Календарно тематический план кружковой работы в школе. Планирование кружковой работы «Рукодельница

05.11.2021

Пояснительная записка.

Актуальность программы

Современная реальность показывает, что реформирование системы общего образования невозможно без использования потенциала дополнительного образования детей. Эта составляющая образовательного пространства обладает потенциалом преемственности, непрерывности и меж структурного взаимодействия.

Актуальность проблемы дополнительного образования детей является сегодня неоспоримой, так как связана с новым пониманием сущности образования детей. Обладая мобильностью, интерактивностью, способностью быстро и точно реагировать на современный мир в интересах

ребенка, его семьи, общества и государства, дополнительное образование детей социально востребовано. Оно предполагает привлечь к себе особое внимание и поддержку со стороны общества и государства.

Дополнительное образование, как социокультурное явление способствует социальному, экономическому, культурному развитию общества в целом и каждой личности в частности.

Обращенность к личности, стремление удовлетворить ее разнообразные познавательные потребности - характерная черта современного дополнительного образования. Организация дополнительного образования на основе тщательно продуманных требований и критериев обеспечит поддержку и развитие талантливых и одаренных детей.

Общая характеристика:

Программа построена на основе:

творческих креативных потребностей, обусловленных как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;

познавательных потребностей детей и их родителей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного образования;

коммуникативных потребностей детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;

досуговых потребностей детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени.

Нормативно правовая база.

Программа изложена в нескольких направлениях: «Аппликация» «Лепка солёное тесто» «Песочная анимация» «Новогодние игрушки» «Плетение из газетной лозы» «Графика» «Иллюстрирование. Книжная графика» «ДПИ «Кружок очумелые ручки». Программа составлена в соответствии с Федеральными и Региональными правовыми документами с учётом требований Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и учебного плана школы.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа. Программа составлена с учётом запросов родителей и интересов ребёнка, ориентирована на учащихся 2-6 классов.

Цель:

создание условий для развития творческих способностей и самореализации детей посредством включения их в различные виды прикладного творчества.

Задачи:

развить стремление к творческой самореализации;

развить трудолюбие, целеустремлённость, аккуратность, усидчивость и терпение;

развить умение работать в коллективе и умение общения со сверстниками;

развить культуру в действиях и поведение ребёнка;

раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка.

Планируемые результаты:

приобретение школьником социальных знаний для устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

возможность реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

получат навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

способность к самооценке;

трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;

получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Личностные универсальные действия:

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

учебно-познавательного интереса к творчеству;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурной картиной современного мира;

устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

эмоционально - ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

принимать и решать учебную задачу;

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

научатся формулировать собственное мнение;

научаться формулировать и задавать вопросы.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

понимать культурно - историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

различать изученные виды декоративно - прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

приобретать и осуществлять практические навыки и умения в творчестве.

Планируемые результаты:

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогам изучения разделов, тем;

итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Учебно-методическое обеспечение:

Занятия по кружкам проводятся на базе кабинета №127 библиотеки МБОУ «Среднеикорецкая СОШ». Кабинет находится на 4 этаже основного здания.

Рабочие места учащихся укомплектованы столами и стульями. Температурный режим в кабинете поддерживается в норме. Для обеспечения проветривания все окна легко открываются.

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов деятельности, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся. С целью создания условий для самореализации детей используются:

включение в занятие игр и игровых моментов, что делает процесс обучения интересным и занимательным;

создание благоприятных социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

поощрение и стимулирование;

сочетание индивидуальных коллективных форм деятельности во время познавательного и творческого процесса;

смена видов деятельности и отдых.

На занятиях широко применяются:

словесные методы обучения (рассказ, лекция, беседа, инструктаж);

наглядные методы обучения (иллюстрация, демонстрация, показ);

работа с литературой (самостоятельная или коллективная работа);

аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение, видео);

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по учебному курсу:

Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010

Гард С. «Разноцветные поделки из природных материалов» 2005г.

Григорьев Д.В., Б.В. Куприянов. Программы внеурочной деятельности. М.,2011

Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками».

Еременко Т.И «Рукоделие».

Конышева Н.М. «Чудесная мастерская» 2005г.

Калинич М.М, Павловская Л.М, Савиных В.П. «Рукоделие для детей».

Рубцова Е. «Лепим из солёного теста» 2009г.

Хананова.И «Солёное тесто».

Содержание программы:

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, цели и задачи занятий, темы и материалы работы на занятиях.

Аппликация . Способ получения изображения путем вырезания, прикладывания или присоединения любого материала к основе, взятой за фон. Изготовление аппликации из бумаги, с помощью шаблонов. Изготовление аппликации с использованием различных материалов, изготовление комбинированной аппликации. Данный вид деятельности развивает у детей мелкую моторику рук, аккуратность и усидчивость.

Солёное тесто. Содержание курса направлено на решение следующих целей и задач:

ознакомление с различными видами работ с тестом (изготовление теста и окрашивание, лепка простых и сложных деталей, создание фактуры), с помощью которых можно изготовить различные украшения; знакомство с литературой по лепке из солёного теста; правила хранения и восстановления изделий из теста;

воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, аккуратность; расширение и совершенствование знаний и навыков в области лепки;

Песочная анимация. На первом этапе обучения ребенок только учится песочной анимации, с помощью особой техники воспитанники создают на световом столе рисунки песком, которые плавно переходят один в другой. Приобретя опыт рисования на световом столе, дети создают песочный мультфильм. Такая творческая работа способствует развитию творческих способностей и логического мышления средствами песочной анимации.

Плетение из газетной лозы. Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек. Плетение из газетных трубочек - оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы - из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки. Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Графика. Гра́фика (др.-греч. γρᾰφικός «письменный»; от γράφω «записывать, писать») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Выполняемые с помощью карандаша, пера, угля, кисти, экспресс инструментов(ручки, маркеры), специальных приспособлений и машин. В данной программе будет больше внимания удалятся внимание карандашной технике, технике пера, угля и экспресс инструментов.

Иллюстрирование. Книжная графика. Цель данного курса познакомить детей с данным видом искусства. Развить интерес к данному направлению и побудить к действию. Познакомить детей со структурой оформления книги и необходимыми приёмами работы в программе Adobe Photoshop . Иллюстрирование активно содействует развитию таких способностей ученика как, воображение, зрительная память, умение грамотно составлять композицию изображения, эстетического восприятия графики. Занятия иллюстрированием с детьми включает в себя разнообразные направления-по характеру и объёму литературного источника, по используемым графическим материалам и выбранной техники исполнения. В зависимости от размера и расположения в книге иллюстрации подразделяются: - фронтиспис, заставку и концовку; - полуполосные, полосные и разворотные иллюстрации, которые соответствен-но располагаются на половине страницы, на всей странице и на двух страницах; - оборонные иллюстрации; - рисунки на полях.

Кружок очумелые ручки. Целью данного курса является создание условий для формирова-ния творческой личности, способной созидать себя как индивидуальность. Формирование знаний, умений и навыков по основам композиции, цветоведения, материаловедения, расширение знаний об истории и развитии ручных техник создания различных предметов.

Новогодние игрушки. Целью данного курса является знакомство с историей ёлочных игрушек. Освоить технологию изготовления новогодней игрушки. Заготовить необходимые материалы и инструменты. Выполнить работу по составленному плану. Изготавливая новогодние ёлочные украшения у детей развиваются эстетический вкус, творческие способности, фантазия, образное мышление.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «Апликация».2-3класс.

Занятия

Тема урока, изделия

Дата проведения

Цель занятия

Основные виды деятельности

Вводное занятие. Знакомство с материалами и техникой аппликации. Аппликация «Цветочная композиция»

Познакомить детей с техникой аппликации, ознакомить с основными и дополнительными материалами которые могут использоваться при создании композиции.

Научить детей самостоятельно без трафарета, придумывать, рисовать и вырезать детали композиции на примере цветов.

Лекция.

Беседа.

Практическое занятие.

Аппликация «Осенний пейзаж» с применением природных материалов.

Научить детей работать в техники аппликации с применением природных материалов.

Беседа.

Практическое занятие.

Аппликация в смешенной технике «Зоопарк».

Научить детей придумывать и создавать аппликацию с применением различных дополнительных материалов.

Беседа.

Практическое занятие.

Праздничная открытка.

Показать детям, где они могут применять технику аппликации по мимо панно. Дать детям возможность показать продемонстрировать свои творческие возможности и умение работать с бумагой, инструментами.

Беседа.

Практическое занятие.

«Городские мотивы»

Развить навыки работы с разными геометрическими формами. Придумать геометрическую композицию «Городские мотивы». Выполнить работу.

Беседа.

Практическое занятие.

Аппликация в смешенной технике - бумага, ткань, пуговицы.

Прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с бумагой, тканью и дополнительными материалами; научить работать по алгоритму.

Беседа.

Практическое занятие.

«Клоун». Аппликация из геометрических фигур.

Повторить все геометрические фигуры.

Учить вырезать круг, овал и треугольник, полуовал и полукруг.

Учить получать полуовал из овала, полукруг из круга.

Аккуратно наклеивать изображения и детали, красиво их располагать на листе.

Беседа.

Практическое занятие.

«Русская красавица». Аппликация из картона, цветной бумаги и ниток.

Научить вырезать детали заданной формы.

Аккуратно наклеивать изображения и детали, красиво располагать их на листе.

Познакомить с методом плетения косы из ниток.

Учить наклеивать нитки на лист бумаги.

Беседа.

Практическое занятие.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «Солёное тесто». 2-3класс.

1-я четверть (1,5 часа в неделю)

Занятия

Тема урока, изделия

Дата проведения

Цель занятия

Основные виды деятельности

Вводное занятие. Замес теста. Свойства

материала.

Информирование о технике безопасности. Познакомить с лепкой из соленого теста, с его

особенностями (соленое, мягкое).

Формировать умение детей замешивать тесто для

лепки. Развивать наблюдательность, внимание,

мышление, память, мелкую моторику, речь.

Воспитывать интерес к лепке из соленого теста.

Лекция.

Беседа.

Практическое занятие.

«Грибочки»

Формировать умение детей лепить из частей,

делить куски на части. Воспитывать у детей

интерес к творчеству, желание дарить радость

другим. Воспитывать усидчивость,

взаимопомощь.

Беседа.

Практическое занятие.

Раскрашивание композиции «Грибочки»

Привить детям аккуратность. Научить детей работать с краской, чтобы все детали были раскрашены и краска не выходила за пределы деталей.

Беседа.

Практическая работа.

«Гусеничка»

Формирование технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по

величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение,

связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Беседа.

Практическая работа.

Раскрашивание работы «Гусеничка»

Научить детей работать с цветом, привить аккуратность при раскрашивании работы.

Беседа.

Практическая работа.

«Лес»

(коллективная

работа).

Упражнять в умении раскатывать столбики,

аккуратно выкладывать веточки на кронах

деревьев. Развивать мелкую моторику. Вызвать

желание сделать коллективную работу, лепить

всем вместе.

Беседа.

Практическая работа.

Раскрашивание композиции «Лес» (коллективная работа)

Целью занятия является научить детей взаимодействовать в коллективе, следовать единой задачи. Раскрасить и завершить работу

Беседа.

Практическая работа.

Панно «Солнышко».

Закреплять умение детей раскатывать колобок и

колбаски, располагать на основе колбаски вокруг колобка, развивать умение детей украшать при помощи инструментов и дополнительных элементов.

Беседа.

Практическая работа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «Песочная анимация». 2-3класс.

Занятия

Тема урока, изделия

Дата проведения

Цель занятия

Основные виды деятельности

Вводное занятие, знакомство с техникой песочной анимации.

Ознакомить детей с искусством песочной анимации. Развить у детей интерес к данной технике.

Лекция.

Беседа.

Рисование простейших фигур, животных, цветов.

Дать детям понять принцип работы с песком на световом столе. Научить детей основным приёмам данной техники.

Беседа.

Практическая работа.

Создание песочной анимационной композиции из нескольких меняющихся картинок.

Обучить детей техники перехода одной картины в другую.

Беседа.

Практическая работа.

Песочно анимационная композиция по мотивам сказки «Колобок»

Закрепление способа перехода одной картинки в другую

Фронтальная - синхронная работа обучающихся по закреплению материала под руководством педагога.

Продолжение работы над песочно анимационной композицией по мотивам сказки «Колобок»

Научить детей придумывать и создавать композицию по мотивам заданной сказки.

Беседа.

Практическая работа.

Песочная композиция(статичная) по мотивам сказки «Чиполино»

Корректировка движений рук, прорисовка, закрепление материала предыдущей темы.

Беседа.

Практическая работа.

Рисование городского пейзажа (статичная композиция): симметрии и асимметрия, пропорции

Развить свободное владение кистями обеих рук. Стимулирование самостоятельности и творчества детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком.

Беседа.

Практическая работа.

Изображение башен и замка на световом столе.

Изображение дворцов и храмов на световом столе.

Закрепление материала предыдущей темы.

Беседа.

Практическая работа

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «Новогодние игрушки». 2-3класс.

2-я четверть (1,5 часа в неделю)

Занятия

Тема урока, изделия

Дата проведения

Цель занятия

Основные виды деятельности

Вводное занятие.

Беседа о технике безопасности на занятиях.

Из истории «Происхождение новогодней игрушки». Викторина.

Лекция.

Беседа.

Ёлочная игрушка из солёного теста с применением дополнительных

материалов.

Изготовить игрушку из солёного теста. Декорирование игрушки.

Беседа.

Практическая работа.

Объемные снежинки из бумаги

Научить детей работать с трафаретом. Показать на примере этой работы как пользоваться схемами и следовать еёалгоритму для изготовления какого либо изделия.

Беседа.

Практическая работа.

Новогодние игрушки из шишек.

Развить фантазию детей, любовь к натуральным природным материалам. Дети должны самостоятельно придумать игрушку и изготовить её.

Беседа.

Практическая работа.

Изготовление миниатюрных ёлочек из бумаги.

Закрепить и расширить навыки работы с бумагой. Закрепить правила работы с ножницами, клеем; умение готовить своё рабочее место к занятию, приводить его в порядок по завершении работы.

Беседа.

Практическая работа.

Новогодний венок из бумаги и картона.

Развивать мелкую моторику, расширять кругозор, развивать глазомер, познавательный интерес, устную разговорную речь. Изготовление новогоднего венка из бумаги и картона.

Беседа.

Практическая работа.

Рождественские ангелочки.

Научить детей складыванию различных фигур из бумаги и изготовления из них композиции.

Беседа.

Практическая работа.

Объёмная новогодняя открытка.

Развивать логическое мышление, фантазию, внимание, пространственные представления, исполнительские умения и творческие способности, моторику пальцев. Изготовить объёмную открытку с применением бумаги, картона и различных декоративных материалов.

Беседа.

Практическая работа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «Плетение из газетной лозы». 4-5класс.

1-я четверть (3 часа в неделю)

Занятия

Тема урока, изделия

Дата проведения

Цель занятия

Основные виды деятельности

Вводное занятие. Изучение материалов и техники плетения из газетной лозы.

Информирование о технике безопасности на уроке.

Изучение материалов. Теоретическая часть по скручиванию газетных трубочек. Изучение техник плетения.

Лекция.

Беседа.

Практическое занятие.

Изготовление газетных трубочек.

Изготовление газетных трубочек. Окраска заготовленных газетных трубочек.

Беседа.

Практическая работа.

Плетение круглой корзины.

Научить плести дно. Обучить детей технике плетение «верёвочка».

Беседа.

Практическая работа.

Декорирование корзины.

Научить детей работать с акриловым грунтом и акриловыми красками. Ознакомить с техникой декорирования предметов «Декупаж». Выполнить декорирование изготовленной корзины.

Беседа.

Практическая работа.

Изготовление газетных трубочек. Окраска.

Изготовить необходимое количество газетных трубочек для предстоящей работы. Окрасить трубочки в разные цвета. Научить детей работать с колерами.

Беседа.

Практическая работа.

Корзина с не плетёным (картонным) дном.

Познакомить детей с техникой присоединения газетных стоек к картонному дну. Обучить технике плетения «Ситцевое плетение»

Беседа.

Практическая работа.

Окончание работы «Корзина с не плетённым дном». Декорирование.

Закончит предыдущую работу.

Выполнить декорирование.

Беседа.

Практическая работа.

Воздушная корзинка из газет.

Познакомить детей с техникой не плотного - воздушного плетения из газетных трубочек. закрепить знания на практике, изготовить корзинку.

Беседа.

Практическая работа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «Графика». 4-5класс.

2-я четверть (1,5 часа в неделю)

Занятия

Тема урока, изделия

Дата проведения

Цель занятия

Основные виды деятельности

Водное занятие. Лекция «Графика как вид изобразительного искусства. Применение

Графики».

Информирование детей о технике безопасности на занятиях. Рассказать детям о художественной графике. Ознакомить детей с материалом, с которым они будут работать на данных занятиях. Познакомить с понятием «стилизация».

Лекция.

Беседа.

Фактуры художественной графики

Развить способность воспринимать фактурность и текстурность предмета в природе. познакомить учащихся с понятием “Фактура” . "Текстура" в изображениях. Расширить представление учащихся о стилизации различных форм. Закрепление навыков работы с разными графическими приемами.

Беседа.

Практическая работа.

Изображение природных форм.

Закрепление предыдущего материала на практическом занятии по средствам изучения и рисования растительных форм, листья, кроны деревьев, кустарники и т.д.

Беседа.

Практическая работа.

Изображение животных.

Знакомство с произведениями художников-анималистов, понятиями «анималист», «анималистический жанр», «статика», «динамика»; выполнение изображения животных по памяти или представлению.

Беседа.

Практическая работа.

Фигура человека.

Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека. Сделать зарисовки человека.

Беседа.

Практическая работа.

Городской мотив.

Познакомить детей с понятием «перспектива». Познакомить детей с художниками пейзажного искусства. Выполнить небольшую практическую работу.

Беседа.

Практическая работа.

Для закрепления ранее изученных навыков дети должны придумать композицию в которой будут содержаться элементы природных форм, животных, фигуры человека и пейзаж(или городской пейзаж). Дети должны выполнить эскиз своей композиции и начать чистовой

Беседа.

Практическая работа.

Композиция на свободную тему.

Закончит предыдущую работу. Подвести итоги. Провести беседу с детьми о изученном материале.

Беседа.

Практическая работа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «Новогодние игрушки». 4-5класс.

2-я четверть (1,5 часа в неделю)

Занятия

Тема урока, изделия

Дата проведения

Цель занятия

Основные виды деятельности

Познакомить детей с историей «Происхождение новогодней игрушки» «О праздновании Нового года».

Проинформировать детей о технике безопасности во время занятий.

Лекция.

Беседа.

Елочная игрушка Шар из лент.

Беседа.

Практическая работа.

Новогодние шары из цветной бумаги.

Научить изготавливать новогоднюю игрушку при помощи трафарета и переплетения бумажных лент между собой.

Беседа.

Практическая работа.

Фетровая новогодняя игрушка «Олень»

Научить детей практическим навыкам работы с фетром и разными декоративными материалами и инструментами. Изготовить новогоднюю игрушку «Олень».

Беседа.

Практическая работа.

Беседа.

Практическая работа.

Японские шары «Темари»

Ознакомить детей с историей японских шаров «Темари». Изготовление основы для изделия, знакомство с техникой.

Лекция. Беседа.

Практическая работа.

Японские шары «Темари»

Составление узора. Вышивка придуманного узора на шаре.

Беседа.

Практическая работа.

Японские шары «Темари»

Завершение работы с шарам, изготовление декоративной верёвочки (петельки).

Беседа.

Практическая работа.

1-я четверть (1,5 часа в неделю)

Занятия

Тема урока, изделия

Дата проведения

Цель занятия

Основные виды деятельности

Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности.

Познакомить детей с данным видом искусства. Развить интерес к данному направлению. Познакомить детей со структурой оформления книги.

Лекция.

Беседа.

Техники книжной графики.

Научить детей пользоваться различными видами графики, которые применяются в книжной иллюстрации.

Беседа.

Практическое занятие.

Выбор иллюстрируемого произведения. Композиция иллюстрации.

Выбор лирического произведения. Научить детей выбирать произведение для работы над иллюстрацией. Дать детям основы композиции, которые будут применяться ими на практике.

Беседа.

Практическое занятие.

Иллюстрирование выбранного произведения.

Работа над иллюстрированием выбранного произведения. Выбор техники исполнение. Поэтапное ведение работы.

Беседа.

Практическая работа.

Работа над серией иллюстраций выбранного поэта.

Продолжение поэтапной работы над иллюстрированием произведений выбранного поэта.

Беседа.

Практическая работа.

Изучение и рисование дополнительных элементов украшения книги.

Познакомить детей с такой атрибутикой книги как: Заставка, буквица, рамка, текстовой блок и его особенности.

Лекция.

Беседа.

Практическая работа.

Основы работы в программе Adobe Photoshop.

Научить детей элементарным приёмам для монтирования графических листов.

Лекция.

Беседа.

Завершение работы над серией иллюстраций по выбранной теме.

Создание своей иллюстрированной брошюры со стихами.

Беседа.

Практическая работа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «Очумелые ручки». 6класс.

1-я четверть(1,5часа в неделю)

Занятия

Тема урока, изделия

Дата проведения

Цель занятия

Основные виды деятельности

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

Информирование детей о технике безопасности на занятиях. Ознакомить детей с материалом по темам, с которым они будут работать на данных занятиях.

Лекция.

Беседа.

Мини альбом для фото в технике «Скрапбукинг»

Познакомиться с техникой «скрапбукинг», освоить

основные её элементы. Придумать эскиз фтоальбома.

Беседа.

Практическая работа.

Продолжение работы над темой мини альбом для фото в технике «Скрапбукинг»

Создать основные элементы альбома. Подготовить фотографии к вклейки в альбом.

Беседа.

Практическая работа

Завершение работы над мини альбомом для фото в технике «Скрапбукинг»

Завершить работу. Развить дизайнерские способности при оформлении фотографий в технике «скрапбукинг»

Практическая работа.

Декорирование баночек под специи.

Подготовить материалы для изделия.

Придумать дизайн изделия. Оформить баночку.

Беседа.

Практическая работа.

Завершение работы «Баночки для специй»

Завершить работу по оформлению баночки для специй.

Практическая работа.

Рассказать детям что такое топиарий: история возникновения топиария. Познакомить детей с данным изделием на практике.

Беседа.

Практическая работа.

Декоративная композиция «Топиарий»

Завершить работу с композицией «Топиарий»

Практическая работа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «Иллюстрирование. Книжная графика». 6класс.

2-я четверть (1,5 часа в неделю)

Занятия

Тема урока, изделия

Дата проведения

Цель занятия

Основные виды деятельности

Искусство рукописного шрифта.

Знакомство детей с техниками рукописного шрифта. Закрепление материала на практике

Прослушивание лекции.

Практическое выполнение заданий.

Проектная работа «Серия иллюстраций с применением техник рукописного шрифта »

Выбор темы, над которой буде вестись работа. Работа над композицией, эскизирование.

Беседа.

Практическая работа.

Разработка эскизов.

Выбор произведения для проектной работы. Работа над композицией сюжета, эскизирование.

Работа с художественной литературой в школьной библиотеке.

Беседа.

Практическое занятие.

Работа над иллюстрациями.

Работа над иллюстрированием выбранного произведения.

Практическая работа.

Работа со шрифтовой композицией

Изучить с детьми основы шрифтовой композиции. Создать рукописную шрифтовую композицию, гармонично сочетающуюся с иллюстрациями.

Лекция.

Беседа.

Практическая работа.

Работа над иллюстрациями.

Завершит работу над иллюстрациями, проработать детали. Подвести работу детей к монтированию графических листов на компьютере.

Практическая работа.

Создание графических листов.

Сбор всего материала в единое целое на компьютере.

Беседа.

Практическая работа.

Работа в программе Adobe Photoshop.

Завершение работы над серией иллюстраций по выбранной теме. Сбор всего материала во единое целое на компьютере. Создание своей иллюстрированной брошюры со стихами.

Практическая работа.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «Новогодняя игрушка». 6класс.

2-я четверть (1,5 часа в неделю)

Занятия

Тема урока, изделия

Дата проведения

Цель занятия

Основные виды деятельности

Из истории «Происхождение новогодней игрушки». Роспись новогоднего шара.

Развить интерес у детей к созданию новогодней ёлочной игрушке.

Лекция.

Беседа.

Практическая работа.

Праздничный венок.

Познакомить детей с атрибутикой праздника. Изготовить праздничный венок с применением природных и декоративных материалов.

Беседа.

Практическая работа.

Елочная игрушка Шар из лент

Создание новогоднего шара из атласных лент в стиле «артишок».

Беседа.

Практическая работа.

Фетровая игрушка

Научить детей практическим навыкам работы с фетром и разными декоративными материалами и инструментами. Изготовить новогоднюю игрушку.

Беседа.

Практическая работа.

Фетровые новогодние игрушки «Пряничные фигурки»

Закрепить ранее изученные навыки работы с фетром. Изготовить игрушки «Пряничные игрушки».

Беседа.

Практическая работа.

Целью занятия является научить детей взаимодействовать в коллективе, следовать единой задачи. На данном этапе работы дети должны сделать выкройки к будущим элементам гирлянды.

Беседа.

Практическая работа.

Фетровая новогодняя гирлянда. (коллективная работа)

На этом этапе дети должны сшить все детали выкроек будущих элементов гирлянды.

Беседа.

Практическая работа.

Фетровая новогодняя гирлянда (коллективная работа)

Завершение работы над изделием.

Беседа.

Практическая работа.

п.Бошняково

Муниципальное образовательное учреждение

«Бошняковская основная общеобразовательная школа»

Рассмотрено на МО Допущено Утверждено

Протокол № от Зам. директора по УВР Директор школы

«___» ____ 2017 г _______ /Прокофьева А.В./ _______/Барашкова В.А./

«___» ____ 2017 г. «___» ____ 2017 г.

Календарно тематический

План кружка

«Мягкая игрушка»

34 часа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

Первый год обучения 7

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 7

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 8

Мягкая игрушка 8

Второй год обучения 11

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 12

Лоскутное шитьё 12

Одежда для кукол 14

ЛИТЕРАТУРА 16

Первый год обучения

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРАКТИКА

Дата план.

Дата факт.

Вводное занятие

Выполнение плоских комбинированных игрушек

(по выбору детей).

Сова с фартучком и большими карманами.

Зайчик. Свинка и поросята.

Тигрёнок, чебурашка.

Крокодил Гена, Шапокляк.

Мальчик «рыжик».

Конопушечка - веснушечка.

Выполнение объёмных игрушек.

Противные старушки.

Дом для чайника.

Некто по имени - Голохвостик.

Превращается рука.

Ленивые игрушки.

Кукла – подушка.

Ярмарка кукол или выставка.

Учебная программа

Первый год обучения

Мягкая игрушка

ТЕМА: 1. Вводное занятие

ТЕОРИЯ: История игрушки, ознакомление с Т.Б.План работы кружка.

ПРАКТИКА: Научиться правилам поведения в мастерской

ТЕМА: 2. Сова с фартуком и большим карманом

ТЕОРИЯ: Читаем о совах, рисуем, подбираем необходимый материал,

мастерим игрушку.

ПРАКТИКА: Научитесь работать с поролоном, увеличивать рисунок,

делать выкройки, переносить на ткань и изготавливать игрушку

ТЕМА: 3 Зайчик. Свинка и поросята.

ТЕОРИЯ: Любопытные факты из жизни животных

ПРАКТИКА: Кроим и шьём игрушки. Придумываем сказку и

обыгрываем.

ТЕМА: 4 Тигрёнок, Чебурашка.

ТЕОРИЯ: Рассказ о тиграх, учим песенку о чебурашке и работаем над

игрушками.

ПРАКТИКА: Кроим и шьём игрушки. Обыгрываем сказку.

ТЕМА: 5 Крокодил Гена, Шапокляк.

ТЕОРИЯ: Вспоминаем сказку про крокодила Гену, Чебурашку и

Шапокляк

Обыгрываем сказку.

ТЕМА: 6 Флорик

ТЕОРИЯ: Рассказ о цветах и травах, где живёт Флорик.

ТЕМА: 7 Мальчик – Рыжик

ТЕОРИЯ: Что такое Х\Б, шерсть, шёлк.

ПРАКТИКА: Работа над игрушкой.

ТЕМА: 8 Конопушечка – веснушечка

ТЕОРИЯ: Читаем сказку о маленьких человечках.

Обыгрываем сказку

ТЕМА:9Лягушка.

ТЕОРИЯ: «Разноцветные игрушки» - рассказ, новый материал – драп.

ПРАКТИКА: Изготовление разноцветных лягушек.

ТЕМА:10 Противные старушки.

ТЕОРИЯ: Рассказ о том, какие лица можно изготовить.

Сказка о противных старушках.

ПРАКТИКА: Изготавливаем игрушку

ТЕМА: 11 Дом для чайника.

ПРАКТИКА: Изготовление дома для чайника

ТЕМА: 12 Некто по имени – Голохвостик.

ТЕОРИЯ: Рассказ о голохвостике, кто они такие, где они живут

ПРАКТИКА: Изготавливаем игрушку

ТЕМА: 13 Превращается рука

ПРАКТИКА: Изготовление игрушек с движением. Придумать и обыграть

ТЕМА: 14 Ленивые игрушки.

ПРАКТИКА: Изготавливаем игрушки

ТЕМА: 15 Кукла - подушка

ТЕОРИЯ: Рассказ о Кукле – подушке

ПРАКТИКА: Изготовление Куклы – подушки, сказка, обыгрывает её.

ТЕМА: Ярмарка или выставка кукол. Отбор лучших работ учащихся.

Второй год обучения

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Лоскутное шитьё. Одежда для кукол.

ПРАКТИКА

Дата план.

Дата факт.

История развития шитья из лоскута

Организация рабочего места при выполнении ручных и машинных работ

Техника шитья из лоскута: «квадрат»

Техника шитья из лоскута: «мельница»

Техника шитья из лоскута: «шпалы»

Техника шитья из лоскута: «треугольники»

Выставка лучших работ

Вводное занятие Виды ручных работ.

Нательное бельё.

Повседневная одежда

Рабочая одежда

Одежда для дома

Спортивная одежда

Нарядная одежда (вечерняя)

Одежда для отдыха

Брюки, куртки.

Парадная одежда

Сезонная одежда

Национальная одежда

Ярмарка или выставка лучших работ

Учебная программа

Второй год обучения

Лоскутное шитьё.

ТЕМА: 1 История развития шитья из лоскута.

ТЕОРИЯ: Рассказ о ремесле. История возникновения лоскутного шитья.

Традиционность, композиции, богатство палитры многоцветного шитья

из лоскутов, его символика, обрядное значение.

ТЕМА:2. Организация рабочего места при выполнении ручных и машинных работ

ТЕОРИЯ: Виды ручных стежков, их назначение и применение. Длина и

ширина стежков специальные стежки. Знакомство со швейной

машинкой; устройство, назначение и принцип работы, заправка и уход за

швейной машинкой. Классификация швов, частота строчки.

ПРАКТИКА: Выполнение простых смёточных стежков. Выполнение ручных

стежков постоянного назначения. Т.Б. при выполнении ручных стежков.

Заправка швейных машин и выполнение прямых, овальных, зигзагообраз

ных строчек. Виды машинных швов.

ТЕМА: 3 Техника шитья из лоскута: «квадрат»

ТЕОРИЯ: Пошив кухонных прихваток. Подбор ткани по сочетанию цвета.

Изготовление прихваток, индивидуальный инструктаж.

ПРАКТИКА: Пошив прихваток, кухонных принадлежностей.

ТЕМА: 4 Техника шитья из лоскута: «мельница»

ТЕОРИЯ: Составление композиции узоров и орнаментов. Смысловое

значение орнамента

ПРАКТИКА: Составление узора для настольного панно, элемент орнамента

«Мельница». Самостоятельная разработка последовательности обработки

панно. Изготовление шаблонов для раскроя ткани.

ТЕМА: 5 Техника шитья из лоскута: «шпалы»

ТЕОРИЯ: Несколько видов исполнения «шпал». Подбор тёмных и

светлых волос в композиции

ПРАКТИКА: Пошив постепенного ковра. Выбор лучшего цветосочетания.

Самостоятельная разработка последовательности обработки ковра.

Пошив и соединение изделия из блоков.

ТЕМА: 6 Техника шитья из лоскута: «треугольники»

ПРАКТИКА: Виды и приёмы изготовления. Самостоятельный выбор узора

композиции при учёте закона контраста и гармонии цвета. Знакомство с

образцами, содержащими орнамент из треугольников. Пошив

настенного панно при соблюдении всего технологического процесса.

ТЕМА: 7 Выставка лучших работ

ПРАКТИКА: Самостоятельная разработка отдельных элементов и

технологической последовательности исполнения при учёте

традиционности цвета, древней символики, соблюдения различности

фона и композиции. Присвоения звания «Мастеровой»

Одежда для кукол.

ТЕМА: 1 Вводное занятие Виды ручных работ.

ТЕОРИЯ: Виды ручных стежков, их назначение и применение.

Представить готовые образцы.

ПРАКТИКА: Приготовление образцов. Ручные стежки.

ТЕМА: 2 Нательное бельё.

ТЕОРИЯ: Виды нательного белья. Рассказ об одежде, для чего нужна

ПРАКТИКА: Изготовление нательного белья.

ТЕМА:3 Повседневная одежда

ТЕОРИЯ: Рассказ о повседневной одежде, какая бывает повседневная

ПРАКТИКА: Изготовление повседневной одежды, показ.

ТЕМА: 4 Рабочая одежда

ТЕОРИЯ: Рассказ о рабочей одежде

ПРАКТИКА: Изготовление рабочей одежды, показ.

ТЕМА: 5 Одежда для дома

ТЕОРИЯ: Рассказ об одежде для дома.

ПРАКТИКА: Изготавливаем одежду для дома. Показ моделей

ТЕМА: 6 Спортивная одежда

ПРАКТИКА: Изготавливаем одежду для спорта. Показ моделей

ТЕМА: 7 Нарядная одежда (вечерняя)

ТЕОРИЯ: Рассказ о ленивых игрушках.

ПРАКТИКА: Изготавливаем игрушки

ТЕМА: 8 Одежда для отдыха

ТЕОРИЯ: Рассказ о нарядной одежде из истории. 14

ПРАКТИКА: Изготавливаем нарядную одежду. Показ моделей

ТЕМА:9 Брюки, куртки.

ТЕОРИЯ: Виды тканей, используемых для пошива одежды для отдыха и

ПРАКТИКА: Выбор материала к работе. Обрисовка материала по

выкройке, раскрой, шитьё, оформление.

ТЕМА: 10 Парадная одежда

ТЕОРИЯ: Виды парадной одежды. Материал, используемый для

использования нарядной одежды. Выбор цвета, отделка.

ПРАКТИКА: Подбор материала, подготовка к работе, обрисовка

выкройки на материале. Раскрой ткань, шитьё, оформление платья с

отделкой.

ТЕМА: 11Сезонная одежда

ТЕОРИЯ: Виды сезонной одежды.

ПРАКТИКА: Материал, используемый для изготовления сезонной

ТЕМА: 12 Национальная одежда

ТЕОРИЯ: Виды материала, необходимого для работы, цветовое решение

ПРАКТИКА: Изготовление национальной одежды, демонстрация

ТЕМА: 13 Ярмарка или выставка лучших работ

ЛИТЕРАТУРА

    С. Кочетова «Мягкая игрушка» - М., 2002г

    Ч.Измайлов «Психология цветового зрения» - М., 1989г

    Н. Коноплева «Вторая жизнь вещей «Сделай сам» - 1991г №4

    Л.Андронова «Лоскутная мазайка» - М., 1993г

    Х.Махмутова «Краткие сведения по цветоведению» - М., 1976г

    Г.Пантелеев «Декоративное искусство детям» - М., 1976г

    Е.А. Добрицкая, Н.М. Волчек «Современная энциклопедия для девочек» - М., 1999г

    Т.Г Лихачева «Моя подружка – мягкая игрушка» - М.,2002г

Тема Количество часов

П/П теория практика всего

  1. 1. Техника безопасности

При работе с пиломатериалами 2 2 4

При работе с электрооборудованием 2 4 6

При работе с электроинструментами 2 4 6

2. Введение

История искусства обработки древесины 4 - 4

Свойства древесины, породы, строение. 4 8 12

Рабочее место столяра 2 - 2

3.Основы столярного дела 2 28 30

4.Работа со станками 4 18 22

5.Резьба по дереву 4 24 28

6.Выпиливание лобзиком 2 10 12

7.Сборка изделий 1 7 8

8.Выжигание 2 6 8

9.Часы отведённые на мероприятия(экскурсии,

Встречи с народными умельцами.) - 18 18

Всего: 37 133 170

Ожидаемые результаты:

1.Столярка

Воспитанник должен знать: строение, признаки область применения древесных пород. Должен уметь: заготовить материал, определить влажность и подготовить его к сушке, а также уметь заделывать трещины и удалять сучки. Кроме того, воспитанник должен уметь аккуратно и правильно пользоваться столярным инструментом, выполнять столярные работы.

  1. 2. Резьба по дереву

Воспитанник должен уметь правильно пользоваться ножом-косячком, стамесками, а также должен уметь различать и выполнять контурную и геометрическую резьбу.

  1. 3. Выпиливать лобзиком

Воспитанник должен уметь подготавливать материал к выпиливанию, переводить рисунок, а также правильно пользоваться лобзиком.

  1. 4. Выжигание

Воспитанник должен уметь подготовить материал для выжиганию, переводить рисунок, правильно и аккуратно пользоваться выжигателем и уметь выполнять простые (несложные) рисунки.

По окончании каждой темы проводятся выставки работ воспитанников. К концу учебного года каждый воспитанник должен изготовление изделия, в котором бы сочетались все виды обработки древесины, обозначенные в учебном плане.

Методическое обеспечение

Для организации учебного процесса используются наглядные пособия по столярному делу. Инструкция по работе на станках. Образцы, позволяющие наглядно видеть стадии обработки древесины.

Ресурсное обеспечение

Для организации учебного процесса используются:

Наборы столярных инструментов;

Станок токарный;

Станок токарно-винторезный;

Учебный класс общей площадью 72 м?

Список используемой литературы

Для воспитанников:

  1. 2. А.Ф. Афанасьев «Поделки из древесины» - Знание, 1989
  2. 3. Э.В. Ривхк «Мастерим из древесины» - Просвещение, 1988
  3. 4. А.Ф. Пронин «Резьба и мозаика по дереву» Фактория, 2001

Для педагога:

  1. 1. В.И. Рыженко «Работы по дереву» - Знание, 2004
  2. 2. Г.Б. Вебер «Современная мебель своими руками» - Лесная промышленность, 1980
  3. 3. Л.Н. Крейдлин «Столярные работы» - Высшая школа, 1982
  4. 4. А.Н. Черепанин «История художественной обработки древесины» - Высшая школа, 1982
  5. 5. Б.М. Буглай «Технология отделки древесины» - Лесная промышленность, 1973
  6. 6. А.Ф. Афанасьев «Домовая резьба» - Культура и традиции, 2000
  7. 7. А.Е. Глозман, Е.С. Глозман «Школа резьбы по дереву» Москва Эксмо, 2007
  8. 8. Справочник по трудовому обучению М.А. Карабанов, Н.А. Деркачев, В.А. Юдицкий. М.: Просвещение, 1991

Тематическое планирование кружковой работы

«Юный столяр»

Название темы

Кол-во час

Дата

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с пиломатериалами.

Подготовка рабочего места, комплектование инструментом.

Породы древесины, группы, виды и разновидности пороков древесины.

История искусства обработки древесины.

Сучки и трощены. Грибные поражения, биологические повреждения. Инородные включения, механические повреждения и пороки обработки.

История искусства обработки древесины.

Влажность и сушка древесины

История искусства обработки древесины.

Свойства древесины. Покоробленности.

Техника безопасности при работе с пиломатериалами. Лесоматериалы и пиломатериалы.

Техника безопасности при работе с инструментом. Свойства древесины. Шпон и фанера. Производство и технология.

Техника безопасности при работе с пиломатериалами. Древесностружечные и древесноволокнистые плиты.

Заготовка материалов. Ошкуривание чураков топором. Техника безопасности.

Заготовка материала. Распиловка чураков на доски на ленточной пиле. Техника безопасности при работе с ленточной пилой.

Заготовка материалов. Строгание круглых чураков электрорубанком. Подготовка под распиловку. Техника безопасности при работе с электрорубанком.

Заготовка материала. Окрашивание торцов древесины. Подготовка к естественной сушке, распиловка на бруски и доски.

Заготовка материала. Изготовление заготовок для токарных изделий определенной длины и толщины.

Заготовка материала. Отесывание круглых чураков топором.

Рабочие место столяра. Комплектация инструментом. Техника безопасности при работе с электроинструментами.

Столярные инструменты. Название, назначение и принцип действия

Столярные инструменты. Смена режущих частей (свёрел, фрез, пил)

Экскурсия в парк «Лосиный остров» с целью ознакомления с видами деревьев

Заготовка материала. Ошкуривание и уборка отходов.

Основы столярного дела. Измерение и разметка. Измерение штангенциркулем

Основы столярного дела. Разметка с помощью линейки и столярного угольника. Понятие кронциркуля и транспортира.

Пиление древесины. Хватка пилы и рабочая поза. Приемы пиления. Виды брака при разметке.

Строгание рубанком. Наладка рубанков. Приемы и контроль в строгании.

Сверление и сверла. Приспособления для сверления в ручную.

Закрепление заготовки для сверления. Закрепление сверла. Приемы сверления и возможный брак при сверлении.

Зенкование. Правила сверления и зенкования. Техника безопасности при работе со сверлами и зенкерами.

Изготовление изделий из древесины по индивидуальным проектам (скворечники, кормушки, скамейки, табуретки, разделочные доски и т.д.)

Техника безопасности при работе с пиломатериалами. Определение темы, формирование идеи для индивидуальных проектов.

Виды и приемы фрезерования древесины ручным и электрическим инструментом.

Правила работы с ручным электрорубанком.

Отделка изделий из древесины. Зачистка напильником. Зачистка и шлифование шкуркой.

Прозрачная отделка (лакирование) древесины. Непрозрачная отделка (крошение) древесины.

Соединение деталей на гвоздях. Приемы забивания и вытаскивания гвоздей. Способы соединения деталей гвоздями.

Соединение деревянных деталей саморезами. Выбор и расстановка саморезов

Склеивание. Виды клеев. Последовательность склеивания. Приготовление столярного клея.

Шиповые соединения. Виды шиповых соединений. Шиповые соединения с применением шкантов и нагилей.

Техника безопасности при работе на токарном станке по дереву. Способы крепления заготовок.

Устройство токарного станка по дереву. Исторические сведения.

Подбор материала и приемы точения по дереву.

Работа на токарном станке по дереву, точение, виды стамесок для точения по дереву.

Точение цилиндрических поверхностей

Точение конических поверхностей.

Точение фасонных поверхностей.

Точение шаровидных поверхностей.

Точение изделий с различными типами поверхностей по готовым образцам.

Точение сложных составных изделий.

Графическое изображение тел вращения. Точение изделий различных форм.

Резьба по дереву. Виды резьбы по дереву. Пропильная резьба.

Контурная резьба.

Плосковыемочная резьба.

Материалы и инструменты применяемые для выполнения резьбы.

Виды орнаментов и элементы геометрической резьбы.

Мотивы образования геометрической резьбы.

Геометрический орнамент «розетка» с делением окружности на 6 частей, 12 частей, 18 частей.

Основные правила и приёмы выполнения геометрической резьбы.

Техника резьбы сколышей наколка и подрезка.

Резьба сколышей поперёк волокон.

Резьба сколышей вдоль волокон.

Резьба треугольников с углублением в центре. Техники – в проводку, качалка, перо на себя, перо от себя.

Резьба лучей, розетки «сияние».

Резьба «вертушек» и миндалевидные углубления.

Экскурсия в этнографический музей Глозмана Е.А.

Выпиливание лобзиком. Техника безопасности. Устройство электролобзика. Пилки и их разновидности.

Правила замены пилок, выпиливание прямых линий, изготовление восьмигранных крышек для табуретов

Выпиливание криволинейных контуров, изготовление заготовок табуретов, используя готовые шаблоны.

Выпиливание заготовок для табурета из фанеры толщиной 21 мм.

фанеры толщиной 21 мм.

Выпиливание заготовок для табурета из

фанеры толщиной 21 мм.

Сверление отверстий в заготовках, зенкование отверстий под шляпки саморезов.

Сборка табуретов, покрытие лаком заготовок.

Сборка табуретов, покрытие лаком заготовок.

Сборка табуретов, покрытие лаком заготовок.

Выжигание. Техника безопасности при работе с выжигателем.

Выжигание. Подготовка поверхности материала.

Выжигание. Копирование картинки.

Техника глубокого выжигания.

Экскурсия в «Вернисаж»

Экскурсия на выставку резьбы по дереву.

Встреча с профессиональным резчиком по дереву.

Подготовка работ к выставке.

Выставка работ участников кружка.

Разрабатывая эту программу, я стремилась в первую очередь показать, что занятия в кружке могут быть не только занимательны, но и очень полезны для общего развития ребенка, для развития его творческих способностей. В кружке представлен практический и теоретический материал по изготовлению художественных работ для детей 7-10 лет. Все занятия построены с использованием игры. Они способствуют развитию мелкой моторики, обеспечивают правильное восприятие трудового процесса, помогают обучить детей простейшему сенсорному анализу и воспитывать у них бережное отношение к предметам и игрушкам как к результатам своего труда и труда взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование

Кружковой работы

В Токаревской сельской школе №22

Руководитель кружковой работы

Панина Любовь Сергеевна,

учитель начальных классов

ПЛАН

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебный план.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание программных тем.
  5. Прогнозируемый результат.
  6. Список литературы.

Пояснительная записка.

Разрабатывая эту программу, я стремилась в первую очередь показать, что занятия в кружке могут быть не только занимательны, но и очень полезны для общего развития ребенка, для развития его творческих способностей

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Ребенка можно и нужно учить самостоятельному выполнению доступных ему практических операций.

В кружке представлен практический и теоретический материал по изготовлению художественных работ для детей 7-10 лет.

Все занятия построены с использованием игры. Они способствуют развитию мелкой моторики, обеспечивают правильное восприятие трудового процесса, помогают обучить детей простейшему сенсорному анализу и воспитывать у них бережное отношение к предметам и игрушкам как к результатам своего труда и труда взрослых.

Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

На занятиях ученики знакомятся с практической значимостью природных ресурсов, учатся рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них, учатся выполнять трудовые действия точно и аккуратно, во взаимодействии с другими членами коллектива.

Главное, что дети постоянно видят пользу своего труда. Их поделками украшают к праздникам класс, музыкальный зал…Дети дарят подарки, сделанными своими руками.

Цели кружковой работы

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Задачей кружка так же является организация выставок работ участников кружка, умения оформлять работы.

Задачи

  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
  • учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

· учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

На занятиях используются формы индивидуальной и коллективной работы.

Педагог использует методы объяснения и демонстрации приемов художественной выразительности, просмотр открыток, альбомов, журналов, иллюстрированных книг, готовых работ и др.

Учебный план.

п\п

Название основных тем.

1-й год обучения

Вводное занятие.

Бумага и картон.

Работа с пластилином.

Текстильные материалы.

Массовые мероприятия.

Беседы, лекции.

Итоговые занятия по темам.

Всего часов.

Учебно-тематический план .

Название темы.

Кол-во часов.

Теоретическая часть.

Практическая часть.

Наглядные пособия.

теория

практика

Вводное занятие.

Ознакомление с планом занятий.

Инструменты и материалы.

Оформление рабочей папки.

Работы учеников прошлых лет.

Работа с природным материалом.

а) Экскурсия в лес.

б) Аппликация из засушенных листьев.

в) Аппликация из оболочек лука и чеснока.

г) «Рисуем» тонкими веточками.

д) Работа с берестой.

е) Работа с крашеным песком.

Итоговое занятие.

Наблюдение за природным материалом.

Наблюдение за формой листьев.

Понятие ритма движения в композиции.

Подготовка материала к работе.

Техника вышивания шнурком вприкреп.

Обработка бересты.

Фон картины.

Закон перспективы.

Техника покраски песка.

Оформление рамки из ниток.

Составление справочника.

Подготовка природного материала к работе.

Выполнение аппликации «Листопад».

Линейная композиция.

Выполнение аппликации «Жар-птица».

Аппликация «Кошка», «Девушка с длинными волосами».

Выполнение осеннего пейзажа.

Коллективная работа.

Творческие работы ребят.

Оформление выставки работ по теме «Краски осени».

Образцы работ.

Объяснение с демонстрацией приема.

Показ работ педагога.

Бумага и картон.

а) Художественное моделирование путем складывания.

б) Оригами- мир безграничных возможностей.

в) Орнаменты.

Приемы построения

Бордюр. орнаментов.

Зооморфные мотивы в орнаменте.

Гербы и геральдика.

Итоговое занятие.

г) Художественное конструирование из бумаги.

Бумагопластика.

Конструирование объемных форм.

- «Волшебные полоски».

- «Бумажный мир».

Итоговое занятие.

Оригами. Чтение схем оригами.

Складывание с применением надрезов.

Спиральные конструкции.

Составление справочника.

Ритмическое повторение.

Зеркальное отображение.

Понятие меандр. Геометрическая строгость.

Составление справочника.

Лекала. Приемы работы.

Выкраивание бумаги для создания образа и настроения.

Понятие «Трансформация»

Ритм в композиции.

Симметричные и ассиметричные вырезки из бумаги.

Театрализованная деятельность.

Творческое задание на рационально-логическое мышление.

Новые материалы в тематической композиции.

Составление и заполнение справочника.

Маски животных.

Бабочки, рыбки. Коллективное панно «Аквариум».

Конкурс оригамистов.

Изготовление рамок для аппликаций.

Изготовление медальонов для игр.

Оформление альбома с помощью орнаментов.

Оформление аппликаций.

Коллективное панно «Замок».

Аппликация «Букет в вазе».

Раскладная картина «Домик хитрого гнома».

Аппликация «Котенок».

Аппликация-задача «Птица».

Коллаж «Весна идет».

Оформление выставки.

Схематические таблицы.

Альбомы детских работ прошлых лет.

Алгоритм выполнения работы в таблицах.

Объяснение с демонстрацией приемов.

Декорация.

Работы педагога и старших ребят.

Альбомы, работы детей.

Пластилин.

Многоплановый рельеф.

Оригами из пластилина.

Итоговое занятие.

Силуэты.

Прием выбирания пластилина.

Игра «Узнай – кто я?».

Техника многослойного процарапывания.

Новый инструмент- резак.

Новые свойства и новые возможности. Сообщения детей.

Конкурс поделок.

Составление и заполнение словаря.

Изображение «Бегущий олень по лесу».

Панно с цветами.

Скатерть-самобранка.

Лепка-оригами «Детские фантазии».

Аппликация «Сказочный лес».

Оформление выставки.

Работы учеников прошлых лет.

Фотографии детских работ.

Текстильные материалы.

Лоскутная аппликация.

Лоскутная аппликация на клею.

Виды ткани.

Способы закрепления лоскутков.

Техника соединения.

Изображение цветов.

Изображение зверей.

Работы педагога.

Итоговое занятие за год.

Подведение итогов.

Обсуждение планов будущего года.

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 -10 лет, на 2 года обучения: 5 часов в неделю.

На вводном занятии педагог знакомится с детьми. Дети смотрят выставку работ прошлых лет, обмениваются мнениями.

Педагог рассказывает о планах на год и, в связи с этим, объясняет какие инструменты и материалы понадобятся.

Весь учебный материал разделен на четыре части, посвященные основным группам материалов, и тематические разделы.

  1. «Природные материалы».

Этот раздел предполагает новые приемы работы с доступными детям материалами: луковой шелухой, гибкими ветками, берестой, засушенными растениями… Темы, связанные с заготовкой материалов, целесообразно соотносим с временем года.

  1. «Бумага и картон».

В разделе «Художественное моделирование» из бумаги путем складывания знакомимся с тем, как складывание бумаги превратить в активный творческий процесс. Далее происходит поиск новых конструктивных решений, используется бумага разных форматов и качеств – и появляются открытия.

В разделе «Вырезание и аппликация» дети должны стать исследователями. Тема исследования – орнамент. Инструментарий – хорошо известные приемы вырезания, разметки и приклеивания.

Раздел «Художественное конструирование из бумаги» ставит новую творческую задачу – выполнить предложенный образ, используя самые разнообразные приемы работы с бумагой (сминание, скручивание, гофрирование, навивку на карандаш…)

  1. «Пластилин».

Этот блок посвящен знакомству с видами рельефного изображения и систематизации знаний о видах скульптуры.

Пластилин обладает большими возможностями для развития фантазии.

  1. «Текстильные материалы».

В этом разделе учащимся предлагается новая форма работы – творческий проект. Каждая тема отражает небольшой этап выполнения задуманного объекта, какой-либо несложной его части. Однако в целом должно получится полноценное декоративное или практически используемое изделие.

После завершения работы с каждой группой материалов проводятся занятия по обобщению и систематизации полученных знаний, умений, навыков (одна из форм этой деятельности – составление справочника).

В справочнике представлены следующие разделы:

1) Бумага и картон.

Стандартные форматы (размеры бумажного листа).

Приемы обработки бумаги

Способы получения изображения

Способы соединения деталей

Виды изделий из бумаги или картона

2) Природные материалы.

Подготовительная работа

Сбор материала и т. д.

Р абота с родителями . На протяжении всего года проходит работа в форме инструкций, консультаций, а также привлечения сил родителей в помощь детям в изготовлении и оформлении детских работ.

Прогнозируемый результат .

Предлагаемые темы занятий, способы подачи учебного материала, формы организации работы помогут каждому учащемуся пройти путь созидателя: от художественно-образного восприятия реальности, рождения замысла, поиска способов его воплощения- до практического осуществления идеи и оценки результатов своего труда.

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

Итогом этого пути должно стать усвоение учащимися требуемого объема знаний и умений, раскрытие индивидуальных возможностей каждого и, главное, выработка потребности в созидательной творческой деятельности.

Список литературы .

И.А.Агапова, М.А.Давыдова «Поделки из фольги»

Творческий Центр Сфера

Москва 2003

Т.Баева «Чудесное превращение перчаток в …» 1990

Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество;

Учебно-метод. пос./ Под ред.

Т.Я. Шпикаловой Москва 2000

Е. Данкевич «Пластилиновый мир» Санкт-Петербург «Кристалл»

1998

А.В.Двинцев «Мастерим из бумаги» Изд. «Дельта» 1997

Н.М.Конышев Технология. Изд. Ассоциация 21 век 2003

И.Р.Макарова «Секреты бумажного листа» Москва 2003

И.М.Петрова «Волшебные полоски» Санкт-Петербург 2002

Т.Н. Проснякова «Творческая мастерская» Изд. «Учебная

Литература»2000

Т. Сержантова «Оригами для всей семьи» Москва. Айрис Пресс

2004

Ж. Ховорт «Классные безделушки и украшения» ЭКСМО-ПРЕСС

2000

Н.А. Цирулик «Умные руки» Изд. «Учебная литература» 2003

И.В.Черныш «Забавные поделки к праздникам» Москва Айрис

Пресс 2004

Эйлин О Брайн. Кейт Нидхем « Оригами» Москва « РОСМЕН»

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов