Экскурсия по булгаковским местам пешеходная. Булгаковские места

20.11.2021

Москва тесно связана с творчеством Михаила Булгакова. Дома, парки и улицы, вошедшие в гениальные сюжеты «Мастера и Маргариты» и «Собачьего сердца» - портал «ЗаграNица» узнал, где в Белокаменной можно прогуляться по булгаковским местам

Патриаршие пруды

С них, собственно, и начинается роман о Мастере и Маргарите: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина…». Живописное место пролога стало гибельным для Берлиоза, упавшего под трамвай.

Самих трамвайных путей в описанном месте на Патриарших никогда не было - это чистой воды вымысел. А вот пруды были! Еще в XVII веке на Козьем болоте существовало три водоема, но спустя 200 лет два из них засыпали. Уцелевший водоем, символично описанный в романе Булгаковым, хранит свое коллегиальное название до наших дней.


Фото: strana.ru
Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru 2

Трамвайный маршрут «Аннушка»

Доехать до Чистых прудов от Калужской площади можно было трамваем «Аннушка». Романтическое название маршруту, проходившему по Бульварному кольцу («Кольцо А»), дали сами москвичи - в честь того самого трамвая и той самой Аннушки, которая разлила на рельсах масло.

Сегодня маршрут уже изменен, но название его незыблемо. В честь событий «Мастера и Маргариты» организовали единственный в Москве трамвай-ресторан, который легко заметит каждый, кто отправится на прогулку к Патриаршим.


Фото: Victor Polyakov

Московский театр сатиры

Прототипом варьете в романе «Мастера и Маргарита» стал столичный Театр сатиры, расположенный на Триумфальной площади, 2. Действительно - почему бы великолепному сеансу черной магии, продемонстрированному Воландом, и великому разоблачению зрителей не случиться именно на этих подмостках?

В помещении театра, расположенном недалеко от «нехорошей квартиры», до 1926 года находился цирк Никитиных, а с 1926 по 1936 год - мюзик‑холл. Само здание было построено по проекту архитектора Нилуса задолго до событий в романе. Здесь же рядом находится и сад «Аквариум» - тот самый, где Варенуха встречался с Азазелло и Бегемотом.


Фото: северная-линия.рф
Фото: biletleader.ru 4

Спасо-Хаус

К описанию «весеннего бала новолуния» в «Мастере...» Булгакова вдохновило одно грандиозное событие - роскошный прием по случаю московского «Весеннего фестиваля» в 1935 году, на котором присутствовало около 400 приглашенных гостей. Мероприятие происходило в здании Спасо-Хауса, расположенном на Спасопесковской площади, 10, в бывшем особняке Второва, а нынче американском посольстве. У этого памятника архитектуры, построенного в 1915 году на месте старинной усадьбы, очень таинственная история. С 1946 по 1952 год здесь висел деревянный герб США с подслушивающим устройством! Теперь регалия находится в Музее шпионажа ЦРУ.


Фото: wikimedia.org
Фото: dominterier.ru
Фото: Ragulin Vitaly 5

«Дом Мастера»

Легендарный дом в Мансуровском переулке, 9 знает каждый почитатель творчества Булгакова: именно в нем обитал Мастер! «Маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырех шагах, под забором, сирень, липа и клен…». Во время работы над романом Михаил Афанасьевич часто приходил в гости к живущему здесь артисту Топленину - своему другу. Вот дом и попал в произведение. К слову, звезде Малого театра была дарована честь первого чтения «Мастера и Маргариты». И роман был восхвален.


Фото: stasyakalita.livejournal.com 6

«Нехорошая квартира»: Государственный музей М. А. Булгакова

«Нехорошая квартира» в доме 10 по Большой Садовой улице - образ собирательный. На самом деле она списана с двух реально существующих квартир: №34 и №50, - с жителями которых обитающие здесь Булгаков и его жена, мягко говоря, не дружили («Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру…»).

Внутренний интерьер «квартирки №50» позаимствован у фешенебельного дома №13 на Пречистенке, где в свое время проживал родственник легендарного ювелира Фаберже и куда был вхож Булгаков.

Дом на Большой Садовой, 10 был построен архитектором Милковым в 1903 году для Ильи Пигина, владельца табачной фабрики «Дукат». О легендарных событиях тех лет напоминает мемориальная доска, прикрепленная к стене дома. Сегодня здесь расположен просветительский центр и музей Булгакова.

Фото: moscowwalks.ru Фото: in-moskow.livejournal.com

«Калабуховский дом»

Булгаковские места в Москве - это также особняк Маргариты на Остоженке, «подвал Мастера» (Дом Пашкова), Дом Грибоедова, гастроном на Арбате, Торгсин, Брюсов переулок, Александровский сад, отель «Метрополь», Дорогомиловское кладбище…

В списке уникального архитектурного антуража следует отметить еще один дом - №24, расположенный на Пречистенке. Прототип «калабуховского дома» из легендарного «Собачьего сердца» имеет непосредственное отношение к биографии писателя. Здесь в свое время жил его дядя - Николай Михайлович Покровский, известный московский гинеколог, у которого чета Булгаковых останавливалась.


Фото: moscowwalks.ru

Министерство образования РФ, ТРТУ

«Утверждаю»

________________ С. А. Кривоклякин

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

экскурсии

тема: «Музей Булгакова «Нехорошая квартира» и Патриаршие пруды – литературно-исторические памятники Москвы».

Продолжительность: 1.5 часа

Протяженность: 3 км.

Составлена в 2002 году.

СОДЕРЖАНИЕ ЭКСКУРСИИ: Экскурсия в музей Михаила Афанасиевича Булгакова «Нехорошая квартира» знакомит слушателей с несколькими местами Москвы, которые были непосредственно связаны с жизнью и творчеством культового советского писателя. Экскурсанты познакомятся с прототипом квартиры, где жил Дьявол со своей свитой и разворачивалось мистическое действие знаменитого романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а так же с уголком Москвы, который стал излюбленным местом культурного отдыха поклонников романа – «Патриаршими прудами», где начинаются приключения героев романа. Вниманию слушателей будут представлены некоторые исторические факты, повлиявшие на процесс создания романа.

В музее вниманию экскурсантов будут представлены творческие работы художников-поклонников таланта М. А. Булгакова.

ЦЕЛЬ ЭКСКУРСИИ: Повысить интерес и осведомленность экскурсантов в области исторической и литературной деятельности М. А. Булгакова, а так же познакомить с некоторыми обстоятельствами, при которых задумывалось и создавалось величайшее литературное произведение прошлого века.

МАРШРУТ ЭКСКУРСИИ: Место встречи с группой – выход из станции метро «Маяковская». Пешеходная часть маршрута: по ул. Садовая-Кудринская до ул. Малой Бронной, по которой один квартал в сторону Ермолаевского пер. до Патриарших прудов. Знакомство с местностью, и местом действия первых глав романа, знакомство с доступной частью маршрута И. Бездомного, преследующего Воланда в главе «Погоня». Возврат по Ермолаевскому переулку до д. №10 по ул. Садовой-Кудринской (в романе – ул. Садовая №302-бис). Вход во двор и подъем на пятый этаж второго подъезда, знакомство с настенной живописью подъезда – выражением преданности поклонников М. А. Булгакова. Посещение музея «Нехорошая квартира», находящегося в кв. №50.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА: На месте встречи 7-10 минут.

1. Знакомство экскурсововда с группой.

2. Краткая характеристика маршрута, его протяженности и продолжительности экскурсии.

3. Инструктаж по правилам поведения и технике безопасности экскурсантов на маршруте.

Вступительная беседа должна быть лаконичной, повысить интерес аудитории к экскурсии и дать соответствующий эмоциональный настрой к ее восприятию.

Маршрут

Остановки

Объект показа

Время

Основное содержание информации

Организа-ционные указания

Методические указания

От станции метро «Маяковская» по Садовому кольцу мимо памятника Маяковскому до ул. М. Бронной, а по ней – до Патриарших прудов.

1. Памятник Маяковскому

2. дом №10 по ул. Садовая-Кудринская.

1. Ул. Садовая с находящимся напротив станции метро памятником В. Маяковскому

2. дом, в котором располагается музей,

3. другие объекты, на-ходящиеся по пути маршру-та.

20 мин

1. Вступление.

2. Из истории романа: взаимоотношения М. А. Булгакова с Советской властью и литературным сообществом Москвы в период его творческой деятельности.

По маршруту располагается памятник В. Маяковскому, который может служить объектом показа. Информация о В. Маяковском как об одном из самых выдающихся литературных деятелей СССР должна быть включена в общий рассказ в контексте отношений М. А. Булгакова с московским литературным сообществом. Кроме того, объектами показа может служить ул. Садовая-Кудринская, а так же дом №10 (прототип дома №302-бис в романе).

Для усиления зрительного впечатления использовать материалы из «Портфеля экскурсовода». Обратить внимание экскурсантов на мемориальную доску М. А. Булгакова на стене дома №10.

Приемы рассказа: справка, литературное цитирование.

Логический переход : Итак, перед нами знаменитые Патриарши пруды, в пределах которых начинается действие романа «Мастер и Маргарита»…

По аллее, проходящей параллельно ул М. Бронной примерно до середины пруда.

Середина аллеи, проходящей параллельно ул. М. Бронной около одной из лавок.

Пруд и аллеи вокруг него, а так же улицы, прилегающие к территории пруда (Ермолаевкий, Малый Козихинский и Большой патриарший пер., ул. М. Бронная).

15 мин

2. Из истории:

Краткая историческая справка о Патриарших прудах и некоторых прилегающих переулках.

После рассказа обеспечить экскурсантов необходимым количеством свободного времени для самостоятельного ознакомления с местностью.

Начать осмотр с панорамного показа пруда с рассказом об истории возникновения Патриарших прудов и историческом смысле названий переулков. Обратить внимание на органичную взаимосвязь названий с текстом и идеологией романа.

Приемы рассказа: литературное цитирование, историческая справка.

Логический переход : Воланд предсказывает Берлиозу очень скорую гибель посредством отрезания головы простой советской женщиной-комсомолкой. Так и происходит…

По той же аллее обратно до выхода из сквера на пересечении ул. М. Бронной и Ермолаевского пер.

На пересечении ул. М. Бронной и Ермолаеского пер.

1. Проезжая часть перекрестка.

2. Противоположный по диагонали угол сквера.

5 мин

а). трагическая смерть М. А. Берлиоза;

б). события за этим последовавшие (погоня И. Бездомного за Дьяволом и его свитой).

5. Булгаковская Москва: планы правительства Москвы относительно установления памятника М. А. Булгакову в окрестности Патриарших прудов.

Предупредить экскурсантов о необходимых правилах безопасности и осторожности на проезжей части, так как на перекрестке достаточно оживленное движение автотранспорта.

Краткий рассказ с использованием цитат из романа, относящихся к внезапной смерти М. А. Берлиоза и маршруту погони И. Бездомного.

Следует обратить внимание экскурсантов на реальность этого маршрута и трамвайной линии, которая пролегала в этих местах и на которой умер герой романа.

Предложить экскурсантам описание маршрута И. Бездомного из «Портфеля экскурсовода» для последующего самостоятельного ознакомления.

Приемы показа: историческая справка, литературное цитирование.

Логический переход : Значительная часть событий романа связана с домом №302-бис по ул. Садовой, где находилась знаменитая квартира №50…

В направлении от Патриарших прудов по Ермолаевскому пер. до сквера, затем – на ул. Садовую-Кудринскую до дома №10.

Во двор дома, затем на пятый этаж подъезда №2.

1. Дома Ермолаевского переулка.

2. Мемориальная доска памяти М. А. Булгакова.

3. Внутренний двор дома №10

4. Настенная живопись второго подъезда.

5. Объекты подъезда, связанные с действием романа.

7 мин

10 мин

5. История романа: Прототипы героев романа и исторические реалии.

а). реальная связь М. А. Булгакова в домом №10;

б). события, происходившие в этом доме и нашедшие отражение в тексте романа;

в). «Мастер и Маргарита» – культовый роман ХХ в.

Предоставить возможность экскурсантам по маршруту приобрести прохладительные напитки.

Поскольку по маршруту нет объектов, непосредственно связанных с романом «Мастер и Маргарита», объектами показа могут служить дома Ермолаевского переулка, представляющие собой типичный пример московской архитектуры начала и середины двадцатого века.

Около входа во двор дома №10 по ул. Садовой-Кудринской – осмотр мемориальной доски и краткий рассказ о судьбе дома и о создании музея М. А. Булгакова.

В подъезде обратить внимание экскурсантов на объекты, связанные с текстом романа (дверь хоз. помещения на первом этаже, окно на площадке между четвертым и пятым этажами, дверь Аннушкиной квартиры – кв. №47).

Дать возможесть экскурсантам тщательно ознакомиться с обильной и разнообразной живописью на стенах подъезда – продуктом творчества поклонников романа.

Приемы: историческая справка, литературное цитирование, демонстрация объектов, описание.

Логический переход : Итак, мы подошли к дверям той самой таинственной квартиры №50, в которой жил Воланд со своей свитой, проходил Великий бал у сатаны и свершалась судьба героев…

Вход в музей и экскурсия по музею.

1. Комнаты мемориального музея М. А. Булгакова «Нехорошая квартира».

2. Произведения, выставляющиеся в залах музея, принадлежащие художникам-поклонникам М. А. Булгакова из разных городов.

20 мин

7. История: реальные обитатели квартиры, «булгаковский» период квартиры.

а). комнаты-прототипы комнат квартиры, описанной в романе;

б). булгаковские темы в работах художников.

Напомнить экскурсантам о правилах поведения при посещении мемориальных мест и музеев.

Поставить группу в известность о том, что посещение музея является бесплатным, о бедственном финансовом положении музея и о возможности экскурсантов участвовать в сохранении музея. Минимальный взнос для имущих – 10 рублей. Урна для сбора средств находится в прихожей.

Экскурсию проводит администратор музея.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА после окончания осмотра музея – 5 минут:

1. Подведение итогов экскурсии;

2. Ответы на вопросы;

3. Приглашение на другие экскурсионные маршруты.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Примечательно, что большинство романов были написаны именно в Москве - Михаил Афанасьевич был влюблён в город, и именно поэтому «поселил» здесь своих персонажей. Побродить по местам, проникнуться поистине булгаковским духом, посидеть на той самой лавочке, где Маргарита ждала своего Мастера возможно и сейчас - главное знать, где именно они находятся.

Патриаршие пруды

«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина». Как мы знаем далее, этими гражданами были не кто иные, как Михаил Берлиоз и Иван Бездомный, а затем в игру вступает «специалист» чёрной магии Воланд. Продолжение общеизвестно - русская девушка-комсомолка отрезает голову Берлиозу (ведь Аннушка уже пролила масло).

К слову, раньше рядом с Патриаршими прудами когда-то проходила трамвайная линия - об этом упоминают и другие литераторы, однако,если судить по архиву маршрутов, то трамваев там не было... Мистика!

☼ ☼ ☼

Дом Грибоедова

«Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара кольца резною чугунною решеткой». Именно так описывается здание, где располагался обожаемый литераторами МАССОЛИТ, который возглавлял Берлиоз. В быту его называли «Грибоедовым» - считалось, что здесь когда-то жила тётка знаменитого русского писателя, но так оно или нет - не знает даже сам Михаил Афанасьевич.

Примечательно, что реального здания МАССОЛИТа нет, однако его явным прототипом является Дом Герцена, который до сих пор находится примерно в том же, что и в романе, месте - на переулке Сивцев Вражек, дом 27.

☼ ☼ ☼

Известная по роману «Мастер и Маргарита», «нехорошая квартира» номер 50 в доме 302-бис по Большой Садовой, в котором жил Воланд, имеет свой прототип. Это квартира самого Михаила Булгакова на Большой Садовой, 10.

☼ ☼ ☼

Особняк Кекушевой, расположенный на Остоженке, 21. представляет собой одно из самых красивых архитектурных сооружений столицы. в Москве. Особняк очень похож на средневековый европейский замок из-за небольшой островерхой башенки. Согласно Булгакову, именно отсюда Маргарита вылетела на ведьмин шабаш!

☼ ☼ ☼

Подвал Мастера

«Выиграв сто тысяч, загадочный гость Ивана поступил так: купил книг, бросил свою комнату на Мясницкой... (...) Нанял у застройщика две комнаты в подвале маленького домика в садике». Не каждый сумеет понять порывистую натуру Мастера, но у всех есть шанс хотя бы попытаться проникнуть в тайны его души. Сделать это лучше всего в том месте, где обитал персонаж, а именно в его подвале. Существует великое множество мнений, где именно находился знаменитый подвал. Одни утверждают, что он был в доме 10/28 на Плотниковом переулке, другие уверены, что Мастер жил в доме 45/26 на переулке Сивцев Вражек, третьи убеждены, что Мансуровский переулок, дом 9 - это именно то место, в котором Булгаков поселил своего героя. Увы, единой версии нет, однако вы можете посетить все эти адреса и решить для себя, где же именно жил великий Мастер.

☼ ☼ ☼

Клиника профессора Стравинского

Не менее знаковым местом является больница. В которую доставили поэта Ивана Бездомного: именно здесь он знакомится с Мастером и решает навсегда оставить литературу. Вычислить реальное местонахождение клиники не так просто, но Михаил Афанасьевич даёт подсказки внимательному читателю: больница находится за чертой старой Москвы в районе Ленинградского шоссе, до неё можно доехать на троллейбусе. Кроме того, медицинское учреждение должно быть непременно знаменитым и рядом с ним находятся река, старый парк и сосновый бор. Объединить всё это в одно не так просто, как может показаться на первый взгляд, но наиболее подходящим под описание заведением является Химкинская городская больница № 1 на Правобережной улице, дом 6а. Необходимо отметить, что когда-то в здании этой больницы размещался санаторий, где поправлял здоровье товарищ Ленин, о чём свидетельствует мемориальная доска. Знал ли об этом Михаил Булгаков или это простое совпадение - вопрос, ответ на который до сих пор не найден.

Каждый знает произведение «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, где самым невероятным образом переплетаются сразу несколько сюжетных линий – роман Мастера о Понтии Пилате, безобразия и чертовшина - настоящий дьявольский карнавал в московских интерьерах, которые учиняет свита Воланда, и любовная, нет, даже душевная связь Маргариты Николаевны и Мастера. Автор упомянул в книге многие места, которые теперь названы в честь него – булгаковскими. Их стремятся посетить и жители города, и туристы. Прогуляемся же и мы по местам Булгакова в Москве. Вся прогулка может быть пешком, всё близко. Познавательно и полезно, как по страницам знаменитой книги «Мастер и Маргарита».

Далеко не все знают, что очень многие сюжеты для романа «Мастер и Маргарита» Булгаков черпал в своей реальной жизни в Москве.

Недалеко от станции м. Маяковская, сад Аквариум. По роману Булгакова, именно в этом саду в летнем туалете на директора варьете Варенуху напала вампирша Гелла из свиты Воланда. После укуса Геллы Варенуха сам стал вампиром.

Знаменитый дом № 10 (302-БИС) по Большой Садовой. Где-то в 30-х годах в этом доме на коммунальной квартире жил сам Булгаков. Вход во двор дома со стороны Садовой. Во дворе сейчас музей. Именно в этом доме в квартире № 50, по роману «Мастер и Маргарита», поселилась в Москве нечистая сила. Окна нехорошей квартиры на самом верхнем этаже.

Перекресток ул. Малой Бронной и Ермолаевского переулка. Здесь когда-то давно проходили трамвайные пути и был установлен турникет. По роману Булгакова, растяпа Аннушка разлила прямо под турникетом подсолнечное масло. На этом масле поскользнулся и попал под трамвай атеист Берлиоз, только что имевший честь поспорить о своей судьбе с самим Воландом. Кстати у персонажа Аннушки был реальный прототип из комунальной квартиры на Садовой где жил Булгаков. Это была женщина, которая вечно все роняла и разбивала.

Патриаршие пруды. На одной из этих лавочек разворачивалось начало романа «Мастер и Маргарита». Здесь произошло первое появление нечистой силы и ее встреча с несчастным Берлиозом и Ваней Бездомным. Раньше на этом месте было Козье болото, потом место облагородили в Патриаршие пруды. В настоящее время от Патриарших прудов остался только один пруд, который по старинке все также называют - Патриаршие пруды.

Сейчас вокруг собираются компании. А еще открылось много разных заведений. Некоторые с очень странными названиями.

После смерти Берлиоза под колесами трамвая, обезумевший Иван Бездомный погнался за Воландом и его свитой от Патриарших прудов по улице Спиридоновке. Раньше эта улица проходила вдоль берега ручья Черторый. Русло ручья во время дождей разливалось и сильно петляло - в народе говорили: как черт рогом прорыл. Сам ручей уже давно замуровали в коллекторы, а улица так и сохранила свой петляющий вид.

И Козье болото и ручей Черторый в народе всегда считались местами чертовыми, связанными с нечистой силой. Диггеры подземной Москвы конечно нашли Черторый под землей, хотя сначала казалось, что найти этот ручей очень трудно. Впадает ручей Черторый в Москву-реку в районе Храма Христа Спасителя. Именно по Спиридоновке, вдоль чертова ручья гнался за нечистой силой одержимый дьяволом Иван Бездомный.

В конце улицы упираемся в площадь Никитские Ворота. Дальше с ума сошедший Бездомный помчался по Никитской улице и дальше к самой Москве-реке купаться. Мы купаться не пошли, а повернули чуть в сторону, чтобы пройтись по следам Маргариты.

Существует несколько версий, где располагался особняк Маргариты из романа Булгакова. Ведь Маргарита была женой влиятельного чиновника тех времен, и особняк у нее был соответсвующий. По одной из версий этот особняк в настоящее время занимает приемная МИДа.

Отсюда, воспользовавшись волшебным кремом Азазеллы, вылетела Маргарита и полетела над переулками старой Москвы. Мы прошли по этому пути. В этом районе дома старой москвы более-менее сохранились. Интересные названия прилегающих переулков, все обеденные какие-то… Ножовый и Столовый.

Скатерный. Хлебный. Уже начинало темнеть. Район старой Москвы, над которой летела на метле Маргарита, теперь прорезал Новый Арбат. Во времена Булгакова нового Арбата конечно еще не было. Мы вышли к нему прямо возле Дома книги.

Дальше Маргарита летела где-то здесь, направляясь к 8-ми этажному дому. Во времена Булгакова этот дом возвышался над тихими улочками и малоэтажными постройками. А сейчас этот 8-ми этажный дом уже и не разглядеть на фоне современных бетонных монстров. Если присмотреться, то он находится примерно в центре фото, на противоположной стороне Арбата, за ярким рекламным стендом.

Именно в этом здании Маргарита обнаружила квартиру критика Латунского, из-за которого любимый Мастер попал в психиатрическую больницу. Пользуясь невидимостью, Маргарита с ненавистью разгромила его квартиру и разбила окна в доме. Дальше Маргарита полетела на шабаш

Будучи большим поклонником творчества Булгакова и "Мастера и Маргариты" в частности, не мог отказать себе в удовольствии и взял экскурсию по Булгаковским местам во время декабрьского визита в Москву. Группа собиралась возле концертного зала им. Чайковского, что на Большой Садовой, и не случайно... Ведь буквально в сотне метров, сразу за Театром Моссовета находится та самая "нехорошая квартира ", в которой сегодня расположен музей Михаила Афанасиевича...

Дом № 10 (он же 302-бис) по Большой Садовой улице.



Пару лет назад этот памятник Коровьеву и Бегемоту стоял во дворе мастерской скульптора А.Рукавишникова, около Нового Арбата вместе с ещё несколькими скульптурами, которые должны были стать единой композицией на Патриарших прудах, как памятник Булгакову и его самому знаменитому роману.

С патриаршими не срослось и скульптуру перенесли во двор "нехорошей квартиры".

Вход в подъезд

и вывеска над ним.

Лестницу, ведущую в "нехорошую квартиру", можно смело назвать отдельным экспонатом музея.

Сам музей совсем открылся недавно, в 2007г., однако квартира № 50 и этот подъезд стали известны поклонникам Булгакова ещё с конца 70-х, через несколько лет после первой публикации романа в журнале "Москва", а ещё через несколько лет на стенах позъезда стали появляться первые написи, а затем и граффити. С тех пор стены подъезда два раза перекрашивали, один раз по настоянию жильцов, другой раз после нападения вандалов. Сейчас стены выкрашены в унылый цвет, и вместо граффити покрыты довольно простыми надписями и рисунками почитателей романа.

"И тут знойный воздух сгустился перед ним, и соткался из этого воздуха прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок… Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая."

"Не шалю, никого не трогаю, починяю примус"

"- Прощай, Наташа! - прокричала Маргарита и вздернула щетку, - невидима, невидима, - еще громче крикнула она и между ветвями клена, хлестнувшего ее по лицу, перелетев ворота, вылетела в переулок."

Кстати, та самая Аннушка с бидоном - реально существовавшее лицо, а именно - бывшая соседка Булгакова из квартиры № 48 Анна Горячева. Писатель не сильно её любил, и было за что... Аннушка ежевечерне лупила своего сына, а тот орал на весь подъезд. Вот отчего, видимо, он и запечатлел её в романе, как "чуму", "дуру", "старую ведьму", скандалистку и вообще крайне неприятную личность.

Именно в этой квартире происходят основные действия романа и его кульминация - бал у Сатаны. Нехорошей ее называл сам Булгаков в своих письмах, так как он страдал от неустроенности коммунального быта с многочисленными соседями. Тем не менее, обитатели коммуналки становятся прототипами персонажей многих произведений писателя, а сама квартира - главным героем романа "Мастер и Маргарита".

Видимо на подобной люстре раскачивался стреляющий из "Браунинга", никого не трогающий и починяняющий примус Бегемот.

В этой комнате писатель жил со своей женой с 1921 по 1924 год. Здесь были написаны ранние произведения, такие, как "Записки юного врача", "Морфий", "Роковые яйца" и "Белая гвардия".

Вся бывшая коммунальная квартира заставлена предметами быта 20-30 годов прошлого столетия и замечательно воспроизводит культурную среду того времени. Некоторые вещи подлинные, вывезены из последней квартиры писателя в Нащокинском переулке.

Особо порадовали принтер, стлья из Office Depot и чашка из IKEA.

Кухня - центр коммунальной жизни в квартире стала для Булгакова неиссякаемым источником впечатлений и образов.

Потрясающая экспозиция, которая перемещает нас из шумной современной Москвы в Москву советскую с пузатыми самоварами, эмалированными бидонами, деревянными табуретками, примусами и прочими атрибутами "коммуналки".

Гениально. Можно кликнуть, увеличить и причитать:-)

Своеобразный театр теней в коридоре.

"Степа попросил у гостя разрешение на минуту отлучиться и, как был в носках, побежал в переднюю к телефону."
Тот самый телефон?

Несложно догадаться как зовут этого обитателя квартиры.

К слову, дом № 10 знаменит не только "нехорошей квартирой". Здесь в разные времена проживало много деятелей искусства и культуры, и известно, что именно в этом доме на одной из дружеских встреч в 1921 г. познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан, отсюда же из квартиры № 5 уходила якобы стрелять в Ленина Фани Каплан.

После "нехорошей квартиры" мы отправились на расположенные в нескольких минутах ходьбы Патриаршие пруды.

"-Потому, -ответил иностранец и прищуренными глазами поглядел в небо, где, предчувствуя вечернюю прохладу, бесшумно чертили черные птицы, -что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила. Так что заседание не состоится."

Именно тут и находился турникет, около которого Аннушка разлила масло...

По утверждению экскурсовода - это та самая скамейка на которой и произошла встреча Берлиоза и Бездомного с Воландом. По крайней мере в фильме Бортко показывали именно её.

А вот после того как на Патриарших вся группа загрузилась в микроавтобус, началась какая то чертовщина. Народ тупо отказывался выходить на холод (хотя было действительно очень холодно) и смотрел на дом Грибоедова , на особняк Маргариты и на другие связанные с романом места сквозь стёкла отапливаемого "Транзита". Я был единственным кто порывался при каждой остановке выйти наружу и сфотографировать, но в темноте издалека без нормального освещения и вспышки (и как я мог перед выходом на эксурсию вспышку дома забыть...) это было нереально. Поэтому фоток больше практически нет.

Мансуровский переулок, дом № 9. По утверждению ставшей прототипом Маргариты третьей жены Булгакова Елены Сергеевны Нюренберг - это и есть тот самый домик с подвалом Мастера. Это было единственное место после Патриарших, где россияне (москвичи, гости столицы и и прочие понаехавшие) согласились выйти на минуту из автобуса.

Дом сильно просел и подвал залили бетоном чтобы здание не рухнуло. Сейчас его выставили на продажу, но пока никто вроде не купил. Хотя странно, 5 миллионов $ всего :-)

Были мы и у дома профессора Филиппа Филипповича Преображенского, прототипом которого, равно как и профессора Персикова в "Роковых яйцах", послужил дядя Булгакова, брат матери Николай Михайлович Покровский (1868-1941), врач-гинеколог. Закончилась 4-х часовая экскурсия там же где и началась - у театра Моссовета. Хоть я и прилично замёрз, тем не менее получил массу удовольствия от прогулки по булгаковским местам Москвы. Галчёнок , Аня, Спасибо Вам огромное за это...

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов