223 фз в последней редакции консультант плюс. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

21.08.2020

От 18.03.2011 года в силу вступил Федеральный закон №223 – ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами». Для того чтобы ответить, о чем гласит закон и какие подводные камни в нем можно встретить, нужно разобрать его на вопросы и дать ответы.

Какие предприятия попадают под действия закона?

Согласно Федеральному закону №223 он предназначен для юридических лиц, но не для всех, их различают по типу. Недавно 223 ФЗ вступил в силу для следующих организаций:

  1. к предприятиям монополистам.
  2. дочерние предприятия, у которых половина активов принадлежит государству.
  3. муниципальные предприятия.
  4. государственные компании.

Закон 223 ФЗ

Какая документация необходима, для того, чтобы отвечать закону №223 ФЗ?

Документ, что разрабатывает и утверждает организация – это положение о закупках. С помощью этого документа, будет указано, как проводятся закупки, кто их контролирует, какие сроки, порядок в заключение договоров и т.д.

223 Ф3 регламентирует о том, что компании также должны разработать документацию извещений, проекты договоров.

По какому типу согласно закону, осуществляется закупки?

Алгоритм закупок

Согласно Федеральному закону №223-ФЗ, все тендеры должны осуществляться только по двум типам: аукцион и конкурс. Также уточняются детали, будет ли это в электронной форме происходить, проекты договоров, ценовые предложения.

Если остались вопросы, на официальном сайте есть специальный раздел, где можно получить информацию.

Ответы на вопросы

Контроль по закупкам

Исполнительная власть осуществляет весь контроль по закупкам, срокам, качестве предоставляемых услуг для государства. Все бездействия и жалобы заказчиков осуществляются контролем при помощи соответствующей службы, которая противоборствует монополии. Как обезопасить государство от некачественных поставщиков?

Безопасность сделки

Согласно информационному порталу, все данные о выполнении поставок и прочая информация попадает в систему. Если же поставщик хочет обмануть или у него были уже спорные вопросы, система его сама автоматически заносит в реестр ненадежных поставщиков услуг или товаров.

Перечень товаров и услуг.

Перечень товаров и услуг

Как смогут наказать юридическое лицо, если оно уклоняется выполнять свои же сроки и нарушает положения договора?

Все претензии можно обжаловать в суде или в монопольном комитете, согласно действующему законодательству. Закон был принят для того, чтобы сделать государственные закупки более честными и прозрачными, каждое СМИ имеет доступ к данным, как проводятся торги, кому принадлежит компания и т.д. Закон №223-ФЗ дает основные понятия для регулирования отношений между государством и заказчиком, но, все же, остается в поле действий законодательства.

Летом 2011 г. был принят Федеральный закон № 223-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - ФЗ № 223 ), который вступает в силу с 1 января 2012 г. Поэтому на подготовку к новым правилам закупок отдельным юридическим лицам было отведено пять месяцев. Но время идет и 2012 г. уже совсем скоро наступит.

ФЗ № 223 состоит всего из восьми статей, однако дискуссий по поводу его положений не меньше, чем когда был принят Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - ФЗ № 94). Относительно положений ФЗ № 223 можно встретить достаточно много высказываний: одни его называют «корявым», другие его просто не понимают.

Тем не менее, каким бы он ни был несовершенным, наводить порядок в закупках, проводимых отдельными юридическими лицами, все же нужно было.

ФЗ № 223 направлен на совершенствование закупочной деятельности отдельных юридических лиц. Принятие ФЗ № 223 способствует обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в закупках, проводимых отдельными юридическими лицами, развитию добросовестной конкуренции.
В данной статье выделим основные аспекты ФЗ № 223 , на которые следует обратить внимание отдельным юридическим лицам.

Кто подпадает под действие ФЗ № 223

В ФЗ № 223 установлен четкий перечень юридических лиц, на которые распространяются положения данного закона.

К числу таких лиц ФЗ № 223 относит:

  1. Государственные корпорации и государственные компании;
  2. Субъекты естественных монополий;
  3. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
  4. Государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия;
  5. Автономные учреждения;
  6. Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
  7. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит всем указанным выше юридическим лицам;
  8. Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в п. 7 дочерним хозяйственным обществам.

Как было раньше

Раньше закупочный процесс вышеуказанных лиц (далее по тексту - заказчики) регулировался множеством различных актов. На сегодняшний день для всех этих заказчиков ФЗ № 223 устанавливает единые принципы закупки товаров (работ, услуг) . Так, в рамках своей закупочной деятельности заказчики должны обеспечивать:

  • информационную открытость закупки;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  • отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Что не регулирует ФЗ № 223

Важно отметить, что отношения, связанные с куплей-продажей ценных бумаг и валютных ценностей, приобретением заказчиком биржевых товаров на товарной бирже, закупкой в области военно-технического сотрудничества, закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с ФЗ № 94, а также осуществлением заказчиком отбора финансовых организаций для оказания финансовых услуг и осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, ФЗ № 223 не регулируются (ч. 4 ст. 1 ФЗ № 223).

Кто может принимать участие в закупке

Все поставщики, принимающие участие в закупках вышеуказанных заказчиков, ФЗ № 223 определены как участники закупок.
Согласно ч. 5 ст. 3 ФЗ № 223 участником закупки может быть:

  • любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала;
  • любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки;
  • индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Как указывает ФЗ № 223 , все вышеперечисленные участники должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком.

Способы, которые ФЗ № 223 допускает использовать при закупке товаров, работ, услуг

Примечательно, что ФЗ № 223 в качестве возможных способов размещения заказа указывает только на открытый конкурс и аукциоcenterн (ч. 2 и 3 ст. 3 ФЗ № 223). При этом упоминания о возможности осуществлять закупку при помощи нигде нет, но есть пункт, согласно которому Правительство РФ вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме (ч. 4 ст. 3 ФЗ № 223 ). Скорее всего, следует ждать выхода дополнительного нормативно-правового акта.

Законодатель оставил заказчикам право на использование и иных способов закупок (помимо конкурса или аукциона), но при условии, что способ закупки и порядок его осуществления заказчиком будет указан в Положении о закупке .

Положение о закупке

ФЗ № 223 указывает на то, что заказчики, осуществляя закупку товаров (работ, услуг) должны руководствоваться рядом нормативных документов. К их числу относятся: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ № 223 , а также другие федеральные законы и иные нормативно-правовые акты РФ. Помимо этого, законодатель говорит еще об одном документе, которым должен руководствоваться заказчик. Этот документ называется Положение о закупке . При этом на заказчиков возлагается обязанность самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 3 ст. 2 ФЗ № 223 ).

Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ № 223 Положение о закупке должно стать ключевым документом, регламентирущим закупочную деятельность заказчика, и содержать требования к закупке , в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Исходя из анализа ч. 4 статьи 8 ФЗ № 223 , следует, что на разработку и размещение Положения о закупке заказчику отводится срок три месяца со дня вступления в силу ФЗ № 223 . Однако если заказчиком не будет разработано и размещено Положение о закупке , то он вправе при закупке товаров, работ, услуг руководствоваться положениями ФЗ № 94 , но лишь до тех пор, пока не будет размещено утвержденное Положение о закупке .

Кроме разработки Положения о закупке в обязанности заказчика входит составить и разместить план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год . Порядок формирования и сроки размещения такого плана должны быть утверждены Правительством РФ. Также установлено, что с 1 января 2015 г. планы по закупкам инновационной продукции, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств будут размещаться заказчиком на период от пяти до семи лет.

Формирование документов по закупке

В ФЗ № 223 отсутствует детальное описание процедур проведения закупок, как это предусмотрено положениями ФЗ № 94. Подразумевается, что основные вопросы проведения закупок с полной их регламентацией заказчик самостоятельно должен обозначить и подробно расписать в Положении о закупке .

По замыслу ФЗ № 223 заказчики так же, как и при работе с ФЗ № 94, должны формировать извещение о закупке, документацию, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, а также протоколы, составляемые в ходе закупки. При этом в ФЗ № 223 определено, что должно содержать извещение и документация о закупке, а также порядок внесения изменений в извещение и документацию о закупке (ч. 9, 10, 11 ст. 4 ФЗ № 223). Установлены сроки по предоставлению разъяснений положений документации (ч. 11 ст. 4 ФЗ № 223).

Где нужно размещать информацию о закупке и в какие сроки

Положение о закупке, планы, извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, изменения, вносимые в извещение и документацию, разъяснения документации, протоколы, составляемые в ходе закупки , а также иная информация о закупке должны размещаться на официальном сайте www.zakupki.gov.ru . При этом законодатель оставил возможность заказчикам дублировать информацию о закупке на сайте заказчика. Порядок размещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информации о закупке должен быть установлен Правительством РФ. При этом частью 3 ст. 8 ФЗ № 223 определено, что до 1 июля 2012 г. Положение о закупке , изменения, вносимые в Положение, планы закупок, а также иная информация о закупке может быть размеTOPщена на сайте заказчика. После 1 июля 2012 г. вся указанная выше информация должна быть размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru .

Но прежде чем размещать информацию, заказчикам необходимо зарегистрироваться на сайте www.zakupki.gov.ru. Однако ФЗ № 223 не регламентирует данную процедуру и указывает, что порядок регистрации заказчиков на официальном сайте www.zakupki.gov.ru будет определен федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на ведение официального сайта.
Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, сумма которых:

  • не превышает ста тысяч рублей;
  • не превышает пятисот тысяч рублей, но при условии, что годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей.

Если организация заказчика создана после дня вступления в силу ФЗ № 223 , то заказчик должен в течение трех месяцев с даты регистрации этой организации в едином государственном реестре юридических лиц утвердить и разместить Положение о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru .

Если изменилась совокупная доля участия РФ, субъекта РФ, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупная доля участия юридических лиц, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 1 ФЗ № 223 в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупная доля указанных дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ, в результате которого эти общества подпадают под действие ФЗ № 223 (касательно отношений, возникающих в связи с закупкой товаров, работ, услуг), Положение о закупке размещается на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в течение трех месяцев с даты получения уведомления об изменении совокупной доли.

Примечательно, что в ФЗ № 223 не установлено никаких санкций на случай, если заказчик не соблюдает указанные выше сроки по размещению Положения о закупке на официальном сайте. Наоборот, законодатель предоставляет заказчикам дополнительный выход из ситуации, указав, что если заказчик не соблюдает сроки по размещению Положения о закупке (три месяца), то он должен при закупке руководствоваться положениями ФЗ № 94 до тех пор, пока им не будет утверждено и размещено Положение о закупке (ст. 8 ФЗ № 223 ).

Новый реестр недобросовестных поставщиков

Исходя из анализа положений ФЗ № 223, предполагается , что у нас в России будет два реестра недобросовестных поставщиков (ч. 7 ст. 3 ФЗ № 223 ). К уже существующему реестру, который ведет ФАС России для государственных и муниципальных заказчиков, работающих по ФЗ № 94, прибавится еще один реестр недобросовестных поставщиков для лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 ФЗ № 223.

Основания включения участников в такой реестр, по сути, идентичен с порядком, который регламентирует ФЗ № 94. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (ст. 5 ФЗ № 223 ). Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, также по истечении двух лет со дня их внесения в реестр исключаются из этого реестра.

При этом ФЗ № 223 предоставляет право заказчикам устанавливать требование, по которому участник закупки должен отсутствовать в новом реестре недобросовестных поставщиков и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ФЗ № 94.

Обжалование действий заказчика

ФЗ № 223 предусмотрены три случая, при которых участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в антимонопольный орган:

  • если заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru не размещено Положение о закупке , изменения, вносимые в Положение, а также иная информация о закупке, подлежащая размещению на официальном сайте, а также если заказчик нарушает сроки такого размещения;
  • если заказчик требует от участников закупки представления документов, не предусмотренных документацией о закупке;
  • если заказчик осуществляет закупку товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Положения о закупке и без применения положений ФЗ № 94.

При этом участник закупки вправе при закупке товаров, работ, услуг.

В заключение отметим, что сложно определить назначение данного закона: то ли он во благо госкорпорациям, естественным монополиям и другим лицам, то ли ожидать от него еще больших проблем.

С одной стороны, ФЗ № 223 предельно либерален: получается, не хочешь разрабатывать Положение о закупке - работай по ФЗ № 94, и нет никакой ответственности. Практически весь ФЗ № 223 построен на общих фразах, которые при умелом подходе можно использовать себе в угоду. Так, например, со способами закупок, которые заказчик сам может по своему усмотрению устанавливать в Положении о закупке . Каждый заказчик в них будет вкладывать свое содержание, что может осложнить участие потенциальных поставщиков в закупках. То есть как будет построен весь закупочный процесс, полностью зависит от самого заказчика.

С другой стороны, именно из-за общих фраз, содержащихся в ФЗ № 223 , возникают вопросы относительно закупочного процесса.

Прежде всего, в ФЗ № 223 совершенно отсутствуют хоть какие-либо примерные параметры, по которым заказчику можно ориентироваться при выборе способа размещения заказа. Волнует заказчиков и вопрос: будут ли на конкурс и аукцион распространяться положения ФЗ № 94? По каким критериям заказчикам оценивать заявки участников, если будет проводиться конкурс, можно ли будет опираться на Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722? Непонятен и порядок обжалования действий (бездействий) заказчика. Да, ФЗ № 223 говорит о такой возможности, но будут ли распространяться положения главы 8 ФЗ № 94 на закупки, осуществляемые госкорпорациями, госкомпаниями, естественными монополиями и т. д.?

Конечно, обеспокоенность заказчиков понять можно, но, с другой стороны, сам ФЗ № 223 предоставляет заказчикам волю. Он не ставит их в жесткие рамки, поэтому если заказчик захочет проводить закупку по конкурсу, регламентированному ФЗ № 94, и оценивать заявки согласно Постановлению Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 722, то просто подробно описывает это в Положении о закупке с добавлением, возможно, чего-то нового, своего. Главное, чтобы отсутствовала дискриминация участников, требования к ним были разумными, не ограничивающими конкуренцию.

Очевидно одно, что в дополнение к ФЗ № 223 будут обязательно приниматься другие нормативно-правовые акты, конкретизирующие отдельные положения данного закона.

И последнее. Некоторые заказчики все же смогут немного вздохнуть с облегчением, так как не все должны применять данный закон с 1 января 2012 г. Для некоторых заказчиков предусмотрена так называемая «отсрочка» по сроку применения ФЗ № 223 .

Срок применения Закона № 223 Юридическое лицо При условии, что....

Естественные монополии и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения,теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов

общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем десять процентов общей суммы выручки за 2011 г. от всех видов деятельности

Дочерние хозяйственные общества

более 50% уставного капитала принадлежит госкорпорациям, госкомпаниям, естественным монополям, организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, ГУПам, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в которых доля участия государства более 50%, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ с долей участия более 50%.

Муниципальные унитарные предприятия и автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями

Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования более 50%

ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования

Дочерние хозяйственные общества, у которых более 50% принадлежит муниципальным унитарным предприятиям и хозяйственным обществам, у которых более 50% принадлежит муниципальному образованию

ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования

Дочерние хозяйственные общества указанных выше дочерних хозяйственных обществ, доля участия которых более 50%

ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования

Во всех остальных случаях - с 01.01.2012 г.

Мезина Алла Александровна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
юрист-консультант ЮТЦ «Ориентир»

21.12.2011 г.

У вас остались вопросы о закупках в соответствии с ФЗ № 223 или о том, как разработать Положение о закупках ? Вы можете по этой теме специалистам ЕЦГЗ.

Изменения, которые внесли в текст 223-ФЗ о закупках в последней редакции 2020 года, связаны с изменением срока планирования. Федеральный закон № 263-ФЗ от 02.08.2019 изменил ч. 3.1 ст. 4 223-ФЗ и ввел правило, что план закупок утверждается на 3 года. Эти поправки вступают в силу с 01.11.2019.

С 31.07.2019 последняя редакция ФЗ 223 о госзакупках 2020 содержит положения о том, что деньги, которые подарили или пожертвовали, или достались заказчику по завещанию, расходуются по закону о закупках. Главное, чтобы изменили положение. Поправить его разрешили до 01.10.2019.

Собрали в таблицу изменения, которые только планируют внести в 223-ФЗ. Они вступят в силу в 2020 году.

Для чего нужен закон о закупках

Закон 223-ФЗ о проведении торгов отдельными видами юридических лиц вступил в силу 01.01.2012. Он закрепляет основные положения проведения закупочных процедур определенной категорией организаций. Цели, для которых он принят:

  • развитие конкуренции на товарном рынке;
  • рациональное использование денежных средств;
  • обеспечение открытости и прозрачности торгов;
  • недопущение коррупции и иных злоупотреблений.

Изучаем основы

Федеральный закон № 223 ФЗ с изменениями 2020 и комментариями для чайников закрепляет принципы, среди которых:

  1. Информационная доступность торгов. Этот принцип общеправовой и обеспечивается путем размещения сведений в интернете. На официальном сайте по 223 ФЗ Закупки гов ру публикуется информация о проводимых тендерах. Среди площадок, на которых проводят торги, выделим «Фабрикант» и B2B-center , а из специализированных — торговая площадка по 223 ФЗ Сбербанк УТП и торговая площадка РЖД .
  2. Равноправие, справедливость и отсутствие ограничения конкуренции в отношении участников тендера. Организатор процедуры обеспечивает равные права и возможности участников, исключает избирательный подход при отборе победителя.
  3. Эффективное расходование денежных средств и уменьшение издержек заказчика. Означает, что заказчики стремятся рационально расходовать денежные средства. Но речь идет не о снижении цен, а о снижении общих издержек.
  4. Отсутствие ограничений для участников. Запрещено устанавливать неизмеряемые требования. Избегайте условий (финансовые ресурсы участников, производственные мощности), которые трактуются двусмысленно или не применяются к участникам в полной мере.

Кто относится к заказчикам

По закону 223 ФЗ, к заказчикам относятся (статья 3.1):

  • государственные корпорации, государственные компании и хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля России превышает 50%;
  • другие юрлица (субъекты естественных монополий, их дочерние хозяйственные общества и иные юрлица) в случае реализации инвестиционных проектов общей стоимостью не менее 10 млрд рублей, которые поддерживает государство;
  • бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия (при соблюдении условий, перечисленных в статье 1);
  • федеральные государственные унитарные предприятия (их перечень утверждается Правительством).

Особенности проведения торгов

Первая особенность заказов по действующей редакции 223 ФЗ — Положение о закупках . Этот документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и утверждается на основе типового положения. Оно публикуется на сайте ЕИС. Положение включает порядок подготовки и проведения процедур (включая способы заказов) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров и другие важные правила, например, связанные с обеспечением. Утверждается разными органами в зависимости от вида юридического лица. Для государственной корпорации или компании — высшим органом управления, а для ГУПа, МУПа — их руководителями.

Вторая особенность — полная информационная открытость торгов. Закон обязывает публиковать сведения в ЕИС (план закупок , извещение, документация и вносимые изменения). Разрешено публиковать информацию о торгах на сайте заказчика.

ФЗ № 223 разрешает проводить процедуры в электронном виде. Если они проходят среди субъектов малого предпринимательства, заказчик обязан провести их в электронном виде. Заказчик прописывает в положении, как проводится аукцион, конкурс, запрос котировок и запрос предложений в обязательном порядке. Остальные процедуры определяет сам.

Одна из главных целей формирования 223-ФЗ - установить правила закупок для государственных компаний, а также обеспечить их по-настоящему эффективными товарами, работами и услугами.

В России существует ряд учреждений, находящихся в собственности государства. Они работают в основном за счет бюджетных средств, поэтому не относятся к коммерческим. Для них предусмотрен 44-ФЗ , который также регулирует закупки.

Другая категория компаний имеет значительную долю государственного участия. Они являются коммерческими организациями и относятся к госкомпаниям. Часть доходов таких компаний, получаемых от прибыли, идет на осуществление закупок товаров, работ и услуг. В этом случае они и руководствуются 223-ФЗ.

Основные цели регулирования 223-ФЗ:

    Получение желаемых товаров, работ и услуг для заказчика;

    Эффективное планирование финансовых возможностей;

    Больше возможностей для физических и юридических лиц, при участии в закупках;

    Развитие честной конкуренции;

    Открытый мониторинг процесса;

    Ставить препятствия коррупционным схемам.

Закупки по 223-ФЗ

Впервые, 223 Федеральный закон вступил в силу 1 января 2012 года. Содержание закона зафиксировано в 8 статьях, расположенных на нескольких страницах. С применением принципов действия закона в практике, появляются новые ситуации, которые требуют дополнительных разъяснений.

Именно поэтому приходится корректировать не только пункты закона, но и вносить дополнительные постановления. Последние поправки в 223-ФЗ были опубликованы 1 января 2017 года.

Многие заказчики, достаточно хорошо научились ориентироваться в статьях и положениях, предусмотренных к этому закону.

Однако, с появлением новых версий закона, у некоторых участников закупок возникают затруднения связанные с принадлежностью их компаний к списку организаций, которые могут действовать в его рамках.

Так как 223 Федеральный закон является рамочным, в нем изложены лишь общие принципы и цели регулирования закупочной деятельности. В связи с тем, что действия сторон конкретно не определены, возникает много вопросов, ответы на которые не всегда могут дать даже эксперты.

223-ФЗ с последними изменениями и комментариями 2017 года

На протяжении вот уже 6 лет участники государственных закупок постоянно ждут новых изменений. Обновленное положений закона на 2017 год, вступило в силу 28 декабря 2016 года. Некоторые идеи не получилось реализовать в текущем году, поэтому снова будут пересматриваться условия закона, опубликование которых ожидают в 2018 году.

Отметим, основные изменения 223-ФЗ на период 2017 года:

    Раньше заказчик, среди большого разнообразия товаров, мог купить то, что ему нравится. Теперь же, в документации, которую заказчик предоставляет участниками, четко указан пункт с требованием об указании точных сведений о товаре, включая страну производителя. По новым правилам предпочтение отдается товарам Российского происхождения.
    Но если участник не может предоставить такого рода сведения, это не означает, что он отклонен. Просто его предложение будет считаться заявкой, предлагающей товары иностранного происхождения. Размер преференции для товаров российского происхождения составит 15% от цены договора данной закупки.

    Нововведением в 223-ФЗ стала новая форма наказания заказчиков за невыполнение объема закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Постановлением правительства определен порядок участия МСП в закупках, а также установлен минимальный объем закупок у таких субъектов.
    Если заказчик не выполнил своих обязательств в 2017 году, или вовремя не предоставил сведения по этому пункту, в течении следующего календарного его закупки будут осуществляться только по 44-ФЗ.

Преимущества 223-ФЗ

На протяжении лет, как заказчики, так и поставщики выделяют ряд преимуществ работы по 223-ФЗ:

    От заказчика не требуется указывать причину приобретения закупки;

    Планирование закупки предусмотрено только на год;

    Не требуется обоснование начальной (максимальной) цены закупки;

    Выполнение закупок в небольшом объеме, до 100 тыс.

    Заказчик сам составляет для себя удобный порядок действий;

    Указание товарных знаков без обязательного эквивалента.

Кто может участвовать в работе по 223-ФЗ?

В самом законе четко указан список государственных компаний, корпораций и ряд других учреждений, которые могут быть участниками закупок по 223-ФЗ.

К ним относятся:

    Физические лица, зарегистрированные, как Индивидуальные предприниматели (ИП);

    Юридические лица. При этом форма организации предпринимательской деятельности не имеет значения. Кроме того, местоположение и источник капитала также ничего не значит;

    Состав физических, юридических лиц, а также ИП представленных в качестве единого участника.

Любой участник решающий предоставить свои товары, работы и услуги должен быть хорошо ознакомлен с положением о закупках, которое разработано заказчикам в рамках 223-ФЗ. Также заказчик имеет право не принимать заявку от поставщика, отклоненного от участия в закупках по 44-ФЗ.

Наиболее крупные заказчики:

К государственным корпорациям относят: “Агентство по страхованию вкладов” , “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)”, “Российская корпорация нанотехнологий”, корпорация по атомной энергии “Росатом”, “Ростехнологии”, а также корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи, как горноклиматического курорта.

Государственными компаниями являются: “Роснефть”, “Транснефть”, “Аэрофлот” “Сбербанк”, “ВТБ”, “РусГидро”, “Холдинг МРСК”, “Алроса”.

Субъекты естественных монополий: “Газппром”, “Российские железные дороги”, “Почта России”.

Организации, оказывающие определенные виды услуг для населения: водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение и т.п.

Положение о закупках по 223-ФЗ

Разработка, утверждение и работа по положению о закупках, составленному самим заказчиком и является руководством к его же действиям. Чем лучше заказчик ориентируется во всех документах, тем меньше искусственных ограничений он наложит на свои же действия.

Бывают случаи, когда некоторым организациям, в особенности научным, уже выдают готовое положение о закупках, которое они сами не вправе менять.

Требования к положению о закупках по 223-ФЗ:

    Требования к закупке.

    Должны быть подробно прописаны способы закупки.

    Порядок подготовки и проведение закупок.

    Порядок заключения и исполнения договора.

    Сроки, последовательность, порядок рассмотрения заявок, работа комиссии и другие дополнительный требования.

После того как положение о закупках было утверждено, его размещают в ЕИС на официальном сайте госзакупок, в течении 15 дней. Со временем, заказчик может начать вносить изменения в положение. Он имеет на это право, но при этом, в обязательном порядке, оно должно быть снова размещено в открытом доступе ЕИС с перечнем изменений. Те аукционы, которые уже проводятся в момент публикации нового положения о закупках, действуют под редакцией старого регламента.

В положении, разработанным заказчиком указывается способ проведения закупки. Если это открытый аукцион, то извещение, разработанное в соответствие с этим положением, должно быть опубликовано за 20 дней до окончания подачи заявки.

Для серьезных участников это достаточный срок для подготовки своей заявки.

После рассмотрения всех заявок, проводится конкурс, определяющий победителя. Им является участник, предложивший выгодные условия исполнения договора.

Электронный аукцион по 223-ФЗ

Проведение электронного аукциона - наиболее распространенный способ закупки, который выбирают многие заказчики. В документации, подготовленной заказчиком, существует пункт, в содержании которого как раз и указан способ проведения закупки.

Как и в случае проведения конкурса, извещение о проведении аукциона также публикуется в ЕИС.

После рассмотрения заявок и проведения торгов, победителем признается лицо, предложившее наименьшую цену, или самую высокую за право заключить договор.

Что относится к иным способам закупки в рамках 223-ФЗ

Способы закупок можно разделить на: конкурентные и неконкурентные. Именно среди неконкурентных способов, заказчик и выбирает иные способы. К конкурентным относятся стандартные способы с проведением торгов: аукцион и конкурс.

Согласно с 223-ФЗ, самым надежным методом обеспечить выполнение госконтракта, считается применение банковских гарантий. Являясь своего рода обязательством, а не системой взаиморасчетов между клиентом и финансовым учреждением, гарантии выступают в качестве инструмента. Его работа основана на том, что при неисполнении обязательств оговоренных контрактом, банк является гарантом, отвечающим за финансовую часть договора.

В соответствии с законом № 223-ФЗ под закупкой у единственного поставщика следует понимать способ осуществления закупок путём направления заявки одному единственному поставщику. Данная форма торгов является способом неконкурентного определения кандидата на заключение госконтракта и на практике в отношении такой процедуры могут существовать значительные коррупционные риски. Поэтому действующим законодательством накладываются существенные ограничения на возможность применение таких закупок.

Одним из самых важных вопросов, для поставщиков, планирующих стать участниками закупки по 223 Федеральному закону и организаций, выступающих в роли заказчика, является ответственность, которую они понесут в случае невыполнения своих обязательств и предусмотренные штрафы по 223 ФЗ, предусмотренные за нарушения правил проведения закупки в рамках данного закона.

На практике делового оборота принято устанавливать следующие способы обеспечения исполнения контракта: перечисление залоговой суммы на специальный счёт заказчика, а так же предоставление банковской гарантии. Действующая редакция Закона 223-ФЗ не требует обязательного установления обеспечения контракта, заключаемого на тендерной основе. Однако данное условие может применяться на усмотрение заказчика.

В отношении ряда организаций с 01.01.2012 г. в соответствии с законом 223-ФЗ устанавливается обязанность выбора поставщиков на основе тендера. Ключевым отличием данного Закона от Закона № 44-ФЗ является возможность выбора заказчиком форм осуществления закупок, а так же определение поставщика не только по критерию наименьшей стоимости, но и на основе прочих нестоимостных параметров (качество поставляемых товаров, услуг, деловая репутация, состав кадров, техническое оснащение и пр.).

Давайте разберемся, что нужно знать об обеспечении заявки для участия в аукционах, конкурсах и тендерах по 223-ФЗ. Организация разнообразных аукционов, тендеров на государственные заказы и конкурсов преследует сразу несколько целей, а именно максимально эффективное распределение бюджетных средств, обеспечение доступности к государственным (и не только заказам) большого количества организаций и физических лиц и в целях формирования прозрачного рынка закупок.

Федеральный рамочный закон 223 позволяет заказчикам самим выбирать виды конкурентных и неконкурентных процедур, которые нужны им для совершения закупок. Одним из самых известных и популярных способов закупок является запрос ценовых котировок.

Запрос предложений по Федеральному закону №223 - один из распространенных способов осуществления закупок, к которому прибегают крупные организации. Запрашивая предложения поставщиков, заказчик заранее сообщает им о своей потребности в той или иной продукции, а также приглашает потенциальных контрагентов к соревнованию за участие в закупке. Договор подписывается с поставщиком, который наиболее соответствует требованиям закупщика.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов