Государственные образования восточных славян. Образование славянских государств: сроки, условия и причины

04.04.2021

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Становление феодальных государственных образований восточных славян. Киевская Русь

1.1 Формирование государственности восточных славян

Процессы классообразования у славян проходили на фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII - VIII вв. можно определить как "военную демократию". Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Это означало общинников, равенство всех членов общества.

Правящий слой формировался из двух слоев: старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и из разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие соседской общины ("верви", "мира") и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

Образование государственности у восточных славян совпало и было обусловлено разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Они заменялись территориальными, политическими и военными связями. К VIIIв. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Организация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования "союзы союзов". Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название "Русская земля". Центром объединения был Киев, где правила полулегендарная династия Кия, Дира и Аскольда.

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI вв. это государство включает в себя территории других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Образование Древнерусского государства -- длительный процесс. Большинство историков относит начало сложения государства к IX веку. В VI -- VII вв. восточные славяне заселили большую часть Русской (Восточно -- Европейской) равнины. Границами их обитания на западе были Карпатские горы, на востоке -- верховья Дона, на севере -- Нева и Ладожское озеро, юге -- Среднее Поднепровье.

В литературно-документальной летописи -- “Повести временных лет”, написание которой историки относят к середине XII в., подробно излагается расселение восточнославянских племен. Согласно ей на западном берегу Среднего Днепра (Киев) расположились поляне, к северу-западу от них, по южным притокам Припяти, -- древляне, к западу от них, по Западному Бугу, -- волыняне, или дулебы; на восточном берегу Днепра жили северяне ; по притоку Днепра Сожу --радимичи, а к востоку от них, по Верхней Оке, - вятичи; на верховьях трех рек -- Днепра, Западной Двины и Волги -- жили кривичи, к юго-западу от них -- дреговичи; к северу от них, по Западной Двине, поселилась ветвь кривичей - полочане, а к северу от кривичей, у озера Ильмень и далее по реке Волхву обитали ильменские славяне.

Расселившись по Восточно-Европейской равнине, славяне жили родовыми общинами. “Живяху кождо со своим родом и на своих местях, владеюще кождо родом своим”, -- пишет летопись. В VI в. родовые отношения постепенно распадаются. С появлением металлических орудий труда и переходом к пашенному земледелию происходит замена родовой общины соседской (территориальной), которая называлась “мир” (на юге) и “вервь” (на севере). В соседской общине сохраняется общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование наделы.

В VII -- VIII вв. у славян активно идет процесс разложения первобытного строя.

Возрастает число городов, власть постепенно концентрируется в руках родоплеменной и военной дружинной знати, появляется частная собственность, начинается разделение общества по социальному и имущественному принципу. К IX -- X вв. сложилась основная этническая территория древнерусской народности, определился процесс вызревания феодальных отношений.

В отечественной историографии долгое время шла борьба между норманнистамии их противниками по вопросу происхождения Русского государства. Основоположником норманской теории в XVIII в. был член Петербургской академии наук А.Л. Шлёцер. Он и его сторонники Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер придерживались точки зрения, что до пришествия варягов “обширное пространство нашей равнины было дико, жили люди без правления”.

1.2 Образования древнерусского государства - Киевская Русь

Первое государство в землях восточных славян получило название "Русь". По имени его столицы - города Киева, ученые стали впоследствии называть его Киевской Русью, хотя само оно никогда себя так не называло. Просто "Русь" или "Русская земля".

Первые упоминания имени "русь" относятся к тому же времени, что и сведения об антах, славянах, венедах, т. е. к V - VII вв. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называют их актами, скифами, сарматами, готские историки - росоманами (русыми, светлыми людьми), а арабы - русью. Но совершенно очевидно, что речь шла об одном и том же народе.

Проходят годы, имя "русь" все чаще становится собирательным для всех племен, живших на огромных пространствах между Балтикой и Черным морем, окско-волжским междуречьем и польским пограничьем. В IX в. имя "русь" упоминается в трудах польским пограничьем. В IX в. имя "русь" упоминается в трудах византийских, западных и восточных авторов несколько раз.

860 г. датировано сообщение византийских источников о нападении Руси на Константинополь. Все данные говорят за то, что эта Русь была расположена в среднем Поднепровье.

От этого же времени доходят сведения об имени "русь" и на севере, на побережье Балтийского моря. Содержатся они в "Повести временных лет" и связаны с появлением легендарных и неразгаданных до сего времени варягов.

Летопись под 862 г. сообщает о призвании племенами новгородских словен, кривичей и чуди, живших в северо-восточном углу восточнославянских земель варягов. Летописец сообщает о решении жителей тех мест: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси". Далее автор пишет, что "те варяги назывались русью", точно так же, как свои этнические названия имели шведы, норманны, англы, готландцы и др. Таким образом, летописец обозначил этническую принадлежность варягов, которых он называет "русью". "Земля наша велика и обильна, а наряда (т. е. управления) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами".

Летопись не раз возвращается к определению того, кто такие варяги. Варяги это пришельцы, "находники", а коренное население - словени, кривичи, угро-финские племена. Варяги же, по словам летописца, "сидят" на востоке от западных народов по южному берегу Варяжского (Балтийского) моря.

Таким образом, пришедшие к славянам варяги, словени и иные жившие здесь народы и стали называться русью. "А словеньский язык и русский одно есть",- пишет древний автор. В дальнейшем и поляне, жившие южнее, также стали называться русью.

Таким образом, имя "русь" появилось в восточнославянских землях на юге, постепенно вытеснив местные племенные наименования. Появилось оно и на севере, принесенное сюда варягами.

Надо вспомнить, что славянские племена овладели в I тысячелетии н. э. огромными пространствами Восточной Европы между Карпатами и Южным побережьем Балтийского моря. Среди них названия русы, русины были весьма распространены. До настоящего времени на Балканах, в Германии живут их потомки под своим собственным названием "русины", т. е. русые люди, в отличие от блондинов - германцев и скандинавов и темноволосых обитателей юга Европы. Часть этих "русинов" передвинулась из Прикарпатья и с берегов Дуная в Поднепровье, о чем сообщает и летопись. Здесь они сошлись с обитателями этих краев, также славянского происхождения. Другие русы, русины осуществляли контакты с восточными славянами в северо-восточном районе Европы. Летопись точно указывает "адрес" этих русов-варягов - южные берега Балтики.

Варяги воевали с восточными славянами в районе озера Ильмень, брали с них дань, затем заключили с ними какой-то "ряд" или договор и в пору их межплеменных усобиц пришли сюда в качестве миротворцев со стороны, в качестве нейтральных правителей Такая практика приглашения князя или короля на правление из близких, зачастую родственных земель была весьма распространена в Европе. Эта традиция сохранилась в Новгороде и позднее. Туда приглашали на княжение владетельных особ из других русских княжеств.

Конечно, в рассказе летописи много легендарного, мифического, как, например, весьма распространенная притча о трех братьях, но немало в нем и реального, исторического, говорящего о старинных и весьма противоречивых отношениях славян со своими соседями.

Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М.В. Ломоносов.

Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских сагах Русь - страна несметных богатств, а служба русским князьям - верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т.п.

В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. "Норманисты" исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.

Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название "Русь" ("русскими" финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги-русь и Рюрик были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин "Русь" неоднократно встречается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточно-славянского мира.

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути "из варяг в греки". Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно-общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно-славянского общества.

Ныне историки убедительно доказали развитие государственности на Руси задолго до "призвания варягов". Однако до настоящего времени отзвуком этих споров является дискуссия о том, кто такие варяги. Норманнисты продолжают настаивать на том, что варяги были скандинавами, основываясь на свидетельствах разветвленных связей Руси со Скандинавией, на упоминании имен, трактуемых ими как скандинавские, в составе русской правящей верхушки.

Однако подобная версия полностью противоречит данным летописи, помещающей варягов на южных берегах Балтийского моря и четко отделяющих их в IX в. от скандинавов. Против этого говорит и возникновение контактов восточных славян с варягами как с государственным объединением в то время, когда Скандинавия, отстававшая от Руси в своем социально-экономическом и политическом развитии, не знала в IX в. ни княжеской или королевской власти, ни государственных образований. Славяне же южной Прибалтики знали и то, и другое. Конечно, споры о том, кем были варяги, будут продолжаться. Образование государства Руси с основанием города Киева в земле полян и объединением 15 крупных, населенных восточными славянами областей.

Объединение восточнославянских земель в древнерусское государство было подготовлено внутренними социально-экономическими причинами, но произошло это в 882 г. при активном участии варяжской дружины во главе с князем Олегом. По словам известного русского историка XIX в. В. О. Ключевского, получилась «недурно комбинированная юридическая постройка начала Русского государства», когда объединились княжества с варяжским управлением (Новгород, Киев) и княжества со славянским управлением (Чернигов, Полоцк, Переславль).

Условно можно разделить историю государства Русь на 3 больших периода:

1. первый -- IX в. -- середина X в. -- образование раннефеодального государства, утверждение на престоле династии Рюриковичей и правление в Киеве первых киевских князей: Олега, Игоря (912 -- 945), Ольги (945 -- 964), Святослава (964 -- 972);

2. второй -- вторая половина X -- первая половина XI вв. -- расцвет Киевской Руси (время Владимира I (980 -- 1015) и Ярослава Мудрого (1036 -- 1054);

3. третий -- вторая половина XI -- начала XII вв. -- постепенный переход к феодальной раздробленности.

Древнерусское государство (Киевская Русь) было раннефеодальной монархией. Верховная власть принадлежала великому киевскому князю, который являлся формальным собственником всей земли и военным руководителем государства.

Высший класс общества составляла княжеская дружина, которая делилась на высшую и низшую. Первая состояла из княжих мужей или бояр, вторая -- из детских или отроков. Древнейшее собирательное название младшей дружины -- гридь (скандинавская дворовая прислуга), которое заменилось потом словом “двор”.

Управление государством строилось по принципу военной организации в подвластных великому князю землях и городах. Его осуществляли княжеские наместники -- посадники и их ближайшие помощники -- тысяцкие, возглавлявшие во время военных действий народное ополчение в XI -- XII вв. -- через княжеский двор и многочисленную администрацию, которая ведала сбором дани и податей, судебными делами, взысканием штрафов.

Налоги -- главная цель княжеской администрации. И Олег, и Ольга объезжали подвластные земли. Дань собирали натурою -- “скорою” (мехами). Это мог быть повоз, когда подвластные племена привозили дань в Киев или полюдье, когда князья сами объезжали племена. Хорошо известно по “Повести временных лет” как отомстила княгиня Ольга древлянам не только за смерть своего мужа князя Игоря, убитого в 945г., но и за неповиновение, за отказ платить налог. Княгиня Ольга вошла в русскую историю как “устроительница земли русской”, которая учреждала везде погосты (опорные пункты) и дани.

Прослеживается постепенное усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Киевский князь объединял славянские и неславянские земли как силой, так и путем различных соглашений. Древлян Олег покорил насильно, Владимир таким же образом присоединил радимичей. Ко времени правления Святослава с племенными князьями в основном было покончено - они стали просто посадниками киевского князя. Князь Владимир посадил своих сыновей в разных зависимых от Киева землях. Однако властвовал князь не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало в IX-XI вв. народное собрание - вече.

Все свободное население Киевской Руси носило название «люди». Отсюда термин, означающий сбор дани, -- «полюдье». Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу феодала, так и в вотчинах.

Община - замкнутая социальная система, призванная организовать все виды деятельности человека -- трудовую, культурную обрядовую. Свободные общинники имели натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей.

В раннефеодальном обществе Киевской Руси выделялись два основных класса -- крестьяне (смерды) и феодалы. Оба класса по своему составу не были однородными. Смерды делились на свободных общинников и зависимых. Свободные смерды имели натуральное хозяйство, платили дань князьям и боярам и одновременно являлись для феодалов источником пополнения категории зависимых людей. Зависимое население состояло из закупов, рядовичей, изгоев, пущенников и холопов. Закупами назывались те, кто попадал в зависимость, взяв купу (долг). Рядовичами становились те, кто попадал в зависимость после заключения ряда (договора). Изгои -- это обедневшие выходцы из общин, а пущенники -- вольноотпущенные рабы. Холопы были полностью бесправны и находились фактически на положении рабов.

Класс феодалов составляли представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен и земель, бояре, а также старшие дружинники.

Важным элементом феодального общества был город, представлявший собой укрепленный центр ремесленного производства и торговли. Одновременно города являлись важными административными центрами, в которых сосредотачивались богатства и большие объемы крупных продовольственных запасов, которые завозились феодалами. По данным древних летописей, в XIII в. на Руси насчитывалось около 225 городов разных размеров. Наиболее крупными были Киев, Новгород, Смоленск, Чернигов и другие. Киевская Русь славилась своими плотницкими, гончарными, кузнечными, ювелирными изделиями. В тот период на Руси насчитывалось до 60 видов ремесел.

Значение Киевской Руси в отечественной истории трудно переоценить. В это время сложилась древнерусская народность, которая объединила восточнославянские племена в новом, высшем этническом Союзе Древнерусского государства -- единого государства восточных славян, -- имевшее большое значение для их последующего государственно-правового развития. Большую историческую роль сыграла Киевская и земля более чем двадцати неславянских народов Прибалтики, Поволжья, Северного Кавказа, Причерноморья, которые предпринимали в пределах Древнерусского государства первые шаги в общественно-политическом развитии.

Традиции Киевской Руси оказались настолько живучими и крепкими, что дошли до наших дней, получив новую жизнь в материальной и духовной культуре россиян, украинцев и белорусов. Три восточнославянских народы являются потомками народа Киевской Руси, а это значит, что она продолжает жить в наших телах, сердцах и душе.

За своей классовой сущностью Древнерусское государство было феодальным, а за формой - это относительно единое государство, во главе которого стоял монарх - большой киевский князь. Самой давней системой управления в Киевской Руси была десятилетняя система управления, которая сформировалась в меру развития военной демократии и выросла из организации жены. Укрепление феодализма на Руси привело к появлению новой системы управления -- дворово-вотчинной.

Сформированный в Киевской Руси государственный аппарат, его центральные и местные органы, военная сила являла собой эффективное оружие укрепления господства феодалов, подавления сопротивления эксплуатированых трудящихся масс.

Киевская Русь была большим государством средневековья, которое осуществило значительное влияние на политическую жизнь, как стран Западной Европы, так и соседних азиатских стран, а также стран, которые имели большое значение в системе торговли между Европой и Азией. Она стала щитом, который отгораживал страны Европы от нашествия кочевой орды. Высокий авторитет Киевской Руси в средневековом мире закреплен многочисленными международными договорами, тесными матримониальными связями больших киевских князей со многими заграничными государствами. Киевская Русь -- это большая могучей державой IX--XII ст., территория которой протягивалась от Балтийского к Черному морю, от Западного Буга к Волге, -- занимает выдающееся место во всемирной истории.

2. Полоцкое и Туровское княжества. Их взаимоотношения с Киевом и Новгородом

Тенденция к созданию государств была связана в развитием феодальных отношений, возникновением городов, формированием политической и духовной элиты. Она имеет общеевропейский характер. В IX-X вв. складываются государства у датчан, норвежцев, немцев, шведов, чехов, моравов, хорватов, сербов, поляков. В этот период на восточнославянских землях формируются племенные объединения с центрами в Полоцке, Турове, Витебске, Слуцке, Новогрудке, Друцке и других городах. Наиболее выгодное географическое положение было у Полоцка, первое летописное упоминание о котором относится к 862 г.

Полоцкая земля находилась на пути «из варяг в греки». Шло соперничество Киева, Новгорода, Полоцка за объединение восточнославянских земель. Оно привело к подчинению Полоцка власти киевского князя. Кривичи платили дань Киеву, участвовали в походах киевских князей на Византию (911, 944).

Уровень социально-экономического развития белорусских земель в период средневековья. Формирование раннефеодальных государственных образований восточных славян на территории Беларуси. Киевская Русь (IX-XII вв.).

Хронология. На территории Беларуси эпоха феодализма охватывает период с IX в. до отмены крепостного права в 1861 году. До первой половины XVII в. происходит его становление и развитие. Со второй половины XVII в. до второй половины XVIII в. зарождаются капиталистические отношения, что свидетельствует о начале разложения феодализма. Первая половина XIX в. характеризуется кризисом феодальных отношений.

Феодализм-общественно-экономическая формация, для которой характерно: доминирование натурального хозяйства, наделение непосредственных производителей (крестьян) средствами производства и землей, личная зависимость крестьян от помещика (внеэкономическое принуждение), чрезвычайно низкий (рутинный) уровень развития техники.

Формы землевладения: государственная или великокняжеская; феодальная (вотчинная, находящаяся в полной собственности, и поместная, даваемая феодалу за выполнение определенных функций для государства); общинная (принадлежащая сельской общине). Основными видами феодального землевладения были боярское, княжеское, церковное.

Формы эксплуатации. Существовали четыре формы феодальных повинностей, одна из которых в разные периоды доминировала: в IX - XI вв. - дань, XI - XIV вв. - оброк продуктами, XV - первая половина XVI вв. -денежный оброк, со второй половины XVI в. - барщина. До реформы 1557 г. единицей обложения был «дым» (жилой крестьянский дом). Количество пахотной земли до середины XVI в. не влияло на размер выполняемых повинностей. Кроме экономической зависимости, феодалы стремились установить личную власть над крестьянами.

Виды крестьян. Первоначально крестьяне являлись свободными общинниками. По мере разрушения крестьянской общины смерды попадали в зависимость от феодала. Появляются радовичи, вдачи, закупы, холопы, что свидетельствовало об имущественном расслоении крестьян и концентрации земли у феодалов.

Термином «Киевская Русь» обозначается раннефеодальное государство восточных славян во главе с великим князем киевским в IX-XII вв. Оно возникло в результате объединения двух восточнославянских государственных образований - Куявии (политический союз полян, северян. Вятичей; центр - Киев) и Славии (чудь, словене, меря, кривичи; центр - Новгород).

Необходимо обратить внимание на норманскую теорию, согласно которой варяги являются основателями Древнерусского государства, и антинорманскую, авторы которой формирование данного государства рассматривают как следствие социально-экономического развития восточнославянских земель.

Хронология. Зарождение государственности на белорусских землях охватывает период IX - XII вв. До середины IX в. у восточных славян начали формироваться раннефеодальные княжества. В их состав входили территории бывших родовых общин, которые назывались волостями. В каждой волости имелся свой князь, вече, военная дружина. Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли, возникновение внешней угрозы со стороны воинственных кочевников обусловило возникновение союза племен: северного с центром в Новгороде и южного с центром в Киеве.

Дальнейшие объединительные процессы привели к возникновению Древнерусского государства и государств - княжеств на территории Беларуси. Самыми крупными были Полоцкое и Туровское княжества.

Их можно считать первыми государствами - княжествами, потому что: имелась территория, которую вооруженные дружины и население защищали от внешних нападений; в Полоцком княжестве сложилась династия Рогволодовичей и Изяславовичей; сформировались и эффективно функционировали органы управления (князь, вече, великокняжеская дружина); население характеризовалось общим этническим самосознанием, разговаривало на одном языке, ему были присущи общие черты культуры.

Отношения с Киевом и Новгородом Полоцкого княжества характеризовались сотрудничеством (совместный поход на Византию в 907 г.), подчинением Полоцка Киеву (980 - 1003гг.), усилением самостоятельности Полоцка, в особенности при правлении Всеслава Чарадея (1033 - 1101 гг.), ослабление влияния Полоцкого княжества и начало его распада (с начала XII в.), зависимость Полоцка от Смоленского княжества (60 - 70-е годы XII в.).

Туровское княжество сформировалось на основе племенных княжений дриговичей в конце X в. В период правления Святополка (988 - 1015 гг.) оно вышло из подчинения Киевского князя, но затем до начала XII в. находилось под властью киевских князей. С 1158 г. до начала XIV в. Туровское княжество развивается как самостоятельное, независимое. В начале 14 в. оно вошло в состав ВКЛ.

К органам управления в Туровском княжестве относятся: вече, имевшее широкие полномочия (даже решало вопрос о назначении епископа); тысяцкий, который возглавлял городское ополчение вооруженных граждан. Туровские князья активно участвовали в политической жизни Киевской Руси, имели право занять великокняжеский престол в Киеве.

Таким образом, первые раннефеодальные княжества являлись началом воплощения идеи о самостоятельности государственности на территории Беларуси.

3. Социально-экономическое развитие белорусских земель в IX-XIII вв

восточный славяне киевская русь

Основными занятиями населения Беларуси в IX-XII вв. были земледелие и животноводство. При подсечно-огневом типе земледелия вырубали лес, сжигали пни, засевали освобожденную от леса землю. В качестве удобрения использовали пепел, который оставался после сжигания пней. Обрабатывали землю бороной-суковаткой, сделанной из ствола дерева с обрубленными сучьями. При переходе к пашенному типу земледелия начали использовать деревянную соху с железными сошниками и деревянное рало с железными наконечниками. Распространенными сел/хоз культурами были рожь, просо, пшеница. Второстепенную роль играли охота, рыболовство, бортничество - сбор меда лесных пчел.

Переход от родовой к соседской (сельской) общине был связан с переходом от подсечно-огневого к пашенному земледелию. Теперь обрабатывать землю с помощью сохи и рала, и собирать урожай можно было силами одной небольшой семьи. Люди получили возможность отдельными семьями. В поисках удобной для земледелия и плодородной земли родичи из одной семьи начали оставлять укрепленные городища и строить на новых землях неукрепленные поселения. Население в поселениях входило в соседские (сельские) общины.

Самостоятельные крестьянские семьи составляли соседскую общину, называвшуюся у славян «вервь». Это название происходит от слова «веревка», которой отмеряли участок земли, принадлежавший каждому члену общины.

В IX- XII вв. у восточных славян зарождался феодальный хозяйственный уклад - способ ведения хозяйства, что можно интерпретировать как зарождение государственности. Он был связан с возникновением имущественного неравенства среди крестьян-общинников и расслоением их на бедных и богатых. Земля, ранее находившаяся во владении сельской общины, постепенно переходила в частную собственность общинников. Происходил насильственный захват земли родоплеменной знатью и превращение свободных общинников в зависимых крестьян.

Крупные землевладельцы захватывали общинные земли на основе обычного права и превращали их в свою собственность - феод, который мог отдаваться в пользование дружинникам (воинам) феодала на время службы у него. Феодал (князь) - владелец определенного количества местных земель - вместе со сво­ей дружиной (войском) собирал с подвластного населения дань - натуральный налог продуктами, который назывался полюдьем. Обычно это происходило осенью, когда был собран урожай. Дружинники князя (их еще называли боярами) могли получить от него прими на кормление - право сбора доходов с определенной территории.

В IХ-XII вв. идет процесс возникновения городов. Причинами этого стали: отделение ремесла от земледелия; сосредоточение ремесленников в местах, приближенных к источникам необходимого для их занятий сырья; развитие обмена продуктов земледелия на вещи, которые изготовляли ремесленники. Города возникали как центры ремесел и торговли в тех местах, где ими было удобно заниматься, - на пересечениях рек и дорог. Недаром некоторые города получили названия от рек, на которых они были основаны, например Полоцк - от реки Полоты, Витебск - от реки Витьбы. Немаловажную роль в возникновении городов играла необходимость обороны от врага. Поэтому юрода строились возвышенностях и холмах.

Самым древним белорусским городом является Полоцк. Он впервые упоминается в летописи под 862 г. Всего в средневековых письменных источниках называется более 30 городов на территории Беларуси.

Город состоял из нескольких частей. Центр города, укрепленный валами, рвами, степами, назывался детинцем. Поселение ремесленников и торговцев, которое формировалось около укрепленного центра, называлось посадом. Обычно около детинца на берегу реки размешался рынок, или торг.

Наиболее распространенными ремеслами в городах были кузнецкое - изготовление металлических орудий труда, оружия; гончарство - изготовление глиняной посуды; кожевничество - обработка кожи; бондарство - изготовление бочек; прядение и ткачество - изготовление одежды.

Важную роль в городах играла торговля. По территории Беларуси проходил средневековый торговый водным путь «из варяг в греки», который соединял Балтийское (Варяжское) и Черное (Русское) моря через реки Западная Двина и Днепр. Между этими реками в районе современных Орши и Витебска были налажены сухопутные пути сообщения - волоки, по которым суда перетягивали по земле, подкладывая под них бревна.

В IXв. у восточных славян зарождается феодальный социально-экономический уклад-- способ ведения хозяйства, появление которого связано с возникновением имущественного неравенства среди общинников и расслоением их на знатных и бедных. Земля, бывшая прежде во владении всей сельской общины, постепенно переходит в частную собственность отдельных общинников -- старейшин, военных вождей, их дружинников -- вооруженных и специально обученных военному делу людей. Из них постепенно формируется класс феодалов. Одновременно происходит превращение бедных общинников в зависимых крестьян.

Феодалы, захватывая общинные земли, обращали их в свою собственность -- феод, который мог даваться в пользование дружинникам (воинам) на время службы. Феодал-князь вместе со своей дружиной собирал с подвластного населения дань -- натуральный налог продуктами, называвшийся полюдьем. Обычно это происходило осенью, когда уже был собран урожай.

4. Феодальная раздробленность. Борьба с агрессией крестоносцев и набегами монголо-татар

Феодальная раздробленность

Феодальная раздробленность -- период ослабления центральной власти в феодальных государствах в силу разной по своей продолжительности и эффекту децентрализации, обусловленной усилением крупных феодалов в условиях сеньориальной организации труда и воинской повинности. Новые более мелкие территориальные образования ведут практически независимое существование, господствующим в них является натуральное хозяйство. Термин был широко распространён в советской марксистской историографии и частично в российской, и используется в различных значениях.

В начале XII в. Древнерусское государство (Киевская Русь) вступило в период феодальной раздробленности, когда небольшие территориальные образования - удельные княжества, или волости, - превратились в самостоятельные политические единицы. Период феодальной раздробленности в исторической традиции носит название "удельный период". Внешним признаком феодальной раздробленности является большое количество междоусобных войн между князьями. В 1097 г. в Любече под Киевом князья договорились о том, что каждый из князей Рюриковичей получает право владеть своей вотчиной. Это решение послужило юридической основой для раздробления Древнерусского государства. Фактически феодальная раздробленность на Руси началась после смерти киевского князя Мстислава Великого в 1132 г., когда было утрачено понятие старшинства в династии, а на смену ему пришло понятие старшинства в каждой из ветвей этой династии. Глубинными причинами феодальной раздробленности являются: натуральный характер хозяйства (когда все необходимое производится и потребляется самими производителями или владельцами); слабые экономические связи между зелиями крупных княжеств; возникновение крупного землевладения местной знати; рост и укрепление городов; традиция передачи князем городов и волостей под управление сыновьям или племянникам. Феодальная раздробленность является закономерным и общим процессом для всех раннефеодальных государств.

Удельные княжества в Полоцкой земле появились в последние годы правления Всеслава Чародея. Его шесть сыновей получили города и волости. Старший сын Борис являлся наследником полоцкого престола. После смерти Всеслава (1101 г.) полученные сыновьями земли становились их вотчинами, то есть наследственными владениями. Полоцкое княжество распалось на удельные княжества: Полоцкое. Минское. Изяславское и другие. Братья враждовали между собой. Минский князь Глеб в начале XII в. проводил политику возвышения Минска, предпринял ряд завоевательных походов в соседние земли, но потерпел поражение. Полоцкие князья, считавшие себя суверенными правителями, отказались принять участие в общерусском походе против кочевников-половцев и в наказание в 1129 г. были сосланы в Византию. Княжеская власть в Полоцке в начале XII в. играла менее заметную роль, зато усилилось значение веча. В конце XII в. в Полоцкой земле проходили почти беспрерывные междоусобные войны.

Во второй половине XII в. на удельные княжества распалась Туровская земля. Князь Юрий Ярославин, прямой потомок великих киевских князей, захватил власть в Турове. В 1157-1158 гг. киевский князь организовал против него поход. С помощью жителей Пинска Юрий отстоял княжение и стал контролировать всю Туровскую землю. Его сыновья активно участвовали в междоусобицах. С середины XII в. возвышается Пинск, который становится политическим центром Турово-Пинского княжества.

В результате феодальной раздробленности в XII-XIII вв. на белорусских землях существовало около 20 княжеств, которые почти непрерывно воевали друг с другом и были легкой добычей для внешних завоевателей. Однако все земли бывшей Киевской Руси сохраняли единую веру, культуру, общие судебноправовые нормы, язык и письменность, осознание общности исторической судьбы.

Борьба с агрессией крестоносцев и набегами монголо-татар.

На северо-западе и севере Полоцкое княжество граничило с землями балтских племен ятвягов и литвы. Важное значение для Полоцка имело обеспечение безопасности торгового пути по Западной Двине до Рижского залива. Для этого в нижнем течении Западной Двины были основаны крепости Герцике и Кукенойс, а племя ливов. проживавшее здесь, было данником Полоцка. С конца XII в. Прибалтийские земли стали объектом колонизации немецких феодалов. Идеологическим обоснованием экспансии стал призыв папы римского обратить языческие племена в христианство. В это же время в Прибалтике появились первые католические миссионеры. Вместе с ними шли отряды вооруженных феодалов. В 1201 г. в устье Западной Двины была заложена крепость Рига, а в 1202 г. основан рыцарский орден Меченосцев. Орден покорил племена эстов, ливов, латгалов, земгалов, куршей. В 1203-1214 гг. шли войны между крестоносцами и вассалами полоцкого князя, среди которых особым героизмом выделялись Вячко и Всеволод. Крестоносцам удалось захватить крепости и установить контроль над Западной Двиной. В 1237 г. в результате объединения ордена Меченосцев и Тевтонского ордена образовался Ливонский орден, проводивший крайне агрессивную политику и угрожавший Великому Новгороду и Пскову. Полоцкий князь вступил в союз с Великим Новгородом против крестоносцев. В Невской битве (1240 г.) со шведами и в битве на Чудском озере (1242 г.) с ливонскими рыцарями полочане сражались на стороне князя Александра Невского. Поражение ордена на Чудском озере ("Ледовое побоище") приостановило экспансию крестоносцев на северо-западные земли Руси на 10 лет.

В первой половине XIII в. в Центральной Азии возникла мощная и агрессивная Монгольская империя. В Европе монголов называли "татарами". Основателем Монгольского государства является Чингисхан, объединивший и подчинивший себе кочевые племена монголов. В 1237-1239 гг. монголо-татарское войско под командованием внука Чингисхана Батыя завоевало Северо-Восточную Русь, а в 1240-1241 гг. - Южную Русь. В 1243 г. на Нижней Волге Батый создал государство Золотая Орда. Покоренные русские земли вошли в состав Золотой Орды. Зависимость русских земель выражалась в уплате дани и в том, что золотоордынский хан утверждал особой грамотой - ярлыком - русских князей в их княжествах.

Белорусские земли не были серьезно затронуты нашествием монголо-татар, но имеются данные археологических раскопок о разрушении Гомеля (1239-1240 гг.), летописные свидетельства о разорении Берестья в 1241 г., о набегах монголо-татар на белорусские и литовские земли в 70-е гг. XIII в. и в начале XIV в. Разорение Южной Руси сказалось на судьбах Западной Руси, земли которой остались без поддержки южнорусских княжеств. Мон голо-татарское нашествие на Русь фактически завершило период существования Древнерусского государства. Исторические пути Северо-Восточной. Южной и Западной Руси разошлись. Для белорусских земель начался период собственной истории.

Литература

1. «История Беларуси» П.И. Бригадин, Л.А. Жилунович и др.; под ред. А.Г. Кохановского и др. Мн.: «Экоперспектива », 1997 г.

2. «История Беларуси с древнейших времён до нашего времени» И.И. Ковкель, Э.С. Ярмусик. Мн.: Аверсэв, 2000 г.

3. «История Белорусской ССР» Том 1 « Первобытнообщинный строй на территории Беларуси. Эпоха феодализма» Минск, Издательство «Наука и техника» 1972 г. Греков Б.Д. Киевская Русь. М.: Госполитиздат, 1953.

4. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХІ-ХІІІ вв.-М.: Наука, 1982. Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси / Под ред. И.П. Шаскольского. Л.: Наука, 1983.

5. Электронный источник.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Описание причин и процесса создания Киевской Руси. Общая характеристика положения белорусских земель в составе Древнерусского государства. Анализ особенностей функционирования раннефеодальных княжеств на территории Беларуси - Полоцкого и Туровского.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2010

    Становление феодальных государственных образований восточных славян. Полоцкое и Туровское княжества, их взаимоотношения с Киевом и Новгородом. Социально-экономическое развитие белорусских земель в IX-XIII в. Период феодальной раздробленности в Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2015

    Происхождение, начало и ранняя история славян. Особенности общественного строя, материальной и духовной культуры восточных славян. Протогосударственные образования восточных славян в IX в., образование Древнерусского государства - Киевская Русь.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2010

    История происхождения и расселения восточных славян. Природные условия и их роль в жизни славян. Общественный строй, развитие торговли и появление первых городов. Обычаи, нравы и верования древних славян. Создание единого государства – Киевская Русь.

    контрольная работа , добавлен 11.01.2011

    Образование Древнерусского государства. Историческое значение образования государства восточных славян. Быт, хозяйственная жизнь, нравы и религия восточных славян. Критика норманской теории. Освоение лесных и лесостепных пространств Восточной Европы.

    презентация , добавлен 10.03.2011

    История формирования древнерусского государства. Происхождение и история восточных славян. Киевская Русь в IX - XIII вв., внутренняя и внешняя политика. Развитие культуры Киевской Руси. Период феодальной раздробленности. Княжеские династии на Руси.

    реферат , добавлен 07.06.2008

    Восточные славяне и становление их государственности, теории происхождения термина "Русь", сведения об общественном и политическом строе восточных славян. Образование славянского государства, объединение крупнейших политических центров древних славян.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2010

    Возникновение в конце ІХ в. Древнерусского государства восточных славян - Киевской Руси. Самое мощное на территории Беларуси государственные образование - Полоцкая земля. Независимость Туровского княжества, возрождение самостоятельной княжеской династии.

    реферат , добавлен 18.10.2016

    Племена восточных славян: происхождение, расселение, общественный строй. Образование и развитие Древнерусского государства. Причины смутного времени. Реформы царствования Александра I. Установление советской власти и формирование политической системы.

    шпаргалка , добавлен 11.11.2010

    Первые центры государственности у восточных славян. Происхождение слова "Русь". Норманнская, антинорманнская, умеренно-норманнская теории возникновения государства у восточных славян. Государство Русь на Днепре. Образование новгородского государства.

Славянские народы пришли на территорию Причерноморья еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Очень быстро они заселили обширные земли. Откуда они появились, кем были наши предки? Когда появились первые славянские государства? Разберемся в этих вопросах.

Предыстория

После того как в первом тысячелетии до нашей эры славянские народности поселились на своих же территориях и начали формировать государства, о них было известно немного. Историки и ученые-исследователи, основываясь на множестве доказательств, считают, что наши предки освоили достаточно большие земли, включающие Балканы и Восточную Европу.

Официальной информацией о племенах, преобразованных в первые славянские государства, считаются записи от седьмого века после рождества Христова. Об этих масштабных формированиях вспомнили в связи с тем, что на близлежащих территориях появились другие народы, пытавшиеся их вытеснить.

Образование славянских государств: таблица теорий возникновения

Хотя многие ученые разрабатывали данный вопрос, их мнения по большому счету схожи. Существует всего три теории, которые описывают, как возникли первые восточно-славянские государства. Рассмотрим их подробнее, а также узнаем, кто наиболее активно поддерживал и развивал указанные доктрины:

Само

Познакомимся с наиболее типовой доктриной. Целых 80% современных историков согласны в том, что образование славянских государств началось с державы Само. Она была большим союзом нескольких племен. Создали для того, чтобы можно было совместно защищаться от всевозможных врагов, которые претендовали на плодородные земли. У союза была и другая функция, менее безобидная. Племена, которые назывались Державой Само, планировали общие налеты на разрозненные поселения.

В ее составе оказались племена, что жили на территории современных:

  • словаков,

    хорватов.

Центром этого объединения был город под названием Вышеград. Он стоял на речке Мораве. Название же свое получило от имени вождя. Само сумел объединить под своим командованием некогда разрозненные племена.

Вождь правил тридцать лет, с 623 года начиная и до 658. Он успел добиться огромных результатов. Соединить в одно государство совсем разные племена. Но оказалось, что вся держава Само была связана только харизмой самого вождя. В тот момент, когда лидер умер, и оно перестало существовать.

Болгарское царство

Образование славянских государств - это достаточно долгий процесс. В нем были остановки, промежутки, возвращения к изначальному состоянию. После того как Держава Само распалась в 658 году, настало затяжное затишье. Оно было прервано в 681, когда впервые упоминается о Болгарском царстве.

Как и прежнее образование, оно представляло собой некий союз, в котором объединились воинствующие племена. Такой альянс был выгоден им для захвата новых территорий. В Болгарском царстве состояли племена славян и тюрков. От подобного симбиоза уже в десятом веке возникает народность болгар.

На 8-9 века выпадает наивысшее развитие Царства. Тогда же славяне становятся доминирующим этносом на этих территориях. Развивается культура, литература, архитектура. ведет активные военные действия против Византии.

Возникновение славянских государств для нее было очень невыгодным. процветала и продвигала свои владения вглубь материка, но внезапно наткнулась на жесткое сопротивление.

В период расцвета Царства его правителем был Симеон. Ему удалось отвоевать территории до Черного моря и создать столицу в Преславе.

После того как царя не стало, подданные начали вести битвы внутри государства. Каждый хотел захватить для своего племени территорию получше и побольше.

В 1014 году настал конец Болгарскому царству. Ослабленное от внутренних сражений, его без труда завоевало войско византийского императора. Василий Второй, одержав победу, ослепил 15 000 воинов. В 1021 году была захвачена столица Болгарского царства Срем. Тогда же государства не стало.

Моравия

Следующей во временных рамках, в которых происходило образование славянских государств, была Великая Моравия. Держава возникла как попытка защитится от вражеских нападок в девятом веке. В то же время начала происходить насильственная феодализация в Европе. Многие мелкие земледельцы старались убежать в Моравию и вместе с местным населением организовать достойное сопротивление рыцарской знати. Разрозненные некогда племена вступили в союз.

Во время Святополка в состав государства входили: Паннония, и Малая Польша. Как у предыдущих славянских держав, у Моравии не было центрального управления. Большинство входивших в союз территорий оставались при своем вожде или царе. Столицей стал город Велеград.

В 863 году в Моравию прибыли первые христиане вместе с Кириллом и Мефодием. Они оказали сильнейшее влияние на формирование письменности в этом государстве и на все славянские объединения.

Моравия процветала при жизни и правлении Святополка. Когда владыка умер, с ним пришел конец и государству. Эта черта присуща всем древним образованиям славян. На бывшие моравские территории напали мадьяры, а после них - кочевники. Словакия отделилась к Венгрии, а Чехия начала независимое существование.

Киевская Русь

Образование славянских государств проходило в несколько периодов. Киевская Русь была самым могущественным из дохристианских стран. В ее состав входили восточные славяне. Они объединились в отдельное государство в 8-9 веке. Центр Киевской Руси находился в городе Киев. Детальная история создания державы была описана в «Повести временных лет».

Страна пережила приход христианства, распад Византийской империи, набеги кочевых народов, в числе которых были монголы во главе с Чингисханом. В 1054 году в ее составе были все племена восточных славян. Киевская Русь распалась в 1132 году.

Образование славянских государств: таблица расселения славян

Согласно занятым ими территориям, славян делили на западных, восточных и южных. Из них позже были сформированы отдельные этносы, со своим языком, культурой, традициями. Славянские государства возникли как объединение небольших племен, которые в итоге разделились на:

Как видим, славянские народы более тысячи лет шли к тому, чтобы образовать свои собственные, назависимые государства. Этот путь был тернист, множество раз мог прерваться, тем не менее этого не произошло. Сейчас наши предки могли бы нами гордится, поскольку современные державы наконец-то добились самостоятельности и признания со стороны соседей.

История России с древнейших времен до конца XX века Николаев Игорь Михайлович

Образование государства у восточных славян

Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. Это очень длительный процесс, поэтому любое событие, обозначающее переход к государственным формам жизни людей, весьма условно.

Первобытное общество могло существовать, руководствуясь двумя основными принципами, регулировавшими социальную жизнь: обычаем (традицией) и правом сильного. Этих принципов было достаточно, пока сородичи не слишком отличались друг от друга своими интересами и устремлениями. Вековые традиции редко оспаривались, поэтому не было необходимости в каком-то специальном механизме, призванном обеспечить их соблюдение, т. е. в государстве.

Однако первобытное общество постепенно изменялось, отношения между сородичами становились все более разнообразными, а жизнь рода – все менее замкнутой. Мы уже упоминали о разложении родовой общины и переходе к соседской общине у восточных славян. Интересы отдельной семьи уже не всегда совпадали с общими интересами, что разрушало род изнутри. Возникла необходимость создать новые, более сложные правила (постепенно обретавшие форму правовых норм и законов) и добиться их исполнения. Появилось имущественное неравенство, неравенство возможностей, так как не только совершенствовалась экономическая основа жизни людей, но и более разнообразными становились источники, из которых люди черпали средства к существованию. Например, в жизни рода все бо?льшую роль стала играть военная добыча. Эти факторы оказывали влияние на появление имущественного неравенства между людьми, которое закреплялось в праве частной собственности.

Безусловно, отрицать экономический фактор в появлении государства (рост производительности труда, возникновение излишков, неравенство и т. д.) было бы ошибочным, но и сводить все только к хозяйственной деятельности людей нельзя.

Государство возникает тогда, когда у большинства членов общества появляется необходимость ограничить родовую власть (патриархальную власть старейшин, опирающуюся на традиции и собственный моральный авторитет). На первых порах основными функциями государственной власти были суд и война (защита занятых производительным трудом общинников, которые брались за оружие только в случае особо серьезной угрозы; обеспечение безопасности торговых сношений; грабительские набеги на соседей).

Возникновение Киевской Руси хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в IX–X вв. на территории Северной, Центральной и Восточной Европы. В первой половине IX в. образовалось Великоморавское княжество, на рубеже IX–X вв. – Чешское. В середине IX в. шло объединение польских племен, а во второй половине X в. было создано Древнепольское государство. В IX в. сложилась государственность в Хорватии и на сербских землях. IX в. – время появления объединенного Англосаксонского королевства, а Х в. – Датского.

В VIII–IX вв. у восточных славян родовой уклад жизни был основательно разрушен и не являлся серьезным препятствием на пути зарождения государства. Соседские общины уже не могли управляться на основе старых племенных обычаев. Все это потребовало создания новых правил, новых норм общежития.

Соседские общины и отдельные семейные дворы были слишком слабы, чтобы самостоятельно обеспечить свою безопасность. Естественным гарантом безопасности становился князь, который располагал дружиной и укрепленным пунктом (городом). Земледельческие общины постепенно отдавались под покровительство князя и его дружины. В IX в. продолжалось постепенное усиление княжеской власти. Этот процесс ускорялся под воздействием внешних факторов: на севере Восточно-Европейской равнины постоянным явлением стали набеги варягов, на юге обострилась вражда славянских и тюркских племен.

В исторической науке давно возник спор об образовании государственности у славян. Долгие годы большим авторитетом пользовалась норманнская теория , в которой преувеличивалась роль скандинавских воинов в становлении восточнославянской государственности. Преуменьшать же роль варягов в политических процессах, происходивших в славянском обществе, тоже неправильно, поскольку крайний антинорманнизм вступает в противоречие с известными нам фактами. Можно сказать, что государство восточных славян сложилось не благодаря скандинавам, но при их участии.

В «Повести временных лет» летописец сообщает, что в 862 г. новгородский старейшина Гостомысл, будучи бездетным, перед смертью пригласил в Новгород норманнского князя Рюрика с дружиной. Рюрик, перебив знатных новгородцев, обосновался в городе и стал править. После его смерти власть захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег. В 882 г. Олег предпринял поход на Киев. Он сумел хитростью выманить варягов Аскольда и Дира из ранее захваченного ими Киева и убил их. Захват Киева позволил политически объединить территории, расположенные вдоль пути «из варяг в греки». Олег, сделавший Киев своим стольным градом, продолжал властвовать и над новгородцами.

Объединение большинства восточнославянских племен вокруг Киева было не слишком прочным и не очень обременительным. Власть киевского князя сводилась к сбору дани (полюдью ) и разбирательству межплеменных споров и тяжб.

После смерти Олега в Киеве стал княжить сын Рюрика – Игорь. При этом князе в 945 г. произошло первое восстание древлян. Ненасытность князя Игоря при сборе дани возмутила древлян – они перебили дружину, а князя казнили. Жена Игоря Ольга, отомстив древлянам за убийство мужа, все же вынуждена была упорядочить сбор дани, установив уроки (размер дани) и погосты (места сбора).

Так постепенно под властью Киева (вокруг племени полян) произошло складывание Древнерусского государства – Киевской Руси. Это было раннефеодальное государство, так как в нем сохранялись пережитки родового строя: элементы военной демократии (взаимоотношения князя с дружиной, ополчение), существование веча в различных городах и племенных объединениях, кровная месть.

Во главе государства стоял великий князь киевский, при котором существовал совет из наиболее знатных и могущественных князей и бояр . Княжеские дружинники ведали сбором дани, податей, осуществляли суд, разбирали мелкие дела и пр. В города назначались специальные княжеские представители (посадники). В вассальной зависимости от князя находились его родственники, князья удельных земель, бояре, владевшие большими вотчинами и имевшие свою дружину.

Прослеживается постепенное усиление власти киевских князей над племенными союзами славян. Киевский князь объединял славянские и неславянские земли как силой, так и путем различных соглашений. Древлян Олег покорил насильно, Владимир таким же образом присоединил радимичей. Ко времени правления Святослава с племенными князьями в основном было покончено – они стали просто посадниками киевского князя. Князь Владимир посадил своих сыновей в разных зависимых от Киева землях. Однако властвовал князь не безраздельно. Княжеская власть была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления. Активно действовало в IX–XI вв. народное собрание – вече.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Западные славяне в VII–XI вв

Образование славянских государств в Западной Европе

Славяне никогда не жили в сфере какой-то единой славянской культуры, в длительной общей историко-культурной атмосфере.

Macurek. Obrysy Slovanstva. Praha, 1948

Славяне VI–VII вв . Славяне в VI–VII вв. занимали обширнейшую территорию в Западной Европе. От Эльбы на западе и до бассейна Вислы на востоке, от южных берегов Балтийского моря на севере и до Дуная на юге жили многочисленные племена так называемой западной ветви славян. Западные славяне делились на три группы: чешско-моравских, польско-вислянских и полабско-прибалтийских славян.

Западные славяне в VII–IX вв.

Переживая стадию разложения родового строя, западные славяне в период VII–IX вв. образовали свои племенные союзы, являвшиеся одной из форм зарождавшегося государства. В X–XI вв. в связи с процессом феодализации у славян сложились уже государства раннефеодального типа. Кроме внутренних условий - формирования господствующего класса землевладельцев-феодалов и класса лично зависимых общинников-крестьян, большое значение в качестве ускоряющего момента в образовании западнославянских государств имела напряженная борьба славянских племен с соседними народами, стремившимися завоевать и поработить их. Борьба с аварами, франками, венграми и особенно с германскими феодалами заставляла славян создавать свои собственные государственные союзы, достигавшие порой весьма значительных территориальных размеров.

Государство Само

Наиболее ранним западным славянским государством, сведения о котором дошл и до нас из летописных источников, был союз племен Богемии (или Чехии), существовавший в середине VII в. Этот союз образовался в процессе борьбы славян против аваров (в русских летописях они называются «обры»). Авары - народ тюркской языковой группы - пришли на Дунай во второй половине VI в. В конце VI - начале VII в. они подчинили ряд славянских племен, обложив их данью и обратив многих в рабство. Славяне восстали против господства аваров, освободились от них и образовали довольно большой военно-племенной союз. Во главе этого политического союза стал Само. Фредегар, автор франкской летописи, называет Само франкским купцом, торговавшим со славянами, а затем ставшим их военным вождем. Помимо чешских славян, в союз Само входили также южные славяне (словены) и полабские славяне - сербы. Таким образом, союз славянских племен сложился довольно большой, хотя точные границы «государства Само» определить трудно. Само правил 35 лет (623–658). Когда он умер, союз племен распался. Авары к этому времени уже не представляли столь страшной опасности для других народов.

Паннония, или Блатенское княжество

Падение Аварского каганата повлекло за собой существенное изменение обстановки в Средней Европе. Основным фактором, определяющим ее политическую жизнь, становится борьба между германцами и славянами. С освобождением Среднего Подунавья из-под власти аваров здесь вновь начинается процесс консолидации славянских племен.

Вмешательство германских феодалов вдела славян повлияло на протекавший в это время в северной части Среднего Подунавья процесс объединения славянских племен Моравии. Опасаясь усиления власти моравского князя Моймира, немецкие феодалы заключили союз с его соперником - князем области Нитры - Прибиной. В свою очередь Прибина поддержал миссионерскую деятельность немецкого духовенства и активно препятствовал объединительной политике Моймира. Однако около 833 г. Моймиру удалось изгнать Прибину из Нитранской области и присоединить ее к своим владениям. Так в северной части Среднего Подунавья возникло крупное политическое объединение славян, которое, поскольку его центром была Моравия, вошло в историческую литературу под названием Великоморавской державы. В 846 г. Людовик Немецкий вторгся в Моравию и возвел на княжеский престол Ростислава, надеясь превратить его в свое послушное орудие.

Вслед за тем, в противовес Великоморавскому княжеству, Людовик Немецкий назначил маркграфом Нижней Паннонии князя Прибину, который после изгнания из Нитранской области обосновался в окрестностях озера Балатон. Владения Прибины, известные в исторической литературе под наименованием Паннонского или Блатенского княжества, простирались от Дуная до Муры и от низовьев Раба до Дравы. Прибина был верным проводником политики восточнофранкского короля. Он активно содействовал поселению на территории своего княжества немецких феодалов.

Усердно поддерживал Прибина и немецкое духовенство, получившее немалую опору в ряде вновь основанных церквей. Столица его княжества - «Город на болотах» - стала постоянным местопребыванием специального зальцбургского архипресвитера.

С «обретением родины» мадьярами Блатенское княжество перешло под их власть, и местное население постепенно стало венграми, выйдя из семьи славянских народов.

Великоморавское государство

Более прочным, просуществовавшим целое столетие, был другой союз западных славян, сложившийся также на территории будущей Чехии. В его состав вошли различные чешские племена. Основным ядром его на этот раз были не сами чехи, а родственные им моравы. Основателем этого так называемого Великоморавского союза государств был князь Моймир (818–846), его преемниками стали князья Ростислав (846–870) и Святополк (870–894). Все они вели упорную борьбу с немецкими феодалами. Своего расцвета Великоморавское государство достигло при Ростиславе и Святополке. Столицей княжества был город Велеград. Кроме моравских и чешских племен, в его состав входили сербы и некоторые другие полабские (верхние и частью среднеэльбские) славяне, часть польских племен, славяне Паннонии, Словакии и позднейшей Галиции.

Ростислав призвал миссионеров Константина Философа (после принятия в 869 г. монашества - Кирилл) и Мефодия для проповеди христианства на славянском языке.

Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык богослужебные книги. Явившись в Моравию в 863 г., Кирилл и Мефодий вначале имели успех. Ростислав оказывал им всяческое содействие. Несколько тысяч моравов и чехов приняли крещение от греческих братьев. Из крестившихся моравов многие изучили грамоту и стали священниками, помощниками Кирилла и Мефодия. Таким образом, в Моравии намечалось образование самостоятельной славянской церкви без немецкого посредничества. Однако очень скоро Кирилл и Мефодий столкнулись с большими трудностями.

Католическое немецкое духовенство стремилось всячески помешать их деятельности, обращаясь с жалобами к папе.

Кирилл и Мефодий вынуждены были отправиться в Рим, чтобы дать объяснения. Кирилл умер там (869), Мефодию удалось получить от папы разрешение на продолжение проповеди среди моравов, и он был даже назначен папой архиепископом Моравии. Однако политическое положение в Моравском государстве на тот момент оставалось весьма сложным и противоречивым.

В 870 г. князь Ростислав был свергнут своим племянником Святополком при поддержке немцев. Но вскоре они решили освободиться от Святополка. Он был обвинен в измене, низложен и увезен в Германию. Вся Моравия была оккупирована немцами, и для управления ею были назначены два графа-немца. Но славяне, входившие в Моравский союз, в 871 г. восстали против немецкого засилья. Во главе их стал один из учеников Кирилла и Мефодия Славомир. Немецкие феодалы пытались использовать для подавления восстания того же Святополка. Но последний, вначале притворно согласившись им содействовать, перешел на сторону своих соплеменников.

В конце концов германский король (Людовик Немецкий) пошел на уступки, и в 874 г. он заключил со Святополком договор, признав его независимым князем Моравии. В дальнейшем Святополку удалось значительно расширить границы Моравского государства, подчинить своей власти славян, живших по Лабе, Одеру, в Прикарпатье. Святополк сумел освободиться от немецкого контроля и не оправдал надежд немцев на то, что станет их покорным орудием. Но он все же должен был пойти на некоторые уступки немецким феодалам. Одной из них было запрещение проведения богослужений на славянском языке. После смерти Мефодия (в 885 г.) его ученики были изгнаны из Моравии. Они удалились в Болгарию, где также содействовали образованию национальной славяно-болгарской церкви и развитию ранней славяно-болгарской письменности.

После смерти Святополка Моравского его сыновья начали друг c другом усобицы, быстро ослабившие княжество. Но главной причиной гибели Великоморавского государства было появление в конце IX в. на Среднем Дунае венгров, которые в 906 г. страшно опустошили Моравское государство. Разгром Моравии венграми привел к распаду Моравского союза, просуществовавшего более 70 лет.

Образование Чешского государства

Из части Великоморавского государства возникло к началу X в. Чешское княжество. Чешские князья, еще зависимые от моравских князей, существовали уже в IX в. Так, князь Боривой (874–879) и его жена, княгиня Людмила, упоминаются среди принявших крещение от епископа Мефодия.

В конце IX в. в Чехии некоторое время существовало два племенных союза: собственно чешский на северо-западе с центром в Праге, и зличанский на юго-востоке с центром в городе Либице. Победил северо-западный чешский союз племен. Князья рода Пшемысла (к которому принадлежал и Бо-ривой) в течение X и XI вв. должны были вести ожесточенную борьбу с родовой знатью, т. е. с ляхами. Особенно напряженной эта борьба с ляхами была при князьях Болеславе I Грозном (936–967) и Болеславе II (967–999). В результате этой борьбы был истреблен целый род - лех Славниковичей, возглавлявший союз зличанских племен; город Либице подвергся разрушению (996 г.).

В 1041 г. при князе Бржетиславе I (1034–1055) установились вассальные отношения чешского князя с Германской империей. Борьба князей со знатью давала возможность империи вмешиваться во внутренние дела Чехии. Однако и германские императоры со своей стороны также нуждались в союзе с окрепшим чешским князем. Поэтому он занял особое положение среди других герцогов Германии. В 1086 г. император Генрих IV дал князю Братиславу II (1061–1092) королевский титул.

Чехия стала королевством, продолжая оставаться в системе империи. К этому времени старая лехская знать была полностью сокрушена. Ее место заняла новая земельная служилая знать, тесно связанная с королевской властью и подвергшаяся к этому времени уже значительной феодализации. Средневековое Чешское государство, расположенное в самом центре Западной Европы, развивалось в последующие столетия весьма интенсивно. Однако по мере роста и оформления чешской народности должны были обнаружиться неизбежные противоречия ее с германским влиянием, вытекавшим из факта политической зависимости Чехии от Германии.

Образование Польского государства

Одновременно с Чешским образовалось еще одно западно-славянское государство - Польское. Вначале это был союз нескольких племен, расположенных в бассейне Вислы: полян (которые и дали название новому государству), слезан (или силезцев), куявов, мазур (или мазовшан) и др. Первым польским князем был Мешко (Мечислав) из рода Пястов. Мешко правил в 960–992 гг. в качестве князя Великой Польши, части Силезии, Мазовии и Куявии.

Западные славяне в X–XI вв.

В 966 г. Мешко крестился вместе со своей дружиной по западному обряду. Польша, таким образом, стала католической страной. Сын и преемник Мешко - Болеслав I Храбрый (992- 1025) был сильным князем, обладавшим многочисленной дружиной (до 20 тыс. человек). При Болеславе в состав Польского государства вошла и Малая Польша с Краковом, а также вся Силезия. Болеслав покорил славян-поморян (живших на побережьях Балтийского моря), часть полабских славян (лужичан) и захватил червенские города (в современной Западной Украине). Чехия и Моравия также находились некоторое время от него в зависимости. В 1025 г. Болеслав принял титул короля и учредил Гнезненское архиепископство, освободив тем самым польскую церковь от подчинения Магдебургскому архиепископу. Однако после смерти Болеслава большая часть земель, завоеванных им, вышла из повиновения. В связи с процессом феодализации страна раздробилась на многие княжеские уделы. Феодальная раздробленность в Польше получила весьма яркий характер. Все же Польское государство охватывало значительную территорию. Многочисленные племена, входившие в первоначальный Польский союз, постепенно слились в единую польскую народность. Польское государство на протяжении всех средних веков существовало как независимое государство, без каких-либо вассальных отношений с Германской империей.

В период X–XI вв. были заметны попытки образования государства и у западных - полабских и прибалтийских - славян. Однако эти попытки не привели к созданию каких-либо прочных государственных объединений. Этому помешала немецкая агрессия, застигшая эти племена на стадии простейших военно-племенных союзов. Из указанных попыток надо отметить политические союзы поморских славян, которым приходилось вести упорную борьбу с немцами, датчанами, скандинавами. На этой почве в X в. развивалась крепкая княжеская власть у восточных поморян. В одной немецкой хронике говорится, что у главного восточнопоморского князя было 40 тысяч войска.

В Восточном Поморье имелись значительные торговые города, представлявшие собой также и крепости, - Колобрег, Белгард, Гданьск. В XI в. восточные поморяне подчинялись Польше, под властью которой находились почти до середины XIII в.

Западные поморяне в X–XI вв. образовали союз типа городской федерации. В него входили города Волынь, Щецин, Камень и др. Власть в них принадлежала городской аристократии - «градским старцам» из местных купцов, землевладельцев, частью рабовладельцев, которые контролировали и местных князей, игравших чисто военную роль. В западнопоморских городах существовали вече, но городская аристократия и на них имела большое влияние. Некоторыми чертами политическое устройство западнопоморских городов напоминало строй северорусских городов - Новгорода и Пскова.

Наиболее сильным у полабских славян было Вендское королевство. Его основой был союз ободритов, живших по правому берегу Нижней Эльбы. Еще вX в. известны сильные ободритские князья Мстивой, Мстислав и другие, которых немецкие хроники называют королями славян (regesslavorum). В XI в. возникла целая династия ободритских князей в лице Готшалька (1030–1066), Крутого (1066–1093) и короля Генриха, сына Готшалька(1093–1125). Генрих официально именовался королем вендов. Ему подчинялась, кроме ободритов, и значительная часть лютичей.

Ободритские князья вели упорную борьбу с родовой знатью, опираясь на дружины из витязей. Чтобы усилить свою власть, они вступали в союз с немецкими феодалами. С этой целью Готшальк и принял христианство по католическому обряду. Однако христианство вызывало против себя серьезную оппозицию в стране. Князь Крутой сверг Готшалька, опираясь на старую «языческую партию». Сын Готшалька Генрих, сменивший Крутого, также следовал прогерманской и христиани-заторской политике своего отца. Однако сближение с немцами, в частности с немецкой католической церковью, не помогло вендским королям сохранить свою независимость. В XII в., с возобновлением немецкого «натиска на восток», земли ободритов одни из первых подверглись завоеванию и порабощению немецкими феодалами. На территории ободритов образовалось крупное немецкое феодальное герцогство Мекленбург, ставшее форпостом дальнейшего продвижения Германии в земли западных славян.

Процессы классообразования у славян проходили на фоне фор­мирования племенных союзов, распада большой семьи и перераста­ния родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Восто­ком или античным миром) рабовладельческие отношения.

Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII-VIII вв., можно определить как «военную демократию». Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооруже­ние населения (народное ополчение). Это - равенство всех членов общества.

Правящий класс формировался из двух слоев: старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин) и из общинни­ков, разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей. Наличие сосед­ской общины («верви», «мира») и патриархального рабства (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозило процесс социальной дифференциации.

Образование государственности у восточных славян совпало с разложением родоплеменных, кровнородственных отношений и было обусловлено им. Родоплеменные отношения заменялись тер­риториальными, политическими и военными связями. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Орга­низация и сохранение этих образований требовали усиления власти вождя и правящей верхушки. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина.

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, киевский и новгородский, объединились под властью Киева, образо­вав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. в это государство вливаются территории других славянских племен: древ­лян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерус­ское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Феодальная поземельная собственность складывается с IX в. в двух основных формах: княжеский домен и вотчинное землевладение. Внеэкономические формы эксплуатации (дань, «полюдье») ус­тупают место экономическим, основанным на праве собственности. Правовыми основаниями для владения землей становятся: пожало­вание, наследование, купля. В начальный период существенное зна­чение имел захват пустующих и ненаселенных земель.

Совершая военные походы, князь с дружиной захватывают плен­ных и превращают их в рабов (холопов). Однако рабский труд у славян (как и у германцев) не стал основной формой эксплуатации, экономические, климатические, географические и другие условия не способствовали этому. Рабы выполняли вспомогательные хозяй­ственные функции, главной рабочей силой были крестьяне-общин­ники.

2. Государственный строй Киевской Руси

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старей­шин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли при­нуждаться к службе силой оружия. Усиление местных феодалов (XI-XII вв.) вызывает появление и нового органа власти - «снема», т.е. феодального съезда. На таких съездах решались вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководи­мые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, кото­рая зародилась в недрах дружинной организации, а затем преврати­лась в военно-административную систему. Ресурсы для своего суще­ствования местные органы управления получали через систему кор­млений (сборы с местного населения).

В раннефеодальной монархии важную государственную и поли­тическую функцию выполняет народное собрание (вече). Выросшее из традиции племенных сходов, оно приобретает более формализо­ванные черты: для него готовится «повестка дня», подбираются кан­дидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют «старцы градские» (старейшины).

Определяется компетенция веча: при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселе­ний (слобод) решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом веча был совет, состоявший из «лучших людей» (городского патрициата, старейшин).

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община (вервь). В ее компетенцию входили земель­ные переделы (перераспределение земельных наделов), полицей­ский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложени­ем податями и их распределением, решением судебных споров, рас­следование преступлений и исполнение наказаний.

Становление княжеской администрации проходило на фоне пер­вых административных и правовых реформ. В X в. княгиней Ольгой была проведена «налоговая» реформа: были установлены пункты (погосты) и сроки для сбора дани, ее размеры (уроки) были также регламентированы. В начале XI в. князем Владимиром установлена «десятина», т.е. налог в пользу церкви, в XII в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующий ка­бально-долговые и заемные отношения.

Церковные организации и юрисдикция складываются на Руси после принятия христианства в качестве государственной религии. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приход­ское). Организационными центрами стали епархии, приходы и мо­настыри. Церковь получила право на приобретение земель, населен­ных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении «церковных людей», дела о пре­ступлениях против нравственности, брачно-семейные вопросы).

Древнейшим источником права является обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью (а не просто мнением, традицией), он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме.

Наиболее ранними письменными памятниками русского права являются тексты договоров Руси с Византией (911, 944 и 971 гг.). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относя­щиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовно­му праву. В них имеются ссылки на «закон русский», являвшийся, по видимому, сводом устных норм обычного права.

К числу древнейших источников права относятся также церков­ные уставы князей Владимира Святославича и Ярослава Владимиро­вича (X-XI вв.), содержащие нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи. В уставах определялась юрисдикция церковных органов и судов.

"
© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов