Международные отношения 60 90 годы. Международные отношения во второй половине XX — начале XXI века

02.11.2019

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время мировое сообщество стоит перед дилеммой – нужно ему ядерное оружие или нет. Одни считают, что да. К ним можно отнести представителей тоталитарных режимов в Ираке, Северной Корее. Кроме того, имеется ядерное оружие в Индии и Пакистане. Здесь остро стоит проблема вокруг Кашмирского кризиса. С другой стороны, сторонниками частичного сохранения ядерных арсеналов являются США и Россия. Но здесь вопрос поставлен иначе. В отличие от вышеуказанных государств, в основание угла ставящих принцип агрессии, Россия и США пытаются остаться в числе «арбитров».

Есть и сторонники абсолютного уничтожения всех ядерных ракет. Это прежде всего узкие социальные группы, выступающие против угрозы «ядерной зимы» и вообще против всякого насилия. Они устраивают демонстрации и акции протеста.

Ядерное оружие с момента своего появления на земле представляло и представляет угрозу для существования человечества. Поэтому мировой общественности необходимо полностью уничтожить оставшиеся боеголовки, пока какой-нибудь авторитарный правитель не нажал в критическую минуту на ядерную кнопку. Чем это может обернуться, всем известно.

Вспомнить хотя бы Карибский кризис, аварию на Чернобыльской АЭС, Хиросиму и Нагасаки.

Огромную опасность представляют ядерные захоронения. Поэтому ученые многих стран пришли к выводу о целесообразности использования для этого Космоса. Имеется ввиду космический мусор. Это понятие вошло в обиход в последнее время. Но это дорогостоящее мероприятие. Поэтому к нему прибегают не часто. К тому же неизвестно, чем операция обернется в будущем.

Ядерное оружие, которое имеется у России и США, несмотря на сокращение последних лет, способно уничтожить не только 2 государства, но и все человечество. Это придает особый характер их взаимодействию, так как несмотря на прекращение «холодной войны», модель взаимного ядерного сдерживания в российско-американских отношениях продолжает действовать.

Объектом исследования данной работы являются 2 державы – СССР и США, предметом исследования – ядерное разоружение в 60-е годы.

Цель исследования – это прежде всего рассмотрение эволюции проблемы разоружения, которая приобрела после Карибского кризиса огромный масштаб.

Угроза ядерного уничтожения планеты оправдывает и объясняет тот факт, что государства замыкаются в своих территориях. Она также объясняет всемогущество понятия государственных интересов.

    Международные отношения в 60-е годы.

Основные направления международной политики 60-х годов определялись проблемами разоружения, запрещения атомного оружия и его испытаний, прекращения ряда региональных конфликтов и военных действий, происходивших в разных регионах, прежде всего в Индокитае и на Ближнем Востоке. На общее состояние отношений между странами оказывали определенное влияние факторы, связанные с техническим прогрессом, такие, как освоение космического пространства и развитие ядерных технологий, в том числе в военных целях.

60-е годы начались с переговоров в Женеве между СССР, США и Англией о прекращении испытаний ядерного оружия. Продолжавшиеся испытания все больше беспокоили мировую общественность, так как наносили страшный, а порой непоправимый вред окружающей среде. Это заставило ускорить поиск путей к их ограничению, а еще лучше к полному прекращению.

На рубеже 50–60-х годов и особенно в 60-е годы стали просматриваться позитивные сдвиги в переговорах между СССР и США. И в американской позиции наметились определенные изменения, и советское правительство стало проявлять большую гибкость.

Президент США Дж. Кеннеди, при котором начала осуществляться программа перевооружения, сумел подняться выше глобальных американских амбиций, что, в частности, показал и карибский кризис. Именно при нем дипломатические методы во внешнеполитической программе стали использоваться гораздо больше, чем раньше. Даже короткое пребывание Кеннеди в Белом доме позволяет заключить, что он понял необходимость поиска путей к установлению контактов с партнерами по разоружению.

Продолжавшиеся несколько лет переговоры между представителями СССР, США и Великобритании о прекращении испытаний ядерного оружия шли трудно. Против заключения такого соглашения по разным причинам выступали Франция и Китай. США и Англия не были готовы пойти на полное запрещение испытаний. Тем не менее, в начале 60-х годов участники переговоров медленно, шаг за шагом, с оглядкой, но все же двигались к расчистке завалов «холодной войны». В ноябре 1962 г. XVII сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию с призывом к ядерным державам прекратить не позднее 1 января 1968 г. испытания ядерного оружия, независимо от хода переговоров в Женеве.

К лету 1963 г. стало окончательно ясно, что западные страны не пойдут на полное запрещение испытаний ядерного оружия. В этих условиях советское правительство решило выделить из проекта договора те вопросы, по которым можно прийти к общему мнению. 2 июля 1963 г. оно предложило заключить соглашение о запрещении испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космическом пространстве и под водой – на основе использования национальных средств контроля. Переговоры трех держав начались 15 июля 1963 г. в Москве и закончились 5 августа парафированием предложенного советской стороной текста Договора. В нем говорилось, что СССР, Великобритания и США обязались не проводить любые испытания ядерного оружия и ядерные взрывы в трех сферах, и выражалась надежда на достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении под международным контролем и прекращении всех ядерных испытаний, включая и подземные. Московский договор вступил в силу после ратификации 10 октября 1963 г. Он был открыт для подписания всеми странами.

Хотя Договор не запрещал всех испытаний, но он показал, что при взаимном желании можно добиться соглашений, приемлемых для всех.

Первые годы шестого десятилетия были противоречивыми. С одной стороны – заключение Московского договора, первый полет человека в космос, с другой – высадка кубинских контрреволюционеров на Плайя-Хирон и международный политический кризис в районе Карибского моря, который поставил человечество перед реальной угрозой войны.

Советский Союз продолжал разрабатывать меры по разоружению и заключению Договора о нераспространении ядерного оружия. Дело в том, что число ядерных держав увеличивалось, а следовательно, и возрастала угроза применения ядерного оружия. В 60-е годы шли переговоры о сокращении обычных вооружений. Появилась и новая проблема, связанная с освоением космического пространства. Главным в ней был вопрос о запрещении использования космического пространства в военных целях и вывода в космос ядерного оружия. СССР и другие социалистические страны принимали меры к тому, чтобы не допустить появления атомного оружия у ФРГ и Японии.

Советский Союз поднимал эти вопросы на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Последовательная борьба СССР, других социалистических стран привела к отказу от создания ядерных сил с участием в них ФРГ.

Наращивание ядерных арсеналов и возрастание разрушительной силы новых видов ядерного оружия не могло не беспокоить наиболее дальновидных политиков и специалистов. Поэтому проходившие в 60-е годы переговоры приковывали к себе внимание мировой общественности. К середине этого десятилетия ядерные реакторы исследовательского типа действовали в 38 странах. Помимо ядерных держав, реакторами, производящими плутоний, в 1968 г. обладали 13 государств.

Генеральная Ассамблея ООН призывала своих членов принимать необходимые шаги для быстрейшей подготовки договора, который явился бы звеном в цепи всеобщего и полного разоружения.

В резолюции ее XX сессии поручалось Комитету 18 государств в срочном порядке рассмотреть вопрос о нераспространении ядерного оружия.

В этом отношении большое значение имело объявление отдельных регионов безъядерными зонами. Так, ОАЕ летом 1964 г. на конференции в Каире приняла специальную декларацию, в которой безъядерной зоной объявлялась Африка.

Под влиянием мировых событий менялись настроения людей, занимавших важные посты в своих странах. Такие изменения во второй половине 60-х годов можно было заметить в правящих кругах Англии, США и ряда других стран. Во Франции укреплялось мнение о том, что в рамках ООН необходимо разработать документ о нераспространении ядерного оружия.

Таким образом, можно прийти к заключению о том, что во второй половине 60- х годов мнение о необходимости запретить распространение ядерного оружия становилось всеобщим.

Рассмотрим подробно 2 основных документа 60-х годов- Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой и Договор о нераспростанении ядерного оружия, а также предысторию их возникновения.

2. Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

История богата примерами того, что политика упрямого отстаивания старого, отжившего, которую американские профессора вежливо называют «неспособностью приноровиться к быстроизменяющемуся миру», в конечном счете всегда кончались банкротством, а политика диктата, как правило, - войной. Более того, отчет мировых и локальных войн показал, что силы агрессии и в современных условиях не могут одержать устойчивую победу. Их ждет поражение. По словам одного из американских публицистов, нет оснований полагать, что история сделает для США хоть малейшее исключение.

Соглашения в области разоружения затрагивают важнейшие факторы обеспечения безопасности большинства государств. Поэтому нарушение условий соглашения каким-либо государством-участником неизбежно поставит под угрозу безопасность других участников. Кроме того, в области разоружения нельзя исключить и возможность скрытых нарушений, особенно если учитывать стремление империалистических кругов к достижению военного превосходства и навязыванию своей воли народам с помощью военной силы. Отсюда вытекает необходимость разработки в ходе переговоров по вопросам разоружения системы таких положений, которые обеспечивали бы в каждом конкретном случае эффективное выполнение соответствующих соглашений.

Задача эта может быть решена лишь комплексно – при соблюдении целого ряда условий. Первоочередное значение с точки зрения обеспечения действительности того или иного соглашения имеет то, в какой мере его положение – не только на момент заключения, но и в дальнейшем, соответствует основополагающему принципу разоружения, предусматривающему нанесение ущерба безопасности сторон.

Контроль в процессе разоружения, т.е. предоставление и получение соответствующей информации о ВС, вооружениях, экономической деятельности и т.д., не является самоцелью. Его назначение состоит в том, чтобы содействовать обеспечению уверенности государств в соблюдении того или иного соглашения всеми его участниками. Контроль является лишь одним средством, хотя и весьма важным, обеспечения действенности соглашений. Более того, контроль не является абсолютно необходимым элементом любого соглашения об ограничении вооружения. Для некоторых мер в этой области создание системы контроля не обязательно. Трудно представить себе контроль за выполнением соглашения о неприменении ядерного оружия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Кафедра истории

Контрольная работа

по дисциплине: История

Россия в системе международных отношений в 60-90-е годы XIX века

1. Борьба России за отмену условий Парижского договора 1856 г. Восточный кризис. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

2. Присоединение к России Средней Азии. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски

Список литературы

Приложение 1

1. Борьба России за отмену условий Парижского договора 1856 г. Восточный кризис. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Ход развернувшейся в 1853 г. Крымской войны сложился не в пользу России. В первую очередь Россия стремилась обезопасить южные границы, обеспечить свое влияние на Балканах и установить контроль над черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, что было важно и с военной, и с экономической точек зрения. Николай I, осознавая себя великим православным монархом, стремился продолжать дело освобождения православных народов, находящихся под властью Османской Турции. Сторонники султана, Британская и Французская империи говорили о «русской деспотии», но главной целью всех участвующих стран в составе коалиции против России была: разгром и максимальное ослабление России.

К концу 1855 г. силы всех участников были истощены. Но возникала вероятность выступления на стороне противников Австрии и Пруссии. Мир был необходим всем и России в первую очередь. Вступивший в этом же году на российский престол император Александр II принял решение прекратить войну.

18 марта 1856 г. В Париже семь стран: Россия, Великобритания, Франция, Австрия, Турция, Пруссия и Сардинское королевство подписали Парижский мирный договор, подводивший итоги всей войны.

Условия договора, как и ожидалось, оказались для России неблагоприятными, однако не фатальными. По нему Россия возвращала Турции крепость Карс в обмен на Севастополь и другие занятые города Крыма. Черное море объявлялось нейтральным, России и Турции запрещалось иметь там свои военные флоты. Провозглашалась свобода плавания по Дунаю.

Во время правления Николая I дипломатия России находилась в плену идеологического тезиса, часто противоречившего государственным интересам. Проводившийся им и его ближайшими соратниками по иностранным делам курс на мировой арене закончился международной изоляцией и военными поражением.

После Крымской войны надлежало на новых основаниях строить всю внешнеполитическую систему. Требовалось выждать время и собраться с силами прежде, чем восстанавливать ущемленные Парижским договором международные права империи.

Александр II назначил на пост министра иностранных дел А.М. Горчакова. Его курс заключался в использовании противоречий между европейскими державами с тем, чтобы не допустить превосходства ни одной из них и обеспечить России постоянную поддержку в борьбе за отмену ограничительных условий Парижского мира.

В конце 50-х гг. представился случай разрушить антирусскую солидарность. При обострении противоречий между Франции и Австрией за господство в Италии, Россия вновь заявила о себе как о мировой державе, поддержав Париж. Наполеон III оказал дружеский прием российскому императору. Признаки доброжелательного отношения к России французский император и его правительство стали проявлять сразу же после заключения мирного договора. Но, не смотря на это, Париж отказывался в любой форме пересматривать статьи договора. И так же между странами оставались разногласия относительно Польши.

Александр II изменил политику в отношении польского края, центральное правительство и император шли на уступки для жителей и Варшавы. Однако результатом этого стало лишь усиление антирусской деятельности лидерами польских общественных групп. Идея всемирного ослабления России, становившаяся явью при осуществлении польской независимости, нашла сторонников в Англии и Франции.

Глава прусского правительства О. Бисмарк говорил о двух путях развития польского вопроса: о подавление восстаний вместе с Россией, как о положительном, или об ухудшении положения и германизации Польши. Польские восстания, происходившие в разное время с 1861 г. по май 1864 г. были подавлены. Англия, Франция и Австрия не раз обращались к России с требованиями провести международную конференцию. В депеше иностранным правительствам А.М. Горчаков писал, что Россия не вмешивается в дела других государств, не допустит иностранного вмешательства в свои внутренние дела.

Польские события в огромной степени сказались на дальнейшем курсе русской внешней политики. Надолго исчезло желание устанавливать дружеские отношения с Францией и Англией. Однако появился новый союзник - Пруссия. В 1863 г. между Берлином и Петербургом была заключена военная конвенция, в соответствии с которой Пруссия обязалась преследовать мятежников по свою сторону границы и выдавать их России, что и соблюдалось прусскими властями. Россия поддерживала объединение германских земель.

С поддержкой России Пруссия провела удачные военные захваты, ее позиция укреплялась. В 1870 г. во франко-прусской войне наполеоновская Франция была сокрушена, это дало России возможность заявить о сложении с себя обязательств по Парижскому мирному договору. Горчаков уведомил об этом иностранные державы, в том числе и Турцию, и сообщил о том, что Россия приступает к постройке военных судов.

В 1871 г. состоялась конференция в Лондоне, официально отменившая запреты для России на черноморском побережье.

Восточный кризис. В середине 70-х гг. XIX в. Турецкое правительство по-прежнему проводило политику экономического и политического давления на христианские народы Балканского полуострова. В свою очередь в Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговине крепло национально-освободительное движение славянских народов против османского ига. Весной 1875 г. на Балканах вспыхнуло народное восстание, грозящее перерасти в международный кризис. Россия, не готовая к войне, совместно с Германией и Австро-Венгрией пытались разрешить конфликт мирным путем, и склонить Турцию к уступкам славянскому населению, но успеха это не дало.

В апреле 1876 г. новое восстание в Болгарии было жестоко подавлено Турцией. Неравную войну с Турцией начинают Сербия и Черногория. Сербская армия терпела поражение и сложилась угроза потери Белграда. В этих условиях Россия в ультимативной форме потребовала от Турции прекращения военных действий. Созыв международной конференции в 1876 г. не дал результатов, Турция, уверенная в поддержке Англии оказалась принимать выдвинутые условия. Следующий предложенный в 1877 г. Лондонский протокол так же, был, отвергнут Турцией и расценен ею как вмешательство в свои внутренние дела. Война стала неизбежной.

Русско - турецкая война 1877 -1878 гг. (Приложение 1)

Новость об объявление войны Турции вызвало большое одобрение и патриотический подъем среди русского населения. Многие добровольцы хотели давно поддержать славянское население.

План военных действий был разработанный генералом Н.Н. Обручевым и военным министром Д.А. Милютиным, предполагал развитие военных действий по двум направлениям: Балканы и Закавказье. Командующим русской армией, действующей на Балканах, был назначен брат царя великий князь Николай Николаевич (Старший), а на Кавказе - младший брат царя великий князь Михаил Николаевич. Стоит отметить, что сам царь Александр II провел в армии семь месяцев, сильно подорвал здоровье, и согласился вернуться в Петербург только тогда, когда стал намечаться победоносный исход военной кампании.

Соотношение сил противников складывалось в пользу России, военные реформы начали давать свои положительные результаты. На левом берегу Дуная в начале июня сосредоточились русские войска в количестве около 185 тыс. человек. Силы турецкой армии под командованием Абдул-Керим-Надир-паши составляли около 200 тыс. человек, из которых около половины составляли гарнизоны крепостей, что оставляло 100 тыс. для операционной армии.

На Кавказе русская Кавказская армия имела около 150 тыс. человек при 372 орудиях, турецкая армия Мухтар-паши -- около 70 тыс. человек при 200 орудиях.

По боевой подготовке российская армия превосходила противника, но уступала ему в качестве вооружения (турецкие войска были вооружены новейшими английскими и американскими винтовками).

В ночь на 15 июня 1877 г. русские соединения форсировали Дунай (в районе Зимницы-Систова). Преодолев Дунай, русская армия начала наступление в трех направлениях: западный отряд (35 тыс. человек) под командованием Н.П. Криденера, захватив крепость Никополь, двинулся на Плевну. Восточный отряд (45 тыс. человке) под командованием наследника престола Александра Александровича шел на Рущук. Для наступления через Балканский хребет был выделен передовой отряд генерала И.В. Гурко (12 тыс. человек).

25 июня передовой отряд занял Тырново. Северная Болгария почти вся была очищена от турок. В центре на южном направлении отряд Гурко вместе с Радецким комбинированным ударом выбил турок с Шипкинского перевала и начал движение в Южную Болгарию. Но армия турецкого командующего Сулейман-паши (38 тыс. человек) решила овладеть этой важной высотой, чтобы затем вытеснить русских из Северной Болгарии. Перевал оборонял русский отряд под командованием генерала Н.Г, Столерова с отрядом в 5 тыс. человек. В течение трех суток этот небольшой русско-болгарский отряд мужественно удерживал Шипку до подхода бригады Радецкого и дивизии Драгомирова. Героическая оборона Шипки нарушила турецкие планы: важнейший стратегический пункт остался под контролем русской армии.

С июля по ноябрь 1877 г. с небольшими перерывами развернулись наиболее кровопролитные сражения по западному направлению в районе болгарского города Плевна.

Крупный турецкий отряд под командованием талантливого турецкого полководца Османа-паши раньше русских сумел подойти к хорошо укрепленной Плевне. Русская армия предпринимала неоднократные контратаки, пытаясь овладеть этим важным стратегическим пунктом. Прибывший под Плевну крупнейший авторитет в русской армии по инженерным вопросам Э.И. Тотлебен (один из героев обороны Севастополя в годы Крымской войны) и Д.А. Милютин настояли на изменении тактики. Русские войска перешли к осаде Плевны. Одновременно русская армия ликвидировала все турецкие укрепления вокруг города, которые штурмовались одно за другим.

28 ноября 1877 г. 50-тысячная турецкая армия, испытывавшие недостаток в продовольствии, после неудачной попытки прорвать блокаду, сдалась в плен.

Успехи под Плевной коренным образом изменили ход войны. Была ликвидирована возможность удара по флангу русской армии, высвободились крупные части, которые могли теперь перейти в наступление на главном направлении.

В октябре - ноябре 1877 г. на Кавказском направлении ночным штурмом (после осады) была взята прекрасно защищенная, считавшаяся неприступной крепость Карс. Еще раньше от турок была очищена территория Абхазии.

23 декабря 1877 г. русская армия освободила Софию. 3-4 января турецкая армия потерпела сокрушительное поражение под Филиппополем.

До столицы Турецкой империи оставалось менее ста километров. Но западные страны не могли допустить полного разгрома Турции. Англия и Австро-Венгрия заняли позицию угрожающую войной. Александр II не пошел на провоцирование новой войны и не ввел войска в турецкую столицу.

Успехи русской армии на Балканах вынудили турецкое правительство обратиться с предложением начать переговоры и 19 января 1878 г. в Андрианополе было подписано перемирие.

19 февраля 1877 г. в Сан-Стефано был подписан мирный договор между Россией и Турцией. Согласно которому России возвращается часть Бессарабии, потерянная в Крымской войне, и присоединялась Карсская область на Кавказе. Турция признает независимость славянских государств на Балканах и выплачивала контрибуцию в размере 310 млн. руб. А так же Черногория, Сербия и Румыния получали полную независимость, автономными становились Босния и Герцеговина.

Однако решения, принятые в Сан-Стефано не устраивали Англию и Австро-Венгрию. По настоянию этих стран Россия, которая не была в состоянии вести новую войну с сильными европейскими государствами, согласилась на созыв международного конгресса в Берлине, где мирный договор был пересмотрен.

Новый Берлинской трактат 1878 г. существенно ущемлял интересы России и славянских стран. Англия, Австро-Венгрия, Франция и Италия выступили единым фронтом против России. Западные страны не хотели укрепления России и создания сильного Болгарского государства, где престиж и влияние России был очень высок. На Берлинском конгрессе германский канцлер хоть и уверял, что сохраняет нейтралитет, на самом деле занял антирусскую позицию. России пришлось пойти на уступки.

Хотя независимость Румынии, Сербии и Черногории подтверждалась, Болгария оказалась разделенной на две части (границей ее являлись Балканы). Северное Болгарское княжество получало автономию, а южная часть, так называемая Восточная Румелия, оставалась под властью Турции (формально автономная турецкая провинция с губернатором-христианином). В то же время Босния и Герцеговина оказались в зоне оккупации Австро-Венгрии. На Кавказе за Россией оставались Карс и Ардаган, Батум становился портом, свободным для торговли.

Важные статьи Берлинского трактата не были выполнены. В частности Турция не провела административную и судебную реформы, которые должны были уравнять в правах христиан и мусульман.

За свою помощь Турции Англия, заключившая тайное соглашение с султаном, получала Кипр.

Решения Берлинского конгресса были восприняты в России как поражение русской дипломатии. Однако результаты русско-турецкой войны сыграли важнейшую роль в национальном освобождении славянских государств на Балканах, развитии там капиталистических отношений, консолидации национальных сил. Вместе с тем итоги конгресса привели к заметному охлаждению русско-австрийских и русско-германских отношений, что впоследствии привело к изменению расстановки сил на европейской арене.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. показала самоотверженность России, ее способность прийти на помощь, руководствуясь не имперскими интересами, а высокими нравственными стремлениями и желанием помочь гибнущим от жестокости и несправедливости. Ни одна другая европейская держава на протяжении всего XIX в. не смогла предпринять нечто подобное.

2. Присоединение к России Средней Азии. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски

Александр II продолжал политику территориального расширения государства. Последними в состав империи вошли обширные и малонаселенные территории, расположенные к востоку от Каспийского моря.

В степях и на севере Средний Азии с давних пор жили русский люди, выстраивали города-крепости, такие как Омск и Семипалатинск. Вожди кочевых племен защищали границы империи, а к середине XIX в. большая часть современного Казахстана уже входила в состав России. Но на южных землях, в районе Аральского моря и югу от него, вдоль рек Амударья и Сырдарья, существовало три государства, враждебно настроенных по отношению к России.

Средняя Азия интересовала Россию как рынок сбыта промышленной продукции, и как сырьевая база. Торговые связи со Средней Азией, выгодные для российской экономики, осложнялись из-за постоянных междоусобных конфликтов в этом регионе. Так же английская дипломатия воздействовала на располагавшиеся там государства, с целью настроить их против России. Стратегическое значение Средней Азии определялось и тем, что она открывала дороги на Иран, Афганистан, Китай и Индию.

Правители ближайшего к границам России Кокандского ханство, постоянно вели кровавые войны со своими соседями и регулярно нападали на русское население, русских купцов и военные укрепления, подвергая их разорению. Население уводилось в плен, торговля русскими рабами являлась прибыльным делом для ханов.

В 1864 г. терпение Александра II лопнуло, и он отправляет русский отряд для прекращения разбойных нападений.

Весной 1865 г. отряды полковников Черняева и Веревкина начали решительное наступление на среднеазиатские ханства. К 1866 г. русские войска заняли все районы Кокандского ханства, штурмом был взят крупнейший город Средней Азии Ташкент. В дальнейшем на этой территории было учреждено Туркестанское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте.

Вторым государством Средней Азии был Бухарский эмир. Оно хоть и враждовало с Кокандом на протяжении многих лет, но вмешалось в войну и решило оказать ему всяческую поддержку. Следствием этого стал переброс российских войск на бухарские владения. Русские войска овладели несколькими бухарскими городами, в том числе священным для них городом - Самаркандом. Бухарский эмир потерпел поражение, и в 1868 г. подписал унизительный договор. Согласно его условиям, все территории, завоеванные русской армией переходили к России, а на остальных сохранялась власть эмира, который теперь обязан был повиноваться императору. Кроме этого, эмир взял обязательство освободить всех невольников и прекратить торговлю людьми.

После присоединения Кокандского и Бухарского ханств, на Средней Азии осталось еще одно крупное ханство - Хива. В феврале 1873 г. русские войска начали поход на Хивинское ханство, и в мае столица Хивы была окружена и капитулирована. В августе хивинский хан подписал мирный договор и признал вассальную зависимость от России. К ней так же переходили земли по весь правый берег Амударьи. Ханство обязывалось запретить своим подданным совершать набеги на соседей, разрешить свободу торговли русским купцам, навсегда отменить рабство и торговля людьми.

Присоединение Средней Азии к России имело огромное значение для народов, населявших этот район. Россия проявила великодушие и сохранила два государства - Бухарское и Хивинское ханства, вошедшие в состав России на правах автономных образований. Внутренний уклад жизни людей, их традиции и религия не подверглись притеснениям.

Дальневосточная политика России. Территория Дальнего Востока, богатая своими природными ресурсами, привлекало внимание Западноевропейских стран и США. В годы Крымской войны это привело к прямому военному конфликту с Англией, пытавшейся захватить Петропавловск. Возникла необходимость четкого определения границ Китая и России, которые во многом были к этому времени еще не определены. В период с 1858 г по 1860 г. были подписаны несколько договоров, определяющие границы Китая. По последнему (Пекинский договор) территории Приморья и Приамурья отходили России. Дальневосточная политика России была связана с колонизацией этого края и развитием русско-китайской торговли, она не имела агрессивного характера, а заключавшиеся договоры не навязывались военной силой и были добровольными.

В отношениях с Японией существовала проблема "неразделенного" совместного владения Сахалином по Симодскому договору 1855 г. Япония активно заселяла Сахалин.

25 апреля 1875 г. Россия и Япония подписали в Петербурге договор о передаче Японии Курильских островов взамен японской части Сахалина.

Русская колонизация Дальнего Востока шла медленно. Этот регион с точки зрения правительства занимал периферийное положение как в географическом, так и в стратегическом плане. Внешнеполитическая активность здесь была низкой, численность войск незначительной. Строительство Сибирской железнодорожной магистрали началось только в 1891 г. дальневосточный россия турецкий аляска

Продажа Аляски. Дальний Восток привлекал все большее внимание Японии, Англии и США. Английские и американские промышленники, и торговцы проникали в русские владения в Северо-Восточной Азии и на Аляске. Эксплуатация природных богатств Аляски приносила России лишь убытки. Русско-Американская компания не имела достаточно средств, для хозяйственного освоения территории в 1,5 млн. кв. км, которая к тому же была под угрозой аннексии со стороны Англии.

Впервые с предложением о продаже Аляски выступил генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Муравьев-Амурский еще в 1853 году, до начала Крымской войны. Формально, следующее предложение о продаже исходило от российского посланника в Вашингтоне барона Эдуарда Стекля, но инициатором сделки на этот раз был великий князь Константин Николаевич (младший брат Александра II), впервые озвучивший это предложение весной 1857 года в специальном письме министру иностранных дел А.М. Горчакову. Горчаков поддержал предложение. Позиция МИДа сводилась к изучению вопроса, и было решено отложить его реализацию до истечения срока привилегий РАК в 1862 году. А затем вопрос временно стал неактуальным в связи с Гражданской войной в США.

16 декабря 1866 года состоялось специальное совещание, на котором присутствовали Александр II, великий князь Константин, министры финансов и морского министерства и российский посланник в Вашингтоне барон Эдуард Стекль. Все участники одобрили идею продажи. 22 декабря 1866 г. Александр II утвердил границу территории.

8 марта 1867 года президент Джонсон подписал официальные полномочия Сьюарду, почти сразу же состоялись переговоры государственного секретаря со Стеклем, в ходе которых в общих чертах был согласован проект договора о покупке русских владений в Америке за 7 миллионов долларов.

30 марта 1867 года в Вашингтоне. Договор был подписан на английском и французском языках («дипломатические» языки), официального текста договора на русском языке не существует, также остается неясным, как могла пройти эта сделка без одобрения Российского сената и Государственного совета.

Общий размер проданной сухопутной территории составил около 1 519 000І, следовательно, за квадратный километр было уплачено по 4 доллара 73 цента, то есть - по 1,9 цента за акр. Вместе с территорией Соединенным Штатам передавалось все недвижимое имущество, все колониальные архивы, официальные и исторические документы, относящиеся к передаваемым территориям.

18 октября 1867 года в 3:30 пополудни Аляска официально была передана США. Со стороны России протокол о передаче подписал специальный правительственный комиссар, капитан 2-го ранга А.А. Пещуров. Церемония передачи состоялась в Новоархангельске, на борту американского военного шлюпа.

Список используемой литературы.

1. История России: В 2 т. Т. 2: с начала 19 в. до начала 21 в./А.Н. Сахаров, Л.Е. Морозова, М.А. Рахматуллин и др.; Под редакцией А.Н. Сахарова. - М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008.

2. Всемирная история: учебник для студентов вузов/под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - 3-е изд., - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

3. История России: учеб. Пособие/М.Н. Зуев - 2-е изд., - М.: Издательство Юрайт, 2011.

4. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. - СПб.: Питер, 2012.

Приложение 1. Карта Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Присоединение средней Азии к России. Европейское направление во внешней политике России. Создание военно-политических блоков. Обострение русско-автрийских противоречий на Балканах. Военные действия русской армии. Причины поражения в Крымской войне.

    реферат , добавлен 19.09.2013

    Изучение периода с 1856 по 1871 гг. во внешней политике России и освещение ключевых моментов данной проблемы в исторической науке. Международные отношения в данный период. Основные этапы борьбы России за отмену ограничительных статей Парижского трактата.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2013

    Основные направления Дальневосточной политики России в конце XIX века и ее результаты. Внешнеполитическая доктрина Витте. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Причины Русско-японской войны, ход военных действий, итоги и последствия.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2009

    Внешняя политика России в XIX в. носила сложный неоднозначный характер. Присоединение к Российской империи Казахстана и Средней Азии. Участие оренбуржцев в Отечественной войне 1812г. и освобождении славянских народов в Русско-Турецкой войне 1877-1878 гг.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2011

    Исследование основных направлений внешней политики России в начале XX века. Активность на Дальнем Востоке. Изучение характера русско-японской войны 1904-1905 годов. Ход военных действий. Причины и последствия поражения России в русско-японской войне.

    презентация , добавлен 02.04.2017

    Обострение внешнеполитических отношений России с Османской империей. Предпосылки и ход военных действий в русско-турецкой войне. История разделов Речи Посполитой. Влияние французской революции на Россию. Характеристика внешней политики императора Павла I.

    реферат , добавлен 19.01.2010

    Эволюция возникновения и развития внешнеполитических, военных и экономических отношений России со Швецией. Основные направления, структура и особенности русско-шведских торговых отношений в середине XVI-XVII вв.: импорт и экспорт; причины противоречий.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2012

    Особенности развития России в XIX веке. Переход к политической реакции. Социально-политический строй. Экономическое развитие России во второй половине ХIХ в. Внешняя политика в 70–90-е годы. Военные проникновения в Среднюю Азию, ее присоединение к России.

    реферат , добавлен 23.12.2009

    Присоединение Восточной Грузии к России и русско-иранская война. Попытка Турции вернуть утраченные Грузию и Крым. Подписание мирного договора в Бухаресте. Военные действия России против горцев. Русско-турецкая война и Сан-Стефанский мирный договор.

    презентация , добавлен 09.10.2011

    Письменная дипломатия как часть обрядовой стороны отношений России и Англии конца XVI- начала XVII века. Причины развития торгово-экономических отношений между Россией и Англией. Влияние Англии на развитие медицины в России XVI - начала XVII века.

3.1.Разрядка в Европе. Общеевропейский процесс в 70-е гг. В конце 60-х гг. международные отношения в Европе ха­рактеризовались поисками путей различных государств к ослаблению напряженности. Силовая политика в ус­ловиях военно-стратегического паритета оказалась бес­перспективной. В реалистических правящих кругах и пра­вительствах Запада стала пробивать себе дорогу идея переговоров.

Инициатива созыва совещания европейских государств для обсуждения мер, обеспечивающих коллективную безопасность в Европе, принадлежала Советскому Союзу и другим социалистическим странам. Но эти предложения носили в значительной мере пропагандистский характер и не меняли общего конфронтационного курса советского руководства. Проявлением этого курса стал неоправдан­ный ввод войск пяти стран - членов ОВД в Чехословакию в 1968 г., что на некоторое время приостановило процесс разрядки. Тем не менее тенденция к сотрудничеству евро­пейских государств в обеспечении мира и безопасности продолжала действовать.

В марте 1969 г. страны ОВД приняли обращение ко всем государствам Европы с призывом приступить к прак­тической подготовке общеевропейского совещания. Эту идею поддерживали нейтральные страны Западной Евро­пы. Особенно важную роль сыграла Финляндия, прави­тельство которой в мае 1969 г. предложило европейским странам, США и Канаде свои услуги в организации созы­ва совещания. Начались межгосударственные консуль­тации, открывшие новое явление в международной жиз­ни - общеевропейский процесс.

На основе позитивных сдвигов в отношениях между СССР и США, а также между Советским Союзом и стра­нами Западной Европы начались консультации предвари­тельного характера, в результате которых 30 июля в Хель­синки на уровне глав правительств началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, а 1 августа 1975 г. состоялась торжественная церемония подписания Заключительного акта Совещания.

Заключительный акт не являлся договорным докумен­том, но он имел большое морально-политическое значе­ние, ибо вводил в международные отношения новые про­грессивные нормы.

Заключительный акт предполагал непрерывность про­цесса встреч и переговоров в рамках общеевропейского, или хельсинкского, процесса.

3.2.Обострение международной напряженности в первой половине 80-х гг. На рубеже 70-80-х гг. вновь произо­шел поворот к конфронтации между СССР и США. При­чины такого хода международных событий были многооб­разными.

Так, энергетический и сырьевой кризисы 70-х гг. ос­ложнили отношения между большой группой стран «треть­его мира» и развитыми капиталистическими странами. В мире продолжались процессы революционного обновле­ния. Образование в 1975 г. революционно-демократиче­ских правительств в бывших португальских колониях Анголе и Мозамбике, революция в Эфиопии в 1974 г., ре­волюция а Афганистане в 1978 г., свержение сомосовского режима в Никарагуа в 1979 г., происшедшая в том же году антишахская революция в Иране - все эти события рассматривались правящими кругами США как пораже­ния, а представителями ультраправых сил истолковыва­лись как следствие «слабости» или «некомпетентности» правительства, а то и «происки Москвы».

Поворот к конфронтации в международных отношени­ях на рубеже 70-80-х гг. был обусловлен и рядом внеш­неполитических акций Советского Союза, прямо противо­речащих положениям Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, в частности размещение в странах ОВД новых советских ракет сред­ней дальности. Особое возмущение мирового обществен­ного мнения вызвали ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. и объявленное в декабре 1981 г. военное положение в Польше. Была развернута ожесточенная ан­тисоветская кампания. Под ее аккомпанемент началась новая фаза гонки вооружений, в которой участвовали оба военных блока.

Возвращение к конфронтации и военно-силовой рито­рике в первой половине 80-х гг. в отношениях между дву­мя великими державами в немалой степени объяснялось и тем, что обе стороны оказались неспособными оценить меняющуюся международную ситуацию и адаптировать­ся к новым требованиям международной жизни, которые все больше определялись процессами взаимозависимости государств и цельностью судеб мира. Взаимоотношения двух систем продолжали трактоваться как их полярное противостояние.

3.3Международные и региональные конфликты в 70- 90-е гг. В 70-е гг. конфликтность в межгосударственных отношениях на Европейском континенте снизилась. Одна­ко это вовсе не означало распространения разрядки на все регионы, особенно на развивающиеся страны, где для возникновения локальных конфликтов сохранялось немало причин. Политика великих держав также не раз вызыва­ла конфликты в различных регионах планеты.

Ближневосточные конфликты. По-прежнему в 70- 90-е гг. нерешенность палестинской проблемы и кон­фликт Израиля с арабскими соседями создавали угрозу миру и безопасности в районе Ближнего Востока. Лишь в конце 90-х гг. было достигнуто соглашение о предостав­лении палестинцам ограниченной автономии, однако про­блема урегулирования ближневосточного кризиса еще да­лека от справедливого решения.

Ирано-иракская война (1980-1988) и агрессия Ира­ка против Кувейта в 1990-1991 гг. завязали на долгое время узел международных конфликтов вокруг Ирака, вовлекших в свою орбиту ООН, НАТО, США, Россию и другие страны.

Индийско-пакистанская война 1971 г. была связана с индо-пакистанскими противоречиями и внутриполити­ческим кризисом в Западном и Восточном Пакистане. Война и внутрипакистанский конфликт закончились по­ражением Пакистана и образованием суверенной Бангла­деш.

Другие региональные конфликты 70-90-х гг . Зоной перманентных конфликтов стала Африка, где на почве территориальных, экономических, этнических, религиоз­ных и племенных противоречий возникали междоусоби­цы, войны и этнические чистки.

Другие региональные конфликты возникали между европейскими странами и в других регионах (греко-турец­кий конфликт на Кипре, столкновение интересов Испа­нии и Англии вокруг Гибралтара, аргентино-британ ский конфликт из-за Фолклендских островов и др.).

Немало конфликтов внутри государств и межгосу­дарственного характера было вызвано ростом национализ­ма и религиозного фундаментализма на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Ряд конфликтов возникал в связи с грубым вмешатель­ством США во внутренние дела малых государств (втор­жение в Гренаду в 1983 г., бомбардировка Ливии, угрозы Ираку и пр.). Эти и многие другие региональные кон­фликты трудноразрешимы, ибо отсутствуют механизмы их предотвращения и решения, а нередко и чувство ответ­ственности за содеянное у их инициаторов.

3.4.Проблема разоружения. В течение всех послевоенных десятилетий гонка вооружений в двухполюсном мире проходила по простой схеме «вызов - ответ». Выдвигая планы достижения военно-стратегического превосходства над Советским Союзом, правящие круги США были, как правило, инициаторами гонки ядерных, космических и других видов вооружений. Советский Союз следовал ло­гике контрмер, до середины 80-х гг. не всегда используя политические методы разрешения разногласий.

В результате в мире были накоплены «монбланы ору­жия». В октябре 1986 г. в СССР насчитывалось 10 тыс. ядер­ных зарядов на стратегических носителях, а в США - 14,8 тыс. зарядов, каждый из которых превышал мощно­сти бомб, сброшенных на Нагасаки и Хиросиму. Мощ­ность ядерных боезапасов давно уже превышала разум­ные пределы достаточности.

Такой гигантский уровень накопленных наступатель­ных вооружений был проявлением военно-силового мыш­ления и результатом количественного подхода к созданию ядерных вооружений. С такой же точки зрения рассмат­ривался вопрос о военно-стратегическом равновесии. Се­рия договоров, заключенных в 70-е гг. (по ПРО, ОСВ-1, ОСВ-2), фиксировала фактические уровни вооружений и лишь ограничивала их рост и в известной мере качест­венные характеристики определенными пределами.

После встречи в Рейкьявике в Вашингтоне в ноябре 1987 г. состоялась новая встреча Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева и президента США Р. Рейгана, во время которой был подписан договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, м Горбачев (СССР) а также связанные с ним протоколы о процедурах ликви- и Дж. Буш (США) дации ракетных средств и об инспек­циях.

В июле 1991 г. в Москве состоялась новая встреча руководителей СССР и США, во время которой был подписан договор о сокращении примерно на одну треть стратегических наступа­тельных вооружений обеих стран.

Большое значение для установле­ния атмосферы доверия и взаимопо­нимания имели начавшиеся в марте 1989 г. в Вене в рамках хельсинк­ского процесса переговоры 23 госу­дарств - участников Организации Варшавского Договора и НАТО по обычным вооружениям и вооружен­ным силам в Европе от Атлантики до Урала.

Венские переговоры были успешно завершены, согласован текст договора об обычных вооружениях в Европе, предусматривающего масштабное сокращение вооружений ОВД и НАТО от Ат­лантики до Урала.

3.5.Роль ООН в международных отношениях . В 70-90-е гг. роль Организации Объединенных Наций в международ­ных делах существенно возросла. В первые послевоенные десятилетия в ней доминировали конфронтационное мышление и поведение. Не случайно тогда ООН нередко называли «западным клубом», инструментом политики западных стран. Но по мере пополнения состава ООН новыми государствами, освободившимися от колониаль­ного господства, там менялась расстановка сил и в пове­стке дня сессий Генеральной Ассамблеи и других органов ООН все больше места стали занимать вопросы разоруже­ния, демократизации международных отношений, сохра­нения мира, деколонизации и борьбы против апартеида.

Даже в условиях обострения международной обстанов­ки в первой половине 80-х гг. Организация Объединенных Наций продолжала играть важную миротворческую роль. Генеральная Ассамблея ООН неоднократно принимала ре­шения и резолюции, осуждающие конфронтацию. В де­кабре 1984 г. она выступила против перенесения гонки вооружений в космос, приняв резолюцию об использова­нии космического пространства исключительно в мирных целях.

Организация Объединенных Наций сыграла в 80-е гг. немаловажную роль в укреплении позитивных тенден­ций в международных отношениях. Генеральный секре­тарь ООН и его представители внесли большой вклад в урегулирование острых региональных конфликтов. Ряд ее важных решений был направлен на предотвращение экологической катастрофы.

3.6.Интеграционные и дезинтеграционные процессы в со­временном мире и международные отношения. Для меж­дународной обстановки 90-х гг. характерным является дальнейшее углубление западноевропейской и североаме­риканской экономической интеграции, развитие интегра­ционных процессов в Латинской Америке, Юго-Восточ­ной Азии и Африке. Одновременно в странах Восточной Европы и в СССР обострились центробежное процессы, возникли национальные конфликты в Чехословакии, СССР. Начавшийся распад Советского Союза завершился провозглашением всеми бывшими союзными респуб­ликами полной независимости. Таким образом, в мире происходят два разнонаправленных процесса: интерна­ционализация, интеграция хозяйственных связей в капи­талистическом мире и одновременно распад сложившихся многонациональных государств и образование нацио­нальных государств в странах Центральной и Юго-Вос­точной Европы и СССР. Дезинтеграция в странах, назы­вавших себя социалистическими, привела к ликвидации прежних международных организаций (Совет Экономиче­ской Взаимопомощи, Организация Варшавского Договора и др.). Она выразилась в распаде Чехословакии, Югосла­вии. Таким образом, современная система междуна­родных отношений является переходной от системы, сложившейся в итоге Второй мировой войны и просуще­ствовавшей почти полвека, к новой системе, в которой, с одной стороны, отмирают старые принципы и формы межгосударственных и международных отношений, а с другой - создаются или находятся в стадии становле­ния новые принципы и формы этих отношений.

3.7.Западноевропейская интеграция: новая фаза. 11 де­кабря 1991 г. в голландском городе Маастрихт, на сты­ке голландской, бельгийской и германской границ, что само по себе символично, на встрече глав государств и правительств, входящих в Европейский союз, были подписаны документы о валютно-экономическом и по­литическом союзах этих стран. Открылась новая фаза углубления экономической и политической интеграции в Западной Европе, начавшейся с Римского договора 1957 г. о создании ЕЭС.

Валютно-экономический договор предусматривает пе­реход стран ЕС с 1 января 1999 г. к единой денежной еди­нице - евро.

Другой договор, подписанный в Маастрихте, касается проблемы углубления политического союза западноевро­пейских государств. Этот документ предусматривает вы­работку общего внешнеполитического курса и политики в области обороны. Основные направления политики бу­дут определяться Европейским советом. Новым положе­нием в этом договоре является принцип «квалифициро­ванного большинства», требующий согласия не менее 8 из 12 стран сообщества. Эта новая формула означает, что западноевропейские страны, входящие в ЕС, соглашаются на частичный отказ от суверенитета в сфере внешней и во­енной политики.

В политическом договоре о союзе предусматриваются также меры по расширению наднациональных полномо­чий ЕС в области социальной политики, охраны окружаю­щей среды, промышленности, культуры, здравоохране­ния. Предполагается, что формирование политического и валютного союзов, предусмотренных договорами, зай­мет по меньшей мере два десятилетия и не исключает соз­ дания единого правительства. Таким образом, принята долгосрочная стратегия развития ЕС.

Между тем ЕС столкнулся с большими трудностями экономического характера. В ЕС сохраняется массовая безработица (11% от общей численности рабочей силы), европейские товары утрачивают конкурентоспособность, и их доля в мировой торговле упала с 24% в 1978 г. до 18% в 1997 г. Не преодолено отставание ЕС от США и Японии в области новейших технологий и научных разработок.

Североамериканская интеграция, включавшая тер­риторию США и Канады по соглашению о свободной тор­говле 1988 г., получила дальнейшее развитие в связи с за­вершением в 1993 г. переговоров о присоединении к свободной экономической зоне Мексики. Таким образом, Североамериканский континент превращается в еди­ный хозяйственно-экономический комплекс. В отличие от европейской интеграции, которая проходит на основе межправительственных соглашений и совместных надна­циональных органов исполнительной власти, североаме­риканский вариант интеграции основан прежде всего на взаимопроникновении гражданских обществ, то есть на уровне переплетения частных хозяйственных единиц, корпораций и иных негосударственных структур. Однако и здесь возникает необходимость на правительственном уровне определять «правила игры», но без создания над­национальных органов управления и регулирования. Про­цессы интеграции ускоряются также в Латинской Аме­рике, Юго-Восточной Азии и Африке.

3.8.Последствия распада «социалистического содружест­ва». К концу 1991 г. окончательно распались все те меж­государственные структуры, которые прежде олицетво­ряли так называемое «социалистическое содружество» (Совет Экономической Взаимопомощи, Организация Вар­шавского Договора и др.). Установление либерально-демо­кратических режимов в Албании, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Чехии, Словакии, а также объедине­ние ГДР и ФРГ изменили ситуацию в Европе, открыли полосу перегруппировки в межгосударственных отноше­ниях и изменений ориентации этих стран. Среди приори­тетов во внешней политике эти государства избрали курс на самоутверждение в международных отношениях и на присоединение в той или иной форме к Европейскому сою­зу и к НАТО.

В мае 1997 г. в Париже между РФ и НАТО был подпи­сан Основополагающий документ об отношениях России с Североатлантическим блоком.

На Востоке Европы сохранялись нестабильность и не­определенность в международных отношениях. Создание Содружества Независимых Государств рядом республик бывшего СССР не переросло в углубление их экономиче­ской интеграции. Вместе с тем расширилось участие Рос­сии и стран Центральной и Восточной Европы в общеев­ропейских институтах. Россия и большинство государств Восточной Европы стали членами Совета Европы. Сове­щание по безопасности и сотрудничеству в Европе пре­вратилось в постоянный орган по вопросам европейской безопасности и стало называться Организацией по безо­пасности и сотрудничеству (ОБСЕ).

Важным событием в 1996 г. стало прекращение межэт­нических конфликтов в Боснии после распада Югославии. В преодоление этого конфликта включились ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и целый ряд европейских государств, в том чис­ле и Россия.

В конце 1990-х гг. резко обострились этнические кон­фликты в Косово. Произошло военное вмешательство стран НАТО в конфликт, и под предлогом прекращения этнических чисток албанцев Югославия подверглась мас­сированным бомбардировкам. Косовское урегулирование только началось с вводом в Косово в 1999 г. миротворче­ских сил ООН, НАТО и России. Хотя масштабные воен­ные действия прекратились, конечное урегулирование этнических проблем на Балканах, похоже, останется да­лекой перспективой.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. В чем причины обострения международной напряженности в 80-е гг.?

2. Назовите основные региональные конфликты 70-80-х гг. и их причины.

3. Как решалась проблема сокращения вооруже­ний в 80-е гг.?

4. Объясните процессы интеграции и дезинтеграции в мире.

5. Каковы международные последствия распада социалистического содру­жества?

6. Почему «холодная война» не переросла в третью мировую вой­ну? М. Тэтчер утверждала, что наличие ядерного оружия у СССР и США предотвратило возникновение третьей мировой войны. Согласны ли вы с этим утверждением?

7. Как изменились геополитическая ситуация и система международных отношений после распада СССР и социалистического лагеря»?


Коллаборационисты - лица, сотрудничавшие с фашист­скими захватчиками в странах, оккупированных во время Вто­рой мировой войны.


Похожая информация.


  • Россия в начале 17 века. Крестьянская война в начале 17 века
  • Борьба русского народа против польских и шведских захватчиков в начале 17 века
  • Экономическое и политическое развитие страны в 17 веке. Народы России в 17 веке
  • Внутренняя и внешняя политика России в первой половине 17 века
  • Внешняя политика Российской империи во второй половине 18 века: характер, итоги
  • Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии (1813 - 1814 годы)
  • Промышленный переворот в России в 19 веке: этапы и особенности. Развитие капитализма в России
  • Официальная идеология и общественная мысль в России в первой половине 19 века
  • Культура России в первой половине 19 века: национальная основа, европейские виляния на культуру России
  • Реформы 1860 - 1870 годов в России, их последствия и значение
  • Основные направления и результаты внешней политики России во второй половине 19 века. Русско-Турецкая война 1877 - 1878 годов
  • Консервативное, либеральное и радикальное течения в общественном движении России во второй половине 19 века
  • Экономическое и социально-политическое развития России в начале 20 века
  • Революция в 1905 - 1907 годах: причины, этапы, значение революции
  • Участие России в первой мировой войне. Роль восточного фронта, последствия
  • 1917 год в России (основные события, их характер и значение)
  • Гражданская война в России (1918 - 1920 годы): причины, участники, этапы и итоги гражданской войны
  • Новая экономическая политика: мероприятия, итоги. Оценка сущности и значение НЭП
  • Складывание Административно-командной системы в СССР в 20-30 годы
  • Проведение индустриализации в СССР: методы, результаты, цена
  • Коллективизация в СССР: причины, методы проведения, итоги коллективизации
  • СССР в конце 30-ых годов. Внутреннее развитие СССР. Внешняя политика СССР
  • Основные периоды и события второй мировой войны и великой отечественной войны (ВОВ)
  • Коренной перелом в ходе великой отечественной войны (ВОВ) и второй мировой войны
  • Завершающий этап великой отечественной войны (ВОВ) и второй мировой войны. Значение победы стран антигитлеровской коалиции
  • Советская страна в первой половине десятилетия (основные направления внутренней и внешней политики)
  • Социально-экономические реформы в СССР в середине 50 - 60 годов
  • Общественно-политическое развитие СССР в середине 60-х, половине 80-х годов
  • Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и обновления политической системы
  • Распад СССР: становление новой Российской государственности
  • Социально-экономическое и политическое развитие России в 1990 годы: достижения и проблемы
  • СССР в системе международных отношений в середине 60-х и середине 80-х годов

    К середине 60-х годов произошла определенная стабилизация послевоенного мира. Этому способствовало постепенное выравнивание военно-ядерных потенциалов НАТО и ОВД, складывание стратегического паритета между СССР и США.

    В 70-е годы значительно выросли международный авторитет и влияние СССР. В 1970 г. был заключен Московский договор между СССР и ФРГ о нерушимости границ всех государств в Европе. Подобные договоры ФРГ заключила с ПНР, ЧССР, ГДР. Спорный западноберлинский вопрос был разрешен в 1971 г. путем заключения 4-стороннего соглашения между СССР, США, Англией и Францией. Государства заявили, что Западный Берлин не принадлежит ФРГ.

    В 1973 - 1975 гг. проходило Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству, которое завершилось в Хельсинки встречей 35 государств Европы, США и Канады. Главным итогом совещания стала "Декларация принципов", которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было10: суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество государств и т.д. Последующие встречи участников СБСЕ стали называться движение СБСЕ.

    1970-е годы вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности. Американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений. В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений: ОСВ-1 (Москва, 1972 г.), ОСВ-2 (1979 г.). Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах (Гранд-Фокс-США, Москва-СССР). В 1974 году был подписан Договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия, а в 1976 г. - Договор о подземных взрывах в мирных целях.

    В 1970-е годы углублялось сотрудничество СССР со странами "социалистического содружества", что особенно ярко проявилось в курсе на интеграцию (объединение) экономических систем. В 1971 г. была принята Комплексная программа социально-экономической интеграции, предусматривавшая международную социалистическую специализацию (международное разделение труда), создание единого рынка социалистических стран, сближение валютных систем и т.д.

    В конце 60-х годов советско-китайские отношения стали враждебными. Весной 1969 г. Китай совершил вооруженное нападение на советскую территорию (о. Даманский). Летом 1969 г. Китай спровоцировал около 500 инцидентов на границе СССР с участием 2,5 тыс. человек. Основные претензии КНР к СССР носили территориальный характер.

    Во второй половине 1960-х годов возникла угроза раскола содружества, вызванная политикой нового руководства Чехословакии во главе с А. Дубчеком, который стал инициатором строительства "социализма с человеческим лицом". Это привело к попытке выйти из-под советского влияния. Ведущей стала ориентация на Запад. В Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических стран. Новое руководство во главе с Г. Гусаком (апрель, 1969 г.) взяло курс на укрепление отношений ЧССР и СССР. Началом распада социалистической системы в Европе явился польский кризис. Польский рабочий профсоюз "Солидарность" организовал в конце 1970-х годов ряд крупных антиправительственных выступлений, требуя проведения реформ. СССР принял участие в разрешении кризиса. В 1981 - 1983 гг. в Польше было введено чрезвычайное положение, в итоге которого антиправительственные силы ушли в подполье.

    На рубеже 1970-1980-х годов международная обстановка резко обострилась. От политики разрядки ведущие державы повернули в сторону конфронтации (противостояния). США и СССР оказались вовлеченными в гонку вооружений.

    В 1983 - 1984 гг. США разместили крылатые ядерные ракеты среднего радиуса действия, нацеленные на СССР, на территории ФРГ, Великобритании и Италии. В свою очередь СССР резко усилил применение во внешней политике силы и угрозы силы. В 1979 г. СССР оказался втянутым в войну в Афганистане (9 лет). Большинство стран - членов ООН осудили действия СССР. За годы войны в Афганистане СССР потерял убитыми 15 тыс. человек, 36 тыс. раненными. Каждый день войны обходился в 10-11 млн. руб.

    В 1980 г. капиталистические страны объявили бойкот XXI 1 Олимпиаде в Москве.

    В 1984 году СССР разместил на территории ЧСССР и ГДР ядерные ракеты среднего радиуса действия. В ответ на это все ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкот СССР и его союзникам. Запад развернул широкую антисоветскую и антисоциалистическую компанию.

    Расширяя сферу влияния, СССР оказывал помощь различным государствам "третьего мира". СССР в той или иной форме участвовал в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали.

    К середине 80-х годов несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной, требовались новые подходы.

    Международные отношения - явление, в котором отражается историческая эпоха. В XIX в. они были не такими, как в XVIII в., а во второй половине XX в. не такими, как в его начале. Особенности международных отношений второй половины XX в. определялись целым рядом обстоятельств, в том числе расколом мира на две противостоявшие друг другу системы; созданием атомного и других видов оружия, способных мгновенно уничтожить все человечество; глобализацией международных конфликтов и др. Это вызывало, с одной стороны, повышенную напряженность в мире и, с другой стороны, стремление тысяч людей защитить себя от угрозы уничтожения. Большая часть рассматриваемого периода прошла под знаком двух тенденций: противоборства и (или) мирного сосуществования. С первой тенденцией были связаны «холодная война», гонка вооружений, создание сети военных баз, региональные конфликты и войны и др.; со второй - обоснование программ мирного сосуществования, борьба за разоружение, движение за мир, безопасность и сотрудничество народов. В отдельные десятилетия брала верх то одна, то другая из названных тенденций. Так, например, 1950-е годы стали временем наибольшего развертывания «холодной войны», а 1970-е годы - периодом разрядки международной напряженности. Что касается 1990-х гг., то они связаны с общим изменением геополитической ситуации в Европе и мире.

    О многих событиях международных отношений второй половины XX в. мы говорили в предыдущих параграфах. Вы уже знаете о начале «холодной войны», послевоенном урегулировании в Европе и германской проблеме, конфликтах и войнах в Юго-Восточной Азии, ближневосточ­ном и Карибском кризисах и др. На основе этих событий можно составить конкретное представление о том, кто и как осуществлял международную политику, почему возникали и чем завершались те или иные конфликты и т.д.

    Вместе с тем важно рассмотреть вопросы международных отношений данного периода в целом, так как это позволяет увидеть общую картину мировой политики этого периода - расстановку сил и характер отношений между отдельными государствами и группами стран; изменения международного климата от обострения к «потеплению» отношений и наоборот; деятельность международных организаций и движений и т. д.

    « » началась на исходе 40-х гг. XX в. Когда же она закончилась? Некоторые пытались говорить о завершении этого состояния в международных отношениях в 70-е гг., когда наступила полоса разрядки международной напряженности. Но последовали афганские события, приход к власти неоконсерваторов с их жесткими внешнеполитическими позициями, начался новый виток гонки вооружений. Про­тивостояние продолжилось. Другим рубежом называли середину 80-х гг., когда советским руководством были обоснованы принципы нового мышления в международных отношениях. Третий рубеж - начало 90-х гг., когда распался СССР и «восточный блок», а с ними и одна из составляющих биполярного мира. Но и после этого в международных отношениях продолжают сохраняться некоторые явления, характерные для периода «холодной войны». Рассмотрим основные этапы «холодной войны».

    Решающим десятилетием в развертывании «холодной войны» стали 50-е годы, когда и в США, и в СССР было создано атомное и термоядерное оружие, а позже - межконтинентальные баллистические ракеты, которые могли доставить его к цели. Между двумя лидерами развернулась гонка вооружений. Наращивание военной мощи со­провождалось созданием в противостоявших друг другу странах определенного общественного настроения. Это было ощущение постоянной внешней угрозы, запугивание силой противника. В СССР в послевоенные годы утвердилась концепция двух лагерей, враждебного окружения. В США доктрина президента Трумэна строилась на исходном тезисе о «коммунистической опасности». Один из идеологов «холодной войны» Дж. Даллес, бывший тогда государственным секретарем США, говорил: «Чтобы заставить страну нести бремя, с которым связано содержание мощных вооруженных сил, необходимо создать эмоциональную атмосферу, родственную психологической обстановке военного времени. Надо создать представление об угрозе извне».

    Стремление укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Первенство в этом принадлежало США.

    Противостояние, начавшееся в Европе, развернулось в более широких масштабах и жестких формах в других регионах мира, в первую очередь там, где народы, освободившиеся от колониальной и полуколониальной зависимости, становились на путь самостоятельного развития. Это были государства Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

    Начавшийся в 1948 г. ближневосточный конфликт также привлек внимание великих держав. СССР выступил в поддержку арабских стран. США встали на сторону Израиля. В 1956 г. произошел Суэцкий кризис. Поводом для него стала национализация Суэцкого канала правительством Египта. В ответ на это войска Израиля, Великобритании и Франции вторглись в Египет. СССР заявил о готовности оказать помощь Египту. Страны-агрессоры вынуждены были вывести свои войска.

    1949 г. - создан блок НАТО.

    1951 г. - образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США).

    1954 г. - создан блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины).

    1955 г. - заключен Багдадский пакт (Великобрита­ния, Турция, Ирак, Пакистан, Иран). После выхода Ирака организация получила название СЕНТО.

    1955 г. - образована Организация Варшавского договора.

    СОБЫТИЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

    1946-1954 гг. - война вьетнамского народа против французских колонизаторов.

    1950-1953 гг. - корейская война.

    1964-1973 гг. - участие США во вьетнамской войне.

    За мир и безопасность

    Люди, относившиеся к поколениям, прошедшим через войну, не хотели ее повторения. По мере того как разворачивалась гонка вооружений, вспыхивали военные конфликты в разных частях света, усиливалось стремление защитить мир. В 1949 г. в Париже и Праге состоялся Всемирный конгресс сторонников мира. Большинство организаторов этого движения были людьми левых убеждений, коммунистами. В обстановке международного противостояния это вызывало настороженное отношение к ним в странах Запада. Базой движения стали государства социалистического блока.

    В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция 29 стран Азии и Африки, принявшая Декларацию содействия всеобщему миру и сотрудничеству.

    В Бандунгской декларации были предложены следую­щие принципы, по которым должны строиться международные отношения в современном мире:

    1) Уважение основных прав человека, а также целей и принципов Устава ООН.

    2) Уважение территориальной целостности всех стран.

    3) Признание равенства всех рас и равенства всех на­ций, больших и малых.

    4) Воздержание от интервенции и вмешательства во внутренние дела другой страны.

    5) Уважение права каждой страны на индивидуальную или коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН.

    6) а) Воздержание от использования договоренности о коллективной обороне в частных интересах какой-либо из великих держав;

    б) воздержание любой страны от оказания нажима на другие страны.

    7) Воздержание от актов или угроз агрессии или применения силы против территориальной целостности или политической независимости другой страны.

    8) Урегулирование всех международных споров мирными средствами, такими, как переговоры, примирение, арбитраж, или в судебном порядке, так же как другими мирными средствами по выбору стран в соответствии с Уставом ООН.

    9) Содействие взаимным интересам и сотрудничеству.
    10) Уважение справедливости и международных обязательств.

    В 1961 г. освободившиеся страны основали Движение неприсоединения, в которое включилось около 100 государств.

    В 70-е гг. XX в. антивоенная деятельность получила новое развитие в Европе в рамках движения «зеленых». Первоначально это было движение «гражданских инициатив» в защиту окружающей среды. Защищая природу и человека от угрозы уничтожения, «зеленые» включились в антиядерное движение, развернули акции протеста против гонки вооружений, конфликтов и войн.

    Проблемы разоружения

    В 1959 г. СССР выступил с программой поэтапного всеобщего и полного разоружения. Важность вопроса о разоружении была признана в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Был создан Международный комитет по разоружению. Однако практическое решение поставленных вопросов оказалось делом сложным. Одним из достижений на этом пути стало подписание 5 августа 1963 г. в Москве Советским Союзом, США и Великобританией Договора о прекращении испытаний ядерного оружия в трех средах - атмосфере, космическом пространстве и под водой. Позже к договору присоединились свыше 100 государств. В 1972 г. началось подписание Международной конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и об их уничтожении.

    Поворот к разрядке международной напряженности

    Разрядка международной напряженности началась там же, где эта напряженность возникла, - в Европе. Ее отправным пунктом стало урегулирование отношений вокруг Германии. Следующим важным шагом явились советско-американские переговоры на высшем уровне, состоявшиеся в 1972-1974 гг. На них был принят документ об основах взаимоотношений между СССР и США. Два государства заключили также Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Договоренности по столь важным вопросам, как германская проблема и советско-американские отношения, стали предпосылками для развития общеевропейского сотрудничества. Для того чтобы прийти к названным соглашени­ям, каждой из сторон потребовалось приложить серьезные усилия, преодолеть политические и психологические барьеры. Это придавало особый вес достигнутому.

    Г. Киссинджер, государственный секретарь США в 1973-1977 гг., написал в своих воспоминаниях: «Важно напомнить, чем была и чем не была разрядка. Ричард Никсон пришел к власти с честно заслуженной репутацией антикоммуниста… Никсон никогда не доверял Советскому Союзу, он твердо верил в проведение переговоров с позиций силы. Коротко говоря, он был классическим воителем «холодной войны». Тем не менее после четырех бурных лет у власти именно он, так не похожий на миролюбца в расхожем представлении интеллектуалов, как ни парадоксально, впервые за 25 лет вел переговоры с СССР по такому широкому кругу вопросов, касавшихся отношений между Западом и Востоком… Парадокс, однако, не по существу, а внешне. Мы не считали ослабление напряжения уступкой СССР. У нас для этого были свои причины. Мы не отказывались от идеологической борьбы, а, как это ни было трудно, соразмеряли ее с национальными интересами». (Как вы полагаете, что побудило Р. Никсона к переговорам с СССР?)

    30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Заключительный акт совещания, подписанный руководителями 33 европейских государств, США и Канады, содержал положения о принципах взаимоотношений, содержании и формах сотрудничества между участниками СБСЕ. Так было положено начало Хельсинкскому процессу, встречи руководителей государств - участников СБСЕ стали проводиться регулярно.

    10 принципов межгосударственных отношений, принятых в Заключительном акте СБСЕ (Хельсинки, 1975):

    суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

    К концу 70-х гг. снизилась напряженность в Азии. Установился мир во Вьетнаме. Распались военно-политические блоки СЕАТО и СЕНТО.

    Перемены 80-90-х гг

    На рубеже 70-х и 80-х гг. международная обстановка обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со «стратегической оборонной инициативой» (СОИ), которая предусматривала развертывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического базирования. СОИ не без основания назвали програм­мой «космических войн». В эти годы значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки.

    Перемена в международном климате началась с середины 80-х гг. после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачева, который предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Принципиальная позиция новой концепции состояла в том, что глобальной проблемой в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений. Советский руководитель сумел установить контакты с ведущими лидерами западного мира. Поворотную роль в советско-американских отношениях сыграли встречи и переговоры на высшем уровне (М. С. Горбачев, Р. Рейган, Дж. Буш-старший), проведенные в 1985-1991 гг. Они завершились подписанием двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и малой дальности (1987) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

    Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 80-х - начала 90-х гг. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз это было связано с объединением двух германских государств.

    Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного германского государства в НАТО.

    Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, а в ряде случаев - возникновением межгосударственных конфликтов. Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 90-е гг. Эта и многие другие международные проблемы XX в. перешли в XXI столетие.

    © nvuti-info.ru, 2024
    Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов