Двигатель самолет снаряда фау 1. Пульсирующий- первый реактивный

24.10.2019

"Физелер" Fi 103 - самолет-снаряд (крылатая ракета), разработанный немецкими конструкторами Робертом Луссером из фирмы "Физелер" и Фрицем Госслау из фирмы "Аргус Моторен". Благодаря пропаганде Геббельса эта ракета получила широко известное название "Фау-1" - V-1, сокр. от нем. Vergeltungswaffe, "оружие возмездия". В немецких источниках этот летательный аппарат также известен, как FZG-76. Проект ракеты предложен Техническому управлению Министерства авиации в июле 1941 года. Производство начато в конце 1942 года.

"Фау-1" оснащалась пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, несла боевую часть массой 750-1000 кг. Первоначально дальность полета ограничивалась 250 км, впоследствии была увеличена до 400 км.

Начиная с 1942 года на исследовательской станции "Пенемюнде-Запад" началась разработка самолета-снаряда "ФАУ-1".

Самолеты-снаряды "Фау-1" выпускались с марта 1944 года на секретном заводе в районе Нордхаузена в Тюрингии. За годы войны было изготовлено около 16 000 единиц этого оружия.

Описание.
Фюзеляж ракеты "Фау-1" представлял из себя веретенообразное тело вращения с длиной 6,58 м, а также максимальным диаметром 0,823 м. Фюзеляж выполнялся из тонколистовой стали с использованием сварки. Крылья же выполнялись как из стали, так и из фанеры. Над фюзеляжем располагался реактивный двигатель длиной 3,25 м.

Двигатель для ракеты был разработан конструктором Паулем Шмидтом в конце 1930-х годов. Производством этого двигателя в 1938 году занялась фирма "Аргус Моторен" (Argus Motoren) и он получил наименование Argus-Schmidtrohr (As109-014).

Суть работы пульсирующего воздушно реактивного двигателя заключается в том, что в нем используется камера сгорания с входными клапанами и длинное цилиндрическое выходное сопло. Горючее и воздух в камеру сгорания подаются периодически. За одну минуту в двигателе происходило 50 пульсаций или циклов.

Цикл работы такого двигателя состоит из следующих фаз:
1. Клапаны открываются и в камеру сгорания поступают воздух и топливо, из которых образуется смесь;
2. Смесь поджигается при помощи искры свечи зажигания, образовавшееся после чего избыточное давление закрывает клапан;
3. Продукты сгорания выходят через сопло и создают реактивную тягу.

В качестве системы управления этим летательным аппаратом был представлен автопилот, который удерживал его на заданной высоте в течение всего полета. Стабилизация по курсу и тангажу велась по показаниям главного трехстепенного гироскопа, которые суммировались по тангажу с показаниями барометрического датчика высоты, а по курсу и тангажу со значениями угловых скоростей, измеряемых двумя двухстепенными гироскопами. "Фау-1" перед стартом наводилась на цель по магнитному компасу, который входил в систему управления ракетой. В течение полета курс корректировался по этому прибору, а именно при отклонении от показателей компаса электромагнитный механизм коррекции воздействовал на рамку тангажа главного гироскопа, заставляя его прецессировать по курсу в направлении заданного показания компаса, затем система стабилизации сама приводила ракету к правильному курсу.

У ракеты отсутствовало управление по крену. Благодаря отличной аэродинамике она довольно устойчива вокруг своей оси и необходимость в таком управлении отсутствовала.

Логическая часть системы действовала пневматически на сжатом воздухе. Угловые показания гороскопов при помощи поворотных сопел со сжатым воздухом преобразовывались в форму воздушного давления в выходных патрубках преобразователя и в такой форме показания суммировались по соответствующим каналам управления, приводя в действие золотники пневматических машинок рулей курса и высоты. Гироскопы раскручивались также сжатым воздухом через специальные турбинки. Для питания системы в ракету помещались два оплетенных проволокой стальных шаровых баллона со сжатым под давлением 150 атмосфер воздухом.

Дальность полета отмечалась на механическом счетчике перед стартом ракеты. Лопастной анемометр, размещавшийся в носу, вращал набегающий поток воздуха и тот крутил счетчик до нуля с возможной погрешностью ± 6 км. После достижения нуля снималась блокировка взрывателей боевой части и ракета уходила в пикирование.

Было два варианта запуска ракеты в воздух: наземной катапультой Вальтера и с самолета-носителя. В качестве второго варианта использовался бомбардировщик "Хейнкель" He 111.

Катапульта представляла собой массивную конструкцию длиной 49 метров, которая монтировалась из 9 секций. Катапульта имела наклон к горизонту равный 6°. При разгоне ракета двигалась по двум направляющим как по рельсам. Внутри катапульты имелась труба диаметром 292 мм, которая играла роль цилиндра парового двигателя. В трубе перемещался поршень, за который крепилась ракета. Поршень приводился в движение давлением парогазовой смеси. Передний конец цилиндра был открыт и поршень вылетал вместе с ракетой и уже в полете отсоединялся от нее. Катапульта сообщала снаряду скорость примерно в 250 км/ч за одну секунду разгона. Теоретически с катапульты можно было сделать 15 запусков в день. На практике максимально выходило 18 ракет. Стоит учитывать и то обстоятельство, что около 20% от всех запусков оказывались аварийными.

Известный миф заключается в том, что для запуска двигателя ракете необходима скорость как минимум 250 км/ч. Это в корне неверное суждение. Двигатель самолета-снаряда запускался перед самим пуском с катапульты.

Для запуска ракет с самолета-носителя была сформирована специальная часть Люфтваффе - III./KG3 «Blitz Geschwader», третья группа 3-й бомбардировочной эскадры ("Молниеносная эскадра"), на вооружении которой состояли He 111 модификации H22. С июля 1944 года по январь 1945 года она совершила 1176 запусков. По послевоенным подсчетам потери этой группы во время запусков ракет были достаточно высоки, а именно 40%. Самолет-носитель мог пострадать как от истребителей противника, так и от реактивной струи самой ракеты.

Производство.
В создании этого оружия принимали участие следующие предприятия военной промышленности Германии:
Gerhard Fieseler Werke, Kasell;
Argus Motors, Berlin;
Walter, Kiel;
Askania, Berlin;
Rheinmetall-Borsig, Breslau.

Выпуск отдельных деталей и окончательная конвейерная сборка проходили в подземном заводе Миттельверке (Mittelwerke) в Нидерзахсверфене (Niedersachswerfen), возле Нордхаузена. Завод имел кодовое имя "Hydras".

Строительство этого завода началось в августе 1936 года. В 1937 году завершились работы над 17 поперечными галереями. Постройка остальных проводилась двумя этапами в промежутке между 1937 годом и вплоть до марта 1944 года. Первоначально планировалось использовать этот объект, как хранилище химического оружия. Однако, из-за большого ущерба, который несли немецкие завода военной промышленности из-за налетов союзной авиации в сентябре 1943 года было решено разместить там завод. Массовое производство ракет "Фау-1" началось на Миттельверке в марте 1944 года. Поперечные галереи №1 - №19 использовались под сборку авиационных моторов, остальные - №20 - №46 - под ракеты "Фау-1" и "Фау-2".

Этот огромный завод располагался под горой Конштейн (Kohnstein), в двух километрах юго-западнее деревни Нидерзахсверфен и шести километрах севернее Нордхаузена. Он был одним из восьми крупных заводов в этом районе. Там проходил весь процесс сборки ракет "Фау-1" и "Фау-2", авиационных моторов фирмы "Юнкерс" Jumo 004 и Jumo 213. Кроме того, на заводе производились детали для новейших немецких зенитных ракетных систем "Тайфун" (Тайфун) и "Красные тарелки(?)" (Schildrote). На заводе круглосуточно кипела работа, на нем в две 12-часовые смены трудилось около 12 тысяч человек. Порядка 75% из них были иностранными рабочими. В месяц выпускалось от 800 до 1000 ракет "Фау-1" и "Фау-2", а также около 200 авиационных моторов.

Основное производство размещалось вокруг двух основных туннелей, каждый примерно полтора километра длиной, 10 метров шириной и 7,5 метров высотой. Эти туннели шли от одной стороны горы к другой, таким образом имели выходы на всех концах. Основные туннели соединялись 46-ю галереями длиной около 150 метров каждая. Основные туннели имели по паре железнодорожных путей для быстрой транспортировки необходимых материалов и готовой продукции. Несмотря на то, что общая плановая площадь на нижнем и верхнем уровнях была около 600 000 м 2 , использовалось на нижнем 120 000 м 2 , а на верхнем 45 000 м 2 .

Структура грунта, в котором располагались туннели была чувствительна к высокой температуре. Температура выше 20° могла вызвать обвалы. В 1944 и 1945 годах случались крупные обвалы. При одном из них погибло 12 рабочих завода.

Завод работал вплоть до подхода войск союзников. Все оборудование оставалось на своих местах. В американских отчетах отмечено, что на месте было обнаружено около 5000 различных станков, а также некоторые секретные материалы - коробки с фильмами об испытаниях "Фау-2". Упоминалось также, что офицеры СС успели уничтожить копии секретных чертежей ракет.

Боевое применение.
Целями для этих самолетов-снарядов были выбраны большие города: Лондон, Манчестер, а позднее Антверпен, Льеж, Брюссель и даже Париж.

Вечером 12-го июня 1944 года немецкие дальнобойные пушки, расположенные в районе Кале на северном побережье Франции начали необычайно сильный обстрел Британских островов. Это была отвлекающая акция. В 4 часа утра обстрел прекратился и спустя некоторое время английскими наблюдателями в Кенте был обнаружен некий "самолет", который издавал странный звук и испускал яркий свет в хвостовой части. Этот аппарат продолжил полет над Даунсом, а затем спикировал и взорвался в Суонскоуме, возле Грейвсенда. Это была первая ракета "Фау-1", взорвавшаяся на Британских островах. В течение последующего часа упали еще три таких ракеты - в Какфилде, Бетнал-Грине и Плэтте. После этого начались ежедневные систематические налеты "Фау-1" на английские города. Жители Лондона стали называть эти ракеты "летающими бомбами" (flying bomb) или "жужжащими бомбами" (buzz bomb) из-за характерного звука их двигателя.

Англичане начали срочно разрабатывать план по обороне своих городов от атак немецких самолетов-снарядов "Фау-1". Планом предусматривалось создание трех рубежей: истребители, зенитная артиллерия и аэростаты. Для обнаружения целей было решено использовать уже существующую сеть радиолокационных станций и наблюдательных постов. Аэростаты заграждения решено было развернуть сразу за линией зенитных орудий в количестве 500 постов. Зенитная артиллерия была усилена в срочном порядке. 28 июня в отражении атаки "Фау-1" на Лондон участвовало всего 363 тяжелых и 522 легких зенитных орудия. Вскоре было решено задействовать зенитные танки, ракетные установки и вдвое больше аэростатов.

Королевский флот высылал корабли к французскому берегу для обнаружения запуска ракет. Они стояли в семи милях от берега с интервалом три мили. Тут же дежурили и истребители. При обнаружении цели корабли давали сигнал истребителям при помощи сигнальных или осветительных ракет. Задача сбить самолет-снаряд была не из легких из-за его высокой скорости. У истребителей было всего 5 минут на это. За эти 5 минут "Фау-1" проходила от французского берега до зоны зенитного огня, а через еще одну минуту до зоны аэростатов заграждения.

Для повышения эффективности обороны против немецких самолетов-снарядов англичане передвинули свою зенитную артиллерию от окрестностей городов прямо к побережью. 28-е августа стало переломным днем, из 97 "Фау-1", пересекших Ла-Манш, 92 были сбиты, только 5 достигли Лондона. Последний самолет-снаряд "Фау-1" упал в Англии только в марте 1945 года, незадолго до окончания войны.

Немецкие ракеты "Фау-1" нанесли Англии большой ущерб: было уничтожено 24491 жилое здание, 52293 постройки стали непригодны для жилья. Потери среди населения составили 5864 человека убитыми, 17197 человек тяжело раненными и 23174 человека легкоранеными. В среднем на один самолет-снаряд, достигший Лондона и его окрестностей, приходилось 10 убитых и тяжелораненых. Кроме Лондона, бомбардировке подверглись Портсмут, Саутгемптон, Манчестер и другие города Англии. Несмотря на то, что только половина "Фау-1" достигла цели, эти удары оказывали большой морально-психологический эффект на население Англии.


С 13-го июня
по 15-е июля
С 16-го июля
по 5-е сентября
Всего
Количество "Фау-1", выпущенных по Лондону: 4361 4656 9017
Обнаружено системой ПВО Англии: 2933 3790 6723
Преодолели систему ПВО: 1693 1569 3262
Количество "Фау-1", разорвавшихся в черте города: 1270 1070 2340
Количество "Фау-1", уничтоженных системой ПВО: 1240 2221 3461
В том числе:


- истребителями 924 847 1771
- зенитной артиллерией 261 1198 1459
- аэростатами заграждения 55 176 231
Процент сбитых "Фау-1" к числу обнаруженных: 42 58 50

После высадки союзников во Франции и их быстрого наступления на Западном фронте с освобождением Франции и Голландии удары стали наносится по Антверпену и Льежу. Несколько ракет даже были пущены по Парижу. Сами пусковые установки размещались на северном побережье Франции и Голландии.

В конце декабря 1944 года генерал Клейтон Биссел (Clayton Bissell) представил отчет, в котором сравнивалась эффективность действий немецких бомбардировщиков во время "Битвы за Англию" и последующими налетами самолетов-снарядов "Фау-1". Данные, вошедшие в этот отчет представлены внизу таблицей.

Данная таблица сравнивает операцию "Блиц" (ночная бомбардировка Лондона) на период в 12 месяцев с атаками самолетов-снарядов "Фау-1" за период 2,75 месяца.


"Blitz" V-1
1. Стоимость для Германии

Вылетов: 90 000 8025
Вес бомб: 61 149 тонн 14 600 тонн
Расход топлива: 71 700 тонн 4681 тонна
Потеряно самолетов: 3075 0
Потери экипажей: 7690 человек 0
2. Результаты

Строений уничтожено или повреждено: 1 150 000 1 127 000
Потери населения: 92 566 человек 22 892 человека
Отношение потерь к расходу бомб: 1,6 4,2
3. Стоимость для Англии
(действия истребителей-перехватчиков)


Вылетов: 86 800 44 770
Потеряно самолетов: 1260 351
Потери экипажей: 2233 человека 805 человек

Проект "Рейхенберг".
Суть проекта заключалась в создании пилотируемого варианта самолета-снаряда "Фау-1". Прототипы такой версии получили обозначение Fieseler Fi 103R "Рейхенберг". В серийное производство эти летательные аппараты не вышли.

Идею создания подобного оружия приписывают известной немецкой летчице Ханне Рейч и весьма неординарной личности гауптштурмфюреру СС Отто Скорцени. Управляемые ракеты предполагалось использовать против кораблей союзников и укрепленных наземных целей. Первоначально рассматривалось несколько самолетов и "Фау-1" отклонили в пользу Me 328, а затем FW 190. Расчет делался на то, что направив самолет на цель, пилот покидал свое кресло. Под этот проект была даже выделена отдельная часть - 5-я эскадрилья 200-й бомбардировочной эскадры (5./KG200), которую возглавил гауптманн Лянге. Эта эскадрилья получила неофициальное название "эскадрилья Леонидоса", намекающая на особую героическую миссию этого подразделения.

Испытания проводились с FW 190, несущим различные бомбы. Вскоре было установлено, что шансы тяжело нагруженного истребителя пробиться через заслоны перехватчиков союзников крайне малы. Немецкий планерный институт в Айнринге получил задание создать пилотируемый вариант ракеты. Учитывая высокие ставки на данный проект, всего за 14 дней были изготовлены учебный и боевой варианты ракеты и начаты испытания. Одновременно под Данненбургом была подготовлена линия по переделке обычных "Фау-1" в пилотируемые.

Первые летные испытания были проведены в Лярце в сентябре 1944 года. Fi 103R был запущен в безмоторный полет с борта Не 111, но разбился после потери управления из-за случайного сброса фонаря кабины. Второй полет на следующий день также закончился потерей самолета. Третий полет оказался более успешным, хотя Fi 103R и получил повреждения при ударе о носитель в момент отцепки. В следующем полете из-за потери песочного балласта самолет разбился.

Всего по программе "Рейхенберг" были созданы четыре пилотируемых варианта самолета-снаряда, в том числе три учебных. Это были "Рейхенберг-I" одноместный вариант с посадочной лыжей, "Рейхенберг-II" со второй кабиной на месте боеголовки, "Рейхенберг-III" одноместный вариант с посадочной лыжей, закрылками, импульсным двигателем "Аргус" Аs 014 и балластом на месте боеголовки.

Боевой вариант "Рейхенберг-IV" был простейшей переделкой стандартной ракеты. Переоборудование включало установку небольшой кабины перед воздухозаборником двигателя. На приборной доске были прицел, часы, указатель скорости, альтиметр, авиагоризонт, гирокомпас на стойке, прикрепленной к полу, с трехфазным преобразователем и небольшой 24-вольтовой батареей. Управление - обычная ручка и педали. Сиденье из фанеры с мягким заголовником. Фонарь открывался направо, имел бронированное лобовое стекло и метки, указывающие угол пикирования. Кабина занимала бывший отсек с двумя круглыми баллонами сжатого воздуха. "Рейхенберг-IV" нес только один такой баллон. Он располагался на месте бывшего автопилота. Всю заднюю часть крыла занимал элерон.

"Фау-1": жужжащие бомбы Третьего Рейха против Британии

В первой половине XX века Германия трижды обрушивала на головы лондонцев мощь своих воздушных сил. В первую мировую город терроризировали "Цеппелины", во время Битвы за Британию Лондон пережил опустошительный "Блиц". Ровно 70 лет назад немцы стали обстреливать город летающими реактивными снарядами.

Жители Лондона прозвали самолеты-снаряды "жужжащими бомбами" из-за характерного звука пульсирующего воздушно-реактивного двигателя. Перед самым взрывом двигатель замолкал, и эти несколько секунд тишины, как рассказывают свидетели, наводили ужас на людей.

V-1 ("Фау-1") была первой в истории крылатой ракетой, которую применили в реальных боевых действиях. Буква V в ее названии происходит от слова vergeltungswaffe - "оружие возмездия".

В руководстве Третьего Рейха рассчитывали, что "Фау" станет тем самым "чудо-оружием", которое изменит ход войны, однако, несмотря на эффективность ракет, победы они все-таки не принесли.

Регулярные обстрелы Лондона продолжались до сентября 1944 года, последняя бомба упала на город в марте 1945 года.



Жужжащий звук самолета-снаряда жители Лондона впервые услышали ранним утром 13 июня 1944 года. В тот день по Англии немцы выпустили 10 "Фау-1".

Только четыре из них долетели до Британии, и одна упала в лондонском районе Бетнал Грин, убив шесть человек.

После этого бомбы стали падать на Англию ежедневно. Самым тяжелым днем оказалось 2 июля 1944 года, когда Ла-Манш пересекла 161 ракета "Фау-1".

Всего было запущено около десяти тысяч "Фау-1", из которых лишь около трех тысяч долетели до Англии.

Около шести тысяч человек погибли в результате взрывов этих ракет, были полностью разрушены около 20 тысяч домов.

По сравнению с современными крылатыми ракетами "Фау-1" была устроена довольно примитивно - ее запускали, она летела по прямой, и, пролетев определенное количество километров, падала вниз, взрываясь.

Перед взрывом двигатель выключался и снаряд падал вниз в тишине, наводившей ужас на лондонцев. Это продолжалось с десяток секунд.

Как рассказывал в интервью Би-би-си британский историк из Университета Хоуп в Ливерпуле Эрик Гроув, среди жителей британской столицы бытовало убеждение, что у ракеты просто кончалось топливо.

"У ракеты была довольно примитивная система наведения - в носовой части был пропеллер, который должен был провернуться определенное количество раз. И после этого числа оборотов воздушные рули направляли ракету вниз. И когда она начинала пикировать, то система впрыска просто отказывала. Немцы затратили немало усилий, чтобы справиться с этой неполадкой, но она имела большой психологический эффект", - рассказал он в интервью Би-би-си.

"Вундерваффе"

Германская пропаганда любила использовать термин "чудо-оружие", по-немецки - "вундерваффе". По мере того как для руководства Третьего Рейха, да и для всего народа перспектива поражения в войне становилась всё более очевидной, этот термин звучал все чаще и чаще.

В самом конце войны, по многочисленным мемуарам, надежда на чудо для очень многих немцев оставалась единственной опорой, которая помогала хоть как-то держаться. Однако этот термин был не просто пропагандистской выдумкой Йозефа Геббельса - на самом деле в нем нашло отражение увлечение Адольфа Гитлера новыми и необычными видами оружия.

Оно стоило Третьему Рейху приличных денег, потраченных на создание сверхтяжелых и малоэффективных танков, или подземной многокамерной пушки, способной стрелять по целям в Англии, но так и не сделавшей ни единого выстрела.

Однако были среди таких проектов и удачные, например, реактивные истребители и бомбардировщики, баллистическая ракета "Фау-2" и, наконец, "Фау-1".

Крылатые ракеты, как считали в руководстве Третьего Рейха, должны были изменить ход войны. Они не оправдали этих надежд, но оказались эффективным и сравнительно недорогим оружием, противостоять которому англичанам оказалось совсем непросто.

У "Фау-1" при всех достоинствах были серьезные недостатки. Самый большой из них - полное, стопроцентное отсутствие маневренности.

Ракету запускали с материковой части Европы в сторону Лондона, она пролетала определённое количество километров строго по прямой и падала. И все. Она не могла ни увернуться от атаки истребителя, ни сманеврировать при обстреле зениток, ни подняться выше аэростата заграждения.

Любое резкое изменение положения в пространстве приводило к падению. Многие истребители пользовались этим и просто наклоняли ракету в полёте, подтолкнув крылом, либо даже просто направляя на неё турбулентный поток от винта, который опрокидывал "Фау".

Это был не просто эффектный трюк - расстреливать снаряд с тонной взрывчатки было непросто, взрыв мог уничтожить и сам перехватчик.

Вскоре была разработана и новая стратегия борьбы с ракетами с помощью... агентурной сети.

Примитивное наведение при помощи крыльчатки на носу не позволяло корректировать ее курс во время полета - выпущенная ракета падала через определенное время.

При этом немцы узнавали о результатах обстрелов единственным возможным способом - через агентов. Когда англичане поняли это, они научились сбивать эти снаряды с курса, даже не приближаясь к ним.

"Мы тогда контролировали каждого немецкого шпиона в Англии, и почему бы не заставить их передавать неверную информацию о ракетах? Если в Люфтваффе будут думать, что ракеты перелетают Лондон, то они сократят дистанцию до цели. И понятно, что будет лучше, если "Фау" будут взрываться в районах с не очень высокой плотностью населения, скажем в Кенте или Сассексе, чем в Лондоне. На самом деле потом было подсчитано, что падение ракет в Кенте и Сассексе, что иногда приводило к уничтожению домов, тем не менее уменьшило число жертв наполовину от возможного", - рассказал Эрик Гроув.

Сбитые или не долетевшие до Лондона самолеты-снаряды падали на территории графств Сассекс, Кент и других - эти места вскоре стали самыми опасными в Англии.

Историк Боб Огли рассказал, что одна из ракет, будучи сбитой, упала на дом в Кенте, где жили дети, которых эвакуировали из Лондона: "Она ударилась о дерево, срикошетила и попала в дом, где жили дети из Лондона. И 22 из них погибли. Со своими воспитателями. Им всем было не больше двух лет. Там потом разбирали завалы и доставали их маленькие тела из груды руин. Это была абсолютная трагедия. И самый страшный инцидент того времени на территории Кента".
Перехватчики, зенитки, бомбы

Сбивать ракеты было трудно. Во-первых, обнаружить одиночную цель было непросто даже радарами. И когда это удавалось, на перехват оставалось совсем немного времени.

Нужно было направить к ней истребители, причем они должны были быть достаточно быстрыми, чтобы догнать ракету и обладать тяжелым стрелковым вооружением, чтобы расстрелять металлический снаряд.

Пулеметы не годились - их пули часто рикошетили, не причиняя металлическому корпусу особого вреда. Пушки справлялись с задачей неплохо. Но подходить к ракете близко не стоило - при взрыве тонны взрывчатки мог пострадать и сам перехватчик.

В результате методом проб и ошибок было установлено, что лучше всего для этой цели подходит модернизированный Hawker Typhoon - истребитель, получивший название Tempest.

Этот самый мощный британский одномоторный истребитель нес четыре 20-миллиметровых пушки, которые оставляли ракете мало шансов.

Всего на счету этого самолета 638 сбитых "Фау-1". Кроме того, в охоте на ракеты участвовали и двухмоторные Mosquito, Spitfire и ленд-лизовские американские Mustang. На каком-то этапе за крылатыми бомбами стали охотиться и первые английские реактивные Gloster Meteor. Но рекорд "Темпеста" не побила ни одна машина.

Британия совершенствовала и другие методы борьбы с крылатыми ракетами. Невероятно эффективными оказались новые радиовзрыватели на артиллерийских снарядах зенитных батарей.

Обычный взрыватель срабатывал либо на определенной высоте в точке, где в тот момент ракеты могло не быть, либо при попадании в летящий аппарат, что происходило нечасто.

Радиовзрыватель же срабатывал на определенном расстоянии от летящей ракеты, гарантированно ее уничтожая - "Фау-1" могла погубить даже просто взрывная волна. Число сбитых ракет увеличилось в разы.

Самым логичным казалось уничтожить пусковые установки. Лишь малая часть "Фау-1" запускалось с летящих бомбардировщиков.

Большинство ракет стартовали с пологих рельсов длиной в 45 метров. Пусковые позиции было очень непросто обнаружить.

Прекратить массовые обстрелы удалось только после того, как союзники добрались до пусковых установок

Этим занималась специальная служба Королевских Военно-Воздушных сил. В задачу операторов этой службы входило скрупулезно изучать фотографии воздушной разведки, выискивая иголку в стоге сена - и эта метафора тут не является большим преувеличением, поскольку пусковые рельсы на снимках такого качества выглядели как обычные царапины. Но все-таки их находили.

Это была игра в кошки-мышки. Немцы прятали свои пусковые установки, которые британская разведка называла "лыжи", и устанавливали самолеты-снаряды на них в последний момент, чтобы нужно было только заправить и запустить.

В ответ аналитики КВВС совершенствовали свои навыки. Борозды на земле, тянущиеся вдоль по направлению к побережью, были следами пусков, и они часто выдавали ракетчиков с головой.

Бомбить эти цели было непросто - даже 617-я эскадрилья КВВС, знаменитые "Дамбастеры", вынуждена были разработать специальную тактику - сбрасывать маркеры, чтобы лучше целиться.

Массовые бомбардировки прекратились в сентябре, когда союзники добрались до пусковых установок "Фау" во Франции. Немцы еще пытались запускать ракеты из Голландии, увеличив дальность за счет уменьшения веса взрывчатки, но по мере продвижения союзников воздушные атаки становились все реже и реже. Последняя "Фау-1" упала на территории Англии в марте 1945 года.
См.также:

Сегодня и завтра я решил разместить у себя посты по Фау-1 и Фау-2 и еще несколько интересных фотографий. А вообще хочу Вам сказать, что пришел к парадоксальному выводу - Германия, обладая передовыми, для того времени, технологиями в области реактивной техники, по сути, создала крайне неудачные ее образцы в лице Фау-1 и Фау-2. Главное здесь это то, что оба они были неэффективны с точки зрения боевого применения, плюс - Фау-2 была слишком дорогая "игрушка". В следующем посте я дам Вам одну очень интересную цитату по этому поводу, а пока начну с Фау-1...

"В последние полтора года Второй мировой войны немецкое высшее командование обратилось к идее применения пилотируемых самолетов-снарядов против кораблей и хорошо защищенных наземных целей противника. Эту идею они заимствовали у японцев, у которых авиационные отряды летчиков-самоубийц (камикадзе) официально формировались со второй половины 1943-го. В немалой степени это явилось следствием низкой эффективности немецких крылатых ракет FI 103.

План разработки первых крылатых ракет, которые по немецкой терминологии того времени назывались "планирующими бомбами" ("Gleitbombe"), министерство авиации Германии (RLM) приняло в марте 1942-го. Три месяца спустя фирме "Физелер" выдали контракт на создание ракеты Fi 103. И уже в декабре в ракетном центре в Пенемюнде начались испытания безмоторного прототипа Fi 103, буксировавшегося за самолетом FW 200. Затем и летные испытания опытного образца ракеты с ПуВРД As 014, только что разработанного фирмой "Аргус моторен".


Подготовка к запуску немецкого самолета-снаряда Фау-1 с помощью катапульты

Начало массового производства Fi 103 планировалось на сентябрь 1943-го, однако из-за участившихся налетов союзной авиации оно началось только в марте следующего года. На фирме "Физелер" выполнялась лишь небольшая часть заказа из-за того, что большинство ее мощностей занимал выпуск самолета Fw 190. Основное же производство развернулось на фирмах "Фольксваген" (в Фаллерсле-бене и Шенбекке) и "Миттельверке" в Нордхаузене.

Ракета представляла собой свободно-несущий среднеплан с фюзеляжем длиной около 6,5 м (максимальный диаметр 0,8 м ), выполненный из стальных сплавов. Крыло ракеты в ходе проектирования постоянно менялось. То оно было трапециевидным, то - с прямыми кромками и даже типа "бабочка". Изменялся и его размах - от 4,88 до 7 м . Сверху над хвостовой частью фюзеляжа крепился ПуВРД As 014, а общая длина ракеты достигала 7,7м.



He-111 с самолетом-снарядом Фау-1 на внешней подвеске. 1944г.



В передней части фюзеляжа располагался боезаряд весом 850 кг , в средней части - топливный бак емкостью 600 л , два баллона со сжатым воздухом, аккумулятор, автопилот и устройства контроля высоты и дальности полета, а в хвостовой части - приводы рулей.

Ракета запускалась с наземного устройства и разгонялась ускорителем до 280- 320 км/ч , крейсерская же скорость изменялась от 565 до 630 км/ч в зависимости от модификации, высота полета 800- 1000 м , дальность - 250 км .



Конвейер на подземном заводе по сборке Фау-1

В конце 1943-го сформировали специальное подразделение 155(W), вооруженное Fi 103 наземного базирования. Боевой пуск первых десяти ракет по целям в Англии состоялся на рассвете 13 июня 1944-го. К концу июня с наземных катапульт стартовало 2000 ракет, а 7 июля состоялся первый боевой запуск ракеты с самолета-носителя Не 111.

Немецкая пропаганда сразу же присвоила самолетам-снарядам название "оружие возмездия" или сокращенно V-1 ("Фау-1"). Однако опыт боевого применения V-1 выявил их низкую эффективность, о чем свидетельствовали следующие данные.

До конца войны по целям в Англии выпустили 10492 ракеты , из которых 3004 взорвались на старте, 232 разрушились при столкновении с аэростатами заграждения, 1878 сбила зенитная артиллерия и 1847 - истребители ПВО . Почти треть ракет потеряли из-за конструктивных и технологических недоработок . Некоторые английские летчики-истребители даже умудрялись переворачивать летящую ракету, поддев законцовку ее крыла плоскостью своего самолета, после чего ракета, потеряв управляемость, падала на землю.



Фау-1 за мгновение до падения в жилом квартале Лондона. 1944г.

В связи с этим немецкое военное руководство предложило использовать пилотируемые самолеты-снаряды, которые могли бы, маневрируя, преодолевать зону ПВО противника и более эффективно поражать наземные или надводные цели. В отличие от японского летчика-камикадзе (по опубликованным данным число погибших японских камикадзе к концу Второй мировой войны превысило 5000), немецкому пилоту предписывалось после наведения самолета-снаряда на цель покинуть кабину с парашютом. Более того, RLM предписывало разработчику пилотируемого самолета-снаряда обязательно бронировать кабину летчика и оборудование ее средствами быстрого покидания, в том числе и катапультным креслом.

Предполагалось, что после приводнения или приземления летчик будет подобран специальными спасательными эскадрильями, на вооружении которых состояли легкие самолеты Fi 156. Однако специалисты оценивали реальные шансы летчика спастись после атаки как один из ста.


Трофейная Фау-1

В планерном институте (DFS) по заданию RLM разработали проект самолета-снаряда "Рейхенберг" - пилотируемый вариант крылатой ракеты FI 103 Было предложено четыре варианта самолета первые три предназначались для испытаний и обучения летного состава, четвертый - для боевого применения Доставка "Рейхенберга-1 V" в зону боевых действий планировалась под крылом носителя Не 111.

"Рейхенберг-IV" отличался от FI 103 только установкой кабины летчика перед воздухозаборником двигателя (вместо отсека с баллонами сжатого воздуха) В кабине устанавливалась приборная доска с прицелом и комплектом пилотажно-навигационного оборудования Управление самолетом с помощью ручки и педалей Фонарь кабины открывался вправо, лобовое стекло было бронированным.

Первые опытные образцы "Рейхенберга-IV" не имели системы аварийного спасения летчика. На серийной же машине предполагалось установить простейшее устройство для аварийного покидания пилота через нижний люк "Райхенберг-IV" имел размах крыла 5,7 м и длину 8 м , взлетный вес 2250 кг , а боеголовки - 850 кг Ожидалось, что максимальная скорость достигнет 800 км/ч , дальность полета (при сбросе с высоты 2500 м ) 330 км , а продолжительность - 32 мин.

Успешный пуск первой в мире баллистической ракеты во многом связан с личностью ее конструктора — Вернера фон Брауна. По сути дела, именно он (наряду с ) является основоположником современного ракетостроения. Фактически именно с его достижений и началась космическая эра.

Родившийся в привилегированной аристократической семье Вернер фон Браун с молодых лет был увлечен идеей космических полетов и целенаправленно занимался физикой и математикой, чтобы потом конструировать ракеты. В 1930 году в возрасте 18 лет поступил в Берлинскую высшую техническую школу (ныне Берлинский технический университет), где присоединился к группе «Verein für Raumschiffahrt» («VfR», «Общество космических путешествий»). Там он в частности принял участие в испытании ракетного двигателя на жидком топливе. Затем Браун также проходил обучение в Берлинском университете Фридриха Вильгельма и в Швейцарской высшей технической школе Цюриха.

В начале 1930-х годов Браун посетил презентацию, устроенную Огюстом Пикаром, который в то время был пионером полетов в стратосферу. После выступления Пикара молодой студент подошел к нему и заявил:

«Знаете, я планирую когда-нибудь отправиться в полет на Луну». Рассказывают, что Пикар ответил словами поддержки.

На фон Брауна оказал большое влияние теоретик ракетного полета Герман Оберт, которого ракетостроитель называл: «первым, кто, подумав о возможности создания космических кораблей, взял в руки логарифмическую линейку и представил математически обоснованные идеи и конструкции».

25 июля 1934 года в возрасте 22 лет Вернер фон Браун получил степень доктора физических наук со специальностью в ракетостроении за работу, озаглавленную «Об опытах по горению». Это была только первая, открытая часть его труда. Полная диссертация же называлась «Конструктивные, теоретические и экспериментальные подходы к проблеме создания ракеты на жидком топливе». Она была засекречена по требованию армии и не публиковалась до 1960 года.

К концу 1934 года группа фон Брауна успешно проверила теорию практикой, запустив две ракеты на высоты 2,2 км и 3,5 км соответственно.

С 1933 года в Германии были запрещены гражданские опыты по ракетостроению. Ракеты позволялось строить только военным. Через пару лет для их нужд был построен огромный ракетный центр в окрестностях деревни Пенемюнде. Там 25-летний Браун был назначен техническим руководителем и главным конструктором ракеты A-4 («Фау-2»).

9 тонн спирта — и в космос

С учетом уже имевшихся теоретических и практических наработок Вернера фон Брауна, первая в мире баллистическая ракета была создана за фантастически короткий срок — всего за 21 месяц. 3 октября 1943 года был осуществлен ее первый успешный запуск. Это была первая в мире управляемая боевая баллистическая ракета. В ее конструкции германскими конструкторами был достигнут огромный прогресс в создании жидкостных ракетных двигателей, систем управления ракетой в полете и наведения.

14-метровая ракета имела классическую веретенообразную форму с четырьмя крестообразно расположенными воздушными стабилизаторами и была одноступенчатой. Стартовая масса достигала 12,8 тонн, из них три тонны весила сама конструкция с двигателем, около тонны — боевой заряд. Остальные же почти девять тонн приходилось на топливо, преимущественно этилового происхождения. «Фау-2» состояла из более 30 тыс. отдельных деталей, а длина проводов ее электрического оборудования превышала 35 км.

Двигатель мог работать 60-70 секунд, разгоняя в результате ракету до скорости, в несколько раз превышающей скорость звука — 1700 м/с (6120 км/ч). Ускорение ракеты на старте составляло 0,9 g, а перед отсечкой подачи топлива - 5 g. В серии последовавших в 1944 году экспериментов на вертикальный полет этот же двигатель смог забросить ракету на высоту 188 километров — впервые созданный руками человека объект оказался в космосе.

Скорость звука набиралась за первые 25 секунд полета. Дальность полета ракеты достигала 320 км, высота траектории — 100 км. Причем на момент отсечки подачи топлива дальность от точки старта по горизонтали составляла всего 20 км, а высота — 25 км (далее ракета летела по инерции). Головной обтекатель ракеты в ходе полета нагревался до 600 градусов Цельсия.

Точность попадания ракеты в цель (круговое вероятное отклонение, ключевая характеристика для боевых баллистических ракет) составляло по проекту 0,5-1 км (0,002-0,003 от дальности). Но в реальности эффективность была значительно меньше: 10-20 км (0,03-0,06 от дальности).

При падении скорость ракеты составляла 450-1100 м/с. Детонация происходила не сразу при ударе о поверхность — ракета успевала немного углубиться в землю. От взрыва оставалась воронка диаметром 25-30 м и глубиной 15 м.

***Одна ракета — сотня заводов***

В июле 1943 года 31-летнему Вернеру фон Брауну было присвоено звание профессора, что для Германии того времени было совершенно исключительным явлением.

Почему же юному Вернеру удалось еще в 1932 году привлечь внимание офицеров Вермахта и вскоре встать во главе одного из самых масштабных проектов страны? Вернера фон Брауна отличали фундаментальная теоретическая подготовка и способности прирожденного организатора.

Патриарх немецкого ракетостроения Герман Оберт говорил, что превосходил Вернера фон Брауна как математик, физик и изобретатель, но, безусловно, был ребенком по сравнению с фон Брауном-менеджером.

Сам барон точно подметил, чем должен владеть руководитель, приходящий на смену основоположнику типа Оберта: умением организовать и профинансировать гигантские и сложнейшие работы. По свидетельствам исследователей биографии фон Брауна, в истории редко случается такое совпадение времени, места, обстоятельств и личности, сумевшей всем этим воспользоваться в максимальной степени.

Фон Браун сразу задействовал при создании первой в мире баллистической ракеты потенциал самых квалифицированных инженеров-конструкторов, технологов и рабочих. В итоге, как отмечают специалисты, ему удалось главное - построить и оптимизировать систему создания сложных технических систем.

Принятая затем практически повсюду кооперация профильных организаций-соисполнителей при руководстве из единого центра позволяла поставить процесс создания баллистических ракет на серьезную промышленную основу, привлечь лучших специалистов и вести работы широким фронтом.

Фон Браун создал не только первую в мире баллистическую ракету с выдающимися по тем временам характеристиками, но и целую отрасль германской промышленности, совершив при этом фантастические прорывы в технологиях.

Этот тезис, в частности хорошо иллюстрируется хорошо известным историческим фактом: когда в СССР в 1947 году приступили к копированию «Фау-2», выяснилось, что немцы использовали при производстве своей ракеты 86 различных марок стали.

Промышленность Советского Союза была способна заменить аналогичными по свойствам сталями только 32 марки. По цветным металлам дело обстояло еще хуже — для 59 марок подобрали лишь 21 аналог. Еще большие проблемы оказались в группе неметаллов: резины, прокладки, пластмассы, уплотнения, изоляция. Проблемы при копировании «Фау-2» возникали буквально с каждым материалом, с каждой технологической операцией, включая сварку.

В результате СССР в те годы предстояло создать новую отрасль промышленности.

***Бесполезное оружие?***

По мнению советского и российского ученого-конструктора, одного из ближайших соратников С. П. Королева Бориса Чертока, деятельность Вернера фон Брауна в немалой степени поспособствовала разгрому Германии во Второй мировой войне.

«Фау-2» (всего их построили около 6 тысяч штук) отвлекла от производства вооружения и военной техники, столь необходимых на фронте, гигантские ресурсы. Пострадал даже немецкий атомный проект, поскольку на газоструйные рули ракеты «Фау-2» требовался остродефицитный графит. На производстве ракет были заняты десятки тысяч высококвалифицированных инженеров и рабочих. Огромные средства были потрачены на создание соответствующей инфраструктуры.

При этом с 8 сентября 1944 по февраль 1945 года в сторону Англии было выпущено около 4200 «Фау-2». Более двух тысяч из них цели не достигли, а долетевшие убили 2700 человек.

Иными словами, на одного погибшего англичанина было потрачено по полторы ракеты. Таким образом, несмотря на непомерные усилия и затраты, оружием возмездия «Фау-2» так и не стала.

Ошибку в своих мемуарах признавал и министр вооружений поздневоенного периода Альберт Шпеер. По его мнению эффективней было бы сосредоточится на массовом производстве другого детища фон Брауна — зенитных ракет «Вассерфаль». Они были значительно дешевле в производстве и могли бы прикрыть немецкую промышленность и население городов от массированных авианалетов союзников.

Ракета в ходе боевого применения не продемонстрировала высоких тактико-технических характеристик. Она доставляла к цели всего 1 тонну взрывчатки при квадратичном вероятном отклонении в 20-25 км. Подобные показатели никак нельзя считать удовлетворительными.

Но, как ни странно, именно «Фау-2» открыла новые горизонты для человечества, а из школы Вернера фон Брауна вышли практически все ракетные программы мира, включая израильскую и китайскую. Документация и инфраструктура была подробно изучена советскими специалистами, многие сотрудники Пенемюнде попали в плен и помогали в разработке первых советских ракет.

Сам же фон Браун был захвачен американской разведкой и вывезен в США, где спустя несколько лет стал руководителем космической программы и заочным конкурентом Сергея Королева.

По мнению биографов, основоположник мирового ракетостроения Вернер фон Браун относится к наиболее целеустремленным людям в истории человечества. В годы Второй мировой войны сказал о германском генерал-фельдмаршале Эрвине Роммеле: «Мы имеем перед собой весьма опытного и храброго противника и, должен признаться, несмотря на эту опустошительную войну — великого полководца». Примерно так же можно сказать и о Вернере фон Брауне.

В ночь на 13 июня 1944 года самолет, шумевший подобно мотоциклу, упал в черте Лондона и взорвался. Останков пилота не нашли. Так заявило о себе новое средство воздушного нападения - большой дальности. В то время предпочитали определение «самолет-снаряд».
Проекты управляемых крылатых ракет большой дальности предлагались уже в годы Первой мировой войны. В межвоенный период опытно-конструкторские работы над жидкостными крылатыми ракетами велись в разных странах, включая СССР и Германию. То, что первым применить новое боевое средство удалось Третьему рейху, можно объяснить средствами, вложенными в проект, а также высоким уровнем развития германской промышленности.
Германское министерство авиации интересовалось самолетами-снарядами уже в 1939 году. Их разработка стала своего рода ответом люфтваффе на «армейский» проект баллистической ракеты А-4. В июле 1941-го фирмы «Аргус» и «Физилер» предложили проект ракеты с дальностью полета до 250 км, основываясь на идеях беспилотного самолета Ф. Госслау и простого воздушно-реактивного двигателя «с пульсирующим горением» П. Шмидта на дешевом топливе. Оккупация северной Франции давала возможность обстреливать такими снарядами Лондон и другие города Англии.

Фау 1 макет V-1 в Парижском музее армии

В июне 1942 года руководитель боевого снабжения люфтваффе поддержал проект, разработку которого развернули «Аргус», «Физилер» и «Вальтер» в сотрудничестве с испытательным центром «Пенемюнде-запад». Разработку самолета-снаряда возглавил Р. Луссер. 24 декабря 1942 года в Пенемюнде (о. Узедом) прошел первый удачный пуск. Изделие получило обозначение «Физилер» Fi-ЮЗ, в целях секретности его именовали «воздушной мишенью» FZG 76. Часть, сформированная для эксплуатации нового оружия, получила название «155-й зенитный полк». Более известно оружие стало под неофициальным названием V-1. «V» (немецкая «фау») означала Vergeltungswaffe, «оружие возмездия» - объявлялось, что оно предназначено для «ударов возмездия» за разрушение авиацией союзников Любека и Гамбурга.

В связи с бомбардировками производство V-1 пришлось переместить под землю

Производство Фау 1 крылатой ракеты , начатое в августе - сентябре 1943 года на заводах «Физелер» и «Фольксваген», шло с большим отставанием от программы. Выйти на запланированные 3 тысячи штук в месяц удалось только в июне 1944 года. С июля 1944-го производство развернули на подземном заводе в Нордхаузен, где массово использовался труд военно-пленных. Производство комплектующих распределили по полусотне заводов. В сентябре 1944 года выпуск достиг максимума - 3419 штук. Всего из запланированных 60 тысяч V-1 было выпущено чуть менее 25 тысяч.

КРЫЛАТАЯ РАКЕТА ФАУ 1 В РАЗРЕЗЕ

Устройство ф ау 1 крылатой ракеты FI-103.
V 1 имела самолетную схему с прямым среднерасположенным крылом и хвостовым оперением. В носовой части фюзеляжа размещались гирокомпас, боевая часть, в средней - топливные баки емкостью 600 л, за ними два сферических баллона со сжатым воздухом, хвостовую часть занимали приборы управления. Установленный над фюзеляжем пульсирующий воздушно-реактивный двигатель «Аргус» As 014 работал на низкооктановом бензине. Его прерывистая работа (47 циклов в секунду) сопровождалась высоким уровнем шума - англичане даже прозвали крылатую ракету фау 1 (V-1) «жужащей бомбой» («базз бомб»).

Фау 1 стартовая позиция на начало запусков ракет готово было только 2/3 от запланированного

Запуск двигателя требовал давления встречного потока воздуха, поэтому фау запускалась с катапульты или с самолета. Первоначальный вариант стационарной катапульты с парогазо-генератором и разгоняемым поршнем оказался слишком громоздким, легко обнаруживался авиаразведкой, ограничивал направления пусков. Поэтому перешли к сборной катапульте и запуску с помощью ракетного ускорителя. Пневмоэлектрическая автономная система управления включала магнитный корректор, гироагрегат с 3-степенным гироскопом, высотный корректор с барометрическим высотомером, приводы рулей управления и высоты, счислитель пути со счетчиком дальности.

Американские солдаты осматривают невзорвавшуюся V-1. боевая часть отстыкована. Франция, 1944 год

Система была остроумна, но далека от уровня, уже достигнутого в то время, что можно объяснить сроками разработки и расчетом на удешевление производства. Полет обычно совершался на высотах 100-1000 м. Выдерживание курса и высоты полета обеспечивала магнитно-инерциальная система, момент перехода в пикирование - счислитель пути, приводимый от аэролага в носовой части. Перед пуском счетчик устанавливался на нужную дальность. После достижения счетчиком заданного значения срабатывали пиропатроны, приводившие в действие интерцепторы руля высоты, прерывалась подача топлива, ракета переходила в пикирование. Из-за большого рассеивания V-1, как и V-2, могли предназначаться только для массированных ударов по городам. Спешная постановка на производство сказывалась на качестве - из первых серийных V-1 неисправной оказывалась каждая пятая.
Тактико-технические данные FI-103 (V-1)

пилотируемый вариант фау 1

  • Размеры, мм: длина: 7750
  • максимальный диаметр корпуса: 840 размах крыла: 5300-5700
  • Масса, кг: стартовая ракеты: 2160 боевой части: 830
  • Двигатель: пульсирующий воздушно-реактивный, «Аргус» As 014 с тягой 296 кгс (при максимальной скорости)
  • Скорость полета, км/ч: максимум 656
  • Дальность полета, км: до 240

Применение фау 1
К апрелю 1944 года 155-й зенитный полк был развернут во Франции у побережья Ла-Манша. К боевому применению были готовы 12 000 V-1. Но из 88 запланированных стартовых позиций готовы были только 55. И в ночь на 13 июня запустили только десять ракет, из которых Англии достигли четыре.
Первый массовый налет V-1 состоялся в ночь с 15 на 16 июня, когда 244 фау 1 выпустили по Лондону и 53 по Портсмуту и Саутгемптону. Из запущенных 45 рухнули в море. Всего с 13 июня по 1 сентября было выпущено 9017 крылатых ракет фау 1 .

В Лондоне ими было разрушено 25 511 домов, потери убитыми и раненными составили 21 393 человека (кроме того, в ходе производства на заводе в Нордхаузен каждая построенная стоила жизни в среднем 20 заключенным). 8 сентября того же года начались запуски по Лондону баллистических ракет А-4 (V-2).

Фау 1 в тандеме с самолетом Хеншель Не 111

Лишившись баз для наземных пусковых установок, немцы перешли к пускам крылатых ракет с бомбардировщиков Хеншель Не 111 Н-22. Пуск с самолета к тому же позволял выбирать направление обстрела и успешнее преодолевать британскую ПВО.

С 16 сентября 1944 по 14 января 1945 года с самолетов было запущено около 1600 V-1. Осенью 1944-го V-1 запускали с наземных установок по Брюсселю (до марта 1945 года была запущена 151 V 1), Льежу (3141) и Антверпену (8896). В начале 1945 года появились ракеты с увеличенной до 370-400 км дальностью полета. Но из 275 штук, запущенных по Лондону с наземных установок в Голландии 3-29 марта 1945 года, цели достигли только 34.

Первый массовый налет V-1 состоялся в ночь с 15 на 16 июня 1944 года, когда 244 ракеты выпустили по Лондону

Из выпущенных по Лондону до 29 марта 1945 года 10 492 V-1 только 2419 упали на город и 1115 - в Южной Англии. Силами английской ПВО уничтожено около 2000 V-1. Став оружием не «возмездия», а террора, достичь заявленной цели - вывести Великобританию из войны - они не смогли. Делались попытки сделать крылатую ракету фау 1 пилотируемой. В отличии от японских летчиков комикадзе, пилот фау после наведения на цель должен был покинуть самолет, и приземлится на парашюте. Однако на практике катапультирование было затруднительным, шансы выжить у пилота оценивались как 1 к ста.
«Фау» наглядно продемонстрировали возможности, заложенные в управляемом реактивном оружии.
Германские разработки послужили базой для развертывания собственных работ в странах-победительницах: советские крылатые ракеты 10Х, 14Х, 16Х, американские «Луун» KUW-1, JB-2 и LTV-N-2 были, по сути, продолжением V-1.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов