Б.М. Кустодиев: «Японская кукла» (1908)

25.01.2021

19.03.2015

Описание картины Мстислава Добужинского «Кукла»

Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России , где он и родился. Долгое время его домом был Петербург . Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна . Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Полузаросшая тропинка виляет в стороны, а густой лес начинается прямо за деревянным забором. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна.

Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Она напоминает о далеких годах прошедшего детства, когда маленькому Мстиславу приходилось разрывать свое детское сердечко и сыновнюю любовь между разошедшимися родителями. Он любил их обоих, а они жили в разных городах, из-за чего мальчику приходилось совершать постоянные переезды, живя по очереди то с матерью, то с отцом. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, поэтому так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Возможно, что с этой игрушкой у автора были связаны какие-то личные воспоминания или же ее нужно рассматривать, как атрибут утраченного прошлого, которое нельзя вернуть, потому что это само время. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям.

Овсей Овсеевич Дриз - поэт. (1908 - 1971) Овсей Дриз родился 16 (29) марта 1908 в местечке Красное неподалёку от Винницы. Его отец, Шика Дриз

Учился в Киевском художественном училище. Служил в пограничных войсках. Автор многих поэтических сборников. Овсей Дриз много писал для детей. Стихи его переведены на многие языки. Его стихи высоко ценили как простые читатели, так и известные мастера русского стихосложения.

Овсей Дриз стал известен в большой советской литературе прежде всего как детский поэт. Его стихи буквально лучатся добротой и шуткой. Таким его знали на русском и на других языках. И таким он действительно был на языке оригинала. Но это не вся правда о его творчестве. Правда же состоит в том, что далеко не все произведения Овсея Дриза для взрослых были переведены, и, лишь читая их на языке оригинала, можно ощутить глубоко национальный трагизм его творчества. Овсей Дриз писал стихи для детей в период, когда в Советском Союзе уже почти не осталось детей, которые могли бы прочитать эти стихи. Сам поэт был женат на нееврейской женщине, и его собственный сын не мог читать стихов своего отца в оригинале.

Какое время года? (кончилось лето) - на пороге между окончанием лета и началом осени.

Прочитай стихотворение про себя.

Сформулируйте вопросы, которые помогут нам лучше понять это стихотворение (запись вопросов, предложенных детьми, на доске)

Что такое «топ-топ» и «прыг-скок»?

Что за предметы «трам-там-там» и «ду - ду»?

Что общего у всех этих предметов?

Какое настроение создаётся, прочитав это стихотворение?

Давайте попытаемся ответить на эти вопросы, которые вы сами сформулировали.

Всё ли расшифровали в этом стихотворении?

(Маша говорит, что «топ-топ» и «прыг-скок»-это мальчик и девочка, а Миша говорит, что это большой пёс и котёнок».

А вы как думаете? (Расшифровать созданные поэтом образы можно по-разному)

А что за предметы «дзинь-дзинь» и «тик-так»?

Маша и Миша поняли одинаково?

А вы как поняли?

Маша говорит, что «трам-трам-там» и «ду-ду» - это барабан и дудочка, а Миша считает, что это оловянные солдатики и поезд (показ. игрушки)

А у вас какое мнение?

Давайте проверим это (игра на дудочке, на барабане) - несколько учащихся пробуют играть.

Какие это предметы? (живые и неживые)

Что общего у всех этих зашифрованных живых и неживых предметов?

(Все эти предметы - звучащие или обладающие голосом)

Почему поэт их так называет? (Звучащие образы воплощение не только звуков и шума, но движения и жизни)

Поход в «Музейный дом» Иллюстрация М. Добужинского «Кукла».

Музыка П.И.Чайковского «Болезнь куклы»

Какие ассоциации возникают?

Найдите в «Музейном доме» картину Мстислава Добужинского «Кукла»

Ребята! Мы уже не первый раз совершаем поход в «Музейный дом»

Мстислав Валерианович Добужинский - живописец, график, художник театра.

Поставьте вопросы, на которые нам необходимо ответить, чтобы проанализировать эту картину. (Запись вопросов на доске)

За окном разгар лета или наступающая осень? (использование лупы и рамочки)

(Блёклые, словно выцветшие желтовато- коричневые цвета рядом с зелёными цветами говорят о наступающей осени.

Как вы думаете, в доме есть, кто-нибудь, кроме куклы?

Посмотрите, есть ли шторы на окне, давно ли его открывали? (Отсутствие штор, крючок-запор на окне обостряют ощущение заброшенности и пустоты в доме)

Рассмотрите куклу

Возьмите рамку. Выдели на картине фрагмент, который является на ваш взгляд главным.

Каково переживание художника?

Какое создаётся впечатление: тишины и заброшенности или шума и детского веселья?

(Одинокая кукла в неудобной позе; пустой уголок двора, видный в окно и цветовая гамма- всё указывает на то, что все уехали, всё создаёт впечатление пустоты и заброшенности.)

Какими переживаниями с нами хочет поделится художник.

Вернитесь ещё раз к стихотворению Овсея Дриза «Кончилось лето».

Каким переживанием делится с нами художник Добужинский?

В стихотворении и картине отображены сходные темы и похожие переживания?

(Стихотворение называется «Кончилось лето», а акварель называется «Кукла», поэтому мы можем сказать, что у произведений разные темы, но в них воплощены сходные переживания).

Мстислав Добужинский, один из тех художников, относится к числу людей, что знали - они созданы для искусства. Несмотря на все неудачи, он продолжал над собой работать и совершенствовался.

Художник часто испытывал творческие муки, но все ровно продолжал творить. Картина «Кукла» 1905 года, была написана автором, когда он создавал цикл работ о Петербурге, он сравнивал старый город с новым, пытался описать, какой дух царил в жизни города. Автор часто пытался уловить и отобразить дух эпохи.

Картина «Кукла», кроет в себе глубокий смысл, старая кукла на подоконнике давно покинутого деревянного дома, символизирует воспоминания о прошлом, о детстве, о значимых событиях в жизни человека.

В работах Добужинского начала ХХ века прослеживается некоторая ностальгия, и даже депрессия, художник искренне скучает по старому городу. Вид из окна напоминает старый, добрый сельский дворик, где есть не большой сарай.

Хоть и автор рисовал старый домик, что находится в Петербурге, он похож на деревенский уютный дом, которых раньше было в городе много. Художник показывает, как изменилось время, а старая потрепанная кукла напоминает беззаботный давний город, где счастье, доброжелательность, невинность можно было встретить на каждом углу, теперь этого всего нет, остались только светлые воспоминания.

Картина заставляет переосмыслить человеческие ценности, а также подумать, хороши ли перемены, нравится ли все новое человеку. Каждый для себя должен сам найти ответы на данные вопросы, полотно только к ним подводит.

При виде произведения у зрителя могут возникнут разные эмоции, так как картина помогает вспомнить и подумать о прошлом, а уже у каждого человека возникнуть разные чувства по этому поводу облегчения, ностальгия, ненависть, моральный удовлетворение.

Или вот это:Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России, где он и родился. Долгое время его домом был Петербург. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики. Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой. За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Полузаросшая тропинка виляет в стороны, а густой лес начинается прямо за деревянным забором. Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна.

Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла. Она напоминает о далеких годах прошедшего детства, когда маленькому Мстиславу приходилось разрывать свое детское сердечко и сыновнюю любовь между разошедшимися родителями. Он любил их обоих, а они жили в разных городах, из-за чего мальчику приходилось совершать постоянные переезды, живя по очереди то с матерью, то с отцом. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, поэтому так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки. Возможно, что с этой игрушкой у автора были связаны какие-то личные воспоминания или же ее нужно рассматривать, как атрибут утраченного прошлого, которое нельзя вернуть, потому что это само время. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям.

Многие живописные работы Б.М. Кустодиева наполнены особым импрессионистическим началом. Их отличает ощущение лиризма, недосказанности, когда само изображение скорее напоминает фотографический кадр в своей обрывистости и живости момента. Одной из таких произведений можно назвать картину Б.М. Кустодиева «Японская кукла». Картина создана в 1908 году и представляет собой одно из ранних полотен автора. На сегодняшний день «Японская кукла» хранится в одном из лучших музеев страны в Третьяковской галерее в Москве.

Картина Б. М. Кустодиева «Японская кукла» (1908)

На картине изображена любимая дочь живописца Ирина. Девочка в пышном белом платье со множеством оборок и украшений увлечённо рассматривает подаренную ей, совершенно новую необычную куклу.

Кукла эта в японском стиле, одетая в ярко-синее кимоно с пёстрым цветочным орнаментом точно олицетворение прекрасного, далёкого, нездешнего образа. Японская кукла довольно крупная, хорошо различимо традиционно бледное лицо и ярко очерченные глаза и губы, которые воплощают и вылепливают ещё более выразительный облик. Девочка плотно обхватила в руках необычную игрушку, точно намереваясь таким образом разгадать тайну непохожести этой куклы от других вещей и иного рода безделиц в её доме.

Девочка словно погрузилась в эти кукольные черты, столь непривычные и непохожие ни на что больше. Красивая японская кукла всечасно завладела вниманием нашей героини.

В целом, картину отличает своеобразное композиционное построение, наподобие фотоснимку, который запечатлел случайно и совершенно непреднамеренно какой-то момент действительности, в котором отразилось обыкновенное течение жизни. Для живописи Кустодиева как в целом, так и для данного полотна характерен некий своеобразный разнобой цветовых планов, их контрастное, уверенное распределение.

Пространство картины точно поделено на два мира: мир мастерской, где тихо играет совсем маленькая дочка художника, сидя на широком подоконнике и мир, тот, что за стеклом, мир ярко-зелёного лета. В соединении эти два мира рождают усиленное ощущение покоя, неспешного течения времени, когда вся пора детства ещё только впереди.

Ещё так много впереди чудес, невозможных желаний, удивлений и тайн, что невольно и сам проникаешься этой особой атмосферой кустодиевских полотен, в которых, быть может, не так важен цвет или академическое прорисовывание всех складок и драпировок, сколько само это чувство детства, чувство жизни вот сейчас, вот в эту самую минуту. Именно впечатление лежит в основе его картин, какое-то сильное чувство, порыв, эмоция. От этого ли все его полотна столь заметны, живы, близки и понятны нам.

Провинция. Воронеж

Художник Мстислав Валерианович Добужинский – известный русский и американский живописец, признанный мастер городского пейзажа, художественный критик и мемуарист.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию несколько работ художника. И самая первая из этих работ – это «Кукла». Почему я обратил на неё внимание? Оказывается, ученикам 2 класса предлагается писать сочинение по этой картине. Вам не кажется, что мир просто сошел с ума?

Слава Богу, что мне такого сочинения писать не нужно – как это можно передать словами? И что может сказать по сюжету ученик второго класса? Это же почти «Война и мир» в живописи.

Художник Мстислав Добужинский родился в Новгороде в 1875 году в семье военного. Его отец служил в Петербурге и в чине генерал-майора вышел в отставку. После рождения Мстислава родители развелись и мама будущего художника (певица, либералка) оставила семью и уехала. Мстислав остался с отцом.

Впоследствии он несколько встречался с матерью и даже периодически проживал вместе с ней.

Некоторое время Мстислав жил вместе со своим отцом в Кишинёве, потом учился в гимназии в Вильно. А уже потом было обучение в Императорской школе общества поощрения художеств в Петербурге.

Художник начал выставлять свои работы с 1902 года, был членом объединения «Мир искусства».

Уже в советский период (в 1922 году) получил звание профессора в Академии художеств, в Петрограде. Много работал для театров, в частности для БДТ.

В 1924 году получил литовское гражданство и покинул СССР. Некоторое время работал в Риге, потом уехал во Францию, писал для Парижского театра Н.Ф. Балиева, преподавал в частных школах, рисовал для литовских газет.

В 1935 году переехал в Англию, а в 1939 – в США, где много работал и скончался в 1957 году.

Мстислав Добужинский часто говорил, что его любимый город – это Петербург. Не парадные проспекты и площади, а «изнанка» города – дворики, улочки, городские окраины. Не парадный мундир, а душа.

И эту скрытую душу художник искал не только в Петербурге.

Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского

Домик в Петербурге

Вильно. Ночная сцена

Канал. Хаарлем

Чернигов. Склады

Старый Вильно

Стеклянная улица в Вильно

Садик в городе

Кафедральный собор в Каунасе

Чернышевский мост

Лондон. Монумент

Двор Дома Искусств

Голубая гостиная. Эскиз декорации к первому акту «Месяца в деревне» И. Тургенева

Вильно. Базар у стены

Фабрика газов

Провинция

Ночь в Петербурге

Петербург. Александринский театр

Петербург. Мойка у Нового Адмиралтейства

Петербург. Фонтанка. Летний дворец Петра Первого

Чернигов

В ротах. Зима в городе

Октябрьская идиллия (1905 год)

Вильно. Старая стена

Городские типы (Гримасы города)

Набережная в Петербурге

Улица Стекольщиков в Вильно

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов