Влияние мультипликационных и художественных фильмов. Возрастная психология

27.05.2021

Игра и когнитивное развитие в раннем возрасте

Влияние родителей на успехи детей в школе в младшем школьном возрасте

Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка

Мотивы учения младшего школьника и их роль в успешности школьного обучения

Список литературы

1. Влияние на поведение детей младшего школьного возраста мультипликационных и художественных фильмов

Современное образование исторически складывалось как система передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира. Ребенок в такой образовательной системе выступает в основном как субъект познания, который осознает мир через логическое освоение путем понимания, превращения фактов познания в смысловые категории, понятия, лишенные экспрессивных красок и эмоциональной нагрузки. Вместе с тем на формирование ребенка большое влияние оказывают средства массовой информации, мультипликационные и художественные фильмы, сказки, детская литература, компьютерные игры. Дети, забывая обо всем, целыми днями готовы просиживать у телевизора или компьютера. Средства массовой коммуникации не только развлекают, но и формируют различные модели поведения, культивируют те или иные ценностные установки, ориентируют на определенные жизненные цели.

,%20%d0%b8%d1%81%d0%bf%d0%be%d0%bb%d1%8c%d0%b7%d1%83%d0%b5%d0%bc%d0%b0%d1%8f%20%d0%b2%20%d0%bc%d1%83%d0%bb%d1%8c%d1%82%d1%84%d0%b8%d0%bb%d1%8c%d0%bc%d0%b0%d1%85,%20%d0%b2%d0%b2%d0%be%d0%b4%d0%b8%d1%82%20%d0%b2%20%d1%81%d0%be%d1%81%d1%82%d0%be%d1%8f%d0%bd%d0%b8%d0%b5%20%d1%8d%d0%b9%d1%84%d0%be%d1%80%d0%b8%d0%b8%20%d0%b8%20%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%b3%d0%be%d1%82%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b8%d0%b2%d0%b0%d0%b5%d1%82%20%d0%b7%d1%80%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8f%20%d0%ba%20%d0%be%d1%81%d0%be%d0%b1%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d1%8d%d0%bc%d0%be%d1%86%d0%b8%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%bc%d1%83%20%d1%81%d0%be%d1%81%d1%82%d0%be%d1%8f%d0%bd%d0%b8%d1%8e.%20%d0%93%d0%be%d0%bb%d0%be%d1%81%d0%b0%20%d0%bf%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%b9,%20%d0%b4%d1%83%d0%b1%d0%bb%d0%b8%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5%20%d0%b2%d0%b7%d1%80%d0%be%d1%81%d0%bb%d1%8b%d0%bc%d0%b8,%20%d0%b3%d0%be%d0%b2%d0%be%d1%80%d1%8f%d1%82%20%d0%be%d1%81%d0%be%d0%b1%d1%8b%d0%bc%20%d1%82%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%bc,%20%d1%84%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d1%86%d0%b5%d1%82%d0%be%d0%bc,%20%d0%b8%d0%bc%d0%b8%d1%82%d0%b8%d1%80%d1%83%d1%8f%20%d0%b4%d0%b5%d1%82%d0%b5%d0%b9.%20%d0%93%d0%be%d0%bb%d0%be%d1%81%d0%b0%20%d0%b7%d0%b2%d1%83%d1%87%d0%b0%d1%82%20%d1%84%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d1%88%d0%b8%d0%b2%d0%be%20%d0%b8%20%d0%bd%d0%b5%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be.%20%d0%93%d0%bb%d0%b0%d0%b7%d0%b0%20%d0%b3%d0%b5%d1%80%d0%be%d0%b5%d0%b2%20%d0%b1%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%88%d0%b8%d0%b5,%20%d0%b2%d1%8b%d1%82%d0%b0%d1%80%d0%b0%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5,%20%d0%b2%20%d0%b7%d1%80%d0%b0%d1%87%d0%ba%d0%b0%d1%85%20%d0%b8%d1%81%d0%ba%d1%80%d1%8f%d1%82%d1%81%d1%8f%20%d0%b7%d0%b2%d0%b5%d0%b7%d0%b4%d0%be%d1%87%d0%ba%d0%b8.%20%d0%ad%d1%82%d0%be%20%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d0%b0%d0%b5%d1%82%20%d0%bf%d0%b5%d1%80%d1%81%d0%be%d0%bd%d0%b0%d0%b6%20%d0%be%d1%87%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%bc,%20%d0%be%d1%82%d0%ba%d1%80%d1%8b%d1%82%d1%8b%d0%bc%20%d0%b2%d1%81%d0%b5%d0%bc%d1%83%20%d0%bc%d0%b8%d1%80%d1%83.%20%d0%9d%d0%b0%20%d1%81%d0%b0%d0%bc%d0%be%d0%bc%20%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d0%b5%20-%20%d0%b3%d0%bb%d0%b0%d0%b7%d0%b0%20%d0%bd%d0%b5%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%b2%d0%b8%d0%b6%d0%bd%d1%8b.%20%d0%ad%d1%82%d0%b0%20%d0%bd%d0%b5%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%b2%d0%b8%d0%b6%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c%20%d0%b3%d0%b8%d0%bf%d0%bd%d0%be%d1%82%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%20%d0%b7%d0%b0%d1%85%d0%b2%d0%b0%d1%82%d1%8b%d0%b2%d0%b0%d0%b5%d1%82.">Итальянский психолог Л. Лорензини исследовала влияние мультфильма на ребенка. Она обнаружила, что веселая музыка , используемая в мультфильмах, вводит в состояние эйфории и подготавливает зрителя к особому эмоциональному состоянию. Голоса персонажей, дублированные взрослыми, говорят особым тоном, фальцетом, имитируя детей. Голоса звучат фальшиво и неестественно. Глаза героев большие, вытаращенные, в зрачках искрятся звездочки. Это делает персонаж очаровательным, открытым всему миру. На самом деле - глаза неподвижны. Эта неподвижность гипнотически захватывает.

Персонажи мультфильмов различны. Все они могут быть классифицированы по следующим категориям:

Очеловеченные животные (волшебная пчелка, мышка и т.д.), имеющие искаженные чувства, но не отражающие чувств человека.

Персонажи женского рода (Кенди, Шарлотты, Изабеллы, принцесса Дзафирро и т.д.) - живые и легкие по своему характеру. Но они находятся рядом с больным героем, которого надо лечить и любить. Они вынуждены приносить себя в жертву. В мультфильме постоянно подчеркиваются неудачи: непосредственность наказана, любовь приходит к концу, родители умирают, сердечный друг предает... Ты можешь добиться счастья, если принесешь себя в жертву. Абсолютный альтруизм - вот что является правилом, которое необходимо уважать согласно этим фильмам.

. "Ненастоящие" люди. Такие персонажи, как Гибернелло, принцесса Аврора, Лулу, Салли, Бен и др. являются людьми лишь частично: у кого-то в теле одна часть механическая, кто-то является родственником инопланетян, у кого-то под обыкновенной кожей шкура чудовища и т.д. Все они наделены странными способностями. В той части, где они люди, они уязвимы. Там же, где они представляют нечто другое, они непобедимы. Именно эти свойства позволяют им спасать себя и друзей в опасных ситуациях. Ребенок восхищен таким персонажем, он завидует ему, он сожалеет, что является всего лишь человеком и не может сделать нечто великое.

Механические монстры, роботы, супергерои, победить которых просто невозможно. Их задача состоит в спасении от вторжения из Галактики. Человек преклоняется перед Великим Роботом, который побеждает врага. Победа достается ему не благодаря уму, хитрости, доброте или тому, что является человеческим даром. Он побеждает лишь потому, что находится на другой ступени техницизма. Ребенок обязан отрицать свою собственную внутреннюю силу, он должен подстраиваться под общий стандарт, уважая как абсолютного вождя кого-то чуждого, внеземного. Ребенок переживает процесс, когда он как бы предает свое внутреннее, естественное "Я".

Здоровый ребенок захвачен мультипликацией благодаря естественному любопытству. Роботизированный ребенок осуществляет контакт с чем-то таким, что идентично тому, что находится внутри его самого, но, когда мультфильм заканчивается, ребенок чувствует себя опустошенным. Символы на экране как бы впитали в себя его эмоции, а что касается энергии ребенка, то она ушла впустую, в пустой символ. Эффект бесполезности такого фильма можно подтвердить тем, как в дальнейшем в игре ребенок начинает подражать своему любимому персонажу. Такая игра носит стереотипный характер, в ней нет творческой новизны, свойственной здоровой игре. Взрослый может вмешаться в этот процесс, помогая ребенку выявить несоответствие видео- и аудиоряда эмоциональным проявлениям героев, показывая однобокость сюжетов и характеров. Л. Лоринзелли рассказывает о том, как ей удалось сокрушить миф известной, нашумевшей мультипликационной героини - красивой, благородной, сладкой, но такой несчастной девочки Кенди. Она показала детям, присутствующим на просмотре, что то, что они видели, - не красота, а глупость, что поведение героини фальшиво и стало единственным источником ее бед и несчастий. Дети прекрасно это поняли.

Мультфильмы неслучайно любимы детьми самого разного возраста. Яркие, зрелищные, образные, с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультики, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у малыша первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

Но мультфильмы бывают разные - есть добрые, без крови и насилия, в которых поются песни о дружбе. А есть и такие, сюжет которых полностью построен на драках, сражениях, перестрелках, убийствах.

Главные герои американских мультфильмов агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, "смакуются". Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.

Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не шлёпает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Можно выделить еще ряд признаков, которые присущи практически всем американским мультипликационным фильмам. Почти всю информацию ребенок воспринимает в виде образов. И самым главным является образ женщины, девушки, девочки. Глядя на мультипликационных героинь, девочки впитывают стереотипы будущего поведения, а у мальчиков формируется матрица, к которой они будут бессознательно стремиться при выборе спутницы жизни, матери своих будущих детей. И речь идет не столько о внешности, сколько о душевных

Роль художественной литературы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Влияние мультипликационных фильмов на развитие детей дошкольного возраста. Проведение исследования влияния художественной литературы и фильмов на развитие детей дошкольного возраста. Цель работы: подтвердить или опровергнуть значимость применения художественной литературы фильмов в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение

Существует мнение, что на основании фактов, полученных в результате наблюдений за малышами в процессе чтения художественной литературы, просмотра кинофильмов и др., можно разобраться в детской психологии. Правомерны ли такие суждения? Будут ли равнозначны факты, добытые в процессе жизненного опыта человека, и факты, полученные в результате исследований психологов?

Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольников. Данный вопрос был всесторонне изучен отечественными и зарубежными педагогами, психологами, лингвистами (К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, C. А. Рубинштейн, В. С. Мухина, и другие). Наряду со сказочными героями постепенно в информационно-познавательный мир малышей проникли анимационные герои фильмов и мультфильмов. Дошкольники нередко заимствуют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими чертами. Современные дошкольники сталкиваются со сказочными героями на страницах книг, на телевизионных экранах при просмотре художественных фильмов и, чаще всего, мультипликационных фильмов.

Цель работы: подтвердить или опровергнуть значимость применения художественной литературы, фильмов в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Задачи работы:

1. Провести анализ исследований педагогов, психологов, лингвистов на тему «Роль художественной литературы и фильмов в воспитании и обучении детей дошкольного возраста».

2. Провести практическое исследование задачи.

3. Проанализировать результаты проведенного исследования и сделать выводы.

1. Роль художественной литературы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку мир человеческих взаимоотношений и чувств, жизнь общества и природы. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература должна сопровождать человека с первых лет его жизни.

Знакомство с художественной литературой должна происходить с использованием литературных произведений разных жанров. Необходимо не только учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, обращать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, интересные эпитеты и сравнения).

В сложившихся современных условиях книга почти лишилась прежнего значения у родителей, а телевидение активно вытесняет её из детской жизни.

Преподаватели начальных классов школы отмечают, что зачастую маленькие ученики не очень любят стихи, проявляют слабую заинтересованность к художественной литературе. Объяснения этому надо искать в детском саду .

Ознакомление детей дошкольного возраста с детской художественной литературой будет способствовать развитию разных сторон речи детей при следующих условиях:

  1. правильно подобранная художественная литература в соответствии с возрастом и интересами ребёнка.
  2. целенаправленное использование художественной литературы в разных видах деятельности.
  3. правильная организация совместной работы с родителями.

К выбору литературных произведений для дошкольников необходимо подходить тщательно. Проблема отбора литературных произведений для детского чтения - одна из самых важных и сложных проблем педагогики. Издавна велись и до сих пор не прекращаются споры о том, что предпочтительнее читать детям и как определять круг детского чтения: какие темы и жанры должны занимать главенствующее положение, какова специфика влияния детской книги на личность ребёнка; допустим ли психологизм в детской книге; какое количество литературных произведений должен узнать ребёнок на протяжении дошкольного возраста; что представляет собой детская «начитанность», что должно войти в круг обязательного чтения дошкольника и др. .

Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование читательского опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. Интерес к книге, появившийся в ранние годы, помогает ребёнку в дальнейшем, когда он осваивает самостоятельное чтение, преодолевает все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового.

Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Это подтверждает, что путём правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.

Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том, что средством выражения художественного содержания является неповторимый языковой образ, к которому малыш тянется бессознательно, привлечённый его красотой, необычайностью. Это побуждает ребёнка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становится достоянием. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму .

Детская литература сегодня богата по составу и содержанию. В нашей стране для детей издаются произведения устного творчества народов разных стран; произведения русской и зарубежной классики; детские книги современных отечественных и иностранных авторов. Полностью охватить всё это богатство невозможно. Путеводными нитями являются разработанные в педагогической науке принципы, которые помогают избежать субъективности, позволяют дать объективную оценку книгам с точки зрения их содержания и художественных достоинств.

Поэтому при отборе литературных произведений необходимо видеть, какую позитивную концепцию выдвигает автор. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и др. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, без излишнего дидактизма формируют у ребёнка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.

Обращаясь в своих произведениях к детям, писатели дают им систему нравственных ориентиров в сложном, многообразном мире (Л.Н.Толстой. «Котёнок», «Филиппок»; К.Чуковский « Мойдодыр»; С.Маршак « Рассказ о неизвестном герое »; А.Барто « Игрушки » и др.).

Носителем духовной культуры народа является также классическая литература. Чтение ребёнку произведений А.С.Пушкина, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.М.Пришвина и других русских писателей─ обязательное условие для его духовного становления .

К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его « в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа » . Такой литературой, приобщающей ребёнка духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всем его многообразии: потешки, пестушки, загадки, cчиталки, перевёртыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. Фольклор формирует у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувство родного языка. Произведения русского фольклора, начиная с колыбельных песенок, потешек и заканчивая сказками, пословицами, дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…», cказки «Царевна─ лягушка»),трудолюбия, доброты (« Хаврошечка », «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка » и др.), дружбы, теплоты в отношениях, взаимопомощи («Репка, «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса » и др).

2. Влияние мультипликационных фильмов на развитие детей дошкольного возраста.

Современная мультипликация имеет ряд следующих особенностей: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил; анимизм (одушевление неодушевленных предметов, наделение животных и растений человеческими способностями) .

Влияние мультипликационных фильмов на дошкольников можно объяснить действием психологических механизмов: заражение, внушение и подражание.

Заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому . В отношении дошкольников герои мультфильмов могут выступать как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Мультипликационный фильм способствует погружению ребенка в особое эмоциональное состояние, дает возможность эмоционально контактировать с персонажами, в чем ребёнок в силу своего возраста остро нуждается.

Внушение – воздействие на человека, вербальными или невербальными средствами, которые вызывают определенные состояния, создают некоторые ощущения, формируют представления. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Его образность и яркость усиливает внушение, поскольку отвечает потребностям дошкольника.

Следующий механизм – подражание. Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу. У дошкольника подражание чрезвычайно развито, поскольку в этом периоде через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим дошкольники подражают поведению героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как правильное и естественное .

Мухина В.С. отмечает: «Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются на отрицательный эталон в поведении. В своих реальных поступках они ведут себя в соответствии с социальными ожиданиями, но при этом часто эмоционально идентифицируются с людьми (или с персонажами), для которых характерны отрицательные формы поведения» .

В целом, можно отметить, что мультипликационные фильмы формируют у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение .

"Чебурашка и крокодил Гена" (1969-1983), «Крошка Енот» (1974), "Бюро находок"(1982), «Смурфы» (1981-1990, Бельгия, США), «Приключение Лунтика и его друзей» (2006, Россия), «Вэлиант. Пернатый спецназ» (2005, США) - умение дружить, альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь, взаимовыручка.

«Трое из Простоквашино" (1980), «Приключение домовенка Кузи»(1982), – дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность.

"Золушка"(1979) – трудолюбие, терпимость, обретение любимого человека, друга.

"Мама для мамонтенка"(1981), «В поисках Немо» (2003 США, Австралия) – любовь к родителям и детям, ценность семьи.

Однако сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: драки, смерть, убийство, криминальные разборки. Например: «Трансформеры», «Человек – паук», «Супермен», «Черепашки Ниндзя». Главные герои таких мультфильмов агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. Девиантное поведение героев мультфильма никем не наказывается. В итоге, у дошкольника закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами. В подобных мультфильмах распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью . Эффект систематического просмотра подобных мультфильмов проявляется в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости ребенка. Так же иногда спользуются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков .

3. Проведение исследования влияния художественной литературы и фильмов на развитие детей дошкольного возраста.

Исследования ученых показали, что чтение художественной литературы и просмотр мультфильмов имеет значительное влияния на развитие дошкольника. Проведем исследование для того, чтобы доказать либо опровергнуть данную гипотезу.

Мы опросили старшую группу детского сада – 10 детей. Первым вопросом было выяснить предпочтения детей между чтением книги и просмотром мультфильма. 6 из 10 детей захотели посмотреть мультфильм, остальные 4 – сказали, что хотели бы и посмотреть мультфильм, и прочитать новую книгу.

Следующим вопросом был вопрос о любимом литературном или киногерое. Любимых мультипликационных героев назвало 7 человек, двое назвали литературных героев, 1 – затруднился ответить.

Третьим вопросом был вопрос, затрагивающий периодичность чтения литературных произведений и просмотр мультфильмов. Все дети единогласно ответили, что мультфильмы смотрят каждый день. По поводу книг – не было однозначного ответа. 3 человека читают литературные произведения с родителями каждый день, 4 – по выходным. Оставшиеся 3 человека ответили, что редко читают. Заключительным вопросом был вопрос о морально-этических качествах детей. Мы попросили ребят выбрать из списка качеств, именно те, которыми должен обладать каждый. На первом месте оказались дружелюбие, доброта, физическая сила (как выяснилось, это качество дети нередко относят к качеству характера).

На основе проведенного исследования делаем вывод, что художественная литература и мультфильмы делают огромный вклад в развитие будущих школьников, это закладывает в детях основы морально-этических понятий, учит детей социализации, адаптации в обществе.

Отметим, что просмотр мультфильмов отодвинул на второй план чтение литературы, что негативно сказывается на познавательной деятельности дошкольников. Дети не хотят задумываться над литературными произведениями, предпочитая им просмотр мультфильмов. Для этого мы предлагаем составить специальную образовательную программу для детей дошкольного возраста, которая будет включать в большей части детские литературные произведения, которые направлены на развитие познавательной активности детей, а также проводить игры с этой же целью.

Например, игра « Хорошо – плохо»

В этой игре предмет, который показывает воспитатель, нужно рассмотреть с разных точек зрения. Нужно найти его положительные стороны и отрицательные. Все рассматривают игрушку- грузовик.

Сначала выделяются положительные качества: можно перевозить грузы; хорошо вращаются колеса. Затем выделяются отрицательные качества: грузовик не заводится, кузов не поднимается; и т. д.

Можно использовать сюжетно-ролевые игры. Напимер, игра"Интервью". При помощи считалки выбирается "журналист", остальные играющие распределяют между собой роли. "Журналист" в это время находится в другой комнате и не видит, кто какой образ себе выбрал. Затем ведущий объясняет ребятишкам правила игры:

"Представьте, что в сказочную страну прибыл журналист и пытается взять интервью у ее обитателей. Чтобы определить, кто есть кто, журналист намерен задавать всем очень хитрые вопросы или просить их исполнить какое-либо его задание".

Но учтите, что по ходу действия спрашивать напрямую "Ты кто?" "журналист" не может. "Жители" же страны, пока он общается с кем-то, должны жить своей обычной жизнью: кто-то кого-то догонять ("волк" "козлят"), кто-то над чем-то колдовать ("Яга" и "фея"). При этом плохие персонажи должны по возможности скрывать свою настоящую сущность.

Также мы рекомендуем читать с ребенком произведения с открытым концом или читать ребенку произведения не до конца, предлагая ему предположить или придумать вероятное окончание сюжета. После того, как малыш предложит свою версию, дочитать произведение до конца и обсудить предложенные версии.

Заключение

В ходе работы была доказана гипотеза о влиянии художественной литературы и мультфильмов на всестороннее развитие дошкольников. Доказано, что художественная литература и правильно подобранные мультфильмы способствует развитию внимания, познавательной деятельности, развитию моральных и нравственных качеств ребенка.

Практическое исследование показало, что просмотр мультфильмов отодвинул на второй план чтение литературы, что отрицательно сказалось на развитии интереса к обучению и познанию у детей. Для устранения этого последствия предложен комплекс игр и мероприятий, направленных на активизацию внимания и познавательной деятельности у дошкольников. Выявлено, что мультфильм является одним из значимых факторов влияния на ребенка дошкольного возраста, поэтому родителям необходимо ответственно подходить к вопросу выбора соответствующих произведений к просмотру для ребенка.

Список использованных источников

  1. Гамезо М. В. Курс общей, возрастной и педагогической психологии.– М.: Просвещение, 2005 – с. 190.
  2. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие. / Под ред. Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев, А. П. Николаичева. 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2003. – 240 с.
  3. Мухина В. С. Детская психология [Текст] 3-е изд. дораб / В. С. Мухина – Москва, 2005. – 272 с.
  4. Соколова М.В. Персонажи современных мультфильмов в играх и игрушках детей [Текст]/ Соколова М.В // Психологическая наука и образование. 2011. №2. – C. 68–74
  5. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду – М.: Сфера, 2008–56 с.
  6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. 2-е изд. Дораб. – М.: Просвещение, 2001. – 657 с.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11422. Влияние родительских отношений на развитие и преодоление страхов у детей дошкольного возраста 179.59 KB
Мы предполагаем что особенности стилей детско родительских отношений являются одной из причин развитие страхов у детей старшего дошкольного возраста поэтому своевременная коррекция будет способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников. Одни ученые считают что страх и тревога это одно и тоже понятие объединяя их по присутствию чувства беспокойства восприятия угрозы и отсутствию чувства безопасности...
20034. Влияние стиля общения воспитателя с детьми на развитие речи детей дошкольного возраста 39.5 KB
Столетовых Педагогический институт Факультет дошкольного и начального образования Кафедра дошкольного образования Контрольная работа по дисциплине Теория и методика развития речи на тему: Влияние стиля общения воспитателя с детьми на развитие речи детей дошкольного возраста Выполнила: студентка 2 курса группы ЗДОс– 112 заочной формы обучения факультета ДиНО Рябова З. Понятие и стили педагогического общения 2. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это...
18935. Развитие мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР 111.06 KB
Теоретические основы развития мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Понятие классификация ЗПР. Особенности мышления детей дошкольного возраста с ЗПР Развитие мышления детей дошкольного возраста с ЗПР. Поддъякова в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование мыслительных способностей детей - начальных форм абстракции обобщения умозаключения.
9752. Развитие музыкально-слуховых представлений у детей дошкольного возраста 30.28 KB
В настоящее время можно считать общепризнанным что человек живет больше в мире чувств нежели в мире разума; на этом сходятся как педагоги и психологи так и представители других гуманитарных отраслей знания. Музыка закрепляет в гармоничных сочетаниях звуков душевные движения людей в которых как в древности так и в наши дни наиболее полно выражается отношение человека к окружающему его миру. Так же как в живописи изображение на полотне обретает вечную жизнь так и музыкальное выражение чувств и эмоций пережитого человеком опыта...
20589. Влияние компьютерных игр жестокого характера на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста 71.64 KB
Компьютерные игры жестокого характера. В такие моменты дети имеют уже навыки работы с компьютерной техникой и самостоятельно могут устанавливать программы в том числе и игры. Игры могут быть абсолютно различными по сюжету и содержанию соответственно и влияют на детей совершенно различно. Сначала ребёнок учиться работать за компьютером через игры а затем его постепенно необходимо направлять только на учебную работу т.
4971. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ 35.73 KB
Технология ТРИЗ технология развития творчества. Методы ТРИЗ их характеристика. Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения
18089. Разработка эффективной программы, направленной на развитие толерантности у детей дошкольного возраста 316.98 KB
Особый интерес толерантность вызывает как некий регуляторный механизм взаимоотношений в социуме начиная с детского возраста что объясняется преобразованиями в политической экономической и культурной жизни Казахстана. Третьи пытаются аккуратно исследовать и понять что же это за явление в нашей жизни и как можно быстрее сформировать и развить эту самую толерантность. Нами видится что одним из наиболее эффективных средств развития толерантности дошкольников является художественное творчество которое в психологии обозначается термином...
4968. Влияние анимационных фильмов на детей 50.47 KB
Актуальность проблемы влияния анимационных фильмов на детей. Всестороннее влияние анимационных фильмов на личностное и психологическое развитие детей. Последствия влияния анимационных фильмов на воспитание и поведение детей на формирование их личностных качеств и психических процессов...
19061. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЛЕПКЕ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ 344.26 KB
Теоретические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством лепки. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством лепки 13 Вывод по первой главе.
5013. Влияние семейных конфликтов на развитие агрессии у детей младшего школьного возраста 45.05 KB
Интересен вопрос об истоках агрессии у молодежи. Бютнер пишет о том, что за страхами и агрессией у детей стоит, как правило, конфликт в мире межличностных отношений. Основой межличностных отношений у детей обычно является семья. Таким образом, основным источником любого чувства и эмоции, в том числе и агрессии.

Современная мультипликация имеет ряд следующих особенностей: яркость и образность; краткость и динамичность смены образов; присутствие реального и фантастического, добрых и злых сил; анимизм (одушевление неодушевленных предметов, наделение животных и растений человеческими способностями) .

Влияние мультипликационных фильмов на дошкольников можно объяснить действием психологических механизмов: заражение, внушение и подражание.

Заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому . В отношении дошкольников герои мультфильмов могут выступать как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Мультипликационный фильм способствует погружению ребенка в особое эмоциональное состояние, дает возможность эмоционально контактировать с персонажами, в чем ребёнок в силу своего возраста остро нуждается.

Внушение - воздействие на человека, вербальными или невербальными средствами, которые вызывают определенные состояния, создают некоторые ощущения, формируют представления. Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций. Его образность и яркость усиливает внушение, поскольку отвечает потребностям дошкольника.

Следующий механизм - подражание. Подражание - это следование какому-либо примеру, образцу. У дошкольника подражание чрезвычайно развито, поскольку в этом периоде через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. В связи с этим дошкольники подражают поведению героев мультфильмов и используют способы разрешения ситуаций, демонстрируемые в мультфильмах. Причем поведение героев мультфильма воспринимается как правильное и естественное .

Мухина В.С. отмечает: "Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются на отрицательный эталон в поведении. В своих реальных поступках они ведут себя в соответствии с социальными ожиданиями, но при этом часто эмоционально идентифицируются с людьми (или с персонажами), для которых характерны отрицательные формы поведения" .

"Чебурашка и крокодил Гена" (1969-1983), "Крошка Енот" (1974), "Бюро находок"(1982), "Смурфы" (1981-1990, Бельгия, США), "Приключение Лунтика и его друзей" (2006, Россия), "Вэлиант. Пернатый спецназ" (2005, США) - умение дружить, альтруизм, уважение и любовь к ближним, взаимопомощь, взаимовыручка.

"Трое из Простоквашино" (1980), "Приключение домовенка Кузи"(1982), - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность.

"Золушка"(1979) - трудолюбие, терпимость, обретение любимого человека, друга.

"Мама для мамонтенка"(1981), "В поисках Немо" (2003 США, Австралия) - любовь к родителям и детям, ценность семьи.

Однако сюжеты современных мультфильмов часто содержат совершенно недетские составляющие: драки, смерть, убийство, криминальные разборки. Например: "Трансформеры", "Человек - паук", "Супермен", "Черепашки Ниндзя". Главные герои таких мультфильмов агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются. Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни. Девиантное поведение героев мультфильма никем не наказывается. В итоге, у дошкольника закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами. В подобных мультфильмах распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью . Эффект систематического просмотра подобных мультфильмов проявляется в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости ребенка. Так же иногда спользуются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. По мнению В.С. Мухиной, для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные - наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков .

Попкова Яна Сергеевна

Студентка 3 курса бакалавриата

по направлению: психолого-педагогическое образование

ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ

Ключевые слова: младший школьник, информационное пространство,

мультипликационные фильмы, язык мультипликации.

В современном обществе младший школьник активно вовлечен в окружающее его информационное пространство. В связи с этим все более актуальным становится вопрос защиты детей от негативного влияния информации посредством развития у них критического мышления. Рассмотрены некоторые аспекты влияния мультипликационных фильмов на развитие детей данного возраста.

Масштабы влияния медиа на различные сферы жизни людей возрастают с каждым днем. В современном информационном обществе нам приходится иметь дело с большими потоками информации, которые, несомненно, влияют на нас определенным образом. Человек с раннего детства вовлечен в информационное пространство. К моменту поступления в школу ребенок уже знаком с различными медиа: визуальными (фото, печать), аудиальными (звуковыми), аудиовизуальными (кино, видео, телевидением). В зависимости от возраста дети отдают предпочтение различным его видам. Так, пресса почти не востребована в дошкольном и младшем школьном возрасте, дети только учатся читать, и этот процесс для них все еще можно рассматривать как раскодирование букв и слогов, а не как способ полноценного восприятия информации, чего нельзя сказать о телевидении, видео, кино. Особое место в репертуаре детей занимают мультипликационные фильмы.

К сожалению, современные мультипликаторы, стремясь расширить зрительскую аудиторию, очень мало внимания уделяют художественно-нравственной стороне содержания, зачастую ограничиваясь лишь

увлекательным сюжетом. Мультипликация сегодня стала все более коммерциализироваться.

Все чаще стали появляться мультфильмы, предназначенные для семейного просмотра («Шрэк 1, 2, 3»; «Кот в сапогах», «Красная шапочка против зла» и множество других), включающие в себя шутки и подтекст для взрослых. Однако мультфильм может и должен содержать в себе не только развлекательные моменты, но и очень важное для детей поучительное содержание. Неконтролируемое «бездумное» поглощение информации детьми, в силу еще недостаточной сформированности у них психических процессов, может привести к весьма негативным последствиям. Рассмотрим некоторые из них.

Влияние мультипликации на развитие детей проявляется по различным направлениям: общее психическое развитие (развитие познавательных процессов, моторное, развитие речи); заимствование образцов и моделей поведения и воплощаемых в них систем ценностей, взглядов; формирование интересов и склонностей.

У детей, которые с раннего детства смотрят телевизор более часа в день, снижается уровень наглядно-образного мышления и уменьшается объем памяти. В результате интерес детей к предметам, фактам и событиям становится поверхностным, речь примитивной. Просмотр телевизионных передач, видео и кино все чаще начинает заменять такие характерные для детей младшего школьного возраста виды деятельности, как общение со сверстниками, игру, чтение. Подражая героям мультфильмов, учащиеся младшего школьного возраста в своей речи начинают употреблять так называемые «крутые» слова: кретин, безмозглый, тупица, болван, недоумок, больной, используя их в качестве обращений и личностных характеристик. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой все эти слова определены как просторечные, а многие из них отмечены как бранные, жаргонные .

Формирование представлений о языковой норме и речевой культуре происходит на основе устной речи, образцом которой становится язык мультипликации. «Ребенок еще не умеет отличить вымысел от реальности. Для него все герои абсолютно живые и настоящие. И именно их он будет копировать в своем поведении, интонациях, играх» .

Развитие воли, стремление добиться поставленной задачи нарушено, потому что, сидя перед экраном, ребенок не совершает активных действий. Любые творческие позывы не стимулируются, а подавляются. Ничего не делая, ребенок приучается получать удовольствия или испытывать яркие эмоции. Дети привыкают к пассивным видам деятельности, что может в отдаленном будущем вызвать тягу к более опасным развлечениям. Это подтверждается различными исследованиями. А. Л. Венгер и Г. А. Цукерман в ходе психологических обследований младших школьников выявили, что «поток аудиовизуальной информации, не требующий сосредоточенности и умственных усилий, чаще всего воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь, и ребенок начинает ее воспринимать так же.

И уже сосредоточиться над выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее. Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. Он с трудом включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной умственной деятельности не происходит развитие нервных связей, памяти, ассоциаций» .

Психологические механизмы мультипликации как вида искусства особенно воздействуют на сознание ребенка. Герои мультфильмов могут выступать как носители определенного эмоционального состояния или поведения. Для детей в определенной мере важны идеально позитивные как художественные, так и реальные модели поведения. На экране отрицательные примеры героев могут оставаться без оценочных комментариев, что со стороны выглядит как одобрение. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает. В итоге у ребенка закрепляется представление о допустимости подобных форм

поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Современные мультфильмы транслируют формы нестандартного гендерного поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и, наоборот, женщины надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Кроме того, дети становятся невосприимчивыми к опасности: «Мультфильм демонстрирует не только эмоциональные состояния, которые переживают его герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуаций» .

Известный исследователь в области психологии восприятия СМК А. Бандура считает, что для развивающегося ребенка демонстрируемые модели поведения, где представлен широкий диапазон моральных конфликтов, составляют неотъемлемую часть социального научения, а под воздействием научения и моделирования формируются моральные стандарты поведения, подлежащие самостоятельной оценке. Позже они начинают выступать в роли внутренних запретов на совершение недопустимых действий. Символическое моделирование влияет на развитие моральных суждений через то, что оно представляет поведение допустимым или предосудительным. Пришествие телевидения необычайно расширило диапазон моделей, доступных для наблюдения и детям, и взрослым .

Так как ценностные установки ребенка еще недостаточно сформированы, он не может адекватно оценить содержание медиатекстов. Ситуация усугубляется тем, что чаще всего дети воспринимают медиатексты без какой-либо помощи взрослых, а их содержание не выдерживает подчас никакой критики. По поводу мировоззренческой ущербности и нравственной несостоятельности большей части транслируемой информации, а также о наличии недопустимых картин насилия на экране и его влияния на детскую аудиторию, высказывают свои опасения К. А. Тарасов , А. В. Федоров .

Агрессия в мультфильмах представлена красочными, яркими картинками. Сцены с привлекательными героями в красивом помещении могут сопровождаться убийством, дракой и другими агрессивными моделями поведения. Если на основе уже имеющихся представлений о красоте «вливать» картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления.

Несомненно, все негативные воздействия отрицательно сказываются на развитии детей младшего школьного возраста. В условиях активного и агрессивного воздействия медиа на данную аудиторию все более актуальным становится вопрос о развитии у детей аналитического мышления, формирования медиакультуры. Один из выходов уменьшения отрицательного воздействия мультипликации на детей -построение модели и программы работы с учащимися по развитию их медиакомпетентности, в которой немаловажную роль играют не только теоретические, но и практические занятия по анимации. Так, можно не только свести до минимума негативное влияние мультфильмов на развитие, оградить от пассивного просмотра, но и показать ребенку увлекательный мир мультипликации, ведь сегодня дети имеют возможность быть не только зрителями, но и активными участниками творческого процесса по созданию собственного мультипликационного фильма. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в универсальности ее языка, позволяющего организовать систему комплексного обучения, решить широкий круг образовательных и воспитательных задач. Работая над мультфильмом, ребенок оказывается в центре творчества.

В процессе выполнения творческих заданий по созданию мультфильма у детей активно развивается воображение, формируется образное мышление, творческое переосмысление действительности. Мультипликация дает детям возможность проявить свои способности в рисовании, лепке, конструировании (создание персонажей и декораций), что способствует формированию у ребенка манипулятивно-моторных навыков, музыке

(звуковое сопровождение), речевом развитии (озвучивание ролей), литературе (написание сценария), технике (работа с различным оборудованием). Положительное влияние на детей данного возраста может оказывать работа с мультипликационными фильмами по сюжетам сказок. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. Важно, чтобы герои имели четкую моральную ориентацию - были либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Для ребенка в младшем школьном возрасте особенно важен показательный пример.

Сегодня количество мультипликационных студий для детей значительно возросло. Во многом, этому способствует доступность технологий, а также пропаганда детского анимационного движения на фестивалях и в прессе.

Современная мультипликация имеет неоднозначное влияние на ребенка. С одной стороны, современные мультфильмы носят все более развлекательный характер, некоторые из них даже сложно назвать детскими, так как они могут содержать в себе и грубую лексику, и сцены насилия, и модели асоциального поведения, что может негативно влиять на ребенка. В этом случае, особенно в отсутствии пояснений и комментариев взрослых, нравственно-эстетическое пространство мультфильмов, через которые ребенок усваивает нормы поведения, может стать для него опасным. С другой, мультипликационное кино как вид искусства обладает чрезвычайно высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями. Перед родителями и педагогами стоит важная задача не только отобрать положительные в плане формы и содержания мультфильмы, но и в полной мере использовать в работе с

детьми их педагогический потенциал. Это возможно при систематическом и целенаправленном процессе медиаобразования в условиях современного информационного общества.

Таким образом, мультипликационные фильмы на сегодняшний день стали для ребёнка одним из основных носителей и трансляторов представлений о мире, об отношениях между людьми и нормах их поведения, которые формируют мировоззренческие взгляды у младших школьников. Трудно не согласиться с тем, что мультфильмы оказывают огромное влияние на детей, а особенно на их поведение. У них ещё нет жизненного опыта и необходимых знаний, весь мир они познают через зрительные образы и ощущения. Влияние мультипликационных фильмов на поведение младших школьников можно объяснить действием психологических механизмов: заражение, внушение и подражание. Младший школьный возраст является основным периодом формирования мировоззрения. Дети склонны подражать увиденному в мультфильмах, делать представления о нормах поведения, уважению к старшим, дружбе, добре и зле, ценностях.

Список литературы

1. Баженова, Л. М. Медиаобразование школьника (1-4 классы) : пособие для учителя. М., 2004. 55 с.

2. Бандура, А. Теория социального научения. СПб., 2000. 427 с.

3. Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. М., 2005. 359 с.

4. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. М., 1989. 750 с.

5. Ольшанский, Д. В. Психология масс. Мастера психологии. СПб., 2001. 368 с.

6. Тарасов, К. А. Насилие в кино: притяжение и отталкивание // Испытание конкуренцией. М., 1997. С. 74-97.

7. Усов, Ю. Н. Основы экранной культуры. 9. Шариков А. В. Если сомневаешься, М., 1993. 378 с. ключи. По поводу пропаганды насилия на те-

8. Федоров, А. В. Права ребенка и проблема на экране // Культура. 2000. 7 дек. С. 4. насилия на российском экране. Таганрог, 2004.

Конференция: XXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: Гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика.

Ситкова Анастасия Викторовна
студент Адыгейского государственного университета, РФ, Республика Адыгея, г. Майкоп

Апиш Фатима Нурбиевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. Адыгейского государственного университета, РФ, Республика Адыгея, г. Майкоп

Всем известно, насколько велико влияние мультфильмов на детей. Но мало кто задумывается, принесет ли просмотр той или иной мультипликационной продукции пользу ребенку? Ведь чаще всего происходит совершенно обратное.

Для изучения данной темы нами были проанализированы различные источники для раскрытия понятий «нравственность», а также «мораль». Нравственность - есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Нравственность основана на свободной воле. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность - есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Нравственные (моральные) ценности - это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен . Но могут ли влиять мультфильмы на нравственность детей? Наше мнение - еще как могут.

Разнообразие мультфильмов велико. Особой популярность, правда, пользуются мультфильмы зарубежного производства - японского или американского. И причина до смешного проста - их больше, и они зрелищнее, ярче. Нельзя однозначно сказать, что иностранная мультипликационная продукция хуже советской/российской, здесь конкретно стоит проанализировать каждый мультфильм. Однако, как не печально, больше негатива у родителей и педагогов вызывают именно мультфильмы из-за границы.

В своей работе с детьми я столкнулась с агрессивными и порой непонятными мне сюжетами детских игр. После художественных занятий, прогулок, наблюдений, мною был проведен опрос среди родителей и детей. Опрос состоял из нескольких вопросов. Приведем примеры некоторых из них.

Как много времени вы уделяете своему ребенку на просмотры мультфильмов?

1. Какой (-ие) любимый (-ые) мультик (-и) у вашего малыша?
2. Часто ли он играет на улице, с другими ребятами, дома с игрушками?
3. Бывают ли у ребенка настораживающее поведение, быстрая смена настроений, необдуманно сказанные агрессивные фразы?
4. Просит ли сам ребенок смотреть мультфильм или же это ваша инициатива?

В опросе участвовало 44 родителя и 46 детей. Исходя из анализа полученных результатов в опросе родителей, можно составить некоторую картину. Родители, как правило, сами предлагают своим детям просмотреть мультфильмы. Однако, лишь 2 % опрошенных смотрят мультфильмы вместе со своими детьми. Эти же 2 % порой комментируют те или иные моменты, чтобы ребенок понимал суть того, что он смотрит. На просмотры мультфильмов родители в день выделяют своим детям от трех до пяти часов! К сожалению, это связано с недостаточным свободным временем у родителей, а жизнь в городе редко, когда позволит отпустить ребенка одного на улицу. Да и на улице другие дети могут и не встретиться, ведь они точно также сидят за экранами.

68 % опрошенных (30 человек) отметили, что у их детей порой странные реплики, взятые из того или иного мультфильма или мультсериала. А также ребенок порой себя ассоциирует с каким-либо героем, воином, которые, как правило, устраняют своих врагов не нравоучениями или, пробуют проучить, а силой.

К числу наиболее популярной мультипликационной продукции, которую отметили опрашиваемые дети и родители, относятся: «Человек-паук», «Трансформеры», «Винкс», «Губка Боб», «Смурфики», «Фиксики», «Лунтик», «Черепашки-ниндзя», «Жизнь и приключения робота-подростка», «Маша и медведь». Наибольшей популярностью пользуются мультфильмы «для мальчиков» - они же и представляют наибольшую опасность. В каждой серии есть драки, грубость, разборки, с которыми герои справляются, используя силу, реже смекалку. На наш взгляд, в число положительных и развивающих мультфильмов следует отнести «Лунтик», и «Фиксики». «Маша и медведь» довольно популярен среди детей и даже взрослых, что не может не радовать - ведь это отечественный продукт. Но чаще всего поведение Маши сложно назвать правильным, и она не подходит на роль «хорошего и воспитанного ребенка».

12 % родителей (5 человек) пробую иногда включать своим детям советские мультфильмы («Ну, погоди!», «Трое из Простоквашино», «Котенок по имени Гав», «Домовенок Кузя»), но и они отмечают, что-то что им нравилось сами в их детстве, не признается их детьми. Главная причина, отчего проигрывают советские мультфильмы зарубежным - это «неяркость». Красочность картинок, сюжетов, спецэффекты характеры больше для иностранного производства. Мало того, что дети стараются смотреть только вышеназванные ими мультфильмы и мультсериалы, так и отдают предпочтение игрушкам, на основе этих мультиков, школьным принадлежностям, одежде с «геройскими» принтами и проч.

Мы попросили родителей пойти нам на небольшие уступки и в течение двух недель исключить из просмотра детей зарубежные мультфильмы и мультсериалы (кроме некоторых диснеевских, на подобие «Белоснежки и семь гномов», «Рапунцель», «Холодное сердце»). Однозначно перейти на советские мультфильмы родители отказались, под предлогом того, что мало того, что неяркие мультики, так они и «старые, примитивные».

В течение двух-трех дней дети упрямились, отказывались смотреть советские и российские мультфильмы, называя их «неинтересными». По прошествии трех дней и дальше начали появляться наиболее предпочитаемые мультики и мультсериалы, такие как «Смешарики», «Фиксики», «Алёша Попович» и другие богатыри. Благодаря полнометражкам о русских богатырях у детей появился интерес к нашей истории, задавались вопросы об одежде, жизни, старых укладах. У трех детей впервые произошло знакомство с Карлсоном, Чебурашкой и Дядей Стёпой. Сюжеты игр, безусловно, разнообразились, перепады настроения стали более сглаженными.

Мы прекрасно понимаем, что родителям предварительно просматривать тот или иной мультфильм тяжело физически. А тем более то, что показывается по детским (и не только) каналам. Но мы не можем перестать не просить их об этом.

В советское время (а это скорее хорошо, чем плохо) всё, что выходило на экран, подвергалось контролю, что отсутствует сейчас. Если же вы хотите показать какую-либо мультипликационную новинку своему ребенку, посмотрите трейлер о нем и ключевые сцены.

Как уже нами отмечалось, неограниченный просмотр нефильтруемой мультипликационной продукции оказывает влияние на агрессивность, на ограниченность игровых сюжетов, на нервность ребенка. А как же сделать так, чтобы мультик принес пользу?

Просмотрите некоторые мультфильмы вместе с детьми. Мультик должен вызывать только положительные эмоции, улыбку. После просмотра дети если будут шутить и находится в отличном настроении - оставляйте этот мультик и для дальнейших просмотров. Если же при просмотре дети находятся в напряжении, хмурятся, то в дальнейшем избегайте данных мультфильмов. Несколько лет тому назад проводились исследования влияния детских мультфильмов (как отечественных, так и зарубежных) на сознание юных зрителей. Оказалось, что большая часть западной продукции такого рода «зомбирует» (ориентирует) детей на недоверие к окружающему миру, формирует у них враждебность, индивидуализм, агрессивность, расчётливость, тогда как отечественные мультфильмы, наоборот, воспитывают доверие к людям, коллективизм, установку на взаимопомощь, дружественные отношения, любовь к родителям. Однако не все придерживаются такой точки зрения. Изучая материал по данной проблеме в Интернете , на одном из сайтов мы встретили следующий «Анализ советских мультфильмов». Анализ одного из мультфильмов приводим дословно: «Ну, Погоди!» Сюжет, чрезвычайно прост. Мужиковатый гопник-волк в семейных трусах и тельняшке по всей видимости олицетворяет собой простого российского мужчину. Этот мужик на протяжении двадцати серий пытается поймать для своих похотливых целей девочку нимфетку из интеллигентской семьи, изображенную создателями мультсериала в виде «милого зайчика» (популярного на Западе «плейбоевского» символа соблазнения). Мужик в этом мультфильме изображен в виде дегенерата и каждый раз оказывающегося в дураках от выкрутасов взбалмошной особы. Каждая серия отягощает его организм обязательной физической травмой, или увечьем, которое он наносит себе самостоятельно, в результате охоты за длинноухой нимфеткой. По мимо этого «игривого», совершенно не детского сюжета, весь мультфильм представляет собой поклеп на советскую действительность 70-80-х гг. - раздолбанные дороги на которых волк совершает свои неудачные погони за мечтой; разворованные стройки, где простой российский волчара вкалывает пока к нему на объект не забредает этот зайчик-попрыгайчик; дураки-милиционеры, изображенные в виде глупых зубастых бобров и т. д.» . С этим мы категорически не согласны!

Говоря о старых, «советских» мультфильмах, можно сказать, что в них представлена «нормальная для ребенка картина мира». В этих мультфильмах присутствуют как положительные, так и отрицательные персонажи. Однако «добро здесь побеждает зло», отрицательные герои легко перевоспитываются, осознают свои ошибки и становятся добрыми. Детям с проблемами общения (которых сейчас очень много) они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим .

Довершая все вышесказанное, хочется добавить - ни один мультфильм не заменит родителей и живого общения со сверстниками. Если вы хотите воспитать своего ребенка общительным, добрым, отзывчивым, развивать его духовно, то по возможности откажите себе в удовольствии занимать все его свободное время сидением у экрана. Ну а уж если это не удается, то в нашей статье можно увидеть рекомендации, которые мы советовали бы взять на заметку каждому родителю и каждому педагогу. Давайте развивать детей и развиваться вместе с ними, и тогда доброго в нашем мире станет чуточку больше.

Список литературы.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов