Рассказ про зверей осенью. Конспект открытого занятия «Животный мир осенью»в старше-подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе
«Жизнь животных осенью»
Цели : развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни растений и животных осенью , развитие речи, обогащение словарного запаса детей.
Оборудование: музыкальное оформление (П. И. Чайковский «Времена года» - «Ноябрь» , музыка для выхода животных), загадки, картинки (деревья, животные), маски животных.
Предварительная работа: коллективная работа «Царство природы»
Ход занятия:
Пришла унылая колдунья –
Она плаксива и шалунья.
Покрасила везде листочки,
От слёз её растут грибочки. (Осень)
Незаметно пролетел первый месяц осени. И вот уже октябрь. Как вы думаете, ребята, изменилось ли что-то сейчас в лесу? Вспомните, каким мы изображали лес в сентябре. (Дети рассказывают.)
А что происходит с лесом в октябре?
Почему изменился лес? (Ответы детей.)
А все ли деревья окрашиваются одинаково? (Ответы детей)
Каждое дерево наряжается в свой неповторимый наряд. Я предлагаю вам вспомнить, какие же деревья мы можем увидеть в лесу. Мы отгадаем загадки о деревьях и рассмотрим их наряд.
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
В етки длинные раскинул,
Узкие листочки вынул,
Осень разукрасил,
Златовласый …
Хоть неплохо я одета,
Бьет озноб меня всегда.
И весной, и жарким летам
Вся дрожу, как в холода.
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
Представьте, что мы в лесу. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» - «Ноябрь» .)
А кому же нужны деревья нашего леса? (Ответы.)
Давайте поместим на нашу картину животных, которые живут в осеннем лесу .
Картинки выставляются после того, как ребята в костюмах и масках животных расскажут от имени животных, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме. (Выход детей в костюмах и масках животных сопровождается музыкальным фоном, дети по звучанию должны угадать, какое животное выходит на лесную полянку.)
«Медведь» - Кирилл
Воспитатель : Громадный, одетый в теплую шубу, неповоротливый на вид. Очень осторожно появляется на поляне медведь. Лапы ставит пальцами внутрь, потому и зовется косолапым, а ступает так тихо, что не один сучек под его лапами не хрустнет.
Ребенок в маске медведя : Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи . В дупле можно найти мед диких пчел, собрать сочные корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето. А как же иначе, ведь зима впереди, а жировой запас на всю зиму.
Закружился листопад в лесу, пора бы подыскать место для берлоги. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоей и сухим мхом, чтобы тепло было. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.
«Лисица» - Вика
На музыкальном фоне звучит стихотворение- загадка :
За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя;
Промелькнуло, пробежало….
Нет ни дыма? ни пожара?
Что вы! Это же плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - вот краса!
А зовут ее (лиса)
Девочка в костюме лисы : А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! В самые сильные морозы могу улечься прями на снежную постель, только нос и лапы укрою своим пушистым хвостом!
Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами песчаном склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, а то у ручья уточку молодую поймаю, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.
«Еж» - Артем
Воспитатель : Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев : «Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ежик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невозможно : копна-копной!»
Мальчик – еж : На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до той поры, пока не пригреет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил, юрких ящериц, жучков и червей…
«Заяц» - Даша Т.
Мальчик – заяц : Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным-полно. Спасают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом - серая, а зимой - белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только, что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не раз выручали меня. Сейчас я линяю : вместо серой вырастает белая шерстка. Кормлюсь я по ночам -так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.
«Белка» - Даша Ж.
Девочка-белочка :
Целый день я все скакала,
Осенью ведь дел немало :
Выбрать на зиму дупло,
Чтобы было в нем тепло,
Застелить его ковром –
Теплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу
Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите –
Непременно угощу.
Лист осенний облетает ,
Льется с веток листопад.
Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый –
Серенький, пушистый.
«Волк» - Арсений
Мальчик в костюме волка : Большой пушистый хвост мне, волку, нужен. Когда зимой улягусь спать прямо на снегу, я укрою нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы не меняю. Я останусь серым, но шерсть станет еще гуще и пышнее.
Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время сильные ноги да острые зубы. Много приходится пробежать, прежде чем найдем добычу, потому и говорят о нас в народе, что волка ноги кормят.
Итог занятия.
Игра «Кто где живет?» (дети заканчивают предложение)
Шмыгнул в логово (волк,
забрался под листья (ёж,
укрылся под кустом (заяц)
Юркнула в дупло (белка,
залез в берлогу (медведь,
спряталась в нору (лиса) .
Дидактическое упражнение "Подбери определения" :
Волк (какой?) – серый, зубастый, страшный, …
Медведь (какой?) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
Лиса (какая?) – хитрая, пушистая, рыжая, …
Ёж (какой?) – колючий, маленький, …
Заяц (какой?) – длинноухий, пугливый, трусливый, маленький,
После занятия дети вырезают деревья, животных и дополняют ими плакат «Царство растений»
Инна Лопатина
НОД по экологии «Жизнь животных осенью в лесу»
Жизнь животных осенью в лесу . Старший возраст.
Цель : развивать интерес к объектам природы, расширять кругозор детей и представления об изменениях в жизни зверей осенью , развивать речь,обогащать словарный запас детей, развивать грамматический строй речи. Воспитывать чувство заботы о животных .
1. Какое сейчас время года?
Осень ранняя , золотая или поздняя?
Как называется месяц?
2. Как вы думаете, нам людям хорошо живется осенью ? (ответы детей)
Есть теплый дом, одежда, продукты
А как живется в лесу осенью животным , как вы думаете? (ответы детей)
3. Сегодня я расскажу вам, чем же заняты животные в лесу осенью .
Медведь. Он, одет в теплую шубу, неповоротливый, косолапый готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит уютную берлогу. Медведь боится мороза, поэтому и спит всю зиму в берлоге. Острыми когтями отрывает с сосны и ели полоски коры и перемешивает их со мхом. И такую мягкую постель он готовит себе в яме. Сворачивается калачиком и спит до весны.
Ежик по – своему заготавливает подстилку. Он кубарем катается по траве и накапливает листву на свои иголки. Затем несет он свой матрац из листьев в свою нору под корнями дерева. На зиму он запасов не делает. Когда наступают холода, забирается он в свой домик и спит до весны.
А вот белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи, желуди – зимой все пригодится. Белки очень хозяйственные. У нее в лесу кладовочки есть . Найдет орешек, зароет в ямку под деревом. Еще найдет, в ту же ямку складывает. В таких кладовочках под разными деревьями белка делает много запасов, за зиму даже сама не съедает. Очень трудолюбивая.
Целый день я все скакала, осенью ведь дел немало
Выбрать на зиму дупло, чтобы было в нем тепло,
Застелить его ковром- теплым пухом, мягким мхом.
День-деньской скачу по лесу собираю мягкий мох ,
А орешек если встречу, в кладовую с ним я скок!
Ну а если на полянке я грибочек разыщу, то зимою приходите- непременно угощу.
Лист осенний облетает , льется с веток листопад.
Посмотрите, посмотрите, я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь шубка гуще и светлей,
Хвостик серебристый- серенький, пушистый.
Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери , которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов. Как вы думаете, о каких животных идет речь ? (лиса, заяц, волк, кабан, олень) .
Всем им щедрая осень дарит теплые пушистые шубки. В таких шубках можно пережить морозы.
Кто меняет шубку? (лиса, заяц)
Лиса свою шубку меняет на более пушистую, красивую, теплую. На лапках появляется густая шерсть, хвост становится пушистым. Летом у лисы корма много. Это и лягушки, и ящерицы, и мышки, и птенцы. А вот зимой только мышки спасают лису от голода. (Заранее подготовленный ребенок делает маленькое сообщение о жизни лисы в лесу )
Волку тоже нужен пушистый хвост. Он спит зимой прямо на снегу и своим хвостом прикрывает нос и лапы. Цвет своей шубы волк не меняет, но шерсть его становится гуще. И запасов волк не делает, помогают ему выжить сильные быстрые ноги, острые зубы.
Про жизнь волка в лесу нам расскажет Артем (ребенок заранее подготовил рассказ о жизни волка в лесу )
Труднее всего в лесу осенью и зимой приходится , как вы думаете, кому?
Конечно, зайцу. У зайца нет своего домика, прячется он где придется, всего боится. И врагов у него полным-полно. Спасает его шубка неприметная. Летом серая зимой белая. Глаза косые не случайно, заяц видит спереди, сзади и по сторонам. Чуткий но и уши тоже выручают зайца. Кормится заяц по ночам, так безопаснее. Любит полакомится веточками молодых деревьев.
Физминутка «Мы сейчас в лесу »
Дети встают в круг. В центре круга один ребенок с закрытыми глазами. Дети ходят по кругу и произносят следующие слова :
Рома, мы сейчас в лесу , мы зовем тебя : АУ, Рома глазки открывай, кто позвал тебя узнай.
4. Вторая часть НОД дидактические игры :
Игровое упражнение «Какие» на подбор прилагательных к слову животные .
(травоядные, злые, большие, добрые, маленькие, хитрые)
Игра «Кто кем был?» когда был маленьким
Медведь был….медвежонком белка была… заяц был…
Ежик был… волк был… барсук был.
Лиса была… лось был…
Игра «Чья семья»
Волк, волчица, волчонок - это чья семья? (волчья)
Заяц, зайчиха, зайчонок …
Лиса, лис, лисенок…
Медведь, медведица, медвежонок
Еж, ежиха, ежонок…
Лось, лосиха, лосенок .
Барсук, барсучиха, барсучонок.
«Кто с кем живет» (составление предложения)
Волк живет с волчицей и волчатами (лиса, заяц, медведь, еж)
В заключении можно загадать загадки о животных .
Можно как вариант – зарисовка любого животного .
Итог : О ком мы сегодня с вами говорили? Что нового узнали?
Публикации по теме:
Дидактические игры по экологии Предлагаю Вам несколько игр по экологическому воспитанию для разных возрастов. 1. «Скорая помощь»(для детей средней группы) Цель: развивать.
Итоговое занятие по экологии Цель: Выявить уровень сформированности экологических знаний и представлений детей. Закрепить представления о признаках весны (прибавление.
Цель: обобщить и уточнить знания детей о природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней. Задачи: Развивать память, сообразительность,.
Занятие по экологии «Мир вокруг нас» Программное содержание: Познавательное развитие: 1. Формировать заботливое отношение к своему организму через систему знаний о вредных факторах.
Тютюнник Светлана Юрьевна,
воспитатель МДОУ «Детский сад «Колосок» р.п. Новая Майна Мелекесского района Ульяновской области
Конспект НОД по экологии «Жизнь зверей осенью»
Цели : развитие интереса к объектам природы, расширение кругозора и представлений детей об изменениях в жизни зверей осенью, развитие речи, обогащение словарного запаса детей. Заложить основы эко-логического воспитания; воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Материал . Открытки с изображением диких животных; чудесный мешочек; кукольный театр с персонажами: мягкие игрушки (звери)
Картины из серии «Жизнь зверей осенью»
Ход занятия
Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Так встречает осень город. Листопад. Шелест листьев под ногами. А что происходит осенью с лесом? (Дети рассказывают, а воспитатель по ходу рассказа на магнитную доску прикрепляет золотистую березку, красный клен, коричневый дуб, зеленую елочку.) .
Почему изменился лес? (Ответы детей. На доске появляется солнышко невысоко над лесом, облака и тучки.)
Представьте, что мы в лесу. (Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» - «Ноябрь».)
А кого не хватает в нашем лесу? «Животных».) Давайте поместим на
нашу картинку животных, которые могут быть в осеннем лесу.
Картинки выставляются после того, лесные звери-куклы встречают детей и рассказывают о том, что изменилось в их жизни с приходом осени и как они готовятся к зиме.
«Медведь»
Воспитатель Любит спать в своей берлоге,
Страшно может зареветь.
Кто, скажите, он? (Медведь)
Игрушка- медведь: Хорошо живется нам, медведям, летом. Лес щедро угощает грибами и ягодами. Попадаются мелкие зверушки и муравьи. В дупле можно найти мед диких пчел, собрать сочные корешки растений. Успеваем мы накопить жиру за лето; А как же иначе, ведь зима впереди, а жировой запас на всю зиму.
Закружился листопад в лесу, пора бы подыскать место для берлоги. Место должно быть надежным, чтобы спокойно спать до весны. Берлогу надо листьями устлать, душистой хвоей и сухим мхом, чтобы тепло было. Вот-вот начнутся снегопады. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, и будет мне в ней тепло и тихо.
Медведь: Я в берлоге крепко сплю,
И меня нельзя будить.
С осени свой жир коплю,
Много ем и много пью.
Медведю зимой одна работа
Крепко спать и весны ждать.
«Лисица»
На музыкальном фоне звучит стихотворение-загадка:
За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя, Промелькнуло, пробежало.
Нет ли дыма? Нет пожара?
Что вы! Это же плутовка
Рыжая головка, Хвост пушистый - вот краса! А зовут ее. (лиса) .
Игрушка – лиса. А мы, лисы, к зиме шубку меняем на теплую и пушистую. На лапках моих вырастает густая шерсть, точно валенки теплые. А каким пушистым хвост становится! В самые сильные морозы могу улечься прямо на снежную постель, только нос и лапы укрою своим пушистым хвостом!
Нора моя в глухом лесу, на заросшем кустами песчаном склоне ручья или реки. Летом корма у меня вдоволь. И лягушки, и ящерицы, и птенчики, и мышки-полевки, а то у ручья уточку молодую поймаю, в лесу ягодками полакомлюсь. Зимой только мышки от голода спасают.
Лиса: Я зимы не боюсь:
В шубу теплую ряжусь,
Хвост красивый какой
Он мне нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,
А затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую. Об этом, наверное, мало кто знает,
Но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Еж)
Воспитатель: Интересно о подготовке ежа к зиме рассказал Д. Зуев: «Ежик по-своему заготавливает подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет ежик и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет неправдоподобное чудище, узнать невоз-можно: копна копной! «
Игрушка -еж: На зиму я запасов не делаю. Когда наступают холода, забираюсь в свой теплый уютный домик и сплю до той поры, пока не при-греет весеннее солнышко и не растает снег. Сплю, и сниться мне, как бродил по лесу летом, мышей и лягушек ловил, юрких ящериц, жучков и червей.
Фuзкультминутка «Прогулка в лесу»
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крылышками махали.
На нос села пчела.
Посмотрите вниз, друзья.
Мы листочки приподняли,
В ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли! .
И немножечко устали!
«Заяц» Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Очень трудно зимой бывает,
Когда сильный мороз и еды не хватает.
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,
Что под снегом заяц найдет - все ему впрок пойдет.
Игрушка -заяц: Звери от врагов кто где прячутся. Одни в дуплах, другие в
норах. А я ничего этого не умею. А врагов у меня полным - полно. Спасают
меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Летом - серая, а зимой - белая. Глаза косые у меня не случайно, вижу ими не только,
что впереди, но и по сторонам и даже немного сзади. Чуткий нос и уши не
раз выручали меня. Кормлюсь я по ночам - так безопаснее. Люблю полакомиться веточками, корой молодых деревьев и кустарников.
игрушка-белочка:
Целый день я все скакала,
Осенью ведь дел немало:
Выбрать на зиму дупло, Чтобы было в нем тепло, Застелить его ковром Теплым пухом, мягким мхом. День-деньской скачу по лесу Собираю мягкий мох,
А орешек если встречу,
В кладовую с ним я скок!
Ну а если на полянке
Я грибочек разыщу,
То зимою приходите непременно угощу.
Лист осенний облетает, Льется с веток листопад. Посмотрите, посмотрите,
Я меняю свой наряд.
Была рыжая, теперь
Шубка гуще и светлей, Хвостик серебристый Серенький, пушистый.
Воспитатель загадывает загадку, появляется игрушка- волк.
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Волк: Запасов на зиму мы, волки, не делаем. Помогают пережить трудное зимнее время нам сильные ноги да острые зубы.
Много приходится пробежать, прежде чем найдем добычу, потому и гово-рят о нас в народе, что волка ноги кормят. .
Воспитатель: Большой пушистый хвост нужен и волку. Когда волк зимой уляжется спать прямо на снегу, он укроет нос и лапы своим пушистым хвостом. Цвет своей шубы волк не меняет. Он остается серым, но шерсть становится еще гуще и пышнее.
Игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мед, орехи, яблоко, морковь и т. д.
Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается.
Подходят к игрушкам и угощают их.
Пословицы о природе
А теперь послушайте пословицы о природе:
Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
Кто природу губит, тот свой народ не любит.
Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.
Воспитатель: вот ребята, сегодня мы с вами узнали, как дикие звери к зиме готовятся. Давайте мы скажем до свиданья нашим гостям, им пора в лес.
У большинства зверей к зиме отрастает густая и пушистая шерсть. Вот и становится им теплее. Звери заботятся об утеплении своего жилья. Так, белочка гнездо своё в дупле дерева выстилает мхом, сухой травой и шерстью. Ежик выстилает гнездо сухими листьями и мхом, зарывается в них, свернувшись клубочком, и засыпает на всю зиму, потому что лягушки, мыши, ящерицы, разные насекомые, червяки, которыми он питается, с наступлением холодов тоже прячутся в укромные места. За лето и осень ежи под кожей запасают много жира, поэтому зимой можно и отдохнуть. Залегают в спячку и барсуки. Они живут в лесах и кустарниках, питаются различными корнями, плодами, червяками, личинками насекомых, мышами.
Бурый медведь старательно готовит себе берлогу под корнями деревьев или в сушняке. Бурый медведь - всеядное животное. Он питается корешками, ягодами, мелкими животными, яйцами муравьев, мёдом диких пчёл. Зимой ему не найти такой пищи: прячутся животные, снег покрывает растения. К зиме у медведей откладывается много жира под кожей, и они тоже залегают в зимнюю спячку.
Белка питается семенами, которые всегда найдёт в лесу.
Лиса и волк постоянно рыщут в поисках добычи. Пищу они не запасают и в спячку не впадают. Это хищные звери. Они питаются различными животными. Лиса охотится на мышей, зайцев и других мелких животных. Волки же нападают и на крупных животных: лосей, оленей, диких кабанов.
Зайцы не строят жилища. Каждый кустик для них может быть домом. Пищу, они не запасают. Хотя и голодно бывает зимой, когда снегом покрыты поля, но молодые веточки кустов, кору деревьев всегда можно погрызть в лесу или лесополосе. Ведь зайцы - травоядные звери. Поздней осенью они лакомятся на полях листьями капусты, морковью, свеклой.
Маленькие зверьки - ласки на зиму меняют цвет своего меха с рыжего на снежно-белый. Они питаются преимущественно мышами и похожими на них полёвками и этим приносят пользу сельскому хозяйству. Уничтожать ласок запрещено законом.
Летним вечером можно увидеть летающих зверей - летучих мышей. Их передние лапы превратились в крылья. Осенью часть летучих мышей улетает в тёплые края, а остальные зимуют в пещерах и постройках. Там они спят, повиснув вниз головой и сложив крылья. Летучие мыши - полезные животные, они поедают много вредных насекомых. Их нужно охранять. Есть виды летучих мышей, занесенные в Красную книгу.
Красная книга - не совсем обычная книга. В неё записывают названия животных и растений, которых осталось мало или они уже вовсе исчезают. Красный цвет - это предупреждение, сигнал тревоги: сохраните животных и растения, не допустите их исчезновения.
Ольга Самусевич
Тема недели «Птицы и животные осенью»
ТЕМА : Животные и птицы осенью понедельник
Цели :
Расширение и углубление представлений о животных и птицах , особенностях их питания, внешнего вида осенью .
Установления связей между изменениями погодных условий и внешним видом, поведением, условиями обитания животных и птиц .
Воспитание бережного отношения к природе, любви к птицам и животным .
УТРО :
Включить детей в общий режим жизни, создать бодрое настроение. Беседа «Как животные осень встречают » с показом иллюстраций.
Утренняя гимнастика : по плану физ. инструктора.
Подготовка к завтраку, завтрак : Продолжать совершенствовать культуру еды : правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом) ; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Игры, самост. деятельность : Д/и «Отгадай и забери» , выбрать из всех выложенных птиц перелетную .
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОГУЛКА Интегрированная тематическая деятельность : Наблюдение за вороной. Расширять знания о вороне. Игра дидактическая/опыты : «Назови одним словом» , закрепить обобщающие слова к предложенным группам слов.
Труд : Покормить птиц .
Подвижные игры : «Птички летают» , научить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать по сигналу. «Перелёт птиц » , закреплять бег врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Сам. деят.: Игры по интересам на участке д/сада – способствовать формированию положительных взаимоотношений между детьми, воспитывать организованность.
Подготовка ко сну. Чтение Е. Чарушин «Кошка Маруська»
Чтение худ. литературы : М. Пляцковский «Ёжик, которого можно было погладить»
Сюж/рол игра : «Зоопарк» , «Деревенский двор»
Подготовка к ужину, ужин. Обращать внимание детей на особенности их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины - у меня аллергия» , «Мне нужно носить очки» ). П/игра «Мышка Маша»
Сам. деят., игры : С/рол. игра «Ферма» , развивающие игры «Чей этот дом» , «Кто чем питается»
Вечерняя прогулка.
Уход детей домой Тема : Продолжить наблюдение за вороной. Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц .
Подвижная игра : «Утята» , «Птицы и дождь » , упражнять в беге, лазании, прыжках. Воспитывать ловкость, быстроту.
Труд. деят.: Сбор мусора. Сбор сухих листьев для гербария.
Самост. деят.: Игры детей с выносным материалом
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ : Посоветовать родителям, уточнить у детей знания о перелётных птицах и зимующих .
УТРО :
Организация утреннего приёма : беседа по теме : «Как животные осень встречают » (белка, барсук, бобры, лиса, волк, мышка) . Речевые упражнения и пальчиковый театр о том, как животные осень встречают .
Утренняя гимнастика : по плану инструктора по физкультуре
Подготовка к завтраку, завтрак : Закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить. Пал/игра «Бабушка кисель варила» .
Игры, сам. деят.: Игра «Где чей дом?» , картинки зверей и их домов (В берлоге живет…; В норе может жить…; В хатке живет)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОГУЛКА Интегрированная тематическая деятельность : Тема : «Наблюдение за воробьём» , продолжать и систематизировать знания о воробье , обогащать словарный запас худ. словом о воробье; активизировать внимание и память.
Игра дидактическая/опыты : «Назови животных ласково » .
Труд : Собирание листьев с дорожек, скамеек. Цель : воспитывать желание помочь взрослым в уборке территории.
Подвижные игры :. «У медведя во бору» , «Птичка в гнёздышке» , учить по сигналу прыгать на двух ногах, развивать ловкость, внимательность.
Сам. деят.: Предложить детям игры со спортивным оборудованием (мячи, скакалки, обручи, кольцеброс) . Цель : развитие двигательной активности с помощью спортивных пособий.
Организация питания, сна.
Самообслуживание. Подготовка к обеду, обед. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места, опрятно расправлять постель
Подготовка ко сну. Пал/игра «Этот пальчик хочет спать» .
ДНЯ Постепенный подъём, воздушные и водные процедуры. Расширять представление о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.
Чтение худ. литературы : Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат»
Сюж/рол игра : «Построим домик барсуку» , «Угощение для белок»
Подготовка к ужину, ужин. Продолжать совершенствовать культуру еды : правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Сам. деят., игры : Инсценировка сказки "Заюшкина избушка".
Цель : помочь детям обыграть сказку «Заюшкина избушка» движениями, мимикой; развивать фантазию, способность сопереживать происходящему, раскрепощать детей, повышать уверенность в себе.
Вечерняя прогулка.
Уход детей домой. Тема : «Наблюдение за воробьём» .
Подвижная игра : «Кошка и мышки» . Цель : имитировать звуки, издаваемые мышками, бегать легко, как мышки.
Трудовая деятельность : Полить осенние цветы на участке
Сам. деят.: Предложить атрибуты, необходимые для игр (машины, куклы) .
Цель : объединять детей для совместных игр, воспитывать чувство симпатии, вызвать интерес, радость от действий.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ : Посоветовать родителям сходить с детьми в зоосад, поговорить с детьми о изменении жизни животных с приходом осени .
УТРО :
ма : беседа по теме «Перелетные птицы и осенние заклички » , учимся отличать клин, вереницу и стаю. (Птицы летят всегда группами - стаями. Во главе стаи – самая сильная птица – вожак . Порядок в стае очень строгий, каждая птица летит на своем месте. Весной птицы снова собираются в свои стаи. Эти стаи называются по-разному : Вереница – гуси, лебеди, клин – журавли, стая – ласточки, грачи, скворцы)
Утренняя гимнастика : по плану инструктора по физкультуре.
Подготовка к завтраку, завтрак : Пал/игра «Птенчики в гнезде» . Продолжать совершенствовать культуру еды : есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
Игры, сам. деят.: Д/игра «Четвертый лишний» .(Ворона, воробей, стриж, голубь. Скворец, грач, голубь, стриж) .
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОГУЛКА Интегрированная тематическая деятельность : «Наблюдение за перелётными птицами » птицах , об изменении жизни птиц осенью птицах .
Игра дидактическая/опыты : «Закончи предложение» . (На дереве гнездо, а на деревьях. (гнезда) .)
Труд
Подвижные игры : «Собачка и воробей» , закреплять знания о характерных движениях птиц , имитировать их по голосу.
Сам. деят.: Игры детей с выносным материалом : машинки, коляски, куклы, песочные наборы.
Организация питания, сна. Самообслуживание. Подготовка к обеду, обед. Ситуативная беседа о пользе мыла
д/и «Научим зайку делать пену»
Подготовка ко сну. Прослушивание мелодий для сна
ДНЯ Постепенный подъём, воздушные и водные процедуры.
Чтение худ. литературы : Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Сюж/ролевая игра : «Уютное гнёздышко для цапли» , «Собираемся в полёт» .
Подготовка к ужину, ужин. Воспитание культурно - гигиенических навыков - «Учимся правильно сидеть за столом» . Пал/игра «Мы делили апельсин» .
Сам. деят., игры : Дидактическая игра «Улетает - не улетает» . (Взрослый называет птицу , а ребенок говорит, какая она - перелетная или зимующая.) Игры по желанию детей.
Вечерняя прогулка.
Уход детей домой. Тема : «Наблюдение за перелётными птицами » . Расширять представления о перелётных птицах , об изменении жизни птиц осенью , когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах .
Подвижная игра : «Солнышко и дождь» , ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
«С кочки на кочку» , подпрыгивать на двух ногах; спрыгивать с высоких предметов, мягко приземляться, сгибая ноги в коленях; совершенствовать навыки перепрыгивания.
Трудовая деятельность : кормление птиц
Самост. деятельность : игры по выбору детей.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ : помочь детям нарисовать перелётную птицу , уточнить «почему она называется перелётной» .
УТРО :
Включить детей в общий режим жизни, создать бодрое настроение Организация утреннего приёма : обобщающая беседа на тему : Как изменяется жизнь зверей осенью ? (Цель : закрепить представление об особенностях приспособления зверей к жизни в разных природных условиях)
Утренняя гимнастика : по плану инструктора физкультуры
Подготовка к завтраку, завтрак : коммуникативная игра «Пирожки» , развивать коммуникативные навыки.
Игры, сам. деят.: «Добрые слова» . Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОГУЛКА Интегрированная тематическая деятельность : «Наблюдение за погодой» , закрепить знания о сезонных изменениях в природе.
Игра дидактическая/опыты : «Что лишнее?» Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.
Труд : Сбор семян с деревьев. Привлекать детей к сбору семян и закреплять названия деревьев.
Подвижные игры : «Мыши водят хоровод» , научить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять движения, ориентироваться в пространстве, бегать легко, на носках, стараясь не попадаться ловящему.
Сам. деят.: Игры по выбору детей
Организация питания, сна. Самообслуживание. Подготовка к обеду, обед. Формировать умение определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.
Подготовка ко сну. Пал/игра «Этот пальчик хочет спать»
ДНЯ Постепенный подъём, воздушные и водные процедуры. Пал/игра «Утро настало, солнышко встало»
Чтение худ. литературы : Г. Скребицкий «Исчезли на зиму»
Сюжетно-ролевая игра : «Вылечим кукол и зверушек»
Подготовка к ужину, ужин. Расширять представления о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим).
Самостоятельная деятельность детей, игры : Игры с лото, мозаикой, кубиками.
Вечерняя прогулка.
Уход детей домой Тема : Наблюдаем за кошкой (собакой) . Закреплять представление о характерных особенностях животных .
Подвижная игра : «Кот Васька» , в процессе игры дети обучаются характерным движениям животных .
Труд. деят.: Подметание группового участка.
Самост. деят.: Игры по интересам на участке д/сада – способствовать формированию положительных взаимоотношений между детьми, воспитывать организованность.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ : Предложить родителям изготовить вместе макет, коллаж о птицах или животных . Объединить детей и взрослых общей деятельностью и интересами.