Послевоенная система международных договоров презентация. Версальско-Вашингтонская Система Кратко

02.11.2019

  • 1. Перечислите основные требования стран-победительниц.

  • 2. Какие послевоенные конференции решали вопросы мирного урегулирования международных отношений?

  • 3. Какие страны больше всего выиграли от решений этих конференций, а какие проиграли?

  • 4. Какие вопросы международных отношений не были решены?

  • 5. Что такое Версальско-Вашингтонская система?


Определите, каким странам соответствуют цели мирного урегулирования после войны:

  • 1. Раздел Германии на несколько слабых государств.

  • 2. Возврат Эльзаса и Лотарингии. 3. Контроль над промышленным районом Рейна.

  • 4. Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье.

  • 5. Построение системы новых международных отношений и роль «морального руководителя» мира.

  • 6. Сохранение единой Германии.

  • 7. Раздел владений Османской империи.

  • 8. Захват германских владений вне Европы.


Определите, на какой из конференций решались перечисленные проблемы :

  • 1. Территориальные изменения в Европе и колониях.

  • 2. Соотношение сил на Дальнем Востоке.

  • 3. Новое положение Германии в послевоенном мире.

  • 4. Создание международной организации - Лиги Наций.

  • 5. Соотношение морских сил ведущих тихоокеанских держав.

  • 6. Возвращение военнопленных и наказание военных преступников.

  • 7. Решение русской проблемы.


  • 1. Объясните, какие существовали противоречия между странами-победительницами. Могли ли они быть разрешены в тех исторических условиях?

  • 2. Сформулируйте цели создания Лиги Наций и попытайтесь предположить, при каких условиях деятельность этой организации могла быть продуктивной.

  • 3. Правомерно ли говорить, что с созданием Лиги Наций международные отношения перешли на новый уровень?

  • 4. В чем заключался «русский вопрос» на конференциях и почему он не был решен?

  • 5. Была ли прочной Версальско-Вашингтонская система? Свое мнение обоснуйте.


Продолжите историческое утверждение:

  • В итоге Парижской и Вашингтонской конференций установилось новое соотношение сил в мире, способное привести к...

  • Германия, потерявшая некоторые из своих владений и вынужденная выплачивать огромную контрибуцию, могла...

  • Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что...

  • Попытку организовать конференцию на Принцевых островах можно расценивать как...


  • Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж высказался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран-победительниц: «Мандаты являются просто маскировкой для аннексий».

  • Можно ли согласиться со столь откровенным утверждением? Чем вы могли бы подтвердить или опровергнуть это высказывание


Парижская мирная конференция - международная конференция, созванная державами-победительницами для выработки и подписания мирных договоров с государствами, побеждёнными в 1-й мировой войне 1914-1918. Проходила в Париже с перерывами с 18 янв.по 28 июня 1919 г . Французский премьер-министр Жорж Клемансо предложил Париж в качестве места проведения мирной конференции. Он обосновывал это тем, что Франция больше других стран пострадала от войны, и выбор Парижа станет моральным удовлетворением для французов. В ней участвовало 27 государств: Великобритания, Франция, США, Италия, Япония, Бельгия, Китай, 5 доминионов Великобритании и др. государства.

Ведущую роль в принятии решений играли пять великих держав – организаторов конференции: США, Англия, Франция, Италия, Япония. Это были страны имевшие «интересы общего характера», все остальные страны «имели интересы частного характера» и привлекались лишь к обсуждению вопросов, касающихся их.

Формально «верховные права» были закреплены за пленарными заседаниями конференции, на которых присутствовали делегаты всех стран участниц. Фактически все серьезные вопросы решались в «Совете десяти», состоявшем из глав правительств и министров иностранных дел 5 держав. После открытия конференции круг «вершителей судеб» стал сужаться. Весной 1919 г. был образован «Совет 4-х». В нем не было Японии, не заинтересованной в обсуждении Европейских проблем. На деле все рычаги управления конференцией сосредоточились в «большой тройке» - Вильсон, Ллойд Джордж, Клемансо.

Работа конференции по большей части носила закрытый характер. Гласными могли считаться только пленарные заседания (созывались всего 6 раз). На них лишь официально утверждались принятые великими державами решения.

Вопросы мирного урегулирования с побежденными государствами обсуждались в отсутствии их представителей. Так делегация Германии приглашалась на конференцию всего три раза: 7 мая – ознакомиться с вариантом мирного договора, 16 июня – с его уточненным вариантом, 28 июня – для подписи окончательного варианта. На переговорах отсутствовала делегация Советской России , непризнанной организаторами конференции.

При обсуждении германской проблемы в «большой тройке» произошла перегруппировка сил. Максималистской позиции Франции противостоял умеренный курс Англии и США. Первая хотела расчленить Германию, провести ее границу по Рейну, сделав рейнской республикой, а также требовала передачи ей Саарских угольных копий. Вторые хотели сохранить баланс сил в Европе перед Францией и угрозой большевизма.

Франции пришлось уступить. В итоге Англия и США предложили создать 50 км зону вдоль правого берега Рейна – демилитаризованной. Саарские угольные копи передавались Франции , но район управлялся лигой Наций.

Особой остротой отличалось обсуждение репарационного вопроса. Франция определила сумму ущерба – 480 млрд. золотых марок, Англия и США – от 50 до 100 млрд, германское правительство – 30-36 млрд. Было решено созвать специальную репарационную комиссию, которая до 1 мая 1921 г. должна была определить размер репараций и сроки их выплат.

На конференции возникли разногласия между большой тройкой и Италией, которая хотели получить ряд австрийских и южнославянских территорий, обещанных странами Антанты по Лондонскому договору 1915 г. «Большая тройка» отказала Италии в ее «чрезмерных требованиях». А за Японией великие державы признали право на оккупированную Китайскую провинцию Шаньдун.

Итогом работы Парижской мирной конференции стало принятие компромиссных решений, которые легли в основу Версальской системы международных отношений.

Версальский договор . 28 июня 1919 г. в зеркальном зале Версальского дворца (где в 1871 г. Бисмарк торжественно провозгласил образование Германской империи) германская делегация во главе с вновь назначенным министром иностранных дел Г.Мюллером и министром Юстиции Беллом подписала мирный договор с представителями стран-победительниц.

Версальский мирный договор представлял собой свод 440 статей, разделенных на 15 частей. Часть I (устав Лиги Наций) и часть XIII (о создании при Лиге Наций международной организации труда) вошли и во все другие мирные договоры.

Предварительный просмотр:

Разработка урока для 11-го класса

Подготовила: Зайцева Виктория Анатольевна, учитель истории МБОУ «Черноморская средняя школа №2»

Тема: Послевоенная система международных договоров.

Цель: образовательная: донести учащимся сведения о послевоенных конференциях; развивающая: развивать умения работы с картой, анализом учебного материала; логическое мышление, зрительную и слуховую виды памяти; воспитательная: в ходе изучения темы воспитывать уважение к государствам, которые на фоне длительного военного конфликта смогли выйти из войны и продолжать дипломатические отношения в мирном русле.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, рабочие тетради, проектор.

Методы работы: рассказ, диалог, беседа, ИКТ, наглядность, работа в парах.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Опрос ДЗ:
  1. О каком государстве и периоде идет речь? Он избран был до принятия новой конституции. Носил должность «начальника государства». Позже установил диктатуру и принялся за реформы, получившие название «режим санации» (Польское государство)
  2. Королевство СХС входило в состав… (Югославии)
  3. Президентом какого государства был избран Карл Зейц? (Австрия)
  4. Это государство менее чем за 2 года поменяло 3-ды государственное устройство: от Народной Республики до установления советской власти и возврата к монархии. (Венгрия)
  5. Правительством какого государства являлась Центральная Рада? (УНР)
  6. Главой какого государства являлся Карл Маннергейм? (Финляндия)
  7. С 1919 по 1933 гг. это государство было объявлено республикой. (Веймарская республика)

Новый материал

План:

1.Требования стран-победительниц и противоречия между ними

2.Парижская мирная конференция 1919-1920 гг.

3. Создание коммунистического интернационала

4. Значение парижской мирной конференции

5. Версальский мирный договор

6. Вашингтонская мирная конференция 1921-1922 гг.

7. Версальско-Вашингтонская система.

Работа с презентацией.

Работа с источником: Устав Лиги Наций

Подводя итог урока, стоит отметить, что тема изученного урока сложна, но мы совместно с нею справились.

Домашнее задание: П. 4, повт. П. 1-3. Подготовить сообщение об одном из лидеров Парижской мирной конференции.

Устав Лиги Наций

Статья 11. Лига Наций не может оставаться бездеятельным органом на случай военных действий или угрозы войны, направленных против одного из членов организации.

Статья 12. Любые разногласия между членами Лиги, представляют угрозу миру, должны рассматриваться арбитражным судом.

Статья 13. Члены организации обязаны признавать и выполнять решения, вынесенные этим судом.

Статья 16. Если один из членов Лиги прибегнет к войне вопреки всем взятым на себя обязательствам, то он считается агрессором по отношению к остальным членам Лиги. Члены Лиги обязаны немедленно прервать с ним все торговые и финансовые отношения, запретить гражданам своих государств вступать в контакты с гражданами государства, нарушившего договор.

Закрепление: работа в парах. Ученикам предлагается задать вопрос соседу по парте и оценить его ответ: он полый и исчерпываемый, заслуживающий оценки «5», он частичен, но правилен и заслуживает оценки «4», он краток и охарактеризует поверхностную ориентированность в теме и заслуживает оценки «3»; ответ не верен и требует дальнейшего изучения.

Устав Лиги Наций

Статья 11. Лига Наций не может оставаться бездеятельным органом на случай военных действий или угрозы войны, направленных против одного из членов организации.

Статья 12. Любые разногласия между членами Лиги, представляют угрозу миру, должны рассматриваться арбитражным судом.

Статья 13. Члены организации обязаны признавать и выполнять решения, вынесенные этим судом.

Статья 16. Если один из членов Лиги прибегнет к войне вопреки всем взятым на себя обязательствам, то он считается агрессором по отношению к остальным членам Лиги. Члены Лиги обязаны немедленно прервать с ним все торговые и финансовые отношения, запретить гражданам своих государств вступать в контакты с гражданами государства, нарушившего договор.

Закрепление: работа в парах. Ученикам предлагается задать вопрос соседу по парте и оценить его ответ: он полый и исчерпываемый, заслуживающий оценки «5», он частичен, но правилен и заслуживает оценки «4», он краток и охарактеризует поверхностную ориентированность в теме и заслуживает оценки «3»; ответ не верен и требует дальнейшего изучения.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: Послевоенная система международных договоров

Подумайте: Почему в первое послевоенное время Франция, Великобритания США и Япония выступили против правительства В.И. Ленина?

План урока: 1.Требования стран-победительниц и противоречия между ними 2.Парижская мирная конференция 3. Создание коммунистического интернационала 4. Значение парижской мирной конференции 5. Версальский мирный договор 6. Вашингтонская мирная конференция 1921-1922 гг. 7. Версальско-Вашингтонская система.

Какова цель урока? В чем её актуальность?

Каким самым главным и быстрым требованием должно быть по отношению к блоку государств-агрессоров?

В к. 1918 – н.1919 гг. германская армия была отведена на территорию бывшей Германской империи и разоружалась

Единой австро-венгерской армии не существовало Турецкие и болгарские силы деморализованы

В России по военным заказам было сосредоточено огромное количество продовольствия и военных запасов

Итак, Почему в первое послевоенное время Франция, Великобритания США и Япония выступили против правительства В.И. Ленина?

Франция Премьер-министр Р. Пуанкаре Президент Ж. Клемансо

1. Максимальное ослабление Германии 2. Возвращение Эльзаса и Лотарингии 3. Контроль над промышленным районом Рейна 4. Присоединение германских колоний в Африке и турецких владений в Средиземном море

Великобритания Премьер-министр Ллойд Джордж

1. Раздел Османской империи 2. Захват зависимых от Германии территорий вне Европы 3. Сохранность Германии; ее экономический контроль

США Вудро Вильсон

Роль «морального руководителя» всего мира Против территориальных захватов земель Против контрибуции стран Четверного союза Против наращивания военной мощи

Италия, Япония, Сербия, Бельгия, Румыния, Греция, Китай Преследовали свои национальные интересы и стремились к присоединению пограничных территорий за счет проигравших войну государств

Россия Была отстранена от разработки программы послевоенного устройства мира и не приняла участие в международной конференции, работавшей в Париже с 18 января 1919 г. по 28 июня 1919 г.

Спрогнозируйте итог Парижской мирной конференции

Принятие Устава…

Проанализируйте отрывок Устава Лиги Наций Какова основная её цель?

Охарактеризуйте неофициальный символ Коммунистического интернационала и образец членского билета

Учебник С. 52 «Версальский мирный договор» Чтение и анализ вслух.

Вашингтонская мирная конференция 1921-1922 гг. Учебник С. 53. Договор 4 держав: … Договор 5 держав… Договор 9 держав…

Таким образом, на ваш взгляд, Версальско-Вашингтонская мирная система имела недостатки? И если имела, то назовите их.

Работа в парах

Домашнее задание: П. 4, повт. П.1-3, подготовить сообщение об одном из лидеров Парижской мирной конференции.


Дата 11.09.17г 8класс

План урока истории в 8 классе по теме: «Индустриальная революция»

Цель : рассмотреть особенности процесса модернизации начала 19 века

Задачи:

Образовательная: усвоить ключевые понятия курса

Развивающая: способствовать развитию исторического мышления на основе анализа сущности длительного исторического процесса

Воспитывающая: воспитывать понимание сущности исторического процесса

Оборудование урока: презентация

Тип урока: лекция - беседа

Основные понятия: модернизация, индустриализация, конкуренция, капитализм свободной конкуренции, монополия, картель, синдикат, трест, концерн, империализм.

    Организационная часть. Сообщение задач урока.

    Переход к изучению нового материала . Вводная беседа

    Какой период истории мы с вами изучали в прошлом учебном году? Как называется этот период? (история нового времени)

    Каковы хронологические рамки периода истории нового времени, изученного в прошлом году? (1500-1800 годы)

    Каковы главные особенности этого времени? (промышленная революция, религиозные войны и реформация, формирование капитализма)

    Изучение нового материала

План:

    Хронологические рамки и особенности второго периода истории нового времени. Модернизация

Нам предстоит изучить новый период в истории человечества.

Давайте познакомимся с учебником и определим хронологический период этого времени (1800-1913 годы)

Какое событие станет окончанием периода нового времени? (первая мировая война). Правда, есть точка зрения, что период новой истории заканчивается в 1900 году.

Особенностью периода является начало процеса модернизации .

Модернизация – процесс преобразования традиционного общества в индустриальное

Особенности модернизации:

    В политической сфере – демократизация общественной и политической жизни

    В социальной сфере – быстрый рост населения, миграция, рост городского населения

    В экономической сфере – индустриализация

    В области культуры – быстрый рост научных знаний

Индустриализация – процесс развития и внедрения крупной машинной техники, производство машин с помощью машин

Итория развития разных стран неравномерна. Вот и процесс модернизации в разных странах начался в разное время – это зависело от времени начала промышленного переворота.

Что такое промышленный переворот? (переход от мануфактуры к фабрике)

В какой стране раньше он начался? (в Великобритании)

В каких странах еще прошел промышленный переворот в 18 веке? (Голландия, Франция, США)

Эти страны и стали первым эшелоном модернизации – странами старого капитализма.

Работа по заполнению таблицы:

Эшелоны модернизации в начале XIX века

Второй эшелон

Третий эшелон

Страны старого капитализма

Страны молодого капитализма

Традиционное общество

Англия

Франция

США

Германия

Италия

Япония

Россия

Автрийская империя

Китай

Страны Латинской Америки

Развитие капитализма шло естественным образом

Развитие капитализма за счет реформ

Процессы модернизации ограниченны

    Завершение промышленного переворота

Работа с презентацией, заполнение таблицы по ходу расказа учителя

Технические изобретения XIX века

Изобретение

Значение

1800

Токарный станок из металла

Модслей (Англия)

Производство машин при помощи машин

Автоматический текстильный станок

Ж. М. Жаккар (Франция)

Заменил ручной труд

1856

Конвертер

Г. Бессемер (Англия)

Выплавка стали

Плавильная печь

Братья Э. и П. Мартены (Франция)

Выплавка стали более высокого качества

1825

Первая железная дорога Стоктон - Дарлингтон

Джорж Стефенсон (Англия)

Начало переворота в сфере транспорта, жулезнодорожный бум

1879

Первая электричка

Эрнст Вернер Сименс

Ипользование электричества для железной дороги

1803

Первый пароход (испытан на реке Сене)

Р. Фултон (Франция)

1807

Пароход «Клермон»

Р. Фултон

Замена парусного флота паровым

1819

Пароход «Саванна»

совершил трансатлантическое путешествие

1803

Автомобиль с паровым двигателем

Эванс (США), Тревитик (Англия)

Появление первого автомобиля

1885

Автомобиль с бензиновым двигателем

Карл Бенц (Германия)

1895

Праобраз современного автомобиля

Готлиб Даймлер (Германия)

1908

Автомобиль «модель Т»

Генри Форд (США)

Появление дешевого автомобиля

Полет воздушного шара (аэростата)

Братья Монгольфье (Франция)

усовершенствовал Жак Шарль

Первый полет в воздухе

1900

Дирижабль «Цеппелин» (длина 128 м)

Фердинанд фон Цеппелин (Германия)

Полет тела тяжелее воздуха, управляемый аэростат

1902

Планер с бензиновым двигателем

Братья Райт (США)

Начало самолетостроения

1803

Изобретение шпранели (разрывного снаряда)

Х. Шпранел (Англия)

Рост убойной силы оружия

1862

Изобретение нитроглицерина, изготовление динамита

Альфред Нобель (Швеция)

Получение оружия большой разрушительной силы

1835

Револьвер

Сэмюэл Кольт (США)

Автоматическое оружие

1875

Электродуговая лампа

П.Н. Яблочков (Россия)

Электрическое освещение общественных мест

1880

Лампа накаливания

Т. Эдисон (США)

Овещение закрытых помещений

1843

Телеграфная линия Балтимор-Вашингтон с использованием кодовой азбуки

Морзе

Передача информации, связь

1899

Бепроволочный телеграф (радио)

А. Попов (Россия)

Г. Маркони (Италия)

Передача информации, связь

1876

Телефон

М. Грей, А. Белл (США)

Передача информации, связь

Вывод: технические изобретения заложили основу для развития современного общества (символ этого времени – Эйфелева башня)

    Капитализм свободной конкуренции и монополистический капитализм

В первой половине XIX века начинается эпоха свободного фабрично-заводского капитализма, или капитализма свободной конкуренции .

Капитализм свободной конкуренции – общественный строй, основанный на неограниченной конкуренции в экономической сфере

Конкуренция – борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль

Первая половина XIX века – период свободной конкуренции. Но уже к 1870-1880 гг. производственая сфера завоевывается монополиями .

Монополия – объединение капиталистов, возникающее на базе растущей концентрации производства и капитала, сосредотачивающее в своих руках производство или продажу и имеющее целью установление господства в тех или иных отраслях хозяйства и получение максимальной прибыли.

Сложились различные формы монополистических объединений:

Картель – объединение, при котором сохраняется производственная и коммерческая самостоятельность предприятий, но определяются единые цены и делятся рынки сбыта

Синдикат – объединение, занимающееся совместным сбытом продукции

Трест – полное объединение предприятий, утрата коммерческой и производственной самостоятельности

Концерн – объединение трестов или предприятий, зависящих от какой-либо монополистической группы

Т.О. складывается монополистический капитализм (империализм).

Империализм – особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить свое господство во всех областях жизни общества.

Закрепление изученного материала:

    Какие новые черты появились в развитии капиталистического производства в Европе?

    Что такое капиталистическая монополия?

    Какую роль сыграло обострение конкурентной борьбы в образовании монополий?

    Какие формы слияния предприятий вы знаете?

    Почему капитализм свободной конкуренции в конце XIX века перерастает в капитализм монополистический?

Признаки империализма – по учебнику стр. 20 – выписать

    Сочетание свободной конкурсенции и монополии

    Слияние промышленного и банковского капитала и образование финансовой олигархии

    Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров

    Экономический раздел мира на сферы влияния

    Установление тесной связи финансовой олигархии с правительством

Домашнее задание:

§1-2, ответить на вопросы, словарная работа

Тема:Технические открытия и выход к мировому океану.

Цели урока: подвести учащихся к пониманию того, что благодаря техническим изобретениям, прогрессу в развитии производительных сил стали возможны Великие географические открытия; выяснит причины Великих географических открытий, дать им общую характеристику.

Задачи:

Образовательные: создать у учащихся ясное представление о Великих географических открытиях, ознакомить с великими мореплавателями.

Развивающие: развивать у учащихся умение устанавливать причины, следствия и значение исторических событий и явлений, умение конкретизировать события; развивать любознательность, интерес к наукам, открытиям, стремление к самоутверждению, к достижению цели.

Воспитательные: вызвать чувства восхищения великими подвигами мореплавателей-первооткрывателей.

Тип урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника и работой в группах.

Метод объяснения: объяснительно-иллюстративный.

Технологии: здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения.

Решаемые проблемы: Как открытия и изобретения повлияли на жизнь людей?

Виды деятельности (содержание, контроль): рассказывают о технических открытиях, показывают на карте маршруты мореплавателей.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: понимают, что Великие географические открытия были подготовлены техническими изобретениями, расширением знаний о Земле, ростом предпринимательской активности части общества.

Метапредметные УУД: овладевают умением работать с учебной информацией, использовать современные источники информации; проявляют способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Личностные УУД: осмысливают гуманистические традиции и ценности общества; овладевают выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Основные понятия и термины: Аркебуза, конкиста, колонизация, революция цен

Оборудование: Учебник, § 2. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карта «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV-XVII вв.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история. - М.: Аванта +, 1995. - Т. 1. - С. 334-346. В. Травинский. Звезда мореплавателя (Магеллан). Г. Р. Хаггард. Дочь Монтесумы. С. Цвейг. Подвиг Магеллана; Америго Веспуччи.

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

2.Проверка домашнего задания по теме «Переход от Средневековья к Новому времени»

Когда появился термин «Новое время»?

Укажите хронологические рамки Нового времени.

Какими чертами обладал человек Нового времени?

Что связывает нас с Новым временем?

3.Переход к изучению нового материала, план:

а) Новые изобретения и усовершенствования.

б) Причины Великих географических открытий.

в) Энрике Мореплаватель и открытие ближней Атлантики.

г) Вокруг Африки в Индию.

Для логического перехода к изучению нового содержания следует провести небольшую беседу с классом. Напоминая учащимся, что на прошлом уроке они приступили к изучению истории Нового времени, учитель предлагает ответить на следующие вопросы: когда и в связи с какими явлениями появился термин «Новое время»? Укажите хронологические рамки Нового времени и раннего Нового времени. Как вы думаете, почему в Новом времени выделяются эти два периода? Какими чертами обладал человек Нового времени? Чем он отличался от человека эпохи Средневековья? Как вы думаете, каким целям служил дух предпринимательства?

Обобщая ответы учащихся, следует подчеркнуть стремление наиболее активной части общества к отказу от традиционных форм ведения хозяйства, их интерес к постижению новых научных данных, желание увидеть мир своими глазами, способность принимать решения, связанные с известной долей риска.

Затем учитель сообщает название первой главы учебника, подчеркивая, что Новое время берет свое начало от таких явлений, как Великие географические открытия, Возрождение и Реформация, и предлагает перейти к изучению новой темы, которой посвящены два урока.

Назвав тему урока и познакомив класс с написанным на доске планом, учитель в ходе вводной беседы предлагает семиклассникам подумать над проблемой: какой эпохе больше соответствуют Великие географические открытия - Средневековью или Новому времени?

Объяснение первого вопроса учитель сопровождает комментариями рисунков в учебнике и некоторыми дополнительными сведениями об изобретениях.

Рассказывая о роли книгопечатания для развития и распространения знаний, учитель предлагает учащимся прокомментировать рисунок на с. 8, на котором изображена типография XVI в. Семиклассники вспоминают, что основоположником введения книгопечатания в Западной Европе являлся И. Гутенберг, начавший свою деятельность в первой половине XV в. Он разработал способ изготовления печатной формы путем набора текста из отдельных литеров, сконструировал приспособления, при помощи которого отливал литеры из сплава свинца с сурьмой, и построил ручной печатный станок. Им же был составлен рецепт особой печатной краски. Можно попросить учащихся определить, какие из перечисленных изобретений Гутенберга они видят на этой гравюре. Семиклассники увидят работу наборщиков, набирающих под диктовку текст из отдельных литеров, в глубине помещения один из работников покрывает печатную форму краской, в центре работник на станке делает оттиски набранного текста на бумаге (хорошо виден пресс, вращающийся при помощи винта), подмастерье складывает подсохшие листы.

Очень интересна для понимания внутреннего мира человека XVI в. гравюра «Изобретатель пороха и нечистая сила» (гравюра на дереве, 1554 г.). Можно попросить учащихся подумать, почему рядом с изобретателем пороха автор гравюры поместил изображение нечистой силы (так, как ее представляли себе люди того времени). Учитель отмечает, что люди, научившись изготавливать порох, не знали, почему происходит взрыв. Грохот, клубы дыма, запах серы, страшное, разрушающее действие нового оружия - ну как тут не прийти на ум мыслям о вмешательстве нечистой силы? На приведенной в учебнике гравюре

за плечами производящего свои опыты открывателя пороха Бертольда Шварца изображен сатана. Очевидно, современники подозревали, что это он нашептал ученому монаху рецепт, унесший столько жизней. Мрачная картина виделась и великому Леонардо да Винчи, который писал: «Выйдет из недр некто, кто ужасающими криками оглушит стоящих поблизости и дыханием своим принесет смерть людям и разрушение городам и замкам». Кто же этот «некто»? Возможно, учащиеся смогут объяснить, что это пушка, отливаемая из бронзы в вырытой в земле яме (отсюда и «недра»). К наиболее известным, мощным пушкам относились с уважением, наделяли их таинственной сверхъестественной силой, давали им имена собственные: Волк, Лев и др. На стволах орудий были такие надписи: «Лев зовусь я, мой рев пронзителен»; «Я зовусь Петух. В драке я вперед прорвусь»; «Внезапный конец я. Падай ниц передо мною, советую я. К тебе резким прыжком иду я...». Эти примеры помогают школьникам представить себе уровень сознания людей того времени, опутанного суевериями.

При знакомстве семиклассников с историей усовершенствования в мореплавании и кораблестроении следует обратиться к помещенному в конце параграфа документу «Педру Нуньес. Трактат в защиту морской карты». Анализируя текст, семиклассники развивают умение работать с подлинными источниками.

Затем учитель может предложить учащимся самостоятельно прочитать в учебнике рассказы об открытиях португальцами ближней Атлантики и экспедиции Бартоломеу Диаша, найти маршруты этих экспедиций на карте.

В качестве итоговой проверки усвоенного учащимся поручается, пользуясь учебником, выписать в тетрадь причины Великих географических открытий. Такое задание может выполняться как в форме индивидуальной, так и в форме групповой работы (4-6 человек в группе). При нехватке времени это задание переносится на дом.

На последнем этапе урока семиклассники отвечают на проблемное задание. Объясняя, почему Великие географические открытия стали одним из явлений, открывших эпоху Нового времени, учащиеся приводят следующие доводы. Великие географические открытия стали возможны, когда:

1) люди перестали непреклонно следовать старым традициям;

2) появилось понимание необходимости внедрения новых методов ведения хозяйства, технических изобретений и усовершенствований;

3) человек позволил себе усомниться в достоверности старых географических знаний и захотел узнать истинное положение вещей;

4) у европейцев выросла уверенность в своих возможностях и при нарушении их сухопутной торговли с Востоком они рискнули шагнуть в неизведанное - открыть морской путь в Индию;

5) в обществе появились люди, обладающие предпринимательской активностью, стремлением разбогатеть, способные пойти на риск.

Существование этих явлений характерно для эпохи Нового времени.

4.Закрепление изученного материала.

Какова роль изобретений в технике кораблестроения и навигационного искусства в осуществлении Великих географических открытий?

Каковы причины Великих географических открытий?

Какова роль государства в подготовке и осуществлении Великих географических открытий?

5.Подведение итогов урока

Какой материал был трудным, непонятным?

А что воспринималось легко?

Попробуйте дать оценку уроку?

6.Домашнее задание:п.1, вопросы после параграфа.

Диета профессора Углова 1. Первый завтрак в 9:00 Выпейте чашку натурального кофе. Можно также употреблять зеленый чай с добавлением 1 чайной ложки натурального мёда. 2. Второй завтрак в 11:00 Необходимо съесть 1 отварное куриное яйцо и 8 плодов чернослива. 3. Обед в 14:00 Следует употребить 200 г отварного говяжьего мяса или 1 куриную грудку без жира и кожи. В качестве гарнира необходимо приготовить 100 г салата из белокочанной капусты и моркови. Также в обед нужно съесть 1 апельсин. 4. Ужин в 19:00 Нужно съесть 30 г твердого сыра и 1 яблоко или апельсин. 5. За 1 час до сна Следует употребить 200 г простокваши или натурального обезжиренного

1 ВАРИАНТ

1. Совещательный орган при императоре в начале XX в.:

а) Государственная дума;

б) Государственный совет;

в) Сенат;

г) Земский собор.

2. Назовите особенности социально-экономического развития России в начале XX в.:

а) быстрыми темпами развивались сферы народного хозяйства, связанные с новыми видами топлива – углём и нефтью;

б) Россия являлась индустриально-аграрной страной;

в) наличие мощного государственного сектора экономики;

г) среди потомственных рабочих был высок процент грамотных.

3. Попытку взять под контроль рабочее движение в начале XX в. осуществил:

а) С.В. Зубатов;

б) С.Ю. Витте;

в) В.К. Плеве;

г) П.Д. Святополк-Мирский.

4. Позднее других событий произошло:

б) вступление России в Первую мировую войну;

в) подписание Портсмутского мира;

г) заключение Версальского мира.

5. «В вопросах аграрной политики и земельных отношений партия ставит себе целью использовать в интересах социализма и борьбы против буржуазно-собственнических начал как общинные, так и вообще трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, и в особенности взгляд на землю как на общее достояние всех трудящихся». Это фрагмент программы:

а) РСДРП;

б) меньшевиков;

в) партии социалистов-революционеров;

г) «Союза русского народа».

6. Слова: «Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов», - взяты из документа:

а) речи Николая I во время коронации;

б) программы партии «Союз русского народа»;

в) листовки большевиков во время вооружённого восстания в Москве;

г) Манифеста 17 октября 1905 г.

7. Назовите итоги первой русской революции:

а) сокращение продолжительности рабочего дня до 9-10 часов;

б) отмена выкупных платежей для крестьян;

в) трудящиеся получили право создавать профсоюзы;

г) был решён вопрос о создании первого представительного органа власти – Государственного совета.

8. Первым актом правительства П.А. Столыпина стал указ от 9 ноября 1906 г. Его стержневая идея:

а) разрушение крестьянской общины путём разрешения выхода из неё;

б) разрушение общины и ограничение помещичьего землевладения;

в) ограничение помещичьего землевладения и переселение крестьян на земли не общинного пользования;

г) ликвидация общинной и введение частной собственности на землю по трудовой норме.

9. Назовите русского учёного, которому в начале XX в. была присуждена Нобелевская премия:

а) Н.Е. Жуковский;

б) И.П. Павлов;

в) Е.В. Тарле;

г) С.А. Чаплыгин.

10. Россия в 1-й мировой войне стремилась:

а) стать хозяйкой Черноморских проливов и Константинополя;

б) воссоединить все польские земли;

в) стать единственной покровительницей Балкан;

г) верно всё указанное.

11. Первый состав Временного правительства возглавил:

а) Н.С. Чхеидзе;

б) М.В. Родзянко;

в) Г.Е. Львов;

г) А.И. Гучков.

12. После прихода к власти большевиков исполнительная власть передавалась:

а) СНК;

б) ВЧК;

в) ВЦИК;

г) ВРК.

13. Правительство большевиков в качестве основного документа для принятия его Учредительным собранием представило:

а) Декларацию прав народов России;

б) Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа;

в) декрет об уравнении прав мужчин и женщин;

г) декреты об установлении 8-часового рабочего дня и ликвидации сословного деления общества.

14. Компромиссную позицию по вопросу о мире с Германией, выразившуюся в формуле: «Войну прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем», занял:

а) Г.Я. Сокольников;

б) Л.Б Красин;

в) Л.Д. Троцкий;

г) Г.В. Чичерин.

15. Назовите мероприятия политики «военного коммунизма»:

а) переход к продналогу;

б) переход к продразвёрстке;

в) образование комбедов;

г) ускоренная национализация промышленных предприятий.

16. Гражданская война в России с самого начала осложнялась:

а) вмешательством в неё иностранных государств;

б) численным превосходством «красных»;

в) численным превосходством «белых»;

г) отсутствием в России всеобщей воинской повинности.

17. Белое движение, несмотря на временные успехи и помощь из-за рубежа, потерпело поражение, потому что:

а) его лидеры не смогли предложить народу привлекательной программы;

б) на контролируемых белыми территориях восстанавливались законы Российской империи;

в) собственность передавалась новым владельцам;

г) верно а и б.

18. Назовите республики, подписавшие в 1922 г. договор о создании СССР:

а) РСФСР;

б) Казахстан;

в) Украина;

г) Белоруссия.

19. Периодом дипломатического признания советского государства принято считать год (годы):

а) 1923;

б) 1923-1924;

в) 1924-1925;

г) 1925-1926.

20. Назовите первый шаг НЭПа:

а) отмена продразвёрстки;

б) отмена продналога;

в) введение многопартийности;

г) введение рынка рабочей силы.

21. В ходе индустриализации в отличие от НЭПа:

а) использовался иностранный капитал;

б) допускались рыночные элементы в экономике;

в) происходила денационализация мелкой и средней промышленности;

г) осуществлялось строительство в основном предприятий тяжёлой промышленности.

22. Ядром тоталитарной системы в СССР стал (стала):

а) И.В. Сталин;

б) ВКП (б);

в) ЦК ВКП (б);

г) вождь и группа его ближайших соратников.

23. В 1933-1939 гг. в области внешней политики СССР проводил курс на:

а) союз с Германией и Японией;

б) развязывание мировой войны;

в) отказ от вступления в Лигу Наций;

г) создание системы коллективной безопасности.

24. Какие территориальные приобретения получил СССР в 1939-1940 гг.:

а) Западная Украина и Западная Белоруссия;

б) Финляндия;

в) Эстония, Латвия, Литва;

г) Румыния.

25. Приведённый перечень: Жуков, декабрь, «Тайфун», Вязьма – относится к событиям военной операции Великой Отечественной войны:

а) Курской;

б) Сталинградской;

в) Московской;

г) в Белоруссии.

26. Начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны положила:

а) победа под Москвой;

б) Сталинградская битва;

в) битва за Кавказ;

г) победа на Орловско-Курской дуге.

27. Назовите послевоенные судебные процессы:

а) «дело врачей»;

б) «ленинградское дело»;

в) «шахтинское дело»;

г) «процесс 193-х».

28. Ранее других произошло событие:

а) XX съезд КПСС;

б) первый полёт человека в космос;

в) приход к власти Н.С. Хрущёва;

г) ввод советских войск в Афганистан.

29. В объявленной в сентябре 1965 г. реформе промышленности главными положениями её стали:

а) изменение условий планирования;

б) экономические стимулы;

в) банковские регуляторы (кредиты, ценные бумаги и т.п.);

г) верно а и б.

30. Апрельский 1985 г. Пленум ЦК КПСС провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны на основе:

а) научно-технического прогресса;

б) технического перевооружения машиностроения;

в) активизации «человеческого фактора»;

г) верно всё вышеперечисленное.

КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ЗА КУРС 9 КЛАССА

2 вариант

1. Высший исполнительный орган власти в начале XX в.:

а) Государственный совет;

б) Государственная дума;

в) Комитет министров;

г) Сенат.

2. Назовите особенности российской экономики начала XX в.:

а) бурный подъём промышленности;

б) государство активно вмешивалось во все сферы хозяйственной деятельности частных предприятий;

в) иностранные инвестиции в экономику составляли почти 40 % всех капиталовложений;

г) российскую экономику не затронул мощный экономический кризис 1900-1903 гг.

3. Главным оппонентом С.Ю. Витте по вопросу о перспективах развития России выступал:

а) В.К. Плеве;

б) С.В. Зубатов;

в) великий князь Сергей Александрович;

г) П.Д. Святополк-Мирский.

4. Ранее других событий произошло:

а) начало русско-японской войны;

б) заключение Версальского мира;

в) окончательное оформление союза Антанта;

г) начало строительства Транссибирской магистрали.

5. Обеспечение права наций на самоопределение и их равноправие, широкое местное самоуправление, возвращение крестьянам земель, отрезанных в 1861 г. от их наделов, отмена выкупных и оброчных платежей за землю и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм. Это фрагмент программы:

а) партии социалистов-революционеров;

б) РСДРП;

в) партии кадетов;

г) «Союза русского народа».

6. В отрывке: «Тяжёлый день. В Петербурге произошли серьёзные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных частях города; было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело», - говорится о событии, произошедшем:

а) в ходе декабрьского вооружённого восстания;

б) во время разгона II Государственной думы;

7. Назовите политические партии, сформировавшиеся в ходе революции 1905 г.:

а) партия социалистов-революционеров;

б) конституционно-демократическая партия;

г) «Союз русского народа».

8. Социальный смысл аграрной реформы П.А. Столыпина состоял в том, чтобы:

а) создать широкий слой мелких буржуазных собственников, являющихся основным фактором политической стабильности в обществе;

б) рассредоточить крестьян по хуторам, и тогда революционерам будет трудно поднять их на бунт;

в) отвлечь крестьян от острых политических вопросов в обществе;

г) сохранить незыблемость самодержавия.

9. Учения о биосфере и ноосфере, заложившие основу современной экологии, разработал:

а) К.Э. Циолковский;

б) В.И. Вернадский;

в) И.П. Павлов;

г) И.И. Мечников.

10. Главным итогом военной кампании 1914 г. стал (стали):

а) упущенные возможности для России;

б) затяжной характер войны;

в) неприемлемый, но вынужденный для Германии вариант ведения войны на два фронта;

г) срыв странами Антанты германского плана «молниеносной войны».

а ) Г.Е. Львов;

б) А.А. Брусилов;

в) А.Ф. Керенский;

г) П.Н. Милюков.

12. Первое советское правительство состояло из:

а) большевиков и меньшевиков;

б) одних большевиков;

в) большевиков и левых эсеров;

г) большевиков и правых эсеров.

13. На выборах в Учредительное собрание в ноябре 1917 г. наибольшее количество голосов получила партия:

а) эсеров;

б) большевиков;

в) меньшевиков;

г) кадетов.

14. Против предложения В.И. Ленина о необходимости заключения сепаратного мира с Германией выступил (выступили):

а) И.В. Сталин;

б) Я.М. Свердлов;

в) Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев;

г) Н.И. Бухарин, Ф.Э. Дзержинский, А.М. Коллонтай.

15. Назовите первые мероприятия советской власти в области экономики:

а) введение рабочего контроля над фабриками;

б) введение продналога;

в) банковское дело объявлено государственной монополией;

г) национализация железнодорожного транспорта, речного и морского флота.

16. «Красный террор» принял широкие размеры после:

а) уничтожения царской семьи;

б) начала иностранной интервенции;

в) убийства М.С. Урицкого и покушения в Москве на жизнь Ленина;

г) образования Уфимской директории.

17. В 1920 г. Россия вела войну с:

а) Германией;

б) Польшей;

в) Венгрией;

г) Чехословакией.

18. По Конституции СССР, принятой в 1924 г., были лишены избирательных прав:

а) лица, использовавшие наёмный труд;

б) лица, жившие на нетрудовые доходы;

в) представители некоренных национальностей республик в составе СССР;

г) священнослужители.

19. Позже других стран, юридического признания СССР удостоился со стороны:

а) США;

б) Англии;

в) Франции;

г) Китая.

20. НЭП в сфере промышленного производства привёл к:

а) отмене декрета о полной национализации промышленности;

б) передаче мелких и части средних предприятий в частные руки;

в) разрешению на сдачу в аренду частным лицам некоторых частных предприятий;

г) верно всё указанное.

21. В ходе коллективизации в отличие от НЭПа происходит:

а) использование рыночных методов;

б) ускорение темпов развития хозяйства крестьян;

в) обобществление средств производства;

г) разрешение аренды земли.

22. В СССР ни один закон не мог быть принят без одобрения его:

а) И.В. Сталиным;

б) в Политбюро;

в) в Госплане;

г) Правительством.

23. С 1933 до 1939 г. советская внешняя политика приобрела:

а) антифранцузскую направленность;

б) антианглийскую направленность;

в) антиамериканскую направленность;

г) антигерманскую направленность.

24. В 1939 г. – 1940 г. СССР вёл боевые действия против:

а) Финляндии;

б) Дании;

в) Норвегии;

г) Польши.

25. Приведённый перечень: Приказ № 227, ноябрь, Паулюс, Жуков – относится к событиям битвы Великой Отечественной войны:

а) Сталинградской;

б) Курской;

в) за Ленинград;

г) Московской.

26. Крупнейшее танковое сражение в ходе войны с участием 1200 танков и самоходных орудий произошло:

а) в уличных боях в Сталинграде;

б) при взятии Берлина;

в) под Прохоровкой;

г) под Москвой на Волоколамском шоссе.

27. Какие изменения в политической системе СССР произошли в первые послевоенные годы:

а) Совет народных комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров;

б) реже стали созываться сессии Советов;

в) ВКП (б) переименовали в КПСС;

г) Советы получили больше полномочий.

28. Ранее других событий произошло (шёл):

а) открытие Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе;

б) Карибский кризис;

в) переход к косыгинским реформам в экономике;

г) приход к власти Л.И. Брежнева.

29. В период пребывания Л.И. Брежнева на высшем посту в КПСС:

а) усовершенствована система льгот и привилегий для номенклатуры;

б) началось сращивание отдельных коррумпированных групп партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой»;

в) с конца 60-х гг. началась кампания по его возвеличиванию;

г) верно всё указанное.

30. Особенностью выборов депутатов Верховного Совета СССР весной 1989 г. было (была):

а) выдвижение всех кандидатов в депутаты от общественных организаций;

б) избрание всех депутатов на основе всенародного голосования;

в) альтернативность;

г) безальтернативность.

Тема: Просвещение и наука во второй половине 19 века

Цели урока :

сформировать у учащихся представления об особенностях российской культуры второй половины XIX века; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре России;

познакомить учащихся с новыми явлениями в просвещении, науке, живописи, архитектуре, музыке, театре;

совершенствование умений работы с различного рода источниками информации; аргументирования собственной точки зрения по проблемным вопросам.

План урока:

Введение учащихся в учебную деятельность.

Изучение нового материала.

Подведение итогов урока.

Д/з.

Ход урока

I. Введение учащихся в учебную деятельность .

а) организационный момент;

б) создание у учащихся учебной мотивации;

Решение проблемного задания:

Какое из определений термина «культура» вы считаете более полным? Ответ аргументируйте.

А) Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком в определенные эпохи.

Б) Культура несет отпечаток исторической эпохи.

Повторение пройденного:

Каковы особенности развития культуры первой половины XIX в.?

Какие направления в художественной культуре первой половины XIX в. были ведущими? Назовите крупнейших писателей и поэтов первой половины XIX в. К каким художественным направлениям можно отнести их творчество?

в) осознание и принятие учащимися учебной цели.

Проблема урока: Как народный характер культуры II половины ХIХ в. проявился в различных областях культуры?

II. Изучение нового материала .

1. Работа с раздаточным материалом (обучающиеся читают материал и отвечают на вопрос).

Вопрос: В чём проявился народный характер просвещения и книгопечатания? (правильный ответ крепится с помощью магнита к доске учащимся). Ответ: образование стало более доступным (ДОСТУПНОСТЬ ).

Содержание раздаточного материала:

Просвещение и книгопечатание 2 половины 19 века.

В 60-х гг. ХIХ в. была осуществлена реформа школы, в ходе которой была провозглашена бессословность образования, земства и другие общественные организации получили право открывать собственные школы, право преподавания было предоставлено женщинам. Однако новый школьный устав, введенный в 1864 г., не ликвидировал разрыва между различными типами учебных заведений.

Самым массовым типом начальной школы в пореформенной России стала трехлетняя земская школа. За первые 10 лет существования земств таких школ было открыто 10 тыс., а к 1914 г. их было 40 тыс. В их программу входили чтение, письмо, арифметика, Закон Божий, география, история, основы естествознания.

Более упрощенное образование давали церковно приходские школы. В 80 – 90-х гг. правительство усиленно поддерживало церковно-приходские школы. Их количество за время царствования Александра III возросло в 8 раз (с 4 тыс. до 32 тыс.), а государственные расходы на них – в 40 раз.

В целом, если до отмены крепостного права в России были грамотны лишь 7% населения, то в 1897 г. – 21,1% (среди мужчин – 29%, среди женщин – 13%).

Основной формой средней школы оставалась гимназия. В 1865 г. в России было 96 гимназий, в 1882 г. – 136. В 60-х гг. наряду с классическими гимназиями появились шестиклассные реальные училища, но их выпускники не имели права поступать в университеты.

В связи с ростом грамотности в пореформенной России расширился доступ к книге. В год печаталось от 2 до 10 тыс. наименований книг, возросли тиражи, достигавшие нескольких тысяч экземпляров. Появилось множество частных издательств различной специализации. Наиболее известным издателем демократической литературы был Ф. Ф. Павленков.

Павленков первым стал выпускать дешевые издания сочинений русских классиков для народного чтения и для учащихся. Число книжных магазинов увеличилось до двух тыс., а помимо них книгами торговали бродячие разносчики-офени.

Стремясь проконтролировать благонадежность продаваемых народу книг, правительство в 80-х гг. постановило, что офени должны получить разрешение губернатора на торговлю, для чего требовалось представить полный каталог продаваемых изданий.

2. Видеопрезентация про развитие науки во 2 пол. 19 в. длительностью 1 мин. 4 сек. (обучающиеся работают в парах и по мере прослушивания приводят таблицу в соответствие с материалом видеопрезентации) .

Периодический закон химических элементов

2. Зинин, Бутлеров

Изучали органическую химию

3. Сеченов

Изучал рефлексы головного мозга

4. Мечников, Ковалевский

Заложили основы сравнительной эмбриологии

5. Бекетов

Занимался эволюционной морфологией растений

6. Тимирязев

Основал русскую школу физиологии растений

7. Яблочков

Создал первую дуговую электрическую лампочку

8. Жуковский

Труды по аэродинамике

Соловьёв

Издаёт «Историю России с древнейших времён» (29 томов)

Ключевский

Создал «Курс русской истории»

Срезневский

Изучал старославянский язык и древнерусскую литературу

Даль

Издал «Толковый словарь живого великорусского языка»

Вопрос: В чём проявился народный характер естественных наук? (правильный ответ крепится с помощью магнита к доске учащимся). Ответ: Наука стала носить более прикладной характер. (ПРИКЛАДНОЙ ХАРАКТЕР )

3. Изучение живописи. Учащиеся читают материал учебника на стр. 256 и пытаются ответить на вопрос: В чём проявился народный характер живописи 2 пол. 19 века? Ответ: изображение жизни и быта простого народа, отражение социальных мотивов, обращение к истории (правильный ответ крепится с помощью магнита к доске учащимся).

Более детально народный характер живописи рассмотрим на примере картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». 1887г. (Репродукция художественного произведения выведена на экран).

Вопросы:

А) вопросы на атрибуцию: Какое событие здесь изображено? К каким событиям в истории России оно относится?

Б) на описание: Кто изображён в центре художественной композиции? Какая композиционная группа говорит нам о неприятии церковной реформы Никона?

В) критический анализ изображения: Как иллюстрация показывает нам отображение сущности реформы Никона? Можно ли относится к картине В. И. Сурикова как к достоверному историческому источнику?

Г) аксиологический анализ: Как вы думаете, что хотел сказать свои современникам В. И. Суриков, обращаясь к событиям царствования царя Алексея Михайловича?

Д) какое значение имеет картина для изучения событий сер. ХVII в. в курсе истории России?

Подведение итогов беседы учителем: Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», созданная в 1887 г., отражает сложный период в истории России – время правления царя Алексея Михайловича. В 1654 г. патриарх Никон начинает церковную реформу. Тех, кто не подчинился реформе, предали анафеме. В стране появилось религиозное течение – старообрядчество. Староверы нашли поддержку в народе. Царь и его окружение видели в раскольниках своих злейших врагов. Один из таких моментов борьбы царя и Никона с раскольниками изображён на картине. В центре фигура боярыни Морозовой, призывающая собравшийся народ к неподчинению официальной церкви. Сани с боярыней сопровождают стрельцы, теснящие народ. В правом нижнем углу группа скорбящих о трагической судьбе боярыни. Особенно ярко прописана фигура блаженного – как будто он уже увидел будущее боярыни и трагическую судьбу всего движения старообрядцев. Толпа зевак слева тоже отображает отношение к реформе народа – насмешливое отношение удачно скрывает страх: если бы не приняли реформу Никона, то могли разделить судьбу боярыни Морозовой. Автор картины использовал для придания большей трагичности тревожные цвета – чёрный, коричневый, синий. Не обошёл вниманием и символ раскольников – двоеперстие, которым благословляет боярыню юродивый. Данная развёрнутая иллюстрация даёт представление о сущности реформы, о расколе общества в ходе реформы, о жизни и быте русского народа в сер. ХVII в. В картине видна социальная позиция автора – он всецело стоит на стороне старообрядцев – об этом говорят эмоционально и тщательно прорисованные центральные фигуры полотна.

(Обучающая цель: изучение изображения в контексте исторических событий, овладение навыками критического анализа иллюстративного изображения.

Развивающая: формулирование представлений обучающимися об историческом событии на основе проблемной беседы учителя с обучающимися по сюжету картины.

Воспитательная: формирование чувства сопричастности с судьбами русского народа через поиск личного смысла и отношения к картине художника В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».)

4. Изучение архитектуры, театра и музыки. (Презентация Культура 2 пол. 19 века пункты 2, 6, 7) . (Ученики отвечают на вопрос отдельно по каждому направлению культуры: архитектура – использование элементов русско-византийского стиля; театр, музыка – создание русского национального театра, развитие реализма, обращение к историческому прошлому и народным мотивам), (правильный ответ крепится с помощью магнита к доске учащимся).

Списывание схемы с доски в тетрадь под музыку Чайковского.

Схема: «Характеристика народного характера культуры второй пол. 19 века

доступность

естественные наук

прикладной характер

живопись

изображение жизни и быта простого народа, отражение социальных мотивов, обращение к истории

архитектура

использование элементов русско-византийского стиля

театр, музыка

создание русского национального театра, развитие реализма, обращение к историческому прошлому и народным мотивам

Вывод: XIX век явился временем окончательного формирования русской национальной культуры. Национальная культура – это культура нации как общности людей, складывающаяся в ходе формирования капиталистического уклада. Этапом ее формирования явились петровские реформы, развитие во второй половине XVIII века гуманистических представлений в литературе, искусстве, общественной мысли, когда проповедь личной, внесословной ценности становится доминантой. Особенности ее становления связаны с патриотическим подъемом, вызванным победой в войне 1812года, отменой крепостного права. Все эти преобразования изменили социально-духовный облик населения, его быт, условия жизни, повлияли на рост культурных потребностей.

III. Рефлексия. Выставление оценок.

IV. Д/з.

§ 37создать мини-проект по одному из деятелей русской литературы 2 пол. ХIХ в. с привлечением Интернет-ресурсов.

Презентация на тему: Послевоенная система международных договоров

1 из 8

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

1. Перечислите основные требования стран-победительниц. 2. Какие послевоенные конференции решали вопросы мирного урегулирования международных отношений? 3. Какие страны больше всего выиграли от решений этих конференций, а какие проиграли? 4. Какие вопросы международных отношений не были решены? 5. Что такое Версальско-Вашингтонская система?

№ слайда 3

Описание слайда:

Определите, каким странам соответствуют цели мирного урегулирования после войны: 1. Раздел Германии на несколько слабых государств. 2. Возврат Эльзаса и Лотарингии. 3. Контроль над промышленным районом Рейна. 4. Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье. 5. Построение системы новых международных отношений и роль «морального руководителя» мира. 6. Сохранение единой Германии. 7. Раздел владений Османской империи. 8. Захват германских владений вне Европы.

№ слайда 4

Описание слайда:

Определите, на какой из конференций решались перечисленные проблемы: 1. Территориальные изменения в Европе и колониях. 2. Соотношение сил на Дальнем Востоке. 3. Новое положение Германии в послевоенном мире. 4. Создание международной организации - Лиги Наций. 5. Соотношение морских сил ведущих тихоокеанских держав. 6. Возвращение военнопленных и наказание военных преступников. 7. Решение русской проблемы.

№ слайда 5

Описание слайда:

1. Объясните, какие существовали противоречия между странами-победительницами. Могли ли они быть разрешены в тех исторических условиях? 2. Сформулируйте цели создания Лиги Наций и попытайтесь предположить, при каких условиях деятельность этой организации могла быть продуктивной. 3. Правомерно ли говорить, что с созданием Лиги Наций международные отношения перешли на новый уровень? 4. В чем заключался «русский вопрос» на конференциях и почему он не был решен? 5. Была ли прочной Версальско-Вашингтонская система? Свое мнение обоснуйте.

№ слайда 6

Описание слайда:

Продолжите историческое утверждение: В итоге Парижской и Вашингтонской конференций установилось новое соотношение сил в мире, способное привести к... Германия, потерявшая некоторые из своих владений и вынужденная выплачивать огромную контрибуцию, могла... Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что... Попытку организовать конференцию на Принцевых островах можно расценивать как...

№ слайда 7

Описание слайда:

Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж высказался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран-победительниц: «Мандаты являются просто маскировкой для аннексий». Можно ли согласиться со столь откровенным утверждением? Чем вы могли бы подтвердить или опровергнуть это высказывание

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов