Методическая разработка по экономике (11 класс) на тему: Деловые игры на уроках экономики. Игра – конкурс «Поиграем в экономику

09.10.2019

Внеклассное мероприятие

Тема:

Название внеклассного мероприятия: Экономическая игра «Бизнес-старт»

Форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: работа в группах.

Цель мероприятия:

    обобщить и систематизировать знания, умения, навыки студентов, полученные в процессе изучения курса «Экономики»

Задачи:

Образовательные:

    Организовать деятельность учащихся по основному закреплению изученных ранее понятий

    Содействовать систематизации знаний учащихся по изученному материалу

Развивающая:

    Выработать навыки умения работать в группе

Воспитательная:

    Содействовать в ходе урока формированию активности и самостоятельности учащихся.

Методы обучения:

    Словесные – фронтальная беседа

    Практические – анализ предложенных ситуаций

Дидактические материалы и оборудование: раздаточный материал каждой группе [Приложения 1-11], 2 пакета с мелкими деньгами для 9 конкурса.

Ход внеклассного мероприятия.

1. Организационный этап (1 минута).

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с Вами не обычный урок! Сегодня мы проведем экономическую игру «Бизнес-старт». Сейчас Вам надо разделиться на 2 команды, каждая из которых является представителями какой-то фирмы.

Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество очков. Максимальная оценка 5 баллов. Поехали!

2. Ход игры.

Задание 1. Презентация команд (5 минут).

Сейчас Вам надо разделиться на 2 команды, каждая из которых будет представлять какую-то определенную фирму, а какую именно – вы решите сами. Итак, первое задание звучит следующим образом:

    придумать название своей фирмы,

    чем фирма будет занимается (производство или услуги)

Задание 2. Бартер (6 минут).

Как известно, бартер– это безденежный обмен. Мы предлагаем обменять очки на знания работников фирмы (участников команд). Сейчас вы получите карточки с вопросами, на которые вам надо ответить. (Участники получают карточки с заданиями) [Приложение 1].

Задание 3. (8 минут).

Теперь для каждой группы работников будет свое задание:

    Отдел кадров: Трудятся над разработкой ТЕСТА для поступающих на работу, чтобы затем практически применить его. (10 вопросов) (Приступают к работе).

    Менеджеры: необходимосоставить деловое письмо, со всеми предложенными словами [Приложение 3].

Задание 4. (4 минуты).

Сейчас я Вам буду читать вопросы, а вы должны будете записывать ответы на листочках и как можно быстрее отдавать моему помощнику. Команде, которая быстро и правильно ответит на вопрос получит один балл за каждый вопрос. (Список предложенных вопросов в Приложении 4).

Задание 5. (4 минуты).

Сейчас вам будут предложены картинки, изображающие экономические термины, ваша задача - определить, что за термин зашифрован на картинке [Приложение 5].

Задание 6. (4 минуты).

Сейчас Вы получите тест с вопросами. Команда, ответившая правильно на большее количество вопросов получит наибольшее количество баллов [Приложение 6].

Задание 7. (8 минут).

Необходимо восстановить соответствие страны и её денежной единицы.

(Участники получают карточки с заданиями [Приложение 7]).

Задание 8. (6 минут).

Придумать и написать как можно больше пословиц о деньгах (поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы)

Например: не имей 100 рублей, а имей сто друзей.

Задание 9. (4 минуты).

Инвесторы решили вложить деньги в развитие ваших компаний. Вам Необходимо подсчитать сумму денег (на скорость и точность). (Участники получают по мешочку с мелкими деньгами).

Задание 10. Задание для капитанов (4 минуты).

    Ваши сотрудники объявили забастовку. Ваши действия?

    Ваше предприятие на грани банкротства. Ваши действия?

    Из-за проблем на электростанции у Вас на предприятии отключили электричество. Света нет уже неделю. Ваши действия?

Задание 11. (1 минута).

Участники получают карточки с заданиями.

Продолжи пары слов:

дорого-дешево,

прибыль-…,

поставщик-…,

продавец-…,

потребление-… .

Задание 12. (2 минуты).

Какие из перечисленных экономических понятий можно назвать положительными, а какие отрицательными? (Участники получают карточки с заданиями [Приложение 8]).

Задание 13. (2 минуты).

(Участники получают карточки с заданиями [Приложение 9]).

Задание 14. (6 минут).

Сейчас я Вам буду читать вопросы, а вы должны будете записывать ответы на листочках и как можно быстрее отдавать моему помощнику. Команда, которая быстро и правильно ответит на вопрос получит один балл за каждый вопрос. (Вопросы в Приложении 10).

Задание 15. (4 минуты).

(Участники получают карточки с заданиями [Приложение 11].

На карточках перед вами образцы фраз. Нужно, используя одну из них, придумать забавный случай из вашей возможной предпринимательской жизни.

Задание 16. (4 минуты).

Необходимо письменно дать определение следующим понятиям:

    Экспорт (вывоз товаров из страны для реализации на внешнем рынке).

    Импорт (ввоз товаров из-за границы для реализации внутри страны).

    Менеджмент (управление, организация деятельности.

    Эмиссия (выпуск в обращение денег и ценных бумаг.

    Приватизация.

    Инвестор.

    Предприниматель.

    Лицензия (документ)

Задание 17 . (2 минуты)

Ваша фирма получила прибыль в размере 2 млн.руб. Как Вы ей распорядитесь?

3. Подведение итогов. (2 минуты).

(Подведение итогов, подсчет результатов. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Вопросы к заданию 2.

    Средство, с помощью которого можно оплатить покупку, измерить ценность чего-либо и даже сколотить состояние. (Деньги)

    Одна из форм торговли, но не всякими товарами, а лишь особо ценными или редкими, когда желающих купить тот или иной товар много и они соревнуются между собой за право покупки. (Аукцион)

    Дача денег в долг на определенный срок. (Кредит, ссуда)

    Неплатежеспособность из-за отсутствия средств. (Банкротство)

    Договор, по которому одна сторона предоставляет другой стороне что-либо во временное пользование за определенную плату. (Аренда)

    Любой вид предпринимательской деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды. (Бизнес)

    Учреждение, где покупают и продают оптом, заключают сделки и подписывают договора. (Биржа)

    Посредник между продавцом и покупателем. (Брокер)

    Что такое инвестиция? (имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другой деятельности)

    Ноу-хау. Что это? (научно-технические, коммерческие и другие сведения, которые дают определенные преимущества предприятию или лицу, их получившему).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Задание 3.

    Шампунь “Круиз”, который нужно экспортировать во Францию.

    Часы “Слава” - их мы будем продавать в Швейцарии.

    Магнитофон “Романтик” - экспорт в Японию.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Для первой команды:

Колбаса, вагон, собака, товарищ, трактор, терпение.

Для второй команды:

Телевизор, ёлка, зеркало, снег, помощь, ножницы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Вопросы к заданию 4.

    На каком базаре самый большой шум? (На птичьем базаре.)

    Лицо торговой точки это... Что? (Витрина .)

    Назовите героя И.С. Тургенева с «торговой» фамилией? (Базаров – «Отцы и дети».)

    Один человек купил трёх коз и заплатил за них 1000 рублей. Спрашивается, по чему каждая коза пошла? (По земле.)

    «Экономическая порода» собак это... Какая? (Такса, ведь такса – это ещё и установленная расценка.)

    Какую страну называют «банкиром» всего мира? (Швейцария.)

    Назовите мероприятие, где цену набивают молотком. (Аукцион.)

    Где служат в России люди, получающие премию «Золотая маска»?

    (В театре.)

    Какое жидкое полезное ископаемое называют «чёрным золотом»? (Нефть.)

    «Кока-кола» по отношению к «Пепси-кола» это... Кто? (Конкурент .)

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Задание 5.

1. Совместное предприятие

2. Аренда

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Вопросы к заданию 6.

1. Как образно говорят о невысоких доходах?

а) Скромные; б) Застенчивые;

в) Стыдливые; г) Нерешительные.

2. Кто, согласно пословице, платит дважды?

а) Добрый; б) Щедрый;

в) Скупой; г) Забывчивый.

3. Каким эпитетом награждают высокие цены?

а) Баснословные; б) Анекдотичные;

в) Поэтические; г) Былинные.

4. Как называется определённое количество товара?

а) Блок; б) Партия;

в) Секта; г) Банда.

5. Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам

себя...».

а) Закупает; б) Съедает;

в) Хвалит; г) Доставляет.

6. Что, согласно пословице, любит товар?

а) Подачу; б) Аут;

в) Гол; г) Фол.

7. Что рождает спрос?

а) Слово; б) Предложение;

в) Фразу; г) Абзац.

8. Что в конце каждого квартала сдаёт бухгалтер?

а) Сдачу; б) Офис;

в) Баланс; г) Экзамены.

9. Какая важная экономическая аббревиатура существует в нашей стране?

а) МНОС; б) МРОТ;

в) МЛОБ; г) МУХО.

10. Что сделано из золота у трудолюбивого умельца?

а) Пальцы; б) Руки;

в) Зубы; г) Мозоли.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

Ответы к заданию 7.

Литва (лит)

Азербайджан (манат)

Киргизия (сом)

Казахстан (тенге)

Эстония (крона)

Латвия (лат)

Украина (гривна)

Молдавия (лей)

Армения (драм)

Узбекистан (сум)

Болгария (лев)

Франция (евро)

Китай (юань)

Польша (злотый)

Индия (рупий)

США (доллар)

Япония (Йена)

Великобритания (фунт стерлингов)

Белоруссия (рубль)

Чехия (крона)

Ирак (динар)

Канада (канадский доллар)

Аргентина (песо)

Бразилия (реал)

Чили (песо)

ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

Какие из перечисленных экономических понятий можно назвать положительными, а какие отрицательными?

  • инфляция

  • стабилизация

    безработица,

    повышение производительности труда,

    рост издержек производства

    снижение себестоимости

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.

Найдите синонимы:

  • менеджмент

    изучение рынка

    дивидент

    управление

    собственник

    ценная бумага

    маркетинг.

ПРИЛОЖЕНИЕ 10.

Задание 14.

Возьми ты первую из нот,

И к ней добавь ты слово "ход",

Получишь то, о чем мечтает

Любой, кто бизнес начинает. (доход)

Тимофей носки связал

И на рынке их продал

Дешевле, чем стоят нитки,

Получил одни … (убытки)

Чтоб продукты потреблять

В платьях ярких щеголять,

Чтобы вкусно есть и пить,

Надо все это … (купить)

Сапоги стачал сапожник,

Пироги испек пирожник,

А муки для пирожков

Сделал мельник пять мешков.

На базаре повстречались,

Обменялись – распрощались.

Каждый мастер был в тот миг

Продавец и … (поставщик)

Судно по озеру плывет

И тяжелый груз везет,

Но стоит букву заменить –

Там можно акции купить.

(баржа-бИржа)

На товаре быть должна

Обязательна... (цена)

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким... (доход)

Журчат ручьи, промокли ноги,

Весной пора платить... (налоги)

Он финансовый факир,

В банк к себе вас ждёт... (Банкир.)

Как ребёнка нет без мамы,

И врачу, и акробату

Выдают за труд... (зарплату)

Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно...

(весы)

ПРИЛОЖЕНИЕ 11.

ВОЗМОЖНЫЕ ФРАЗЫ.

«А в восемь мне надо быть в Кремле…..»

«Вот когда я в Америке стажировался…..»

3. «….а господин Кудрин тогда мне ответил…..»

«А этот галстук подарила мне Мадонна…..»

«А Анатолия Чубайса мне вызвать пришлось….»

«…..ну, что поделать, позвонил Бушу……..»

Цель: развитие мыслительной активности учащихся, позволяющей им правильно принимать экономические целесообразные и социально ответственные решения; развитие способностей:

К системному анализу проблем и принятию целесообразных решений по ним;

К эффективному деловому взаимодействию в ходе коллективной работы по принятию решений;

К ответственности перед другими членами «семьи» за принятое решение; к привитию экономности, бережливости, предприимчивости.

Ход игры

Учащиеся делятся на группы по 7-8 человек и распределяют игровые роли: жена, муж, дочь, сын и т. д. Выбирают свою фамилию.

1-й этап (7-12 мин).

Составляют характеристику семьи, обсуждая вместе игровое имя, возраст, профессию, заработную плату (пособия, стипендия, пенсия) каждого члена семьи, возможные источники других доходов, итоговую сумму доходов всей семьи. Все эти данные заносятся в таблицу.

Каждая «семья» знакомит других участников игры, экспертов со своими членами семьи. Выступающим задают вопросы о составе семьи и ее доходах.

2-й этап (15-18 мин).

Необходимо спланировать близко к реальной жизни предстоящие расходы за один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Заполняют таблицу

Каждая «семья» представляет свои расходы и комментирует принятые решения. Отвечают на вопросы экспертов и других участников игры.

3-й этап (10-15 мин).

Каждая «семья» получает индивидуальную ситуацию. Необходимо принять решение и изыскать дополнительные доходы. «Семьи», обсуждая, принимают решения и рассказывают о них.

1. К вам в гости приехала дальняя родственница из Тамбова. Ваше гостеприимство ей очень понравилось и она решила погостить весь месяц. Как вы будете изыскивать дополнительные средства её содержания?

2. Ваш сын, придя из школы, сообщил, что он случайно разбил стекло в классе и администрация просит родителей возместить ущерб. Изыщите такую возможность в своей семье.

3. Ваш супруг сломал ногу. Больничный лист в этом месяце не оплатили. Как вы будете изыскивать оплату квартиры и другие платежи?

4. Вам дали срочную путевку в санаторий. Ваша жена очень нуждается в лечении. Как вы спланируете эти дополнительные расходы?

4-й этап. Подведение итогов.

Высказывается «глава семьи» о поведении каждого «члена семьи». (Были ли в «семье» конфликты? Какие использовали аргументы? Как «семья» выходила из различных ситуаций? Какие испытывали трудности?)

Обсуждают игру и проводят мониторинг игры.

Высказывается эксперт, который подводит итог игры. Награждает «семьи», показавшие лучшие результаты.

Одним из эффективных методов подготовки квалифицированных кадров, получившим широкое распространение среди других форм обучения, являются деловые игры.

Деловая игра – имитация, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной экономической ситуации в игровой форме. В деловой игре каждый участник играет роль, выполняет действия, аналогичные поведению людей в жизни, но с учетом принятых правил игры. Деловые игры применяются в качестве метода и средства практического обучения экономике, бизнесу, средством познания норм экономического поведения, освоения процессов принятия экономических решений.

В данной методической работе описаны деловые экономические игры для учащихся, успешно используемые в Кукморском аграрном колледже. Проведение экономических деловых игр направлено на достижение следующих учебно-воспитательных целей: 1) обучающая – формирование экономических знаний на основе включения каждого студента в реальный процесс решения возникающих экономических проблем; 2) воспитательная – проявление в процессе игры деловой активности и качеств личности; 3) развивающая – приобретение навыков деловой расчетливости, умение производить быстрый анализ сложившейся в ходе игры экономической ситуации, расчет наиболее выгодных путей выхода из кризисных ситуаций, формирование активной творчески мыслящей личности. Рассмотрены деловые экономические игры аудиторного типа, которые предназначены для работы в классе со всей группой, и игры группового типа, целью которых является формирование творческого экономического мышления, когда участник игры предоставлен самому себе и должен самостоятельно найти выход из быстро изменяющейся экономической ситуации. Описано проведение деловых игр группового типа «Валютная политика государства и деятельность фирм» и «Заработать на жизнь».

Принимая участие в таких играх, учащиеся значительно повышают свои знания в области экономики и предпринимательской деятельности. Деловые игры помогают учащимся разобраться в сложном механизме предпринимательской деятельности и понять ее важность и значимость в рыночной экономике.

Данная разработка деловых игр по экономике способствуют обучению учащихся практическим, теоретическим навыкам и методам изучения предпринимательской деятельности, развитию личностного интереса учащихся к закономерностям экономической науки, формированию экономической культуры и грамотности.

Деловая игра

«Валютная политика государства и деятельность фирм»

Цель игры. Ознакомить учащихся с процессом валютного регулирования и его последствиями для экономики; развивать у учащихся аналитическое мышление; прививать и развивать у них коммуникативные навыки.

В игре моделируется различные ситуации в сфере международной торговли в зависимости от валютного курса ЦБ. Роль Центрального Банка исполняет учитель-координатор. Создаются российские и иностранные фирмы (по 3-4 с каждой стороны). Например, среди российских могут быть нефтяная, по продаже электроники и т. д. У иностранных это производители электроники, нефтеперерабатывающие и т.п. Организуется также несколько коммерческих банков.

Центральный Банк объявляет курс рубля к доллару. Например, 30:1. Сообщается также цена нефти за один баррель, например, 60 долл. Российская фирма продает определенное количество нефти, выручив при этом доллары. Затем обменивает их на рубли в коммерческом банке. Фирма, продающая электронику, покупает доллары в коммерческом банке по существующему курсу и импортирует электронику. Торговые фирмы покупают этот товар за рубли. При этом цены на товары приближены к реальным. Затем все фирмы подсчитывают свою выручку. На этом первый этап заканчивается. После объявления Центральным Банком нового курса рубля к доллару, начинается новый этап игры, по окончании которой участники сравнивают свои результаты предыдущими.

Для учета торгово-финансовых операций всех участников ведутся контрольные ведомости по предложенной форме.

Контрольная ведомость финансовых результатов

Название фирмы

месяц

первый

второй

третий

четвертый

Деловая игра «Заработать на жизнь»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Экономическая система неоднородна, она включает в себя разные группы людей, выполняющих различные функции. И хотя всякое деление условно, все же оно поможет нам при анализе функционирования системы.

Самым простым является разделение на домашние хозяйства и фирмы. Под домашними хозяйствами понимаются семьи и отдельные люди, которые потребляют товары и услуги. Фирмы занимаются производством этих товаров и услуг, их целью является максимизация прибыли.

Домашние хозяйства являются собственниками ресурсов и передают их фирмам в обмен на доход в форме Заработной платы, Прибыли, Ренты и Процента. Эти ресурсы используются фирмами в качестве факторов производства (Труда, Земли и Капитала), соединение которых необходимо для создания товаров и услуг. Факторы производства называют также производственными ресурсами. Собственники ресурсов, в свою очередь, используют полученный доход для приобретения товаров и услуг.

Все вместе описанные выше группы и отношения между ними образуют взаимозависимую экономическую систему. Иллюстрацией этой системы может служить модель кругооборота ресурсов, товаров, услуг и денег.

При анализе схемы кругооборота важно понимать, что один и тот же человек может быть и собственником ресурсов, и членом домашнего хозяйства, и работником фирмы, производящим товары и услуги. Кроме того, как в том, так и в другом качестве он играет роль и покупателя, и продавца.

ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ МОДЕЛИ

Домашние хозяйства и фирмы вступают во взаимоотношения между собой, поскольку это выгодно каждой стороне. Домашние хозяйства заинтересованы в получении товаров и услуг, а фирмы - в получении прибыли. Однако домашние хозяйства не производят необходимые им блага (товары и услуги) и могут получить их только в обмен на деньги, вырученные от продажи имеющихся у них ресурсов. В то же время фирмы могут получить прибыль лишь тогда, когда они продадут произведенный ими продукт. Можно сказать, что создание богатства в условиях рыночной экономики окончательно завершается только в процессе торговли. Благосостояние домашних хозяйств зависит от благосостояния фирм, и наоборот.

Модель кругооборота помогает проиллюстрировать этот принцип. Она также демонстрирует, как экономические стимулы (в данной модели Заработная плата, Прибыль, Процент и Рента) влияют на действие экономической системы.

ЧЕМУ ДОЛЖНЫ НАУЧИТЬСЯ УЧАЩИЕСЯ

  1. Анализировать экономические отношения, существующие между домашними хозяйствами и фирмами в рыночной экономике.

2. Объяснять содержание понятия трех факторов производства и платы за них, классифицировать экономические блага по принадлежности их к тому или иному фактору.

3. Иллюстрировать экономические отношения домашних хозяйств, фирм и государства схемой кругооборота товаров, услуг, ресурсов и денег.

4. Понимать взаимосвязь концепции ограниченности ресурсов с функционированием экономической системы и концепцией экономических мотивов и стимулов.

5. Объяснять роль рынка товаров и услуг и рынка факторов производства.

ОПИСАНИЕ УРОКА

В основе занятия лежит игра "Заработать на жизнь", которая моделирует кругооборот ресурсов, товаров, услуг и денег, помогает разобраться в нем с позиций домашних хозяйств и фирм.

Требуемое время: 2 часа

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ :

1. Материалы 3-1; 3-2; 3-3 для каждого ученика.

2. Карточки для домашних хозяйств и предпринимателей (их количество зависит от числа играющих) (Материал 3-4).

3. Значки предпринимателя (в произвольной форме, в расчете на половину класса, это могут быть просто карточки с булавкой)

4. Табличка с названием "ФАБРИКА ЭКОНО".

5. Два маленьких приза (необязательно).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Начните урок с объяснения того, что экономическая система создает "правила игры", в соответствии с которыми человек играет различные роли. Мы являемся потребителями, когда потребляем различные товары и услуги. Когда мы продаем имеющиеся у нас ресурсы (знания, информацию, умения и навыки, результаты труда), мы играем роль продавцов, а когда тратим полученный от продажи ресурсов доход на покупку товаров и услуг, мы являемся покупателями. Производители (фирмы) являются продавцами, когда они продают произведенные ими товары и услуги, и покупателями, когда покупают у домашних хозяйств производственные ресурсы.

Попросите учащихся определить роли людей, которые они играют в следующих ситуациях:

а) организуют свое дело (производители);

б) идут в магазин (покупатели);

в) устраиваются на работу (продавцы);

г) смотрят телевизор (потребители)

Предложите детям самим придумать еще несколько примеров.

2. Скажите учащимся, что они будут играть в деловую игру "Заработать на жизнь" для того, чтобы лучше понять взаимозависимость между фирмами и домашними хозяйствами. Название игры подчеркивает причину, лежащую в основе развития экономической системы и заставляющую людей действовать в ней, - стремление заработать на жизнь (экономические стимулы).

3. Раздайте учащимся правила игры (Материал 3-1), дайте время на их изучение.

4. Разделите класс пополам, в первой группе вручите каждому ученику значок предпринимателя и карточки денег на сумму 1000 рублей, а во второй группе - карточки ресурсов (по 15 штук каждому). Набор карточек может быть произвольным для каждого школьника: Вы можете дать одному школьнику по 5 карточек каждого ресурса, другому - 15 карточек какого-либо одного ресурса, третьему - 10 карточек одного и 5 карточек другого ресурса и т.д. Однако желательно, чтобы в сумме у всех школьников, представляющих домашние хозяйства, на руках находилось одинаковое количество карточек всех типов ресурсов.

5. Установите на одном из столов табличку "ФАБРИКА ЭКОНО". Во время игры за этим столом располагается ведущий, который обменивает предпринимателям купленные ими у домашних хозяйств карточки ресурсов на карточку ЭКОНО. Для получения одной карточки ЭКОНО, символизирующей товары и услуги для населения, у предпринимателей должен быть собран набор из трех карточек ресурсов (по одной каждого ресурса). Вы можете сами производить обмен карточками, либо перед началом игры выбрать себе помощника для этой цели.

6. Обговорите еще раз правила игры. Удостоверьтесь, что ученики, играющие роль предпринимателей, поняли, что они должны платить деньги представителям домашних хозяйств за карточки ресурсов и затем

продавать им ЭКОНО за деньги. Учащиеся, представляющие домашние хозяйства, также не могут обменивать ресурсы прямо на ЭКОНО и должны использовать деньги.

7. Вы можете заранее определить продолжительность игры (примерно 20 минут), либо дождаться момента, когда приблизительно одна треть ресурсов будет продана, и объявить, что до конца игры осталось еще 5 минут. Это должно стимулировать деловую активность и дать возможность ученикам продумать стратегию поведения в оставшееся время.

8. Проведите игру. Возможно, что представители домашних хозяйств попытаются обойтись без услуг предпринимателей и напрямую обменять имеющиеся у них ресурсы на фабрике ЭКОНО. Скажите им, что они не являются предпринимателями и не могут производить ЭКОНО (у них нет значка).

9. По окончании игры попросите учащихся подсчитать количество имеющихся у них ЭКОНО, если они играли роль домашних хозяйств, и денег, если они выступали в качестве предпринимателей. Объясните, что предприниматели, в распоряжении которых осталось меньше 1000 рублей, понесли убытки. Попросите их объяснить причины неудачи. Определите победителей игры: это предприниматель, получивший наибольший доход (деньги свыше 1000 руб.), и потребитель, купивший больше всех ЭКОНО. Попросите их рассказать о своей стратегии и причинах успеха. Наградите победителей маленькими призами.

10. Раздайте каждому Материалы 3-2 и 3-3. Попросите учащихся объяснить схему кругооборота товаров, услуг, ресурсов и денег, используя опыт проведенной игры. Расскажите, что в экономической системе производители предъявляют спрос на факторы производства и предлагают товары и услуги. В тоже время домашние хозяйства создают предложение факторов производства и предъявляют спрос на товары и услуги. Таким образом, каждый человек сталкивается с двумя рынками (товаров и услуг; факторов производства). Покажите также, что в экономике существует два разнонаправленных круговых потока: поток денег (сплошная линяя на схеме) и поток товаров и услуг (пунктирная линяя).

ОБСУЖДЕНИЕ

1. Попросите учащихся проанализировать, каковы отличия данной модели от реальной жизни, например:

В жизни нет жесткого деления на предпринимателей и домашние хозяйства;

Не только потребители могут быть собственниками ресурсов. Фирмы также могут владеть ресурсами. Кроме того, они могут торговать ими между собой;

Не оговорена роль государства, которое является особым экономическим агентом, не похожим по своему поведению ни на фирмы, ни на домашние хозяйства;

Ресурсы могут быть взаимозаменяемы: одно и то же количество товара можно произвести, используя разные комбинации ресурсов.

2. Остановитесь подробнее на выяснении роли государства. Используйте для этого схему (Материал 3-3). Здесь отражены такие функции государства, как производство и потребление товаров и услуг, осуществляемые на средства от сбора налогов, и перераспределение дохода (трансфертные платежи). Попросите школьников привести примеры, соответствующие каждому из потоков на схеме.

3. Обсудите вопрос о факторах производства. Дайте задание определить, к какому фактору производства следует отнести:

а) кофеварку в кафе (Капитал)

б) месторождение угля (Земля)

в) бухгалтера малого предприятия (Труд)

Попросите учащихся привести другие примеры.

Необходимо иметь в виду, что существует и другая классификация факторов производства, включающая такой производственный ресурс, как Предпринимательство, то есть деятельность по соединению человеческих, природных и капитальных ресурсов в процессе производства. Платой за этот фактор является Прибыль. В сокращенном виде можно ограничиться классификацией, данной вначале.

Важно также, чтобы в ходе урока учащиеся получили четкое представление о том, что может быть отнесено к капитальным ресурсам. Никакая вещь не может быть отнесена к Капиталу автоматически, это всегда зависит от ее использования. (Например, автомобиль, в котором семейство едет на дачу, не является капиталом. Но тот же самый

автомобиль может быть отнесен к капитальным ресурсам, если глава семейства зарабатывает с его помощью деньги, перевозя пассажиров).

При характеристике Капитала выделяют физический капитал, который состоит из машин, оборудования, производственных запасов, запасов продуктов и материалов и деньги, которые можно использовать на покупку какой-либо части физического капитала. Деньги также не во всякий момент могут быть отнесены к капитальным ресурсам: например, когда мы покупаем продукты в магазине, чтобы приготовить обед, уплачиваемые за покупки деньги не являются капиталом.

Часто возникают вопросы о том, куда при классификации по факторам следует отнести информацию. Иногда ее выделяют в качестве отдельного производственного ресурса, однако по своим основным характеристикам она может быть отнесена к Капиталу.

4. Поставьте перед аудиторией следующие вопросы:

а. Для производства ЭКОНО требовалось использование одной единицы каждого фактора. Возможна ли ситуация, когда для производства товара (услуги) необходимы разные количества ресурсов? Привести примеры.

б. Если Вы обнаружили, что обладаете дефицитным ресурсом, как Вы поступите и почему?

в. Возможна ситуация, когда в ходе игры домашние хозяйства будут снабжены дополнительным количеством ресурсов, в то же время предприниматели не получат ничего сверх первоначальной суммы. Является ли это нарушением правил игры в экономике? Окажутся ли в этом случае предприниматели в худшей ситуации?

ИНСТРУКЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

В этой игре вы будете выступать в роли Домашнего хозяйства или Фирмы. Внимательно изучите Ваши функции в качестве предпринимателя или потребителя. Какая именно роль достанется Вам, определит учитель.

ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА:

В Ваши функции входит продажа фирмам человеческих ресурсов, природных ресурсов и капитала, которые фирмы будут использовать для производства продукта. Вы будете использовать доход, полученный от продажи ресурсов, на приобретение у фирм товаров и услуг, необходи мых Вам. Эти товары и услуги в игре называются ЭКОНО. Вы можете удовлетворить все Ваши потребности, покупая ЭКОНО, продукт, производимый фирмами в игре.

Успех домашнего хозяйства будет оценен исходя из того, какое количество ЭКОНО Вы смогли собрать в течение игры. Вам дадут 15 карточек ресурсов. Для того чтобы купить ЭКОНО, Вы должны продать Ваши ресурсы фирмам и после использовать доход для приобретения ЭКОНО. Не храните карточки ресурсов, потому что лишь приобретенные Вами ЭКОНО будут учтены при подсчете результатов игры.

ФИРМЫ :

Вашей функцией является обеспечение домашних хозяйств товарами и услугами, в которых они нуждаются. В результате своей деятельности фирмы должны получить прибыль. В этой игре единственным продуктом, который хотят купить домашние хозяйства, является ЭКОНО.

Для того чтобы сделать одно ЭКОНО, Вы должны действовать как предприниматель и приобрести одну единицу человеческих ресурсов, одну единицу природных ресурсов и одну единицу капитала. Ваша фирма должна купить эти ресурсы у домашних хозяйств по наиболее приемлемой для Вас цене. Когда в Вашем распоряжении окажется по единице каждого ресурса, Вы можете отправиться на фабрику, которая произведет для Вас ЭКОНО (Вы получите там карточку ЭКОНО в обмен на набор из трех разных карточек ресурсов). После этого Вы можете продать ЭКОНО домашним хозяйствам по выгодной для Вас цене.

Для получения прибыли Вы должны продать ЭКОНО за сумму, превышающую стоимость Вашего производства, которая в этой игре складывается из заработной платы, которую Вы платите за Труд, процента и ренты, которые Вы платите за использование Капитала и природных ресурсов. После этого Вы можете использовать полученные от продажи деньги на покупку дополнительных ресурсов. Это позволит Вам произвести дополнительные ЭКОНО.

У Вас будет 1000 рублей, чтобы начать игру. Успех Вашего бизнеса будет зависеть от того, какую прибыль Вы получите. Спланируйте Ваше время таким образом, чтобы Вам удалось распродать все ЭКОНО за время игры. Если Вы остались без денег и у Вас нет больше ЭКОНО на продажу, Вы должны закричать "банкрот" и выйти из игры.

Материалы

Материал 3-4

Материал 3-5

Ролевая игра "Семейная экономика"

Ведущий предлагает всем отправиться в "плаванье" на катамаране "СЕБЮД" (семейный бюджет). Но вначале необходимо выяснить, кто же будет в этом путешествии капитаном, кто пассажиром, кто рулевым (проводится тест "Капитан, рулевой, пассажир").

Ну вот, теперь все роли распределены и мы можем отправиться в путь. Для повышения комфортности и безопасности наш "СЕБЮД" оснащен двигателем, питанием из бака "Семейных доходов". Без горючего наш катамаран не сможет плыть, поэтому вам необходимо его заправить. Как вы думаете, какое горючее поможет пополнить бак семейных доходов?

Ребятам предлагаются карточки с вариантами: заработная плата, акции, семейные сбережения, дополнительный приработок.

Дети выбирают нужные карточки.

Итак, бак заправлен, и мы поплывем по реке семейных расходов. Для того чтобы экипаж не попал на мель, вам необходимо решить следующую задачу: распределить бюджет семьи из трех человек. Общий заработок семьи 500000 рублей.

Плата за квартиру - ...

Плата за детский сад - ...

Питание - ...

Проезд в транспорте - ...

Покупки повседневного спроса (порошок, мыло, шампунь...) - ...

Покупка одежды - ...

Крупные покупки (телевизор, холодильник...) - ...

Непредвиденные расходы (подарки на день рождения...) - ...

Ребята индивидуально распределяют семейный бюджет, руководитель объясняет значимость каждого пункта.

Руководитель: "Кто-то из вас отправится дальше на катамаране "СЕБЮД", а тот, кто сел на мель крупных расходов, может воспользоваться буксиром "потребительского кредита". Знаете ли вы, что потребительский кредит - это когда люди берут деньги в банке в долг, чтобы купить дорогую вещь, а потом несколько лет, по частям, возвращают долг, да еще и приплачивают банку за то, что он им одолжил деньги?

Ну вот, наш экипаж снова в сборе и дальнейший его маршрут пролегает вдоль ручья "семейного богатства", но без знания русла ручья вы можете попасть в водоворот. Поэтому выполните следующее задание: найдите определение экономических понятий.

Ребятам предлагается два комплекта карточек: на одних - определения, на других - значение этих определений. Карточки перемешиваются, ребята должны их ранжировать.

Первый комплект содержит определения: рента, заработная плата, процент, субсидия, инфляция, налог.

Второй комплект - значение определений: цена, выплаченная за пользование землей, цена, выплаченная за труд, плата за использование чужих денег или капитала, финансовая помощь, "вздутие" цен, сбор с населения или фирм в пользу государства.

Наш катамаран приплыл в гавань семейного благополучия, но там нам необходимо пройти шлюзы. А пока мы будем шлюзоваться, решите следующую задачу:

Старик-отец призвал к себе двух сыновей - Ганса и Питера и сказал: "Я решил оставить все свое наследство тому из вас, кто сумеет лучше вести созданное мной дело, и поэтому хочу вас испытать. Я даю каждому из вас по одной тысяче дукатов и отпускаю на год. Ровно через год вы должны прийти ко мне и рассказать, как использовали эти деньги и чего добились". Спустя год сыновья предстали перед отцом и Ганс сказал: "Отец, я купил каретную мастерскую, стал поставщиком королевского двора и за год продал карет на тысячу дукатов". "А я, - сказал Питер - купил гончарную мастерскую и за год продал горшков на 500 дукатов". Кому из братьев завещал отец свои деньги, если учесть, что Ганс изготовил 5 карет, продал каждую за 200 дукатов, себестоимость кареты 180 дукатов. Питер изготовил 1000 горшков, продал каждый по 0,5 дуката, а себестоимость одного горшка 0,3 дуката?

Ребята решают задачу, педагог поясняет новые термины, помогает принять правильное решение.

Итак, наш катамаран закончил свое путешествие. Кто-то из вас, наверное, призадумался над тем, что семейная экономика - дело сложное, но интересное и что во многом зависит только от нас самих, какое у нас будет благосостояние.


Урок- викторина по экономике.

Послушай – и ты забудешь,

Посмотри- и ты запомнишь,

Сделай- и ты поймешь.

Конфуций.

Цели: формирование представления о необходимости и целесообразности экономики; повторение и обобщение знаний по пройденному курсу; формирование навыков самостоятельной работы; привитие экономической культуры; развитие интереса к экономическим знаниям через игру, умения применять знания в современной жизни.

Ход урока:

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на экономической игре. Эта игра проводится для вас,обыкновенных ребят, совсем не обязательно мечтающих стать экономистами. Хотя такие специалисты, очень нужны нашей стране.

Современный человек без экономических знаний не может считать себя подготовленным к жизни и работе. Экономические знания универсальны, они необходимы во всех сферах жизнедеятельности.

Экономика учит, как использовать ресурсы, управлять предприятиями, планировать работу, вести бизнес, чтобы в итоге быть богатым. Быть богатым не стыдно, если ты честно заработал деньги своим умением, знаниями, трудом. Конечно, чтобы стать богатым, недостаточно изучать экономику, надо научиться применять экономические знания на практике.

Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы. (3 человека в жюри по желанию)

Группы придумывают названия и девиз.

1. Конкурс «Знатоки терминов».

Необходимо правильно найти определение каждому термину.

Спрос - хочу и могу купить товар.

Потребность- нужда человека в чем-либо.

Инфляция - повышение цен.

Дефицит бюджета - нехватка денег.

Вексель - долговая расписка.

Государственный бюджет - финансовый документ с планом доходов и

расходов.

Дивиденд - часть прибыли АО.

Бартер - обмен товара на товар.

Акция - ценная бумага, дающая право на получение

части прибыли АО.

Банк - финансовое учреждение, производящее

операции с деньгами

(за каждое определение - 1 балл).

2. Конкурс. «НАЙДИТЕ АНТОНИМ»

Каждой команде предстоит найти пары слов- антонимов и записать их.

Банкрот, бедность, богатство, доход, импорт, наемный рабочий, накопление, нувориш (быстро разбогатевший человек), общественная собственность, оптовая торговля, потребление, предложение, работодатель, расход, розничная торговля, спрос, частная собственность, экспорт.

Ответы:

Банкрот - нувориш; богатство - бедность; доход - расход; импорт - экспорт; наемный рабочий - работодатель; накопление - потребление; оптовая торговля - розничная торговля; спрос - предложение; частная собственность - общественная собственность.

(за каждую пару - 1 балл).

3. Задание «Составь слово».

На карточках написаны слоги, по ним нужно составить слова. Команда, опередившая другую в выполнении задания, становится победительницей..

Кре,сы, ва, денд, га, век, нан,об, ти, сель, ли, ция, ви, при, за, ди, дит,фи

Ответы:

Вексель, дивиденд, кредит, облигация, приватизация, финансы.

(за каждое слово - 1 балл).

4. Конкурс «Великие математики».

Решите задачи.

1) Есть два мешка монет. В одном монеты настоящие, а в другом - фальшивые. Как одним взвешиванием определить, в каком мешке фальшивые монеты? Почему?

Ответ: фальшивые легче, так как «порча» денег - это значит снизить вес металла; тот мешок, который легче, в нем есть фальшивые монеты.

2) У Ирины Николаевны были акции компании «Газпром» -10 шт. по 1000 тг. и государственные облигации - 5 шт. по 2000 тенге. Какой доход получила Ирина Николаевна, если размер дивидендов составил 15 %, а процент по облигациям - 8 %?

Ответ: 1000 х 10 х 0,15 = 1500тг.- доход по акциям;

2000 х 5 х 0,08 =800 тг.-доход по облигациям;

1500+800=2300 тг.- доход Ирины Николаевны.

(3 балла получает команда за верное решение).

5. КРИПТОГРАММА

1

2

3

4

5

7

    Денежная единица любой страны (валюта)

    Движение товара от одного товаропроизводителя к другому (обмен)

    Вид бумажных денег (банкнота).

    Овеществленный в товаре труд (стоимость)

    Ссуда, выданная под определенные проценты (кредит).

    Обесценивание бумажных денег (инфляция).

    Всеобщий товар-эквивалент (деньги).

(За каждое отгаданное слово 1балл)

Зашифрованное выделенное слово обозначает вид коммерческой ценной бумаги (вексель).

Итоги урока: жюри определяет победителей. Победители награждаются призами.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов