Орбитальные ракеты. Орбитальная бомбардировка: противник обречен держать круговую оборону

20.10.2019

В 1960-х годах, боевое оснащение которых после запуска и выхода на низкую околоземную орбиту , совершив неполный оборот по орбите, поражало цель на поверхности Земли. Такая система не имела ограничений по дальности стрельбы, а траектория орбитального полёта не позволяла прогнозировать точку прицеливания. Система позволяла наносить ракетно-ядерные удары по территории США по наименее ожидаемым траекториям - через Южный полюс , с направления противоположного тому, на который была ориентирована в те годы система раннего предупреждения о ракетном нападении командования NORAD .

Для использования в составе системы частично-орбитальной бомбардировки в СССР разрабатывались несколько ракет, но только одна из них была принята на вооружение:

  • Орбитальная ракета Р-36орб (8K69), разрабатывавшаяся ОКБ-586 М. К. Янгеля . Была развёрнута в 1968 году, первый полк встал на боевое дежурство в 1969 году на территории НИИП-5 . Максимальное количество развёрнутых ракет - 18;
  • Глобальная ракета ГР-1 (8К713), разрабатывавшаяся ОКБ-1 С. П. Королёва . Работы над ракетой были прекращены по ряду причин (одна из которых - проблемы с двигателями);
  • Р-46, также предложенная ОКБ-586, из состояния проекта не вышла;
  • Универсальная ракета УР-200А (8K81), разрабатывавшаяся ОКБ-52 В. Н. Челомея . После девяти пусков на полигоне НИИП-5 работы над ракетой были прекращены;
  • Мощная универсальная ракета УР-500 (впоследствии ставшая РН «Протон») начинала разрабатываться по постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР от 29 апреля 1962 года № 409-183, в том числе и в варианте боевой орбитальной ракеты.

Американские спутники раннего предупреждения DSP (англ.) русск. , первый из которых был запущен в 1970 году, позволили США обнаруживать пуски орбитальных [ ] ракет [ ] .

Договор об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2 , подписанный СССР и США в 1979 году, запрещал развёртывание систем подобных системе частично-орбитальной бомбардировки:

Статья 9

1. Каждая из Сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать:

с) средства для вывода на околоземную орбиту ядерного оружия или любых других видов оружия массового уничтожения, включая частично орбитальные ракеты ;

В соответствии с договором ракеты Р-36орб были выведены из эксплуатации в январе 1983 года.

Литература

  • Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. - М. : "Военный Парад", 2007. - 248 с. - 2000 экз. - ISBN 5-902975-12-3 .
  • Ракеты и космические аппараты конструкторского бюро «Южное» / Под общей ред. С. Н. Конюхова. - Днепропетровск: ООО «КолорГраф», 2001. - 240 с. - 1100 экз. - ISBN 966-7482-00-6 .

Ракетный комплекс – стационарный, с защищенными от наземного ядерного взрыва шахтными пусковыми установками (ШПУ) и КП. Способ старта – газодинамический из ШПУ.

Ракета – межконтинентальная, орбитальная, жидкостная, двухступенчатая, ампулизированная. Первая ступень ракеты оснащена маршевым двигателем РД-261, состоящим из трех двухкамерных модулей РД-260. Вторая ступень оснащена двухкамерным маршевым двигателем Р-262. Двигатели разработаны в КБ Энергомаш под руководством В.П. Глушко. Компоненты топлива – НДМГ и азотный тетраоксид (АТ).

Боевое оснащение ракеты – орбитальная головная часть (ОГЧ) 8Ф021 с тормозной двигательной установкой (ТДУ), системой управления, боевым блоком (ББ) с зарядом мощностью 2,3 Мт и системой радиотехнической защиты ОГЧ.

Тактико-технические характеристики

Максимальная дальность стрельбы
в пределах витка вокруг Земли, км
неограниченная
Высота орбиты блока, км 150-180
Точность стрельбы (КВО), м 1100
Обобщенный показатель надежности 0,95
Мощность заряда, Мт 5
Масса боевого оснащения, кгс:
– ББ 1410
– средств преодоления ПРО 238
Масса заправленной орбитальной головной части, кгс 3648
Стартовая масса ракеты, тс 181,297
Масса окислителя, т 121,7
Масса горючего, т 48,5
Масса заправленных компонентов топлива (АТ+НДМГ), тс:
– 1-й и 2-й ступеней 167,4
– ОГЧ 2
Полная длина ракеты, м: 32,65-34,5
– 1-й ступени 18,9
– 2-й ступени 9,4
– отсека управления ОГЧ 1,79
– ОГЧ 2,14
Диаметр корпуса ракеты, м 3,0
Максимальный диаметр ГЧ, м 1,42
Время пуска из полной боевой готовности, мин 4
Гарантийный срок нахождения на боевом дежурстве
при регламенте 1 раз в 2 года, лет
7

Для разрабатываемой ракеты Р-36орб была создана специальная орбитальная ступень – орбитальная головная часть, которая состояла из корпуса, приборного отсека с системой управления, тормозной двигательной установки и боевого блока с термоядерным зарядом. Отделение тормозной двигательной установки от головной части обеспечивалось сбрасыванием давления из топливных баков через специальные сопла.

«В орбитальном варианте (ракета 8К69) в состав орбитальной головной части (ОГЧ) ракеты кроме боевой части входит отсек управления. Здесь размещены двигательная установка и приборы СУ для ориентации и стабилизации головной части (ГЧ). Тормозной двигатель ОГЧ – однокамерный.

Его турбонасосный агрегат (ТНА) запускался от порохового стартера. Двигатель работал на тех же компонентах топлива, что и двигатели ракеты... Стабилизацию ОГЧ по тангажу и рысканью на участке активного торможения при спуске с орбиты выполняют четыре неподвижных сопла, работающие на выхлопных газах турбины. Подача газа в сопла регулируется дроссельными устройствами. Стабилизацию по крену осуществляют четыре тангенциально расположенных сопла. Система ориентации, управления и стабилизации (СУОС) ОГЧ – автономная, инерциальная. Она дополнена радиовысотомером, который контролирует высоту орбиты дважды – в начале орбитального участка и перед подачей тормозного импульса.

Тормозной двигатель установлен в центральной части отсека управления внутри тороидального топливного модуля. Принятая форма топливных емкостей позволила сделать компоновку отсека оптимальной и снизить массу его конструкции. Внутри топливных емкостей для надежности запуска и работы двигателя в состоянии невесомости установлены разделительные сетки и перегородки, обеспечивающие надежную бескавитационную работу насосов двигателя. Тормозная двигательная установка создает импульс, переводя ОГЧ с орбитальной траектории на баллистическую. ОГЧ при боевом дежурстве хранится, как и ракета, в заправленном состоянии».

В процессе полета орбитальной ракеты осуществлялись:

1. Разворот ракеты в полете до заданного азимута стрельбы (в диапазоне углов +180°).

2. Разделение 1-й и 2-й ступеней.

3. Выключение двигателей 2-й ступени и отделение управляемой ОГЧ.

4. Продолжение автономного полета ОГЧ по орбите искусственного спутника Земли, управление ОГЧ с помощью системы успокоения, ориентации и стабилизации.

5. После отделения ОГЧ коррекция ее углового положения таким образом, чтобы к моменту первого включения радиовысотомера РВ-21 ось антенны была направлена к геоиду.

6. После проведения коррекции ОГЧ движение по орбите с углами атаки 0 градусов.

7. В расчетный момент времени первое измерение высоты полета.

8. Перед вторым измерением тормозная коррекция высоты полета.

9. Второе измерение высоты полета.

10. Ускоренный разворот ОГЧ в положение спуска с орбиты.

11. Перед спуском с орбиты выдержка в течение 180 с для отработки угловых возмущений и успокоения ОГЧ.

12. Запуск тормозной двигательной установки и отделение приборного отсека.

13. Выключение тормозной ДУ и отделение (через 2-3 с) отсека ТДУ от ББ.

Такая схема полета орбитальной ракеты и определяет ее основные конструктивные особенности. К ним, прежде всего, относятся:

наличие тормозной ступени, предназначенной для обеспечения спуска ОГЧ с орбиты и оснащенной собственной двигательной установкой, автоматом стабилизации (гирогоризонт, гировертикант) и автоматом управления дальностью, выдающим команду на выключение ТДУ;

оригинальный тормозной двигатель 8Д612 (разработка КБ «Южное»), работающий на основных компонентах топлива ракеты;

управление дальностью полета путем варьирования времени выключения двигателей 2-й ступени и времени запуска ТДУ;

установка в приборном отсеке ракеты радиовысотомера, осуществляющего двукратное измерение высоты орбиты и выдающего информацию в счетно-решающее устройство для выработки коррекции времени включения ТДУ.

Наряду с отмеченными выше конструкция ракеты имеет следующие особенности:

использование в качестве 1-й и 2-й ступеней ракеты соответствующих ступеней ракеты 8К67 с незначительными изменениями конструкции;

установка в приборном отсеке ракеты системы СУОС, обеспечивающей ориентацию и стабилизацию ОГЧ на орбитальном участке траектории;

заправка и ампулизация топливного отсека ОГЧ на стационарном пункте заправки с целью упрощения стартового сооружения.

Изменение конструкции 1-й и 2-й ступеней баллистической ракеты 8К67 при использовании их в составе орбитальной ракеты сводится в основном к следующему:

вместо единого приборного отсека на орбитальной ракете устанавливаются приборный отсек с уменьшенными габаритами и переходник, в которых размещается аппаратура СУ. После выведения на расчетную орбиту приборный отсек с размещенной в нем аппаратурой СУ отделяется от корпуса и вместе с ОГЧ совершает орбитальный полет до момента запуска тормозного двигателя 8Д612 отсека управления ОГЧ;

изменен состав и компоновка приборов СУ, дополнительно устанавливается радиовысотомер (система «Каштан»).

По результатам летных испытаний конструкция ракеты была доработана:

все соединения заправочно-сливных магистралей питания двигателей ракеты выполнены сварными, за исключением четырех соединений ампулизирующих мембранных заглушек, устанавливаемых на заправочно-сливные магистрали;

соединения газогенераторов наддува баков окислителя 1-й и 2-й ступеней с баками выполнены сварными;

заправочно-сливные клапаны установлены на корпусах хвостовых отсеков 1-й и 2-й ступеней;

аннулирован клапан слива горючего 2-й ступени;

фланцы под разъемные соединения мембранных узлов на входе в ТНА основных и рулевых двигателей заменены приварными патрубками или фланцами под сварку с магистралями;

в местах сварки узлов из нержавеющих сталей с элементами баков из алюминиевых сплавов применены прочноплотные биметаллические переходники, изготовленные штамповкой из биметаллического листа.

Условия боевого дежурства ракеты – ракета находится в боевой готовности в ШПУ в заправленном состоянии. Боевое применение – в любых метеоусловиях при температурах воздуха от – 40 до + 50°С и скорости ветра у поверхности земли до 25 м/с, до и после ядерного воздействия по БРК.

«Орбитальные ракеты по сравнению с баллистическими обеспечивают следующие преимущества:

неограниченную дальность полета, позволяющую поражать цели, недосягаемые для баллистических межконтинентальных ракет;

возможность поражения одной и той же цели с двух взаимно противоположных направлений;

меньшее время полета орбитальной головной части по сравнению со временем полета головной части баллистических ракет (при пуске орбитальной ракеты по кратчайшему направлению);

невозможность прогнозирования района падения боевого заряда ОГЧ при движении на орбитальном участке;

возможность обеспечения удовлетворительных точностей попадания в цель при очень больших дальностях пуска.

Основное преимущество орбитальной ракеты Р-36 Орб заключалось в ее способности эффективно преодолевать противоракетную оборону противника».

Энергетические возможности ракеты Р-36 позволяли выводить ядерную боеголовку в космос на низкую орбиту. Масса ГЧ и мощность боезаряда снижались, но достигалось важнейшее качество – неуязвимость для систем ПРО. Ракета могла нанести удар по территории США не с северного направления, где сооружалась система противоракетной обороны со станциями предупреждения о ракетном нападении, а с южного направления, где у Соединенных Штатов системы ПРО не было.

Уже в декабре 1962 года был выполнен эскизный проект, а в 1963 году началась разработка технической документации и изготовление опытных образцов ракеты. Летные испытания были завершены 20 мая 1968 г.

Орбитальные ракеты 8К69 были сняты с боевого дежурства в январе 1983 г. в связи с заключением Договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), в котором был оговорен запрет на подобные системы. В дальнейшем на базе ракеты 8К69 было создано семейство ракетоносителей «Циклон».

Первый и единственный полк с орбитальными ракетами 8К69 заступил на боевое дежурство 25 августа 1969 г. на НИИП-5. В составе полка было развернуто 18 пусковых установок.

Из истории создания ракетного комплекса

В 1962 году в СССР после выхода постановления правительства «О создании образцов межконтинентальных баллистических и глобальных ракет и носителей тяжелых космических объектов» была начата разработка трех проектов так называемых глобальных или орбитальных ракет – Р-36-О в ОКБ-586 М.К. Янгеля, ГР-1 в ОКБ-1 С.П. Королева и УР-200А в ОКБ-52 В.Н. Челомея. На вооружение была принята только Р-36-О (в печати приводится также вариант названия Р-36 орб).

Создание ракеты Р-36-О и орбитального блока было поручено ОКБ-586 М.К. Янгеля (КБ «Южное»), ракетных двигателей – ОКБ-456 В.П. Глушко (НПО «Энергомаш»), система управления – НИИ-692 В.Г. Сергеева (КБ «Хартрон»), командные приборы – НИИ-944 В.И. Кузнецова (НИИ-КП). Боевой стартовый комплекс разрабатывался в КБСМ под руководством Главного конструктора Е.Г. Рудяка.

Агрегаты стартового оборудования наземного комплекса для проведения испытаний ракеты на полигоне Байконур разработаны в КБТМ.

«С созданием комплекса (стартового комплекса) 8П867 работы на площадке № 67 Байконура не завершились. Когда подоспела очередная ракета 8К69 ОКБ Янгеля, для обеспечения ее летной отработки была реконструирована вторая стартовая площадка этого комплекса. Новый стартовый комплекс получил индекс 8П869. Схожесть параметров и технологии подготовки ракет 8К69 и 8К67 потребовали создания относительно небольшого количества новых стартовых агрегатов, семь из которых были разработаны ГСКБ (КБТМ) и семь – смежными предприятиями. В основном наземное оборудование было доработано и унифицировано для обеих ракет. Новый комплекс прошел испытания, был принят в эксплуатацию и в период 1965-1966 гг. обеспечил подготовку и пуск 4-х ракет 8К69».

В конце 1964 года на Байконуре началась подготовка к проведению испытаний. После проведения огневых стендовых испытаний и самолетных испытаний ТДУ ОГЧ в условиях невесомости 16 декабря 1965 г. начались ЛКИ ракеты 8К69. Первый пуск Р-36-О произведен 16 декабря 1965 года. В ходе ЛКИ было испытано 19 ракет, в том числе по району «Кура» – 4 ракеты, по району Новая Казанка – 13 ракет, по акватории Тихого океана – 2 ракеты. Из них – 4 аварийных пуска, главным образом по производственным причинам. В пуске № 17 было осуществлено спасение головной части 8Ф673 с помощью парашютной системы. Испытания ракеты начались 16 декабря 1965 года с наземной пусковой установки на полигоне НИИП-5 под Тюра-Тамом. В 1966 году было выполнено четыре успешных пуска ракет Р-36-О (Р-36орб) с наземной ПУ, в дальнейшем пуски проводились из ШПУ типа ОС, расположенных на площадках 160-162 НИИП-5. В 1967 году провели 10 пусков ракеты Р-36орб. По программе летных испытаний были запущены орбитальные головные части – искусственные спутники Земли (ИСЗ), которым были присвоены официальные наименования для регистрации международными организациями: «Космос-139», «Космос-160», «Космос-169», «Космос-170», «Космос-171», «Космос-178», «Космос-179», «Космос-183», «Космос-187», «Кос-мос-218», «Космос-244», «Космос-298», «Космос-316», «Космос-651», «Космос-654» и ряд других аппаратов, при этом орбитальная часть выводилась на круговую или слабо эллиптическую орбиту вокруг Земли с наклонением около 50 градусов. Летные испытания были завершены 20 мая 1968 г.

Вспоминает полковник в отставке Георгий Смысловских:

«Испытания ракеты Р-36-О начались в конце 1965 года. Председателем государственной комиссии по испытаниям ракеты был назначен заместитель начальника Военной академии имени Ф.Э. Дзержинского генерал-лейтенант Федор Петрович Тонких. Первый пуск ракеты Р-36-О 16 декабря 1965 года был аварийным. Во время окончания заправки 2-й ступени горючим, в ресиверной, из которой шел наддув емкостей горючего азотом, началась утечка азота. Учитывая, что запас азота был на две заправки, мы могли бы закончить заправку при травлении азота, но руководитель испытаний направил в ресиверную специалистов управления, при работе которых по поиску травления азота прошла ложная команда на отстрел наполнителей 2-й ступени. Наполнители отстыковались, горючее с высоты хлынуло на бетон, от удара воспламенилось, и начался пожар».

В 1966 году было проведено четыре успешных испытательных пуска.

«Следует отметить тот факт, что в декабре 1965 г. (дата нуждается в уточнении) был произведен пуск глобальной ракеты 8К69. Ракета стартовала с НИИ-5 МО, вывела на круговую орбиту высотой 150 км и наклонением 65° орбитальную головную часть, которая, совершив один виток вокруг Земли, попала в заданный район с отклонениями от расчетной точки падения по дальности и направлению, соответствующими заданным по тактико-техническим требованиям Министерства обороны (ТТТ МО)».

Постановлением правительства 19 ноября 1968 года орбитальная ракета Р-36-О принята на вооружение. Комплексы в ШПУ ОС поставлены на боевое дежурство на полигоне Байконур 25 августа 1969 года. Серийное производство развернуто на Южном машиностроительном заводе в Днепропетровске.

18 пусковых установок орбитальных ракет Р-36-О с ядерными боеголовками были развернуты к 1972 году в единственном позиционном районе – на полигоне Байконур.

Американская сторона впервые объявила о том, что в СССР проводятся испытания системы «частично-орбитальной бомбардировки» (FOBS) только 3 ноября 1967 года.

Первый ракетный полк с МБР Р-36орб заступил на боевое дежурство 25 августа 1969 года на НИИИП-5.

К июлю 1979 года на Байконуре было сформировано управление отдельных инженерно-испытательных частей (ОИИЧ).

Последний пуск Р-36орб по частично-орбитальной траектории состоялся в августе 1971 года.

В 1982 году полигон Байконур передан Главному управлению космических средств Министерства обороны (ГУКОС). В январе 1983 года в соответствии с договором ОСВ-2 ракетный комплекс Р-36орб, был снят с боевого дежурства. К 1 ноября 1983 года управление ОИИЧ на Байконуре расформировано. 12 ШПУ из 18 были ликвидированы, а 6 ШПУ могли быть использованы для испытаний усовершенствованных тяжелых МБР.

Сегодня никто не сомневается в том, что оборонные доктрины ведущих государств являются военно-космическими . Стратегическая американская концепция быстрого глобального удара, помимо всего прочего, предусматривает широкое развертывание космических платформ запуска средств поражения. Не говоря уже о принципиальном наращивании спутниковой группировки обеспечения. Для отражения возможного контрудара форсируется комплексная программа ПРО. У России – свой принципиальный подход к такому вызову времени.

Ядерно ответим…

Начнем с американцев. Причем сразу с вывода. Американское военно-стратегическое планирование не предусматривает создание в обозримой перспективе новых систем ракетно-ядерного оружия . Определенные работы в этом направлении, конечно, ведутся, но за рамки НИР, в крайнем случае НИОКР, не выходят. Иными словами, «господствовать» в военно-техническом плане они собираются без ставки на ядерные вооружения.

Показательны в этой связи последние исследования Калифорнийского института международных исследований и Центра Джеймса Мартина по вопросам нераспространения ядерного оружия. Что касается МБР, то в конце прошлого года ВВС США приступили к анализу возможностей замены существующих ракет новым образцом, однако ничего конкретного пока не вышло. Затраты на соответствующие НИР скромны – менее 100 миллионов долларов.

Последний раз наземная американская ядерная составляющая перевооружалась в середине 80-х годов ракетой МХ «Пискипер», которая впоследствии была снята с боевого дежурства. Как бы то ни было, сегодня в США на вооружении состоят лишь МБР «Минитмен-3», разработка 40-летней давности.

Согласно указанным выше источникам состоящая сегодня на вооружении БРПЛ «Трайдент-2» останется в этом статусе вплоть до 2042-го . Что-то новое для ВМС сойдет с «чертежных досок» не ранее 2030 года.

ВВС США в настоящее время имеют на вооружении 94 стратегических бомбардировщика: 76 В-52 Н и 18 В-2А, к разработке которых приступили в начале 50-х и конце 70-х соответственно. Парк этих машин будут эксплуатировать еще три десятка лет . Существуют планы создания перспективного ударного дальнего бомбардировщика LRS-B (Long Range Strike-Bomber), однако никакими подробностями относительно данной программы источники не располагают.

С другой стороны, идет форсирование космических оборонных программ США, в частности , способного осуществлять долговременный полет, что необходимо, например, для обслуживания орбитальных платформ базирования ракетного оружия и спутниковых группировок.

Американцы не хотят связываться с ядерными вооружениями по вполне понятным причинам. Сегодня угроза локальных вооруженных конфликтов более вероятна, чем еще пару десятков лет назад. Воевать с той или иной степенью интенсивности приходится все чаще. Ядерное оружие в таком случае не подходит просто по определению. Его, конечно, можно использовать при превентивном ударе, что равносильно агрессии, или же как последний оборонный козырь, когда идет речь о существовании страны в принципе.

Но тот, кто первым решится на ядерное безумие, сразу станет мировым изгоем со всеми последствиями независимо от самых благородных причин, побудивших вскрыть атомный «цинк».

Сегодня нужна эффективная, а главное – реальная стрельба на основе высокоточных баллистических и крылатых ракет, в том числе и воздушно-космического базирования.

Ставка же российских Вооруженных Сил, как и прежде, делается на ядерные силы, причем с традиционным акцентом на наземные комплексы . Твердотопливные моноблочные «Тополя» различных способов базирования за последнее время «породили» уже две модификации с РГЧ. Речь идет о принятой на вооружение ракете и РС-26 «Авангард» , которую согласно заявлению командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева планируют поставить на боевое дежурство в 2015 году.

Интересно, что в качестве причины создания комплекса РС-26 «Авангард» главком РВСН называл, в том числе, и противодействие американскому глобальному удару. Но оказывается, этого мало. Даже с учетом знаменитой «Сатаны», о чем чуть ниже.

В последний весенний день замминистра обороны Юрий Борисов подтвердил факт разработки новой тяжелой жидкостной МБР шахтного базирования с рабочим названием «Сармат». «В самом разгаре работы над тяжелой ракетой. Проводится ряд НИОКР, связанных с упреждением угрозы, связанной с глобальным ударом со стороны США. Я считаю, что эта компонента (стратегические ядерные силы) к концу 2020 года будет переоснащена не на 70 процентов, а на все 100 ».

О задачах в связи с новой разработкой говорил в конце февраля бывший начальник ведущего ракетно-космического исследовательского центра – НИИ-4 Министерства обороны генерал-майор Владимир Василенко:

«Военная целесообразность создания тяжелой жидкостной МБР обусловлена необходимостью противодействия развертыванию глобальной ПРО, другими словами – сдерживания от развертывания ПРО. Почему? Именно тяжелая МБР шахтного базирования дает возможность не только доставлять боевые блоки к целям по энергетически оптимальным траекториям с жесткими, следовательно – прогнозируемыми азимутами подлета, но и наносить удары с различных направлений, включая доставку блоков через Южный полюс ».

«…Такое свойство тяжелой МБР: многонаправленность азимутов подлета к цели вынуждает противостоящую сторону обеспечивать круговую ПРО. А она намного сложнее в организации, особенно по финансам, чем секторная ПРО. Это очень сильный фактор , – отметил Василенко. – Кроме того, огромный запас полезной боевой нагрузки на тяжелой МБР позволяет оснащать ее различными средствами преодоления ПРО, которые в конечном счете перенасыщают любую ПРО: как ее информационные средства, так и ударные ».

Какие выводы можно сделать из всего прочитанного и услышанного?

Первое . Вероятным, потенциальным и любым другим противником для нас, как и прежде, являются Соединенные Штаты. Факт этот подчеркивается на самых высоких уровнях, например, на недавнем «круглом столе» в Госдуме по наболевшей, с трудом решаемой проблеме воздушно-космической обороны.

Второе . Как наступательным, так и оборонительным американским стратегическим неядерным инициативам мы противопоставляем в целом исключительно наступательные ядерные программы.

Третье . Реализуй мы успешно задуманное с новой ракетой, станем первой страной, готовой вывести в космос ядерное оружие. Процесс этот между тем объективный. Уже никто не оспаривает тот факт, что космическое пространство есть потенциальный театр военных действий. То есть оружие там, в зависимости от выбранной направленности – ядерное, кинетическое, лазерное и т. д. – лишь вопрос времени. Тем более что разместить в космосе ядерные средства поражения – идея далеко не новая.

«Глобальная ракета» Никиты Хрущева

Как только, следуя принципу деления ядер, удалось высвободить несметную массу энергии, а ум Оппенгеймера и Курчатова заключил ее в «Толстяки», «Малыши» и прочие «изделия», возникла идея развернуть такое оружие на орбите Земли.

В конце 40-х – начале 50-х годов немцы, которые и генерировали в то время американскую военно-космическую мысль, предлагали в качестве базирования ядерных зарядов космос. В 1948-м правая рука Вернера фон Брауна – руководитель немецкого ракетного центра в Панемюнде Вальтер Дорнбергер предложил разместить атомные бомбы на околоземной орбите. В принципе для бомбардировки из космоса не существует «закрытых» территорий и такое оружие представляется эффективным средством устрашения .

В сентябре 1952 года, в самый пик корейской войны сам фон Браун предлагает проект орбитальных станций, которые помимо ведения разведки могли бы служить стартовыми площадками для ракет с ядерными боеголовками.

Однако прижимистые американцы быстро смекнули, во что им обойдется строительство орбитальных комплексов с оружием массового поражения. Кроме того, точность орбитальных бомб оставляла желать лучшего, так как в то время не удавалось разработать должную систему ориентации, необходимую для точного определения положения оружия относительно цели. И уж начисто отсутствовала технология маневрирования боеголовок на конечном атмосферном участке.

В середине прошлого века США отдали предпочтение МБР наземного и морского базирования. Другое дело – СССР . «…Мы можем запускать ракеты не только через Северный полюс, но и в противоположном направлении тоже », – объявил на весь мир в марте 1962 года тогдашний лидер Советского Союза Никита Хрущев. Это означало, что боеголовки ракет теперь полетят к США не по кратчайшей баллистической траектории, а выйдут на орбиту, совершат полуоборот вокруг Земли и появятся, откуда их не ждали, где не создавали средств оповещения и противодействия.

Врал, конечно, товарищ Хрущев, но не до конца. Над проектом ракеты ГР-1 конструкторское бюро Сергея Королева работало с 1961 года. Сорокаметровая трехступенчатая ракета оснащалась ядерной боеголовкой массой 1500 кг. Третья ступень как раз и помогала вывести ее на орбиту. Дальность стрельбы такой ракеты ограничений само собой не имела.

9 мая, а также на ноябрьском параде 1965 года по Красной площади провезли здоровенные баллистические ракеты. Это и были новые ГР-1. «…Перед трибунами проходят гигантские ракеты. Это – орбитальные ракеты. Боевые заряды орбитальных ракет способны наносить внезапные удары по агрессору на первом или любом другом витке вокруг Земли », – радостно вещал диктор.

Американцы потребовали объяснений. Ведь еще 17 октября 1963 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 18884, которая призвала все страны воздержаться о выведения на орбиту или размещения в космосе ядерных вооружений. На что советский МИД пояснил: резолюция-де запрещает применение подобного оружия, но не его разработку.

Правда, ракеты, которые провезли по Красной площади, оставались макетами. Королевскому КБ так и не удалось создать боевой образец ГР. Хотя в резерве оставался альтернативный проект частично орбитальной бомбардировки КБ Михаила Янгеля на основе МБР Р-36 – Р-36 орб. Это было уже действительно орбитальное ядерное оружие. Двухступенчатая ракета длиной 33 метра оснащалась головной частью с приборным отсеком систем ориентации и торможения боеголовки. Тротиловый эквивалент ядерного заряда составлял 20 мегатонн!

Система Р-36 орб. в составе 18 ракет шахтного базирования была принята на вооружение 19 ноября 1968 года и дислоцировалась в специальном позиционном районе на Байконуре.

По 1971-й включительно эти ракеты несколько раз отстреливались в рамках испытательных запусков. Одна из них все-таки «достала» США. В конце декабря 1969 года при очередном запуске на орбиту вышла макетная боевая часть, получившая традиционно мирное обозначение спутника «Космос-316». Этот самый «Космос» почему-то не был подорван на орбите, как его предшественники, а под действием силы притяжения вошел в атмосферу, частично разрушился и просыпался обломками на американскую территорию.

По договору ОСВ-2, заключенному в 1979-м, СССР и США обязались, что на испытательных полигонах не будут размещать боевые ракеты. К лету 1984 года все Р-36 орб. были сняты с боевого дежурства, а шахты взорваны.

Но, как известно, дурной пример заразителен. Разрабатывая с конца 70-х годов новую МБР МХ «Пискипер», американцы никак не могли определиться со способом базирования. Командование ВВС справедливо полагало, что для фантастической в то время ударной мощи советских ядерных сил наземного базирования не составит труда уничтожить при первом ударе большую часть позиционных районов американских континентальных МБР.

У страха глаза велики. Предлагались весьма экзотические способы. Например, посадить ракеты на якорь на морском дне близ родных берегов. Или сбрасывать их для большей сохранности в море после получения «стратегического предупреждения» с надводных кораблей и подводных лодок. Раздавались призывы выводить головные части ракет в случае возникновения кризисных ситуаций на «орбиту ожидания», откуда при неблагоприятном развитии событий производить перенацеливание боеголовок на наземные объекты.

Кому «Воевода», кому «Сатана»

Сегодня, говоря о планах разработать новую тяжелую жидкостную МБР для решения соответствующих задач, нельзя забывать: на вооружении РВСН уже существует подобный комплекс, правда, без «орбитальных» возможностей, что отнюдь не умаляет его достоинств. Речь идет все о том же проекте Р-36, который лег в основу знаменитой линейки российских МБР.

В августе 1983 года было принято решение о глубокой модификации ракеты Р-36М УТТХ – раннего детища Р-36, чтобы она могла преодолевать перспективную систему американской ПРО. Кроме того, было необходимо повысить защищенность ракеты и всего комплекса от действия поражающих факторов ядерного взрыва. Так родился ракетный комплекс четвертого поколения , получивший обозначение в официальных документах МО США и НАТО SS-18 Mod.5/Mod.6 и грозное имя «Сатана», что полностью соответствует его боевым возможностям. В российских открытых источниках эта МБР имеет обозначение РС-20.

МБР «Воевода» способна поражать все виды целей, защищенных современными средствами ПРО, в любых условиях боевого применения, в том числе при многократном ядерном воздействии по позиционному району . Таким образом обеспечиваются условия для реализации стратегии гарантированного ответного удара – возможность обеспечения пусков ракет в условиях наземных и высотных ядерных взрывов. Это достигнуто за счет повышения живучести ракеты в шахтной пусковой установке и значительного повышения стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва в полете. МБР оснащена РГЧ типа MIRV с 10 боеголовками.

Летно-конструкторские испытания комплекса Р-36М2 начались на Байконуре в 1986 году. Первый ракетный полк с данной МБР встал на боевое дежурство 30 июля 1988-го. С тех пор ракета неоднократно успешно отстреливалась. По официальным заявлениям командования РВСН, ее эксплуатация возможна еще в течение, по крайней мере, 20 лет .

Эта статья представит читателю такую интереснейшую тему, как космическая ракета, ракета-носитель и весь тот полезный опыт, который это изобретение принесло человечеству. Также будет рассказано и о полезных грузах, доставляемых в космическое пространство. Освоение космоса началось не так давно. В СССР это была середина третьей пятилетки, когда окончилась Вторая мировая война. Космическая ракета разрабатывалась во многих странах, однако даже США обогнать нас на том этапе не удалось.

Первые

Первой в удачном запуске ушла из СССР космическая ракета-носитель с искусственным спутником на борту 4 октября 1957 года. Спутник ПС-1 удалось вывести на околоземную орбиту. Нужно отметить, что для этого понадобилось создать шесть поколений, и только седьмого поколения космические ракеты России смогли развить нужную для выхода в околоземное пространство скорость - восемь километров в секунду. Иначе невозможно преодолеть притяжение Земли.

Это стало возможным в процессе разработок баллистического оружия дальнего радиуса, где применялось форсирование двигателя. Не следует путать: космическая ракета и космический корабль - это разные вещи. Ракета - средство доставки, а корабль крепится на неё. Вместо него там может быть что угодно - космическая ракета может нести на себе и спутник, и оборудование, и ядерную боеголовку, что всегда служило и до сих пор служит сдерживанием для ядерных держав и стимулом к сохранению мира.

История

Первыми теоретически обосновали запуск космической ракеты русские учёные Мещерский и Циолковский, которые уже в 1897 году описали теорию её полёта. Значительно позже эту идею подхватили Оберт и фон Браун из Германии и Годдард из США. Именно в этих трёх странах началась работа над задачами реактивного движения, создания твёрдотопливных и жидкостных реактивных двигателей. Лучше всех эти вопросы решались в России, по крайней мере твёрдотопливные двигатели уже широко использовались во Второй мировой войне ("Катюши"). Жидкостные реактивные двигатели лучше получились в Германии, создавшей первую баллистическую ракету - "Фау-2".

После войны команда Вернера фон Брауна, прихватив чертежи и разработки, нашла приют в США, а СССР вынужден был довольствоваться небольшим количеством отдельных узлов ракеты без какой бы то ни было сопроводительной документации. Остальное придумали сами. Ракетная техника развивалась стремительно, всё более увеличивая дальность и массу несомого груза. В 1954 году началась работа над проектом, благодаря которому СССР смог первым осуществить полет космической ракеты. Это была межконтинентальная двухступенчатая баллистическая ракета Р-7, которую вскоре модернизировали для космоса. Она получилась на славу - исключительно надёжная, обеспечившая множество рекордов в освоении космического пространства. В модернизированном виде её используют до сих пор.

"Спутник" и "Луна"

В 1957 году первая космическая ракета - та самая Р-7 - вывела на орбиту искусственный "Спутник-1". США чуть позже решили повторить такой запуск. Однако в первую попытку их космическая ракета в космосе не побывала, она взорвалась на старте - даже в прямом эфире. "Авангард" был сконструирован чисто американской командой, и он не оправдал надежд. Тогда проектом занялся Вернер фон Браун, и в феврале 1958 года старт космической ракеты удался. А в СССР тем временем модернизировали Р-7 - к ней была добавлена третья ступень. В результате скорость космической ракеты стала совсем другой - была достигнута вторая космическая, благодаря которой появилась возможность покидать орбиту Земли. Ещё несколько лет серия Р-7 модернизировалась и совершенствовалась. Менялись двигатели космических ракет, много экспериментировали с третьей ступенью. Следующие попытки были удачными. Скорость космической ракеты позволяла не просто покинуть орбиту Земли, но и задуматься об изучении других планет Солнечной системы.

Но сначала внимание человечества было практически полностью приковано к естественному спутнику Земли - Луне. В 1959 году к ней вылетела советская космическая станция "Луна-1", которая должна была совершить жёсткую посадку на лунной поверхности. Однако аппарат из-за недостаточно точных расчётов прошёл несколько мимо (в шести тысячах километров) и устремился к Солнцу, где и пристроился на орбиту. Так у нашего светила появился первый собственный искусственный спутник - случайный подарок. Но наш естественный спутник недолго находился в одиночестве, и в этом же 1959-м к нему прилетела "Луна-2", выполнив свою задачу абсолютно правильно. Через месяц "Луна-3" доставила нам фотографии обратной стороны нашего ночного светила. А в 1966-м прямо в Океане Бурь мягко приземлилась "Луна-9", и мы получили панорамные виды лунной поверхности. Лунная программа продолжалась ещё долго, до той поры, когда американские космонавты на ней высадились.

Юрий Гагарин

День 12 апреля стал одним из самых знаменательных дней в нашей стране. Невозможно передать мощь народного ликования, гордости, поистине счастья, когда объявили о первом в мире полёте человека в космос. Юрий Гагарин стал не только национальным героем, ему рукоплескал весь мир. И потому 12 апреля 1961 года - день, триумфально вошедший в историю, стал Днём космонавтики. Американцы срочно попытались ответить на этот беспрецедентный шаг, чтобы разделить с нами космическую славу. Через месяц состоялся вылет Алана Шепарда, но на орбиту корабль не выходил, это был суборбитальный полёт по дуге, а орбитальный у США получился только в 1962-м.

Гагарин полетел в космос на космическом корабле "Восток". Это особая машина, в которой Королёв создал исключительно удачную, решающую множество всевозможных практических задач космическую платформу. Тогда же, в самом начале шестидесятых, разрабатывался не только пилотируемый вариант космического полёта, но был выполнен и проект фото-разведчика. "Восток" вообще имел множество модификаций - более сорока. И сегодня эксплуатируются спутники из серии "Бион" - это прямые потомки корабля, на котором совершён первый полёт человека в космос. В этом же 1961 году гораздо более сложная экспедиция была у Германа Титова, который целые сутки провёл в космосе. Соединённые Штаты смогли это достижение повторить только в 1963 году.

"Восток"

Для космонавтов на всех кораблях "Восток" было предусмотрено катапультное кресло. Это было мудрым решением, поскольку одно-единственное устройство выполняло задачи и на старте (аварийное спасение экипажа), и мягкую посадку спускаемого аппарата. Конструкторы сосредоточили усилия на разработке одного устройства, а не двух. Это уменьшало технический риск, в авиации система катапульт в то время уже была отлично отработана. С другой стороны, огромный выигрыш во времени, чем если проектировать принципиально новое устройство. Ведь космическая гонка продолжалась, и её выигрывал с довольно большим отрывом СССР.

Таким же образом приземлился и Титов. Ему повезло опуститься на парашюте около железной дороги, по которой ехал поезд, и его немедленно сфотографировали журналисты. Система посадки, которая стала самой надёжной и мягкой, разработана в 1965 году, в ней используется гамма-высотомер. Она служит и до сих пор. В США этой технологии не было, именно поэтому все их спускаемые аппараты, даже новые Dragon SpaceX не приземляются, а приводняются. Только шаттлы являются исключением. А в 1962 году СССР уже начал групповые полёты на космических кораблях "Восток-3" и "Восток-4". В 1963 году отряд советских космонавтов пополнился первой женщиной - Валентина Терешкова побывала в космосе, став первой в мире. Тогда же Валерий Быковский поставил не побитый до сих пор рекорд длительности одиночного полёта - он пробыл в космосе пять суток. В 1964 году появился многоместный корабль "Восход", США и тут отстали на целый год. А в 1965-м Алексей Леонов вышел в открытый космос!

"Венера"

В 1966 году СССР начал межпланетные перелёты. Космический корабль "Венера-3" совершил жёсткую посадку на соседнюю планету и доставил туда глобус Земли и вымпел СССР. В 1975-м "Венере-9" удалось совершить мягкую посадку и передать изображение поверхности планеты. А "Венера-13" сделала цветные панорамные снимки и звукозапись. Серия АМС (автоматические межпланетные станции) для изучения Венеры, а также окружающего космического пространства продолжает совершенствоваться и сейчас. На Венере условия жёсткие, а достоверной информации о них практически не было, разработчики ничего не знали ни о давлении, ни о температуре на поверхности планеты, всё это, естественно, осложняло исследование.

Первые серии спускаемых аппаратов даже плавать умели - на всякий случай. Тем не менее поначалу полёты удачными не были, зато впоследствии СССР настолько преуспел в венерианских странствиях, что эту планету стали называть русской. "Венера-1" - первый из космических аппаратов в истории человечества, предназначенный для полёта на другие планеты и их исследования. Был запущен в 1961 году, через неделю потерялась связь от перегрева датчика. Станция стала неуправляемой и смогла сделать только первый в мире пролёт вблизи Венеры (на расстоянии около ста тысяч километров).

По стопам

"Венера-4" помогла нам узнать, что на этой планете двести семьдесят один градус в тени (ночная сторона Венеры), давление до двадцати атмосфер, а сама атмосфера - девяносто процентов углекислого газа. А ещё этот космический аппарат обнаружил водородную корону. "Венера-5" и "Венера-6" многое поведали нам о солнечном ветре (потоки плазмы) и его структуре вблизи планеты. "Венера-7" уточнила данные о температуре и давлении в атмосфере. Всё оказалось ещё сложнее: температура ближе к поверхности была 475 ± 20°C, а давление выше на порядок. На следующем космическом аппарате было переделано буквально всё, и через сто семнадцать суток "Венера-8" мягко привенерилась на дневной стороне планеты. На этой станции был фотометр и множество дополнительных приборов. Главное - была связь.

Оказалось, что освещение на ближайшей соседке почти не отличается от земного - как у нас в пасмурный день. Да там не просто пасмурно, погодка разгулялась по-настоящему. Картины увиденного аппаратурой просто ошеломили землян. Помимо этого, был исследован грунт и количество аммиака в атмосфере, измерена скорость ветра. А "Венера-9" и "Венера-10" смогли показать нам "соседку" по телевизору. Это первые в мире записи, переданные с другой планеты. А сами эти станции и теперь искусственные спутники Венеры. На эту планету последними летали "Венера-15" и "Венера-16", которые тоже стали спутниками, предварительно снабдив человечество абсолютно новыми и нужными знаниями. В 1985 году продолжением программы стали "Вега-1" и "Вега-2", которые изучали не только Венеру, но и комету Галлея. Следующий полёт планируется в 2024 году.

Кое-что о космической ракете

Поскольку параметры и технические характеристики у всех ракет отличаются друг от друга, рассмотрим ракету-носитель нового поколения, например "Союз-2.1А". Она является трёхступенчатой ракетой среднего класса, модифицированным вариантом "Союза-У", который весьма успешно эксплуатируется с 1973 года.

Данная ракета-носитель предназначена для того, чтобы обеспечить запуск космических аппаратов. Последние могут иметь военное, народнохозяйственное и социальное назначение. Эта ракета может выводить их на разные типы орбит - геостационарные, геопереходные, солнечно-синхронные, высокоэллиптические, средние, низкие.

Модернизация

Ракета предельно модернизирована, здесь создана принципиально иная цифровая система управления, разработанная на новой отечественной элементной базе, с быстродействующей бортовой цифровой вычислительной машиной с гораздо большим объёмом оперативной памяти. Цифровая система управления обеспечивает ракету высокоточным выведением полезных нагрузок.

Кроме того, установлены двигатели, на которых усовершенствованы форсуночные головки первой и второй ступеней. Действует другая система телеизмерений. Таким образом повысилась точность выведения ракеты, её устойчивость и, разумеется, управляемость. Масса космической ракеты не увеличилась, а полезный выводимый груз стал больше на триста килограммов.

Технические характеристики

Первая и вторая ступени ракеты-носителя оснащены жидкостными ракетными двигателями РД-107А и РД-108А от НПО "Энергомаш" имени академика Глушко, а на третьей ступени установлен четырёхкамерный РД-0110 от КБ "Химавтоматики". Ракетным топливом служат жидкий кислород, являющийся экологически чистым окислителем, а также слаботоксичное горючее - керосин. Длина ракеты - 46,3 метра, масса на старте - 311,7 тонн, а без головной части - 303,2 тонны. Масса конструкции ракеты-носителя - 24,4 тонны. Компоненты топлива весят 278,8 тонн. Лётные испытания "Союза-2.1А" начались в 2004 году на космодроме Плесецк, и прошли они успешно. В 2006-м ракета-носитель произвела первый коммерческий полёт - вывела на орбиту европейский метеорологический космический аппарат "Метоп".

Нужно сказать, что у ракет разные возможности вывода полезной нагрузки. Носители есть лёгкие, средние и тяжёлые. Ракета-носитель "Рокот", например, выводит космические аппараты на околоземные низкие орбиты - до двухсот километров, а потому ей по силам нагрузка в 1,95 тонн. А вот "Протон" - тяжёлого класса, на низкую орбиту он может вывести 22,4 тонн, на геопереходную - 6,15, а на геостационарную - 3,3 тонны. Рассматриваемая нами ракета-носитель предназначена для всех площадок, которыми пользуется "Роскосмос": Куру, Байконур, Плесецк, Восточный, и работает в рамках совместных российско-европейских проектов.

Разработка стратегического ракетного комплекса Р-36 с орбитальной ракетой 8К69 на базе межконтинентальной баллистической ракеты 8К67 была задана Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 апреля 1962 года. Создание ракеты и орбитального блока было поручено ОКБ-586 (ныне КБ «Южное»; Главный конструктор М.К.Янгель), ракетных двигателей - ОКБ-456 (ныне НПО «Энергомаш»; Главный конструктор В.П.Глушко), система управления - НИИ-692 (ныне КБ «Хартрон»; Главный конструктор В.Г.Сергеев), командные приборы - НИИ-944 (ныне НИИКП; Главный конструктор В.И.Кузнецов). Боевой стартовый комплекс разрабатывался в КБСМ под руководством Главного конструктора Е.Г.Рудяка.

Орбитальные ракеты по сравнению с баллистическими обеспечивают следующие преимущества:

  • неограниченную дальность полёта, позволяющую поражать цели, недосягаемые для баллистических межконтинентальных ракет;
  • возможность поражения одной и той же цели с двух взаимно противоположных направлений, что вынуждает вероятного противника создавать противоракетную оборону как минимум с двух направлений и затрачивать значительно больше средств. Например, оборонительная линия с северного направления - «Safeguard», стоила США десятки млрд долларов.;
  • меньшее время полёта орбитальной головной части по сравнению со временем полёта головной части баллистических ракет (при пуске орбитальной ракеты по кратчайшему направлению);
  • невозможность прогнозирования района падения боевого заряда ОГЧ при движении на орбитальном участке;
  • возможность обеспечения удовлетворительных точностей попадания в цель при очень больших дальностях пуска;
  • способность эффективно преодолевать существовавшую противоракетную оборону противника.

Уже в декабре 1962 года был выполнен эскизный проект, а в 1963 году началась разработка технической документации и изготовление опытных образцов ракеты. Летные испытания были завершены 20 мая 1968 г.

Первый и единственный полк с орбитальными ракетами 8К69 заступил на боевое дежурство 25 августа 1969 г. на НИИП-5. В составе полка было развернуто 18 пусковых установок.

Орбитальные ракеты 8К69 были сняты с боевого дежурства в январе 1983 г. в связи с заключением Договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), в котором был оговорен запрет на подобные системы. В дальнейшем на базе ракеты 8К69 было создано семейство ракетоносителей «Циклон».

Код НАТО - SS-9 Mod 3 «Scarp» ; в США имела также обозначение F-1-r.

Ракетный комплекс - стационарный, с защищенными от наземного ядерного взрыва шахтными пусковыми установками (ШПУ) и КП. Пусковая установка - шахтная типа «ОС». Способ старта - газодинамический из ШПУ. Ракета - межконтинентальная, орбитальная, жидкостная, двухступенчатая, ампулизированная. Боевое оснащение ракеты - орбитальная головная часть (ОГЧ) 8Ф021 с тормозной двигательной установкой (ТДУ), системой управления, боевым блоком (ББ) с зарядом мощностью 2,3 Мт и системой радиотехнической защиты ОГЧ.

В процессе полета орбитальной ракеты осуществляются:

  • Разворот ракеты в полете до заданного азимута стрельбы (в диапазоне углов +180°).
  • Разделение I и II ступеней.
  • Выключение двигателей II ступени и отделение управляемой ОГЧ.
  • Продолжение автономного полета ОГЧ по орбите искусственного спутника Земли, управление ОГЧ с помощью системы успокоения, ориентации и стабилизации.
  • После отделения ОГЧ коррекция ее углового положения таким образом, чтобы к моменту первого включения радиовысотомера РВ-21 ось антенны была направлена к геоиду.
  • После проведения коррекции ОГЧ движение по орбите с углами атаки О градусов.
  • В расчетный момент времени первое измерение высоты полета.
  • Перед вторым измерением тормозная коррекция высоты полета.
  • Второе измерение высоты полета.
  • Ускоренный разворот ОГЧ в положение спуска с орбиты.
  • Перед спуском с орбиты выдержка в течение 180 с для отработки угловых возмущений и успокоения ОГЧ.
  • Запуск тормозной двигательной установки и отделение приборного отсека.
  • Выключение тормозной ДУ и отделение (через 2-3 с) отсека ТДУ от ББ.

Такая схема полета орбитальной ракеты и определяет ее основные конструктивные особенности. К ним, прежде всего, относятся:

  • наличие тормозной ступени, предназначенной для обеспечения спуска ОГЧ с орбиты и оснащенной собственной двигательной установкой, автоматом стабилизации (гирогоризонт, гировертикант) и автоматом управления дальностью, выдающим команду на выключение ТДУ;
  • оригинальный тормозной двигатель 8Д612 (разработка КБ «Южное»), работающий на основных компонентах топлива ракеты;
  • управление дальностью полета путем варьирования времени выключения двигателей II ступени и времени запуска ТДУ;
  • установка в приборном отсеке ракеты радиовысотомера, осуществляющего двукратное измерение высоты орбиты и выдающего информацию в счетно-решающее устройство для выработки коррекции времени включения ТДУ.

Наряду с отмеченными выше конструкция ракеты имеет следующие особенности:

  • использование в качестве I и II ступеней ракеты соответствующих ступеней ракеты 8К67 с незначительными изменениями конструкции;
  • установка в приборном отсеке ракеты системы СУОС, обеспечивающей ориентацию и стабилизацию ОГЧ на орбитальном участке траектории;
  • заправка и ампулизация топливного отсека ОГЧ на стационарном пункте заправки с целью упрощения стартового сооружения.

Изменение конструкции I и II ступеней баллистической ракеты 8К67 при использовании их в составе орбитальной ракеты сводится в основном к следующему:

  • вместо единого приборного отсека на орбитальной ракете устанавливаются приборный отсек с уменьшенными габаритами и переходник, в которых размещается аппаратура СУ. После выведения на расчетную орбиту приборный отсек с размещенной в нем аппаратурой СУ отделяется от корпуса и вместе с ОГЧ совершает орбитальный полет до момента запуска тормозного двигателя 8Д612 отсека управления ОГЧ;
  • в хвостовом отсеке II ступени ракеты не устанавливаются контейнеры с ложными целями и ПРД системы защиты от средств ПРО;
  • изменен состав и компоновка приборов СУ, дополнительно устанавливается радиовысотомер (система «Каштан»).

По результатам летных испытаний конструкция ракеты была доработана:

  • все соединения заправочно-сливных магистралей питания двигателей ракеты выполнены сварными, за исключением четырех соединений ампулизирующих мембранных заглушек, устанавливаемых на заправочно-сливные магистрали;
  • соединения газогенераторов наддува баков окислителя I и II ступеней с баками выполнены сварными;
  • заправочно-сливные клапаны установлены на корпусах хвостовых отсеков I и II ступеней;
  • аннулирован клапан слива горючего II ступени;
  • фланцы под разъемные соединения мембранных узлов на входе в ТНА основных и рулевых двигателей заменены приварными патрубками или фланцами под сварку с магистралями;
  • в местах сварки узлов из нержавеющих сталей с элементами баков из алюминиевых сплавов применены прочно-плотные биметаллические переходники, изготовленные штамповкой из биметаллического листа.

Условия боевого дежурства ракеты - ракета находится в боевой готовности в ШПУ в заправленном состояни. Боевое применение - в любых метеоусловиях при температурах воздуха от - 40 до + 50°С и скорости ветра у поверхности земли до 25 м/с, до и после ядерного воздействия по БРК.

После проведения огневых стендовых испытаний и самолетных испытаний ТДУ ОГЧ в условиях невесомости в декабре 1965 г. на 5 НИИП начались ЛКИ ракеты 8К69.

В ходе ЛКИ было испытано 19 ракет, в том числе по району «Кура» - 4 ракеты, по району Новая Казанка - 13 ракет, по акватории Тихого океана - 2 ракеты. Из них - 4 аварийных пуска, главным образом, по производственным причинам. В пуске N 17 было осуществлено спасение головной части 8Ф673 с помощью парашютной системы. Летные испытания были завершены 20 мая 1968 г.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов