Немецкий рыцарь 13 века. Развитие доспехов в средние века в западной европе

04.04.2021

Это будет интересно всем любителям средневековой истории.

Последовательность облачения рыцаря 13-го века.


Шаг 1. Совершенно понятно, что кольчуга надевалась не на голое тело
и не на нижнее белье. Сначала нужно было защитить ноги при помощи
довольно толстых стеганных штанов:

Шаг 2. Затем уже надевались кольчужные "сапоги-чулки",
которые подвязывались к поясу рыцаря.
Под коленями они стягивались специальными ремнями,
иначе получилась бы слишком большая нагрузка на поясницу:

Шаг 3. Прежде чем надеть кольчугу, рыцарь облачался в такой же как и штаны
стеганный кафтан:

Шаг 4. Надевается кольчуга.
Вот теперь рыцарь защищен почти полностью:

Шаг 5. Поверх кольчуги обязательный плащ геральдических цветов рыцаря с его родовым гербом,
иначе было бы непонятно, что это за рыцарь и на чьей стороне в бою он выступает.
Впрочем, плащи рыцарей католических орденов чаще всего не отличались друг от друга,
если говорить о членах одного ордена.

Тогда отличительным знаком служил шлем, имеющий соответствующие геральдические знаки.
Отличить рыцарей можно было и по форме шлема. В отличие от пеших кнехтов, шлемы которых
были единообразными, конные рыцари стремились к индивидуальности и их шлемы были весьма
разнообразными как по форме, так и по декору.
Шлем также надевался не на голую голову, а на некий чепчик с подвязками под подбородком.

Шаг 6. Экипировка коня.
Во время рыцарских турниров, как правило, конь также облачался в попону
геральдических цветов рыцаря-наездника. Но в реальных сражениях это было
не обязательным правилом.


Зимой в таком облачении рыцарю, может быть, было и комфортно. Но в теплое (и особенно жаркое) время года, он должен был просто изнывать от жары, обливаясь потом. А учитывая отношение западноевропейского средневековья к гигиене, можно себе представить, как от этих благородных рыцарей воняло!

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Современные изображения воинов

Германский рыцарь XI века

На рыцаре кольчуга старого образца с разрезами по бокам. Такие кольчуги носили в Германии более двух веков подряд. Кавалеристы носили кольчуги с разрезами спереди и сзади, а этот рыцарь – пехотинец. На голове у рыцаря шлем старого образца (так называемый, «шпенгельхельм»), у которого пластины приклепаны к рамке из железных полос. Назальная пластина у шлема отсутствует. Низ кольчужной шапочки не защищает шею спереди. Щит скопирован с рисунков того времени. Считается, что именно такие щиты были у германских рыцарей XI века, хотя археологам не удалось найти ни одного сохранившегося экземпляра.

Богемский пехотинец XI века

Пехотинцы многих европейских стран отличались от рыцарей и наемников тем, что не носили почти никаких доспехов. Однако, у этого пехотинца мы видим шлем с назальной пластиной, защищающей от рубящего удара меча. Он отлит из единого куска металла. Заклепки по краю щлема предназначены для прикрепления кожаного или холщевого ободка на мягкой подкладке. Щит-«коршун», который мы видим у воина, вошел в употребление в XI веке, как у пехотинцев, так и у кавалеристов.

Польский тяжелый кавалерист XI века

Поляки много раз сталкивались с германцами, так как находились под постоянной угрозой агрессивной политики императоров. На этом воине мы видим железные чешуйчатые доспехи. В руках у него щит, покрытый кусками кожи. Его позолоченный шлем спереди украшен декоративными пластинками. К седлу привязан короткий топор.

Германский рыцарь первой половины XII века

Шлем рыцаря имеет заостренную и загнутую вперед верхушку типичную для того времени. Рукава кольчуги доходят до запястья. Однако, в отличие от большинства своих современников, у этого воина нет ножных доспехов. Пояс для ношения меча закрепляли на талии следующим образом: его раздвоенный конец просовывали в прорези на противоположном конце и завязывали на узел. Это способ ношения пояса был распространен в Германии повсеместно как в XII, так и в XIII веке.

Пехотинец из Лотарингии, первая половина XII века

На воине надета короткая кольчуга с рукавами, доходящими лишь до локтя. В руках у воина круглый щит, на котором перекрещивающиеся ремни заменили металлическую планку для захвата, характерную для предыдущих образцов. Несмотря на повсеместное распространение щита-«коршуна», у пехотинцев тоже часто можно было видеть круглый щит.

Пехотинец из Вероны, 1139 год

Этот городской пехотинец одет в кольчугу. Его облачение имеет некоторые черты итальянского стиля: верхушка шлема наклонена вперед, нижняя часть шлема вытянута для лучшей защиты затылка. Щит воина достаточно длинный, нижний конец имеет прямоугольную форму. Это одна из разновидностей итальянского щита, которую помимо итальянцев использовали лишь некоторые воины-мусульмане. Облачение этого воина качеством не хуже рыцарского. Лишь кольчужные поножи, надетые только на левую ногу, говорят о том, что перед нами тяжелый пехотинец, который во время боя поворачивался к противнику именно левой стороной.

Германский рыцарь второй половины XII века

На ногах у рыцаря надеты кольчужные поножи, завязывающиеся сзади, хотя большинство воинов носило целиковые кольчужные «чулки». На голове надет высокий полусферический шлем, популярный в Германии XII века. По бокам шлема мы видим изображение простейшей геральдической эмблемы. Назальная пластина в виде перевернутой буквы «Т» , расширенная внизу для лучшей защиты рта, является первой ступенью на пути к изготовлению маски, полностью защищавшей лицо.

Миланский пехотинец 1170 года

На рисунке мы видим пехотинца из города Милана, воины которого доставили германцам столько неприятностей. На голове у воина шлем с удлиненной задней частью, предназначенной для защиты затылка. Щит укреплен железными полосами, его нижний конец скруглен. Утяжеленный конец широкой кривой сабли предназначен для нанесения мощных ударов. Доспехов у этого пехотинца нет.

Итальянский рыцарь конца XII века

На рисунке изображен рыцарь из Северной Италии, воевавший как за германцев, так и против них во время их походов за Южные Альпы. Его облачение немногим отличается от облачения германского рыцаря. Круглый шлем с несколько вытянутой задней частью по виду напоминает одну из поздних моделей саллета. Ребро посередине шлема вверху образует гребень. В руках у рыцаря одна из ранних разновидностей булавы с обухом из медного сплава.

Рыцарь-«министериал» Вольфрам фон Эшенбах

Рыцарь Вольфрам фон Эшенбах происходил из семьи баварских рыцарей-«министериалов». Расширенные висячие рукава и «V»-образный вырез его сюрко можно встретить на многих изображениях того времени. Германские мастера часто делали на детали вертикальные желобки, укреплявшие металлическую конструкцию. Делали они это сознательно или выдавливали выемки просто для украшения, нам неизвестно. Лицо рыцаря полностью закрывает маска, приклепанная к надлобному краю шлема. Наверху шлема мы видим украшение в виде флажка с родовым гербом Эшенбахов. Исследователи не смогли точно установить, что было изображено на этом гербе: топор или цветочный горшок. Тело лошади защищает стеганая попона. Точки в углах стеганых ромбов, вероятно, являются заклепками.

Германский рыцарь 1200 года

Изображение этого рыцаря скопировано с рисунка в рукописи «Энеида». Рукав кольчуги настолько длинный, что закрывает руку, образуя нечто вроде варежки. Ко внутренней части рукава, прилегающей к ладони, пришивали кусок ткани или кожи для облегчения захвата. На голове у рыцаря необычной формы кольчужный капюшон с прорезями для глаз, по-видимому, являющийся частью кольчуги, надеваемой под сюрко. В рукописи нет описания того, каким образом одевали подобное облачение. Возможно, кольчуга имела спереди удлиненный клапан, но он обычно закрывал лишь рот. Кажется, некоторые из таких клапанов привязывались шнурками у висков. Именно такой вариант показан на этом рисунке. В руках у воина широкий щит, распространенный среди германских рыцарей. На сюрко находится такое же изображение герба, как и на щите. Меч свисает с перевязи на запястье. Это достаточно редкий способ ношения меча. Чаще так носили булаву.

Лучник из Тюрингии, 1200 год

У лучника нет никаких доспехов, кроме шляпы в виде котелка. Его оружие по размерам близко к большому луку. Колчан для стрел в форме колпака напоминает колчаны конных лучников-мусульман, а также колчаны восточно-европейских воинов. Головки стрел полукруглой формы. Вероятно, на лучниках Тюрингии сказывалась близость славянских границ и оказывали влияние военные традиции славян.

Савойский рыцарь, 1225 год

Воин из королевства Арле, являвшегося частью империи Германии. В руках у воина одна из ранних моделей шлема с маской для лица. Этот шлем надевали поверх шапочки на мягкой подкладке и кольчужного капюшона и завязывали ремешками под подбородок. В наколенниках из твердой кожи делали дырочки по краям и пришивали к рейтузам. В руках у рыцаря типичный для германского воина щит, по форме близкий к треугольному.

Пехотинец из Арле, 1220 год

На этом воине надета длинная кольчуга. На голове у него отдельная кольчужная шапочка с прямоугольной нагрудной частью. Такая форма отлетного клапана кольчужной шапочки была типичной для германских воинов. Она свидетельствует о германском влиянии, имевшем место на территории, все больше подпадавшей под власть Франции. Ношение шапочки отдельно от кольчуги было нехарактерно для того времени. Шлем воина состоит, вероятно, из двух половинок, а декоративная полоска посередине закрывает место из соединения. Однако, это лишь предположение. Шлем также мог быть изготовлен из одного куска металла. В руках у воина щит-«коршун» старого образца.

Граф Людовик Луз, 1216 год

Рисунок скопирован с изображения на графской печати, где граф изображен в сюрко с жесткой плечевой вставкой. Чередующиеся красные и желтые полосы на сюрко и лошадиной попоне являются цветами родового герба. В данном случае попона закрывает лишь голову и переднюю часть туловища лошади. Такие «половинчатые» попоны встречались нечасто. На подлинной печати шлем изображен с украшением наверху. Но из-за порчи оригинала форма украшения не сохранилась.


Германский рыцарь 1250 года

Снаряжение этого рыцаря сходно со снаряжением рыцарей современной ему Франции и Англии. На ногах у него нет твердых доспехов. Рыцарский шлем стал более глубоким. Вверху под кольчужной шапочкой на подкладке проложен круговой валик, который придает шапочке вид прямоугольника, если смотреть спереди. Головка эфеса, имеющая форму полумесяца, редко встречалась за пределами Германии. На щите у рыцаря и на попоне его лошади изображен родовой герб Малинкродтов из Вестфалии.

Конный лучник-сарацин с Сицилии, 1240 год

Фридрих II особенно любил сарацин, которых в его армии было множество. Воин в платье сарацина из андалузской части Испании держит в руках усиленный лук с загнутыми назад концами, состоящий из дерева, рога и сухожилий. Сухожилия на внешней стороне лука усиливают натяжение. Рог на внутренней стороне способствует сжатию (то есть возвращению лука в исходное состояние после выстрела). Этот воин не использует футляр для лука, а вот стрелы у него спрятаны в колчан, подвешенный к правому плечу. Лучник также вооружен прямым мечом, типичным для арабских воинов.

Телохранители из тунисских берберов, 1240 год

Фридрих II, как и его предшественник Роджер I, брал на службу телохранителей из Туниса. Этот воин, представляющий собой разительный контраст германскому рыцарю по внешнему виду, является настоящим арабским воином. На голове у него поверх шлема конической формы надет тюрбан, туловище защищает верхнее платье, характерное для воинов-арабов. Круглый щит покрыт шкурой леопарда. Доспехи, защищающие туловище, представляют собой ряд небольших пластинок, связанных друг с другом. Такие доспехи были распространены среди воинов-мусульман и весьма редки в католической Европе.

Сицилийский арбалетчик первой половины XIII века

Рисунок основан на изображении из рукописи Питера Эболи. Этот воин мог быть сицилийцем, византийцем, арабом, норманном или германцем. На голове у него устаревшей модели шлем с назальной пластиной. Для зарядки арбалета воин использует крючок, висящий у него на поясе. Лук сделан из рога, дерева, сухожилий и покрыт пергаментом. Единственным оружием этого воина является длинный нож.


Вальтер фон Герольдсек, епископ Страсбурга, 1262 год

На этом рисунке епископ изображен в том виде, какой он, вероятно, имел, когда вел свое войско в бой. Поверх шлема вместо украшения надета митра, сзади которой видна накидка, хотя в то время чаще можно было увидеть шарф, повязанный вокруг шлема. Его сюрко имеет подкладку из трех рядов вертикальных пластин. На лицевой стороне видны головки заклепок, которыми пластины прикреплены к ткани сюрко. В руках у епископа одна из ранних разновидностей булавы с ребрами. Она изготовлена таким образом, что вся сила удара приходилась на малую площадь ребра. Несмотря на предсказание, что поднявший меч, от меча и погибнет», епископ вооружен мечом. Воины-прелаты, вооруженные мечами и копьями (реже булавами), часто изображались на рисунках летописей, а также в «Песне Роланда» архиепископа Турпина. На лошади мы видим кольчужную попону, накинутую поверх мягкой подкладки. Поводьями служит железная цепочка, которую труднее разорвать во время боя, чем кожаные поводья.

Германский пехотинец-горожанин второй половины XIII века

Этот воин носит акетон на мягкой подкладке со стоячим воротником и длинными рукавами, доходящими до запястья, в районе которого они сужаются, образуя плотно прилегающие к руке манжеты. На голове у пехотинца простой формы шлем, под которым надета шапочка на мягкой подкладке. Топор с большим лезвием держали обеими руками, нанося удар во время боя. Другие воины из горожан имели на вооружении копья, мечи и щиты.

Конный арбалетчик второй половины XIII века

У этого воина, как и у многих других, мы видим кольчугу, надетую под сюрко. Однако, на ногах у него нет никаких доспехов. Для удобства зарядки арбалета, рукава кольчуги доходят лишь до запястья. Во время перезарядки своего оружия арбалетчик слезал с коня.

Пехотинец из Нидерландов, вторая половина XIII века

Один из многочисленных солдат-пехотинцев, служащих в качестве наемника или феодального воина. На пехотинце мы видим чешуйчатые доспехи. Такие доспехи в виде длинной рубашки с короткими рукавами без капюшона, состоящей из роговых, железных и медных чешуек, время от времени можно было видеть у воинов второй половины XIII века.

Германский рыцарь, 1290 год

На щите рыцаря мы видим родовой герб фамилии Бредов из Бранденбургской Марки. Поверх кольчуги у рыцаря надеты пластинчатые доспехи, которые были особенно распространены в XIV веке. Спереди и на плечах подложены вертикальные пластины, заклепки от которых видны на лицевой стороне. Под кольчугой у рыцаря надет акетон на мягкой подкладке, который гасил удары. На этом рисунке акетон не виден. Голень защищают поножи одного из первых образцов, застегивающиеся на внутренней стороне ноги на пряжку. Помимо обычного меча, висящего на поясе, в руках у рыцаря мы видим меч-бастард, еще называемый боевым мечом или большим мечом. На многих иллюстрациях он изображен прикрепленным к поясу. Однако, есть письменные свидетельства, говорящие о том, что второй меч привязывали к седлу. Такие мечи были особенно популярны среди германских рыцарей.

Куманский наемник второй половины XIII века

Куманы – это народность, входившая в состав венгерского народа. На воине верхнее платье турецкого покроя, под которым он, должно быть, носит кольчугу и небольшие пластинчатые наплечники. К поясу подвешен лук вместе с футляром, колчан с вращающейся на петлях крышкой и небольшой щит. В руках у воина слегка изогнутая сабля, заточенная с одного конца. В течение XIV века многие куманы, как и другие венгры, постепенно переняли германский костюм.

Наемник из Брабанта, 1300 год

Нижние страны, включая Фландрию, которая формально являлась частью Франции, предоставляли многочисленные наемные войска. На этом рисунке изображен один из таких наемников. На воине мы видим кольчугу. В руках он держит копье с четырехгранным наконечником.

Назад к Свиткам

В данной статье в самых общих чертах рассматривается процесс развития доспехов в Западной Европе в средневековье (VII - конец XV вв.) и в самом начале раннего Нового времени (начало XVI в.). Материал снабжен большим количеством иллюстраций для лучшего понимания темы. Большая часть текста переведена с английского.


Середина VII - IX вв. Викинг в вендельском шлеме. Использовались в основном в Северной Европе норманнами, германцами и др., хотя нередко встречались и в других частях Европы. Очень часто имеет полумаску, закрывающую верхнюю часть лица. Позднее эволюционировал в норманнский шлем. Доспех: короткая кольчуга без кольчужного капюшона, надетая поверх рубахи. Щит круглый, плоский, средних размеров, с большим умбоном - металлической выпуклой накладкой-полусферой в центре, типичный для Северной Европы этого периода. На щитах используется гьюж - ремень для ношения щита во время похода на шее или на плече. Естественно, рогатых шлемов в то время не существовало.


X - начало XIII вв. Рыцарь в норманнском шлеме с рондашем. Открытый норманнский шлем конической или яйцевидной формы. Как правило,
спереди крепится наносник - металлическая назальная пластина. Был широко распространен по всей Европе, как в западной, так и в восточной части. Доспехи: длинная кольчуга до колен, с рукавами полной или неполной (до локтей) длины, с койфом - кольчужным капюшоном, отдельным или представляющим единое целое с кольчугой. В последнем случае кольчуга называлась «хоуберк». Спереди и сзади у кольчуги разрезы на подоле для более удобного передвижения (да и сидеть в седле удобнее). С конца IX - начала X вв. под кольчугой рыцари начинают носить гамбезон - длинную поддоспешную одежду, набитую шерстью или паклей до такого состояния, чтобы амортизировать удары по кольчуге. К тому же в гамбезонах отлично застревали стрелы. Часто использовался и как отдельный доспех более бедными по сравнению с рыцарями пехотинцами, особенно лучниками.


Гобелен из Байё. Создан в 1070-е гг. Хорошо видно, что лучники у нормандцев (слева) вообще не имеют доспехов

Часто для защиты ног надевали шоссы - кольчужные чулки. С X в. появляется рондаш - большой западноевропейский щит рыцарей раннего Средневековья, а нередко и пехотинцев - например, англосаксонских хускерлов. Мог иметь разную форму, чаще круглую или овальную, выгнутую и с умбоном. У рыцарей рондаш почти всегда имеет заостренную форму нижней части - ею рыцари прикрывали левую ногу. Производился в различных вариантах в Европе в X-XIII вв.


Атака рыцарей в норманнских шлемах. Именно так выглядели крестоносцы, захватившие в 1099 г. Иерусалим


XII - начало XIII вв. Рыцарь в цельнокованом норманнском шлеме в сюрко. Наносник уже не крепится, а выковывается вместе со шлемом. Поверх кольчуги стали носить сюрко - длинный и просторный плащ-накидку разных фасонов: с рукавами различной длины и без, одноцветный или с узором. Мода пошла с первого Крестового похода, когда рыцари увидели подобные плащи у арабов. Как и кольчуга, имел спереди и сзади разрезы на подоле. Функции плаща: защита от перегрева кольчуги на солнце, предохранение ее от дождя и грязи. Богатые рыцари в целях улучшения защиты могли носить двойную кольчугу, а в дополнение к наноснику приделывать полумаску, закрывавшую верхнюю часть лица.


Лучник с длинным луком. XI-XIV вв.


Конец XII - XIII вв. Рыцарь в закрытом потхелме. Ранние потхелмы были без защиты лица, могли иметь наносник. Постепенно защита усиливалась, пока шлем не стал полностью закрывать лицо. Поздний потхелм - первый в Европе шлем с забралом (визором), полностью закрывающим лицо. К середине XIII в. эволюционировал в топфхелм - горшковый или большой шлем. Доспехи существенно не меняются: все та же длинная кольчуга с капюшоном. Появляются муфферы - кольчужные рукавицы, приплетенные к хоуберку. Но широкого распространения они не получили, у рыцарей были популярны кожаные перчатки. Сюрко несколько увеличивается в объеме, в самом большом варианте становясь гербовой накидкой - одеждой, надевавшейся поверх доспехов, без рукавов, на которой изображался герб владельца.


Король Англии Эдвард I Длинноногий (1239-1307 гг.) в открытом потхелме и гербовой накидке


Первая половина XIII в. Рыцарь в топфхелме с тарже. Топфхелм - рыцарский шлем, появившийся в конце XII - начале XIII в. Использовался исключительно рыцарями. По форме может быть цилиндрическим, бочкообразным или в форме усеченного конуса, полностью защищает голову. Топфхелм надевался поверх кольчужного капюшона, под который, в свою очередь, надевался подшлемник из войлока, для смягчения ударов по голове. Доспехи: длинная кольчуга, иногда двойная, с капюшоном. В XIII в. появляется, как массовое явление, кольчужно-бригантинный доспех, обеспечивающий более сильную защиту, чем просто кольчуга. Бригантина - доспех из металлических пластин, наклёпанных на суконной или стеганной льняной основе. Ранние кольчужно-бригантинные доспехи представляли собой одеваемые поверх кольчуги нагрудники или жилетки. Щиты у рыцарей, в связи с улучшением к середине XIII в. защитных качеств доспехов и появлением полностью закрытых шлемов, существенно уменьшаются в размерах, превращаясь в тарже. Тарже - разновидность щита в форме клина, без умбона, фактически обрезанная сверху версия каплевидного рондаша. Теперь рыцари больше не прячут лица за щитами.


Бригантина


Вторая половина XIII - начало XIV вв. Рыцарь в топфхелме в сюрко с айлеттами. Специфической особенностью топфхелмов является очень плохой обзор, поэтому использовались они, как правило, только в копейной сшибке. Для рукопашной схватки топфхелм подходит плохо из-за отвратительной обзорности. Поэтому рыцари, если дело доходило до рукопашной, сбрасывали его. А чтобы дорогой шлем не потерялся во время боя, его сзади крепили к шее специальной цепочкой или ремнем. После чего рыцарь оставался в кольчужном капюшоне с войлочным подшлемником под ним, что было слабой защитой против мощных ударов тяжелого средневекового меча. Поэтому очень скоро рыцари стали носить под топфхелмом сферический шлем - цервельер или хирнхаубе, представляющий собой небольшой полусферический шлем, плотно облегающий голову, похожий на каску. Цервельер никаких элементов защиты лица не имеет, лишь очень редкие цервельеры имеют наносники. В этом случае, чтобы топфхелм плотнее сидел на голове и не смещался в стороны, под него поверх цервельера надевался войлочный валик.


Цервельер. XIV в.


Больше топфхелм к голове ничем не крепился и опирался на плечи. Естественно, бедные рыцари обходились без цервельера. Айлетты - наплечные прямоугольные щитки, похожие на погоны, покрытые геральдическими символами. Использовались в Западной Европе в XIII - начале XIV вв. в качестве примитивных наплечников. Есть гипотеза, что от айлеттов произошли погоны.


С конца XIII - начала XIV вв. большое распространение получили турнирные нашлемные украшения - различные геральдические фигуры (клейноды), которые делались из кожи или дерева и крепились к шлему. У германцев большое распространение получили различного вида рога. В конечном итоге топфхелмы полностью вышли из употребления на войне, оставшись чисто турнирными шлемами для копейной сшибки.



Первая половина XIV - начало XV вв. Рыцарь в бацинете с авентайлом. В первой половине XIV в. на смену топфхелму приходит бацинет - сфероконический шлем с заострённым верхом, к которому приплетается авентайл - кольчужная накидка, обрамляющая шлем по нижнему краю и закрывающая шею, плечи, затылок и боковые стороны головы. Бацинет носили не только рыцари, но и пехотинцы. Существует огромное количество разновидностей бацинетов, как по форме шлема, так и по типу крепления забрала самых различных видов, с наносником и без. Самыми простыми, а значит, и распространенными забралами для бацинетов, были относительно плоские клапвизоры - фактически маска для лица. В это же время появляется разновидность бацинетов с забралом хундсгугель - самый уродливый шлем в европейской , тем не менее весьма распространенный. Очевидно, защищенность в то время была важнее внешнего вида.


Бацинет с забралом хундсгугель. Конец XIV в.


Позднее, с начала XV в., бацинеты стали снабжаться латной защитой шеи вместо кольчужного авентайла. Доспехи в это время также развиваются по пути усиления защиты: по-прежнему используются кольчуги с бригантинным усилением, но уже с более крупными пластинами, лучше держащими удар. Стали появляться отдельные элементы латных доспехов: сначала пластроны или плакарты, прикрывавшие живот, и нагрудники, а затем и латные кирасы. Хотя из-за своей дороговизны латные кирасы в начале XV в. были доступны немногим рыцарям. Также в массовом количестве появляются: наручи - часть доспехов, защищающих руки от локтя до кисти, а также развитые налокотники, наголенники и наколенники. Во второй половине XIV в. на смену гамбезону приходит акетон - стеганая поддоспешная куртка с рукавами, похожая на гамбезон, только не такая толстая и длинная. Изготовлялась из нескольких слоёв ткани, простёгивалась вертикальными или ромбическими швами. Дополнительно уже ничем не набивалась. Рукава изготовлялись отдельно и пришнуровывались к плечам акетона. С развитием пластинчатых доспехов, не требовавших столь толстых поддоспешников, как кольчуга, в первой половине XV в. акетон постепенно вытеснил у рыцарей гамбезон, хотя среди пехоты он оставался популярным вплоть до конца XV в., в первую очередь из-за своей дешевизны. Кроме этого, рыцари побогаче могли использовать дублет или пурпуэн - по сути тот же акетон, но с усиленной защитой из кольчужных вставок.

Этот период, конец XIV - начало XV вв., характеризуется огромным разнообразием комбинаций доспехов: кольчужные, кольчужно-бригантинные, составные из кольчужной или бригантинной основы с латными нагрудниками, наспинниками или кирасами, и даже шинно-бригантинные доспехи, не говоря уже о всевозможных наручах, налокотниках, наколенниках и наголенниках, а также закрытых и открытых шлемах с самыми разнообразными забралами. Щиты небольших размеров (тарже) рыцарями еще используются.


Разграбление города. Франция. Миниатюра начала XV в.


К середине XIV в., следуя за распространившейся по всей Западной Европе новой моде к укорачиванию верхней одежды, сюрко тоже сильно укорачивается и превращается в жупон или табар, выполнявший ту же функцию. Бацинет постепенно развился в гранд-бацинет - закрытый шлем, округлый, с защитой шеи и забралом полусферической формы с многочисленными отверстиями. Вышел из употребления в конце XV в.


Первая половина и конец XV в. Рыцарь в саладе. Все дальнейшее развитие доспехов идет по пути усиления защиты. Именно XV в. можно назвать веком латных доспехов, когда они становятся несколько доступнее и, как следствие, в массовом порядке появляются у рыцарей и в меньшей степени у пехоты.


Арбалетчик с павезой. Середина-вторая половина XV в.


По мере развития кузнечного дела конструкция латных доспехов всё более совершенствовалась, и сами латы изменялись согласно доспешной моде, но латные западноевропейские доспехи всегда обладали наилучшими защитными качествами. К середине XV в. руки и ноги большинства рыцарей уже полностью защищались латными доспехами, туловище - кирасой с латной юбкой, крепящейся к нижней кромке кирасы. Также в массовом порядке взамен кожаных появляются латные перчатки. На смену авентайлу приходит горже - латная защита шеи и верха груди. Могла комбинироваться как со шлемом, так и с кирасой.

Во второй половине XV в. появляется арме - новый тип рыцарского шлема XV-XVI вв., с двойным забралом и защитой для шеи. В конструкции шлема сферический купол имеет жёсткую заднюю часть и подвижную защиту лица и шеи спереди и с боков, поверх которой опускается закреплённое на куполе забрало. Благодаря такой конструкции арме дает отличную защиту как в копейной сшибке, так и в рукопашном бою. Арме - высшая ступень эволюции шлемов в Европе.


Армэ. Середина XVI в.


Но был он весьма дорог и поэтому доступен только богатым рыцарям. Большинство же рыцарей со второй половины XV в. носило всевозможные салады - тип шлема, вытянутый и закрывающий шею сзади. Широко использовались салады, наряду с шапелями - самыми простыми шлемами, и в пехоте.


Пехотинец в шапели и кирасе. Первая половина XV в.


Для рыцарей специально ковались глубокие салады с полной защитой лица (поля спереди и с боков ковались вертикальными и стали фактически частью купола) и шеи, для чего шлем дополнялся бувигером - защитой для ключиц, шеи и нижней части лица.


Рыцарь в шапели и бувигере. Середина - вторая половина XV в.

В XV в. происходит постепенный отказ от щитов как таковых (из-за массового появления латных доспехов). Щиты в XV в. превратились в баклеры - маленькие круглые кулачные щиты, обязательно стальные и с умбоном. Появились как замена рыцарским тарже для пешего боя, где использовались для парирования ударов и нанесения ударов умбоном или кромкой по лицу противника.


Баклер. Диаметр 39,5 см. Начало XVI в.


Конец XV - XVI вв. Рыцарь в полном латном доспехе. XVI в. историки относят уже не к средним векам, а к раннему Новому времени. Поэтому полный латный доспех - явление в большей степени Нового времени, а не средневековья, хотя и появился он еще в первой половине XV в. в Милане, знаменитом в качестве центра производства лучших доспехов в Европе. К тому же полный латный доспех всегда стоил очень дорого, и поэтому был доступен только наиболее обеспеченной части рыцарства. Полный латный доспех, закрывающий всё тело стальными пластинами, а голову закрытым шлемом, - кульминация развития европейских доспехов. Появляются полдроны - латные наплечники, обеспечивающие защиту плеча, верхней части руки, лопатки стальными пластинами за счёт своего довольно большого размера. Также для усиления защиты к латной юбке стали крепить тассеты - набедренные щитки.

В этот же период появляется бард - латные конские доспехи. Состояли из следующих элементов: шанфрьен - защита морды, критнет - защита шеи, пейтраль - защита груди, круппер - защита крупа и фланшард - защита боков.


Полные доспехи для рыцаря и лошади. Нюрнберг. Вес (общий) доспеха всадника - 26,39 кг. Вес (общий) доспеха лошади - 28,47 кг. 1532-1536 гг.

В конце XV - начале XVI вв. происходят два взаимно противоположных процесса: если доспехи кавалерии все более усиливаются, то пехота, наоборот, все больше оголяется. В этот период появляются знаменитые ландскнехты - германские наемники, служившие в период правления Максимилиана I (1486-1519 гг.) и его внука Карла V (1519-1556 гг.), оставившие себе из всей защиты в лучшем случае только кирасу с тассетами.


Ландскнехт. Конец XV - первая половина XVI вв.


Ландскнехты. Гравюра начала XVI в.

Истории рыцарей, верных королю, прекрасной даме и воинскому долгу уже много веков вдохновляют мужчин на подвиги, а людей искусства - на творчество.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)

Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».

По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.

«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь добивался расположения прекрасной дамы. Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».

Ричард Львиное Сердце (1157-1199)

Ричард Львиное Сердце – единственный король-рыцарь в нашем списке. Кроме общеизвестного и героического прозвища было у Ричарда и второе - «Да и нет». Его придумал другой рыцарь, Бертран де Борн, окрестивший так молодого принца за нерешительность.

Уже будучи королем, управлением Англией Ричард совершенно не занимался. В памяти потомков он остался бесстрашным воином, заботившимся о личной славе более, чем о благополучии своих владений. Практически все время своего царствования Ричард провел за границей.

Он принял участие в Третьем крестовом походе, завоевал Сицилию и Кипр, осадил и взял Акру, однако на штурм Иерусалима английский король так и не решился. На обратном пути Ричард попал в плен к герцогу Австрии Леопольду. Только богатый выкуп позволил ему вернуться домой.

После возвращения в Англию Ричард ещё пять лет воевал с французским королем Филиппом II Августом. Единственная крупная победа Ричарда в этой войне - взятие Жизора под Парижем в 1197 году.

Раймунд VI (1156-1222)

Граф Раймунд VI Тулузский был нетипичным рыцарем. Он прославился противоборством Ватикану. Один из крупнейших феодалов Лангедока в Южной Франции, он покровительствовал катарам, религию которых исповедовало во время его правления большинство населения Лангодека.

Папа Иннокентий II дважды отлучал Раймунда от церкви за отказ от подчинения, а в 1208 году призвал к походу на его земли, вошедшему в историю как Альбигойский крестовый поход. Раймунд сопротивления не оказал и в 1209 году публично покаялся.

Однако слишком жестокие, по его мнению, требования к Тулузе привели к очередному разладу с католической церковью. Два года, с 1211 по 1213 год ему удавалось удерживать Тулузу, но после поражения крестоносцам в Битве при Мюре Раймунд IV бежал в Англию, ко двору Иоанна Безземельного.

В 1214 году он снова официально покорился папе. В 1215 году Четвёртый Латеранский собор, на котором он присутствовал, лишил его прав на все земли, оставив только маркизат Прованс его сыну, будущему Раймунду VII.

Уильям Маршал (1146-1219)

Уильям Маршал был одним из немногих рыцарей, чью биографию издали практически сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».

Маршал стал знаменит не из-за ратных подвигах на войнах (хотя и в них он участвовал), а благодаря победам на рыцарских турнирах. Им он отдал целых шестнадцать лет жизни.

Архиепископ Кентерберийский называл Маршала величайшим рыцарем всех времен.

Уже в 70-летнем возрасте Маршал возглавил королевскую армию в походе на Францию. Его подпись стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения.

Эдуард Черный принц (1330-1376)

Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.

Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья - при Кресси и при Пуатье.

За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.

8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.

Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем романа Дюма «Бастард де Молеон».

Бертран де Борн (1140-1215)

Рыцарь и трубадур Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны.

И пел, по мнению Данте, Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.

Де Борн, между тем, прославился и своей куртуазной поэзией. В своих стихах он прославил, например, герцогиню Матильду, старшую дочь Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Де Борн был знаком со многими трубадурами своего времени, такими как Гильем де Бергедан, Арнаут Даниэль, Фольке де Марселья, Гаусельм Файдит и даже с французским трувером Кононом Бетюнским. К концу жизни Бертран де Борн удалился в цистерцианское аббатство Далон, где скончался в 1215 году.

Готфрид Бульонский (1060-1100)

Чтобы стать одним из предводителей Первого крестового похода, Готфрид Бульонский продал все, что у него было и отказался от своих земель. Вершиной его военной карьеры стал штурм Иерусалима.

Готфрид Бульонский был избран первым королем царства крестоносцев на Святой земле, но отказался от такого титула, предпочтя ему титул барона и Защитника Гроба Господня.

Он оставил распоряжение короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае, если сам Готфрид погибнет – так была основана целая династия.

Будучи правителем, Готфрид позаботился о расширении пределов государства, налагал подати на эмиссаров Кесарии, Птолемаиды, Аскалона и подчинял своей власти аравитян по левую сторону Иордана. По его инициативе было введено законоположение, которое получило название Иерусалимских Ассизи.

Погиб, по сообщению Ибн аль-Каланиси, при осаде Акры. По другой версии, умер от холеры.

Жак де Моле (1244-1314)

Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.

Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.

Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.

13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.

Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.

Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421)

Бусико был одним из самых прославленных французских рыцарей. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании и стал одним из героев Столетней войны. Во время перемирия в 1390 году Бусико выступил на рыцарском турнире и занял на нем первое место.

Бусико был странствующим рыцарем и слагал стихи о своей доблести.

Его была настолько велика, что король Филипп VI сделал его маршалом Франции.

В знаменитой битве при Азенкуре Бусико попал в плен и умер в Англии через шесть лет.

Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)

Настоящее имя этого прославленного рыцаря было Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.

Сидом рыцаря прозвали арабы. В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище – Кампеадор, что переводится как «победитель».

Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.

Считается, что перед последней битвой с маврами Эль Сид был смертельно ранен отравленной стрелой. Его жена облачила тело Компеадора в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия сохранила боевой дух.

В 1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона - меч, предположительно принадлежавший Сиду.

Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)

Уильям Уоллес - национальный герой Шотландии, одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».

В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.

Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.

В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.

Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».

23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии - Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.

Генри Перси (1364-1403)

За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси – один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.

За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.

Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.

По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.

На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».

Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.

После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Джон Хоквуд (ок. 1320-1323 -1394)

Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» - отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».

Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем - Giovanni Acuto.

Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.

Читая о рыцарях, воинах тринадцатого века, мы часто сталкиваемся с упоминаниями об их доспехах и оружии. Как выглядели воинские доспехи 13 века, как воин надевал всё своё снаряжение, как он его использовал? Можно конечно обратиться к многочисленным справочным материалам, в которых содержится информация по этим вопросам, но ничто не сравнится с хорошей практической демонстрацией рыцарского снаряжения 13 века.

Многочисленные военно-исторические клубы изучают военное снаряжение различных эпох, изготавливают рыцарские доспехи и оружие, и даже знают каким было нижнее бельё в 13 веке. Участники военно-исторических клубов прекрасно знают, что гораздо интереснее увидеть всё своими глазами.

Практика показала, что для надевания всего снаряжения и полной экипировки воина 13 века понадобится много времени и помощь , как минимум, одного слуги-оруженосца, но лучше взять двух помощников, которые знают что делать.

Для начала рыцарь должен облачиться в нижнее бельё тринадцатого века.

Поверх нижнего белья воин надевает не цельные брюки, а две простёганные брючины , которые крепятся специальными кожаными ремешками к поясу. На ногах воина самодельная кожаная обувь , сшитая по старинным выкройкам.

Первый предмет кольчужного облачения рыцаря — это кольчужные поножи (англ. Chain Leggings), которые надевают «по ноге» поверх простёганных брючин.

Кольчужные поножи довольно трудно надеть , так как они должны достаточно плотно прилегать к ноге.

Если бы они были слишком свободными, рыцарю было бы трудно ходить, ноги цеплялись бы одна за другую.

Кольчужные поножи дают рыцарю возможность удобно сидеть на коне.

Крепятся кольчужные поножи специальными ремешками к поясу рыцаря.

Для того. чтобы предотвратить провисание кольчужных поножей, их поддерживают дополнительные кожаные ремешки, подвязанные вокруг колена и лодыжки.

Затем рыцарь надевает толстую мягкую стёганку (англ. gambeson — комбинезон), состоящую из множества слоев материала, ткани, ваты и конского волоса, вся стёганка прошита прочными нитками, поэтому он твердая на ощупь, и в то же время мягкая броня, как одеяло.

Хорошая стёганка может стоять сама по себе! Простёганная плотная ткань, как ватник, ослабляет силу любых ударов, которые могут поразить рыцаря, а также является смягчающим защитным слоем от жёсткого прикосновения железной кольчуги.

Стёганка очень тёплый и плохо «дышащий» материал, поэтому рыцарь становился очень горячим и потным во время движения или сражения в течение нескольких часов. Перед боем или перед походом воин должен был выпить достаточное количество воды, иначе он мог погибнуть от обезвоживания.

Затем рыцарь надевает мягкий простёганный подшлемник, скрывающий его волосы и служащий защитой головы от железной кольчуги .

Что характерно и для изготовления кольчуги этого периода?

Если вы внимательно посмотрите на крупный план, вы увидите, что он состоит из чередующихся рядов сплошных колец и заклёпанных звеньев.

Этот способ соединения колец немного быстрее, потому что не нужно клепать каждое кольцо, но это всё ещё очень трудоемкий процесс.

Сначала кузнец ковал сталь, делал отдельные звенья, правильно соединял их, выполняя клёпку.

Речь идёт о нескольких неделях работы квалифицированного мастера, а также о дорогих материалах. Именно поэтому кольчуга была очень дорогой, и заказать её мастеру было возможно только для состоятельных людей.

Кольчуга была изобретена приблизительно в середине I тысячелетия до н. э., но нельзя точно сказать, кто и где впервые изготовил её.

Слово «кольчуга» происходит от слова ведического санскрита « доспехи из множества колец (с корнем «кол», «коло» -«круг, кольцо»); латы, плотно прилегающие к верхней части тела, панцирь из колец. Это производное слово от корня «каньк» - kañc - 1) ‘связывать’ , 2) «светить».

Надеть кольчугу воину самостоятельно тоже не просто. Хауберк довольно тяжёлый, но он также очень гибкий, поэтому рыцарь в нём может легко передвигаться.

С X века распространение кольчуг достигла своего максимума, когда были изобретены хауберки (англ. Hauberk) , с капюшоном и рукавицами и рубахой (англ. mail shirt) , покрывающей всё тело.

Слово хауберк происходит от старо-немецкого слова «Halsberge », которое первоначально означало Hals -«халс» - горло и berge- «береги».

B XIII веке в Европе кольчуги иногда усиливали обширными наплечными и нагрудными пластинами.

Как видите, у хауберка есть встроенный капюшон , который должен быть зашнурован кожаным ремешком вокруг головы.

Кожаный ремешок удерживает капюшон на месте, и служит для того,чтобы он не падал вперёд на глаза, а держался бы на лбу рыцаря, когда он скачет на коне или сражается в бою.

Капюшон снабжён воротником, который защищает горло.

Гибкий воротник капюшона может быть закреплён в двух положениях — вверх и вниз.

Важной деталью экипировки рыцаря является ремень на поясе , который помогает распределить вес тяжёлой кольчуги.

Когда рыцарь надевает хауберк, весь вес железной экипировки, свисая, давит на его плечи.

Если воин поднимет руки, а слуга-оруженосец плотно завяжет ремень вокруг талии , то снова опустив руки, воин почувствует, что большая часть веса кольчуги теперь удерживается ремнём.

Неотъемлемой частью снаряжения рыцаря 13 века являются рукавицы.

Рукавицы имеют кольчужную защиту с тыльной стороны , но со стороны ладони они кожаные, чтобы рыцарю было легче держать поводья коня и оружие.

На ладони кожаной рукавицы есть прорезь, для того, чтобы рыцарь мог вынуть руку из рукавицы, когда это необходимо.

Если вы посмотрите на современные иллюстрации боя, то увидите, что на рыцарях всегда надеты рукавицы, и для этого есть причина.

Никто в здравом уме не пойдет в бой без рукавиц, прежде всего это защита от повреждения рук, держащих оружие. Руки в рукавицах, окованных кольчужной защитой с тыльной стороны — это мощное оружие в ближнем бою.

Рукавицы прикреплены к хауберку (англ.hauberk), но расположены так, что вы можете их снять или надеть. У них также есть кожаная завязка вокруг запястья, чтобы они удерживались на месте.

Поверх хауберка рыцарь надевает сорочку (англ. sur +coat — «сюркоат», отсюда происходит слово «сюртук»). Мнения исследователь расходятся относительно первоначальной цели ношения сорочки.

Исследователи воинского снаряжения считают, что верхняя сорочка защищала железную кольчугу от нагревания на солнце, ведь, кольчуга могла стать слишком горячей, или сорочка могла защитить кольчугу от дождя, ведь, железная кольчуга могла заржаветь. В любом случае, сорочка служила обеим целям.

Верхняя сорочка (Surcoat) использовалась для нанесения герба рыцаря, что было очень важно, так как очень трудно отличить одного воина от другого, когда на них надеты кольчужные шлемы и подняты воротники.

В начале 13 века геральдические символы были довольно простыми, в основном это геометрические рисунки или стилизованные изображения животных.

На щитах рыцарей 13 века ещё не было очень сложных геральдических эмблем и гербов, состоящих из четвертей и восьмых, указывающих родство с дальними предками рода. Эмблемы 13 века можно охарактеризовать, как «приукрашенный соболь (sable)» , то есть чёрно-белый цвет.

Поверх сорочки с гербом рыцарь надевал пояс с мечом. Меч в ножнах крепился с левой стороны , чтобы рыцарь мог быстро и легко схватить рукоять меча правой рукой.

Кстати, мечи 13 века гораздо менее тяжелые, чем многие считают, они весили около 3 фунтов или 1,5 кг, что всего лишь в три раза больше, чем у фехтовальной шпаги. Меч — это оружие баланса и мастерства, а не ударное оружие, как булава.

Рыцарь мог бы в левой руке держать булаву или топор, и наносить сокрушительные, смертельные удары по противнику. В зависимости от ситуации, рыцарь мог использовать свой щит, держа его в левой руке.

Затем на голову рыцаря надевается дополнительная мягкая защитный головной убор, с вшитым кругом, наподобие эгалема , какие носят на голове арабы. Этот круг помогает удерживать кольчужный шлем на месте, так же, как эгалем удерживает мужской головной платок — куфью.

Теперь шлем. Начало тринадцатого века было своего рода переходным временем для шлемов: если вы посмотрите на современные иллюстрации, вы увидите старомодные носовые шлемы рядом с более поздним типом шлема- «маски». Однако самой современной модой 13 века был шлем с плоской верхней частью, дизайн которого был явным шагом назад, не очень хорошая идея для шлема, так как он может сильно помяться при попадании, что приведёт к серьезной травме рыцаря. В конце тринадцатого века дизайн шлема изменился , и стал похож на «сахарную голову», в последующие века шлемы почти всегда имеют округлую форму, что хорошо защищает голову, но при этом могут пострадать плечи. Кольчуги укрепляли плечевыми латами, защищающими плечи воина.

Ношение шлема не даёт воину большого диапазона обзора, и при этом не учитывается легкость дыхания. Необходимо достичь баланса между большей безопасностью и меньшим зрительным диапазоном, что в основном означало бы, что голова рыцаря была полностью закрыта. При большем диапазоне обзора, у воина должно быть более открытое и уязвимое для ранения лицо. Таким образом, результатом дизайна шлема 13 века стали узкие глазные щели и маленькие дыхательные отверстия.

Щит надевают на левую руку рыцаря.

С тыльной стороны щита находятся два коротких ремня (англ. enarmes), сквозь которые воин продевает левую руку. Но есть на щите и более длинный ремень под названием гиге (англ. guige), то есть гига нтский, чтобы повесить его через плечо, когда он им не пользуется для защиты. Щит 13 века сделан из дерева и покрыт несколькими слоями толстой кожи, чтобы сформировать сильную, слоистую защиту. Как и на верхней сорочке, на щите изображали отличительный знак рыцаря, герб.

Основным оружием рыцаря 13 века был, конечно, не меч, а копьё. В начале тринадцатого века копье было не тупым полосатым деревянным шестом, а скорее настоящим боевым копьём, представляющим собой деревянный стержень длиной от десяти до двенадцати футов, с острым, обоюдоострым металлическим острием на конце.

В более ранние века копьё использовалось чаще во время боя, это видно , где норманская конница Вильгельма сражается против англо-саксонской тяжеловооружённой пехоты Гарольда в битве при Гастингсе 14 октября 1066 года. Ударная сила копья всадника была гораздо выше силы удара копья пешего тяжеловооружённого воина.

К началу 13 века рыцари использовали технику удара копья, крепко удерживаемого под правой рукой всадника. Учитывая то, что рыцарь достаточно крепко сидел в седле своего коня, и весь вес всадника в доспехах и скачущего коня был сосредоточен на острой режущей кромке копья, которое приобретало убойную силу снаряда. Существуют достоверные известия современников событий, рассказывающих о том, что копьё пронзило противника в доспехах насквозь.

Какими были кони в армии 13 века? Вопреки распространенным мифам, боевые кони не были массивными животными, однако они были очень сильными, чтобы нести весь этот вес вооружённого рыцаря в доспехах.

Итак, рыцарь теперь вооружен и готов к бою.

Следует отметить несколько вещей, которые опровергают распространенные заблуждения, исходящие из голливудских фильмов или телевидения. Во-первых, для рыцаря физически невозможно самостоятельно надеть на себя всё необходимое воинское снаряжение и вооружиться. Как вы можете видеть на фотографиях, воин никак не мог бы надеть на себя снаряжение без посторонней помощи: ему нужен как минимум один, а лучше два помощника.

Во-вторых, на правильное вооружение рыцаря уходит довольно много времени. В современных условиях как минимум требуется около двадцати минут времени, при условии, если у вас есть два опытных помощника. При других условиях, понадобится, как минимум, полчаса, чтобы все надеть и завязать правильно и аккуратно, а не неряшливо и криво. В противном случае капюшон может спадать на глаза рыцаря, а рукава кольчуги съезжать на рукавицы, что было бы катастрофой для война во время сражения. Подготовка к бою должна быть основательной и тщательной, во время сражения это делать будет поздно.

И, наконец, вопросы веса и легкости передвижения. Да, броня тяжёлая — так и должно быть, иначе она вряд ли пригодится для защиты воина. Но давайте не будем забывать, что рыцарь тренировался, почти каждый день, с самого детства. Это означало, что он привык к доспехам и их весу, и вполне мог легко в них двигаться. Кольчуга достаточно гибкая, и у её владельца есть свобода движения.

Итак, вот он — бронированный рыцарь тринадцатого века.

Кольчуга на фото выполнена из металлического жгута, и является точной копией рыцарского снаряжения 13 века.

Вес различных деталей снаряжения рыцаря 13 века в современном исполнении:

Комбинезон (англ. Gambeson): 10 фунтов (4,5 кг)
Кольчуга (англ.Hauberk; Хауберк): 38 фунтов (17 кг)
Поножи (англ. Chausses — шоссес) : 18 фунтов (8 кг)
Шлем (англ.Helm) : 6 фунтов (2,5 кг)
Щит (англ. Shield) : 4 фунта (2 кг)
Ножны и пояс меча (англ. Scabbard and sword belt): 2 фунта (1 кг)
Меч (англ. Sword) : 3 фунта (1,5 кг)
Топор (англ.Axe) : 4 фунта (2 кг)

В общей сложности это 85 фунтов или 38,5 кг.

Рыцарь 13 века снаряжённый во все доспехи представлял собой «бронированный танк» своего времени — практически непобедимый и не убиваемый при всей железной защите. Очень немногие рыцари 13 века погибали во время сражения, гораздо больше погибало гражданского населения или легко вооружённых пеших воинов.

Большое спасибо рыцарю Колину Миддлтону (Colin Middleton) и его верному оруженосцу.

2018-12-15
© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов