Разглашение сведений о месте жительства полицейского. Защита персональных данных при рассмотрении обращений граждан (Гильманов Р.М.)

08.07.2020

Российская Федерация является социальным государством. Это значит, что власти нашей страны обязаны заботиться о своих гражданах. Но для этого она должна обладать определенным количеством данных о каждом человеке. Как такую информацию собрать, обработать и сохранить? Какое наказание установлено за разглашение персональных данных? На эти и подобные вопросы будут предоставлены ответы в нашем материале.

Общая характеристика персональных данных

Способы сбора, защиты и обработки персональных данных российских граждан регламентирует Федеральный закон № 152 "О персональных данных". Давайте разберем само понятие. В соответствии со статьей 1 этого закона, под персональными данными понимается информация, относящаяся к физическому лицу и позволяющая его идентифицировать. Они могут содержать все что угодно: фамилию человека, его семейное положение, адрес проживания и даже антропометрические особенности.

Любая информация о личной жизни граждан носит конфиденциальный характер, то есть является секретной. Она не подлежит разглашению или несанкционированному сбору. За такие действия Уголовным кодексом РФ предусмотрены разные виды санкций.

Частная жизнь

Понятия персональных данных и частной жизни тесно связаны. Статьей 137 УК РФ предусматривается уголовно-правовая защита частных сведений о человеке. Сюда входят:

  • информация о родственниках или близких людях человека;
  • информация о самом человеке, включая реквизиты документов и сведения о месте проживания;
  • любая другая информация, составляющая тайну и охраняемая законом (телефонные переговоры, переписки, содержание завещаний, счета в кредитных организациях и т. д.).

Законом запрещается разглашение персональных данных, то есть сведений, обозначенных выше. Это прямое нарушение Уголовного кодекса и статьи 23-24 российской Конституции. Чем это грозит? Лица, решившиеся на несанкционированное разглашение тайных сведений, подвергнутся уголовному преследованию.

Признаки преступления по статье 137 УК РФ

В соответствии с диспозицией статьи 137 УК РФ, ответственность возлагается за разглашение персональных данных, если имеет место:

  • отсутствие согласия их обладателя на сбор или разглашение;
  • сбор или распространение информации носит незаконный характер.

В первом случае человек мог раскрыть, например, содержание завещания вопреки воле его обладателя. Во втором случае речь может идти о раскрытии секретной государственной информации или о данных отдельной группы людей.

В статье 137 присутствует альтернативная диспозиция. Уголовно наказуемыми признается разглашение персональных данных посредством СМИ, в ходе публичного выступления или в произведениях. Закон не устанавливает минимальное количество лиц, которым может быть передана информация. Это означает, что для наступления уголовной ответственности будет достаточно передачи информации всего одному лицу.

Санкции за разглашение персональных данных

Статья 137 УК РФ предусматривает различные санкции за сбор и распространение тайной информации. Если преступление не носит тяжкий характер, то виновному лицу грозят следующие виды наказаний:

  • лишение свободы до 2 лет;
  • арест до 4 месяцев;
  • штраф в размере до 200 тыс. рублей (или полуторагодовая зарплата виновного лица);
  • обязательные работы сроком до 360 часов или исправительные работы до 1 года.

Отягчающим наказанием считается сбор или распространение информации в связи со своим должностным положением. В качестве примера можно выделить разглашение персональных данных работодателем. Виновное лицо в этом случае будет подвержено воздействию довольно тяжелых санкций:

  • лишение свободы до 5 лет или арест сроком до 5 месяцев;
  • штраф до 300 тыс. рублей;
  • принудительные работы до 4 лет (обязательные работы не предусмотрены).

Разглашение персональных данных сотрудников и клиентов - это тяжелое преступление. Однако даже за него последуют наказания не столь суровые, как за сбор и распространение информации о несовершеннолетних. За подобные действия установлены следующие типы наказаний:

  • арест до полугода или лишение свободы до 6 лет;
  • штраф до 350 тыс. рублей;
  • принудительные работы до 6 лет.

Умышленное разглашение сведений о человеке наказывается по всей строгости закона. Но как следует хранить и защищать информацию, чтобы никто не смог ее достать и незаконно распространить? Обратимся к нормам ФЗ-152 "О персональных данных".

Хранение и защита персональных данных

Конфиденциальность персональной информации охраняется операторами. Это профессиональные работники, обязующиеся не раскрывать третьим лицам имеющуюся информацию без согласия соответствующих субъектов. При этом сведения могут храниться в разном виде. В качестве общедоступных источников могут выступать справочники, адресные книги, электронные системы и прочие носители.

С письменного согласия субъектов персональных данных в источник включаются фамилия и имя, дата и место рождения, адрес проживания, сведения о профессии, абонентский номер и прочая информация. По заявке самого субъекта или по решению судебной инстанции все сведения о человеке могут быть в любое время удалены.

Защита персональных данных зависит от их категории. Так, тайная информация может иметь частный, муниципальный или даже государственный характер. В зависимости от типа имеющихся данных устанавливаются и уровни защиты.

Доступ к личным данным

Кто имеет право на законное хранение, обработку и разглашение персональных данных? Статья 14 ФЗ-152 дает ответ на этот вопрос. Полным спектром полномочий в отношении информации о каждом человеке обладает только государство. Оно же создает специальные органы, ответственные за хранение и обработку приватной информации. В таких органах работают операторы, которые обладают ограниченными полномочиями в отношении персональных данных.

Субъект индивидуальной информации дает оператору свое согласие на защиту и обработку данных. Устанавливаются цели и юридические основания такой обработки. При этом сам оператор обязан предоставить полную информацию о себе: назвать фамилию и имя, должность и место нахождения. Регламентируются сроки хранения данных, устанавливаются необходимые уровни защиты.

Оператор персональных данных

Про самого оператора следует рассказать чуть подробнее. Кто он такой, какими обязанностями и правами обладает? Необходимая информация есть в статье 18 ФЗ-152.

Оператор персональных данных должен разъяснить субъекту его права. В них также имеется несколько нюансов. Например, закон не всегда позволяет лицам изымать собственные индивидуальные данные из базы. Оператор обязан пояснить субъекту, почему он не имеет возможности удалить необходимую информацию.

Помимо этого, работник базы должен уведомлять людей о ходе обработки, заключать с ними различные договоры, запрашивать разрешение на ведение статистики или исследования и т. д. Проще говоря, оператор должен отчитываться перед субъектами за каждое свое действие с имеющимися персональными данными. Разглашение третьим лицам запрещено, и будет расцениваться как тяжкое преступление (превышение полномочий).

Порядок обработки информации

В статье 5 ФЗ-152 закреплены принципы работы с персональными данными. Так, процесс обработки должен осуществляться на основе справедливости и законности. Вся процедура должна ограничиваться только обозначенными ранее целями. Запрещается объединение баз данных с информацией разного типа, хранение информации в ненадлежащем виде, превышение сроков работы и многое другое.

Согласно статье 6 Федерального закона, процедура обработки индивидуальных данных должна быть реализована лишь на определенных условиях. Так, необходимо согласие субъекта. Операторы должны незамедлительно исполнять решения суда. Не стоит забывать про то, что все реализуемые процедуры направлены на защиту прав и свобод российских граждан. Именно поэтому операторы должны работать только в интересах своих клиентов.

Уполномоченный государственный орган

Уполномоченной государственной инстанцией по защите прав субъектов персональной информации является Федеральный исполнительный орган по контролю и надзору за соответствием обработки данных требованиям российского законодательства. Каковы ее функции? Организация осуществляет надзор за компаниями, целью которых является обработка персональных данных.

В соответствии со статьей 23 ФЗ-152, орган имеет следующие полномочия:

  • запрос у физических и юридических лиц информации, необходимой для реализации своих функций;
  • ограничение доступа к информации, нарушающей закон;
  • обращение в суд с исками в защиту субъектов индивидуальных данных;
  • требования от операторов уточнения информации, а также ее обработки, защиты, блокировки и т. д.

Представленный орган является исполнительным, а потому находится в подчинении у правительства.

Имеющая непосредственное отношение к физическому лицу . Под предоставлением этих данных подразумеваются действия, направленные на выдачу подобной ограниченной информации одному или нескольким лицам.

Получение подобного запроса может произойти как от организаций, представляющих трудовое законодательство (налоговые органы, пенсионный фонд и т.д), так и от представителей полиции или прокуратуры. Последний случай объясняется участием в уголовном или административном процессе. При этом согласие гражданина на предоставление этих сведений не требуется.

Правила рассмотрения обращений от субъектов или их представителей

Рассмотрение названных обращений называется — регламентом по реагированию на запросы или их представителей и занимается ими начальник, заместитель или уполномоченное должностное лицо, в число обязанностей которых входит . Данные должностные лица обеспечивают:

  1. Своевременное, объективное и всестороннее рассмотрение документа.
  2. Отправку ответов в письменной форме по существу запроса.
  3. Принятие мер для восстановления или защиты нарушенных прав и интересов субъекта.
  4. Все поступающиеся запросы фиксируются в день поступления. На бумагах ставится штамп с указанием даты и входящего номера.

Документ прочитывается и проверяется на повторность. В некоторых случаях сверяется с прошлой перепиской (если таковая есть). При наличии обращений в прошлом, запрос может быть повторен спустя 30 дней после последнего обращения.

После прохождения регистрации запросы отправляются руководителю компании или его заместителю, которым определяется срок и порядок рассмотрения. После чего даются указания исполнителям.

Во время рассмотрения запроса должностным лицам следует :

При отказе в предоставлении указанной в обращении информации о выбранном субъекте, уполномоченные должностные лица должны предоставить мотивированный ответ в письменной форме со ссылкой на часть 8 ст. 14 Федерального закона или иного закона, который может послужить основание для отказа, в течении 30 дней со дня обращения или с даты получения запроса.

Кому можно предоставлять личные сведения?

Получить названные сведения на основе законодательства имеют право:

В этих случаях не требуется получения нового согласия со стороны субъекта, кроме того, что было предоставлено работодателю.

Имеют ли право их запрашивать определенные органы и какие?

В пункте выше уже были указаны организации, которые по закону имеют право на получение информации. Однако существуют другие лица и организации, которые могут затребовать персональные сведения .

Адвокаты

Названные лица имеют право запрашивать любые данные, значимые для дела:

  • Справки от уполномоченных лиц.
  • Сведения о деятельности гражданина.
  • Характеристики.

Но не вся информация подлежит разглашению. Адвокат может получить отказ в следующих случаях:

  • Лицо, к которому поступил запрос, не обладает этими документами.
  • Нарушены требования по форме запроса.
  • Сведения имеют ограниченный доступ (коммерческие, государственные или личные тайны).

Также адвокат не имеет права требовать информацию о персональных данных, за исключением случаев, когда на это дается официальное согласие.

Сотрудники полиции

В соответствии с п.4 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 «О Полиции» , сотрудник имеет право при расследовании уголовных дел или административных правонарушений, а также при проверке заявлений о возможных нарушениях, запрашивать и получать персональные данные граждан на безвозмездной основе. Подобные обращения должны быть мотивированы. При передаче этих персональных данных работникам полиции по их запросу, согласие самих граждан не нужно.

Следователи прокуратуры

В была дополнена пунктом, который расширяет права организации на получение доступа к информации, в число которой входят и . Обработка поступивших данных в установленных законом РФ случаях проводится органами прокураторы из-за осуществления прокурорского надзора.

Это документ должен составляться в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» . В документе следует указать следующую информацию :

  • ФИО субъекта, сведения о котором необходимо предоставить, или его официального представителя.
  • Номер документа, удостоверяющего личность человека, дата получения и орган, который его выдал.
  • Дата написания запроса и подпись 3-й стороны, т.е тех от кого он исходит.

Составление документа выполняется по следующему алгоритму:

  1. Прописывается шапка запроса (с указанием того, кто направляет документ и его идентификационные данные).
  2. Кому предназначается данный запрос (наименование и адрес организации).
  3. Содержание (указываются причины, по которым требуется предоставить выбранные сведения и их обоснование в соответствии с фактами и законодательством).
  4. Подпись и печать отправляющего органа.

Ответное обращение

В ответ на поступивший запрос требуется составить ответное обращение , в котором должна содержаться следующая информация:

  1. Название органа, от которого поступил запрос.
  2. Наименование и адрес оператора.
  3. Гражданство сотрудника, чьи данные были затребованы.
  4. ФИО, паспортные данные субъекта, адрес регистрации.
  5. Занимаемая должность.
  6. Сведения о трудовой деятельности в соответствии с отметками в трудовой книге (прилагаемые номера приказов также записываются).

Во время отправления ответа нельзя нарушать передаваемой информации, поэтому бланк с соответствующими сведениями должен заполняться и отправлять уполномоченным лицом – оператором.

Получить персональную информацию могут многие законодательные органы без предварительного разрешения со стороны субъекта . Причиной этому может служить участие в уголовном или административном процессе. Также многие организации, связанные с трудовым законодательством, имеют право запрашивать эти данные у работодателя.

Russian

English

Arabic German English Spanish French Hebrew Italian Japanese Dutch Polish Portuguese Romanian Russian Turkish

"> This link will open in a new tab "> This link will open in a new tab ">

These examples may contain rude words based on your search.

These examples may contain colloquial words based on your search.

Translation of "даст разрешение на разглашение" in English

Other translations

Если суд даст разрешение на разглашение указанной информации, то правительство может вместо этого представить заявление, где будут признаны соответствующие факты, которые подтвердила бы вышеуказанная информация, или представить краткое изложение этой информации.

If the court authorizes the disclosure of such information, the government may, in lieu of disclosing the information, submit a statement admitting relevant facts that the information would tend to prove, or submit a summary of the information.

Authorizes the disclosure of such information, the government may, in lieu of disclosing the information, submit a statement admitting relevant facts that the information would tend to prove, or submit a summary of the information.">

Suggest an example

Other results

После сверки информации со списками членов делегаций Служба протокола и связи даст разрешение на оформление пропусков по заявкам, представленным в онлайновом режиме.

Upon verification of the information on the lists of delegations, the Protocol and Liaison Service will authorize pass applications submitted online.

Will authorize pass applications submitted online.">

Предусматривается, что кабинет даст разрешение на представление предлагаемого законопроекта в третьем квартале 2002 года.

It is envisaged that Cabinet approval for the introduction of the proposed legislation will be obtained during the third quarter of 2002.

Cabinet approval for the introduction of the proposed legislation will be obtained during the third quarter of 2002.">

Следует надеяться, что в интересах обеспечения регулярной отправки помощи Комитет Совета Безопасности по санкциям даст разрешение на осуществление гуманитарных авиарейсов в аэропорт Баня-Луки.

In order to ensure a regular dispatch of the assistance, the Security Council Sanctions Committee is expected to consent to humanitarian flights to the Banja Luka airport.

Consent to humanitarian flights to the Banja Luka airport.">

Данный Комитет не даст разрешения на проведение подобных экспериментов без согласия соответствующего лица.

Will not permit any such experimentation unless the prior consent of the individual concerned is obtained.">

В соответствии с правилом 120 правил процедуры Председатель постановила, что она даст разрешение на продолжение дискуссии по данному проекту резолюции.

Would permit discussion on the draft resolution to continue.">

Однако эти планы были составлены, с тем чтобы обеспечить готовность ДОИ, в случае если правительство Судана даст разрешение на такую миссию.

However, those plans had been drafted to ensure that DPI was prepared in the event that the Government of Sudan gave its permission for such a mission.

Gave its permission for such a mission.">

Если Совет безопасности не даст разрешения на начало действий, то те из нас, кто твердо намерен защищать гражданских лиц в Ливии, в случае эскалации жестокости окажутся перед более тяжелым выбором.

If the Security Council fails to authorize action, those of us determined to protect Libyan civilians will face a more difficult choice should the violence escalate.

Fails to authorize action, those of us determined to protect Libyan civilians will face a more difficult choice should the violence escalate.">

Однако Пакистан даст разрешение на осуществление регистрации и рассмотрит возможность выделения какого-либо дополнительного места лишь в том случае, если учреждения Организации Объединенных Наций смогут также организовать одновременное оказание чрезвычайной помощи на афганской стороне границы.

However, Pakistan could allow the registration process and consider providing any additional site only if the United Nations agencies could also simultaneously arrange for relief assistance on the Afghan side of the border.

Could allow the registration process and consider providing any additional site only if the United Nations agencies could also simultaneously arrange for relief assistance on the Afghan side of the border.">

Принятые в Науру законы приведут к созданию программы лицензирования деятельности в Районе и предписанию условий, которые должны выполнять науруанские контракторы, прежде чем государство даст разрешение на какую-либо разведку или разработку полезных ископаемых на море, включая требования в отношении финансового и технического потенциала.

Nauru"s legislation will create a programme for the licensing of activities in the Area and detail the conditions Nauruan contractors must satisfy prior to the State granting approval to any at-sea mineral exploration or exploitation, including financial and technical capacity requirements.

Granting approval to any at-sea mineral exploration or exploitation, including financial and technical capacity requirements.">

Однако, как легко могут понять наши братские государства из Тихоокеанского региона, наше суверенное право определять условия, в соответствии с которыми правительство Соломоновых Островов даст разрешение на нашу дальнейшую оккупацию временно дислоцированным контингентом, не может быть нарушено ни одним членом Организации Объединенных Наций.

However, as our fellow Pacific island States can readily appreciate, our sovereign right to determine the terms under which the Government of Solomon Islands

Государственная трудовая инспекция просит дать согласие на разглашение сведений об источнике предоставленной информации, когда я обратился в Государственную трудовую инспекцию с заявлением о проверке работодателя на соблюдение трудового законодательства. В этом заявлении я просил не раскрывать моих данных. При каких обстоятельствах, в каких случаях Инспекции по труду необходимо разглашать сведения обо мне как о заявителе в отношении нарушения работодателем трудового законодательства для того, чтобы дать мне ответ по существу? Какие последствия разглашения могут быть для меня?


1. Для проведения внеплановой проверки работодателя в распоряжении о проверке государственному инспектору труда необходимо указать цель проверки, в качестве цели проведения проверки он обязан указать на проверку сведений из поступившего от Вас обращения.

2. В случае если Вы не откажетесь от разглашения сведений о себе, как источнике жалобы, государственный инспектор труда сможет провести внеплановую проверку работодателя и при нарушении им трудового законодательства выдать предписание об устранении нарушения и привлечь его к административной ответственности.

Правовое обоснование:

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы (ч. 2 ст. 358 ТК РФ).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:

1) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

2) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

3) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора), осуществлению муниципального контроля;

8) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

9) даты начала и окончания проведения проверки.

В случае, если решение по существу вопроса, поставленного в обращении заявителя, предупредившего о неразглашении сведений об источнике представленной информации о допущенных правонарушениях, невозможно без проведения проверки соответствующего хозяйствующего субъекта, в соответствии с положениями Федерального закона N 59-ФЗ заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений (п. 5.9 Приказа Роструда от 24.01.2011 N 14 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права").

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов