Провал баллистической ракеты Trident II D5 (5 фото). Русская «Синева» против американского «Трезубца Скорость боеголовки ракеты ugm 133 trident ii

13.03.2020

UGM-133A Trident II - американская трёхступенчатая баллистическая ракета, предназначенная для запуска с атомных подводных лодок. Разработана Lockheed Martin Space Systems, Саннивейл, штат Калифорния. Ракета имеет максимальную дальность 11 300 км и обладает разделяющейся головной частью с блоками индивидуального наведения, оснащёнными термоядерными зарядами мощностью 475 и 100 килотонн.


Благодаря высокой точности БРПЛ способна эффективно поражать малоразмерные высокозащищённые цели - углублённые бункеры и шахтные пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет. По состоянию на 2010 год «Трайдент II» - единственная БРПЛ, оставшаяся на вооружении ПЛАРБ ВМС США и ВМФ Великобритании. Боезаряды, развёрнутые на «Трайдент II», составляют 52 % от СЯС США и 100 % - СЯС Великобритании.
Вместе с ракетой «Трайдент I» является частью ракетного комплекса «Трайдент» . В 1990 году принята на вооружение ВМС США. Носителями ракетного комплекса «Трайдент» являются 14 ПЛАРБ типа «Огайо» . В 1995 году принята на вооружение Королевского ВМФ Великобритании. Ракетами «Трайдент II» вооружены 4 ПЛАРБ типа «Вэнгард» .

История разработки


Очередная трансформация взглядов американского политического руководства на перспективы ядерной войны началась примерно со второй половины 1970-х годов. Большинство учёных придерживались мнения, что для США гибелен даже ответный советский ядерный удар. Поэтому была принята теория ограниченной ядерной войны для Европейского театра военных действий. Для её реализации были необходимы новые ядерные вооружения.

Министерством обороны США ещё 1 ноября 1966 года была начата исследовательская работа по стратегическим вооружениям STRAT-X. Первоначально целью программы была оценка проекта новой стратегической ракеты предложенной ВВС США - будущей MX . Однако под руководством министра обороны Роберта Макнамары были сформулированы правила оценки, согласно которым одновременно должны оцениваться и предложения других родов сил. При рассмотрении вариантов производился расчёт стоимости создаваемого комплекса вооружений с учётом создания всей инфраструктуры базирования. Производилась оценка количества выживших боезарядов после ядерного удара противника. Полученная стоимость «выжившего» боезаряда была основным критерием оценки. От ВВС США, кроме МБР с развёртыванием в шахте повышенной защищённости, поступил на рассмотрение вариант использования нового бомбардировщика B-1 .

Конструкция


Конструкция маршевых ступеней

Ракета «Трайдент-2» - трёхступенчатая, с расположением ступеней типа «тандем». Длина ракеты 13 530 мм (532,7 дюйма), максимальная стартовая масса 59 078 кг (130 244 фунтов). Все три маршевые ступени оснащены РДТТ. Первая и вторая ступень имеют диаметр 2108 мм (83 дюйма) и соединены между собой переходным отсеком. Носовая часть имеет диаметр 2057 мм (81 дюйм). Включает в себя двигатель третьей ступени, занимающий центральную часть головного отсека и ступень разведения с боевыми блоками расположенную вокруг него. От внешних воздействий носовая часть закрыта обтекателем и носовым колпаком с раздвижной телескопической аэродинамической иглой.

Конструкция головной части

Головная часть ракет разрабатывалась фирмой «Дженерал электрик». В её состав кроме ранее указанных обтекателя и РДТТ третьей ступени входят приборный отсек, боевой отсек и двигательная установка. В приборном отсеке устанавливаются системы управления, разведения боеголовок, источники электропитания и другое оборудование. Система управления контролирует работу всех трёх ступеней ракеты и ступени разведения.

По сравнению со схемой работы ступени разведения ракеты «Трайдент-1», на «Трайдент-2» введён ряд усовершенствований. В отличие от полёта С4, на участке разгона боевые блоки смотрят «вперёд». После отделения РДТТ третьей ступени происходит ориентация ступени разведения в положение необходимое для астрокоррекции. После этого на основании уточнённых координат БЦВМ производит расчёт траектории, ступень ориентируется блоками вперёд и происходит разгон до необходимой скорости. Ступень разворачивается и происходит отделение одного боевого блока как правило вниз по отношению к траектории под углом 90 градусов. В том случае если отделяемый блок находится в поле действия одного из сопел, оно перекрывается. Три оставшихся работающих сопла начинают разворот боевой ступени. Тем самым снижается воздействие на ориентацию боевого блока двигательной установки, что повышает точность. После ориентирования по ходу полёта начинается цикл для следующего боевого блока - разгон, разворот и отделение. Эта процедура повторяется для всех боеголовок. В зависимости от удаления района пуска от цели и траектории ракеты боеголовки достигают объектов поражения через 15-40 мин после запуска ракеты.

В боевом отсеке могут размещаться до 8 боеголовок W88 мощностью 475 кт или до 14 W76 мощностью 100 кт. При максимальной нагрузке ракета способна забросить 8 блоков W88 на дальность 7838 км.

Эксплуатация ракет и текущее состояние


Носителями ракет в ВМС США являются подводные лодки типа «Огайо», каждая из которых вооружена 24 ракетами. По состоянию на 2009 год ВМС США располагают 14 лодками этого типа. Ракеты устанавливаются в шахты ПЛАРБ при выходе на боевое дежурство. После возвращения с боевого дежурства ракеты выгружаются с лодки и перемещаются в специальное хранилище. Хранилищами ракет оборудованы только ВМБ Бангор и Кингс-Бей. Во время пребывания ракет в хранилище на них проводятся работы по техническому обслуживанию.
Пуски ракет осуществляются в процессе тестовых испытаний. Тестовые испытания производятся в основном в двух случаях. После существенных модернизаций и для подтверждения боеспособности пуски ракет осуществляются в испытательных и исследовательских целях (англ. Research and Development Test). Также в рамках приёмо-сдаточных испытаний при принятии на вооружение и после капитального ремонта каждая ПЛАРБ производит контрольно-тестовый запуск ракет (англ. Demonstration and Shakedown Operation, DASO).
По планам в 2010-2020 две лодки будут находиться на капитальном ремонте с перезарядкой реактора. По состоянию на 2009 год КОН лодок типа «Огайо» составляет 0,6, поэтому в среднем на боевом дежурстве будут находиться 8 лодок и в постоянной готовности к запуску находиться 192 ракеты.

Договором СНВ-II предусматривалась разгрузка «Трайдент-2» с 8 до 5 боезарядов и ограничения числа ПЛАРБ 14 единицами. Но в 1997 году выполнение этого договора было заблокировано Конгрессом с помощью специального закона.

8 апреля 2010 года президентами России и США был подписан новый договор по ограничению стратегических наступательных вооружений - СНВ-III . По положениям договора ограничивается общее число развёрнутых ядерных боезарядов 1550 единицами для каждой из сторон. Общее число развёрнутых межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев для России и США не должно превышать 700 единиц, и ещё 100 носителей могут быть в резерве, в неразвёрнутом состоянии. Под действие этого договора попадают и ракеты «Трайдент-2». По состоянию на 1 июля 2009 года США располагали 851 носителем и часть из них должна быть сокращена. Пока планы США не оглашаются, поэтому коснётся ли данное сокращение «Трайдент-2», достоверно неизвестно. Обсуждается вопрос сокращения количества подводных лодок типа «Огайо» с 14 до 12 при сохранении общего количества развёрнутых на них боеголовок.

Тактико-технические характеристики


  • Количество ступеней: 3
  • Длина, м: 13,42
  • Диаметр, м: 2,11
  • Максимальная взлётная масса, кг: 59 078
  • Максимальный забрасываемый вес, кг: 2800
  • Максимальная дальность, км: 11 300
  • Тип системы наведения: инерциальная + астрокоррекция + GPS

  • Боевая часть: термоядерная
  • Тип ГЧ: разделяющаяся головная часть с блоками индивидуального наведения
  • Количество боевых блоков: до 8 W88 (475 кт) или до 14 W76 (100 кт)
  • Базирование: ПЛАРБ типов «Огайо» и «Вэнгард»

Сделано Русскими

Русская «Синева» против американского «Трезубца»

Баллистическая ракета подводного базирования «Синева» по ряду характеристик превосходит американский аналог «Трайдент-2»

ВКонтакте

Одноклассники

Владимир Лактанов


Ракетный подводный крейсер «Верхотурье» произвел успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты «Синева» из подводного положения в акватории Баренцева моря. Фото: Министерство обороны РФ/РИА Новости

Успешный, уже 27-й по счету пуск 12 декабря баллистической ракеты «Синева» с борта атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения (РПК СН) «Верхотурье» подтвердил: у России есть оружие возмездия. Ракета преодолела около 6 тысяч км и поразила условную цель на камчатском полигоне Кура. К слову, подлодка «Верхотурье» является глубоко модернизированным вариантом атомных субмарин проекта 667БДРМ класса «Дельфин» (Delta-IV по классификации НАТО), которые составляют сегодня основу морских сил стратегического ядерного сдерживания.

Для тех, кто ревностно следит за состоянием наших оборонительных возможностей, это уже не первое и достаточно привычное сообщение об успешных пусках «Синевы». В нынешней достаточно тревожной международной обстановке многих интересует вопрос возможностей нашей ракеты в сравнении с ближайшим зарубежным аналогом - американской ракетой UGM-133A Trident-II D5 («Трезубец-2»), в обиходе - «Трайдент-2».

Ледяная «Синева»

Ракета Р-29РМУ2 «Синева» предназначена для поражения стратегически важных объектов противника на межконтинентальных дальностях. Она является основным вооружением стратегических ракетных крейсеров проекта 667БДРМ и создана на базе МБР Р-29РМ. По классификации НАТО - SS-N-23 Skiff, по договору СНВ - РСМ-54. Представляет собой жидкостную трехступенчатую межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) морского подводного базирования третьего поколения. После принятия на вооружение в 2007 году планировалось выпустить около 100 ракет «Синева».

Стартовая масса (полезная нагрузка) «Синевы» не превышает 40,3 тонны. Разделяющаяся головная часть МБР (2,8 тонны) на дальность до 11 500 км может доставить в зависимости от мощности от 4 до 10 боевых блоков индивидуального наведения.

Максимальное отклонение от цели при старте с глубины до 55 м не превышает 500 м, что обеспечивает эффективная бортовая система управления с использованием астрокоррекции и спутниковой навигации. Для преодоления противоракетной обороны противника «Синева» может оснащаться специальными средствами и использовать настильную траекторию полета.


Межконтинентальная баллистическая трехступенчатая ракета Р-29РМУ2 «Синева». Фото: topwar.ru

Американский «Трезубец» - «Трайдент-2»

Твердотопливная межконтинентальная баллистическая ракета морского подводного базирования «Трайдент-2» принята на вооружение в 1990 году. Имеет более легкую модификацию - «Трайдент-1» - и предназначена для поражения стратегически важных целей на территории противника; по решаемым задачам аналогична российской «Синеве». Ракетой оснащаются американские субмарины SSBN-726 класса «Огайо». В 2007 году ее серийное производство прекращено.

При стартовой массе 59 тонн МБР «Трайдент-2» способна доставить полезную нагрузку весом 2,8 тонны на удаление 7800 км от места старта. Максимальная дальность полета в 11 300 км может быть достигнута за счет снижения веса и количества боевых блоков. В качестве полезной нагрузки ракета может нести 8 и 14 боевых блоков индивидуального наведения средней (W88, 475 кт) и малой (W76, 100 кт) мощности соответственно. Круговое вероятное отклонение этих блоков от цели составляет 90–120 м.

Сравнение характеристик ракет «Синева» и «Трайдент-2»

В целом «Синева» по основным характеристикам не уступает, а по ряду превосходит американскую МБР «Трайдент-2». При этом наша ракета, в отличие от заокеанского аналога, обладает большим потенциалом модернизации. В 2011 году был испытан и в 2014-м принят на вооружение новый вариант ракеты - Р-29РМУ2.1 «Лайнер». Кроме того, модификация Р-29РМУ3 при необходимости может заменить твердотопливную МБР «Булава».

Наша «Синева» является лучшей в мире по энергомассовому совершенству (отношение массы боевой нагрузки к стартовой массе ракеты, приведенное к одной дальности полета). Этот показатель в 46 единиц заметно превышает аналогичный показатель МБР «Трайдент-1» (33) и «Трайдент-2» (37,5), что непосредственно сказывается на максимальной дальности полета.

«Синева», запущенная в октябре 2008 года из Баренцева моря атомной субмариной «Тула» из подводного положения, пролетела 11 547 км и доставила макет головной части в экваториальную часть Тихого океана. Это на 200 км превышает аналогичный показатель «Трайдента-2». Такого запаса дальности не имеет ни одна ракета в мире.

По сути, российские ракетные подводные крейсера стратегического назначения способны обстрелять центральные штаты США с позиций непосредственно у своих берегов под защитой надводного флота. Можно сказать, не покидая причала. Но есть примеры и того, как подводный ракетоносец осуществлял скрытный, «подледный» пуск «Синевы» из арктических широт при толщине льда до двух метров в районе Северного полюса.

Российская межконтинентальная баллистическая ракета может быть запущена носителем, который движется со скоростью до пяти узлов, с глубины до 55 м и волнении моря до 7 баллов в любом направлении по курсу движения корабля. МБР «Трайдент-2» при той же скорости движения носителя может быть запущена с глубины до 30 м и волнении до 6 баллов. Немаловажно и то, что сразу после старта «Синева» устойчиво выходит на заданную траекторию, чем не может похвастаться «Трайдент». Это обусловлено тем, что «Трайдент» стартует за счет аккумулятора давления, и командир субмарины, думая о безопасности, всегда будет делать выбор между подводным или надводным стартом.

Важным показателем для такого оружия является скорострельность и возможность залповой стрельбы при подготовке и проведении ответно-встречного удара. Это значительно увеличивает вероятность прорыва системы ПРО противника и нанесения ему гарантированного поражения. При максимальном интервале пуска между МБР «Синева» до 10 секунд этот показатель у «Трайдента-2» в два раза (20 с) больше. А в августе 1991 года был произведен залповый пуск боекомплекта из 16 МБР «Синева» субмариной «Новомосковск», что до настоящего времени не имеет аналогов в мире.

Не уступает американской ракете наша «Синева» и в точности поражения цели при оснащении новым блоком средней мощности. Она может быть использована и в неядерном конфликте с высокоточной осколочно-фугасной боевой частью массой около 2 тонн. Для преодоления системы ПРО противника, кроме специального оснащения, «Синева» может лететь к цели и по настильной траектории. Это значительно снижает вероятность ее своевременного обнаружения, а значит, и вероятного поражения.

И еще один немаловажный в наше время фактор. При всех своих положительных показателях МБР типа «Трайдент», повторимся, с трудом поддается модернизации. За более чем 25-летний срок службы значительно изменилась электронная база, что не позволяет осуществить локальную модернизацию современных систем в конструкции ракеты на программном и аппаратном уровне.

Наконец, еще один плюс нашей «Синевы» - возможность ее применения в мирных целях. В свое время были созданы носители «Волна» и «Штиль» для вывода космических аппаратов на низкую околоземную орбиту. В 1991–1993 годах было проведено три таких пуска, а конверсионная «Синева» попала в Книгу рекордов Гиннесса как самая быстрая «почта». В июне 1995-го этой ракетой на дальность 9000 км, на Камчатку, был доставлен комплект научной аппаратуры и почтовая корреспонденция в специальной капсуле.

В качестве итога: вышеуказанные и другие показатели стали основанием для немецких специалистов считать «Синеву» шедевром морского ракетостроения.

Ракеты пробиваются на поверхность и уносятся ввысь, навстречу звездам. Среди тысяч мерцающих точек им нужна одна. Поларис. Альфа Большой медведицы. Прощальная звезда человечества, к которой привязаны залповые точки и системы астрокоррекции боеголовок.

Наши стартуют ровно, как свеча, запуская двигатели первой ступени прямо в ракетной шахте на борту субмарины. Толстобокие американские “Трайденты” вылезают на поверхность криво, пошатываясь, словно пьяные. Их устойчивость на подводном участке траектории не обеспечивается ничем, кроме стартового импульса аккумулятора давления…

Но обо всем по порядку!

Р-29РМУ2 “Синева” - дальнейшее развитие славного семейства Р-29РМ.
Начало разработки - 1999 год. Принятие на вооружение - 2007 год.

Трехступенчатая баллистическая ракета подводных лодок на жидком топливе со стартовой массой 40 тонн. Макс. забрасываемый вес - 2,8 тонны при дальности пуска 8300 км. Боевая нагрузка - 8 малогабаритных РГЧ индивидуального наведения (для модификации РМУ2.1 “Лайнер” - 4 боеголовки средней мощности с развитыми средствами противодействия ПРО). Круговое вероятное отклонение - 500 метров.

Достижения и рекорды. Р-29РМУ2 обладает наивысшим энергомассовым совершенством среди всех существующих отечественных и зарубежных БРПЛ (отношение боевой нагрузки к стартовой массе приведенное к дальности полета - 46 единиц). Для сравнения: энергомассовое совершенство “Трайдента-1” - всего лишь 33, “Трайдента-2” - 37,5.

Высокая тяга двигателей Р-29РМУ2 позволяет реализовать полет по настильной траектории, что уменьшает подлетное время и, по мнению ряда специалистов, радикально повышает шансы преодоления ПРО (пусть ценой уменьшения дальности пуска).

11 октября 2008 г. в ходе учений “Стабильность-2008” в Баренцевом море с борта атомной подводной лодки “Тула” был произведен рекордный запуск ракеты “Синева”. Макет головной части упал в экваториальной части Тихого океана, дальность пуска составила 11 547 км.

UGM-133A Trident-II D5. “Трезубец-2” разрабатывался с 1977 года параллельно с более легким “Трайдентом-1”. Принят на вооружение в 1990 году.

Стартовая масса - 59 тонн. Макс. забрасываемый вес - 2,8 тонны при дальности пуска 7800 км. Макс. дальность полета при уменьшенном числе боевых блоков - 11 300 км. Боевая нагрузка - 8 РГЧ ИН средней мощности (W88, 475 кТ) или 14 РГЧ ИН малой мощности (W76, 100 кТ). Круговое вероятное отклонение - 90...120 метров.

Неискушенный читатель наверняка задается вопросом: отчего американские ракеты настолько убоги? Выходят из воды под углом, летят хуже, весят больше, энергомассовое совершенство ни к черту...

Все дело в том, что конструкторы “Локхид Мартин” изначально находились в более сложной ситуации по сравнению с их русскими коллегами из КБ им. Макеева. В угоду традициям американского флота им предстояло спроектировать БРПЛ на твердом топливе.

По значению удельного импульса РДТТ априори уступает ЖРД. Скорость истечения газов из сопла современных ЖРД может достигать 3500 и более м/с, в то время как у РДТТ этот параметр не превосходит 2500 м/с.

Достижения и рекорды “Трайдента-2”:
1. Самая большая тяга первой ступени (91 170 кгс) среди всех твердотопливных БРПЛ, и вторая среди баллистических ракет с РДТТ, после “Минитмен-3”.
2. Самая длительная серия безаварийных пусков (150 по данным на июнь 2014 г.).
3. Самый длительный ресурс эксплуатации: “Трайдент-2” останется на вооружении до 2042 г. (полвека на активной службе!). Что свидетельствует не только об удивительно большом ресурсе самой ракеты, но и о правильности выбора концепции, заложенной еще в разгар холодной войны.

В то же время “Трезубец” с трудом поддается модернизации. За прошедшие четверть века с момента постановки на вооружение прогресс в области электроники и вычислительных систем ушел так далеко, что какая-либо локальная интеграция современных систем в конструкцию “Трайдента-2” невозможна ни на программном, ни даже на аппаратном уровне!

Когда закончится ресурс у инерциальных навигационных систем Mk.6 (последняя партия закупалась в 2001 г.), придется полностью заменить всю электронную “начинку” “Трайдентов” под требования ИНС нового поколения Next Generation Guidance (NGG).


Боеголовка W76/Mk-4


Впрочем, даже в его нынешнем состоянии старый воин остается вне конкуренции. Винтажный шедевр 40-летней давности с целым набором технических секретов, многие из которых не удалось повторить даже сегодня.

Качающееся в 2-х плоскостях утопленное сопло РДТТ в каждой из трех ступеней ракеты.

“Таинственная игла” в носовой части БРПЛ (раздвижная штанга, состоящая из семи частей), применение которой позволяет снизить аэродинамическое сопротивление (прибавка в дальности - 550 км).

Оригинальная схема с размещение боеголовок (“морковок”) вокруг маршевого двигателя третьей ступени (боевые блоки Mk-4 и Mk-5).

100-килотонная боеголовка W76 с непревзойденным по сей день КВО. В оригинальном варианте, при использовании двойной системы коррекции (ИНС + астрокоррекция) круговое вероятное отклонение W-76 достигает 120 метров. При использовании тройной коррекции (ИНС + астрокоррекция + GPS) КВО боеголовки уменьшается до 90 м.

В 2007 году, с окончанием производства БРПЛ “Трайдент-2” была начата многоэтапная программа модернизации D5 LEP (Life Extention Program), с целью продления срока эксплуатации существующих ракет. Помимо переоснащения “Трезубцев” новой навигационной системы NGG, Пентагон запустил цикл исследований с целью создания новых, еще более эффективных составов ракетного топлива, создания радиационно-стойкой электроники, а также ряд работ, направленных на разработку новых боевых блоков.

Некоторые неосязаемые аспекты:

Жидкостный ракетный двигатель - это турбонасосные агрегаты, сложная смесительная головка и запорная арматура. Материал - высокосортная нержавеющая сталь. Каждая ракета с ЖРД - технический шедевр, чья изощренная конструкция прямо пропорциональна её запредельной стоимости.

В общем виде БРПЛ на твердом топливе является стеклопластиковой “бочкой” (термостабильным контейнером), до краев набитым спрессованным порохом. В конструкции такой ракеты отсутствует даже специальная камера сгорания - сама “бочка” и является камерой сгорания.

При серийном производстве экономия колоссальна. Но только если знать, как правильно делать такие ракеты! Производство РДТТ требует высочайшей технической культуры и контроля качества. Малейшие колебания влажности и температуры критическим образом отразятся на стабильности горения топливных плиток.

Развитая химическая промышленность США подсказала очевидное решение. В результате, все заокеанские БРПЛ - от “Полариса” до “Трайдента” летали на твердом топливе. У нас с этим обстояло несколько сложнее. Первая попытка “вышла комом”: твердотопливная БРПЛ Р-31 (1980 г.) не смогла подтвердить даже половину возможностей жидкостных ракет КБ им. Макеева. Не лучше получилась вторая ракета Р-39 - при массе головной части, эквивалентной БРПЛ “Трайдент-2”, стартовая масса советской ракеты достигла невероятных 90 тонн. Пришлось создавать под супер-ракету громадную лодку (пр. 941 “Акула”).

В то же время, сухопутный ракетный комплекс РТ-2ПМ “Тополь” (1988 г.) получился даже очень успешным. Очевидно, основные проблемы со стабильностью горения топлива к тому времени были успешно преодолены.

В конструкции новой “гибридной” “Булавы” используются двигатели, как на твердом (первая и вторая ступени), так и жидком топливе (последняя, третья ступень). Впрочем, основная часть неудачных пусков была связана не столько с нестабильностью горения топлива, сколько с датчиками и механической частью ракеты (механизм разделения ступеней, качающееся сопло и т.д.).

Преимуществом БРПЛ с РДТТ, помимо меньшей стоимости серийных ракет, является безопасность их эксплуатации. Опасения, связанные с хранением и подготовкой к запуску БРПЛ с ЖРД не напрасны: на отечественном подводном флоте прогремел целый цикл аварий, связанный с утечкой токсичных компонентов жидкого топлива и даже взрывов, приведших к потере корабля (К-219).

Кроме этого, в пользу РДТТ говорят следующие факты:

Меньшая длина (в силу отсутствия сепарированной камеры сгорания). В результате, на американских подлодках отсутствует характерный “горб” над ракетным отсеком;

Меньшее время предстартовой подготовки. В отличие от БРПЛ с ЖРД, где сперва следует продолжительная и опасная процедура перекачки компонентов топлива (ТК) и заполнения ими трубопроводов и камеры сгорания. Плюс, сам процесс “жидкого старта”, требующий заполнения шахты забортной водой, что является нежелательным фактором, нарушающим скрытность субмарины;

До момента запуска аккумулятора давления сохраняется возможность отмены запуска (в связи с изменением обстановки и/или обнаружения каких-либо неполадок в системах БРПЛ). Наша “Синева” работает по иному принципу: начал - стреляй. И никак иначе. В противном случае, потребуется опасный процесс слива ТК, после чего небоеспособную ракету остается лишь аккуратно выгрузить и отправить на завод-изготовитель для восстановительного ремонта.

Что касается самой технологии старта, у американского варианта имеется свой недостаток.

Сможет ли аккумулятор давления обеспечить необходимые условия для “выталкивания” 59-тонной болванки на поверхность? Или в момент запуска придется идти на малой глубине, с торчащей над водой рубкой?

Расчетное значения давления для старта “Трайдента-2” - 6 атм., начальная скорость движения в парогазовом облаке - 50 м/с. Согласно расчетам, стартового импульса достаточно для “подъема” ракеты с глубины как минимум 30 метров. Что до “неэстетичного” выхода на поверхность, под углом к нормали, то в техническом плане это не имеет значения: включившийся двигатель третьей ступени уже в первые секунды стабилизирует полет ракеты.

В то же время “сухой” старт “Трезубца”, при котором запуск маршевого двигателя производится в 30 метрах над водой, обеспечивает некоторую безопасность самой подлодке, в случае аварии (взрыва) БРПЛ на первой секунде полета.

В отличие от отечественных высокоэнергетических БРПЛ, чьи создатели всерьез обсуждают возможность полета по настильной траектории, зарубежные специалисты даже не пытаются работать в данном направлении. Мотивировка: активный участок траектории БРПЛ пролегает в зоне, недоступной системам ПРО противника (к примеру, экваториальный участок Тихого океана или ледовый панцирь Арктики). Что касается конечного участка, то для систем ПРО не имеет особого значения, каков был угол входа в атмосферу - 50 или 20 градусов. Притом, сами системы ПРО, способные отразить массированную ракетную атаку, пока существуют лишь в фантазиях генералов. Полет в плотных слоях атмосферы, помимо уменьшения дальности, создает яркий инверсионный след, что само по себе является сильным демаскирующим фактором.

Эпилог

Плеяда отечественных ракет подводного базирования против одного-единственного “Трайдента-2”... Надо сказать, “американец” держится молодцом. Не смотря на свой солидный возраст и двигатели на твердом топливе, его забрасываемый вес в точности равен забрасываемому весу жидкотопливной “Синевы”. Не менее впечатляющая дальность пуска: по данному показателю “Трайдент-2” не уступает доведенным до совершенства российским жидкотопливным ракетам и превосходит на голову любой французский или китайский аналог. Наконец, малое КВО, делающее “Трайдент-2” реальным претендентом на первое место в рейтинге морских стратегических ядерных сил.

20 лет - возраст немалый, но янки даже не обсуждают возможности замены “Трезубца” до начала 2030-х гг. Очевидно, мощная и надежная ракета полностью удовлетворяет их амбиции.

Все споры о превосходстве того или другого вида ядерных вооружений не имеют особого значения. Ядерное - как умножение на ноль. Вне зависимости от других множителей в результате получится ноль.

Инженеры “Локхид Мартин” создали крутую твердотопливную БРПЛ, опередившую своё время на двадцать лет. Заслуги отечественных специалистов в области создания жидкостных ракет также не поддаются сомнению: за прошедшие полвека русские БРПЛ с ЖРД были доведены до подлинного совершенства.

В конце минувшей недели Пентагон перекрыл для воздушных полетов и мореплавания значительную территорию мирового океана: к западу от полуострова Флорида в Мексиканском заливе, а также к западу от Анголы в Южной части Атлантики. Это было связано с намеченным в ночь на воскресенье пуском МБР «Трайдент-2» с борта одной из стратегических атомных подводных лодок класса «Огайо».

Данный пуск не значится как плановый, предназначенный либо для подтверждения ТТХ ракет, находящихся в длительной эксплуатации, либо для проведения мероприятий по очередной модернизации ракеты, принятой на вооружение в 1990 году. Поскольку предыдущие плановые стрельбы парой «Трайдентов-2» с интервалом в три часа были произведены в марте лодкой «Огайо», находившейся неподалеку от калифорнийского побережья США.

Так что можно предположить, что сейчас мы наблюдали демонстративную «игру мускулами ». И она была связана с залповым запуском российской стратегической подводной лодкой «Дмитрий Донской» проекта 995 «Борей» четырех МБР «Булава». Залп был произведен с промежутком в 1−2 секунды между выходом двух соседних ракет.

На Западе стрельбы ВМФ РФ тоже считают демонстративными, почему-то привязывая их к приближавшемуся тогда открытию чемпионата мира по футболу. Однако эти стрельбы стали, прежде всего, проверкой систем подводной лодки вести залповую стрельбу, чего в России, начиная с конца 80-х годов, ни разу не делалось.

Сложность таких массированных пусков состоит в том, что лодка после пуска каждой ракеты теряет массу, что приводит к изменению глубины ее нахождения. А это в свою очередь в случае ненадежной работы автоматики управления ракетой может сказаться на точности. 22 мая все ракеты, выпущенные из акватории Белого моря, достигли полигона Кура на Камчатке, все боевые блоки поразили свои цели.

В последние три года пентагоновские генералы, постоянно и целенаправленно выбивая в Конгрессе США финансирование, говорят о необходимости «перед лицом агрессивных устремлений России» совершенствовать свой ядерный потенциал. То есть создавать новое стратегическое оружие во всех трех его видах — подводном, воздушном и наземном.

И эти настойчивые речи возымели действие. В прошлом году бюджетное управление Конгресса опубликовало доклад «Прогнозируемые расходы на ядерные силы США с 2017 по 2026 год». В нем фигурирует общая сумма в 400 млрд. долларов. Разумеется, не все эти деньги будут потрачены на новые разработки и строительство перспективного вооружения. Громадные средства расходуются на содержание существующих арсеналов и стратегической техники. При этом в таком же документе, изданном в 2015 году, речь шла о 350 млрд. Прогресс существенный.

Эти деньги уже начинают активно раскручиваться. И прежде всего в морской составляющей ядерной триады. В настоящий момент проектируется стратегическая лодка «Колумбия» четвертого поколения, которая должна заменить лодку «Огайо», поскольку ей скоро стукнет 40 лет. Стоимость разработки оценивается в 12 миллиардов долларов. Строительство каждой их 14-и стратегических субмарин оценивается примерно в 5 миллиардов долларов. Однако если первые лодки начнут закладываться в следующем десятилетии, то есть в период, обозначенный в докладе Конгресса, то в строй ВМС США они начнут поступать уже в 30-е годы. На весь проект «Колумбия» будет потрачено 100 млрд. долларов.

При этом пока не идет речи о замене ракеты «Трайдент-2» на перспективную МБР. ВМС США она устраивает, поскольку лидирует в мире по целому ряду параметров. У нее самое меньшее круговое вероятное отклонение от цели — порядка 100 метров. У нашей «Булавы» — 250 метров. Пока «Трайдент-2» занимает второе место по дальности после российской «Синевы» — 11300 км против 11500 км. По забрасываемому весу паритет с «Синевой» — 2800 кг. Однако «Синева» после замены стратегических подводных лодок третьего поколения — «Дельфин» и «Кальмар» — на лодки четвертого поколения «Борей» будет снята с вооружения. Останется лишь «Булава», у которой меньше и дальность, и забрасываемый вес. Однако, во-первых, за счет модернизации «Булаву» предполагается в обозримом будущем подтянуть по силовым характеристикам до американской ракеты.

А, во-вторых, система управления «Булавой» более совершенна, что крайне важно в ситуации постоянного наращивания возможностей систем противоракетной обороны. МБР, «тупо» летящая по баллистической траектории, через некоторое время станет не самой сложной добычей комплексов ПРО. Что же касается «Булавы», то в ней использованы современные приемы преодоления ПРО. Короткий активный участок траектории, когда ракета легко обнаруживается по работающему двигателю. Настильная траектория, оставляющая противоракетам слишком мало времени для реакции. И, наконец, маневрирование боевых блоков. А также аппаратура радиоэлектронной борьбы. Ничего этого у МБР «Трайдент-2» нет.

А вот количественный перевес в ракетах, расположенных на одной стратегической подводной лодке, будет ликвидирован с приходом в ВМС США лодок «Колумбия». Сейчас лодка «Огайо» располагает 24-я МБР. На каждой российской лодке 16 МБР. На «Колумбии тоже будет 16. Однако сокращение ударной мощи Пентагон предполагает скомпенсировать большей скрытности «Колумбии». В ней предполагается частично использовать технологии многоцелевой (нестратегической) лодки «Вирджиния», которая, как и наш «Борей», принадлежит к четвертому поколению субмарин.

Морская составляющая триады — наиболее сильная у США. Подводные лодки располагают 67% процентами ядерных боеголовок от их общего количества, находящегося на боевом дежурстве. Все остальное приходится на стратегическую авиацию США и наземные ракеты шахтного базирования.

Второе место занимает воздушная составляющая ядерной триады. И тут предполагается проделать большую работу, чтобы, как заявил недавно на слушаниях в Конгрессе заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов США генерал Пол Сельва , стратегическая авиация гарантированно преодолевала систему ПВО России.

Работы ведутся по двум направлениям. Создаются и перспективный бомбардировщик В-21, и крылатая ракета с ядерным зарядом. Бомбардировщики у США есть, но они в основном совсем древние — В-52. Современных — В-2 — совсем мало, всего лишь 19 машин. Нет стратегических ракет, вместо них бомбы В61 (340 кт) и В63 (1,1 Мт).

Тендер на создание бомбардировщика В-21 стоимостью в 80 млрд. долларов выиграла компания Northrop Grumman. О том, что собой будет представлять В-21 и какими обладать характеристиками, практически ничего неизвестно, поскольку работы находятся на самом начальном этапе. Существует лишь уменьшенный макет для показа прессе и потенциальным заказчикам. Внешне это «летающее крыло», имеющее некоторое сходство с В-2. Предполагается, что бомбардировщик будет иметь два режима управления — пилотируемый летчиком и беспилотный.

Первые самолеты должны по плану появиться уже в 2025 году. Однако это чрезмерно оптимистичные прогнозы. На создание B-2 Spirit ушло 20 лет. 10 лет от начала разработки до первого полета прототипа, и еще столько же до начала серийного производства. Тем не менее, Пентагон планирует к 2037 году иметь 100 новых бомбардировщиков.

Компания «Локхид Мартин» разрабатывает ядерную крылатую ракету большой дальности LRSO (Long Range Stand-Off) для оснащения ею не только перспективного, но и эксплуатирующихся стратегических бомбардировщиков.

Наземные ядерные силы представляют МБР шахтного базирования «Минитмен-3», которые начали ставиться на боевое дежурство в 1970 году. То есть почти полвека назад. Это самое слабое звено ядерной триады США. Если у ракет и хорошая дальность — 13000 км, то практически полностью отсутствуют механизмы противодействия системам ПРО. У них периодически меняют топливо, заменяют состарившиеся боеголовки, подновляют систему управления. Но эта ракета явно устарела, о чем несколько раз заявил Дональд Трамп , проинформированный референтами.

Пентагон решил их заменить на перспективные. Тендер стоимостью 62 млрд. долларов выиграли Northrop Grumman и Boeing. За миллиард они должны к 2020 году предоставить отчет о том, какие технологии необходимо использовать для создания перспективной МБР. То есть это стоимость НИР. Большие деньги придут на этапе ОКР и последующего серийного производства четырехсот ракет. Стоимость закупок вместе со стоимостью разработки — 62 млрд. долларов. Из них 13 млрд. будет выплачено за создание систем командования и контроля, а также пусковых центров.

22 января 1934 года родился ученый, работавший в области систем управления, Игорь Иванович Величко. При его непосредственном участии были созданы баллистические ракеты морского базирования, поступившие на вооружение ВМФ СССР. По точности стрельбы они могли соперничать с аналогичными американскими «Трайдентами». Их модификациями и поныне вооружены российские стратегические подводные лодки.

Учебный пуск «Трайдент-2»

Выпускник УПИ становится директором ОКБ

Карьерная история Игоря Ивановича Величко (1934 – 2014) незамысловата. После окончания в 1947 году Уральского политехнического института он поступил на должность инженера в НИИ-529 (ныне НПО Автоматики, город Екатеринбург). Вскоре работал уже старшим инженером, затем ведущим, начальником отдела. И в 1983 году возглавил НИИ.

В 1985 году он перешел в расположенное в Миассе Челябинской области СКБ-385 (ныне Государственный ракетный центр им. Макеева) — директором предприятия и генеральным конструктором.

Переход этот был психологически непростым. Потому что Величко пришел на место скоропостижно скончавшегося Виктора Петровича Макеева. Корифея, основателя отечественной школы морского стратегического ракетостроения. Обладателя Ленинской и трех Государственных премий СССР.

Учебный пуск ракеты «Булава»

Правда, и Величко к тому моменту имел Государственную и Ленинскую премии. И получены они были за работы в той же самой военно-технической области. Потому что НИИ-529 тесно связан с СКБ-385, создавая системы управления для ракет морского базирования, которые разрабатывал Макеев.

Величко начал заниматься ракетами для атомных подводных лодок в начале 70-х годов. Тогда же он и обрел должную степень административного влияния на ход разработок.

Выход на межконтинентальный уровень

Необходимо сказать, что на первом этапе своего существования советские ракеты подводного базирования не были самым слабым звеном в подводном стратегическом флоте СССР. Они вполне «гармонично» вписывались в существовавший на тот момент тактико-технический уровень атомных субмарин. Лодки проигрывали американским по ряду параметров: были более шумными, обладали меньшей скоростью и дальностью. И с аварийностью было далеко не все в порядке. А ракеты имели меньшую дальность и точность. Хоть по «начинке» ракет, то есть по мощности, исчисляемой в килотоннах, наблюдалось примерное равенство.

Так что конструкторские бюро, работавшие на ВМФ, догоняли американских подводников почти во всех категориях разработок. К середине 70-х, когда ВМС США почивали на лаврах, не опасаясь, что «Советы» догонят их в ХХ веке, мы достигли равенства – как количественного, так и качественного. И неумолимо двинулись вперед.

Ситуация выровнялась в связи с появлением лодок проекта 667БДР «Кальмар», начавших поступать на вооружение в начале 70-х годов. Они обладали малой шумностью, имели прекрасное навигационное и акустическое оборудование. Были улучшены условия обитания экипажа.

Их главным оружием стала пусковая установка Д-9 разработки СКБ-385, вооруженная ракетой Р-29 с ЖРД. Она была принята на вооружение в 1974 году. А спустя три года появилась более продвинутая модификация – Д-9Р с шестнадцатью ракетами Р-29Р в боекомплекте.

Это было уже абсолютно современное оружие, позволявшее решать абсолютно все задачи, возлагавшиеся на стратегические атомные подводные крейсеры. Была обеспечена межконтинентальная дальность стрельбы при одновременном увеличении веса боевой нагрузки, повышена точность стрельбы за счет астрокоррекции, применены разделяющиеся головные части (Д-9Р), реализована автономность боевого использования и всепогодность боевого применения ракет с многоракетных атомных подводных лодок из любого района Мирового океана.

Комплекс Д-9Р позволял осуществлять запуск, причем залповый, 16-и ракет Р-29Р. Их дальность в зависимости от полезной нагрузки лежала в диапазоне от 6500 до 9000 км. Вероятное круговое отклонение – 900 м при инерциальной системе наведения на цель с полной астрокоррекцией. Существенное повышение точности (у предыдущих ракет КВО составляло 1500 метров) было достигнуто за счет совершенствования системы управления ракетой. Определенный вклад в новую разработку внес и Игорь Величко.

Головная часть ракеты имела 3 модификации. Мощность моноблочной головки составляла 450 кт. В случае разделяющейся ГЧ устанавливались 3 боевых блока по 200 кт каждый или 7 по 100 кт. И вот здесь Макеев уже опередил конкурентов из «Локхид» на целых три года – именно через три года у подводников США появились первые ракеты с разделяющейся головной частью. Это были уже не «Полярис», а «Трайдент».

Р-29Р до сих пор находятся на вооружении подводного флота России. Регулярно проводятся их пуски, которые все оказываются удачными. Их коэффициент технической надежности равен 0,95.

Продолжая дело Макеева

СКБ-385, работая в тандеме с НИИ-529, создавало новые комплексы под новые ракеты и параллельно проводило глубокую модернизацию уже имеющихся. Да так, что получалось, по сути, новое вооружение, обладающее оригинальным качеством.

Так, в 1983 году на вооружение поступил комплекс Д-19 с первой морской трехступенчатой твердотопливной ракетой Р-39. Она оснащена разделяющейся головной частью с десятью блоками, имеет межконтинентальную дальность стрельбы и размещена на атомной подводной лодке проекта 941 «Щука» рекордного водоизмещения, которое равно 48000 тонн.

А в 1987 году был создан модифицированный комплекс Д-9РМ с ракетой Р-29РМ с десятью боевыми блоками для лодки третьего поколения проекта . Эту работу уже доводил Игорь Величко, возглавивший ГРЦ им. Макеева. И как непосредственный разработчик системы управлений ракетой, и как новоиспеченный генеральный конструктор СКБ-385.

До 2007 года Р-29РМ имела лучшие тактико-технические характеристики среди российских баллистических ракет подводных лодок. Затем появилась Р-29РМУ2 «Синева», у которой на 200 метров уменьшилось КВО и улучшились средства противодействия ПРО. Но один из главных параметров – энергетическая характеристика – остался прежним. И он является лучшим среди всех баллистических морских ракет мира. Это отношение величины забрасываемого веса к стартовому весу ракеты.

И у Р-29РМ, и у «Синевы» этот показатель равен 46. У «Трайдент-1» — 33, у «Трайдент-2» — 37,5. Это важнейший показатель боевых возможностей ракеты, он определяет динамику ее полета. А это в свою очередь влияет на преодоление системы неприятельской ПРО. В связи с чем «Синеву» даже называют «шедевром морского ракетостроения».

Высокий полет «Лайнера»

Р-29РМУ2 – трехступенчатая жидкостная ракета, дальность которой на 3,5 тыс. км больше, чем у «Трайдент-2», который стоит на вооружении последнего поколения американских подводных ракетных крейсеров. Ракета может нести от 4 до 10 головок индивидуального наведения.

«Синева» обладает повышенной устойчивостью к воздействию электромагнитного импульса. На ней установлен современный комплекс средств преодоления ПРО. Наведение на цель осуществляется комплексно: при помощи инерциальной системы, аппаратуры астрокоррекции и навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, благодаря чему максимальное отклонение от цели удалось снизить до 250 м.

ГРЦ Макеева могло бы стать и законодателем моды в области создания твердотопливных ракет морского базирования. Однако этого не произошло в силу как объективных, так и субъективных обстоятельств. С 1983 по 2004 год на вооружении находились твердотопливные ракеты Р-39 макеевской разработки. Они уступали жидкотопливным Р-29Р и по дальности (на 25%), и по отклонению от цели (вдвое), а их стартовая масса была больше чем в 2 раза.

Но к началу 90-х годов появилось более эффективное топливо, новые электронные компоненты. Да и опыт у миассцев по части создания данного типа ракет уже имелся. И РКЦ приступил к разработке ракеты Р-39УТТХ «Барк», которой должны были вооружаться лодки четвертого поколения . Однако эта разработка пошла наперекосяк и из-за скудного финансирования, и в связи с развалом СССР. Производство части компонентов оказалось на территориях независимых государств, и им пришлось подыскивать замену. В частности, пришлось менять прекрасное топливо, ставшее «чужим», топливом худшего качества. Удалось провести испытательные пуски лишь трех ракет. И все они оказались неудачными.

В 1998 году проект закрыли. А ракету для «Бореев» отдали Московскому институту теплотехники, прекрасно себя зарекомендовавшему в качестве создателя мобильных комплексов и . Но во внимание не было принято то обстоятельство, что МИТ никогда не имел дело с ракетами морского базирования. В результате разработка идет крайне непросто и медленно. «Булаву», несомненно, доведут до ума. Но уже сейчас видно, что по дальности и суммарной мощности разделяющихся боезарядов она несколько проигрывает «Синеве».

Однако у «теплотехнической» ракеты есть существенное преимущество – большая живучесть: стойкость к поражающим факторам ядерного взрыва и к лазерному оружию. Противодействие средствам ПРО обеспечено также за счет низкого активного участка и его малой продолжительности. Он, по утверждению главного конструктора ракеты Юрия Соломонова, в 3-4 раза меньше по сравнению с отечественными и иностранными ракетами. То есть все достоинства «Тополя-М» были перенесены и на «Булаву».

В конце нулевых годов была создана новая модификация ракеты «Синева», получившая название «Лайнер». Она способна нести до 12 боеголовок по 100 кт каждая. Причем, как утверждают разработчики, это боеголовки нового типа – «интеллектуальные». Их отклонение от цели составляет 250 метров.

ТТХ ракет Р-29РМУ2.1 «Лайнер» и UGM-133A «Трайдент-2»

Количество ступеней: 3 – 3
Тип двигателя: жидкостной – твердотопливный
Длина: 14,8 м – 13,4 м
Диаметр: 1,9 м – 2,1 м
Стартовая масса: 40 т – 60 т
Забрасываемый вес: 2,8 т – 2,8 т
КВО: 250 м – 120 м
Дальность: 11500 км – 7800 км
Мощность боезаряда: 12х100 кт или 4х250 кт – 4х475 кт или 14х100 кт

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов