Электромеханик (судовой)Должностная инструкция. Должностная инструкция старшего электромеханика на судне Просить помощи никогда не стыдно
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
Выпуск №52 ЕТКС
Выпуск утвержден Приказом Минтруда России от 18.02.2013 N 68н
Электрик судовой
§ 30. Электрик судовой (5-й разряд)
Характеристика работ . Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования судна, электрифицированных механизмов, электроприборов, электротехнических средств, закрепленных расписанием по заведованию. Проверка работы электрооборудования, систем электрообеспечения судна, распределительных устройств, электронагревательных и электроосветительных приборов судна. Обеспечение сохранности и учета электроизмерительных приборов и запасных частей электротехнических средств судна. Регистрация показания приборов. Ведение вахтенного журнала по осмотрам судового электрооборудования. Регулировка и испытание судового электрооборудования после зимнего периода и капитального ремонта.
Должен знать: устройство и назначение судового оборудования; принцип действия судового электрооборудования и схему распределения электроэнергии по судну; правила технической эксплуатации судового электрооборудования; правила регистрации показаний приборов; порядок пользования аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем, порядок пользования системами внутренней связи и сигнализации.
Комментарии к профессии
Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Электрик судовой » служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция электрика судового, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см.
Ремонтом ежедневно занимаются тысячи людей во всем мире. При его выполнении каждый начинает задумываться о тех тонкостях, которые сопутствуют ремонту: в какой цветовой гамме выбрать обои, как подобрать шторы в цвет обоев, правильно расставить мебель для получения единого стиля помещения. Но о самом главном редко кто задумывается, а этим главным является замена электропроводки в квартире. Ведь если со старой проводкой что-то произойдет, то квартира потеряет всю свою привлекательность и станет совершенно не пригодной для жизни.
Как заменить проводку в квартире знает любой электрик, но это под силу любому обычному гражданину, однако при выполнении данного вида работ ему следует выбирать качественные материалы, чтобы получить безопасную электрическую сеть в помещении.
Первое действие, которое необходимо выполнить, спланировать будущую проводку
. На данном этапе нужно определить, в каких именно местах будут проложены провода. Также на данном этапе можно вносить любые коррективы в существующую сеть, что позволит максимально комфортно в соответствии с потребностями хозяев расположить светильники и .
12.12.2019
Узкоотраслевые приборы трикотажной подотрасли и их техническое обслуживание
Для определения растяжимости чулочно-носочных изделий применяется прибор, схема которого показана на рис. 1.
В основе конструкции прибора лежит принцип с автоматическим уравновешиванием коромысла упругими силами испытываемого изделия, действующими с постоянной скоростью.
Весовое коромысло представляет собой равноплечий круглый стальной стержень 6, имеющий ось вращения 7. На его правый конец крепятся с помощью байонетного замка лапки или раздвижная форма следа 9, на которые одевается изделие. На левом плече шарнирно укреплена подвеска для грузов 4, а его конец заканчивается стрелкой 5, показывающей равновесное состояние коромысла. До начала испытаний изделия коромысло приводят в равновесие подвижной гирей 8.
Рис. 1. Схема прибора для измерения растяжимости чулочно-носочных изделий: 1 —направляющая, 2 — левая линейка, 3 — движок, 4 — подвеска для грузов; 5, 10 — стрелки, 6 — стержень, 7 — ось вращения, 8 — гиря, 9 — форма следа, 11— растягивающий рычаг,
12— каретка, 13 — ходовой винт, 14 — правая линейка; 15, 16 — винтовые шестерни, 17 — червячный редуктор, 18 — соединительная муфта, 19 — электродвигатель
Для перемещения каретки 12 с растягивающим рычагом 11 служит ходовой винт 13, на нижнем конце которого закреплена винтовая шестерня 15; через нее вращательное движение передается ходовому винту. Перемена направления вращения винта зависит от изменения вращения 19, который при помощи соединительной муфты 18 связан с червячным редуктором 17. На вал редуктора посажена винтовая шестерня 16, непосредственно сообщающая движение шестерне 15.
11.12.2019
В пневматических исполнительных механизмах перестановочное усилие создается за счет воздействия сжатым воздухом на мембрану, или поршень. Соответственно различают механизмы мембранные, поршневые и сильфонные. Они предназначены для установки и перемещения затвора регулирующего органа в соответствии с пневматическим командным сигналом. Полный рабочий ход выходного элемента механизмов осуществляется при изменении командного сигнала от 0,02 МПа (0,2 кг/см 2) до 0,1 МПа (1 кг/см 2). Предельное давление сжатого воздуха в рабочей полости — 0,25 МПа (2,5 кг/см 2).
У мембранных прямоходных механизмов шток совершает возвратно-поступательное движение. В зависимости от направления движения выходного элемента они подразделяются на механизмы прямого действия (при повышении давления мембраны) и обратного действия.
Рис. 1. Конструкция мембранного исполнительного механизма прямого действия: 1, 3 — крышки, 2—мембрана, 4 — опорный диск, 5 — кронштейн, 6 — пружина, 7 — шток, 8 — опорное кольцо, 9 — регулировочная гайка, 10 — соединительная гайка
Основными конструктивными элементами мембранного исполнительного механизма являются мембранная пневматическая камера с кронштейном и подвижная часть.
Мембранная пневматическая камера механизма прямого действия (рис. 1) состоит из крышек 3 и 1 и мембраны 2. Крышка 3 и мембрана 2 образуют герметическую рабочую полость, крышка 1 прикреплена к кронштейну 5. К подвижной части относятся опорный диск 4, к которому прикреплена мембрана 2, шток 7 с соединительной гайкой 10 и пружина 6. Пружина одним концом упирается в опорный диск 4, а другим через опорное кольцо 8 в регулировочную гайку 9, служащую для изменения начального натяжения пружины и направления движения штока.
08.12.2019
На сегодняшний день существует несколько видов ламп для . У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Рассмотрим виды ламп которые наиболее часто используются для освещения в жилом доме или квартире.
Первый вид ламп – лампа накаливания . Это самый дешевый вид ламп. К плюсам таких ламп можно отнести ее стоимость, простоту устройства. Свет от таких ламп является наиболее лучшим для глаз. К минусам таких ламп можно отнести невысокий срок службы и большое количество потребляемой электроэнергии.
Следующий вид ламп – энергосберегающие лампы
. Такие лампы можно встретить абсолютно для любых типов цоколей. Представляют из себя вытянутую трубку в которой находится специальный газ. Именно газ создает видимое свечение. У современных энергосберегающих ламп, трубка может иметь самую разнообразную форму. Плюсы таких ламп: низкое энергопотребление по сравнению с лампами накаливания, дневное свечение, большое выбор цоколей. К минусам таких ламп можно отнести сложность конструкции и мерцание. Мерцание обычно незаметно, но глаза будут уставать от света.
28.11.2019
Кабельная сборка — разновидность монтажного узла. Кабельная сборка представляет собой несколько местных , оконцованных с двух сторон в электромонтажном цехе и увязанных в пучок. Монтаж кабельной трассы, осуществляют, укладывая кабельную сборку в устройства крепления кабельной трассы (рис. 1).
Судовая кабельная трасса - электрическая линия, смонтированная на судне из кабелей (пучков кабелей), устройств крепления кабельной трассы, уплотнительных устройств и т. п. (рис. 2).
На судне кабельную трассу располагают в труднодоступных местах (по бортам, подволоку и переборкам); они имеют до шести поворотов в трех плоскостях (рис. 3). На крупных судах наибольшая длина кабелей достигает 300 м, а максимальная площадь сечения кабельной трассы — 780 см 2 . На отдельных судах с суммарной длиной кабелей свыше 400 км для размещения кабельной трассы предусматривают кабельные коридоры.
Кабельные трассы и проходящие по ним кабели подразделяют на местные и магистральные в зависимости от отсутствия (наличия) устройств уплотнения.
Магистральные кабельные трассы подразделяют на трассы с торцовыми и проходными коробками в зависимости от типа применения кабельной коробки. Это имеет смысл для выбора средств технологического оснащения и технологии монтажа кабельной трассы.
21.11.2019
В области разработки и производства приборов КИПиА американская компания Fluke Corporation занимает одну из лидирующих позиций в мире. Она была основана в 1948 году и с этого времени постоянно развивает, совершенствует технологии в области диагностики, тестирования, анализа.
Инновации от американского разработчика
Профессиональное измерительное оборудование от мультинациональной корпорации используется при обслуживании систем обогрева, кондиционирования и вентиляции, холодильных установок, проверки качества воздуха, калибровки электрических параметров. Фирменный магазин Fluke предлагает приобрести сертифицированное оборудование от американского разработчика. Полный модельный ряд включает:- тепловизоры, тестеры сопротивления изоляции;
- цифровые мультиметры;
- анализаторы качества электрической энергии;
- дальномеры, вибромеры, осциллографы;
- калибраторы температуры, давления и многофункциональные аппараты;
- визуальные пирометры и термометры.
07.11.2019
Используют уровнемер для определения уровня разных видов жидкостей в открытых и закрытых хранилищах, сосудах. С его помощью измеряют уровень вещества или расстояние до него.
Для измерения уровня жидкости используют датчики, которые отличаются по типу: радарный уровнемер , микроволновый (или волноводный), радиационный, электрический (или емкостный), механический, гидростатический, акустический.
Принципы и особенности работы радарных уровнемеров
Стандартными приборами не определить уровень химически агрессивных жидкостей. Только радарный уровнемер способен его измерить, так как не соприкасается с жидкостью при работе. К тому же радарные уровнемеры более точные по сравнению, например, с ультразвуковыми или с емкостными.На каждом судне имеется основная нормативно-техническая документация для электрооборудования.
Монтажные и принципиальные схемы-дающие представление о размещении, принципе работы электроустановок. Их используют при ремонте или переоборудовании и монтаже.
- Паспорта и формуляры, в которых вписаны технические данные электроустановок, а так же вносятся данные об их работе и изменении характеристик, отказов, авариях и поломках, а так же проведении ремонтных работ, испытаний, и вносятся записи контролирующих органов.
Технические инструкции по эксплуатации и описании электрооборудования завода изготовителя.
Ведомости ЗИП-перечень запасных деталей электрооборудования.
Электротехнический журнал, в него вносят основные данные о техническом состоянии и работе СЭС и другого электрооборудования. Результаты сопротивления изоляции, осмотр, ремонт, неисправности, отказы и поломки. Журнал заполняется электромехаником. Так же на судне должны быть документы: измерения сопротивления изоляции, таблицы, акты, чек-листы СУБ, ТБ, ПРР, и т.д.
Дефектация электрооборудования и средств автоматик
Дефектация -предназначена для выявления неисправностей, возможных поломок и других нежелательных последствий при работе электрооборудования. В соответствии с Правилами Регистра дефектация проводится специальными комиссиями и в определенные сроки. При текущем ремонте-10 дней, при среднем-15 дней, при капитальном-один месяц. Выполняют дефектацию специальными инструментами и приспособлениями, а так же проводится дефектоскопия оборудования.
Раздел 4
Эксплуатация и ремонт СЭО, электрических машин и систем на судне
Эксплуатация СЭО включает в себя-организационные, технические мероприятия направленные на поддержание СЭО в работоспособном состоянии, обеспечивающие длительную и надежную работу, а так же электро, пожаро и взрывобезопасность.
СЭО-обеспечивающее управление судном и безопасность его плавания, должно быть всегда исправным и готово к работе.
Запрещается: Эксплуатировать судно если неисправны следующие агрегаты.
Один ДГ из двух, или два из трех
Основной источник освещения и радио
Аварийные источники питания
ЭП-Рулевого устройства
КСО, СИО.
Сигнализация и автоматика
Машинный телеграф и другие средства связи
Запрещается: эксплуатировать электрические машины, если есть неисправности угрожающие целостности электро-установки. Сопротивление 0,5 Мом, искрение на коллекторе, отказы пускорегулирующих устройств, ток и температура выше нормы, вибрация, биение вала, наличие поражения электрическим током.
Раздел 5
Состав судовой СЭС:
· План-схема машинного отделения;
1, 2 -Станция “озон”
3- Электродвигатель охлаждения
4, 5- Насосы забортной(санитарный) насосы
6,7,8 и 9 -Насосы, фекальный, сточный, теплового ящика и резервный.
10 -Пожарный насос
11 -система и тепловой ящик
12 -Аккумуляторный ящик
13, 14 -Маслопрокачивающий насосы ГД
15 -Топливный насосы ГД
16 -Сепараторы
17 -Резервный топливный насос и насос расходной цистерны
18 -Насосы нефтесодержащий вод
19 -Топливоперекачивающий насос
20 -Компрессор
· План-схема размещения палубного электрооборудования
1, 2- Брашпиль
3 -Буксирная лебедка
4 -Буксирный шпиль
5 -Шлюпочные лебедки
6 -Грузовые лебедки
· План-схема распределения электроэнергии на судне
Раздел 6
Техническая эксплуатация электроприводов:
Брашпиль
С помощью якорно-швартовых устройств(шпилей, брашпилей) на судах выполняют следующие операции: отдачу якоря(свободное травление или электроприводом) стоянку на якоре, швартовку судна.
Электроприводы ЯШУ должны удовлетворять следующие потребности:
Питаться от шин ГРЩ по отдельным фидерам
Иметь мощность достаточную для поднятия якоря, подтягивания судна, подъем со скоростью 0,12 м/c
Поднимать одновременно два свободно висящих якоря
Работать при номинальной нагрузке в течении 30 мин без перерыва
Допускать работу и стоянку под током в течении 30 сек.
Быть надежным в безопасности эксплуатации работы
Простота и применение в обслуживании.
Шлюпочная лебедка
Шлюпочные лебедки установленные на судах предназначены для подъема и спуска членов экипажа в аварийных и рабочих условиях. Работа ЭП шлюпочной лебедки должна обеспечивать безопасность этой операции, предъявляемые к ней особые требования контролирующих органов.
Самовозврат в положение «Стоп»
Аппаратура управления должна находится непосредственно у поста управления лебедки, для обеспечения безопасности спуска, и контроля всех операций работы.
При работе в ручном режиме, невозможность включения электропривода.
Электрооборудование должно быть водозащищенного исполнения (IP44)
Рулевое устройство
Рулевой привод является наиболее ответственный из судовых ЭП, так как от работы рулевого устройства зависти маневренность судна и безопасность плавания. Контролирующие органы предъявляют особые требования к ЭП рулевого устройства.
· ЭП Рулевого устройства, должно обеспечивать:
Перекладка руля с борта на борт на угол -35 0 +35 градусов на полном ходу за время не более 30 сек.
Число вкл./ час не менее 350
Стоянка под током в течении 1 минуты.
· В ЭП Рулевых устройств должно быть предусмотрено:
Пусковое устройство
Световая сигнализация
Конечные выключатели и защита от токов КЗ.
ЭП Рулевого устройства должно обладать: надежностью и простотой обслуживания, малыми габаритами, быстрый переход из основного на аварийное управление.
Рулевые ЭП делят: По типу ПМ: между двигателем и рулем, гидравлическая передача. По способу питания двигателя, от судовой сети и по сети ГД. По характеру действия-простого, следящего, и автоматического действия.
Пожарный насос
Насос ы-механизмы, предназначенные для подъема, перемещения различных жидкостей по трубопроводам судовых систем. Насосы делят на три группы: Насосы МКО, насосы судовых систем, и специальные насосы.
Пожарные насосы относят, к насосам судовых систем. Непосредственно питаются от шин ГРЩ по отдельным фидерам. Пожарные насосы имеют мощность соизмеримую с мощностью судовых генераторов, поэтому существует ограничение пускового тока, работает в продолжительном режиме. Имеет как местное так и дистанционное включение и отключение м рулевой рубки. Требования предъявляют следующие:
Надежная работа и большой объем подаваемой воды
Давление 350/520 КПас для грузовых и нефтеналивных судов
Легкость в обслуживании
Защита от токов КЗ, от перегрева, минимальная защита.
2.1 Капитан несет полную ответственность за обучение практикантов, полномочия могут быть переданы старшему механику или электромеханику непосредственно, - который будет вести прямой контроль за ежедневным обучением практикантов.
2.2 Практические занятия практикантов-электромехаников организуются в объеме и соответствии с программой подготовки практикантов установленной ученым советом кафедры “ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА” СМФ, НГМА имени адмирала Ушакова Ф.Ф.
2.3 Практиканты не должны рассматриваться только в качестве дополнтельной рабочей силы.
Они должны привлекаться к рабочему процессу судна, с целью реализации части
программы их практической подготовки и обучения. Ежедневно рекомендуется
вовлекать практиканта в рабочий процесс и привлекать к асистированию и дублированию
работ по обслуживанию электроэнергетической установки судна.
2.4 Основное направление учебной работы в рейсе – подготовка практикантов к освоению рабочей квалификации “судовой электрик 2 класса” для курсантов электромеханической специальности.
2.5 Под руководством опытных судовых специалистов проводятся инструктажи, вводные
лекции, и принимаются зачеты по электробезопасности, технике безопасности, по работе на палубе и высоте, по организации борьбы за живучесть и использовании спасательных средств, по знанию расписаний по тревогам.
2.6 По окончании плавпрактики у всех курсантов должны быть приняты зачеты на рабочих местах, и приказом по судну произведен допуск к самостоятельному исполнению своих профессиональных обязанностей по специальности “электрик 2 класса” для курсантов электромеханической специальности.
ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРАКТИКАНТА
Настоящая программа предусматривает изучение основных видов работ, которые входят в обязанности судового электрика 2 класса.
Занятия проводит электромеханик или Ст. механик судна, являющийся руководителем производственного обучения.
Перед обучением каждой новой операции или новому виду работ руководитель обязан: разъяснить практиканту цель, содержание предстоящей работы и технические требования к ней; дать подробные указания по технике безопасности и судовой санитарии; ознакомить практиканта с инструментами, приспособлениями, оборудованием и материалами, которые применяются при работах и правилами пользования ими;
В процессе выполнения курсантом производственных заданий, руководитель должен систематически инструктировать его, своевременно подсказывать и исправлять ошибки в работе, воспитывать высокую культуру труда, навыки высокопроизводительного и доброкачественного выполнения работ, бережного обращения с оборудованием и инструментами, экономного использования материалов и энергии.
4 Судовой электрик 2 класса – квалификационные требования
По итогу прохождения плавпрактики курсант, претендующий на присвоение ему первого профессионального уровня – электрик судовой 2 класса должен знать и уметь:
1 подготавливать к работе, пускать, останавливать и обслуживать агрегаты и механизмы судовой электростанции, проверять режим их работы;
2 осматривать, ремонтировать, регулировать электрооборудование, обнаруживать неисправности и устранять их;
3 подавать электроэнергию на рулевой привод, лебедки, брашпиль (шпиль) и другие электрофицированные вспомогательные механизмы и системы судна;
4 проводить простейшие испытания электроустановок и принимать выполненные работы;
5 обслуживать рулевой привод, лебедки, брашпиль (шпиль) и другие электрофицированные вспомогательные механизмы и системы судна;
6 подготавливать электрооборудование к консервации при постановке судна в ремонт;
7 выполнять слесарные работы по обработке металлов, пластмасс и по изготовлению деталей электрооборудования;
8 подбирать для выполнения электромонтажных работ инструменты, приспособления, материалы; пользоваться измерительными инструментами и приборами для измерения силы тока, величины напряжения, частоты, сопротивления изоляции и др.;
9 проводить на судне демонтаж, ремонт, монтаж и прокладку кабелей, силовой, осветительной и сигнальной аппаратуры и устройств;
10 обслуживать и содержать в исправном состоянии командную и служебную телефонную связь;
11 обслуживать и содержать в исправном состоянии станцию сигнальных и отличительных огней,
прожекторы и другие световые сигнальные устройства;
12 ремонтировать, устанавливать осветительную, пусковую, коммутационную аппаратуру и электродвигатели;
13 монтировать и подключать к судовой сети групповые распределительные щиты;
14 налаживать и регулировать рабочие параметры электроустановки;
16 пользоваться спасательными средствами, знать и уметь запускать АДГ, мотобот;
17 вести формуляры и другую установленную техническую и отчетную документацию по электрооборудованию судна;
18 выполнять правила техники безопасности, производственной и судовой санитарии, внутреннего распорядка, пожарной безопасности; правила технической эксплуатации электрооборудования; обязанности по судовым расписаниям; оказывать первую помощь при травмах.
Работа судового электромеханика не менее ответственна, чем работа капитана или старшего механика. Электромеханик отвечает за правильную техническую эксплуатацию и состояние судового электрооборудования, всех средств автоматизации, электрических сетей и распределительных устройств, телефонной связи, источников аварийного питания и прочих электрических приборов.
Помимо всего прочего электромеханик обязан составлять план работ по судовому электрооборудованию; обеспечивать составление заявок, приём и учёт сменно-запасных частей и материально-технического снабжения по электрической части и многое другое.
О своей работе в море газете «Морская Правда/The Maritime Telegraph» рассказывает электромеханик с 13-летним стажем работы Иван Бадыло:
«Самая первая обязанность электромеханика – это освещение, чтобы всё работало и светилось, особенно ночью. Потому что если ночью иллюминация не полная, есть потухшие лампочки в цепочке, значит это плохая поставка снабжения либо электромеханик обрастает ленцой. А иногда это приводит к остановке погрузки или выгрузки, а в худшем случае – к чрезвычайным происшествиям в ночное время. Поэтому не ленись, электромеханик!
Везде, где подходят провода, или есть намёк на электричество – это всё работа электромеханика. Если посудомоечная машина перестаёт работать, плита либо стиральная машина, сразу зовут меня: поменять лампочку, сделать удлинитель, поменять розетку, если выключатель не работает, чайник, фен и т. д. Иногда приходится выстраивать всех в очередь. У меня на последнем судне было 3 прачечных, поэтому работы хватало».
Контейнеровоз – сплошная морока для электромеханика
«Я работал на контейнерах, на балкерах, танкерах и в офшоре. Самая спокойная и приятная работа была на танкерах. Контейнера – это уйма мороки для электромеханика. 5 лет я отработал на контейнеровозах и отвечал как электромеханик за все рефконтейнера. Приходилось разбираться во всём, оказывать помощь механикам в поиске неисправностей, так как зачастую проблему скидывают на меня.
Первый раз в должности пошёл именно на контейнеровоз в 2004 году. Тяжёлое было судно. Туда ссылали всех плохих либо новоиспеченных электромехаников. Это, конечно, была хорошая школа жизни. До того, как стать электромехаником, ходил один контракт кадетом и два контракта ассистентом электромеханика. Вообще поступал я в академию на механика, но один бал недобрал, и меня скинули на электромеханика, там был недобор. Но сейчас, смотря на пройденный путь, думаю «как хорошо, что не стал механиком»».
Один в поле – тоже воин!
«Сейчас из-за кризиса ассистент электромеханика – это большая роскошь. А если нет ассистента, это вообще жесть. Последние 4 года у меня не было помощника, но самые лучшие ассистенты были украинцы.
Самая большая трудность в том, что я один на судне, спросить мне не у кого, посоветоваться не с кем. Мотористы или матросы могут помочь какую-то физически тяжёлую работу сделать, отнести что-то, но в принципе я один. В любой момент тебе могут позвонить, что возникла какая-то проблема. И надо идти что-то делать, даже если это ночь, и я сплю».
Форс-мажоры – обычная вещь в работе электромеханика
«Разных ЧП в работе электромеханика хватает, особенно на контейнеровозах. Эти чудные контейнеровозы – это сплошной форс-мажор. Особенно когда идёт погрузка контейнеров, все бегают, и тут вдруг останавливается кран. И сразу все к электромеханику.
Ещё был случай, когда якорь не могли поднять. Это тоже было на контейнеровозе. Пришли в Африку, надо было день ждать захода, и мы стояли на якоре. Тут ветер поднялся, начался шторм, это как раз там, где Индийский океан смешивается с Атлантикой, и постоянно штормит. Нам надо поднимать якорь, а лебёдки из-за сильного ветра не справляются. И опять зовут электромеханика. Я посмотрел, что ток большой, лебёдки ревут… Оказалось всё очень просто. На цепь была слишком большая нагрузка. Нужно было увеличить обороты, дав больше хода главному двигателю, чтобы нагрузка упала, и ослабло натяжение цепи. После этого получилось выбрать якорь. Вроде авральная ситуация, но решается за считанные минуты. После таких случаев тебя даже ценить начинают больше. А погрузка – это время, деньги, это чартер и, в первую очередь, репутация компании».
Электромеханик – это работа в режиме нон-стоп!
«Электромеханик работает в режиме нон-стоп, и это ошибочное мнение, что мы ничего не делаем на судне. Нет времени шашлыки пожарить или что-то еще. Раньше жарили, когда стояли на якоре и ждали работу, либо у причала стояли.
Вся работа электромеханика состоит из мелких заданий. Всё, что не работает, но там есть провода, всё относится ко мне. Шлюпки не спускаются – тоже ко мне. Главное – всё делать постепенно, а не накапливать, как снежный ком, потому что потом не знаешь, за что взяться в первую очередь.
В норвежских компаниях каждые 3 месяца идёт проверка всех бытовых приборов, т. е. я должен пройти со списком и проверить все приборы: каждый чайник, пылесос, дрель и т. д., потому что часто приходят инспекции и спрашивают этот список, проверяют, наклеены ли на приборах наклейки с датой последнего осмотра.
В чём большая разница торгового флота и офшорного – это длительность контрактов. Но в коротких рейсах в офшоре тоже есть свои минусы, от слишком частых перелётов и интенсивной работы в режиме нон-стоп, без выходных, повышается усталость организма, нужен отдых».
Просить помощи никогда не стыдно!
«Если не знаю, как справиться с проблемой, начинаю думать – обкладываюсь схемами, пытаюсь вникнуть и разобраться. Если это срочно, и реально не могу справиться, иду к старшему механику и говорю, что нам нужна помощь сервиса. Понятно, что с ерундой какой-то не будешь обращаться, но если это что-то серьёзное, то не должно быть стыдно написать в сервис и получить какие-то новые знания и воспользоваться техподдержкой. На последних судах я напрямую обращался к производителям оборудования за техпомощью в нахождении неисправностей и ремонте, но старший механик всегда должен быть первым в курсе, что происходит на судне».
Отсутствие компетентного электрона на судне – катастрофа!
«Если на судне неопытный, некомпетентный электромеханик, то он просто потеряет работу, его спишут. А для судна отсутствие нормального электромеханика – это катастрофа!
Помню ещё в первых рейсах такой случай. Мы отходим из порта… Старший механик, вахтенный механик и я контролируем ситуацию. А в машине один компрессор работал плохо, а второй вообще не работал. Оказалось, что автоматика не работает, и они постоянно бегают и вручную его включают. Они уже два года так ходили. А когда я его сделал, они были очень рады. У электромеханика должно быть чутьё на то, куда именно нужно залезть и подчинить, а также удача должна быть. Ведь всего всё равно знать никто не может, ситуации абсолютно разные могут быть. Даже наш преподаватель в академии говорил, что мы не можем научить вас всему, с чем вы можете столкнуться на судах. Для этого есть система самообучения. Нам дают принципы, а дальше уже дело за нами, есть литература, есть схемы».
Китай – это сила !?
«У меня был хороший урок, когда я ещё был кадетом, и мне принесли китайскую зарядку, которая не работала. Я в неё полез, а она меня как шарахнула, конкретно так! Я потом померял напряжение – в ней было 400 вольт постоянного тока. После того случая, когда мне приносят чинить зарядки или другие бытовые приборы, я говорю «Купите новое – жизнь дороже!»».
Электромеханику можно всё!
Плюс моей работы в том, что механик не может прийти в любое время на мостик, а я могу, когда угодно, прийти туда, попить кофе, или на камбуз прийти за яблочком, а заодно проверить, всё ли в порядке, всё ли работает. Электромеханику можно быть всегда и везде, где он хочет. Остальные не имеют на это право.
Я подчиняюсь старшему механику и почему-то ещё и второму механику по правилам, но в принципе он в мою работу не лезет.
Мне нравится моя работа. И чем меньше русскоязычных, тем лучше. Мне так проще работать. Я работал много с поляками. Они не любят русскоговорящих, хотя ко мне нормально относились. Сейчас работаю в основном с европейцами, индусами, филиппинцами.
Кормят нас тоже хорошо. Питание зависит от повара и от капитана. У меня даже на одном контейнеровозе капитан лобстеров заказывал. А в Эквадоре капитан посылал повара с мессменом на местный базар, и те покупали по 4 доллара за килограмм крупные хвосты креветок. Когда-то в офшоре было самое лучшее питание, но последние пару лет и там на всём экономят, больше половины пароходов стоят законсервированные. И контракты увеличивают, и зарплат уже нет тех, что были.