Актуальные направления развития дошкольного образования. Основные направления развития системы дошкольного образования на современном этапе

14.12.2019

Создание системы дошкольного воспитания в России. Понятие «система образования» в Федеральном Законе РФ № 273 «Об образовании». Компоненты системы дошкольного образования в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Определение государственной стратегии в области развития системы дошкольного образования (анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих развитие ДОУ: Национальная доктрина РФ, «Федеральная целевая программа развития образования до 2020 года», Дорожная карта развития системы дошкольного образования в РФ до 2020 года, «Наша новая школа» и т.д.). Основные направления развития системы дошкольного образования в РФ: доступность и качество дошкольного образования; развитие педагогических кадров и повышение социального статуса педагогической деятельности; государственно-общественный характер управления образованием; повышение экономической эффективности дошкольного образования.

Создание системы дошкольного воспитания в России. Понятие «система образования» в Федеральном Законе РФ № 273 «Об образовании».

Представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), ориентированную на потребности общества и семьи;

Решает задачи охраны и укрепления здоровья детей;

Реализует спектр образовательных программ (основных и дополнительных) в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОУ и потребностями потребителей (вариативные виды дошкольных образовательных учреждений составляют около 35 % от всего количества детских садов);

Предоставляет разнообразный спектр образовательных, оздоровительных и медицинских услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка;

Создает психолого-педагогические условия пребывания ребенка в ДОУ;

Взаимодействует с семьёй по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;

Встраивается в систему непрерывного образования (несмотря на свою необязательность);

Развивается в условиях социального партнерства.

Учитывает региональные особенности развития образования.

Преимущественные черты системы дошкольного образования на современном этапе

Целостный характер педагогического процесса, его развивающий и воспитывающий характер, «допредметное» содержание образования.

В условиях дошкольного образования обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка, что необходимо в связи с возрастными особенностями дошкольника, гибкостью, подвижностью и сензетивностью в развитии соматики, физиологии, психики.

Наличие в учреждениях дошкольного образования эмоционально-комфортной, развивающей ребенка образовательной среды. Вариативность образовательного пространства обеспечивает детям возможность выбора и проявления самостоятельности в соответствии с интересами и склонностями. Организация полифункциональных видов детской деятельности инициирует создание детских объединений, в которых каждый ребенок выполняет понравившуюся функцию и одновременно сотрудничает с другими детьми. В таком образовательном пространстве ведущие в дошкольном возрасте процессы социализации и индивидуализации гармонично дополняют друг друга.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее - доктрина) - основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

Создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

Укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;

Кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

Утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

Доктрина отражает интересы граждан многонационального российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.

Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Доктрина отражает новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров - государства, общества, семей, работодателей - в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрастающего поколения.

Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.

Принятие нормативных актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.

Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.

Ожидаемые результаты реализации доктрины

Качество образования

Государственная политика в области образования обеспечивает:

Создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;

Индивидуализацию образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;

Конкурентоспособный уровень образования как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.

Доступность образования

Всем гражданам Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения обеспечивается:

Общедоступное и бесплатное дошкольное образование;

Обязательное и бесплатное основное общее образование;

Общедоступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, включая возможность выбора основных профилей обучения;

Общедоступное и бесплатное начальное профессиональное образование;

Бесплатное высшее и среднее профессиональное образование на конкурсной основе;

Бесплатное послевузовское образование на конкурсной основе в аспирантуре, докторантуре;

Дополнительное образование, для детей - на основе адресной финансовой поддержки детей из малообеспеченных семей;

Общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оплата труда педагогических работников

Заработная плата работников образования будет расти опережающим темпом, по срав-нению со средней в промышленности, за счет увеличения доли расходов на образование в государственном бюджете, расширения самостоятельности организаций отрасли и стимулирования эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств.

Это позволит достичь уровня заработной платы, обеспечивающего устойчивую конкурентоспособность образования на рынке труда и поэтапно приблизить оплату труда:

Учителей и других педагогических работников к средней заработной плате работников промышленности в Российской Федерации;

Иных работников образовательных учреждений к средней заработной плате аналогичных категорий работников промышленности в Российской Федерации.

Уже на первом этапе оплата труда педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего профессионального образования будет приближена к удвоенному размеру средней заработной платы работников промышленности в Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение

Работникам образования на основе повышения оплаты труда и создания отраслевой пенсионной системы будет обеспечен достойный уровень пенсионного обеспечения.

Уже на первом этапе начнется создание отраслевой профессиональной пенсионной системы для работников образования. За счет этой системы и средств образовательных организаций будут обеспечены, в частности, повышенные пенсии по возрасту для профессорско-преподавательского состава, научных работников и других категорий педагогических работников.

При этом педагогическим работникам, имеющим педагогический стаж свыше 25 лет, взамен пенсии за выслугу лет будет предоставлено право на получение надбавки за стаж работы при продолжении ими педагогической деятельности.

Социальное обеспечение обучающихся, вопитанников, студентов и аспирантов

Детям и молодежи, обучающимся в образовательных учреждениях, гарантируется:

Защита жизни, сохранность здоровья, физическое воспитание дошкольников, учащихся, студентов и аспирантов;

Адресное предоставление академических и социальных стипендий, а также законодательно устанавливаемых пособий учащимся и студентам из малообеспеченных семей и другим определенным категориям учащихся;

Содействие трудоустройству и занятости студентов, аспирантов, выпускников образовательных учреждений.

Финансирование системы образования

Государственная политика в области финансирования образования обязана обеспечить на первом этапе опережающий рост расходов на систему образования в общем объеме государственных расходов и существенное повышение их эффективности, создание условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников.

Для реализации целей и задач, определяемых доктриной, обеспечивается достижение следующего уровня финансирования системы образования.

На первом этапе (до 2004 года) - темпы роста бюджетных средств будут опережающими по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета.

Начиная с 2001 года будут предусматриваться целевые средства на развитие образования, в том числе на информатизацию образовательных учреждений.

Будут расширены возможности привлечения в сферу образования средств из бюджетов семей и других внебюджетных источников.

На втором этапе (до 2010 года) - следует обеспечить темпы роста объемов бюджетного финансирования образования в соответствии с темпами роста ВВП. Дополнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий.

На третьем этапе (до 2025 года) - при сохранении темпов роста бюджетного финансирования произойдет дальнейшее увеличение поступления в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников.

В соответствующих бюджетах на очередной финансовый год, а также за счет иных источников, устанавливаемых законодательством, должны предусматриваться средства в объемах, необходимых для реализации положений действующего законодательства об образовании в Российской Федерации.

Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.

В последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, поэтому доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества.

Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.

Определение государственной стратегии в области развития системы дошкольного образования

Основные направления развития дошкольного образования: сравнительный анализ ФГТ и ФГОС Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и вступит в силу с 1 января 2014 года. Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова. ФГОС начнет активно работать только в 10 регионах страны, в остальных субъектах РФ ФГОС начнет реализоваться в 2016 году. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» п.6, ст. 2 дается определение «Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». Таким образом, ФГОС – это стандарт качества дошкольного образования. По словам Александра Асмолова «Стандарт дошкольного образования – это, прежде всего, стандарт поддержки разнообразия детства». Почему возникла необходимость разработки ФГОС для дошкольных учреждений? Это требование нового закона «Об образовании» - дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования, и это значит, что оно теперь должно работать в соответствии со стандартами, т.к все уровни образования стандартизируются. Стандарты разрабатываются, чтобы придать российскому образованию единство. ФГОС дошкольного образования дает право на получение качественного дошкольного образования. В ФГТ проблема качества дошкольного образования сужена до проблемы качества условий осуществления образовательного процесса. Таким образом, государство, общество и родители воспитанников направляют свои моральные и материальные усилия на организацию процесса образования дошкольников вне зависимости от достижения результата. ФГОС выравнивает дошкольное образование с другими образовательными системами непрерывного образования Российской Федерации. По данным мониторинга состояния и развития системы 1 дошкольного образования (мониторинг проводился Министерством образования и науки РФ), на сегодняшний день российское дошкольное образование функционирует в системе непрерывного образования РФ по «остаточному принципу» обеспечения всеми группами ресурсов (кадрами, финансами, нормативными документами, программно-методическими комплектами и др.): - сеть дошкольных учреждений только на 60% по стране удовлетворяет потребность населения РФ и, таким образом, не обеспечивает конституционное право всех желающих граждан России на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Стандарт призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении дошкольного образования; - в финансировании отмечается высокая региональная и муниципальная дифференциация (муниципалитеты, будучи на 80% дотационными, не могут ресурсно обеспечить нормальное функционирование системы и, соответственно, равные условия получения дошкольного образования на всей территории РФ); - педагогические работники системы дошкольного образования России имеют в целом более низкий образовательный уровень, чем их коллеги из общего образования (для сравнения: в системе дошкольного образования трудятся около 40% работников с высшим педагогическим образованием, в системе общего – более 90%); - средняя заработная плата педагогов-дошкольников составляет лишь 70% от средней заработной платы педагогических работников системы общего образования; - оценка труда работников дошкольного образования в виде награждения отраслевыми и государственными наградами осуществляется также по остаточному принципу как в количественном, так и в «качественном» отношении (удельный вес педагогов ДОУ, получивших указанные награды, во много крат меньше, чем их коллег – учителей школ; педагоги ДОУ, официально не являясь работниками системы общего образования, получают «не свои» награды – например, нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ», звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»). Разработанные новые стандарты должны изменить сложившуюся ситуацию, т.к. они определяют требования к материально-техническим, финансовым и кадровым условиям. ФГОС преследует цель создания равенства возможностей для каждого ребѐнка в получении качественного дошкольного образования. Специфика 2 дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. В стандартах говорится о том, что необходим отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий. Стандарт требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались Отличие дошкольного образования от общего заключатся и в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность, основу развития представляет игра. Дошкольное образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг. Основной принцип этого документа: сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека. Государственный образовательный стандарт регламентирует содержание образования, определяя его минимум. Дошкольное образование стало элементом государственной гарантии. До сих пор к дошкольному образованию предъявлялись федеральные государственные требования. Отличие в том, что стандарты, помимо требований к структуре программы и условиям ее реализации, содержат и требования к результатам ее освоения, это принципиальное новшество. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте для дошкольных учреждений четко прописаны требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. Раздел: требования к структуре основных образовательных программ. Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе ФГОС с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые разрабатываются опытными специалистами и будут размещены в федеральном реестре. 3 Стандарт предлагает внятное разъяснение относительно двух предписанных законом частей образовательной программы (п.II.5). Дело в том, что закон требует различать в основной образовательной программе «обязательную часть» и «часть, формируемую участниками образовательных отношений» и эти разъяснения представлены в терминах, хорошо знакомым дошкольным педагогам: - обязательная часть программы – это еѐ комплексная часть. - «часть, формируемая участниками образовательных отношений» – это те парциальные программы, которые педагоги могут, как выбрать из существующих, так и разработать самостоятельно. Мера соотношения этих двух частей установлена не жѐстко, а в виде диапазона (60% и 40%), в пределах которого каждый детский сад сможет определить более подходящее для себя соотношение (п. II.6). В стандартах определен порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов Программы, т.е перечислены требования к разделам основной общеобразовательной программы(п. II.7). Новое то, что основная программа может не включать в себя примерную программу, а разрабатываться самостоятельно (это право определено законом) и тогда она должна быть представлена развѐрнуто. Если излюбленная примерная программа будет включена в федеральный реестр – то детский сад сможет просто сослаться на неѐ, т.е можно будет оформить ее в виде ссылки на соответствующую Примерную программу (п. II.8). Порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов Программы избираются авторами с учетом предложенной структуры основной образовательной программы в соответствии с еѐ спецификой. Это важный момент, учитывая принципиально разные подходы к взаимосвязям содержательного материала в разных дошкольных программах. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, так же может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу. Этот момент не выглядит принципиальным, но хоть как-то снижает «бумажное» давление на детские сады. Еще одно новшество, необходим дополнительный раздел Программы. Этот раздел включает текст Программы и еѐ краткую презентацию. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей воспитанников и доступна для ознакомления (п. II.9). Необходимо также отметить, что новый стандарт направлен на снижение образовательной нагрузки на детей. В нем предусмотрен 4 индивидуальный подход к каждому ребенку. Другими словами, детей не будут загонять под одни требования. Решение задач развития детей будет происходить в пяти образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и области физического развития. Разработчики ФГОС четко говорят: стандарт, должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение: не сад должен готовить ребенка к школе, а школа - готовиться к ребенку: вундеркинду, проблемному в социализации, недостаточно развитому и пр. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребѐнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребѐнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребѐнка дошкольного возраста. Дошкольный ребѐнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребѐнка через «ворота детской игры». «Это стандарт, который позволяет услышать ребенка, – сказал декан факультета психологии образования РГГУ Николай Веракса. – Раньше вся система образования стремилась понимать ребенка, давала ребенку систему знаний, которая ему нужна, а вот услышать ребенка – это новое, основное, что было взято за основу данного стандарта. Голос ребенка особенно ценен: если мы не будем его слышать, не будет никакой любознательности, произвольности (способности к овладению деятельностью), инициативности, готовности меняться. Это новый шаг в понимании детства». Авторы нового стандарта дошкольного образования полагают, что реализация этого проекта позволит превратить детские сады в адекватные учреждения дошкольного образования, в которых не будет погони за школьными знаниями. Раздел: условия реализации основных образовательных программ. Требования к психолого-педагогическому контексту реализации программы выглядят продуманными, тщательными и системными. Инновационное: (п.III.4) в группе может проводиться оценка развития детей…педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психологопедагогической диагностики (или мониторинга). Участие ребѐнка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей) Предельная наполняемость групп устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (п. III.5), жаль, 5 что Совет Министерства образования не учел мнения разработчиков стандартов. На дискуссионных встречах они доказывали, что на одного взрослого должно быть не более 15 детей. Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.В стандарте отражены и требования к самим педагогам дошкольного образования. Подготовка воспитателя обязательно должна вестись с учетом психологической подготовки, получения знаний о возрастных особенностях детей. Намечен гуманистический аспект их деятельности. Ключевая позиция разработанных стандартов – воспитатель должен не только обладать знаниями, но и уметь общаться с детьми – перекликается с позициями «Профессионального стандарта педагога». У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Перечисленные формулировки (п. III.6) выглядят замечательно и вполне отражают как характерные родительские ожидания от профессии воспитателя, так и научно-педагогические представления о грамотной организации его деятельности. Однако во многом они не соответствуют ни фактическому положению дел в большинстве садов, ни той подготовке, которую педагоги получили в институтах и училищах. В этом и заключается основная сложность – нужно сломать стереотипы, ментальность, которая была задана всей системой профессиональной подготовки наших воспитателей. «Каждая группа должна непрерывно сопровождаться воспитателем в течение всего времени пребывания воспитанников» (п. III.15.1) – это соответствует минимуму кадрового обеспечения сейчас. Также «реализация программы осуществляется иными педагогическими работниками» (п. III.15.2) – это лишь подчѐркивает, что хоть какие-то педагоги-специалисты кроме воспитателей «на группе» должны участвовать в реализации образовательной программы. Какая-либо мера их численности не уточняется. Это хуже нынешнего положения дел, когда всѐ-таки ещѐ действуют некоторые нормативы относительно музыкальных руководителей, руководителей физической культуры, логопедов и т.д. «В создании условий, необходимых для реализации образовательной программы, принимают участие помощники воспитателя» (п. III.15.3) – т.е. деятельность помощников воспитателя также должна рассматриваться в связи с образованием, а не уходом и присмотром (хотя в полной ли мере или только отчасти – неочевидно из текста). 6 Перечислены требования к развивающей предметнопространственной среде. Основными понятиями стандарта являются термины «индивидуализация» и «социализация». На данном этапе развития у ребенка формируется особая позиция к миру: создается его система общения, усваиваются этические нормы, поэтому в дошкольных учреждениях должна создаваться специальная образовательная среда. Развивающая предметнопространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Эти требования выглядят действительно адекватными позитивным перспективам развития дошкольного образования. Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования предполагает выполнение СанПин. В Требованиях к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования «Реализация Программы требует от Организации осуществления управления образовательной деятельностью, методического обеспечения реализации Программы, ведения бухгалтерского учѐта, финансовохозяйственной и хозяйственной деятельности, необходимого медицинского сопровождения» (п.III.15.4) – этот пункт подчѐркивает, что соответствующие статьи расходов рассматриваются как необходимые для реализации образовательной программы, должны финансироваться государством и не могут быть переложены на плечи родителей. Четко прописаны в новом стандарте и затраты на пребывание ребенка в детском саду. Государство берет на себя все расходы по образованию детей, оставляя на родителей затраты на уход и присмотр. Другими словами, при желании родители смогут немного сэкономить на оплате детского сада. Например, если родители выберут кратковременную форму пребывания ребенка в детском саду, которая включает в себя только образовательную часть. В этом случае, родителям можно будет вообще не платить за детский сад, поскольку ребенку не нужно будет готовить, убирать и стирать за ним. Так же подчеркивается, что должны предусматриваться расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их деятельности (п.III.20), главное чтобы эта статься расходов обеспечивалась необходимым финансированием. 7 Раздел: «Требования к результатам освоения программы…» Здесь можно сказать о главном достоинстве этого раздела – о трактовке результатов дошкольного образования как целевых ориентиров. Такая позиция соответствует и мировому опыту нормирования дошкольного образования: не требования к результатам детей, а ориентиры для взрослых, которые они могут соотнести с реальным развитием воспитанников. Если к целевым ориентирам дошкольного образования отнести «характеристики личности ребѐнка на этапе завершения дошкольного образования», то по содержанию перечень этих характеристик выглядит достаточно цельно, в нѐм выделены не внешние, а те сущностные черты, которые не противоречат бесконечной множественности вариантов развития детей-дошкольников. Дискуссионной можно считать форму подачи: оправдано ли целевые ориентиры представлять в виде «психологического портрета идеального ребѐнка» (это всѐ-таки косвенно настраивает педагогов на то, что их целью является не многообразие раскрытия личностных возможностей детей – а приближение к некоему единому идеалу). В стандарте дошкольного образования четко прописано, что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т.е верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. При этом отмечается, что заниматься этим может только специально подготовленный педагог-психолог и только с согласия родителей. Александр Асмолов отметил, что "Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребѐнку. Никакого тестирования, аттестации, проверки знаний дошкольника не будет". Таким образом, разработанный стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности. 8 9

Современное дошкольное образование - это первая государственная форма, в рамках которой осуществляется профессиональная воспитательно-образовательная работа с детьми.

Значимость

Социокультурная значимость дошкольного образования определяется особенностями возраста. Так, возраст от трех до семи лет - это самый чувствительный период, который характеризуется особенно быстрыми изменениями в интеллектуальном, социальном, физическом, эмоциональном и языковом развитии ребенка. Положительный жизненный опыт и основа для успешного развития, заложенные в дошкольном возрасте, создают базу будущего разностороннего развития ребенка. В этом и состоит значимость дошкольного образования.

Правовое регулирование ДО в РФ

В России дошкольное образование регулируется федеральным законом «Об образовании», который вступил в силу в 2013 году. Этот документ определяет формы и методы, содержание и принципы ДО (дошкольного образования), а также ожидаемые социокультурные и общественно-государственные результаты реализации программы. Федеральный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) является ориентиром для специалистов ДОУ, работников системы ДО, семей, широкой общественности.

Основные задачи дошкольного образования

Основными задачами ФГОС ДО определяет:

  1. Охрану жизни и укрепление психологического и физического здоровья детей от 2 месяцев до 7 лет, необходимую коррекцию недостатков в физическом или психологическом развитии.
  2. Сохранение и поддержку индивидуальности воспитанника, развитие индивидуальных особенностей личности, творческого потенциала каждого ребенка.
  3. Формирование общей культуры, развитие нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств воспитанников, ответственности, самостоятельности и инициативности.
  4. Формирование предпосылок к дальнейшей успешной учебной деятельности в общих образовательных учреждениях системы образования.
  5. Обеспечение разнообразия и вариативности содержания программ дошкольного образования, методов и форм воспитания с учетом возрастных особенностей воспитанников, потребностей и способностей детей.
  6. Обеспечение возможностей для развития каждого дошкольника в период детства вне зависимости от пола, нации, языка, места проживания, социального статуса или других особенностей (в том числе ограниченных физических возможностей).
  7. Обеспечение межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия общественных и педагогических объединений.
  8. Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения развития дошкольника, оказание необходимой помощи родителям дошкольника по вопросам воспитания и обучения.

Система дошкольного воспитания в РФ

Система дошкольного образования в России - это воспитание, развитие и обучение, присмотр и оздоровление детей от 2 месяцев до 7 лет. Осуществляется дошкольное образование в ДОУ (детских образовательных учреждениях), но это не единственные компоненты системы. Еще есть городские и областные Управления дошкольного образования.

Сегодня в РФ насчитывается более 45 тыс. ДОУ. Современная организация дошкольного образования осуществляется через ясли, детские сады, центры дошкольного образования и другие учреждения. Более подробно об учреждениях ДО, принципах и программах дошкольного воспитания будет рассказано далее.

Характерные черты

Современное частное и государственное дошкольное образование в Российской Федерации имеет основные характерные черты. Во-первых, система обеспечивает целостный характер учебно-воспитательного процесса, его воспитывающий и развивающий характер. Это означает, что в ДОУ обеспечивается целостное медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение ребенка.

Кроме того, именно в дошкольном возрасте начинает формироваться общая культура, условия для сохранения и укрепления здоровья детей, интеллектуальные, нравственные, моральные, физические, творческие, эстетические и личностные качества. Целостность системы также обеспечивается преемственностью дошкольного и начального школьного уровней образования.

Во-вторых, в учреждениях ДОУ обеспечивается комфортная эмоциональная обстановка и образовательная среда, разносторонне развивающая ребенка. Дети могут выбирать, как проявлять самостоятельность в соответствии с собственными склонностями и интересами. Это обеспечивается вариативностью и разнообразием образовательных программ дошкольного образования.

Предполагаемые результаты реализации госполитики

Ожидается, что введение ФГОС позволит значительно улучшить образовательное пространство в РФ. Общая государственная политика призвана обеспечить:

  1. Качество образовательно-воспитательного процесса. В результате реализации ФГОС ожидается создание системы, гарантирующей положительные условия для качественного образования на всех уровнях (дошкольное, начальное, среднее и старшее школьное, дополнительное, специальное, высшее и так далее). Также планируется индивидуализировать образовательно-воспитательный процесс за счет вариативности и разнообразия программ, средств и методов обучения, сделать российское образование конкурентоспособным не только по содержанию, но и по качеству образовательных услуг.
  2. Доступность образования. Общедоступное и бесплатное дошкольное, а также основное образование обеспечивается всем гражданам РФ, вне зависимости от национальности, пола, расы, возраста, состояния здоровья, социальной принадлежности, религии, убеждений, языка и других факторов. Высшее и среднее специальное образование граждане РФ могут получать бесплатно на конкурсной основе.
  3. Достойная оплата труда педагогов. Необходимо достичь уровня оплаты, который бы обеспечивал конкурентоспособность сферы образования на рынке труда.
  4. Пенсионное обеспечение. Работникам сферы образования в перспективе должны быть гарантированы не только достойные зарплаты, но и достаточный уровень пенсионного обеспечения. Уже на сегодняшний день работникам, стаж которых насчитывает более 25 лет, вместо пенсии за выслугу лет предоставлено право на надбавку за стаж при продолжении педагогической деятельности.
  5. Социальное обеспечение воспитанников, учащихся, студентов и аспирантов. В рамках этого пункта детям и молодежи, которые учатся в образовательных организациях, гарантируется защита жизни, обеспечение сохранности здоровья, физическое воспитание. Студентам обеспечивается адресная материальная помощь (стипендии, пособия), содействие трудоустройству.
  6. Финансирование образовательной системы. Бюджет на образование должен увеличиваться опережающими темпами по отношению к другим государственным сферам, а средства - расходоваться более эффективно. Между отдельными ДОУ материальное обеспечение должны эффективно распределять местные Управления дошкольного образования.

Учреждения дошкольного образования

Учебно-воспитательный процесс в рамках системы ДО реализует сеть ДОУ. Наиболее распространенным учреждением данного типа является детский сад. Кроме того, в России существуют и другие виды ДОУ:

  1. Общеразвивающие ДОУ. Как правило, в общеразвивающих детских садах приоритетным выделяется одно или несколько направлений воспитания (например, интеллектуальное, физическое или художественное).
  2. Детские сады компенсирующего типа. Такие учреждения предназначены для детей с какими-либо отклонениями в развитии.
  3. ДОУ присмотра и оздоровления. В таких ДОУ приоритетно осуществляются оздоровительные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия.
  4. Комбинированные учреждения. В состав комбинированного детского сада могут входить группы для детей с различными отклонениями, оздоровительные и общеобразовательные группы.
  5. Центры дошкольного развития. Это ДОУ, где равное внимание уделяется оздоровлению, психическому и физическому развитию, коррекции возможных отклонений всех воспитанников.

В рамках дошкольного образования в России воспитывается 63 % (5,8 млн) детей соответствующего возраста. При этом еще около миллиона детей числятся в очереди на получение места в ДОУ.

Помимо привычных типов ДОУ, в настоящее время развитие получили группы кратковременного пребывания детей (интересно, что такие группы родители выбирают не вместо обычных детских садов, а параллельно с ними), дошкольные группы на базе школ или учреждений ДО, а также обучение детей в рамках семейного воспитания.

Принципы воспитательно-образовательного процесса

Основными принципами дошкольного образования в России являются:

  • всестороннее развитие ребенка, отвечающее возрасту, состоянию здоровья, индивидуальные особенностям;
  • решение образовательно-воспитательных задач в процессе совместной деятельности взрослых с детьми, а также самостоятельной деятельности воспитанников;
  • взаимодействие с семьями (родители должны быть не сторонними наблюдателями, а принимать активное участие в реализации программы);
  • максимальное приближение к разумному минимуму в образовательно-воспитательном процессе (это значит, что поставленные задачи нужно реализовывать только на необходимом и достаточном материале);
  • обеспечение целостности образовательного процесса и так далее.

Направления развития ребенка в ДОУ

В тексте ФГОС употребляется понятие «занятие», хотя дети дошкольного возраста воспринимают мир через игру, а не занятие в стандартном понимании. Так что в этом случае слово «занятие» употребляется в смысле «занимательное дело». Обучение должно проводиться через игру.

В рамках ДОУ приобретение ценного опыта необходимо обеспечить в таких направлениях:

  1. Физическая активность (спортивные игры, ходьба, лазание, прыжки, катание на самокате, велосипеде, бег и другие виды двигательной активности).
  2. Коммуникативная деятельность (общение, взаимодействие с другими детьми, со взрослыми, владение устной речью).
  3. Познание и исследование (исследование объектов окружающего мира, эксперименты).
  4. Элементарная трудовая деятельность (навыки самообслуживания, бытового труда, труда в природе).
  5. Художественное восприятие (восприятие художественной литературы и устного народного творчества).
  6. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
  7. Конструирование из различных материалов (строительство из конструктора, природного материала, бумаги, конструирование различных моделей).
  8. Музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, пение, хореография).

Порядок работы дошкольных учреждений

Детские сады, как правило, работают с 7-8 до 18-19 часов пять дней в неделю, что приближено к государственному рабочему дню. Есть также круглосуточные ДОУ, десятичасовой и четырнадцатичасовой режимы работы детских садов.

Количество детей в группах определяется заведующим ДОУ (исходя из предельной наполняемости). В группах для детей от двух месяцев до года должно быть максимум 10 воспитанников, от года до трех - 15, от трех до семи - 20 детей.

Прием в дошкольные учреждения и льготы

С 2009 года детские сады не могут принимать детей самостоятельно, для этого формируются специальные комиссии по комплектованию ДОУ. Это правило не касается частных детских садов. Для приема в ДОУ родителям необходимо предоставить комиссии пакет документов, который включает в себя свидетельство о рождении ребенка, паспорт одного из законных представителей, медкарту ребенка, документ, который подтверждает льготу (при ее наличии). Комиссия принимает решение и выдает направление в детский сад. Также в комиссии помогут с выбором ДОУ с учетом особенностей и состояния здоровья ребенка.

Право на внеочередной прием в детские сады имеют:

  • дети-сироты, усыновленные, приемные, находящиеся под опекой;
  • дети, чьи родители в детском возрасте остались без попечения родителей;
  • дети граждан-инвалидов (если инвалидность наступила вследствие аварии на ЧАЭС);
  • дети судей, следователей, прокуроров.

На первоочередной прием в ДОУ имеют право:

  • дети из многодетных семей;
  • дети сотрудников милиции, военных;
  • дети, один из родителей которых имеет инвалидность.

Дети одиноких родителей и педагогических работников имеют преимущественное право приема. Кроме того, на преимущественное право могут рассчитывать дети, чьи родные братья и сестры уже посещают группы данного ДОУ.

Проблемы дошкольного образования в РФ

Дошкольное образование в России (несмотря на все действия государства в этом направлении) является недоступным для значительной части населения. Так, в группы набирают больше детей, чем допустимо; образовательные программы готовят воспитанников к школе, а не отдают предпочтение играм; нормы пожарной безопасности и санстанции превращают ДОУ в стерильные, безликие боксы. Частично проблемы могут решить частные детские сады.

Также для дошкольного образования в России характерен недостаток педагогических кадров. На данный момент во многих ДОУ работают люди, которые подготовлены по устаревшей модели или вообще не имеющие педагогической подготовки. Социальный статус профессии остается низким, уровень зарплат педагогических работников - недостаточным.

Основные направления развития системы

Цели развития дошкольного образования связаны с проблемами российского общества. Так, стратегические цели образования включают:

  1. Введение современных образовательных программ.
  2. Переход на заключение эффективного контракта с педагогами и руководителями ДОУ.
  3. Демократизацию образования.
  4. Сохранение и укрепление единства образовательного пространства.
  5. Подготовку и переподготовку педагогических кадров.
  6. Реформу управления образования и так далее.

Перспектива реформирования ДО вселяет надежду на положительные изменения в данной сфере.

Реформирование системы дошкольного воспитания, начатое с конца 80-х годов и продолжающееся до сегодняшнего дня, направлено на решение новых целей и задач обновляемого общества, вставшего на путь демократизации всех сфер жизни.

Нынешний этап общественного развития , наступивший во второй половине ХХ века, характеризуется серьезными, динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда.

В результате этого от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.

В трудах многих зарубежных и отечественных мыслителей прослеживается важная идея необходимости уважительного отношения к маленькому человеку - ребенку, необходимость защиты его прав на свободу и развитие. В связи этим выдвигаются и обосновываются гуманистические принципы воспитания и образования. Гуманизм - совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил. Передовые мыслители на первое место всегда выдвигали и выдвигают права человека на его свободу, и в связи с этим высшей ценностью объявляется человек с его взглядами, индивидуальными особенностями.

На современном этапе развития человечества люди пришли к выводу, что необходимы международные документы, в которых должны быть закреплены основные права и свободы человека. В 1948 г. международное сообщество разработало и приняло в ООН документ «Всеобщая декларация прав человека». В 1950 г. Совет Европы на основе Всеобщей декларации прав человека принимает Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Уже во Всеобщей декларации прав человека отмечалось что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». В 1950 г. международное сообщество принимает Декларацию прав ребенка, а в 1989 г. Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций - Конвенцию о правах ребенка.

Конвенция (от лат.conventio) - договор, соглашение. В связи с тем, что наша страна подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, все последующие законодательные акты должны быть согласованы со статьями данного международного документа.


В преамбуле (вводной части к законодательному акту (Конвенции)) подчеркивается, что дети имеют право на особую заботу и помощь, признается, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.

Конвенция о правах ребенка состоит из трех частей и 54 статей. Первая часть включает в себя 41 статью. В статье 1 этого раздела четко указывается, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Все статьи этого раздела направлены на определение прав ребенка, защиту его безопасности, здоровья и обеспечение его интересов. Особое внимание в статьях 6, 7, 8 уделяется правам ребенка на жизнь, здоровое развитие, на имя и приобретение гражданства, подчеркивается право знать своих родителей, сохранять свою индивидуальность.

В статьях 9 и 10 особое внимание уделяется проблеме прав ребенка и родителей. В документе записано, что государства-участники обеспечивают родителям право не разлучаться со своим ребенком, если это делается вопреки желанию ребенка. Если же компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в интересах ребенка, указывается право ребенка на воссоединение с семьей.

Впервые в международном документе декларируются права ребенка на выражение своих взглядов по всем затрагивающим его вопросам (статьи 12-17). В статье 16 записано, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную, семейную жизнь. В статье 17 важное место отводится средствам массовой информации в обеспечении ребенка сведениями в области культуры и социальной защиты.

В статье 19 подчеркивается , что государства-участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления со стороны родителей, законных опекунов или любых других лиц, заботящихся о ребенке.

В статьях 20-25 излагаются права детей и обязанности государства, связанные с системой усыновления, получения статуса беженца, а также всей необходимой медицинской помощи. Статья 24 Конвенции посвящена тем мерам, которые государства-участники должны применять для снижения уровня детской смертности; борьбе с болезнями и недоеданиями; предоставлению матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды; развития просветительской работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования семьи.

Важное место в статье 27 отводится правам ребенка на такой уровень жизни, который обеспечивал бы его физическое, умственное, духовное, нравственное и социальное развитие. Указывается, что родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.

В статье 28 Конвенции о правах ребенка признается его право на образование, на то, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, не травмирующих человеческое достоинство ребенка.

Статья 29 гласит о целях образования:

Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объеме;

На подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими и религиозными группами;

На воспитание чувства уважения к окружающей природе.

В дополнение к этому в статье 31 подчеркивается право ребенка на досуг, игры и развлекательные мероприятия, соответствующие его возрасту.

Ряд статей (32-36) рассматривает защиту детей от любой экономической, сексуальной эксплуатации; от незаконного приобщения их к употреблению наркотических и психотропных веществ; от похищения, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме.

В Конвенции имеются положения (ст. 37-41), в которых подчеркивается, что государства-участники обеспечивают права ребенка в случае нарушения им законов. При этом дается перечень определенных прав для лиц, совершивших противоправные действия, еще не достигнув 18 лет.

Особое внимание следует обратить на статью 41, имеющую важное значение для работников системы образования, особенно образовательных учреждений разного звена.

Здесь изложены права ребенка в случае нарушения им уголовного законодательства :

Презумпция невиновности, пока вина не будет доказана согласно закону;

Безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетентным, независимым и беспристрастным органом;

Свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины;

Полное уважение к личности ребенка, его личной жизни на всех этапах разбирательства;

В случае необходимос-ти предоставление бесплатной помощи переводчика.

Ко второй части Конвенции относятся статьи 42-45. В них определяются действенные средства для широкого информирования о принципах и основных положениях как взрослых, так и детей. Кроме того, предлагаются пути контроля за выполнением всех положений Конвенции государствами, которые подписали и ратифицировали этот документ. Учреждается Международный комитет по правам ребенка, члены которого избираются государствами-участниками из числа своих граждан, обладающих высокими нравственными качествами и компетенцией в области, охватываемой Конвенцией.

В третьей части отмечается, что Конвенции открыта для подписания всем государствам. Статьи 46-54 раскрывают процедурно-правовые вопросы, дающие государствам право вносить определенные изменения в статьи, подчеркивается, что поправки вступают в силу по утверждению документа Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций.

Конвенция о правах ребенка основана на общечеловеческих ценностях, самой главной из которых является человек и его ребенок. В ней отражены социально-нравственные, правовые нормы международного значения, признанные всеми народами мира. В основу Конвенции о правах ребенка положены достижения педагогической мировой науки о признании ребенка полноценной, полноправной личностью.

Впервые такой документ международного значения провозгласил приоритет интересов детей, его свободы. Свобода нужна ребенку для интеллектуального, морального, психического и физического развития.

Конвенция о правах ребенка впервые поставила государства перед необходимостью учитывать права ребенка при создании и принятии нормативных документов, касающихся обучения и воспитания, жизни в семье и отношений в обществе. Государства-участники должны, основываясь на ее содержании, создавать нравственно-правовое и образовательное пространство для полноценного развития каждого ребенка с учетом его возрастных возможностей.

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы.

Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены на:

Обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;

Совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;

Улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации образования - усиления внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами.

Это нашло отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ «Об образовании» (1992), в котором утверждается гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободы развития личности, защиту национальных культур, культурных традиций народов России, общедоступность и др.

В Законе Российской Федерации об образовании (ст. 12) говорится о том, что деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами.

В соответствии с этим в 1995 г. было подготовлено и утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Оно регулирует деятельность государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

В разделе I «Общие положения» определены основные задачи дошкольного образовательного учреждения:

Охрана жизни и здоровья детей;

Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В соответствии с Типовым положением все дошкольные учреждения делятся на определенные виды в зависимости от специфики их деятельности:

Детский сад общеразвивающего типа;

Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;

Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Таким образом, Типовое положение закрепило все виды детских образовательных учреждений, которые складывались в истории развития дошкольного воспитания.

В разделе II «Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения» разъясняются порядок создания, регистрации дошкольных образовательных учреждений, выдачи им лицензии (разрешения).

В соответствии с Законом Российской Федерации об образовании каждое дошкольное учреждение создает свой устав - это документ, в котором четко устанавливаются цели и задачи учреждения, основные направления работы, вариативность используемых образовательных программ. В уставе определяются права дошкольных работников, отношения с родителями воспитанников, а также дополнительные платные образовательные услуги. Режим работы дошкольного образовательного учреждения устанавливается договором между детским садом и учредителем и фиксируется в уставе дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии со своими уставными целями и задачами образовательное учреждение может оказывать дополнительные услуги сверх основных образовательных программ с учетом потребностей семьи на основе договора с родителями.

В разделе III «Комплектование дошкольного образовательного учреждения» предлагается порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети от 2-х месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения. Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные учреждения любой направленности при наличии условий для коррекционной работы на основании заключения психолого-медико-педагогической консультации.

Раздел IV «Участники образовательного процесса» указывает, что таковыми являются воспитанники, родители (лица, их заменяющие), педагогические работники. Взаимоотношения между детским садом и родителями регулируются родительским договором, в котором отражаются взаимные права, обязанности и ответственность сторон. В этом же разделе подчеркивается, что отношения воспитанника и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и представления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, подтвержденную документами об образовании.

Права, социальные гарантии и льготы работников дошкольных образовательных учреждений определяются законодательством Российской Федерации, уставом детского сада, трудовым договором (контрактом).

Работники дошкольного образовательного учреждения имеют право на:

Участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом учреждения;

Защиту профессиональной чести и достоинства.

Все работники дошкольных образовательных учреждений проходят аттестацию. Молодые специалисты (выпускники учебных заведений) аттестацию проходят через три года работы.

В разделе V «Управление дошкольным образовательным учреждением» указано, что общее руководство осуществляет совет педагогов, а порядок его избрания, компетенции определяются уставом дошкольного образовательного учреждения. Непосредственное руководство деятельностью дошкольного учреждения осуществляет заведующий.

В заключительном VI разделе «Имущество и средства учреждения» раскрываются положения об имуществе и средствах дошкольного учреждения, приводятся нормативы наполняемости групп в зависимости от категории и возраста детей.

Типовое положение закрепляет права, регламентирует виды дошкольных учреждений, особую значимость придает уставу дошкольного учреждения. В этом документе обращается внимание на то, что отношения педагогических коллективов должны строиться на основе уважения их прав, учета их индивидуальности.

Для современной системы дошкольного общественного воспитания актуальны задачи реабилитации детей, коррекции их здоровья. Создаются специализированные учреждения, группы для детей с различными нарушениями здоровья: с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с туберкулезной интоксикацией и т.п. Проявлением гуманного отношения к детям-инвалидам стало создание в дошкольных учреждениях групп, образовательная работа в которых поможет интеграции этих детей в общество.

В последние годы получили широкое распространение учебно-воспитательные комплексы «Детский сад - начальная школа» (УВК), в которых дети воспитываются и обучаются до 10-11 лет. Такому образовательному учреждению присущи преемственность, непрерывность дошкольного и начального школьного образования.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, воспитываются в домах ребенка (до 3 лет), а затем - в детских домах, интернатах. Количество детей, нуждающихся в таких учреждениях, стремительно растет: по данным Министерства образования РФ, в 1997 г. их было 800 тыс. Имеющиеся детские дома переполнены; изыскиваются новые формы воспитания сирот фактических и социальных (при живых родителях, лишенных прав или возможности растить своих детей).

Открываются приюты, организуется «шефство» взрослых над детьми, когда сирот берут в семьи на каникулы, на выходные дни.

Создается институт патронажных семей : люди берут детей в свою семью, оформляются воспитателями детского дома и получают деньги на содержание ребенка и за свой труд родителей-воспитателей. Педагоги детского дома помогают родителям-воспитателям, делят с ними ответственность за жизнь, здоровье, воспитание сирот. Поиск новых форм организации воспитания детей-сирот идет в направлении отказа от казенных учреждений, приближения общественного воспитания к условиям семейного.

Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и развитию образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимости существенных изменений прежнего хода функционирования учреждения. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), что выражается в переходе учреждений в режим развития.

На сегодняшний день можно с уверенностью констатировать факт формального или содержательного перехода большинства дошкольных образовательных учреждений в режиме поиска. Данный режим является переходным на пути к качественным изменениям и переводу ДОУ в режим развития. Другой аспект связан с качественными признаками данного перехода: насколько инновации, реализуемые в ДОУ, соответствуют насущным потребностям и возможностям его развития, удовлетворяют интересы и потребности детей, родителей, педагогов, способствуют достижению устойчивых высоких показателей развития. Поэтому вопрос определения актуальных проблем в развитии ДОУ становится наиболее важным.

Проведенный анализ существующих концепций, проектов и программ в сфере дошкольного образования позволяет определить ряд базовых тенденций в развитии системы:

  • · гуманизация - определяет примат личностного развития субъектов (родителей, педагогов, детей), центрацию образовательного процесса на ценностях человеческого развития, ориентацию на всестороннее и гармоническое становление личности, перевод субъекта на позицию самоуправляемого развития в процессе раскрытия сущностных сил. Гуманизация образования - это процесс, направленный на развитие личности как субъекта творческой деятельности, что «составляет и важнейшую характеристику образа жизни педагогов и воспитанников, предполагающую установление подлинно человеческих (гуманных) отношений между ними в педагогическом процессе» и является ключевым компонентом нового педагогического мышления, сфокусированного вокруг идеи развития личности
  • · демократизация связывается с расширением прав и полномочий участников образовательного процесса, направленностью на удовлетворение индивидуальных потребностей и запросов субъектов. Это предполагает создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества воспитанников и педагогов, их заинтересованного взаимодействия, а также широкое участие общественности в управлении дошкольным образованием;
  • · диверсификация определяется как необходимое и достаточное разнообразие типов и видов учреждений, образовательных услуг и подходов к их реализации в целях удовлетворения разнообразных и разносторонних запросов участников образовательного процесса в ДОУ.

Проекция выделенных оснований на учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении по-новому представляет все его подсистемы.

В связи с этим появляется ряд базовых принципов, обеспечивающих реализацию названных направлений в процессе развития ДОУ и его участников:

  • · принцип человекосообразности (единство культуро- и природосообразности).
  • · принцип целостности педагогического процесса и комплексности целей;
  • · принцип активности и равнопартнерства в педагогическом взаимодействии всех субъектов педагогического процесса.

Модернизация управления дошкольным образовательным учреждением связывается с многообразием видов и технологий управления, обеспечивающих комплексное и всестороннее воздействие управляющей системы на управляемую систему ДОУ в рамках мотивационного и программно-целевого подходов, мотивационного программно-целевого управления, соуправления, рефлексивного управления и самоуправления. Показателями качественной трансформации управления ДОУ в первую очередь являются новые принципы:

  • · демократизации и гуманизации;
  • · системности и целостности управления;
  • · централизации/децентрализации;
  • · взаимосвязи и разделения стратегического, тактического и оперативного уровней управления и соответствующих им видов управления (традиционное, рефлексивное, самоуправление);
  • · единоначалия и коллегиальности;
  • · объективности и полноты информации в принятии управленческих решений.

На современном этапе существует ряд проблем в развитии инновационного процесса в ДОУ, в частности, такие, как:

  • Ш совмещение инновационных программ с существующими в ДОУ;
  • Ш раскол педагогического сообщества и сосуществование представителей различных педагогических концепций;
  • Ш несоответствие новых типов дошкольных образовательных учреждений ожиданиям, требованиям родителей;
  • Ш потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;
  • Ш потребность в новых педагогических кадрах;
  • Ш приспособление новшеств к новым условиям;
  • Ш проблема изменения, оптимизации, замены новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного;
  • Ш проблема воспроизводства инновационности и формирования условий, способствующих этому.

На основе анализа существующих концепций развития дошкольного образования к ведущим направлениям инноваций в ДОУ можно отнести утверждение гуманных субъект-субъектных отношений, развитие творческих возможностей, интеллектуальных сил детей; индивидуальное творческое развитие личности ребенка; развитие связи практиков и исследователей в области инноватики.

Изменение основных установок современного образования позволяет рассматривать развитие ребенка как процесс его саморазвития, где образование выступает формой психического развития дошкольника, а нормативы развития трансформируются в понимание развития как нормы (В.Т. Кудрявцев, 2007).

Соответственно, основные тенденции развития дошкольного образования связаны с установкой на создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения индивидуального развития детей дошкольного возраста. Насыщенное и безопасное жизнепроживание, событийность, связность взрослого и ребенка в образовательном процессе, приоритет развивающих и воспитательных задач в ДОУ способствуют благоприятной социализации детей и закладывают базовые компетентности дошкольника в освоении мира и присвоении культуры.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов