Исторически определенный уровень развития общества творческих. Типология культуры

30.11.2021

Федеральное государственное бюджетное образовательное

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ (МАМИ /УНИВЕРСИТЕТ МАШИНОСТРОЕНИЯ/

Осей В.П.

Контрольная работа по Культурологии

Москва – 2014

Тема: «Субъекты культуры».

    Введение. Что такое культура.

    Понятие субъекта культуры. Народ как субъект культуры. Народ и «масса».

    Личность как субъект культуры.

    Роль интеллигенции и культурной элиты в динамике культурных ценностей.

    Заключение.

    Использованная литература.

1.Введение

Современные словари, дают следующие понятие культуры.Культура - исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики определённых исторических эпох (например, античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (например, культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле - сфера духовной жизни людей. Включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей). Духовная и материальная культуры находятся в органическом единстве. Общество всегда создает соответствующую культуру или совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства. Степень развитости культуры может быть различной: сильной или слабой, высокой или низкой. Эта степень зависит от конкретного исторического этапа развития общества, от условий, в которых развивается человечество, от возможностей, которыми оно располагает.

Целью данной работы является раскрыть такие понятия как субъект культуры, народ и «массы», личность, определить роль интеллигенции в обществе.

2. Понятие субъекта культуры. Народ как субъект культуры. Народ и «масса».

В культурологи под термином «субъект» понимается носитель предметно-практической деятельности или познания, источник и агент активности, направленной на объект, которым является окружающий субъекта мир во всем его многообразии. Субъектом может выступать как индивид, отдельный человек, так и социальная группа, некоторая совокупность людей.Субъект культуры - это созидатель, творец культуры. Общепризнанно, что первичным субъектом культуры является человек. Исходной характеристикой субъекта является активность, которая носит осознанный характер. Тогда субъект культуры - это активное, самодеятельное существо, осуществляющее преобразование действительности, создание мира "второй природы". Чтобы стать творцом культуры человек должен сформировать себя в процессе своей жизнедеятельности как культурно-историческое существо, что возможно только в результате социализации. Человеческие качества - это результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущим данной культуре приемам и навыкам деятельности.

Человек может стать субъектом культуры лишь тогда, когда он включен в социальную деятельность по преобразованию внешнего мира и мира человеческих общественных отношений. Так как культурно-преобразовательная деятельность никогда не осуществляется отдельным изолированным индивидом, а лишь таким субъектом, который включен в коллективную деятельность, то подлинным культурным субъектом является человечество, общество

Народ - многозначный термин:

1) Под народом понимают, в частности, этнос, то есть определённую группу людей, отличающуюся общностью ряда признаков - языка, культу- ры, территории, религии, исторического прошлого и т. д.

2) Слово «народ» также используется в значении нация.

3) Понятие «народ» также употребляется для обозначения всего населения какой-либо страны, вне зависимости от его этнической принадлежности.

В культурологии народ рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных материальным, социальным и духовным творчеством и едиными представлениями о праве и общими интересами.

На протяжении многих тысячелетий народ не рассматривался как субъект культурного творчества. Потому что народ был противопоставлен элите. То есть к сфере культуры относили только умственную деятельность.

Население проходит путь становления народом, приобретая общие ценности, приумножая культурное наследие. Хотя этот путь обратимый. С распадом общих ценностей, единства угасает и народ.

Но необходимо различать понятия народ и масса. По выражению испанского философа Ортеги-и-Гасета: «Масса есть множество людей без особых достоинств». Массы имеют некоторые общие черты: вкусы, интересы, стиль жизни и т.д.

Ясперс рассматривает массу как людей, ничем не связанных друг с другом, но в своем сочетании представляющих некое единство. Но "масса как публика - типический продукт определенного исторического этапа; это связанные воспринятыми словами и мнениями люди, не разграниченные в своей принадлежности к различным слоям общества». Масса составляет свое мнение, которое не является мнением ни одного отдельного человека, но именуется общественным мнением.

Подлинным субъектом культуры выступает народ, а не масса. Но толпа (масса) нередко играет важную роль в том или ином историческом или культурном событии, оказывавшем затем серьезное влияние на последующее развитие человеческого общества. Таким образом «народ» и «масса» - два противоположных понятия. Народ - это широкая общность, соединяющая те социальные слои, которые в данный момент выступают «двигателями» прогрессивного развития. Однако, это не означает, что содержание понятия «народ» исчерпывается лишь трудящимися, осуществляющими производство материальных благ. В народ входят и другие социальные слои населения, которые способствуют общественному прогрессу на данном этапе развития человеческого общества.

следует, что скорость определяется электромеханической характеристикой

Из формулы видно, что увеличение тока приводит к снижению скорости вращения. Уменьшение скорости вращения приводит к снижению ЭДС, пока падение напряжения на внутреннем сопротивлении и ЭДС не уравновесят входное напряжение.

Тема № 1 Введение. Раз­ви­тие и ста­нов­ле­ние тео­рии куль­ту­ро­ло­гии. Культура как общественное явление.

1. Наука культурология.

Культурология – одна из самых молодых наук. Сам термин «культура», хотя данное слово известно с древних времен, в современном привычном для нас значении используется лишь с начала XIX века.

Термин «культурология» еще моложе. Впервые он появился в работах американского ученого Лесли Уайта в середине XX столетия. Этим понятием он означил новую дисциплину, родившуюся на стыке гуманитарных и социально-научных знаний. Уайт обосновал необходимость формирования новой науки и заложил ее общие теоретические основы. В своих трудах «Наука о культуре», «Эволюция культуры», «Понятие культуры» он рассматривает культуру как целостную систему элементов материального и духовного планов, которая имеет свойство самонастраивания и движения вперед по мере осваивания человеком действительности и самого развития технологической и энергетической сторон цивилизации.

Культурология заняла место базисной дисциплины среди других социально-гуманитарных наук, получила свои предметы и объекты исследования, законы функционирования, области применения. В формирование науки культурология внесли свой вклад известные ученые О.Шпендлер, О.Конт, Т.Шарден, П.Сорокин, Ю.Лотман и др.

Культурология гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития культуры, человеческом значении и способах ее постижения.

Культурология имеет свои предметы и объекты изучения.

Предметом культурологии являются объективные закономерности мирового и национального культурного процесса, памятники и явления материальной и духовной культур, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участие в приумножении и передаче культурных ценностей от поколения к поколению.

Объектом культурологии являются культурные аспекты различных сторон общественной жизни людей, выявление особенностей и достижений, основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов, происходящих в современной социально-культурной среде.

2. Понятие культуры.

Понятие «Культура» – центральное в культурологии.

В античности (Древние римляне) под понятием «Культура» подразумевали обработку земли (ее возделывание). До сих пор сохранилось это значение (злаковые культуры и др.).

Древние греки под этим подразумевали отличие от диких варварских племен.

В Средние Века под понятием «Культура» подразумевалось стремление к божественному идеалу.

Просветители XVI-XVII веков имели в виду разумность человеческого общества.

В XVIII веке под понятием «Культура» подразумевали воспитанность, соблюдение этических норм, определенная степень образованности.

В XIX веке установились 4 основных понимания слова «Культура»;

1) уровень общего состояния ума;

2) уровень интеллектуального развития целого общества;

3) совокупность художественно-творческой деятельности;

4) способ жизни материального и духовного плана.

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженные в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.

Культуру создает человек, являясь субъектом природы, и в то же время культура воздействует на человека через нормы, правила, законы, и человек является объектом воздействия культуры. Это происходит через законы преемственности и наследования культуры.

3. Функции культуры.

Культура – многофункциональная система:

1) освоение и преобразование окружающего мира – одна из главных функций;

2) познавательная;

3) хранение и передача человеческого опыта, знаний, культуры, информации;

4) образовательная;

5) воспитательная;

6) коммуникативная (общение);

7) нормативная (регулятивная);

8) психологическая разрядка.

4. Структура культуры.

Структурными единицами культуры являются материальная и духовная культуры.

Материальная культура – предметно-объектная деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребностей, т.е. «человек в вещи».

К материальной культуре относим здания, сооружения, транспорт, коммуникации, виды животных, сорта растений, воспроизводство человека, производственные процессы, орудия и средства труда, деньги, физкультура (спорт), экология и др.

Духовная культура – эмоционально-чувственная сторона деятельности человека.

Формы духовной культуры:

1) Одна из ранних – миф – особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через природу, ее обожествления и наделения ее сверхъестественной силой.

В процессе перехода от формы 1 к форме 2 (в течение 30 000 лет) возникают:

Тотемизм – поклонение животному миру.

Фетишизм – поклонение неживой природе.

Анимизм – одухотворение живой и неживой природы.

Язычество – многобожие.

2) Религия – особая система мировоззрения, дающая объяснение окружающего мира через бога и наделения его сверхъестественной силой.

3) Философия (примерно VI до н.э.) – наука о всеобщих законах развития и движения природы, общества и мышления.

4) Наука – система знаний о закономерностях становления, формирования, развития природы, общества, человека.

5) Искусство – деятельность человека по законам красоты и гармонии.

6) Нравственность – деятельность человека, которая регулируется правилами и нормами, принятыми в обществ.

5. Массовая и элитарная культуры.

Массовая (общедоступная) культура – рассчитана на широкий круг потребителей. К жанрам массовой культуры относятся мелодрамы, боевики, стили ненаучной фантастики, развлекательные шоу, шлягеры, разновидности легких жанров музыки, «желтая» пресса. Оно должно иметь легкий сюжет, действия должны происходить в экзотической местности.

Элитарная культура – культура для избранных и созданная самими избранными: балет, опера, театральный жанр, симфоническая и классическая музыка, живопись.

Понятие «культура» Культура- исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и в формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. 2. Культура-возделывание, воспитание образование, развитие, почитание-исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях.


Подходы к пониманию культуры Технологический. Культура – это совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества. Деятельностный. Культура – это осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность. Ценностный. Культура – это практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношений людей.








Виды культуры: Мировая и национальная. Материальная – связана с производством и освоение м предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека. Духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.






Духовная культура – высшая форма социального отражения жизни человека Раскрывает смыслообразующие идеи. Способствует самопознанию. Помогает самоутверждаться. Формирует ценностные ориентации. Удовлетворяет потребности в самосознании. Приводит к самореализации.


Задание Какие признаки культуры выделяет автор? Приведите любые три аргумента, которыми автор доказывает, что культура присуща только человеку Докажите с помощью трех примеров, иллюстрирующих преемственность в развитии культуры, справедливость утверждения «культура не рождается на пустом месте» Ряд ученых рассматривает культуру как связующее звено между природой и обществом. Приведите три аргумента в поддержку этого мнения.

Сущность культуры

Этимология слова «культура». Возможные определения и аспекты культуры

Структура туры и основные функции.

1. Слово «культура» латинского происхождения и в переводе означает «обработка, улучшение, возделывание». Впервые его употребил в политическом трактате «Земледелие» римский писатель Марк Порций Катон во 2-м веке до н.э. по отношению к возделыванию земли, обозначив им процесс воздействия человека на природу с целью ее изменения. Автор заметил, что своим трудом земледелец вносит в мир природы человеческое начало, выращивая растения, в которые вложен не только труд, но и знания (т.е. человек изменяет, «культивирует их»).

Но объектом воздействия может быть не только природа, но и человек. Поэтому римский политический деятель, писатель и оратор Цицерон в 1-м веке до н.э. внес революционный переворот в использование термина «культура». Он стал употреблять слово «cultura» вместе со словом «animi», что означает «возделывание души», т.е. формирование духовного мира, воспитание человека.

Понимание термина «культура» менялось с развитием знаний и общества.

В средние века складывается христианская культура, которая понимается как преодоление ограниченности и греховности человека, постоянное духовное самосовершенствование человека, осознание его духовного родства с Богом.

В 17-м в. культура понимается как результат собственных человеческих свершений, то, что возвышает человека.

В 18-19 вв. культура стала рассматриваться как самостоятельное явление социальной жизни, впервые начинается теоретическое осмысление этого феномена. (Так, немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества, связывая ее со степенью развития наук и просвещения).

В это время исследователи нередко рассматривали общество и культуру как организм, где социальные институты выступали в качестве органов и частей тела, а социокультурные процессы – в качестве физиологических процессов. В XX веке появляются различные теории и концепции культуры. Например, идея равенства культур: Каждый народ творит свою собственную культуру, которая обеспечивает целостность и жизнеспособность общества. Поэтому нельзя определить, какая из культур лучше или хуже, более или менее развита.



Понимание термина «культура» остается по-прежнему неоднозначным в силу многообразия и сложности обозначаемого им явления.

Современная культурология подходит к определению культуры с различных точек зрения. В связи с этим выделяются 5 основных аспектов изучения культуры:

1. Генетический: культура рассматривается как продукт общества;

2.Аксиологический: культура изучается как система ценностей и ценностных ориентаций, как материальных, так и духовных, как общества, так и отдельных групп и индивидов.

3. Гуманистический: культура изучается как развитие человека, его духовных и творческих способностей.

4. Нормативный: культура анализируется как система норм, регулирующих отношение человека к миру, обществу и самому себе.

5. Социологический: культура рассматривается как деятельность исторически-конкретных социальных субъектов (человека, социальной группы, класса, общества).

В современном языке термин «культура» употребляется в 2-х значениях – широком и узком.

В широком смысле – все, что создано или создается в обществе человеческой деятельностью.

В узком – культура совпадает со сферой духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.

КУЛЬТУРА – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

2. Структура культуры одна из сложнейших в мире. Структурирование осуществляется по различным основаниям:

1). Деление культуры по носителю (субъекту).

Субъектами культуры могут быть:

  • Личность (индивидуальная, личностная).
  • Социальная группа (молодежная культура и т.д.).
  • Социальные организации (культура предприятия, профессиональная культура).
  • Социальные институты (культура воспитания, светская и т.д.).
  • Классы (пролетарская, буржуазная культура).
  • Этносы (национальная, русская культура).
  • Региональные сообщества (культура Запада, Востока).
  • Человечество в целом (мировая культура)

2). Структурирование культуры по многообразию человеческой деятельности.

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – мир вещей, созданных человеком в процессе преобразования природы (техника, здания, мебель).

В материальную культуру входят: а) Культура труда и материального производства. б) Культура быта. в) Культура топоса (местожительства). г) Физическая культура и культура отношения к собственному телу.

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА – производство, распределение и потребление духовных ценностей (знания, идеи) в области науки, искусства и литературы, философии, морали и т.д.

Наиболее значимыми видами духовной культуры являются: а) Интеллектуальная (познавательная) б) Нравственная (культура морального поведения) в) Художественная г) Педагогическая д) Религиозная е) Философская

Некоторые теоретики выделяют такие виды культуры, которые включают в себя обе культуры – и материальную, и духовную (т.н. синтетические виды культуры ): а) Экономическая. б) Экологическая. в) Эстетическая. г) Политическая. д) Правовая.

3). Структурирование культуры по содержанию и влиянию на человека.

Прогрессивная (культура) и реакционная (антикультура).

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ очень многообразны (их количество доходит до 100). Выделяют 6 основных:

- гуманистическая : формирование нравственного облика личности, развитие способностей человека, умений, его физических и духовных качеств;

- трансляция социального опыта (информационная): накопление, хранение, систематизация и передача информации;

- гносеологическая (познавательная): создание картины мира, познание человека, общества и мира;

- регулятивная (нормативная): в культуре человек вырабатывает определенные нормы поведения, которые поддерживают порядок в обществе;

- семиотическая (знаковая): в культуре человек вырабатывает систему знаков, с помощью которых он выражает свои знания;

- аксиологическая (ценностная): культура как формирование ценностей и идеалов.

Помимо этого выделяются:

коммуникативная (общение между людьми),

креативная (преобразование и освоение мира),

адаптивная (защитная),

релаксационная (для снятия напряжения),

интегративная (объединяет народы, нации, государства),

социализации (включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими знаний, ценностей, норм поведения),

обычай общество социальный духовный

Понятие «общество» давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Общество - это не только совокупность людей. Общество - это сложная система. Слово «система» греческого происхождения, означает целое, составленное из частей, связанных между собой. Каждая система включает взаимодействующие части: подсистемы и элементы.

Существуют различные понятия значения слова «общество»:

Общество - это исторический этап развития человечества (первобытное общество, феодальное общество);

Общество - это человечество в целом - в его историческом и перспективном развитии. Это всё население Земли, совокупность всех народов;

Общество - это круг людей, объединённый общностью целей, интересов, происхождения (дворянское общество, общество книголюбов, педагогическое общество).

Общество - это совокупность всех исторически развивающихся способов взаимодействия и форм объединения людей, всеобщая связь людей между собой.

Общество состоит из огромного количества составляющих его элементов и подсистем, которые обновляются и находятся в изменяющихся связях и взаимодействиях. К числу подсистем можно отнести в первую очередь сферы общественной жизни.

В структуре общества выделяют следующие сферы:

Экономическая - отношения в процессе материального производства;

Социальная - взаимодействие классов, социальных слоев и групп;

Политическая - деятельность государственных организаций, политических партий;

Духовная - мораль, религия, искусство, философия. Деятельность научных, религиозных, образовательных организаций и учреждений.

Слово «культура» от латинского «cultura» - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура - это исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способности человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Понятие «культура» употребляется для характеристики определённых исторических эпох (античной культуры), конкретных обществ, народностей и наций (культура Мая), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, политическая культура, художественная культура); в более узком смысле «культура» - это сфера духовной жизни людей.

Духовная жизнь - это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека.

Духовная сфера охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые, воплощаясь в процессе жизни общества, образуют духовную культуру. Такими формами общественного сознания являются нравственное (моральное), научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Духовные потребности - это состояние людей, побуждающее их к сознанию, познанию, освоению духовных ценностей, к деятельности в сфере жизни в обществе.

В рамках духовной жизни формируются отдельные элементы, которые составляют духовную культуру общества: нормы, правила, образцы поведения, законы, обычаи, традиции, мифы, знания, идеи, язык. Все эти элементы являются продуктами духовного производства.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством хранения и передачи накопленного людьми опыта.

Идеология (от идея и …логия), система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержаться цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений.

Понятие идеология изменялось и уточнялось в ходе развития познания. Термин «идеология» ввёл в употребление французский философ и экономист Дестют де Траси.

Идеология - это система идей, ценностных ориентаций, в которых находят своё выражение фундаментальные, стратегические интересы наций, классов, народа, страны.

Рассмотрим взаимодействие идеологии и культуры.

Идеология является необходимым элементом культуры политического общества. Идеология - это важнейший элемент духовной культуры общества и лежит в основе материальной культуры общества. Задачи идеологии часто реализуются через культуру, она является важным критерием, подтверждающим или опровергающим, актуальность действующей идеологии. Если рассмотреть духовную жизнь в России, с начала XX века по начало XXI века, мы увидим, что идеология существенно влияет на развитие культуры.

Идеология как степень социальных отношений и идеалов определяет задачи развития общества. Идеология - это стержень духовной жизни общества. Какова идеология, такова в целом духовная жизнь, а значит культура. Общество без идеологии - это стихийное развитие культуры. Самостоятельное прогрессивное развитие культуры без идеологии невозможно, ибо она даёт не целостное, не эффективное развитие общества, а стихийное, беспорядочное. Идеология всегда направляет, интегрирует, упорядочивает развитие общества. Каждый класс, каждая социальная группа, чтобы укрепиться в собственных глазах, создаёт свою самоутверждающую идеологию.

Исходя из выше сказанного, я соглашаюсь с утверждением, что культура общества это и есть его идеология.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов