Общая формула имеет вид.
Информация - _
_______
Упражнение 1.
Попробуйте сформулировать понятие информации в различных науках.
1. Математика: информация - ________________________________
________________________________________________________________________
2. Биология: информация - ___________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
3. В обычной жизни: информация - ____________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
4. Информатика: информация - _______________________________
___________________________________________________________
В толковом словаре Ожегова информация – это:
- __________________________________________________________
___________________________________________________________
Упражнение 2.
Найдите общие черты, используя наводящие вопросы:
1. Что нужно сделать, чтобы информация появилась?
______________________________________________________________________________________________________________________
2. У меня есть некоторая информация (текст письма, задачи, картина в памяти, мелодия в «голове», код к сейфу). Что я могу с ней сделать?
___________________________________________________________
3. Есть ли ситуация, в которой я не смогу передать информацию?
___________________________________________________________
4. Что можно сделать с информацией находящейся у вашего друга?
______________________________________________________________________________________________________________________
5. Что нужно сделать, чтобы сопоставить несколько информаций (сложить два числа, перевести текст с английского на русский, расшифровать код ДНК, сделать коллаж, получить закон физики, поставить диагноз)?
___________________________________________________________
6. С помощью чего информация передается (текст письма, видеофильм, картина, код ДНК, список класса, наскальные рисунки, компьютерная программа)?
______________________________________________________________________________________________________________________
7. Как информация добирается до получателя (текст, мелодия, рисунок, электронное письмо)?
______________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________
___________________________________________________________
Информатика - ____________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Как происходит передача, хранение и обработка информации?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Передача информации происходит по следующей схеме:
Обработка информации – это ________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
Модель этого процесса:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
______________________________________
Упражнение 3.
Выполните обработку информации и нарисуйте схему к следующей задаче:
«В древности люди решили, что каждой цифре от 1 до 9 соответствует Солнце или планеты Солнечной системы: 1 – Солнце, 2 – Луна, 3 – Марс, 4 – Меркурий, 5 – Юпитер, 6 – Венера, 7 – Сатурн, 8 – Уран, 9 – Нептун».
Последовательно складывая цифры даты своего рождения можно определить «свою» планету.
______________________________________________________________________________________________________________________
Хранение информации – это _________________________________
___________________________________________________________
Носитель информации - _____________________________________
Упражнение 4.
Приведите примеры носителей информации.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 5.
Рассмотрим примеры информационных процессов, заполнив следующую таблицу.
Процесс
Передача
Где хранится (носитель)
Как обрабатывается (возможные помехи)
Источник
Приемник
Животные, охраняют свою территорию, оставляя пахучие метки.
Мы смотрим новости по телевизору.
Банк располагает данными о своих вкладчиках.
Петя решает задачу по математике.
Петя играет в компьютерную игру.
Летучая мышь ориентируется в пространстве, используя ультразвуковые волны.
Автомеханическое управление полетом ракеты.
Упражнение 6.
Приведите примеры процессов, в которых отсутствуют прямые действия с информацией.
______________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание.
1. Решите задачи:
1) Угадайте правило, по которому составлена последовательность, и продолжите ее:
а) 1, 2, 4, 8, 32, 256, 8192, ___________________________________
б) П, В, С, Ч, П, С, ________________________________________
в) 1, 11, 21, 1211, 111221, 312211, 13112221, ___________________
г) 1-0, 8-2, 16-1, 1990–3, 1984-4, 100-2, 7-0, 23-0, _______________
2) Есть двое песочных часов: на 3 минуты и на 8 минут. Для приготовления эликсира бессмертия его надо варить ровно 7 минут. Как это сделать?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Имеется 3, 4, 5 и 6 монет, среди которых одна фальшивая. Придумайте способ нахождения фальшивой монеты за минимальное число взвешиваний на чашечных весах без гирь.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4) Имеется 1000 монет, одна из которых фальшивая (легче других). Придумайте способ нахождения фальшивой монеты за 7 взвешиваний на чашечных весах без гирь.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2: Свойства информации. Виды и формы представления информации.
Свойство
Его признаки
Пример
Объективность и субъективность
Полнота
Актуальность
Достоверность
Свойство
Его признаки
Пример
Операции с информацией усиливающие свойства
Доступность
Адекватность
Упражнение 1.
Приведите примеры ситуаций, в которых одна и та же информация обладает различными свойствами.
Ко мне поступила следующая информация:
Ситуация, в которой эту информацию можно принять к сведению (укажите ее присутствующие свойства).
Ситуация, в которой я эту информацию игнорирую (назовите ее отсутствующие свойства).
На улице идет дождь.
Мне нужно выйти из дома.
Я выходить из дома не собираюсь.
Процессор – это устройство для обработки информации.
Я собираюсь в музыкальную школу.
Я слушаю рассказ на китайском языке.
Я начинаю изучать китайский язык.
Я читаю роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Упражнение 2.
Назовите источники аналоговой и цифровой информации.
Источники аналоговой информации:
______________________________________________________________________________________________________________________
Источники цифровой информации:
Упражнение 3.
Приведите различные формы представления:
1) некоторого сообщения;
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) условия математической задачи.
___________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание.
1. Придумайте или вспомните какую не будь информацию и представьте ее в различных формах.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Найти и записать определения:
Информационный взрыв - ___________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кибернетика - _____________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Информационная культура общества - ________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные - __________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
Информатизация общества - _________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Наука - ___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
Тема 3: Кодирование информации. Двоичное кодирование.
Код - ______________________________________________________
___________________________________________________________
Кодирование - ______________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Человек кодирует информацию с помощью языка.
Язык - _____________________________________________________
___________________________________________________________
Примеры:
Алфавит – набор основных символов, различным по их начертанию.
Естественные языки (носят национальный характер): речь и письменность.
Формальные языки (интернациональные, понятны всем).
Синтаксис – правила для образования предложений языка.
Грамматика – правила правописания.
Физическая природа знаков.
Упражнение 1.
Представьте с помощью формальных и естественных языков следующую информацию:
Информация
Естественный язык
Формальный язык
Нахождение площади треугольника.
Правила дорожного движения.
Призыв о помощи.
Таблица азбуки Морзе.
Упражнение 2.
Запишите свою ФИО с помощью азбуки Морзе.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 3.
Девочка заменила каждую букву своего имени ее номером в алфавите. Получилось 141261. Как зовут девочку?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 4.
Разбить на этапы процесс обмена информацией в следующих ситуациях:
1. Работа телеграфа.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Разговор по телефону.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Отправление письма по электронной почте.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Двоичное кодирование.
1 и 0 называются двоичными цифрами, по-английски – binary digit или сокращенно bit – бит.
Общая формула имеет вид:
N = 2 I ,
где N – количество значений информации, I – количество бит.
Упражнение 5.
Заполните таблицу:
Количество бит
Количество сообщений
Домашнее задание.
1. «Шифры замены». Каждая буква алфавита может быть заменена любым числом из соответствующего столбика кодировочной таблицы.
Какие сообщения закодированы с помощью этой таблицы?
______________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4: Кодирование информации.
Кодирование текстовой информации.
Упражнение 1.
Подсчитаем примерное достаточное количество символов и по формуле вычислим необходимое количество бит.
___________________________________________________________
Группа из 8 битов получила специальное название – 1 байт.
8 бит = 1 байт
С помощью 1 байта можно закодировать 256 различных символов.
Кодирование графической информации.
Для кодирования графической информации используются два приема.
Домашнее задание.
1. «Шифр Цезаря». Этот шифр реализует следующее преобразование текста: каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой в алфавите, который считается написанным по кругу. Используя этот шифр, зафиксируйте слова ИНФОРМАЦИЯ, КОМПЬЮТЕР, ЧЕЛОВЕК.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Расшифруйте слово НУЛТХСЕУТЧЛВ закодированное с помощью «Шифра Цезаря».
___________________________________________________________
3. «Шифр Виженера». Этот шифр представляет «Шифр Цезаря» с переменной величиной сдвига. Величину сдвига задают ключевым словом.
Например, слово ВАЗА означает следующую последовательность сдвигов букв исходного текста: 31913191 и т.д. Используя в качестве ключевого слова ВАГОН, закодируйте слова: АЛГОРИТМ, ПРАВИЛА, ИНФОРМАЦИЯ.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Придумайте свой способ кодирования информации.
______________________________________________________________________________________________________________________
Тема 5: Вероятностный подход к определению количества информации.
Упражнение 1.
Определите количество информации в следующих сообщениях с позиции «много» или «мало».
1. Столица России – Москва. __________________________________
2. Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы. ___________
3. Дифракцией света называется совокупность явлений, которые обусловлены волной природой света и наблюдаются при его распространении в среде с резко выраженной оптической неоднородностью.___________________________________________
4. Эйфелева башня имеет высоту 300 метров и вес 9000 тонн. ______
Сообщение несет больше информации, если в нем содержится новые и понятные сведения. Такое сообщение называется информативным .
Упражнение 2.
На экзамен приготовлено 30 билетов.
Чему равно количество событий, которые могут произойти при вытягивании билета? ________________________________________
Равновероятные эти события или нет? _________________________
Чему равна неопределенность знаний ученика перед тем как он вытянет билет? _____________________________________________
Во сколько раз уменьшится неопределенность знания после того как ученик билет вытянул? ___________________________________
Зависит ли этот показатель от номера вытянутого билета?
___________________________________________________________
Вывод: ____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определение 1: _____________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определение 2: _____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________
Упражнение 3.
Загадано число из интервала от 1 до 32. Угадайте это число, используя рассмотренную стратегию поиска.
Вопрос
Ответ
Неопределенность знаний
Существует формула, которая связывает между собой количество возможных событий и количество информации.
N = 2 I ,
где N – количество возможных вариантов, I – количество информации.
Если из этой формулы выразить количество информации, то получится:
I = log 2 N
Как пользоваться этими формулами для вычислений?
Если количество возможных вариантов N является целой степенью числа 2, то производить вычисления по формуле N = 2 I достаточно легко.
Если же количество возможных вариантов информации не является целой степенью числа 2, т.е. если количество информации число вещественное, то необходимо воспользоваться калькулятором или таблицей:
0 ,00000
Упражнение 4.
1. Какое количество информации будет получено при отгадывании числа из интервала:
От 1 до 64. ________________________________________________
От 1 до 20. ________________________________________________
От 1 до 61. ________________________________________________
2. Какое количество информации будет получено после первого хода в игре «крестики – нолики» на поле:
3 х 3. _____________________________________________________
4 х 4. _____________________________________________________
3. Сколько могло произойти событий, если при реализации одного из них получилось 6 бит информации?
___________________________________________________________
Неравновероятные события.
Формула нахождения неравновероятного события:
I = log 2 (1/ p ) ,
Где I – это количество информации, p – вероятность события.
Вероятность события выражается в долях единицы и вычисляется по формуле:
p = k / N ,
где k – величина, показывающая, сколько раз произошло интересующее нас событие.
N – общее число возможных исходов какого-то процесса.
№ 1. В мешке находятся 20 шаров. Из них 15 белых и 5 красных. Какое количество информации несет сообщение о том, что достали:
а) белый шар.
1. Найдем вероятность того, что достали белый шар: ___________________________________________________________
2. Найдем количество информации в сообщении о вытаскивании белого шара: ___________________________________________________________
б) красный шар.
1. Найдем вероятность того, что достали красный шар: ___________________________________________________________
2. Найдем количество информации в сообщении о вытаскивании красного шара: ___________________________________________________________
Сравните ответы:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 2. В коробке лежат кубики: 10 красных, 8 зеленых, 5 желтых, 12 синих. Вычислите вероятность доставания кубика каждого цвета и количество информации, которое при этом будет получено.
1. Всего кубиков в коробке: ___________________________________
2. Найдем вероятности:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Найдем количество информации:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сравните количество информации.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание.
1. В магазине на восьми полках расставлены предметы, которые можно купить. Какое количество информации несет сообщение о номере полки, на которой находится интересующий нас товар? Примените игру «Угадай число» к данной ситуации и запишите ее в виде таблицы.
Вопрос
Ответ
Неопределенность знаний
Полученное количество информации
2. Вы играете в шашки и сделали первый ход. Сколько информации при этом получил ваш противник?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Ученик за четверть получил 10 пятерок, 5 четверок, 3 тройки и 2 двойки. Рассчитайте вероятность получения каждой оценки и сделайте вывод о количестве информации, которую можно получить при получении сообщения о каждой оценке.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 6: Решение задач по теме: «Вероятностный подход к определению количества информации».
Решение задач, в условии которых события являются равновероятными.
№ 1. «Вы выходите на следующей остановке?» - Спросили человека в автобусе. «Нет», - ответил он. Сколько информации содержит ответ?
______________________________________________________________________________________________________________________
№ 2. «Петя! Ты пойдешь сегодня в кино?» - спросил я друга. «Да», - ответил Петя. Сколько информации я получил?
______________________________________________________________________________________________________________________
№ 3. Сколько информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность знаний в 8 раз?
______________________________________________________________________________________________________________________
№ 4. Какой объем информации содержит сообщение, уменьшающее неопределенность в 4 раза?
______________________________________________________________________________________________________________________
№ 5. Вы подошли к светофору, когда горел желтый свет. После этого загорелся зеленый. Какое количество информации вы при этом получили?
______________________________________________________________________________________________________________________
№ 6. Группа школьников пришла в бассейн, в котором 4 дорожки для плавания. Тренер сообщил, что группа будет плавать на дорожке номер 3. Сколько информации получили школьники из этого сообщения?
______________________________________________________________________________________________________________________
№ 7. На железнодорожном вокзале 8 путей отправления поездов. Вам сообщили, что ваш поезд прибывает на 4 путь. Сколько информации вы получили?
______________________________________________________________________________________________________________________
№ 8. В коробке лежат 16 кубиков. Все кубики разного цвета. Сколько информации несет сообщение о том, что из коробки достали красный кубик?
______________________________________________________________________________________________________________________
№ 9. Была получена телеграмма: «Встречайте, вагон 7». Известно, что в составе поезда 16 вагонов. Какое количество информации было получено?
______________________________________________________________________________________________________________________
№ 10. При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до N было получено 9 бит информации. Чему равно N ?
______________________________________________________________________________________________________________________
№ 11. При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 8 бит информации. Сколько чисел содержит этот диапазон?
______________________________________________________________________________________________________________________
№ 12. Сообщение о том, что ваш друг живет на 10 этаже, несет 4 бита информации. Сколько этажей в доме?
______________________________________________________________________________________________________________________
№ 13. Сообщение о том, что Петя живет во втором подъезде, несет 3 бита информации. Сколько подъездов в доме?
______________________________________________________________________________________________________________________
№ 14. В школьной библиотеке 16 стеллажей с книгами. На каждом стеллаже 8 полок. Библиотекарь сообщил Пете, что нужная ему книга находится на 5 стеллаже на 3 сверху полке. Какое количество информации библиотекарь передал Пете?
______________________________________________________________________________________________________________________
№ 15. Загадано слово из 10 букв. Вы просите открыть пятую букву. Вам ее открыли. Сколько информации вы получили?
______________________________________________________________________________________________________________________
№ 16. В коробке лежат 6 разноцветных фломастеров. Какое количество информации содержит сообщение, что из коробки достали синий фломастер?
______________________________________________________________________________________________________________________
№ 17. Какое количество информации несет сообщение: «Встреча назначена на май»?
______________________________________________________________________________________________________________________
№ 18. Какое количество информации несет сообщение о том, что встреча назначена на 20 число?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решение задач, в условии которых события не равновероятны.
№ 1. В корзине лежат 8 черных шаров и 24 белых. Сколько информации несет сообщение о том, что достали черный шар?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 2. В коробке лежат 64 цветных карандаша. Сообщение о том, что достали белый карандаш, несет 4 бита информации. Сколько белых карандашей было в корзине?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 3. В классе 30 человек. За контрольную работу по математике получено 15 пятерок, 6 четверок, 8 троек и 1 двойка. Какое количество информации в сообщение о том, что Андреев получил пятерку?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 4. Известно, что в ящике лежат 20 шаров. Из них 10 – синих, 5 – зеленых, 4 желтых и 1 – красный. Какое количество информации несут сообщения о том, что из ящика случайным образом достали синий шар, зеленый шар, желтый шар, красный шар?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 5. За четверть ученик получил 100 оценок. Сообщение о том, что он получил пятерку, несет два бита информации. Сколько пятерок ученик получил за четверть?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 6. В ящике лежат перчатки (белые и черные). Среди них – 2 пары черных. Сообщение о том, что из ящика достали пару черных перчаток, несет 4 бита информации. Сколько пар белых перчаток было в ящике?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 7. Для ремонта школы использовали белую, синюю и коричневую краски. Израсходовали одинаковое количество банок белой, и синей краски. Сообщение о том, что закончилась банка белой краски, несет 2 бита информации. Синей краски израсходовали 8 банок. Сколько банок коричневой краски израсходовали на ремонт школы?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 8. В корзине лежат белые и черные шары. Среди них 18 черных шаров. Сообщение о том, что из корзины достали белый шар, несет 2 бита информации. Сколько всего в корзине шаров?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 9. На остановке останавливаются троллейбусы с разными номерами. Сообщение о том, что к остановке подошел троллейбус с №1 несет 4 бита информации. Вероятность появления на остановке троллейбуса с №2 в два раза меньше, чем вероятность появления троллейбуса с №1. Сколько информации несет сообщение о появлении на остановке троллейбуса с №2?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание.
1. В розыгрыше лотереи участвуют 64 шара. Выпал первый шар. Сколько информации содержит зрительное сообщение об этом?
______________________________________________________________________________________________________________________
2. В игре «лото» используется 50 чисел. Какое количество информации несет выпавшее число?
______________________________________________________________________________________________________________________
3. Какое количество информации несет сообщение о том, что встреча назначена на 3 июня в 18 часов?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Вы угадываете знак зодиака вашего друга. Сколько вопросов вам при этом нужно задать? Какое количество информации вы получите?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. В ящике лежат фигурки разной формы – треугольные и круглые. Треугольных фигурок в ящике 15. Сообщение о том, что из ящика достали фигуру круглой формы, несет 2 бита информации. Сколько всего фигурок было в ящике?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. В ведерке у рыбака караси и щуки. Щук в ведре 3. Зрительное сообщение о том, что из ведра достали карася, несет 1 бит информации. Сколько всего рыб поймал рыбак?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7*. Частотный словарь русского языка – словарь вероятностей (частот) появления букв в произвольном тексте – приведен ниже. Определите, какое количество информации несет каждая буква этого словаря.
Символ
Частота
Символ
Частота
Символ
Частота
Символ
Частота
0.090
0.035
0.018
0.007
Е, Е
0.072
0.028
Ы, З
0.016
Ю, Ш
0.006
А, И
0.062
0.026
Ь, Ъ, Б
0.014
Ц, Щ, Э
0.003
Т, Н
0.053
0.025
0.013
0.002
0.045
0.023
0.012
0.040
0.021
0.009
Тема 7: Алфавитный подход к измерению информации.
Обозначим мощность алфавита через N . Тогда воспользуемся формулой для нахождения количества информации их вероятностного подхода:
I = log 2 N
Для расчета количества информации по этой формуле нам необходимо найти мощность алфавита N .
Пример 1. Найти объем информации содержащейся в тексте из 3000 символов, написанном русскими буквами.
______________________________________________________________________________________________________________________
Пример 2. Найти количество информации, содержащейся в немецком тексте с 3000 символами.
Правило для измерения информации с точки зрения алфавитного подхода.
1. Найти мощность алфавита – N .
2. Найти информационный объем одного символа – I = log 2 N .
3. Найти количество символов в сообщении – K .
4. Найти информационный объем всего сообщения – K * I .
Пример 3. Найти объем текста, записанного на языке, алфавит которого содержит 128 символов и 2000 символов в сообщении.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Единицы измерения информации.
Минимальная единица измерения информации – бит . Следующая по величине единица измерения информации – байт .
1 байт = 8 бит .
Пример 4. Найти информационный объем страницы компьютерного текста, который содержит 50 строк и 40 символов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пример 5. Найти информационный объем небольшой книги в 130 страниц. Страницы взять из предыдущей задачи.
______________________________________________________________________________________________________________________
Для измерения больших объемов информации используют следующие единицы:
1 байт = 8 бит
1 Кбайт (Килобайт) = 1024 байт
1 Мбайт (Мегабайт) = 1024 Кбайт
1 Гбайт (Гигабайт) = 1024 Мбайт
1 Тбайт (Терабайт) = 1024 Гбайт
1 Пбайт (Петабайт) = 1024 Тбайт
1 Эбайт (Эксабайт) = 1024 Пбайт
1 Збайт (Зеттабайт) = 1024 Эбайт
1 Йбайт (Йотабайт) = 1024 Збайт
Примеры объемов информации:
Страница книги
Черно-белый телевизионный кадр
Цветной кадр из трех цветов
1,5 – часовой цветной художественный фильм
В 100 Мб можно уместить:
Страниц текста
Цветных слайдов высочайшего качества
Аудиозапись
Музыкальный фрагмент качества CD -стерео
Фильм высокого качества записи
Протоколы операций по банковским счетам
За 1000 лет
Прием и передача информации происходит по каналам связи. К основным характеристикам каналов связи относятся:
Максимальная скорость передачи информации по каналу связи называется пропускной способностью канала;
Надежность;
Стоимость;
Резервы развития.
В таблице приведены характеристики некоторых каналов связи:
Тип связи
Скорость передачи данных (Мбит/с)
Помехоустойчивость
Наращиваемость
Электрический кабель:
Витая пара
Коаксиальный кабель
10-100
До 10
Низкая
Высокая
Простая
Проблемная
Телефонная линия
Низкая
Без проблем
Оптические светодиоды (сверхтонкие силиконовые волокна)
10-200
Абсолютная
Без проблем
Упражнение 1. Выразите:
260 000 байт = _________________________________________Кбайт
260 000 байт = ________________________________________Мбайт
Упражнение 2. Найти x из соотношения: 16 x байт = 256 Мбайт
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание.
1. Выразите:
3 Кбайта в байтах и битах.
______________________________________________________________________________________________________________________
81920 бит в байтах и Кбайтах.
______________________________________________________________________________________________________________________
3072 Мбайта в Гбайтах и Кбайтах.
______________________________________________________________________________________________________________________
2. Мощность некоторого алфавита равна 64 символа. Каким будет объем информации в тексте, состоящем из 100 символов.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 8: Решение задач по теме «Алфавитный подход к измерению информации».
№ 1. Выразите из формул все возможные величины, и запишите название.
I = log 2 N ___________________________________________________
I т = K * I ___________________________________________________
№ 2. Сообщение записано с помощью алфавита, содержащего 8 символов. Какое количество информации несет одна буква этого алфавита?
___________________________________________________________
№ 3. Информационный объем одного символа некоторого сообщения равен 6 битам. Сколько символов входит в алфавит, с помощью которого было составлено это сообщение?
___________________________________________________________
№ 4. Информационный объем одного символа некоторого сообщения равен 5 битам. Каковы пределы (максимальное и минимальное значение) мощности алфавита, с помощью которого составлено это сообщение?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 5. Сообщение, записанное буквами из 128-символьного алфавита, содержит 30 символов. Какой объем информации оно несет?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 6. Сообщение, составленное с помощью 32-символьного алфавита, содержит 80 символов. Другое сообщение составленное с использованием 64-символьного алфавита и содержит 70 символов. Сравните объемы информации, содержащейся в сообщениях.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 7. Информационное сообщение объемом 4 Кбайта содержит 4096 символов. Сколько символов содержит алфавит, при помощи которого было записано это сообщение?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 8. Сколько килобайтов составляет сообщение из 512 символов 16-символьного алфавита?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 9. Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 256-символьного алфавита, если объем его составил 1/32 часть Мбайта?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 10. Объем сообщения, содержащего 2048символов, составил 1/512 часть Мбайт. Каков размер алфавита, с помощью которого записано сообщение?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 11. Для записи текста использовался 256-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк по 70 символов в строке. Какой объем информации содержит 5 страниц текста?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 12. Сообщение занимает 3 страницы по 25 строк. В каждой строке записано по 60 символов. Сколько символов в использованном алфавите, если все сообщение содержит 1125 байтов?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 13. Для записи сообщения использовался 64-символьный алфавит. Каждая страница содержит 30 строк. Все сообщение содержит 8775 байтов информации и занимает 6 страниц. Сколько символов в строке?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 14. Сообщение занимает 2 страницы и содержит 1/16 Кбайта информации. На каждой странице записано 256 символов. Какова мощность используемого алфавита?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 15. Пользователь вводит текст с клавиатуры со скоростью 90 знаков в минуту. Какое количество информации будет содержать текст, который он набирал 15 минут (используется компьютерный алфавит)?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 16. Пользователь вводил текст с клавиатуры 10 минут. Какова его скорость вода информации, если информационный объем полученного текста равен 1 Кбайт?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ 17. Ученик 9 класса читает текст со скоростью 250 символов в минуту. При записи текста использовался алфавит, содержащий 64 символа. Какой объем информации получит ученик, если будет непрерывно читать 20 минут?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание.
1. Мощность алфавита равна 8 символам. В сообщении 20 символов. Какой его информационный объем?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Информационный объем сообщения равен 4096 бит. Оно содержит 1024 символа. Какова мощность алфавита, с помощью которого составлено это сообщение?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Сколько килобайтов составляет сообщение, содержащее 12288 битов?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Сколько символов содержит сообщение, записанное с помощью 16-символьного алфавита, если его объем составляет 1/64 часть Мбайта.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Сообщение занимает 4 страницы по 30 строк. В каждой строке по 50 символов. Все сообщение содержит информацию в 4500 байт. Какова мощность используемого алфавита?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 10. Решение задач из ЕГЭ «Информация и ее кодирование».
1. Автоматическое устройство осуществило перекодировку информационного сообщения из 8-битной кодировки ASCII в 16-битную кодировку Unicode . При этом информационное сообщение увеличилось на 460 символов. Какова длина сообщения в байтах?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочая тетрадь предназначена в помощь учителю, работающему в 10-х классах по учебно-методическому компету для 10-х класов И.Г. Семакина и может быть использована в системе общего образования на параллели учащихся 10-х кассов средней общеобразовательной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социальная информатика
Рабочая тетрадь
- Информационные революции и информационное общество
История человечества прошла через четыре информационные революции. Четвертая революция связана с появлением и развитием микропроцессорной техники и компьютерных телекоммуникаций.
В настоящее время в цивилизованном мире происходит процесс движения к информационному обществу. Формирование информационного общества изменяет структуру экономики государств и структуру рынка труда.
Информационный кризис общества связан с тем обстоятельством, что обрушившийся на человека поток информации оказался недоступным обработке в приемлемое время.
Научно-информационные технологии помогают разрешить информационный кризис. Однако в полной мере это возможно в комплексе с другими мерами: экономическими, юридическими и др.
Задание 1
Заполните таблицу «Информационные революции»
Информационная революция | Связана с… | Временной период | Описание |
Первая | Изобретением письменности | Более 6 тысяч лет тому назад | Цивилизации, освоившие письменность развивались быстрее, достигали более высокого культурного и экономического уровня |
Задание 2
Четвертая информационная революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин «информационное общество». Опишите, по предложенной схеме, что такое «информационное общество»:
- Впервые возникло – _______________________________________________________________________________
- Определение – _______________________________________________________________________________
- Какие государства находятся в стадии развитого информационного общества – _______________________________________________________________________________
- Существующие критерии оценки полномасштабного информационного общества – _______________________________________________________________________________
Задание 3
Заполните схему «Развитый рынок информационных продуктов и услуг»
Задание 4
Опишите важнейшие этапы пути в информационное общество:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5
Опишите настоящее состояние и перспективы развития информационные и коммуникационных технологий. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6
Опишите, в чем заключатся информационный кризис, пути его преодоления. _________________________________________________________________________________________________
- Рынок информационной культуры
Целенаправленные усилия общества и государства по развитию информационной культуры населения являются обязательными при движении по пути к информационному обществу. Информационная культура – часть общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию, понимать ее полезность, достоверность и т.п.
Задание 1
Приведите примеры:
- достоверной, но необъективной информации;
- объективной, но недостоверной информации;
- полной, достоверной, но бесполезной информации;
- неактуальной информации;
- актуальной, но непонятной информации.
Существенный элемент информационной культуры – владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми – важный признак человека информационного общества.
Задание 2
Что такое «информационная культура»?
Задание 3
Как соотносится информационная культура с общечеловеческой культурой?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4
На данном этапе ваша первостепенная задача – учиться, но не просто получать определенные знания, умения и навыки, а учиться их мобилизовать при определенных обстоятельствах – учиться основным компетентностям, которые вам будут совершенно необходимы в дальнейшей жизни.
Опишите, как вы понимаете каждое из перечисленных умений, способствующих развитию операционного мышления?
- Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения поставленной цели.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Умение строить информационные модели для описания объектов и систем .
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Умение организовывать поиск информации, нужный для решения поставленной задачи.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Дисциплина и структурированность языковых средств коммуникации.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Навык своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Технические навыки взаимодействия с компьютером, в частности, умение работать клавиатурой и мышью.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5
Заполните схему «Формирование информационной культуры»
Задание 6
Что такое «информационная война»? попробуйте привести конкретные примеры ведения информационной войны.
- Особенности формирования информационного общества в России
В нашей стране формирование элементов информационного общества является задачей актуальной и чрезвычайно сложной в силу исторических обстоятельств, в которых находится Россия .
Задание 1
В 1999 году по инициативе профильных комитетов Государственной Думы была разработана Концепция формирования информационного общества в России. Запишите ее основную цель.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Запишите предпосылки перехода к информационному обществу в России, записанные в констатирующей части концепции:
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
Запишите базовые положения концепции информатизации общества.
1. Стратегическая цель – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Переход к информационному обществу – необходимое условие выхода страны из экономического кризиса – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Концепция устойчивого развития – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Пути перехода к информационному обществу – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Доступ к общественной информации – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Связь с мировым информационным сообществом – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4
Запишите особенности перехода России к информационному обществу, отмеченные в концепции.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5
Что является основой российского пути к информатизации общества?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6
Приведите известные вам примеры, с которыми вы сталкивались, отражающие наличие процесса национального движения к информационному обществу.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Проблема информационной безопасности личности, общества, государства
По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защита права личности, общества и государства на конфиденциальность.
В России в 2000 году была принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.
Задание 1
Что относится к объектам информационной безопасности РФ?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Перечислите национальные интересы РФ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
Какую информацию вы считаете конфиденциальной для государства, для вашей школы, для себя лично?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4
Сталкивались ли вы в своей жизни с проявлением информационного неравенства? Как проявляется информационное неравенство в системе школьного образования?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу необходимы меры правового регулирования вновь возникающих отношений.
Задание 1
О чем говорится в законе « О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных »?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
О чем говорится в законе « Об информации, информатизации и защите информации »?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
В 1996 году в Уголовный кодекс был внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он определил меру наказания за некоторые виды преступления. Перечислите самые распространенные виды информационного преступления:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4
Появилось ли у вас, после изучения вышеуказанного законодательства, заняться производством и распространением компьютерных вирусов? Почему «да», почему «нет».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5
С помощью справочной системы MS Word, выясните:
- можно ли установить пароль на документы, создаваемые в редакторе;
- можно ли изменять атрибуты файлов сделать их доступными только для чтения;
Задание 6
Существует определенная классификация антивирусных программ. Опишите принцип работы нижеперечисленных антивирусных программ:
- программы – детекторы – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- программы – ревизоры – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- программы – докторы – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- программы – фильтры – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- программы – вакцины – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Контрольный тест
- Информационное общество – это:
- сообщество людей, в котором информация передается от человека к человеку;
- общество людей, в котором деятельность отдельных людей и коллективов не зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию;
- общество, в котором большинство работающих людей занятии производством, хранением, переработкой, продажей информации и обменом информацией.
- Информационная культура – это:
- информационный кризис: ситуация, когда человечество не может в полной мере использовать накопленный информационный потенциал;
- потребности любого человека в получении необходимой информации;
- внедрение и развитие технической базы;
- использование знаний во всех видах человеческой деятельности;
- умение и потребность человека работать с информацией средствами новых информационных технологий.
- Информационная система – это:
- любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как совокупность разнородных объектов, объединенных для достижения определенного результата;
- персональный компьютер;
- взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, участвующих в обработке данных.
- Информационная технология – это:
- совокупность определенных действий, направленных на достижение цели;
- процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления;
- совокупность программных продуктов.
- За элементарную единицу измерения количества информации принят:
- 1 бод;
- 1 бит;
- 1 байт;
- 1 Кбайт.
- «Информационная война» - это:
- война с применением традиционных видов оружия;
- проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;
- комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство;
- столкновение с виртуальной реальностью.
- Документ, определяющий объекты информационной безопасности РФ: все виды информационных ресурсов, права на распространение и использование информации, информационные ресурсы, информационная инфраструктура, система формирования общественного сознания –
- Документ, регламентирующий юридические вопросы, связанные с авторскими правами на программные продукты и базы данных –
- Концепция формирования информационного общества;
- Доктрина информационной безопасности РФ;
- Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
- Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
- В уголовном кодексе РФ имеется раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он предусматривает наказания за:
- недостойное поведение в общественных местах;
- неправомерный доступ к компьютерной информации;
- создание, использование и распространение вредоносных программ; неправомерный доступ к компьютерной информации; умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей;
- сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни граждан.
- Наиболее острой проблемой информационного общества является проблема –
- разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;
- информационной безопасности, начиная от отдельного человека до государства;
- информационного неравенства;
- развития современных информационных технологий отечественной индустрии информации.
В данном пособии приведены все готовые ответы к рабочей тетради по информатике для 10 класс автора А.Г. Овчинниковой 2013 года издания.
Тетрадь по информатике, содержащая конспекты и поурочные тематические задания, предназначена для учащихся 10-х классов общеобразовательной школы и учителей с целью проведения уроков по курсу информатики. Учебный материал представлен в виде, удобном школьникам для изучения и усвоения. Уроки включают краткий конспект и основные понятия по каждой теме, устные и письменные задания, практические задания для выполнения на компьютере, а также домашние задания.
Упражнения, приведенные в тетради, носят рекомендательный характер. Учитель вправе определять последовательность выполнения заданий. Количество заданий в предложенных уроках может быть сокращено или дополнено учителем по его усмотрению.
Тетрадь может использоваться в качестве дополнительного учебного пособия для работы учащихся на уроках информатики под руководством учителя, а также для самостоятельной работы учащихся.
Календарно-тематическое планирование уроков соответствует «Учебной программе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Информатика, У1-Х1 классы» (Минск, 2009). Рабочая тетрадь содержит уроки по темам:
- 1. Повторение (1ч).
- 2. Хранение информации (2 ч).
- 3. Цифровые устройства для обработки информации (2ч).
- 4. Основы алгоритмизации и программирования (8 ч).
- 5. Информационные модели (4 ч).
- 6. Обработка информации в электронных таблицах (12 ч).
- 7. Компьютерные коммуникации и Интернет (3 ч).
Контрольная работа (урок 30) в тетрадь не включена. Знаком (*) отмечены задания повышенной сложности и некоторые домашние задания, которые учащиеся могут выполнить при наличии дома компьютера.
Данное пособие рассчитано на наличие в кабинете информатики ГВМ-совместимых компьютеров, а также программного обеспечения: операционной системы, программы WinRar, системы программирования Pascal ABC, пакета MicrosoftOffice. При изучении темы «Компьютерные коммуникации и Интернет» необходимо подключение компьютерного класса к сети Интернет.