Домашнее задание по теме животные холодных стран. Арктика и Антарктика

23.10.2019

Задание 1 . Родителям рекомендуется:

Показать ребенку картинки с изображением животных, живущих на Севере: белого медведя, песца, моржа, северного оленя, кита, нерпы, рыси, снежного барса, полярной совы, морского котика, лемминга;

Рассказать об их внешних признаках, характерных повадках;

Спросить у ребенка, какие дикие животные живут там, где холодно, чем они питаются, каких из этих животных можно увидеть в зоопарке;

Вместе с ребенком посетить зоопарк.

Задание 2. Совместно с ребенком составить описательный рассказ о любом из животных холодных стран, придерживаясь следующего плана:

Название.

Где живет?

Внешний вид (размер, окраска, шерсть и т.д.).

Повадки.

Чем питается?

Как добывает корм?

Враги.

Как защищается?

Детеныши.

Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: морж (какой?) ... .

Задание 4. Дидактическая игра «Узнай животного по описанию». (Взрослый рассказывает о животном, а ребенок по характерным признакам его узнает и называет.) Затем можно поменяться ролями.

Задание 5. Дидактическая игра «Медведи» (по ролям). Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Затем белый спрашивает у бурого:

Где ты живешь? - В лесу.

А я на севере на льдине. У тебя шерсть какого цвета? - Коричневого.

А у меня шерсть белая. Что ты ешь? - Листья, ягоды, рыбу.

Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой? - Сплю в берлоге.

А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.

Задание 6. Составить сравнительный рассказ о белом и буром медведях (составление сложносочиненных предложений с союзом «а»).

Бурый медведь живет в нашем лесу, а белый... .

У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого... .

И т. д.

Задание 7. «У меня есть..., а у тебя нет…?»

У меня есть пингвин, а у тебя нет…(пингвина).

У меня есть морж, а у тебя нет….

У меня есть тюлень, а у тебя нет….

У меня есть песец, а у тебя нет…

Задание 8. «Сосчитай до пяти»:

Один северный олень, два северных оленя, три…., четыре…, пять северных оленей;

Одна полярная сова, две полярные совы, три…., четыре…, пять полярных сов;

Один клыкастый морж, два клыкастых моржа, три…, четыре…, пять клыкастых моржей;

Один ловкий песец, два ловких песца, три…, четыре …, пять ловких песцов;

Один белый медведь, два белых медведя, три…, четыре…, пять белых медведей.

Задание 9. «Назови ласково»:

Сова - …(совушка) тюлень - …

Пингвин - …. льдина - ….

Морж - … нерпа - …

Задание 10. «Кто лишний и почему?»

Тюлень, морж, жираф , белый медведь.

Морж, тюлень¸ песец, пингвин .

Задание 11. Раздели слова на слоги: (устно)

Мед – ведь морж жи – вот – ны – е

Тю – лень пе – сец лем – мин – ги

Программные задачи:

  • формировать представление о климате в холодных странах, о типичных обитателях данной климатической зоны (белый медведь, тюлень);
  • систематизировать представления об особенностях приспособления животных к среде обитания;
  • закрепить представление о суше и водных пространствах, полюсах;
  • развивать умение сравнивать животных одного вида, но разной среды обитания;
  • закреплять умение соотносить животное со средой обитания;
  • активизировать в речи слова и выражения по теме занятия;
  • стимулировать развитие связной речи (умение строить полные предложения);
  • воспитывать познавательное отношение в природе, .

Материал и оборудование: телеграмма от доктора Айболита; снежинки из салфеток, ; разрезные картинки по количеству детей с изображением тюленя и белого медведя; одна большая разрезная картинка с изображением нескольких обитателей севера; конверт для отправления картинок доктору Айболиту; витамины для детей; глобус.

Пояснительная записка: игра-занятие проводится в форме путешествия в холодные страны с использованием мультимедийной презентации ().

Воспитатель(В.). Здравствуйте, ребята! Меня зовут…, сегодня я с вами хочу поиграть. Можно? (Ответы детей)

В. Сначала давайте проверим, все ли проснулись.

Психогимнастика с элементами массажа «С добрым утром!» (дети повторяют движения за воспитателем).

С добрым утром, глазки! (круговые массажные движения глаз).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, ушки! (поглаживание ушей).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, ручки! (поглаживание рук).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, ножки! (поглаживание ног).

Вы проснулись? Проснулись!

С добрым утром, детки! (поглаживание грудной клетки).

Вы проснулись? Проснулись!

И друг дружке улыбнулись! (улыбаются).

В. Теперь я вижу, что все проснулись. У всех хорошее настроение.

Я ведь к вам, ребята, пришла не просто так. Мне нужна ваша помощь.

(Воспитатель достаёт телеграмма от доктора Айболита).

В. Я сегодня получила телеграмму. Как вы думаете от кого? (Ответы детей).

В. Она от доктора Айболита. Что у него могло случиться? (Ответы детей).

В. (читает текст телеграммы).

Приезжайте, доктор,

На Север поскорей.

И спасите, доктор,

Наших малышей!

В. Беда в том, ребята, что доктор Айболит не знает, где находится Север, кто из животных там обитает. Как тогда ему их лечить!

Поможем доктору Айболиту?

Дети. Да.

В. Давайте собираться в путешествие на Север, в холодные страны. А почему их так называют? (Ответы детей).

В. На Севере, в холодных странах зима долгая и очень холодная. Лето короткое и прохладное. Даже летом там лежит снег и не тает лёд.

(Воспитатель берёт глобус).

В. Вы знаете, что это такое? (Ответы детей).

В. Это модель нашей планеты Земля – глобус.

Что обозначено на нём голубым цветом? (вода).

Что жёлто-зелёным? (суша).

На нем я вам покажу, где находятся холодные страны. Они расположены на полюсах – Северном и Южном. Их ещё называют снежным материком. Вот туда-то мы и отправимся в путешествие.

Динамическая пауза «Мы идём!» (в парах).

Мы идём, идём вперёд, – 2 раза (по кругу шагают).

Очень удивляемся. (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).

Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).

Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).

Где же он кончается? (пожимают плечами).

Дуют ветры ледяные, (машут руками).

Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).

Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).

Там согреешься едва ли… (обнимают себя).

Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).

Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).

Слайд № 1

В. Но вот на нашем пути первой препятствие: мы дошли до океана. В нём холодная вода.

Чтобы узнать, кто нам поможет через него перебраться, нужно отгадать загадку.

Целый день лежать не лень –

Толстым должен быть …(тюлень).

Слайд № 2.

В. Рассмотрите внимательно это животное. Какие части тела у него есть?

(Голова, туловище, хвост). А что у него вместо лап? (Ласты). Благодаря им тюлень очень быстро плавает в воде, но очень неповоротлив на суше. От холода его защищает толстый слой жира. Нам тоже нужно согреться.

Динамическая пауза «Мороз».

А мороз-то, ой-ой-ой, (обхватить плечи руками и поёжиться).

Но не хочется домой. (покачать головой).

Ручками похлопайте

И на ручки подышите.

Ножками потопайте.

Попрыгайте на месте,

А после сядьте вместе.

Слайд № 3.

В. Это детёныш тюленя. Детёнышей тюленя называют бельками. Как вы думает почему? (Потому что они белого цвета.).

Как вы думаете, для чего им этот окрас? (Ответы детей).

Слайд № 4.

В. Мать приплывает к маленькому тюленю только один раз в день, чтобы покормить его молоко. Беззащитный детёныш белого цвета незаметен хищникам на льду. Шерсть греет малыша, пока он не накопит толстый слой жира.

Слайд № 5.

В. На Крайнем Севере зима,

Заснежены просторы.

Полгода вместо солнца тьма,

И тускло светят звёзды.

В. В холодных странах кругом лежит снег. А какой он? (Ответы детей).

Снег медленно падает на землю, кружится. А когда подует ветерок, снежинки разлетаются в разные стороны. Давайте мы устроим настоящую метель.

Динамическая пауза с дыхательной гимнастикой.

Детям раздаются снежинки, вырезанные из салфеток. После чтения слов нужно дуть на снежинки так, чтобы как можно дольше не падали на пол.

Дуй, дуй, не зевай.

Упасть снежинке не давай.

Чтобы узнать, кто ещё живёт среди снегов и льда, нужно отгадать загадку.

Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец

И заботливый отец.

Трёхметровый великан,

Весит тысячу килограмм! (белый медведь).

Слайд № 6.

В. Какой медведь? (Ответы детей).

У белого медведя есть брат. Знаете кто? (Бурый медведь).

Дидактическая игра «Сравни медведей» Слайд № 7.

Дети отвечают на вопросы воспитателя в индивидуальном порядке полными предложениями.

В. Где живут медведи? (Бурый медведь живёт в лесу, а белый – на севере, на льдине.)

Какого цвета шерсть у медведей? (У бурого шерсть коричневая, у белого – белая.).

Что едят медведи? (Бурый медведь ест малину, мёд, рыбу, а белый медведь – рыбу и тюленей).

Где спят медведи? (Бурый медведь спит в берлоге, а белый медведь в снегу) Слайд № 8.

В. Как вы думаете, смогли бы медведи поменяться места и почему? (Ответы детей).

В. Бурый медведь замёрз бы среди снегов, а белому медведю было бы очень жарко летом. А ещё у белого медведя лапы покрыты шерстью даже с нижней стороны, чтобы не скользить на льду. Слайд № 9.

В. Белые медведи очень заботливы родители, они опекают своих малышей.

Давайте поиграем в игру «Белые медведи».

Подвижная игра «Белые медведи ». Слайд № 10.

Один ребёнок – медведь, остальные — медвежата. «Медведь» по команде ловит «медвежат», они становятся цепочкой и вместе ловят остальных.

Раз, два, три. Лови!

В. Порезвились «медведи», нужно отдохнуть. Присядьте на коврик.

Релаксационная пауза «Колыбельная медведицы»

Дети закрывают глаза, имитируют сон под музыку.

В. Просыпайтесь, нам пора возвращаться, чтобы отправить письмо доктору Айболиту.

Динамическая пауза.

Мы идём, идём вперёд!

Весело шагаем.

Мы идём, идём вперёд.

О доме мы мечтаем. (Шагают друг за другом по кругу).

В. Пора нам выполнить последнее задание.

Дидактическая игра «Собери картинку».

Выполняется в индивидуальном порядке. После выполнения задания дети назвать то, что у них получилось. Если кто-то выполняет быстрее, ему предлагается сложить ещё одну картинку. Все остальные подключаются.

В. Где мы с вами сегодня побывали? (На севере, в холодных странах.).

Каких животных встретили? (Ответы детей.).

Их изображения мы отправим доктору Айболиту.

А что вам понравилось, запомнилось больше всего?

Что вы расскажите своим мамам и папам, друзьям?

В. Вы все сегодня помогали мне и доктору Айболиту, были очень внимательными. Чтобы вы не болели, доктор Айболит передал вам витамины. (Раздаёт детям витамины.)

Уважаемые родители!

На этой неделе мы проходим тему "Животные Севера". Дома Вы можете закрепить знания вашего ребёнка с помощью увлекательных игр:

1.Игра"Закончи предложение"

  • Морж не мёрзнет в холодной воде,потому что...
  • Шерсть северного волка белого цвета,для того,что бы...
  • В наших лесах не встретишь белого медведя,потому что...

2.Дидактическая игра "Кого не стало".

Полярная сова - нет полярной совы,морж - ...,тюлень - ...,песец - ...,олень - ...,альбатрос - ...,морской котик - ... и т.д.

3..Дидактическая игра "Назови ласково"

Белый медведь-беленький медвежонок, олень - ...,морж - ..., пингвин - ...,.

4. Словесная игра "Зачем"

  • Зачем полярной сове когти?
  • Зачем моржу длинные клыки?
  • Зачем полярному волку белая шерсть?

5.Дидактическая игра "Один-много"

Морж - моржи, тюлень-..., олень -..., чайка -...,морской котик - ..., полярный волк-...,.

6.Дидактическая игра "Сосчитай"(до 10 )

Например,один медведь,два медведя,три медведя,четыре медведя,пять медведей,шесть медведей,семь медведей,восемь медведей,девять медведей,десять медведей;один пингвин - ...,один морж - ....

7. Дидактическая игра "Четвёртый лишний"

  • морж-олень-кабан-тюлень
  • морской котик- зебра-песец-пингвин

8. Дидактическая игра "Чей? Чья? Чьи?"

Чьи клыки у моржа? (Моржовые), Чья шерсть у песца? Чьи лапы у медведя? Чей клюв у совы?

9. Дидактическая игра "Подбери признак"

Олень(какой?) рогатый, длинноногий, красивый, благородный, быстрый, шустрый, стремительный;

Пингвин -....,медведь - ...,морж - ...,песец - ....

10. Составление описательного рассказа

Например,Пингвин-птица -умеет плавать,нырять,ходить, прыгать,скользить на животе - у него есть голова,туловище,крылья,ноги,хвост -питаются рыбой -место обитания Антарктида - детёныши пингвинята.

11. Отгадывание загадок

В океане тёмно - синем,
Лапой выудив моржа,
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках
Из холодных вод выходим
Мы на ластах и китах. (Моржи).

Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Олень).

Хвост поджав, во льдах ночую,
Выношу мороз любой.
Я по северу кочую
В тёплой шубе голубой. (Песец).

Любим штормы, а не штиль мы,
То есть тишь да моря гладь.
Безо всяких взмахов крыльев
Можем сутками летать. (Альбатросы).

12. Чтение стихотворений

Для копыт, колёс и ног
Много сделано дорог.
Ну, а если снег и сопки,
Перевалы на пути,
Где крутой звериной тропкой
Ни проехать, не пройти,
Там всегда в метель и в стужу
Человеку верно служит
Быстрый северный олень.

Плывёт по морю пароход,
А из трубы дымок идёт.
Долго наш кораблик плыл,
В Антарктиду он приплыл.
Здесь на белых скользких льдинах
Ходят парами пингвины.
В костюмах бело - чёрных,
Неуклюже, но проворно,
Как смешные человечки,
С льдин на льдину, как с крылечка,
Скачут весело и живо.
Видеть это просто диво.

13. Просмотр советского мультфильма "Умка"

И помните,при организации игр необходимо учитывать желание и настроение ребёнка!

татьяна илюхина
Конспект занятия по лексической теме «Животные холодных стран» в подготовительной группе

подготовительная группа

Животные холодных стран .

Систематизировать и закрепить представления детей о животных холодных стран , их повадки, поведение, образе жизни.

Словарь :

(лексический минимум )

существительные : белый медведь, песец, морж, северный олень, снежный барс, морской котик, тюлень, северная собака, пингвин, заяц, волк, прорубь, мех, шкура, клыки, копыта, лапы, ласты, рога, мох.

прилагательные : пушной, широкий, длинный, ценный, прожорливый, выносливый, пушистый, жирный, сильный, осторожный, белогрудый, черноспинный.

глаголы : плавать, ползать, прыгать, бегать, мчаться, возить, рыскать, охотиться, спасаться, живать, защищаться.

наречия : опасно, осторожно, красиво, холодно , ловко, умело.

Пальчиковая гимнастика.

"Накорми зверей"

Смотрите, милые друзья, (Развести руки в стороны)

Да тут их целая семья :

У медведя- медвежонок, (Загибать пальчики, начиная

У тюленя- телененок, с большого)

У пингвина- пингвинёнок,

У оленя- олененок.

А теперь кормить их будем.

Травку дам оленю,

Пингвину и тюленю рыбы дам,

Мишке белому- медко,

А моржу дам молоко.

"Животные холодных стран "

Рассказ- беседа.

Отгадайте загадку : Ветер, снег и лёд- не мечтай о тепле,

Кто же там живёт, на холодной земле ?

Дикие животные : белые, медведи, песец, моржи, тюлени.

Северный Ледовитый океан почти всегда закован толстым крепким льдом. В белых льдах лишь кое- где видны черные трещины- разводья. По ним, вслед за могучими ледоколами плывут корабли. А вокруг, куда ни глянь, многометровые сугробы. Здесь, на Крайнем Севере, в Арктике, лед никогда не тает. Почему? Да потому, что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его не жаркие лучи отражаются ото льда и снега. Растопить лёд здешнее солнце не может. Даже летом здесь 50о мороза, а про зиму и говорить нечего. Зимой столбик термометра опускается почти до цифры 90о.

Белый медведь. На снегу его совсем не заметно : шуба белая и снег белый, один нос черный. Когда медведь подкрадывается к тюленям, он предусмотрительно прикрывает нос лапой. Сотни километров проходит он по льдам в поисках добычи. Полынья на дороге- не беда. Прыгнет в ляденую воду и плывёт до льдины. Ни мороз, ни ледяная вода медведю не страшны - такая у него замечательная шуба.

Морж тоже полярный житель. Этот великан не боится даже белого мебведя. Хотяч у него острые, могучие клыки, морж совсем безобидный. Клыками он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое.

Тюлень питается рыбой. Он прекпасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Вынырнет тюлень, наберет воздуху и снова в воду. А зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Иначе задохнуться можно. Вот здесь- то, возле лунок, белый медведь и подстерегает тюленя. Детёныши у тюленя совсем белые. Их так и называют- бельки.

Пингвины хоть и птицы, а не летают. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Гнёзда для птенцов пингвины не делают- негде и не из чего. Но ведь на снегу яйцо тоже нельзя отложить- замерзнет пингвинёнок! Мама- пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину- папе приходится держать его на лапах и согревать собственным пухом.

Песец только зимой белый, чтобы быть незаметным и пушистым, чтобы не замёрзнуть. А летом песец серый и облезлый.

Игровые технологии.

"Найди четвёртого лишнего"

Дидактическая задача : развивать умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Развивать речь, внимание.

Материал : таблицы, разделенные на 4 клетки с изображением животных Севера .

Игровые действия : знать названия и особенности внешнего вида животного , уметь обобщать понятия при выделении лишнего в таблице.

Ход игры.

Педагог предлагает детям рассмотретьб таблицу и ответить на вопросы. За правильный ответ играющий получает фишку.

Как называются эти животные ?

Кто здесь лишний? Почему?

Что общего у этих животных ?

"Кто какой, кто что умеет"

Дидактическая задача : закрепить знания о животных холодных стран . Развивать мышление, память.

Материал : предметные картинки с изображение животных .

Игровые действия : называние.

Ход игры.

Выбирается любое животное . Дети по очереди подбирают слова, отвечающие на вопрос : "Какое это животное ? Что может делать это животное ?"

Выигрывает тот, кто последний назвал признак (действие)

"Отгадай загадку, подбери отгадку"

Дидактическая задача : развиватьб внимание, память, мышление, разговорную речь.

Материал : картинки с изображением животных холодных стран .

Игровые действия : называние и подбор картинки.

Ход игры.

Педагог загадывает загадку, дети отгадывают и подбирают картинку.

В Арктике нет ни берёз, ни осинок-

На льдине большой он дремал

От холода шерсть бережёт его спину,

Полярною ночью он солнышка ждал.

Цвет шерсти у него такой, как у снега,

Чтоб не заметил никто на снегу.

Полгода под ним тёмное небо,

И солнечных дней очень мало в году.

Боятся его моржи и тюлени,

Он ловит рыбу в холодной воде ,

На холоде зимнем ему не до лени-

Заботится нужно о вкусной еде.

(Белый медведь)

Скажите, ребята, из вас кто не знает

Животное , что живёт у холодной воды ?

Красная книга его охраняет.

Дом его там, где господствуют льды.

Клыки иногда при движенье- подмога,

Тело тяжелое ласты несут.

Когда лед оттает хотя бы немного,

Животные эти из воды к берегам подлывут.

Они на холодном песке отдыхают ,

На лежбище слабых растят малышей.

Моллюсков морских из песка накапают

И рыбы половят- вот корм для.

(моржей)

Ловкий маленький зверёк

Живёт на Севере сувором.

Шерсть его блестит, как шёлк,

Как цвет блестящего покрова.

И пусть охотятся за ним,

За драгоценной его шкурой,

Он осторожен, не ленив,

Проворный, хитрый, юркий.

(Песец)

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин.

В чёрный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук.

Хоть на шее белый галстук,

На ногах надеты ласты.

Вы узнали господина,

Птицу важную.

(пингвин)

Головка и хвост, вместо лап- плавники,

Ленив он на льду и проворен в водице,

Детишек его называют "бельки"

Скажи, что за зверь возле льдины резвится?

(Тюлень)

"Угадай по контуру"

Дидактическая задача : развивать внимание, зрительное восприятие, память.

Материал : картинки с контурным изображением животных холдных стран .

Игровые действия .

Ребенок приобретает основные познания о мире, который его окружает, как растительном, так и животном. В возрасте 5-7 лет малыш с интересом осваивает новые названия растений и животных, среду их обитания, с легкостью запоминает особенности тех или иных видов, расширяет свой словарный запас. Очень важно проводить такие занятия максимально занимательно для детей. Рассмотрим, насколько полезно и интересно можно провести урок на тему «Животные холодных стран», а также варианты подобных занятий в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения.

Цели и задачи занятия

Для начала необходимо определиться с целями занятия. Проведение урока в подготовительной группе на тему «Животные холодных стран» может преследовать следующие цели и задачи:

  • расширить словарный запас детей рассказами о животных, их повадках и детенышах, местах обитания;
  • познакомить детей с птицами и животными холодных стран, а также с географическими наименованиями и положением этих регионов;
  • развить внимание, слуховое и зрительное восприятие информации;
  • формирование и развитие активного познавательного процесса, нахождение причинно-следственных связей;
  • создание навыков общения и сотрудничества в коллективе;
  • формирование бережного отношения и любви к животному миру и природе в целом.

Необходимый материал

Для проведения тематической недели «Животные холодных стран» будет необходим дидактический материал с изображением животных жарких и холодных стран, глобус или карта мира, подробная карта Севера, цветные фишки, пластилин, бумага и карандаши для рисования, карточки-загадки, фигурки животных. Можно использовать все, что позволит наглядно познакомить детей с темой занятия. Воспитателю понадобится также конспект «Животные холодных стран» в подготовительной группе. При соответствующем техническом оснащении возможно применение слайдов и проектора.

Подготовка к занятию

Для занятия на тему «Животные холодных стран» лучше выделить несколько дней (тематическая неделя в течение 5 рабочих дней), с обычной продолжительностью занятия 25-30 минут. В первый и во второй дни рекомендуется провести ознакомительную работу: показать детям изображения животных, кратко описать их, показать обучающие видеоматериалы или мультик «Умка», прочесть рассказы об обитателях Крайнего Севера.

Чтобы ребенка подготовить к занятию, лучше всего предварительно поработать с ним дома. Попросите родителей составить рассказ о животных холодных стран для детей, в котором будут встречаться такие слова, как тундра, Арктика, Антарктика, белый медведь, полярная сова, морж, пингвины, тюлень, льдины, полярная ночь, песец, северный олень и другие. После рассказа родителям рекомендуется задать вопросы, проверяющие, насколько хорошо ребенок усвоил новые названия, места обитания животных и птиц, способы их пропитания.

Занятие. Начальный этап

Занятие «Животные холодных стран» в группе лучше проводить на третий день тематической недели. Для привлечения внимания детей и их организации желательно рассадить ребят в полукруг, а ведущему встать по центру. В руках у воспитателя глобус, с помощью которого он объясняет, где находятся северные страны, а также то, что Северный и Южный полюса Земли - самые холодные места на нашей планете. Здесь всегда лежит снег, дуют холодные ветры и море покрыто толстым слоем льда. Но, несмотря на это, в этих местах есть обитатели. Далее предлагается назвать детям, какие животные холодных стран им знакомы. Как называются детеныши пингвина, тюленя, моржа, белого медведя и других животных?

Затем воспитатель предлагает ребятам отправиться в путешествие на Северный полюс, объяснив, что из-за далеких расстояний и холода попасть туда можно самолетом или кораблем-ледоколом. Воспитатель спрашивает у детей, что нужно сделать, прежде чем отправиться в дорогу (одеться теплее). Почему?

Познавательные моменты

После "прилета" на Северный полюс воспитатель говорит детям, как вокруг холодно, кругом вечная мерзлота, сугробы, льдины, а еще видно северное сияние. Затем предлагается ребятишкам отправиться на поиски животных: «Вот какой огромный сугроб, посмотрите, кто же в нем сидит? Это белый медведь - дикое животное холодных стран, самый крупный зверь на Северном полюсе. Не замерзать ему помогают длинная шерсть и толстый слой подкожного жира. А белый цвет меха помогает в охоте быть незамеченным среди снегов. Но нос у него черный. Белый мишка отлично плавает, охотится на тюленей и рыбу. Он приготовил вам, ребята, интересные вопросы о себе: чем он питается? Почему не замерзает? И др.».

Двигаясь дальше, гид по Северу на льдине «замечает» моржа. Воспитатель: «Моржи - это крупные животные с усами и мощными клыками и туловищем, с ластами вместо лап. У них тоже есть подкожный жир, не позволяющий им замерзнуть, а туловище покрыто редкими рыжеватыми волосками. Моржи любят плавать и нырять, ласты им в этом очень помогают, с их помощью эти звери также передвигаются по суше. Корм для них - это разнообразные морские моллюски и рачки, которых они добывают со дна. Скажите, ребята, что у моржей вместо лап? Как морж добывает пищу?».

Прослушав ответы детей, можно сделать динамическую паузу, также используя тематику северных животных.

Физкульт-пауза

Попросите детей подняться с мест. Воспитатель: «Давайте представим, что мы стая пингвинов и пройдемся вразвалочку, как они. Можно держаться паровозиком. Посмотрели направо, посмотрели налево, подняли ручки и похлопали! А затем попрыгаем, раз-два-три. Какие замечательные пингвины, молодцы!»

Еще один вариант подобной подвижной минутки. Воспитатель делит детей на белых медведей и детей-рыбок. Дети-медведи крепко схватившись за руки изображают «ворота». Дети- рыбки, сгруппировавшись, стараются прорваться через них. Воспитатель произносит стишок: «Много рыбок в океане, они плавают в воде, ну а мишки эту рыбку караулят в полынье». Как только стих заканчивается, можно подсчитывать улов мишек, то есть детей, которые не смогли пробиться через ворота.

Продолжение занятия

Затем «в сугробах» воспитатель «замечает» песца. Он объясняет, что песец - это псовая порода, он схож с лисой, но чуть меньше ее. У них очень красивая, густая шерсть белого цвета с голубым отливом, а питаются они мелкими грызунами. После чего целесообразно задать детям вопросы на запоминание рассказа о песце.

Далее видно северного оленя. Воспитатель: «Северный олень - это благородное красивое животное, у него ветвистые рога. Шерсть у оленя густая и жесткая, оберегает его от морозов. Питается северный олень мхом ягелем, травой и грибами. Это животное приручили народы Севера, и теперь олень служит им транспортом, дает молоко и теплую одежду».

На занятии о животных холодных стран в подготовительной группе, если позволяет время, можно рассказать о тюлене. Это такие животные, которые обитают и на суше, и в ледяных водах. Их туловище покрыто жестким подшерстком, а питаются они рыбой и рачками. У них очень выразительные глаза. Детеныша тюленя называют белек, так как они рождаются маскировочного белого цвета. После воспитатель задает вопросы о тюлене.

Завершающие логические игры

В завершение занятия можно провести с детьми несколько игр на логику. В игре «Назови правильно» воспитатель называет пару примеров, чтобы дети поняли суть игры. « У белого медведя лапы толстые. Значит, он толстолапый. А как называют песца с острыми зубами? Острозубый. У моржа толстая кожа (толстокожий), быстрые ноги у оленя (быстроногий), у тюленя короткая шерсть (короткошерстный).

В игре «Посчитай животных» ребенок соотносит числительные и животных. «Один олень, два оленя, много оленей, один песец, два песца, много песцов и т.д…».

Игра «Собери животное». Воспитатель берет несколько предварительно разрезанных пополам (по диагонали, вертикали, горизонтали) карточек с изображениями животных и перемешивает их. Задача детей - найти правильную часть животного.

Завершая путешествие, дети «садятся на самолет или ледокол в обратную дорогу», воспитатель благодарит их за интересное путешествие.

Закрепляющее занятие

На четвертый день тематической недели полезно провести занятие, призванное закрепить изученный материал. Для этого воспитателю на карте или глобусе необходимо отметить фигурками животных места их обитания. Затем попросить нескольких ребят сделать то же самое.

В игре «Сравни животных» воспитатель отмечает их отличительные особенности. Например, морж крупный, а тюлень мельче. У тюленя шерсть короткая, у белого медведя длинная. У песца лапы, а у моржа ласты.

Также можно раздать детям карточки с изображением животных жарких и холодных стран и попросить отобрать только северных животных, а лишние убрать. Можно создать соревновательный процесс по столам. В процессе игры можно загадывать детям загадки про животных жарких и холодных стран.

В конце закрепляющего занятия детям можно прочесть рассказ о животных Севера (например, «Отважный пингвиненок», Г.Снегирев) и задать несколько вопросов об услышанном.

Практические занятия

На пятый, завершающий день тематической недели, раздав детям необходимый материал, можно попросить их нарисовать понравившееся северное животное. Или же слепить из пластилина, предварительно показав им, как можно сделать, например, пингвина.

После того, как дети нарисуют или слепят животных, важно пообщаться с ними, почему их привлекло то или иное животное, что ребенок знает о нем.

Домашнее задание в виде создания совместно с родителями самодельной книжки-малышки с рассказом и рисунками о северном животном поможет закрепить полученные знания у ребенка, создаст дополнительный повод для общения его с родителями и будет способствовать развитию воображения.

Занятие, на котором дети дошкольного возраста больше узнают о животных отдаленных стран, будет не только очень интересным и увлекательным для малышей, но и полезным, ведь такие уроки развивают внимательность, расширяют словарный запас, формируют навыки общения и так далее.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов