Соловьёвой «Ночь и день. Заучивание стихотворения П

13.07.2020

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Цели:

  • ознакомить детей с выразительными средствами русского языка: синонимами образными сравнениями;
  • развивать речь и творческие способности учащихся;
  • учить детей делать выводы, обобщать.

Оборудование:

  • учебник под редакцией А.В.Поляковой “Русский язык” 1 класс;
  • карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного.

Составьте пословицы, которые записаны у меня на доске.

Как понимаете смысл этих пословиц?

(высказывания детей)

III. Изучение нового.

1. Синонимы.

1. На доске записаны слова:

Огонь, дело, тоска, занятие, удача, грусть, непогода, успех, ненастье, пламя.

Прочитайте слова.

Что вы можете сказать про эти слова?

Объедините эти слова в пары по общему признаку. Какой это признак?

Объясните свой выбор.

(эти слова, близкие по значению)

Пропустите одну строчку для нашей сегодняшней темы, которую мы запишем в конце урока, а на второй запишите эти слова.

Близкие по значению слова называются синонимы.

2. Составьте предложение с любым словом и запишите.

3. Проверка.

2. Образные сравнения.

1. На доске записано предложение.

В нём есть секрет языка. Может кто-то найдёт?

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…

Какие слова помогают создать образ леса?

С чем сравнивается лес?

А почему его сравнивают с теремом?

Точно терем расписной – называют образное сравнение .

2. Перед вами лежат листы.

Прочитайте и найдите в них образные сравнения.

Ночь зимой – как чёрный кот,
День – как серенькая мышь.
Но весна, весна идёт,
Ярко, звонко каплет с крыш.
И теперь наоборот:
Ночь – как серенькая мышь,
День – большой, блестящий кот.

(Ночь – чёрный кот, день – серенькая мышь,

Ночь – серенькая мышь, день – большой блестящий кот)

Почему сначала день был как серенькая мышь, а потом он сравнил ночь с мышью?

(Мышь как будто быстро убегает)

3. Физминутка.

4. Образные названия месяцев.

Какое сейчас время года?

Назовите весенние месяцы.

Кто-нибудь знает, как называется месяц март?

(Март. Протальник)

Записать в тетради.

Почему протальник?

Подберите однокоренные слова.

(талый, протальник)

У вас на столах лежат листочки с отрывками из стихотворений.

Распустился ландыш.
Распускается сирень.
На дворе звенит капель.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.

Солнце в марте ходит выше.
Горячей его лучи.

Найдите на ваших листках отрывки, которые подходят к этому месяцу.

(Солнце в марте ходит выше.

Горячей его лучи.)

А апрель? (Апрель. Снегогон. Цветень.)

Запись в тетради.

Найдите отрывок про апрель.

(На дворе звенит капель.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.)

А май? (Май. Травень. Травник)

Найдите отрывок про май.

(Распустился ландыш.

Распускается сирень.)

Может быть, кто-нибудь знает, откуда пришли к нам названия месяцев?

Оказывается, все современные названия месяцев пришли в русский язык из латинского или греческого языков.

В древнем русском языке были разные образные названия месяцев. Об этом рассказывают нам старинные книги, пословицы и поговорки.

5. Итог урока.

Я попросила вас пропустить строчку, чтобы написать тему нашего урока, а сама забыла.

Скажите, как бы вы её назвали?

(Высказывания детей)

Цель. Познакомить детей со стихотворением П. Соловьевой «Ночь и день»; поупражнять в выразительном чтении стихотворения.

Ход занятия

«Не заметили ли вы, что зимой длиннее – день или ночь?» – интересуется у детей педагог и читает:


– Ночь зимой – как черный кот,
День – как серенькая мышь.

Какие необычные сравнения: „ночь зимой – как черный кот, день…?“ Эти строчки можно прочитать по-разному, делая акцент (ударение) на разных словах».

Воспитатель повторяет строчки и просит 2–3 детей по-разному проговорить их.

Педагог повторяет строчки еще раз и присоединяет к ним две следующие:


Но весна, весна идет,
Ярко, звонко каплет с крыш.

Дети (2–3 ребенка) читают четверостишие. Затем его повторяет педагог, присоединяя следующие четыре строки:


Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьев,
Стали птицы прилетать,
Звонче щебет воробьев.

Дети вместе с педагогом дважды проговаривают эти строчки, а 1–2 ребенка пробуют прочитать их самостоятельно.

Воспитатель, повторяя последние четыре строки, присоединяет к ним завершающее четверостишие:


Исчезает тьма и тишь,
И теперь наоборот:
Ночь – как серенькая мышь,
День – большой, блестящий кот.

Педагог обращает внимание детей на сравнение ночи и дня с котом: «Ночь зимой – как черный кот», а с наступлением весны «день – большой, блестящий кот».

«Большой – понятно, так как день стал длиннее, а почему блестящий?» – спрашивает воспитатель. (Стало больше солнечных дней.)

Педагог читает стихотворение полностью. Повторяет его, предлагая детям читать вместе с ним, но без голоса (тренировка артикуляционного аппарата).

Дети не успевают запомнить стихотворение на занятии. На это им потребуется 2–3 дня. Они будут читать стихотворение без искажений, если педагог будет переодически повторять его (вечером, во время сборов на прогулку).

Занятие 5. Лексические игры и упражнения

Цель. Активизировать речь детей, учить их импровизировать.

Ход занятия

«Сегодня хорошая погода, – начинает занятие воспитатель. – А точнее? (Теплая, солнечная, прекрасная…)



А на днях была плохая погода… (ветреная, с мокрым снегом, с гололедом…) .

У поэта Михаила Ясного, „Мирную считалку“ которого мы с вами часто вспоминаем, есть странное стихотворение:


– Здравствуйте, хвостаствуйте!
Как вы поживаете?
– Здравствуйте, мордаствуйте!
Вы нас не кусайствуйте!..

Что вы об этом думаете? Можете повторить слова хвостаствуйте, кусайствуйте ?


Так говорил с хвостом щенок -
И все его поймать не мог!

Мы давно не играли с вами в игру „Где мы были, мы не скажем, а что видели, покажем“. Правила игры помните? Тогда я начну…»

Педагог может, например, изобразить, как он болеет, когда по телевизору показывают футбольный или хоккейный матч.

Затем вызывает 3–4 детей, желающих продемонстрировать свою импровизацию.

«Проверим, – говорит педагог, – научились мы с вами сочинять интересные небылицы. – Итак, вы будете называть слова, а я запишу некоторые из них.

Что, кто вокруг нас и далеко от нас…

Какие бывают предметы, живые существа…

Где они могут находиться…

Что могут делать…»

Воспитатель предлагает вниманию детей 3–4 нелепицы.

Завершая занятие, педагог говорит детям, что будет рад услышать от них самостоятельно придуманные небылицы.

Занятие 6. Весна идет, весне дорогу!

Цель. Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.

Ход занятия

Педагог уточняет у детей, какое сейчас время года и какой весенний месяц.

«Чувствуете приближение весны? – интересуется воспитатель. – Кто какие приметы весны заметил? А вот что о ранней весне в стихотворениях говорится».

Педагог читает стихотворения: Ф. Тютчева «Зима недаром злится…», «Весенние воды», Е. Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!».


Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
Ф. Тютчев


Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!

Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
Ф. Тютчев


Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен, и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поет
Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка! с ним журчит,
Летает в небе с ней!

Зачем так радует ее
И солнце, и весна!
Ликует ли, как дочь стихий,
На пире их она?

Что нужды! счастлив, кто на нем
Забвенье мысли пьет,
Кого далёко от нее
Он, дивный, унесет!
Е. Баратынский

Воспитатель спрашивает у детей, какое стихотворение им понравилось. Читает то из них, которое понравилось большинству детей. (Чаще всего – это «Зима недаром злится…».)

Перед чтением педагог обращает внимание детей на необычные сравнения: весна – прекрасное, умывшееся снегом счастливое дитя; зима – злая ведьма, она еще не готова уступить место весне и злится на нее.

Воспитатель подчеркивает, как красива и образна поэтическая речь, какая она звучная, складная.

«Уметь писать хорошие стихи – редкий дар. Хорошие стихи живут долго. И эти весенние стихи написаны очень давно», – замечает педагог.

Затем спрашивает у детей, не заметили ли они, как изменилась ночь (она как черный кот или уже нет?), как выглядит день (как серенькая мышка или..?).

Татьяна Мельник
Заучивание стихотворения П. Соловьёвой «Ночь и день»

Заучивание стихотворения

П. Соловьёвой «Ночь и день »

Программные задачи :

Продолжать учить детей пользоваться мнемотаблицами.

Познакомить детей со стихотворением П . Соловьёвой «Ночь и день » .

Поупражнять в выразительном чтении стихотворения .

Закрепить правильное употребление предлогов; умение составлять небольшие рассказы о весне.

Формировать умение делить слова на слоги, работать в тетради.

Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа : задание на дом – составить рассказ о весне из 5-6 предложений, работа по карточкам игра «Короткие слова»

Словарь : весна, блестящий кот.

Материал : карточки мнемотаблицы на каждого ребёнка, тетради, ручки, ноутбук.

Индивидуальная работа : перед занятием провести дидактическую игру «Короткие слова»

Методика проведения.

Воспитатель - Ребята давайте вспомним пальчиковую гимнастику :

«Лягушки - хохотушки» Развивать память, внимание, моторику, ритмичность движений; закрепить знания о повадках лягушки.

Две лягушки – хохотушки

Прыгали, скакали.

Лапкой - хлоп, другой -хлоп,

Щёки раздували.

Увидали комара,

Закричали :

«Ква -ква -ква!»

Улетел комар, как ветер.

Хорошо пожить на свете!

Показывают указательный и средний пальцы, остальные убирают.

Ладонью ритмично хлопают по ноге.

Показывают округлость пальцами вокруг щёк.

Делают щепотку из трёх пальцев, изображают траекторию полёта, прослеживают её глазами.

Большой палец руки ставят портив всех остальных, изображают открывание и закрывание рта.

Производят резкое движение руки вперёд.

Поглаживают ладонью по груди.

Воспитатель – Заметили ли вы, что зимой длиннее день или ночь ? Вот, послушайте, как сравнивает день и ночь Соловьёва .

- Ночь зимой – как чёрный кот,

День – как серенькая мышь.

Какое интересное сравнение. Ночь – как чёрный кот . День как -… Это предложение можно прочитать по-разному, делая ударения на разных словах. Попробуйте, прочитать (дети проговаривают строки стихотворения ) . Выложите, карточки таблицы у себя на столах (работа за столами) .

Послушайте, следующие строки –

Но, весна, весна идёт,

Ярко, звонко каплет с крыш.

Выкладываем следующие карточки и прочитаем всё четверостишье.

Дети выкладывают карточки, 2 ребёнка повторяют четверостишье.

Слушаем следующие четыре строки –

Уж морозу не сдержать

Шумной радости ручьёв,

Стали птицы прилетать,

Звонче щебет воробьёв.

Выкладываем следующие карточки, слушаем и шёпотом повторяем за мной. Кто хочет попробовать прочитать самостоятельно? (дети читают) .

И последнее четверостишье –

Исчезает тьма и тишь,

И теперь наоборот :

Ночь – как серенькая мышь,

День – большой , блестящий кот.

Обратите внимание, как автор сравнивает день и ночь с котом : «Ночь зимой – как чёрный кот» , а с наступлением весны «День – большой , блестящий кот» . Большой – понятно, день стал длиннее , а почему блестящий? (ответы детей – день стал ярче , много света, солнце светит ярко и всё блестит)

Теперь, послушайте всё стихотворение и запоминайте –

Но, весна, весна идёт,

Ярко, звонко каплет с крыш.

Уж морозу не сдержать

Шумной радости ручьёв,

Стали птицы прилетать,

Звонче щебет воробьёв.

Исчезает тьма и тишь,

И теперь наоборот :

Ночь – как серенькая мышь,

День – большой , блестящий кот.

Дети читают стихотворение .

Физкультминутка.

Лебеди летят

Крыльями машут,

Нагнулись над водой,

Качают головой.

Гордо и смело

Могут держаться.

Очень бесшумно

На воду садятся.

Интенсивно делают взмахи руками.

Руки за спину, наклон вперёд, покачивание головой.

Руки на поясе, повороты туловища вправо, влево.

Присесть на корточки.

Работа над словом «весна»

Ребята, что означает слово «весна» ? (ответы детей) . Сколько слогов в слове «весна» ? Сколько звуков? Сколько согласных? Сколько гласных? Назовите звонкие согласные. Назовите глухие согласные. Напечатайте слово «весна» в тетради.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Воспитатель – Я вам давала задание на дом придумать небольшой рассказ о весне. Кто хочет рассказать?

Рассказы 2-3 детей

Итог - Что вам показалось трудным сегодня? Что получилось лучше всего? Что понравилось? (ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Шинель» Программное содержание. Формировать умение внимательно слушать стихотворение, запоминать и выразительно читать его, приобщить детей к поэтическому.

Конспект НОД «Необычное путешествие» заучивание стихотворения «Мышка и сыр» с использованием мнемотаблиц Цель: обучение детей умению пользоваться средствами мнемотехники при заучивании стихотворений Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект НОД «Заучивание стихотворения «Снеговик» Тема: заучивание стихотворения Т. Белозёрова «Снеговик» (с помощью мнемотаблицы) Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Речевое развитие. Заучивание стихотворения Я. Акима «Апрель» Цели: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией задушевность, нежное отношение к еще робкой весне; воспроизводить.

Программное содержание: Образовательные задачи: Помочь детям понять содержание стихотворного текста о цветении черемухи, приходе весны;.

Конспект занятия «Заучивание стихотворения И. А. Белоусова «Осень» Конспект образовательной деятельности по «Речевому развитию» - развитие речи с детьми старшей группы (5-6 лет). Тема: «Заучивание стихотворения.

Занятие по развитию речи. Заучивание стихотворения Я. Мировича «Листопад» Задачи: Развивать произвольное запоминание, используя текст стихотворения. Учить детей воспроизводить текст, используя интонационную выразительность.

Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень» Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень»». Программные задачи: Помочь.

Заучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Медведь проснулся» подготовительная группа Конспект непосредственно образовательной деятельности, образовательная область «Коммуникация»

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов