Исторические сведения о разработке и применении средних танков PzKpfw III. Исторические сведения о разработке и применении средних танков PzKpfw III Моторный отсек танка PzKpfw III

18.05.2020

Panzerkampfwagen III (Т-III) - немецкий средний танк времён Второй мировой войны, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год . Сокращёнными названиями этого танка являлись PzKpfw III, Panzer III, Pz III. В ведомственном рубрикаторе военной техники нацистской Германии этот танк имел обозначение Sd.Kfz. 141 (Sonderkraftfahrzeug 141 - машина специального назначения 141). В советских исторических документах и популярной литературе PzKpfw III именовался как «Тип 3», Т-III или Т-3.
Эти боевые машины использовались вермахтом с первого дня Второй мировой войны. Последние записи о боевом применении PzKpfw III в штатном составе подразделений вермахта датируются серединой 1944 года, одиночные танки воевали вплоть до капитуляции Германии.
С середины 1941 по начало 1943 года PzKpfw III был основой бронетанковых войск вермахта (панцерваффе) и, несмотря на относительную слабость по сравнению с современными ему танками стран антигитлеровской коалиции, внёс значительный вклад в успехи вермахта того периода. Танки этого типа поставлялись армиям стран-союзников Германии по Оси. Захваченные PzKpfw III с хорошими результатами использовались Красной армией и союзниками. На базе PzKpfw III в Германии и СССР создавались самоходно-артиллерийские установки (САУ) различного назначения.
К моменту вторжения в СССР PzKpfw III был основным оружием танковых частей вермахта. На 22 июня 1941 года в дивизиях, направленных в СССР, насчитывалось около 1000 машин этого типа, что составляло от 25 до 34% от общего числа танков, направленных в СССР.
В составе танкового батальона PzKpfw III входили в легкую танковую роту (три взвода по пять танков плюс два - во взводе управления). Таким образом, типичная танковая дивизия вермахта периода вторжения в СССР с одним танковым полком двухбатальонного состава имела 71 единицу PzKpfw III боевого назначения плюс 6 - специальных командирских для управления. На самом деле разделение на лёгкие и средние танковые роты в 1941 году носило формальный характер. С конца 1940 года танковые дивизии были реорганизованы (вместо танковой бригады двухполкового состава в них осталось по одному полку двух-трехбатальонного состава) и основной машиной лёгкой танковой роты стал Pz III (17 Pz III и 5 Pz II в каждой), а средней - Pz IV (14 Pz IV и 5 Pz II). Таким образом, с учетом штабных танков, каждый танковый батальон имел 37 танка Pz III. Так что типичная танковая дивизия (не оснащённая чешскими танками) имела в своём составе от 77 до 114 танков Pz III.
Танк PzKpfw III являлся в целом типичным представителем немецкой школы танкостроения, но с некоторыми существенными особенностями, свойственными другим конструкторским концепциям. Поэтому по своим конструктивным и компоновочным решениям он, с одной стороны, наследовал преимущества и недостатки классической компоновки «немецкого типа», а с другой - не имел некоторых отрицательных ее особенностей. В частности, индивидуальная торсионная подвеска с опорными катками малого диаметра была несвойственна немецким машинам, хотя она очень хорошо себя зарекомендовала в производстве и эксплуатации. Более поздние «Пантеры» и «Тигры» имели менее надежную в эксплуатации и ремонте и конструктивно более сложную традиционную для немецких танков «шахматную» подвеску.
В целом PzKpfw III являлся надежной, легкоуправляемой машиной с высоким уровнем комфортности работы для экипажа, его модернизационный потенциал для 1939-1942 годов был вполне достаточен. С другой стороны, несмотря на надежность и технологичность, перегруженная ходовая часть и объем подбашенной коробки, недостаточный для размещения более мощной пушки, не позволили ей удержаться в производстве дольше 1943 года, когда все резервы по превращению «легко-среднего» танка в полноценный средний были исчерпаны.


На снимке Pz.Kpfw.III Ausf.J в Музее бронетанковой техники в Кубинке. Этот вариант имел следующие тактико-технические характеристики:

Размеры:
Боевая масса – 21,5 т
Длина – 5.52 м
Ширина – 2.95 м
Высота - 2.50 м
Бронирование, мм:
Лоб корпуса – 50
Борта и корма корпуса – 30-50
Лоб башни – 30-50
Борта и корма – 30
Крыша – 10-17
Днище – 16
Вооружение:
Пушка – 50-мм KwK 38
Пулеметы – 2x7.92 – мм MG-34
Боекомплект, выстрелов/патронов – 99/2700
Подвижность:
Двигатель – Maybach
Удельная мощность, л. с./т – 14.0
Максимальная скорость по шоссе, км/ч - 40
Средняя скорость по просёлку, км/ч - 18
Запас хода по шоссе, км - 155
Запас хода по просёлку, км - 85
Удельное давление на грунт, кг/см? - 0,94
Преодолеваемый ров, м - 2,0
Преодолеваемая стенка, м - 0,6
Преодолеваемый брод, м – 0.8


У Ausf. J имелась торсионная подвеска, шесть опорных катков среднего размера. Модификации отличались друг от друга, в основном, размерами катков и резинового бандажа, конструкцией и рисунком ведущего колеса и ленивца.
Ausf. J выпускался с 1941 по 1942 годы , всего выпущено 1549 единиц.


Один из танков Т-3 сохранен и выставлен в Музее техники вадима Задорожного. Представленный танк относится к типу G, принимал участие в боях в Северной Африке. Производство данной модификации началось в апреле-мае 1940 года, к февралю 1941 года 600 машин этого типа поступили в танковые части Вермахта. 11 марта 1941 года в Триполи начали разгружаться подразделения 5-1 легкой дивизии Вермахта, насчитывавшей в своем составе до 80 танков Т-3. В основном это были машины типа П. На момент прибытия Т-3 превосходил любой английский танк в Африке, за исключением "Матильды".

Pz.Kpfw. III Ausf. E

Основные характеристики

Кратко

Подробно

1.7 / 1.7 / 1.7 БР

5 человек Экипаж

88 % Заметность

лоб / борт / корма Бронирование

30 / 30 / 20 корпуса

35 / 30 / 30 башни

Подвижность

19,5 тонн Масса

572 л/с 300 л/с Мощность двигателя

29 л.с/т 15 л.с/т удельная

78 км/ч вперёд
13 км/ч назад 70 км/ч вперёд
11 км/ч назад
Скорость

Вооружение

131 снарядов боезапас

2,9 / 3,7 сек перезарядка

10° / 20° УВН

3 600 снарядов боезапас

8,0 / 10,4 сек перезарядка

150 снарядов размер обоймы

900 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

Panzerkampfwagen III (3,7 cm) Ausführung E или Pz.Kpfw. III Ausf. E. - немецкий средний танк времён Второй мировой войны, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год. Сокращёнными названиями этого танка являлись PzKpfw III, Panzer III, Pz III. В ведомственном рубрикаторе военной техники нацистской Германии этот танк имел обозначение Sd.Kfz. 141 (Sonderkraftfahrzeug 141 - машина специального назначения 141).

Танк PzKpfw III являлся в целом типичным представителем немецкой школы танкостроения, но с некоторыми существенными особенностями, свойственными другим конструкторским концепциям. Поэтому по своим конструктивным и компоновочным решениям он, с одной стороны, наследовал преимущества и недостатки классической компоновки «немецкого типа», а с другой - не имел некоторых отрицательных её особенностей. В частности, индивидуальная торсионная подвеска с опорными катками малого диаметра была несвойственна немецким машинам, хотя она очень хорошо себя зарекомендовала в производстве и эксплуатации. Более поздние «Пантеры» и «Тигры» имели менее надёжную в эксплуатации и ремонте и конструктивно более сложную традиционную для немецких танков «шахматную» подвеску.

В целом PzKpfw III являлся надёжной, легкоуправляемой машиной с высоким уровнем комфортности работы для экипажа, его модернизационный потенциал для 1939-1942 годов был вполне достаточен. С другой стороны, несмотря на надёжность и технологичность, перегруженная ходовая часть и объём подбашенной коробки, недостаточный для размещения более мощной пушки, не позволили ей удержаться в производстве дольше 1943 года, когда все резервы по превращению «лёгкосреднего» танка в полноценный средний были исчерпаны.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Бронирование Pz.III E не выдающееся и не обладает рациональными углами наклона. Ввиду этого, для повышения защищенности рекомендуется ставить танк «ромбом».

Экипаж танка составляет 5 человек, что позволяет иногда пережить прямое попадание в башню, однако пробитие в борт или центр корпуса каморным снарядом приведет к ваншоту. Стоит не забывать о том, что у танка есть массивная командирская башня, при стрельбе в которую вражеский танк имеет шанс уничтожить всех членов экипажа в башне.

Расположение модулей танка хорошее. Трансмиссия в передней части корпуса может выдержать попадание каморных снарядом малой мощности.

Боеукладки у танка много и для повышения живучести рекомендуется с собой брать не более 30 снарядов.

Схема расположения модулей Pz.Kpfw. III Ausf. Е

Подвижность

Неплохая подвижность, высокая максимальная скорость и отличный поворот на месте. Танк хорошо едет по пересеченной местности и хорошо держит набранную скорость, однако скорость танк набирает весьма посредственно.

Вооружение

Основное орудие

Длина ствола - 45 калибров. Углы вертикальной наводки - от -10° до +20°. Скорострельность 15–18 выстрелов/мин что является очень хорошим показателем. Боекомплект состоит из 131 снаряда.

3,7 cm KwK36 является танковой версией 3,7 cm PaK35/36. KwK36 ставили на ранние модификации Pz.Kpfw. III начиная с Аusf.A, заканчивая некоторыми танками Аusf.F. Начиная от серии Аust.F на Pz.Kpfw. III стали ставить 5 cm KwK38.

Пушка имеет следующую номенклатуру снарядов:

  • PzGr - бронейбойный каморный снарядов со скоростью полёта до 745 м/с. Имеет среднее заброневое действие, однако высокая скорострельность орудия и отличное пробитие снаряда компенсирует это. Рекомендуется как основной снаряд
  • PzGr 40 - бронебойный подкалиберный снаряд со скоростью полёта до 1020 м/с. Имеет прекрасное пробитие, однако плохое заброневое действие. Рекомендуется для точечных выстрелов по тяжелобронированным целям.

Пулемётное вооружение

С 37-мм пушкой были спарены два пулемёта MG-34 фирмы Rheinmetall-Borsig калибра 7,92 мм. Третий, такой же, пулемёт устанавливался в лобовом листе корпуса. Боекомплект пулемётов состоял из 4425 патронов. Может быть эффективен против техники не имеющей какого-либо бронирования, таких как советские грузовики "ГАЗ".

Применение в бою

Классический немецкий танк начальных уровней. Боевой рейтинг 1.7 весьма комфортный для этого танка. Сложных противников нет, всё зависит от умения точно стрелять и ехать в нужном направлении. Хорошее орудие с хорошей скоростью стрельбы всячески помогает в бою. В наличии есть подкалиберные снаряды. В основном противники слабобронированные и нет особых проблем у орудия для их пробития. Если ехать на захват точки, то лучше всего выбрать наиболее прямой участок и, желательно, не поворачивать, так как при малейшем повороте теряется драгоценная скорость, которая набирается не столь быстро. Такая же проблема присутствует и у Pz.Kpfw. III Ausf. F. Если бой происходит в реалистичном режиме и точку удалось захватить, то обычно, хватает очков возрождения для взятия самолёта. Но независимо от режима лучше продолжить бой, отступив с точки. Противник может использовать Арт-удар, а бронирование не спасёт от близкого попадания, и тем более прямого. Ко всему прочему найдутся противники желающие отбить точку.

  • Также, используя высокую скорость можно и нужно использовать фланговые обходы с заходом в тыл противнику.

При удачном обходе с фланга, или другим образом, не стоит сразу ломиться в бой стреляя во всё что видно. Нужно выбрать наиболее приоритетную цель. Во первых это одиночки или машины в арьергарде (замыкающие). При стрельбе помните, что пушка 37мм имеет очень слабое заброневое действие, поэтому нужно наносить точечные удары по жизненно важным модулям.

Например при встречи с танком можно выстрелить в башню, тем самым повредив казенник или выбить наводчика (а может сразу оба варианта), что даст время на перезарядку и нанесение второго выстрела, желательно в район боеукладки или в МТО (обездвижить противника). Если противник загорелся быстро осматриваемся по сторонам в поисках второй цели, если никого нет - добиваем. Дальше действуем по ситуации. Если встречаемся с САУ противника, то первым модулем нужно выбить двигатель, тем самым сделав САУ беспомощной и уже спокойно её добить. При нападении сразу на двух противников шансы на победу значительно снижаются. Но и тут есть нюансы. Например если это САУ, то первым выстрелом стараемся выбить двигатель и уже потом открывать огонь по танку. Конечно это всего лишь вариант развития событий, а не правило действующие 100%. Внимательно наблюдаем за окрестностями.

  • Открытый бой (перестрелка) не рекомендуется так как лобовая броня всего 30-мм и пробивается всеми противниками. Особенно опасна шрапнель на близкой дистанции. Фактически обеспечивает смерть с одного выстрела.

Танковая засада, весьма распространённая и всем знакомая тактика. Выбираем любое подходящее, как думаете, для засады место и ждём врага. Желательно, чтобы место засады обеспечивало стрельбу по борту противника. Ко всему прочему засаду нужно устраивать в неожиданных для противника местах, главное в засаде внезапность, застать врага врасплох.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Хорошая подвижность.
  • Малые размеры танка.
  • Хорошая точность.
  • Скорострельное орудие

Недостатки:

  • Медленная скорость поворота башни.
  • Малая огневая мощь.
  • Медленный набор скорости

Историческая справка

Модификация PzKpfw III Ausf.Е пошла в серию в 1938 году. До октября 1939 года на заводах "Daimler-Benz", "Henschel" и "MAN" построили 96 танков этого типа. PzKpfw III Ausf.Е стал первой модификацией, пошедшей в крупную серию. Особенностью танка стала новая торсионная подвеска, разработанная Фердинандом Порше.

Она состояла из шести опорных катков, трех поддерживающих катков, ведущего и направляющего колес. Все опорные катки независимо подвешивались на торсионах. Вооружение танка осталось прежним - 37-мм пушка KwK35/36 L/46,5 и три пулемета MG-34. Толщину бронирования увеличили до 12-мм-30 мм.

На танках PzKpfw III Ausf.Е ставили двигатель "Maybach" HL120TR мощностью 300 л.с. и 10-скоростную коробку передач "Maybach Variorex". Масса танка PzKpfw III Ausf.Е достигла 19,5 т. С августа 1940 г. по 1942 г. все выпущенные Ausf.Е прошли перевооружение, получив новую 50-мм пушку KwK38 L/42. Пушка спаривалась не с двумя, а только с одним пулеметом. Лобовую броню корпуса и надстройки, а также кормовую бронеплиту усилили, за счет 30-мм апплике. Часть танков Ausf.Е с течением времени прошла переделку до стандарта Ausf.F. Компоновка танка была традиционной для немцев – с передним расположением трансмиссии, что сокращало длину и увеличивало высоту машины, упрощало конструкцию приводов управления и их обслуживание. Кроме того, создавались предпосылки для увеличения габаритов боевого отделения. Характерным для корпуса этого танка, как, впрочем, и для всех германских танков того периода, являлась равнопрочность броневых листов на всех основных плоскостях и обилие люков. До лета 1943 года прочности корпуса немцы предпочитали удобство доступа к агрегатам. Заслуживает положительной оценки трансмиссия, характерным для которой являлось большое количество передач в КПП при малом количестве шестерен: на одну передачу – одна шестерня. Жесткость коробки, помимо ребер в картере, обеспечивалась «безвальной» системой монтажа шестерен. В целях облегчения управления и повышения средней скорости движения были применены уравнители и сервомеханизмы. Ширина гусеничных цепей – 360 мм – была выбрана главным образом, исходя из условий движения по дорогам, существенно ограничивая проходимость по бездорожью. Впрочем, последнее в условиях западноевропейского театра военных действий найти было довольно сложно.

Медиа

См. также

Ссылки

Семейство Pz.III
3,7 cm KwK 36

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

Официальное обозначение: Pz.Kpfw.III
Альтернативное обозначение:
Год начала работ: 1939
Год постройки первого прототипа: 1940
Стадия завершения работ: построено три прототипа.

История среднего танка Pz.Kpfw.III началась в феврале 1934 года, когда Panzerwaffe уже вступили в фазу активного наполнения своего бронетанкового парка новыми видами боевой техники. Тогда ещё никто не мог представить, насколько успешной и насыщенной событиями будет карьера знаменитой «тройки».

А начиналось всё достаточно прозаически. Едва запустив в серийное производство лёгкие танки Pz.Kpfw.I и Pz.Kpfw.II представители Службы Вооружений Сухопутных войск сформулировали требования для боевой машины типа ZW (Zurführerwagen) – то есть танк для командиров рот. В спецификации указывалось, что новый 15-тонный танк должен оснащаться 37-мм пушкой и бронированием толщиной 15 мм. Разработка проводилась на конкурсной основе и всего в ней приняло участие 4 фирмы: MAN, Rheimetall-Borsig, Krupp и Daimler-Benz. Также планировалось использование двигателя Maybach HL 100 мощностью 300 л.с., трансмиссии SSG 75 фирмы Zahnradfabrik Friedrichshafen, механизма поворота типа Wilson-Cletrac и гусениц Kgs.65/326/100.

Летом 1934 года Управление вооружение выдало заказы на изготовление опытных образцов, распределив заказы между четырьмя фирмами. Daimler-Benz и MAN должны были изготовить прототипы шасси (два и один образца соответственно). В то же время, фирмы Krupp и Rheinmetall обязали предоставить аналогичное количество башен.
Управление Вооружений отдало своё предпочтение не крупповской машине, ставшей впоследствии известной под обозначением MKA, а проекту фирмы Daimler-Benz. Хотя это решение тогда выглядело несколько спорным, ведь прототип от Krupp был построен ещё в августе 1934 года. Тем не менее, после испытаний шасси Z.W.1 и Z.W.2 фирма Daimler-Benz получила заказ на поставку ещё двух улучшенных опытных образцов под обозначениями Z.W.3 и Z.W.4 .

Новый танк, разработанный инженерами фирмы Daimler-Benz, скорее можно было отнести к классу лёгких. Первый вариант, получивший обозначение Vs.Kfz.619 (опытная машина №619), по сути, представлял собой предсерийную машину, на которой обкатывались многочисленные нововведения. Несомненно, что от «единичек» и «двоек» он выгодно отличался более мощным вооружением и лучшими условиями работы экипажа (за счет более массивного корпуса), но тогда боевая ценность «тройки» оценивалась не столь высоко.

В основе конструкции лежало совершенно новое шасси оригинальной конфигурации. Применительно на один борт оно состояло из пяти сдвоенных опорных катков с подвеской на спиральных пружинах, двух небольших поддерживающих роликов, переднего ведущего и заднего направляющего колеса. Мелкозвенчатая гусеница состояла из стальных одногребневых траков.

Корпус танка разрабатывался с расчетом на более просторное боевое отделение и установку мощного двигателя, способного обеспечить требуемые ходовые качества. Вместе с тем, немецкие конструкторы фактически отказались от практики установки бронелистов под рациональными углами наклона, отдав предпочтение лучшей технологичности конструкции.

Компоновка корпуса была близка к классической. В передней части располагалась механическая трансмиссия, в состав которой входила 5-скоростная коробка передач, планетарный механизм поворота и бортовые передачи. Для обслуживания её агрегатов в верхнем бронелисте было сделано два больших прямоугольных люка.

Трансмиссия включала механическую синхронизированную коробку передач Zahnradfabrik ZF SGF 75 пятискоростного типа. Крутящийся момент от КПП передавался на планетарные механизмы поворота и бортовые передачи. Двигатель с коробкой передач был соединён карданным валом, проходящим под полом боевого отделения.

За трансмиссионным отделением разместили места для водителя (слева) и стрелок-радист (справа). Среднюю часть корпуса занимало боевое отделение, на крыше которого устанавливалась шестиугольная трехместная башня с верхним наклонным бронелистом. Внутри неё размещались места для командира, наводчика и заряжающего. В задней части башни устанавливалась высокая наблюдательная башенка с шестью смотровыми щелями и верхним двухстворчатым люком. Кроме того, на крыше башни устанавливался перископический прибор, а в бортах имелись смотровые щели с бронестеклами.

Вообще, начиная с «тройки», немцы большое внимание уделяли не только хорошей обзорности, но и способам покидания танка в аварийных ситуациях – в общей сложности башня получила три люка: один верхний и два бортовых. В то же время, на прототипе и танках первых модификаций отсутствовали люки для водителя и стрелка-радиста.

В кормовой части корпуса находилось моторное отделение. Здесь устанавливался 12-цилиндровый V-образный бензиновый двигатель Maybach HL108TR, развивавший мощность 250 л.с. при 3000 об\мин. Система охлаждения – жидкостная.

Вооружение танка состояло из одной 37-мм пушки 3,7cm KwK с длиной ствола 46,5 калибра. Согласно табличным значениям бронебойный снаряд 3.7cm Pzgr массой 815 грамм развивал начальную скорость 1020 м\с и мог пробить на дистанции до 500 метров вертикально установленный лист брони толщиной 34 мм. Но фактически бронепробиваемость 37-мм снарядов оказалась гораздо ниже, что впоследствии заставило немецких конструкторов постоянно искать пути усиления вооружения. Дополнительное стрелковое вооружение состояло из трех 7,92-мм пулеметов MG34. Два из них монтировались в маске справа от орудия, а третий находился в лобовом листе корпуса. Боекомплект к 37-мм пушке составил 120 бронебойных и осколочно-фугасных выстрелов, а также 4425 патронов к пулеметам.

Первый заказ на 25 танков «нулевой серии» был выдан уже в декабре 1935 года. При этом поставки планировалось начать с октября 1936 года, чтобы к 1 апреля 1937 года вся партия была передана войскам.

После относительно успешного прохождения испытаний 3-го апреля 1936 года танк получил официальное обозначение Panzerkampfwagen III (Pz.Kpfw.III ), в то время как по сквозной системе обозначений принятой в вермахте он обозначался как Sd.Kfz.141 .

В общей сложности было выпущено 10 танков этой модификации, которые носили первоначальное обозначение 1.Serie/Z.W. (впоследствии ) и являлись развитием Z.W.1. Из-за сжатых сроков пришлось пойти на ряд временных мер и решений, что не позволяло считать их полноценными боевыми машинами. В результате, два танка имели корпуса из неброневой стали. К тому же, броневая защита первых танков оказалась слишком скромной. Лоб, борта и корма (как корпуса, так и башни) имели толщину всего 14,5 мм, крыша – 10 мм, днище – 4 мм. Схожие показателями обладали советские лёгкие танки Т-26 и БТ-7 образца 1936-1937 гг., при более мощном пушечном вооружении.

Почти все построенные Ausf.A были распределены между 1-й, 2-й и 3-й танковыми дивизиями, где использовались преимущественно для обучения экипажей. Зимой 1937-1938 гг. они участвовали в больших зимних манёврах вермахта и показали себя с хорошей стороны. Из существенных дефектов была отмечена только неудачная конструкция подвески, что было исправлено на других модификациях танка.

Первой боевой операцией с участием Pz.Kpfw.III Ausf.A стал аншлюс Австрии и присоединение Судетской области весной 1938 года. Несколько танков в сентябре 1939 года были задействованы при вторжении в Польшу, хотя это была, по большей части, вынужденная мера, поскольку танковые полки и дивизии следовало укомплектовать максимально полно.

Кроме того, были усовершенствованы агрегаты силовой установки, прежде всего механизм поворота и бортовые передачи. Другие доработки включали изменение конструкции вентиляционных отверстий силового отделения и системы выхлопа. Параллельно был введен новый тип командирской башенки, такой же, что и на танке Pz.Kpfw.IV Ausf.A, а на корме в специальных карманах можно было установить пять дымовых шашек. Место крепления антенны также было перенесено чуть дальше к корме. В сумме проведенные доработки позволили увеличить макимальную скорость до 35 км\ч, хотя боевая масса увеличилась до 15,9 тонн. Поставки танков Pz.Kpfw.III Ausf.В действующей армии начались с середины 1937 по январь 1938 года.Следующая партия из 15 танков «нулевой серии», с номерами шасси от 60201 до 60215, носила название 2.Serie/Z.W. (впоследствии Pz.Kpfw.III Ausf.В ) и представляла собой развитие прототипа Z.W.3. Основным отличием данной модификации стала новая ходовая часть, вместо не оправдавшей себя пятикатковой на вертикальных рессорах. По всей видимости, инженеры фирмы Daimler-Benz решили провести своего рода унификацию отдельных элементов Pz.Kpfw.III и будущего Pz.Kpfw.IV – теперь на каждый борт приходилось по восемь опорных катков, которые блокировались попарно в тележки. Каждая из тележек подвешивалась на двух группах листовых рессор и снабжённых гидравлическими амортизаторами типа Fichtel und Sachs. В то же время, конструкция ведущих и направляющих колёс осталась прежней. Верхняя часть гусеницы теперь поддерживалась тремя поддерживающими катками. Длина опорной поверхности каждой из гусеничных цепей сократилась с 3400 до 3200 мм.

Модификация 3.Serie/Z.W , которая стала более известна под обозначением , также была выпущена в количестве 15 экземпляров. Отличия от Ausf.В были минимальными – по сути, была предпринята попытка модернизировать ходовую часть. Первая и последняя тележка имели короткие параллельные рессоры, а вторая и третья — одну общую длинную рессору. Помимо этого была изменена конструкция системы выхлопа, устройство планетарных механизмов поворота, а также был использован новый тип буксирных крюков. Ещё одним отличием модификации Ausf.C (равно как и Ausf.В) была округлая форма люков с креплением на петлях, которые располагались на верхней броне передней части корпуса и предназначались для доступа к рулевому управлению. После всех проведенных доработок масса танка составила 16000 кг. Поставки Ausf.C проводились параллельно с Ausf.В до января 1938 года включительно/

В январе 1938 года было налажено производство последней модификации танка (3b.Serie/Z.W ), в которой всё ещё использовалось 16-катковое шасси с подвеской на листовых рессорах. Правда, в его конструкцию внесли новую серию изменений: передняя и задняя рессоры были установлены не параллельно, а под углом. Список остальных изменений был не менее внушительным:

— введены новые ведущие и направляющие колеса;

— доработана форма кормы и бронирование силового отделения (люки доступа к узлам лишены вентиляционных жалюзи);

— изменена форма кормы;

— модифицированы бортовые воздухозаборники;

— модифицированы передние буксирные крюки;

— задние буксирные крюки были установлены на новое место;

— ёмкость топливных баков была увеличена до 600 литров;

— модифицирована система выхлопа;

— внедрена новая шестискоростная коробка передач ZF SSG 76;

— толщина брони корпуса и башни, в лобовой и бортовой проекции, доведена до 30 мм;

— изменена конструкция командирской башенки (толщина стенок доведена до 30 мм, количество смотровых щелей сократили до пяти).

Таким образом, Ausf.D стала своего рода прототипом для многих следующих модификаций. Все проведенные доработки благотворно повлияли на технические характеристики, но боевая масса танка возросла до 19800 кг. По всей видимости, в целях ускорения производства, несколько первых танков не дождались 30-мм броневого проката и их корпуса были изготовлены из брони толщиной 14,5 мм.

На практике введение 16-катковой ходовой части ничего не изменило в лучшую сторону. Кроме того, указывалось слабое бронирование первых модификаций Pz.Kpfw.III. Не удивительно, что после Польской кампании было принято решение вывести Ausf.В, С и D из состава боевых частей. Этот процесс был завершен в феврале 1940 года.

Танки были переданы в учебные подразделения, однако спустя некоторое время они вновь оказались востребованными. Танкам модификации Ausf.D довелось принять участие в Норвежской кампании в составе 40-го танкового батальона, а в октябре 1940 года пять Ausf.В послужили прототипами для самоходной установки Sturmgeschutz III.

Источники:
П.Чемберлен, Х.Дойл «Энциклопедия немецких танков 2-й Мировой войны». АСТ\Астрель. Москва, 2004
М.Б.Баратинский «Средний танк Panzer III» («Бронеколлекция МК» 2000-06)


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНИХ ТАНКОВ Pz.Kpfw.III образца 1937-1942 гг.


1937 г.

1938 г.
Pz.Kpfw.III Ausf.G
1940 г.
Pz.Kpfw.III Ausf.L
1941 г.
Pz.Kpfw.III Ausf.N
1942 г.
БОЕВАЯ МАССА 15900 кг 16000 кг 20300 кг 22700 кг 23000 кг
ЭКИПАЖ, чел. 5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 5670 5920 5410 6280 5650 (Ausf.M)
Ширина, мм 2810 2820 2950 2950 2950
Высота, мм 2390 2420 2440 2500 2500
Клиренс, мм 380 375 385
ВООРУЖЕНИЕ одна 37-мм пушка 3.7cm KwK L/46,5 и три 7,92-мм пулемета MG34 одна 50-мм пушка 5.0cm KwK L/42 и два 7,92-мм пулемета MG34 одна 50-мм пушка 5.0cm KwK L/60 и два 7,92-мм пулемета MG34 одна 75-мм пушка 7.5cm KwK L/24 и ва 7,92-мм пулемета MG34
БОЕКОМПЛЕКТ 120 выстрелов и 4425 патронов 90 выстрелов и 2700 патронов 99 выстрелов и 2700 патронов 64 выстрелов и 3750 патронов (Ausf.M)
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ телескопический прицел TZF5a и оптический KgZF2 телескопический прицел TZF5d и оптический KgZF2 телескопический прицел TZF5e и оптический KgZF2 телескопический прицел TZF5b и оптический KgZF2
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 14,5 мм
борт корпуса — 14,5 мм
корма корпуса — 14,5 мм
лоб башни — 14,5 мм
борт башни — 14,5 мм
корма башни — 14,5 мм
крыша надстройки — 10 мм
днище — 4 мм
лоб корпуса — 30 мм
борт корпуса — 30 мм
корма корпуса — 21 мм
лоб башни — 57 мм
борт башни — 30 мм
корма башни — 30 мм
крыша башни — 12 мм
маска пушки — 37 мм
крыша надстройки — 17 мм
днище — 16 мм
лоб надстройки — 50+20 мм
лоб корпуса — 50+20 мм
борт корпуса — 30 мм
корма корпуса — 50 мм
лоб башни — 57 мм
борт башни — 30 мм
корма башни — 30 мм
крыша башни — 10 мм
маска пушки — 50+20 мм
крыша надстройки — 18 мм
днище — 16 мм
ДВИГАТЕЛЬ Maybach HL108TR, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 250 л.с. при 3000 об\мин. Maybach 120TRМ, карбюраторный, 12-цилиндровый, мощностью 300 л.с. при 3000 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ ZF SGF 75 механического типа: 5-ступенчатая КПП (5+1), планетарный механизм поворота, бортовые дифференциалы ZF SSG 76 механического типа: 6-ступенчатая КПП (6+1), планетарный механизм поворота, бортовые дифференциалы Variorex SRG 328-145 механического типа: 10-ступенчатая КПП (10+4), демультипдикатор, планетарный механизм поворота, бортовые дифференциалы Maibach SSG 77 механического типа: 6-скоростная КПП (6+1), планетарный механизм поворота, бортовые дифференциалы
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
(на один борт)
5 опорных катков с подвеской на вертикальных пружинных рессорах, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками 8 сдвоенных опорных катков с подвеской на листовых ресорах, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками 6 сдвоенных опорных катков с торсионной подвеской, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ 32 км\ч по шоссе
18 км\ч по местности
35 км\ч по шоссе
18 км\ч по местности
40 км\ч по шоссе
18 км\ч по местности
ЗАПАС ХОДА 165 км по шоссе
95 км по местности
155 км по шоссе
95 км по местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 30°
Высота стенки, м 0,6
Глубина брода, м 0,80 0,80 0,80 1,30 1,30
Ширина рва, м 2,7 2,3 2,0 2,0 2,0
СРЕДСТВА СВЯЗИ радиостанция FuG5 со штыревой антенной, ТПУ и светосигнальный прибор

Pz Kpfw III (Т-III)



















































































































До лета 1943 года немцы подразделяли свои на легкие, средние и тяжелые по вооружению Поэтому при примерно равной массе и толщине брони Pz. III считался средним, а Pz. IV - тяжелым.
Однако именно танку Pz. III суждено было стать одним из конкретных воплощений военной доктрины фашистской Германии. Не составляя большинства в танковых дивизиях вермахта ни в польском (96 единиц), ни во французском походе (381 единица), к моменту нападения на СССР он производился уже в значительных количествах и являлся основной машиной "панцерваффе". История же его началась одновременно с другими танками. с которыми Германия вошла во вторую мировую войну.
В 1934 году служба вооружения сухопутных войск выдала заказ на боевую машину с 37-мм пушкой, которая получила обозначение ZW (Zugfuhrerwagen - ротная командирская ). Из четырех фирм. участвовавших в конкурсе. только одна - "Даймлер-Бенц" - получила заказ на изготовление опытной партии из 10 машин. В 1936 году эти танки были переданы на войсковые испытания под армейским обозначением PzKpfw III Ausf. А (или Pz. IIIA). Они явно несли на себе печать влияния конструкций У. Кристи - пять опорных катков большого диаметра.
Вторая опытная партия из 12 штук модели В имела уже совершенно другую ходовую часть с 8 маленькими опорными катками, напоминавшую Pz, IV. На следующих 15 экспериментальных танках Ausf С ходовая часть была аналогичной, однако заметно улучшилась подвеска Следует подчеркнуть, что все прочие боевые характеристики на упоминавшихся модификациях в принципе оставались неизменными.
Этого не скажешь о танках серии D (50 единиц), лобовая и бортовая броня которых была доведена до 30 мм, при этом масса танка достигла 19,5 т, а удельное возросло с 0,77 до 0,96 кг/см2.
В 1938 году на заводах сразу трех фирм - "Даймлер-Бенц", " " и MAN - началось производство первой массовой модификации "тройки" - Ausf. E. 96 танков этой модели получили ходовую часть с шестью обрезиненными опорными катками и торсионной подвеской с гидравлическими амортизаторами. которая в дальнейшем уже не подвергалась существенным изменениям. Боевая масса танка составляла 19.5 т. Экипаж состоял из 5 человек. Такое количество членов экипажа, начиная с PzKpfw III. стало стандартным на всех последующих германских средних и тяжелых танках Таким образом, уже с середины 30-х годов немцы добились функционального разделения обязанностей членов экипажа Противники же их пришли к этому значительно позже - лишь к 1943-1944 годам.
PzKpfw III E был вооружен 37-мм пушкой с длиной ствола в 46.5 калибра и тремя пулеметами MG 34 ( 131 выстрел и 4500 патронов). 12-цилиндровый карбюраторный "Майбах" HL 120TR мощностью 300 л с. при 3000 об/мин позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе 40 км/ч; запас хода при этом составлял 165 км по шоссе и 95 км - при движении по пересеченной местности.
Компоновка танка была традиционной для немцев - с передним расположением трансмиссии, что сокращало длину и увеличивало высоту машины, упрощало конструкцию приводов управления и их обслуживание. Кроме того, создавались предпосылки для увеличения габаритов боевого отделения.
Характерным для корпуса этого танка, как. впрочем, и для всех германских танков того периода, являлась равнопрочность броневых листов на всех основных плоскостях и обилие люков. До лета 1943 года прочности корпуса немцы предпочитали удобство доступа к агрегатам.
Заслуживает положительной оценки , характерным для которой являлось большое количество передач в коробке передач при малом количестве шестерен: на одну передачу - одна Жесткость коробки, помимо ребер в картере, обеспечивалась "безвальной" системой монтажа шестерен. В целях облегчения управления и повышения средней скорости движения были применены уравнители и сервомеханизмы.
Ширина гусеничных лент - 360 мм - была выбрана, исходя, главным образом, из условий движения по дорогам, при этом существенно ограничивалась проходимость по бездорожью Впрочем, в условиях западноевропейского театра военных действий бездорожье еще нужно было поискать.
Средний танк PzKpfw III был первым по-настоящему боевым танком вермахта. Он разрабатывался в качестве машины для командиров взводов, однако с 1940 до начала 1943 года был основным средним танком немецкой армии. PzKpfw III различных модификаций выпускались с 1936 по 1943 год фирмами "Даймлер-Бенц", "Хеншель", MAN, "Алкетт", "Крупп", FAMO, "Вегманн", MNH и MIAG.
Во вторую мировую войну Германия вступила, имея на вооружении помимо легких танков PzKpfw I и PzKpfw II средние танки PzKpfw III версий А, В, С, D и Е (см. главу "Танки межвоенного периода. 1918-1939 гг.", раздел "Германия").
В период с октября 1939 года по июль 1940 года фирмы FAMO, "Даймлер-Бенц", "Хеншель", MAN и "Алкетт" выпустили 435 танков PzKpfw III Ausf. F, которые незначительно отличались от предыдущей модификации Е. На танках появилась броневая защита воздухозаборов тормозной системы и системы управления, люки доступа к механизмам системы управления делались из двух частей, основание башни прикрывала специальная защита, чтобы при попадании снаряда башню не заклинивало. На крыльях устанавливались дополнительные габаритные фонари. Три ходовых фонаря типа "Нотек" размещались на передней части корпуса и левом крыле танка.
PzKpfw III Ausf. F вооружались 37-мм пушкой с так называемой внутренней маской, а 100 машин этой же версии - 50-мм пушкой с внешней маской, В 1942-1943 годах часть танков получила 50-мм пушку KwK 39 L/60, Первые же 10 машин с 50-мм пушкой были построены еще в июне 1940 года.
Производство танков версии G началось в апреле - мае 1940 года, и к февралю 1941 года 600 танков этого типа поступили в танковые части вермахта, Первоначальный заказ составлял 1250 машин, но после захвата Чехословакии, когда немцы поставили в строй много чехословацких танков LT-38, получивших в немецкой армии обозначение PzKpfw 38 (t), заказ сократили до 800 машин.
На PzKpfw III Ausf. G толщина кормовой брони увеличилась до 30 мм. Смотровая щель механика-водителя стала закрываться броневой заслонкой. На крыше башни появился электрический в защитном кожухе.
Танки должны были вооружаться 37-мм пушкой, но большая часть машин вышла из сборочных цехов с 50-мм пушкой KwK 39 L/42, разработанной фирмой "Крупп" в 1938 году. Одновременно началось перевооружение новой артсистемой ранее выпущенных танков моделей Е и F. новой пушки состоял из 99 выстрелов, для двух пулеметов MG 34 предназначалось 3750 патронов. После перевооружения масса танка возросла до 20,3 т.
Изменилось расположение ящиков с запасными частями и инструментами на надгусеничных полках На крыше башни имелось отверстие для пуска сигнальных ракет. К задней стенке башни часто крепился дополнительный ящик для снаряжения. получивший шутливое название "сундук Роммеля".
Танки более позднего выпуска оснащались командирской башенкой нового типа, которая устанавливалась также на PzKpfw IV и была снабжена пятью перископами.
Строились также танки в тропическом исполнении. Они обозначались PzKpfw III Ausf. G (trop) и отличались улучшенной системой охлаждения и воздушными фильтрами. Таких машин было выпущено 54 единицы.
Танки версии G поступили на вооружение вермахта в ходе французской кампании.
В октябре 1940 года фирмы MAN, "Алкетт". "Хеншель", "Вегманн", MNH и MIAG развернули серийное производство танков версии Н. К апрелю 1941 года было построено 310 (по некоторым источникам 408) машин из 759 заказанных в январе 1939 года.
Толщина брони задней стенки башни танков PzKpfw III Ausf. H увеличилась до 50 мм. Аплицированная лобовая броня была усилена дополнительной броневой плитой толщиной 30 мм.
В связи с увеличением массы танка и использованием гусениц шириной 400 мм на поддерживающих и опорных катках пришлось установить специальные направляющие, которые увеличили диаметр катков на 40 мм. Чтобы устранить чрезмерное провисание гусеницы, передний поддерживающий каток, который на танках версии G находился почти рядом с пружинным амортизатором, пришлось сместить вперед.
Среди других усовершенствований следует отметить изменение положения фары на крыле, буксирных крюков, формы входных люков. Ящик с дымовыми шашками конструкторы перенесли под навес задней плиты силового отделения. У основания башни устанавливался угловой профиль, защищавший основание от попадания снаряда.
Вместо коробки передач "Вариорекс" на машинах версии Н устанавливалась типа SSG 77 (шесть передач вперед и одна назад) Конструкция башни изменилась таким образом, что члены экипажа, находившиеся в ней, вращались вместе с башней. Командир танка, а также наводчик и заряжающий имели свои люки в боковых стенках и крыше башни.
Боевое крещение танки PzKpfw III Ausf. H получили в ходе операции "Барбаросса". В 1942-1943 годах танки были перевооружены 50-мм пушкой KwK L/60.
Следующей серийной версией были танки PzKpfw III Ausf. J. Они выпускались с марта 1941 по июль 1942 года. Лоб и корма машины были защищены 50-мм броней. Бронирование бортов и башни составило 30 мм. Броневая защита маски пушки увеличилась на 20 мм. Среди прочих незначительных улучшений самым существенным стал новый тип установки пулемета MG 34.
Первоначально танки PzKpfw III Ausf. J вооружались 50-мм пушкой KwK 38 L/42, но, начиная с декабря 1941 года, на них начали устанавливать новую 50-мм пушку KwK 39 с длиной ствола в 60 калибров. Всего было построено 1549 машин с пушкой KwK 38 L/42 и 1067 машин с пушкой KwK 38 L/60.
Появление новой версии -PzKpfw III Ausf. L - связано с неудачным ходом работ по установке на PzKpfw III Ausf. J стандартной башни танка PzKpfw IV Ausf G. После провала этого эксперимента было принято решение начать производство новой серии танков, обладающих улучшениями, предусмотренными для версии L. и вооруженных 50-мм пушкой KwK 39 L/60.
В период с июня по декабрь 1942 года было выпущено 703 танка версии L. По сравнению с предыдущими версиями новые машины имели усиленное бронирование пушечной маски, которая одновременно служила противовесом удлиненному стволу орудия KwK 39 L/60. Лоб корпуса и башни был защищен дополнительными 20-мм бронелистами. Смотровая щель механика-водителя и маска курсового пулемета MG 34 находились в отверстиях в лобовой броне. Другие изменения касались механизма натяжения гусениц, расположения дымовых шашек на корме танка под загибом брони, конструкции и расположения ходовых огней и размещения инструментов на надгусеничных полках, Смотровая щель заряжающего в дополнительном бронировании маски пушки была ликвидирована. Наверху броневой защиты маски имелось небольшое отверстие для осмотра и техобслуживания механизмов противооткатного устройства пушки. Кроме того. конструкторы устранили броневую защиту основания башни, которая находилась сверху на корпусе танка, и смотровые щели по бокам башни. Один танк версии L испытывался с безоткатным орудием KwK 0725.
Из заказанных 1000 танков PzKpfw III Ausf. L было построено только 653. Остальные переделали на танки версии N, оснащенные пушкой калибра 75 мм.
Последней версией танка PzKpfw III с 50-мм пушкой была М. Танки этой модификации представляли собой дальнейшее развитие PzKpfw III Ausf. L и строились с октября 1942 по февраль 1943 года. Первоначальный заказ на новые машины составил 1000 единиц, но, учитывая преимущества советских танков над PzKpfw III с 50-мм пушкой, заказ сократили до 250 машин. Часть остальных танков перестроили на самоходки Stug III и огнеметные танки PzKpfw III (FI), а другую часть переделали на версию N, установив на машинах 75-мм пушки.
По сравнению с версией L танки PzKpfw III Ausf. M имели незначительные отличия. По обе стороны башни устанавливались строенные дымовые гранатометы NbKWg калибра 90 мм, монтировался противовес пушки KwK 39 L/60, в боковых стенках корпуса были ликвидированы эвакуационные люки. Все это позволило увеличить боекомплект с 84 до 98 выстрелов.
Выхлопная система танка позволяла ему без подготовки преодолевать водные препятствия глубиной до 1,3 м.
Другие усовершенствования касались изменения формы буксирных крюков, ходовых огней, установки стойки для крепления зенитного пулемета, кронштейнов для крепления дополнительных бронеэкранов. Цена одного PzKpfw III Ausf. M (без вооружения) составила 96183 рейхсмарки.
4 апреля 1942 года Гитлер приказал изучить целесообразность перевооружения танков PzKpfw III 50-мм пушкой Рак 38. С этой целью один танк оснастили новой пушкой, но эксперимент закончился неудачно.
Танки последней серийной версии получили обозначение PzKpfw III Ausf. N. Они имели такой же корпус и башню, как и машины версий L и М. Для их производства использовано соответственно 447 и 213 шасси и башен обеих версий. Главное, что отличало танк PzKpfw III Ausf. N от его предшественников, это 75-мм KwK 37 L/24, которой вооружались танки PzKpfw IV версий A-F1. Боекомплект составлял 64 выстрела. PzKpfw III Ausf. N имели видоизмененную маску пушки и цельный командирской башенки, бронирование которой достигло 100 мм. Смотровая щель справа от орудия была ликвидирована. Кроме того, имелся ряд других несущественных отличий от машин более ранних версий.
Производство танков версии N началось в июне 1942 года и продолжалось до августа 1943 года. Всего было выпущено 663 машины, еще 37 танков были переоборудованы под стандарт Ausf. N в ходе ремонта машин других версий.
Помимо боевых, так называемых линейных танков, было выпущено 5 типов командирских общей численностью 435 штук. 262 танка переоборудовали в машины управления артиллерийским огнем. Особый заказ - 100 огнеметных танков - выполнила фирма "Вегманн". Для огнемета с дальностью действия до 60 метров требовалось 1000 литров огнесмеси. Танки предназначались для Сталинграда, но на фронт попали только в начале июля 1943 года - под Курск.
В конце лета 1940 года 168 танков версий F, G и Н были переоборудованы для движения под водой и должны были использоваться при высадке на английское побережье. Глубина погружения составляла 15м; свежий подавался шлангом длиной 18 м и диаметром 20 см. Весной 1941 года опыты были продолжены уже с 3,5-м трубой - "шнорхелем". Поскольку высадка в Англию не состоялась, некоторое количество таких танков из состава 18-й танковой дивизии 22 июня 1941 года преодолело по дну Западный Буг.
С июля 1944 года PzKpfw III применялся и в качестве БРЭМ. При этом на месте башни устанавливалась квадратная рубка. Кроме того, были выпущены небольшие партии машин для подвоза боеприпасов и проведения инженерных работ. Существовали прототипы танка-тральщика и варианты переделки линейного танка в дрезину.
PzKpfw III использовались на всех театрах военных действий - от Восточного фронта до африканской пустыни, повсюду пользуясь любовью немецких танкистов. Удобства, созданные для работы экипажа, можно было считать образцом для подражания. Их не имел ни один советский, английский или американский танк того времени. Прекрасные приборы наблюдения и прицеливания позволяли "тройке" успешно бороться с более мощными Т-34, KB и "Матильдами" в тех случаях, когда последние не успевали его обнаружить. Трофейные PzKpfw III были в Красной Армии излюбленными командирскими машинами как раз в силу вышеперечисленных причин: комфорт, отличная оптика плюс прекрасная радиостанция. Впрочем, они, как и другие немецкие танки, с успехом использовались советскими танкистами и по прямому, боевому, назначению. Существовали целые батальоны, вооруженные трофейными танками.
Производство танков PzKpfw III было прекращено в 1943 году, после выпуска примерно 6000 машин. В дальнейшем продолжалось лишь производство САУ на их базе. Энциклопедия техники

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов