Порядок защиты трудовых прав. Понятие и способы защиты трудовых прав и свобод

08.07.2020

Страницы в журнале: 133-136

А.Б. СТЁПИН,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Астраханского государственного университета, судья Астраханского областного суда [email protected]

На основе подробного исследования научного материала рассматриваются теоретические вопросы интерпретации способов защиты трудовых прав; формулируется понятие «способы защиты трудовых прав», и дается видовая характеристика способов защиты трудовых прав.

Ключевые слова: защита трудовых прав, обеспечение интересов, средства защиты, форма защиты, виды способов защиты трудовых прав.

Methods of Protection of Labour Rights

Stepin A.

Based on a detailed scientific study of the material the author considers theoretical questions of interpretation methods of protecting labor rights, formulates the concept of “ways to protect the labor rights” and gives species characteristic ways of protecting labor rights.

Keywords: protection of labor rights, interests of, the means of protection, a form of protection, the types of ways to protect labor rights.

В современных условиях развития трудовых отношений особое место занимает исследование способов защиты нарушенных прав. По оценке исследователей, защита трудовых прав - это всегда активный процесс, направленный на конкретный правовой результат -восстановление нарушенного права. Активность стороны в спорном правоотношении связана с выбором средств и способов защиты. Способы защиты трудового права обусловлены отраслевой принадлежностью спорного правоотношения. Особенностью трудовых отношений является неравенство сторон, в связи с чем в соответствии с правовыми позициями Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ), закрепленными в п. 23 Постановления от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении споров о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя. И только при рассмотрении споров о расторжении трудового договора по инициативе работника, если истец утверждает, что работодатель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию, то это обстоятельство подлежит проверке и обязанность доказать его возлагается на работника.

В системе трудового законодательства способами защиты выступают ситуационные нормы, возлагающие на лицо обязанность по совершению правовосстановительных действий, например, восстановление на работе, возмещение убытков (включая проценты за задержку выплаты заработной платы), возмещение вреда, причиненного здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, компенсация морального вреда возлагаются на работодателя. При этом ситуационными нормами будут являться специальные правила, закрепленные:

Статьями 106, 120 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в части исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе и последствия его неисполнения; защиты прав организаций при неисполнении содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе;

Ст. 13 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в части права профсоюзов, первичных профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроля их выполнения;

Ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части права граждан Российской Федерации на охрану здоровья и безопасные условия труда;

Положениями постановления Правительства РФ от 17.12.2002 № 901 «О порядке разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах»;

Другими нормативными правовыми актами, связывающими способы восстановления трудовых прав с конкретными правовыми ситуациями: заключением, изменением и прекращением трудовых отношений; коллективными переговорами; изменением организационных или технологических условий труда; сверхурочной работой; предоставлением отпуска; нормами труда; наложением и снятием дисциплинарного взыскания; охраной труда; забастовкой; локаутом.

С нашей точки зрения, ситуационная норма - это вид специальной правовой нормы, соответствующей основной норме при разрешении трудового спора и необходимой для принятия целесообразного и справедливого решения в связи со сложившейся ситуацией. Отличие ситуационных норм от иных норм в системе правового регулирования трудовых отношений состоит в том, что они непосредственно связаны с судебным усмотрением и практикой его реализации. В свою очередь судебное усмотрение рассматривается как средство защиты частного права.

Способы защиты трудовых прав связаны также с определенной процедурой, например, с обращением в суд, соблюдением досудебной процедуры урегулирования спора, обжалованием действий работодателя в административном порядке.

Способы защиты трудовых прав зависят от многих факторов, и прежде всего от субъекта правоотношения. Лицо, уволенное без законных на то оснований и понесшее моральный вред, вправе обратиться в суд с иском о восстановлении на работе, изменении формулировки основания увольнения, компенсации морального вреда к лицу, несущему деликтную ответственность, т. е. к работодателю. Гражданский иск может быть предъявлен в течение месячного срока при увольнении и в течение трех месяцев при иных нарушениях трудовых прав (например, в случае невыплаты заработной платы). Лицо, не предъявившее гражданский иск, имеет право на защиту своего права государственной инспекцией по труду в административном порядке. Это значит, что восстановление трудовых прав может осуществляться как в гражданском, так и административном порядке, т. е. восстановление трудовых прав имеет межотраслевой характер.

Для защиты трудовых прав используются правовые конструкции всего российского законодательства и европейские стандарты. Как показывает судебная практика, при предъявлении иска о компенсации морального вреда суд выносит решение, руководствуясь нормой закона и своим усмотрением. Следовательно, судебное усмотрение является способом восстановления нарушенного права.

Показателен пример из судебной практики. Г. обратилась в суд с иском к представительству пароходства о признании действий по отказу в составлении акта о несчастном случае на производстве незаконными, отмене решения, компенсации морального вреда. Суд первой инстанции, отказывая Г. в удовлетворении иска, сославшись на пункты 16, 17 Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве (утв. постановлением Правительства от 11.03.1999 № 279), пришел к выводу, что смерть В. наступила вследствие общего заболевания и не была связана с производством, поэтому данный случай не относится к страховым. Судом кассационной инстанции решение отменено ввиду того, что судом первой инстанции не были учтены иные специальные нормы, в частности предусмотренные ст. 1 Конвенции от 30.10.1970 № 134 «О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков», в соответствии с которыми термин «производственные несчастные случаи» охватывает несчастные случаи, происшедшие с моряком во время работы или связанные с ней.

Способы защиты трудовых прав в зависимости от объема восстановления нарушенного права подразделяются на виды:

1) полное восстановление трудовых прав. Данные способы следует подразделять на подвиды: способы защиты трудовых прав работника и способы защиты трудовых прав работодателя. Для работника такими способами являются, например, восстановление на работе, взыскание морального вреда, невыплаченной заработной платы, процентов за несвоевременную выплату заработной платы, изменение формулировки увольнения и др.

Способы защиты трудовых прав для работодателя - взыскание суммы недостачи, взыскание иной суммы причиненного ущерба, связанной с ненадлежащим выполнением условий трудового договора и условий ученического договора и др.;

2) частичное восстановление трудовых прав. При использовании средства судебной защиты в силу своего усмотрения лицо может использовать различные способы защиты, но восстановление зависит от законности правопритязания.

Если требования не основаны на законе, то реализация права на защиту не порождает правовых последствий, связанных с восстановлением нарушенного права.

Обратимся к примеру. ООО ПКФ обратилось в суд с иском о возмещении материального ущерба, указав, что ответчик Б.О. работал начальником базы отдыха. Данная база отдыха является структурным подразделением ООО ПКФ. На ответчика, с которым был заключен договор о полной материальной ответственности, была возложена обязанность по контролю работы отопительных систем, водопровода, электросети и другого оборудования базы. Во время дежурства ответчика произошло разморожение системы отопления в домике для персонала. Истец просил взыскать с ответчика материальный ущерб.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из положений статей 16 и 233 Трудового кодекса Российской Федерации 2001 года (далее - ТК РФ), согласно которым трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с положениями ТК РФ. Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества.

В соответствии с условиями трудового договора на ответчика была возложена обязанность следить за исправной работой электросети, связи, отопления, водопровода, канализации и оборудования базы отдыха.

Из договора о полной материальной ответственности, заключенного с ответчиком, а также его должностной инструкции следует, что начальник базы выполняет работу, непосредственно связанную с хранением, перевозкой материальных ценностей и денежных средств, принимает на себя полную материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему предприятием материальных ценностей.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» на работодателя возлагается обязанность доказывания таких обстоятельств, как противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Судом установлено, что инструктаж с ответчиком о порядке пользования отопительным котлом не проводился. С инструкцией по эксплуатации данного котла его не знакомили. Он осуществлял наблюдение за автоматической работой котла, а о том, какие действия необходимо предпринимать при изменении давления, ему не было неизвестно.

Иных доказательств со стороны истца предоставлено не было, в связи с чем у суда не имелось правовых оснований для вывода о виновности действий ответчика.

В данном примере работодатель реализовал свое право на защиту трудовых прав. Однако поскольку требования не основаны на законе, то реализация права на защиту не породила правовых последствий, связанных с восстановлением нарушенного права.

Способы защиты трудовых прав также различаются по методу их реализации, по процедуре реализации, по правовой конструкции. Например, в рамках судебной защиты трудовых прав существует комплекс способов защиты, одним из которых выступает гражданский иск. Содержанием (методом) данного способа является возложение на работодателя обязанности по совершению правовосстановительных действий и выплате присужденных стороне истца денежных сумм. Процедурой защиты будет являться исковое производство в соответствии с нормами Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации 2002 года (далее - ГПК РФ).

В качестве способа судебной защиты трудовых прав следует также назвать разъяснение решения суда, сущность которого состоит в обосновании и конкретизации мотивировочной части решения, развертывания его содержания до уровня дополнительной ясности.

Наряду со способами защиты трудовых прав существуют и способы их восстановления. Восстановление права осуществляется:

1) профессиональными союзами (их объединениями);

2) федеральными (государственными) инспекциями труда;

4) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

5) иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

6) органами местного самоуправления;

7) органами прокуратуры;

8) объединениями работодателей;

9) другими организациями.

Способы защиты и способы восстановления трудовых прав различны в том, что в первом случае выбор осуществляется субъектом частноправовых отношений, а во втором случае - правоприменителем. Критерием разделения средств защиты и способов восстановления трудовых прав является их отношений к усмотрению. Усмотрение субъекта трудовых прав связано с реализацией способов защиты, правоприменительное усмотрение (в том числе его нормативно-правовые основания) - с восстановлением права.

Кроме того, при выборе определенного средства защиты частного права способы защиты выбираются только в его рамках. При выборе иного способа защиты, не предусмотренного данным средством, необходимо изменить средство защиты, где возможно использовать иные способы защиты. Например, выбирая такое средство защиты частного права, как обращение в федеральную (государственную) инспекцию труда, лицо может реализовать такой способ защиты, как заявление о проведении проверки соблюдения норм трудового законодательства работодателем. Для того чтобы использовать такой способ защиты права, как восстановление на работе, необходимо избрать иное средство защиты частного права - обращение в суд.

Каждый правоприменитель может давать разъяснения о возможных способах защиты права в рамках одного или нескольких средств защиты, а способы восстановления права определяются только в рамках одного средства защиты.

Таким образом, каждое средство защиты включает в себя набор способов защиты частного права и, соответственно, определенных способов его восстановления. Такая градация осуществляется по характеру спорного правоотношения: частноправовое или публично-правовое, а также по принципу разделения властей.

Признаками способов защиты трудовых прав являются:

1) компенсационный характер. Рассмотрим данный признак на примере компенсации морального вреда. Способом защиты частного права в данном случае является признание права на возмещение морального вреда в виде денежной компенсации. Критерии и размеры компенсации морального вреда отличались в истории частноправовых отношений. По оценке И.Л. Петрухина, «в бывшем СССР размер компенсации за незаконное содержание под стражей по приговору суда, признанному ошибочным, составлял два месячных заработка, независимо от времени, приведенного в исправительной колонии». В настоящее время моральный вред является оценочным понятием.

Правило компенсации ущерба было закреплено в ст. 53 Конституции Российской Федерации 1993 года, затем получило детализацию в отраслевом законодательстве частного и публичного права. Здесь важно учитывать социальное и материальное положение лица;

2) юридическая и фактическая реализация лицом своих правовых и социально-экономических возможностей;

3) восстановление (признание) субъективного права.

Способы защиты трудовых прав должны соответствовать критерию соразмерности, сохранять баланс между правами отдельной личности и охраняемыми интересами общества в целом, должны быть необходимы в демократическом обществе.

Важно заметить, что задачей правоприменителя является правильное определение способа защиты нарушенного права. Например, если лицо избрало судебное средство защиты, то только суд может установить правильный способ восстановления права. Суд обязан определить процессуальный порядок обращения лица. Например, если лицо обратилось с требованиями о взыскании среднемесячного заработка за время вынужденного прогула, то суд вправе разъяснить стороне истца правовые позиции ВС РФ о том, что взыскание производится с момента восстановления на работе и по день вынесения решения суда. С учетом данных разъяснений истец в порядке ст. 39 ГПК РФ вправе уточнить свои исковые требования.

В заключение следует отметить: трудовое законодательство всегда должно оставаться актуальным, а его нормы - действенными и полезными; сроки обращения за защитой нарушенного права должны быть разумными, допустимыми с точки зрения национального закона и международного права. Только в этом случае можно говорить о полноценной защите нарушенного трудового права.

Библиография

1 Бюллетень ВС РФ. 2007. № 3.

2 СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849.

3 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

4 СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

5 СЗ РФ. 2002. № 51. Ст. 5090.

6 См.: Степин А.Б. Понятие, сущность и содержание правовых пределов осуществления судебного усмотрения // Гуманитарные исследования. 2004. № 2 (10). С. 39.

7 Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / под ред. В.А. Туманова, Л.М. Энтина. - М., 2002. С. 82.

Судебная защита.

В целях самозащиты

об отказе в приеме на работу;

в суд

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде - это виды охранительной деятельности государственных органов и общественных организаций, направленной на обеспечение трудовых прав граждан и пресечение нарушений трудового законодательства.

Надзор - это деятельность государственных органов по обеспечению точного, неуклонного и единообразного исполнения законов.

Контроль - проверка соответствия деятельности нанимателя предписаниям нормативных актов. Различие между надзорной и контрольной деятельностью проводится по компетенции и функциям контрольно-надзорных органов а также по методам работы и проведению в жизнь предписаний надзорных и контрольных органов.

Различия:

Надзор – деятельность госорганов по исполнению точного неукоснительного исполнения законов, а контроль – составная часть управленческой деятельности, сущность которой заключается в проверке соответствия деятельности подконтрольных объектов на предприятиях, предписаний НПА, корректировке и применения санкций к виновным лицам.

Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.

Профессиональный союз - добровольное обществен­ное объединение граждан, связанных общими производ­ственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от ор­ганов исполнительной власти, местного самоуправле­ния, работодателей, их объединений, политических партий и других общественных объединений, неподотчетны и неподконтрольны им.

Основная функция профсоюзов состоит в защите и реа­лизуется в четырех организационно-правовых формах: уча­стия профсоюзов в отношениях социального партнерства; участия в применении установленных условий труда в орга­низации; участия в разрешении трудовых споров; осуществ­ления профсоюзного контроля за соблюдением законода­тельства о труде.

Профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права. В связи с этим работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответству­ющему органу профсоюзной организации о результатах рас­смотрения данного"требования и принятых мерах.

Профсоюзные инспекторы труда имеют право:

Беспрепятственно посещать организации незави­симо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсо­юзов, входящих в объединение;

Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

Защищать права и интересы членов профессиональ­ного союза по вопросам возмещения вреда, причинен­ного их здоровью на производстве;

Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнение обязательств работодателей, пре­дусмотренных коллективными договорами и соглаше­ниями;

Принимать участие в работе комиссий по испытани­ям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве незави­симых экспертов;

Принимать участие в расследовании несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Профсоюзы при осуществлении своих полномочий взаимодействуют с государственными органами над­зора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Уполномоченные лица по охране труда профсоюзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязатель­ные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

Образования и компетенция комиссий по трудовым спорам (КТС).

Статья 384 . Образование комиссий по трудовым спорам.

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей (часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников (часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).

По решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений.

Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Статья 385 . Компетенция комиссии по трудовым спорам.

Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Основные способы защиты трудовых прав и законных интересов работников.

Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: (ст352ТК)

Самозащита работниками трудовых прав;

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

Судебная защита.

В целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также непосредственно угрожающей его жизни и здоровью. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. Необходимо учитывать, что работник обязан в письменной форме известить работодателя или своего непосредственного руководителя об отказе от выполнения работы или о приостановлении работы.

Не допускается приостановление работы: в периоды введения военного, чрезвычайного положения или особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях по аварийно-спасательным, поисково-спасательным, противопожарным работам, работам по предупреждению или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, в правоохранительных органах; государственными служащими; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств, оборудования;

В соответствии со ст. 380 Трудового кодекса РФ работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав.

Для защиты своих трудовых прав и законных интересов, разрешения индивидуальных трудовых споров работники имеют право обратиться в профессиональные союзы (при их наличии) и в Государственную инспекцию труда.

о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора; об изменении даты и формулировки причины увольнения;

об отказе в приеме на работу;

о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника и др.

В соответствии со ст.392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Срок обращения в суд, пропущенный по уважительным причинам, может быть восстановлен судом. Однако при отсутствии уважительных причин пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований работника. Исковое заявление работника в суд по трудовым спорам не облагается государственной пошлиной.

Защита трудовых прав и свобод возможна на основе законодательного их закрепления, самозащиты работниками трудовых прав и свобод, расширения судебной защиты, использования государством административно-организационных мер контроля (надзора) и привлечения к ответственности виновных лиц и защиты профсоюзами трудовых прав и законных интересов работников. Все эти меры в комплексе образуют определенную систему, направленную на обеспечение реализации трудовых прав и свобод, соблюдение трудового законодательства и восстановление нарушенных прав.

В Российской Федерации согласно ст. 2 Конституции РФ именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом , установлено ч. 2 ст. 45 Конституции РФ.

Соответственно, в ТК РФ (ч. 1 ст. 352) установлено, что каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основные способы защиты трудовых прав и свобод, которые предусмотрены законом, указаны в ч. 2 ст. 352 ТК РФ. К ним отнесены:

  • самозащита работниками трудовых прав;
  • защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
  • государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • судебная защита.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства, осуществляемый в сфере регулирования трудовых отношений, в основном касается установления и применения условий труда. Особенно это важно в связи с расширением коллективно-договорного, локального, а также индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений. В ТК РФ содержатся нормы, запрещающие ухудшать условия труда, снижать уровень трудовых прав и гарантий работника по сравнению с трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор , соглашение или трудовой договор , то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ). Выявление подобных локальных нормативных актов или коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров и пресечение допущенных нарушений, восстановление нарушенных трудовых прав является действенным способом защиты трудовых прав и свобод работника. Важную роль в осуществлении указанного контроля играет федеральная инспекция труда, именуемая также Гострудинспекцией или Рострудинспекцией. Федеральная инспекция труда определена ст. 354 ТК РФ как единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти , уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти , уполномоченного на проведение государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ (ч. 2 ст. 354 ТК РФ).

Принципы деятельности и основные задачи Федеральной инспекции труда определены в ТК РФ (ст. 355) . Деятельность инспекций и их должностных лиц строится на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина , а также принципов законности , объективности, независимости и гласности.

Среди основных задач на первое место выдвинуто обеспечение, соблюдение и защита трудовых прав и свобод граждан , включая право на безопасные условия труда. К задачам также отнесено обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства; обеспечение как работников, так и работодателей информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и т.д. Федеральная инспекция труда и ее органы на местах для реализации стоящих перед ними задач наделены соответствующими полномочиями, установленными в ст. 356 ТК РФ. К числу таких полномочий относятся, в частности; осуществление контрольно-надзорной деятельности в области трудовых отношений посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, а также рассмотрения дел об административных правонарушениях ; обобщение и анализ причин нарушений трудового законодательства; проверка соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и т.д. К правам государственных инспекторов труда и способам выявления правонарушений в сфере труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, иных актов отнесены следующие: беспрепятственно в любое время суток при предъявлении удостоверения установленного образца посещать организации и работодателей - физических лиц в целях проведения инспекции всех работодателей в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления контрольно-надзорных функций; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве и другие права, предусмотренные ст. 357 ТК РФ.

В ст. 357 ТК РФ закреплены и положения о формах реагирования указанных инспекторов на выявленные нарушения. К ним относятся: право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях лиц к или об отстранении их от должности в установленном порядке; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организации или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда и другие права.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Предписания государственных инспекторов труда носят обязательный характер, а их выполнение согласно ст. 22, 212 ТК РФ является одной из обязанностей, возложенных на работодателя.

Предписание государственного инспектора может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем. Данное положение нередко связано с процедурой принятия локальных нормативных актов работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющего интересы работников. Если работодатель и указанный орган профсоюза не достигли согласия, возникшие разногласия оформляются протоколом и при принятии локального нормативного акта профсоюз обращается в государственную инспекцию труда, направляя необходимые документы. Гострудинспекция в течение месяца осуществляет проверку и в случае выявления нарушения выдает работодателю предписание, обязательное для исполнения, об отмене этого акта (ст. 372 ТК РФ). При увольнении работника по сокращению численности или штата работников, несоответствию занимаемой должности (работе) вследствие недостаточной квалификации либо неоднократного нарушения трудовых обязанностей при наличии дисциплинарного взыскания государственная инспекция труда при обращении к ней обязана рассмотреть вопрос об увольнении и обоснованности действий работодателя в течение 10 дней. В случае признания увольнения работника незаконным инспекция выдает обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула (ч. 3 ст. 373 ТК РФ).

В ТК РФ закреплены также обязанности государственных инспекторов труда (ст. 358). При осуществлении своей деятельности они обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

На государственных инспекторов труда возложены обязанности сохранять государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну , ставшую известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления занимаемой должности.

Наряду с этим государственные инспекторы труда обязаны воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе (работнике), если проверка осуществляется в связи с обращением этого заявителя (работника), а он возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы .

Порядок инспектирования (проведения проверки) должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией Конвенциями МОТ, ТК РФ, иными федеральными законами, а также решениями Правительства РФ (ст. 306 ТК РФ). Сообщение в таком случае работодателю сведений о заявителе (работнике) может привести к нарушению его права на защиту и не предотвратит сокрытия фактов нарушения трудового законодательства, если недобросовестный работодатель к этому прибегнет.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства инспектируют любых работодателей на всей территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности , а также работодателей - физических лиц в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (например, уведомление работодателя даст ему возможность скрыть нарушения трудовых прав работника и др.). Данное положение основано на ст. 12 Конвенции МОТ N 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г.) и Протоколе 1995 г. к этой Конвенции, ратифицированных Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 58-ФЗ. Порядок инспектирования установлен также федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Государственные инспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, они независимы от государственных органов , должностных лиц и подчиняются только закону. Трудовым кодексом РФ предусмотрена ответственность за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда (ст. 363 ТК РФ).

Из этого следует, что государственные органы, должностные лица и другие не должны оказывать давление или какое-либо воздействие на государственных инспекторов труда и не могут препятствовать их деятельности.

Лица, препятствующие осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. 363 ТК РФ).

Одной из основных обязанностей работодателя является своевременное выполнение предписаний государственных надзорных и контрольных органов. Это раскрывается также в ст. 212 ТК РФ, в которой определены его обязанности: по предоставлению органам государственного контроля (надзора) информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; по беспрепятственному допуску должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в целях проведения проверки условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по выполнению предписания должностных лиц органов государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства.

Решения государственных инспекторов труда, согласно ст. 361 ТК РФ, могут быть обжалованы вышестоящему по подчиненности руководителю, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства в подведомственных организациях.

Данный контроль проводится согласно ст. 353.1 ТК РФ в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов РФ.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

В целях защиты прав и свобод человека и гражданина органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций . Они принимают меры, направленные на устранение нарушений и привлечение виновных к ответственности. При осуществлении надзора за исполнением законов на территории РФ органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, не вправе вмешиваться в оперативную деятельность поднадзорных объектов.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения трудовых прав работников. На акт, нарушающий права человека и гражданина, прокурор или его заместитель приносит протест либо обращается в суд, а в целях устранения допущенных нарушений прав и свобод граждан вносит представление в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить их. По основаниям, установленным законом, прокурор или его заместитель возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении.

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами

Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами является одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод наряду с государственным надзором и контролем за соблюдением трудового законодательства, самозащитой работниками трудовых прав и судебной защитой. В отличие от государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов , содержащих нормы трудового права , осуществляемого государственными органами и должностными лицами, профсоюзами проводится профсоюзный (общественный) контроль и применяются его общественные формы и методы.

Профессиональные союзы вправе также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.

Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также за выполнением условий коллективных договоров , соглашений.

Профсоюзы могут для осуществления контроля создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными в установленных положениях. Право их создания принадлежит общероссийским профессиональным союзам и их объединениям, которые утверждают указанные положения об этих инспекциях. Например, крупнейшее объединение профсоюзов - Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) Постановлением Исполкома ФНПР от 26 сентября 2007 г. N 4-2 утвердила Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда профсоюзов. В данном Положении определены задачи профсоюзной правовой инспекции труда, права и обязанности профсоюзных правовых инспекторов труда.

Межрегиональные, а также территориальные объединения (ассоциации) организаций профессиональных союзов, действующие на территории одного субъекта РФ , могут создавать правовые и технические инспекции профсоюзов и принимать положения, которые должны соответствовать типовым положениям соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Права профсоюзных инспекторов ныне предусмотрены в ТК РФ (ст. 370 и другие статьи ТК РФ).

Профсоюзные инспекторы труда (правовые инспекторы правовой инспекции или инспекторы по охране труда технической инспекции) в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности , а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение для проведения проверок соблюдения трудового законодательства, иных актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективного договора, соглашения. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных актов. Они могут проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников, принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, получать о них полную информацию, а также информацию о состоянии условий труда работников и охраны труда от руководителей и иных должностных лиц организации, индивидуальных предпринимателей - работодателей.

Профсоюзные инспекторы труда и уполномоченные (доверенные) лица профсоюзов также имеют право: защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве; осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, а также правовых актов органов местного самоуправления ; принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в установленном порядке.

Профсоюзным инспекторам предоставлены и другие права, круг которых достаточно широк, так как охватывает возможность их участия в рассмотрении трудовых споров или в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов и др.

Работодатель обязан (ст. 22 ТК РФ) обеспечить беспрепятственный допуск инспекторов для проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также обязан предоставлять информацию и документы, необходимые для осуществления полномочий профсоюзными инспекторами труда при проведении контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда согласно ст. 212 ТК РФ.

Формами реагирования профсоюзов, их инспекций труда на выявленные нарушения являются следующие:

  • право направлять работодателям представления с требованиями об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • право обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении закона и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Чаще всего в адрес работодателя следуют обращения о нарушении трудовых прав работников руководителем организации или руководителем структурного подразделения, их заместителями.

Рассмотрение представлений соответствующих профсоюзных органов о выявленных нарушениях, принятие мер по их устранению и сообщение этим профсоюзным органам о принятых мерах являются одной из основных обязанностей работодателя, установленных в ч. 2 ст. 22 ТК РФ, а также в ст. 212 ТК РФ. Работодатель в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений обязан сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмотрения указанного требования и принятых мерах (ч. 2 ст. 370 ТК РФ). Обращение профсоюзного органа может содержать требование о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве (ст. 370 ТК РФ).

Если факты нарушения подтвердились, то работодатель привлекает руководителя организации, руководителя структурного подразделения, их заместителей к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения согласно ст. 195 ТК РФ.

Профсоюзы и их инспекции взаимодействуют с Федеральной инспекцией труда, федеральным органом исполнительной власти , уполномоченным на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

В защите трудовых прав работников определенную роль играет принятие работодателем решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа (представителя работников) в случаях, предусмотренных ТК РФ (ст. 371). Учет мнения в этих случаях установлен в ТК РФ, например ч. 4 ст. 99, ч. 5 ст. 113, 162, ч. 4 ст. 180, ч. 2 ст. 2, ст. 221, ч. 9 ст. 230 и др.

Большое значение придается участию выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 82 ТК РФ) при расторжении с работниками трудового договора по инициативе работодателя по отдельным основаниям (п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Статьей 373 ТК РФ установлен порядок учета мотивированного мнения этого профсоюзного органа при расторжении с работником - членом профсоюза трудового договора по инициативе работодателя по указанным основаниям.

Учет мнения профсоюзного органа об увольнении работников происходит в следующем порядке: при принятии решения о возможном расторжении трудового договора с работником по одному из указанных оснований работодатель направляет соответствующему выборному органу первичной профсоюзной организации проект приказа об увольнении и документы, являющиеся основанием для принятия решения об увольнении работника. Например, направляются изменение штатного расписания и отказ работника от перевода на другую работу при увольнении по сокращению численности или штата работников по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ или решение аттестационной комиссии и соответствующая документация об отсутствии вакансий для трудоустройства при увольнении работника по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ либо копия приказа о дисциплинарном взыскании, ранее объявленном работнику, и докладная записка о допущенном им вновь нарушении трудовой дисциплины , объяснительная записка работника либо акт об отказе дать объяснение при увольнении по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

В течение семи дней профсоюзный орган рассматривает представление работодателя и направляет ему в письменной форме свое мотивированное, т.е. обоснованное определенными доводами, мнение.

Это особенно важно при несогласии с работодателем по вопросу об увольнении работника. В данном случае приобретает значение: 1) срок рассмотрения и направления работодателю мотивированного мнения - в течение семи дней; 2) обоснование принятого мнения; 3) его письменная форма.

Если указанный профсоюзный орган выразил несогласие с увольнением, то он в течение трех дней проводит с работодателем дополнительные консультации. Результаты консультаций оформляются соответствующим протоколом.

В случае когда общее согласие по результатам консультаций не достигнуто, работодатель по истечении 10 рабочих дней может принять окончательное решение. При этом работодатель имеет право на расторжение трудового договора с работником не позднее одного месяца после получения мотивированного мнения профсоюзного органа.

Решение работодателя может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда, которая в течение 10 дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ одной из основных обязанностей работодателя, как известно, является своевременное выполнение предписания государственных надзорных и контрольных органов.

Государственный инспектор труда имеет право предъявить работодателю обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников в соответствии со ст. 357 ТК РФ. Работодатель при несогласии с указанным предписанием имеет право обжаловать его в суд . Обращение в государственную инспекцию труда не является препятствием для работника или профсоюзного органа в осуществлении их права обжаловать увольнение работника непосредственно в суд.

Для защиты трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами значительную роль играет установленный ТК РФ порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы работников при принятии работодателем локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Статьей 372 ТК РФ установлен следующий порядок учета мнения указанного профсоюзного органа при принятии работодателем локальных нормативных актов:

  • проект локального нормативного акта направляется работодателем выборному профсоюзному органу, представляющему интересы всех или большинства работников, т.е. представительному органу работников, и сопровождается соответствующим обоснованием, определяющим его необходимость и правомерность;
  • профсоюзный орган направляет работодателю свое мнение, отвечающее следующим требованиям, установленным ТК РФ: а) оно направляется в течение предусмотренного срока , не позднее пяти дней с момента получения проекта; б) оно представлено в письменной форме; в) оно аргументировано, т.е. сопровождается определенными доводами в подтверждение принятого мнения;
  • если профсоюзный орган не согласен с проектом локального нормативного акта или предлагает его усовершенствовать, то работодатель может согласиться с этим. В случае несогласия работодатель обязан в течение трех дней после получения предложения профсоюзного органа провести с ним дополнительные консультации для достижения соглашения, устраивающего обе стороны, которые должны быть нацелены на сотрудничество в рамках социального партнерства, поскольку взаимные консультации являются одной из форм социального партнерства (ст. 27 ТК РФ);

В случае недостижения согласия в ходе консультаций, что свидетельствует о возникших между сторонами разногласиях, эти разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт;

Профсоюзный орган в этом случае вправе начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ (гл. 61), указанный локальный нормативный акт может быть обжалован в суд или в соответствующую государственную инспекцию труда, которая в течение одного месяца обязана провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного акта, обязательное для исполнения.

Трудовым законодательством установлены гарантии по защите прав работников, входящих в состав выборных профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы. Гарантии этим работникам основаны на международных актах в области труда. Конвенция МОТ N 135 "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях" (1971 г.) устанавливает, что представители работников на предприятии пользуются эффективной защитой от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их статусе, или на их деятельности в качестве представителей работников, или на их членстве в профсоюзе, или на их участии в профсоюзной деятельности в той мере, в какой они действуют в соответствии с существующим законодательством, коллективными договорами или другими совместно согласованными условиями.

Представителям работников предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции.

Европейской социальной хартией (пересмотренной в 1996 г.) установлено, что для эффективной реализации представителями работников права осуществлять свои функции государства - члены Совета Европы обязаны обеспечивать представителей работников эффективной защитой от действий, направленных против них со стороны администрации, включая увольнение за их общественную деятельность (ч. 1 ст. 28).

В ТК РФ предусмотрены определенные гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы (ст. 374 ТК РФ).

Гарантии права на труд работникам, являющимся членами профсоюзных органов, согласно ст. 376 ТК РФ, распространяются на руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителей в течение двух лет после окончания срока их полномочий в случаях расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

Трудовым кодексом РФ предусматриваются гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы (ст. 375 ТК РФ). Указанным работникам после окончания срока их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника - другая равноценная работа (должность) у того же работодателя.

При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.

Самозащита работниками трудовых прав

Самозащита как один из основных способов защиты работниками трудовых прав впервые введена в ТК РФ (гл. 58), хотя новым является лишь термин "самозащита". В некоторых случаях работники прибегали к самозащите и до принятия ТК РФ.

Трудовой кодекс не раскрывает понятие (термин) "самозащита". Под самозащитой обычно понимается такой способ защиты прав , при котором работник защищает себя собственными действиями, не обращаясь за помощью в суд или к государственным либо общественным органам. К самозащите работник прибегает при наличии нарушения права или возможности его нарушения. При этом самозащита должна быть соразмерна указанному нарушению и не выходить за пределы, необходимые для его пресечения.

В целях самозащиты трудовых прав работник согласно ст. 379 ТК РФ после извещения работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором , а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами , содержащими нормы трудового права . Хотя в названии ст. 379 ТК РФ указано на "формы самозащиты", они до конца в данной статье не конкретизируются, поскольку реализация работником права на самозащиту предусмотрена также в отдельных статьях ТК РФ (ст. 142, 219) как способ невыполнения работы, т.е. отказ от нее, если работодателем нарушаются важнейшие трудовые права работника на условия труда, включая заработную плату и охрану труда . Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ ст. 379 ТК РФ дополнена ч. 2, устанавливающей, что в целях самозащиты трудовых прав работник имеет право отказаться от выполнения работы также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

Обязанность работодателя не препятствовать работникам в осуществлении самозащиты установлена в ст. 380 ТК РФ.

Вопрос о самозащите решается работником индивидуально и не имеет отношения к забастовке , которая, как известно, требует коллективных действий.

В ТК РФ предусматривается возможность самозащиты в форме отказа от выполнения работы (приостановка работы) до устранения нарушения права.

ТК РФ не дает определения понятий формы и способа защиты трудовых прав работников и критериев разграничения этих понятий. Поэтому целесообразно в настоящей работе рассмотреть вопрос о соотношении понятий способа и формы защиты трудовых прав.

Под формой защиты понимают вид юридической деятельности, в которой протекают охранительные правоотношения по защите трудового права, выделяют четыре формы защиты (судебная – осуществляется судами РФ, управленческая, общественная и непосредственная – самозащита трудовых прав) 12 .

Считаем, что помимо того, что форма защиты трудовых прав – это деятельность, необходимо, чтобы эта деятельность имела формальное официальное закрепление.

В.А. Сафонов под формой защиты трудовых прав работников понимает установленную законодательством разновидность правореализующей деятельности по применению допустимых юридическими нормами правовых мер защиты нарушенных или оспариваемых прав работника 13 .

Большинство ученых выделяют только две формы защиты трудовых прав работников: юрисдикционные и неюсдикционные.

К неюрисдикционным формам защиты трудовых прав работников относятся самозащита и согласительные процедуры (то есть переговоры с работодателем с целью достижения соглашения по существу возникших разногласий).

В юрисдикционной форме защиту трудовых прав работников осуществляют:

1) Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссии по трудовым спорам – КТС, суды общей юрисдикции).

2) Специально уполномоченные органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда. С таким органам, в частности, относится Федеральная инспекция труда и другие государственные контрольные органы.

3) Органы общей компетенции, осуществляющие защиту трудовых прав и свобод человека и гражданина, в том числе и трудовых прав работников, но не уполномоченные к рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

К данным органам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Полномочия данных органов по защите трудовых прав работников естественно, закреплены законодательно.

При выборе той или иной юрисдикционной формы защиты следует учитывать рамки компетенции конкретного органа, его подведомственность, а в некоторых случаях – и условия обращения в соответствующий орган. При наличии возможности обращения за защитой нарушенного права в несколько органов (например, в суд и в органы федеральной инспекции труда) право выбора принадлежит заинтересованному субъекту, то есть работнику.

Защита трудовых прав работников осуществляется посредством определенных способов защиты.

Под способом защиты трудовых прав работников понимаются предусмотренные законом процедуры, в рамках которых осуществляется применение допустимых юридическими нормами правовых мер защиты нарушенных или оспариваемых прав работников 14 .

ТК РФ закрепляет основные способы защиты трудовых прав работников. В статье 352 ТК РФ указано четыре основных способа защиты трудовых прав работников:

1. Самозащита работниками своих трудовых прав;

2. Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

3. Государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

4. Судебная защита.

Рассмотрение трудовых споров отнесено к подведомственности судов (ст. 22 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации) 15 . Исходя из смысла ст.ст. 23,24 ГПК дела, возникающие из трудовых отношений, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции 16 .

Так, выделяют материально-правовые и процессуальные способы. К материально-правовым способам защиты относят действия субъектов материально-правовых отношений, направленных на защиту нарушенных прав. Процессуальные способы защиты рассматриваются как процессуальные действия юрисдикционных органов, регулируемые процессуальным законодательством и направленные на предупреждение нарушения гражданских прав и реализацию материально-правовых мер защиты гражданских прав. Появление такой классификации объясняется тем, что защита может быть осуществлена без обращения в юрисдикционные органы 17 .

А.Г. Юрьева, помимо легально закрепленных в ТК РФ способов защиты трудовых прав, относит следующие способы:

а) восстановительные меры;

б) меры, направленные на принудительное исполнение обязанностей;

в) меры по отмене неправомерных актов;

г) меры пресечения 18 .

Однако перечисленные меры также характеризуют полномочия органов по восстановлению нарушенных прав. Тогда как из содержания ст. 352 ТК РФ следует, что к числу способов защиты трудовых прав относятся не конкретные меры, а отдельные виды деятельности, в результате которой возникают отношения по восстановлению нарушенного права. В этих отношениях могут быть реализованы полномочия по устранению нарушений прав и законных интересов работников, что и позволяет включить соответствующий вид деятельности в защиту трудовых прав работников.

Следует отметить, что перечень способов защиты трудовых прав работников, приведенный в статье 352 ТК РФ, не является исчерпывающим, о чем свидетельствует сама формулировка «основные способы защиты трудовых прав работников», которая подразумевает наличие иных способов защиты трудовых прав.

Исходя из определенного выше круга субъектов, осуществляющих защиту трудовых прав работник, к способам защиты необходимо относить, в частности, обжалование в суд действий и решений органов государственной власти и местного самоуправления, нарушающих трудовые права работников, а также урегулирование трудового спора посредством процедуры медиации.

Переходя к вопросу о проблеме соотношения способа и формы защиты трудовых прав, следует подчеркнуть, что, по нашему мнению, трудно четко разграничить категории «форма» и «способ», однако с определенной долей условности их все-таки можно различать, но видимых критериев отличия нет.

Поэтому наиболее приемлемой представляется следующая позиция: способ защиты трудовых прав – это совокупность приемов, средств и мер, закрепленных в законодательстве. При помощи закрепленных способов осуществляется защита нарушенных прав и законных интересов работников. Форма защиты, в свою очередь реализуется через способы защиты.

Также о соотношении способа и формы защиты трудовых прав можно сделать определенные выводы, уяснил значение слов «способ» и «форма». Так, в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова термин «форма» означает «способ существования содержания, его внешнее выражение» 19 , а «способ» определяется как «действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь».

Некоторые ученые указывают, что от способов защиты трудовых прав работников следует отличать меры защиты. Например, Ю.Н. Полетаев помимо способов и форм защиты трудовых прав также выделяет меры защиты.

Меры защиты трудовых прав работников – это способы восстановления уже нарушенного права работника.

В качестве мер защиты трудовых прав работников, применяемых вследствие невыполнения работодателем (уполномоченным должностным лицом) возложенных на него обязанностей и (или) совершения действий, препятствующих нормальному осуществлению работником предоставленных ему прав, применяются:

    восстановление работника на работе;

    возмещение работнику материального ущерба, причиненного незаконным лишением его возможности трудиться;

    обязание работодателя предоставить работнику условия труда, установленные законодательством, коллективным или индивидуальным трудовым договором;

    компенсация морального вреда;

    отмена дисциплинарного взыскания, примененного работодателем.

Итак, защиту трудовых прав работников можно определить как правореализующую деятельность, осуществляемую в установленном законодательстве порядке работником (непосредственно либо через представителей) и уполномоченными на то органами, которая выражается в применении правовых мер к работодателю, не выполняющему возложенные на него обязанности и (или) совершающему действия, препятствующие нормальному осуществлению прав работников. Защита трудовых прав работников реализуется в юрисдикционной и неюсдикционной формах.

Существует 4 основных способа защиты трудовых прав работников, предусмотренные ТК РФ: самозащита работниками своих трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.

Помимо основных способов, работники могут использовать иными способами защиты, например, сравнительно недавно в России появился институт медиации. Ученые предлагают дополнить ТК РФ статьей «Способы защиты трудовых прав», среди которых, по нашему мнению, должна быть указана и медиация, которая относится к числу способов защиты трудовых прав как работника, так и работодателя 20 .

Медиация, согласно ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», является альтернативной процедурой урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора. Привлечение к урегулированию разногласий третьей стороны имеет то преимущество, что посредник (арбитр) обладает навыками налаживания переговоров между сторонами, знаком с психологией разрешения разногласий, умеет организовать между сторонами взаимодействие и возможность согласования интересов сторон. Привлечение к урегулированию трудовых споров квалифицированной третьей стороны гарантирует справедливость и безопасность разрешения разногласий, которое дает цивилизованные и гуманные способы к мирному сосуществованию и сохранению трудовых отношений. Такой способ защиты, как медиация, по нашему мнению, должен в ближайшем будущем снизить загруженность судов, в частности по делам о трудовых спорах, и усилить защиту не только работников, но и работодателей при возникновении трудовых споров между ними. Но подробнее данный способ рассматривается в следующей главе.

О соотношении формы и способа защиты трудовых прав следует сказать, что, по нашему мнению, они соотносятся друг с другом как форма и содержание защиты трудовых прав работников. То есть форма защиты трудовых прав работников – это внешнее выражение способа. Помимо форм и способов некоторые ученые выделяют еще меры защиты, но, по сути, меры и способы это одно и тоже.

Необходимо подчеркнуть, что реализация защиты трудовых прав работников имеет большое значение по причине того, что работник является менее защищенной стороной в трудовых правоотношениях с работодателем и требует достаточно четкой правовой регламентации и механизмов осуществления это защиты. Важно, чтобы формы и способы защиты трудовых прав работников, закрепленные в законодательстве РФ были не просто формально закреплены, а были широко применимы работниками на практике и имели достаточную эффективность.

Трудовой кодекс РФ предусматривает несколько способов защиты трудовых прав работника, каждый из которых применяется на усмотрение работника в зависимости от характера и степени нарушения права.

Статья 352 Трудового кодекса РФ в качестве основных способов защиты прав предусматривает: самозащиту работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профсоюзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.

Самозащита работником своих трудовых прав может выражаться, например, в извещении в письменной форме работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя, об отказе от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором. Работник может отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Самозащита трудовых прав будет иметь место и в том случае, если работник приостановил работу в случае задержки заработной платы на срок более 15 дней. Данное право предоставлено ст. 142 Трудового кодекса РФ. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В Федеральном законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закреплено определение профсоюза, в соответствии с которым, последний представляет собой добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Профсоюзные организации обладают обширными правами в области защиты трудовых прав работников, так как целью их создания является взаимодействие с работодателем в интересах работника. Это опосредованный способ воздействия работника на работодателя.

Часть 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Данную функцию со стороны государства осуществляют: федеральная инспекция труда, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, прокуратура. Деятельность контрольно-надзорных органов государства в сфере труда должна быть опережающей, направленной на выявление нарушений и недопущение их совершения.

Действенным способом защиты трудовых прав является судебная защита, имеющая место, когда работник самостоятельно или через представителя обращается непосредственно в суд с соответствующим заявлением. Использование вышеуказанных способов защиты не исключает возможность обращения работника в суд за разрешением трудового конфликта. И наоборот, вступившее в законную силу решение суда не может быть пересмотрено в административном порядке, т.е. профсоюзом, инспекцией труда, органами исполнительной власти, местного самоуправления.

Таким образом, закрепление разнообразных способов защиты трудовых прав работников позволяет выбрать наиболее эффективный путь восстановления нарушенных прав, свидетельствует о высокой роли государства в защите прав работника и о либерализации отношений между работником и работодателем.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов