Какой кодекс регламентирует производство по административным правонарушениям. Порядок производства по делам об административных правонарушениях

08.07.2020

Производство по делам об административных правонарушениях следует рассматривать, во-первых, как совокупность административно-процессуальных норм, во-вторых, как деятельность уполномоченных органов и должностных лиц, основанную на этих нормах и направленную на реализацию следующих задач:

o всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела об административном правонарушении;

o разрешение дела в соответствии с законом; обеспечение исполнения вынесенного постановления; выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Производство по делу об административном правонарушении состоит из четырех стадии: возбуждение дела об административном правонарушении и в необходимых случаях проведение административного расследования; рассмотрение дела; пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях; исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях. Стадия пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях является необязательной (факультативной), поскольку осуществляется только в случае их обжалования.

1. Возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ), его этапы не так четко различаются, как на последующих стадиях производства. На данной стадии количество этапов зависит от формы производства: упрощенной, общей, особой. Эти формы различаются по полноте процессуальных действий. Для каждой из них присущ этап возбуждения административного дела; составление протокола об административном правонарушении отсутствует при упрощенной форме производства; административное расследование характерно для особой формы производства.

2. Рассмотрение административного дела компетентным органом и принятие соответствующего решения (гл. 29 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

Подготовка к рассмотрению дела;

Анализ обстоятельств дела и его правовая оценка;

Принятие и оформление решения (постановления) по делу;

Доведение принятого решения до сведения.

3. Пересмотр постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ), этапы данной стадии:

Обжалование, опротестование постановления;



Подготовка к рассмотрению жалобы (протеста прокурора) на постановление;

Рассмотрение жалобы (протеста);

Решение по жалобе (протесту) и его оглашение;

Пересмотр решения, вынесенного по жалобе (протесту) на постановление по делу.

4. Исполнение постановления (гл. 31 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

Обращение постановления к исполнению;

Реальное исполнение наказания, установленного постановлением (решением);

Окончание производства по исполнению постановления (решения).

Производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

Отсутствие события административного правонарушения;

Отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

Действие лица в состоянии крайней необходимости;

Издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

Отмена закона, устанавливающего административную ответственность;

Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

Смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

  • СУЩНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
  • Государственное управление и исполнительная власть в Российской Федерации
  • Административное право Российской Федерации как отрасль права и как наука
    • Генезис возникновения и развития административного права
    • Предмет и метод административного права
    • Методы административно-правового регулирования
    • Система и источники административного права
  • Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения
    • Механизм административно-правового регулирования
    • Понятие и виды административно-правовых норм
    • Понятие и виды административно-правовых отношений
  • Субъекты административного права Российской Федерации
    • Общая характеристика субъектов административного права
  • Административно-правовой статус граждан
    • Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина
    • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
  • Органы исполнительной власти как субъекты административного права Российской Федерации
    • Органы исполнительной власти
    • Органы государственного управления в СССР
    • Президент Российской Федерации и исполнительная власть
    • Федеральные органы исполнительной власти России
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Органы местного самоуправления как субъекты административного права
  • Государственная служба и государственные служащие
    • Понятие и административно-правовые основы государственной службы
    • Система и принципы государственной службы Российской Федерации
    • Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
    • Административно-правовой статус государственных служащих
    • Юридическая ответственность государственных служащих
  • Административно-правовой статус предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений в Российской Федерации
    • Понятие и виды предприятий и учреждений
    • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
    • Государственные корпорации как субъекты административного права Российской Федерации
    • Основы административно-правового статуса общественных и иных негосударственных объединений
  • Административно-правовые формы и методы осуществления исполнительной власти (государственного управления) в Российской Федерации
    • Понятие и характерные черты административно-правовых форм государственного управления
    • Виды административно-правовых методов государственного управления
    • Административно-правовые акты управления
    • Отличие административно-правовых актов управления от смежных правовых форм
    • Классификация административно-правовых актов управления
    • Лицензирование как метод контроля в государственном управлении
    • Разрешительная система
  • Обеспечение законности в сфере государственного управления Российской Федерации
    • Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
    • Осуществление контроля органами государственной власти
    • Общий административный надзор
    • Основные направления развития административного надзора
    • Административные регламенты как способ унификации и обеспечения законности действий органов исполнительной власти
  • Ответственность по административному праву
    • Понятие и сущность административной ответственности
    • Административное правонарушение: юридический состав
    • Административное наказание
    • Дисциплинарная и материальная ответственность
  • Административный процесс и административное процессуальное право Российской Федерации
    • Административный процесс: сущность и виды
    • Производство по делам об административных правонарушениях
    • Административно-правовые методы деятельности органов исполнительной власти
    • Убеждение и принуждение в государственном управлении
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРАХ И ОТРАСЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • Основы административно-правовой организации государственного управления в современных условиях Российской Федерации
    • Понятие и содержание государственного механизма
    • Органы государства и их классификация
    • Органы исполнительной власти
    • Органы местного самоуправления
    • Компетенция органов государственной власти
  • Организация государственного управления в условиях действия специальных и особых правовых режимов Российской Федерации
    • Понятие и сущность специальных и особых правовых режимов
    • Административно-правовой режим военного положения
    • Административно-правовой режим чрезвычайного положения
    • Административно-правовой режим, устанавливаемый на территории проведения контртеррористической операции
    • Административно-правовые режимы, используемые в защите и охране государственной границы Российской Федерации
  • Государственное управление экономической сферой
    • Административно-правовые основы государственного управления экономической сферой
    • Система и административно-правовой статус органов государственного управления экономической сферой
    • Административно-правовое регулирование управления отдельными отраслями экономики Российской федерации
      • Управление агропромышленным комплексом
      • Управление строительно-жилищным комплексом
      • Управление в области связи и массовых коммуникаций
      • Управление торговлей
  • Государственное управление внешнеэкономической и таможенной сферами
    • Роль внешнеторговой и таможенной сфер в экономике страны, их характеристика
    • Законодательство, регулирующее внешнеторговую и таможенную сферы
    • Основные угрозы, учитываемые при государственном управлении внешнеторговой и таможенной сферами на современном этапе
    • Цели, задачи, организационно-правовые формы управления внешнеторговой и таможенной сферами
    • Разграничение полномочий в сфере управления внешней торговлей и таможенным делом. Органы государственного управления, их компетенция
    • Государственный контроль во внешнеторговой и таможенной сферах
  • Государственное управление транспортной сферой
    • Роль транспортной сферы в экономике страны и ее характеристика
    • Законодательство, регламентирующее деятельность транспорта
    • Основные угрозы, учитываемые при управлении транспортной сферой на современном этапе
    • Цели, задачи, организационно-правовые формы государственного управления в сфере транспорта
    • Разграничение полномочий в сфере управления транспортной сферой, органы управления, их компетенция
    • Государственный контроль (надзор) на транспорте
  • Государственное управление социально-культурной сферой
    • Система и административно-правовой статус органов управления образованием и наукой
    • Система и административно-правовой статус органов управления культурой
      • Система и административно-правовой статус органов управления здравоохранением, физической культурой и спортом
  • Государственное управление в административно-политической сфере Российской Федерации
    • Понятие национальной безопасности. Объекты национальной безопасности, субъекты обеспечения национальной безопасности
    • Понятие, содержание и правовые основы управления обороной Российской Федерации
    • Система и административно-правовой статус органов государственной безопасности
    • Органы и учреждения системы МВД Российской Федерации

Производство по делам об административных правонарушениях

Субъекты производства - участники производства, их права и обязанности определены в главе 25 КоАП РФ. К ним относятся: 1) лицо, в отношении которого ведется производство; 2) его законные представители; 3) потерпевший; 4) защитник и представитель; 5) свидетели; 6) эксперты; 7) специалисты; 8) переводчики и др.

КоАП РФ устанавливает следующие стадии производства: 1) возбуждение дела; 2) его рассмотрение и вынесение решения (постановления или определения) по делу; 3) пересмотр решений по делу (необязательная, факультативная стадия). Эти стадии характерны для любого вида административных производств.

Возбуждение дела об административном правонарушении - начальная стадия производства, имеет специфическое процессуальное оформление, которое состоит в составлении протокола об административном правонарушении. Для возбуждения дела необходимо наличие одного из поводов, установленных в ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

По своему юридическому значению возбуждение дела является юридическим фактом.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, когда дело возбуждает прокурор своим постановлением (ст. 28.4 КоАП РФ), а также в случае нарушений правил дорожного движения (глава 12 КоАП) или административного правонарушения в области благоустройства территории, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Статья 28.2 КоАП РФ определяет требования к составлению протокола. Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, то протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения. Протокол направляется мировому судье, уполномоченному рассматривать дело, в течение трех суток с момента составления протокола.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.

В случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа.

Рассмотрение дела об административном правонарушении является самой важной стадией производства, в рамках которой наиболее отчетливо проявляется административная юрисдикция.

Подготовка дела к рассмотрению является начальным этапом этой стадии. Она необходима для изучения субъектом административной юрисдикции, к которому поступило дело, материалов дела и предварительной их оценке с позиции достаточности данных для разрешения дела. Для этого судья выясняет ряд вопросов, указанных в ст. 29.1 КоАП РФ.

Законодатель в ст. 29.2 Кодекса установил исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающий возможность рассмотрения дела. Кодекс устанавливает различные сроки рассмотрения дел в зависимости от их вида.

В большинстве случаев дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела и в двухмесячный срок судьей.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Дела о нарушении избирательных прав (ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ) рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Порядок рассмотрения дела установлен в ст. 29.7 КоАП РФ. Оно начинается с представления судьи, должностного лица, органа, рассматривающего дело. Затем объявляется, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона лицо привлекается к административной ответственности. Устанавливается факт явки физического лица, или его законного представителя, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, а также иных, участников производства. Проверяются полномочия законных представителей. Выясняется, извещены ли участники производства по делу, выясняются причины их неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности. Рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. После оглашения протокола о правонарушении и при необходимости иных материалов дела заслушиваются объяснения участников производства, исследуются доказательства.

По делу подлежат выяснению: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее правонарушение и его виновность; 3) обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность; 4) характер и размер причиненного ущерба; 5) обстоятельства, исключающие производство по делу; 7) иные обстоятельства (ст. 26.1 КоАП РФ).

Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление или определение. В статье 29.9 КоАП РФ установлены два основания для вынесения постановления: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Если будет выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его судьи, должностного лица то будет вынесено определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (ст. 29.12 КоАП РФ).

Постановление по делу является итоговым процессуальным документом, которым завершается рассмотрение дела по существу. Требования к его оформлению даны в ст. 29.10 КоАП РФ.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело, его составление может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел о нарушении избирательных прав и влекущих наказание в виде административного приостановления деятельности, административный арест либо административное выдворение.

Его копия вручается под расписку участникам процесса либо высылается в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении является необязательной, факультативной стадией.

Законодатель установил, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство; потерпевшим; законными представители физических и юридических лиц; защитником и представителем; должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.

Постановление по делу, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд; вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, - в районный суд по месту рассмотрения дела.

Жалоба может быть подана лишь в письменной форме, она не облагается государственной пошлиной. Законодатель не установил единых требований к содержанию жалобы.

Жалоба может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Установлен десятидневный срок рассмотрения жалобы.

Однако жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, нарушающих избирательные права, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постанов и подлежат рассмотрению в пятидневный срок. Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.

Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок.

Жалоба рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

Результатом рассмотрения жалобы является принятие отдельного процессуального документа в виде решения, и только при направлении жалобы по подведомственности выносится определение (ст. 30.7 КоАП РФ).

Решение по жалобе должно быть мотивированным и отвечать требованиям, установленным для содержания постановления по делу об административном правонарушении в ст. 29.10 Кодекса.

Виды решений по жалобе: 1) об оставлении постановления по делу без изменения, а жалобы - без удовлетворения; 2) об отмене постановления и направлении дела на новое расследование; 3) об изменении постановления с целью изменить меру наказания, если при

этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о прекращение производства; 5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Решение по жалобе оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается заявителю либо прокурору по его просьбе.

Решение, вынесенное по жалобе, не является окончательным. Предусмотрена возможность двукратного обжалования постановления по делу (ст. 30.9 КоАП РФ). Последующая жалоба подается в течение десяти суток со дня вручения или получения копии первого решения по жалобе. Порядок ее рассмотрения аналогичен порядку рассмотрения первой жалобы.

Не вступившее в законную силу постановление и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в установленном порядке.

Установленный порядок пересмотра вступивших в законную силу постановление и иных решений по делу является гарантией обеспечения принципа законности в производстве по этим делам.

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении является завершающей стадией производства.

Постановление вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано. Если постановление по делу обжаловалось, то оно вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования или опротестования.

КоАП РФ установил обязательность исполнения постановления по делу. Оно приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в установленном порядке.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного ареста, лишения специального права или административного штрафа (за исключением взыскания штрафа на месте совершения правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев.

Принесение протеста на постановление о назначении административного наказания (кроме административного ареста) приостанавливает исполнение этого постановления.

Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания осуществляется в шести случаях: 1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное; 3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности или объявлении его в установленном порядке умершим; 4) истечения сроков давности исполнения постановления; 5) отмены постановления; 6) вынесения в случаях, предусмотренных КоАП РФ, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

Порядок исполнения конкретных видов административных наказаний установлен в главе 32 КоАП РФ.

Понятие и задачи производства.

Производство по делам об административных правонарушениях – совокупность процессуальных действий, которые осуществляются специально уполномоченными на то лицами в целях рассмотрения дела об административном правонарушении и принятия по результатам рассмотрения решения.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Вопросы терминологии.

Производство по делам об административных правонарушениях – это только один из видов производств, которые в совокупности составляют административный процесс. В связи с этим не корректным представляется использование в отношении рассматриваемого производства терминов «административный процесс», а в отношении норм, его регулирующих: «административно-процессуальное право», «административно-процессуальный кодекс». Некоторыми учеными используются выражения «административная юрисдикция», «органы административной юрисдикции», «административно-юрисдикционная деятельность». В целом, можно считать, что понятия «производство по делам об административных правонарушениях» и «административная юрисдикция» совпадают. Тогда «органы административной юрисдикции» – это органы, которые осуществляют процессуальные действия в рамках производства по делам об административных правонарушениях, а «административно-юрисдикционная деятельность» – это и есть деятельность этих органов в рамках производства.

Производство по делам об административных правонарушениях в настоящее время не может претендовать на статус «процесса» наравне с гражданским, арбитражным и уголовным процессами. Поскольку термином «процесс» обозначается такая деятельность, которая очень четко, детально и исчерпывающе урегулирована нормами права, в результате чего она протекает в строго формализованной процессуальной форме. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях правовое регулирование еще не достигло такого уровня, который позволял бы говорить о нем, как о самостоятельном «процессе».

Признаки.

Характерными чертами производства по делам об административных правонарушениях являются все признаки административных производств. Кроме того, выделяют следующие особенности:

1) краткость производства, осуществление его в сжатые временные сроки;

2) отсутствие стороны, которая поддерживает обвинение по делу об административном правонарушении;

3) широкий круг органов и лиц, которые его вправе осуществлять.

Законодательство.

На федеральном уровне производство по делам об административных правонарушениях, согласно замыслу создателей Кодекса, должно было регулироваться только его нормами (ст.1.3 КоАП). Однако отдельные процессуальные правила привлечения к административной ответственности содержатся в параграфе 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Эти правила очень сильно отличаются от установленных КоАП, что позволяет говорить о существовании подвида производства по делам об административных правонарушениях – производства по делам о привлечении к административной ответственности в арбитражных судах Российской Федерации. Такое положение дел представляется крайне неудачным.

Производство по делам об административных правонарушениях, согласно Конституции Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. При этом согласно ст. 1.3 КоАП, к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

2) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний;

3) определение подсудности дел об административных правонарушениях судам; подведомственности дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав; подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, федеральным органам исполнительной власти.

Таким образом, на долю субъектов Российской Федерации относится только установление подведомственности по рассмотрению дел о нарушениях, установленных их законами, мировым судьям и органам исполнительной власти этих субъектов.

Принципы.

Производство по делам об административных правонарушениях основывается на следующих принципах.

1. Основополагающим принципом является принцип законности. Применительно к производству по делу об административном правонарушении он получил закрепление в статьях 1.6 и 24.1 КоАП.

2. Принцип состязательности. Суть принципа в его классическом виде заключается в том, что каждое лицо должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается и в доказывании которых оно заинтересовано. Однако в производстве по делам об административных правонарушениях этот принцип имеет несколько иное значение. Согласно ч. 3 ст. 1.5, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

3. Принцип гласности закреплен в статье 24.3 КоАП в качестве правила открытого рассмотрения дел. Кроме того, существует не закрепленное в законе правило доступности информации о привлечении к административной ответственности. Без этого правила цель общей превенции становится труднодостижимой.

4. Принцип объективной истины. Статья 24.1 КоАП гласит, что одной из целей производства является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела – при соблюдении всех этих условий объективная истина считается достигнутой.

5. Принцип равенства сторон перед законом и органом, рассматривающим дело, закреплен в части 1 статьи 4.1 КоАП.

6. Не получившими своего законодательного закрепления, но от этого не менее важными являются принципы эффективности и экономичности (оперативности) производства по делам об административных правонарушениях. Иногда они конкурируют между собой, но вместе с тем определяют суть производства по делам об административных правонарушениях – оно должно позволять в максимально сжатые сроки и путем наименьших финансовых и иных затрат полноценно установить объективную истину по делу, и принять по результатам производства законное и обоснованное постановление.

Обстоятельства, исключающие производство.

Обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении (при наличии которых производство не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению), являются (ст. 24.5 КоАП):

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Наиболее ярко осветить специфику и содержание административно-юрисдикционной деятельности ОВД позволяет анализ стадий производства по делам об административных правонарушениях. Под последними следует понимать обособленную часть производства, характеризующуюся особыми процессуальными целями и специфическими задачами.
Вопрос о количестве и точном наименовании стадий не имеет сегодня единого решения. Наиболее распространенным является подход, согласно которому производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий: 1) возбуждение дела об административном правонарушении, 2) рассмотрение дела об административном правонарушении, 3) пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, 4) исполнение постановления по делу об административном правонарушении.
Структурным элементом стадии является этап. Например, в качестве этапов стадии пересмотра постановления по делам об административных правонарушениях можно выделить подачу жалобы, подготовку к ее рассмотрению, рассмотрение жалобы и вынесение по ней решения, реализацию решения.
Содержание одноименных стадий и даже их последовательность могут зависеть от вида производства по делам об административных правонарушениях. Так, выделяют общее (обычный порядок), упрощенное (ускоренное), особое производства.
При упрощенном производстве протокол об административном правонарушении (далее – протокол) не составляется, наказание налагается в порядке ст. 28.6 КоАП РФ (например, объявление предупреждения на месте). В этом случае стадия пересмотра исключается, а три других сливаются воедино.
Особый порядок установлен для отдельных видов административных правонарушений, представляет ту же последовательность стадий, что и общий порядок, но характеризуется наличием особых правил: особые сроки задержания, рассмотрения дела и т. д. (например, при производстве по мелкому хулиганству).
Перечень стадий является универсальным для производства по любому делу об административном правонарушении, что позволяет упорядочить процесс его изучения, а также оценки эффективности и законности. Анализ последовательности стадий позволяет раскрыть содержание и логику производства по делам об административных правонарушениях и послужит структурной основой дальнейшего рассмотрения темы.
Стадия возбуждения дела об административном правонарушении
Стадия возбуждения дела об административном правонарушении представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств совершенного правонарушения, их процессуальную фиксацию и подготовку материалов, необходимых для разрешения дела по существу.
Применительно к деятельности полиции данная стадия является наиболее сложной и многоаспектной.
Во-первых, возбуждение дела об административном правонарушении представляет собой структурный элемент производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело считается возбужденным с момента:
А. Составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ.
К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях согласно ст. 27.1 КоАП РФ относятся: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов и т. д. Целями осуществления указанных мер являются: пресечение административного правонарушения, установление личности правонарушителя, составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Порядок осуществления мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении подробно регламентируется главой 27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также рядом иных нормативных актов.
Должностные лица ОВД являются наиболее универсальными субъектами, применяющими меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Обычно право сотрудников полиции осуществлять данные меры напрямую связано с их правом составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ). Однако в отдельных случаях законом предусмотрены особые правила. Так, например, перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, закрепляется приказом МВД России № 444; отстранять от управления транспортным средством и направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения уполномочены лишь должностные лица, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида (см. ст. 27.12 КоАП РФ); привод (ст. 27.15 КоАП РФ) осуществляется на основании определения субъекта, рассматривающего дело об административном правонарушении; кроме этого должностные лица ОВД вправе применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (и, соответственно, возбуждать дела об административных правонарушениях) при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях (см., например, п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ).
Закон не регламентирует форму протоколов применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, но указывает их содержание (например, ч. 6 ст. 27.7 КоАП РФ). Кроме этого предусмотрена возможность фиксации отдельных мер в протоколе об административном правонарушении либо в протоколе о применении иных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (например, см. ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ).
Производство таких мер, как досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей и др., возможно только в присутствии двух понятых.
Поскольку осуществление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях всегда связано с ограничением прав граждан, сотрудник полиции обязан разъяснить лицам, в отношении которых применяются эти меры, основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности (ч. 4 ст. 5 Закона о полиции).
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях необходимо отличать от многочисленных принудительных мер иной направленности: задержание и личный обыск подозреваемого (глава 12 УПК РФ), наружный осмотр (Устав ППСМ), задержание и доставление несовершеннолетних в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (п. 10 ст. 11 Закона о полиции) и т. д.
Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Б. Составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Закон подробно регламентирует лишь содержание протокола (см.: ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Его форма может быть произвольной. В этих условиях скорее всего будет сохранен прежний порядок, когда такая форма закреплялась ведомственным нормативным правовым актом. Однако и в этом случае протокол, составленный компетентным лицом на «старом» бланке или чистом листе бумаги своевременно и с указанием всех предусмотренных КоАП РФ сведений, будет влечь необходимые процессуальные последствия.
Серьезные затруднения вызывает вопрос о перечне должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы. Данный перечень закреплен статьей 28.3 КоАП РФ. Если дело может быть рассмотрено должностными лицами ОВД (см. ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ), то правом составления протоколов об административном правонарушении обладают все аттестованные сотрудники ОВД. Если должностные лица ОВД вправе только составлять протокол об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), то в соответствии с ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень уполномоченных на это должностных лиц определяется приказом МВД России от 2 июня 2005 г. № 444.
Перечень субъектов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по законодательству субъектов Российской Федерации, согласно ч. 6 ст. 28.3 КоАП РФ определяется последними самостоятельно. В большинстве случаев таким правом обладают сотрудники полиции общественной безопасности независимо от занимаемой должности; все сотрудники ОВД, а также все сотрудники полиции органов внутренних дел. В отдельных случаях закон указывает на необходимость принятия дополнительного нормативного акта, регламентирующего перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Интерес представляет вопрос о сроках составления протокола, который согласно ст. 28.5 КоАП РФ должен составляться немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случаях, когда требуются дополнительные разбирательства – в течение двух суток с момента выявления правонарушения (если проводилось административное расследование, то по его окончании). Указанные сроки являются не давностными, а процессуальными. В случае их нарушения ущерб наносится оперативности процесса, а возможно, и интересам его участников, однако полнота, всесторонность и объективность исследования всех обстоятельств дела от этого не страдают. Следовательно, нарушение указанных сроков может влечь применение к соответствующим должностным лицам мер дисциплинарного воздействия, но не лишает протокол его юридической силы (за исключением случаев, когда нарушены сроки давности привлечения лица к административной ответственности).
КоАП РФ не исключает возможности оформления двух и более административных правонарушений, совершенных одним лицом, единым протоколом в тех случаях, когда разрыв противоправных действий лица может искажать общую картину правонарушения и кроме того создает предпосылки для нарушения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ (когда несколько составов одновременно рассматриваются одним должностным лицом). При решении вопроса о количестве необходимых экземпляров протокола учитываются: а) система оценки результатов деятельности полиции, б) правила назначения наказания за несколько административных правонарушений (см.: ст. 4.4 КоАП РФ), в) общее количество субъектов, рассматривающих материалы дела, г) необходимость вручения копии протокола отдельным участникам производства (см.: ст. 28.2 КоАП РФ).
КоАП РФ не требует участия понятых при составлении протокола. На практике подобный вопрос возникает в связи с отказом лица, привлекаемого к административной ответственности, от подписи. В подобных случаях в протоколе делается соответствующая запись лицом, его составляющим (см. ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ копия протокола вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.
Весьма болезненной является проблема неявки правонарушителей для рассмотрения дела об административном правонарушении. Учитывая сложность практического применения ст. 27.15 КоАП РФ (Привод), в подобных случаях в протоколе либо в ином документе делается отметка под роспись об извещении лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Согласно ст. 28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении путем вынесения постановления в соответствии с требованиями, установленными для протокола об административном правонарушении.
В. Вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ;
Административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ) проводится в отношении отдельных видов административных правонарушений (например, при нарушении законодательства о защите прав потребителей, в сфере дорожного движения и др.) при необходимости осуществления экспертиз и иных долговременных процессуальных действий. Проведение административного расследования возможно и по соответствующим статьям законодательства субъектов Российской Федерации. Решение о возбуждении дела и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол, в форме определения о возбуждении дела об административном правонарушении, либо прокурором в виде постановления. По окончании административного расследования составляется протокол либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
В научной литературе отсутствует единое мнение относительно места административного расследования в производстве по делам об административных правонарушениях. Судя по содержанию и целям, это не стадия, не этап, а возможная форма стадии возбуждения дела об административном правонарушении, особый правовой режим подготовки материалов дела к рассмотрению.
Г. Оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется.
Применительно к деятельности органов внутренних дел упрощенный порядок производства по делам об административных правонарушениях возможен при наличии ряда условий:
а) назначается административное наказание в виде предупреждения либо штрафа до одного минимального размера оплаты труда;
б) лицо, привлекаемое к административной ответственности, не оспаривает факта правонарушения, назначаемого наказания, согласно и готово оплатить сумму штрафа на месте;
в) сотрудник органа внутренних дел обладает правом рассмотрения соответствующего административного правонарушения и имеет в наличии постановления-квитанции установленного образца, которые составляются в двух экземплярах, один из которых выдается лицу при оплате административного штрафа на месте. Отсутствие какого-либо из этих элементов делает невозможным осуществление данного порядка. В этом случае производство осуществляется в общем либо особом порядке.
В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, постановление о наложении административного штрафа оформляется в порядке, предусмотренном статьей 32.3 КоАП РФ, а административный штраф взимается в порядке, предусмотренном статьей 32.2 КоАП РФ.
Придавая термину «возбуждение дела об административном правонарушении» нормативный характер (закрепив его в тексте КоАП РФ), законодатель не стремился обеспечить полную аналогию с уголовным процессом. Во-первых, если уголовное дело возбуждается при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, то дело об административном правонарушении нередко возбуждается уже после установления всех элементов состава правонарушения. Во-вторых, КоАП РФ не исключает возможности осуществления каких-либо процессуальных действий до возбуждения дела об административном правонарушении. В–третьих, возбуждать и вести дело об административном правонарушении может очевидец правонарушения (например, инспектор ГИБДД), а также одновременно различные должностные лица органа внутренних дел.
Основной причиной появления в КоАП РФ данной категории, видимо, стало желание внести упорядоченность в работу с обращениями граждан и иной информацией о совершении административных правонарушений. Согласно ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ при появлении соответствующего повода в минимальные сроки должно быть принято решение либо о возбуждении дела, либо об отказе в его возбуждении. Однако в реальности это не всегда оказывается возможным. Так, например, при наличии «темного» мелкого хищения ни одно из допускаемых законом решений не может быть принято до истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
Заканчивается стадия возбуждения дела об административном правонарушении направлением материалов дела по подведомственности.
Если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, материалы дела возвращаются на доработку. Недостатки устраняются в срок не более трех суток со дня поступления от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Доработанные материалы направляются на рассмотрение в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
Во-вторых, стадия возбуждения дела об административном правонарушении – это период наиболее активного собирания доказательств.
Доказывание – процессуальная деятельность субъектов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, по собиранию, проверке и оценке доказательств с целью установления объективной истины по делу и принятия на этой основе законного юрисдикционного решения. Как вид деятельности в рамках производства по делам об административных правонарушениях оно может осуществляться на всех стадиях, кроме стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Необходимо отметить, что доказывание как процедура имеет место не во всех случаях привлечения субъекта к административной ответственности. Исключение из общего правила составляют случаи применения ст. 28.6 КоАП РФ (назначение административного наказания без составления протокола). Осуществляемая при этом деятельность компетентного субъекта не носит характера доказывания.
Доказательствами в соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых компетентный субъект устанавливает наличие либо отсутствие обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ источниками доказательств по делу об административном правонарушении могут являться: протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения экспертов, иные документы, показания специальных технических средств, вещественные доказательства.
В целях эффективного собирания доказательств по делам об административных правонарушениях должностные лица ОВД наделены широким кругом правомочий: требовать в необходимых случаях предоставления документов, удостоверяющих личность; брать объяснения; проводить лично и принимать участие в проведении административно-процессуальных действий; составлять протоколы об административных правонарушениях по отдельным статьям КоАП РФ, законов субъектов Российской Федерации и т. д. (см.: ст. 11 Закона о полиции).
Обращает на себя внимание то, что КоАП РФ не упоминает о некоторых весьма распространенных действиях по собиранию доказательств, например, об осмотре места происшествия (ст. 27.8 может рассматриваться лишь в качестве его частной формы), осмотре вещественных доказательств и т. д. Между тем очевидно, что по отдельным категориям дел, например, по делам о правонарушениях, предусмотренных ст. 7.27 КоАП РФ (мелкое хищение), по делам о ДТП, осуществление таких действий является обязательным условием успешного разбирательства. Несмотря на то, что на практике данные меры применяются, нередко вопрос о возможности их осуществления в рамках производства по делам об административных правонарушениях, а равно осуществления мер, аналогичных очной ставке, предъявлению для опознания и т. д., требует дополнительных научных исследований.
Помимо собирания доказательств на стадии возбуждения дела осуществляется подготовка документов, посредством которых происходит фиксация процессуальных решений на данной стадии.
Важнейшими из них являются:
а) протокол об административном правонарушении;
б) определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ);
в) определение о возвращении материалов дела (ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ);
г) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (ст. 28.9 КоАП РФ). Постановление выносится должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, при наличии обстоятельств, указанных в ст. 24.5 КоАП РФ: отсутствие события административного правонарушения (например, если деяние требует уголовно-правовой квалификации), истечение сроков давности привлечения к административной ответственности и т. д.
В-третьих, возбуждение дела об административном правонарушении – стадия, на которой наиболее ярко раскрываются права и обязанности участников производства по делам об административных правонарушениях.
Перечень участников производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности регламентируются главой 25 КоАП РФ. К числу указанных субъектов относятся:
1) лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 25.1);
2) потерпевший (ст. 25.2);
3) законные представители физического лица (ст. 25.3);
4) законные представители юридического лица (ст. 25.4);
5) защитник и представитель (ст. 25.5);
6) свидетель (ст. 25.6);
7) понятой (ст. 25.7);
8) специалист (ст. 25.8);
9) эксперт (ст. 25.9);
10) переводчик (ст. 25.10);
11) прокурор (ст. 25.11).
По непонятной причине законодатель не указывает в качестве участников производства судей, органы, должностных лиц, его осуществляющих.
Тематика субъектов производства по делам об административных правонарушениях также является весьма проблемной. Например, требуют дальнейших исследований вопросы, связанные с обеспечением: а) явки в орган внутренних дел (суд, КДН и т. д.) лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении; б) участия в деле переводчика, защитника при наличии административного задержания; и т. д.
Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении
В рамках данной стадии на основе собранных материалов решается вопрос о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу, и принимается соответствующее правоприменительное решение.
Органы внутренних дел – одна из самых многофункциональных структур системы органов административной юрисдикции. По оценке специалистов, ОВД ежегодно привлекают к административной ответственности свыше 60 млн человек, то есть примерно 80 % всех привлекаемых в стране к административной ответственности граждан.
Правовой регламентации стадии рассмотрения дела об административном правонарушении и принятия по нему решения посвящена глава 29 КоАП РФ.
Стадия может быть представлена в виде последовательности следующих этапов:
1) подготовка дела к рассмотрению;
2) слушание дела;
3) вынесение решения по делу.
1. На первом этапе осуществляются мероприятия, предусмотренные ст. 29.1 КоАП РФ, составляются необходимые определения (например, о назначении места и времени рассмотрения дела, о возвращении протокола) либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (см.: ст. 29.4 КоАП РФ).
2. Порядок проведения второго этапа регламентирован ст. 29.7 КоАП РФ. На данном этапе делаются соответствующие объявления, выясняются необходимые сведения, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства и др., в необходимых случаях выносятся определения (например, об отводе специалиста).
КоАП РФ не предусматривает необходимости ведения протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом ОВД. Такая обязанность установлена лишь в отношении коллегиальных органов (ст. 29.8 КоАП РФ).
Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении – 15 дней со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов. В необходимых случаях срок рассмотрения может быть продлен субъектом, рассматривающим дело, но не более, чем на один месяц, о чем выносится мотивированное определение. Если санкция нормы предусматривает административный арест, дело рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, не позднее 48 часов с момента его задержания.
Местом рассмотрения дела об административном правонарушении по общему правилу является место его совершения. В установленных законом случаях дело может быть рассмотрено по месту: а) жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; б) учета транспортного средства. Дела об административных правонарушениях, по которым проводилось административное расследование, рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. В случае совершения административного проступка несовершеннолетним, а равно правонарушения, предусмотренного статьями 5.33, 5.34, 6.10, 20.22 КоАП РФ, дело рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
По смыслу ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по общему правилу не является обязательным (хотя субъект административной юрисдикции в каждом конкретном случае может его таковым признать). В случае наличия данных о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, при отсутствии от него ходатайства об отложении рассмотрения дела (либо ходатайство оставлено без удовлетворения) дело может быть рассмотрено в его отсутствие. Следует, однако, указать, что такое присутствие в большинстве случаев целесообразно в связи с тем, что точное определение момента получения или вручения копии постановления по делу об административном правонарушении в дальнейшем будет иметь большое процессуальное значение. Кроме этого обязательным является присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, влекущих административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации. Для обеспечения присутствия необходимых лиц (лица, привлекаемого к ответственности, свидетеля и т. д.) КоАП РФ предусмотрена такая мера принуждения, как привод (ст. 27.15 КоАП РФ).
В ходе данного этапа осуществляется оценка собранных по делу доказательств.
Оценка доказательств – процесс непрерывный, свойственный любому этапу доказывания. По своему содержанию это мыслительная, логическая деятельность лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении. Объектом такой деятельности являются каждое из доказательств и все собранные по делу доказательства в их совокупности. Оценить всю совокупность доказательств – значит решить вопрос, дают ли они возможность принять категоричное законное юрисдикционное решение по делу об административном правонарушении.
Оценка доказательств по внутреннему убеждению означает непредвзятость и независимость правоприменителя в ее осуществлении. Субъект, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, не связан ни своей предварительной оценкой доказательств по делу, ни оценкой доказательств иных субъектов на любых стадиях производства.
Внутреннее убеждение должно быть основано на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Нельзя заранее оценивать, например, доказательства косвенные и прямые, заключение экспертизы и показания потерпевшего и т. д. как юридически более или менее весомые. Любое доказательство может быть компенсировано совокупностью иных доказательств. Это же в полной мере относится и к количеству доказательств.
В ходе оценки доказательств устанавливаются их достоверность, относимость, допустимость, достаточность.
Достоверность доказательства означает его способность дать истинное знание о событии и иных юридически значимых обстоятельствах правонарушения.
Относимость доказательства определяется его связью с предметом доказывания, его способностью служить средством познания тех обстоятельств, которые составляют предмет доказывания.
Допустимость доказательства определяется тем, насколько соответствуют требованиям закона источник, условия, способы его получения и фиксации. Так, например, допускается использование в качестве доказательств по делам об административных правонарушениях материалов, собранных в уголовно–процессуальном порядке. В то же время являются недопустимыми доказательства, полученные с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ), данные, носящие характер слухов, догадок, предположений, а также показания свидетеля, который не может указать на источник своей осведомленности.
Достаточность доказательственной базы определяется тем, в какой мере собранные по делу доказательства дают возможность установить все предусмотренные законом обстоятельства дела на том уровне знания о них, который необходим для правильного разрешения дела об административном правонарушении.
При оценке достаточности собранных доказательств необходимо помнить, что процесс доказывания не может и не должен быть ориентирован лишь на элементы состава правонарушения, т. к. их установление не всегда дает исчерпывающие основания для вынесения юридически обоснованного решения по конкретному делу. Важным условием вынесения законного юрисдикционного решения является процессуальное установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (п. 4 ст. 26.1 КоАП РФ); обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ст. 26.1 КоАП РФ); иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела: мотив правонарушения (мотив охватывается понятием «иные обстоятельства», когда он не является обязательным элементом субъективной стороны состава правонарушения), имущественное положение правонарушителя и его семьи, поведение правонарушителя непосредственно после совершения правонарушения, состояние его здоровья, а в отдельных случаях и членов его семьи и т. д. Одной из важнейших задач производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ является выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Следовательно, для полного разрешения дела по существу требуется установление и этих обстоятельств (п. 7 ст. 26.1 КоАП РФ).
3. По результатам рассмотрения дела выносится решение, которое бывает двух видов: постановление и определение (ст. 29.9 КоАП РФ). Помимо этого субъектом административной юрисдикции в необходимых случаях может быть внесено в соответствующую организацию либо должностному лицу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 29.13 КоАП РФ). Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в месячный срок влечет административную ответственность по ст. 19.6 КоАП РФ.
Общие правила назначения административных наказаний регламентированы главой 4 КоАП РФ. Наказание назначается в пределах санкции соответствующей нормы (в КоАП РФ имеются отдельные исключения, например, см. ч. 3 ст. 23.3); закон не допускает назначения наказания ниже низшего предела.
Замечание наказанием не является и может объявляться устно за любое административное правонарушение, которое, по мнению должностного лица, осуществляющего административно-юрисдикционную деятельность, является малозначительным (ст. 2.9 КоАП РФ). Как показывает практика, данная мера сегодня применяется редко, хотя само понятие носит оценочный характер, не относится к реабилитирующим основаниям, позволяет довести дело до логического завершения и исключает проблему исполнения наказания. Оформляется устное наказание вынесением постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении (см.: ст. 29.9 КоАП РФ).
Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Споры о возмещении имущественного (морального) ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства (ст. 4.7 КоАП РФ).
Заканчивается стадия рассмотрения дела об административном правонарушении вынесением соответствующего правоприменительного решения и вручением (высылкой по адресу) копии постановления по делу об административном правонарушении лицу (законному представителю лица), в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе (ст. 29.11 КоАП РФ). Точная фиксация момента окончания данной стадии имеет важное процессуальное значение, поскольку является исходным условием для начала последующих стадий.

Стадия пересмотра постановлений и решений
по делам об административных правонарушениях
Действующее законодательство предусматривает одновременно целый ряд способов восстановления прав гражданина (юридического лица), незаконно привлеченного к административной ответственности: административный, судебный порядок обжалования, исковой порядок и т. д. В данном вопросе речь пойдет об одном из специальных порядков административного обжалования.
Предметом жалобы являются постановление по делу об административном правонарушении, а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ст. 30.1 КоАП РФ).
Субъекты, обладающие правом подачи жалобы, указаны ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ. Должностные лица правоохранительного органа, считающие принятое решение незаконным, не вправе воспользоваться данным порядком. В этом случае возможны такие способы воздействия, как инициация протеста прокурора, общий порядок административного обжалования (например, обращение руководства ОВД с жалобой на действия должностного лица, принявшего обжалуемое решение, к его руководству).
Адресаты жалобы указаны в ст. 30.1 КоАП РФ. Закон устанавливает возможность: а) выбора между обращением в суд и административный орган, б) одновременного обращения с жалобой в вышестоящий орган (должностному лицу) и в суд, в) обжалования решений суда, г) неоднократного обжалования решения по жалобе.
Порядок подачи жалобы установлен ст. 30.2 КоАП РФ. Согласно ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается. Подача жалобы не приостанавливает исполнения наказания, поскольку последнее возможно только после вступления постановления в законную силу.
Срок обжалования составляет десять суток со дня вручения или получения копии постановления (постановления-квитанции). В случае пропуска указанного срока последний может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу (ст. 30.3 КоАП РФ). Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52 КоАП РФ, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений.
Срок рассмотрения жалобы составляет десять суток со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу; если правонарушитель отбывает административный арест – в течение суток (ст. 30.5 КоАП РФ); жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52 КоАП РФ, подлежат рассмотрению в пятидневный срок со дня их поступления со всеми материалами в суд, правомочный рассматривать жалобы.
Субъект, рассматривающий жалобу, вправе отменить, изменить или оставить ранее принятое постановление без изменения (виды решений регламентированы ст. 30.7 КоАП РФ).
При необходимости не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором в порядке и сроки, установленные статьями 30.1-30.3 КоАП РФ. Вступившие в законную силу постановления могут быть опротестованы прокурором субъекта Российской Федерации, его заместителями, Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями.
Рассматриваемая стадия является факультативной (может и не присутствовать). В случае своего наличия стадия обычно предшествует исполнению наказания. Однако в реальности обжалование определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении предшествует стадии рассмотрения дела; протест прокурора может появиться даже после исполнения наказания (см.: ч. 2 ст. 30.11 КоАП РФ).
По результатам рассмотрения жалобы выносится решение, содержащее сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ. Данное решение также может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 30.2-30.8 КоАП РФ.
Решение по жалобе на постановление оглашается немедленно после его вынесения; копия решения вручается (рассылается) согласно ст. 30.8 КоАП РФ.
Стадия исполнения постановления по делу
об административном правонарушении
Исполнение постановления начинается с момента его вступления в законную силу. Как только это происходит, презумпция невиновности считается опровергнутой и в полной мере начинает действовать презумпция законности правового акта, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении признается законным, пока иное не будет установлено решением компетентного субъекта.
Согласно ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
КоАП РФ не указывает, какое решение по жалобе не подлежит обжалованию. Действующее законодательство не устанавливает ограничения для обращения с жалобой на постановления и решения в Высший Арбитражный и Верховный Суды Российской Федерации.
Закрепленное КоАП РФ правило о том, что постановление по делу начинает исполняться после его вступления в законную силу, не лишено исключений. Так, по общему правилу исполняются немедленно после вынесения соответствующих постановлений административный арест, штраф на месте, предупреждение.
К компетенции субъекта, вынесшего постановление, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления об административном аресте, лишении специального права или административного штрафа (кроме случаев взыскания штрафа на месте) невозможно в установленные сроки, введена отсрочка исполнения на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата штрафа может быть рассрочена на период до трех месяцев. Такие решения (как и решения о приостановлении исполнения постановления о назначении административного наказания; о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, его родителей) принимаются в форме соответствующих определений в трехдневный срок с момента возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса.
Согласно ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания должно быть приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Кроме того, предусмотрена возможность прерывания течения указанного срока давности на неопределенный период, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения наказания (ст. 31.9 КоАП РФ). Однако данная возможность не обеспечена должным образом в нормативном отношении. Так, в случае отказа от добровольной уплаты административного штрафа его сумма взыскивается в принудительном порядке согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. №зж 119–ФЗ «Об исполнительном производстве». Необходимых изменений данный закон до сих пор не претерпел. В результате постановления о наложении административных наказаний, как и прежде, могут быть приняты к исполнению судебными приставами лишь в течение трех месяцев с момента их вынесения.
ОВД непосредственно принимают участие в исполнении таких видов административных наказаний, как административный арест, предупреждение, штраф (ч. 4 ст. 32.2 КоАП РФ), возмездное изъятие и конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения (ст. 32.4 КоАП РФ), лишение специального права управления транспортным средством за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники (ст. 32.5), выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 32.9 КоАП РФ).
Исполняются административные наказания, во-первых, должностными лицами, их назначившими (например, объявление предупреждения), во-вторых, инспекторами отделов (отделений, групп) по исполнению административного законодательства, в-третьих, специальными приемниками содержания лиц, арестованных в административном порядке, а там, где их нет – изоляторами временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; сотрудниками подразделений лицензионно–разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью, участковыми уполномоченными полиции и т. д.
Наиболее распространенным видом административного наказания, в реализации которого принимают участие сотрудники ОВД, является административный штраф, уклонение от уплаты которого стало, к сожалению, уже традиционной проблемой. В связи с этим порядок исполнения данного наказания претерпел существенные изменения. В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. При этом лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано направить копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, субъекту, вынесшему постановление. При отсутствии данного документа, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, по истечении тридцати дней со срока вступления постановления в законную силу направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, принимается решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25, согласно которой неуплата административного штрафа в установленные сроки влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Окончание стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении связано с конкретным видом административного наказания (например, дата уплаты штрафа, окончания срока административного ареста, лишения специального права и т. д.). Точное определение этой даты также имеет важное значение, поскольку именно с нее начинается срок, в течение которого лицо, привлеченное к административной ответственности, считается подвергнутым административному наказанию (ст. 4.6 КоАП РФ).
Из всех субъектов административной юрисдикции органы внутренних дел являются самыми полифункциональными. Причастность ОВД к сфере административной юрисдикции носит всесторонний характер, так как связана практически со всеми этапами борьбы с административными правонарушениями: от предупреждения административных проступков, до исполнения постановлений о наложении административных наказаний.
Осуществление по подведомственности производства по делам об административных правонарушениях является одной из важнейших обязанностей полиции (п. 7 ст. 10 Закона о полиции) и органов внутренних дел в целом. При этом важно отметить, что законодательство не возлагает на ОВД задачи осуществлять раскрытие всех административных правонарушений, так как в современных условиях это невозможно.
В структуре ОВД нет подразделений, обладающих исключительной компетенцией по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях. В последнем принимают участие сотрудники самых разнообразных служб и подразделений. При этом субъектами производства выступают не сами органы (службы, подразделения), а их должностные лица.
Вместе с тем административно-юрисдикционная деятельность ОВД характеризуется наличием внутриведомственной специализации. В частности, например, материалы в отношении несовершеннолетних, как правило, готовятся сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних; в сфере предпринимательства – сотрудниками подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, участковыми уполномоченными полиции, оперуполномоченными подразделений по борьбе с экономическими преступлениями; за нарушения паспортно–регистрационных правил – сотрудниками Федеральной миграционной службы, участковыми уполномоченными полиции и т. д. Кроме этого в органах внутренних дел предусмотрено создание отделов (отделений, групп) по исполнению административного законодательства, а в дежурной части ОВД – должности дежурного по разбору с доставленными и задержанными.
Контроль за деятельностью полиции в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако при этом органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-разыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий, которые, наряду с общими задачами, имеют только ей свойственные задачи, а также документы, круг участников и другие особенности.

На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения административного правонарушения, данные о виновном, и составляется протокол. На второй – компетентный орган рассматривает дело и принимает по нему решение. На третьей – факультативной стадии - постановление по делу об административном правонарушении пересматривается, на четвертой – реализуется принятое постановление.

Возбуждение дела об административном правонарушении является начальной стадией производства по делам об административных правонарушениях (гл. 28 КоАП РФ).

Основанием возбуждения дела является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного правонарушения.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; информация физических и юридических лиц, правоохранительных и других государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, указывающая на наличие административного правонарушения; фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или в области благоустройства территории работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами; подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица и другие поводы, указанные в ст. 28.1 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из указанных поводов, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Установление факта правонарушения фиксируется в протоколе об административном правонарушении, который направляется в течение трех суток (за правонарушения, влекущие административный арест – либо административное выдворение – немедленно) с момента составления органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать данную категорию дел в соответствии с гл. 23 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения либо в течение двух суток в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лицах, привлекаемых к административной ответственности. По некоторым делам протокол может не составляться (ст. 28.6).

Ч. 4 ст. 28.1 закрепляет моменты, при наступлении которых дело об административном правонарушении считается возбужденным. К ним, например, относятся: составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения; составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ (задержание, привод, личный досмотр и др.); составление протокола об административном правонарушении; вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования и т.д.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен не более чем на один месяц, а по делам о нарушении таможенных правил и Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего – на срок до шести месяцев. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Вторая стадия производства по делу об административном правонарушении – рассмотрение дела об административном правонарушении - является центральной стадией.

Глава 29 КоАП РФ содержит подробный порядок рассмотрения дел, включая место и сроки рассмотрения дел, а также виды решений по делу об административном правонарушении.

Дела об административных правонарушениях могут рассматриваться по месту совершения административного правонарушения; по месту нахождения органа, проводившего административное расследование; по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (например, в отношении несовершеннолетних); по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств.

Дело об административном правонарушении рассматривается: «общий» срок – 15 дней со дня получения органом или должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Если дело рассматривает судья, то этот срок составляет два месяца. В случае ходатайств участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен не более чем на один месяц.

Кодекс устанавливает и сокращенные сроки рассмотрения дел: по делам о правонарушениях, посягающих на права граждан - пятидневный срок; по делам о правонарушениях, влекущих административный арест либо административное выдворение – в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания; по делам о правонарушениях, которые могут повлечь административное приостановление деятельности в случае применения временного запрета деятельности - семь суток.

Следует иметь в виду, что КоАП РФ в ст. 4.5. устанавливает давность привлечения к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (а по делу, рассматриваемому судьей – по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые правонарушения (напр., таможенного, валютного, антимонопольного законодательства) – по истечении одного года и даже шести лет (за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции). При длящемся административном правонарушении указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Статья 29.7 КоАП РФ определяет последовательность процессуальных действий при рассмотрении дела об административном правонарушении. Начинается рассмотрение дела с объявления, кто рассматривает дело (должность, фамилия, имя, отчество, специальное звание); какое дело подлежит рассмотрению (сведения о правонарушении, времени и месте его совершения); кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности (фамилия, имя, отчество физического лица, название юридического лица и фамилия, имя, отчество законного представителя юридического лица, статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, по которой привлекается к административной ответственности).

Далее уполномоченному органу (должностному лицу) необходимо установить факт явки вызванных участников производства по делу, проверить их личность, полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя. При неявке участников производства устанавливаются причины, и принимается решение о рассмотрении дела в их отсутствие или об отложении рассмотрения дела.

Важное место в рассмотрении дела занимает разъяснение лицам, участвующим в производстве по делу, их прав и обязанностей.

При рассмотрении дела по существу оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и другие материалы дела. Должна быть обеспечена состязательность процесса: заслушаны объяснения лиц, в отношении которых ведется производство по делу, показания других участников процесса.

По результатам рассмотрения дела выносится либо постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, которое объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку лицам, указанным в законе либо высылается по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения постановления (ст. 29.11).

Факультативной стадией является пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ). Существование данной стадии есть гарантия законности и обоснованности применения административных наказаний.

Обжаловать постановление по делу об административном правонарушении вправе лицо, в отношении которого оно вынесено, потерпевший, законные представители физического и юридического лица, защитник и представитель, Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Закон устанавливает преимущественно судебный порядок обжалования. Так, жалобу на постановление, вынесенное судьей, рассматривает вышестоящий суд; вынесенное коллегиальным органом или судебным приставом-исполнителем – районный суд по месту нахождения коллегиального органа или судебного пристава-исполнителя; вынесенное должностным лицом – вышестоящий орган, вышестоящее должностное лицо либо районный суд по месту рассмотрения дела и т.д. (подробнее см. ст. 30.1 КоАП). Жалоба может быть подана в течение десяти суток (а по делам о нарушении некоторых конституционных прав граждан – в пятидневный срок) со дня вручения или получения копии постановления по делу об административном правонарушении.

Сроки рассмотрения жалоб на постановления по делу об административном правонарушении дифференцированы. Если жалобу рассматривает орган или должностное лицо, установлен десятидневный срок, а если суд – двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела. Установлены и сокращенные сроки рассмотрения жалоб по отдельным категориям дел. Во-первых, в течение суток должны быть рассмотрены жалобы на постановления об административном аресте либо административном выдворении, если привлеченное к ответственности лицо отбывает административный арест или подлежит административному выдворению. Во-вторых, пятидневный срок установлен для рассмотрения жалоб на постановления о правонарушениях, посягающих на некоторые конституционные права граждан, а также жалоб на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении не является окончательным и может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Таким образом, Кодекс устанавливает неоднократное обжалование постановления и решения по жалобе на это постановление.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов