Беспилотный летательный аппарат ту 300. Авиация россии

24.10.2019

Сегодня абсолютными лидерами в области производства беспилотной авиации (в том числе и ударного типа) считаются США и Израиль, хотя ещё в 80-е годы прошлого столетия наша страна была одним из основных фаворитов в этой сфере.

Почти полвека назад ОКБ им. А. Н. Туполева создало такие известные теперь аппараты, как Ту‑143 «Рейс» и Ту‑141 «Стриж».

Туполевское конструкторское бюро приступило к созданию комплексов беспилотной разведки тактического и оперативного назначения в середине 1960-х годов. Возглавили работы главный конструктор Алексей Туполев и руководитель проектов беспилотных комплексов Валентин Близнюк, позже его место занял Леонид Куликов.

В техническом задании на комплексы нового поколения в дополнение к малозаметности, мобильности, автономности и другим тактико-техническим требованиям были добавлены пункты, выполнение которых заставило разработчиков пересмотреть вопросы проектирования, производства и испытаний беспилотной техники. Например, беспилотный летательный аппарат (БПЛА) должен был быть многократного использования, выполнять полёты как на малых, так и на больших высотах, и даже над горными районами.

Особо ставился вопрос о достижении минимальных значений ЭПР для самолета-разведчика. Высокие требования предъявлялись к пилотажно-навигационному комплексу, который должен был обеспечивать достаточно точный выход самолета-разведчика в район разведки и на площадку посадки размером 500-500 м, куда производилась посадка после выполнения задания. Малое время, отводившееся по заданию, на подготовку и старт самолета-разведчика потребовал разработки нового комплекса бортовой аппаратуры на основе современной элементной базы, а также создание двигателя с высокой степенью надежности.

В кратчайшие сроки был разработан и испытан новый комплекс тактической разведки «Рейс». В декабре 1968 года состоялся первый успешный полёт беспилотного летательного аппарата Ту‑143, а серийное производство беспилотника началось ещё в ходе государственных испытаний.

Ту‑143 «Рейс» обладал весьма внушительными габаритами. Его длина составляла 8,06 м, размах крыльев - 2,24 м, масса - 1 230 кг. Этот БПЛА предназначался для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе, а также наблюдения за радиационной обстановкой. По окончании полёта Ту‑143 разворачивался и возвращался обратно в зону посадки.

Для обеспечения многократного применения на беспилотных комплексах туполевского ОКБ была разработана и внедрена парашютно-реактивная система спасения аппарата с посадочным устройством шасси, а также предусмотрена полная автономность посадки без применения специальных воздушных и наземных средств обеспечения.

Новый комплекс быстро освоили в войсках и высоко оценили как надёжное, высокоэффективное средство тактической разведки. Важным преимуществом Ту‑143 как носителя разведывательного оборудования было наличие НПК - навигационно-пилотажного комплекса. Он обеспечивал более точный выход на участок разведки в сравнении с пилотируемыми тактическими самолётами-разведчиками того периода (МиГ‑21Р, Як‑28Р).

Разведывательный БПЛА Ту‑143 серийно выпускался в двух вариантах комплектации носовой сменной части - фоторазведчика и телевизионного разведчика. Версия фоторазведчика несла на борту аэрофотоаппарат типа ПА‑1, обеспечивавший фотосъемку 70% территории маршрута. Интервалы съёмки устанавливались в автоматическом режиме в зависимости от высоты полёта беспилотника. Другой вариант беспилотника выполнял телевизионную разведку за счёт оборудования типа И‑429Б «Чибис». Передача телевизионного изображения на командные наземные пункты проходила по радиоканалу. Во время радиационной разведки применялась аппаратура «Сигма-Р», которая была способна передавать данные по радиоканалу и осуществлять запись на борту.

Ту‑143 был спроектирован по схеме «бесхвостка». Он представлял собой моноплан с низкорасположенным треугольным крылом малого удлинения. В передней части фюзеляжа самолёта устанавливался неподвижный дестабилизатор треугольной формы в плане, обеспечивавший необходимый запас устойчивости на маршевых режимах полёта. Треугольное крыло имело стреловидность по передней кромке 58° и небольшую обратную стреловидность по задней кромке.

Элероны размещались по всей кромке крыла. С их помощью выполнялось управление по крёну и тангажу. В состав вертикального оперения входил киль, небольшой форкиль и рули управления.

Схема БЛА Ту-143 "Рейс"

«Если сверхзвуковых дальних беспилотных разведчиков Ту‑123 «Ястреб» было создано лишь около 50 штук, то комплекс Ту‑143 «Рейс» стал массовым - до окончания серийного производства в 1989 году было выпущено около 1 000 единиц, - рассказывает главный конструктор самолёта Ту‑334 и беспилотных комплексов ОКБ им. А. Н. Туполева Игорь Калыгин. - Некоторые до сих пор находятся в эксплуатации. Комплекс «Рейс» также состоял на вооружении Румынии и Сирии».

Предприятие и сегодня продолжает работу по созданию беспилотной авиации. Комплекс Ту‑300 «Коршун», созданный в ОКБ им. А. Н. Туполева в 1995 году, остаётся самым мощным российским ударным беспилотником.


БЛА Ту-300 "Коршун"

«Одна из задач на этом аппарате - летать полностью в автономном режиме без какой-либо радиосвязи, - говорит Игорь Калыгин. - Если связи нет, и машина молчит, то ее обнаружить достаточно сложно, тем более что эффективная площадь рассеяния у машины достаточно низкая. Связь, которая есть на борту, - это нераскрываемая связь. Когда он летит в автономном режиме, сбить его достаточно сложно».

«Коршун» уже в середине 1990-х годов мог летать на сотни километров на скоростях крылатой ракеты, набирать сотни и тысячи метров высоты, а также спускаться к самой поверхности, чтобы выполнять главную задачу - наносить удары, правда, по неподвижным целям. Лишь через несколько лет после него в небо поднялся американский конкурент Ту‑300 - разведывательный и ударный БПЛА MQ‑1 Predator.

Сегодня Ту‑300 может служить прототипом для дальнейших разработок. Речь идет не просто о глубокой модернизации Ту‑300, а о создании фактически нового беспилотного комплекса примерно с теми же летно-техническими характеристиками и в тех же габаритах, что и Ту‑300, но на самой современной базе бортового оборудования и с новой целевой нагрузкой.

Ту-143 «Рейс»
Тактический полностью спасаемый дозвуковой высокоскоростной беспилотный самолёт-разведчик. Дальнейшим развитием Ту-143 стал Ту-273 «Рейс-Д» - разведывательный беспилотный авиационный комплекс тактического назначения с увеличенной дальностью полёта.

Тактико-технические характеристики БПЛА «Рейс»

  • Скорость полёта от 500 до 920 км/час
  • Дальность полёта 250 км
  • Стартовый вес 1 215 кг
  • Вес боевой нагрузки 100 кг
  • ЭПР 0,3 м²

Ту-300 «Коршун»
Многоцелевой беспилотный летательный аппарат. Предназначен для ведения воздушной разведки и уничтожения обнаруженных наземных целей.

Тактико-технические характеристики БПЛА «Коршун»

  • Диапазон высот полёта от 5 до 8 000 м
  • Скорость полёта от 500 до 900 км/час
  • Дальность полёта 800 км
  • Стартовый вес от 3 100 до 3 500 кг
  • Вес боевой нагрузки от 400 до 900 кг
  • ЭПР 0,5 м²

По материалам журнала ОАК "Горизонты" №4 2015 г.

2017-07-07T22:21:32+00:00

Оперативно-тактический БПЛА-разведчик Ту-300 «Коршун» («300», «Строй-Ф»).

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1991 г.

БПЛА Ту-300, или по кодификации «Коршун-У», является советским и российским ударным тактическим беспилотным летательным аппаратом, разработанным инженерами из ОКБ им.Туполева. Основное предназначение связано с ведением воздушной разведывательной деятельности и обнаружением, уничтожением наземных целей и объектов. Первый полет опытного образца осуществился в 1991 году. Также были разработаны два модернизированных варианта:
— «Филин-1» предназначен для ведения радиотехнической разведки;
— «Филин-2» — для ретрансляции радиосигналов.

В 1982 году в Советском Союзе ВВС предложили начать разработку ударного тактического БПЛА (кодовое обозначение «Коршун»). Изначально реализовать проект доверили ОКБ им. П.О.Сухого, но после проведения первых работ, спустя год, проект перенаправили в ММЗ «Опыт» под руководством ОКБ им. А.Н.Туполева. Решение было принято из-за огромного опыта в создании удачных беспилотных аппаратов, в частности разведчиков Ту-141 и Ту-143 . Конструкторы индексировали проект как «300» с обозначением «Коршун-У». Следует отметить, что сразу думали об использовании предыдущих моделей в качестве базовых, но после пересмотрели решение и перешли к разработке уникального беспилотника Ту-300.

Обеспечивающее наземное оборудование разработанного БПЛА унифицировали с аналогичным в Ту-141 и Ту-243 . В начале 90-х годов спроектировали первый опытный летающий экземпляр. В 1991 году начали проводить летные испытания. Данный воздушный аппарат довольно-таки активно продвигался на МАКС (Международный авиационный космический салон), который проводился в Жуковском. Но из-за последующих событий и отсутствия достаточной финансовой поддержки проект тактического ударного БПЛА Ту-300 пришлось заморозить.

Ту-300 является беспилотным однодвигательным самолетом с аэродинамической схемой «утка». За подъёмную силу отвечает треугольное крыло с небольшим удлинением. Механизированные средства связи и электронный вычислительный комплекс, а также вспомогательная и разведывательная аппаратура установлены в носовой части фюзеляжа.

Основная нагрузка, ракетно-бомбовое вооружение или радиоэлектронная аппаратура, устанавливается на внешних точках подвески фюзеляжа и в фюзеляжном отсеке. Помимо собственного веса в четыре тонны, воздушная беспилотная машина может брать на борт примерно до одной тонны специализированой нагрузки.

На разных выставках и авиашоу БПЛА демонстрировался с наличием подвешенного контейнера малогабаритных грузов (КМГУ). Благодаря этому беспилотный Ту-300 может вооружаться ударными средствами по типу кумулятивно-осколочных и осколочно-фугасных авиабомб. Широкая номенклатура неуправляемых и управляемых авиационных боеприпасов способна размещается на воздушной машине благодаря используемому держателю БДЗ-У.

Поскольку использование беспилотным аппаратом шасси не предусмотрено, осуществление старта производится из пускового транспортного контейнера, установленного на автомобильное шасси. За сам запуск в воздух отвечают два твердотопливных ускорителя. А за безопасную посадку Ту-300 отвечает присущая почти всем БПЛА парашютная система, размещённая в хвостовом отсеке.

На международных авиасалонах МАКС-95 и МАКС-97 АНТК им. А.Н.Туполева представил экспериментальный образец и модель нового БЛА многоразового использования Ту-300 «Коршун», разработка которого ведется под руководством главного конструктора Л.Куликова. В носовой части размещена специальная радио- и оптикоэлектронная аппаратура. Дополнительно для размещения целевой нагрузки могут быть использованы фюзеляжный грузовой отсек и узел внешней подвески. Судя по тому, что на выставке МАКС-95 модель «оснащалась» подвесным контейнером типа КМГУ для аппарата Ту-300 предусмотрена и роль ударного средства для поражения наземных целей.

Модификация: Ту-300
Высота, м:
Масса, кг: 3000
Тип двигателя: 1 х ТРД
Тяга, кгс: 1 х
Крейсерская скорость, км/ч: 950
Практическая дальность действия, км: 200-300
Практический потолок, м: 6000
Минимальная высота полета, м: 50

БПЛА-разведчик Ту-300 «Коршун».

БПЛА-разведчик Ту-300 «Коршун».

БПЛА-разведчик Ту-300 «Коршун».

БПЛА-разведчик Ту-300 «Коршун».

БПЛА-разведчик Ту-300 «Коршун».

БПЛА-разведчик Ту-300 «Коршун».

БПЛА Ту-300. Схема.

.
Список источников:
C.Ганин, А.Карпенко, В.Колногоров, Г.Петров. Беспилотные летательные аппараты.
Авиация и космонавтика. Ригмант В.Г. Под знаками «АНТ» и «Ту».
Авиация и Время. Альфред Матусевич. Реактивные беспилотные разведчики.
Крылья Родины. Анатолий Липатов. Первым делом — самолеты, ну а летчики…
Сайт AVIA.PRO — Туполев Ту-300.

02:19 19.07.2009 К сожалению, ситуация с БПЛА в России очень удручающая:

Беспилотные системы, состоящие на вооружении Российской армии, на данный момент устарели. Использовавшийся в Чечне комплекс «Пчела» был создан еще в 1980−е годы и не идет ни в какое сравнение с зарубежными аналогами. Для разработки современного БПЛА Минобороны выделило 1 млрд рублей. Большая часть этих средств досталась концерну «Вега». Входящее в концерн рыбинское КБ «Луч» изготовило беспилотный комплекс «Типчак».
В августе прошлого года «Типчак» был ввезен в Южную Осетию после активной фазы конфликта. Беспилотник решили испытать. Но испытания прошли неудачно. Как пояснил начальник вооружения ВС РФ Владимир Поповкин, «Типчак» слишком шумная машина. Кроме того, у аппарата слабая система оповещения «свой-чужой». В ходе вылета «Типчак» подвергся обстрелу с грузинской стороны, а когда возвращался – еще и с российской. У концерна «Вега» и военного ведомства подписан контракт на поставку одного подобного комплекса в год, что является абсолютно символическим актом.

В ходе августовского конфликта Грузия активно использовала беспилотники Hermes 450 израильской фирмы Elbit...
Минобороны России также решило обратиться к Израилю... Российская армия приобретет продукцию компании Israeli Aerospace Industries, которая не осуществляла каких-либо поставок грузинской стороне. По разным данным, на закупку израильских беспилотников Россия потратит от $50 млн до $100 млн.
Вооруженные силы России получат три вида БПЛА: Bird Eye 400, I-VIEW 150 и Searcher MK II.

Покупаемая Россией продукция – хорошие испытанные образцы военной техники, но они не являются последними разработками израильского оборонпрома. Новейшие технологии России приобрести не позволят – на этом настояли США, главный союзник Израиля. Россия не получит БПЛА в категории выше тонны. Беспилотник такого класса Predator американская армия успешно использует в Афганистане и Ираке для обнаружения и поражения ракетами скоплений живой силы противника.

Кстати, тот же \"Хищник\" помимо выполнения разведывательных задач уже в состоянии нести две ракеты класса \"воздух-земля\" (AGM-114 «Хеллфайр».). Которые успешно могут поражать в автономном режиме движущиеся бронированные цели: http://bp-la.ru/bespilotnyj-letatelnyj-apparat-...

Что касается \"Дозора\":

При этом российские военные пока не проявили интереса к российским перспективным разработкам. Например, комплекс «Дозор-4» петербургского КБ «Транзас», по оценке специалистов, сейчас наиболее успешная российская разработка. «Дозор» прошел испытания на юге Дагестана, сейчас идет процесс подписания контракта между КБ и пограничной службой ФСБ России на поставку 12 таких аппаратов.


При том, что Америка построила УЖЕ 195 БПЛА \"Predator\" (только этого типа, а ещё у американцев есть Reaper, Global Hawk,), мы только ПЛАНИРУЕМ закупить (произвести) 12 (двенадцать!) БПЛА, уступающих по ТТД американским, и уж молчим про Израиль.
Вот так...

Пи. Си. Вот, грустная информация...

Военное ведомство Советского Союза к новым разработкам в области вооружений относилось всегда с предубеждением, и только успешное применение Израилем в 1982 году БПЛА в боевых условиях заставило МО СССР пересмотреть свои взгляды и поручить НИИ «Кулон» провести проектные работы по созданию ударного БПЛА. Опыт по созданию БПЛА в СССР уже был – ОКБ «Туполев» были созданы БПЛА-разведчики Т-141 и Т-143.
Однако первоначально, в 1982 году, работы по созданию ударного БПЛА поручают ОКБ «Сухой». И только через 12 месяцев принимают решение поручить разработку нового проекта ОКБ «Туполев», уже имевшему опыт в успешных разработках БПЛА.

Работы велись конструкторами Туполевского завода «Опыт».
Работы оканчиваются в 1990 году успешным созданием прототипа, который получает название ДПЛА Ту-300 «Коршун-У», и в 1991 году он впервые поднимается в небо. Разведывательный вариант БПЛА получает название "Филин".
ОКБ «Туполев» активно начало проводить различные испытания БПЛА. Но в связи с хорошо известными переменами и практически полным прекращением финансирования дальнейшие разработки велись на чистом энтузиазме.
Впервые Ту-300 «Филин» был представлен на международном Московском аэрокосмическом шоу в 1993 году. На нем представили БПЛА «Филин-1» с оборудованием для проведения разведки и радиолокационной станцией. Аппарат может быть оснащён различным оборудованием – фотоаппаратами, ИК-аппаратурой, радиолокационными станциями бокового и кругового обзора.

ДПЛА «Филин» имеет стартовый вес порядка 3 тонн и может совершать полеты на скорости около 950 км/ч.
"Филин-2" используется как ретранслятор, способный отработать 120 минут планируя в воздухе на скоростях до 600 километров в час.
Все БПЛА «Ту-300» оборудованы маршевым турбореактивным двигателем и ускорителями твердотопливными стартового разгона.
Для приземления отечественный Ту-300 использует систему парашютов,. Все дополнительное оборудование – пусковая установка, пункт управления аппаратами дистанционно, пункт обработки и расшифровки разведывательных данных - выполнены на армейском грузовике ЗиЛ-131.
Аппаратура может одновременно управлять 2-мя Ту-300 «Филин-1» и 2-мя Ту-300 «Филин-2».

Основные данные Ту-300 «Коршун-У»
Ту-300 создан как однодвигательный летательный аппарат по аэродинамической схеме «утка». Крыло треугольное небольшого удлинения, при полете создает постоянную подъемную силу. В головной части БПЛА размещается вычислительная аппаратура и средства связи.
Вся нагрузка – боевое вооружение или аппаратура разведки - размещена в отсеке фюзеляжа и внешних подвесках. Общий вес всех нагрузок – до 1000 килограмм.
При демонстрациях на различных выставках Ту-300 был оборудован контейнером для малогабаритных грузов. Отсюда выходит, что боевой нагрузкой будут малогабаритные бомбы, возможно, кумулятивно-осколочные и осколочно-фугасные.
Балка держателя БДЗ позволит использовать многое управляемое и неуправляемое авиационное вооружение.
Система парашютов находится в хвостовом отсеке БПЛА.

Будущее отечественных БПЛА
ОКБ «Туполев», известное также как компания «Туполев», в 2007 году официально возобновило все работы по созданию ударного и разведывательного БПЛА. В основу современных разработок ляжет конструкторская наработка проекта Ту-300. Ожидается, что аппарат будет средней дальности действия.

Он будет участвовать во всех отечественных тендерах по созданию БПЛА различных конфигураций.

Основные характеристики:
- модификации «Филин-1» и «Филин-2»;
- взлетная масса - 4000 килограмм;
- двигательная установка: один турбореактивный двигатель;
- максимальная скорость - до 950 км/ч;
- дальность применения - до 300 километров;
- высотный потолок - 6 тысяч метров;
- минимальный потолок - 50 метров;

Военное ведомство Советского Союза к новым разработкам в области вооружений относилось всегда с предубеждением, и только успешное применение Израилем в 1982 году БПЛА в боевых условиях заставило МО СССР пересмотреть свои взгляды и поручить НИИ «Кулон» провести проектные работы по созданию ударного БПЛА. Опыт по созданию БПЛА в СССР уже был – ОКБ «Туполев» были созданы БПЛА-разведчики Т-141 и Т-143.

Однако первоначально, в 1982 году, работы по созданию ударного БПЛА поручают ОКБ «Сухой». И только через 12 месяцев принимают решение поручить разработку нового проекта ОКБ «Туполев», уже имевшему опыт в успешных разработках БПЛА.

Работы велись конструкторами Туполевского завода «Опыт».

Работы оканчиваются в 1990 году успешным созданием прототипа, который получает название ДПЛА Ту-300 «Коршун-У», и в 1991 году он впервые поднимается в небо. Разведывательный вариант БПЛА получает название "Филин".

ОКБ «Туполев» активно начало проводить различные испытания БПЛА. Но в связи с хорошо известными переменами и практически полным прекращением финансирования дальнейшие разработки велись на чистом энтузиазме.

Впервые Ту-300 «Филин» был представлен на международном Московском аэрокосмическом шоу в 1993 году. На нем представили БПЛА «Филин-1» с оборудованием для проведения разведки и радиолокационной станцией. Аппарат может быть оснащён различным оборудованием – фотоаппаратами, ИК-аппаратурой, радиолокационными станциями бокового и кругового обзора.

ДПЛА «Филин» имеет стартовый вес порядка 3 тонн и может совершать полеты на скорости около 950 км/ч.

"Филин-2" используется как ретранслятор, способный отработать 120 минут, планируя в воздухе на скоростях до 600 километров в час.

Все БПЛА «Ту-300» оборудованы маршевым турбореактивным двигателем и ускорителями твердотопливными стартового разгона.

Для приземления отечественный Ту-300 использует систему парашютов,. Все дополнительное оборудование – пусковая установка, пункт управления аппаратами дистанционно, пункт обработки и расшифровки разведывательных данных - выполнены на армейском грузовике ЗиЛ-131.

Аппаратура может одновременно управлять 2-мя Ту-300 «Филин-1» и 2-мя Ту-300 «Филин-2».

Основные данные Ту-300 «Коршун-У»

Ту-300 создан как однодвигательный летательный аппарат по аэродинамической схеме «утка». Крыло треугольное небольшого удлинения, при полете создает постоянную подъемную силу. В головной части БПЛА размещается вычислительная аппаратура и средства связи.

Вся нагрузка – боевое вооружение или аппаратура разведки - размещена в отсеке фюзеляжа и внешних подвесках. Общий вес всех нагрузок – до 1000 килограмм.

При демонстрациях на различных выставках Ту-300 был оборудован контейнером для малогабаритных грузов. Отсюда выходит, что боевой нагрузкой будут малогабаритные бомбы, возможно, кумулятивно-осколочные и осколочно-фугасные.

Балка держателя БДЗ позволит использовать многое управляемое и неуправляемое авиационное вооружение.

Система парашютов находится в хвостовом отсеке БПЛА.

Будущее отечественных БПЛА

ОКБ «Туполев», известное также как компания «Туполев», в 2007 году официально возобновило все работы по созданию ударного и разведывательного БПЛА. В основу современных разработок ляжет конструкторская наработка проекта Ту-300. Ожидается, что аппарат будет средней дальности действия.

Он будет участвовать во всех отечественных тендерах по созданию БПЛА различных конфигураций.

Основные характеристики:

Модификации «Филин-1» и «Филин-2»;

Взлетная масса - 4000 килограмм;

Двигательная установка: один турбореактивный двигатель;

Максимальная скорость - до 950 км/ч;

Дальность применения - до 300 километров;

Высотный потолок - 6 тысяч метров;

Минимальный потолок - 50 метров;

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов