Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков. Тяжелый атомный ракетный крейсер таркр «адмирал ушаков "Беспокойный", "Безбоязненный", "Бурный"

31.03.2024

Код НАТО - «Sovremenny class destroyer».

17-й эскадренный миноносец проекта 956 «Сарыч»

История

Заложен на заводе № 190 им. А. А. Жданова 6 мая 1988 года (строительный № 877), спущен на воду 28 декабря 1991 года, экипаж сформирован 31 декабря. Корабль прошёл заводские ходовые испытания с 27 ноября по 25 декабря 1993 года в Балтийске. Принят флотом 30 декабря 1993 года (25 декабря на корабле был поднят военно-морской флаг). 17 апреля 1994 года эсминец вступил в состав Военно-Морского Флота России. На период строительства (с 16 июня 1993) был включён в состав 13-й бригады строящихся и ремонтируемых кораблей (13 брстремк) Ленинградской военно-морской базы, на время испытаний включён в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей.

Служба

С 1994 года - в составе 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота. 2 июня 1994 года «Бесстрашный» прибыл в Балтийск для подготовки к межфлотскому переходу, который произошёл с 9 по 16 августа 1994 года. 27 декабря эсминец был введён в состав сил постоянной боевой готовности.

Вмсете с эсминцем «Расторопным» 4 апреля 1995 года принимал участие в проведении зенитной ракетной стрельбы (получил оценку «хорошо»). Под флагом контр-адмирала В. Д. Верегина нанёс визит в Осло (Норвегия) (6 - 9 мая), 22 ноября выполнял артиллерийские стрельбы в присутствии министра обороны и Главнокомандующего ВМФ. 21 декабря «Бесстрашный» под флагом адмирала И. В. Касатонова вышел совместно с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» на боевую службу в Средиземное море; прошёл 4 января следующего года через Гибралтарский пролив, с 29 января по 3 февраля осуществил деловой заход в Тартус (Сирия); с 17 по 18 февраля совместно с «Адмиралом Кузнецовым» находился с визитом в Ла-Валетте (Мальта), где эскадренный миноносец посетил Президент республики Мальта. 22 марта 1996 года корабль вернулся в Североморск, пройдя за время боевой службы 14 156 морских миль и выполнив 7 учений и 49 боевых упражнений. В августе-сентябре «Бесстрашный» прошёл докование на судоремонтном заводе № 82 в Росляково.

Для комплексной проверки боеготовности 14 апреля 1997 года эсминец осуществил выход в море, с 16 по 17 апреля и с 23 по 25 апреля этого же года он принимал участие в командно-штабных учениях флота в составе двух эсминцев и двух больших противолодочных кораблей. 21 августа «Бесстрашный» выполнил артиллерийскую стрельбу с постановкой помех из ПК-10 и ПК-2М (получил общую оценку «хорошо»). 2 сентября стрелял «Москитом», получил оценку «отлично». 16 сентября «Бесстрашный» совершил в составе корабельной группы выход в море, в период с 22 по 26 сентября нанёс визит в Портсмут (Англия); 4 октября в проливе Каттегат была осуществлена заправка эсминца топливом кильватерным способом от танкера «Г. Гасанов». Пройдя 4391 морскую милю, эскадра возвратилась в Североморск 8 октября 1997 года.

1 мая 1998 года эскадренный миноносец «Бесстрашный» был включён в состав 43-й дивизии ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры. Во время похода летом 1998 года в условиях шторма произошла остановка котлотурбинной установки корабля, из-за чего он едва не был выброшен на скалы.

В 2004 году эсминец «Бесстрашный» сменил название на «Адмирал Ушаков».

Командиры

С 2001 года по 2003 год - капитан 1 ранга Кузнецов Виктор Иванович

С 2004 года по 2005 год - капитан 1 ранга Сидоров Валерий Дмитриевич

С 2005 года по 2007 год - капитан 1 ранга Неклюдов Игорь Владиславович

С 2007 года по 2009 год - капитан 1 ранга Набока Андрей Валерьевич

С ноября 2009 года по март 2016 года - капитан 1 ранга ранга Гладкий Олег Анатольевич

С марта 2016 года - капитан 1 ранга Никитин Игорь Александрович

Бортовые номера

Во время службы эсминец сменил ряд следующих бортовых номеров:
-1993 год - № 694;
-1995 год - № 678;
-1996 год - № 434.
-2016 год - № 474

ТТХ

Основные характеристики

Водоизмещение: 6600 т стандартное, 8000 т полное
-Длина: 145,0 м (по КВЛ), 156,5 м (наибольшая)
-Ширина: 16,8 м (по КВЛ), 17,2 м (наибольшая)
-Осадка: 5,96 м, 8,2 м (габаритная)
-Двигатели: 2 котлотурбинных агрегата ГТЗА-674,
-Мощность: 100 000 л. с.
-Движитель: 2 пятилопастных винта
-Скорость хода: 18,4 узла экономическая, 32,7 узла (полная), 33,4 узла максимальная
-Дальность плавания: 1 345 миль на 33 узлах, 3 920 миль (на 18 узлах), 4500 миль (с топливом в перегруз)
-Автономность плавания: 30 суток
-Экипаж: 296 человек (в том числе 25 офицеров) в мирное время, 344-358 человек (в том числе 31 офицер) в военное время

Во время празднования Дня Военно-морского флота в Североморске у жителей столицы Северного флота была уникальная возможность попасть на борт корабля - доступ на эсминец «Адмирал Ушакова» был свободен для всех желающих.

2. Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков».

Трудно поверить, но находясь у эсминца я думал - а стоит ли мне подниматься на палубу? Не представляете, как тяжело снимать на борту корабля, когда вокруг много людей! Экипаж или корабелы - другое дело. Их можно построить и попросить принять участие в фотосессии, или сделать вид активной работы. Но все-таки праздник это праздник, поэтому недолго думая решил подняться на борт и присоединиться к оживленной массе радостных североморцев. Не пожалел!

3. Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков».


Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» является 17-м кораблем в серии из 20 кораблей проекта 956 «Сарыч», разработанных в Северном проектно-конструкторском бюро.

4. Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков».


Североморский «Адмирал Ушаков» построен на ленинградском заводе № 190 им. Жданова. Ныне этот завод известен под названием «Северная верфь».

5. Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков».


Его закладка, то есть день рождения, состоялась 6 мая 1988 года. Отмечу, что в тот день он был «Бесстрашным», а наименование «Адмирал Ушаков» он обрел позже, в 2004 году.

Через три года, 28 декабря 1991 года, эсминец спустили на воду, а спустя три дня после спуска был сформирован экипаж.

6. Корма эсминца «Адмирал Ушаков».


30 декабря 1993 года наступил долгожданный момент - на корабле был поднят Военно-морской флаг, а 17 апреля 1994 года корабль вступил в состав Военно-морского флота.

7. РБУ-1000 - советский реактивный морской бомбомет со стационарной наводящейся в двух плоскостях установкой с шестью радиально расположенными стволами. Предназначен для уничтожения подводных лодок и атакующих торпед противника.


Стоит отметить, что из четырнадцати эсминцев проекта 956, переданных флоту до 8 декабря 1991 года, восемь кораблей, включая «Адмирал Ушаков», вошли в состав 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота.

8. Кормовая установка зенитно-ракетного комплекса «Ураган».


Если говорить про всех представителей проекта 956, то во время службы в ВМФ СССР эсминцы принимали активное участие в большом числе боевых служб и военно-морских учений, таких как «Океан-83», «Атлантика-84», «Заполярье-84», «Эскадра-84», «Монкада-85» и другие.

9. Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков».


Корабли проекта выполняли контроль за учениями ВМС стран НАТО в Норвежском и Средиземном морях, следили за корабельными и авианосными группами флотов США и Великобритании.

10. Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков».


Помимо боевых задач, эсминцы проекта 956 выполняли и мирные миссии, наносили официальные дружеские визиты в порты ряда стран: Алжира, Вьетнама, ГДР, Греции, Египта, Индии, КНР, Кубы, Ливии, Сирии, США, ФРГ, Югославии, стран Африки и других, демонстрируя советский военно-морской флаг. 11. Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков».


После 1991 года активность эксплуатации эскадренных миноносцев проекта 956 многократно снизилась, и в составе ВМФ России этим кораблям удалось поучаствовать лишь в нескольких выходах на боевую службу. ​​

12. Практическая мина.


Распад Советского Союза привел к резкому сокращению государственного заказа для ВМФ, включающего как строительство новых кораблей, так и комплексный ремонт кораблей, уже находящихся в составе флота.

13. Корабельная автоматическая пушка калибра 130 мм АК-130.


Недофинансирование затронуло и корабли проекта 956: строительство новых эсминцев было прекращено (достраивались лишь уже заложенные), а текущий и средний ремонт уже построенных кораблей задерживался, либо вообще не проводился.

Это, а также проблемы с эксплуатацией котлотурбинной энергетической установки привели к тому, что большинство эсминцев проекта 956 находилось в строю менее десяти лет, хотя расчетный срок их службы должен был превышать два десятилетия. Так, всего пять лет эксплуатировался эсминец «Стойкий», шесть лет - «Окрыленный», семь лет - «Безудержный» и «Осмотрительный», восемь лет - «Безупречный», «Гремящий» и «Расторопный», девять лет - «Боевой» и «Безбоязненный».

14. Корабельный колокол эсминца «Адмирал Ушаков».


В итоге, уже к 2002 году из семнадцати эсминцев, построенных для ВМФ СССР и ВМФ России, в строю фактически находилось всего пять кораблей: «Боевой», «Бурный», «Беспокойный», «Настойчивый» и «Бесстрашный» («Адмирал Ушаков»), остальные корабли были либо разделаны на металл, либо отправлены в резерв или на консервацию.

15. Корабельный колокол эсминца «Адмирал Ушаков».


Сегодня из семнадцати эсминцев в строю фактически осталось всего три корабля: «Настойчивый» - на Балтийском флоте, «Быстрый» - на Тихоокеанском флоте, «Адмирал Ушаков» - на Северном флоте.

16. Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков».


Кратко о боевой службе эсминца «Адмирал Ушаков»:

1995 год

4 апреля 1995 года совместно с эсминцем «Расторопным» участвовал в проведении зенитной ракетной стрельбы (получил оценку «хорошо»). Под флагом контр-адмирала В. Д. Верегина нанес визит в Осло (Норвегия) (с 6 по 9 мая), 22 ноября выполнял артиллерийские стрельбы в присутствии министра обороны и главнокомандующего ВМФ. 21 декабря «Бесстрашный» под флагом адмирала И. В. Касатонова вышел совместно с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» на боевую службу в Средиземное море.

17. Минные дорожки. Предназначены для установки, крепления и сброса за корму мин, а также для погрузки торпед.


1996 год

4 января 1996 года прошел через Гибралтарский пролив. С 29 января по 3 февраля осуществил деловой заход в Тартус (Сирия). С 17 по 18 февраля совместно с «Адмиралом Кузнецовым» находился с визитом в Валлетте (Мальта), где эскадренный миноносец посетил президент республики Мальта. 22 марта вернулся в Североморск, пройдя за время боевой службы 14156 морских миль и выполнив 7 учений и 49 боевых упражнений. В августе-сентябре прошел докование на судоремонтном заводе № 82 в Росляково.

18. Эскадренный миноносец проекта 956 «Адмирал Ушаков».


1997 год

С 16 по 17 апреля и с 23 по 25 апреля участвовал в командно-штабных учениях флота в составе двух эсминцев и двух больших противолодочных кораблей. 21 августа выполнил артиллерийскую стрельбу с постановкой помех из ПК-10 и ПК-2М (получил общую оценку «хорошо»). 2 сентября стрелял «Москитом», получил оценку «отлично». 16 сентября совершил в составе корабельной группы выход в море. В период с 22 по 26 сентября нанес визит в Портсмут (Англия). 4 октября в проливе Каттегат была осуществлена заправка эсминца топливом кильватерным способом от танкера «Генрих Гасанов». Пройдя 4391 морскую милю, эскадра возвратилась в Североморск 08 октября 1997 года.

19. Торпедный аппарат калибра 533 мм.


1998 год

Во время похода летом 1998 года в условиях шторма произошла остановка котлотурбинной установки корабля, из-за чего он едва не был выброшен на скалы.

20. Шахты с противокорабельными ракетами «Москит-М».


2000 год

20 июня 2000 года эсминец «Адмирал Ушаков» прибыл в Северодвинск для прохождения ремонта на судоремонтном предприятии «Звездочка».

21. Эсминец «Адмирал Ушаков» на северодвинском судостроительном предприятии «Звездочка» ().


Через небольшой промежуток времени после завершения ремонтных работ, с октября 2004 года по августа 2005, эсминец принял участие в своем крайнем дальнем походе в составе корабельной авианосной группы с авианосцем «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». С тех пор эсминец не совершал выходы дальше Баренцева моря. Возможно, всему виной необходимость ремонта ГЭУ (КТУ). Она нуждается в серьезном (капитальном) ремонте, на который нет воли, жалко денег и дефицитных производственных мощностей, а посему красавцу-эсминцу придется доживать свой век в качестве корабля 1 ранга ближней морской зоны.

22. Шахты с противокорабельными ракетами «Москит-М».


Вооружение эсминца «Адмирал Ушаков:

РЛС общего обнаружения «Фрегат». Гидроакустическая станция «Платина-С».

23. Бак эсминца «Адмирал Ушаков».


Зенитно-ракетный комплекс «Ураган» (с 14 ЭМ-ЗРК «Ураган-Торнадо»). Состоит из двух однобалочных наводящихся ПУ, расположенных на полубаке и за вертолетной площадкой.

24.Шахты с противокорабельными ракетами «Москит-М», ходовая рубка и часть надстройки корабля, внутри которой находится погреб зенитно ракетного комплекса «Ураган».


Боекомплект - 48 «9М38М1» - зенитных управляемых ракет. Система управления зенитно-ракетным комплексом «Орех» - 6 радиопрожекторов для подсветки целей и вычислительного оборудования. ЗРК способна работать по надводным кораблям. Одновременно ЗРК способна наносить удар по 1-6 воздушным объектам на высоте до 15 километров на расстоянии до 25 километров.

25. Часть надстройки корабля, внутри которой находится погреб зенитно-ракетного комплекса «Ураган». Также там находятся кладовые, вентиляторный отделения.


На борту корабля установлены две спаренные установки АК-130. Система управления АК-130 - многоканальная МР-184, в состав которой входит двухдиапазонная РЛС, телевизир, лазерный дальномер, цифровой вычислитель, оптическое устройство. Установки имеют оптическое устройство, комплекс подачи боеприпасов и аппаратуру сопряжения. Скорострельность до 90 выстр/мин, дальность поражения до 24 километров. Боезапас - 500 выстреловна каждый ствол (180 из них готовы к боевому применению, заведены в ленту). Для ведения стрельбы по береговым объектам используется визирный спецпост. Система управления позволяет вести только однобортное применение артустановок.

26. По правому борту эсминца стоял тяжелый атомный ракетный крейсер Северного флота «Петр Великий».


АК-630М - зенитный скорострельный комплекс противовоздушной обороны. Состоит из двух 30-мм батарей комплекса АК-630М. Одна батарея - две артустановки с вращающимся шестиствольным блоком и системой управления «Вымпел». Дальность эффективной стрельбы до четырех километров. Скорострельность 4 000 выстр/мин. Боезапас арткомплекса - 16 тысяч выстрелов.

27. Цепной стопор якоря. Якорь в клюзе.


Противокорабельный ракетный комплекс «Москит». Противокорабельный комплекс с ракетами «Москит». Состоит из 2 счетверенных блоков пусковых. Боезапас - 8 крылатых ракет. Дальность поражения - 120 километров. Скорость - до 3М. Вес КР почти 4 тонны, вес БЧ - 0.3 тонны. Способен нести спец. боезапас. СУ эсминца проводит полный залп за полминуты.

28. Корабельная автоматическая пушка калибра 130 мм АК-130.


РБУ-1000 - реактивная бомбометная установка - 1000. Реактивный бомбомет с боезапасом 48 реактивных глубинных бомб. Дальность поражения до одного километра. Основная задача - обеспечение противоторопедной защиты корабля. Стрельба производится полным залпом.

29. На борту эсминца «Адмирал Ушаков».


2 торпедных аппарата калибра 533 мм. Используются торпеды СЭТ-65/53М, УСЭТ-80.

30. Торпедный аппарат калибра 533 мм.


РМ-1/УДМ/ПМ-1 - минное вооружение. Для использования мин установлены минные рельсы. Боезапас 22 мины.

31. Корабли и суда Северного флота по левому борту корабля.


Вертолет КА-27ПЛ. Для использования вертолета на корабле имеется площадка и телескопический ангар. Бортовой запас топлива позволяет обеспечить вертолету две дозаправки.​​​​​​

32. Спасательный круг.


Несмотря на проблемы с ГТУ, корабль не стоит у причала. Эсминец, можно сказать постоянно, находится в Баренцевом море. Так сегодня, во время учений проходящих в Баренцевом море, в соответствии с планом боевой подготовки сил и войск Северного флота в летнем периоде обучения, корабельная ударная группа в составе эскадренного миноносца «Адмирал Ушаков», больших противолодочных кораблей «Вице-адмирал Кулаков» и «Североморск» провела артиллерийские стрельбы по морским и закрытым береговым целям в полигонах флота в Баренцевом море и на побережье Кольского полуострова.

(обзор)

За всё время существования русского флота имя Ушакова носило всего четыре корабля. Постараемся коротко рассказать о боевом пути каждого из них. Впрочем, последний, эскадренный миноносец благополучно находится в составе флота, и будем надеяться, что он будет оставаться там как можно дольше.

Броненосец береговой обороны

Броненосец "Адмирал Ушаков"

wikipedia.org

Цифры

Водоизмещение нормальное: 4648 т

Длина: 86,4 м

Ширина: 15,9 м

Осадка: 6 м

Скорость: 16 уз.

Экипаж: 422 человека

Энергетическая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения мощностью по 2500 л. с. и 4 двухконечных цилиндрических котла.

Вооружение: 4х254-мм, 4х120-мм, 6х47-мм, 6х37-мм пятиствольных и двенадцати 37-мм одноствольных орудий, а также 2х64-мм десантных пушки системы Барановского

«Адмирал Ушаков» строился на Балтийском заводе. Имя кораблю по традиции выбрал сам Александр III. Броненосец стал первым судном, названным в честь этого флотоводца.

Корабль заложили 22 октября 1892 года. Броненосец был спущен на воду 27 октября следующего года, но работы на судне всё ещё продолжались: на нем ещё не было машин и котлов, брони и вооружения. Ходовые испытания провели только в сентябре 1895 г. Корабль вошел в состав Балтийского флота .

Во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. было решено послать «Адмирал Ушаков» в составе эскадры Небогатова, которая посылалась в помощь вице-адмиралу Рожественскому .

Следует сказать несколько слов о последнем командире «Ушакова», капитане 1 ранга Владимире Николаевиче Миклухе. Старшим его братом был знаменитый путешественник Миклухо-Маклай. И Дмитриев, и Новиков-Прибой отмечают, что Миклуха был известен как человек с тяжелым характером. Но это первое впечатление было не совсем верным. Миклуха не отличался особой вежливостью, но был хорошим командиром и умел заботиться о подчиненных .

Перед плаванием Миклуха должен был перейти на другой корабль. Он остался на «Ушакове» лишь благодаря своим настоятельным просьбам .

Капитан 1 ранга В. Н. Миклуха
wikipedia.org

«Адмирал Ушаков» вышел в путь из Либавы 2 февраля 1905 года в составе эскадры контр-адмирала Н. И. Небогатова (её ещё называли «Третьей»). В нее были включены суда, которые считались до этого непригодными для боевых действий, но под давлением общественности их было решено отправить в помощь эскадре Рожественского .

Впрочем, Н. Н. Дмитриев, который служил на «Ушакове», категорически не соглашается с этим мнением, считая, что небогатовская эскадра вполне бы пригодилась при другой обстановке .

Несмотря на все негативные отзывы о 3-й эскадре, никто не мог оспорить того, что с поставленными целями она вполне справилась: «До соединения с эскадрой Рожественского она сделала путь скорее, чем остальные, а именно в 39 дней, пришла в хорошем виде, по дороге научилась ходить без огней, благодаря чему в Цусимском бою очень мало пострадала от минных атак» .

Дмитриев, отзываясь об «Ушакове» и небогатовской эскадре, отмечает, что в пути корабль был перегружен углем так, что броня уходила под воду, что практика в стрельбе была явно недостаточна .

Встреча небогатовцев со 2-й Тихоокеанской эскадрой произошла 26 апреля. Далее они шли вместе - навстречу Цусиме .

Во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года «Адмирал Ушаков» находился в конце строя кильватера, в который выстроил свои корабли Рожественский .

Вообще, как отмечает Дмитриев, очевидец и участник событий, «Ушаков» из-за своего места в строю поздно вступил в бой. «Хотя все пушки продолжали быть заряжены и была полная готовность ежеминутно начать бой, но всё же команда до 2 часов дня, то есть до столкновения с главными силами японцев, имела отдых» .

Первые повреждения «Адмирал Ушаков» получил после 4 часов дня, когда проходил мимо «Александра III», который сильно накренился из-за полученных повреждений. Именно тогда в броненосец попали первые два снаряда. После первого попадания вся носовая часть жилых помещений была залита водою. Другой снаряд уничтожил кубрик .

С наступлением темноты начались сильные атаки японских миноносцев, но «Ушаков» от них почти не пострадал благодаря предусмотрительности своего командира, который запретил включать прожектора и стрелять .

Вместе с другими судами («Николай», «Апраксин», «Сенявин», «Сисой», «Наварин», «Нахимов») он продолжал идти на север, надеясь прорваться во Владивосток .

Однако этот план так и не удалось реализовать. Утром с «Ушакова» увидели вражеские суда, нагонявшие небогатовскую эскадру, от которой броненосец заметно отстал .

Весь день «Ушаков» делал попытки уйти от вражеских судов, которые можно было различить вдалеке, но все усилия были тщетны. Броненосец попал в ловушку, расставленную японцами .

Около 3 часов дня с «Ушакова» увидели японскую эскадру. Вскоре от нее отделились крейсера «Ивате» и «Якумо». Миклуха приказал открыть огонь первыми. Но стрельба по «Ивате» с большого расстояния оказалась совершенно бесполезной .

Японцы, которые могли стрелять на расстояние до 75 кабельтовых, держались на удобном для себя расстоянии и беспрепятственно расстреливали броненосец. Вскоре «Ушаков» стал крениться на правый борт. Стрельба стала невозможна. Тогда командир приказал открыть кингстоны, не желая сдавать свой корабль.

Это отчаянное сопротивление так разозлило врагов, что даже когда «ушаковцы» покинули броненосец, японские корабли все равно вели по нему пальбу, а когда он ушел под воду, стреляли по людям в воде .

В. Н. Миклуха погиб в море. Японские газеты утверждали, что он сам отказался сесть в шлюпку, попросив спасти матроса .

Такова была героическая судьба первого судна с ушаковским именем.

Цифры

Полное водоизмещение: 16 340 т

Наибольшая длина: 209,9 м

Наибольшая ширина: 21,9 м

Осадка средняя: 7,2 м

Максимальная скорость: 33,1

Экипаж: 1270

Энергетическая установка: 6 вертикальных паровых котлов треугольного типа КВ-68 и 2 турбозубчатых агрегата типа ТВ-7; Мощность на полном ходу 124 100 л. с., на заднем — 27 000 л. с.

Вооружение: артиллерийское главного калибра 4х3-152-мм, универсального калибра 6х2-100-мм, зенитного калибра 16х2-37-мм; торпедное 2х5-533-мм; минное 68-КБ-3 или 70 минных защитников ГМЗ

Легкий крейсер «Адмирал Ушаков» стал первым советским судном с таким названием. Это объясняется вновь вспыхнувшим во время Великой Отечественной войны интересом к личности адмирала. Так что при первой же возможности его имя было присвоено новому судну.

9 ноября 1950 года ещё не созданный «Ушаков» был зачислен в списки кораблей ВМФ. Его закладка произошла в Ленинграде 6 февраля следующего года.

29 июня 1952 года крейсер спустили на воду, правда, подписание приемного акта произошло лишь 8 сентября 1953-го. Капитан 1 ранга Ю. А. Юлинец стал первым командиром «Ушакова».Через десять дней на судне впервые был поднят флаг ВМФ. Корабль вошел в состав Северного флота.

Вскоре последовало и первое серьезное задание: «Ушаков» с отрядом был послан в Стокгольм.

В 1956 году совершенно новый корабль едва не был уничтожен: его хотели использовать для ядерных испытаний на Новой Земле. Его спасло лишь вмешательство адмирала С. Г. Горшкова .

В 1957 году на судне была сооружена вертолетная площадка, первая на флоте. Ее испытания были успешны, поэтому такие площадки стали делать на заводах. Примерно в это же время на «Ушакове» установили САП «Краб-11» и «Краб-12» .

Во время Карибского кризиса легкий крейсер планировалось отправить на Кубу, но это не понадобилось.

Осенью 1963 года «Адмирала Ушакова» перевели на Черноморский флот, туда, где когда-то прославился его великий тезка. Однако крейсер там ждала не слава, а консервация. Происходило сокращение вооружения, и судно попало под него.

«Ушаков» вернулся в строй лишь 15 апреля 1971 года. Уже в следующем году он нес боевую службу в Средиземном море.

Когда осенью 1973 года обострился арабо-израильский конфликт, с «Ушакова» планировалось высадить десант в Порт-Саиде, чтобы поддержать египетскую сторону. Однако, к счастью, этот план был отменен. В том же году корабль крейсировал у острова Корфу.

В 1980 году «Ушаков» вновь совершал плавание в Средиземном море. Последний выход на боевую службу легкого крейсера был в 1982 году.

В феврале следующего года судно вновь законсервировали, а в 1987 г. и вовсе исключили из состава военно-морского флота. В 1992 году, уже после распада СССР, «Ушакова» продали на металл в Индию. Так окончился путь этого корабля .

Тяжелый атомный ракетный крейсер пр.1144 «Орлан»

Легкий крейсер "Адмирал Ушаков"(1981)
wikipedia.org

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Киров" ("Адмирал Ушаков")

wikipedia.org

Цифры

Стандартное водоизмещение: 24100 т

Максимальная длина: 251 м

Максимальная ширина: 28, 5 м

Осадка средняя: 10,3 м

Экипаж: 759 человек

Энергетическая установка: Атомная паропроизводящая установка с двумя водно-водяными реакторами тепловой мощностью по 300 МВт и паротурбинная установка с двумя ГТЗа мощностью по 70000 л.с.; 2 автоматизированных паровых котла КВГ-2.

Вооружение: противокорабельное ракетное - 20 наклонных ПУ сверхзвуковых ПКР 3М45 комплекса П-700 "Гранит"; противолодочное - 1х2 ПУ ПЛРК "Метель" (10 ракето-торпед) 2х5 533-мм ТА (10 торпед); средства ПВО - 12х8 ВПУ ЗРК С-300Ф "Форт" (96 ЗУР 5В55РМ) 2х2 ПУ ЗИФ-122 ЗРК "Оса-М" (40 ЗУР 9М33) 8х6 30-мм АК-630М (48000 выстрелов); артиллерия - 2х1 100-мм АК-100 (1200 выстрелов); реактивно-бомбовое - 1х12 213-мм РБУ-6000 (72 РГБ) 2х6 305-мм РБУ-1000 (48 РГБ); авиационное - 3 вертолета Ка-27ПЛ и/или Ка-25РТ.

Тяжелый атомный крейсер получил имя Ушакова лишь в 1992 году, спустя много лет службы. Изначально он назывался «Киров» .

«Киров» был заложен в Ленинграде на Балтийском заводе 26 марта 1973 года. 27 декабря 1977 года атомный крейсер спустили на воду, но в состав Северного флота его включили только в 1980 г .

За время службы атомный крейсер дважды помогал тем, кто терпел бедствие в море. Он помогал спасать экипажи подлодок «К-219» и «Комсомолец».

Но на атомном крейсере произошла серьезная авария. «Когда «Адмирал Ушаков» находился на боевой службе в Средиземном море, в атомной энергетической установке произошла течь теплоносителя первого контура» , - так описывает характер повреждения . К счастью, никто при этом не пострадал, но корабль вскоре вывели в резерв, а в 1999 году и вовсе решили списать.

Но в дело вмешались ветераны и В. Н. Лопатин, депутат Государственной думы. Благодаря его влиянию удалось добиться постановлений в Думе и Совете Федерации согласно которым корабль должны были восстановить и модернизировать.

Однако для осуществления этого проекта требовалось около 2 миллиардов рублей. Собрать эти средства не удалось, и в 2014 году встал вопрос об его утилизации. Окончательное решение уничтожить корабль было принято в следующем году .

СМИ писали, что «по оценке военного ведомства, модернизация корабля обошлась бы бюджету слишком дорого, потому что на крейсере установлено устаревшее несерийное оборудование. Кроме того, в 2015 году «Кирову» исполняется 35 лет с момента постройки» .

В 2016 году с корабля выгружали отработавшее ядерное топливо. Его окончательное уничтожение, к несчастью, лишь вопрос времени .

Эскадренный миноносец пр.

Эскадренный миноносец "Адмирал Ушаков" (2011)

wikipedia.org

Цифры

Полное водоизмещение: 7940 т

Максимальная длина: 156,5 м

Максимальная ширина: 17,2 м

Осадка: 5,96 м

Максимальная скорость: 32 уз.

Экипаж: 296 человек

Энергетическая установка: 2 паровые турбины ГТЗА-647 по 50000 л.с., 2 винта фиксированного шага

Вооружение: 2 спаренные артиллерийские установки АК-130/54, 4 30 мм шестиствольные артиллерийские установки АК-630, 2 счетверенные пусковые установки противокорабельных крылатых ракет П-270 "Москит", 2 шестиствольные реактивные бомбометные установки РБУ-1000, 2 установки зенитно-ракетного комплекса "Штиль", 2 сдвоенных 533 мм торпедных аппарата, 1 вертолет Ка-27.

Об эскадренном миноносце «Бесстрашный», который был переименован в «Адмирал Ушаков» в 2004 году, можно сказать немногое. Это боевой корабль, который и сейчас несет службу .

Миноносец заложили 6 мая 1988 года, спуск на воду произошел 28 декабря 1991 (сегодня будет 25 лет). До 1994 года судно относилось к Балтийскому флоту, после - «Бесстрашный» был переведен на Северный флот.

Павлов пишет, что корабль «летом 1998 во время выхода в море из-за остановки КТУ в шторм едва не выброшен на скалы» .

Примечания

http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Ushakov/chap3.html

Грибовский В. Ю., Черников И. И. Броненосец «Адмирал Ушаков» [Электронный ресурс]. URL: http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Ushakov/chap5.html (дата обращения: 27. 12. 2016).

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 4 - 5, 31, 71 - 72; Новиков-Прибой А. С. Цусима - Одесса: Маяк, 1989 - с. 479 - 482.

Грибовский В. Ю., Черников И. И. Броненосец «Адмирал Ушаков» [Электронный ресурс]. URL: http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Ushakov/chap5.html (дата обращения: 27. 12. 2016).

История русской армии и флота: В 15 тт. Т. 15. Сборник. - М., 1913 - с. 113; Грибовский В. Ю., Черников И. И. Броненосец «Адмирал Ушаков» [Электронный ресурс]. URL: http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Ushakov/chap5.html (дата обращения: 27. 12. 2016).

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 12 - 13.

История русско-японской войны: В 6 т. Т. 5 / Под ред. М. Е. Бархатова и В. В. Функе. - СПб, 1909 - с. 1039.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с.15, 18.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 33.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 43.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 53.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 45, 55 - 56.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 61.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 60 - 62.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 64 - 65.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 68 - 70.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 69 - 71.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 72 - 79.

Дмитриев Н. Н. Броненосец "Адмирал Ушаков" его путь и гибель / Н. Д. - СПб.: Экономическая типо-литография, 1906 - с. 81.

Заблоцкий В. П. Крейсера "холодной войны". - М.: Яуза, 2008 - с. 144 - 145.

Овчинников В. Д. Имя Ушакова на борту: (История кораблей, носящих имя адмирала Ф.Ф. Ушакова). - Саранск: Типография "Красный Октябрь", 2000 - с. 34; Заблоцкий В. П. Крейсера "холодной войны". - М.: Яуза, 2008 - с. 146.

Заблоцкий В. П. Крейсера "холодной войны". - М.: Яуза, 2008 - с. 146 - 155.

Пономарев Б. Заказ 800: Хроники атомного крейсера «Киров» // Для тех, кто служил на ТАРКР «Киров» [Электронный ресурс]. URL: http://kreiserkirov.ru/zakaz800/VI.htm (дата обращения: 27. 12. 2016).

Тяжелые атомные ракетные крейсера (ТАРКР) типа "Киров" пр.1144/11442 "Орлан" (СССР/Россия) // Портал «Современная армия». - 2012. - 4 марта [Электронный ресурс]. URL: http://www.modernarmy.ru/article/142 (дата обращения: 27. 12. 2016).

Овчинников В. Д. Имя Ушакова на борту: (История кораблей, носящих имя адмирала Ф.Ф. Ушакова). - Саранск: Типография "Красный Октябрь", 2000 - с. 36 - 37.

Овчинников В. Д. Имя Ушакова на борту: (История кораблей, носящих имя адмирала Ф.Ф. Ушакова). - Саранск: Типография "Красный Октябрь", 2000 - с. 36 - 37; Власти решили утилизировать атомный ракетный крейсер «Адмирал Ушаков» // ТАСС. - 2014. - 10 июня [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/spb-news/1250370 (дата обращения: 27. 12. 2016).

Атомный крейсер «Киров» отправится в распил // Новости@Mail.ru . - 2015. - 7 августа [Электронный ресурс]. URL: https://news.mail.ru/politics/22908245/?frommail=1 (дата обращения: 27. 12. 2016).

«Звездочка» выгрузит ядерное топливо со списанного крейсера «Киров» на средства Италии // ТАСС. - 2016. - 18 марта [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/armiya-i-opk/2751988 (дата обращения: 27. 12. 2016).

Имя на борту. «Адмирал Ушаков». Часть третья. Последний эсминец СССР [Электронный ресурс]. URL: http://maxpark.com/community/5548/content/2217555 (дата обращения: 27. 12. 2016).

Павлов А. С. Эсминцы первого ранга. - Якутск, 2000 - с. 37.

Список литературы для разделов «Цифры»

Броненосец береговой обороны

1. Грибовский В. Ю., Черников И. И. Броненосец «Адмирал Ушаков» [Электронный ресурс]. URL: http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Ushakov/chap3.html (дата обращения: 27. 12. 2016).

2. «Адмирал Ушаков» - русский броненосец // Портал «Военная техника» [Электронный ресурс]. URL:http://kollektsiya.ru/voennie-korabli/332-bronenosets-admiral-ushakov (дата обращения: 27. 12. 2016).

Легкий крейсер проекта 68-бис

1. Заблоцкий В. П. Крейсера "холодной войны". - М.: Яуза, 2008 - с. 8, 51.

Тяжелый атомный ракетный крейсер

1. Тяжелые атомные ракетные крейсера (ТАРКР) типа "Киров" пр.1144/11442 "Орлан" (СССР/Россия) // Портал «Современная армия». - 2012. - 4 марта [Электронный ресурс]. URL: http://www.modernarmy.ru/article/142 (дата обращения: 27. 12. 2016).

Эскадренный миноносец

1. «Адмирал Ушаков» // Портал «FLot.com» [Электронный ресурс]. URL: http://flot.com/nowadays/strength/ushakovdestroyer.htm (дата обращения: 27. 12. 2016).

Вскоре после окончания кровопролитной Второй Мировой войны главные мировые державы начали подготовку к новой военной угрозе. Знаменитая речь Черчилля в Фултоне, раскол мира на два лагеря, полный передел его победителями и жесткая борьба за сферы влияния не сулили всеобщего мира и благоденствия.

Согласно первой послевоенной программе военного кораблестроения на ближайшие десять лет, было предусмотрено строительство легких крейсеров для модернизации флота.

Было принято решение создать два типа кораблей: крейсер (проект 63), второй и корабль ПВО (проект 81). На кораблях планировалось установить атомный реактор.

Через время проект 81 закрылся, а работы по обоим типам кораблей соединили в одно направление. К сожалению, проект 63 также вскоре закрылся.

В конце 1960-х годов Ленинградскому центральному Конструкторскому бюро поручается создание атомного сторожевого судна.

Корабль должен был иметь водоизмещение около 8000 т, уметь не только сопровождать другие суда, но и обеспечивать им огневую поддержку, а также выслеживать и при необходимости уничтожать вражеские суда. Одним из главных преимуществ корабля должна была стать неограниченная дальность плавания.

Весной 1971 года для обоих судов идет активная разработка оружия. Будущий корабль получает новейшие на то время варианты вооружения.

В 1973 году на Балтийском заводе имени Орджоникидзе закладывается головной крейсер.

В последнем варианте проекта «Орлан» было запланировано создание пяти судов, четыре из которых построили. Но следует заметить, что четвертое судно («Петр Великий») отличалось от своих «собратьев». У него была большая автономность плавания, улучшенное противолодочное и гидроакустическое оружие, а также на борту были установлены более современные крылатые ракеты.

Зимой 1977 года тяжелый атомный крейсер «Адмирал Ушаков» (бывший "Киров") был спущен на воду и официально зачислен в состав ВМФ Советского Союза.

Важный момент: в этот год ввели новую классификацию, и судно из разряда простого противолодочного корабля становится тяжелым атомным ракетным крейсером.

Свое нынешнее имя «Адмирал Ушаков» крейсер получил не сразу, это случилось в 1992 году. Он и еще три корабля получили новые имена. Один из них носит имя «Петр Великий», а другие три стали «адмиралами» (Ушаков, Лазарев и Нахимов).

Конструкция и описание корабля

У судна «Адмирал Ушаков» полностью сварной корпус, продлённый полубаком и усиленным зенитным вооружением. Для защиты важных частей корабля сделано традиционное бронирование: противоснарядное, противопульное и противоосколочное. Для защиты применялась в основном гомогенная броня.

Практически все надстройки судна сделаны из алюмо-магниевых сплавов. Большая часть вооружения расположена в кормовой и носовой частях. Дополнительные бронещиты прикрывают машинное отделение и погреба боезапаса.

У крейсера удлиненный полубак и двойное дно на всю длину судна. Надводная часть состоит из пяти палуб (на всем протяжении корпуса). В задней части находится подпалубный ангар, вмещающий три вертолета. Здесь же сконструирован подъемный механизм и предусмотрены помещения для хранения нужных для полетов материалов.

Главная энергетическая установка крейсера была механическая двухвальная с двумя паровыми турбозубчатыми агрегатами и 6 котлами, которые располагались в восьми соседних отсеках в средней части корпуса корабля.

Вооружение

Согласно плану крейсер «Адмирал Ушаков» должен был наносить удары по корабельным авианосным группам противника, выслеживать и уничтожать вражеские подводные суда, а также обеспечивать безопасность своих территорий от угрозы с воздуха. Исходя из поставленных задач, судно получило много всевозможного оружия.

Главное ударное вооружение представлено системой «Гранит» - противокорабельным ракетным комплексом, размещенным в носовой части. Он состоит из двадцати ракет, максимальная дальность полета которых достигает 550 км. Боевая часть ракет атомная, боеголовка весом в 500 кг.

Зенитное вооружение корабля - это ракетный комплекс «Форт». Крейсер оснащен двенадцатью барабанными установками по восемь ракет в каждой.

Кроме воздушных целей «Адмирал Ушаков» способен поражать суда противника классом до эсминца.

Противолодочное оборудование судна включает ракетный комплекс «Метель» - 10 ракето-торпед, дальность стрельбы которых достигает 50 км, а глубина поражения - до 500 м. Кроме «Метели» есть два пятитрубных торпедных аппарата. Также на палубе корабля есть множество малых пушек и орудий.

Служба «Адмирала Ушакова»

Корабль официально состоял на службе ВМФ и участвовал во многих боевых и учебных заданиях. Среди них можно выделить несколько интересных моментов. Например, зимой 1983 года корабли НАТО, выступив на стороне Израиля, начали вести военные действия против Сирии и Ливана, которые были союзниками СССР. Командование судна получило приказ идти в Средиземное море.

Когда «Адмирал Ушаков» вошел в нужные воды, а до точки назначения оставалось меньше суток пути, корабли НАТО сразу прекратили огонь и ушли в островную зону. Приближаться менее чем на 500 км к нашему кораблю американцы так и не решились.

В 1984 году судно совершило свой первый боевой поход в Средиземное море.

Особенностью крейсера «Адмирал Ушаков» было наличие специальных артиллерийских радиолокационных станций. Кроме двух командно-дальномерных постов КДП-8 и башенных артиллерийских дальномеров ДМ-8-2, на судне для управления стрельбой главного калибра были использованы РЛС «Риф» и АРЛС «Залп», а на II и III башнях МК-5-бис установлены собственные радиодальномеры. Грамотное использование артиллерии главного калибра обеспечивалось системой приборов управления стрельбой «Молния АЦ-68бис А». Корабли такого типа были также оснащены современными на тот период времени средствами связи.

В 1971 году крейсер прошёл масштабную модернизацию согласно проекту 68-А. Одной из задач было усиление ПВО, а также средств связи. Кроме того технический план предусматривал установку навигационного космического комплекса «Циклон-Б» с системой связи «Цунами-БМ», дополнительных АУ 30-мм калибра АК-230 с системами управления МР-104 «Рысь», современными средствами связи и радиолокационного противодействия, а также специальными устройствами передачи грузов на ходу.

Корпус корабля был переоборудован для установки носовой и кормовой групп, по четыре установки в каждой, 30-мм артиллерии ближнего радиуса действия.

Связь на борту судна координировалась из флагманского командного пункта. Для установки активных помех устанавливались станции САП «Краб-11» и «Краб-12».

После модернизации крейсер выполнял боевые и учебные задачи вплоть до 1991 года. Из-за ряда технических неисправностей судно было поставлено на ремонтную стоянку.

К сожалению, корабль так и не был восстановлен и модернизирован. У страны был сложный переломный период, и на восстановление такого огромного судна просто не было денег.

Долгие годы «Адмирал Ушаков» простоял на приколе. В 2013 году специалисты Центра судостроения «Звездочка» заявили о необходимости утилизации активной зоны крейсера.

Летом 2015 года было принято окончательное решение об утилизации крейсера «Адмирал Ушаков».

Примечательно, что крейсер «Адмирал Ушаков» (бывший «Киров») не один раз упоминался в массовой культуре. Например, в 1982 году он появился в советском фильме «Случай в квадрате 36-80».

Также русский крейсер упоминается в романе писателя Тома Клэнси «Красный шторм поднимается». По задумке автора во время третьей мировой войны корабль вышел в Атлантику на охоту за вражескими судами и был потоплен норвежской подлодкой, которая расстреляла крейсер торпедами.

Находится крейсер и в центре внимания серии книг Джона Шеттлера «Киров». Согласно сюжету в 2017-2021 годах корабль подвергся тотальной модернизации, для которой были разобраны на запчасти три других крейсера. После этого он стал флагманом Северного флота.

В ходе первых ракетных стрельб «Киров» из-за мистической аномалии попадает в прошлое, а именно в август 1941 года, где его появление приводит к изменению истории. В результате начинается длительное путешествие крейсера по различным временам и альтернативным реальностям.

Также советский атомный крейсер «Киров» фигурирует в фильме «Нити», снятом для телекомпании ВВС.

В 1961 г. в боевой состав ВМС США вошел первый атомный крейсер УРО "Лонг Бич". Это событие послужило толчком к созданию отечественного боевого атомного надводного корабля. Естественное развитие военно-морской техники также оказалось причиной того, что в 1964 году начались исследования по определению облика первого в нашей стране боевого надводного атомохода.
Основой исследований явилась объективная потребность флота в океанском надводном корабле, способном действовать в удаленных районах Мирового океана самостоятельно и в составе группировки, преимущественно с противолодочными задачами. Исследования завершились тактико-техническим заданием на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетической установкой водоизмещением 8000 тонн. Главным конструктором был назначен Б.Купенский , до этого являвшийся главным конструктором первых отечественных газотурбинных БПК типа "Комсомолец Украины". От Военно-морского флота главным наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной его передачи флоту стал капитан 2 ранга А. Савин .
Новый атомный корабль с самого начала стал любимым детищем Главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С. Горшкова . Тем не менее проектирование шло трудно и довольно медленно. С первых же этапов начало расти водоизмещение, что заставило искать всё новые и новые варианты главной энергетической установки, в первую очередь паропроизводящей её части. В конце концов, приняли решение о создании специальной энергетической установки (ЭУ). При этом Главком потребовал размещения на корабле резервной ЭУ на органическом топливе.
При проектировании исходили из того, что решение кораблем главной задачи будет обеспечено только при наличии достаточной боевой устойчивости. Не вызывало сомнений, что наибольшую опасность для него представляет авиация, поэтому предусматривалось эшелонирование средств ПВО корабля по всей её глубине, элементам, принципам построения, калибрам и т. д.
Противокорабельные ракеты в проекте появились не сразу. Строившиеся у нас в те годы противолодочные корабли достаточно эффективного ударного оружия не несли, что существенно снижало их боевую устойчивость. Было учтено также то, что надводный флот США начал интенсивно оснащаться противокорабельными ракетами. Таким образом, облик первого отечественного атомного корабля приобрел многоцелевую направленность, и он получил окончательное наименование - атомный ракетный крейсер. В 1973 г. его проектирование было завершено, а весной следующего года состоялась закладка. От первого легкого крейсера советской постройки, оставившего заметный след в истории нашего ВМФ, головной крейсер унаследовал наименование “Киров” (с 1992 г. “Адмирал Ушаков”). Его постройка велась медленно и не очень ритмично. Головной корабль был спущен на воду в 13 часов 53 минуты 27 декабря 1977 г.
Костяк экипажа сформировали ещё за год до этого события. Были назначены командир корабля и заместитель командира по политической части, офицеры электромеханической боевой части и химической службы. К моменту спуска корабля на воду экипаж был укомплектован почти на сто процентов. В 1978 году экипаж прибыл в Ленинград и с огромным энтузиазмом принялся осваивать новый корабль.
В 1980 г. крейсер прошел испытания и вошел в состав Северного флота. 12 апреля 1981 года над кораблём гордо взвился Краснознамённый Военно-морской флаг.
В 1984 году появился второй корабль этого типа – “Фрунзе” (“Адмирал Лазарев”), в 1988 году третий – “Калинин” (“Адмирал Нахимов”) и в 1998 году “Юрий Андропов” (“Пётр Великий”).
Наши атомные ракетные крейсера прямых аналогов за рубежом не имеют. На ТАРКР энергетическая установка включает в себя две паровые турбины мощностью до 70000 л. с. каждая. В резервном варианте турбины получают пар от двух автоматизированных паровых котлов, работающих на органическом топливе. При работе атомной энергетической установки крейсер развивает скорость более 30 узлов, под котлами - не менее 14. Экипаж почти вдвое меньше, чем было на одинаковом по водоизмещению линкоре “Октябрьская революция”. “Главный калибр” атомного крейсера - противокорабельный ракетный комплекс большой дальности "Гранит".
Зенитное ракетное оружие на крейсерах “Адмирал Ушаков” и “Адмирал Лазарев” было такое же, как и на крейсере “Слава”. На крейсере “Адмирал Нахимов” установлены уже более современные ЗРК.
Артиллерийское оружие головного корабля - две одноорудийные 100-мм автоматические установки с радиолокационной системой управления. Начиная со второго корабля серии, на них вместо двух “соток” стали размещать одну двухорудийную 130-мм артустановку. В качестве средств ближней самообороны на ТАРКР было установлено восемь 30-мм шестиствольных автоматов. На крейсере “Адмирал Нахимов” вместо этого оружия установлены два новых ракетно-артиллерийских комплекса самообороны.
Противолодочное оружие составляют автоматизированный гидроакустический комплекс "Полином", противолодочный торпедный комплекс "Метель" (в дальнейшем "Водопад").
На втором и последующих крейсерах вместо противолодочного ракетного комплекса и торпедных аппаратов устанавливали новый универсальный ракето-торпедный комплекс.
Набор противолодочных средств дополняют реактивно-бомбовые установки, основное назначение которых на этих кораблях - поражение атакующих их торпед. Начиная с третьего корабля серии, на атомных крейсерах устанавливают новый комплекс противоторпедной защиты. На корабле базируются два вертолета типа Ка - 27, Ка - 27ПС, Ка - 31 или Ка - 39 в поисково-спасательном, противолодочном и других вариантах. Для обеспечения базирования вертолётов предусмотрен подпалубный ангар, погреба боезапаса, подъемник и взлётно-посадочная площадка.
Таким образом, атомные крейсера типа "Киров" вобрали в себя практически всю номенклатуру боевых и технических средств, созданных в последние годы.
Несмотря на решение Государственной думы РФ о необходимости сохранения в боевом составе ВМФ России ТАРКР “Адмирал Ушаков”, в связи с отсутствием средств на ремонт и восстановление крейсер был выведен из боевого состава ВМФ и в настоящее время ожидает утилизации у стенки судоремонтного завода.
Однако члены экипажа первого отечественного атомного ракетного крейсера не считают себя вправе забыть историю. По инициативе единомышленников создан и активно работает Совет ветеранов крейсера. Традиционными стали ежегодные встречи бывших сослуживцев. По инициативе энтузиастов в Интернете создан сайт “Для тех, кто служил на ТАРКР “Киров” ().
В канун 30-летия спуска крейсера на воду в Североморске состоялась ставшая традиционной ежегодная встреча ветеранов. Капитан 1 ранга Александр Фадеев тепло поздравил тех, кому за время, прошедшее с последней встречи, исполнилось 50 лет и вручил им памятные адреса. Наиболее активным членам Совета ветеранов вручили памятные знаки эскадры надводных кораблей.
Капитан 1 ранга запаса Анатолий Романько рассказал собравшимся о работе, проводимой группой энтузиастов по сохранению истории родного корабля. Например, один из ветеранов крейсера, капитан 3 ранга запаса Борис Пономарёв собрал всю информацию об офицерах и многих мичманах крейсера, служивших на корабле с первого экипажа. Он ежегодно рассылает бывшим сослуживцам информацию о членах экипажа, ставшие редкими фотографии.
Секретарь Совета военных пенсионеров Североморска Юрий Смирнов рассказал присутствующим о грядущих изменениях в пенсионном обеспечении.
Отрадно отметить, что многие из ветеранов крейсера так или иначе и поныне служат Военно-морскому флоту. Капитан 1 ранга Олег Ивлев – офицер электромеханической службы соединения ракетных кораблей, а офицер запаса Вячеслав Андреев занимается вопросами поддержания технической готовности ТАРКР “Петр Великий”.
Радует ветеранов и то, что уже и сыновья некоторых из них принимают активное участие в работе Совета. На нынешнем сборе присутствующим представили сына офицера БЧ-5 первого экипажа корабля – Евгения Ожгихина , а ранее в работу Совета ветеранов активно включились Дмитрий Ралль и Евгений Белинин .
Капитан 2 ранга Юрий МУЗЫРА.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов