Военная техника в годы вов. Военная техника времени великой отечественной войны

17.04.2020

-Когда я увидел русских, я был удивлен. Как русские дошли от Волги до Берлина на таких примитивных машинах? Когда я увидел их и лошадей, я подумал, что этого не может быть. Технически совершенные немецкие и артиллерия очень сильно уступала русской технике. Знаете, почему? У нас все должно быть точным. А снег и грязь точности не помогают. Когда я попал в плен, у меня был "Штурмгевер", современное оружие, но он отказал после трех выстрелов - попал песок... - Гюнтер Кюне, солдат вермахта

Любая война является столкновением не только войск, но и промышленно-экономических систем воюющих сторон. Этот вопрос нужно обязательно помнить, пытаясь оценить достоинства тех или иных образцов военной техники, а также успехи войск, достигнутые на этой технике. Оценивая успешность или неуспешность боевой машины нужно четко помнить не только ее технические характеристики, но и затраты, которые были вложены в ее производство, количество выпущенных единиц и так далее. Проще говоря – важен комплексный подход.
Именно поэтому оценка отдельно взятого танка или самолета и громкие заявления о «лучшем» образце войны нужно каждый раз критически оценивать. Можно создать непобедимый танк, однако вопросы качества почти всегда входят в противоречие с вопросами простоты изготовления и массовости такой техники. Нет никакого смысла создавать непобедимый танк, если промышленность не может наладить его массовый выпуск, а стоимость танка будет как у авианосца. Важен баланс между боевыми качествами техники и возможностью быстро наладить крупносерийное производство.

В этой связи представляет интерес, как этот баланс был соблюден воюющими державами на разных уровнях военно-промышленной системы государства. Сколько и какой боевой техники произведено, и как это повлияло на результаты войны. В данной статье осуществляется попытка собрать воедино статистические данные по производству бронетехники Германией и СССР в годы ВОВ и ближайший предвоенный период.

Статистика.

Полученные данные сведены в таблицу, к которой требуются некоторые пояснения.

1. Красным шрифтом выделены приблизительные цифры. В основном они касаются двух видов – трофейной французской техники, а также количества выпущенных САУ на шасси немецких бронетранспортеров. Первое связано с невозможностью точно установить, какое количество трофеев было реально использовано немцами в войсках. Второе связано с тем, что выпуск САУ на шасси БТР часто осуществлялся путем дооборудования уже выпущенных БТР без тяжелого вооружения, путем установки пушки со станком на шасси БТР.

2. В таблицу внесена информация обо всех орудиях, танках и бронемашинах. Например, в строке «штурмовые орудия» учтены немецкие САУ sd.kfz.250/8 и sd.kfz.251/9, представляющие собой шасси БТР с установленным короткоствольным орудием калибра 75 см. Соответствующее им количество линейных БТР исключено из строки «бронетранспортеры» и так далее.

3. Советские САУ не имели узкой специализации, и могли бороться как с танками, так и поддерживать пехоту. Тем не менее, они разнесены по различным категориям. Например, наиболее близкими к немецким штурмовым орудиям по замыслу конструкторов были советские САУ прорыва СУ/ИСУ-122/152, а также САУ поддержки пехоты Су-76. А такие САУ, как Су-85 и Су-100, носили ярко выраженный противотанковый характер и отнесены к строке «истребители танков».

4. В категорию «самоходная артиллерия» попали орудия, предназначенные в первую очередь для стрельбы с закрытых позиций вне прямой видимости целей, включая реактивные минометы на бронированных шасси. С советской стороны в эту категорию попали лишь РСЗО БМ-8-24 на шасси Т-60 и Т-40.

5. Статистика включает в себя все производство с 1932 года по 9 мая 1945 года. Именно эта техника, так или иначе, составила потенциал воюющих сторон и была использована в войне. Техника более раннего производства к началу ВОВ устарела и серьезного значения не представляет.

СССР

Полученные данные вполне укладываются в известную историческую ситуацию. Производство БТТ в СССР было развернуто с невероятным, массовым размахом, что вполне соответствовало устремлениям советской стороны – подготовка к войне на выживание на огромных пространствах от Арктики до Кавказа. В известной мере в угоду массовости было принесено в жертву качество и отладка боевой техники. Известно, что оснащение советских танков качественными средствами связи, оптикой и внутренней отделкой было существенно хуже, чем у немцев.

В глаза бросается явная несбалансированность системы вооружения. В угоду производству танков отсутствуют целые классы бронетехники – бронетранспортеры, ЗСУ, машины управления и т.д. Не в последнюю очередь данная ситуация определяется желанием СССР преодолеть серьезное отставание в основных видах вооружений, доставшаяся в наследство после развала РИ и гражданской войны. Внимание было сконцентрировано на том, чтобы насытить войска главной ударной силой – танками, а машины обеспечения при этом игнорировались. Это логично – глупо вкладывать силы в проектирование мостоукладчиков и БРЭМ в условиях, когда не отлажено производство основного вооружения – танков.


Транспортер боеприпасов ТП-26

Вместе с тем, в СССР осознавали ущербность такой системы вооружения, и уже накануне ВОВ активно вели проектирование самой разнообразной техники обеспечения. Это и бронетранспортеры, и самоходная артиллерия, ремонтно-эвакуационные машины, мостоукладчики и т.д. Большинство этой техники не успели внедрить в производство до начала ВОВ, а уже в ходе войны ее освоение пришлось остановить. Все это не могло не сказаться на уровне потерь в ходе боевых действий. Так, например, отсутствие БТР негативно сказывалось на потерях пехоты и на их подвижности. Совершая многокилометровые пешие марши, пехотинцы теряли силы и часть боеспособности еще до контакта с противником.


Опытный бронетранспортер ТР-4

Частично пробелы в системе вооружения были восполнены за счет поставок союзников. Не случайно в СССР поставляли бронетранспортеры, САУ и ЗСУ на шасси американских БТР. Общее количество таких машин составило около 8500, что не намного меньше числа полученных танков – 12300.

Германия

Немецкая сторона следовала совершенно иной дорогой. Потерпев поражение в ПМВ, Германия не потеряла конструкторскую школу и не утратила технологического превосходства. Напомним – в СССР и терять-то было нечего, в Российской империи танки не производились. Поэтому немцам не нужно было в дикой спешке преодолевать путь от аграрного государства к промышленному.

Начав подготовку к войне, немцы прекрасно осознавали, что победить многочисленных и экономически сильных противников в лице Великобритании и Франции, а потом и СССР, они могут, лишь обеспечив качественное превосходство, которое и без того, традиционно у немцев получается великолепно. А вот вопрос массовости для Германии не стоял так остро – расчет на стратегию блицкрига и качество оружия давали шанс достичь победы малыми силами. Первые попытки подтвердили успешность выбранного курса. Хоть и не без проблем, но немцам удалось победить Польшу, затем Францию и так далее. Пространственный размах боевых действий в центре компактной Европы вполне соответствовал тому числу танковых сил, которым располагали немцы. Очевидно, эти победы еще больше убедили немецкое командование в правоте выбранной стратегии.

Собственно, именно поэтому немцы изначально уделяли самое пристальное внимание сбалансированности своей системы вооружения. Тут мы видим самые разные виды бронетехники – ЗСУ, транспортеры боеприпасов, машины передовых наблюдателей, БРЭМ. Все это позволяло выстроить отлаженный механизм ведения войны, который как паровой каток прошел по всей Европе. Такое пристальное отношение к технике обеспечения, которая тоже вносит свой вклад в достижение победы, может только восхищать.

Собственно, в этой системе вооружения и были заложены первые ростки будущего поражения. Немцы – они во всем немцы. Качество и надежность! Но как уже говорилось выше, качество и массовость почти всегда входят в противоречие. И однажды немцы начали войну, где все было по-другому – напали на СССР.

Уже в первый год войны механизм блицкрига дал сбой. Российские просторы были абсолютно безразличны к идеально отлаженной, но малочисленной немецкой технике. Здесь требовался иной размах. И хотя РККА терпела поражение за поражением, немцам стало тяжело маневрировать теми скромными силами, которые они имели. Потери в затянувшемся конфликте росли, и уже в 1942 году стало очевидно, что производить качественную немецкую технику в количествах, необходимых для восполнения потерь, невозможно. Вернее, невозможно в том же режиме работы экономики. Пришлось начинать мобилизацию экономики. Впрочем, эти действия сильно запоздали – готовиться к сложившейся ситуации нужно было до нападения.

Техника

Оценивая потенциал сторон, нужно четко отделять технику по назначению. Решающее влияние на исход боя оказывают в первую очередь машины «поля боя» - техника, занятая уничтожением противника прямой наводкой в передовых эшелонах войск. Это танки и САУ. Следует признать, что в этой категории СССР имел абсолютное превосходство, выпустив в 2,6 раза больше боевой техники.

В отдельную категорию выделены легкие танки с пулеметным вооружением, а также танкетки. Формально являясь танками, они представляли весьма низкую для 1941 года боевую ценность. Ни немецкий Pz. I, ни советские Т-37 и Т-38 язык не поворачивается включить в один ряд с грозными Т-34 и даже легкими БТ или Т-26. Увлечение подобной техникой в СССР следует считать не слишком удачным экспериментом.

Отдельно указана самоходная артиллерия. Отличие такой категории бронетехники от штурмовых орудий, истребителей танков и прочих САУ заключается в возможности ведения огня с закрытых позиций. Уничтожение войск прямой наводкой для них, скорее, исключение из правила, нежели типовая задача. По сути, это обычные полевые гаубицы или РСЗО, установленные на шасси бронемашин. В настоящее время такая практика стала нормой, как правило, любое артиллерийское орудие имеет буксируемое (например, 152-мм гаубица МСТА-Б) и самоходное исполнение (МСТА-С). В то время это было в новинку, и немцы одни из первых осуществили идею самоходной артиллерии, прикрытой броней. СССР ограничился лишь экспериментами в этой области, а построенные САУ с использованием гаубиц использовались не как классическая артиллерия, а как орудия прорыва. В то же время было выпущено 64 реактивные системы БМ-8-24 на шасси Т-40 и Т-60. Есть сведения о том, что в войсках ими остались довольны, и почему не был налажен их массовый выпуск, не понятно.


РСЗО БМ-8-24 на шасси легкого танка

Следующая категория - общевойсковые бронемашины, задачей которых является поддержка техники первой линии, но не предназначенные для уничтожения целей на поле боя. К этой категории относятся БТР и ЗСУ на бронированных шасси, бронеавтомобили. Важно понимать, что такие машины по своему замыслу не предназначены для ведения боя в одном строю с танками и пехотой, хотя и должны находиться позади них в непосредственной близости. Ошибочно считается, что БТР – это машина поля боя. На самом деле, изначально БТР предназначались для перевозки пехоты в прифронтовой полосе и ее защиты от осколков артиллерийских снарядов на исходных рубежах атаки. На поле боя БТР, вооруженные пулеметом и защищенные тонкой броней, никак не могли помочь ни пехоте, ни танкам. Их большой силуэт превращает их в прекрасную и легкую цель. Если в реальности они и вступали в бой, то вынужденно. На исход боя машины данной категории влияют опосредованно – сберегая жизни и силы пехоты. Их значение в бою существенно ниже, чем у танков, хотя они тоже необходимы. В данной категории СССР практически не производил собственной техники, и лишь к середине войны обзавелся небольшим количеством машин, поставленных по ленд-лизу.

Соблазн отнести БТР к технике поля боя подогревается наличием весьма слабых танков в рядах РККА, например, Т-60. Тонкая броня, примитивное оснащение, слабая пушка – чем немецкий БТР хуже? Почему танк со столь слабыми ТТХ является машиной поля боя, а БТР – нет? В первую очередь танк – специализированная машина, главной задачей которой является именно уничтожение целей на поле боя, чего нельзя сказать о БТР. Пусть их бронирование и схоже, но низкий приземистый силуэт танка, его подвижность, возможность вести огонь из пушки однозначно говорит о его назначении. БТР – это именно транспортер, а не средство уничтожения противника. Тем не менее, те немецкие БТР, которые получили специализированное вооружение, например, 75-см или 3,7-см противотанковые пушки учтены в таблице в соответствующих строках – противотанковые САУ. Это справедливо, так как из данного БТР в итоге сделали машину, предназначенную для уничтожения противника на поле боя, пусть и со слабым бронированием и высоким, хорошо заметным силуэтом транспортера.

Что касается бронеавтомобилей, то в основном они предназначались для разведки и охранения. СССР произвел огромное число машин подобного класса, а боевые возможности ряда моделей вплотную приближались к возможностям легких танков. Впрочем, это касается в первую очередь довоенной техники. Думается, что силы и средства, потраченные на их изготовление, могли быть израсходованы с лучшей пользой. Например, если бы часть из них предназначалась для перевозки пехоты, как обычные БТР.

Следующая категория – специальные машины без вооружения. Их задача - обеспечение войск, а бронирование нужно в первую очередь для защиты от случайных осколков и пуль. Их присутствие в боевых порядках должно быть кратковременным, постоянно сопровождать наступающие войска им не обязательно. Их задача - вовремя и в нужном месте, выдвигаясь из тыла, решать специфические задачи, по возможности избегая контакта с противником.

Ремонтно-эвакуационных машин немцы произвели около 700 единиц, плюс около 200 переоборудовали из ранее выпущенной техники. В СССР подобные машины были созданы лишь на базе Т-26 и выпущены в количестве 183 единиц. Сложно оценить в полной мере потенциал ремонтных сил сторон, так как одними БРЭМ дело не ограничивалось. Ощутив потребность в данном виде техники, и Германия, и СССР занимались кустарным переоборудованием устаревших и частично неисправных танков в эвакуаторы и тягачи. В РККА было достаточно много таких машин с демонтированными башнями на базе танков Т-34, КВ и ИС. Точное их число установить не представляется возможным, так как все они изготовлены в строевых частях армии, а не на заводах. В немецкой армии, несмотря на наличие специализированных БРЭМ, также изготовляли подобные самоделки, и их число также неизвестно.

Транспортеры боеприпасов предназначались у немцев в первую очередь для снабжения передовых частей артиллерии. В РККА ту же задачу решали обычные грузовики, защищенность которых, конечно, была ниже.

Машины передовых наблюдателей также в основном были нужны артиллеристам. В современной армии их аналогами являются машины старших офицеров батарей и подвижные разведывательные пункты ПРП. Однако в те годы СССР таких машин не производил.

В части мостоукладчиков может вызвать удивление их наличие в РККА. Тем не менее, именно СССР перед войной изготовил 65 таких машин на базе танка Т-26 под обозначением СТ-26. Немцы же изготовили несколько таких машин на базе Pz IV, Pz II и Pz I. Впрочем, ни советские СТ-26, ни немецкие мостоукладчики никак не повлияли на ход войны.


Мостовой танк СТ-26

Наконец, немцы достаточно массово выпускали такие специфические машины, как укладчики подрывных зарядов. Самая массовая из таких машин – «Голиаф», представляла собой дистанционно управляемую танкетку одноразового применения. Данный вид машин сложно отнести к какой-либо категории, настолько их задачи уникальны. СССР подобных машин не производил.

Выводы

Анализируя влияние выпуска вооружений на последствия войны, нужно учитывать два фактора – сбалансированность системы вооружения и сбалансированность техники по соотношению качество/количество.

Сбалансированность системы вооружения немецкой армии вызывает исключительно одобрение. СССР в предвоенный период не смог создать ничего подобного, хотя потребность в этом осознавалась руководством. Отсутствие вспомогательной техники негативно сказалось на боевых возможностях РККА, в первую очередь в подвижности частей обеспечения и пехоты. Из всех широкой линейки вспомогательной техники стоит сожалеть об отсутствии в РККА в первую очередь бронетранспортеров и самоходных зенитных установок. Отсутствие таких экзотических машин, как дистанционные подрывные заряды и машины артиллерийских наблюдателей можно было пережить без слёз. Что касается БРЭМ, то их роль вполне успешно решали тягачи на базе танков со снятым вооружением, а бронированных транспортеров боеприпасов в армии нет до сих пор, и войска в целом справляются с этой задачей при помощи обычных грузовиков.

Производство БТР в Германии следует считать оправданным. Зная стоимость боевой техники, не сложно подсчитать, что выпуск всего парка бронетранспортеров обошелся немцам примерно в 450 млн. марок. За эти деньги немцы могли бы построить около 4000 Pz. IV или 3000 Pz.V. Очевидно, такое количество танков не сильно повлияло бы на исход войны.

Что касается СССР, то его руководство, преодолевая технологическое отставание от стран Запада, правильно оценило значение танков, как главной ударной силы войск. Упор на совершенствование и развитие танков в итоге дал СССР преимущество над немецкой армией непосредственно на поле боя. При высокой пользе техники обеспечения все же решающую роль в исходе сражений играли именно машины поля боя, которые в советской армии имели высший приоритет развития. Большое количество машин обеспечения в итоге никак не помогло Германии выиграть войну, хотя наверняка сберегло немалое число жизней немецких солдат.

А вот баланс между качеством и количеством в итоге оказался не в пользу Германии. Традиционная склонность немцев стремиться во всем к достижению идеала, даже там, где этим стоит пренебречь, сыграла злую шутку. Готовясь к войне с СССР, нужно было уделить самое пристальное внимание массовому производству техники. Даже самые совершенные боевые машины в малом числе не способны переломить ход событий. Разрыв между боевыми возможностями советской и немецкой техники не был настолько большим, чтобы немецкое качественное превосходство смогло сыграть решающую роль. Но вот количественное превосходство СССР оказалось способным не только восполнить потери первого периода войны, но и повлиять на ход войны в целом. Вездесущие Т-34, дополненные мелкими Су-76 и Т-60, были повсюду, в то время, как немцам с самого начала ВОВ не хватало техники для насыщения огромного фронта.

Говоря о количественном превосходстве СССР, невозможно обойти обсуждение традиционного шаблона «завалили трупами». Обнаружив столь разительное превосходство РККА в технике, сложно удержаться от соблазна выдвинуть тезис о том, что мы воевали числом, а не умением. Подобные высказывания нужно пресекать сразу. Ни один, даже самый талантливый полководец, не откажется от количественного превосходства над противником, даже если он может воевать в разы меньшим числом войск. Количественное превосходство дает самые широкие возможности командиру по планированию боя и вовсе не означает неумение вести бой малым числом. Если у вас много войск, это не означает, что вы сразу же с упоением бросите их во фронтальную атаку, в надежде, что они задавят противника своей массой. Какое бы ни было количественное превосходство – оно не бесконечно. Обеспечить своим войскам возможность действовать в большем числе – важнейшая задача промышленности и государства. И немцы это прекрасно понимали, выжав из своей экономики в 43-45 годах все, что можно в попытке достичь хотя бы не превосходства, а паритета с СССР. У них это получилось не лучшим образом, а у советской стороны – превосходно. Что и стало одним из множества кирпичиков в фундаменте победы.

P.S.
Автор не считает данную работу исчерпывающей и окончательной. Возможно, найдутся специалисты, которые смогут существенно дополнить представленную информацию. Любой читатель может ознакомиться с собранной статистикой в деталях, скачав по приведенной ниже ссылке полную версию статистической таблицы, представленной в настоящей статье.
https://yadi.sk/i/WWxqmJlOucUdP

Использованная литература:
А.Г. Солянкин, М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов «Отечественные бронированные машины. XX век.» (в 4 томах)
В. Освальд. «Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900 - 1982 гг.»
П.Чемберлен, Х.Дойл, «Энциклопедия немецких танков второй мировой».

Танк Т-29

В середине 1930-х годов, во время расцвета идеи колесно-гусеничного быстроходного танка, возникла его более защищенная и тяжеловооруженная модификация Т-29. Этот танк, почти не уступая в скорости легкобронированным собратьям, имел броню толщиной до 30 мм и был вооружен 76-мм пушкой. По концепции Т-29 был схож со средним танком Т-28, но отличался от него увеличенными габаритами, что было вызвано расположением элементов подвески внутри корпуса. Это обеспечивало лучший уровень живучести ходового аппарата, но осложняло его обслуживание. В целом машина получилась не очень надежной и сложной в производстве, и было выпущено лишь 2 серийных экземпляра.

Танк Гротте

Опытный средний танк ТГ (Танк Гротте) разрабатывался в СССР на основе проекта немецкого инженера Эдварда Гротте. В этой машине было впервые применено много технических новинок, в то время не использовавшихся еще ни на одном серийном танке. К ним относятся полностью сварной корпус, многоярусное вооружение, подвеска на спиральных пружинах.

Испытания танка показали равное количество как преимуществ, так и недостатков. Орудия ТГ отличались хорошей кучностью стрельбы, а 76-мм пушка превосходила по мощности все танковые орудия того времени. Управление танка было крайне легким, а ход - плавным. В то же время ТГ имел плохую проходимость на мягких грунтах, слишком тесное боевое отделение, было затруднительно проводить ремонт двигателя и КПП. Правда, главным препятствием постановке танка на серийное производство была его огромная стоимость (как у 25 танков БТ-2)!

Танк СМК

Тяжёлый многобашенный танк СМК (Сергей Миронович Киров) разрабатывался в 1939 году на базе Т-35 как тяжёлый танк прорыва. Конструкция СМК заметно отличается от танка-протатипа. Для уменьшения массы машины и улучшения условий работы экипажа число башен сократили до двух. В ходовой части СМК была применена торсионная подвеска, обеспечившая хороший ход танку массой 55 тонн. Вооружение состояло из двух пушек калибров45 и76 мм и пяти пулемётов каибра 7,62 мм. После начала войны с Финляндией опытные образы СМК и сходной вскоре после начала атаки СМК наехал на мину и потерял гусеницу. Учавствующие в атаке опытные КВ и Т-100 прикрывал машину в течении нескольких часов,но устранить поломку не удалось. СМК пришлось оставить на вражеской территории. После прорыва Линии Маннергейма нетрутный СМК был отбуксирован в расположение наших войск и отправлен по железной дороге на родной завод для ремонта.Но его так и не произвели,и СМК до 50-х годов стоял на задворках предприятия,пока небыл переплавлен.С ним машины Т-100 были отправлены на испытание боем.

СССР, танки второй мировой войны

Танк Т-44

Технические характеристики:

Тип танка Средний

Экипаж 4 человека

Боевая масса 31,8 т

Длина 7,65 м

Ширина 3,18 м

Высота 2,41 м

Количество пушек/калибр 1/85 мм

Броня лобовая 90 мм

Броня бортовая 75 мм

Двигатель В-44, дизельный, мощностью 500 л. с.

Максимальная скорость 51 км/ч

Запас хода 300 км

Т-44, разработанный в КБ Уральского танкового завода под руководством главного конструктора А. А. Морозова и выпущенный в самом конце войны, воплотил в себе громадный опыт постройки и боевого применения танков Т-34. Это лучший советский средний танк военного времени, ставший переходным к послевоенному поколению боевых машин. Имея значительное внешнее сходство с предшественником, Т-34-85, танк Т-44 кардинально отличался от него габаритами, компоновкой и устройством. Поперечное расположение двигателя позволило сократить длину корпуса, сэкономить вес, а эту экономию использовать для усиления бронезащиты. Было увеличено боевое отделение и улучшены условия работы экипажа. Боковые стенки корпуса стали вертикальными, а монолитный лобовой лист установили под углом 60° к вертикали. В связи с новой компоновкой удалось сместить в центр корпуса башню, которая приобрела более обтекаемую форму, что повысило ее снарядостойкость. На освободившемся месте был размещен люк механика-водителя, установленный на Т-34 в лобовом листе. Значительно были улучшены все агрегаты и механизмы танка. До окончания войны завод в Харькове успел выпустить 190 машин Т-44. Хотя в боевых действиях они не применялись, гвардейские танковые бригады, укомплектованные Т-44,стали «горячим резервом» Красной Армии . Выпуск Т-44 продолжался до года и составил 1823 единицы. В 1961 г. танки прошли модернизацию с целью унификации по агрегатам трансмиссии и ходовой части с основным средним танком Советской Армии Т-54. Под обозначением Т-44М эти машины получили ночные приборы механика-водителя и командира, а также увеличенный боекомплект. На базе Т-44М был создан командирский танк Т-44МК. В нем за счет незначительного уменьшения боекомплекта была установлена вторая радиостанция. Последней модернизации танки подверглись в году, когда были оборудованы двухплоскостными стабилизаторами вооружения, повышающими точность стрельбы с ходу. Эти машины получили обозначение Т-44С. Часть танков Т-44М в году переделали в бронированные тягачи БТС-4. С вооружения Т-44 были сняты в конце 70-х годов и дальше «служили» в качестве мишеней на полигонах. На закате карьеры им все же довелось принять участие в Великой Отечественной войне ... в качестве немецких танков Pz VI «Тигр» в фильме «Освобождение». После соответствующей переделки Т-44 стали практически неотличимы на экране от фашистских машин.

Танк Т-34-76

Т-34 стал лучшим средним танком Второй мировой войны и самым массовым танком в Красной Армии. По сочетанию трех важнейших характеристик - огневой мощи, защищенности и подвижности - в году он не имел себе равных. «Т-34 наиболее замечательный образец наступательного оружия», - отмечал гитлеровский генерал фон Меллентин. Проект гусеничного танка А-32 был разработан коллективом под руководством талантливого конструктора М. И. Кошкина, а первый опытный экземпляр машины поступил на испытания летом года. Одержав победу в соревновании с колесно-гусеничным А-20, танк в декабре того же года был принят на вооружение Красной Армии и запущен в серийное производство под обозначением Т-34. Его отличал целый ряд характерных особенностей. Важнейшим достоинством машины был ее экономичный дизельный двигатель, выдерживающий большие нагрузки в работе. Ходовая часть с большими катками и широкими гусеницами обеспечивала отличную проходимость танку по пересеченной местности. Мощное бронирование в сочетании с оптимальными углами наклона бронелистов способствовало высокой! вероятности рикошета снарядов. Для изготовления самой большой детали Т-34, бронекорпуса, впервые в мире была использована автоматическая сварка. Вооружение машины состояло из 76-мм пушки Л-11 и двух 7,62-мм пулеметов. Поскольку серийный выпуск Л-11 был уже прекращен, весной 1941 года на танк стали устанавливать новую пушку, Ф-34, того же калибра. К началу Великой Отечественной войны в приграничных округах находилось 967 Т-34 -почти все они были потеряны в первые две! недели боев из-за неудачной дислокации, плохо обученных экипажей и отсутствия ремонтно-эвакуационных средств. Тем не менее первые танковые бои показали значительное преимущество советских машин. Немецкие танковые пушки не представляли серьезной опасности для Т-34, в то время как 76-мм снаряд «тридцатьчетверки» пробивал броню любого вражеского танка на дальности до 1000 м. Сказалась также слабость и противотанковой артиллерии вермахта . 37-мм пушку Pak 37 немцы прозвали «армейской хлопушкой». В одном из донесений приводились данные, что расчет такого орудия добился 23 попаданий в танк Т-34, но только снаряд, угодивший в основание башни, вывел машину из строя. В году несколько изменилась конструкция танка. Вместо сварной или литой башни сложной конфигурации Т-34 получил шестигранную литую башню. Емкость топливных баков была увеличена, двигатель оснащен улучшенной системой воздухоочистки, а силовая установка - пятискоростной коробкой передач. На базе Т-34 выпустили 70 ремонтно-эвакуационных машин и несколько десятков танков -мостоукладчиков с мостом длиной 7,7 м. Некоторые «тридцатьчетверки» переоборудовали в огнеметные и командирские танки. Лишь к году немцам удалось изменить соотношение характеристик танков в свою пользу. Увеличенная толщина брони «Тигров» и «Пантер» ограничила эффективность огня короткоствольных орудий Т-34, а 75- и 88-мм немецкие пушки могли поражать с советские машины с дистанции, соответственно, 900 и 1500 м. Победа под Курском далась дорогой ценой - во время контрнаступления Красная Армия потеряла около шести тысяч танков и самоходок. Сказались и другие недостатки Т-34: плохая вентиляция и обзор из танка, ненадежная коробка передач, а также тесная башня без вращающегося полика (при поворотах пушки заряжающий должен был следовать за казенником, переступая через стреляные гильзы), в которой размещались лишь два члена экипажа. Наводчику приходилось совмещать свои обязанности с обязанностями командира танка. Хотя в процессе серийного выпуска Т-34 постоянно совершенствовали, в середине войны назрела необходимость его коренной модернизации.

Технические характеристики:

Тип танка Средний

Экипаж 4 человека

Боевая масса 30,9 т

Длина 6,62 м

Ширина 3 м

Высота 2,52 м

Количество пушек/калибр 1/76 мм

Количество пулемётов/калибр 2/7,62 мм

Броня лобовая 45 мм

Броня бортовая 45 мм

Двигатель В-2-34, дизельный, мощностью 450 л. с.

Максимальная скорость 51 км/ч

Запас хода 300 км

СССР, между двумя войнами

Танки Т-37 и Т-38

Технические характеристики:

Тип танка Лёгкий плавающий

Экипаж 2 человек

Боевая масса 3,3 т

Длина 3,78 м

Ширина 2,33 м

Высота 1,63 м

Количество пушек/калибр -

Количество пулемётов/калибр 1/7,62 мм

Броня лобовая 8 мм

Броня бортовая 8 мм

Двигатель ГАЗ-АА, карбюрат., мощностью 40 л. с.

Максимальная скорость 40/6 км/ч

Запас хода 230 км

Существенным недостатком танкеток-разведчиков являлось размещение вооружения в корпусе. Поэтому первые советские малые плавающие танки получили башню кругового вращения. На опытных образцах Т-33, Т-41 и Т-37 в году были отработаны различные варианты размещения башни и использования автомобильных силовых агрегатов ГАЗ-АА. В серийное производство был запущен вариант под обозначением Т-37А, имеющий большее водоизмещение корпуса и дополнительные поплавки - надгусеничные полки, заполненные пробкой. Танк имел на плаву хорошую устойчивость и маневренность. Гребной винт с поворачивающимися лопастями позволял осуществлять задний ход на воде. Два завода (№37 в Москве и «ГАЗ» в Горьком) с по год выпустили 2627 танков Т-37 всех модификаций. Кроме линейного Т-37А (без радиостанции), было построено 643 танка Т-37ТУ с распространенной танковой радиостанцией того времени 71-ТК-1. Внешне они отличались поручневой антенной по периметру корпуса. Также было выпущено 75 машин ОТ-37 (БХМ-4), вооруженных пулеметом ДГ и огнеметной установкой. В 1936 году Т-37А в производстве сменил его улучшенный вариант Т-38. Он отличался от предшественника облагороженной формой клепано-сварного корпуса и усовершенствованной подвеской, что увеличило плавность хода и скорость на суше. Вместо автомобильного дифференциала Т-38 получил бортовые фрикционы, благодаря чему повысилась проходимость и управляемость машины. В 1938 году танк был модернизирован путем установки двигателя и коробки передач от автомобиля ГАЗ М-1 и получил обозначение Т-38М2. Его скорость увеличилась до 46 км/ч, боевая масса - до 3,8 т. Т-38 выпускался на тех же заводах, что и Т-37А. Всего было изготовлено с 1936 по 1939 год 1217 линейных машин Т-38 и 165 Т-38ТУ с радиостанциями. В предвоенный период отрабатывались методы переброски танков Т-37 и Т-38 по воздуху с помощью бомбардировщиков. Прочность танков допускала их сброс на водоемы с высоты 6 метров при скорости самолета 160 км/ч. Экипаж сбрасывался на парашютах. Советские танки-амфибии применялись во время вооруженного конфликта СССР с Японией »

Резкий скачок в развитии вооружения и военной техники произошёл в годы Второй мировой войны. «Влияние научных и технических достижений на характер этой войны было огромным и многогранным. Попросту говоря, до 1918 г. военные действия велись в двух измерения (на суше и на море) в пределах простой видимости оружием небольшой дальности и убойной силы. В ходе войны 1939- 1945 гг. произошли гигантские перемены - добавились третье измерение (воздух), способность «видеть» противника на расстоянии (радар), пространства, на которых велись сражения, мощность оружия. К этому надо добавить всякого рода контрмеры. Самое большое влияние на боевые действия в войну 1939-1945 гг. оказала воздушная мощь. Она революционизировала стратегию и тактику войны на суше и на море» .

На рис. 89 представлены самолёты периода Второй мировой войны.

На вооружении авиации разных стран состояли авиабомбы массой от 1 кг до 9 тыс. кг, малокалиберные автоматические пушки (20-47-мм), крупнокалиберные пулемёты (11,35-13,2-мм),

реактивные снаряды.

Рис. 89.

Советские самолёты: 1 - истребитель МиГ-3; 2 - истребитель Ла-5;

3 - истребитель Як-3; 4 - фронтовой пикирующий бомбардировщик Пе-2; 5 - фронтовой бомбардировщик Ту-2; 6 - штурмовик Ил-2;7 - дальний бомбардировщик Ил-4; 8 - дальний бомбардировщик Пе-2 (ТБ-7). Иностранные самолёты: 9 - истребитель Ме-109Е (Германия); 10 - пикирующий бомбардировщик Ju-87 (Германия); 11 - бомбардировщик Ju- 88 (Германия); 12 - истребитель «Спитфайр» (Великобритания); 13 - истребитель «Эркобра» (США); 14 - бомбардировщик «Москито» (Великобритания); 15 - стратегический бомбардировщик «Ланкастер» (Великобритания); 16 - стратегический бомбардировщик В-29 (США).

Важнейшую роль во Второй мировой войне играли танки (рис. 90). Немецко-фашистская Германия вступила во Вторую мировую войну, имея на вооружении следующие танки: лёгкие Т-1 и Т- II, средние Т-Ш и T-IV.

Однако уже в начале Великой Отечественной войны советские танки Т-34 и КВ показали полное превосходство над немецко- фашистскими танками. В 1942 г. гитлеровское командование модернизировало средние танки - на Т-Ш вместо 37-мм была установлена 50-мм пушка, a T-IV вместо короткоствольной получил длинноствольную 75-мм пушку, увеличилась толщина брони. В 1943 на вооружение немецко-фашистской армии поступали тяжёлые танки - T-V «Пантера» и T-VI «Тигр» Однако и эти танки уступали советскому танку Т-34 по манёвренности, а танку ИС-2 - по мощности оружия.

Во время Великой Отечеств войны основным советским танком был прославленный Т-34. В ходе войны он неоднократно модернизировался - в 1942 г. была увеличена толщина брони, упрощена конструкция, введена командирская башенка, четырехступенчатая коробка передач заменена на пятиступенчатую, увеличена ёмкость топливных баков. Во второй половине 1943 г. на вооружение поступил Т-34-85 с 85-мм пушкой. Осенью 1941 г. на смену танку КВ был выпущен танк КВ-1C, у которого путём уменьшения массы за счет брони скорость увеличивалась с 35 до 42 км/ч. Летом 1943 г. на этот танк была установлена более мощная 85- мм пушка в литой башне - новая машина получила наименование КВ- 85. В 1943 г. был создан новый тяжёлый танк ИС-1, вооружённый 85- мм пушкой. Уже в декабре этого года на танк установили 122-мм пушку. Новый танк - ИС-2 и его дальнейшая модификация ИС-3 по праву считались самыми мощными танками Второй мировой войны. Лёгкие танки в СССР, как и в других странах, не получили большого развития. На базе плавающего танка Т-40 с пулемётным вооружением к сентябрю 1941 г. был создан лёгкий танк Т-60 с 20-мм пушкой и усиленной бронёй. На основе танка Т-60 в начале 1942 г. был разработан танк Т-70, вооружённый 45-мм пушкой. Однако во второй половине войны лёгкие танки оказались малоэффективными и с 1943 г. их производство прекратилось.

Рис. 90.

  • 1 - тяжёлый танк КВ-2 (СССР); 2 - тяжёлый танк ИС-2 (СССР);
  • 3 - средний танк Т-34 (СССР); 4 - тяжёлый танк T-V I «Тигр» (Германия); 5 - тяжёлый танк T-V «Пантера» (Германия);
  • 6 - средний танк «Шерман» (США); 7 - лёгкий танк «Локаст» (США);
  • 8 - пехотный танк (Великобритания).

В развитии танков основных воюющих армий наибольшее распространение получили средние танки. Однако с 1943 г. наметилась тенденция создания новых типов тяжёлых танков и увеличения их выпуска. Средние и тяжёлые танки Второй мировой войны были однобашенными, с противоснарядным бронированием, вооружённые 50-122-мм пушками.

В начале Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. советские войска произвели первый залп из боевых машин реактивной артиллерии («катюши») (рис. 91). В ходе Второй мировой войны реактивное оружие применяли также немецко-фашистские, английские и американские армии. В 1943 г. на вооружение советских войск поступил первый крупнокалиберный казнозарядный 160-мм миномёт. Широкое распространение во Второй мировой войне получили самоходные артиллерийские установки (САУ) (рис. 92): в Советской Армии с орудиями калибра 76, 85, 100, 122 и 152 мм; в немецко- фашистской армии - 75-150 мм; в английской и американской армиях - 75-203 мм.


Рис. 91.


Рис. 92.

1 - СУ-100 (СССР); 2 - 88-мм противотанковая самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» (Германия); 3 - английская 76-мм самоходная артиллерийская установка «Арчер»; 4 - американская 155-мм самоходная артиллерийская установка М41.

Дальнейшее развитие в ходе Второй мировой войны получили стрелковое автоматическое оружие (особенно автоматы и пистолеты- пулемёты), огнемёты различных типов, зажигательные боеприпасы, кумулятивные и подкалиберные снаряды, минно-взрывное оружие.

Во время Второй мировой войны в борьбе на морских и океанских ТВД использовались корабли различных классов (рис. 93). При этом основной ударной силой флота стали авианосцы и подводные лодки. Значительное развитие получили корабли противолодочной обороны (шлюпы, корветы, фрегаты и др.). Было построено много десантных кораблей (судов). В годы войны строилось большое число эсминцев, однако они лишь в некоторых случаях производили торпедные атаки, а в основном использовались в целях ПЛО и ПВО. Основными видами морского вооружения были различные системы артиллерийских орудий, усовершенствованные торпеды, мины и глубинные бомбы. Важное значение для повышения боевой эффективности кораблей имело широкое распространение радиолокационной и гидроакустической аппаратуры.

Рис. 93.

  • 1 - крейсер «Киров» (СССР); 2 - линейный корабль (Великобритания);
  • 3 линейный корабль «Бисмарк» (Германия); 4 - линейный корабль «Ямато» (Япония); 5 - лайнер «Вильгельм Густлоф» (Германия), торпедированный советской подводной лодкой С-13 под командованием А.И. Маринеско; 6 - лайнер «Куин Мэри» (Великобритания);
  • 7 - подводная лодка типа «Щ» (СССР); 8 - американские корабли.

В 1944 г. немецко-фашистская армия применила управляемые самолёты-снаряды Фау-1 и баллистические ракеты Фау-2.

  • Б.Л. Монтгомери. Краткая история военных сражений. - М.: Центрполиграф, 2004. - С. 446.

Современная война будет войной моторов. Моторы на земле, моторы в воздухе, моторы на воде и под водой. В этих условиях победит тот, у кого будет больше моторов и больший запас мощностей
Иосиф Сталин
На заседании Главного военного совета, 13 января 1941 г.

За годы предвоенных пятилеток советские конструкторы создали новые образцы стрелкового , артиллерии, минометов и самолетов. На вооружение поступали все более совершенные эскадренные миноносцы, крейсеры, сторожевые корабли, также особое внимание уделялось развитию подводного флота.

В итоге перед началом Великой Отечественной войны СССР обладал достаточно современной системой вооружения и военной техники, а по некоторым тактико-техническим характеристикам даже превосходил оружейные немецкие аналоги. Поэтому основные причины поражений советских войск на начальном периоде войны нельзя списать на просчеты в техническом оснащении войск.

ТАНКИ
По данным на 22 июня 1941 года, Красная армия имела 25 621 танк.
Самыми массовыми были легкие Т-26, которых насчитывалось почти 10 тыс. машин, и представители семейства БТ - их было около 7,5 тыс. Значительную долю составляли танкетки и малые плавающие танки - на вооружении советских войск находилось в общей сложности почти 6 тыс. модификаций Т-27, Т-37, Т-38 и Т-40.
Самых современных на тот момент танков КВ и Т-34 насчитывалось около 1,85 тыс. единиц.


Танки КВ-1

Тяжелый танк КВ-1

КВ-1 поступил на вооружение в 1939 году, серийно выпускался с марта 1940-го по август 1942 года. Масса танка составляла до 47,5 тонн, что делало его гораздо тяжелее существовавших немецких танков. Он вооружался пушкой калибра 76 миллиметров.
Некоторые эксперты считают КВ-1 этапной для мирового танкостроения машиной, оказавшей значительное влияние на разработку тяжелых танков в других странах.

Советский танк имел так называемую классическую компоновку - разделение бронекорпуса от носа к корме последовательно на отделение управления, боевое и моторно-трансимиссионное отделения. Также он получил независимую торсионную подвеску, противоснарядную круговую защиту, дизельный двигатель и одно относительно мощное орудие. Ранее эти элементы встречались на других танках по отдельности, но в КВ-1 они впервые были собраны воедино.
Первое боевое применение КВ-1 относится к Советско-финской войне: опытный образец танка был задействован 17 декабря 1939 года при прорыве линии Маннергейма.
В 1940-1942 годах было выпущено 2769 танков. До 1943-го, когда появился немецкий "Тигр", КВ был самым мощным танком войны. В начале Великой Отечественной он получил у немцев прозвище "призрак". Стандартные снаряды 37-миллиметровой противотанковой пушки вермахта не пробивали его броню.


Танк Т-34

Средний танк Т-34
В мае 1938-го Автобронетанковое управление Красной армии предложило заводу №183 (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения им. В. А. Малышева) создать новый гусеничный танк. Под руководством Михаила Кошкина была создана модель А-32. Работы шли параллельно с созданием БТ-20 - улучшенной модификации уже выпускавшегося серийно танка БТ-7.

Опытные образцы А-32 и БТ-20 были готовы в мае 1939 года, по итогам их испытаний в декабре 1939 года А-32 получил новое имя - Т-34 - и был принят на вооружение с условием доработать танк: довести основное бронирование до 45 миллиметров, улучшить обзор, установить 76-миллиметровую пушку и дополнительные пулеметы.
Всего к началу Великой Отечественной войны было изготовлено 1066 Т-34. После 22 июня 1941 года производство этого типа было развернуто на заводе "Красное Сормово" в Горьком (ныне Нижний Новгород), Челябинском тракторном заводе, "Уралмаше" в Свердловске (ныне Екатеринбург), заводе №174 в Омске и "Уралвагонзаводе" (Нижний Тагил).

В 1944 году начался серийный выпуск модификации Т-34-85 с новой башней, усиленной броней и 85-миллиметровым орудием. Также танк хорошо зарекомендовал себя благодаря простоте в производстве и обслуживании.
Всего было изготовлено более 84 тыс. танков Т-34. Эта модель участвовала не только в Великой Отечественной, она побывала во многих вооруженных конфликтах в Европе, Азии и Африке в 1950-1980-е годы. Последним задокументированным случаем боевого применения Т-34 в Европе стало их использование во время войны в Югославии.


К началу Великой Отечественной войны советская авиация имела на вооружении множество типов боевых самолетов. В 1940-м и первой половине 1941 года в войска поступило почти 2,8 тыс. современных машин: Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2.
Также имелись истребители И-15 бис, И-16 и И-153, бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, СБ (АНТ-40), многоцелевые Р-5 и У-2 (По-2).
Новые самолеты Военно-воздушных сил РККА по боевым возможностям не уступали самолетам Люфтваффе, по ряду показателей даже превосходили их.


Штурмовик Ил-2

Штурмовик Ил-2
Бронированный штурмовик Ил-2 – самый массовый боевой самолет в . Всего было выпущено более 36 тыс. машин. Его называли "летающим танком", руководство вермахта - "черной смертью" и "железным Густавом". Немецкие летчики прозвали Ил-2 "бетонным самолетом" за его высокую боевую живучесть.

Первые боевые подразделения, которые были вооружены этими машинами, были созданы перед самой войной. Подразделения штурмовиков успешно применялись против мотомеханизированных и бронетанковых частей противника. В начале войны Ил-2 был практически единственным самолетом, который в условиях превосходства немецкой авиации боролся с врагом в воздухе. Он сыграл большую роль в сдерживании противника в 1941 году.
За годы войны было создано несколько модификаций самолетов. Ил-2 и его дальнейшее развитие - штурмовик Ил-10 - активно применялись во всех крупных сражениях Великой Отечественной войны и в Советско-японской войне.
Максимальная горизонтальная скорость самолета у земли составляла 388 км/ч, а на высоте 2000 м – 407 км/ч. Время подъема на высоту 1000 м – 2,4 минуты, а время виража на этой высоте – 48-49 секунд. При этом за один боевой разворот штурмовик набирал высоту 400 метров.


Истребитель МиГ-3

Ночной истребитель МиГ-3
Конструкторская группа, возглавляемая А. И. Микояном и М. И. Гуревичем, в 1939 году усиленно работала над истребителем для ведения боя на больших высотах. Весной 1940 года был построен опытный экземпляр, получивший марку МиГ-1 (Микоян и Гуревич, первый). Впоследствии его модернизированный вариант получил наименование МиГ-3.

Несмотря на значительный взлетный вес (3350 кг), скорость серийного МиГ-3 у земли превышала 500 км/ч, а на высоте 7 тыс. метров достигала 640 км/ч. Это была наибольшая на тот момент скорость, полученная на серийных самолетах. За счет высокого потолка и большой скорости на высоте свыше 5 тыс. метров МиГ-3 эффективно применялся как самолет-разведчик, а также истребитель ПВО. Однако плохая горизонтальная маневренность и относительно слабое вооружение не позволили ему стать полноценным фронтовым истребителем.
По оценкам известного аса Александра Покрышкина, уступая в горизонтали, МиГ-3 значительно превосходил немецкий Me109 в вертикальном маневре, что могло послужить ключом к победе в столкновении с фашистскими истребителями. Однако успешно пилотировать МиГ-3 на вертикальных виражах и на предельных перегрузках могли только летчики экстра-класса.

ФЛОТ
К началу Великой Отечественной войны советский флот имел в общей сложности 3 линкора и 7 крейсеров, 54 лидера и эсминца, 212 подводных лодок, 287 торпедных катеров и множество других кораблей.

Предвоенная кораблестроительная программа предусматривала создание "большого флота", основу которого составляли бы крупные надводные корабли - линкоры и крейсера. В соответствии с ней в 1939-1940 годах были заложены линкоры типа "Советский Союз" и тяжелые крейсера "Кронштадт" и "Севастополь", в Германии приобрели недостроенный крейсер "Петропавловск", однако планам о радикальном обновлении флота не суждено было осуществиться.
В предвоенные годы советские моряки получали новые легкие крейсера типа "Киров", лидеры эсминцев проектов 1 и 38, эсминцы проекта 7 и другие корабли. Бурно шло строительство подводных лодок и торпедных катеров.
Многие корабли достраивались уже в ходе войны, часть из них так и не приняла участия в боях. К ним относятся, например, крейсера проекта 68 "Чапаев" и эсминцы проекта 30 "Огневой".
Основные типы надводных кораблей предвоенного периода:
легкие крейсера типа "Киров",
лидеры типов "Ленинград" и "Минск",
эсминцы типа "Гневный" и "Сообразительный",
тральщики типа "Фугас",
торпедные катера "Г-5",
морские охотники "МО-4".
Основные типы подводных лодок предвоенного периода:
малые подводные лодки типа "М" ("Малютка"),
средние подводные лодки типов "Щ" ("Щука") и "С" ("Средняя"),
подводные минные заградители типа "Л" ("Ленинец"),
крупные подводные лодки типов "К" ("Крейсерская") и "Д" ("Декабрист").


Крейсера типа "Киров"

Крейсера типа "Киров"
Легкие крейсера типа "Киров" стали первыми советскими надводными кораблями такого класса, не считая трех заложенных еще при Николае II крейсеров "Светлана". Проект 26, по которому строился "Киров", был окончательно утвержден осенью 1934 года и развивал идеи итальянских легких крейсеров семейства "Кондотьери".

Первая пара крейсеров, "Киров" и "Ворошилов", была заложена в 1935 году. Они вошли в строй в 1938 и 1940 годах. Вторая пара, "Максим Горький" и "Молотов", строилась уже по измененному проекту и пополнила состав советского флота в 1940-1941 годах. Еще два крейсера заложили на Дальнем Востоке, до конца Великой Отечественной войны успели ввести в строй только один из них - "Калинин". Дальневосточные крейсера также отличались от предшественников.
Полное водоизмещение крейсеров типа "Киров" колебалось от примерно 9450-9550 тонн для первой пары до почти 10 000 тонн для последней. Эти корабли могли развивать скорость 35 узлов и более. Их основным вооружением были девять 180-миллиметровых орудий Б-1-П, размещенных в трехорудийных башнях. На первых четырех крейсерах зенитное вооружение было представлено шестью установками Б-34 калибра 100 миллиметров, 45-миллиметровыми 21-К и 12,7-миллиметровыми пулеметами. Кроме того, "Кировы" несли торпеды, мины и глубинные бомбы, гидросамолеты.
"Киров" и "Максим Горький" почти всю войну провели поддерживая орудийным огнем защитников Ленинграда. "Ворошилов" и "Молотов", построенные в Николаеве, участвовали в операциях флота на Черном море. Все они пережили Великую Отечественную войну - им была суждена долгая служба. Последним состав флота в 1974 году покинул "Киров".


Подлодка "Щука"

Подводные лодки типа "Щука"
"Щуки" стали самыми массовыми советскими подлодками Великой Отечественной войны, не считая "Малюток".

Строительство первой серии из четырех субмарин началось на Балтике в 1930 году, в строй "Щуки" вошли в 1933-1934 годах.
Это были субмарины среднего класса, подводное водоизмещение которых составляло около 700 тонн, а вооружение состояло из шести торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра и 45-миллиметровой пушки 21-К.
Проект оказался успешным, и к началу Великой Отечественной войны в строю находились более 70 "Щук" (всего в шести сериях было построено 86 подводных лодок).
Подлодки типа "Щ" активно применялись на всех морских театрах войны. Из 44 воевавших "Щук" погибла 31. Противник потерял от их действий почти 30 судов.

Несмотря на ряд недостатков, "Щуки" отличались сравнительной дешевизной, маневренностью и живучестью. От серии к серии - всего было создано шесть серий этих субмарин - они улучшали свои мореходные качества и другие параметры. В 1940 году две подлодки типа "Щ" первыми на советском флоте получили оборудование, позволявшее вести торпедную стрельбу без утечки воздуха (что часто демаскировало атакующую субмарину).
Хотя после войны в строй вошли только две "Щуки" последней серии X-бис, эти подводные лодки еще долго оставались в составе флота и были списаны в конце 1950-х годов.

АРТИЛЛЕРИЯ
По советским данным, накануне Великой Отечественной войны армия имела почти 67,5 тыс. орудий и минометов.

Считается, что по боевым качествам советская полевая артиллерия даже превосходила немецкую. Однако она была слабо обеспечена механизированной тягой: в качестве тягачей использовались сельскохозяйственные тракторы, до половины орудий перевозили с помощью лошадей.
Армия имела на вооружении множество видов артиллерийских орудий и минометов. Зенитную артиллерию представляли пушки калибров 25, 37, 76 и 85 миллиметров; гаубичную - модификации калибра 122, 152, 203 и 305 миллиметров. Основной противотанковой пушкой служила 45-миллиметровка образца 1937 года, полковой - 76-миллиметровая модель 1927 года, а дивизионной - 76-миллиметровая 1939-го.


Противотанковое орудие ведет огонь по врагу в боях за Витебск

45-миллиметровая противотанковая пушка образца 1937 года
Это орудие стало одним из самых знаменитых представителей советской артиллерии Великой Отечественной войны. Оно было разработано под руководством Михаила Логинова на базе 45-миллиметровой пушки 1932 года.

К основным боевым качествам 45-миллиметровки относились маневренность, скорострельность (15 выстрелов в минуту) и бронепробиваемость.
К началу войны в армии было более 16,6 тыс. орудий образца 1937 года. В общей сложности было выпущено свыше 37,3 тыс. таких пушек, причем производство было свернуто только к 1944 году, несмотря на наличие более современных моделей ЗиС-2 и аналогичной по калибру М-42.


Залп "Катюш"

Боевая машина реактивной артиллерии "Катюша"
За день до начала Великой Отечественной войны на вооружение Красной армии была принята боевая машина реактивной артиллерии БМ-13, впоследствии получившая название "Катюша". Она стала одной из первых в мире систем залпового огня.

Первое боевое применение состоялось 14 июля 1941 года близ железнодорожной станции города Орша (Белоруссия). Батарея под командованием капитана Ивана Флерова залповым огнем уничтожила скопление немецкой боевой техники на оршинском железнодорожном узле.
Благодаря высокой эффективности применения и простоте в производстве, уже к осени 1941 города БМ-13 широко применялась на фронте, оказав значительное влияние на ход боевых действий.
Система позволяла осуществлять залп всем зарядом (16 ракет) за 7-10 секунд. Существовали также модификации с увеличенным числом направляющих и другими версиями ракет.
В ходе войны было потеряно порядка 4 тыс. БМ-13. Всего было изготовлено порядка 7 тыс. установок этого типа, причем "Катюши" сняли с производства только после войны - в октябре 1946 года.

СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ
Несмотря на повсеместное внедрение танков и самолетов, усиление артиллерии, самым массовым оставалось оружие пехоты. По некоторым подсчетам, если в Первую мировую войну потери от стрелкового оружия не превышали 30% от общих, то во Второй мировой они выросли до 30-50%.
Перед Великой Отечественной войной поступление в войска винтовок, карабинов и пулеметов росло, однако Красная армия значительно уступала вермахту по насыщенности автоматическим оружием, таким как пистолеты-пулеметы.


Снайперы Роза Шанина, Александра Екимова и Лидия Вдовина (слева направо). 3-й Белорусский фронт

Винтовка Мосина
Принятая на вооружение в 1891 году винтовка Мосина калибра 7,62 миллиметра оставалась основным оружием пехотинца Красной армии. Всего было выпущено около 37 миллионов таких винтовок.

Модификации образца 1891/1930 годов пришлось принять бой в самые трудные месяцы начала Великой Отечественной. Благодаря дешевизне и надежности оружие обошло своих молодых самозарядных соперников.
Последней версией "трехлинейки"стал карабин образца 1944 года, отличавшийся наличием несъемного игольчатого штыка. Винтовка стала еще короче, технология была упрощена, а маневренность боя повысилась - более коротким карабином легче вести ближний бой в зарослях, траншеях, укреплениях.
Кроме того, именно конструкция Мосина легла в основу снайперской винтовки, принятой на вооружение в 1931 году и ставшей первой советской винтовкой, специально созданной для "меткой стрельбы и уничтожения в первую очередь командного состава противника".


Советский и американский солдаты. Встреча на Эльбе, 1945 год

ППШ
Пистолет-пулемет Шпагина калибра 7,62 миллиметра был принят на вооружение в 1941 году.

Это легендарное оружие стало частью образа солдата-победителя - его можно увидеть в самых известных монументах. ППШ-41 полюбился бойцам, получив у них ласковое и уважительное прозвище "папаша". Он стрелял практически в любых погодных условиях и при этом обходился сравнительно дешево.
К концу войны ППШ были вооружены порядка 55% бойцов. Всего было выпущено около 6 миллионов штук.

Каждая из противоборствующих сторон вложили ошеломляющие суммы денег для проектирования и строительства мощных видов оружия, и мы попробуем рассмотреть некоторые самые влиятельные. На сегодняшний день они не считаются лучшими или самыми разрушительным, но военная техника, приведённая ниже, в той или иной степени повлияла на ход Второй мировой войны.

LCVP - разновидность десантного катера американских военно-морских сил. Предназначенный для перевозки и высадки личного состава на необорудованное побережье занятое противником.

LCVP или «лодка Хиггинса» (англ. Higgins boat), названа в честь её создателя Эндрю Хиггинса, который сконструировал катер для действия на мелководье и болотистой местности, интенсивно использовался американскими ВМС во время проведения морских десантных операций во времена Второй мировой войны. За 15 лет производства было построено 22 492 катеров этого типа.

Десантный катер LCVP строился из прессованной фанеры и конструктивно напоминал маленькую речную баржу с экипажем из 4 человек. Одновременно лодка могла перевозить полный пехотный взвод из 36 военнослужащих. При полной нагрузке лодка Хиггинса могла развивать скорость до 9 узлов (17 км/ч).

Катюша (БМ-13)


Катюша - неофициальное название бесствольных систем полевой реактивной артиллерии широко используемой Вооружёнными Силами СССР во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Первоначально катюшами называли - БМ-13, а позже стали называть и БМ-8, БМ-31, и другие. БМ-13 - знаменитая и наиболее массовая советская боевая машина (БМ) этого класса.

Avro Lancaster


Avro Lancaster - британский тяжёлый бомбардировщик, используемый в годы Второй мировой войны, и состоявший на вооружение Королевских ВВС. «Ланкастер» считается самым результативным ночным бомбардировщиком Второй мировой войны и самым знаменитым. Он совершил более 156 тысяч боевых вылетов и сбросил более 600 000 тонн бомб.

Первый боевой полёт состоялся в марте 1942 года. Во время войны было произведено более 7 000 «Ланкастеров», но почти половина была уничтожена противником. В настоящее время (2014 г.) сохранились только две машины, которые способны летать.

U-boat (подводная лодка)


U-boat - обобщённая аббревиатура немецких подводных лодок, находившихся на вооружении немецких военно-морских сил.

Германия, не имея достаточно сильного флота способного противостоять союзным войскам в море, прежде всего, надеялась на свои подводные лодки, основной целью которых являлось уничтожение торговых конвоев, перевозящие товары из Канады, Британской империи и США в Советский Союз и страны-союзники в средиземноморье. Немецкие подводные лодки оказались невероятно эффективным. Уинстон Черчилль позже скажет, что единственная вещь, пугающая его во время Второй мировой войны, была подводная угроза.

Исследования показали, что союзники для борьбы с немецкими подводными лодками потратили $ 26 400 000 000. В отличие от союзных стран, Германия на свои U-boat потратила $ 2.86 миллиарда. С чисто экономической точки зрения кампания рассматриваться как успех немцев, что делает немецкие подводные лодки одним из самых влиятельных оружий войны.

самолёт Hawker Hurricane


Hawker Hurricane - британский одноместный истребитель времён Второй мировой войны, разработанный и производимый компанией Hawker Aircraft Ltd. Всего было построено более 14 500 таких самолётов. Hawker Hurricane имел различные модификации и мог использоваться как истребитель-бомбардировщик, перехватчик и штурмовик.


M4 «Шерман» - американский средний танк времён Второй мировой войны. В период с 1942 по 1945 года было произведено 49 234 танка, считается третьим после Т-34 и Т-54 наиболее массовым танком в мире. Во время Второй мировой войны на базе танка M4 «Шерман» было построено большое количество разнообразных модификаций (одна, из которых Шерман-Краб - самый странный танк), самоходных артиллерийских установок (САУ) и инженерной техники. Использовался американкой армией, а также в больших количествах поставлялся союзным войскам (в основном в Великобританию и СССР).


88-мм FlaK 18/36/37/41 также известен как «восемь-восемь» - немецкое зенитное, противотанковое артиллерийское орудие, которое широко использовалось германскими войсками в период Второй мировой войны. Орудие, предназначенное для уничтожения, как авиации, так и танков также нередко использовался в качестве артиллерии. В промежуток с 1939 и по 1945 года всего было построено 17 125 таких орудий.

Норт Америкэн Р-51 Мустанг


Третье место в списке самой влиятельной военной техники времён Второй мировой войны занимает Р-51 Мустанг - американский одноместный истребитель дальнего радиуса действия, разработанный в начале 1940-х годов. Считается лучшим истребителем ВВС США времён Второй мировой войны. Использовался в основном как самолёт-разведчик и для сопровождения бомбардировщиков при налётах на территорию Германии.

Авианосцы


Авианосцы - тип боевых кораблей, основной ударной силой которых является палубная авиация. Во Второй мировой войне японские и американские авианосцы уже представляли ведущую роль в тихоокеанских битвах. К примеру, известная атака на Пёрл-Харбор была произведена с помощью пикирующих бомбардировщиков, дислоцированных на шести японских авианосцах.


Т-34 - советский средний танк, который выпускался серийно с 1940 года и до первой половины 1944 года. Был основным танком Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), пока на смену не пришла модификация Т-34–85, которая состоит на вооружении некоторых стран и сегодня. Легендарный Т-34 является самым массовым средним танком и признан многими военными экспертами и специалистами лучшим танком, производимым во времена Второй мировой войны. Также считается одним из самых известных символов выше, упоминаемой войны.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов