«Кто есть ближний мой? Явления нечистой силы людям. Семь дел милости духовной

11.11.2019

Преподобный Исидор Пелусиот.

(О делах милости духовной).
   I. В числе великих подвижников, которые избрали пустынное житие ради любви Христовой, церковь чтит преподобнаго Исидора Пелусиота, память коего совершается ныне. Он оставил много писем и сочинений, исполненных мудрости и назидательных наставлений. Св. Исидор жил в пятом веке. Он родился в Египте, от богатых родителей, получил хорошее образование, и в молодых летах оставил мир, желая уединения. Он постригся, потом поселился в пустынном месте, близ города Пелузии, в нижнем Египте, отчего и получил прозвание Пелусиота. Тут он жил в строгом воздержании, носил грубую одежду, и питался одними кореньями; безпрестанно молился и возносился мыслию к Богу. Слух о его строгой и благочестивой жизни привлек к нему других подвижников, и он был избран в настоятели монастыря. Постоянно заботясь о душевной пользе братий, он руководил их мудрыми наставлениями, учил их словом и примером смирению, кротости, милосердию, нестяжанию, борьбе против страстей и мирских помыслов.
   Впрочем, не к одним инокам и пустынножителям обращал препод. Исидор поучения свои. Его сочинения содержат много назидательнаго для людей всякаго звания. В письмах, которых дошло до нас более двух тысяч, он обращался и к правителям, и к епископам с мудрыми советами; он опровергает лжеучения; излагает догматы веры, объясняет священное писание, так что всякий может из них почерпнуть себе полезное наставление. Высшее свое счастие он поставлял в том, если ему удавалось спасти какую-либо погибавшую душу, т.-е. оказать ей духовную милость.
   II. Да послужит для нас светлый образ преп. Исидора Пелусиота примером духовнаго милосердия к нашим ближним.
   а) Милосердие по отношению к телу имеет столько разнообразных видов, что, можно утверждать, решительно нет ни одного человека, который бы не мог так или иначе выполнить его. Напитать алчущаго, напоить жаждущаго, дать пристанище странному, одеть неимущаго одежды, послужить больному, посетить заключеннаго в темницу - все это различныя действия милосердия, за которыя Господь наш И. Христос обещал в награду царство Отца Своего (Матф. 25:35 - 36), и которыя если не все возможны и доступны для всех нас, то по крайней мере многия для многих. И вовсе не нужно человеку быть богатым, дабы быть милосердым, ибо и телесныя дела милосердия оцениваются не по видимой значительности, не по количеству, а по качеству, по усердию, с каким делаются, по чистоте средств, намерений и побуждений. Оттого иногда одна чаша студеной воды бывает дороже для принимающаго и спасительнее для подающаго, чем горсть золота, брошенная по тщеславию или с пренебрежением к нуждающемуся.
   б) Но наряду с телесными нуждами ближних есть и весьма разнообразныя духовныя, требующия также нашего сострадательнаго участия. Вот ближний наш недугует невежеством в деле веры, предан грубому суеверию, недалек от опасности попасть в сети лжеучителей, людей нечестивых и порочных, - поспешим к нему на помош, как поспешили бы к утопающему: всеми зависящими от нас мерами, какия внушает нам искреннее участие к нему, постараемся уклонить его от зла, помня слова св. апостола, что обративший грешника от ложнаго пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5:20). Не будем дожидаться вызова со стороны нуждающихся в духовной помощи нашей, а поступим с ними так, как поступает с ними Господь Бог, Который говорит о себе: Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли неискавшие Меня (Ис. 65:1).
    Ближний наш предан безутешной печали и малодушию по случаю постигших его житейских невзгод, бед и несчастий; он, может быть, склонен роптать на Бога и готов впасть в уныние и отчаяние - грех Каина и Иуды, - примем в нем участие, войдем в его положение, дадим ему понять, что мы сочувствуем ему, разделим его скорбь: плачущий вместе с плачущими - великий для них благодетель.
    Ближний наш при встрече с тяжелыми обстоятельствами не знает, как поступить, на что решиться, - подадим ему добрый совет и тем предупредим неблагоразумный и, быть может, безповоротный шаг, в котором он стал бы потом раскаяваться.
   Мы не можем быть наставниками и руководителями других, - найдем и другие способы быть милосердыми. Нас оскорбил кто-нибудь: мы, конечно, имеем право искать законнаго удовлетворения за обиду, но лучше стерпим и простим оскорбившаго, - и мы прекрасно исполним заповедь милосердия.
   III. Будем же, братие, подражать всемилостивому Спасителю нашему, да и нам Господь И. Христос окажет милосердие на страшном суде. (Извл. в сокращ. из проп. прилож. к «Рук. для с. паст.» за 1891 г., декабрь).

Архиепископ Аверкий (Таушев)

Мысли в неделю 25-ую по Пятидесятнице.

Кто из нас не знает трогательной притчи о милосердном самарянине? Милосердие самарянина, изображенное в евангельской притче (Ев. от Луки 10 гл.) настолько известно, что вошло в поговорку, и до сего времени повсюду все общества и учреждения, ставящие себе целью оказание помощи несчастным и нуждающимся нередко носят названия «самарянских» или «самаританских».

Итак, милосердие самарянина известно, но далеко не все, к сожалению, вникают в глубокий смысл притчи о самарянине, и еще меньшее число христиан в жизни своей осуществляют самарянское милосердие во всей его широте и глубине, как того требует смысл притчи.

В чем же заключается этот глубокий смысл?


Смысл этой притчи становится ясным из соображения, по какому поводу Господь Иисус Христос разсказал эту притчу.

Некий законник, искушая Господа, задал Ему вопрос: «Что я должен делать, дабы наследовать жизнь вечную?»

На этот вопрос Господь ответил ему ссылкой на две главные заповеди Закона Божия: о любви к Богу и о любви к ближним . Тогда законник, как бы недоумевая, кого именно следует разуметь под «ближним », спрашивает: « Кто есть ближний мой? » (Лк. 10:37).

Почему законник задал такой вопрос?

Потому, что евреи считали «ближними » только своих единоплеменников, а на всех других людей, особенно же на своих ближайших соседей - самарян, они смотрели с презрением, ненавидели их и гнушались ими, как нечистыми, не желая иметь с ними никакого общения.

Для вразумления законника, а с ним вместе и всех тех, кому не ясно, кого надо разуметь под ближним нашим, Господь и разсказал притчу о милосердном самарянине.

На одного человека, шедшего из Иерусалима в Иерихон, по дороге напали разбойники, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. В таком безпомощном положении несчастный лежал при пути, не будучи в состоянии что-либо предпринять для своего спасения от окончательной гибели. Все те люди, от которых он вправе был ожидать помощи, прошли мимо. Прошел мимо священник, прошел мимо левит. Помощь оказал ему человек, от которого он никак не мог ожидать ее - некий самарянин.

Самаряне находились в упорной вековечной вражде с евреями: евреи презирали их и гнушались ими. И вот этот презираемый евреями самарянин оказал ему, еврею, ту помощь, в которой отказали несчастному «свои люди» «ближние», да еще какие: священник и левит - служители истинного Бога! Самарянин подошел к несчастному, сжалился над ним, перевязал ему раны, возливая на них для утоления боли масло и вино, и, посадив его на своего осла, отвез его в гостиницу, где еще ухаживал за ним до утра. А на другой день, при отъезде, дал хозяину два динария, прося его довести до конца необходимое попечение о несчастном и обещая ему при возвращении возместить все понесенные им расходы.

Рассказав ему эту притчу, Господь спросил законника: « Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? »

Не посмел законник произнести ненавистное ему имя «самарянина», но должен был сказать:« оказавший ему милость ». И сказал ему Иисус: « Иди, и ты твори такожде! » (Лк. 10:37).


Что же это значит?

Это значит, что мы никогда не должны спрашивать, ближний ли нам тот человек, который оказался в бедственном состоянии и нуждается в нашей помощи . Видя перед собой несчастного, страждущего человека, истинный христианин не смеет разбираться, насколько он ему близок или далек, а должен сам стать ближним для него , чрез оказание ему необходимой помощи.


Заповедь о милосердии есть одна из главнейших заповедей Христовых. Исполнение ее только и обуславливает наше вечное спасение.

« Блажени милостивии, яко тии помиловани будут » (Мф. 5:7) - так учил Господь Иисус Христос в самом начале Своего общественного служения людям, в Своей Нагорной проповеди: « Будите убо милосерди, якоже Отец ваш милосерд есть » (Лк. 6:36).

« Суд бо без милости, не сотворшему милости » (Иак. 2:13).

Милосердие христианское не ограничивается людьми, близкими по крови или по духу - родственниками и единоплеменниками или единоверцами и людьми одинаковых с нами взглядов и убеждений - но должно распространяться на всех людей без исключения, ибо все мы - дети Одного Отца нашего Небесного, а Он, как любящий Отец, всем нам благотворит - « и неблагодарным и злым » (Лк. 6:35), « повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных » (Мф. 5:45).

Итак, не проходи мимо человека, если видишь, что он находится в беде, а ты можешь помочь ему - можешь спасти его от гибели!

Мы обыкновенно относимся, как к ближним своим, лишь к родственникам, хорошим друзьям и знакомым, самое большее - соплеменникам. Но такое узкое понимание понятия «ближний » далеко от истинного христианства, ибо так настроены, по словам Христовым, и язычники, даже безсловесные животные, руководясь, например, материнским инстинктом. В наше время иногда и родственные связи не принимаются во внимание, а ближними считаются только люди своей партии, одних с нами стремлений и убеждений. Кто разделяет наш образ мыслей и поддерживает нас в наших стремлениях, хотя бы и неправых и предосудительных, тому и мы готовы помочь, как «ближнему», и всячески поддержать его, а всякаго другого готовы, в случае чего, как говорится, «утопить и в ложке воды».

Не таков был милосердный самарянин! Он не смотрел на то, что несчастный, встретившийся ему на пути, был еврей, то есть человек враждебно к нему относящийся, презирающий его, чуждого ему народа и совсем иного образа мыслей и убеждений. Он видел перед собой только несчастного, раздетого и израненного человека, который совершенно одинок и нуждается в его помощи, и он, ни минуты не колеблясь, движимый единственно чувством жалости и сострадания, оказал ему помощь.

Это отнюдь не значит, что для христианина не должны быть более всего близки и дороги его единоверцы и единоплеменники. Благословенна любовь к тем, кто ближе всего нам по вере и крови, но эта любовь не должна замыкаться в себя, ограничиваясь узкими рамками духовной и телесной близости. Христианская любовь всеобъемлюща : она не знает никаких границ и пределов - она обнимает собою все страждущее человечество, и тот не христианин, кто прежде, чем оказать помощь несчастному, сначала разбирается, «свой» ли он ему или «не свой».

Мы не должны спрашивать «кто нам ближний?», а должны, во имя христианской любви, сами стать «ближними» для каждого человека.

Как далеки современные люди от такого настроения! И как редко в наши дни можно встретить, даже среди христиан, подражателя милосердного самарянина! Милосердие почти ушло из современного мiра, погрязшего всецело в черством эгоизме и жестокосердии, безразличии к участи ближних. Личный интерес во всем и своекорыстие, даже в делах, казалось бы, строго-идейных и принципиальных, теперь повсюду господствуют и являются единственной движущей пружиной, направляющей все поступки и поведение современного человека.

Но все-таки совесть нет-нет и заговорит. И вот, взамен искренно-христианского милосердия евангельского самарянина, появилась так называемая «», в которой главной движущей силой является гордость и тщеславие ее организаторов и участников, которые упиваются похвалами окружающих и благодетельствуемых ими. И эта «благотворительность », по большей части, весьма далека от подвига милосердного самарянина, ибо помощь оказывается, в большинства случаев, с большим разбором, «своим » людям! Эти «благодетели » и «благотворители » творят добро с разсчетом, «во имя свое », между тем, как истинное добро, одно только имеющее цену в очах Божиих, это то, которое творится во славу Божию и во Имя Божие.

Современная же «общественная благотворительность » весьма далека от этого, хотя бы уже потому, что часто связана с предосудительным для истинного христианина время препровождением и осквернением святости праздников. В кануны воскресных и праздничных дней, когда в храме совершается праздничное богослужение, устраиваются теперь постоянно так называемые «благотворительные вечера» и «балы». Вся ценность такой благотворительности сводится к нулю, ибо это, по словам нашего великого праведника св. Иоанна Кронштадтского, нельзя даже назвать благотворительностью, так как это - только плата за получаемое удовольствие , порою даже нескромное.

Христианское милосердие тут вовсе не причем!

Усиленно практикуют эту мнимую «благотворительность» сознательные или безсознательные слуги грядущего Антихриста, подготовляющие его скорейший приход в мiр. И это не случайно. Ничем нельзя так привлечь к себе людей, без твердых устоев веры и нравственности, как именно такими «добрыми делами ». Еще древние Отцы Церкви предрекали, что и сам Антихрист будет изображать из себя величайшего «благодетеля человечества », щедрого благотворителя, делающего «много добра » людям. Между тем, надо помнить, что, по учению великих подвижников христианства, «только во Имя Христово делаемое добро есть истинное добро».

Да и вообще учением о христианской любви и милосердии, в нужных случаях, прикрываются теперь многие деятели «темных сил», стремящихся в действительности разрушить Церковь и уничтожить христианство. Их лживо лицемерной пропаганде мнимой христианской любви мы должны решительно противопоставить учение Св. Отцов, так наставляющих нас:

« Живи в мире с врагами, но с врагами своими , а не врагами Божиими. Там же, где дело идет о явном нечестии, должно скорее идти на огнь и меч, нежели приобщаться лукавому квасу и прилагаться к зараженным » (Св. Григорий Богослов).

Вот почему необходимо твердо помнить, что далеко не всякое «милосердие», кажущееся на вид христианским милосердием, является действительно таковым, заслуживающим похвалы и подражания. Оно может быть и весьма лукавым, скрывающим за собою какие-то задние мысли и разсчеты, ничего общего с христианством не имеющие!


Надо помнить также, что Слово Божие учит нас не только о делах милости телесных, но и о делах милости духовных, которые, если творятся искренно, от всего сердца, приносят благие плоды и становятся, в очах Божиих выше дел милости телесных, настолько, насколько душа выше тела.

Эти дела милосердия духовные так исчисляет Катехизис:

1) Увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (Иак. 5:20);

2) Неведущего научить истине и добру;

3) Подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или непримечаемой им опасности;

4) Молиться за ближнего Богу;

5) Утешать печальных;

6) Не воздавать за сделанное нам другими зло, и

7) От сердца прощать обиды.

Все это в наши дни особенно не принято, совсем «не модно», не отвечает «духу времени», но для нас, христиан православных, если мы истинные христиане, а не лицедеи-притворники, не фарисеи-обманщики, руководящим началом во всех наших действиях, поведении и поступках должно быть Христово Евангелие и нарисованный для нашего назидания, Самим Христом-Спасителем вечный образ истинной благотворительности, в лице евангельского милосердного самарянина, вместе с конечным увещанием Господа, направленным как бы непосредственно к каждому из нас:

« Иди и ты, твори такожде! » Аминь.

В евангельском описании Страшного суда (см.: Мф. 25: 31–46) содержится очень важная истина: оправдание или осуждение совершается по принципу нашего отношения к людям, а именно: были ли мы милостивы к другим. Проявив участие или, напротив, безучастность к страждущему человеку – а каждый страждущий несет в себе образ Божий, – мы тем самым выстраиваем свое внутреннее отношение к Богу: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40).

Евангелие, таким образом, однозначно свидетельствует: кто видит нуждающихся и не делает всего зависящего от него для оказания помощи, тот сам лишает себя надежды на благодатное общение со Христом. «Кто пропускает случай сделать добро, – поясняет преподобный Никодим Святогорец, – тот не только лишается плода от добра, но и оскорбляет Бога. Бог посылает к нему нуждающегося, а он говорит: “Приходи после”. Хотя он говорит человеку, но это все равно что Богу, пославшему его. Бог найдет другого доброго человека, а отказавший ответит за себя».

– это самое простое, в чем мы можем стать подобными Богу. «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36). Не все способны стяжать продолжительную внимательную молитву, выдерживать полностью по Уставу посты, обрести глубочайшее смирение или кротость, иметь рассудительное отношение к жизни или уж тем более взойти к вершинам обо жения. А милосердие к ближним доступно всем.

Вместе с тем, когда мы говорим о милосердии, важно помнить, что слово «милость» означает не просто поступок, а особое душевное расположение. Милость – это сопереживание и сострадание, сердечная жажда помочь нуждающемуся. Для милостивого каждый страдающий – родной и близкий. Более того, при подлинном милосердии человек отдает свое другому и радуется.

В Прологе повествуется, как в одном монастыре с древних лет был соблюдаем следующий благочестивый обычай. Каждый год в Великий четверг из всех окрестных мест в обитель приходили убогие, вдовицы, сироты и брали из общего имущества иноков по установленной мере пшеницы, небольшое количество вина и меда и по пяти медных монет. Так что светлое Христово Воскресение они проводили без нужды и в радости.

Однажды сделался неурожай, и цена на хлеб чрезвычайно возвысилась. Хотя братия имели съестных припасов довольно, они подумали, что подаяния жертвователей на время неурожая прекратятся, и предложили настоятелю в этого года нарушить благочестивый обычай и не давать нуждающимся пшеницы. Долго добродетельный настоятель не соглашался на просьбу братии. «Грех нарушать уставы, данные нам святым основателем обители, – говорил он, – грех не надеяться, что Господь пропитает нас». Но так как братия решительно заявили, что не хотят в ущерб себе кормить других, то он с душевным прискорбием отвечал: «Поступайте, как хотите». И бедные, которые пришли в обитель с надеждой, возвратились оттуда с отчаянием.

Но вот в Великую субботу монастырский ключарь пошел в житницу, чтобы на выдать для хлебов чистой муки. Едва он отворил двери, как почувствовал дурной запах: вся пшеница настолько изгнила, что оставалось только выбросить ее в реку. Братия удивлялись, жалели о своем поступке и не знали, что делать; а благочестивый настоятель, спокойно посмотрев на испортившийся хлеб, сказал: «Кто преступает заповедь святого отца, основателя обители, не надеется на Промысл Божий и не милосердствует о бедных, тот непременно должен быть наказан за непослушание. Вы пожалели пятьсот мер и погубили пять тысяч… Впредь знайте, на Бога ли уповать должно или на свои житницы».

Напрасно думать, что можно быть счастливым, не помогая другим. Никогда не будет в твоем сердце радости, если ты отворачиваешься от своих ближних, отказываешься им помочь и думаешь лишь о себе. Наша душа жаждет добра и любви не только со стороны кого-либо, у нее есть потребность открываться навстречу людям, нести им свет и тепло. Поэтому когда ты творишь добро, то и сам становишься счастлив. Человек, не любящий ближних, не желающий другим людям добра, – это ущербный человек. И еще: это человек глубоко несчастный.

Но и если мы помогаем страждущему только лишь потому, что видим в нем жалкое существо, то наше милосердие – языческое. Мы и зверьку кидаем кусок хлеба, когда видим, что он голоден. А вот святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Знай, что твоя всегда ничтожна в сравнении с человеком, этим чадом Божиим». Христианское милосердие видит в нуждающемся образ Божий, пусть и попираемый земными превратностями. Значит, мы не имеем права не помогать.

Здесь важно понять, что каждый терпящий скорбь – это Божий избранник, которому дано нести свой жизненный крест, на который, может быть, мы не способны. Помогая такому человеку, мы разделяем с ним его скорбь, но в итоге становимся и соучастниками уделенного ему избрания Божия.

Увы, в жизни постоянно приходится наблюдать противоположную ситуацию. Мы не хотим быть добрее и милостивее друг к другу. Всегда недовольны, раздражены, по отношению к ближним точны в формальностях: нельзя, не положено, не разрешается. Причем, проявляя жестокосердие к другим, мы часто хотим и ищем, чтобы к нам относились снисходительно и по-доброму. Нам неохота и в малом пойти навстречу ближним, а в личной жизни мы стремимся занять такое положение, при котором другие нам были бы обязаны помогать.

Знакомый проректор духовной семинарии рассказывал, как, вступив на административную должность, столкнулся с необходимостью руководить другими. Собственно, административная работа предполагает постоянный контроль, требования, организацию других на работу. Вся жизнь административного лица превращается в непрестанные указания другим, что и как делать, во взыскания: почему ты не сделал или сделал не так? Это накладывает отпечаток на личность. Но вот в один день, когда он оформлял страховой случай в связи с повреждением автомобиля, ему сообщили по мобильному телефону, что студент договорился поставить у ректора подпись на документе, через три часа ему с документами садиться на поезд, а ректор неожиданно из семинарии уехал. Единственный, кто еще может поставить подпись, это проректор. Но он сидит в отделе страховых случаев и думает, как правильно оформить повреждения, которые полиция почему-то не все записала в протокол. Расстояние между ними такое, что студент все равно опоздает, если поедет сначала к нему. Правильное решение родилось не сразу. Хотя время было вечернее и с проректором был ребенок, которому еще предстояло готовить уроки, он решил ехать на вокзал, чтобы встретиться со студентом у поезда.

Семинарист же явно запаздывал, и, стоя на перроне, мой знакомый начал усиленно о том, чтобы Господь помог. До отправления оставались считанные минуты. Он купил авторучку, которой, как всегда в такие моменты, в портфеле не оказалось, чтобы сразу же подписать документ. Чуда не произошло – поезд уехал. Студент прибежал лишь через три минуты, но за это время проректор успел продумать, как поступить, чтобы у студента не было шока. Тут же повел его сдавать билет. Тут же выяснил, что через два часа есть еще один поезд в том же направлении. Удивительно, но всего одно место было свободно. Пришлось добавить и денег на покупку билета. Но в итоге всё разрешилось благополучно. Значит, Господь помогает нам в бытовых ситуациях, но особенно помогает тогда, когда мы сами стремимся участвовать в жизни ближних.

Автор этих строк знает многих священников, которые безвозмездно помогают другим. И всегда эти священники испытывают радость, как будто не отдают, а приобретают сами. Милость всегда приносит с собой в душу широту и простор, милостивый выходит из узких рамок внутренней самозамкнутости, обретает свободу и радость сердца в совершаемом для других добре, тогда как эгоизм всегда обедняет жизнь.

Эгоист, словно вор, прячется от других, чтобы урвать только себе, – он несчастен и жалок в своекорыстии и, подобно кроту, роет норы в земном, подальше от света, как бы заранее стараясь обустроить накоплениями собственную могилу.

Но ведь человек – существо с такими глубокими духовными потребностями, которые не насытить своекорыстием. Никогда и никому не даст счастья обладание земными сокровищами, если они не разделяются с ближними. Эту истину так выражает преподобный Максим Исповедник: «Мое есть то, что я отдаю другим». Потому что сердце радуется, лишь раскрываясь навстречу ближним, а не замыкаясь в себе. Известный наш баснописец Иван Андреевич Крылов представил это образно в басне «Лань и Дервиш», заключая:

Так, истинная благость
Без всякой мзды добро творит:
Кто добр, тому избытки в тягость,
Коль он их с ближним не делит.

Душа не может быть счастлива без милосердия. Сердце каждого из нас жаждет добра и хочет делать добро, пусть мы не всегда понимаем это своим грешным умом. Уже в самом делании добра человек отчасти вкушает райское . Человек с милостивым сердцем становится духовно богат, и потому он более полно и ярко воспринимает жизнь.

Есть люди, которые, по слову Писания, «не заснут, если не сделают зла» (Притч. 4: 16). Но есть и такие люди, которые не могут заснуть, если не сделали кому-то добра. Среди святых, прославившихся особой заботой о бедных, наибольшим почитанием пользуется Александрийский патриарх Иоанн, прозванный Милостивым. Все свои средства он тратил на помощь несчастным, оставаясь сам в крайней бедности. Как-то один знатный житель Александрии подарил ему дорогое одеяло, прося непременно воспользоваться этим даром. Действительно, святой Иоанн покрылся ночью одеялом, но мысль, что можно было бы помочь несчастным на средства с дорогой вещи, не давала ему покоя. Утром Иоанн послал продать одеяло, а вырученные деньги раздал нищим. Подаривший увидел свое одеяло на рынке, купил его и вновь принес святому Иоанну. Но угодник Божий поступил тем же образом еще до вечера, чтобы уснуть спокойно. Когда же подаривший принес одеяло в третий раз, святой Иоанн сказал: «Я всегда буду продавать эту ненужную мне вещь; увидим, кто первый из нас перестанет делать свое».

Антон Павлович Чехов как-то верно сказал: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – , бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Кто же будет напоминать за дверью души каждого человека своим стуком о необходимости творить милость? Таковой должна быть, прежде всего, наша совесть. Самая суть человека и определяется тем, каков он наедине со своей совестью.

А вот как предостерегает нас святой праведный : «Будьте внимательны к себе, когда бедный человек, нуждающийся в помощи, будет просить вас об ней: враг постарается в это время обдать сердце ваше холодом, равнодушием и даже пренебрежением к нуждающемуся; преодолейте в себе эти нехристианские и нечеловеческие расположения, возбудите в сердце своем сострадательную любовь к подобному вам во всем человеку, и о чем попросит вас нуждающийся, по силе исполните его просьбу».

Уже в школьные годы не мог пройти мимо нищего, чтобы не подать ему. Если же нечего было дать, он всегда говорил: «Извините». Однажды Гоголь даже остался в долгу у одной нищенки. На ее слова: «Подайте ради Христа» – он ответил: «Сочтите за мной». И в следующий раз, когда та обратилась к нему с той же просьбой, он подал ей вдвойне, объяснив: «Тут и долг мой».

В Священном Писании отказ в милостыне рассматривается однозначно как грех (см.: Втор. 15: 7–9). А о самой милостыне говорится так: при подаянии ее «не должно скорбеть сердце твое» (Втор. 15: 10). «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). И хотя есть такие просящие, которые нищету превратили в ремесло, однако не наше дело всякий раз разбирать, куда и для чего пойдет наша милостыня. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7), – говорит Спаситель, не рассуждая о каких-то условностях.

Для того чтобы научиться христианскому милосердию, можно предложить несколько правил:

1. Подавайте хотя и немного, но с . Не требуется отдавать всё, что у вас есть. Подайте хотя бы чуть-чуть, ущемите себя в малом, но только без раздражения к человеку: не отмахиваясь от бедного, как от назойливой мухи, а желая ему добра.

2. Обязательно помогайте тем людям, скудость жизни которых вам достоверно известна, – родственникам, сотрудникам, знакомым.

3. Не осуждайте нищих, которые просят на пропитание, но, как вам кажется, способны были бы сами работать или якобы употребят вашу милостыню не на добро. Каждый сам за себя ответит.

4. Наконец, не подавайте милостыню из желания похвалы, ради видимого престижа, рейтинга или даже просто отчета. Такие люди «уже получают награду свою» на земле, оставаясь без награды Отца Небесного (см.: Мф. 6: 1–2).

По словам святого Иоанна Златоуста, милосердие имеет различные образы. Есть дела телесной милости: напитать алчущего, напоить жаждущего, одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой одежде, посетить больного, принять странника в дом и т. д. А есть духовные дела милости, которые настолько выше, насколько душа выше тела. Дела духовной милости, например, таковы: обратить грешника от заблуждения, научить неверующего истине и добру, подать ближнему добрый совет в затруднении или не замечаемой им опасности, утешить печального, не воздавать за зло злом, от сердца прощать обиды.

Помочь можно и теплой молитвой о нем. Деньги у нас не всегда бывают с собой, а молитва, как говорят святые отцы, всегда при нас. Более того, напрасно думать, что, оказав только материальную помощь другому, ты исполнил свой христианский долг, как бы откупился от требований Евангелия. Спаситель призывает нас возводить всех к единению с Богом: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17: 21). Путь к этому прокладывает молитва.

Молитва объединяет, благодатно связывает воедино всех, о ком мы произносим пред Господом наши молитвы. Поэтому молитва – это возможность всегда и везде делать людям добро.

В молитве нет разделения на далеких и близких, на врагов и друзей, потому что в молитвенных просьбах христианина все поставляются пред Всевидящим Богом, все и призываются к вечному Его Царству.

Но молитва только тогда молитва, когда находит отклик в сердце молящегося, когда душа пламенеет желанием подарить другим вечность, испросить у Господа этот бесценный дар для других, и потому молитва от сердца – всегда торжество любви и добра, она – начало победы над враждебными чувствами, злобой и ненавистью.

Молитва – испрашивание милости у Господа. Молиться от сердца о ком-либо – значит чувствовать чужую боль и протягивать руку нуждающемуся, как бы взять его ношу, чтобы ему самому стало легче.

Итак, много средств к милосердию предложено нам, и, хотя конкретный выбор остается за нами, несомненно одно: каждый шаг навстречу другому, каждое доброе дело, милостыня, бескорыстная помощь и молитва о ближних найдут свое оправдание, украсят душу милостивого человека и сделают его жизнь более радостной и счастливой.

II . Дела милосердия

В русском богословии, по традиции, заложенной Петром Могилой (« Катихисис малый ») принято выделять дела милосердия телесные (материальные) и духовные.

Святитель Филарет (Дроздов) в «Пространном Православном Катeхизисе Православной Кафолической Восточной Церкви» пишет: «Пятая заповедь Господня для блаженства - желающие блаженства должны быть милостивы.

Исполнять эту заповедь следует посредством дел милости - телесных и духовных, ибо, как говорит святитель Иоанн Златоуст, различен милования образ и широка заповедь сия (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 15).

Телесные дела милости таковы: 1. Алчущего напитать. 2. Жаждущего напоить. 3. Одеть нагого или имеющего недостаток в необходимой одежде. 4. Посетить находящегося в темнице (в заключении). 5. Посетить больного, послужить ему и помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к смерти. 6. Принять в дом странника и предоставить ему отдых. 7. Погребать умерших в убожестве (в бедности, в нищете).

Духовные дела милости суть следующие. 1. Увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (от ложного пути его) (Иак.5,20). 2. Неведущего научить истине и добру. 3. Подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или в случае незамечаемой им опасности. 4. Молиться о нем Богу. 5. Утешить печального. 6. Не воздавать за зло, которое сделали нам другие. 7. От всего сердца прощать обиды (О пятой заповеди блаженства ).

Дела милосердия материальные:

1. Накормить голодного, дать пищу тому, который по болезни или по другим обстоя­тельствам не может добывать ее собственными трудами и нуждается в помощи других людей. К этому Бог призывает людей через ветхозаветных пророков: «Раздробляй алчущим хлеб твой» (Ис. 58, 7).

2. Напоить жаждущего, имеющего по немощи или другим обстоятельствам нужду в этой помощи. Дело милости этой не останется без награды по словам Спасителя: «И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мк. 9,41).

2. Одеть имеющего недостаток в необходимой одежде или дать ему средства на приобретение ее. Святитель Иоанн Златоуст, желая возбудить милосердие в людях, говорил: «Вот сильная стужа; нищий лежит на помосте, одетый в рубище, умирая с холода, скрежеща зубами, и видом и одеждою возбуждая сострадание; но ты, одетый тепло и опьяневший, проходишь мимо, не обращая на него внимания…

Если же ты презираешь такого человека, то как Бог простить тебе грехи твои против Него? Не заслуживает ли это геенны? И вот что странно: нередко тело мертвое, безжизненное, уже не чувствующее почестей, ты прикрываешь множеством разнообразных позолоченных одежд; а тело страждущее, болезненное, мучимое и изнуряемое голодом и холодом, ты презираешь; более угождаешь тщеславию, нежели страху Божию...

тотчас начинаются еще укоризны на подходящего бедняка. Почему, говоришь ты, он не работает? Зачем ест хлеб, не трудясь? Но ты сам, скажи мне, своими ли трудами приобрёл то, что имеешь? Не отцовское ли получил наследство? А если бы ты и трудился, то неужели поэтому ты можешь укорять другого? Разве ты не слышал слов Павла: «Вы же, братия, не унывайте, делая добро»"? И это говорит после того, как сказал: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:13, 10)» (Толкование на Послание к евреям. Беседа 11 ).

4. Посетить находящегося в заключении. Святитель Иоанн Златоуст (Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 60 ): «Не будем пренебрегать таким делом и занятием… Если скажешь, что там содержатся не честные, добрые и кроткие люди, но убийцы, грабители, воры, пре­любодеи, люди распутные и злодеи, то и в этом опять укажешь мне побуждение, почему необходимо посещать такие места. Ибо не то нам за­поведано, чтобы миловать добрых и наказывать злых, но повелено всем оказывать человеколюбие. «Будьте, - сказано, - подобны Отцу небесному, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45).

5. Посетить больного, послужить ему, помочь его выздоровлению или христианскому приготовлению к кончине. Святой Геннадий Схоларий, патриарх Константинопольский, так призывал к соблюдению этого правила: больного посети и принеси ему, чего он желает вкусить, сам послужи ему, как своему сроднику, зная, что и ты также можешь пострадать. Когда иной тяжко стонет от болезни: пролей и ты слезы сострадания, и воздохни к Богу о мучительном его состоянии. Если случится тут врач, дай ему плату за исцеление болящего ( ).

6. Принять странника в дом и сделать для него все, что внушает христианская любовь и что позволяют сделать средства. «Устрой жилище, - говорит святой Златоуст, - куда бы приходил Христос, скажи: «Это келья Христова, этот дом назначен для Него». Хотя бы это жилище было небогато, Он не гнушается. Христос ходит в виде обнаженного и странника, имея нужду только в покрове; доставь Ему хотя это; не будь жесток и бесчеловечен…» (Толкование на Деяния апостолов. Беседа 45 ).

7. Погребать умерших в убожестве и оказывать к тому содействие по состоянию. Святой Геннадий Схоларий: «Если больной умрет, ты своими руками закрой ему глаза, сомкни уста и омой его своими руками; о душе его помолись Богу от всего сердца. Если он беден, постарайся похоронить его как должно» (Правила святого Геннадия, патриарха Константинопольского о вере и жизни христианской ).

Дела милосердия духовные

Русский богослов протоиерей Григорий Михайлович Дьяченко (1850-1903) пишет в книге «Катихизические поучения, изъясняющие учение православной Церкви, с библейскими и историческими приложениями »:

Первое дело милости духовной естьувещанием обратить грешника от заблуждения пути его. Как велико несчастье человека, когда он стоит на пути заблуждения и греха, так велика и заслуга того, кто не только сам удаляется от грехов, но заботится и других удерживать от них. Апостол Иаков учит: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5, 19-20).

Второе дело милости духовнойневедущего научить истине и добру. Эта обязанность лежит не на одних пастырях церкви, но в некоторой мере на всех вообще. Святой Тихон (Задонский): «Пастырское дело есть публично и везде слово Божие проповедать, настоять благовремение и безвременне, обличать, запрещать, умолять (2 Тим. 4, 2), а твое - не публично, но тайно, дружески, между тобой и братом, где благодать Божия подает тебе случай. Иной отвечает: «Я де невежда; как мне ближнего увещевать или учить». Ответ: «Любовь сыщет слова, коими можешь назидать ближнего; она представит тебе способ, ум и язык твой направить».

Третье дело - подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или непримечаемой им опасности. Очень часто таким советом можно предохранить ближнего от великих бедствий.

Четвертое дело духовного милосердия - молиться Богу о ближнем. Часто других дел милосердия мы не можем оказать ближнему, а молиться можем все и о всех. И не имея, по-видимому, никаких средств благотворить ближним, мы можем делать всякого рода добро им, вознося теплые молитвы о них ко Всемогущему. Ибо Сам Господь сказал: «И если чего по­просите у Отца во имя Мое, то сделаю, да про­славит­ся Отец в Сыне» (Ин. 14, 13).

Пятое дело духовного милосердия - утешить печального. Печаль есть болезнь души. Как телесная болезнь препятствует телу свободно действовать; так печаль связывает деятельность душевных сил. Поэтому великое благодеяние - утешением облегчить скорбь души и направить ее к богоугодной деятельности. Святой Григорий Богослов : «Великое врачевство злополучному, когда кто от души пожалеет о нем: несчастье иного облегчается сокрушением, соболезнованием».

Шестое дело духовного милосердия - не воздавать злом за зло, но переносить оскорбления и обиды с благодушным терпением ради Христа. Этой добродетели научает нас апостол Петр, говоря: «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (Пет. 3, 8, 9).

Седьмое дело духовного милосердия - от сердца прощать обиды. Этому Господь учит словом и примером. «Прощайте, - заповедует Он, - если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк. 11, 25); так как и Сам Он «не злословил взаимно; страдая, не угрожал» (1 Пет. 2, 23); напротив, и со креста молит Отца небесного за Своих распинателей, взывая: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34). Святой Иоанн Златоуст говорит: «Прости обиды тем, кто согрешил против тебя, ибо за это и тебе так же обещано прощение грехов»».

Особое место в делах милосердия занимает молитва - о наших ближних, о согрешивших, о тех, кто не знает Бога. Наша молитва за них - это акт милосердия и она приносит Божье благословение. Серафим Саровский советовал: «Если не имеешь при себе ничего, что мог бы дать нищему, помолись Господу о нем».

Условия евангельского милосердия:

1. Сострадание.

Преподобный Симеон Новый Богослов (Слово семидесятое ): «Кто такие милостивые? Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет, не это одно делает милостивым: надо, чтобы при этом была милость сердечная.

И те милостивы, которые обнищали из любви ко Христу, обнищавшему ради нас, и не имеют, что дать бедным, но, вспоми­ная о бедных, вдовах, сиротах и больных, нередко и видя их, снедаются жалостью о них и плачут, уподобляясь Иову, который говорит о себе: Не плакал ли я о том, кто был в горе? (Иов. 30, 25)».

Говоря об этом условии, уместно вспомнить библейское выражение, которое переведено нарусский язык как «благоутробное милосердие» (Лк.1,78).

По слову святителя Григорию Нисскому «милость есть усиление любви» (О блаженствах. Слово 5 ).

2. Благотворить должно добровольно, охотно, радушно, с любовью к нуждающимся, с чувством благодарности к принимающему, помня, что «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян 20, 35). Надо стараться своей помощью не унизить, не оскорбить человека, которому желаем помочь. Иоанн Златоуст: «Творить милостыню, значить не просто давать, но с усердием, с радостью и с чувством благодарности к принимающему: «Не с огорчением», – сказано, – «и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9:7). Итак, если кто дает не с таким расположением, тот лучше не давай, потому что это не милостыня, а напрасная трата» (Толкование на Послание к филиппийцам. Беседа первая ).

3. Не творить добро по принципу «На Тебе, Боже, что нам негоже!».

: «Нам так трудно расставаться со своим добром, до того трудно отцепиться от вещей и денег, что если случается потерять все это по каким-нибудь причинам, то мы не рады бываем и жизни. Господи, расположи наши сердца к раздаянию хотя бы того, без чего мы легко можем обойтись, избавь нас от страсти любоимения и отучи нас возлагать свою надежду на богатство, такое непрочное и мимотекущее!...

Дела милостыни тогда приятны Господу, когда делаются из своей собственности, приобретенной честным трудом, а не хищением, обманом и неправдою. И чтобы подавать милостыню достаточную, надобно ограничивать свои издержки, например, не покупать излишне дорогие вещи, без коих легко можно обойтись, ибо это есть похищение собственности бедных, так как избытки наши принадлежат только им».

4.Милостыню должно творить втайне! « Всякому просящему у тебя дай, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.5,42).

Следует «помогать другим не по тщеславию и самолюбию, не из желания благодарности и вознаграждения от Бога, а из искренней любви к ближнему! А если еще будешь «трубить» о своих делах, то тщеславие присоединишь к лицемерию. И тогда видимое другими твое добро превратится для тебя в явное зло.

Поэтому остерегайтесь! Делая добро, лучше и самому не знать о своем добре, то есть сразу же забывать его. И переходить к другим добрым делам. И тогда правая рука не успеет и не пожелает узнать, что делает левая. А Бог, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Пока мы еще в мире с теми, кому немного благотворим, то как будто и не вспоминаем своих малых услуг и добра, а вот стоит только возникнуть ссоре или вражде, как мы уже начинаем перечислять свои добрые дела по отношению к нынешнему "врагу" и сетовать на его неблагодарность. Вот тут-то и обнаруживается вся тщеславная пустота наших дел» Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) .

Отцы Церкви учат, что Богу неугодны благотворительность лицемерная, имеющая целью заслужить людские похвалы, благотворительность корыстная, с расчётом на ответные блага, благотворительность от неправедных средств.

Иоанн Златоуст так говорил о последней: «Удержи руки от лихоимства – и тогда простирай их на милостыню. Если же мы теми же самыми руками одних будем обнажать, а других одевать, то хотя бы одевали и не тем, что похитили, - и в этом случае не избежим наказания. Иначе милостыня будет поводом ко всякому преступлению.

Лучше не оказывать милосердия, чем оказывать такое милосердие. Ведь и Каину лучше было совсем не приносить ничего. И если он, принесши меньшее, прогневал Бога, то как же не прогневает Его тот, кто подает чужое? Я тебе заповедал, скажет Бог, не похищать, а

ты чествуешь Меня похищенным? Ужели ты думаешь, что для Меня приятно это?» (Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 73 ).

Как взращивать добродетель милосердия?

I. Брать пример со Спасителя.

БогочеловекИисус Христос - образец милосердия для нас:

Из милосердия Иисус исцелял больных: «И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их» (Мф. 14,14).

Из милосердия Иисус возвращал зрение слепым: «И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? – Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним» (Мф. 20,29-34).

Из милосердия Он очищал прокажённых: «Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист» (Мк. 1,40-42).

Из милосердия Иисус исцелял одержимых: «И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал» (Мк. 9:20-27).

Из милосердия Господь воскрешал умерших: «Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его» (Лк. 7,12-15

Из милосердия Иисус накормил тысячи людей: «Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге. И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов, чтобы накормить столько народа? Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок. Тогда велел народу возлечь на землю. И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей» (Мф. 15,32-38).

2. Подражать святым угодникам Божиим. В истории Церкви бесчисленное множество примеров истинного милосердия. Святой Мартин Милостивый (память 25 октября), живший в IV веке, служил в римской армии. Оставляя у себя из своего жалования лишь столько, сколько требовалось для пропитания, отказывая себе во всем, он на остальные средства помогал несчастным, одевал нагих и кормил бедных.

Однажды, проходя через ворота города, Мартин встретил полуобнаженного нищего, почти совсем закоченевшего от жестокой стужи. Прохожиене обращали на него никакого внимания и оставляли без всякой помощи. У Мартина также ничего не было. Он не мог дать нищему никакой милостыни, так как перед этим раздал все свои деньги. Тогда он снял с себя плащ и, разделив его на две половины, одну отдал страдающему от холода бедняку, а сам закутался в остальную половину. Житие святого отождествляет этого нищего с Христом.

Святой праведный Филарет Милостивый (память 14 декабря), живший вМалой Азии в VIII веке, был богат. Любил нищих и убогих и щедро наделял их. После набега разбойников на его селение у него осталось два вола, лошадь, корова и немного земли (пашни). Подобно праведному Иову, он не возроптал, но предал себя воле Божией и не перестал помогать бедным. Так сначала он отдал одного вола, потом и другого поселянину, у которого свои волы пали на пашне. Отдал неимущему теленка, а затем и последнюю меру пшеницы. Внучка его, Мария, отобранная в числе красивейших девушек для царских смотрит, стала женой императора. К праведному Филарету пришли слава и богатство. Но, как и прежде, он щедро раздавал милостыню, устраивал трапезы для нищих и сам прислуживал им.

3. Стремиться соблюдать евангельские заповеди:

«…будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36);

«...во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними...» (Мф. 7, 12).

Если мы желаем себе от других сострадания и помощи, когда терпим болезни, беды, нужду, то и другие, по всей справедливости, вправе ожидать от нас такого же сострадания и такой же помощи.

Святитель Григорий Богослов: «Здоровый и богатый пусть утешит больного и бедного; кто не упал-упавшего и разбившегося; веселый-унывающего; наслаждающийся счастьем-утомленного несчастьями. Воздай что-нибудь Богу в благодарность за то, что ты - один из тех, кто может оказывать благодеяния, а не из тех, кто нуждается в благодеянии, что не ты смотришь в чужие руки, а другие - в твои...

Всякий мореплаватель близок к кораблекрушению... так и всякий имеющий тело близок к недугам телесным... Пока ты плывешь при благоприятном ветре, подавай руку терпящему кораблекрушение; пока ты здоров и богат, помогай бедствующему... Если и ничего не имеешь, поплачь вместе со страждущим: великое лекарство для него-милость, исходящая из твоего сердца; и искренним состраданием намного облегчается горе» (Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова . Милосердие).

Всего комментариев: 0

Если вы истинно ищете Свет и если несете Добро, вы обязательно будете выполнять:

Семь дел милости духовной
1. Согрешающего исправить
2. Неумеющего научить
3. Сомневающемуся дать добрый совет
4. О спасении ближнего Господа молить
5. Печального утешить
6. Вынести неправду терпением
7. Прощать врагов
Семь дел милости телесной
1. Голодного накормить
2. Жаждущего напоить
3. Нагого одеть
4. Странника в дом пустить
5. Больного посетить
6. Ходить к находящимся в тюрьмах и выкупать пленников
7. Умершего погрести
Семь таинств Нового Завета:
Крещение, миропомазание, покаяние, причащение, священство, брак и елеоосвящение.

Семь даров Святого Духа:
Премудрость, разум, совесть, крепость, ведение, благочестие и страх Божий.

Семь грехов смертных с противоположными им добродетелями:
Гордость – смирение;
сребролюбие – нелюбостяжание;
блуд – целомудрие;
гнев – терпение;
сластолюбие – пост;
зависть – братолюбие;
уныние – молитва.
Апокалипсис – Откровение Иоанна Богослова о втором пришествии Бога и о Страшном суде содержит в себе таинственную символику числа «семь».

Семь Вселенских соборов :
Выработали Правила церковной жизни и освободили Церковь Христову от смут и ереси.
1-й Никейский (325) – сформулировал первую часть Символа веры, дав определение Божественного Сына Божия.
1-й Константинопольский (387) – установил вторую часть Символа веры, дав определение Божественности Святого Духа.
Эфесский (431) – дал определение Иисуса Христа как воплощенного Слова Божия и Марии как Божией Матери.
Халкидонский (451) – дал определение Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном лице.
2-й Константинопольский (553) – еще раз подтвердил учение о Святой Троице и об Иисусе Христе.
3-й Константинопольский (680) – подтвердил истинное Человечество Иисуса Христа через познание Его человеческой воли и действий.
2-й Никейский (787) – провозгласил икону как истинное выражение христианской веры.

Символ веры содержит семь разделов:
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна, от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страда вша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
3. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
4. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
5. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
6. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
7. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Молитва Господня разделяется на: призывание, семь прошений, или семь просьб, и славословие.

Церковная седмица. Воскресение:
Насчитывает семь дней, семь суток подряд.
Воскресение , или неделя , ее главный праздник (свободный от труда земного, от дел – не дельный). Народ так и говорил: «Мы сегодня не делуем», то есть «празднуем». В этот день он ходил в церковь славить Бога, помолиться за Отечество, о здравии живых и упокоении усопших православных христиан. Остальные дни являются буднями, то есть днями бдения, бодрости, труда.
Православная церковь установила особое почитание каждого дня:
Воскресение , или неделя , – малая Пасха.
Понедельник – чинам бесплотным (ангелам и архангелам).
Вторник – Крестителю Господню и Предтече Иоанну.
Среда и пятница – Богородице и Кресту Господню.
Четверг – апостолам и святителю Николаю.
Суббота – всем святым и усопшим.

Злые силы и их иерархии

… И ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня.

Но кроме мира ангельского, есть еще мир злых духов. Это ангелы, по слову апостола Иуды, не сохранившие своего достоинства, но оставившие свое жилище. Это падшие ангелы. Они находятся в вечных узах, под мраком, до суда великого дня. Это диавол, Сатана, бес.
Все ангелы были сотворены добрыми, чтобы они любили Бога и друг друга и от этой жизни в любви имели постоянную великую радость. Но Бог не желал заставить насильно любить, поэтому Он предоставил ангелам свободно выбирать – желают ли они сами любить Его – жить в Боге, или нет. До тех пор пока диавол был светлым и святым, он обитал на небе. А затем там совершилось несчастное превращение, и многочисленное собрание ангелов отделилось от святого сонма небесных сил, сделалось собранием мрачных демонов, имея во главе падшего херувима. Один, самый высший и могущественный ангел, по имени Люцифер, возгордился своим могуществом и силою, не захотел любить Бога и исполнять волю Божию, а захотел сам стать как Бог. Он начал клеветать на Бога, всему противиться и все отрицать, и стал темным, злым духом – диаволом, Сатаною. Слово «диавол» означает «клеветник», а слово «сатана» – «противник» Бога и всего доброго. Этот злой дух соблазнил и увлек за собою много других ангелов, которые также стали злыми духами и называются бесами.
Вследствие этого превращения была великая битва на небе. Тогда выступил против Сатаны один из высших ангелов Божиих, архистратиг Михаил, и сказал: «Кто равен Богу? Никто, как Бог!»
И произошла на небе война: архангел Михаил и ангелы его воевали против Сатаны, а Сатана и бесы его воевали против них. И в результате этой битвы змий (Сатана) и ангелы его были сброшены вниз.
Так возникло зло в Божием творении. Злом называется все, что делается против Бога, все, что нарушает волю Божию.
Местом пребывания падших ангелов сделалось поднебесное пространство, земная поверхность и бездна, или ад. Там они мучаются в своей злобе, видя свое бессилие перед Богом. Все они, по своей нераскаянности, так утвердились во зле, что уже не могут быть добрыми. Они стараются коварством и хитростью соблазнить каждого человека, внушая ему ложные мысли и злые желания, чтобы погубить.
В настоящее время местопребыванием для диавола, главы падших ангелов, служат бездна, тартар, ад, преисподняя, внутренность Земли.
Предвозвестил это жилище падшему архангелу святой пророк Исайя: «Но ты низвержен в ад. В глубины преисподней». И совершено это над князем воздушной власти силою Спасителя человечества, Богочеловека. Спаситель этот есть великий ангел – Бог, у которого имеется ключ бездны и который сошел с Неба, вочеловечившись, и употребил плоть свою, распростершись на Кресте, для связывания змия, змия древнего, который есть диавол и Сатана.
Будучи заключен в вещественную темницу, диавол по необходимости должен иметь вещественное естество, иначе никакая темница не сможет удержать его. Перед вторым пришествием Господа Сатана будет освобожден из темницы и выйдет прельстить (искусить) народ по всему миру.

«И произошла на небе война: архангел Михаил и ангелы его воевали против дракона и ангелы его воевали против них.
Но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и Сатаною, обольщающий всю Вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
И услышал я громкий голос, говорящий на небе: „Ныне настало спасение, и сила, и царство Бога нашего, и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь“.
Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего и не возлюбили души своей даже до смерти.
И так веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени!»
(Откр., 12:7–12).
Демоны имеют по естеству такой наружный вид, как и ангелы, то есть вид человека в его теле. По такому сходству с человеком Господь назвал диавола человеком.
Демоны исказили себя уничтожением в себе добра, рождением и развитием зла. По этой причине Писание называет их зверями, а главного из них – змеем: «Змей был мудрейшим всех зверей, живших на Земле».
Злоба и падение демонов отразились на их наружном виде. Видел Иов диавола страшным чудовищем.
Диавол (клеветник, обольститель) – это злой ангел по своему коварству и старанию обольстить людей и внушить им ложные мысли и злые желания.
Сатана – еврейское слово, означающее вообще противника и врага. В Священном Писании название это прилагается к диаволу, который есть начальник злых духов, враг Божий и искуситель и губитель душ человеческих. Искушению сатаны подвергался апостол Петр.
Бесы – слуги диавола. Они насылают сглаз и порчу, всячески вредят людям и через них Богу. Особенную ненависть у них вызывает брак. С бесами невозможно договориться, поскольку они закостенели во зле и не желают делать ничего, что имеет отношение к добру.
Христианство отождествляет бесов с падшими ангелами. От своего ангельского прошлого они сохранили сверхъестественные способности, а именно: власть над пространством и стихиями, возможность внушать людям мысли и дела. Кроме того, они сохранили свойство становиться невидимыми и менять по желанию облик. Как правило, характерный признак появления беса – удушливый запах серы. Они могут явиться в обличье ангелов, принимать вид того или иного человека либо превращаться в чудовищ или животных – пресмыкающихся, птиц или черных собак и кошек.
Среди сонмищ бесов наиболее известны главные прислужники Сатаны – Вельзевул, Азазель, Велиар, а также искушавший доктора Фауста Мефистофель.
Колдуны различными способами классифицируют духов. Существуют духи семи планет, каждого дня недели, каждого часа и так далее. Существуют также элементалы.
Духи каждой стихии также имеют свои характеры и привычки. Так, например, духи воздуха очень злы и жестоки.
Водные духи являются в виде женщин, они лживы и жестоки.
Духи земли обычно обитают в лесах. Они общительны и стараются сбить путника с дороги, «морочат».
Подземные духи особенно зловредны. Однако колдуны прибегают к помощи падших ангелов.

Диавол

Диавол греч. – клеветник, обольститель) – злые ангелы по своему коварству и старанию обольстить людей и внушить им ложные мысли и злые желания.

«Ваш отец диавол, – говорит Господь неверующим иудеям, – и вы хотите исполнять похоти Отца вашего. Он был человекоубийца изначала и не устоял в истине; ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое: ибо он лжец и отец лжи»
Диаволы самостоятельно не проявляются в нашем мире, их нужно вызывать особыми заклинаниями и специальным ритуалом. Уже вызванного диавола лица, обладающие определенными способностями, могут вгонять куда угодно. Как вызывают диавола особым ритуалом, так и для его изгнания существует особый ритуал, который используется экзорцистами. Диаволов очень много, и все они подразделяются по сфере влияния и имеют разные ранги.
Некоторые демонологи прошлого строили иерархию демонов согласно приписываемой им способности побуждать людей к совершению семи смертных грехов.
Бинсфельд (1589) привел такой список:
Люцифер – гордыня,
Маммона – алчность,
Асмодей – разврат,
Сатана – гнев,
Вельзевул – обжорство,
Левиафан – зависть,
Бельфегор – праздность.
Среди злых духов идет особое упоминание о Вельзевуле – князе диаволов, и Асмодее – диаволе-соблазнителе.
Многие диаволы являются источником болезней. Самые сильные диаволы – Люцифер, Вельзевул и Астарот.
Позже, в 1801 году, Френсис Баррет, оккультист, родившийся на два столетия позже, изменил список диаволов и классифицировал грехи. Маммона стал князем искусителей и соблазнителей, Асмодей – мстителем за причиненное зло, Сатана – символом обмана (обслуживающим ведьм и заклинателей) и Вельзевул – ложных богов. Кроме того, Пифон был представлен как князь духов лжи, Велиал – вместилище порока (карт и костей), Мерихим – духов, вызывающих заразные болезни, Абаддона – войн и Астарот – обвинителей и инквизиторов.
Поскольку диаволы были восставшими и падшими ангелами, они установили свои ранги по типу ангельских, создав иерархию демоническую.

Первый лик

1. Вельзевул был князем серафимов и следующим после Люцифера.
Поскольку все князья, то есть все начальники девяти ангельских хоров, являются падшими, то следует знать, что первыми от хора серафимов отпали Люцифер, Вельзевул и Левиафан, которые возглавили все восстание. Но четвертым был Михаил, который первым выступил против Люцифера, и все добропорядочные ангелы последовали за ним, так что теперь он является самым главным из них. Вельзевул склоняет людей к гордыне. И как Иоанн Креститель занял место Люцифера в Раю благодаря своему смирению, так и Вельзевул имеет на небесах своего противника – апостола евангелиста Иоанна Богослова.
2. Левиафан является князем той же степени, склоняющим людей к грехам, прямо противоречащим вере.
Противостоятель: апостол Петр .
3. Асмодей , падший серафим, имеющий огромную силу, которую не утратил до настоящего времени, и является князем низменных желаний.
Противостоятель: апостол Лука .
4. Бальберит являлся князем херувимов. Он склоняет людей к самоубийству, всевозможным ссорам, которые происходят практически без причин. Он склоняет людей к злословию и употреблению неприличных слов.
Ему противостоит святой Варнава .
5. Астарот склоняет людей к праздному времяпрепровождению: всевозможные попойки, веселые компании, праздное и пустое времяпрепровождение – вот что навязывает он людям. Он также склоняет людей к безделию и лени.
Ему противостоит апостол Варфоломей .
6. Веррен , также князь престолов, следующий после Астарота, склоняет людей к нетерпимости друг к другу и тем самым к ссоре. Это злой и коварный диавол.
Ему противостоят святой Ананий и святой мученик Александр Римский.
7. Грессил . Третий в ряду Престолов, склоняет людей к нечистоте и неряшеству. Ему доставляет удовольствие смотреть, как люди копошатся в грязи, улыбаются с грязными чубами и источают зловоние.
Ему противостоит святой Симеон .
8. Соннелон – четвертый в ряду престолов, возбуждает и людях ненависть к врагам. И этим самым досаждает Богу.
Ему противостоит апостол Павел .

Второй лик

9. Карро , князь властей, склоняет людей к жестокосердию. Его радует, когда не выполняется заповедь Божия «возлюби ближнего»…
Ему противостоит апостол евангелист Матфей.
10. Карниван – также князь властей, склоняет людей к непристойностям и бесстыдству. Ему доставляет удовольствие наблюдать за низкими сценами разврата, он смеется и хохочет, когда унижают женщин, он доводит людей до скотоложства, бисексуальности, орального секса и других бесстыдств.
Ему противостоит Симон Зелот .
11. Элле – князь Господств, подстрекает людей к завладению чужой собственностью.
Ему противостоят апостол Филипп и святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан .
12. Розье – второй в ряду Господств, сладкими речами склоняет людей к любострастию.
Ему противостоит евангелист святой Марк.
13. Верье – князь начал, склоняет людей к нарушению обета послушания и подстрекает их к богохульствам.
Ему противостоит апостол Фадей .

Третий лик

14. Белиал – князь сил, склоняющий людей к высокомерию и тщеславию. Ему доставляет удовольствие наблюдать, как никчемный человек кичится своим положением.
Ему противостоит святой Иосия .
15. Оливий – князь архангелов. Подстрекает людей быть жестокими и безжалостными к бедным, обездоленным и сиротам.
Ему противостоят святая Клеопа и преподобный Сампсон Странноприимец.
А как на практике можно применить то, о чем вы только что узнали? Знания о том святом или апостоле, который противостоит княжествующим диаволам, помогут правильно подобрать молитву в зависимости от того, чье имя вы будете призывать на помощь во время молитвы об избавлении отданного диавола-мучителя.
Число диаволов было легион. Святой Макарий Египетский молил Господа позволить ему увидеть силы зла, глаза святого открылись, и он увидел диаволов «многочисленных, как пчелы».
Количество диаволов больше, чем половина всего населения мира, но тем не менее в борьбе со злом им противостоят следующие архангелы и ангелы:
Михаил – «Который, как Бог»;
Гавриил – Сила Бога;
Рафаил – Бог-исцелитель;
Самуил – Сильнейший;
Анаель – Внемли мне, Господи!;
Сашиель – Справедливость Бога;
Кассиель – Престол Бога;
Уриил – Огонь и свет Божий;
Иериил – Высота Божия;
Салафиил – Молитва к Богу;
Иегудиил – Хвала Божия;
Варахиил – Благословение Божие.
Жизнь их вечна, поэтому в своих молитвах нужно прибегать к помощи именно этих архангелов.

Сети диавола

Злой ловец-диавол ежедневно ловит каждого из нас в свои сети. И как много этих сетей, и как много неосторожных попадают в них! И каждая из них имеет свое название. Вот эти, наиболее распространенные сети, в которые он нас ловит: сеть гнева и вражды, сеть любостяжания, сеть пристрастия к удовольствиям, развлечениям, сеть гордости, сомнения в истинах веры, сеть неверия, сеть зависти к ближнему и недоброжелательства, сеть скупости или страсть копить деньги, сеть чревоугодия, пьянства, сеть блудной страсти, сеть пристрастия к нарядам, когда человек думает только об украшении тела, а об украшении души добродетелями и не думает, сеть уныния, ропота, сеть ложного стыда, сеть осуждения ближнего, сеть празднословия и клеветы.
И мало ли этих сетей на погибель души нашей бросает враг рода человеческого!
Жизнь – море, мы – рыбы, диавол – ловец наш, его хитрости и коварство в совокупности с лукавством нашей плоти и мира составляют ту сеть, которой он отлично удит свою рыбу.
Берегитесь такого искусного ловца и таких опасных сетей! Обходите их стороной!

Сильное оружие против диавола

Сильное оружие против духов злобы есть молитва – молитва усердная, смиренная, чистая. Нет времени, в которое молитва к Богу не была бы для нас потребна, молитва для внутреннего нашего человека есть то же, что дыхание для внешнего. Перестает человек дышать, вместе с тем перестает и жить. Равным образом и душа, не привыкшая к молитве, перестает жить жизнью Божиею и бывает мертва для Бога и для Царства Небесного. Так, душа христианская при всяком искушении тотчас мысленно устремляется к Богу. Ограждай себя крестом и молитвою и – сим побеждай!
В части книги «Молитвенный щит» я привожу замечательные молитвы, которые обладают необыкновенной силой. Читая их, вы в этом убедитесь сами. Они – ваше оружие.

Явления нечистой силы людям

Все мы неоднократно слышали рассказы очевидцев о том, как они сталкивались с нечистой силой. Причем эти проявления бывают очень непохожими друг на друга, а могут быть и почти одинаковыми как по воздействию, так и по видимым очертаниям. Очень часто сталкиваются люди с домовыми, чертями, явлениями полтергейста, всевозможными духами и реже – это бесы, диаволы и высшие диавольские чины. Коснемся немного такого явления, как полтергейст.

Полтергейст

Полтергейст – немецкое слово, означающее дух (geist), производящий шум или гам (polter). В легионе демонов это обладающие самым низким потенциалом зла демоны. Очень часто они уживаются с некоторыми людьми, а те в свою очередь называют их ласково барабашка. И все же это демоны, а не духи. Для проявления присутствия этих демонов характерны такие черты, как шумы или стуки, шаги по полу или потолку, причем по скорости шага и его тяжести можно судить, какого ранга демон поселился в вашем доме. В вашем доме могут передвигаться и самовозгораться предметы, появляться надписи в любом месте. Проявления левитации и телекинеза очень часто выбивают из равновесия жителей дома или квартиры. Очень часто демон похищает небольшие предметы, причем впоследствии эти предметы можно будет обнаружить в самых неожиданных местах.
Демоны полтергейста очень любят лязганье цепей или звон маленького колокольчика, поэтому, чтобы «заловить» такого демона, с древних времен используют шум цепей с последующим резким их закручиванием или звон колокольчика для того, чтобы загнать демона в западню, то есть в отдельное помещение, двери которого закрывались, на них ставились особые печати под пение псалма 90, на окна ставились такие же печати, а тот, кто заманивал демона, вступал в единоборство, и не всегда демонов удавалось победить. Но если вызвавшийся изгнать демона оказывался слаб, он либо погибал, либо убегал из комнаты, в таком случае демон ускользал и начинал творить такие бесчинства, от которых спастись было просто невозможно.

Домовой

Домовой – довольно распространенное явление в нашей жизни. Разнообразные истории о домовых наполняют нашу жизнь, и до конца узнать, чем он нам угрожает, мы не можем. Они живут в непосредственном соседстве с людьми, не нанося им большого вреда, изредка показывая свой облик, если чем-то недовольны, могут душить своих хозяев (имеются в виду люди, живущие в доме, где поселился домовой). Размеры домовых очень разные – от небольшого лохматого человечка до гиганта, покрытого густой шерстью. Его, как правило, не изгоняют, но если он начинает приносить вред, от него стараются избавиться.

Черт

Черт в своем облике показывается людям редко. Имеется много очевидцев, которые в своей жизни сталкивались с чертями, причем описания черта у всех одно, и оно не отличается от общеизвестного его облика. Он поселяется в энергетически неблагополучных домах и в домах, где имя черта очень часто призывается. Вред от его присутствия значительный. Черти – прекрасные телепаты, им известны ваши самые сокровенные мысли, и они начинают на них играть. Если вы жадный человек, черт постоянно поддерживает и распаляет вашу жадность до неистовства, если зло поселилось в вашем сердце, черт будет разжигать ваши чувства до тех пор, пока у вас не возникнет желание убить человека. Черт может толкать человека на любое преступление. Если со стороны человека черт встречает сопротивление, то толкает его на самоубийство. Противостоять черту можно постом, молитвой и личным сопротивлением и неприятием греховных дел.

Бес

Бес проявляется в физическом теле еще реже, чем черт, он предпочитает оставаться невидимым. Его воздействие на человека мощнее воздействия черта и крайне губительно.
Ведьмы предпочитают работать с бесами, а те в свою очередь легко идут на соглашение, ведь после смерти ведьмы эти попадают в полную зависимость к бесу и прислуживают ему в самой черновой работе. Обещают же они своей ведьме многие блага. А ведь ведьме должно быть известно о том, что род человеческий ненавистен в «царстве» зла, ведь именно из-за того, что Бог создал человека, и возникла брань на небесах. Диаволу и его легиону нечисти необходимо унизить род человеческий, изуродовать его души и, смеясь, показать Богу: «Смотри, что создал, вот что они сделали, а ведь были созданы по образу и подобию Божьему».
Изгнать беса нелегко, так как человек, в теле которого находится бес, становится очень сильным физически, а при изгнании беса больного необходимо удержать, и очень опасно, если одержимый бесом человек вырвется, так как он в ярости может убить не одного человека, ставшего на его пути.

Духовидение
(по трудам святителя Игнатия)

По изречению Святых Отцов, принадлежащих не только Восточной церкви, но и всей Вселенской, видно, какое большое различие между существом Бога и существом ангела, демона и души, хотя Священное Писание и Святые Отцы называют и Бога Духом, и ангелов, и демонов, и души человеческие духами. Называются они бесплотными, невещественными по той причине, что не имеют нашей плоти, нашей грубой вещественности, не подлежат нашим чувствам, чем отличаются от разряда вещественных предметов, подлежащих нашим чувствам. Называются разумными, мысленными, по главному отличительному свойству, уму или духу, способности не только мыслить, но и ощущать духовно.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов