Применение оружия и специальных средств сотрудниками фсб рф. Пограничникам запрещается применять оружие и боеаую технику Применение оружия пограничными нарядами

10.05.2020

Государственную границу в нарушение установленных настоящим Законом правил, в ответ на применение ими силы или в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами; для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, для освобождения заложников; для отражения нападения на военнослужащих, лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по защите Государственной границы, членов их семей, когда их жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения нападения на подразделения и объекты пограничных органов, Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, принимающих участие в защите Государственной границы, в том числе для оказания помощи кораблям (катерам), самолетам и вертолетам при отражении вооруженного нападения на них.

Применение специальных средств

Настоящие Правила регулируют порядок применения оружия (стрелковое, артиллерийское, стрелково-пушечное, ракетное) и боевой техники (корабли, катера, патрульные суда (далее — пограничные корабли), вертолеты и самолеты (далее — летательные аппараты) при осуществлении защиты и охраны государственной границы Российской Федерации (далее — государственная граница) в пределах приграничной территории, охраны внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов, охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации и ее природных ресурсов, охраны континентального шельфа Российской Федерации и его природных ресурсов, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.
2.

Действующая редакция

При производстве предупредительных выстрелов пограничный наряд, осмотровая группа, экипаж пограничного корабля (летательного аппарата), сотрудники должны принять меры по обеспечению собственной безопасности на случай открытия ответного огня.


15. Перед применением оружия на поражение, за исключением случаев его применения без предупреждения, в зависимости от складывающейся обстановки предупредительные выстрелы могут производиться из стрелкового, артиллерийского, стрелково-пушечного или ракетного оружия.
16. Сотрудниками при выполнении своих служебных обязанностей в составе пограничных нарядов, осмотровых групп и иных подразделений, предназначенных для обеспечения пограничной деятельности, предупредительные выстрелы из стрелкового оружия производятся вверх, после окрика нарушителю «Стой, стрелять буду!».
17.

Статья 35. применение оружия и боевой техники

Чем достигается маскировка в пограничном наряде. Маскировка в пограничном наряде достигается: знанием местности и выполнением военнослужащими приемов и способов маскировки во всех условиях; сохранением служебной тайны; скрытым размещением и перемещением на охраняемом участке; правильным использованием маскирующих свойств местности, табельных средств маскировки, местных материалов; демонстративными действиями; строжайшим выполнением требований маскировочной дисциплины; своевременным выявлением и устранением демаскирующих признаков.


При несении службы в пограничном наряде «Д» Вы наблюдаете воздушный шар на удалении около 3-х км на территории сопредельного государства, летящий в сторону Республики Беларусь на высоте около 300 м, курсом 110.
БИЛЕТ 2 Виды пограничных нарядов.

Статья 35. применение оружия и боевой техники

Инфо

Запрещается применять оружие и боевую технику в отношении женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев вооруженного нападения с их стороны или оказания ими вооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового нападения; по воздушным, морским, речным судам и другим транспортным средствам с пассажирами; в отношении лиц, которые незаконно пересекли или покушаются на пересечение Государственной границы, если это происходит явно случайно или в связи с несчастным случаем, воздействием неодолимых сил природы.Порядок применения оружия и боевой техники определяется Правительством Российской Федерации.Военнослужащие других видов Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, привлекаемые к защите Государственной границы, могут применять оружие и боевую технику в соответствии с требованиями настоящей статьи.

Внимание

Самостоятельно принимают решение о применении оружия и боевой техники сотрудники, командир пограничного корабля (летательного аппарата) для необходимой обороны или в условиях крайней необходимости, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для их жизни и здоровья, жизни и здоровья других граждан, опасность повреждения или уничтожения для пограничных кораблей (летательных аппаратов), других судов, летательных аппаратов и может повлечь иные тяжкие последствия (дорожно-транспортные происшествия, катастрофы, диверсии и другие общественные бедствия), а также при отсутствии связи с соответствующим начальником (командиром) и в случаях применения оружия без предупреждения.


26. Приказ о применении оружия на поражение пограничным кораблем (летательным аппаратом) должен быть доведен до командира пограничного корабля (летательного аппарата) в установленном порядке.
27.

Летательный аппарат, с которого отдается приказ об остановке, до принятия решения о применении оружия по судну-нарушителю, должен сам активно преследовать судно-нарушитель, пока какой-либо пограничный корабль (летательный аппарат), а также другие государственные суда и летательные аппараты, оказывающие содействие в охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, вызванные преследующим летательным аппаратом, не прибудут на место для продолжения преследования, если только преследующий летательный аппарат не может сам задержать судно-нарушитель.

Право применения оружия при преследовании судна-нарушителя по горячим следам прекращается, когда судно-нарушитель входит в территориальное море своего или третьего государства.

Пограничникам запрещается применять оружие и боеаую техникум

Запрещается применять оружие и боевую технику в отношении женщин и несовершеннолетних, за исключением случаев вооруженного нападения с их стороны или оказания ими вооруженного сопротивления либо угрожающего жизни группового нападения; по воздушным, морским, речным судам и другим транспортным средствам с пассажирами; в отношении лиц, которые незаконно пересекли или покушаются на пересечение Государственной границы, если это происходит явно случайно или в связи с несчастным случаем, воздействием неодолимых сил природы.Порядок применения оружия и боевой техники определяется Правительством Российской Федерации.Военнослужащие других видов Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, привлекаемые к охране Государственной границы, могут применять оружие и боевую технику в соответствии с требованиями настоящей статьи.

Российской Федерации или пресечения вооруженных провокаций на государственной границе; д) прилагать усилия к уменьшению возможного ущерба и сохранению жизни людей в ходе преследования и задержания нарушителя (судна-нарушителя) и (или) недопущению наступления иных тяжелых последствий (попадание пуль (снарядов, ракет) в третьих (посторонних) лиц, другие суда и летательные аппараты); е) обеспечить предоставление медицинской помощи раненым; ж) незамедлительно докладывать непосредственным командирам (начальникам) о каждом случае и обстоятельствах применения оружия и боевой техники и действиях нарушителя (судна-нарушителя); з) соблюдать требования о мерах безопасности, предусмотренные инструкциями (руководствами, наставлениями и уставами), при применении соответствующих видов оружия и боевой техники.
10.
О государственной границе РФ. Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1) Статья 35.


Применение оружия и боевой техники Пограничные органы, Войска противовоздушной обороны и силы Военно-Морского Флота, осуществляя защиту Государственной границы в пределах приграничной территории, применяют оружие и боевую технику для отражения вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, предотвращения попыток угона за границу воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств без пассажиров.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники
при защите государственной границы Российской Федерации


Утратило силу с 10 марта 2010 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 24 февраля 2010 года N 80
____________________________________________________________________

Во исполнение статьи 35 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации.

2. Федеральной пограничной службе Российской Федерации в соответствии с Порядком, утвержденным настоящим постановлением, разработать и утвердить правила производства предупредительных выстрелов и применения оружия и боевой техники военнослужащими органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации при защите государственной границы Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации

В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 8 января 1998 года
N 20

ПОРЯДОК
применения оружия и боевой техники при защите
государственной границы Российской Федерации

1. Настоящий Порядок регулирует применение оружия и боевой техники (оружие военных кораблей, летательных аппаратов, автобронетанковой техники) военнослужащими органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации (далее именуются - военнослужащие), выполняющими задачи по защите государственной границы Российской Федерации на суше, море, реках, озерах, иных водоемах и в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах приграничной территории.

2. Оружие и боевая техника применяются в случаях и в соответствии с требованиями, определенными статьей 35 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" .

3. Военнослужащие применяют оружие и боевую технику по решению соответствующих командиров (начальников) или старших, а также самостоятельно при выполнении задач по защите государственной границы Российской Федерации (далее именуется - государственная граница) при нахождении в составе пограничных нарядов, осмотровых групп, расчетов, экипажей, подразделений, воинских частей и соединений.

4. Командир военного корабля или летательного аппарата перед применением оружия на поражение обязан:

подать судну, нарушившему общепризнанные принципы и нормы международного права или правила плавания (пребывания) в водах Российской Федерации (далее именуется - судно-нарушитель), принятые в международной практике сигналы с требованием остановиться (с дистанции, позволяющей экипажу этого судна увидеть или услышать эти сигналы);

предупредить в процессе преследования судно-нарушитель путем подачи принятых в международной практике сигналов (с дистанции, позволяющей экипажу этого судна увидеть или услышать эти сигналы) о применении оружия против судна в случае, если оно не выполнит требование остановиться;

произвести в случае неподчинения предупредительные выстрелы. При этом должны быть приняты меры по недопущению попадания в судно-нарушитель и находящиеся в этом районе другие суда и летательные аппараты. Решение о производстве предупредительных выстрелов принимает командир военного корабля или летательного аппарата;

убедиться в том, что, несмотря на поданные сигналы и предупредительные выстрелы, судно-нарушитель не выполняет требования остановиться и пытается скрыться.

О производстве предупредительных выстрелов и действиях судна-нарушителя командир военного корабля или летательного аппарата незамедлительно докладывает непосредственному начальнику.

Решение о применении оружия на поражение против судна-нарушителя принимает командир военного корабля, летательного аппарата или его непосредственный (прямой) начальник.

Применение оружия на поражение базирующимися на военном корабле вертолетами производится по решению командира военного корабля.

5. Оружие летательных аппаратов Федеральной пограничной службы Российской Федерации, выполняющих задачи по защите государственной границы, при их нахождении в составе дежурных сил и средств противовоздушной обороны может применяться по низколетящим и малоскоростным целям (легкомоторные самолеты и вертолеты, дельтапланы, воздушные шары и т.п.) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 года N 977 "О порядке применения оружия и боевой техники при охране Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст.4982).

6. За пределами территориального моря Российской Федерации оружие военных кораблей и летательных аппаратов может применяться против судна-нарушителя до захода этого судна в территориальное море своего или третьего государства, если преследование было начато в водах Российской Федерации после подачи принятых в международной практике сигналов с требованием остановиться (с дистанции, позволяющей экипажу этого судна увидеть или услышать эти сигналы), велось непрерывно и исчерпаны другие меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания судна.

7. При применении оружия и боевой техники должны приниматься меры по недопущению попадания пуль (снарядов) на территорию сопредельного государства, за исключением случаев отражения вооруженного вторжения или нападения с территории этого государства на территорию Российской Федерации и пресечения вооруженных провокаций на государственной границе.

Оружие и боевая техника не применяются, если не обеспечиваются меры по недопущению попадания в находящиеся в этом районе другие суда и летательные аппараты или если в результате их применения могут пострадать посторонние лица.

8. Уполномоченные должностные лица Федеральной пограничной службы Российской Федерации незамедлительно (но не позднее одних суток) сообщают:

в Министерство иностранных дел Российской Федерации о каждом случае производства предупредительных выстрелов и применения оружия и боевой техники против иностранных судов-нарушителей;

в соответствующий орган прокуратуры о каждом случае применения оружия и боевой техники, повлекшем ранение или гибель людей.

9. Военнослужащие органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации за нарушение настоящего Порядка несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
"Собрание законодательства Российской Федерации",
N 2, 12.01.98, ст.273

В статье 36 закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" регулирует применение специальных средств в защите Государственной границы в пределах приграничной территории, а также по обеспечению собственной безопасности системы Федеральной службы безопасности Российской Федерации военнослужащие применяют специальные средства (наручники или подручные средства для связывания, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего действия, устройства для принудительной остановки транспорта), физическую силу, включая боевые приемы борьбы, и служебных собак в соответствии с законом РФ "О милиции" .

Полный перечень специальных средств, состоящих на вооружении пограничных органов, основания и правила их применения военнослужащими пограничных органов, а также военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации при защите Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так в частности закон РФ "О милиции" предусматривает, что при применении физической силы, специальных средств сотрудник обязан:

предупредить о намерении использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия, или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

стремиться в зависимости от характера опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия, к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников;

Кроме вышеназванных условий данный закон предусматривает запрет применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, организаций.

Положение Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 года № 634 "Об утверждении перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и правил применения специальных средств при защите Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории и обеспечения собственной безопасности системы Федеральной службы безопасности Российской Федерации".

Перечисленные в Постановлении специальные средства, физическая сила и служебные собаки используются для преодоления противодействия законным требованиям о соблюдении установленных правил режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и обеспечения собственной безопасности, а также задержания лиц, их нарушивших, когда применение иных способов пресечения правонарушений, исключая применение оружия и боевой техники, не обеспечивает выполнения возложенных на сотрудников (военнослужащих) обязанностей.

В данной главе мы дали рассмотрели правовые основы применения оружия и специальных средств сотрудниками Федеральной службы безопасности, дали их краткую характеристику и привели примеры.

§2. Порядок применения специальных средств сотрудниками ФСБ России

Аналогично предыдущей главе порядок применения специальных средств сотрудниками ФСБ можно разделить на четыре составных части:

случаи применения специальных средств;

условия применения специальных средств;

собственно порядок применения специальных средств;

пределы применения специальных средств.

Правовое регулирование содержания всех вышеназванных элементов определяется в Постановлении Правительства РФ от 24 июля 1998 года № 634 "Об утверждении перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и правил применения специальных средств при защите Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории и обеспечении собственной безопасности системы Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации"

Случаями (основаниями) применения специальных средств в соответствии с Постановлением являются:

воспрепятствование проверке документов у лиц и документов на транспортные средства и перевозимые на них грузы;

нападение на военнослужащих и граждан РФ, участвующих на добровольных началах в защите Государственной границы РФ в пределах приграничной территории;

достаточные основания полагать, что лица намерены либо готовятся оказать вооруженное сопротивление;

захват заложников, зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков местности;

поведение лиц, дающее основания полагать, что могут совершить побеги либо причинить вред окружающим или себе;

невыполнение законных требований об остановке транспортных средств;

иные противоправные действия, нарушающие деятельность Пограничной службы ФСБ России.

Условиями применения специальных средств являются:

предупреждение о намерении использовать их, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований военнослужащего (сотрудника), за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств создает непосредственную опасность жизни и здоровью военнослужащих и граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

стремление, чтобы любой ущерб, причиненных при этом был минимальным;

обеспечение лицам, получившим телесные повреждения, оказания доврачебной помощи;

доклад по команде о применении специальных средств;

соблюдение установленных мер безопасности при обращении со специальными средствами;

в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости военнослужащие при отсутствии специальных средств вправе использовать в указанных целях любые подручные средства;

физическая сила, в том числе боевые приемы борьбы, применяется для преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенным на сотрудников обязанностей.

Пределы применения специальных средств:

а) применение специальных средств допускается только при выполнении обязанностей по защите государственной границы РФ и в пределах приграничной территории;

б) запрет применения специальных средств в отношении лиц, которые нарушили режим Государственной границы, пограничный режим или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, если эти действия совершены явно случайной или в связи с несчастным случаем, воздействием неодолимых сил природы, а равно в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения либо оказания сопротивления, угрожающего жизни и здоровью военнослужащих и граждан РФ, участвующих на добровольных началах в защите государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории.

В ходе работы над данным параграфом мы рассмотрели порядок применения специальных средств сотрудниками ФСБ, разделив на составляющие дали подробную характеристику каждому из элементов.

Подводя итог параграфу, можно сделать вывод, что мы дали понятие порядку применения оружия и специальных средств сотрудниками Федеральной службы безопасности РФ, детально рассмотрели и охарактеризовали особенности всех элементов данной сферы деятельности сотрудников ФСБ.

Заключение

Подводя итог проделанной работе следует отметить, что нами было проведено комплексное исследование в области такой сферы деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности России, как применение оружия и специальных средств. Обобщая результаты проделанной работы мы можем утверждать, что применение и использование оружия и специальных средств сотрудниками ФСБ является мерой государственного принуждения.

В первой части курсовой работы мы сосредоточились на изучении нормативного правового материала, а именно правовых основ, касающихся применения оружия и специальных средств сотрудниками ФСБ. Здесь были приведены основные правовые акты, регулирующую данную сферу деятельности, как на уровне закона, так и на уровне подзаконного нормативного правового акта, им была дана характеристика.

Правовые основы применения оружия военнослужащими

при охране государственной границы

Legal basis for the use of weapons by military
at the State Border Guard

, кандидат юридических наук, доцент, *****@***ru .

Shcherbak SI , PhD, Associate Professor.

В статье показаны современные проблемы, обуславливающие необходимость применения оружия военнослужащими при выполнении служебных задач по охране государственной границы. Анализируются и разъясняются положения новых правовых актов , регламентирующих применение оружие.

The article shows the current problems, why they need the use of weapons by military personnel when performing their tasks for the protection of state borders. Analyzes and explains the provisions of new legislation regulating the use of weapons.

Государственная граница, военнослужащие, оружие, основания применения оружия, условия применения оружия, порядок применения оружия.

The state border, the military, weapons, weapons of reason, the terms of use of weapons, the use of weapons.

Третий фактор, объясняющий внимание к обозначенной проблеме, связан с тем, что оружие при защите и охране государственной границы Российской Федерации вправе применять не только пограничники, но также военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. Часть восьмая ст. 35 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – закон о Границе) устанавливает, что «Военнослужащие иных органов федеральной службы безопасности, а также военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и иных войск и воинских формирований Российской Федерации, привлекаемые к защите Государственной границы, могут применять оружие и боевую технику в соответствии с требованиями настоящей статьи», а п.2 Порядка применения оружия уточняет, что оружие при охране государственной границы применяется «военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, привлекаемыми на основании планов взаимодействия и совместных решений соответствующих федеральных органов исполнительной власти к охране государственной границы, в том числе для участия в пограничных поисках и операциях, а также оказания содействия в охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации». Следовательно, все военнослужащие, в случае их привлечения к защите и охране государственной границы, должны знать правовые основы применения оружия. Заметим, что правильное применение оружия предполагает соблюдение установленных законодательством правовых основ.

Данная статья имеет целью разъяснить военнослужащим, участвующим или потенциально способным участвовать в охране государственной границы правила применения оружия, и тем самым способствовать обеспечению законности при реализации властных полномочий, поскольку как справедливо отмечает А. Тельминов «…как ни крути, еще пять лет, а то и десять в омской степи будут летать пули» . Создание Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана возможно повлияет на характер применения принуждения, но остаются другие участки государственной границы, не менее напряженные в этом отношении.

Каковы же современные правовые основы, регламентирующие правила применения оружия должностными лицами, выполняющими задачи по защите государственной границы Российской Федерации? Насколько они обеспечивают возможность оперативно принимать законные решения о применении оружия?

Российское законодательство , предоставляющее право должностным лицам применять оружие при охране государственной границы основано, прежде всего, на нормах международного права . Ст. 3 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. предусматривает: «Каждый имеет право на жизнь». Это право было конкретизировано в п. 1 ст. 2 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) : «Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание».

П. п. 2 и 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) устанавливают:

«2. Каждый человек имеет право покинуть любую страну, включая свою собственную.

3. Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами».

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов