Сказка о растениях народов твоего края. Запиши на отдельном листе сказку о животных, растениях или народное предание о происхождении названия природного объекта твоего края (по выбору)
Тамара Степаненко
Программа кружка «Весёлый этикет» для старшего дошкольного возраста
Пояснительная записка.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является социально – личностное развитие. Возраст 6 - 7 лет имеет решающее значение для морального развития детей. Он является сенситивным, т. е. особо чувствительным. Одновременно он весьма благоприятен для формирования морального облика, черты которого нередко проявляются в течение всей последующей жизни ребёнка.
То, как будет протекать моральное развитие в этот период, во многом определяет последующее моральное становление человека.
Общая характеристика кружковых занятий :
Данный кружок представляет собой последовательную систему по ознакомлению детей 6-7 лет с основными нравственными показателями, установленным, принятым порядком поведения, форм обхождения (этикетом , принятыми в современном обществе, формированию нравственной воспитанности дошкольников .
Исходя из пожеланий детей и родителей кружок будут посещать воспитанники, у которых преимущественно уже сформированы необходимые этические нормы поведения за столом, в игровой деятельности, в общении друг с другом и со старшими , а также дети, у которых необходимо развивать и закреплять эти этические навыки.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста в рамках кружка является игра .
Цель кружка :
Продолжать знакомить детей 6-7 лет с основами этикета (понятие, история возникновения, нормы и правила в области культуры речи, правилах общения со взрослыми и сверстниками, поведения в общественных местах, транспорте, за столом);
Задачи :
Развитие таких психических процессов как воля, память, внимание, мышление, нравственно-волевых качеств личности как ответственность, целеустремленность, умение добиваться поставленных целей, доброжелательность, сострадание и т. д. - формирование нравственной воспитанности, внутренней потребности в правильном поведении, осознанности норм и правил этикета ;
Воспитание дружеских взаимоотношений, эмпатии, бережного отношения к чувствам других людей;
Дать понятие об этической, нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства.
Способствовать накоплению и обобщению эмоционально – положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.
Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» - «нельзя» , «хорошо» - «плохо» ).
Научить детей видеть этическую, нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Занятия проводятся из расчета :
1 занятие в неделю
4 занятия в месяц
Период с 01.09.15 по 31.05.16
Всего 36 занятия
Количество детей в группе – 25 человек.
Длительность одного занятия – 25 – 30 минут.
Критерий эффективности – реализация поставленных задач.
Критерии отбора детей – на основе запроса родителей.
Форма занятий : совместная игровая-познавательная деятельность взрослого и детей.
Учебно-тематический план
Месяц Тема Программные задачи
Сентябрь «Почему говорят, «Здравствуй» .
2. Обсуждение отрывка Милна «Винни – Пух и все-все-все» .
3. Упражнение «Кто из зверей самый воспитанный?»
4. Показ видеоматериала (отрывок из произведения С. Козловой «Трям! Здравствуй!» ). Ввести в рабочий обиход вежливые формы приветствия.
Продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания.
Познакомить с новыми формами приветствия.
Октябрь «Фея учит вежливости» .
1. Обсуждение произведения В. Маяковского «Что
такое хорошо и что такое плохо».
2. Практическая игра «У меня зазвонил телефон» .
3. Сюжетно-ролевая игра «Город вежливых» .
«Золушка» .
Формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими : честности,
доброжелательности, правдивости; умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами. Учить детей соблюдать речевой этикет , разговаривая по телефону. Формировать у детей вежливый и ровный тон, умение найти нужную громкость голоса.
Ноябрь «Как дети могут заботиться о взрослых» .
1. Беседа «Что такое бескорыстная помощь» .
2. Чтение и обсуждение произведения Л. Николаенко «Всё сделалось грустным» .
3. Драматизация сказки «Репка» .
4. Конкурс рисунков «Моя семья» . Формировать понятие, что ребёнок должен заботиться о близких по мере своих сил.
Осознавать, что семья, родители - самые близкие для них люди.
Воспитывать желание помогать родителям в домашних делах.
Декабрь Всё о друзьях.
1. Беседа «Кто кого обидел?»
2. Чтение и обсуждение рассказа И. Бутмана «Снежки» .
3. Упражнение «Мой подарок тебе» , игра «Двойной подарок» .
4. Изготовление Новогодних подарков друзьям совместно с родителями Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Знакомить дошкольников с проявлениями несправедливости по отношению к своим товарищам.
Учить принимать любой подарок с благодарностью, не обижать своих гостей.
Правильное восприятие подаренных подарков
Январь «Надо вещи убирать, не придётся их искать»
1. Просмотр видеоматериала по произведению
К. Чуковского «Федорино горе» .
2. Упражнение – практикум «Сервировка стола» .
3. Трудовой десант «Загляни в свой шкаф» Познакомить детей с правилами бережного отношения к вещам.
Напомнить о необходимости беречь своё время.
Умение следить за порядком в своих шкафчиках. Оказывать помощь родителям в уборке квартиры. Умение сервировать стол.
Февраль «С чего начинается дружба?»
1. Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто
«Несли мы облако с собой» .
2. Чтение и обсуждение рассказа из опыта детей.
Игра «Мой Дом дружбы» .
3. Просмотр видеоматериал по произв. Э. Успенского «Гена и его друзья» .
4. Просмотр и обсуждение мультфильма «Фунтик» . Учить приветливости, проявлению внимания. Объяснить : взаимопомощь помогает подружиться.
Овладеть умениями взаимопомощи и взаимовыручки.
Создавать эмоциональное настроение.
Март «Что такое бескорыстная помощь?»
1. Чтение и обсуждение отрывков из произв. В.
Сухомлинского «Как белочка дятла спасла» .
2. Просмотр мультфильма «Дядя Стёпа» .
3. Прослушивание записи песен о дружбе.
4. Изготовление поздравительной открытки для мам и бабашек. Довести до сознания детей понятие слова «бескорыстный» , «доброжелательность» .
Объяснить : настоящая помощь бескорыстна, но иногда, чтобы помочь другому человеку, требуется немало сил и времени.
Воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости.
Апрель .
1. Чтение и обсуждение произведения В. Драгунского
«Тайное всегда становится явным» .
2. Придумывание историй на эту тему.
3. Беседа «Кто помощь оказывает, о тех добрые слова сказывают» .
4. Чтение и обсуждение произведения А. Кушнира «Кто разбил большую вазу» . Объяснить детям, что скрывать свой поступок бесполезно, что правда всё равно будет известна. Совершившему человеку будет вдвойне стыдно за свою провинность.
Осознание детьми необходимости всегда говорить правду. Объяснить детям : особого осуждения заслуживает человек, который перекладывает свою вину на другого.
Май «Все работы хороши, выбирай на вкус» .
1. Рисование рисунков об одной из профессий своей мамы.
2. Игра «Я хочу стать…» .
3. Чтение и обсуждение стихотворений Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» и В. Маяковского «Кем быть» .
4. Дидактическая игра «Настроение» . Пополнить знания дошкольников о различных профессиях. Формировать умение и желание ценить и беречь труд окружающих людей . Знать, где трудятся ваши родители, чем занимаются на работе. Быть внимательными к своим близким.
Предполагаемый результат :
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и
потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» . Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре)
Откликается на эмоции близких людей и друзей.
Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения,
Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;
Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Настольные дидактические игры из серии «Этикет » , дидактические игры, детская обучающая DVD – программа «Уроки хорошего поведения» , плакаты, демонстрационные картины, атрибуты для сервировки стола, детские книги этического характера (См. тематический план, энциклопедии, Пособие «Как вести себя» О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.
Литература :
1. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети» М. Просвещение 1985 г.
2. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста М . Просвещение 1986 г.
3. Ерофеева Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами Д/в №10-80 г.
4. Короткова Н. И. Беседы на этические темы Д/в №4-88 г.
5. Бархатова Н. Воспитание культуры поведения Д/в №11-89 г.
6. Юдина Л. Б. Уроки вежливости Д/в №4-88 г.
7. Рычашкова К. Н. Упражнения по закреплению культуры поведения Д/в №3-89 г.
8. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков Д/в №8-79 г.
9. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности Д/в №9-88 г.
10. Курочкина О. Н. Этикет для дошкольников . – Просвещение, 2006г.
«Начальная общеобразовательная школа а.Адыге-Хабль»
Принято на Утверждаю.
педагогическом Директор____________________
совете школы №1 Выкова Л.А.
«Веселый этикет» - 3 класс
разработала
Тлисова О.М.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
Инструктивно – методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС» и направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:
патриотические чувства гражданина России;
гражданская идентификация;
общечеловеческие ценности;
поликультурный мир;
личное нравственное самосовершенствование.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель программы - формирование у детей нравственных
ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,
а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
способствовать формированию навыков поведения в обществе,
способствовать воспитанию чувства коллективизма,
способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям; совершенствовать умение регулировать своё поведение;
способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
формировать способы социального поведения детей в различных ситуациях, опыт доброжелательного отношения к окружающим;
воспитывать положительные качества: вежливость, тактичность, милосердие, доброту.
Общая характеристика курса
Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение»,«Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры на-родов России»), так и во внеурочной деятельности в форме гостиной «Весёлый этикет»
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлен, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
Личностно- направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
Стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
Развивающие нравственное сознание;
Активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литера-турой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представ-ления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровож-дающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художествен-ного произведения позволит учителю прибегать к эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Ценностные ориентиры содержания факультатива.
Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется
от класса к классу в следующей логике.
3 класс. «Гостиная «Весёлый этикет» изучает ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка -мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, знакомятся с нравственными качествами человека, формирующимися на основе нравственных норм.
- рассказывать о добре и зле в литературных произведениях
-уметь анализировать рассказ учителя, задавать вопросы по интересующей тематике
- выделять главное и второстепенное в собранном материале, делать выводы и умозаключения;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- презентовать свою работу.
- вести себя в соответствии с правилами этикета в общественных местах;
-уметь задавать вопросы по интересующей тематике
-приводить примеры о правилах поведения, с опорой на жизненный опыт
-уметь анализировать рассказ экскурсовода, задавать вопросы по интересующей тематике
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
3.О трудолюбии -
к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
корректировать его;
4.Культура внешнего вида
Универсальные учебные действия:
5.Внешкольный этикет
Универсальные учебные действия:
1.Школьный этикет
(понятие об основных правилах поведения в школе) -8ч
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.
Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке,
учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на
перемене).
2.Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно,
без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной),оценка ситуации.
Универсальные учебные действия:
Использовать в речи слова вежливости;
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме,анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
Описывать сюжетную картинку (серию);
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
3.О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения
к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня,
корректировать его;
Оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
4.Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
Оценивать внешний вид человека.
5.Внешкольный этикет
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях
(на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким
и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия:
Использовать доброжелательный тон в общении;
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Предполагаемые результаты 2-го уровня
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений худо-жественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла,значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления,знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ,синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания,их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Должен раскрыть сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким.
Должен знать правило этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой.
Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения.
Формы проведения занятий:
сюжетно-ролевая игра;
игра-спор;
подвижная игра;
учебная игра;
праздник.
практическое занятие (работа на учебно-опытном участке, творческие мастерские)
экскурсии
встречи с интересными людьми
путешествии
Формы подведения итогов:
творческий показ
общеклассные мероприятия
тематические вечера и праздники
Конкурс творческих проектов
Выставка рисунков
Защита проектов
Устный журнал
Список использованной литературы
Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 20044 г.
Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 2008 г.
Волченко Л.Б. “Этикет”. Ростов-на-Дону, 2006 г.
Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 2007 г.
Гольдин В.Е. “Речь и этикет”. М., 2003 г.
Крохина И.М. “Всё об этикете”. М., 2005 г.
Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. Екатеринбург, 2006 г.
Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М., 2007 г.
Николаева Т.Н. “Этикет и мы”. С.-Пб., 1993 г.
О.Алексанрова «Уроки вежливости», М. изд. «Эксмо» 2010 г.
пособия С.Булацкий «Хорошие манеры» М. издательский дом «ЮНИОН» 2006 г.,
Титаренко А.И. “Нравственные основы общения”. М., 2007 г.
Разделы и темы кружка « Весёлый этикет» помогут ученику в формированиинравственного развития личности учащегося, эмоционально-положительного отношения к миру, воспитывают духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного следовать принятым в социуме
нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки Знакомство с началами социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов; формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений,а также основ мировоззрения и самовоспитания.
В ходе реализации программы уместно использование следующих приемов:
словесные (мини-лекция, рассказ, беседа);
наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы;
практические (наблюдения, эксперименты,);
использование занимательного материала.
Методические приемы активного обучения позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.
№ | Содержание тем | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1 | Знакомство | |||
2 | Поведение за столом | |||
3 | У тебя в гостях подруга | |||
4 | Прощание с гостем | |||
5 | Игра «в гости» | |||
6 | Прощание перед сном | |||
7 | Утреннее приветствие | |||
8 | Об уступчивости | |||
9 | Вежливая просьба | |||
10 | Вежливая просьба (продолжение) | |||
11 | Поведение в общественном транспорте | |||
12 | Поведение у театральной кассы | |||
13 | В театре (кино, цирке) | |||
14 | В поликлинике | |||
15 | В детской библиотеке | |||
16 | Поведение в кафе | |||
17 | В парикмахерской | |||
18 | В парикмахерской (продолжение) | |||
19 | Утешение | |||
20 | У постели больного | |||
21 | Разговор с младшим как разговор сильного со слабым | |||
22 | Разговор с незнакомым на улице | |||
23 | Обращение к взрослому знакомому | |||
24 | Вежливый разговор по телефону | |||
25 | Вежливый разговор по телефону | |||
26 | | |||
27 | Разговор о животных и с животными | |||
28 | Поздравление и пожелания | |||
29 | Поздравление и пожелания | |||
30 | Прощание с близкими перед отъездом | |||
31 | Поведение в школе | |||
32 | Разговор со старшими | |||
33 | Поведение дома | |||
34 | Не ссориться и не обижаться друг на друга |
КРУЖОК
«ЭТИКЕТ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
(для детей среднего дошкольного возраста)
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №2«Улыбка»
г.Мичуринска Тамбовской области
Каширина Е.А.
Пояснительная записка
Цель: формировать этикет мальчиков и девочек в определенной системе, способствующей благоприятному протеканию процесса. Задачи: - закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; - дать понятие что главное - правила не знать, а выполнять; - развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; - расширять словарный запас в области чувств и эмоций; - формировать коммуникативные навыки, учить умению контролировать свое поведение, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; - воспитывать чувство взаимопомощи; - учить быть честными, мужественными; - формировать высшие моральные качества личности: доброту, честность, мужество, умение самостоятельно совершенствовать черты своего детского характера.
Каждый родитель желает добра своему ребёнку. Он хочет, чтобы ребёнок рос здоровым, умным, весёлым и воспитанным. «Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени», - так писал английский писатель и государственный деятель Ф.Честерфилд. Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно. Правила этикета просты и разумны. Основное правило – делать так, чтобы другому было хорошо.
Главным содержанием занятий по основам современного этикета являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них включены беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера – все это создает условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения. Практические упражнения, применяемые в процессе занятий, помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент и т.п. Игры в процессе занятий дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе.
Разработан перспективный план для старшего дошкольного возраста, который представляет собой логическую последовательность форм, методов и приемов работы с детьми. Он скоординирован таким образом, что обучение и воспитание дошкольников, привитие навыков этикета происходит не только на занятиях, но и во время всего пребывания ребенка в детском саду, в процессе разных видов деятельности – игровой, трудовой, изобразительной и т.д..
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Сроки |
Тема |
Программное содержание |
|
Сентябрь |
2 неделя |
«Вспомним, как надо правильно кушать, накрываем на стол» |
|
3 неделя |
«Вежливость города берёт» |
Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты |
|
4 неделя |
«Мальчики и девочки» |
Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, учить подавать им стул, оказывать помощь в нужный момент, приглашать на танец |
|
Октябрь |
1 неделя |
«Моя одежда: каждой вещи - свое место » |
Учить детей соблюдать чистоту и порядок в своей комнате, бережно относиться к своей одежде. |
2 неделя |
«Секрет волшебных слов» |
Продолжать учить детей использовать в речи добрые и “волшебные” слова. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим. |
|
3 неделя |
“Я и мои родители” |
Способствовать формированию выдержки, спокойствия, доброжелательного отношения. Воспитывать уважение к родителям. |
|
4 неделя |
«Разрешите к вам обратиться» |
Закреплять умения быть вежливыми в общении со взрослыми, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших |
|
Ноябрь |
1 неделя |
«Культура поведения во время еды» |
Закреплять и углублять представления о культуре еды, способствовать формированию устойчивых культурно-гигиенических навыков. |
2 неделя |
«Мальчики и девочки» |
Воспитывать у девочек скромность, учить их проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков |
|
3 неделя |
«Что такое хорошо» |
Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки |
|
4 неделя |
«Правила поведения в общественных местах» |
Учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах |
|
Декабрь |
1 неделя |
«Мы по улице пройдем» |
Дать представление о том, что |
2 неделя |
“Какие бывают привычки?” |
Учить детей отличать вредные и полезные привычки. |
|
3 неделя |
“Доставляй радость людям добрыми делами” |
Воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий |
|
4 неделя |
«Как надо вести себя в гостях» |
Знакомство с некоторыми правилами застольного этикета |
|
Январь |
3 неделя |
«В гостях у подружки» |
Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка. |
4 неделя |
“Что такое дружба?” |
формировать понятия “Друг, дружба”, научить понимать, оценивать чувства и поступки других. |
|
Февраль |
1 неделя |
«Телефонный разговор» |
Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров. |
2 неделя |
“Волшебники” |
Воспитывать дружелюбное отношение друг другу. |
|
3 неделя |
«Помоги слабому» |
Вызвать у детей сочувствие к «жертвам» неблаговидных поступков, возмущение обидчиками и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость. |
|
4 неделя |
«Мальчики выполняют мужскую работу» |
Сформировать представление детей о мужском поведении. Воспитывать желание помочь девочкам выполнить сложную работу |
|
Март |
1 неделя |
Чем можно порадовать маму?” |
Развивать внимательное отношение к родным и близким людям. Воспитывать желание создавать для них радостное настроение. |
2 неделя |
«Поступай с другими так, как хотел бы ты, чтобы поступали с тобой» |
Учить определять эмоциональные состояния по мимике, жестам, действиям, интонации голоса; закреплять умение учитывать настроение окружающих в общении с ними; учить правильно реагировать на настроение окружающих. |
|
3 неделя |
«Как заботиться о своей одежде». |
Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закрепить навыки бережного отношения к вещам |
|
4 неделя |
«Вежливый покупатель» |
Учить детей выполнять правила культуры поведения в магазине, пополнить словарный запас детей необходимыми выражениями. |
|
Апрель |
1 неделя |
«Застольное поведение» |
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом |
2 неделя |
“Внимательный, равнодушный” |
Обсуждение данных качеств характера и их значение в общении |
|
3 неделя |
«В музее и на выставке» |
Обучить детей правилам поведения на выставке, в театре, в музее и одновременно ввести в активный речевой запас ребенка этикетные выражения, необходимые в ситуации. |
|
4 неделя |
«Людей неинтересных в мире нет» |
Научить детей культуре общения с взрослыми и сверстниками. |
|
Май |
1 неделя |
«Привычки дурного тона» |
Продолжать учить детей отличать вредные и полезные привычки, воспитывать у них отрицательное отношение к всем вредным привычкам |
2 неделя |
«Мой дом, наведу порядок в нем» |
Воспитывать в детях потребность в аккуратности, желании помогать взрослым. |
|
3 неделя |
«Мы по улице пройдем» |
Совершенствовать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице. |
Используемые ресурсы
Алябьева Е.А. “Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками” М.: ТЦ, Сфера, 2003
Есина Л.Д. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников. – М.: Издательство “Скрипторий 2003”, 2008.
Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения – М.: ВЛАДОС, 2003.
Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5–7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Фалькович Т.А.Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей, Книголюб, 2001.
Щипицина Л.М. Азбука общения: Развитие у личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – “Детство Пресс”, 2002.
www . lseptember . ru 9. www . detsad . ru