Послевоенная система международных договоров. План изучения новой темы
1. Перечислите основные требования стран-победительниц.
2. Какие послевоенные конференции решали вопросы мирного урегулирования международных отношений?
3. Какие страны больше всего выиграли от решений этих конференций, а какие проиграли?
4. Какие вопросы международных отношений не были решены?
5. Что такое Версальско-Вашингтонская система?
Определите, каким странам соответствуют цели мирного урегулирования после войны:
1. Раздел Германии на несколько слабых государств.
2. Возврат Эльзаса и Лотарингии. 3. Контроль над промышленным районом Рейна.
4. Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье.
5. Построение системы новых международных отношений и роль «морального руководителя» мира.
6. Сохранение единой Германии.
7. Раздел владений Османской империи.
8. Захват германских владений вне Европы.
Определите, на какой из конференций решались перечисленные проблемы :
1. Территориальные изменения в Европе и колониях.
2. Соотношение сил на Дальнем Востоке.
3. Новое положение Германии в послевоенном мире.
4. Создание международной организации - Лиги Наций.
5. Соотношение морских сил ведущих тихоокеанских держав.
6. Возвращение военнопленных и наказание военных преступников.
7. Решение русской проблемы.
1. Объясните, какие существовали противоречия между странами-победительницами. Могли ли они быть разрешены в тех исторических условиях?
2. Сформулируйте цели создания Лиги Наций и попытайтесь предположить, при каких условиях деятельность этой организации могла быть продуктивной.
3. Правомерно ли говорить, что с созданием Лиги Наций международные отношения перешли на новый уровень?
4. В чем заключался «русский вопрос» на конференциях и почему он не был решен?
5. Была ли прочной Версальско-Вашингтонская система? Свое мнение обоснуйте.
Продолжите историческое утверждение:
В итоге Парижской и Вашингтонской конференций установилось новое соотношение сил в мире, способное привести к...
Германия, потерявшая некоторые из своих владений и вынужденная выплачивать огромную контрибуцию, могла...
Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что...
Попытку организовать конференцию на Принцевых островах можно расценивать как...
Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж высказался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран-победительниц: «Мандаты являются просто маскировкой для аннексий».
Можно ли согласиться со столь откровенным утверждением? Чем вы могли бы подтвердить или опровергнуть это высказывание
Разделы: История и обществознание
Задачи урока:
- Раскрыть противоречия, возникшие в ходе подготовки и подписания Версальского договора;
- Показать противоречивость Версальско-Вашингтонской системы, зародыши каких конфликтов в международных отношениях таились в системе послевоенных договоров;
- Продолжить работу над формированием позитивного и критического мышления, умением находить выход из создавшейся обстановки, находить решения для стабильности в обществе.
- Продолжить формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, делать анализ исторических событий и выводы.
Основные проблемы:
1. Цели конференции. Противоречия между участниками конференции. Осложняло ли это обстановку, в которой проходила конференция?
2. Какие основные принципы лежали в основе новых послевоенных международных отношениях, и насколько прочной была созданная Версальско-Вашингтонская система?
3. Извлекли ли страны-участницы Первой мировой войны уроки из неё, судя по решениям послевоенных международных договоров?
Исторический календарь (см. Приложение)
12 ноября 1921 г. - 6 февраля 1922 г. - Вашингтонская мирная конференция; “Договор четырех держав”; “Договор пяти держав”; “Договор девяти держав”.
Вопросы и задания
Вопросы
Задание 1
Определите, используя документы, каким странам соответствуют цели мирного урегулирования после войны:
- Раздел Германии на несколько государств.
- Возврат Эльзаса и Лотарингии.
- Контроль над промышленным районом Рейна.
- Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье.
- Построение системы новых международных отношений и роль “морального руководителя мира”.
- Сохранение единой Германии.
- Раздел владений Османской империи.
- Захват германских владений вне Европы.
Задание 2.
Определите, используя документы, на какой из конференций решались перечисленные проблемы:
- Территориальные изменения в Европе и колониях.
- Соотношение сил на Дальнем Востоке.
- Новое положение Германии в послевоенном мире.
- Создание международной организации - Лиги Наций.
- Соотношение морских сил Тихоокеанских держав.
- Возвращение военнопленных и наказание военных преступников.
- Решение русской проблемы.
Задание 3.
Продолжите исторические утверждения:
- В итоге Парижской и Вашингтонской конференций установилось новое соотношение сил в мире, способное привести…
- Германия, потерявшая некоторые из своих владений и вынужденная выплачивать огромную контрибуцию. могла…
- Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что…
- Попытку организовать конференцию на Принцевых островах можно расценить как…
Задание 4.
- Объясните, какие существовали противоречия между странами-победительницами? Могли ли они быть разрешены в тех исторических условиях?
- Правомерно ли говорить, что с созданием Лиги наций международные отношения перешли на новый уровень?
- В чем заключался “русский вопрос” на конференциях и почему он был не решен?
Задание 5.
Анализ исторического утверждения:
1. Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд-Джордж высказывался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран-победительниц: “Мандаты являются просто маскировкой для аннексий”. Можно ли согласиться со столь откровенным утверждением? Чем вы могли бы подтвердить или опровергнуть это высказывание?
2. Т. Драйзер в своей книге “Америку стоит спасать” пишет: “И вот многострадальное человечество получает пустышку в виде Лиги Наций, которая объявляет войну “вне закона”. Потребовалось немало времени, чтобы выработать правила этой замечательной игры в прятки, но еще до того, как они были выработаны, повсюду начали возникать новые войны. С тех пор и до настоящего времени едва ли был хоть один день, когда бы где-нибудь не шла война.” Так ли это? Докажите или опровергните данное высказывание.
Задание 6.
Работа с картой “Мир после Первой мировой войны”.
Проследите территориальные изменения по решению конференций. Объясните, какие страны они устраивали и почему? Какие страны остались недовольны?
В заключение учащиеся высказывают точку зрения по основным проблемам.
Подведение итогов семинарского занятия.
Соглашение между Антантой и Германией было подписано в Компьенском лесу 11 ноября 1918 г. . Оно позволило начать процесс возвращения государств и народов к мирной жизни.
Франция требовала максимального ослабления Германии, вплоть до раздела страны на несколько зависимых от Парижа государств. Французы претендовали на возвращение Эльзаса и Лотарингии. Также выступали за установление контроля над промышленным районом в бассейне Рейна, а также нацеливались на германские колонии в Африке и турецкие владения в Восточном Средиземноморье.
Великобритания вместе с Францией стремилась к разделу Османской империи и захвату зависимых от Германии территорий вне Европы.
США претендовали на роль «морального руководителя» послевоенного мира. Они выступали против территориальных захватов(аннексий) и взыскания материального ущерба с побежденных стран Четверного союза (контрибуции).
Италия, Япония, Сербия, Бельгия, Румыния, Греция, Китай- преследовали свои национальные интересы, требуя, как правило, «округления» территории и компенсации потерь за счёт проигравших войну государств.
Парижская мирная конференция 1919 -1920 гг. Основные вопросы: решение территориальных проблем в Европе и колониях, возмещение понесенного ущерба, создание миротворческой организации- Лиги Наций, русская проблема, возвращение военнопленных и наказание военных преступников.
28 июня 1919 г. Состоялось подписание первого международного документа в серии договоров между победителями и побежденными.
Германия возвращала Франции Эльзас и Лотарингию, Бельгии- три небольших пограничных округа, Дании- Северный Шлезвиг, Литве- морской порт Мкмель, а богаты углем район Саара переходил под международный контроль на 15 лет. Вся германская часть левобережья Рейна и полоса правого береге шириной 50 км подлежали освобождению от войск и укреплений, т. е. демилитаризации. Германия признала независимость новых национальных государств. Польши, Чехословакии и Австрии. Германская сухопутная армия и флот подлежали значительному сокращению. Германия обязывалась выплачивать победившим державам огромные репарации в качестве возмещения ущерба от войны. Её колонии и зависимые территории были поделены между Великобританией, Францией(в Африке) и Японией (в Азии).
Вашингтонская мирная конференция 1921 -1922 гг. В её работе приняли участие делегации девяти стран: США, Великобритания, Франция, Япония и др. Советская Россия, крупнейшая тихоокеанская держава, не была приглашена на конференцию.
Главными итоговыми документами конференции явились договоры четырех, пяти и девяти держав. В договоре четырех держав Великобритания, Франция, США и Япония гарантировали другу неприкосновенность островных владений в бассейне Тихого океана. В договоре пяти держав, с участием Италии, запрещалось строительство крупнотоннажных военных судов и устанавливалось определенное соотношение морских сил ведущих тихоокеанских государств. В договоре девяти держав они обязывались уважать суверенитет и территориальную целостность Китая, которому под давлением американцев Япония возвращала полуостров Шаньдун, оккупированный её войсками во время Первой мировой войны.
План изучения новой темы
1. Цели стран-победительниц в послевоенном мирном урегулировании. 2. Парижская мирная конференция и ее решения. 3. Вашингтонская мирная конференция и ее решения. 4. Непрочность Версальско-Вашингтонской системы.
Основная проблема урока: какие основные принципы лежали в основе новых послевоенных международных отношений и был ли прочный мир на их основе?
Исторический календарь
18 января 1919 г. - 21 января 1920 г. - Парижская мирная конференция
12 ноября 1921 г. - 6 февраля 1922 г. - Вашингтонская мирная конференция
ВАРИАНТ I . Работа по вопросам.
Задание 1. Вопросы на проверку знания материала: 1. Перечислите основные требования стран-победительниц. 2. Какие послевоенные конференции решали вопросы мирного урегулирования международных отношений? 3. Какие страны больше всего выиграли от решений этих конференций, а какие проиграли? 4. Какие вопросы международных отношений не были решены? 5. Что такое Версальско-Вашингтонская система?
Задание 2. Определите, каким странам соответствуют цели мирного урегулирования после войны:
1. Раздел Германии на несколько слабых государств. 2. Возврат Эльзаса и Лотарингии. 3. Контроль над промышленным районом Рейна. 4. Германские колонии в Африке и турецкие владения в Средиземноморье. 5. Построение системы новых международных отношений и роль «морального руководителя» мира. 6. Сохранение единой Германии. 7. Раздел владений Османской империи. 8. Захват германских владений вне Европы.
Страны: 1. Великобритания. 2. Франция. 3. США.
Задание 3. Определите, на какой из конференций решались перечисленные проблемы:
1. Территориальные изменения в Европе и колониях. 2. Соотношение сил на Дальнем Востоке. 3. Новое положение Германии в послевоенном мире. 4. Создание международной организации - Лиги Наций. 5. Соотношение морских сил ведущих тихоокеанских держав. 6. Возвращение военнопленных и наказание военных преступников. 7. Решение русской проблемы.
Конференции: Парижская конференция, Вашингтонская конференция.
Задание 4. Анализ фактического материала:
1. Объясните, какие существовали противоречия между странами-победительницами. Могли ли они быть разрешены в тех исторических условиях? 2. Сформулируйте цели создания Лиги Наций и попытайтесь предположить, при каких условиях деятельность этой организации могла быть продуктивной. 3. Правомерно ли говорить, что с созданием Лиги Наций международные отношения перешли на новый уровень? 4. В чем заключался «русский вопрос» на конференциях и почему он не был решен? 5. Была ли прочной Версальско-Вашингтонская система? Свое мнение обоснуйте.
Задание 5. Продолжите историческое утверждение:
В итоге Парижской и Вашингтонской конференций установилось новое соотношение сил в мире, способное привести к...
Германия, потерявшая некоторые из своих владений и вынужденная выплачивать огромную контрибуцию, могла...
Версальско-Вашингтонская система не могла решить все спорные вопросы международных отношений, потому что...
Попытку организовать конференцию на Принцевых островах можно расценивать как...
Задание 6. Анализ исторического утверждения:
Премьер-министр Великобритании Дэвид Ллойд Джордж высказался по поводу мандатной системы, по которой бывшие колониальные владения передавались под опеку передовых стран-победительниц: «Мандаты являются просто маскировкой для аннексий».
Можно ли согласиться со столь откровенным утверждением? Чем вы могли бы подтвердить или опровергнуть это высказывание?
Задание 7. Работа с картой:
Проследите по карте «Мир после Первой мировой войны» территориальные изменения по решениям конференций. Объясните, какие страны они устраивали и почему. Какие страны оказались недовольными?
Задание 8. Работа с документом:
Прочитайте извлечение из «Версальского договора» и ответьте на вопросы. Какие моменты в настоящем документе могли вызвать будущие международные конфликты? По каким причинам эти моменты были допущены?
3адание 9. Творческие задания:
1. Составьте выступление от имени представителя любой из ведущих стран-победительниц с обоснованием принципов послевоенных международных отношений. 2. Составьте обращение от имени Лиги Наций к народам мира с объяснением целей этой организации. 3. Составьте воспоминания о конференциях от имени одного из участников (по выбору учащегося) с употреблением и объяснением исторических понятий: аннексия, контрибуция, демилитаризация, мандатная система, репарации.
ВАРИАНТ II. Работа по группам «Исторические шляпы».
Учащиеся в начале урока разбиваются на группы по 4-5 человек, и каждая группа получает от учителя шляпу определенного цвета: желтую, черную, белую, красную и синюю (учитель может раздать группам цветное изображение шляп, объяснив смысл каждого цвета и работу группы с ним).
Желтая шляпа - шляпа оптимиста.
Группа, получившая желтую шляпу, должна найти все положительные моменты в пройденной теме. Надо перечислить все вопросы мировой политики, которые были решены на конференциях после окончания Первой мировой войны, найти успехи в решении своих проблем для каждой страны (там, где они есть).
Черная шляпа - шляпа пессимиста.
Группа, получившая черную шляпу, должна найти все вопросы, которые не были решены на послевоенных конференциях, выделить все неудачи в международных отношениях для каждой страны, показать несправедливость решений конференций.
Белая шляпа - шляпа объективного наблюдателя.
Группа, получившая белую шляпу, должна найти и перечислить только конкретные факты по теме без оценок (какие конференции состоялись, их итоги).
Красная шляпа - шляпа эмоционального участника.
Группа, получившая красную шляпу, должна объяснить, какие эмоции и чувства испытывали страны-участницы конференций и почему, кто остался доволен новой системой международных отношений, а кто - нет.
Синяя шляпа - шляпа философа.
Группа, получившая синюю шляпу, должна подготовить рассуждения по вопросам: насколько прочной была созданная Версальско-Вашингтонская система международных отношений и правомерно ли говорить о прочных международных отношениях вообще, извлекли ли страны-участницы Первой мировой войны какие-либо уроки из нее, судя по решениям послевоенных международных конференций?
После обсуждения в группах (20 мин) каждая группа выступает со своим сообщением. Учащиеся других групп имеют право после сообщения дополнять, задавать вопросы, спорить с прозвучавшими утверждениями. Учитель регламентирует обсуждение выступления каждой группы и резюмирует его.
Домашнее задание. § 8.