Система для тушения в складах боеприпасов. Руководство по эксплуатации ракетно-артиллерийского вооружения (в дальнейшем по тексту Руководство) является основополагающим документом, устанавливающим общие для соединений

03.03.2020

Выполнила: Алексеева М.М.. гр. 18241

Научный руководитель: .

Кандидат педагогических наук,доцент.

Введение

Английский язык имеет тысячелетнюю историю. За это время в нем накопилось большое количество выражений, которые люди нашли удачными, меткими и красивыми. Так и возник особый слой языка – фразеология, совокупность устойчивых выражений, имеющих самостоятельное значение.

Изучение английского языка широко распространено в нашей стране. Хорошее знание языка, в том числе и английского, невозможно без знания его фразеологии. Знание фразеологии чрезвычайно облегчает чтение как публицистической, так и художественной литературы. Разумное использование фразеологизмов делает речь более выразительной.

С помощью фразеологических выражений, которые не переводятся дословно, а воспринимаются переосмыслено, усиливается эстетический аспект языка. «С помощью идиом, как с помощью различных оттенков цветов, информационный аспект языка дополняется чувственно-интуитивным описанием нашего мира, нашей жизни»*.

Мир фразеологии современного английского языка велик и многообразен, и каждый аспект его исследования, безусловно, заслуживает должного внимания.

Целью данной работы является исследование путей становления фразеологизмов в английском языке.

В ходе работы ставились следующие задачи:

1. понять предмет и задачи фразеологии;

2. проанализировать эквивалентность фразеологизма слову;

3. рассмотреть типы фразеологизмов и понятие фразеологической системы;

4. показать пути появления фразеологизмов в английском языке.

Для изучающих английский язык как иностранный этот слой языка представляет трудность при освоении, но зато после освоения фразеологизмов можно начать говорить как англичане, и понимать их с полуслова, так как речевая готовность резко возрастает. Можно кратко и очень точно выразить свою мысль, будучи уверенными в правильности ее выражения. Во многих случаях знание английской фразеологии помогает избежать руссицизмов, то есть дословных переводов предложений с русского на английский язык.

Глава 1 Фразеология

1.1 Предмет и задачи фразеологии

Фразеология – раздел языкознания, изучающий устойчивые сочетания в языке. Фразеологией называется также совокупность устойчивых сочетаний в языке в целом, в языке того или иного писателя, в языке отдельного художественного произведения и т.д.

Как самостоятельная лингвистическая дисциплина фразеология возникла сравнительно недавно. Предмет и задачи, объем и методы изучения фразеологии еще недостаточно четко определены, и поэтому не получили полного освещения. Менее других разработаны вопросы об основных особенностях фразеологизмов по сравнению со свободными словосочетаниями, о классификации фразеологических единиц и соотношении их с частями речи и т. д.

В задачи фразеологии как лингвистической дисциплины входит всестороннее изучение фразеологического фонда того или иного языка. Важными аспектами исследования этой науки являются: устойчивость фразеологических единиц, системность фразеологии и семантическая структура фразеологических единиц, их происхождение и основные функции. Особенно сложной отраслью фразеологии является перевод фразеологических единиц, требующий немалого опыта в сфере исследования этой дисциплины.

Фразеология разрабатывает принципы выделения фразеологических единиц, методы их изучения, классификации и фразеографии – описания в словарях.

Фразеология пользуется различными методами исследования, например компонентным анализом значения. На базе существующих в языкознании методов исследования разрабатываются «собственно фразеологические приемы анализа и описания»:

1. метод идентификации – установление тождеств слов и синтаксических конструкций, образующих фразеологизмы, с их свободными аналогами.

2. метод аппликации, являющийся разновидностью метода идентификации, метод ограниченный в выборе переменных, устанавливающий отличные структурно-семантические организации фразеологизма от сочетаний образуемых в соответствии с регулярными закономерностями выбора и комбинации и т.п. Фразеология предлагает различные типы классификаций фразеологического состава языка в зависимости от свойств фразеологизмов и методов их исследования.

Предметом истории фразеологии является изучение первичных, исходных форм и значений фразеологизмов, определение их источников по всем доступным памятникам, выявление сфер их употребления в разные эпохи существования языка, а также установление объема фразеологического состава и его системной упорядоченности в ту или иную историческую эпоху развития языка.

К сожалению, в английской и американской лингвистической литературе мало работ специально посвященных теории фразеологии, но и в имеющихся самых значительных работах не ставятся такие фундаментальные вопросы, как научно обоснованные критерии выделения фразеологизмов, соотношение фразеологических единиц и слов, системность фразеологии, фразеологическая вариативность, метод изучения фразеологии и др.

Также не ставится английскими и американскими учеными вопрос о фразеологии как о лингвистической науке. Этим и объясняется отсутствие в английском языке названия для данной дисциплины*.

1.2 Типы фразеологизмов

Как известно, фразеологизмы возникают из свободного сочетания слов, которое употребляется в переносном значении. Постепенно переносность забывается, стирается, и сочетание становится устойчивым.

В английском языке существуют следующие типологии фразеологизмов:

1. Типология, основанная на грамматическом сходстве компонентного состава фразеологизмов.

a) сочетание прилагательного с существительным:

Vicious circle - заколдованный круг

The Indian summer - бабье лето

b) при переводе на русский язык сочетание существительного в именительном падеже с существительным в родительном падеже:

Point of view - точка зрения

Apple of discord - яблоко раздора

с) сочетание предложно-падежной формы существительного с прилагательным:

Be on a good footing - быть на короткой ноге с кем-либо

d) сочетание глагола с существительным (с предлогом и без предлога):

Come to one’s senses - браться за ум

Cock one’s nose - задирать нос

e) сочетание глагола с наречием:

To see through somebody - видеть насквозь

Fly high - быть очень честолюбивым

f) сочетание причастия с существительным:

One’s heart is bleeding - сердце кровью обливается

2. Типология, основанная на соответствии синтаксических функций фразеологизмов и частей речи, которыми они могут быть замещены.

a) именные фразеологизмы:

Swan-song - лебединая песня

b) глагольные фразеологизмы

Hold one’s ground - держаться очень твердо, не сдавать своих позиций

c) адъективные фразеологизмы

In blooming health - кровь с молоком

d) наречные или адвербиальные фразеологизмы:

Up one’s sleeves - спустя рукава

e) междометные фразеологизмы:

Good luck! - В добрый час!

Также можно систематизировать фразеологизмы и по другим признакам. Например, с точки зрения звуковой организации все фразеологизмы разделяются на упорядоченные по своей фонике и нейтральные.

В составе первых объединяются фразеологизмы с выраженной ритмической организацией, с рифмующимися элементами, со звуковыми повторами.

1.3 Понятие фразеологической системы

Фразеология английского языка, как и лексика, представляет собой стройную систему.

Она обладает автономностью, поскольку фразеологизмы принципиально отличаются, с одной стороны, от отдельных слов, с другой – от свободных словосочетаний, и в то же время входит в более сложную систему общенационального языка, находясь в определенных отношениях с разными его уровнями.

Например, как и слова, фразеологизмы состоят из фонем, которые выполняют смыслоразличительную функцию; это определяет системные связи фразеологии с фонематическим уровнем языка.

Фразеологизмы по-разному соотносятся с различными частями речи, что характеризует их системные связи на морфологическом уровне.

Выполняя определенные синтаксические функции в предложении, фразеологизмы находятся в системных отношениях с другими языковыми единицами на синтаксическом уровне.

В составе фразеологической системы английского языка выделяются разнообразные парадигмы (группы) фразеологизмов, объединяемых по их характерным признакам.

Кроме уже упомянутых групп фразеологизмов, можно рассмотреть и ряд других, исходя из собственно лингвистических признаков: фразеологизмы однозначные и многозначные, омонимичные, синонимичные, антонимичные и некоторые другие.

Также по стилистическим особенностям необходимо различать стилистически маркированные и нейтральные фразеологизмы, причем первые позволяют выявить в своем составе различные пласты, существенно отличающиеся по стилистической окраске и стилевой принадлежности.

Синтагматические отношения фразеологизмов характеризуются возможностями их сочетаемости с определенным кругом лексических единиц.

Одни фразеологизмы отличаются весьма ограниченной сочетаемостью, например, фразеологизм into the public eyes, который сочетается с глаголом to come, to be , но не сочетается с глаголами to take, to become, etc.

Иным фразеологизмам свойственна единичная, замкнутая сочетаемость, их можно употребить лишь с одним единственным словом.

Однако среди фразеологизмов немало и таких, которые обладают разнообразием синтагматических связей.

Большинство фразеологизмов характеризуется однозначностью: они имеют лишь одно значение, их семантическая структура достаточно монолитна, неразложима:

From the first look - по первому впечатлению

To daydream - предаваться бесплотным мечтам

Глава 2 Разновидности фразеологизмов в английском языке

2.1 Библеизмы

Библия является главнейшим литературным источником фразеологических единиц. Это величайшее произведение обогатило фразеологизмами не только английский язык, но и многие другие языки мира. О колоссальном влиянии, которое оказали на английский язык переводы Библии, говорилось и писалось много. На протяжении столетий Библия являлась самой широко читаемой и цитируемой в Англии книгой. Число библейских оборотов и выражений, вошедших в английский язык, настолько велико, что собрать их было нелегко. К выражениям, используемым в современной английской речи, библейское происхождение которых твердо установлено, принадлежат следующие:

Некоторые фразеологические единицы восходят к библейскому сюжету. Так библейские образы и понятия можно найти в таких фразеологизмах, как forbidden fruit – запретный плод, Job’s comforter – горе-утешитель, Juda’s kiss – поцелуй Иуды, a prodigal son – блудный сын, a dead letter – мертвая буква; потерявший свое значение закон, лозунг.

2.2 Фразеологизмы, заимствованные из литературных произведений других языков и стран

Много фразеологизмов пришло в Англию из США. Они относятся к внутриязыковым заимствованиям. Некоторые из этих фразеологизмов были в свое время созданы американскими писателями и получили широкое распространение в современной английской речи.

Создатели многих оборотов известны.

В. Ирвинг: the almighty dollar - «всемогущий доллар»(обычно употребляется иронически); a Rip Van Winkle – «Рип Ван Уинкл», отсталый человек (по имени проспавшего двадцать лет героя одноименного рассказа).

Э. О’Коннор: the last hurrah - «последнее ура»; ~ лебединая песня (обычно о последней предвыборной кампании, или о политическом деятеле, завершающем свою бурную политическую карьеру. По названию романа).

Ф. Купер: dig up the hatchet – начать войну (у индейцев существовал обычай перед началом военных действий вырывать зарытый в землю томагавк); go on the war-path - вступить на путь войны, быть в воинственном настроении.

Г. Лонгфелло: ships that pass in the night - мимолетные, случайные встречи («Tales of Wayside Inn») (сравнение: разошлись как в море корабли). Популярность выражения связана также с использованием его в качестве названия одного из романов писательницы Беатрисы Харраден (1893).

Дж. Лондон: the call of the wild – «зов предков», «зов природы» (по названию романа); the iron heel «железная пята», империализм(по названию романа).

М. Митчелл: gone with the wind – бесследно исчезнувший, канувший в прошлое (выражение стало популярным после опубликования романа М. Митчелл «Унесенные Ветром» («Gone With the Wind») и фильма, снятого по этому роману, было создано английским поэтом Э. Доусоном (1867 – 1900).

Дж. Хоу: the grapes of wrath – гроздья гнева(оборот впервые встречается в произведении Дж. Хоу «Battle Hymn of the Republic» (1862), обязан своей популярностью роману Дж. Стейнбека с тем же названием).

Заключение

Фразеологический фонд английского языка очень велик. Но на примере рассмотренных фразеологизмов можно отчетливо представить насколько разнообразны по своей семантике и выразительности фразеологизмы современного английского языка. Благодаря литературным произведениям писателей и поэтов, как самой Великобритании, так и разных стран мира, английский язык в настоящее время насчитывает огромное количество фразеологизмов. Но, не следует забывать и о том, что из истории и культуры различных стран мира в английский язык также пришло огромное количество фразеологизмов.

Фразеология – чрезвычайно сложное явление, изучение которого требует своего метода исследования, а также использования данных других наук – лексикологии, грамматики, стилистики, фонетики, истории языка, истории, философии, логики и страноведения.

Мнения лингвистов по ряду проблем фразеологии расходятся, и это вполне естественно. Тем не менее, важной задачей лингвистов, работающих в области фразеологии, является объединение усилий и нахождение точек соприкосновения в интересах, как теории фразеологии, так и практики преподавания иностранных языков.

Список литературы

1. Алехина А.И. Фразеологическая единица и слово. - Минск, 1991, 119 с.

2. Амосова Н.Н. Основы английской фразеологии. - Л.: Наука, 1989, 97 с.

3. Аничков И.Е. Труды по языкознанию. - СПб: Наука, 1997, 209 с.

4. Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. - Л.: Наука, 1990, 126 с.

5. Виноградов В.В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке. - М.: Наука, 1986, 179 с.

Управление образования Рузаевского муниципального района

МБОУ «СОШ №9»

Исследовательская работа

ЭМОЦИИ ВО ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Шмыгин Алексей,16 лет,

2.1 Анализ фразеологических единиц, выражающих эмоции………………….10

Заключение………………………………………………….…………………......15

Список использованных источников………………………………………….…16

Введение

Настоящая исследовательская работа посвящена проблеме изучения фразеологических единиц, обозначающих эмоции в современном английском языке.

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что, несмотря на существование большого числа работ, касающихся различных характеристик эмотивных единиц, к настоящему моменту данный фрагмент языковой системы изучен не в полной мере.

Новизна следующей работы состоит в том, что фразеологические единицы с данной семантикой не получили должного освещения в научной лингвистической литературе. Таким образом, сущность исследования определяется необходимостью уточнения языковой категории эмотивности с учетом достижений современной лингвистики.

Целью нашей работы является исследование понятия «фразеология» и описание совокупности фразеологических средств, выражающих эмоций.


Поставленная цель предопределила следующие задачи исследования :

1) изучить фразеологизмы как устойчивое сочетание лексем;

2) классифицировать фразеологизмы и определить особенности типов семантической слитности компонентов фразеологических единиц;

3) показать на практике, что фразеологизмы являются средством выражения экспрессивности;

4) отобрать и проанализировать фразеологические единицы, отражающие эмоции в английском языке.

Объектом данной работы является фразеологический фонд английского языка.

Предметом анализа послужили английские фразеологические единицы, выражающие эмоции человека.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования :

Описательный метод, позволяющий провести наблюдения над структурно-семантическими особенностями фразеологизмов;

Метод дефиниционного анализа по словарям при выборке единиц эмоциональной лексики, находящих отражение в процессе выражения определенных эмоций;

Метод сплошной выборки фразеологических единиц по словарям.

Материалом для исследования послужили фразеологизмы со значением эмоций, отобранные методом сплошной выборки из различных словарных источников, отражающие как бытовую разговорную речь, так и особенности разговорного стиля литературной речи.

Практическая значимость данной работы определяется возможностью применения ее результатов в разработке общих и специальных курсов по фразеологии.

Теоретическая значимость данной работы заключается в проведении сопоставительного анализа фразеологизмов.

1 Теоретические основы развития фразеологии в лингвистике

1.1 Фразеологизм как основная единица фразеологии

Cовременная лингвистика исходит из положения о том, что язык представляет собой определенным образом организованную систему, то есть такое органическое целое, элементы которого закономерно связаны друг с другом и находятся в строго определенных отношениях.

Понятие «фразеология» принадлежит к числу традиционных и общепринятых терминов. Как замечает, в науке о языке данный термин используется в двух значениях – как научная дисциплина, изучающая фразеологизмы или фразеологические единицы, так и сам состав или совокупность таких единиц в языке. Известно, что словарный состав языка составляют не только отдельные слова, но и устойчивые сочетания, которые наряду с отдельными словами служат средством выражения понятий.

Фразеологическая же единица является устойчивым образованием. Согласно теории, фразеологическая единица – это устойчивое сочетание лексем с полностью или частично переосмысленным значением.

Важным шагом для исследования проблемы английской фразеологии в русском языкознании послужило появление работ академика по фразеологии русского языка. В его работах фразеологические единицы получили более обоснованное определение. Он считал, что фразеологическими единицами являются устойчивые словесные комплексы, противопоставленные свободным синтаксическим сочетаниям как готовые языковые образования, не создаваемые, а лишь воспроизводимые в речи.

пишет, что в каждом языке существуют единицы, образующие его номинативный инвентарь и правила комбинации этих единиц в сочетаниях. Этой языковой универсалии противостоит столь же универсальный феномен обратного порядка: «В каждом языке существуют синтаксические структуры, в чем-то отклоняющиеся от общих правил комбинации номинативных единиц и предстающие собой лексико-синтаксические аномалии. Совокупность таких языковых сущностей принято относить к специфическому для каждого языка фразеологическому компоненту».


Кроме того, автор отмечает, что единицы фразеологического состава могут представлять собой соединение фольклорных, мифологических, религиозных, литературных текстов. Представляя собой зачастую сжатие некоторого сюжета, они вбирают в свое значение его мораль. Во фразеологический состав языка попадают также цитации – крылатые выражения , каламбуры, шутки.

выделила основной критерий, отличающий фразеологизм от переменного словосочетания и устойчивых словосочетаний других типов – семантическое преобразование компонентного состава. Таким образом, фразеологическими единицами можно считать устойчивые словесные комплексы различных структурных типов с единичным сцеплением компонентов, значение которых возникает в результате полного или частичного семантического преобразования компонентного состава.

Изучив довольно противоречивые теории известных фразеологов, принимая во внимание различные точки зрения на проблемы фразеологии можно вывести некоторое определение фразеологической единицы, которое принято нами в данном исследовании в качестве рабочего. Итак, фразеологическая единица – это устойчивые сочетания слов различных структурных типов с полностью или частично переосмысленным значением, выполняющие в языке номинативно-экспрессивную функцию, имеющие свои особенности употребления в речи.

2 Классификация фразеологизмов

В современной науке о языке существует ряд классификаций фразеологизмов. В данной работе условимся опираться на классификацию фразеологизмов с точки зрения семантической слитности их компонентов, которая принадлежит академику.

Рассмотрим эти типы фразеологических единиц применительно к современному английскому языку.

Фразеологические сращения, или идиомы – это абсолютно неделимые, неразложимые устойчивые сочетания, общее значение которых не зависит от значения составляющих их слов:

kick the bucket (разг.) – загнуться, умереть, протянуть ноги;

piece of cake – очень легкая работа;

to keek one’s heels – терять впустую время;

at bay – загнанный, в безвыходном положении;

be at smb.’s beck and call – быть всегда готовым к услугам, быть на побегушках;

to knock off – прекратить работу (на некоторое время);

to rain cats and dogs – лить как из ведра (о дожде);

to be all thumbs – быть неловким, неуклюжим;

call it a day – окончить определенный период работы.

Таким образом, во фразеологических сращениях утрачена связь между прямым и переносным значениями, поскольку переносное значение для них стало основным. Именно поэтому фразеологические сращения сложно переводить на другие языки.

Другой вид фразеологизмов, фразеологические единства – устойчивые сочетания слов, в которых при наличии общего переносного значения отчетливо сохраняются признаки семантической раздельности компонентов:

to spill the beans – выдать секрет;

to burn bridges – сжигать мосты;

to have other fish to fry – иметь дела поважнее;

to throw dust into smb.’s eyes – заговаривать зубы;

to burn one’s fingers – обжечься на чем-либо;

to throw mud at smb . – поливать грязью;

to be narrow in the shoulders – не понимать шуток;

to paint the devil blacker than he is – сгущать краски;

to put a spoke in smb.’s wheel – вставлять палки в колеса;

to hold one’s cards close to one’s chest – держать что-либо в секрете;

to gild refined gold – золотить чистое золото;

to paint the lily – подкрасить цвет лилии.

Следующий вид фразеологических единиц – фразеологические сочетания – это устойчивые обороты, в состав которых входят слова как со свободным, так и с фразеологически связанным значением:

bosom friend – закадычный друг;

a pitched battle – ожесточенная схватка;

(to have ) a narrow escape – спастись чудом;

to frown one’s eyebrows – насупить брови;

Adam’s apple – Адамово яблоко;

a Sisyfean labor – Сизифов труд;

rack one s brains – ломать голову (усиленно думать, вспоминать);

to pay attention to smb . – обратить на кого-либо внимание.

В отличие от фразеологических сращений и фразеологических единств, обладающих целостным неразложимым значением, фразеологические сочетания характеризуются смысловой разложимостью, чем сближаются со свободными словосочетаниями.

Фразеологические выражения – это только обороты с буквальным значением компонентов. В состав фразеологических выражений включают многочисленные английские пословицы и поговорки, которые употребляются в прямом значении. Такие пословицы, согласно не имеют образного аллегорического смысла:

live and learn – век живи, век учись;

better untaught than ill taught – лучше быть неученым, чем неправильно ученым;

many men , many mind – сколько голов, столько и умов;

easier said then done – легче сказать, чем сделать;

nothing is impossible to a willing heart – кто хочет, тот добьется.

Итак, фразеологизмы возникают из свободного сочетания слов, которое употребляется в переносном значении. В зависимости от того, насколько стираются номинативные значения компонентов фразеологизма, насколько сильно в них переносное значение, фразеологические единицы делятся на четыре типа: фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания и фразеологические выражения.

2 Эмоционализация фразеологизмов английского языка

2.1 Анализ фразеологических единиц, выражающих эмоции

Особый аспект исследования фразеологизмов состоит в выявлении их возможностей в метафорическом обозначении эмоций. Эмотивные смыслы здесь эксплицитны, более устойчивы, стабильны, представляют собой непосредственные знаки эмоций. Материалом исследования послужили данные картотеки, составленной на основе метода сплошной выборки языкового материала современных английских словарей и справочников под редакцией, и др.

Выделяют несколько базовых групп фразеологических единиц, типичных для различения эмоциональной сферы человека. Так, фразеосематическая группа “Men’s emotions”, характеризующая эмоциональную область жизни человека, связанная с отражением мира в его сознании, является исключительно обширной и разнообразной по семантике входящих в нее фразеологизмов. Выражение эмоционального состояния и эмоционального отношения к событию составляют два самостоятельных сегмента эмотивного фразеосемантического поля. Каждый их этих сегментов подразделяется на три маркированных раздела – с положительной, отрицательной и нулевой оценочностью . В свою очередь, каждый их этих разделов по тематическому принципу структурируется на макрополя. Так сегмент «Эмоциональное состояние человека», в соответствии с принятой в психологии классификацией эмоций, можно представить в таком составе:

1. Фразеологические единицы – презентация положительных эмоций : единицы эмотивного фразеосемантического макрополя Gladness , включающего микрополя Gladness , Delight , Admiration , Happiness . Например: lost in admiration be in a fat city blow your mind – приводить в восторг.

2. Фразеологические единицы – презентация отрицательных эмоций :

Annoyance , включающего микрополя Irritation , Annoyance ;

Единицы макрополя Anger , включающее микрополя Indignation , Resentment, Anger ;

Макрополе Agitation – микрополя Anxiety, Agitation, Endurance, Alarm ;

Макрополе Offence ;

Макрополе Fear – микрополя Fright, Dread, Fear, Horror ;

Макрополе Sorrow – микрополя Sadness, Grief, Melancholy .

Например: to get off one’s boots – сердиться, see red – прийти в ярость, to take the alarm, fear makes his flesh creeps – мурашки побежали, out of mind – вне себе от горя, get the monkey off your back – сбросить груз с плеч

3. Фразеологические единицы – презентация нейтральных эмоций :

Единицы эмотивного фразеосемантического макрополя Astonishment , включающего микрополя Astonishment , Bewilderment , Amazement ;

Единицы макрополя Tactilitation , включающее микрополя Tactilitation Calm .

Например: raise eyebrows – удивлять, breathe freely make big eyes – глаза на лоб лезут .

Остановимся подробнее на выше указанных разделах.

Фразеосемантическая подгруппа Gladness , Delight , Admiration объединяет фразеологизмы, в содержании которых концентрируется гамма чувств, близкая к состоянию счастья. Функции данных эмоций состоят в том, что они являются эмотивными основами для установления социальных контактов и помогают устранить накопившиеся отрицательные эмоции.

Приведём примеры таких фразеологизмов: tread on air – лететь на крыльях, to be at one s best – быть в ударе, lost in admiration – в полном восторге, восхищении, to have smb . in the aisles – привести кого-либо в восторг, a green of old age – счастливая старость, to be in alt – быть в приподнятом настроении, go ape – быть в восторге, ошалеть, have a ball – веселиться, bill and coo – нежничать, bright as a button – радостный, be in a fat city – быть в отличном настроении, blow your mind – приводить в восторг, Sunny side up –радоваться, tickled pink – светящийся от счастья, jolly as a sandboy – полный жизни.

Такой фразеологизм как be on the seventh heaven попадать на седьмое небо, имеет библейский и коранический источники, раскрывающие представления о небе как о семи вращающихся хрустальных сферах, где седьмая сфера – рай.

Исследуя выражения отрицательных эмоций , необходимо отметить, что негативные реакции во многом зависят от мировоззрения, самооценки человека, отношения к нему окружающих.

Макрополе а nnoyance частично представляют выражения типа to flash with anger , he became white as a sheet (быть раздраженным). В ходе нашего исследования установлены особенности языкового выражения чувства: раздражение трудно передать какой-то одной частью речи , так как в большинстве случаев оно представлено словосочетаниями типа: sick as a pig – раздосадованный, get under your skin – досаждтаь, do your nut – злиться, cut someone to the quick – сильно раздражать, get smb s back up – разозлиться, give smb . the bellyache – раздражать кого-либо, to get off one s boots – сердиться, out of joint – пришедший в расстройство, give smb . a turn – сильно расстроить кого-либо, grave as an owl – угрюмый как сыч, to tear one s hair out – рвать на себе волосы.

Анализ одной из базовых эмоций – гнева указывает, что данные фразеологизмы отражают переходность.

Приведём примеры: to rend the air – сотрясать воздух, one s blood is up – кровь закипела, go postal – рассвирепеть, get up someone s nose – злить кого-либо, go nuclear – разъяриться, mad as a hornet – злой как чёрт, froth at the mouth – в сильном гневе, to rub salt into smb s wounds – досадить кому-либо, be after smb s scalp – жаждать крови.

Функция эмоции anxiety заключается в том, что она помогает собеседнику понять желания говорящего и служит средством представления негативного отношения к какой-либо ситуации, персонажу, событию и т. д. Фразеологизмы в рамках данной эмоции также находят отражение в английском языке, хотя и не отличаются частотностью. Среди них: to take the alarm – встревожиться, move smb s blood – возбудить волнение в ком-либо, be on nettles – ёрзать от волнения, all of a jump – в напряжении, be sick at heart – тяжело на душе, on the rack – в тревожном состоянии.

Фразеосемантическую подгруппу о ffence представляют английские фразеологизмы, имеющие лексему со значением обиды, в основе которых лежит описание физиологических состояний человека, например: make (up) a lip – губы надуть, to hit the nail on the head – не в бровь, а в глаз, in the altogether – быть обиженным, bear a drudge against smb . – иметь зуб против кого-либо, at odds with yourself – в обиде на весь мир, take smth . in a thin skin – быть обидчивым, воспринимать всё близко к сердцу.

Говоря о фразеосемантической подгруппе Dread , Fear , Horror следует иметь в виду фразеологизмы языка, отражающие ощущения, сопровождающие состояние страха: to shake in one s boots – трястись от страха, to frighten someone to death , to scare someone to death – напугать кого-либо до смерти, to become petrified ; to grow (become ) dumb – впасть в оцепенение, fear makes his flesh creeps – мурашки побежали, to frighten (scare ) the wits out of someone – потерять рассудок, fear twists one s mouth – съежиться от страха, to make one s hair stand on end – волосы дыбом встали, to grow cold with fear – леденеть от страха, take one s heels – бежать без оглядки, to throw a scare into someone – запугивать кого-либо, a cold shiver ran down his spine – мурашки побежали, fear eats one s heart out – сердце опустилось.

Фразеологизмы подгруппы Sadness , Grief , Melancholy , передают амальгаму чувств, соответствующих состоянию печали, горя, страдания, и содержат компоненты «сердце», «голова». Данные состояния сопровождаются при этом характерными телесными движениями : hang (down ) one’s head вешать нос, to be down in the mouth – повесить голову, smb . lost heart – опустились руки; слезами : cry like a baby – лить слезы, to weep copiously – рыдать в три ручья. Функция эмоции здесь прослеживается в том, что она помогает показать безвыходное положение участников разговора: feel like a wet - rag – быть совершенно разбитым, to be in agony of despair – быть в отчаянии, smb . looks downcast – как в воду опущенный, lose one s mind – потерять присутствие духа, smb . lost heart – опустились руки, smb . is deeply perturbed – сам не свой, in the throes of smth . – в переживаниях, at rock bottom – быть в отчаянии, in the doldrums – в унынии, out of mind – вне себе от горя.

Следующая группа – фразеологизмы, входящие в фразеосемантическую подгруппу Astonishment , Bewilderment . Особенностью этих единиц является то, что в их семантике отражаются внешние проявления состояния удивления: make big eyes – глаза на лоб лезут, to be at a loss – быть в замешательстве, to be in two minds – быть в нерешительности, to be amazed – делать большие глаза, all at sea – в полном недоумении, take smb s breath – поразить кого-либо, make smb . sit up – повергнуть в изумление, raise eyebrows – удивлять.

Небезынтересно отметить, что отдельные фразеологизмы некоторых фразеосемантических подгрупп, например, Tactilitation содержат образ поглаживающей руки, который указывает на знахарский прием снятия боли, тревоги, сглаза: smooth оne’s / smb.’s ruffled / rumpled feathers – как рукой сняло; set one’s heart at rest – успокоиться, have one s brain on ice – сохранять ледяное спокойствие, be a load off smb s mind – гора с плеч, breathe freely – свободно вздохнуть – как гора с плеч, put someone out of their misery – положить конец переживаниям, get the monkey off your back – сбросить груз с плеч.

Итак, проведенное исследование подтверждает, что фразеологизмы выполняют роль вместилища эмоций и являются одной из особенностей языковой картины мира. На словообразовательном уровне важное значение имеет понятие производности. Огромным потенциалом обладает лексика и фразеология разговорного стиля. Рассмотрение символической ценности данных единиц для английского языка позволило раскрыть некоторые особенности культуры англоязычного народа, выявить культурную информацию, закодированную в компонентах фразеологизмов.

Заключение

Теоретически изучив основы фразеологии, мы пришли к выводу о том, что данное лексическое понятие понимается как довольно широкий класс семантической корреляции и является средством выражения эмоций.

В результате проведенного нами исследования:

Расширено представление о фразеологии, как устойчивом сочетании лексем и средстве выражения экспрессивности;

Обозначены особенности фразеологических единиц, их классификация;

Проанализированы фразеологизмы, отражающие эмоции в английском языке.

В ходе исследовательской работы установлено, что благодаря использованию фразеологических выражений, не имеющих дословного перевода, но воспринимаются переосмыслено, речь становится экспрессивной и получает неповторимый национально-экспрессивный колорит.

Эмоции, в свою очередь, имеют двоякий способ обнаружения в языке:

Во-первых, они обнаруживаются в языке как эмоциональное сопровождение, эмоциональная окраска, проявляющаяся в результате прорыва в речь говорящего его эмоционального состояния в виде эмоциональных оценок;

Во-вторых, эмоции отображаются в языке как особая психическая реальность, подобная любой другой конкретно наблюдаемой реальности.

Выводы работы никоим образом не претендует на окончательное и полное решение проблемы выражения эмоций в англоязычном тексте. Возможно выявление и анализ других способов презентации эмоции, за рамками фразеологии не затронутых в работе. Тем не менее полученные результаты могут быть рассмотрены в качестве ориентира для дальнейших исследований в данной области.

Спписок использованных источников

1. Алефиренко, словарь: Культурно-познавательное пространство русской идиоматики / , . – М. : ЭЛПИС, 2008. – 472 с.

2. Англо-русский словарь устойчивых словосочетаний = Collins COBUILD Dictionary of Idioms. – М. : Астрель, 2004. – 751 с.

3. Большой англо-русский фразеологический словарь / сост. . – 6-е изд., исправл. – М. : Живой язык, 2005. – 944 с.

4. Бугаева, «Эмоции» во фразеологической картине мира русских и англичан / // Культура русской речи: сб. статей. – Ставрополь: Армавир, 2005. – С. 90-95.

5. Виноградов, понятия русской фразеологии / . – М. : Наука, 1989. – 173 с.

6. Гуревич, русско-английский фразеологический словарь / , . – М. : ВЛАДОС, 2004. – 583 с.

7. Додонов, : повышаем речевую готовность / . – М. : Вако, 2003. – 175 с.

8. Кайтмазова, стереотипы и эталоны во фразеологизмах со значением эмоций / // Современные гуманитарные исследования. – 2005. – № 3. – С. 114-116.

9. Кунин, современного английского языка. Опыт системного описания / . – М. : Международные отношения, 1982. – 288 с.

10. Литвинов, / . – М. : Вако, 2003. – 165 с.

11. Лубенская, -английский фразеологический словарь / . – М. : Языки русской культуры, 1997. – 1056 с.

12. Молотков, фразеологии русского языка / . – Л. : Наука, 1999. – 20 с.

13. Словарь современных английских идиом / сост. . – СПб: Золотой век, 2003. – 416 с.

14. Шанский, современного русского зыка / . – 3-е изд. – М. : Высшая школа, 1999. – 173 с.

15. Шаховский, значений эмотивной лексики / // Вопросы языкознания. – 1994. – № 1. – С. 20-25.

16. Эльянова, слова и их происхождение / . – Л. : Просвещение – 1999. – 149 с.

Современный английский язык является языком аналитическим. Повышенный аналитизм английского языка пронизывает всю английскую фразеологию, влияет на структуру фразеологизмов.

Следует иметь в виду, что наряду с преобладающими элементами аналитизма в английской фразеологии имеются и элементы синтетизма, к которым можно отнести, например, широкое использование прилагательных в сравнительной степени в адъективных сравнениях.

При семантической классификации английских фразеологических единиц мы исходили из классификации, предложенной А.В. Куниным Кунин А.В. Англо-русский фразеологический словарь. М., 1967. С. 1433 - 1445., разработанной на базе классификации акад. В.В. Виноградова Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. М., 1977. С. 153 - 156., с учетом семантических и структурных особенностей английской фразеологии.

Классификация акад. В.В. Виноградова, построенная на выделении трёх типов фразеологических единиц - фразеологических сочетаний, фразеологических единств и фразеологических сращений, - основана на различных видах взаимоотношений между значением фразеологической единицы и компонентами, входящими в её состав.

Данная классификация объединяет различные типы фразеологических единиц, от фразеологических сочетаний - наиболее аналитического типа, для которого характерна лексическая делимость, до фразеологических сращений - оборотов с немотивированным значением на современном этапе развития языка.

Между тремя основными типами фразеологических единиц располагается ряд промежуточных типов.

А.В. Кунин выделяет две промежуточные категории: I) между фразеологическими сочетаниями и единствами и 2) между фразеологическими единствами и сращениями.

Несомненно, дальнейшее изучение вопроса поможет выявить и другие промежуточные категории, напр., промежуточные категории между свободными сочетаниями и фразеологическими единицами и между фразеологическими единицами и сложными словами.

Примером полусвободного оборота, занимающего промежуточное место между свободным словосочетанием и фразеологической единицей, является оборот man and wife - "муж и жена". Данный оборот не приобрёл ещё устойчивости фразеологической единицы, однако отошёл от свободного словосочетания. Примером образования, занимающего промежуточное место между фразеологической единицей и сложным словом, является оборот man of law - "адвокат, юрист, законовед", обычно пишущийся через дефис man-of-law . Данное образование имеет признак морфологической раздельнооформленности, так как во множественном числе (men-of-law ) форму словоизменения имеет первый компонент, а не всё сочетание в целом. К этой же группе относятся многие обороты с неустойчивым написанием, напр., dot and carry one или dot-and-carry-one "арифметические задачи; учитель арифметики; судорожно, неровно", hail fellow well met или hail-fellow-well-met "человек, находящийся со всеми в дружеских, приятельских отношениях, на дружеской ноге; общительный, компанейский".

Фразеологические сочетания являются мотивированными, наиболее аналитическими образованиями, с несвободным, связанным значением одного из компонентов. Это означает, что в основе фразеологических сочетаний лежит ограниченная сочетаемость слов, могущих употребляться в данном значении только с одним словом или с ограниченным числом слов, причём один из компонентов может быть образным, хотя эта образность обычно слабо ощущается. Среди фразеологических сочетаний встречаются обороты, являющиеся терминами. Фразеологическим сочетаниям обычно не соответствуют аналогичные свободные сочетания, состоящие из тех же компонентов. Так, например, сравнительно редки случаи типа green cheese - "свежий сыр" (фразеологическое сочетание) и green cheese - "зеленый (от плесени) сыр" (свободное словосочетание).

Основными структурно-грамматическими типами словосочетаний являются:

1) Глагольные словосочетания с именами существительными:

bear a grudge (malice или spite ) (при недопустимости оборотов bear kindness, Jove, sympathy ) - "иметь зуб".

Для современного английского языка характерно образование значительного числа глагольных фразеологических сочетаний, в которых глаголы зрительного восприятия (look ), глаголы, обозначающие какое-либо воздействие на предмет (take ) и др. предельно расширяют свой семантический объём, нередко теряя всякую конкретность, но соединяются с определёнными группами существительных, напр., take a fancy (или liking ) "привязаться, почувствовать симпатию, испытывать влечение; понравиться; пристраститься", take heed "быть осторожным, соблюдать осторожность", take pains (trouble ) "брать на себя труд, не пожалеть труда; стараться, пытаться, прилагать усилия", take offense (или umbrage ) "обижаться, чувствовать себя обиженным, оскорбленным".

Иногда в данной конструкции реализуется единичное значение слова, напр., make face (to) [с фр. faire face а ] "оказывать сопротивление". Слово face в значении "сопротивление" употребляется только в данном обороте.

В.В. Виноградов пишет: "Крайнюю ступень в ряду фразеологических сочетаний занимают обороты, включающие слова с единичным употреблением" Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Вопросы языкознания. 1953. № 5. С. 22..

Иногда на основе расширения фразеологических связей первоначальное фразеологически ограниченное значение слова может перерасти в новое значение слова. Это явление, отмеченное акад. В.В. Виноградовым в русском языке, встречается и в английском, напр., face в значении "гримаса", первоначально употреблявшееся только в обороте make face , уже у Шекспира встречается в самостоятельном употреблении.

2) Глагольные словосочетания с именами существительными с предлогом:

come into being (или existence ) "возникать, появляться", go into details (или particulars ) "вдаваться в подробности", take into account (или consideration ) "принимать во внимание, в расчет, считаться, учитывать".

3) Глагольные словосочетания с именами прилагательными (или наречиями):

make sure "постараться; обеспечить, принять меры; добиваться", set free "выпустить на свободу, освободить", put (или set ) right "исправить, починить; приводить в порядок; направить, указать дорогу; вывести из заблуждения; уладить".

4) Словосочетания имён существительных с прилагательными (и с причастиями I и II в функции прилагательных):

capital punishment "смертная казнь", High Contracting Parties "Высокие Договаривающиеся Стороны", maiden attempt "первая попытка", maiden flight "первый полет", maiden speech "первая речь", maiden sword "меч, не обагренный кровью", standing orders "приказ-инструкция; регламент".

Нередко прилагательное в одном из своих значений соединяется только с одним существительным: aquiline nose "орлиный нос", circumstantial evidence "косвенные улики", white lie "невинная ложь; ложь во спасение".

5) Предложные словосочетания с именами существительными:

breach of arrestment "самовольное распоряжение имуществом, на которое наложен арест", breach of close "нарушение границ участка, находящегося в частном владении", breach of faith "злоупотребление доверием; нарушение обещания; вероломство", breach of prison "бегство из тюрьмы", breach of privilege "нарушение прав парламента", breach of promise "нарушение обещания жениться", flash of hope "проблеск надежды", flash of merriment "вспышка веселья" flash of wit "блеск остроумия", flood of anger "взрыв гнева", flood of light "море огня", flood of tears "море слез", flood of words "поток слов", flow of conversation (или talk ) "плавное течение беседы, flow of time "течение времени" flow of words "плавное течение разговора", flow of spirits "жизнерадостность, веселье, хорошее настроение".

Промежуточная категория между фразеологическими сочетаниями и фразеологическими единствами. К данной группе относятся обороты с несвободным значением одного или двух компонентов. Одновременно они являются мотивированными обратными фразеологическими единицами, т. е. имеют признаки как фразеологических сочетаний, так и фразеологических единств.

Примерами оборотов со связанным значением первого компонента являются: beat a retreat "бить отбой; идти на попятный, отступать", run wild "бурно разрастись; расти без присмотра, расти недорослем; не знать удержу, пуститься во все тяжкие", seamy side "неприглядная сторона, изнанка чего-л.", small beer "слабое пиво; пустяки, мелочи; мелкота, мелюзга, мелкие людишки".

В библейском обороте lines have fallen to me in pleasant places "судьба мне покровительствует, счастливый удел выпал мне на долю" слово lines означает "судьба". Кроме этого оборота слово lines в данном значении встречается только в выражении hard lines "тяжелое испытание, несчастье, горькая доля, несчастная судьба".

В обороте go hot and cold "краснеть и бледнеть" глагол to go употребляется в связанном значении "становиться". В образной фразеологической единице green hand "неопытный человек; неопытный работник, новичок" оба компонента обладают связанным значением.

Во фразеологических единицах, промежуточных между сочетаниями и единствами, наблюдается своеобразное явление - "лексическое единство на расстоянии " (по характеристике Бругмана Виноградов В.В. Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины // Труды Юбилейной научной сессии ЛГУ. Л., 1946. С. 59.). Суть данного явления заключается в том, что некоторые опорные семантемы употребляются только в сочетании с определёнными словами, которые вклиниваются между ними, напр., to be... off допускает вклинивание только пяти слов: to be badly off "быть бедным, очень нуждаться", to be worse off "быть в худшем положении, чем кто-л.", to be comfortably off "хорошо зарабатывать, быть обеспеченным", to be well off "быть обеспеченным; находиться в благоприятных условиях", to be better off "находиться в лучшем положении чем кто-л.; быть богаче, состоятельнее кого-л., быть более обеспеченным, чем кто-л.".

Be a... hand at something допускает вклинивание прилагательных bad и poor в отрицательном смысле ("не уметь делать чего-л.; не иметь успеха в чём-л.") и прилагательных crack, good, great, old в положительном смысле ("быть искусным в чём-л., набить руку и чём-л.").

В обороте do the... act характер действия определяется прилагательным, стоящим перед словом act (напр., do the handsome act - "поступать великодушно").

Фразеологические единства - обороты, мотивированные в системе современного языка, компоненты которых не имеют связанного значения. Фразеологические единства характеризуются разнородностью своего состава, охватывающего многочисленные фразеологические единицы как образные, так и необразные, различные по своей структуре, по синтаксическим функциям в предложении и стилистическим особенностям. В основе многих из них лежит метафорический или метонимический перенос.

Среди оборотов этого типа имеются пословицы, обороты эвфемистического характера, сравнения, обороты, основанные на образах ил художественной литературы или возникшие на основе исторических событий, обычаев и поверий. Среди них много профессиональных словосочетаний, употребляющихся в переносном значении.

Фразеологическими единствами являются привычные сочетания слов, а также фразовые штампы и клише, не имеющие фразеологически связанного значения, напр., you know "знаете ли".

К этой же группе относятся термины, значения компонентов которых фразеологически не ограничены. Терминологические словосочетания употребляются в науке, политике, в быту, часто являясь топонимическими названиями. К фразеологическим единствам относятся также фразеологические единицы, созданные синтаксической специализацией, эвфоническими и стилистическими средствами (употреблением оборота в фиксированной грамматической форме, рифмованными созвучиями, аллитерацией, специализацией экспрессивного значения, парным употреблением синонимов, сопоставлением антонимов, повторением одного и того же слова).

Образные фразеологические единства.

Обороты, обладающие переносным значением в целом. В эту группу входят обороты, цельность которых обусловлена единством общего образа.

Часть фразеологических единств этого типа совпадает по звучанию со свободными словосочетаниями. В семантическом плане отношения между фразеологическим единством и словосочетанием, которое легло в его основу, такие же как между необразным и образным значениями многозначного слова, с той разницей, что слово в его различных значениях существует как постоянный элемент словарного состава, а свободное словосочетание каждый раз создаётся заново в речи (black eye, break the ice, kick one"s heels ).

Часто свободное словосочетание лежит в основе фразеологического термина, позднее приобретающего образное значение. Подобные образные фразеологические единства происходят от профессионализмов, являющихся необразными фразеологическими единствами. Эти фразеологические единства имеют своим источником различные отрасли науки, техники, искусства, спорта и т. п. Примерами могут служить:

техника: Get down to bedrock "добраться, докопаться до сути дела; оказаться на мели", in full blast "в полном разгаре", let of steam "дать выход своим чувствам", step on it "дать газ, увеличить скорость; становиться более деятельным, работать энергичней; ускорять события";

театр: fill the bill "быть единственным объектом внимания, затмить успехом всех остальных; удовлетворять всем требованиям, соответствовать своему назначению, подходить, устраивать", pull the strings "быть истинным виновником, заправилой чего-л., быть скрытым двигателем, стоять за спиной кого-л., тайно влиять на ход дела; нажимать на секретные пружины, прибегать к протекции";

юриспруденция: put out of court "скомпрометировать; заставить замолчать, поставить в тупик; отбросить как несостоятельный, не заслуживающий внимания, устаревший (об аргументе)";

военное дело: mark time "топтаться на месте, бездействовать";

морское дело: take in sail "сбавить тон, умерить свой пыл, поубавить спеси".

спорт: catch somebody tripping "застать врасплох, поймать на ошибке, уличить", from pillar to post "от одного дела, мероприятия к другому; туда и сюда; от одной трудности к другой", have somebody on the hip "держать кого-л. в руках, быть хозяином положения, иметь кого-л. в своей власти", hit bellow the belt "нанести предательский удар; применить запрещенный прием; не стесняться в выборе средств".

С другой стороны, имеются образные фразеологические единства, восходящие к профессионализмам и существующие параллельно с ними, в то время как совпадающие с ними по лексическому составу и звучанию свободные словосочетания не употребляются в языке, так как отсутствуют явления действительности, которые можно было бы ими обозначить, напр., mask one"s batteries "скрывать, маскировать свои враждебные намерения", play first fiddle "играть первую скрипку, занимать руководящее положение", spike somebody"s guns "стараться улучшить, украсить что-л. и без того достаточно хорошее; заниматься бесполезным делом, попусту терять время".

Наряду с этим многие фразеологические единства не имеют буквального значения, так как основой для них послужила нереальная, воображаемая ситуация, напр., fool"s paradise "нереальный мир, мир фантазий; призрачное счастье", hell for leather "во весь опор, во всю мочь, изо всей силы, отчаянно", pay the debt of nature "отдать дань природе, скончаться", shuffle off this mortal coil "покинуть этот бренный мир, покончить счеты с жизнью", speak daggers "поражать словами, острыми, как кинжал; говорить со злобой, враждебностью; бросать гневные слова".

He имеют буквального значения и многие эвфемистические обороты, напр., gentleman of fortune "рыцарь фортуны, пират; авантюрист, искатель приключений", gentleman"s gentleman "камердинер, лакей, слуга", knight ot the road "рыцарь с большой дороги, разбойник с большой дороги; коммивояжер", sleep the sleep that knows no waking "спать мертвым или вечным сном, заснуть навеки".

Нередки случаи, когда свободное словосочетание лежит в основе образного профессионализма, который приобретает дополнительное образное значение, напр.:

tread the boards (или the stage )

  • 1) ходить по сцене (свободное словосочетание);
  • 2) быть актёром (фразеологическое единство);
  • 3) писать пьесы (фразеологическое единство).

В случае, если фразеологическая единица и соответствующее ей свободное словосочетание превращаются в омонимы, следует говорить об образовании фразеологического сращения (напр., show the white feather "струсить, проявить трусость, смалодушничать").

Иногда фразеологические сращения переосмысляются и становятся фразеологическими единствами, напр., ride the high horse воспринимается как метафорический оборот, означающий "важничать, высокомерно держаться, задирать нос" подобно человеку, едущему верхом и смотрящему сверху вниз на пешеходов.

Оборот wear one"s heart upon one"s sleeve воспринимается как метонимический оборот, означающий "не отличаться сдержанностью, выставлять напоказ свои чувства", как человек, "носящий сердце на рукаве".

Таким образом, первый оборот уже не ассоциируется с феодалом, обыкновенно сражавшимся верхом и высокомерно относившимся к пехоте, состоявшей из наёмников или простолюдинов, а второй - с рыцарем, носящим на рукаве цвета своей дамы.

Аналогичный процесс наблюдается в оборотах curry favour with somebody "заискивать, подлизываться, подхалимничать, стараться лестью или услужливостью снискать чью-л. благосклонность, милость, чье-л. расположение", Holy of Holies "святая святых", not a bed of roses "не райское житье", skeleton at the feast "кто-л., омрачающий веселье; то, что портит удовольствие, отравляет веселье".

Фразеологические единства являются синтаксически неразложимыми. Можно выделить две группы фразеологических единств. Одни употребляются в предложении в качестве одного из его членов, т.е. являются эквивалентами члена предложения; другие же фразеологические единства, выражающие суждение, являются эквивалентами предложения. По структуре они аналогичны предложению. От предложения они отличаются лишь синтаксической неразложимостью, устойчивостью, иногда полной неизменяемостью.

Примерами единств, относящихся к первой группе, могут служить: as the crow flies "по прямой (линии), напрямик, кратчайшим путем", brave as a lion "храбрый как лев", fish in troubled waters "ловить рыбу в мутной воде", Tom, Dick and Harry "средние, заурядные люди; первый встречный, всякий, каждый, все без разбора, каждый встречный и поперечный", tooth and nail "изо всех сил, всеми силами, не жалея сил; не на жизнь, а на смерть; до последней капли крови".

Примером единств, относящихся ко второй группе, могут служить: does your mother know you are out? "у тебя молоко на губах не обсохло", may your shadow never grow less "желаю вам здравствовать долгие годы", much water has flowed under the bridges "много воды утекло с тех пор, как", what will Mrs. Grundy say? "что скажут люди?"

К этой же группе относятся и образные пословицы, напр., don"t count your chickens before they are hatched "цыплят по осени считают", still waters have deep bottoms "в тихом омуте черти водятся", two heads are better than one "ум хорошо, а два лучше".

К этой же группе относятся образные термины: the cow with the iron tail "аппарат для фальсификации молока", Mother of Presidents "родина президентов (прозвище штата Виргиния)".

Обороты с одним образным компонентом. В данную группу входит значительно меньшее число оборотов, чем в предыдущую. Примерами могут служить: be in the same boat (или box) "быть в одинаковом положении с кем-л.", black ship "судно, которое портовые рабочие отказываются разгружать в знак солидарности с бастующими", none of your games "без фокусов!", none of your lip "без дерзостей!", nurse a constituency "задабривать избирателей", piratical edition "незаконно перепечатанное издание", yellow press "желтая пресса, бульварно-сенсационная пресса".

К этой группе также относятся некоторые термины, напр., Father of the House of Commons "старейший член палаты общин", life of gun "воен. срок службы орудия".

Необразные фразеологические единства.

Необразные фразеологические единства являются наиболее аналитическими оборотами среди фразеологических единств. Данная группа фразеологических единиц включает обороты разных типов, замкнутость которых создаётся привычным, традиционным употреблением.

1. Фразовые штампы, клише: beg leave "просить разрешения", don"t mention it "не стоит благодарности", see you again "до скорого свидания", you"re welcome "добро пожаловать", yours faithfully "с совершенным почтением", yours truly "искренне ваш".

Особо надо выделить формулы приветствия и прощания, напр., good morning "с добрым утром", good day "добрый день", good afternoon "добрый день", good evening "добрый вечер", а также фразеологические единицы, употребляющиеся в обращении, напр., old boy , old chap, old fellow, old man "дружище, старина, голубчик", old girl "старушка".

2. Пословицы: all"s well that ends well "все хорошо, что хорошо кончается", better be envied than pitied "лучше вызывать к себе зависть, чем жалость", better late than never "лучше поздно, чем никогда", live and learn "век живи - век учись", no man is wise at all times "на всякого мудреца довольно простоты".

Термины: estimate of the situation "воен. оценка обстановки"; general election "всеобщие выборы", surplus value "прибавочная стоимость", certificate of navigation мор. свидетельство о годности к плаванию.

Промежуточная категория между фразеологическими единствами и фразеологическими сращениями. В данную группу входят обороты, в которых ведущий компонент мотивирован, а остальные немотивированы. В подобных оборотах выделяется компонент, связанный в современном языке со значением целого. Примерами могут служить:

pay through the nose = pay an exorbitant price, pay a lot of money "платить бешеные деньги; заплатить с лихвой"

talk through one"s hat = talk foolishly "вести глупые разговоры, нести чушь, пороть чепуху".

Следует отметить, что подобно глаголу to pay оборот to pay through the nose стал также означать "поплатиться".

К данной группе могут быть отнесены и некоторые обороты со словом Dutch : Dutch bargain "однобокая сделка", Dutch courage "пьяная удаль"", Dutch treat "угощение, оплаченное поровну всеми участниками".

К этой же группе относятся каламбурные фразы, построенные на переосмыслении омонима, напр., gentle craft "ужение рыбы", may bees don"t fly this month (или this time of the year ) "не следует говорить "может быть"".

Фразеологическое сращение - это фразеологическая единица, неразложимая на свои составные части, значение компонентов которой в отдельности и во взаимосвязи не отвечает в современном языке содержанию обозначаемых ими понятий, образуя единое лексическое и синтаксическое целое. Другими словами, сращение следует рассматривать как немотивированную, т. е. семантически и синтаксически неразложимую фразеологическую единицу. В современном английском языке существуют следующие виды сращений с точки зрения возникновения их немотивированности.

1) Идиоматические обороты, немотивированность которых создана отжившей общественной практикой:

baker"s dozen "чертова дюжина", blow one"s own trumpet "хвалиться, хвастаться", bury (или dig up) the hatchet "заключить мир, помириться, прекратить вражду", dance attendance on "увиваться, бегать за кем-л.", show the white feather "струсить, проявить трусость, малодушничать", sit above (или below) the salt "(сидеть) в верхнем конце стола; высокое положение в обществе", white elephant "обременительное или разорительное имущество, обуза; подарок, от которого не знаешь как избавиться".

К этой группе могут быть отнесены кальки типа under the rose "по секрету, втихомолку, тайком, втихомолку".

Иногда пословицы являются сращениями, напр., gray mare is the better horse "жена верховодит в доме; женщина, держащая мужа под башмаком" (серые фламандские лошади считались лучше для упряжки, чем английские).

2) Идиоматические обороты, немотивированность которых создана отрывом от контекста, в котором они первоначально употреблялись, или забвением исторических фактов, па которых они основаны:

bell the cat "отважиться, взять на себя риск инициативу в опасном деле, рискованном предприятии", cry wolf "поднимать ложную тревогу", curate"s egg "нечто скверное, но имеющее и некоторые положительные стороны", Darby and Joan "старая, любящая супружеская чета", lead apes in hell "умереть старой девой", steal somebody"s thunder "заимствовать чьи-л. идеи открытия и т.п. и передать их гласности для собственной выгоды; плагиат".

К этой группе относятся некоторые обороты, компонентами которых являются только имена собственные: Jack Johnson "тяжелое орудие, крупнокалиберный снаряд", Jack Ketch "палач", Joe Miller "плоская острота, старая шутка, избитый анекдот".

Идиоматичность некоторых оборотов является результатом искажения, напр., blue Peter "флаг отплытия", leather and prunella "что-л. не существенное, безразличное кому-л.".

В данную группу, помимо оборотов, связанных с литературными произведениями, различными эпизодами и историческими фактами, входят также фразеологические единицы, связанные с античной мифологией: the apple of discord "яблоко раздора", the cask ot Danaides "бочка Данаид, бездонная бочка", Damocles" sword "Дамоклов меч", Herculean labour "Геркулесов труд; исключительно трудное дело", Pandora"s box "ящик Пандоры; источник всяческих бедствий", Procrustes" bed "Прокрустово ложе", Pyrrhic victory "Пиррова победа", Sisyphean labour "Сизифов труд; бесплодный труд".

3) Идиоматические обороты, немотивированность которых создаётся благодаря экспрессивной индивидуализации, т. е. преобладанию экспрессивного значения над предметным:

the cat"s pajamas "вещь (или человек) что надо, первый сорт, пальчики оближешь", holy smoke! "боже мой! не может быть!", my aunt! , my eye(s)!, my word! "вот тебе на! вот так так! подумать только!", a pretty kettle of fish! "хорошенькое дело! вот тебе и раз!"

4) Идиоматические обороты, содержащие архаические элементы.

В ряде случаев в состав идиоматического оборота входит устаревшее слово или не устаревшее слово в устаревшем значении, которое сохранилось только в одном или в нескольких выражениях. Часто архаизм только усиливает идиоматичность оборота, напр., above board "честный".

Наличие несвободного значения сближает обороты данного типа с фразеологическими сочетаниями, от которых они отличаются в данном отношении тем, что несвободные значения являются архаическими. Примерами подобных оборотов могут служить:

board "уст. стол"

above board "честный"

board of green cloth "зелёное ноле, ломберный стол"

groaning board "стол, ломящийся под тяжестью яств"

dint "уст. удар"

by dint of "посредством, с помощью"

fine "уст. конец"

in fine "наконец, в заключение"

5) Обороты, идиоматичность которых возникла благодаря калькированию, напр.: by all that"s blue "черт возьми!"

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов