Рабочая программа по "нвп". Двухдневный курс по специальной подготовке Формирование основных навыков стрельбы

22.04.2020

Начальная военная подготовка является основой крепкого государства и формирования национальной сознательности молодого поколения. Формирование основных понятий, обучение тактике и технологии, возможность обезопасить себя в случае необходимости являются основой программы. Синонимом этого термина является допризывная подготовка, что заключается в представлении современной молодежи о военном деле.

Организация обучения

Раньше допризывная подготовка проводилась без отрыва от учебы, занятия были параллельными основному процессу обучения. Как предмет вводился с девятого класса. Обучение проходили как юноши, так и девушки допризывного и призывного возраста.

Преподаватели выбирались из офицеров или других военнослужащих, которые по выслуге лет вышли в запас. Официально за ними закреплялось звание военного руководителя, и они обучали класс или целые группы. В среднем в неделю проводились два занятия. В процессе использовалась учебное оружие, которое представлялось малокалиберными винтовками или муляжами ручных гранат, выдавались средства индивидуальной защиты в виде респираторных масок и противогазов, также средства радиационной и химической разведки и учебные плакаты с макетами, на которых можно было тренироваться.

Современная начальная военная подготовка в школе имеет своей основой стандартную концепцию обучения, но кроме основных занятий, могут быть сформированы факультативы и дополнительные кружки.

Элементы программы

Процесс обучения можно поделить на несколько этапов. К начальной стадии относилось определение вооруженных сил и его задачи, изучение состава, структуры и разделение на разные типы войск. Также на занятиях подавалась структуризация системы воинских званий и различительные знаки, изучался порядок прохождения воинской службы.

В начально-военную подготовку входило изучение строевой подготовки и огневой тактики. Проводились занятия по теории ведения боя и действий военнослужащих в процессе боя, защита от оружия массового поражения и преподавалась медицинская подготовка. Благодаря поверхностному изучению оказания первой медицинской помощи можно было помогать получившим ранения и травмы, проводилось изучение уставов и давались элементы топографической подготовки.

Некоторые занятия включали в себя инженерную подготовку и изучение способов оборудования и маскировки позиций военнослужащих. Обязательно после окончания обучения по программе учеников или студентов вывозили на сборы в воинскую часть, где они могли на практике проверить свои знания и пройти полноценный курс.

Сочетание теоретического и практического элементов помогали полноценно воплотить программу начально-военной подготовки и получить качественный результат.

Дополнительные организации

В процессе обучения можно было получить дополнительную подготовку в добровольном обществе содействия армии авиации и флоту, представители которых были в каждом областном центре или районе. Сюда входили курсы по вождению грузовых автомобилей, гусеничной техники, радиотелеграфистов.

Также желающих обучали прыжкам с парашютом вождению мотоцикла и мотоциклетному спорту, спортивной радиопеленгации и моделизму. ДОСААФ занимался не только военно-патриотическим воспитанием молодежи, но и качественной подготовкой юношей, желающих поступать в военные высшие училища.

Современное обучение

Начальная военная подготовка в школе сегодня основана больше на теоретическом изучении и структуризации полученных знаний. Знакомятся с общими задачами и целями, которые ставят перед собой вооруженные силы, изучают элементы состава и структуризации вооруженных сил, а также порядок, в котором проходит воинская служба. Что касается практических занятий, то они проводятся уже после ознакомления с теоретической частью в виде активных развивающих игр и спортивных соревнований.

Современная начальная военная подготовка в РФ ориентируется на развитие физической выносливости и увеличение силовых показателей. Поэтому в процессе прохождения подготовки включаются спортивные упражнения и физические нагрузки.

Ситуация в странах

На сегодняшнее время некоторые страны исключили из обучающих программ начальную военную подготовку, но существует ряд государств, где дисциплина считается базовой и обязательной. К ним относятся Казахстан, Белоруссия, где используется формулировка допризывной подготовки. Это понятие является синонимом к основному.

В Украине и Киргизии подготовка началась с 2012 и 2014 годов. Также страны, где практикуется программа начальной военной подготовки, это Узбекистан, Армения, Азербайджан. Что касается России, то здесь преподавание НВП в школах было возобновлено только в некоторых средних учебных заведениях.

Актуальность обучения

Основы начальной военной подготовки позволяют сформировать в учениках не только патриотизм, национализм, но и четкое понимание своей роли для государства. Благодаря этой дисциплине формируется чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах, чувство полезности и желание проявить себя на благо Отечества.

В процессе полноценного изучения предмета ученики получали знания не только из области военной науки, но и из топографии, медицины, строевой подготовки и физического развития. Учреждения начальной военной подготовки были этапом формирования дисциплинированного патриотически настроенного человека. После окончания училищ и военных школ можно продолжить военную карьеру.

Другие государства

Образцом в этом плане может быть Израиль, где допризывная подготовка начинается обязательно с 13 лет, там к ней призываются как мальчики, так и девочки. Обучение проводится молодежными батальонами, обязательными двухнедельными сборами в военных лагерях.

Программа построена таким образом, что большее внимание уделяется практическим занятиям и возможности учеников отрабатывать полученные знания. За процессом обучения следят эксперты, которые выдают на аттестации заключения об уровне подготовки и ставят оценки, на основе которых можно выбирать военно-учетные специальности.

Также в этих системах имеются авиационные и военно-морские секции, на которых ученики могут научиться не только планированию, технологиям вождения, управления, но и практиковаться на площадках. Что касается Великобритании, то здесь основы начально-военной подготовки не включаются в общую образовательную систему, а представлены добровольными организациями школ и колледжей, которые направлены на военизированный тип.

Имеются объединенные кадетские подразделения, корпус авиационной подготовки, морской кадетский корпус. Сюда принимаются девушки и юноши в возрасте от 11 до 18 лет, сначала их зачисляют на один год, а после истечения срока обучение можно продолжить.

Также управление подразделениями следит за развитием успехов. В процесс входит не только техническое обслуживание автомобилей, связь, преодоление естественных преград и верховая езда, но также и теоретическая часть, где предоставлена разная информация, что будет полезной для обучения.

Польза от дисциплины

Прохождение курса начально-военной подготовки помогает школьнику сформировать свое мировоззрение и стать более дисциплинированным. В большинстве случаев юноши выбирают продолжение военной карьеры и поступают в военные училища. Из курса военной подготовки остаются универсальные в плане полезности знания, базовые навыки по медицинской помощи и ориентировке на местности. Также благодаря практическим блокам развиваются физические данные и повышается выносливость школьников.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Видновская средняя общеобразовательная школа №4

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ __________________________

«_______» __________________ 20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По элективному курсу

на профильном уровне

« Начальная военная подготовка »

10 - 11 класс

Учитель: _ Исаев В.А.

2014г.

г. Видное


Пояснительная записка

Выбор программы связан с тем, что школа с 2002 года работает по направлению кадетского образования и патриотического воспитания. Эта программа направлена на реализацию цели - военно-патриотического воспитания на основе освоения культурной традиции служения Отечеству на военном и гражданском поприще. На современном этапе развития России требуются ответственные, нравственные, любящие и переживающие за свою родину люди.

Программа элективного курса «Начальная военная подготовка» составлена в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. № 134-р, утверждающим Концепцию федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г. и в целях реализации государственной политики в области спортивно-патриотического воспитания граждан, совершенствования системы патриотического воспитания, формирования у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей на основе раздела «Основы военной службы», на основании примерной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для общеобразовательных учреждений, министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, программы для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» - профильный уровень, М., «Дрофа», 2004г.
Курс «Начальная военная подготовка» направлен, прежде всего, на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, военно-патриотическое воспитание старшеклассников, закрепление теоретических знаний полученных в ходе изучения раздела «Основы военной службы» курса ОБЖ и приобретение необходимых практических навыков военной службы учащимися.
Структурно программа курса НВП состоит из пяти основных разделов: тактическая подготовка; огневая подготовка; общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ; строевая подготовка; военная топография.

– «Тактическая подготовка» - Изучение статей «Боевого устава Сухопутных войск» определяющих порядок боевых действий подразделения. Отработка действий в составе подразделения при обороне и наступлении.
– «Огневая подготовка» - Изучение стрелкового оружия стоящего на вооружении Вооруженных Сил Российской Федерации, правил и мер безопасности при обращении с оружием, отработка приемов при обращении с оружием, проведение практических стрельб из пневматического оружия.
– «Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ» – Изучение основополагающих статей общевоинских уставов регламентирующих военную службу.
– «Строевая подготовка» - Изучение общих положений «Строевого устава» и практическая отработка строевых приемов.
– «Военная топография» – Изучение и практическая отработка приемов и способов определения сторон горизонта и ориентирования на местности.

Цели и задачи курса.

Обеспечить изучение военного дела в объеме подготовки молодого солдата, с тем, чтобы юноши, будучи призванными в Вооруженные силы РФ и поступившие в высшие военные учебные заведения, смогли в короткие сроки овладеть современным оружием и военной техникой.
По окончании курса НВП учащиеся должны знать и уметь:
По тактической подготовке: знать организацию мотострелкового отделения, основы боевых действий и обязанности солдата в бою; уметь выполнять действия солдата в наступлении, обороне и разведке; ознакомиться с приемами борьбы с танками и ведения огня из автомата по самолетам и вертолетам противника.
По огневой подготовке: знать боевые свойства и материальную часть автомата Калашникова, пистолета ПМ и ручных осколочных гранат; иметь навыки в действиях при выполнении приемов и правил стрельбы из автомата и в метании ручных гранат; ознакомится с правилами сбережения и хранения стрелкового оружия; получить практику в стрельбе из пневматической винтовки.
По уставам Вооруженных Сил Российской Федерации: знать требования воинской дисциплины, обязанности солдата, дневального по роте и часового; уметь обращаться к старшим (начальникам), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость; ознакомится с общими обязанностями военнослужащих, задачами внутренней и караульной служб.
По строевой подготовке: знать обязанности солдата перед построением и в строю; уметь правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия; ознакомиться с выполнением строевых приемов с оружием.
По военной топографии: уметь определять стороны горизонта и свое местонахождение, докладывать о нем относительно ориентиров и местных предметов; ознакомиться с порядком определения азимутов на местные предметы.

Программа курса «Начальная военная подготовка» рассчитана на 70 учебных часов.
35 часов – 10 класс, 35 часов – 11 класс.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА НВП.

Вводное занятие. «Знакомство с основами предмета «Начальная военная подготовка»» (1 ч).
Ознакомление учащихся с программой курса НВП, с требованиями к соблюдению техники безопасности, порядка и дисциплины в ходе проведения занятий, соблюдение правил и мер безопасности во время занятий с оружием. Значение курса НВП в практической подготовке обучающихся к военной службе.

РазделI Тактическая подготовка (4 ч)
Тема 1 Управление отделением.– (1 ч).
Содержание работы командира отделения по организации боя. Место командира отделения в бою.
Тема 2 Обязанности солдата в бою– (3 ч).
Обязанности солдата в бою.
РазделII Огневая подготовка– (12 ч).
Тема 1 Основы и правила стрельбы. Ведение огня из автомата (теория) – (2 ч).

Тема 2 Основы и правила стрельбы. Ведение огня из ПМ (теория) – (2 ч).
Выбор прицела и точки прицеливания при стрельбе по неподвижным целям. Меры безопасности при проведении стрельб. Снаряжение магазина патронами. Изготовка для стрельбы лежа. Производство стрельбы. Прекращение стрельбы. Внутренняя и внешняя баллистика.
Тема 3 Изучение наставления по огневой подготовке. «Порядок проведения учебных стрельб».(1 ч).
Изучение наставления по огневой подготовке. «Порядок проведения учебных стрельб из автомата Калашникова».
Тема 4 Практическая отработка действий на огневом рубеже. (1 ч).

Тема 5 Практические стрельбы из оружия. Выполнение учебных стрельб из пневматической винтовки. (3 ч).
Тема 6 Практические стрельбы из оружия. Выполнение учебных стрельб из пневматического пистолета. (3 ч).
Раздел III Уставы Вооруженных Сил РФ – (5 ч).
Тема 1 Военнослужащие и взаимоотношения между ними – (1 ч).
Общие обязанности военнослужащих. Воинские звания. Знаки различия военнослужащих. Начальники и подчиненные, старшие и младшие. Порядок отдачи и выполнения приказов и приказаний. Отдание воинского приветствия. Правила воинской вежливости и поведения военнослужащих. Обращение к начальникам и старшим.
Тема 2 Обязанности солдата – (1 ч).
Тема 3 Боевой устав. Часть III – (3 ч).
Обязанности солдата. Ответственность солдат по службе.
Раздел IV Строевая подготовка – (8 ч).
Тема 1 Строи и управление ими – (1 ч).

Тема 2 Строевые приемы и движение без оружия – (3 ч).

Тема 3 Отдание воинского приветствия без оружия. Выход из строя и подход к начальнику – (2 ч).
Отдание воинского приветствия на месте. Отдание воинского приветствия в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Ответ на приветствие.


Тема 5 Строи отделения – (1 ч).
Построение отделения в развернутый и походный строй. Размыкание и смыкание отделения. Перестроения отделения.
Раздел V Военная топография – (5 ч).
Тема 1 Определение сторон горизонта. Доклад о своем местонахождении. Магнитный азимут и его определение на местный предмет. – (3 ч).
Тема 2 Ориентирование на местности по карте. Движение по азимуту – (2 ч).

Повторение основных вопросов курса – (1ч.)

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА НВП.
10 класс. (35 часов, 1 ч в неделю)

уроков

Наименование разделов тем

Кол-во
часов

Форма контроля

Тактическая подготовка

Зачет

№ 1

Управление отделением

Обязанности солдата в бою

Огневая подготовка

Зачет

№ 2

Основы и правила стрельбы. Ведение огня из автомата (теория)

Основы и правила стрельбы. Ведение огня из ПМ (теория)


2

Изучение наставления по огневой подготовке. «Порядок проведения учебных стрельб»


1

Уставы ВС РФ

Зачет

№ 3

Военнослужащие и взаимоотношения между ними


1

Обязанности солдата

Боевой устав. Часть III

Строевая подготовка

Зачет

№ 4

Строи и управление ими


3


1

Строи отделения

Военная топография

Зачет

№ 5

Определение сторон горизонта. Доклад. Магнитный азимут и его определение на местный предмет.

Ориентирование на местности по карте. Движение по азимуту


2

Повторение основных вопросов курса

Раздел I Тактическая подготовка – (10 ч).
Тема 1 Борьба с танками и бронированными машинами. Борьба со средствами воздушного нападения – (1 ч).
Боевая характеристика и уязвимые места танков и бронированных машин противника. Возможности оружия и мотострелкового отделения по борьбе с танками и бронированными машинами. Применение стрелкового вооружения для борьбы с низко летящими самолетами и вертолетами.
Тема 2 Инженерные заграждения. Инженерное оборудование позиции отделения – (2 ч).
Противотанковые мины. Противопехотные мины. Установка мин. Миновзрывные заграждения. Окопы и щели.
Тема 3 Передвижение солдата в бою. Действия солдата в наступлении. – (2 ч).
Действия при вспышке ядерного взрыва. Способы передвижения в бою при действиях в пешем порядке. Действия при подготовке к наступлению и порядок движения в атаку. Приемы уничтожения противника в ходе атаки. Выдвижение солдата при наступлении с ходу и занятие им места в боевом порядке отделения. Преодоление заграждений по проходам и атака.
Тема 4 Действия солдата в обороне. – (2 ч).
Выбор и занятие огневой позиции. Оборудование и маскировка окопа для стрельбы лежа (самоокапывание). Действия при применении противником ядерного оружия и с началом огневой подготовки. Приемы уничтожения противника перед передним краем обороны и противника ворвавшегося в окоп (траншею). Действия по сигналам оповещения.
Тема 5 Действия солдата в разведке. – (3 ч.)
Раздел II Огневая подготовка – (8 ч).
Тема 1 Практическая отработка действий на огневом рубеже. (1 ч).
Отработка действий учащихся при проведении стрельб: выполнение команды «к бою»; порядок прицеливания; тренировка в прицеливании.
Тема 2 Практические стрельбы из оружия. Выполнение учебных стрельб из пневматической винтовки. (5 ч).
Тема 3 Практические стрельбы из оружия. Выполнение учебных стрельб из пневматического пистолета. (2 ч).
Раздел III Уставы Вооруженных Сил РФ – (7 ч).
Тема 1 Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания – (1 ч).
Сущность и значение воинской дисциплины. Обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины. Поощрения применяемые к солдатам. Дисциплинарные взыскания на-лагаемые на солдат.
Тема 2 Суточный наряд роты – (1 ч).
Обязанности дневального по роте. Оборудование места, на котором очередной дневальный выполняет свои обязанности.
Тема 3 Обязанности и действия часового – (2 ч).
Обязанности часового. Пост, его оборудование и оснащение. Положение оружия у часового на посту и способы охраны поста. Порядок заряжания и разряжания оружия. Действия часового и караульного при приеме и сдаче поста. Действия часового на посту.
Тема 4 Боевой устав. Часть III (3 ч.)
Раздел IV Строевая подготовка. – (10 ч).
Тема 1 Строи и управление ими – (2 ч).
Строй и его элементы. Развернутый и походный строй. Управление строем. Обязанности солдата перед построением и в строю.
Тема 2 Строевые приемы и движение без оружия – (4 ч).
Строевая стойка и выполнение команд. Повороты на месте. Движение. Повороты в движении.
Тема 3 Отдание воинского приветствия без оружия. Выход из строя и подход к начальнику – (1 ч).
Отдание воинского приветствия на месте. Отдание воинского приветствия в движении. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Ответ на приветствие
Тема 4 Строевые приемы и движение с оружием – (1 ч).
Строевая стойка. Выполнение приемов с автоматом.
Тема 5 Строи отделения – (2 ч).
Построение отделения в развернутый и походный строй. Размыкание и смыкание отделения. (1ч.) Перестроения отделения. – (1ч.)

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА НВП.
11 класс. (35 часов, 1 ч в неделю)

Тема

Кол-во
часов

Форма контроля

Плановые сроки прохождения программы

Скорректированные сроки прохождения программы

Тактическая подготовка

Зачет № 1

Борьба с танками и бронированными машинами. Борьба со средствами воздушного нападения

Инженерные заграждения. Инженерное оборудование позиции отделения

Действия солдата в наступлении


2

Действия солдата в разведке Действия солдата в обороне

Действия солдата в разведке

Огневая подготовка

Зачет № 2

Практическая отработка действий на огневом рубеже.


1

Практические стрельбы из оружия. Выполнение учебных стрельб из пневматической винтовки.

Практические стрельбы из оружия. Выполнение учебных стрельб из пневматического пистолета.

Уставы ВС РФ

Зачет № 3

Воинская дисциплина, поощрения и дисциплинарные взыскания

Суточный наряд роты

Обязанности и действия часового


2

Боевой устав. Часть III

Строевая подготовка

Зачет № 4

Строи и управление ими

Строевые приемы и движение без оружия


4


Отдание воинского приветствия без оружия. Выход из строя и подход к начальнику

Строевые приемы и движение с оружием


1

Строи отделения

Перестроения отделения.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ.

При работе по данной программе предусмотрены следующие формы контроля:

1 этап – предварительный контроль для определения начальной подготовленности учащихся, который проводится на первых занятиях. Данный контроль может проводиться в форме анкетирования и сдачи нормативов.

2 этап – текущий контроль проводится для определения уровня усвоения содержания программы. Формы контроля: наблюдение, индивидуальные задания, участие в соревнованиях среди допризывной и призывной молодежи.

Итоговый контроль (Зачет) - диагностирование уровня качества образованности и развития учащихся в соответствии с поставленной целью, т.е. анализ знаний, умений и навыков на итоговом занятии. Итоговые занятия могут проводится в форме обычного занятия, зачета, сдачи нормативов, соревнования.

Нормативы по военной подготовке сдаются всеми учащимися. Проверка производится в соответствии с требованиями «Сборника нормативов по боевой подготовке для сухопутных войск» книга 1 (для мотострелковых, танковых и разведывательных подразделений) 1990 года (СНБП-90), Курса стрельбы из стрелкового оружия, танков и боевых машин КС-2000, Общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, Правил соревнований «Пулевая стрельба» Стрелкового союза России.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. М.: Военное издательство 2010г.
2. Военный энциклопедический словарь – М.: Военное издательство 1983
3. Журнал «ОБЖ. Основы безопасности жизни». Поурочное планирование программы «Основы безопасности жизнедеятельности» (автор А. Смирнов). – 2004 г.
4. «Начальная военная подготовка» под редакцией Ю.А. Науменко – 5-е изд., перераб. – М.: Воениздат. 1990.
5. СПРАВОЧНИК ПО ВОЕННОЙ ТОПОГРАФИИ под редакцией А.М.Говорухина -
Издание второе, переработанное . – М.: Воениздат. 1980.
6. УЧЕБНИК СЕРЖАНТА МОТОСТРЕЛКОВЫХ ВОЙСК. МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. МОСКВА ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО. 2004
7. УЧЕБНИК СЕРЖАНТА ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСК. МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. МОСКВА ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО. 2004
8.
РУКОВОДСТВО ПО 5,45-мм АВТОМАТУ КАЛАШНИКОВА (АК74, АКС74, АК74Н, АКС74Н)
и 5,45-мм РУЧНОМУ ПУЛЕМЕТУ КАЛАШНИКОВА (РПК74, РПКС74, РПК74Н, РПКС74Н) – М.: Воениздат. 1976.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ : сайт «1 сентября», «МЧС России» видео – уроки, сайт РГУФК.

Электронные пособия : сборник АГПС МЧС РФ, «Школа выживания», «Первая помощь», «Уставы ВС РФ».


Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия

муниципального района город Нерехта и Нерехтский район

Костромской области

«Согласовано»

Руководитель МО

/________________/

«___» ______ 20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

/_________________ /

«___» _______ 20___г.

«Согласовано»

Директор гимназии

/________________/

«___» _____ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Галкина Максима Николаевича

по учебному курсу

«Начальная военная подготовка»

10-11 класс

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

В соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», во исполнение поручения губернатора Костромской области от 25 января 2010 года № ИС-0-03пр, приказом директора департамента и науки Костромской области от 28.01.2010 года № 114 в школе вводится курс «Основы начальной военной подготовки».

Данный курс рассчитан на 2 года обучения: в 10-м и 11-м классе. Учебная программа предмета «Основы начальной военной подготовки» предусматривает практико-ориентированное изучение основ допризывной подготовки молодежи к службе в армии, правил и способов оказания первой медицинской помощи.

Задачами обучения учащихся в области начальной военной подготовки являются:

    Формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы и обучения в военных учебных заведениях;

    Воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и Вооруженных Сил;

    Практико-ориентированное изучение основ военной службы, огневой, тактической, топографической, строевой и медицинской подготовки.

Учебная программа рассчитана на 35 часов (18 часов – 10 класс 17 часов – 11 класс) и имеет модульную структуру:

    Модуль «Основы обороны государства»

    Модуль «Основы допризывной подготовки»

    Модуль «Оказание первой медицинской помощи»

    Интегрированный зачет

Тематическое планирование уроков НВП составлено в соответствии с программой, разработанной кафедрой здоровьесбережения и психологического сопровождения образовательного процесса Костромского областного института развития образования и утвержденной губернатором Костромской области И.Н. Слюняевым. Программным обеспечением является следующие учебники:

Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы, М.: Дрофа, 2007

    Под редакцией Науменко Ю.А. Начальная военная подготовка, М.: Просвещение, 1987

    Под редакцией Ю.Л.Воробьева. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Раздел «Основы военной службы». М.: Астрель. АСТ, 2003

    Под редакцией Ю.Л.Воробьева. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Раздел «Основы военной службы». М.: Астрель. АСТ, 2003

    В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Раздел «Основы военной службы». М.: Дрофа, 2003

    В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Раздел «Основы военной службы». М.: Дрофа, 2003

Требования к подготовке учащихся при изучении курса «Начальная военная подготовка»

Учащиеся должны знать:

    назначение, историю создания и структуру вооруженных сил Российской Федерации

    назначение видов и родов войск

    назначение историю создания и основные положения общевоинских уставов Вооружённых сил Российской Федерации,

    несение внутренней и караульной службы, обязанности дневального и дежурного по роте,

    жизнь и быт военнослужащих, военную форму и знаки различия,

    основные строевые приёмы и движения без оружия

    основы общевойскового боя

    действия солдата в бою (в обороне и в наступлении)

    основные виды огнестрельного оружия, боеприпасов и средств бронезащиты, находящихся на вооружении в Вооружённых силах России

    назначение и общее устройство автомата АК-74 и ручных осколочных гранат

    основы и правила стрельбы

    меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

Учащиеся должны уметь:

    подавать команды дневального

    осуществлять смену караула

    выполнять команды «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться» и др.

    перестраиваться на месте и в движении

    осуществлять повороты на месте и в движении

    двигаться походным и строевым шагом

    изменять направления движения

    отдавать воинское приветствие на месте и в движении

    выходить и вставать в строй

    подходить с докладом к начальнику

    разбирать и собирать автомат АК-74, чистить и смазывать автомат

    готовить ручные осколочные гранаты к бою

    изготавливаться для стрельбы, стрелять из пневматической винтовки из различных положений, корректировать стрельбу

    ориентироваться по компасу и топографической карте

    пользоваться курвиметром

    осуществлять способы передвижения в бою.

Тематическое планирование уроков НВП

10-ый класс (18 учебных часов)

Раздел

Количество часов

Уроки

Основы обороны государства

1-3

4-11

12-16

Дифференцированный зачет

17-18

Поурочное планирование.

Тема урока

Основные понятия

Виды деятельности

Вооруженные Силы Российской Федерации

Вооруженные Силы, структура ВС, виды ВС, рода войск. Центральные органы военного управления, тыл ВС, сухопутные войска, военно-воздушные силы, военно-морской флот. Обороноспособность, безопасность, система безопасности, силы обеспечения безопасности, агрессия, вооруженная защита.

Военная реформа, единая система управления, служба по контракту, военно-техническая политика, оптимизация системы военного образования.

Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ. Строевой устав.

Общевоинские уставы. Строевой устав, элементы строя: фланг, фронт, тыльная сторона строя, интервал, дистанция, ширина строя, глубина строя; строевые приемы, строи подразделений и частей.

Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ. Устав гарнизонной и караульной служб.

Гарнизонная и караульная служба, права и обязанности военнослужащих при несении гарнизонной и караульной служб, состав караула, часовой, пост, действия часового и караульного, гарнизонные мероприятия, воинская дисциплина

Рассказ, просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа с текстом устава.

Основы допризывной подготовки. Строевая подготовка. Строевые приемы и движения без оружия.

Строевая стойка, основные команды, повороты на месте, строевой шаг, походный шаг, шаг на месте. Развернутый строй, сомкнутый строй, походный строй.

Топографическая подготовка. Ориентирование на местности.

Ориентирование, компас, азимут, ориентирование по солнцу, часам, полярной звезде. Ориентирование по местным признакам.

Рассказ, просмотр презентации, групповая работа с раздаточным материалом.

10.

11.

12.

Основы оказания первой медицинской помощи. Виды повязок, правила их наложения, транспортировка пострадавших.

Асептика, антисептика, инфицирование, повязка, перевязка. Виды повязок: крестообразная, варежка, чепец, повязка «Дезо» и т.д.

Рассказ, демонстрация, работа с тематической таблицей, выполнение в парах практических упражнений по наложению повязок

13.

Кровотечение, способы остановки кровотечения, иммобилизация и транспортировка пострадавшего.

Кровотечение: капиллярное, венозное, артериальное, паренхиматозное. Общее состояние, характер повреждения, импровизированные носилки, носилочные лямки, шест, транспортировочный мешок, носилки-волокуши.

Рассказ, обсуждение, работа над определением понятий, составление схем по оказанию ПМП.

14.

Первая медицинская помощь при травмах.

Травма, факторы внешней среды, разрушение целостности кожи, закрытые повреждения: ушибы, растяжения, разрывы, вывихи, переломы, сдавления; открытые повреждения, кровотечение.

Рассказ, беседа, работа с таблицами, составление алгоритма действий по оказанию ПМП при различных травмах

15.

Первая медицинская помощь при ранениях.

Перевязочный материал, наложение повязки, марлевый бинт, трубчатый бинт, эластичный бинт, индивидуальный перевязочный пакет.

Стерильная повязка.

Рассказ, демонстрация, просмотр видеороликов по теме, практическая отработка наложения повязок на грудь, живот, верхние и нижние конечности. Работа в группах и парах.

16.

Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Кровотечение, временная остановка кровотечения, наложение жгута, закрутка, пальцевое прижатие артерии, максимальное сгибание конечности, давящая повязка, рана.

Работа с тематическими таблицами, демонстрация, выполнение практических упражнений по оказанию ПМП, выполнение тестовых заданий.

17.

Дифференцированный зачет по теме «Основы допризывной подготовки».

Повторяются все понятия и термины по теме «Основы допризывной подготовки»

Строевой смотр, зачет по теме «Неполная разборка и сборка АК»

Дифференцированный зачет по теме «Оказание первой медицинской помощи».

Повторяются все понятия и термины по теме «Оказание первой медицинской помощи»

11-ый класс (16 учебных часов)

Раздел

Количество часов

Уроки

Основы обороны государства

1-2

Основы допризывной подготовки

4-10

Оказание первой медицинской помощи

11-15

Дифференцированный зачет

Поурочное планирование.

Тема урока

Основные понятия

Виды деятельности

Символы воинской чести. Боевое Знамя воинской части.

Рассказ, составление схемы «Структура ВС РФ», дискуссия «Есть такая профессия – Родину защищать».

Символы воинской чести. Ордена и медали.

Рассказ, просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа с текстом устава.

Ритуалы вооруженных сил России.

Ритуалы вооруженных сил России. Воинская присяга.

Рассказ, просмотр мультимедийной презентации, обсуждение, работа с текстом устава.

Основы военной службы. Начальная военная подготовка.

Законодательная основа создания Вооруженных сил. Воинская обязанность и военная служба. Боевые традиции Вооруженных Сил. Подготовка военных.

Рассказ, демонстрация, просмотр видеороликов по теме, практическая отработка строевых приемов и движения без оружия.

Строевая подготовка. Приемы выхода и возвращения в строй, перестроения в строю.

Выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, основные команды. Двухшереножный строй, одношереножный строй, шеренга, колонна. Направляющий, замыкающий. Предварительная команда, исполнительная команда.

Рассказ, демонстрация, просмотр видеороликов по теме, практическая отработка приемов выхода и возвращения в строй, перестроения в строю.

Тактическая подготовка. Действия и обязанности солдата в бою, передвижение и выбор места для стрельбы.

Тактика, современный общевойсковой бой, наступление, атака, оборона, маскировка, инженерное обеспечение, химическое обеспечение, боевая готовность. Способы передвижения: ускоренный шаг, бег, перебежка, переползание. Окоп, огневая позиция. Основные команды.

Рассказ, просмотр видеороликов, практикум по отработке действий солдата в бою (передвижение, переползание, техника рытья окопа)

Тактическая подготовка. Преодоление препятствий, инженерных заграждений, выполнение команд и основных действий в бою.

Практическое занятие, преодоление полосы препятствий.

Топографическая подготовка. Особенности и способы работы с картой.

Топографическая карта, масштаб карты, численный масштаб, линейный масштаб, величина масштаба. Циркуль-измеритель, курвиметр. Система координат, координатная сетка. Условные знаки на карте (масштабные, внемасштабные, пояснительные).

Рассказ, просмотр презентации, групповая работа с раздаточным материалом.

Огневая подготовка. Автомат Калашникова, основные части и механизмы, порядок неполной разборки и сборки АК.

Автомат Калашникова, ствол со ствольной коробкой, прицельное приспособление и приклад; крышка ствольной коробки; затворная рама с газовым поршнем; затвор; возвратный механизм; газовая трубка со ствольной накладкой; ударно-спусковой механизм; цевья; магазин; штык-нож.

Неполная разборка, сборка АК. Меры безопасности.

Рассказ, демонстрация, работа с обучающей программой, практические действия по неполной разборке и сборке АК.

Огневая подготовка. Неполная разборка и сборка автомата Калашникова.

Практическая отработка неполной разборки и сборки оружия.

Работа частей и механизмов автомата.

Основы и правила стрельбы.

Ручные осколочные гранаты.

Работа частей и механизмов Ф-1, РГД-5. Устройство. Меры безопасности.

Рассказ

Строевая подготовка.

Практическая работа

Строевая подготовка.

Практическая работа

Дифференцированный зачет

Контрольная работа по теме (теория и практика)

Специальная полоса

Мощная полоса препятствий. Ее прохождение – лучшая тренировки силы, ловкости и слаженности при работе в группах.

На пути к цели вам придется пройти наклонную стену, цепи и покрышки, переправиться через водную преграду. Нужно будет финишировать максимально быстро! Зачет ведется по последнему бойцу в команде.

Марш-бросок

Конечная цель марш-броска – достигнуть контрольной точки, пройдя множество различных элементов и, не потеряв ни единого бойца. Препятствия не будут простыми. Вас ждут тоннели, песчаная гора, водная преграда и тест Купера. Испытания покоряться только сплоченной команде, участники которой забудут об усталости, пройдут испытания на пределе своих возможностей и, в конце концов, преодолеют себя.

Высотная подготовка

Вы получите специальное снаряжение для отработки элементов высотно-штурмового альпинизма, применяемых в войсках специального назначения.

Под руководством опытного инструктора-офицера спецназа отработаете элементы штурма высотного здания. Это поможет вам быстро сориентироваться в случаях, требующих немедленной реакции, например, при пожаре.

Полученные навыки могут помочь Вам спасти свою жизнь и жизнь Ваших близких.

Программа занятий:

  • ГВП (горно-высотная подготовка)
  • Подготовка группы к специальной операции

Тактико-специальная подготовка

Программа занятий:

  • Тактика действий потенциального противника, предупреждение и противодействие ему
  • Развертывание групп в боевые порядки в различных условиях
  • Тактика сопровождения в условиях повышенного риска и потенциальных угроз

Формирование основных навыков стрельбы

Наличие пистолета не гарантирует защиту от нападения, если владелец не умеет им пользоваться. Грамотному обращению с огнестрельным оружием вам предстоит научиться на наших занятиях.

Программа занятий:

  • Хват пистолета
  • Изготовка к стрельбе
  • Быстрое выхватывание, изготовка
  • Скоростная стрельба
  • Перенос огня
  • Действия на ближних и предельно ближних дистанциях

Отработка скоростной стрельбы

Научиться стрелять намного важнее обладания оружием. Вы убедитесь в этом, пройдя специальный курс, разработанный на основе реального опыта специалистов. Он даст вам основные навыки стрельбы, научит эффективно стрелять и использовать оружие для самообороны

Программа занятий:

  • Формирование стрелковой платформы (стойка, хват, выведение)
  • Различные способы досылания
  • Обработка спускового крючка
  • Работа по целеуказаниям
  • Смещение с линии атаки
  • Смена уровня
  • Стрельба из-за укрытия и из неудобных положений

Изучение приемов рукопашного боя бойца спецназа

На занятиях, которые ведет главный инструктор по рукопашному бою Центра Специального Назначения, вы научитесь приемам противодействия одному или нескольким соперникам; освоите тактику поведения с вооруженным противником.

Полученный опыт может пригодиться вам в реальной жизни, он позволит защитить себя, своих близких, а иногда и совершенно посторонних людей, которым понадобится ваша помощь

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов