профильного обучения. Такой формат учебного плана осуществляет фиксацию добровольного выбора учениками элективных курсов и дисциплин профильной подготовки, проектной деятельности. Индивидуальный учебный план также интегрирует основное общее и дополнительное образование. Анализируя опыт работы одной из пилотных московских школ, можно увидеть, что индивидуальный учебный план дает качественные результаты. Инструмент один - результаты приумножаются. Почему? Потому что подход к организации образовательной деятельности основан на государственной ответственности педагогического коллектива за результаты и качество образования. Это именно то, что требует новая ситуация современного управления образовательным процессом.
Эффективный учебный план должен быть основан на новой идеологии «управления временем жизни растущего и формирующегося человека», где семья и школа совместно создают оптимальные условия для образования и воспитания каждого ребенка.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов