Что весит 40 тонн. Самый тяжелый танк в мире времен второй мировой войны

18.10.2019

Читая название статьи, невольно возникает вопрос – зачем нужен такой стальной гигант? Разве вес определяет необходимость создания самого тяжелого танка в мире, чтобы он с отрывом лидировал в рейтингах, восхваляя конструкторов чудо-оружия, страну, способную организовать его производство, вложив в него колоссальные средства, мысли, труд тысяч людей. Конечно, это не так. На самом деле, вес лишь побочный, даже избыточный идеального оружия для сухопутного театра военных действий.

Уже первые бронированные машины, появившиеся на фронтах Первой мировой войны, поражали, даже ужасали своими огромными габаритами, весом. Как следствие, они были неповоротливы, имели малую проходимость, скорость, маневренность, что резко снижало их несомненные преимущества:

  • Защиту от стрелкового оружия, осколков снарядов.
  • Возможность прорвать оборону противника, пройдя через проволочные заграждения, преодолевая окопы, траншеи.
  • Сильное психологическое давление на солдат врага, теряющих самообладание, впадающих в панику при виде рукотворных железных чудовищ.

Большинство из них, исходя из колоссального веса чугуна, стали, пошедших на их изготовление, вполне могут претендовать на звание самого тяжелого танка. Но в силу часто гротескного вида, реальных военно-технических характеристик, неучастия в боевых действиях, несерийного, часто экспериментального производства вряд ли стоит рассматривать их в этом качестве.

Прошли годы, и к началу следующей войны за передел мира и еще более во время боевых действий конструкторы ведущих стран, учтя промахи, накопившийся опыт применения танков, изменили приоритеты для их создания. Теперь ими стали:

Увеличение толщины брони, новые мощные двигатели, бортовое вооружение с немалым боезапасом неизбежно увеличивали вес создаваемых тяжелых танков. Но иметь в войсках такие передвижные бронированные форты, способные буквально взломать оборону противника, открыв дорогу для пехоты, дорогого стоило в прямом и переносном смыслах. Поэтому Германия, СССР и примкнувшие к нему страны антигитлеровской коалиции немало сделали на этом поприще.

Бронированные исполины

Советский Союз, единственный из стран участниц войны, к 1940 году имел на вооружении тяжелый штурмовой танк КВ – «Климент Ворошилов» с боевой массой в 52 т. Это не удивительно, если посмотреть на его характеристики:

Всего было выпущено 204 таких тяжелых танка, почти все они были утеряны в боях 1941 году при сдерживании гитлеровского блицкрига.

Созданный в 1943 году ИС-2 при массе в 46 т, не претендовавший на звание самого тяжелого, стали позднее заслуженно называть «танком Победы». Его длинноствольная 122 мм пушка, надежное бронирование - 90 – 120 мм, высокая маневренность превосходили лучшие образцы германского вооружения, среди которых были:

Создаваемый во Франции сверхтяжелый танк TOG II, весящий 82,3 т, серийно до начала войны так и не начали выпускать. Великобритания тоже внесла свой небольшой вклад в конструирование подобной бронетехники. Лишь в 1944 году был размещен заказ на производство 25 экземпляров танка А-39 с массой, достигавшей 89 тонн, но в результате было изготовлено лишь 5 машин, и те после завершения войны.

Надо сказать, что французские и американские сверхтяжелые танки на самом деле по международной классификации были штурмовыми самоходными артиллерийскими установками – САУ прорыва, так как не имели вращающейся башни.

Самый тяжелый танк в мире, созданный во время Второй мировой войны, – это Pz.Kpfw VIII Maus с массой 188 т. В боях это бронированное чудовище не участвовало, к 1945 году было изготовлено две машины. Собранный из них выставочный экземпляр можно увидеть в Кубинке в Военно-историческом музее бронетехники. Сегодня этот принцип создания танков, как и само понятие ушли в историю. Современный танк берет не весом, а уникальным сочетанием новейших технологических разработок – материалов и систем.

В момент распада СССР, русские военные оказались не в приоритете и попали под сокращение доходов. Многие перспективные проекты были или отложены на неопределенный срок или отменены в целом. В период холодной войны Советская Армия наслаждалась перспективой получения сразу двух ОБТ, начиная с введения Т-64 в 1963 году, который позже, в 1971 году был дополнен Т-72. Оба проекта имели автомат заряжания и гладкоствольное главное орудие большого калибра. Т-64 был разработан как машина с множеством новых технологий, и потому являлся весьма дорогим и сложным в производстве, основным танком Советской Армии, в то время как Т-72 был создан как более дешевый, предназначенный в основном для экспорта дружественным странам. В итоге это привело к тому, что Т-72, получил известность во всём мире и множество модификаций благодаря этому, а Т-64 был ограничен Советской Армией из-за его статуса "государственной тайны".

Поэтому началось создание машины, соединяющей в себе сильные стороны Т-64 и Т-72, которой стал новый ОБТ под обозначением Т-80, который поступил на вооружение в 1976 году и стал основным танком Советской Армии вплоть до развала СССР. Он был примечателен своим газотурбинным двигателем, который выдавал очень большую мощность, превышающую мощность традиционных дизелей. Однако, надежность была далека от совершенства, потребление топлива чрезмерно высоким, а сам он был слишком сложен в производстве.

Понимая нестабильность и низкий бюджет своей новой страны, российские власти начали принимать решение по поводу достоинств и недостатков существующих ОБТ, чтобы начать производства наиболее удачного решения, поскольку производить и обслуживать все имеющиеся модели было нерационально. Появилась идея модернизировать Т-72, взяв от Т-80 самые удачные ключевые качества, чтобы получить современный и по настоящему грозный танк.

Эволюция

Система управления огнем от Т-80, корпус от Т-72, сохраненный автомат заряжания, который доказал свою эффективность в многочисленных вооруженных конфликтах, как и проверенная временем и боями гладкоствольная 125 миллиметровая пушка. Этот симбиоз наиболее сильных и проверенных решений отечественного танкостроения стал опытным образцом под названием Т-88. После испытаний и решения поставить надежный, неприхотливый и экономичный дизельный двигатель мощностью 830 л.с., на свет появился Т-90, вобравший в себя всё лучшее от предшественников и являющийся их эволюцией.

Мелкосерийное производство началось в 1993 году, постепенно оно увеличивалось, вплоть до 1995 года, когда было налажено полномасштабное производство на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле. С тех пор было произведено около 1670 единиц для России и некоторых стран мира.

Устройство в общем

Как и предшественники, Т-90 имеет очень низкий профиль, благодаря двухместной башне, в которой справа размещается командир, а слева наводчик. Карусельный автомат заряжания совершенствовался в течении десятилетий, расположен в башне на полу корпуса и позволяет иметь скорострельность до 8 выстрелов в минуту. Как и предыдущие советские ОБТ, Т-90 может вести огонь ракетами из ствола своего основного орудия, что позволяет бороться с воздушными и любыми наземными целями. Водитель расположен спереди, по центру корпуса, сразу за ним находится башня. Двигатель вынесен в заднее отделение и отделен от экипажа. Ходовая часть традиционная, с торсионной подвеской, шестью опорными катками с наружным обрезиниванием и тремя поддерживающими катками с внутренней амортизацией, ведущим колесом сзади.

Бронекорпус

Верхняя лобовая деталь расположена низко и под сильным наклоном для дополнительной защиты от вражеского огня. Аналогично ей и башня имеет очень приземистую форму с сильными углами наклона, обеспечивая мощную защиту от попавших в танк снарядов. Командир имеет свою башенку с круговым обзором, в то время как наводчик управляет башней и имеет свой люк для входа/выхода. Броня состоит из смеси стали и композитных материалов, к ней добавлена встроенная динамическая защита "Контакт-5", защищающая от поражения кумулятивными и подкалиберными снарядами. Её блоки прикреплены к передней и боковым частям корпуса, а также к башне. Боковые экраны - стандарт для всех модификаций.

Оборудование

Бронирование, система управления огнём и противоракетная защита остались от Т-80. Оборудование системами ночного видения и ядерной, биологической и химической защиты стало стандартом. Противоракетный набор контрмер "Штора-1 " дополнительная опция, которая почти всегда устанавливается и может противодействовать системам с лазерным наведением. Система управления огнем полностью цифровая способна наводиться как по тепловизору, так и по лазерному дальномеру. Всё это позволяет стрелять на ходу даже в условиях ограниченной видимости. Под носом корпуса скрыт нож ковша, который может использоваться для преодоления различных препятствий, также к танку может крепиться минный трал.

Вооружение

В пушке, пришедшей на Т-90 с предшественников, используются различные типы снарядов. Боекомплект состоит из выстрелов раздельного заряжания следующих типов: бронебойно-подкалиберных, бронебойно-кумулятивных, бронебойно-фугасных и с управляемой ракетой. В общей сложности 42 снаряда. Вспомогательное вооружение включает в себя спаренный пулемет калибром 7.62 с боезапасом в 2000 патронов и зенитный с круговым обстрелом и боезапасом в 300 патронов. Два блока сшестерённых ракетниц позволяют ставить свою дымовую завесу для скрытия. Дополнительно к этому дизельное топливо может быть введено в выхлоп для альтернативной или более густой дымовой завесы - отличительная черта многих советских танков.

Подвижность

Изначально силовая установка для Т-90 была представлена V-12 В-84 мощностью 840 л.с. Позже танк был модернизирован и получил дизель В-92 мощностью 950 л.с. Последние версии используют двигатель В-96 мощностью 1250 л.с. Семиступенчатая коробка передач и торсионная подвеска призваны обеспечить хорошую подвижность и проходимость в любых условиях.

Максимальная скорость составляет достигает 60-65 км/час по шоссе. Запас хода 550 км, 700 км. с внешними баками. По бездорожью - 350 и 520 соответственно. Боевая масса 46-50 тонн. Тяговооруженность 21,5 л/с т.

Модификации

В оригинале танк имел обозначение Т-90. Его экспортные варианты были отмечены как Т-90Е, а экспортные варианты командирской версии были известны как Т-90K. Первая модификация, получившая дизельный двигатель В-92, сварную башню и ночной комлекс ТПВ "Эсса" стала Т-90A и была предложена для экспорта под обозначением Т-90С и, в командирской версии, Т-90СК.

Т-90 был модернизирован в 1996 году и получил модульный комплекс динамической защиты "Реликт" месте с измененной схемой композитной брони, став Т-90М. Был установлен новый двигатель В-96 мощностью 1250 л.с, пушка, крепление башни и ТПВ. Навигация GPS стала стандартом. После его принятия на вооружение получил название Т-90МС.

На базе Т-90 было создано несколько различных машин, а именно БМР-3М, БРЭМ-1М, ТОС-1А Солнцепек , ИМР-3М, МТУ-90, Рамка и Э300.

Боевое применение

Есть спорная информация о том, что проверку огнем Т-90 вероятно прошёл во время Второй чеченской войны в августе 1999 года. Во время конфликта Т-80 показал ограниченные возможности городского боя, в котором чеченские партизаны, используя тактику коротких ударов с помощью ПТРК, вывели из строя около 200 танков всего за один месяц. Т-80 был разработан для агрессивных боевых действий на ровной местности, поэтому осторожный бой на тесных улицах не был его сильной стороной. К тому же российские танкисты оказались плохо подготовлены и не имели эффективной поддержки.

7 августа 1999 года Исламская международная миротворческая бригада, включавшая в себя бойцов Аль-Каиды, вторглась в российскую республику Дагестан, чтобы начать Вторую чеченскую войну. Российская армия, вовремя учтя свои ошибки первой войны, отправила танки как часть войск, обеспечивающих взаимное прикрытие и поддержку. Об участии в этих боевых действиях практически нет данных, кроме пары документов, содержащих рекомендации по устранению недостатков Т-90 по итогам боевых действий.

В сети появилось несколько видео, например, попадание TOW в Т-90 , во время которого броня российской машины выдержала удар и спасла жизнь экипажу.

Также стало известным другое видео, на котором запечатлён горящий Т-90 . Скорее всего, пожар вызван возгоранием блока динамической защиты, которое перекинулось на надбой, из-за чего патроны для пулемёта раскалились и начали детонировать. Такая версия является наиболее вероятной, поскольку нет привычных съёмок запуска ПТУР , нет видео поражения танка, сам огонь вырывается лишь из одного люка.

Эпилог

Сейчас танк продолжает верно служить и получает модификации, например, Т-90СМ, являющуюся в каком-то смысле переходной ступенью к новейшему Т-14 Армата, и равен лучшим образцам западной бронетехники.

Т-90 экспортируется в Индию, где пользуется большим спросом, так же в Алжир, Азербайджан и Казахстан.

Разумеется, что у него есть и недостатки, но основная их часть вызвана классической компоновкой и присущи большинству ОБТ этого времени.

Окончательно их устранить может лишь принципиально новый танк вроде уже упоминавшегося Т-14 Армата, а пока что Т-90 успешно выполняет все возложенные на него задачи.

был принят на вооружение российских Вооружённых сил в 1993 году. Ракетно-пушечные танки Т-90 - новая генерация российских танков, включающая в себя оригинальные конструкторские разработки и лучшие компоновочные и конструктивные решения танков Т-72 и Т-80.
Танк Т-90С создан на основе тщательного изучения и осмысления тактики и стратегии применения танков в реальных условиях современного боя с учетом многолетнего опыта войсковой эксплуатации танков типа Т-72 в различных странах мира, а также результатов многолетних интенсивных испытаний в самых жестких условиях.

Танк Т-90С сохраняет особенность отечественного танкостроения - классическую компоновочную схему, при которой:
— основное вооружение размещено во вращающейся башне;
— силовая установка и трансмиссия размещены в кормовой части корпуса;
— экипаж - раздельно: командир танка и наводчик в боевом отделении, механик-водитель в отделении управления.

Для танков Т-90С характерны :
— оптимальная приспособленность для ведения боевых действий в экстремальных ситуациях;
— исключительная надежность всех узлов и агрегатов, механизмов и комплексов;
— отличная подвижность и маневренность вне зависимости от любых климатических и дорожных условий, в том числе в условиях высокой запыленности и высокогорья;
— минимальные затраты на подготовку высококвалифицированных специалистов.

Практически каждый узел или система танка Т-90С имеет новое качество.
Автоматизированный комплекс управления огнём предназначен для ведения эффективной прицельной стрельбы на больших дальностях артиллерийскими снарядами и управляемым снарядом из танковой пушки с ходу и с места по движущимся и неподвижным целям наводчиком и командиром, днем и ночью, а также из спаренного пулемета.
Комплекс управления огнём обеспечивает повышение дальности эффективной стрельбы и увеличение дальности видения ночью, в том числе за счёт установки в танк телевизионного прицела.

Комплекс управляемого вооружения с лазерно-лучевым каналом управления позволяет вести стрельбу управляемой ракетой через ствол пушки с места и с ходу по неподвижным и движущимся целям на дальностях от 100 до 5000 м .

Оптико-электронный комплекс подавления обеспечивает защиту танка от поражения противотанковыми управляемыми снарядами с полуавтоматическими системами наведения с обратной связью по трассеру. Система автоматического кругового обзора, обнаружения и защиты танка от противотанковых снарядов с полуавтоматическими лазерными головками самонаведения обеспечивает создание помех комплексам управления противотанковых средств с лазерными дальномерами и целеуказателями.

Закрытая зенитная установка позволяет командиру вести прицельную стрельбу с использованием приводов дистанционного управления по воздушным, а в стабилизированном режиме - по наземным целям, оставаясь под надежной защитой брони.

Встроенная динамическая защита эффективна против бронебойных подкалиберных и кумулятивных снарядов. Сочетание встроенной динамической защиты и многослойной брони даёт танку дополнительные возможности выживания в экстремальных боевых условиях.

Основным вооружением Т-90С является гладкоствольная пушка калибра 125 мм повышенной точности и высокой баллистики. Применение автомата заряжания позволило достичь высокой скорострельности (до 7-8 выстрелов в минуту), что выгодно отличает танк Т-90С от большинства зарубежных танков. Возможности танковой пушки по борьбе с наземными бронированными и низколетящими воздушными целями расширены за счёт применения комплекса управляемого вооружения, что позволяет уничтожить любой самый современный танк до того, как он приблизится на расстояние эффективной стрельбы из своей пушки.

На танке традиционно установлен дизельный двигатель , основным преимуществом которого по сравнению с газотурбинным двигателем, особенно в условиях жаркого климата и песчаных грунтов, являются:
— незначительное падение мощности при высоких температурах окружающей среды;
— высокая надёжность в условиях сильной запыленности;
— меньший в 1,8-2 раза расход топлива.

Основной боевой танк Т-90С может преодолевать по дну водные препятствия глубиной до 5 метров с безостановочным выполнением боевых задач после преодоления водной преграды. Машина имеет встроенное оборудование для самоокапывания, устройство для навески минных тралов и может транспортироваться всеми видами транспорта.

Тактико-технические характеристики
Боевая масса — 46,5 т.
Экипаж — 3 человека
Двигатель — дизель многотопливный, жидкостного охлаждения, мощность 1000 л.с.
Длина с пушкой вперед – 9,5 м.
Высота по крыше башни – 2,2 м.
Скорость:
— средняя по сухой грунтовой дороге 40-45 км/ч;
— максимальная 60 км/ч.
Запас хода по шоссе – 550 км.
Емкость топливных баков — 1200+400 литров.
Преодолеваемый брод (с предварительной подготовкой) — 1,2 (1,8) метров.
Преодолеваемая водная преграда с ОПВТ — до 5 метров.

Вооружение:
— пушка 125-мм гладкоствольная 2А46М, заряжание автоматическое, скорострельность до 8 выстрелов в минуту; тип выстрела — бронебойный подкалиберный, кумулятивный, осколочно-фугасный;
—управляемая ракета;
— пулемет 7,62-мм ПКТМ, спаренный с пушкой;
— зенитное вооружение 12,7-мм пулемет «Корд».
Боекомплект:
— выстрелов к пушке 43 шт. (из них 22 в автомате заряжания);
— патронов к пулемёту 2000 шт.

Комплекс управляемого вооружения 9К119 «Рефлекс»
— Максимальная дальность стрельбы 5000 м;
— Система управления огнем: дневной прицел-дальномер, устройство встроенного контроля выверки прицела, ночной прицел наводчика (электронно-оптический или тепловизионный);
— Дальность опознавания цели типа «танк» до 3000 метров (тепловизионный канал);
— Стабилизатор двухплоскостной.
Прицельно-наблюдательный комплекс командира:
дальность опознавания цели типа «танк»:
— ночью 700-1200 м.
— днем 4000-10000 м.

Защита:
— комбинированная броня 800-830 мм против БПС, 1150-1350 мм против кумулятивных боеприпасов;
— встроенная динамическая защита «Контакт-5»;
— комплекс активной защиты «Арена»;
— системы пуска дымовых гранат, защиты от ОМП, автоматическая ППО.
Средства связи :
— УКВ радиостанция Р-163-50У
— УКВ приёмник Р-163-УП

/По материалам topwar.ru и arms-expo.ru /

Самых больших танков по массе и размерам в мире. Почти все супер тяжелые танки были построены или разработаны во время Второй мировой войны.






Выше, фотографии реально созданной пушки, которая должна была устанавливаться на танк Monster

Германия, 1942 г., 42 метра, вес 1500 тонн, экипаж 100 человек

В 1942 году Гитлер одобрил проектирование и создание танка монстра, но проект был отменен в 1943 году еще до того, как само строительство началось. Танк должен был быть больше в пятнадцать раз, чем обычный танк, он должен был быть оснащен 800 мм пушкой Круппа (обычные танки оснащаются пушками 75 - 122 мм).

800 мм пушка Круппа является крупнейшей из артиллерийских орудий, когда-либо построенных. Каждый снаряд весил 7 тонн, дальность стрельбы до 37 км (23 миль).



Германиz, 1942 г., 35 метров, вес 1000 тонн, экипаж 20 человек

Ratte был очень похож на чудовище. Он также был разработан в 1942 году и был также снят с производства через год. В отличие от Monster, Ratte должен был быть вооружен башней с военного корабля с двумя 280 мм пушками. Другие вооружения на Ratte: одна 128 мм пушка, восемь 20 мм зенитных орудий и несколько 15 мм пулеметов.

Танк VIII Маус является крупнейшим из когда-либо построенных танков. Он мал по сравнению с Monster и Ratte, но все равно в три раза больше, чем обычный танк. Проектирование было завершено в 1942 году и в том же году начато его производство, но только два танка были построены до окончания войны.

Танки были вооружены одной 128-мм пушкой и одной 75 мм пушкой.

Танк VIII Маус

Германии, 1944 - 10 метров, вес 188 тонн, экипаж 6

Супер тяжелый танк очень похож на танк VIII Маус. Этот проект был начат в 1942 году, но не все танки были построены. Один корпус танка был построен в 1944 году, но башня не была установлена до окончания войны.

E-100 Тигр Маус должен был использовать те же башни, что и танк VIII Маус. Благодаря более легкому весу, этот танк должен быть быстрее и эффективнее на поле боя, чем танк VIII Маус.


Германии, 1943 - 10 метров, вес 140 тонн, экипаж 5 человек

FCM F1 самый тяжелый и самый большой танк не нацистского происхождения. Он должен был заменить Char 2C, который являлся одним из самых тяжелых танков, который никогда не использовался в бою. К сожалению, Франция потерпела поражение, прежде чем проект FCM F1 был завершен, так что ни один из этих танков не был построен.

FCM F1 должен был иметь на вооружении 90-мм пушку, 47 мм пушку, шесть пулеметов. Стоит отметить, что этот танк был длинной 10 метров, но только чуть более 3 метров в ширину, так что его можно было бы перевозить по железной дороге.


Франции, 1940 г.,11 метров, вес 139 тонн, экипаж 9 человек

O-I, это попытка Японии создать супер тяжелый танк. В различных источниках есть сообщения, о том, что одна модель была завершена и отправлена в Маньчжурию во время Второй мировой войны, но это очень маловероятно, скорее всего, это слухи, чем правда. O-I вероятно был отменен, как и большинство других проектов сверхтяжелых танков.

У O-I должно было быть три башни. Основная башня имела 105 мм пушку, на правой башне 37-мм пушка, на левой три пулемета.

Япония, 1944 г.,10 метров, вес 130 тонн, экипаж 11 человек

K-Wagen была одной из первых попыток создания сверхтяжелого танка. Опять же это был сумасшедший план инженеров из Германии, но на этот раз это было до эпохи нацизма.

K-Wagen не было главной башни. Вместо этого было четыре 77 мм орудия установленных по бокам и семь пулеметов. Он является вторым по величине из когда-либо реально построенных танков - только танк VII Maus больше, так как все другие проекты сверхтяжелых танков не были доведены до конца.


Германия, 1917 г., 13 метров, вес 120 тонн, экипаж 27 человек

Т-28

Т-28 был разработан американскими военными во время второй мировой войны. Он должен был быть использован для прорыва немецкой обороны и возможного вторжения в Японию.

У Т-28 не было нормальной поворачивающей башни, так что можно было бы его классифицировать его как истребитель танков, самоходная установка, а не супер тяжелый танк. По этой причине он был переименован из Т-28 в T-95, а затем обратно.

Он был вооружен одной 105 мм пушкой и единым пулеметом. У него было 4 гусеницы вместо традиционных 2-х.


Т-28

США, 1945 г., 11 метров, вес 95 тонн, экипаж 8 человек

TOG2

TOG2 был крупнейшим британским танком из когда-либо построенных. Так же, как и большинство других сверхтяжелых танков, он был разработан во время Второй мировой войны. Один прототип построен в 1941 году, но проект был заморожен, и TOG2 никогда не участвовал бою.

TOG2 был вооружен одной 76 мм пушкой.


TOG2

Великобритания, 1940 г.,10 метров, вес 80 тонн, экипаж 8 человек

Другой британский супер тяжелый танк. Танк так же разработан во время Второй мировой войны, но в серию так и не был запущен.

A39 черепаха был вооружен 96 мм пушкой и тремя пулеметами.


A39 Черепаха

Великобритания, 1944 г. - 10 метров, вес 78 т, экипаж 7 человек

Почему армия отказалась от тяжелых танков?

Интересно, что почти все танки в были построены во время Второй мировой войны. Что заставило инженеров в это время пытаются построить такие монстры, и почему не такие танки были построены до сих пор?

Основной причиной для создания сверхтяжелого танка был иммунитет от вражеского огня. Супер тяжелый танк имел толстую броню, которая была бы непроницаемой для большинства орудий времен Великой Отечественной войны.

Причин отказа от этих танков несколько:

Появились кумулятивные снаряды. Которые могли пробить броню до 500 мм и даже более;

Танк можно было поразить с помощью авиации;

Слабая маневренность танка при наступлении и отступлении, что ограничивало его применение на поле боя.

Еще одной проблемой была транспортировка сверхтяжелых танков. Большинство из них были слишком велики, чтобы перевозить по железной дороге, поэтому им приходилось рассчитывать только на свои способности движения. Проблема в том, что большинство из них двигались крайне медленно, поэтому они не могут достичь поле боя в нужный момент.

Кроме того, сверхтяжелые танки разрушают дороги. Поэтому им приходилось бы ехать по пересеченной местности, что еще бы замедляло движение.

Тяжелый танк ИС-2 (видео):

Тяжелый танк Гроте R-1000 (видео):

Тяжелые танки ИС-3, ИС-7 (видео):

Классификация:

Боевая масса, т:

Компоновочная схема:

Классическая

Экипаж, чел.:

Производитель:

Годы производства:

Т-90: с 1992 Т-90А: с 2004

Годы эксплуатации:

Т-90: с 1992 Т-90А: с 2005

Основные операторы:

Индия, Алжир, Туркмения, Уганда

Длина корпуса, мм:

Длина с пушкой вперёд, мм:

Ширина корпуса, мм:

Высота, мм:

2230 (по крыше башни) 2865 (по пулемёту)

Колея, мм:

Клиренс, мм:

Т-90(С): 426..492 Т-90А (СА): 404..467

Бронирование

Тип брони:

Комбинированная противоснарядная Для Т-90А с ВДЗ (эквив.): от БОПС: 1050 мм от КС: 1600 мм

Активная защита:

КОЭП Штора-1/1М

Динамическая защита:

Т-90(А,С): «Контакт-5» Т-90СМ: «Реликт»

Вооружение

Калибр и марка пушки:

125-мм Т-90(С):2А46М Т-90А(М): 2А46М-5

Тип пушки:

Гладкоствольная

Длина ствола, калибров:

Боекомплект пушки:

Т-90(С): 43 (22 в АЗ) Т-90А(СА): 42 (22 в АЗ) Т-90СМ: 40 (22 в АЗ)

Углы ВН, град.:

5..+16−16..+20

Углы ГН, град.:

Дальность стрельбы, км:

Наводчик(дневной): 1Г46 Наводчик(ночной): Буран-ПА,М или «ЭССА» Командир(день/ночь): Т01-КО4

Пулемёты:

1 × 12,7-мм НСВТ или Корд 1 × 7,62-мм ПКТ

Другое вооружение:

«Рефлекс-М»

Подвижность

Тип двигателя:

В-84МС или В-92С2

Мощность двигателя, л. с:

Т-90(С):840 Т-90А(СА):1000..1020

Скорость по шоссе, км/ч:

Скорость по пересечённой местности, км/ч:

Запас хода по шоссе, км:

550 (700 с внешними баками)

Запас хода по пересечённой местности, км:

Удельная мощность, л. с./т:

Т-90(С): 18,6 Т-90А(СА): 21,5 Т-90СМ: 24

Тип подвески:

Индивидуальная торсионная

Удельное давление на грунт, кг/см²:

Т-90(С): 0,938 Т-90А(СА): 0,97

Преодолеваемый подъём.:

Преодолеваемая стенка, м:

Преодолеваемый ров, м:

Преодолеваемый брод, м:

1,2 (1,8 с предварительной подготовкой; 5,0 с ОПВТ)

Описание конструкции

Огневая мощь

Гладкоствольная пушка

Вспомогательное вооружение

Защищённость и живучесть

Баллистическая защита

Активная защита

Подвижность

Двигатель

Трансмиссия

Эргономика

Ремонтопригодность

Модификации

Машины на базе Т-90

Другие страны

На вооружении

Боевое применение

Оценка проекта

Огневая мощь

Система управления огнём и прицельные приборы

Вооружение

Защищенность и живучесть

Подвижность

Общий вывод

Изображения

В массовой культуре

В моделизме

В компьютерных играх

Т-90 «Владимир» - российский основной боевой танк.

Создан в конце 1980-х - начале 1990-х годов как модернизация танка Т-72Б под индексом Т-72БУ, однако в 1992 году был принят на вооружение уже под индексом Т-90. После смерти Поткина Владимира Ивановича, главного конструктора танка, решением правительства Российской Федерации - России Т-90 было присвоено имя «Владимир».

В период с 2001 по 2010 годы Т-90 стал самым продаваемым на мировом рынке новых ОБТ. В дополнении к лицензионной сборке в Индии (1000 штук), объём экспортных поставок Т-90С составил более 1000 танков.

В 2010 году закупочная стоимость Т-90 по контрактам на поставку Вооружённым Силам Российской Федерации составляла 70 млн рублей. По состоянию на 2011 год стоимость нового Т-90 заметно повысилась и составила 118 млн рублей. С конца 2011 года закупка танков Т-90 для ВС России была прекращена.

9 сентября 2011 года на полигоне НТИИМ в Нижнем Тагиле в рамках VIII международной выставки вооружений REA-2011 был впервые публично представлен Т-90СМ, новая экспортная версия танка Т-90.

История создания и производства

Т-90 является глубокой модернизацией Т-72, созданной в нижнетагильском «Уральском КБ Транспортного машиностроения» в 1989 году под руководством главного инженера Владимира Поткина как Т-72БУ (заводское название «Объект 188»). В 1989 году танк был передан на ГСИ, которые прошли успешно.

«Объект 188» разрабатывался параллельно со значительно более совершенным экспериментальным танком Объект 187, оба объекта проходили по программе доведения танка Т-72Б до уровня Т-80УУД. Бронирование Т-72Б поздних серий (образца 1989 года) соответствовало данному уровню, а главным недостатком являлось отсутствие автоматизированной системы управления огнём. Очень простой и надёжный прицельный комплекс 1А40-1 уже не обеспечивал современных требований, предъявляемых к танкам. Для увеличения огневой мощи танка планировалось установить на него новую СУО. Решением стало установка комплекса управления огнём 1А45 «Иртыш», отработанного на танках Т-80У и Т-80УД. Его доработали для функционирования совместно с автоматом заряжания танка Т-72. Доработанный комплекс получил обозначение 1А45Т.

В январе 1989 года танк «Объект 188» был представлен на государственные испытания. Испытания показали высокую надёжность нового танка. 27 марта 1991 года совместным решением Министерства обороны и оборонной промышленности танк был рекомендован для принятия на вооружение ВС СССР. Развитие «Объекта 187» пришлось свернуть. Однако последующий период в жизни страны и выводы, сделанные по получении результатов боевого использования в операции «Буря в пустыне» танков типа Т-72, не дали возможности принять окончательное решение. К тому же, в декабре 1991 года перестал существовать Советский Союз.

В КБ УВЗ было принято решение повысить эффективность защиты «Объекта 188». На машину был установлен комплекс оптико-электронного подавления ТШУ-1 «Штора-1», и проведены дополнительные испытания. 30 сентября 1992 года первый «Объект 188» установочной серии вышел в пробеговые испытания, а 5 октября 1992 года вышло постановление Правительства Российской Федерации № 759-58 о принятии танка на вооружение ВС России и о разрешении продажи за рубеж его экспортного варианта. Считалось что танк будет принят под индексом Т-72БУ, в соответствии с обозначением в официальных документах «Танк Т-72Б усовершенствованный», однако Президент России Борис Ельцин распорядился присвоить танку собственное наименование - Т-90.

Серийное производство танка началось в 1992 году. В 1992-1998 гг. было выпущено около 120 Т-90 для ВС России. В связи со снижением финансирования вооружённых сил производство танков остановилось и было возобновлено лишь в 2001 году после подписания экспортного контракта с Индией от 18 февраля 2001 года. В 2001 году в Индию были поставлены первые 40 Т-90С и 84 Т-90С в 2002 году, что дало возможность покупателю сформировать четыре танковых батальона.

В 2004-2006 году танк был существенно модернизирован и возобновилось его производство для ВС России под индексом Т-90А. Было выпущено 32 танка Т-90А (образца 2004 года) и 337 танков Т-90А (образца 2006 года), в том числе более 50 Т-90АК с 2004 по 2011 гг. В 2005 году Т-90А был официально принят на вооружение ВС России.

Т-90А, модернизированная версия Т-90 (первоначально «объект 188А1»), поступившая в производство с2004 года имеет ряд важных усовершенстований:

  • в качестве ночного прицела установлен тепловизор «Буран-М» на модификации 2004 года, впоследствии на модификации 2006 года начали устанавливать более современный тепловизор второго поколения «ЭССА» с матрицей «Catherine FC», стабилизированный в двух плоскостях, интегрированный с основным прицелом и его дальномерным каналом, что позволило увеличить дальность ночного видения с 1800 до 4000 м;
  • прежняя литая башня заменена на усиленную сварную с габаритом лобовых деталей до 950 мм, что значительно увеличило её стойкость против БОПС/КС;
  • вместо 840-сильного двигателя установлен 1000-сильный дизель В-92С2. Была предусмотрена возможность установки на танк 1200-сильного дизеля В-99;
  • заменён стабилизатор орудия, что вдвое повысило скорость наведения и улучшило точность стрельбы с хода.

По официальным данным, по состоянию на начало 2012 года общий выпуск Т-90 и его модификаций для Вооружённых Сил России составил около 500 танков: ~120 Т-90, 32 Т-90А (в том числе 7 штук модификации «АК») с ночным прицелом наводчика «Буран-М» и ~337 Т-90А(в том числе 30-40 штук модификации «АК») с тепловизором «Эсса» с матрицей Catherine FC.

По ним же, по состоянию на 2012 год суммарный выпуск Т-90 и его модификаций составил не менее 1335 танков(не включая собранные по лицензии в Индии):

  • Т-90 модификации 1992 года (объект 188) - ~120 танков;
  • Т-90С «Бхишма» модификации 2001 года (объект 188С) - 657 (310+347) танков. В 2006 году правительство Индии также подписало контракт стоимостью $2,5 млрд на лицензионное производство 1000 танков Т-90 «Бхишма» на казённом заводе HVF (Heavy Vehicles Factory) в г. Авади (штат Тамил Наду). В 2009 году в ВС Индии поступили первые 10 из 1000 запланированных Т-90С местного производства.
  • Т-90СА модификации 2006 года (объект 188СА) - 189 танков;
  • Т-90А модификации 2004 года (объект 188А1) - 32 танка с ночным прицелом наводчика «Буран-М»;
  • Т-90А модификации 2006 года (объект 188А1) - 217 (+120 до 2011 года) танков с тепловизором «Эсса» с матрицей Catherine FC.

Описание конструкции

Т-90 имеет классическую компоновку, с размещением отделения управления в лобовой части, боевого отделения - посередине и моторно-трансмиссионного отделения - в кормовой части. Экипаж Т-90 состоит из трёх человек - механика-водителя, размещающегося по продольной оси танка в отделении управления инаводчика с командиром, находящихся в башне слева и справа от орудия, соответственно.

На Т-90 первых серий («Объект 188»), помимо СУО 1А45Т, унифицированной с Т-80, устанавливался комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1», обеспечивающий танку защиту от наиболее распространённых управляемых противотанковых средств, таких как ПТУРы с командными полуавтоматическими системами наведения типа «TOW», «Hot», «Milan», «Dragon» и средства поражения с лазерными головками самонаведения типа «Maverick», «Hellfire», «Copperhead» за счёт создания активных помех их наведению. 2 прожектора ТШУ-1-7/7М создания помех в ИК диапазоне, прицелам и ГСН.

Огневая мощь

Система управления огнём и прицельные приборы

Ведение огня из основного и вспомогательного вооружения Т-90А осуществляется комплексом управления огнём 1А42, состоящим из прицела дальномера 1Г46, прицельно-наблюдательного комплекса командира Т01-К04 и телевизионной системы заднего обзора.

Основным средством наведения на цель пушки и спаренного пулемёта является входящий в состав системы управления огнём информационно-вычислительный дневной комплекс наводчика 1А43. Он, в свою очередь, состоит из прибора наведения 1Г46, баллистического вычислителя 1В528-1 и комплекта автоматических датчиков, определяющих условия стрельбы.

Прицельно-дальномерный прибор наведения 1Г46 служит непосредственно для наведения оружия на цель и объединяет в себе перископический прицел с плавно регулируемым в пределах 2,7…12Х увеличением, лазерный дальномер, определяющий дальность в диапазоне 400-5000 м, систему их стабилизации в двух плоскостях и систему наведения управляемого ракетного оружия. Электронный танковый баллистический вычислитель 1В528-1 осуществляет автоматическое вычисление необходимого угла возвышения ствола и горизонтального упреждения при стрельбе по движущейся цели, корректировку этих параметров с учётом метеорологических условий, определяемых комплектом датчиков и осуществляет автоматическую наводку оружия в соответствии с этими данными. Помимо этого, как и на остальных советских танках, орудие Т-90А оснащается боковым уровнем и азимутальным указателем для ведения огня полупрямой наводкой и с закрытых позиций.

Командир танка располагает прицельно-наблюдательным комплексом Т01-К04, обеспечивающим ведение огня из зенитной пулемётной установки, а также, в дублированном режиме - из основного вооружения. В состав комплекса входит электронно-оптический дневной/ночной перископический наблюдательный прибор ПК-5, стабилизированный в двух плоскостях. Дневной канал наблюдательного прибора обеспечивает увеличение до 8Х, ночной - до 5,2Х. В ночных условиях работа прибора осуществляется в пассивном режиме, на дальности до 1000 м, за счёт усиления естественного освещения, либо в активном режиме, на дальности до 5000 м, за счёт подсветки цели инфракрасным прожектором ОТШУ-1-7. Кроме этого, для наведения зенитной пулемётной установки используется монокулярный телескопический оптический прицел ПЗУ-7.

Для стрельбы в ночных условиях Т-90А оснащается ночным комплексом ТВП «Буран-М» или «ЭССА», позволяющий распознавать мишени размером 2,3×2,3 м ночью. Комплекс состоит из стабилизированной в двух плоскостях тепловизорной камеры, при помощи которой как наводчик, так и командир могут осуществлять наблюдение за местностью с индивидуальных экранов, а также производить управление вооружением при помощи стандартной системы управления огнём.

Гладкоствольная пушка

Основным вооружением Т-90А(СМ) является 125-мм гладкоствольная пушка 2А46М-5, размещённая в спаренной с пулемётом установке на цапфах в лобовой части башни и стабилизированная в двух плоскостях системой 2Э42-4 «Жасмин». Длина ствола орудия составляет 48 калибров. Пушка снабжена автоматом заряжания и способна вести огонь ПТУР. Автомат заряжания Т-90, размещённый на вращающемся полике башни - электромеханический, карусельного типа, аналогичный установленному наТ-72, но с системой управления в автоматическом режиме с места командира. Скорострельность Т-90А(СА) составляет 8 выстрелов за 56 секунд при работе автомата заряжания, время заряжания одного выстрела АЗ 7 секунд.

Боекомплект пушки Т-90А(СА) состоит из 42 (43, 40 на других модификация) выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из которых 22 находятся в автомате заряжания, а ещё 20 - в укладках в корпусе и башне танка и могут быть вручную перемещены экипажем в автомат заряжания по мере расходования боеприпасов в нём, либо непосредственно заряжены в орудие. Т-90 способен вести огонь широким ассортиментом боеприпасов четырёх типов - бронебойными подкалиберными3БМ42, 3БМ46, 3БМ42М(частично) кумулятивными ЗБК29(М), осколочно-фугасными снарядами ЗОФ26 с системой дистанционного подрыва «Айнет», с электронным взрывателем 3ВМ-12, обеспечивающем подрыв ОФС в заданной точке траектории, это повышает эффективность ведения огня по зависающим вертолётам и живой силе в окопах, управляемыми ракетами, которые могут быть заложены в боекомплект в любом соотношении.

Российские БОПС из боекомплекта Т-90 несколько уступают (а возможно и не уступают вообще) по бронепробиваемости американским аналогам, но превосходят их по скорости. Например, бронепробиваемость ЗБМ-42М из боекомплекта Т-90А, оценивается в 650-700 мм КГС, а 3БМ-46 650 мм (дистанция 2000 м), тогда как американскийБОПС М829А2 из боекомплекта М1А2SEP на той же дистанции пробивает 710(750 по аналитическим данным) мм КГС (катаной гомогенной стали).

Комплекс управляемого вооружения

Помимо традиционного артиллерийского вооружения, Т-90 имеет возможность стрельбы ПТУР «Инвар-М». Пуск ракет осуществляется при помощи основного орудия танка, наведение ракет осуществляется по лазерному лучу в полуавтоматическом режиме. Комплекс управляемого вооружения Т-90 позволяет вести стрельбу, с вероятностью попадания, близкой к единице, по неподвижным или движущимся со скоростью до 70 км/ч целям на дистанции от 100 до 5000 м, с места и в движении со скоростью до 30 км/ч. Это обеспечивает ему намного большую эффективную дальность поражения цели, чем у танков, оснащённых только артиллерийским вооружением, для которых, даже при наиболее современных прицельных средствах, эффективная стрельба по целям типа «танк» на дистанции более 2500 м уже серьёзно затруднена.

Комплекс управляемого вооружения состоит из лазерного канала управления с баллистическим вычислителем, блока автоматики и выстрелов с управляемыми ракетами для танковой пушки. Выстрелы с управляемыми ракетами, марки 3УБК14 или 3УБК20, имеют те же габариты, что и стандартные 125-мм артиллерийские выстрелы и состоят из твердотопливной ракеты и уменьшенного метательного заряда, необходимого для придания начальной скорости ракете, а также обеспечения отката пушки и открытия её затвора после выстрела.

Вспомогательное вооружение

Вспомогательное вооружение Т-90 состоит из спаренного пулемёта, зенитной пулемётной установки и личного оружия экипажа. В спаренной с пушкой установке размещается 7,62-мм пулемёт ПКТ или ПКТМ. Боекомплект пулемёта состоит из 2000 патронов в восьми лентах по 250 штук, боевая скорострельность составляет около 250 выстрелов в минуту.

Зенитная пулемётная установка размещается на крыше башни на командирской башенке и представляет собой дистанционно наводимый автономный 12,7-мм пулемёт, НСВТ «Утёс» на танках первых выпусков или 6П49 «Корд» - на поздних машинах. Наведение пулемёта в горизонтальной и вертикальной плоскости осуществляется при помощи электромеханического привода. Боекомплект пулемёта составляет 300 патронов в двух лентах по 150 штук.

Защищённость и живучесть

Баллистическая защита

Т-90 имеет резко дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Броневой корпус Т-90 - сварной, башня - литая на Т-90 и сварная на Т-90СА и Т-90А. Основным материалом корпуса является броневая сталь; верхняя лобовая плита корпуса, а также лобовая часть башни в пределах курсовых углов ±35° состоят из композитной брони. Частично, многослойную конструкцию имеют также борта и крыша башни и бортовые бронеплиты корпуса.

Форма броневого корпуса Т-90 и его компоновка не изменились по сравнению с Т-72, хотя защищённость нового танка и возросла по сравнению с предшественником, за счёт применения более современной композитной брони. Корпус Т-90 имеет коробчатую форму, с клиновидной носовой частью со стандартным для основных советских боевых танков углом наклона к вертикали верхней лобовой плиты - 68°. Борта корпуса вертикальные, верхняя их часть состоит из броневых плит, нижняя же образована краями днища. Корма корпуса имеет обратный наклон. Крыша корпуса состоит из нескольких катаных броневых листов, днище корпуса же - цельноштампованное, сложной формы. Башня на Т-90А имеет лобовые детали горизонтально отклоненные назад на 60°.

Точные данные о бронировании Т-90 (образца 1992 года) а также других модификаций, по состоянию на 2013 год, остаются засекреченными. Тем не менее, существуют многочисленные оценки как российских, так и западных специалистов относительно эффективности его лобового бронирования. Стойкость бронирования лобовой проекции корпуса и башни против обстрела бронебойными оперёнными подкалиберными снарядами оценивается в целом, с учётом встроенной динамической защиты, как эквивалентная 900-950 мм (без учёта встроенной ДЗ: башня 700 мм - от БОПС, от КС - 850 мм. Корпус: 650 мм от БОПС и 750 мм от КС) катаной броневой стали. Бронестойкость корпуса и башни против обстрела кумулятивными боеприпасами с учётом динамической защиты оценивается в 1350-1450 мм.

После появления новой башни на Т-90А бронестойкость значительно увеличилась и оценивается в 800 мм против бронебойно оперённо подкалиберного снаряда и 1000 мм против кумулятивных снарядов (с учётом встроенной ДЗ «Контакт-5») соответственно.

Также следует учитывать, то что танк имеет хорошие углы наклона лобовой брони, это может положительно повлиять на защиту танка и отрицательно сказаться на действии боеприпасов атакующих танк.

Активная защита

Помимо традиционного бронирования и динамической защиты, Т-90 оборудован активной защитой, состоящей из комплекса оптико-электронного подавления «Штора-1». Комплекс предназначен для защиты от поражения танка противотанковыми управляемыми ракетами и состоит из станции оптико-электронного подавления и системы постановки завес. Станция оптико-электронного подавления предназначается для защиты от ракет с полуавтоматической системой наведения и состоит из двухинфракрасных прожекторов ОТШУ-1-7, двух модуляторов и пульта управления.

Система постановки завес предназначена для противодействия управляемым ракетам с лазерным самонаведением или полуавтоматическим наведением по лучу лазера, а также препятствования работе лазерных дальномеров и постановки дымовой (аэрозольной) завесы. Система состоит из комплекса индикаторов лазерного излучения, включающего в себя два датчика грубого и два - точного определения направления, системы управления и двенадцати пусковых установок аэрозольных гранат. При обнаружении облучения танка лазерным излучением, система постановки завес обеспечивает определение направления облучения и оповещение экипажа, после чего автоматически или по указанию командира танка производит отстрел аэрозольной гранаты, при разрыве создающей аэрозольное облако, ослабляющее и частично отражающее лазерное излучение, нарушая работу систем наведения ракеты. Помимо этого, аэрозольное облако маскирует танк, выполняя функции дымовой завесы и может применяться специально для этой цели.

Подвижность

Двигатель

Т-90 ранних модификаций оснащены V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным многотопливным дизельным двигателеммодели В-84МС жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и приводным центробежным нагнетателем. В-84МС развивает максимальную мощность в 840 л.с. при 2000 об/мин.

На Т-90 поздних выпусков, Т-90А,С устанавливается двигатель модели В-92С2, представляющий собой модернизированный В-84 и отличающийся от него установкой турбокомпрессора и улучшенной конструкцией, что позволило повысить развиваемую двигателем мощность до 1000 л.с. при 2000 об/мин.

Трансмиссия

Коробки передач планетарные с гидроуправлением. Трансмиссия обеспечивает 7 передач вперед и одну назад. Поворот машины осуществляется включением пониженной передачи в коробке передач со стороны отстающей гусеницы. Привод управления коробками передач гидравлический с механическим приводом золотников. Привод тормоза механический, но при этом обеспечивающий эффективное торможение и остановку машины, удержание её даже на крутых подъёмах и спусках.

Средства наблюдения, связи и навигации

Связь танка обеспечивается УКВ радиостанцией Р-163-50У и приёмником Р-163-УП с частотной модуляцией и шагом 1 КГц. Дальность связи на УКВ частотах 30,025 до 79,975 МГц достигает 20 км на двухметровую штыревую антенну.

Командирский танк дополнительно имеет КВ радиостанцию Р-163-50К («Арбалет-50К»), 2-30 МГц. Дальность связи на штыревую антенну в движении достигает 50 км. На стоянке дальность внешней связи на частотах от 2 до 18 МГц составляет до 350 км. Такая дальность достигается за счёт установки антенны «симметричный вибратор» на 11-метровую мачту.

Эргономика

На некоторые Т-90 установлена система кондиционирования СКС-3.

Ремонтопригодность

Для Т-90 предусмотрены два вида ремонта: капитальный и текущий. Текущий ремонт производится по мере возникновения необходимости. При текущем ремонте Т-90 возвращается в работоспособное состояние в среднем за 2 часа. После пробега 2500 км осуществляется ТО продолжительностью 12 часов. После пробега 5000 км - 30 часов. Капитальный ремонт проводится после пробега 11 000 км, при этом ресурс гусениц составляет 6000 км.

Модификации

  • Т-90 - первая серийная модификация.
  • Т-90К - командирский вариант Т-90, с дополнительным связным (радиостанция Р-163-50К) и навигационным оборудованием (ТНА-4-3).
  • - модификация Т-90 выпускается с 2004 года, установлен двигатель В-92С2 мощностью 1000 л. с., улучшено тепловизионное оборудование, установлена сварная башня вместо литой, новая система ППО.
  • - командирский вариант Т-90А, с дополнительным связным и навигационным оборудованием, а также системой тактического управления боем.
  • (2006 год) - модернизация Т-90А: установлен тепловизионный прицел второго поколения «Эсса», улучшен автомат заряжания, увеличен на 100 литров забронированный объёмом и улучшена защита топливных баков. Находится на вооружении ВС России с 2006 года.
  • Т-90С - экспортный вариант Т-90. На танке отсутствуют прожекторы ОТШУ Штора, вместо них установлены доп. блоки ВДЗ.
  • Т-90СК - командирский вариант Т-90С, с дополнительным связным и навигационным оборудованием.
  • Т-90СА - экспортный вариант Т-90А, с системой охлаждения аппаратуры ночного видения и доработанной системой обнаружения лазерного излучения, установлена новая система ППО. На танке отсутствуют прожекторы ОТШУ Штора, вместо них установлены доп. блоки ВДЗ.
  • Т-90СКА - командирский вариант Т-90СА, с дополнительным связным и навигационным оборудованием и системой тактического управления боем "T-BMS".
  • - новейшая модификация Т-90А, работа над которой была начата по инициативе УКБТМ в 2004 году по теме ОКР «Прорыв». Впервые экспортная версия этой модификации танка под наименованием Т-90МС была представлена публике 9 сентября 2011 года на полигоне «Старатель» в Нижнем Тагиле в рамках VIII международной выставки вооруженийREA-2011. Основными особенностями модернизации танка стала замена старой башни на новый боевой модуль, который оснащается усовершенствованной СУО «Калина» с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена, новый автомат заряжания и модернизированная пушка 2А46М-5, а также дистанционно управляемая зенитная установка «УДП Т05БВ-1». Установлена ДЗ «Реликт» вместо «Контакт-V».Особое внимание было уделено улучшению возможностей командира по поиску целей и управлению огнём вооружения одинаково эффективно днём и ночью. Впервые в российском основном танке применено управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач с возможностью перехода на ручную. Боекомплект размещается в 2 группах укладки: 1 внутри танка и 1 снаружи, 22 выстрела находятся в АЗ, в нижней части корпуса, остальные выстрелы и заряды к ним расположены в бронированном коробе, размещённым на корме башни. Для улучшения подвижности и маневренности на модернизированном танке установлен новый комбинированный ночной прибор видения водителя и телекамера заднего обзора. Масса новой версии, по сравнению с базовой моделью, увеличилась на полторы тонны и составляет 48 т, что по-прежнему значительно меньше, чем, например, масса американских и немецких аналогов. На танк устанавливается моноблочная силовая установка В-93 мощностью 1130 л. с., разработанная на базе В-92С2Ф2. Убран антинейтронный надбой и заменён на огнестойкий противоосколочный материал типа кевлар, а также улучшена система пожаротушения. Огневая мощь, защищённость и подвижность танка заметно улучшились, габариты танка не увеличились и по массе он продолжает оставаться в классе до 50 т.
  • Т-90СМ - экспортный вариант танка Т-90АМ.

Тактико-технические характеристики

ТТХ модификаций Т-90

Боевая масса, т

Длина с пушкой вперёд, мм

Длина корпуса, мм

Ширина общая, мм

Высота по крыше башни, мм

Забронированный объём танка, м³, в том числе:

Отделение управления

Боевое отделение

Моторно-трансмиссионное отделение

Вооружение

125-мм 2А46М

125-мм 2А46М/2А46М-5

125-мм 2А46М/2А46М-5

125-мм 2А46М-5

Боекомплект, выстрелов

Управляемое вооружение

9К119 «Рефлекс»

9К119М «Рефлекс-М»

9К119 «Рефлекс»

9К119М «Рефлекс-М»

Прицельный комплекс

1Г46, ТПН-4/ТВП 1-го поколения

1Г46, ТВП 2-го поколения

СУО «Калина», ТВП 3-го поколения

Спаренный пулемёт

7,62-мм ПКМТ

7,62-мм ПКТМ

Боекомплект, выстрелов

Зенитный пулемёт

12,7-мм НСВТ-12,7

7,62-мм 6П7К С УДП (Т05БВ-1)

Боекомплект, выстрелов

Защищённость

Тип башенной брони в лобовой части

Литая с наполнителем(комбинированная)

сварная с наполнителем(комбинированная)

Толщина башенной брони в лобовой части

Тип брони корпуса в лобовой части

Комбинированная, сварная

Толщина брони корпуса в лобовой части

Динамическая защита

Контакт-5

Активная защита

Только датчики облучения

Только датчики облучения

Подвижность и проходимость

Двигатель

В-84МС, 840 л. с.

В-92С2, 1000 л. с.

В-92С2Ф2, 1130 л. с.

Ёмкость топливных баков, л

Удельная мощность, л. с./т

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

Максимальная скорость по пересечённой местности, км/ч

Запас хода по шоссе, км

Запас хода по пересечённой местности, км

Удельное давление на грунт, кг/см²

Машины на базе Т-90

  • БМПТ - боевая машина поддержки танков
  • ИМР-3М - инженерная машина разграждения
  • МТУ-90 - мостоукладчик
  • Э300 - универсальное гусеничное шасси
  • БМР-3М - бронированная машина разминирования

Экспорт

Разрешение о продаже за рубеж экспортного варианта Т-90 под обозначением Т-90С было дано одновременно с принятием танка на вооружение 5 октября 1992 года. Несмотря на это, российский Департамент оборонной промышленности длительное время не допускал Т-90 на международные выставки вооружений, позволяяУралвагонзаводу демонстрировать лишь Т-72С, что многими авторами связывается с лоббированием военнослужащих военного министерства танка Т-80У, конкурировавшего с Т-72/Т-90 на международном рынке вооружений. Впервые разрешение на показ танка на выставке IDEX в Абу-Даби было дано только в 1997 году, однако и в тот раз информация о Т-90 не была представлена организаторам выставки ответственными за это служащими, в результате чего танк не был официально включён в её программу. Тем не менее, Т-90 всё же был успешно продемонстрирован на выставке и привлёк внимание иностранных военных специалистов.

Индия

Крупнейшим зарубежным покупателем Т-90 является Индия. В 1999 году был заключён предварительный контракт на поставку трёх танков для испытаний. В 2001 году был подписан окончательный контракт и началась поставка партии из 310 Т-90С. Сумма контракта составила $1 млрд. По условиям контракта первые 124 танка Т-90С, собранные в России, были поставлены в Индию в 2001-2002 гг.

В 2001 году была достигнута договоренность о лицензионном производстве Т-90 в Индии. В период с октября 2002 года по сентябрь 2003 года российской стороной было поставлено оборудование и лицензионная техническая документация для сборки Т-90С в Индии. Была оказана техническая помощь в организации производства на заводе большегрузных автомобилей HVF (Heavy Vehicles Factory) в г. Авади (штат Тамил Наду) и другим предприятиям индийского ВПК. В 2003 году Уралвагонзаводпоставил оставшиеся 186 из 310 Т-90С в виде полусобранных узлов и отдельных комплектующих для последующей лицензионной сборки на мощностях индийского HVF. Итого по контракту 2001 года вооружённые силы Индии получили 310 Т-90С.

В 2006 году правительство Индии подписало контракт стоимостью $2,5 млрд на лицензионное производство 1000 танков Т-90 «Бхишма». В октябре того же года был подписан дополнительный контракт стоимостью $795 млн на поставку ещё 330 танков Т-90СА в течение 2007-2008 гг., предусматривающий сборку части этой партии танков в Индии. Совместно с Россией и Францией была создана индийская версия Т-90 «Бхишма», которая отличается модернизированной ходовой частью, улучшенной системой управления огнем с французским тепловизором «Эсса» и индийской динамической броней Kanchan. Танку присвоили имя «Бхишма» в честь легендарного героя древнеиндийского эпоса.

В 2007 году заключён ещё один контракт на поставку 347 Т-90СА на сумму $1,237 млрд в виде поставок 124 танков и 223 машинокомплектов для лицензионного производства (мелкоузловой сборки). В 2010 году контракт был выполнен после отправки в Индию оставшихся 20 танков и около 160 танко-комплектов для сборки на индийском казённом предприятии HVF.

По состоянию на 2008 год было поставлено более 500 танков и объявлено о планах увеличить степень локализации и развернуть полноценное производство Т-90. В 2008 году Министр обороны Индии Д. Сингх назвал Т-90 «вторым после ядерного оружияфактором сдерживания» в конфликте с Пакистаном, который грозил вылиться в крупномасштабную ядерную войну.

В 2009 году в ВС Индии поступили первые 10 из 1000 запланированных Т-90СА местного производства. Всего по лицензионному контракту на HVF запланировано произвести 1000 Т-90СА в 2009-2020 гг. Производственные мощности казённого завода HVF позволяют производить до 100 танков в год.

В настоящее время российскими специалистами осуществляется оказание технической помощи в производстве поставляемых танкокомплектов и гарантийное обслуживание Т-90С/СА индийской армии. По состоянию на 2010 год Уралвагонзавод поставил в Индию более 600 танков Т-90С/СА, из них около 400 танкокомплектов для сборки на заводе HVF. В общей сложности Индия к 2020 году намерена довести число Т-90 в войсках до 2000 единиц.

Другие страны

В марте 2006 года во время визита в Алжир Владимира Путина был подписан крупный пакет контрактов общей стоимостью около $8 млрд. В частности, в него вошли 185 танков Т-90С. Казахстан ведет переговоры о закупке большого количества танков Т-90А.

В 2011 году между Министерством обороны Азербайджана и компанией «Рособоронэкспорт» был подписан договор на поставку танков Т-90С. Информация о деталях договора, количестве танков и сроках доставки не разглашается.

На вооружении

Боевое применение

  • Первая чеченская война - Т-90 оказались практически неуязвимы для противотанковых средств чеченских боевиков.
  • Вторжение боевиков в Дагестан - один Т-90 получил семь попаданий из РПГ и остался в строю.

Оценка проекта

Сравнительные ТТХ современных основных танков

Страна и название танка

Внешний вид

Год принятия на вооружение

Боевая масса, т

Калибр пушки, мм

Управляемое вооружение

Рефлекс-М

Боекомплект, выстрелов

Скорострельность, выстр./мин

Динамическая защита

Контакт-5

Активная защита

Мощность двигателя, л. с.

Удельная мощность, л. с./т

Максимальная скорость, км/ч

Запас хода по шоссе, км

Страна и название танка

Внешний вид

Год принятия на вооружение

Боевая масса, т

Калибр пушки, мм

Управляемое вооружение

Боекомплект, выстрелов

Скорострельность, выстр./мин

Динамическая защита

Активная защита

Мощность двигателя, л. с.

Удельная мощность, л. с./т

Максимальная скорость, км/ч

Запас хода по шоссе, км

Страна и название танка

Внешний вид

Год принятия на вооружение

Боевая масса, т

Калибр пушки, мм

Управляемое вооружение

Боекомплект, выстрелов

Скорострельность, выстр./мин

Динамическая защита

Активная защита

Мощность двигателя, л. с.

Удельная мощность, л. с./т

Максимальная скорость, км/ч

Запас хода по шоссе, км

Страна и название танка

Внешний вид

Год принятия на вооружение

Боевая масса, т

Калибр пушки, мм

Управляемое вооружение

Боекомплект, выстрелов

Скорострельность, выстр./мин

Динамическая защита

Активная защита

Мощность двигателя, л. с.

Удельная мощность, л. с./т

Максимальная скорость, км/ч

Запас хода по шоссе, км

Огневая мощь

Система управления огнём и прицельные приборы

Система управления огнём Т-90 оценивается экспертами как морально устаревшая. Командирский прицельно-наблюдательный комплекс не имеет горизонтальной стабилизации, дальномерный пост имеет ограниченные углы горизонтального наведения панорамного обзора; прицелы наводчика выполнены как отдельные комплексы (в зарубежных и новейших российских СУО и прицел наводчика - единый многоканальный прибор). В процессе модернизации на следующих модификациях часть проблем была устранена.

Так же, Т-90 ранних выпусков, оснащались устаревшими активными приборами ночного видения, уступавшими по своим возможностям, особенно в максимальной дистанции обнаружения цели, тепловизорам, являющимся стандартом на западных танках. На Т-90А и Т-90СА устанавливаются тепловизоры, не уступающие зарубежным аналогам.

Вооружение

По мощности своего артиллерийского вооружения, Т-90 как минимум не уступает другим современным основным боевым танкам. Баллистические характеристики 125-мм гладкоствольной пушки 2А46М настолько близки к характеристикам зарубежных аналогов - 120-мм пушек «Рейнметалл» 120 mm L44 и L55, GIAT CN120-26 или нарезной 120-мм L30A1, что их реальная эффективность гораздо больше зависит от используемых боеприпасов.

Гладкоствольные пушки, ставшие стандартом для основных боевых танков, отличаются значительным рассеиванием на дальностях, превышающих дистанцию прямого выстрела, которая по целям типа «танк» для 120-мм или 125-мм пушек составляет немногим более 2200 метров для подкалиберных и 1500 метров для кумулятивных боеприпасов. Если для традиционного артиллерийского вооружения западных танков эффективное поражение целей на дистанциях более 2800 метров уже значительно затруднено, то комплекс управляемого вооружения обеспечивает Т-90 эффективное поражение целей на дальности до 5000 метров, хотя и требуя соответствующих условий местности, позволяющих обнаружение целей на подобных расстояниях. Более того, в руках опытного наводчика, комплекс позволяет проводить и более сложные операции, прежде всего - попадание ракетой в значительно менее защищённую крышу башни неподвижного танка, что особенно ценно с учётом низкой эффективности современных танковых пушек против лобовой брони всех современных ОБТ, практически, способных пробивать лобовую броню друг друга лишь при попадании в уязвимые места. Однако ныне за рубежом разработаны танковые комплексы управляемого вооружения нового поколения, например, LAHAT, превосходящие российские аналоги по дальности, допускающие ведение огня в составе подразделения и поражающие цель под углом, при этом пригодные для применения в существующих 105- и 120-мм орудиях.

По мнению большинства экспертов, Т-90 превосходит большинство западных танков в возможностях поражения небронированных целей и разрушению укреплений благодаря наличию осколочно-фугасных снарядов, однако это мнение небесспорно, поскольку роль осколочно-фугасных снарядов на иностранных танках выполняюткартечные снаряды (США) или кассетные снаряды. В частности, в Израиле в 2010 году на вооружение был принят многофункциональный кассетный снаряд KALANIT(Anti-Personnel Anti-Material Multi-Purpose Tank, M329 Cartridge), предназначенный для поражения живой силы на открытом пространстве и внутри укреплений, и уничтожения легкобронированной техники.

Защищенность и живучесть

Топливная система на Т-90 относительно уязвима из-за крайне плотной компоновки моторно-трансмиссионного отделения. Места для топливных баков в нём уже не остаётся и они вынесены частично в боевое отделение, а частично - в лобовую оконечность корпуса, где вероятность их поражения огнём противника значительно выше (хотя на М1 «Абрамс», несмотря на более просторную компоновку два топливных бака также находятся в носовой части, слева и справа от механика-водителя, однако они отгорожены 5 мм листом стали, а по мере исчерпания баков в корме топливо из передних резервуаров откачивается). Однако по опыту реального боевого применения М1 «Абрамс» в Иракской кампании в 2003 году, поражение носовых топливных баков в двух зарегистрированных случаях все же привело к уничтожению танка. При этом, баки не изолированы от экипажа, в отличие от танков западной школы танкостроения, где как минимум часть их размещается в моторно-трансмиссионном отделении; особую опасность создаёт бак-стеллаж, в котором совмещается хранение топлива и боекомплекта. С 1999 года в Т-90 баки в отделе механика водителя все же были отгорожены листами стали. В результате доработки на Т-90А(С) была установлена современная система экстренного пожаротушения (ППО), что повысило живучесть танка. Также была улучшена защита топливных баков.

Другой проблемой Т-90 является размещение его боекомплекта, который находится в боевом отделении и никак не изолирован от экипажа, так что его детонация (при отсутствии противопожарного оборудования) гарантированно приводит к практически полному уничтожению танка. С другой стороны, практика западной школы танкостроения, при которой боекомплект выносится за башню, также имеет ряд недостатков: значительно увеличивается профиль танка, его вес, а следовательно, его уязвимость. При этом в реальных боевых условиях, экипажи танков не закрывают шторки, которые отделяют башню от внешнего боекомплекта. И в случае детонации боекомплекта экипаж танка обречён на поражение. Размещение же боекомплекта по периметру башни, как это было принято в советской школе танкостроения, делает боекомплект более защищённым от поражения.

Крайняя взрывоопасность Т-72, на базе которого создан Т-90, выявилась уже в 1980-х гг. При этом, по мнению некоторых авторов, расположение боекомплекта Т-72 и Т-90 горизонтально на полу боевого отделения, в менее поражаемой области, в боях на практике показало значительное снижение вероятности детонации даже по сравнению с Т-80, у которого боекомплект также расположен на полу боевого отделения, но вертикально. На западных танках распространённым решением является размещение боекомплекта (либо его части) в кормовой нише башни, которая также подвержена обстрелу, но позволяет реализовать вышибные панели (подобное решение в итоге было внедрено на экспериментальных позднесоветских и российских танках «Объект 292», «Объект 640» и на одном из вариантов «Объекта 187», однако их производство так и не началось).

На новой модификации Т-90СМ немеханизированный боекомплект вынесен в башенную нишу.

20 октября 1999 года были проведены обширные испытания защиты танков Т-80У и T-90 от различных типов угроз. Испытания включали в себя обстрел из ручных гранотомётов (РПГ-29, РПГ-7 с выстрелами ПГ-7ВР и РПГ-26) и нескольких видов ПТРК («Малютка-2», «Метис»-М, «Конкурс», «Корнет»). Танки также подверглись обстрелу бронебойными оперёнными подкалиберными снарядами 3БМ42М, выпущенных из танка Т-80 с дистанции 1500 м. Обстрел производился в лобовую (а также в бортовую и кормовую) проекцию танков, защищенных ВДЗ «Контакт-5» и лишённых её. В ходе испытания было выявлено, что РПГ-29 - самое эффективное средство поражения среди использованных. Практические исследования подтвердили высокий уровень защиты Т-90 против указанных выше противотанковых средств.

Подвижность

На Т-90 первых выпусков использовалась ходовая часть, полностью заимствованная у танка Т-72Б. На последних выпус­ках танков применяется усовершенствованная ходовая часть.

Подвеска танка - индивидуальная торсионная с гидравлическими лопастными амортизаторами повышенной энергоемкости (на 1, 2 и 6 узлах). Гидравлические лопастные амортизаторы двустороннего действия установлены на первых, вторых и шестых узлах подвески, жёсткие ограничительные упоры - на первых, вторых, пятых и шестых. При такой высокой энергоемкости подвески её пробои возникают крайне редко, в основном при наезде на крупногабаритные препятствия на высокой скорости.

Коробки передач - планетарные с гидроуправлением. Имеется 7 передач вперед и одна передача заднего хода. Скорость заднего хода составляет 5 км/ч. Поворот машины осуще­ствляется включением пониженной передачи в коробке передач со стороны отстающей гусеницы. Система управления танка морально устарела. На Т-90СМ рычаги управления были заменены на современную систему управления на основе штурвала.

Двигатель В-92 является развитием В-2, разработанного в 1930-х гг. Конструкция двигателя отработана в производстве. Монтаж силовой установки требует трудоемких операций по центровке, в то время как большинство зарубежных танков оснащаются моноблоком, что позволяет заменить силовую установку менее чем за час.

Общий вывод

Некоторые авторы считают, что общее теоретическое сравнение танков невозможно и даже реальные боевые действия не дают окончательного результата - важно учитывать тактику применения, подготовку экипажей, техническое обслуживание техники, взаимодействие подразделений (особенно работа ПВО против самолётов и вертолётов противника, оснащённых противотанковым вооружением), которые имеют зачастую большее значение, чем свойства самого танка.

Т-90А отличается хорошими показателями огневой мощи и подвижности а также отличной защищенностью. Сравнение Т-90 и других современных ОБТ неоднократно проводилось как военными экспертами, так и журналистами. Однако результаты этих исследований зачастую противоречат друг другу. По одним данным, Т-90(А,С) и Т-90М, его модернизированный вариант, превосходят все лучшие современные зарубежные танки. По другим данным, конструкция Т-90 устарела и уступает последним модификациям лучших зарубежных танков.

Одной из главных особенностей Т-90, по сравнению с иностранными ОБТ, является применение автомата заряжания, что позволило уменьшить экипаж до трёх человек и значительно снизить забронированный объём при сохранении хорошей защищенности, а также увеличить скорострельность на протяжении всего боя, в отличие от ручного заряжания. Танк отличается относительно небольшой массой и размерами, что способствует стратегической подвижности, хорошей проходимости и меньшей заметности на поле боя.

Важной и относительно объективной оценкой в мирное время является коммерческий успех Т-90С - так как заказчики перед выбором боевых машин, как правило, проводят независимые многосторонние и тщательные их испытания. Однако и при этом следует учитывать, что в части тендеров предпочтение тем или иным танкам отдаётся по политическим причинам.

Достоинства

  • Хорошее сочетание «цена-качество».
  • Динамическая защита «Контакт-5» и комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1» в совокупности с пассивной бронёй защищает танк от большинства противотанковых средств, включая кумулятивные и подкалиберные снаряды и управляемые ракеты типа «TOW», «HOT», «Milan», «Dragon».
  • Исключительная неприхотливость и надёжность в эксплуатации.
  • Широкая номенклатура боеприпасов, включающая в себя БОПС, ОФС (в том числе с дистанционным подрывом и готовыми поражающими элементами), КС и управляемые ракеты.
  • Отличная защита лба башни(в модификации Т-90А,М,С). Защита обеспечивается большой толщиной бронирования лобовых деталей башни (950 мм), углом наклона, а также их наполнителем и наличием встроенной динамической защитой.
  • Отличная защита лба корпуса. Защита обеспечивается хорошим бронированием, большим углом наклона верхней лобовой детали (на которой так же установлена ВДЗ) и малыми габаритами нижней лобовой детали.
  • Хорошая защита бортов корпуса по сравнению с иностранными ОБТ, обеспечивается наличием хорошей брони (80-70 мм) и противокумулятивных щитков(в передней части), а также резиновыми экранами по всему борту.
  • Хорошая защита крыши, защита обеспечивается приличной толщиной крыши(~80 мм) и наличием на ней ДЗ.
  • Возможность стрельбы ПТУР на дальность до 5 км.
  • Хорошая манёвренность и небольшие габариты.
  • Высокая скорострельность на протяжении всего боя.

Недостатки

  • Отсутствует полноценная изоляция экипажа от боекомплекта.
  • На серийных машинах (кроме Т-90АК) отсутствует бортовая информационно-управляющая система (БИУС), обеспечивающая поступление сведений в реальном времени на поле боя, положении машин своего подразделения и техническом состоянии танка.
  • Низкая скорость заднего хода (5 км/ч).
  • Устаревшая механическая трансмиссия.
  • Меньшая удельная мощность в сравнении с иностранными ОБТ).

Уязвимость

  • Контакт-5 неэффективен против БОПС типа M829А3 и ДМ-63, а также ПТУР с тандемными БЧ, которые преодолевают ДЗ «Контакт-5» без потерь в пробиваемости, однако эти данные не точны, так как предполагается (по источникам) что после создания в США БОПС М829А2, а также появлением в мире ПТС с тандемными БЧ, которые преодолевают Контакт-5 без потерь в пробиваемости, в России была проведена модернизация Контакта-5 с целью придания ему противотандемных свойств, который в следствии и устанавливался на последующие серийные танки.
  • Для лба башни Т-90А,С наиболее опасным БОПС является ДМ-63, но при условии что снаряд сможет преодолеть динамическую защиту Контакт-5 без воздействия на БОПС.
  • Из всех известных ПТУР самыми опасными для Т-90А являются HOT-3, MAPATS, так же при условии что они преодолеют Контакт-5.

Опыт эксплуатации в российской армии

Старший прапорщик С. Шклярук:

Критика

Главный конструктор УКБТМ В. Неволин:

Основные претензии к танку Т-90С сегодня связаны с его живучестью. Всё-таки размещение в одном контуре людей, боекомплекта и топлива чревато тем, что если броня будет пробита, то это может привести к возгоранию топлива. Даже при наличии системы пожаротушения такие варианты не исключены. Поэтому развитие современной бронетехники идет по пути разделения людей и топлива с боеприпасами.

Т-90К на МВСВ-2008 - Международной выставке для сухопутных войск 2008 года:

В массовой культуре

В моделизме

Пластиковые модели Т-90 в масштабе 1:35 выпускает российская компания «Звезда». В ближайшее время ожидается выход модели Т-90А от китайской компании MENG Model. В масштабе 1/72 Т-90 выпускается украинской компанией ACE по технологии ЛНД.

В компьютерных играх

Танк Т-90A присутствует в играх Battlefield 3, Battlefield 2, Battlefield Bad Company 2, Battlefield Play for Free, Call of Duty: Modern Warfare 3, ARMA 2, Tom Clancy’s Ghost Recon: Future Soldier, Противостояние: Европа 2015, Противостояние: Принуждение к миру, Противостояние 3D Перезагрузка.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов