Климатические условия древней палестины. Природные условия палестины

07.08.2021

За Ливанскими горами , к востоку от городов Финикии лежали древние плодородные земли. Здесь было две реки северная – Оронт несла свои воды с юга на север и впадала в Средиземное море и южная – Иордан, низвергалась с севера на юг и впадала в огромное соленое озеро – Мертвое море. Долину Оронта и близлежащие земли именовали с глубокой древности Сирией , а бассейн Иордана и окрестности Мертвого моря греки назвали Палестиной . Финикия, Палестина и Сирия три страны Восточного Средиземноморья в Древности именовались вместе Ханааном. Благодаря своему географическому положению район Южного Ханаана – Палестины, стал зоной взаимодействия крупнейших государств Древности. Здесь проходили важнейшие караванные пути – из Египта в Малую Азию и Месопотамию и обратно. Кроме того, через эти земли проходил очень важный торговый путь из Европы в Азию. По этим путям проходили как мирные торговые караваны, так и армии завоевателей. Богатая страна привлекала к себе завоевателей во все эпохи своей многотысячелетней истории.

Иордан, глубокая, но узкая река, по сравнению с великим Евфратом, Тигром и тем более Нилом, Иордан может показаться ручейком. Поэтому в Палестине не было условий для создания ирригационной сети и развитого земледельческого хозяйства. К западу от реки Иордан земли Палестины вздымались нагорьем. Близ склонов гор располагались оазисы и плодородные долины. К востоку – располагалась гористая область, охватывающая исторические области Палестины – Галилею, Самарию и Иудею. Здесь рано стало возможным земледелие на склонах гор и в долинах, а также было очень развито скотоводство. Южнее Иордана находилось знаменитое Мёртвое море, с выжженными солнцем, почти безжизненными берегами.

Густые заросли леса и кустарников обрамляли берега Иордана; но эта глубокая речная впадина не превратилась, как другие речные долины в соседних странах, в жизненную артерию страны; она скорее служила барьером между её западной и восточной половиной. За Иорданом расположены степи - чем восточнее, тем более сухие, переходящие в Сирийскую пустыню .

На севере Палестины поднимаются нередко покрытые снегом вершины гор Ливана. На крайнем юге Палестина переходит в сухую гористую полупустыню, тянущуюся в сторону гор Синайского полуострова . Сухая, пустынная полоса низменностей занимает перешеек, отделяющий Палестину от Египта. Степные и полупустынные области были издревле местом обитания скотоводческих племен, то и дело вторгавшихся в оазисы.

Древние источники называют Ханаан страной, «текущей молоком и медом», причем под медом подразумевается финиковый сок. В древних свитках перечисляются семь злаков и фруктов, которыми богата страна: «пшеница, ячмень, виноград, смоковница, гранат, маслина и мед». Древнейшее свидетельство о сельском хозяйстве Ханаана содержится в египетском повествовании о вельможе Синухете (XX век до Р.Х.). Вот что пишет Синухет, о том, как пришел он в «…прекрасную землю, в которой были фиги и виноград, вина больше чем воды; большое изобилие меда, множество маслин и всяких плодов на деревьях. Были там и пшеница, и ячмень, а различного скота великое множество…Я пек хлебы каждый день, имел вино постоянно, а также вареное мясо и жареных птиц, не считая антилоп пустыни…».

Были в Палестине и полезные ископаемые. Небольшие залежи меди на крайнем юге начали разрабатываться с X века до Р.Х.. Значительно раньше, уже в середине третьего тысячелетия до Р.Х. начали добывать из Мертвого моря битум (природный асфальт), который продавали египтянам. Благодаря изобилию доброкачественной глины, наряду с выделкой кирпичей было широко распространено гончарное дело. Процветали также ткацкое и красильное ремесла. Наряду с этим, в горах добывался высококачественный строительный камень, который обрабатывался каменотесами.

Жизнь на грани выживания в условиях постоянных угроз засухи, налетов саранчи из пустыни или вторжений кочевников привела к тому, что народы, населявшие эти земли, выработали устойчивость к внешним воздействиям, но сильного государства, охватывающего всю территорию, здесь так и не сложилось. Необычайное разнообразие географических условий служило помехой слиянию населения столь небольшой по размерам страны в единое целое. Поэтому вплоть до конца древнего периода в Ханаане сохранилась обособленность отдельных областей, выражавшаяся в различии языков, обычаев и т. п.

Древняя Палестина находилась на восточном побережье Средиземного моря. По природным условиям она делится на три части: долину вдоль моря, нагорье от долины до реки Иордан и скалистое Заиорданье. Земли в долине и на нагорье были очень плодородны, поэтому в древности их называли «райским садом». Местное население издавна занималось земледелием. Заиорданье было удобно для скотоводства. Через всю Палестину проходят две горные цепи. Их главные вершины носят прославленные исторические названия: гора Синай, гора Фавор, гора Кармель. Через Палестину с севера на юг течёт река Иордан. На своём пути она образует Генисаретское озеро, а потом впадает в Мёртвое море. Вода в море такая солёная, что там нет никакой жизни. Соль лежит на берегу целыми грудами. Горы над Мёртвым морем покрыты вулканической лавой и раскалены солнцем.

ЕВРЕИ ЗАВОЁВЫВАЮТ ХАНААН

Четыре тысячи лет назад древние еврейские племена начали завоёвывать Палестину. Хананеи и филистимляне отчаянно сопротивлялись, но евреи (иудеи) победили. Само слово «евреи» означает «люди из заречья». Они переселились сюда из-за реки Евфрат. Сначала древние еврейские племена были кочевыми. С места на место перегоняли они большие стада скота, от которого получали мясо, молоко, шерсть и шкуры. В Библии мы находим немало исторических подробностей из жизни древних евреев. Рассказывается, как в Ханаан пришло племя во главе с вождём Авраамом из месопотамского города Ура. Бог, по Библии, такими словами велел им поселиться там: «Я дам тебе и потомству твоему землю скитания твоего, весь край ханаанский, в вечное владение». Произошло это примерно в 1700 г. до н. э.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЕВРЕЕВ

Евреи долгое время жили большими родами и семьями. Во главе каждого рода стоял богатый вождь - патриарх. В Библии так описывается имущество патриарха Авраама: «У него был крупный и мелкий скот, тут и ослы, и рабы, и рабыни, и ослицы, и верблюды». У другого патриарха, Иова, было семь тысяч голов мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьдесят пар волов и пятьсот ослов. Самую тяжёлую работу в хозяйстве выполняли рабы. Они пасли скот, собирали урожай, мололи зерно, строили дома и храмы. Рабами становились военнопленные и должники, которые не смогли вернуть долг.

Тема “Древняя Палестина”, которую изучают в 5 классе, тесно связана с библейскими историями и легендами, так как палестинцы действительно считали себя богоизбранным народом. Семитские племена населили ее территорию приблизительно в третьем тысячелетии до нашей эры. Тогда в этом государстве проживали двенадцать отдельных родов, у каждого из которых был свой глава – судья.

Место государства в Древнем мире

Природно-климатические условия Древней Палестины были очень благоприятными: она располагалась на восточном побережье Средиземного моря, что давало доступ к его ресурсам, долина реки Иордан обеспечивала жителей лесами, а Заиорданье славилось богатыми пастбищами, что позволяло развивать скотоводство. Условия для земледелия тоже были очень благоприятными. Так что местные жители, в основном, возделывали землю с помощью медных орудий труда и пасли скот.

Однако жизнь их недолго была мирной: соседи-филистимляне постоянно пытались захватить плодородную и богатую страну, так что в конце концов она оказалась перед угрозой потерять политическую независимость, в результате чего произошла смена государственного устройства.

Рис. 1. Древняя Палестина на карте.

Государственный строй Древней Палестины и ее выдающиеся цари

История этого государства тесно связана с именем первого царя, избранного советом судий, Саула. Этот юноша подчинил себе все израильские племена и начал полноценную войну с филистимлянами. Он выиграл множество битв, однако в итоге и его, и его сыновей все же убили. После него царем стал вифлиемский пастух Давид, который разгромил и покорил филистимлян, что обеспечило государству не только независимость, но и рабочую силу в виде рабов.

Во время его правления развивались торговые связи с Финикией, строились города.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Давид сделал Иерусалим столицей древнего палестинского государства, поместив на горе Сион реликвию, ковчег завета.

Не менее известным правителем был и его сын, царь Соломон. Именно в период его правления Древняя Палестина стала самым мирным и благополучным государством, в основном, благодаря контролю торговых путей через Средиземное и Красное моря. Во времена Соломона израильтянам становятся доступны драгоценные камни, колесницы и предметы роскоши. Также он сделал официальной религией единобожие – поклонение Яхве. Этому божеству был посвящен центральный храм в богатейшем Иерусалиме.

Рис. 2. Иерусалим – столица Древней Палестины.

💡

Разделение государства было необычным – Соломон создал 12 провинций, чтобы каждая из них только месяц в году содержала царский двор и несла расходы на государство.

Налоги и повинности были стабильными, а армия содержалась в порядке. Ее основой были колесницы.

После смерти царя Соломона Палестина распалась на два государства.

Культура Древней Палестины

Жители этого государства использовали финикийскую письменность, а мифологию заимствовали у вавилонян. Никаких литературных источников до нашего времени не сохранилось, единственная книга, в которой нашли отражение исторические события того времени и мифы народов, населявших эту землю, – это написанная значительно позднее Библия.

Рис. 3. Библия – культурное наследие Древней Палестины.

Что мы узнали?

Из темы “Древняя Палестина” (5 класс) мы узнали, что место, где находится Древняя Палестина, было очень благоприятным для жизни, что позволило создать благополучное государство. Изначально им управляли 12 судей от каждого отдельного племени, но война с филистимлянами вынудила их объединиться под властью одного царя. Сначала цари выбирались, но последний из них наследовал трон от своего отца. Палестина была богатой страной, которая контролировала морские пути и имела тесные связи с Финикией. Столицей государства был богатый Иерусалим, а его жители пользовались финикийской письменностью.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 492.


Палестина расположена на восточном побережье Средиземного моря. В этом районе сухое лето, осадков выпадает мало, поэтому в древности в период дождей воду приходилось

ДАМАСК
Иерихон
МЕРТВОЕ
МОРЕ
Израильско-иудейское царство в Х в. до н. э.
Древнееврейское царство
собирать. Главная река - Иордан - впадает в Мертвое море. Вода в этом море настолько соленая, что в нем невозможна какая-либо жизнь.
Палестина делится на две отличающиеся друг от друга части. Северная часть - это, прежде всего, район долины Иордан с хорошей землей для зернового хозяйства и скотоводства.
Юг Палестины в противоположность северу не отличается плодородием. Это гористая пустыня с оазисами.
Примерно три с половиной тысячи лет назад в Палестину пришли племена, которые называли себя «ибрим» («евреи»).

Священной книгой евреев является Ветхий Завет. Это самая древняя часть Библии (в переводе с греческого - «книга»), в которую кроме Ветхого Завета вошел и Новый Завет. Особенно почитаются евреями пять первых книг Библии - Тора, или Пятикнижие Моисеево.
В отличие от других народов Древнего Востока древние евреи пришли к вере в одного Бога. Они поклонялись Богу Яхве, который заключил с ними договор - Завет. Евреи считали Яхве единственным Богом и творцом мира, а себя - богоизбранным народом.
Сюжеты Ветхого Завета тесно связаны с исторической судьбой древнееврейского народа. В нем рассказывается, например, о сотворении первого человека, Адама, о Всемирном потопе, который уничтожил все живое, о египетском плене, о переселении в Землю обетованную.
По ветхозаветному преданию, родоначальником еврейского народа является Авраам. Он происходил из месопотамского города Ур. После долгих скитаний Авраам вместе с семьей пришел в далекую Палестину. В это время здесь уже жили хананеи. Далее из Ветхого Завета можно узнать, что

Моисей. Мозаика церкви Сан-Витале.
Равен на
часть еврейских племен, спасаясь от голода, переселилась в Египет.
По преданию дочь фараона воспитала одного из еврейских детей и дала ему имя Моисей. Когда Моисей вырос, он возглавил исход евреев из Египта и повел их в Палестину. Согласно Библии на горе Синай Бог через Моисея вручил евреям каменные плиты - скр^^али, на которых были записаны десять заповедей, и среди них такие:
Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.
Не делай себе кумира (то есть не создавай изображений других богов и не поклоняйся им)...

Почитай отца твоего и мать твою...
Не убивай.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай ничего, что есть у ближнего твоего.
Почему эти заповеди никогда не потеряют своей значимости? Какие выражения из заповедей перешли в нашу повседневную жизнь?
Борьба с филистимлянами
На рубеже XIII-XII веков до н. э. вдоль побережья Средиземного моря осели пришельцы, которых называли филистимлянами. Именно от них происходит греческое название «Палестина», что означает «земля филистимлян». Позже это название распространилось не только на побережье, но и на примыкающую к нему страну.
Филистимляне уже умели делать оружие из железа. Они стали грозными противниками древнееврейских племен, которые имели лишь бронзовое оружие. Филистимляне стали захватывать города, в том числе город
Силом, где находилось главное святилище евреев.
В Ветхом Завете рассказывается об израильском богатыре Самсоне. Никто не мог сравниться с ним в силе. Однажды он спас своих родителей от льва, разорвав его пополам. Но особенно страшен был Самсон филистимлянам. После одной из побед Самсона над войском филистимлян они решили узнать, в чем тайна его силы. Они подкупили красавицу Далилу, в которую был влюблен богатырь. Коварная Далила выведала, что сила Самсона
А. Мантенья. Самсон и Далила заключается в его длинных воло
сах. Когда Самсон уснул, она обре-

3
зала ему волосы, лишив тем самым волшебной силы. Филистимляне сковали ослабевшего богатыря цепями и ослепили его, а затем заставили безостановочно крутить жернова ручной мельницы. Время шло, волосы постепенно отрастали, а с ними возвращалась мощь Самсона. Однажды враги привели его в храм. Когда прислужники подвели Самсона к колоннам, на которых держалась крыша, он ухватил их руками и сотряс с такой силой, что храм рухнул. Под его обломками остались множество филистимлян, но погиб и сам герой.
Древнееврейское царство

Храм в Иерусалиме. Реконструкция
Первым израильским царем был Саул, воевавший с филистимлянами. В ходе этой борьбы Саул и его сыновья погибли. Царем был избран один из военачальников-из- раильтян, Давид. По преданию еще юношей он победил страшного великана Голиафа. Давид продолжил борьбу с филистимлянами и добился больших успехов. При нем столицей стал город Иерусалим. Давид процарствовал тридцать лет. После его смерти царем стал его сын Соломон. В период его правления царство почти не вело войн и достигло наивысшего расцвета. Страна имела выход в Средиземное и Красное моря, что способствовало развитию морской торговли. Царь Соломон предпринял ряд мер по укреплению государства, разделив его на 12 областей. Каждой из них правил наместник. Один месяц в году он отвечал за расходы по содержанию царского двора и войска. Соломон ввел налоги и повинности. Много внимания он уделял строительству храмов и дворцов, прежде всего в Иерусалиме.
В преданиях Соломон предстает мудрым и справедливым правителем. До сих пор говорят: «Соломоново решение», КОГДа имеют в виду мудрое, правильно принятое решение.
Однажды к Соломону привели двух женщин. Одна из них держала на руках новорожденного младенца. Каждая из женщин уверяла царя, что это ее сын. Они обратились к царю с прось6ой разрешить их спор, чей же это ребенок. Соломон приказал стражнику разрубить мечом ребенка пополам и отдать по половине каждой из женщин. И тогда одна из женщин сказала: «0, господин мой! Отдайте ей ребенка, не умерщвляйте его». Другая же настаивала: «Пусть же не будет ни мне, ни ей, рубите». И тогда царь приказал отдать дитя той женщине, которая была готова отказаться от него, лишь бы он остался жив.

Почему царь Соломон поступил именно так?
Царствованием Соломона завершается восьмидесятилетний период существования единого царства. После его смерти государство распалось на два царства - Изра- нльское на севере и Иудейское на юге Палестины. В VII веке до н. э. под ударами Ассирии пало Израильское царство. В VI веке до н. э. новый могущественный враг, вавилонский царь Навуходоносор, чья держава выросла на руинах Ассирии, уничтожил Иудею.

  • Ветхий Завет - первая часть Библии.
  • В Древнем Израиле возникло единобожие, то есть вера в одного Бога (Яхве) .
  • Высшего расцвета Израильское царство достигло в период правления царей Давида и Соломона.
Вопросы и задания.... наи. ... .
1. Что рассказывает Ветхий Завет о судьбе древнееврейского народа? 2. Какие мифологические сказания Ветхого Завета вы знаете? 3. Составьте рассказ об Израильском царстве (см. памятку № 3). 4. Опираясь на библейские сюжеты, покажите, в чем заключалась мудрость Соломона. 5*. Прочитайте в Биб-

лии сказание о Всемирном потопе. Что общего между сюжетом из Библии и шумерским мифом? Чем объяснить, что у разных народов возникали мифы о Всемирном потопе?

р Изучаем источник
г
Познакомьтесь с одной из притч царя Соломона, записанной в Библии
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет как прохожий бедность твоя и нужда твоя как разбойник.
Какие наставления следуют из этой притчи? Почему в качестве противоположности ленивцу выбран в притче муравей?
§

Палестиной называли страну между Египтом и Сирией. С трех сторон она ограничена горами и холмами, а на востоке рассечена глубокой, узкой долиной реки Иордан, которая впадает в соленое и безжизненное Мертвое море.

До конца IV тысячелетия до н. э. климат Палестины был влажным. Западная часть оказалась заболоченной, в Заиорданье находились пышные пастбища, в долинах реки Иордан и ее притоков росли густые леса. Страна словно была создана для земледелия. Оно и возникло здесь еще в древнейшие времена - в период мезолита или раннего неолита. Гораздо позже климат стал более сухим, постепенно исчезают леса и болота, степи беднеют. Густые леса и кустарники сохраняются только в долине Иордана.

Уже древние египетские данные III тысячелетия до н. э. рассказывают о жизни семитов в Палестине. Они занимались скотоводством и земледелием. На рубеже IV и III тысячелетий до н. э. люди жили в укрепленных поселениях, знали медные орудия труда. Сюда совершали походы египетские войска. В период Среднего царства палестинские племена подчинялись египетским фараонам.

Большие изменения в жизни Палестины произошли во II тысячелетии до н. э. С севера в страну проникают новые племена - хурриты. Теперь жители больше занимаются кочевым скотоводством. Несмотря на некоторое распространение хурритского языка, в основном говорили на западно-семитском. В начале II тысячелетия до н. э. в этих местах пользовались ослами, которые заменяли лошадей.

В XVIII веке до н. э. был создан союз племен, которых называли гиксосами. Причины создания союза и его история не известны, но он охватывал территорию от Северной Сирии до Египта, а центром его, по-видимому, стала Палестина. Гиксосы контролировали некоторую часть Египта и, судя по археологическим раскопкам, они обогатились там.

В 1-й половине XVI века до н. э. ситуация изменилась. Гиксосы были сначала изгнаны из Египта, а потом и Палестина попала под власть египтян. Теперь египтяне грабили страну, которая превратилась в источник рабов. Только постоянными военными походами и содержанием военных гарнизонов, подчиненных египетским наместникам, Египту удавалось удерживать здесь свою власть.

Кроме оседлого ханаанейско-хурритского населения, к которому, возможно, в период хеттско-египетских войн прибавились и хетты, в Палестине жили люди, связанные с кочевниками пустыни. Некоторые из них занимались еще и земледелием, постепенно оседая и сохраняя первобытнообщинные порядки. Эти люди, которые в письменных источниках называются хапиру, а пошумерски сагаз (подрезатели жил, головорезы), появлялись иногда с миром, как наемные сельхозрабочие, иногда с войной, стараясь захватить землю и крепости оседлого населения. Они были достаточно опасны для египтян и местной ханаанейско-хурритской власти. Ведь местные жители в союзе с хапиру могли выступить против них. В основном хапиру жили в восточных и южных районах Ливанских гор. Среди них могли находиться и предки евреев.

Сокрушительный удар по владычеству Египта в Азии был нанесен нашествием «народов моря» - племен побережья и островов Малой Азии, а также Эгейского моря, начавших движение во 2-й половине XIII века до н. э. Эти племена прошлись огнем и мечом вдоль восточного побережья Средиземного моря, опустошив южные области Хеттской державы.

В XIII - XII веках до н. э. в Палестине существовало множество ханаанейских городов-государств. Рядом с ними жили племена древних евреев, у которых полным ходом шел распад родоплеменного строя и социальное расслоение общины. Примерно в 1 й половине XIII века до н. э. древнееврейские племена объединились в союз, получивший название Израиль. Израильтяне захватывали земли коренного населения. Захватив земли и города ханаанян, они осели на постоянное местожительство.

Относительно быстрому захвату древними евреями Палестины способствовало то, что ханааняне были ослаблены непрерывными вторжениями египтян, а затем нашествием «народов моря». Племена израильтян расселились на большом пространстве. На юге Палестины в горном районе осело племя иудеев. Это племя раньше всех обособилось от израильских племен. Иудеи захватили самую большую и плодородную часть Палестины. Захваченные земли они поделили на наделы. Бывшие владельцы земли превращались в рабов. Язык израильтян был похож на ханаанейский. Это способствовало объединению израильтян и ханаанян. Вскоре эта страна вновь стала процветать. На севере развивалось пашенное земледелие и садоводство, выращивали виноград и маслины, процветало виноделие и скотоводство. Широкое распространение получило железо, которое все сильнее вытесняло бронзу, началось освоение рудников. До начала XI века до н. э. израильтяне управлялись советом родовой знати, в экстренных случаях племя выбирало вождя - «судью».

Чаще всего судьями становились военные вожди или просто инициативные и благочестивые люди. Последним древнееврейским судьей был Самуил, которому пришлось столкнуться с грозной опасностью - племенами филистимлян, одним из «народов моря». В XI веке до н. э. они, используя Крит как опорную базу, расселились в Ханаане и создали здесь союз пяти городов: Газы, Аскалона, Азота, Гефа и Экрона. Именно от них происходит греческое название «Палестина» - страна филистимлян. Филистимляне были серьезными противниками для израильтян, так как у них было железное оружие, а у израильских племен - бронзовое. Примерно в 1080 году до н. э. филистимляне напали на соседнюю с ними область иудеев. Ими были завоеваны некоторые крепости. Филистимляне нанесли несколько поражений израильтянам. Вскоре им удалось разгромить иудейскую армию, захватить город Силом (Шило) и пленить Ковчег - святыню древних евреев.

В этих тяжелых условиях, когда израильтяне оказались перед угрозой потери политической независимости, судья Самуил собрал всех старейшин Израиля и они сообща избрали первого еврейского царя - молодого Саула из племени вениаминитов, сына богатого землевладельца. Это произошло в 1020 году до н. э. Саул подчинил все израильские племена, включая иудеев, и начал тяжелую войну с филистимлянами. Первый царь был довольно противоречивой личностью, на него сильно давила тяжелая ответственность за судьбы своего народа. Из-за своей вспыльчивости он поссорился с Самуилом, который отвернулся от царя. В это время в окружении Саула появился юноша Давид, пастух из Вифлеема. Вначале он был фаворитом царя, но затем вынужден был бежать от мнительности Саула к Самуилу, а затем перейти на сторону филистимлян. В 1004 году до н. э. во время битвы евреев с филистимлянами войско Саула было уничтожено, а сам царь покончил жизнь самоубийством, бросившись грудью на собственный меч, чтобы не попасть в плен к врагу. Узнав о гибели царя, Давид, который не принимал участия в битве, вернулся в Иудею и вскоре был избран вторым древнееврейским царем.

В 995 году до н. э. войска Давида штурмом взяли ханаанейскую крепость Сион, возвышавшуюся на горе над рекой Кедрон. Здесь царь основал общееврейскую столицу, которая была названа Иерусалим. Сюда же был перенесен отбитый у филистимлян ковчег, что превратило Иерусалим в духовную столицу всех евреев. Поскольку Иерусалим находился на земле, не принадлежащей ни одному из еврейских племен, основание столицы в этом городе способствовало усилению политической власти царя. При помощи правителя финикийского города Тира Хирама I царь Давид покорил филистимлян и включил их города в состав своего государства. Во время его правления Израиль вел постоянные войны с племенами Заиорданья, благодаря которым молодое государство получало множество рабов. Также Давид захватил некоторые арамейские государства Сирии. В 965 году до н. э. царь Давид умер, и престол перешел к его сыну Соломону. Новый царь решил построить в Иерусалиме храм богу Яхве, для возведения которого были приглашены мастера из Финикии. В 950 году до н. э. строительство святилища было завершено. Знаменитый храм Соломона был сравнительно небольшим по размеру строением, внутренние стены которого были облицованы ценными породами дерева и покрыты позолотой. После окончания строительства храм был освящен и в него торжественно перенесли Ковчег. В храме, посвященном Яхве, претендовавшему на роль единого божества всех евреев, не было каких-либо изображений бога - только золотые семисвечники и 2 медных стола, украшенные растительным орнаментом.

Первые годы правления Соломона были временем мира и спокойствия. Царь заключил союз с последним фараоном XXI династии Египта, вступил в более тесные отношения с правителем Тира Хирамом I, отправлял экспедиции в таинственную страну Офир. Соломон разделил свое государство на двенадцать провинций, каждая из которых должна была один месяц в году содержать царский двор. Также он ввел разумную систему налогов и повинностей. Была создана сильная армия с отрядами колесниц.

Северные еврейские племена были недовольны политикой Соломона. Они не желали платить налоги, и их раздражало, что царь привлекает к управлению страной множество ханааненян, которые были опытны в государственных делах. В конце царствования Соломона северные евреи организовали заговор, во главе которого стал начальник строительных работ в столице Иеровоам. Однако заговор был раскрыт, и Иеровоам был вынужден бежать в Египет, где к власти пришел новый фараон Шешенка, желавший восстановить египетское влияние в Сирии и Палестине. После смерти Соломона в 526 году до н. э. новым царем стал его сын Ровоам. При его восшествии на престол народ потребовал уменьшить налоги, и когда этого не произошло, государство раскололось на две части. Вскоре Иеровоам пришел в Палестину вместе с египетской армией. Иерусалим был взят штурмом, сокровища храма Соломона и царского дворца были разграблены. После этого северные племена окончательно откололись от Иудеи и создали собственное государство Израиль. В Иудее продолжали править потомки царя Давида.

В Израиле первоначально правил Иеровоам. Но положение его династии оказалось непрочным. Сын Иеровоама, сменивший отца на престоле в 901 году до н. э., очень скоро был убит заговорщиками. После этого в Северном царстве началась нескончаемая череда дворцовых переворотов и кровавых убийств: более половины северных царей погибли насильственной смертью. В 875 году до н. э. военачальник Омри захватил власть в Израиле и основал собственную династию, которая просуществовала около 50 лет. Столицей своего государства Омри сделал выстроенную им неприступную крепость Самарию. Царский дворец в Самарии, построенный Омри, был богатым и красивым.

В VII веке до н. э. Израиль и Иудея были сложившимися рабовладельческими государствами. Жизнь простого населения сильно отличалась от жизни знати. Люди жили в грязи, нищете и тесноте. У более зажиточных людей дома часто были двухэтажными. Первый этаж занимали мастерские и подсобные помещения. Здесь же жили рабы. Члены зажиточной семьи располагались на втором этаже. Богатые носили длинный шерстяной плащ и мягкие сапоги. Одежда бедняков состояла из длинной рубахи. Мужчины носили шерстяной колпак. В 722 году до н. э. ассирийский царь Саргон II напал на Израиль. В этом же году пала столица государства Самария и Израильское царство перестало существовать как независимое государство. Около 30 тыс. евреев были насильно угнаны в Мидию и Месопотамию, а их земли заняли вавилонские и арамейские колонисты. Иудея отдала ассирийцам часть своей территории и обязалась платить дань в обмен на некий призрак независимости.

После разгрома Ассирии в конце VII века до н. э. в Иудее попытались восстановить свою власть над Палестиной. Царь Иония провел ряд реформ. Он принял закон об ограничении долговой кабалы: «Если ты купишь раба-еврея, - говорилось в этом законе, - то пусть он работает тебе шесть лет. А в седьмой год пусть он выйдет на волю даром». Более важной мерой была религиозная реформа. Иония официально ввел единобожие - отныне евреи должны были поклоняться только Яхве, все остальные культы были упразднены, а их жрецы казнены. Однако надеждам на восстановление былого величия не суждено было осуществиться. В 609 году до н. э. царь Иония погиб в сражении с египетской армией под командованием фараона Нехо. В 597 году до н. э. вавилонское войско царя Навуходоносора II разграбило Иерусалим. Спустя 11 лет, в 586 году до н. э., вавилоняне вновь пришли под стены восставшего Иерусалима, взяли город и угнали его жителей в Месопотамию. Иудейское царство было уничтожено.

Последующий период еврейской истории получил название «вавилонское пленение», хотя только 10 % жителей Иудеи было угнано в Месопотамию. В течение жизни двух поколений еврейская община в Вавилоне находилась в контакте с блестящей аккадской культурой, однако халдеи довольно жестоко относились к переселенцам. Только в 538 году до н. э., когда персидский царь Кир захватил Вавилонское царство, евреи получили разрешение вернуться домой и восстановить Иерусалим. Новая община была освобождена от налогов и повинностей. Деньги на построение города и нового храма выделялись из доходов сирийско-палестинской провинции. Членам общины разрешалось жить по созданным ими же законам. Местное население там, где располагалась община, было от нее зависимо. Создание храмово-городской общины вызвало недовольство у жителей Палестины. В связи с этим восстановление Иерусалима и его храма происходило очень медленно и было завершено только к началу IV века до н. э. Как и в других обществах Древнего Востока, религия играла ведущую роль в жизни еврейского государства. Древние евреи поклонялись множеству богов, которые были общими для всех западных семитов. Израильтяне, как и ханааняне, поклонялись деревьям и каменным столбам. Также были развиты различные культы, связанные с вершинами гор. Однако, в отличие от других западносемитских племен, древние евреи имели общего бога Яхве. Яхве - это непроизносимое имя единого Бога, которого первоначально почитали только в племени, давшем Израилю первых царей, а затем стали считать главным общееврейским божеством.

Введение потомками царя Давида монотеизма (единобожия) было тесно связано с движением пророков-жрецов, которым открылась воля Бога. Пророки были религиозными и политическими проповедниками, которые объединяли вокруг себя учеников, сохранявших и передававших слова учителя. Одним из наиболее ранних известных нам пророков был Йешайаху (Исайя), который жил в VIII веке до н. э. Пророк Йирмиаху (Иеремия), живший в трагические последние годы существования Иудеи, оставил пророчества о гибели храма Яхве. Также получил широкую известность его младший современник Йехезкеелу, действовавший в начале VI века до н. э. Главной темой всех пророчеств было требование признать единого и единственного бога - Яхве. Они считали, что только отказ от поклонения другим богам и праведная жизнь могут спасти еврейский народ. Именно упадок нравов и порок, сосредоточенный в городах, должны были вызвать кару Господа, которая не замедлила явиться в облике вражеских полчищ с востока.

Главным памятником древнееврейской литературы является Ветхий Завет, который создавался на протяжении XII - II веков до н. э. Считается, что дошедшие до нас 43 произведения Ветхого Завета являются лишь малой частью обширной древнееврейской литературы. Дело в том, что с течением времени жрецы тщательно отбирали произведения, которые соответствовали идеям единобожия и учению пророков. Затем подобные сочинения были объединены в сборник, внутренняя структура которого стала плодом вековой работы жречества. Ветхий Завет состоит из «Пятикнижия», «Пророков» и «Писаний». Самой древней частью этого сборника является «Пятикнижие», создание которого традиция приписывает Моисею.

Ученые выделяют в этом произведении 3 основных слоя: «Элохист», названный по имени древнейшего бога Эллохима, созданный в IX веке до н. э. в северной части страны; составленный в X веке до н. э. на юге «Яхвист», посвященный богу Яхве; так называемый «Жреческий кодекс», написанный в VI -V веках уже после падения Иудейского государства. Часть «Пророки» включает в себя исторические книги Библии, то есть древнееврейские летописи, и книги систематизированных изречений пророков и их учеников. В «Писания» вошли такие шедевры древнееврейской поэзии, как Псалтырь, «Песнь песней», притчи Соломоновы и другие лирические произведения. Ветхий Завет впервые за все существование человечества представил цельное полотно исторического развития отдельного народа, действие которого происходит в окружении реальной действительности и мифа. Многие ученые считают, что именно у древних евреев зародилось восприятие и понимание истории как непрерывного процесса. После тщательного научного анализа Библия стала ценнейшим источником по истории Ближнего Востока.


© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов