Маршруты первооткрывателей на контурной карте. Технологическая карта урока географии по фгос тема: географические открытия древности и средневековья
Задание № 1.
На карте на с. 54-55 покажите маршрут первой русской кругосветной экспедиции, укажите, в чем, на ваш взгляд, состояло ее значение для науки.
Это плавание внесло значительный вклад в изучение Тихого и Северного Ледовитого океанов. Были открыты новые острова, составлены описания и нанесены на карту малоизученные и неисследованные районы Тихого океана, побережье Дальнего Востока, Аляски, Алеутских островов. Все это обогатило географию и естественные науки сведениями о странах, мало известных, а описание путешествия и атлас были переведены на многие европейские языки. Помимо этого, значение для российской географии и флота состояло в том, что изменилось отношение к морским экспедициям, сделав их непрерывными.
Задание № 2.
На карте на с. 54-55 покажите маршруты путешествий Г. И. Невельского и Е. В. Путятина по Дальнему Востоку. Отметьте, в чем вы видите их значение.
В результате экспедиций Г. И. Невельского было установлено, что Сахалин - остров, открыт отделяющий его от материка пролив Татарский, а также ряд новых территорий. Установлена возможность входа судов в Амур и основан г. Николаевск-на-Амуре.
Результатом экспедиции Е. В. Путятина стало открытие неизвестных ранее островов, установление дипломатического контакта с закрытой от европейцев Японией.
Помимо географических открытий эти экспедиции имели значение для укрепления позиций России на Дальнем Востоке и закрепления за ней Приморья.
Задание № 3.
На карте на с. 54-55 покажите маршрут кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Какое мировое открытие было совершено ее участниками? В чем состоит его значение?
16 января 1820 года экспедиция открыла шестой континент планеты - Антарктиду, что до этого не удалось сделать великому английскому мореплавателю - Дж. Куку. За время плавания экспедиция обошла вокруг всего материка. Были открыты и нанесены на карту десятки новых островов, собраны уникальные естественно-научная и этнографическая коллекции, данные наблюдений за водами Мирового океана и ледяными покрытиями нового континента. Сделаны превосходные зарисовки видов Антарктики и обитающих там животных.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
« Географические открытия древности
и Средневековья ».
Учитель: Менайленко Инга Константиновна
Место работы : Темрюкский р-он, ст.Ахтанизовская, МБОУ СОШ №10
Предмет: география.
Класс: 5
Тема урока №6: «Географические открытия древности и Средневековья»
Базовый учебник: И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин
Цель урока: Познакомить с историей географических открытий.
Задачи:
предметные –
1. Выявлять и знать историю географических открытий древности и Средневековья
2. Знать имена первооткрывателей: Геродот, Пифей, Эратосфен, Марко Поло, Бартоломео Диаш, Васко да Гама.
метапредметные – Умение работать с картой полушарий, с контурными картами, с текстом учебника, выделять в нем главное.
личностные – Проявление учебно-познавательного интереса к географической науке.
Тип урока – урок «открытия» новых знаний.
Оборудование: физическая кapтa полушарий, электронное приложение
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Для чего люди изучают Землю? Какие географические открытия совершили люди в древности? Слайд 1. | Подготовка класса к работе. | Самоопределение: внутренняя пози-ция школьника. | Регулятивные: целеполага-ние; коммуникативные: планирование учебного сотрудничест ва с учителем и сверстниками. |
|
2.Актуализация знаний | Рассказ учителя Финикийцы первыми обо- гнули Африку. Геродот оставил описания многих стран. Пифей нашел путь к Британским островам. Эратосфен дал название науке - «география», из- мерил окружность Земли. Арабские мореплавате- ли освоили воды Индийского океана, посещали Индию и Китай. Удивительное путешествие со- вершил венецианский купец Марко Поло. Барто- ломео Диаш достиг самой южной точки Африки, а Васко да Гама доплыл до Индии. | Вспоминают ранее изученный материал, отвечают на вопросы, предлагают свои версии ответа на вопросы связанные с мыслительной деятельностью | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Основы системы научных знаний. |
3. самоопределение(целепологание) Изучение нового материала | Упражнение на целеполагание. Работа с учебником: Плавания финикийцев. Выписать в тетрадь путь финикийцев | Записывают в рабочую тетрадь | Самоопределение: самооценка и самоуважение; смыслообразова ние: учебная мотивация. | Формирование умения давать определения понятиям | Предметные и метапредметные действия с учебным материалом. |
4.Организация и самообразование учащихся дальнейшее усвоения материала. Изучение нового материала | Итак, давайте А) назовём великих географов древности, их открытия, используя пункт 2 на стр.28 Б) Назовите географические открытия Средневековья, используя пункт 3 на стр.28 | Ответы учащихся. Дети читают на стр.27-28 Учащиеся проговаривают и записывают вывод в тетрадь. Отвечают на вопросы, предлагают свои версии ответа на вопросы Находят нужную информацию в тексте. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания Формирование готовности и способности к самообразованию. | Формирования умения логически мыслить, приводить примеры Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; владение устной речью | Опыт «предметной» деятельности по получению знаний. Овладение основными навыками нахождения информации |
5. Физминутка | |||||
6. Проверка полученных результатов. Коррекция. | Учитель: Работа с электронным приложением «Проверь свои знания» Практическая работа №1 Важнейшие открытия древности и Средневековья 2. Подпишите на контурной карте названия всех материков и океанов. Материки, известные в древности и в Средние века, подчеркните зеленым 3. Обозначьте на контурной карте маршруты путешественников Средневековья. | Формулируют свои ответы в соответствии с требованиями учителя | Формирование экологического мышления. Осознанность единства и целостности окружающего мира. | Умение на практике пользоваться географическими знаниями. | |
7. Рефлексия | Что вы узнали на уроке? Что вы узнали интересного? Что запомнилось? Синквейн Сегодня на уроке: | Осуществляют самооценку деятельности | Владение основами самооценки |
||
8. Оценивание результатов | Подводит итог игры, урока в целом. Объявляет оценки. | Выставляют отметки | |||
9. Д/зад. | § 5, используя текст § 5 учебника, заполните таблицу (Ученый, путешественник Где побывал и когда Географические открытия) Эратосфен Марко Поло Бартоломео Васко да Гама) | Уч-ся выбирают и записывают задания в дневник | Формирование познавательной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с книгами | Овладение навыками самостоятельного приобретения знаний. | Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению географичес Географические открытия древности и Средневековья 1 . Для чего люди изучают Землю? 2 . Какие географические открытия совершили люди в древности?
Финикийцы жили на восточном побережье Средиземного моря, где создали ряд торговых городов- государств, из которых наиболее известны Тир и Сидон . Великие географы древности. Геродот (V в. до н. э.) Историк и путешественник, давший описание многих стран, истории и быта народов. Он посетил Скифию (южная часть России ), где жили племена ски фов и сарматов. Описал климат Египта , разлив Нила . Скифы - народы, обитавшие в эпоху античности и Средневековья, как на территории Восточной Европы, так и на территории Азии. Древние греки называли страну, где обитали скифы - Скифия Пифей В IV в. до н. э. древнегреческий учёный и мореплаватель Пифей выйдя из Средиземного мо ря, он обогнул берега Испании и Франции и достиг Ирландии и Великобритании . Затем он посетил земли германцев , богатые янтарём. Пифей первым установил зависимость между географической широтой и длиной дня и ночи. Путешествия Пифея Пифей около 325 года до н.э. совершил путешествие вдоль берегов Северной Европы, достиг берегов Ирландии и Великобритании Эратосфен Эратосфен впервые употребил термин «география». Эратосфен Древнегреческий учёный Эратосфен во II в. до н. э. измерил длину экватора и вычислил размеры земного шара, впервые выделил на нашей планете климатические пояса Карта, составленная Эратосфеном 3 . Географические открытия Средневековья
переименовали в мыс Доброй Надежды, так как это открытие по давало надежды на открытие морского пути в Индию.
(ок. 1469-1524). Эратосфен
Геродот Пифей Финикийцы
Марко Поло Пифей Восстановите первоначальный текст, подбирая имена, предложенные после текста. Потерявшиеся” имена (даны в алфавитном порядке): Геродот, Марко Поло, Пифей, Эратосфен. Эратосфен География – наука о Земле. Название этой науке дал греческий ученый _________. Выдающимися путешественниками были древние греки ___________и _________, которые в своих путешествиях собирали интересные сведения о народах, описывали природу неизвестных стран. В 1271 году через Средиземное море, по долинам реки Тигр до Персидского залива, через пустыни и горы Центральной Азии _________со своим отцом и дядей проложил торговый путь в Китай. Но настоящим временем географии стала эпоха Великих географических открытий (конец XV – начало XVII в). Европейцы искали морской путь в богатые страны Востока. Экспедиция _________отправилась на поиски водного пути в Индию вокруг Африки. Геродот Пифей Марко Поло
ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ 1. Какие путешествия совершили финикийские моряки? 2. В чём заслуга древнегреческого учёного Эратосфена? 3. В чём заслуга Геродота? 4. Какие открытия сделал Пифей? 5. Какое путешествие совершил Марко Поло7 6.Кто впервые смог достигнуть южной точки Африки? 7.Как в древности называли Африку? 8 Какой мореплалаватель смог обогнуть Африку и достигнуть Индию. Интересные статьиИнтересные статьи |