Модернизация российского образования до года. Модернизация российского образования

14.12.2019

Гоголева Л.А – учитель-логопед

МБДОУ детский сад "Берёзка"

Г. Бор Нижегородской области.

Модернизация Российского образования

Дефиниция «модернизация» превратилась в начале ХХI в в одну из имиджевых ха­рактеристик, которая охватывает все сферы государства и общества, совокупность полити­ческих, социальных и экономических отношений. Осуществление научно обоснованной модернизации российского образования является необходимым и важнейшим условием решения социально-экономических проблем, стоящих перед обществом.

В ходе своего исторического развития отечественное образование неоднократно подвергалось реформам, в разной степени и в различных аспектах менявшим его направ­ленность, содержание, структуру. В настоящее время разворачивается сложный процесс выработки новой стратегии развития российского образования, которая позволила бы сохранить преимущества традиционного российского образования, обеспечив ему в то же время конкурентоспособность в современном мире.

Все это нашло свое воплощение в ряде документов стратегического и прогностиче­ского характера, например, в таком, как «Стратегия-2020 – Концепция долгосрочного соци­ально-экономического развития РФ до 2020 года» (2011), где имеется существенный раздел, посвященный обоснованию стратегического видения процессов и результатов модерниза­ции системы российского образования.

Стратегическое значение для модернизации российского образования имеют и ра­нее принятые документы: «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (2011), «Стратегия национальной безопасности Российской Федера­ции до 2020 года» (2009) и «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Рос­сийской Федерации на период до 2020 года» (2008), представляющая собой первый вариант «Стратегии-2020».

Непосредственно в сфере образования стратегический характер носят на современ­ном этапе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), вступивший в силу с 1 сентября 2013 г., а также «Программа развития образования до 2020 года» (2012) и Распоряжение Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева № 2620?р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и на­уки» (2012), получившее название «дорожной карты».

В анализируемых документах формулируется ряд стратегических принципов, на основе которых должна осуществляться модернизация образования. В целом стра­тегия модернизации системы образования Российской Федерации трактуется в этих документах как официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в сфере образования, констатирующих состояние системы российского образования и определяющих основные направления развития системы образования на долгосрочную перспективу.

Председатель Правительства России подписал Концепцию долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

Первая задача - обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов; обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений; увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах; развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.

Вторая задача - модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе: создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.

Третья задача - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе: создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки профессиональных кадров; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования; формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.

Четвертая задача - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания:прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения; прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.

Государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы направлена на:

формирование гибкой, подотчётной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации; развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей; модернизацию образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодёжи, развитию потенциала молодёжи.

В состав государственной программы включены следующие подпрограммы:

Развитие профессионального образования;

Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей;

Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования;

Вовлечение молодёжи в социальную практику;

Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы» и прочие мероприятия в области образования государственной программы «Развитие образования на 2013–2020 годы»;

Реформирование и модернизация российской системы образования назревала уже давно, поскольку последний закон "Об образовании", принятый еще в 1992 году (более 20 лет назад!), уже не соответствовал современным реалиям. Новый закон "Об образовании", прежде всего, отличается от старого своими объемами: в отличие от старого закона, который состоял из 6 глав и 58 статей, новый закон содержит 15 глав и 111 статей. И это не удивительно, поскольку новый закон заменяет собой все основные документы, регламентирующие образовательный процесс в России. Другими словами, если раньше практически каждая сфера образования руководствовалась не только законом "Об образовании", но и подзаконными нормативными документами (например, "Типовое положение о ВУЗе" или "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"), то сейчас все нормы и положения "собраны" в одном документе, что значительно облегчает изучение прав и обязанностей участников образовательного процесса.

В новом законе, как и в предыдущем, предусматривается обеспечение прав каждого гражданина России на БЕСПЛАТНОЕ дошкольное, общее среднее (в том числе, начальное и основное) и средне-профессиональное и образование. На конкурсной основе можно будет получить бесплатно и высшее образование, но только в том случае, если студент получает образование данного уровня впервые.

Единственные отрасли образования, которых коснулись изменения в плане общедоступности и бесплатности, это начальное профессиональное и послевузовское профессиональное образование - если в старом законе статья 5 гарантировала бесплатность этих отраслей, то в новом законе они уже не упоминаются. Но есть и хорошая новость, новый закон гарантирует не только бесплатность среднего профессионального образования, но и его получение не на конкурсной основе. Другими словами, новым законом создаются максимально благоприятные условия для получения рабочих специальностей, недостаток которых ощущается сегодня на рынке труда особенно остро.

Впервые на законодательном уровне закреплено внедрение и освоение современных образовательных программ, технологий, форм и методов обучения (в том числе, сетевого и электронного обучения на всех уровнях образования). То есть, данные формы обучения, а также дистанционные технологии образования, перешли из разряда "экспериментальных" в полноценные формы обучения, которые не только могут, но и должны внедряться в современных учебных заведениях (кстати, само понятие "учебное заведение" упразднено - вместо него появилось понятие "образовательная организация"). Соответственно новый закон предусматривает использование в образовательном процессе не только печатных, но и электронных ресурсов.

До 1 сентября 2013 года общее образование в России включало в себя три ступени: начальное, основное и полное среднее образование. При этом получить общее среднее образование можно было только в школах (если, конечно, у ребенка не имелось противопоказаний по состоянию здоровья). В новом же законе "Об образовании" программы дошкольного, начального, основного и среднего общего образования признаны преемственными, а получить общее образование можно в любой образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также в форме семейного образования. При этом допускается получение среднего общего образования и в форме самообразования, с правом прохождения промежуточной и итоговой государственной аттестации в образовательных организациях.

Отметим, что если раньше форма получения общего образования регулировалась только на государственном уровне, то сейчас форму обучения определяют родители (или законные представители) несовершеннолетнего обучающегося на основе своих возможностей, требований к образовательной программе и мнения самого ребенка.

Согласно новому закону "Об образовании" все образовательные организации России обязаны не только создать открытые и общедоступные ресурсы с максимально полной информацией о самом учебной заведении и его актуальной деятельности, но и обеспечить доступ к таким ресурсам посредством их публикации в информационно-телекоммуникационных сетях. Иными словами, каждый детский сад, школа, техникум или ВУЗ обязан иметь собственный сайт, на котором должна быть представлена актуальная информация, содержащая:

· данные об образовательной организации (дата создания, учредители, месторасположение, график работы, структура, реализуемые образовательные программы и т.д.);

· отчеты о результатах деятельности;

· размер и порядок оказания платных услуг;

· предписания органов госнадзора и отчеты об исполнении предписаний;

· другие сведения, не относящиеся к государственной или охраняемой законом тайне.

Исходя из данных, опубликованных на таких ресурсах, независимые институты будут проводить оценку качества деятельности образовательных организаций. По мнению специалистов, независимая оценка качества образования будет способствовать повышению конкурентоспособности среди образовательных организаций, а также позволит обучающимся и их родителям выбирать учебное заведение исходя не только из удобства месторасположения и престижности образовательной организации, но и на основе реальной оценки качества предоставляемых образовательных услуг.

Вместе с тем содержащийся в названных документах гносеологический и аналити­ческий инструментарий и предложенные подходы к выработке стратегии модернизации российского образования представляют собой матрицу для формирования теоретико-ме­тодологической базы ретроспективных исследований. А это, в свою очередь, имманентно предполагает исторический анализ процесса разработки и осуществления стратегий модернизации российского образования.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Основные направления развития образования в РФ до 2020 года (Стратегия инновационного развития России: вызовы и перспективы) ГБОУ ДПО НИРО (Максимова С.А. проректор, докт.филос.наук)

2 Проблемное поле реализации Стратегии в области образования Экономическое измерение Невысокая «инвестиционная привлекательность» образования; недостаточный уровень интеграции образования и бизнес-структур; Неэффективное расходование государственных средств в образовании; Недостаточный уровень финансово-экономической поддержки внедрения инноваций в образовании и др. Социальное измерение Образовательное измерение Преимущественная ориентация госполитики на обеспечение социальной стабильности населения; поддержание устойчивого характера социальной инфраструктуры Неэффективность структуры и размытость содержания образовательных инноваций (имитационный характер инноваций, псевдоинновации); Неготовность (в т.ч. мотивационная) к управлению образовательными инновациями и их реализации на системной и регулярной основах; Снижение качества общего и профессионального образования (в т.ч. по отражению в международных рейтингах) Стремительное устаревание моделей организации и управления образовательным процессом, «догоняющий» характер образования и др.

3 Нормативно-правовая основа реализации Стратегии НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОКУМЕНТА 1. Обеспечение инновационного характера базового образования Концепция долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 года 2. Модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития 3. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров 4. Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей

4 Методологическая основа реализации Стратегии принцип доступности образования принцип качества образования принцип открытости образования принцип гибкости и вариативности образования принцип индивидуализации образования

5 Целевые ориентиры реализации Стратегии Миссия Стратегии Ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики Общие задачи Стратегии Развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций; Максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий; Формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок; Обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений

6 Задачи в области образования (в соответствии с Концепцией 2020) обеспечение инновационного характера образования поддержка на конкурсной основе образовательных организаций, внедряющих инновационные программы, с обеспечением целенаправленного формирования, выявления, апробации и последующего распространения передовых методик преподавания и лучшей практики их работы, отвечающих задачам инновационного развития. формирование и развитие навыков и компетенций обучающихся, необходимых для инновационной деятельности (готовность к непрерывному образованию, профессиональной мобильности, способность к критическому мышлению, предприимчивость, готовность работать в команде, владение иностранными языками и т.д.) модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования, успешную социализацию лиц с ОВЗ; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся; развитие системы квалифицированного добровольного педагогического консультирования родителей и содействия семьям в развитии детей, а также системы социального патроната

7 Задачи в области образования (в соответствии с Концепцией 2020) создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки кадров; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования; обновление квалификационных требований и формирование современных профессиональных стандартов, обновление дополнительных профессиональных программ, совершенствование системы оплаты труда с опорой на создание современной системы оценки качества педагогической работы. формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации; формирование прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования. системы и механизмы государственно-общественного управления, финансово-хозяйственной самостоятельности, оценки качества и эффективности деятельности образовательных учреждений

8 Некоторые ключевые шаги по реализации Стратегии Корректировка образовательных стандартов и внедрение технологий обучения в целях формирования навыков, необходимых для инновационной экономики Выстраивание системы поиска и обеспечения раскрытия способностей талантливых детей к творчеству Переход на предоставление государственных услуг в электронном виде, обеспечение безбумажного документооборота Определение механизмов и начало реальной поддержки регионов - инновационных лидеров Совершенствование механизма осуществления финансовой, организационной и консультационной поддержки инновационных проектов на всех стадиях инновационного цикла Повышение престижа научной, инженерной и предпринимательской деятельности, в том числе через популяризацию инновационной тематики в средствах массовой информации и сети Интернет Наращивание инновационной активности в государственном секторе экономики - в компаниях с государственным участием и государственных корпорациях, в том числе посредством принятия и реализации ими программ инновационного развития

9 Некоторые целевые индикаторы реализации Стратегии Доля населения в возрасте 5-18 лет, охваченная образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет (с 93,6% (2010 г.) до 97% (2020 г.)) Доля обучающихся по программам, соответствующим требованиям ФГОС, в общей численности обучающихся текущего года (общее образование (с 20% до 95%), среднее профессиональное образование (с 75% до 100%) Доля обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования (с 27% до 50%) Доля населения, участвующего в непрерывном образовании (за последние 12 месяцев), в числе опрошенных в возрасте от 25 до 64 лет (от 30,8% до 50%) Государственные расходы на образование (с 4,2 % ВВП до 5,3 % ВВП) Создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профессиональных квалификаций Получение бесплатных услуг дополнительного образования не менее чем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет

10 «Самый лучший стратегический план бесполезен, если он не может быть выполнен тактически» (Эрвин Роммель) НО! «Стратегические просчеты невозможно компенсировать тактическими успехами» (Карл Филипп Готтлиб фон Клаузевиц)


Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 1662-р (извлечения) < > 4. Развитие

Мягков М. О. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проанализирована система образования в России. Предложены целевые ориентиры развития инновационной системы образования РФ до 2020 года.

Концепция развития образования РФ до 2020 г. Председатель Правительства России подписал Концепцию долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Этим же распоряжением

Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской на 2009 2012 годы и на плановый период до 2020 года Направление 1. Модернизация институтов образования как инструментов

НАЧАЛЬНОЕ, ОСНОВНОЕ, СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Реализация подпрограммы «Развитие общего образования» государственной программы Курганской области «Развитие образования и реализация государственной молодежной

УТВЕРЖДЕНА постановлением администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области от 19.12.2012 г. 1418 Районная целевая программа «Развитие образования в Красноармейском муниципальном

Проблемы и парадоксы введения ФГОС начального и основного общего образования Логвинова И.М. Содержание: 1. Документы и материалы 2. Главные события 3. Проблемы и парадоксы Документы Послание Президента

РЕЗОЛЮЦИЯ областного совещания работников образования «Основные направления реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Саратовской области» г. Саратов 18 августа 2009 г. Обсудив

Российская Федерация Р е с п ублика ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 10 февраля 2015 года 39-П г. Петрозаводск О внесении изменений в постановление Правительства от 20 июня

Анализ работы школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла за 2015-2016 уч.год Школьное методическое объединение учителей ЕМЦ осуществляло свою работу в условиях обновления

Проект АДМИНИСТРАЦИЯ БОЛЬШЕАТМАССКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 января 1-п с. Большой Атмас, Черлакский район Омская область Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие муниципальной

2.3. Кадры для «новой» экономики Текущая ситуация и ключевые вызовы Одним из ключевых факторов конкурентоспособности территории и перспектив ее будущего развития являются обеспеченность и качество человеческого

Министерство образования и науки Российской Федерации Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации МОСКВА 18 июня 2013 Золотарева Наталия

Миссия факультета сохранение и приумножение традиций и достижений, формирование профессиональных, нравственных и культурных ценностей, расширение спектра услуг для обеспечения качественной подготовки инженерных

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАОУ ДОД «Дворец детского и юношеского творчества» г.иркутска на период 2014-2020 г.г. Наименование Основание принятия решения о разработке Основной разработчик Цель разработки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ 24.04.2013 VII Съезд Союза

ВЕРЖДАЮ» мназия 1» А.П.Ходырев " 217 ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБ ДЩ @ВАНИЯ Кировского областного государственного общеобразовательного автономного учреждения «Гимназия 1 г. Кирово-Чепецка» 1. Аналитическая

Экспериментальная и инновационная деятельность в образовательных организациях Краснодарского края в свете Перечня Поручений Президента РФ. Н А В А З ОВА Т А Т Ь Я Н А Г А В Р И Л ОВНА, К. П. Н., З А С

«ВОЛЖСК ОЛА» ОЛАСЕ ОКРУГ АДМИНИСТРАЦИЙЖЕ ПУНЧАЛ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ВОЛЖСК» ПОСТАНОВЛЕНИЕ Об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы,

П Р О Г Р А М М А стратегического развития (основные положения) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный технологический университет

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Е.И. Василенок Россия, г. Москва Современное общество начала третьего тысячелетия характеризуется возросшей значимостью интеллектуального

2 Нормативно правовые акты разработки программы развития Программа развития разработана на основе задач по выполнению приоритетных направлений развития профессионального образования соответствии с основными

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 6 марта 2015 г. 373-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемый план реализации в 2015-2016 годах Стратегии инновационного развития на период до 2020

Стратегия развития Кыргызского экономического университета до 2020 года. Цель - достижение высокого уровня обеспечения качества высшего и средне - специального экономического образования соответствующего

ДЕКЛАРАЦИЯ целей и задач Департамента образования Ивановской области ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Основная цель долгосрочного развития региональной системы

УТВЕРЖДАЮ: Руководитель Управления образования Администрации Ачинского района О.Ю. Ненастьева Приказ 118/1от «12» октября 2016г. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

А Д М И Н И С Т Р А Ц И Я Г О Р О Д А Л А Б Ы Т Н А Н Г И П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 25 апреля 2017 г. 450 г. Лабытнанги О внесении изменений в постановление Администрации города Лабытнанги от 21.11.2014

Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (ГБОУ ДПО

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области ПУБЛИЧНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2016 ГОД Молодежная

ГАПОУ СО «машиностроительный техникум» ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ до 2021 года Анализ действующей Программы развития Карпинского машиностроительного техникума на 2013-2018 г.г. позволил выделить следующее

КОНЦЕПЦИЯ развития системы образования Ханты- Мансийского автономного округа Югры до 2020 года. Основные положения Введение Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа-югры

3.1.1.1 Улучшение инвестиционного климата, повышение деловой активности и развитие государственно-частного партнѐрства Целью государственной политики является формирование востребованных и наиболее надѐжных,

Содержание 1. Назначение и область применения... 3 2. Описание... 3 2.1. Термины и определения... 3 2.2. Общие положения... 3 2.3. Цель работы Информационно-инновационной службы... 5 2.4. Основные задачи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» f

Дорожная карта Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей - Детской школы искусств 7 им. (МБОУДОД -) ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ («дорожная карта») МБОУДОД - 1. Цели

Министерство образования науки и молодежной политики Краснодарского края О задачах по развитию среднего профессионального образования Батютина Наталья Анатольевна, начальник отдела 16 января 2019 года

Д Е П А Р Т А М Е Н Т О Б Р А З О В А Н И Я М Э Р И И Г О Р О Д А Я Р О С Л А В Л Я П Р И К А З 14.07.2016 01-05/502 Об утверждении комплексного плана мероприятий по развитию дополнительного образования

О реализации Концепции развития дополнительного образования детей С.А.Фадеева зав. кафедрой теории и практики воспитания и дополнительного образования ГБОУ ДПО НИРО, доктор педагогических наук Изменения

ГБОУ ДПО НИРО Кафедра теории и практики управления образованием Система внутришкольной оценки качества образования в условиях реализации ФГОС. Выполнили: Петти И.Г., директор МБОУ "Школа 171" Рожнова Е.Е.,

1 из 8 2 из 8 ПРЕДИСЛОВИЕ В современных условиях значительно повышаются требования к уровню подготовки специалистов. В национальной доктрине образования Российской Федерации отмечается, что образование

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования для детей «Центр развития творчества детей и юношества творчества «Гармония» ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на период 2015 2020 гг. ПАСПОРТ

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (ГБОУ ДПО НИРО) Управление ДОО в контексте государственной

Цели, задачи и механизмы обновления Образовательных программ в контексте современного состояния развития ПО Москва Февраль 2016 А.М.Петрова, к.э.н., Заслуженный учитель РФ «Мы обязаны думать о том, как

Основные положения Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года Департамент развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Москва

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

2 1. Общие положения Стратегия обеспечения образования (далее Стратегия) является необходимым условием функционирования и развития ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (далее ПГУ, Университет)

РЕЗОЛЮЦИЯ Проект ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «МОДЕРНИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ»

ОДОБРЕНА Общественным советом региональной системы оценки качества образования (протокол от 11 мая 2016 г. 1) УТВЕРЖДЕНА Приказом Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 27 апреля 2016

УТВЕРЖДЕНО постановлением Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» 370 от «23» марта 2015 ПЛАН мероприятий («дорожная карта»), направленных на повышение эффективности и качества услуг МБОУ ДОД «Якшур-Бодьинская

Принято: на Наблюдательном совете МАОУ Лицей 12 протокол 4 от 11.05.2016 Утверждено: приказ МАОУ Лицей 12 91 от 12.05.16 г Программа развития МАОУ Лицей 12 на 2016-2020 г.г. Нормативно-правовая основа

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ, ПРОБЛЕМАТИКА, ИННОВАЦИИ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ В КРУПНЫХ КОМПАНИЯХ (ПРАКТИКА ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ») В статье

Публичная декларация целей и задач департамента образования и науки на 2016 год ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ Реализация мероприятий государственной программы в сфере образования, плана мероприятий («дорожной карты»)

Утверждена Постановлением Администрации от 14 июня 2016 года 15 Муниципальная целевая программа «Развитие и муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства на территории на 2016-2018»

I. Общие положения Модернизация современного отечественного образования предполагает не только обновление содержания образования, структурные и организационные изменения, но и совершенствование методического

ЗАКОН УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Об инновационной деятельности в Удмуртской Республике Принят Государственным Советом Удмуртской Республики 6 июня 2017 года Настоящий Закон определяет принципы, цели, задачи,

Публичная декларация целей и задач Министерства образования и науки Республики Татарстан на 2016 год ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ Утверждена приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан

Основные направления информатизации образования Московской области А.И. Анопченко первый заместитель Министра образования Московской области Август, 2014г. ИННОВАЦИИ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ 2009-2013 гг. Школы,

Реализация стратегий развития профессионального образования в российских регионах: некоторые результаты мониторинга комплексных региональных программ развития профессионального образования в 2014-2015

ВВЕДЕНИЕ Стратегия по обеспечению качества подготовки выпускников федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный аграрный

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ АДМИНИСТРАЦИЯ ЮЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24.06.2013 520 г. Южа об утверждении Плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные

Принята Координационным Советом по модернизации системы образования Кировского района Санкт-Петербурга Протокол от 2016 года Cогласовано Заместитель Главы администрации Кировского района Санкт-Петербурга

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический Политика, миссия, видение, стратегические цели и задачи в области качества РАССМОТРЕНО

Модернизация педагогического образования 3 этап Региональные системы непрерывного педагогического образования И.В.Мануйлова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего

Модернизация педагогического образования 3 этап Региональные системы непрерывного педагогического образования И.В. Мануйлова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего

Программа кандидата на должность ректора ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» Калининой Аллы Эдуардовны Программа развития ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» на 2010 2015

РЕШЕНИЕ коллегии Департамента образования Вологодской области «Основные итоги развития системы образования Вологодской области в 2016 году и задачи на 2017 год» от 28 февраля 2017 года Изучив Публичный

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Коми республиканский институт развития образования»

Направления развития сферы образования до 2020 года (Зайцева Г.)

Дата размещения статьи: 28.02.2015

Правительство РФ Распоряжением от 29.12.2014 N 2765-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - Концепция). Документ определяет точки роста, приоритетные для отрасли, а также конкретные механизмы участия образовательных организаций в реализации запланированных направлений развития. Рассмотрим, какие тенденции будут определять судьбу учреждений образования в среднесрочной перспективе.

Как сказано в разд. I Концепции, новая федеральная целевая программа (далее - ФЦП) призвана обеспечить условия для эффективного развития российского образования, повысить его конкурентоспособность на всех уровнях (в том числе международном) и сформировать конкурентоспособный человеческий потенциал. Для этого необходимо действовать в нескольких направлениях, первым из которых является внедрение новаций в профессиональном образовании, а вторым - развитие содержания и технологий общего и дополнительного образования. Достижению данных целей должно способствовать улучшение материально-технической базы учреждений (прежде всего речь здесь идет о звене профобразования) и полноценное внедрение системы оценки качества образования и образовательных результатов. Последняя, по замыслу законодателя, должна сформировать принципиально иное отношение обучающихся и образовательных организаций к качеству образования и получаемым по его итогам компетенциям.
Задачи, поставленные в Концепции, находятся в русле стратегии развития образования, обозначенной в других программных документах (Указе Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, принятой Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 295). В свою очередь, рассматриваемая Концепция охватывает те преобразования, реализация которых позволит наиболее эффективно и результативно использовать финансовые ресурсы для решения стратегических задач.
В течение последующих пяти лет на реализацию ФЦП планируется потратить более 88 млрд руб. из федерального бюджета и более 80 млрд руб. из бюджетов субъектов РФ. Эффективность данных бюджетных расходов должна быть достигнута в первую очередь благодаря использованию проектно-целевого подхода, предполагающего осуществление комплексных системных проектов, направленных на всех участников образовательной деятельности.
Какие проблемы предполагается решить посредством реализации новой ФЦП? Какие мероприятия будут для этого проводиться в отношении образовательных учреждений?

Проблемы, обозначенные в Концепции

Новая ФЦП ориентирована на устранение наиболее проблемных зон в системе образования, которые в ближайшее время могут негативно повлиять на результаты, достигнутые в рамках ФЦП на 2011 - 2015 гг. В частности, к таким проблемам относятся:
1. Несоответствие уровня выпускников образовательных организаций требованиям экономики (прежде всего это касается профессионального образования). Подобное несоответствие обусловлено в том числе противоречием, возникшим между ростом потребности в специалистах и отсутствием объективного прогноза такой потребности по отраслям экономики, а также нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, например, из-за отсутствия действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников, низкой стоимости труда молодого специалиста (разд. IV Концепции).
Кроме того, сегодня все еще существует рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда (наиболее ярко это проявляется в среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании). Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.
2. Несоответствие структуры сети вузов существующей демографической и социально-экономической ситуации в стране. Данная проблема требует серьезного обновления вузовской сети.

К сведению. Сокращение сети вузов за счет реорганизации неэффективных образовательных учреждений ведется с 2013 г. Предпосылками для этого стали положения пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и других нормативных актов.

3. Продолжающееся снижение числа учителей в общем образовании и преподавателей вузов. В разд. IV Концепции отмечается, что в образовательных организациях сегодня трудится большое количество учителей и преподавателей пенсионного возраста и при этом лишь 40% выпускников педагогических вузов приходят работать в школы. В отдельных субъектах РФ после первых трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых специалистов остается в системе образования.
Вместе с тем усиливается потребность в высококвалифицированных педагогических кадрах, соответствующих повышенным требованиям к ним, в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением образовательной среды. И в ближайшей перспективе дисбаланс между потребностью сферы образования в указанных специалистах и реальной возможностью их подготовки и привлечения к педагогической деятельности будет только увеличиваться.
4. Нехватка учебных площадей, объектов социальной и инфраструктурной направленности, необходимых для повышения конкурентоспособности российского образования.

Инновации в профобразовании

Как обозначено в разд. IV Концепции, Минобрнауки намерено существенным образом обновить сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов. Предполагается, что филиалы организаций высшего образования будут сокращены в пределах 80%, а сами вузы - в пределах 40%. При этом численность студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах, увеличится. Формируемое вузам государственное задание в том числе будет учитывать потребности инновационной экономики и необходимость обучения в полнокомплектных студенческих группах за счет средств соответствующих бюджетов.
Однако высшие учебные заведения ожидают не только количественные, но и качественные преобразования - ФЦП предлагает внедрить новые модели вузов. Как следует из разд. IX Концепции, для этого будут выполнены пилотные проекты по разработке и реализации новых моделей высших учебных заведений и новых образовательных программ. В рамках таких проектов должны быть определены опорные вузы региональных экономик, вузы массовой подготовки для социальной сферы и сферы сервиса, а также вузы прикладного и технического бакалавриата. Кроме того, предстоит внедрить новые программы инженерного образования, модели аспирантуры и магистратуры, усовершенствовать очно-заочное и заочное обучение.
В системе профессионального образования (как вузах, так и учреждениях СПО) также планируется распространить новые формы организации учебного процесса - технологии проектного обучения, учебные планы на вариативной основе, позволяющие учитывать интересы и потребности студентов. В частности, к 2020 г. доля вузов, в которых внедрены индивидуальные учебные планы на вариативной основе, должна достигнуть 50% (Приложение 1 к Концепции).
Еще одна задача, стоящая перед организациями профессионального образования, - повысить качество управления в них (разд. IX Концепции). Для этого потребуется перейти на эффективный контракт с руководителями и профессорско-преподавательским составом учреждений, обеспечить результативную работу органов государственно-общественного управления, в которых должны присутствовать представители работодателей, внедрить систему мониторинга образовательных траекторий студентов, а также трудоустройства и карьеры выпускников. Согласно целевым показателям, установленным ФЦП, к 2020 г. все вузы должны будут применять указанную систему мониторинга, а доля студентов профессиональных образовательных организаций, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели, должна достигнуть 100% (при уменьшении финансирования ФЦП - 92%).

Модернизация общего и дополнительного образования

В рамках этого направления, включенного в Концепцию, предполагается реализовать комплекс мер по использованию разработанных ФГОС, включая их методическое обеспечение и повышение квалификации преподавательского состава учреждений. Практическое внедрение нового содержания и технологий общего и дополнительного образования заключается, в частности, в следующем.
Согласно разд. IX Концепции в последующие пять лет планируется отработать новые организационно-экономические модели в дошкольном образовании: перейти на применение в деятельности соответствующих учреждений ФГОС дошкольного образования, повысить квалификацию по новым образовательным программам 95% педагогов и руководителей детских садов. Помимо этого, в каждом регионе должны быть созданы условия для государственно-частного партнерства в данной сфере (согласно целевым показателям к 2020 г. такие мероприятия необходимо провести во всех регионах), а также реализованы программы поддержки родительского просвещения для семей с маленькими детьми.
Общеобразовательным организациям придется сосредоточиться на качестве образования. Повысить его (путем реализации пилотных проектов) должны школы, демонстрирующие низкие результаты или функционирующие в неблагоприятных социальных условиях. Как следует из Приложения 1 к Концепции, доля региональных систем общего образования, в которых успешно реализованы подобные проекты, к концу 2020 г. должна составить 60% (при сокращении финансирования ФЦП - 47%). Лучшая практика такой работы будет распространена на остальные субъекты РФ. Одновременно в регионах предстоит создать сеть школ, реализующих экспериментальные и инновационные программы, - на базе этих учреждений будут отрабатываться новые технологии и содержание обучения и воспитания.
Наконец, регионам предстоит создать условия и реализовать на своем уровне концепцию развития дополнительного образования детей - для этого необходимо разработать соответствующие программы модернизации. К 2020 г. такие программы должны воплощаться в жизнь в 90% регионов (при уменьшении финансирования ФЦП - в 70% субъектов РФ).

К сведению. Концепция развития дополнительного образования детей утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р. В ней в том числе предусмотрены разработка и реализация региональных программ развития данной сферы, а также модернизация инфраструктуры дополнительного образования.

В Концепции уделено внимание и проблеме качества педагогических кадров. Повышать его предполагается посредством внедрения оптимальных подходов к эффективному контракту с руководителями и педагогическими работниками организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей, а также посредством реализации нового стандарта профессиональной деятельности (включая механизмы аттестации и профессионального развития учителей).

Развитие системы оценки качества образования

Цели, поставленные в Концепции, и реализация запланированных в ней мероприятий потребуют усиления роли независимой оценки качества образования и образовательных результатов. В связи с этим планируется создать национально-региональную систему оценки на всех уровнях образования (как общего, так и профессионального), новые инструменты и оценочные процедуры (включая международные исследования качества).
В частности, согласно разд. IX Концепции в общем образовании (включая дошкольное) предполагается реализовать пилотные проекты по созданию региональных систем оценки качества и создать систему мониторинга, которая позволила бы оценивать качество образования в региональном и национальном масштабах по основным дисциплинам не менее чем в трех периодах обучения. При этом доля регионов, в которых созданы и функционируют системы оценки качества дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ, к концу 2020 г. должна достигнуть 100% (Приложение 1 к Концепции). Также планируется модернизировать процедуры и механизмы ЕГЭ и ГИА, привлечь общественность к оценке качества общего образования и начать формировать пользовательские рейтинги.
Развивать систему оценки в среднем профессиональном и высшем образовании необходимо путем поддержки независимой аккредитации (общественной и профессионально-общественной) и оценки качества образовательных программ. Для этого необходимо усовершенствовать контрольно-надзорные механизмы, а также распространить единые оценочные средства для оценки образовательных достижений выпускников. Последняя мера позволит уменьшить диспропорцию в качестве подготовки выпускников различными образовательными организациями по одним и тем же программам профобразования. Кстати, доля вузов, использующих в своей деятельности единые оценочные материалы для итоговой аттестации выпускников, к 2020 г. должна составить 50% (при сокращении финансирования ФЦП - 30%).
Кроме того, ФЦП предусматривает создание сети центров мониторинга качества образования, распространенной на всю территорию страны и все уровни образования (разд. IV Концепции). Благодаря подобной системе центров, мониторингом будет охвачено и само качество образования, и результаты, достигнутые обучающимися на различных этапах образовательного и жизненного пути - как в школе (практически в каждом классе), так и в системе дополнительного и профессионального образования.

Улучшение материально-технической базы

ФЦП также предполагает создание инфраструктуры, обеспечивающей условия для обучения и подготовки кадров для современной экономики. В рамках улучшения материально-технической базы организаций профессионального образования будут реконструированы и построены учебные и учебно-лабораторные корпуса, здания библиотек, объекты физкультурно-оздоровительного назначения, общежития. Как отмечается в разд. IV Концепции, проблема недостаточной развитости инфраструктуры образования не утрачивает своей актуальности даже в условиях ожидаемого сокращения численности студентов. Поэтому соответствующие инвестиционные проекты будут реализовываться, несмотря на реорганизацию вузовской сети и региональных сетей учреждений среднего профессионального образования.
В частности, на восполнение дефицита мест в общежитиях для иногородних студентов и строительство новых общежитий планируется ежегодно направлять не менее 4 млрд руб. (разд. IX Концепции). При этом в качестве приоритетных будут рассматриваться объекты ведущих вузов различной ведомственной принадлежности (федеральные и национальные исследовательские университеты), вузов, являющихся системообразующими для экономики отрасли или региона, а также незавершенные или находящиеся в аварийном состоянии объекты. Предполагается, что с начала реализации ФЦП и до конца 2020 г. в эксплуатацию будет введено 23 тыс. мест в общежитиях (при сокращении финансирования - 18,4 тыс.).
По замыслу законодателя, развитие указанной инфраструктуры должно способствовать повышению качества и международной конкурентоспособности российского образования. Кроме того, улучшение социальной инфраструктуры (жилье для педагогов, общежития для студентов, спортивные объекты и др.) создаст дополнительные стимулы для закрепления в сфере образования и науки талантливых научно-педагогических кадров.

Финансирование мероприятий

Как и другие программные документы государственного уровня, разработанные на среднесрочную перспективу, Концепция учитывает два варианта развития событий. Базовый сценарий предполагает финансирование ФЦП в полном объеме и 100%-ное выполнение запланированных мероприятий. Запасной сценарий предусматривает сокращение объема расходов на 20% (70 млрд руб. в течение пяти лет - из федерального бюджета, 64 млрд руб. - из региональных бюджетов) и, как следствие, пересмотр задач ФЦП.
Самой затратной статьей, которую в рамках ФЦП профинансирует Минобрнауки, окажутся капитальные вложения в развитие материально-технической базы образовательных организаций. На строительство и реконструкцию объектов инфраструктуры ежегодно планируется направлять из федерального бюджета 12 - 13 млрд руб. (при реализации второго сценария - в среднем 10 млрд руб. в год).
Финансирование многих мероприятий будет осуществляться путем конкурсной поддержки - она будет выделяться либо регионам, либо напрямую образовательным организациям, выдвигающим тот или иной проект.

Заключение

Новая ФЦП призвана решить ключевые проблемы системы образования. Несмотря на то что основной акцент в документе сделан на внедрении новаций в профессиональном образовании (ведь именно оно должно обеспечивать потребности экономики в квалифицированных кадрах), серьезные качественные изменения ожидают и остальные звенья системы образования. Причем перемены затронут не только профессиональную сторону деятельности образовательных организаций (в частности, обновление содержания и технологий реализации образовательных программ всех видов и уровней), но механизмы управления этими организациями.



  • Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;

  • Базисный учебный план 2004 г. (Пр. МО Р от 9 марта 2004.№ 1312);

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования (Пр. МО Р от 5 марта 2004 г. №1089).


  • 2007/08 учебный год – теоретическая отработка модели стандарта второго поколения

  • 2008/09 г учебный год – эксперимент по начальной школе по апробации стандартов второго поколения в 15 пилотных регионах РФ (Санкт-Петербург, Омск, Челябинск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Оренбург…).


Стандарты первого поколения.

  • Стандарты первого поколения.

  • Цель:

  • Сохранение единого базового ядра образования в российских школах.

  • Ориентированы на результаты предметного обучения и сохранение высокого уровня знаний. (ЗУНы)





  • Непрерывность образования

  • Учет возрастных возможностей ребенка

  • Учет его индивидуальных возможностей

  • Здоровьесбережение

  • Взаимосвязь с окружающим миром

  • Развитие личности как субъекта творческой деятельности

  • Признание ребенка как активного субъекта познания

  • Доступность и достаточность

  • Духовно-нравственное воспитание

  • Психологическая адаптация

  • Взаимодействие семьи и педагога



Три группы требований:

  • Три группы требований:

  • К структуре основных общеобразовательных программ

  • К результатам освоения

  • К условиям их реализации

  • Новые стандарты определяют требования к системе образования, а не к ученику, как это было раньше .







  • Результаты общего начального образования

  • Предметные результаты (ЗУНы, опыт творческой деятельности и др.). Выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта .

  • Метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе предметного содержания, применяемые как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях )

  • Личностные результаты (система ценностных ориентаций, мотивы деятельности, интересы, толерантность)




  • Имеющие универсальное значение, такие как обобщенные способы решения учебных задач (формулировка вопроса, наблюдение, фиксация и организация данных, их первичная интерпретация, презентация результатов).

  • Умение работать с разными источниками информации – учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой.


  • Основная педагогическая задача

  • создание и организация условий, инициирующих детское действие




Личностные

  • Личностные

    • самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
    • смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
    • морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)


    «Универсальные учебные действия» (УУД ) – способы действий, освоенные на базе предметного содержания и применяемые как в области образовательного процесса (в новых условиях и контекстах), так и в реальных жизненных ситуациях, т.е. умение учиться (способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного приобретения нового социального опыта).

  • Можно выделить 4 блока:

  • Познавательные УУД

  • Коммуникативные УУД.

  • Личностные УУД.

  • Регулятивные УУД.


включают:

  • Познавательные универсальные действия включают:

  • Общеучебные универсальные действия:

  • - самостоятельное выделение и фомулирование познавательной цели;

  • - поиск и выделение необходимой информации;

  • -структурирование знаний и т. д.

  • 2.Логические универсальные действия :

  • - анализ объектов с целью выделения признаков;

  • -синтез – составление целого из частей;

  • -выбор оснований и критериев для сравнения и т. д.

  • 3.Постановка и решение проблемы :

  • - формулирование проблемы;

  • -самостоятельное создание способов решения проблемтворческого и поискового характера.


Коммуникативные действия

  • Коммуникативные действия межличностное и деловое сотрудничество, позитивное и ответственное отношение к миру природы и культуры, малой родине и Отечеству.

  • К ним относятся:

  • -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • -разрешение конфликтов – выявление, поиск способов решения и его реализация;

  • -управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

  • -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и и условиями коммуникации


Личностные УУД

  • Личностные УУД

  • обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях:

  • личностное , профессиональное, жизненное самоопределение;

  • смыслообразование , т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  • нравственноэтическая ориентация , в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.


Регулятивные УУД

  • Регулятивные УУД

  • обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности:

  • целеполагание,

  • планирование,

  • -прогнозирование,

  • -контроль,

  • -коррекция,

  • -оценка,

  • -саморегуляция.












  • Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса

  • Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовый и повышенные

  • Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций

  • «Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс


ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ

  • ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ

  • «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»


УРОВНЕВАЯ

  • УРОВНЕВАЯ

  • ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ


ИНФОРМАЦИОННЫЕ И

  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ И

  • КОММУНИКАЦИОННЫЕ

  • ТЕХНОЛОГИИ



Игры и эксперименты

  • Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.)

  • Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.)

  • (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.)

  • Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)

  • Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.)

  • Ежедневный счет, вычисления, решение задач


Игры и эксперименты

  • Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами)

  • Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты)

  • Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий)

  • Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение

  • Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.)

  • Ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)


Профессиональное мастерство

  • Профессиональное мастерство

    • Проектирование учебного процесса
    • Организация работы учащихся
      • в группах и парах,
      • в мобильных группах,
      • индивидуальная поддержка детей,
      • организация проектной деятельности;
    • Оценочная деятельность

Позиционирование учителя

  • Позиционирование учителя


ИКТ-компетентность

  • ИКТ-компетентность

  • Общепользовательские инструменты

      • текстовый редактор,
      • редактор презентаций,
      • динамические таблицы, базы данных
  • Мультимедийные информационные источники

  • Инструменты коммуникации

  • ИКТ-средства

      • системы управления учебным процессом,
      • интерактивная доска,
      • цифровое и мультимедийное учебное оборудование

Здесь можно ознакомиться с Концепцией развития образования РФ

Председатель Правительства России подписал Концепцию долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Этим же распоряжением В. В. Путин поручил Минэкономразвития подготовить прогноз по ее выполнению, а федеральным органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации — предложения по ее реализации. Образованию в концепции посвящено 1567 слов из 45099: «Необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности. В основу развития системы образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность. Повышение гибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольного образования обеспечит поддержку и более полное использование образовательного потенциала семей. Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования, а развитие системы профессионального образования — расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса. Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Это позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей,ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации. Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни. Необходимо обеспечить равные условия доступа государственных и негосударственных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию. Стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов