Почему физическая активность так важна для правильного развития ребенка? Физическое развитие ребенка в домашних условиях.

23.09.2020

Статья отражает физическое воспитание детей в детском саду группы Ранний Возраст, значение физического воспитания; рассматривается актуальность темы статьи; в качестве примера приводится работа педагогов детского сада №69 Марина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические условия физического развития детей раннего возраста в ДОО

Каждый день у нас, ребятки,

Начинается с зарядки!

Физическое воспитание детей является важнейшей частью системы воспитания человека. Оно напрямую связано с сохранением и укреплением здоровья детей, основы которого, как известно, закладываются с детства.

Здоровье не существует само по себе, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе с самого раннего возраста. Именно поэтому, этот период – ранний и дошкольный возраст – является важным и ценным. В это время у ребенка формируются важнейшие двигательные навыки, создаются предпосылки дальнейшего развития личности, закладываются основы здоровья. В детстве определяются для ребенка основные ценности, формируется отношения с окружающим миром, себя в нем, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществления себя в них, накапливается опыт.

В настоящее время, сохранение и укрепление здоровья детей, является важной задачей как семьи, так и общества, государства. Для взрослого поколения, занимаясь воспитанием детей, нельзя упускать этот период и необходимо прилагать максимальные усилия в этом направлении. Ведь здоровье детей – это будущее нашей страны. Только здоровое молодое поколение сможет обеспечить рождаемость здоровых детей, создать здоровый потенциал на будущее.

Рассматривая сегодняшний день, хочется обратить внимание на многообразие развивающих занятий для детей разного возраста и разного направления. Они пользуются большим успехом и популярностью у родителей. Практически в каждой семье ребенок ходит на такие занятия как иностранный язык, шахматы, изобразительное искусство, компьютер и так далее. Все это способствует развитию умственных способностей ребенка, повышению его интеллекта. Но на второй план уходит физическое развитие, меньше внимания уделяется двигательной активности, что отрицательно сказывается на здоровье ребенка.

К сожалению, статистические данные не радуют своими показателями. Известно, что:

  • физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей;
  • 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
  • 90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны;
  • только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми;
  • 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95%- находятся в «третьем состоянии»;
  • возросла общая заболеваемость детей на 21.6 тыс. на 100 тыс. соответствующего населения за 5 лет.

Укрепить здоровье детей, поддержать его и сохранить помогает физическое воспитание . По определению , оно означает педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма ребенка, на формирование двигательных навыков, умений, знаний, на воспитание физических качеств.

Процесс физического воспитания, как комплекс мероприятий, направленный на развитие растущего организма, его функций, является приоритетным и актуальным во всей воспитательной работе детского дошкольного учреждения.

Целью физического воспитания является формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка.

К задачам физического воспитания относятся:

  • оздоровительные;
  • образовательные;
  • воспитательные.

Оздоровительные задачи:

  1. охрана жизни и укрепление здоровья (обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма);
  2. всестороннее физическое совершенствование функций организма;
  3. повышение работоспособности и закаливание.

Образовательные задачи:

  1. формирование двигательных умений и навыков;
  2. развитие физических качеств;
  3. овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи:

  1. воспитание интереса и потребности в знаниях физическими упражнениями;
  2. разностороннее, гармоничное развитие ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).

При помощи средств физического воспитания достигаются определенные цели. Приложение 1.

Физическое воспитание в группе Ранний Возраст

В ГБДОУ детский сад №69 Марина Красногвардейского района физическое воспитание осуществляется по экологически оздоровительной программе Вячеслава Семеновича Коваленко «К здоровой семье через детский сад».

Данная программа является результатом теоретических исследований в области различных форм оздоровительной деятельности с детьми пренатального и раннего возраста, дошкольного и школьного возраста. В течении 6 лет проводились работы и накопление опыта в рамках программы « К здоровой семье через детский сад» по восстановлению семейных традиций воспитания детей. Была создана «Школа родителей» детского сада №111 и женской консультации №22 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Программа « К здоровой семье через детский сад» нацелена на переориентацию детских дошкольных учреждений к системе «Школы родителей» - системе совместного воспитания родителей и детей с помощью высококвалифицированных специалистов (педагогов и работников медицины) и методического обеспечения садов. Из всех звеньев системы образования именно детский сад сегодня реально занимается оздоровлением детей и может продемонстрировать родителям особенности воспитания и оздоровления ребенка любой возрастной группы.

Программа « К здоровой семье через детский сад» является расширением опыта экологической оздоровительной программы. В ее основе и рекомендациях заложены исследования не только в области медицины, гомеопатии, остеопатии, педагогики, но и экологии. Как известно, дети наиболее чувствительны к загрязнению окружающей среды.

В программе В.С.Коваленко раздел физического воспитания представлен системой оценки физического здоровья ребенка и системой мероприятий и профилактический технологий . Нацелена программа на повышение функциональных резервов организма и обеспечение безопасности физических тренировок.

Экологически оздоровительная программа для детей включает в себя девять основных разделов:

  1. диета
  2. закаливание
  3. физическое воспитание
  4. стоматологическая профилактика
  5. обеспечение экологической безопасности
  6. повышение сопротивляемости организма
  7. вакцинотерапия и вакцинопрфилактика
  8. нормализация психологического микроклимата
  9. консультирование ребенка, родителей, персонала.

Физическим воспитанием детей в детском саду занимается педагог по физическому воспитанию, а также воспитатели группы. Для поддержания интереса детей к занятиям по физкультуре широко используются сюжетные и игровые формы, дыхательные упражнения. Систематическое проведение занятий способствует:

  • всестороннему физическому развитию детей,
  • формированию и совершенствованию навыков основных движений,
  • формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия,
  • воспитывает хорошую привычку заниматься спортом.

Физическое развитие детей в группе Ранний Возраст выполняется в соответствии с режимом двигательной активности . Приложение 2.

Каждый день воспитанники группы Ранний Возраст приглашаются на утреннюю гимнастику в музыкальный зал совместно с другими группами. Занятие проводит педагог по физкультуре под музыку. Выполняются основные физические упражнения (наклоны, приседания, повороты и т.д.). Дети с удовольствием занимаются, стараются, возвращаются в группу довольными и бодрыми.

Согласно расписанию, по вторникам, средам и четвергам, проводится нормативно-образовательная деятельность - физическое развитие. Дети совместно с педагогом по физическому воспитанию отправляются «поездом» из игровой в музыкальный зал. Занятие организуется в игровой форме, используется спортивный инвентарь, сопровождается музыкально. Дети учатся ходить группой друг за другом, маршировать, формируются навыки обращения со спортивным инвентарем (например, мяч, обруч), развивается координация, внимание.

С наступлением лета, занятия из музыкального зала переносятся на открытый воздух – проводятся на улице.

Помимо спортивной деятельности, проводимой педагогом по физической культуре, физическим воспитанием детей в группе Ранний Возраст занимаются непосредственно воспитатели группы. Ими проводятся физкультминутки. Чаще всего это пальчиковая гимнастика или дыхательные упражнения. Они, соответственно, направлены на развитие мелкой моторики и развитию дыхательного аппарата, подбираются по сезону, по темам. Очень нравятся детям. Проводятся чаще в минуты ожидания каких либо режимных моментов (например, перед раздачей обеда). Иногда воспитанникам группы предлагается самостоятельно проводить такие упражнения, что находит активную поддержку с их стороны. Приложение 3.

Согласно режиму двигательной активности все дети сразу после пробуждения проходят тренажерный путь. Он состоит из нескольких колючих ковриков разного формата и валиковой дорожки. Проходят его босиком, переходя из спальни в игровую. Отзывы детей при этом самые разные! Совершая тренажерный путь происходит массаж стоп, активация соответствующих центров на них, ускоряется процесс просыпания.

Кроме тренажерного пути после сна воспитателями группы проводится в помещении игровой гимнастика – Комплекс Воробьева. Она занимает около 7 минут времени, проводится без обуви. В результате этой гимнастики улучшается кровообращение, нормализуются обменные процессы. В ее завершении дети благодарят друг друга.

Для развития спортивных навыков и физических качеств воспитанников в игровом зале силами воспитателей и под содействием педагога по физической культуре создан спортивный уголок. Он включает:

  • спортивный инвентарь (мячи большие, маленькие; мягкие ленточки с кольцом, обручи);
  • спортивные атрибуты (флажки, погремушки);
  • настенную мишень для бросания мячей;
  • массажные коврики, массажные мячи, а также самодельные массажные тренажеры из киндер-яиц, соединенных в цепочку – используются детьми для массажа спины друг другу;
  • картотеку пальчиковой, глазной, дыхательной гимнастик и картотеку подвижных игр;
  • следы детских ног на полу, ведущие к спортивному уголку и следы детских ладошек на стене, следуя по которым дети тянуться вверх.

Весь инвентарь, приспособления и картотека спортивного уголка активно используется в свободное время, дети находят всему применение. Приложение 4.

В рамках расписания организуется совместная деятельность по физической культуре. К ней относят физкультурный досуг – в музыкальном зале педагогом по физкультуре проводятся эстафеты, спортивные конкурсы для детей младшей группы. Мероприятие непродолжительное по времени, но очень интересное. Проводится 1 раз в месяц.

День здоровья проводится обобщенно с другими группами с участием каких либо героев (например, микробы, фея чистоты). Педагогами подготавливается сценарий, согласно которому организуются эстафеты, конкурсы, задания разного характера. Акцент делается не только на развитие физических качеств, но и укрепляются и расширяются познания детей о гигиене, о строении тела, о пользе и вреде для нашего здоровья разных факторов воздействия. В игровой форме дети с наибольшим вниманием проявляют интерес и участие к информации такого типа, активно соревнуются.

Самым интересным и захватывающим зрелищем являются спортивные праздники с участием родителей! Праздник проходит по сценарию, главные роли играют воспитатели группы с участием педагога по физическому воспитанию. Очень запомнился праздник, приуроченный ко Дню защитника отечества, - дети соревновались вместе с папами! (или со ˝спортивными˝ мамами). Восторгу детей и родителей не было предела! Пройдя спортивные испытания совместно со своим родителем, каждую семью награждали грамотой и маленьким подарком.

Анализируя работу педагога по физической культуре и труд воспитателей группы Ранний Возраст, наблюдается положительная динамика в развитии детей, усваиваются многие физические навыки, развиваются физические качества, укрепляется здоровье, улучшается осанка, происходит закаливание организма, прививается интерес к спорту. Например, многие дети впервые попадая в группу не умеют ходить «поездом» держась друг за друга- со временем получается освоить хоровод. Многие научились прыгать на одной ножке, ловить, катая по полу мяч, крутить обруч на руке. Такие маленькие для каждого ребенка победы стоят многих усилий, как самих детей, так и воспитателей и педагогов. Хочется, чтобы все это нашло поддержку и со стороны родителей, которые всегда беспокоятся за своего ребенка, за его здоровье. Хочется, чтобы они чаще находили возможность посещать детские мероприятия, были ближе к жизни ребенка в детском саду, к нему самому!

Приложения

Приложение 1

Средства физического воспитания

Средства

Цель

Условия применения

Физические упражнения: гимнастика(основные движения, общеразвивающие упражнения, построения и перестроения, танцевальные упражнения); игры (подвижные, сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта); спортивные упражнения (катание на велосипеде, плавание, скольжение и т. д.); простейший туризм (пеший, лыжный) – основное специфическое средство физического воспитания

Используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания

Обеспечивают эффективное решение задач физического воспитания, если выступают в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка

Психогигиенические факторы: общий режим занятий, питания, отдыха, сна, гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, помещения – дополнительное средство физического воспитания

Повышают эффективность воздействия физических упражнений

Психофизиологический комфорт ребенка

Эколого-природные факторы: солнце, воздух, вода

Усиливают положительное влияние физических упражнений на организм и повышают его работоспособность. Используется для закаливания организма

Положительный эффект этого средства достигается только при экологически чистой природе

Приложение 2

Режим двигательной активности

Организованные формы двигательной деятельности

длитель

ность

понедельник

вторник

среда

четверг

пят

ница

1половина дня:

Физическое развитие

1половина дня:

Художественно-

эстетическое

развитие «музыка»

Физкультминутки

Утренняя гимнастика

Гимнастика после сна Комплекс Воробьева

Тренажерный путь

Прогулка (подвижные игры и физические упражнения

1 половина дня

2 половина дня

Продолжение приложения 2

Продолжение приложения 2

Организация совместной деятельности

Совместная деятельность

Длительность

Особенности организации

Физкультурный досуг

10-15

1раз в месяц

Спортивные праздники

2-3 раза в год

День здоровья

1 раз в 2 месяца

Приложение 3

Пальчиковая гимнастика.

1.Мы капустку рубим-рубим,

(поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капустку солим-солим,
(складываем пальцы в щепотку и поочередно поглаживаем подушечки пальцев)

Мы капустку трем-трем,

(потирать кулачок о кулачок)

Мы капустку жмем-жмем.

(сжимать и разжимать кулачки)
И в рот кладем
(отправляем щепотку в рот и приговариваем: "Ням-ням!")

2. Колыбельная

(поочерёдно загибать пальчики на ручке)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик лишь уснул,

Этот крепко, крепко спит

Тихо носиком сопит...

3. Шарик

Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

Приложение 4

Список литературы

1 Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012

2 Деркунская В.А. Родничок здоровья: технологии здоровьесберегающего сопровождения в опыте работы дошкольного образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие.- Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009

3 Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,- 2002

4 Научно-методический журнал Детский сад: теория и практика №5 2013

5 Интернет-ресурсы

6 Сборник рабочих документов Оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад», Санкт-Петербург, 2000


В самые разные игры, от прыжков со скакалкой до кидания мяча, и эти игры способствуют формированию сильного тела.

В наше время искусство игры пережило сильные изменения, ведь сегодня дети больше времени проводят за видеоиграми, а не играя физически. Но всё же, лучшее, что могут сделать для своих детей родители – придумать игры, стимулирующие физическое развитие вашего чада.

Повторяем за ведущим

Для маленьких детей скоординированные движения – очень важный навык. Большинство игр и спортивных занятий требуют совместной работы детей, хотя бы незначительной. Дети младше пяти лет не особенно любят соревноваться, но им нравится двигаться вместе.

К примеру, повторение – крайне эффективная для маленьких детей. Двое или больше детей повторяют за ведущим серию физических упражнений. На детской площадке ведущий может вскарабкаться на горку и съехать с неё, пройтись по узкому бордюру или сбежать вниз по лестнице.

Детям нужно лишь делать то же самое. Эта игра и другие совместные, но не соревновательные игры, такие как «хоровод» или «мостик», более всего интересны детям в возрасте от трёх до пяти.

Игра в мяч

По мере того, как малыш растёт, его движения становятся более уверенными и ему проще реагировать на окружающий мир. Игра с мячом помогает развивать хорошую координацию групп крупных мышц, а также зрительно-моторную координацию. Игра в «вышибалы», баскетбол, футбол и бейсбол – все эти игры прекрасно подходят для детей от пяти лет.

Очень важно помнить, что дети, младше 9-10 лет, ещё не совсем понимают концепции совместной работы и не всегда умеют достойно проигрывать. Им ещё трудно интерпретировать эмоции других людей и ставить себя на их место. Для большей эффективности постарайтесь сосредоточить внимание детей помладше на важности совместных действий.

В этом возрасте малыш уже начинает получать удовольствие от соревнований. Соревновательные и командные игры особенно нравятся им, поскольку они видят, что успех зависит от их усилий, ловкости и проницательности. Такие игры могут на всю жизнь привить ребёнку любовь к физическому спорту.

Потанцуем

Дети любого возраста и любого пола любят танцевать. Исследования показали, что прослушивание музыки и понимание музыкального ритма и темпа повышает математические способности. А танцы улучшают пространственное мышление и гибкость.

Уроки танцев, любых танцев, от бальных и джазовых до уличных и народных, помогают детям понять все возможности их тел, а также научиться выражать эмоции в движении. Когда дети начинают самостоятельно придумывать танцы и самовыражаться через них, их тела становятся сильнее и гибче.

Цель физических занятий

Главная цель знакомства детей с физическими играми и занятиями с ранних лет – помочь им найти подходящую физическую активность, которая увлечёт их на всю жизнь. Не нужно ставить целью сделать из малыша успешного спортсмена, вам нужно лишь помочь ему обнаружить то занятие, которое он полюбит настолько сильно, что сможет достичь в нём успеха.

Сосредоточьтесь на том, чтобы познакомить своих детей с самыми разными физическими играми и видами спорта и помогите найти то, что заинтересует их более всего. Не нужно превращать игру в тяжёлую работу, подсчитывая все победы и поражения. Ничто так не отвратит малыша от спорта и физических занятий, как страх проигрыша.

Видео — Танец-игра для детей 4-5 лет

В этой статье:

Физическое развитие детей в возрасте 2-3 лет протекает достаточно динамично, чтобы родители смогли самостоятельно зафиксировать видимые изменения. На втором году жизни малыш с каждым месяцем становится тяжелее примерно на 200-250 г, рост его увеличивается на 1 см.

А вот в три года физическое развитие уже не настолько активно. За год ребенок вырастает не более чем на 7-8 см, тогда как масса увеличивается всего на 2-2,5 кг за целый год. Это связано с увеличивающейся двигательной активностью крохи, а также с большим расходом энергии, необходимой организму для совершенствования заложенных ранее органов и систем жизнеобеспечения.

Как развиваются основные системы малыша

Центральная нервная система у ребенка становится более совершенной. Сокращается время, необходимое малышу для сна, он больше бодрствует и не так устает, как раньше. Кроха в возрасте 2-3 лет уже способен целенаправленно концентрироваться на каком-то определенном деле в течение 10-15 минут. Связано это с совершенствованием функций коры головного мозга, развитием памяти, связанной с событиями, которые происходили до двух месяцев назад.

Ребенок начинает лучше говорить, его словарный запас с каждым днем становится более богатым. Заметно улучшается и работа сердечно-сосудистой системы. Она уже не испытывает того напряжения во время работы, как раньше, частота ударов сердца составляет около 86-90 раз в минуту, то есть максимально приближается к частоте ударов сердца взрослого человека.

Заметно развивается и опорно-двигательный аппарат. Скелет малыша становятся более крепким за счет окостенения. Процесс это длительный, он будет продолжаться до 25 лет. Тем не менее в возрасте 2-3 лет кости малыша уже достаточно крепкие, что позволяет сохранять правил
ьную осанку в вертикальном положении.

В этот период продолжает укрепляться мышечно-связочный аппарат. Движения уже не такие хаотичные, более координированные и разнообразные. Дети устают, если долгое время нет возможности изменить позу.

Некоторые изменения касаются и желудочно-кишечного тракта. Мышечный слой стенки желудка активно развивается, кишечный тонус повышается. Лучше начинает работать мочевыделительная система. Мочевой пузырь у детей в три года увеличивается в объеме в 4 раза, тогда как число мочеиспусканий снижается почти в 10 раз.

Следует учитывать, что из-за недостаточной развитости спинного мозга и рецепторов мочевого пузыря в возрасте 2-3 лет возможны «происшествия». К концу третьего года большинство малышей вовремя справляются с потребностью
сходить в туалет и тщательнее следят за собственным внешним видом.

Нужно также понимать, что навык опрятности у каждого малыша формируется в свое время. Если один ребенок готов самостоятельно пользоваться туалетом еще до того, как ему исполнится два года, то другой «созреет» лишь к началу четвертого.

В этом возрасте у детей активно развиваются системы дыхания и пищеварения, поэтому важно следить за правильным питанием и обязательно проводить мероприятия, позволяющие предотвратить простудные заболевания.

Возможные проблемы детей в 2-3 года

Физическое развитие малышей в возрасте 2-3 лет часто сопровождается целым рядом проблем. Речь идет о:

  • пневмониях;
  • диатезах;
  • рахитах;
  • анемии и пр.

Все эти недуги больше беспокоят детей на первом году жизни, тем не менее полностью о них забыть не получится еще как минимум до трех лет.

Дети в 2-3 года демонстрируют эмоциональную лабильность, часто меняя настроение. У большинства именно в этом возрасте проявляются индивидуальные черты характера. Взрослым нужно учитывать это, выстраивая линию поведения и общения с малышом.

Несмотря на то, что у ребенка в этом возрасте происходит активное развитие мышечной системы, характеризующееся нарастанием мышц, он достаточно часто травмируется. Связано это с усиленным развитием двигательной активности и недостаточным при этом контролем над движениями.

В возрасте 2-3 лет у ребенка продолжают развиваться лимфатические узлы, аденоиды и миндалины. Именно это, как ни странно, становится основной причиной последующего развития воспалительных процессов:

  • лимфаденита;
  • аденоидита;
  • тонзиллита.

У двухлетних малышей можно часто встретить сильно увеличенные периферические лимфоузлы, что проявляется
частыми ОРВИ и насморками. К окончанию второго года у ребенка должны прорезаться основные молочные зубы.

Учитывая, что у ребенка в этом возрасте увеличивается число контактов с другими детьми и взрослыми, тогда как иммунитет не до конца окреп, нужно стараться ограждать его от людей с признаками вирусных заболеваний. Кроме того, именно в этом возрасте малыши подвержены детским инфекциям типа:

  • скарлатины;
  • кори;
  • ветрянки;
  • дифтерии и пр.

Защитить ребенка от болезней сможет своевременно проведенная иммунизация, а также избегание слишком людных мест.

Нужно помнить о том, что в младшем возрасте недостаток внимания к здоровью ребенка повлечет за собой серьезные последствия, и прежде всего станет причиной формирования заболеваний хронического типа. Именно поэтому так важно не пренебрегать прививками и правильным уходом за малышом.

Критические периоды в жизни ребенка

Анализируя физическое развитие детей в возрасте 2-3 лет, специалисты пришли к заключению, что в этом возрасте малышам необходимо будет пережить несколько критических периодов.

Причин, формирующих благоприятную почву для развития кризисов, предостаточно. У детей в возрасте 2-3 лет нарастает сила и подвижность нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность, при этом для нервных процессов характерна быстрая истощаемость. Проявляется это частыми перепадами настроения, излишней раздражительностью, плаксивостью, быстрой утомляемостью, невнимательностью, психомоторной возбудимостью.

Внешне у детей это может проявляться следующим образом:

  • малыши грызут ногти;
  • накручивают пряди волос на пальцы;
  • не могут заснуть продолжительное время;
  • совершают хаотичные движения.

В младшем возрасте у детей изменяется тип крови, которая становится максимально близкой по составу к крови взрослого человека, вместе с этим повышается активность ответственных за аллергию веществ.

У некоторых детей в этот период можно наблюдать
ускоренный рост, что будет требовать дополнительного правильного питания. Вслед за ростом малыша может не успевать развиваться сердечная мышца, и это тоже нужно учитывать, планируя физическое воспитание крохи.

Впрочем, отметим, что в заботе и поддержке нуждаться будет даже здоровый малыш, который в возрасте 2-3 лет вынужден переживать кризисы физического развития. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы не только помочь малышу справиться с ними, но и улучшить состояние его здоровья путем создания подходящих условий для нормального физического развития.

Какие это должны быть условия? Прежде всего:

  • соблюдение режима питания и сна;
  • закаливание;
  • регулярные прогулки на улице.

Подробнее об этом ниже.

Прогулки на улице

Прогулки на свежем воздухе ребенку в 2-3 года нужны не только для того, чтобы доставить ему удовольствие и не дать скучать. Регулярные «вылазки» будут способствовать усилению основных процессов, протекающих в детском организме в это время, начиная от улучшения тонуса мышц и заканчивая мозговой активностью.

В начале третьего года жизни малыши могут гулять в коляске
или на детском велосипеде, чтобы прогулка была как можно более продолжительной. В течение прогулки необходимо придумывать для крохи разные игры и занятия, стимулируя его к движению. В возрасте двух лет малыши уже с удовольствием катаются на велобеге (велосипеде без педалей), на самокате, а ближе к трем годам - на роликах.

Естественно, что в этом возрасте такие катания не могут быть продолжительными. Но даже 10 минут на велобеге или самокате положительно повлияют на физическое развитие ребенка 2-3 лет, обеспечивая ему необходимую нагрузку.

Режим дня и питания

На физическое развитие детей в возрасте 2-3 лет огромное влияние оказывает соблюдение режима дня. Очень важно, чтобы ребенок спал необходимые ему 10-11 часов в ночное время и 2-2,5 часа в дневное. Сон малыша должен быть спокойным и крепким, поэтому желательно не перегружать его желудок перед отходом ко сну, не перевозбуждать нервную систему подвижными играми.

Не менее важным для малыша этого возраста является
питание. Ест кроха 4-5 раз в день, то есть в среднем каждые 3 часа. Разрабатывая меню для ребенка, нужно учитывать, что он должен получать сбалансированные блюда, обеспечивающие его энергией и питательными веществами для развития.

В меню должны входить продукты с большим содержанием белков, углеводов, витаминов. Чтобы малыш рос здоровым, крепким и активным, он регулярно должен получать молочную продукцию, мясо, рыбу, каши, овощи и фрукты, а вот кондитерские изделия в рационе такого крохи должны появляться редко и в ограниченном количестве.

Процедура закаливания малыша

Чтобы закаливание положительно влияло на физическое развитие детей в возрасте 2-3 лет, родители должны проявить достаточно терпения и усердия, выстраивая свои действия
согласно определенному графику. Каждая болезнь малыша в период закаливания отбросит процесс назад, после чего нужно будет все начинать сначала – именно поэтому далеко не все родители берутся за это дело.

Тем не менее, если задаться целью, то закаливание можно организовать таким образом, чтобы процедура не ограничивала возможностей ни взрослых, ни ребенка. Что могут сделать родители, не желающие утруждать себя измерением температуры воды и отслеживанием продолжительности купания? Приведем перечень простых и полезных манипуляций:

  • частое проветривание помещения, где проводит время ребенок;
  • воздушные ванны для крохи, когда ему будет позволено походить голышом и босиком по полу (холодные стопы совсем не означают, что ребенку холодно, это всего лишь реакция детского организма на снижение температуры);
  • прогулки босиком по песку, траве, камушкам на улице в летнее время;
  • домашние игры и упражнения для тренировки силы, выносливости, гибкости;
  • регулярные прогулки независимо от погоды и времени года с велобегом, роликами, самокатом или лыжами;
  • посещение спортивных секций.

Эти простые мероприятия помогут малышу чувствовать себя более активным, здоровым, энергичным и полным сил для новых подвигов.

Игры для физического развития ребенка

Ниже рассмотрим несколько простых и интересных игр, которые смогут положительным образом повлиять на физическое развитие малыша в 2-3 года.

  1. «Подъемный кран». Малышу предлагают лечь на живот на кровати таким образом, чтобы он слегка свешивался с ее края. Перед кроватью раскладывают детали конструктора и предлагают ребенку вообразить себя подъемным краном, поднимая игрушки с пола каждой рукой по очереди. Играть можно под веселую музыку, обязательно подбадривая кроху за успешные подъемы.
  2. «Цветок». Суть игры сводится к тому, чтобы малыш вообразил себя на этот раз красивым цветком, который умеет спать ночью и просыпаться днем. В состоянии сна ребенок должен будет сесть на пол, сдвинуть прямые ноги впереди себя и наклониться к ним лбом как можно ниже. С наступлением пробуждения «цветок» сможет принять обычное положение с поднятыми вверх руками.
  3. «Собака». Малышу нужно предложить повторить за собакой - почесать «лапкой» за ухом. Важно, чтобы ребенок пробовал чесать ухо правой и левой ногами по очереди.
  4. «Большой и маленький». Малышу предлагают вообразить себя волшебником, который умеет превращать людей в великанов и карликов. Пусть кроха вообразит себя карликом и посидит на корточках на полу, после чего превратится в великана, постепенно поднимаясь на носки вверх.

Это далеко не все варианты игр, с помощью которых можно помочь физическому развитию ребенка в возрасте 2-3 лет и, что важно, заинтересовать его физическими упражнениями. Фантазируйте, изучайте тематическую литературу, общайтесь с родителями малышей, которые целенаправленно и успешно занимаются физическим воспитанием деток, перенимая успешный опыт.

Современный мир предоставляет детям и родителям множество вариантов для развлечения и обучения, но часто в гонке за новинками взрослые допускают ошибку, не уделяя достаточно внимания физическому развитию подрастающего поколения.

Гаджеты, компьютеры, разнообразные игровые панели увлекают кроху, а родителям дают возможность решать бытовые вопросы. Ведь что может быть проще, чем включить мультик и заняться своими делами? Но такое поведение родителей все чаще приводит к печальным последствиям. Отсутствие у крохи интереса к подвижным играм, гиподинамия, сниженный интерес к окружающему отрицательно сказывается на общем развитии малыша. Снижение тонуса мышц, низкая гибкость и малая подвижность суставов могут стать причиной разных заболеваний.

Одна из задач родителей, занимающихся воспитанием детей дошкольного возраста – обеспечение условий для привлечения внимания карапуза к активному образу жизни, увлечению спортом.

Акцент на спортивный образ жизни должен быть сделан сразу после рождения ребенка, оказывать влияние на весь период взросления.

Физическое развитие – изменения в организме, происходящие на протяжении всей жизни, указывающие на общее состояние тела и внутренних систем.

Спортивный, внешне и внутренне натренированный малыш лучше справляется с различными инфекционными заболеваниями, имеет устойчивую психику, бодр и весел.

Дети дошкольного возраста по природе своей очень активны. Бегая и прыгая, тренируя мышцы и улучшая кислородный обмен между клетками, они, таким образом, укрепляют сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы.

Понимая важность физического развития детей, родители задаются вопросами:

  • в каком возрасте начинать заниматься физическим развитием чада?
  • как помочь освоить необходимые навыки?
  • на что обратить внимание?

Чтобы ответь на эти вопросы, необходимо разобраться, каким образом происходит становление организма, какие периоды проходит карапуз от рождения до похода в школу, и какие действия помогут развить необходимые навыки.

Основные периоды развития физических способностей детей с рождения до 9 лет

Периоды физического становления детей дошкольного возраста условно подразделяют:

  • Младенческий. С рождения до 12 месяцев;
  • Ранний. С 1 года до 3 лет;
  • Средний: 3-6 лет;
  • Старший: 6-9 лет.

Каждый из этих периодов подразумевает освоение определенного комплекса навыков, стимуляцию выработки умений и совершенствование уже изученных движений.

Каждый ребенок индивидуален и переход между возрастными группами может происходить чуть раньше или позже.

Оценка возможностей должна базироваться не столько на возрастных усредненных показателях, сколько на физическом состоянии организма крохи.

Что развиваем у ребенка с рождения до года

Развитие физических способностей на первом году жизни строится на умениях, которыми обладает ребенок. Беря за основу необходимые для освоения конкретного естественного навыка упражнения, взрослые помогают ему достигать первых важных побед.

Держим голову и поднимаем ее вверх

Сразу после рождения актуальным становятся массаж и нагрузки, укрепляющие мышцы шеи, чтобы кроха научился держать голову. С обретением этого навыка внимание родителей переключается на мышцы спины, рук и ног для постепенного поднятия туловища на локотках в положении лежа на животе. Освоение этих умений заложено природой, роль родителей – помочь малышу быстрее понять, как нужно действовать.

Улыбаемся и садимся

К трем месяцам движения карапуза все еще беспорядочны и плохо скоординированы. Стимулом для тренировки является реакция на звуки, зрительное восприятие взрослого. Улыбаясь и приветствуя желаемый объект всеми возможными способами, малыш напрягает и расслабляет практически все мышцы тела, давая им нагрузку. Это укрепляет мускулатуру, организм. Для помощи ребенку в комплекс ежедневных упражнений и массажа вводят новые элементы, позволяющие тренировать мышцы спины, позвоночника, рук, ног для постепенного перехода к новому положению – сидя.

Ползем, встаем и идем

При равномерном развитии и достаточной стимуляции двигательных навыков к шести месяцам большинство детей осваивают передвижение на четвереньках и умение поднимать собственное туловище в положение сидя. Поддерживая стремления карапуза одолеть новую плоскость, стоит задуматься о дополнительных нагрузках на мышцы ног и спины – поддерживайте желание крохи получить умение вставать, держась за мебель или поручень.

Упражнения, массаж, занятия на различных гимнастических снарядах, водные процедуры способствуют самостоятельному овладению навыка хождения к 10-12 месяцам.

Условия для физического развития

Внимание родителей к развитию физических способностей на первом этапе играет большую роль, но с освоением навыков ползанья и сидения хорошо давать карапузу изучать свои возможности самостоятельно. Полностью понять свое тело, научиться координировать движения – невозможно, если все время взрослые будут придерживать или оберегать от лишних действий.

После 6 месяцев желательно создавать ребенку необходимые условия, страховать, но не мешать изучать. Постоянные окрики, попытка убрать все предметы за исключением игрушек, резкое отрицание стремления забраться повыше не помогут малышу научиться всему необходимому, а на психоэмоциональном уровне вызовут излишнюю осторожность или даже страх перед неизведанным.

Первые игры

Во второй половине года вводятся первые полноценные игры с кубиками, машинками и куклами, мячом и т. д. Обучая игровым приемам с предметами, взрослые стимулируют у ребенка:

  • развитие нервного и костно-мышечного аппарата;
  • повышение общего тонуса мышц;
  • совершенствование психических функций;
  • появление воображения и мышления;
  • зарождение памяти и внимания;
  • речь;
  • формирование характера.

Отдельно стоит отметить, что развитие речи и таких черт характера как воля, терпение, настойчивость, играют важную роль в общем физическом становлении и дальнейших спортивных успехах.

  • массаж и упражнения для стимуляции развития навыков;
  • гимнастические упражнения в воде и на фитболе;
  • первичное закаливание;
  • введение игры, как основного типа познания окружающего мира;
  • стимулирование двигательной активности через привлечение малыша яркими игрушками и интересными предметами.

Ранний период физического развития (1-3 года) – время познания возможностей своего тела. Возраст характеризуется снижением темпа роста и набора веса. В год кроха вырастает на 8-10 см, вес существенно не изменяется. Достаточно часто за 12 месяцев малыш может набрать всего 2-3 кг. Это происходит из-за увеличения движений, усиленного освоения окружающего пространства.

С года до трех происходит интенсивное формирование внутренних систем. Для полноценного снабжения кислородом организм требует больше движения. Повышенная активность стимулирует приобретение новых физических навыков, помогает успешно укреплять мышцы, производить окостенение тканей и хрящей.

Движение – жизнь.

Именно в год ребенок полноценно вступает в фазу стремительного наращивания возможностей тела для последующего освоения множества умственных и физических навыков.

Переход от ходьбы к бегу

Научившись самостоятельно ходить, кроха, чувствующий поддержку родителей, стремится понять и изучить свои скоростные возможности. На ближайшие несколько лет бег станет основным видом перемещения малыша. Новые возможности и ощущения, полученные в результате освоения этого навыка, становятся мотиватором для изучения своего тела и окружающего мира. Роль родителей на этом этапе – страховать, но не сдерживать.

Осваиваем лестницу

Уже в один год полезно помочь карапузу освоить пеший поход ввысь. Сначала за ручку, потихоньку преодолевая небольшие пролеты по одной ступеньке, постепенно увеличивая количество. Это упражнение позволяет укреплять мышцы ног, давая понимание, как можно двигаться. К двум годам дети проявляют настойчивое желание делать это упражнение самостоятельно. Не препятствуйте, но будьте очень внимательны.

Прыгаем и лазаем

Осознав, что кроме ходьбы и бега по прямой, изучать окружающий мир можно и с высоты, ребенок начнет проявлять желание забраться повыше. Некоторые дети первые попытки покорить вершины проявляют еще до года, другие приходят к ним только ближе к 1,5 годам.

В каком бы возрасте ваш кроха не захотел забраться повыше, не мешайте ему. Страхуйте его стремление узнать, как все смотрится сверху. С первых попыток настоятельно показывайте, как нужно правильно слезать. Умение осторожно перевернуться на живот и поочередно спускать ноги, чтобы почувствовать опору – путь к уменьшению травм. Если по какой-то причине малыш не хочет осваивать спортивный комплекс, покажите на собственном примере, как это делать.

Бросаем и ловим

В возрасте 1-1,5 целесообразно начинать обучать кроху простым манипуляциям с мячом. Хорошо предложить научиться бросать мячики разного размера. Знакомство с этим видом игрушек происходит еще на первом году жизни, но с появлением возможности ходить и бегать, малыш начинает тренировать координацию рук и ног.

Для первых занятий подходят легкие резиновые мячи, удобные для захвата двумя руками, несильно надутые. Слегка приспущенный мяч меньше пружинит и ребенку легче его удерживать и бросать. Покажите, как выпустить мячик из рук, придать ему нужное направление, поймать.

Детям очень нравятся такие занятия, они с удовольствием бегают за упущенным предметом, нагибаются и разгибаются, чтобы поднять. Если показать, как играть в футбол, ребенок с удовольствием будет пытаться пнуть мяч.

Выносливость

Важное качество, доступное уже в раннем дошкольном возрасте, – выносливость. Постепенно увеличивая нагрузку, предлагая крохе длительные дальние прогулки, давая возможность вволю набегаться, мотивируя изучать возможности своего тела, легко вырабатывать это важное качество. Но стоит помнить, что малыш еще не вполне готов к полноценным путешествиям – после длительной прогулки ему необходим хороший отдых.

Ловкость

Не менее важной для физического развития является ловкость — умение скоординировать действия, легко повторить новое упражнение, подстроиться под правила игры, повторять и доводить до автоматизма различные движения.

Заинтересованный игрой малыш учится владеть собственным телом, быстро принимать решение, какое движение будет необходимо выполнить для решения поставленной задачи.

Развитие ловкости у детей дошкольного возраста подразумевает развитие мелкой и крупной моторики. Вводить игры с небольшими предметами необходимо уже в ранний период. Хорошо способствуют овладению этому навыку различные творческие занятия. Ловкость тела, зависящая от крупной моторики, находит свое развитие в подвижных играх. Необходимость уворачиваться, приседать или подпрыгивать – шаги в освоении собственного тела.

Координация движений

Большинство подвижных игр требуют от крохи быстроты реакции, что пока не доступно в силу возраста. Базовые навыки координации органов чувств и тела уже развиты достаточно хорошо, поэтому с 12 месяцев рекомендуется предлагать выполнять упражнения, требующие одновременных действий разными частями тела.

Начинать лучше с простого. Предложите вашему чаду обучиться кушать столовыми приборами без помощи. Не огорчайтесь из-за пролитого супа или перевернутой чашки. С каждой новой попыткой будет получаться лучше. Постепенно научите малыша самостоятельно одеваться и обуваться, выполнять несложные поручения по дому. Каждый раз, выполняя простые действия, кроха получает бесценный опыт овладения собственным телом.

Мелкая моторика

Ошибочно полагать, что физическому развитию ребенка способствует только крупная моторика, двигательные умения крупных частей тела. Умение выполнять действия при помощи пальцев рук и ног – важная составляющая правильного развития организма. Сосредоточившись на шнуровке, мозаике или пластилине, малыш незаметно для себя:

  • будет подбирать удобное для себя положение, давая нагрузку на разные группы мышц;
  • тренировать двигательно-зрительную координацию;
  • стимулировать развитие головного мозга;
  • развивать речь;
  • при помощи родителей запоминать правильное положение тела, сохраняя осанку.

Танцы

Мало кого музыка оставляет равнодушными. Умение передать внутренние ощущения при помощи движений важная составляющая физического, психического и умственного становления. Научите ребенка двигаться в такт музыке, показывать свои ощущения без слов. Такая гимнастика даст дополнительный стимул для развития эмоциональной сферы, внутренние порывы откроют новые грани физического совершенства.

К трем годам большинство детей уже достаточно хорошо владеют собственным телом. Физические нагрузки раннего периода способствуют развитию мышц. На первый план в среднем дошкольном возрасте выходит координация и умение держать равновесие. В этот период некоторые родители начинают подбирать для своих детей спортивные секции, другие усиленно обучают разнообразным видам игр с применением дополнительных средств: велосипед, самокат, лыжи и т. д.

Педиатры считают оптимальным возрастом для посещения спортивных секций 4-5 лет.

Именно к этому периоду организм ребенка готов к дополнительным нагрузкам, кости приобретают достаточную прочность, сохраняя гибкость. Но отдав кроху на обучение к специалистам, не стоит полностью перекладывать на них заботу о физическом развитии ребенка. Игры и подвижный образ жизни должны сопровождать малыша на протяжении всего периода взросления, независимо от того, ходит он в секцию или нет.

При достаточных нагрузках и внимании со стороны взрослых к 5 годам дети способны уже на многое:

  • удерживать некоторое время свое тело в заданном положении;
  • сохранять и быстро менять направление движения;
  • выполнять движение, сохраняя амплитуду и темп;
  • играя в мяч, ловить и уклоняться от него.

Скорость

В три года ребенок уже очень хорошо ходит и бегает, поэтому основным направлением развития в этот период становится увеличение скорости бега. Постепенно начинают применяться различные дополнительные движения, позволяющие на скорости манипулировать предметами, выполнять повороты и уклоны, не снижая скорости. Отдельным умением, на которое стоит обратить внимание в этом возрасте, является навык быстрой остановки во время бега. Очень важно научить кроху быстро останавливаться, чтобы избежать нежелательных столкновений, падений при неправильной группировке мышц.

Формированию навыков остановки, уклонения от предметов, быстрой смены направления способствуют простые игры – догонялки, салки, прятки. С трех лет малыш начинает интересоваться общением со сверстниками, поэтому эти игры желательно проводить в кампании детей.

Сила

Подражая взрослым, уже в конце раннего периода дети начинают проявлять интерес к разнообразным действиям, связанным с поднятием предметов, их передвижением. Позвольте вашему малышу тренировать свои навыки в бытовых вопросах. Идя из магазина, предложите ему отдельный пакетик с продуктами, дайте возможность помочь вам передвинуть или перенести стул или коробку с игрушками.

В трехлетнем возрасте хорошо ввести упражнения на удержание собственного веса:

  • подтягивания. Предложите крохе попробовать поднять собственный вес;
  • «мостик». Выгибание тела из положения лежа, удерживая вес на руках и ногах;
  • «березка». Лежа на спине поднять ноги как можно выше вверх, придерживая тело руками за спину.

Выносливость

Предлагая различные подвижные игры, длительные пешие прогулки, развлечения со спортивным инвентарем взрослые помогают тренировать выносливость. Это качество очень важно для посещения спортивных секций, активных занятий спортом, выработки и формировании игровых и физических навыков.

Ловкость

Средний дошкольный возраст предполагает усиленную работу по развитию мелкой и крупной моторики. Развитие уже имеющихся навыков и приобретение новых развивают общую ловкость ребенка, позволяя быстро, правильно, рационально находить вариант для решения поставленной задачи. Досконально изученные движения постепенно переходят в автоматический режим, позволяя ребенку совершать большое количество движений без дополнительных усилий.

Гибкость

Увеличение двигательных возможностей малыша в средний дошкольный период позволяют родителям вводить упражнения по развитию гибкости тела. Эта важная составляющая общей координации тела, позволяющая к 6-7 годам избавиться от неловких движений, привести малыша к плавным движениям, научить правильно входить в падения, предотвратить нежелательные последствия. Гибкость тела повышается через простые упражнения (наклоны, приседания) и занятия на гимнастических снарядах (фитбол, шведская стенка).

Равновесие

В 3-3,5 года хорошо начинать обучать навыку удержания равновесия. Научите кроху:

  • ходить по бревну;
  • стоять на одной ноге;
  • поворачивать голову, корпус, поднимать руки, не отрывая стопы от пола.

Велосипед, ролики, коньки, лыжи

С трех лет детям становятся доступны самые разные виды спортивного инвентаря. Хорошо, если ваш кроха освоит как можно больше в дошкольный период. Использование велосипеда, коньков, беговела, самоката:

  • дает хорошую нагрузку на мышцы;
  • развивает равновесие;
  • тренирует выносливость;
  • увеличивает ловкость;
  • приносит удовольствие и радость.

Позволяя своему ребенку осваивать множество разных видов двигательной активности, взрослые решают несколько задач дошкольного периода – формирование здорового крепкого организма, выработка иммунитета, развитие психоэмоциональной сферы ребенка.

Что должен уметь ребенок к 5-6 годам:

  • Контролировать свои движения. Уметь побежать или остановиться по команде;
  • Ловить мяч, стучать им об пол с последующим захватом;
  • Удерживать равновесие в течение 15-20 секунд, стоя на одной ноге;
  • Прыгать вверх и в стороны;
  • Передвигаться по бревну;
  • Кататься на велосипеде;
  • 3-5 раз перепрыгнуть через скакалку;
  • Застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, застежки.

6-9 лет – время больших изменений. В это время большинство детей начинает посещать школу, вступают в новую фазу своего развития. Полученный в дошкольный период спортивный опыт позволяет справляться с новыми вызовами, принимать новые условия жизни. Развитие организма к этому периоду переходит в спокойную стадию. До переходного возраста наблюдается резкий спад в скорости набора веса и роста. Снижается активность, малыш может некоторое время провести, сосредоточившись на заданиях.

Движение детей 6-9 лет становятся плавными, ритмичными. Будущий школьник может преодолевать достаточно большее расстояние, выполнять полный комплекс упражнений на протяжении 30-40 минут. Тело пропорциональное, двигательные навыки доведены до автоматизма. На первый план выходит работа по поддержанию высокого тонуса мышц на протяжении дня, контроль правильной осанки, постановки стоп.

ЗОЖ

При подготовке к школе и последующем обучении в начальных классах, родителям нужно внимательно отнестись к выработке основ здорового образа жизни. Подсказать, как уравновесить учебную нагрузку и физические упражнения, контролировать осанку при занятиях за столом, тщательно подбирать диету, позволяющую насыщать тело и мозг ребенка для усиленной умственной нагрузки.

Координация

Хотя большинство навыков уже сформировано и используются автоматически, работа по дальнейшей координации движений не должна прекращаться. В этот период необходимо вводить новые виды упражнений, игр, ориентированные на детей младшего школьного возраста.

Ловкость

При достаточном внимании родителей к развитию мелкой моторики в предыдущие периоды, к 6 годам ребенок уже вполне готов обучиться письму. Но не стоит забрасывать различные упражнения для развития пальчиков. Мозаики, пазлы, творческие занятия будут играть большую роль в течение всей школьной жизни, стимулируя:

  • работу головного мозга;
  • психоэмоциональное равновесие;
  • творческую составляющую.

Сила и выносливость

К 6 годам можно устраивать с ребенком дальние выезды на велосипедах, прогулки в лес или по городу на несколько часов. Чем больше времени и сил кроха будет проводить в компании родителей, изучая окружающий мир, тем лучше будут развиваться его физические навыки, формироваться устойчивые психоэмоциональные связи.

Спортивные секции

Если ваш кроха еще не посещает спортивную секцию, то самое время задуматься над этим вопросом. При подбое ориентируйтесь на его пристрастия и возможности. Хорошо, если малыш сможет попробовать несколько вариантов и остановиться на одном.

Некоторые советы по физическому развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста

Занимаясь физическим развитием ребенка, каждому родителю стоит помнить о простых принципах:

  • От простого к сложному. Вводите новые элементы и игры в жизнь ребенка постепенно, оценивая его возможности. Не стоит одномоментно знакомить кроху с целым комплексом упражнений. Знакомство с новыми двигательными навыками должно происходить постепенно, после полного усвоения предыдущего;
  • Индивидуальность. Ваш ребенок уникален и развивается по своему собственному пути. Не стоит чрезмерно увлекаться достижением установленных ВОЗ норм и рамок. Первоочередным для вас должен быть комфорт и здоровье ребенка;
  • Достижение мастерства. Изучив упражнение, не откладывайте его в сторону. Повторяйте снова и снова, пока не заметите, что малыш пользуется им автоматически.
  • Повышение нагрузки. Для роста и развития физических данных крохи необходимо постоянно увеличивать предлагаемую нагрузку. Если сегодня малыш сам дошел до магазина, то завтра предложите ему сделать то же самое и на обратном пути, послезавтра пройдите с ним длинным путем.
  • Поддержка. Стимулируйте смелость, выдержку, настойчивость как основные двигатели развития. Достигая маленьких спортивных побед, преодолевая препятствия в дошкольном возрасте, карапуз научится бороться со сложностями в будущей жизни, идти к цели, не сбавляя темпа.

Физическое развитие ребенка – путь к здоровью и бодрости духа вашего малыша. Не пренебрегайте возможностью подарить крохе счастливое детство, полное приключений, обеспечить здоровое будущее. Помочь малышу освоить все необходимые навыки очень просто. Будьте рядом и помогайте узнать все, что заинтересует маленького исследователя.

С появлением в семье малыша родители берут на себя ответственность за его правильное развитие. Развитие маленького человечка во многом будет зависеть от наследственности – генетически заложенных психофизических и анатомофизиологических особенностей, среды, которая его окружает, и воспитания. Одним из важнейших факторов, способствующих развитию растущего организма, является физическое воспитание.

Какие задачи в развитии детей решает физическое воспитание?

Целью юношеского и взрослого спорта является максимальное развитие определенных двигательных функций, но для детей он является средством совершенно иного рода.

Полезно знать: если взрослому организму для развития нужны специальные тренировки, то детский развивается естественным образом, а физические нагрузки при этом должны способствовать формированию опорно-двигательного, связочного и мышечного аппарата, а также повышению компенсаторных возможностей организма, укреплению иммунитета.

Наряду с занятиями физической культурой большое значение для формирования здорового образа жизни детей имеет следование правилам личной гигиены, закаливание, организация рационального питания и соблюдение режима дня.

Для малышей, которые еще только овладевают первыми навыками, их двигательная активность и является оптимальными физическими нагрузками. В этом свете родителям не следует ограничивать своего ребенка определенными рамками, например все время оставлять ребенка в манеже или ходунках. Лучшим спортзалом для детей первых двух лет будет чистое, теплое и безопасное пространство на полу.

Во время занятий физкультурой происходит активация сердечно-сосудистой, дыхательной систем, ускоряется обмен веществ, стимулируется опорно-двигательный аппарат, развивается физическая выносливость, совершенствуются двигательные навыки, оказывается положительное влияние на умственное и психическое развитие. Однако для того чтобы влияние физических нагрузок и правда было благотворным, раннее физическое воспитание должно приносить удовольствие, быть веселым и проходить в игровой форме.

Занимаясь с ребенком следует помнить о том, что в настоящее время у него растут не только мышцы, сухожилия и связки, на развитие которых в классическом своем варианте и рассчитан спорт. Естественному развитию в детском организме подвержены внутренние органы, кости, мозг, в нем постоянно образуются новые клетки, в том числе нервные.

Для того чтобы эти процессы происходили полноценно маленький человечек нуждается не только в стимуляции физической активности, но и в , полноценном отдыхе, адекватном полученным нагрузкам, иначе детский организм окажется в состоянии нехватки жизненно важных ресурсов.

Если чрезмерная нагрузка была разовой, то на развитии организма это почти не отразится, однако систематическое повторение подобной ситуации, хроническая усталость, нервное перенапряжение неминуемо приведет к торможению и отставанию в развитии. Таким образом, физическая нагрузка всегда должна быть оптимальной, полностью соответствовать возрастным особенностям и навыкам ребенка.

Обязательным элементом физического воспитания является закаливание , которое относится к основным способам повышения сопротивляемости организма к температурным колебаниям во внешней среде. При этом формирование приспособительных реакций происходит при участии рефлекторного, клеточного и другие механизмов. Рецепторы – нервные окончания, которые находятся на коже, воспринимают различные раздражения и передают центральной нервной системе. Как результат изменяется кровонаполнение сосудов кожных покровов и внутренних органов, усиливается или уменьшается потоотделение.

Для получения положительного эффекта от необходимо придерживаться некоторых принципов, в том числе применять их систематически во все сезоны, силу раздражающего воздействия следует увеличивать постепенно, а также необходимо учитывать индивидуальные особенности и эмоциональное состояние ребенка.

Закаливание производится с помощью природных факторов (воздух, вода, солнце) . Закаливание воздухом следует начинать с простого проветривания помещения. К прочим способам закаливания воздухом относится прогулки, воздушные ванны. Для того чтобы прогулка принесла должный эффект ребенка нужно одевать по погоде и так, чтобы одежда не стесняла его движений. Проведение воздушных ванн также подчиняется определенным правилам. Их проводят дважды в день, постепенно увеличивая время с пяти минут до получаса. При этом малыш должен быть бодрым, иметь хорошее настроение, если появляются признаки переохлаждения (гусиная кожа), то его нужно сразу одеть. В последующем, возможно, потребуется сокращение времени проведения процедуры или уменьшение площади обнаженной поверхности кожи.

Водные закаливающие процедуры могут включать обтирание, обливание, душ, ванны, плавание. Все гигиенические процедуры с использованием воды, если их правильно организовать могут оказывать закаливающее воздействие. Наиболее сильнодействующим природным фактором закаливания являются солнечные лучи. Они подразделяются на прямые, косые, рассеянные и отраженные.

Важно: ввиду значительного физиологического воздействия, которое излучение оказывает на детский организм, закаливание солнцем для детей следует применять с особой осторожностью.

Для целей закаливания наиболее подходят рассеянные лучи или иначе светотень, которую можно наблюдать под кронами деревьев. Таким образом дети могут принимать свето-воздушные ванны.

Не последнее значение для сохранения здоровья детей имеет соблюдение режима дня и отдых . Основным средством отдыха является полноценный сон, при этом ребенок должен высыпаться. Кому-то для этого нужно меньше времени, кому-то больше. Обычно на сон дети затрачивают не менее 9 часов. Позволять подолгу валяться в постели детям нежелательно, это их дезорганизует, гораздо лучше выполнить совместную утреннюю зарядку, что даст заряд энергии на весь день не только малышу, но и родителям.


Физические нагрузки для самых маленьких

Как упоминалось ранее, оптимальными физическими нагрузками для детей до года является их собственная двигательная активность. Кроха учится переворачиваться, держать головку, садиться, вставать на ножки. Все это для него большой труд, хотя для старших детей не требует особых усилий.

До годовалого возраста способствовать укреплению мышечно-связочного аппарата ребенка можно с помощью , а повлиять на формирование иммунитета путем длительного грудного вскармливания и закаливающих процедур.

После года, когда дитя приобретает навыки прямохождения и сеансы массажа ввиду своей подвижности воспринимает уже далеко не так спокойно, занятия должны приобрести игровую форму . Ходьба в этом возрасте первое по необходимости упражнение, поэтому нужно всячески поощрять этот навык, звать кроху, стоящего на незначительном отдалении, провоцируя его подойти к маме или папе, спрятать что-то в кулаке или за спиной и предложить ему узнать, что там спрятано. Наиболее подходящего времени для занятий с ребенком, чем прогулка, просто не найти. Одновременно с тренировкой навыка прямохождения малыш дышит свежим воздухом, его организм обогащается кислородом и вырабатывает витамин Д, который образуется в кожных покровах под действием солнечных лучей. Находясь на прогулке можно предложить малышу 1,5-2 лет походить по бровке. Такое занятие учит ребенка правильно ходить, способствует воспитанию чувства равновесия, развитию координации движений.

В возрасте двух-трех лет занятия становятся все разнообразнее. Двигательная активность должна включать преодоление препятствий, игры с различными гимнастическими принадлежностями, в том числе с мячом . Тренировку можно выполнять, сопровождая ее стишками и потешками, или используя другие игровые формы, например, предложить ребенку отыскать его любимую игрушку, походить, как уточка или попрыгать, как лягушка или зайчонок. Благоприятно влияет на желание детей выполнять упражнения пример взрослых, поскольку малыши склонны к подражанию. Если мама покажет упражнение и сравнит его с движением животного или знакомого персонажа из сказки, то вероятность того, что ребенок его запомнит и повторит, многократно увеличивается. Кроме того, в совместных занятиях заключен большой воспитательный смысл.

Совет: дети в возрасте трех-пяти лет, которым уже не нужна посторонняя помощь для того чтобы гулять, должны активно двигаться не менее трех часов в сутки. Но это время следует равномерно распределить в течении дня.

Если предполагается выполнить с ребенком комплекс упражнений, то его продолжительность не должна превышать 35-40 минут , а упражнения в обязательном порядке подбираются в соответствии с уже приобретенными малышом двигательными навыками и особенностями его психического и физического развития. Гимнастический комплекс должен охватывать все группы мышц, быть направлен на их последовательную проработку, включать последовательно работу и кратковременный отдых (около 40 секунд между упражнениями).

Нагрузки для дошкольников

При мышечных нагрузках дети до четырех лет сильно устают, однако по мере структурно-функционального созревания скелетных мышц и элементов центральной нервной системы увеличиваются энергетические возможности организма и его способность к физической работе.

Для дошкольников понятие физической культуры состоит из:

Утренняя гимнастика

Такие занятия способствуют формированию правильной осанки, тренируют деятельность органов и систем, готовят организм к дневным нагрузкам. Гимнастика включает ходьбу, бег, прыжки и упражнения для различных групп мышц , в том числе потягивание, поднимание рук вверх и в стороны, круговые движения руками, приседания, наклоны и повороты туловища, поднимание ног. Целесообразно проводить утреннюю гимнастику на свежем воздухе или хорошо проветренном помещении, а также совмещать занятия с закаливающими процедурами, то есть заниматься в минимальном количестве одежды.

Физкультурные занятия

Для физкультурных занятий потребуется спортивный инвентарь вроде обруча, мяча, лесенки, турника. Прекрасно, если в доме есть шведская стенка. Сначала можно научить ребенка бросать мяч из различных положений, разными руками, ловить его, попадать мячом по цели, прыгать в длину и высоту, лазать по лесенкам и перелезать через препятствия. Комплекс упражнений, как правило, занимает 40-45 минут и состоит из вводной, основной и заключительной частей. На вводную и заключительную части отводится 6-8 минут. В это время предполагается подготовить ребенка к предстоящей нагрузке и дать расслабиться организму после нее.

Важно: начинать физкультурное занятие можно с ходьбы, а заканчивать растяжками и дыхательными упражнениями. Резкое прекращение тренировки, то есть отсутствие заключительной стадии, оказывает негативное влияние на сердце и сосуды.

Основная часть занятий состоит из уже знакомых ребенку общеразвивающих упражнений, направленных на развитие силы, ловкости, гибкости, скорости, и разучивания новых. Силовые нагрузки при этом считаются оптимальными, если снаряд (мяч, гантелю) малыш может поднять над головой 8-10 раз одной рукой, прилагая при этом усилие.

Подвижные игры

В жизни дошкольников этот вид физкультуры играет значительную роль. Такие игры совершенствуют все приобретенные навыки ребенка. Их обычно проводят на улице, а получаемая нагрузка регулируется продолжительностью игры, ее интенсивностью, наличием перерывов для отдыха, также зависит от количества играющих и размера игровой площадки. Детей 5-6 лет уже можно начинать знакомить с упрощенными правилами таких игр, как волейбол, баскетбол, футбол. Как правило, дети с восторгом в них играют с родителями, а затем со сверстниками во дворе и школе.


Спортивные развлечения

К ним относятся езда на велосипеде, катание на санках, коньках, роликах, ходьба на лыжах, плавание. Еще в 2-3 года ребенок может ездить на велосипеде. Только в этом возрасте детки катаются на трехколесных железных конях или с двумя дополнительными колесиками, привинченными к заднему колесу. Дошкольникам подходит двухколесный велосипед, размеры которого будут соответствовать их росту. Ходьба на лыжах и катание на санках доступны детям с 3-4 лет, а вот обучаться катанию на коньках и роликах желательно начинать с пяти лет. Жизненно необходимым навыком является плавание. При систематическом посещении бассейна этот вид спортивных развлечений служит способом закаливания организма.

Если ребенок школьник

В школьном учреждении на физическую подготовку отводится определенное время. Однако его недостаточно для полноценного физического развития. В период с семи до десяти лет закладываются основы для формирования физического потенциала , открываются новые возможности для получения сложных двигательных навыков, однако с началом посещения школы организму ребенка предстоит справляться с дополнительными умственными и психологическими нагрузками, подстраиваться под новый режим дня, поэтому работоспособность детей в это время, как правило, снижена.

Совет: учащимся первых классов как никогда необходим качественный отдых, рациональное питание, время для любимых занятий, а также дополнительные нагрузки, проводимые в игровой форме.

Дома ребенок может вместе с родителями делать утреннюю зарядку или играть в игру, в которой он на время становится тренером и учит маму тому или иному упражнению. Существенные изменения в морфологии мышечных волокон наступает в 12-13 лет. Это время является переломным для развития физической работоспособности. В этот период существенно возрастает мышечная выносливость и, соответственно, снижается риск переутомления.

Периоды оптимальной работоспособности

В зависимости от времени суток находится не только умственная, но и физическая работоспособность детей. Самого высокого уровня она достигает с 10 до 14 и с 17 до 19 часов. Работоспособность нарастает постепенно с 7 до 10 часов утра и с 16 до 17 часов вечера и так же постепенно угасает в периоды с 14 до 16 часов дня и начиная с 19 часов вечера. С 23 часов до 6 утра, как правило, отмечается наименьшая работоспособность.

Планируя проведение занятий физкультурой для своего ребенка, следует помнить о его индивидуальных особенностях. Для детей, которые относятся к жаворонкам, тренировку желательно сместить на 1,5-2 часа ближе, а для сов время тренировки отодвинуть на такой же промежуток времени. Кроме того, нужно учитывать, что работоспособность будет сниженной на протяжении 1-1,5 часов после приема пищи.

Полезно знать: периоды оптимальной работоспособности выделяют и в течении недели. Так, наибольшие физические нагрузки оптимально планировать на вторник, среду или четверг.

Наилучшие результаты дает проработка тела раз в 5-7 дней, поэтому достаточно выбрать один из этих трех дней. На неделе также есть дни, когда происходит нарастание работоспособности (воскресенье и понедельник), и дни, когда происходит ее угасание (пятница и суббота). Таким образом, в воскресенье и понедельник тренировки должны проходить с заниженной интенсивностью , а пятницу и субботу желательно посвятить нагрузкам, направленным на развитие координации и ловкости.

Периодичность тренировок для школьников летом и в учебное время может отличаться. Во время летних каникул они могут быть более интенсивными или их можно проводить чаще, поскольку ребенок не получает дополнительной умственной нагрузки, у него много времени для отдыха, он хорошо высыпается, отлично питается. Совершенно противоположная ситуация возникает, когда ребенок заболел. На время болезни любые тренировки следует отменить. Если у ребенка температура тела не повышена, то ему показаны только прогулки, поскольку свежий воздух оказывает благоприятное воздействие и ускоряет выздоровление. После болезни следует начинать с легких тренировок. На восстановление тонуса обычно требуется не менее двух недель. Если ребенку становится плохо во время выполнения упражнения, то продолжать тренировку не следует, лучше отложить ее до следующего раза.

Подробнее о важности полноценного питания и соблюдении питьевого режима

Полноценное питание способствует ускоренному развитию ребенка. Основным материалом для формирования мышечной ткани является белок, поэтому растущий организм нуждается в большом количестве этого вещества. В ежедневном рационе ребенка должно присутствовать минимум 40 грамм животных белков, поскольку растительные значительно уступают им по качеству и не содержат некоторых необходимых аминокислот. Таким образом, на протяжении дня в меню ребенка должны входить молочные продукты (молоко, простокваша, творог), мясо и рыба (но не более 300 грамм в день), яйца, приготовленные всмятку или в виде яичницы-глазуньи. Все дело в том, что белок усваивается лучше после термической обработки, а желток в сыром виде.

Полезно знать: для нормального функционирования организма необходима также вода. Нормой считается 40 грамм воды на килограмм веса в сутки , но при активном образе жизни этот показатель нуждается в корректировке в сторону увеличения.

Однако пить во время проведения самой тренировки не рекомендуется, поскольку это увеличивает нагрузку на сердце. Восстанавливать запасы жидкости в организме, растраченные во время выполнения упражнений, можно после того, как организм перейдет в обычный режим жизнедеятельности. Пить можно не только воду. Быстро восстановить энергетический ресурс организма и мышечную ткань можно с помощью 1-2 стаканов молока с 1-2 столовыми ложками меда. Такое питье показано как после силовых тренировок, так и после активных игр, но его некоторое время спустя все же следует дополнить обычной водой.

Физическое развитие ребенка. Видео

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов