Крепостные, ставшие более знаменитыми, чем их хозяева. Знаменитые крепостные Автор романа крепостные люди

09.06.2023

Русский крестьянин издревле зависел от помещика. Крепостное право существовало в нашей стране вплоть до 1861 года. Большинство землепашцев являлись личной собственностью дворян. Барин мог сделать с ними почти все, что угодно. Любые попытки жителей сел и деревень отстоять свое достоинство воспринимались как бунт и жестоко подавлялись жандармами. А между тем руководство России принимало указы, ограничивающие помещичий произвол.

Можно почти все

Крепостные крестьяне не имели никаких гражданских прав. Они полностью зависели от дворянина, на земле которого жили и работали. Барин мог отнять даже ребенка у родителей, а затем:
сделать его своим слугой в усадьбе;
изнасиловать;
продать.

Никто не имел права жениться или выходить замуж без дозволения помещика. Некоторых людей заставляли заключать браки против их воли. Многие дворяне пользовались не только правом первой ночи, они считали, что крепостные девушки и женщины обязаны в любой момент удовлетворять барина. Впрочем, сексуальному насилию подвергались и мужчины, и мальчики – в зависимости от личных предпочтений хозяина.

Крепостных подвергали телесным наказаниям, иногда их забивали до смерти. Людей продавали, разлучая с родными. В XVIII веке список прав господ был расширен. С 1736 г. дворянин мог теперь определять судьбу своего крестьянина, совершившего побег. В 1747 г. помещики получили право продавать крепостных на рекрутскую службу, а в 1760 г. – ссылать в Сибирь.

Для простого землепашца барин был и хозяином, и судьей, и палачом.

Убивать нехорошо

Согласно российскому законодательству, убийство любого человека всегда являлось уголовным преступлением. Но мера наказания зависела от социального статуса жертвы. Так, в Соборном уложении 1649 года содержалась такая рекомендация помещику, холоп которого самовольно покинул его владения, а затем был возвращен ему властями: «…Чтобы он того своего беглого человека до смерти не убил и не изувечил, и голодом не уморил».

Даже в конце XVIII века, когда крепостничество достигло своего расцвета, у барина не было формального права лишить жизни своего крестьянина. Правда, если человек умирал в результате телесного наказания, такие случаи почти не расследовались. Помещику достаточно было замести следы, а запуганные крепостные молчали. Дескать, мужик умер по воле Божьей.

Дворянину-садисту, насмерть замучившему десятки, а иногда и сотни людей, грозило лишь одно наказание: взятие имения под опеку государства. В этом случае управление поместьем переходило в руки назначенного чиновника, хотя за барином сохранялось право собственности и он продолжал получать доходы с имения. Правда, такие меры были исключительными, а государственная опека, как правило, продолжалась недолго.

Убийство крестьянина, принадлежавшего другому дворянину, тоже оставалось практически безнаказанным. Требовалось лишь возместить стоимость лишенного жизни крепостного. А учитывая, что человек в России оценивался не дороже хорошей лошади или породистой собаки, то многих господ такой штраф не пугал.

Заставляли работать в воскресенье

Нельзя сказать, что высочайшее руководство совсем не заботилось о нуждах крестьян. В 1797 году император Павел I принял Манифест о трехдневной барщине. Этот документ был попыткой ограничить эксплуатацию бесправных людей.

Царь разрешил помещикам использовать труд крепостных на своем поле не более 3 дней в неделю. Причем их нельзя было заставлять работать по воскресеньям и в церковные праздники. Все остальное время землепашцам предоставлялась возможность трудиться на своих наделах, чтобы осенью заплатить хозяину положенный оброк.

Однако манифест носил лишь рекомендательный характер, его почти никто не исполнял. Барщина обычно занимала 6 дней в неделю, некоторые господа заставляли крестьян работать и на Пасху. Другие помещики вообще отбирали у земледельцев их наделы. Тогда бесправные люди были вынуждены батрачить на барина 7 дней в неделю, получая за это лишь скудные пайки.

Продавали на ярмарках и торгах

Образ просвещенной монархии, которому стремилась следовать Екатерина II, немного портили рабовладельческие порядки, бытовавшие в России. Поэтому в 1771 году императрица своим указом запретила продавать крестьян «с молотка».

Дело в том, что имущество разорившихся дворян часто реализовывалось на специальных аукционах. Крепостные тоже доставались тому, кто заплатит большую цену. Такие мероприятия, где людей продавали наравне со скотиной, посещали и иностранцы, что портило имидж страны.

Однако указу императрицы следовали лишь формально. Просто при реализации крестьян с аукциона находчивые организаторы торгов перестали использовать молоток.

А в 1808 году Александр I официально запретил продавать людей на ярмарках. Хотя единственным наказанием за нарушение этого указа являлся выговор помещику от руководства местного Дворянского собрания. Впрочем, и такого порицания можно было избежать, заявив, что крестьян не продавали, а лишь отправляли на службу по договору найма.

То есть императорское повеление фактически не исполнялось. А торговля крепостными, в том числе и на ярмарках, активно велась вплоть до 1861 года.

Разлучали членов семей при продаже

Еще одну попытку ограничить помещичий произвол предпринял император Николай I. В 1833 году он запретил разлучать членов семей крепостных при продаже или дарении другим господам. В первую очередь речь шла о недопустимости отнимать детей у их родителей.

Такая порочная практика была официально введена в 1696 году, когда Петр I своим указом дозволил дворянам забирать крестьянских отроков в свои усадьбы, чтобы пополнять ряды дворовой прислуги. Чаще всего у родителей отнимали красивых девочек 10-12 лет от роду.

Николай I запретил также разлучать при продаже родных братьев и сестер, если они были сиротами. Впрочем, указ 1833 года тоже не работал. Некоторые помещики, желая получить дополнительный доход, регулярно забирали подростков у родителей и везли на ярмарку. Слезы матерей, у которых отбирали детей, никто в расчет не принимал, ведь за симпатичную девочку, например, можно было выручить 10 рублей, а иногда и больше.

3 марта 1861 года был опубликован манифест императора Александра II, отменивший в России крепостное право. Это было лишь одно из многих революционных преобразований царя-реформатора, но, пожалуй, самое известное. Творческий, научный и предпринимательский потенциал миллионов освобожденных крестьян дал мощный толчок развитию страны.

Стоит сказать, что отдельные талантливые крестьяне получали вольную и до реформы 1861 года. Одних помещики отпускали сами, видя несомненные дарования, вторые выкупали себя и семью, скопив за время карьеры нужную сумму, а на освобождение третьих средства собирали их коллеги или меценаты. Да и после опубликования царского манифеста процесс выкупа крестьян длился еще несколько десятилетий, поэтому можно сказать, что под знаком освобождения из зависимого сословия прошел практически весь XIX век.

Михаил Щепкин. Театр

Будущий знаменитый актер Московской императорской сцены родился в 1788 году в Курской губернии и мог бы повторить судьбу своих родителей, дворовых семьи графа Волькенштейна, если бы не бойкий характер и способность быстро всему обучаться. С равным успехом Михаил мог бы стать ученым (ему особенно хорошо давались точные науки) или художником, но все изменила одна оперная постановка, представленная к какому-то семейному празднику в усадьбе графа.

Увиденное 8-летним мальчиком представление решило его судьбу. Играть в театре стало главным желанием всей жизни.

Разумеется, сначала талантливому подростку пришлось пройти все предварительные ступени театрального закулисья. Миша помогал декораторам и бегал с курьерскими поручениями, работал переписчиком ролей и суфлером, пока счастливый случай не дал ему возможности заменить заболевшего актера в одном из спектаклей курского театра Барсовых. После этого стало ясно - вот она, будущая звезда российской сцены.

Затем, в течение полувека блестящей карьеры, были десятки ролей в пьесах отечественных и зарубежных авторов, блестящее воплощение образа Фамусова из "Горя от ума" и Городничего из "Ревизора", вся классика Тургенева и Островского. Тонкая, выразительная и, как отмечали современники, "интеллигентная", игра Щепкина надолго стала эталоном для отечественной сцены.

Благодаря своему таланту, в 30 лет актер вместе с семьей был выкуплен у Волькенштейнов за огромную по тем временам сумму в 10 тысяч рублей. Деньги по подписке собирали почти все известные в то время российские деятели искусств и меценаты.

Говоря о крепостных, реализовавших себя на сцене, стоит упомянуть также знаменитую Прасковью Жемчугову и Татьяну Шлыкову-Гранатову, блиставших на российской сцене в конце XVIII - первой половине XIX веков.

Орест Кипренский. Живопись

Имя Ореста Кипренского знакомо каждому отечественному школьнику благодаря портрету Пушкина, наиболее известному прижизненному изображению поэта. Благодаря Кипренскому мы знаем в лицо элиту России начала XIX века: литераторов и военных, политиков и покровителей искусства. Кроме знаменитого изображения классика русской литературы, перу Кипренского принадлежат жемчужины коллекций отечественных и зарубежных музеев живописи - портреты В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, В.А.Оленина, Е.В.Давыдова, Е.С.Авдулиной, С.С.Щербатовой, А.М.Голицына, Б.Торвальдсена и многих других.

Сюда же стоит отнести и автопортрет, нарисованный художником в 1828 году, уже на закате своей карьеры. Всю жизнь стремившийся к парадности и "эпичности", себя Кипренский изобразил максимально реалистично и, по мнению критиков, "безжалостно".

Наверное, есть какая-то историческая закономерность в том, что писавший портреты российских аристократов Орест Кипренский родился крепостным, незаконным сыном помещика Дьяконова. Единственным подарком помещика сыну стала "вольная", подписанная шестилетнему мальчику в 1788 году. Отчество мальчик получил от крепостного Адама Швальбе, записанного в "отцы", а фамилией своей он обязан острову Кипр, родине древнегреческой богини любви Афродиты. Правда, первое время его фамилия звучала как "Кипрейский".

Кроме самого Кипренского, следует упомянуть еще о нескольких бывших крепостных, ставших успешными живописцами, графиками, декораторами, архитекторами: Василия Тропинина, Андрея Воронихина, Ивана Свиязева, Григория Сороку, Федора Сотникова.

Тарас Шевченко. Литература

Полная суровых испытаний судьба классика украинской литературы достойна того, чтобы стать основой романа или сценария фильма. В жизни Тараса Шевченко было все: сиротство и нужда в детстве, суд и ссылка за "политику" в зрелые годы, прижизненное признание и суровая - подчас и несправедливая - критика его творчества, а в старости - одиночество и медленное угасание таланта.

Тем не менее, даже при всех этих обрушившихся на него испытаниях Тарас Шевченко успевал много и успешно работать: писал стихи и прозу, на украинском и русском, рисовал и лепил, пытался фотографировать. Сейчас уже трудно представить себе украинскую поэзию без "Кобзаря", а всю украинскую культуру без Шевченко.

Отдельного описания достойна история выкупа молодого Тараса из крепостной неволи. О "вольной" для талантливого малоросского юноши, показавшего себя перспективным художником, хлопотали многие петербургские меценаты и преподаватели Академии искусств, но барон Энгельгардт, у которого служил Шевченко, упорно не хотел отпускать своего крепостного.

Свободу Тарас заработал буквально своими руками, нарисовав портрет Василия Жуковского, покровительствовавшего молодому живописцу. В 1838 году портрет был продан на аукционе за 2500 рублей, которые и стали "вольной" для Тараса Шевченко. Впереди у него были годы работы, трудностей и лишений, но, главное, это были годы свободной жизни.

Александр Гурилев. Музыка

Композитор и музыкант Александр Гурилев - представитель династии талантливых крепостных, принадлежавших графу Орлову. Его отец Лев Гурилев был не только одаренным музыкантом-мультиинструменталистом, но и возглавлял крепостной оркестр. Выросший в творческой атмосфере Саша не только впитал все лучшее, что мог дать ему отец, обучивший игре на скрипке и альте, но и смог получить настоящее музыкальное образование, обучаясь у лучших преподавателей того времени.

Переломным моментом для семьи Гурилевых стал 1831 год, когда после смерти хозяина крепостные музыканты получили "вольную". Переехав в Москву, Гурилев смог полностью отдаться любимому делу - выступал с концертами, давал уроки, делал инструментальные обработки народных мелодий.

В истории отечественной музыки он остался как автор множества фортепианных пьес и обработок таких народных песен, как "Во поле берёзонька стояла", "Во саду ли в огороде", "Ах, сени мои, сени", "Вниз по матушке по Волге". Кроме того, Гурилев - автор множества романсов на стихи Лермонтова, один из первых композиторов, удачно положивших на музыку стихи великого русского поэта.

Семен Бадаев. Металлургия

Имя бывшего крепостного Семена Бадаева известно лишь узкому кругу специалистов по горному делу, но его вклад в развитие отечественной промышленности столь значим, что из крепостной зависимости у помещика Рогозина в 1810 году его выкупало российское правительство. Мало того, талантливому самоучке было предложено самому решать, где продолжать свою карьеру, и он выбрал лучшее в то время металлургическое предприятие - Камско-Воткинский железоделательный завод.

Семен Бадаев предложил новый способ производства стали, которая обладала большой вязкостью и отлично сваривалась. Сталь, получившая название "бадаевской", превосходила по потребительским качествам известные в то время зарубежные образцы, и это избавило страну от "импортной" зависимости. Дело государственной важности - Россия получила возможность самостоятельно производить прочные сельхозорудия и промышленные станки, огнестрельное оружие и хирургические инструменты.

За эти заслуги бывший крепостной удостоился золотой медали на Владимирской ленте и офицерского чина.

Даниил Бокарев. Пищевая промышленность

Имя бывшего крепостного крестьянина графов Шереметевых Даниила Бокарева, как и вышеупомянутого Семена Бадаева, известно далеко не многим, хотя с его изобретением знакомы, наверное, все. В 1829 году он предложил способ производства масла из семян подсолнечника.

Историкам неизвестно, заработал ли бывший крепостной на своем изобретении что-то, кроме свободы, но, безусловно, его разработка стала революцией как в сельском хозяйстве (до этого подсолнечник не рассматривался как масличная культура и был скорее декоративным растением), так и в пищепроме. Через несколько лет на юге России количество маслобоен исчислялось десятками, а объем произведенного масла - сотнями тысяч пудов.

Для верующих подсолнечное масло Бокарева стало доступной альтернативой дорогому оливковому. Церковь разрешила употреблять это масло в дни постов, из-за чего оно получило свое второе название "постное".

7 марта (23 февраля по старому стилю) 1803 года скончалась Прасковья Ивановна Жемчугова-Ковалева, знаменитая актриса, крепостная графов Шереметьевых. Яркий драматический талант, необыкновенный голос и красота быстро сделали Прасковью, дочь крепостного кузнеца Ковалева, доставшегося в наследство жене Шереметьева-старшего, примой крепостного театра, а позже и графиней Шереметьевой. Сама императрица Екатерина II, восхищенная игрой Жемчуговой, наградила ее алмазным перстнем в знак признания ее таланта. Мы решили рассказать об одаренных крепостных, ставших более знаменитыми, чем их хозяева.

Прасковья Жемчугова

Прасковья Жемчугова. Портет работы крепостного художника Аргунова

Судьба Прасковьи Ковалевой могла бы сложиться иначе, если бы не мода того времени на крепостные театры и не редкий дар – необыкновенный завораживающий голос. 8-летнюю Прасковью забрали в графское имение в Кусково и стали обучать сценическому мастерству, танцам, музыке, игре на арфе и клавесине, иностранным языкам. Тогда же она получила и псевдоним Жемчугова: Шереметьев хотел поменять крестьянские фамилии своих актрис на псевдонимы, образованные от имен драгоценных камней – Жемчугова, Бирюзова, Гранатова. Считается, что псевдоним Жемчугова актриса получила за нежный «жемчужный» голос.

Свою первую роль Прасковья сыграла в 11 лет, она предстала служанкой в опере Гретри «Опыт дружбы». На торжественном открытии театра Шереметьевых, приуроченном к победе в войне с Турцией 22 июня 1795 года, Прасковья блистала в главной роли турчанки Зельмиры, полюбившей русского офицера, в музыкальной драме И. Козловского на текст П. Потемкина «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». В семнадцать лет Жемчугова сыграла свою лучшую, по отзывам современников, роль Элианы в «Браках Самнитян». Именно за эту роль император Павел I пожаловал Прасковье жемчужное ожерелье, а владельца театра, к тому времени им стал сын графа Шереметьева, одарил званием обер-гофмаршала.

В 1798 году граф Николай Шереметьев дает вольную Прасковье и всей семье Ковалевых, а в 1801 году, получив разрешение царя на неравный брак, венчается с актрисой. По просьбе жены, по проекту архитектора Джакомо Кваренги, граф построил Странноприимный дом - одно из первых учреждений в России по оказанию медицинской помощи беднякам и сиротам. От него ведет свою историю НИИ Скорой помощи имени Склифосовского.

Прасковья Жемчугова скончалась в 1803 году от чахотки в возрасте 34 лет, через три недели после рождения сына Дмитрия. Была похоронена в Петербурге в фамильной усыпальнице графов Шереметевых в Александро-Невской Лавре.

Прасковья Жемчугова в роли Элианы («Браки Самнитян» А. Гретри). Акварельный портрет Ш. де Шамиссо.

Михаил Щепкин

Михаил Щепкин. Портрет работы художника Н.В. Неврева.

Основоположник русского реалистического театра Михаил Щепкин родился в Курской губернии в семье графа Г. С. Волькенштейна, который организовал домашний театр для забавы детей, тогда юный Михаил и увлекся лицедейством. В 1805 году состоялся его дебют на профессиональной сцене: совершенно случайно понадобилось заменить актера в спектакле по пьесе Л.-С. Мерсье. С этого времени с разрешения графа Волькенштейна актер начал играть в театре братьев Барсовых в Курске.

Большое влияние на молодого актера оказал князь В. Мещерский, манера игры которого поразила Щепкина. Сам он считал, что его превращение в настоящего актера произошло под воздействием игры Мещерского. Он на сцене «не играл, а жил». С тех пор Щепкин стал воплощать в жизнь реалистичную манеру игры, пользуясь принципом «внутреннего оправдания роли». Щепкин пропагандировал вживание в образ изображаемого персонажа, чтобы зрители почувствовали искренность игры. Эта новая сценическая манера сделала Михаила Щепкина первейшим актером провинции. В 1822 году поклонники его таланта собрали необходимую сумму и выкупили актера из крепостной зависимости. Для того, чтобы собрать нужную сумму был организован спектакль, с платой по подписке. В 1822 году уже свободный Щепкин был приглашен в труппу московского Малого театра, за которым позже закрепилось неофициальное название «Дом Щепкина». В столице он блестяще исполнял роли Шейлока в «Венецианском купце» Шекспира, Фамусова в грибоедовском «Горе от ума» и городничего в «Ревизоре» Гоголя.

Новые принципы актерской игры: глубокое проникновение в характер и осмысление персонажа, получившие распространение благодаря Щепкину, позже легли в основу знаменитой «системы Станиславского». Именем Щепкина были названы Высшее театральное училище при Государственном академическом Малом театре в Москве, областной драматический театр в Белгороде и улицы в Москве, Курске, Алма-Ате.

Тарас Шевченко

Будущий Национальный герой Украины Тарас Шевченко родился в Киевской губернии в семье крепостного помещика Энгельгардта, который, заметив талант мальчика к рисованию, отправил его учиться в Санкт-Петербург к художнику В. Ширяеву, намереваясь сделать из Тараса своего крепостного живописца. В Петербурге талантливый крепостной был представлен секретарю Академии художеств В. И. Григоровичу, художникам А. Венецианову и К. Брюллову, поэту В. Жуковскому, благодаря стараниям которых, Шевченко был выкуплен из крепостной зависимости. Для этого портрет Жуковского, написанный Брюлловым, был разыгран в лотерее, и полученные 2500 рублей пошли в счет свободы Шевченко. В знак благодарности Жуковскому Шевченко посвятил ему одно из наиболее крупных своих произведений - поэму «Катерина».

В 1840 году в Петербурге вышел «Кобзарь» - первый украинский сборник стихов Шевченко. Вскоре он публикует «Гайдамаки» - свое самое крупное поэтическое произведение, «Тополя», «Катерина», «Наймичка», «Хусточка», «Кавказ». За свою поэму «Сон», содержавшую сатиру на императрицу, Шевченко был отправлен в ссылку с запретом писать и рисовать. Освободила его амнистия после смерти Николая I.

Шевченко, написавший более тысячи художественных произведений, считается основоположником современной украинской литературы и норм литературного украинского языка. Кроме того, Тарас Шевченко - один из самых известных мастеров украинской живописи. Его именем назван Национальный университет в Киеве, набережная в Москве, украинские театры и станция киевского метро.

Андрей Воронихин

Портрет Андрея Воронихина. Гравюра Виктора Боброва с живописного оригинала начала XIX века.

Русскому архитектору Андрею Воронихину повезло родиться в семье крепостных графа А. С. Строганова, известного мецената и благотворителя. Строганов открыл несколько художественных школ, в одной из которых у известного иконописца Юшкова обучался живописи и Воронихин. Вскоре сам граф обратил внимание на талант юноши и отправил его учиться в Московскую школу архитектуры, где его наставниками стали В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Граф Строганов даровал вольную Воронихину в 1785 году, и через год молодой человек отправился изучать архитектуру, механику, математику и естественные науки во Франции и Швейцарии вместе с сыном графа.

В 1791 году молодой архитектор приступил к своим первым работам - отделке интерьеров Строгановского дворца, построенном по проекту Растрелли, приверженца стиля барокко. Воронихин же предпочитал простоту классицизма. Есть мнение, что именно европейское путешествие, во время которого Воронихин познакомился с образцами античной архитектуры, предопределили его любовь к классицизму, который обращался к формам античного зодчества как к эталону гармонии, логичности и красоты. В том же стиле классицизма он перестроил интерьеры Строгановской дачи и нескольких других домов.

Самой известной работой Воронихина стал Собор Казанской иконы Божией Матери, выполненный в стиле ампир. После окончания строительства Воронихин был награжден орденом Святой Анны второй степени, и вошел в историю как один из основателей русского ампира.

Иван Свиязев

Крепостной княгини Шаховской архитектор Иван Свиязев получил образование в Императорской Академии художеств. На экзамене в 1817 году за свой проект «Почтовый двор» он получил серебряную медаль 2 степени, однако через год Свиязева отчислили из академии из-за статуса крепостного. Свиязев был отпущен на волю в 1821 году, после чего сразу получил звание художника-архитектора Академии художеств.

Десять лет архитектор работал в Перми, где по его проектам были построены училище для детей канцелярских служителей, дом гражданского губернатора, духовная семинария. Свиязеву принадлежит окончательный проект колокольни Спасо-Преображенского собора, где сейчас размещается Пермская художественная галерея. В 1832 году Свиязев переехал в Петербург, там он работал архитектором и преподавателем в Горном институте, где издал первое в России «Руководство к архитектуре», принятое для преподавания в Горном институте и других учебных заведениях. За этот труд Свиязев удостоился звания члена Академии Наук, которая дала почетный отзыв на его работу, а самого архитектора стали приглашать в разные учебные заведения читать лекции по архитектуре. Помимо этой работы, Свиязев также опубликовал «Учебник архитектуры», «Основания печного искусства» и ряд статей, напечатанных в «Горном Журнале», «Журнале Министерства Государственных. Имуществ», «Журнале изящных искусств» и «Трудах Императорского Вольного Экономического Общества».


Помещики брюхатили крестьянок, чтобы торговать их детьми, а на вырученные деньги ездить по заграницам

155 лет назад император АЛЕКСАНДР II, получивший от благодарного народа прозвище Освободитель, издал Манифест об отмене крепостного права. На этом закончилась «страна рабов, страна господ» и началась «Россия, которую мы потеряли». Давно назревшая, запоздалая реформа открыла дорогу к развитию капитализма. Случись она чуть раньше, у нас не было бы в 1917 году революции. А так бывшие крестьяне еще помнили, что помещики выделывали с их матерями, и простить барам подобное было выше их сил.

Самый яркий пример крепостничества - знаменитая Салтычиха. Жалобы на жестокую помещицу во множестве шли и при Елизавете Петровне, и при Петре III, но Дарья Салтыкова принадлежала к богатому дворянскому роду, поэтому крестьянским челобитным хода не давали, а доносчиков возвращали помещице для примерного наказания.
Уклад нарушила Екатерина II, только что вступившая на престол. Она пожалела двух крестьян - Савелия Мартынова и Ермолая Ильина, жен которых Салтычиха убила в 1762 году. Посланный в имение следователь Волков пришел к заключению, что Дарья Николаевна «несомненно повинна» в смерти 38 человек и «оставлена в подозрении» относительно виновности в смерти еще 26.
Дело получило широкую огласку, и Салтыкову были вынуждены посадить в острог. Все прямо как с современными Цапками. Пока преступления не приобрели совсем уж запредельный характер, власть предпочитала закрывать глаза на влиятельных душегубов.

«Нет дома, в котором не было бы железных ошейников, цепей и разных других инструментов для пытки...» - записала потом в дневнике Екатерина II. Вывод же из всей этой истории она сделала своеобразный - издала указ о запрещении крестьянам жаловаться на своих господ.
Любые попытки крестьян искать справедливости расценивались, согласно законам Российской империи, как бунт. Это дало дворянам возможность поступать и ощущать себя как завоеватели в покоренной стране, отданной им «на поток и разграбление».
В XVIII - XIX веках людей в России продавали оптом и в розницу, с разделением семей, детей от родителей и мужей от жен. Продавали «на своз» без земли, закладывали в банк или проигрывали в карты. Во многих крупных городах легально работали невольничьи рынки, а очевидец писал, что «в Санкт-Петербург привозили людей целыми барками для продажи».
Через какую-то сотню лет подобный подход начал угрожать национальной безопасности страны. Россия проиграла Крымскую кампанию 1853 - 1856 годов Англии, Франции и Турции.
- Россия проиграла, потому что отстала и экономически, и технологически от Европы, где шла промышленная революция: паровоз, пароход, современная промышленность, - объясняет академик Юрий Пивоваров. - Это обидное, оскорбительное поражение в войне подвигло русскую элиту на реформы.
Нужно было срочно догонять и перегонять Европу, а сделать это можно было, только сменив в стране социально-экономический уклад.


Оргия после спектакля

Одним из самых распространенных развлечений дворянского общества был театр. Особым шиком считалось иметь, во всех смыслах этого слова, свой. Так, о директоре Императорских театров и Эрмитажа князе Николае Юсупове с восторгом рассказывали, что в московском особняке он держал театр и группу танцовщиц - двадцать самых красивых девушек, отобранных из числа актрис домашнего театра, уроки которым давал за огромные деньги знаменитый танцмейстер Иогель. Готовили этих невольниц в княжеском особняке для целей, далеких от чистого искусства. Издатель Илья Арсеньев писал об этом в своем «Живом слове о неживых»: «Великим постом, когда прекращались представления на императорских театрах, Юсупов приглашал к себе закадычных друзей и приятелей на представление своего крепостного кордебалета. Танцовщицы, когда Юсупов давал известный знак, спускали моментально свои костюмы и являлись перед зрителями в природном виде, что приводило в восторг стариков, любителей всего изящного».
Крепостные актрисы - предмет особой гордости владельца. В доме, где устроен домашний театр, спектакль нередко заканчивается пиром, а пир - оргией. Князь Шаликов восторженно описывает имение «Буда» в Малороссии: «Хозяин имения, похоже, действительно не привык скупиться и понимал толк в развлечениях: музыкальные концерты, театральные представления, фейерверки, цыганские пляски, танцовщицы в свете бенгальских огней - все это обилие развлечений совершенно бескорыстно предлагалось желанным гостям».
Кроме того, в усадьбе был устроен хитроумный лабиринт, уводящий в глубину сада, где притаился «остров любви», населенный «нимфами» и «наядами», дорогу к которому указывали очаровательные «амуры». Все это были актрисы, которые незадолго перед тем развлекали гостей помещика спектаклем и танцами. «Амурами» же выступали их дети от самого барина и его гостей.
Огромное количество бастардов - одна из наиболее характерных примет эпохи. Особенно впечатляет едва ли не гоголевская история о некоем бравом гвардейце, приведенная в исследовании «Россия крепостная. История народного рабства» Бориса Тарасова:
«Все решили, что славный гвардеец надумал превратиться в провинциального помещика и заняться сельским хозяйством. Однако вскоре стало известно, что К. распродал все мужское население усадьбы. В деревне остались только бабы, и друзьям К. было совершенно непонятно, как с такими силами он собирается вести хозяйство. Они не давали ему прохода с расспросами и наконец вынудили рассказать им свой план. Гвардеец сказал приятелям: «Как вам известно, я продал мужиков из своей деревни, там остались только женщины да хорошенькие девки. Мне только 25 лет, я очень крепок, еду я туда, как в гарем, и займусь заселением земли своей. Через каких-нибудь десять лет я буду подлинным отцом нескольких сот своих крепостных, а через пятнадцать пущу их в продажу. Никакое коннозаводство не даст такой точной и верной прибыли».

Право первой ночи - это святое

Подобные истории не были чем-то из ряда вон выходящим. Явление носило обыденный характер, нисколько не осуждаемый в дворянской среде. Известный славянофил, публицист Александр Кошелев писал о своем соседе: «Поселился в селе Смыкове молодой помещик С., страстный охотник до женского пола и особенно до свеженьких девушек. Он иначе не позволял свадьбы, как по личном фактическом испытании достоинств невесты. Родители одной девушки не согласились на это условие. Он приказал привести к себе и девушку и ее родителей; приковал последних к стене и при них изнасильничал их дочь. Об этом много говорили в уезде, но предводитель дворянства не вышел из своего олимпийского спокойствия, и дело сошло с рук преблагополучно».
Историк Василий Семевский писал в журнале «Голос минувшего», что некоторые помещики, не жившие у себя в имениях, а проводившие жизнь за границей, специально приезжали в свои владения только на короткое время для гнусных целей. В день приезда управляющий должен был предоставить помещику полный список всех подросших за время отсутствия господина крестьянских девушек, и тот забирал себе каждую из них на несколько дней: «когда список истощался, он уезжал в путешествие и изголодавшийся там вновь возвращался на следующий год».
Чиновник Андрей Заблоцкий-Десятовский, собиравший по поручению министра государственных имуществ подробные сведения о положении крепостных крестьян, отмечал в своем отчете: «Вообще предосудительные связи помещиков со своими крестьянками вовсе не редкость. Сущность всех этих дел одинакова: разврат, соединенный с большим или меньшим насилием. Подробности чрезвычайно разнообразны. Иной помещик заставляет удовлетворять свои скотские побуждения просто силой власти и, не видя предела, доходит до неистовства, насилуя малолетних детей...»
Принуждение к разврату было столь распространено в помещичьих усадьбах, что исследователи были склонны выделять из прочих крестьянских обязанностей своеобразную «барщину для женщин».
После окончания работ в поле господский слуга, из доверенных, отправляется ко двору того или иного крестьянина, в зависимости от заведенной «очереди», и уводит девушку - дочь или сноху, к барину на ночь. Причем по дороге заходит в соседнюю избу и объявляет там хозяину: «Завтра ступай пшеницу веять, а Арину (жену) посылай к барину».
Стоит ли после этого удивляться идее большевиков об общих женах и прочим сексуальным вольностям первых годов советской власти? Это лишь попытка сделать барские привилегии доступными для всех.
Чаще же всего патриархальный быт помещика был устроен по образцу уклада Петра Алексеевича Кошкарова. Писатель Януарий Неверов довольно подробно описывал жизнь этого достаточно состоятельного барина, лет семидесяти: «Около 15 молодых девушек составляли домашний гарем Кошкарова. Они прислуживали ему за столом, сопровождали в постель, дежурили ночью у изголовья. Дежурство это носило своеобразный характер: после ужина одна из девушек громко объявляла на весь дом, что «барину угодно почивать». Это было сигналом для того, чтобы жена его и дети расходились по своим комнатам, а гостиная превращалась в спальню Кошкарова. Туда вносили деревянную кровать для барина и тюфяки для его «одалисок», располагая их вокруг господской постели. Сам барин в это время творил вечернюю молитву. Девушка, чья очередь тогда приходилась, раздевала старика и укладывала в постель».

Наложница - жена соседа

Выезд помещика на охоту часто заканчивался грабежом прохожих на дорогах или погромом усадеб неугодных соседей, сопровождавшийся насилием над их женами. Этнограф Павел Мельников-Печерский в своем очерке «Старые годы» приводит рассказ дворового одного князя: «Верстах в двадцати от Заборья, там, за Ундольским бором, сельцо Крутихино есть. Было оно в те поры отставного капрала Солоницына. За увечьем и ранами был тот капрал от службы уволен и жил во своем Крутихине с молодой женой, а вывез он ее из Литвы... Князю Алексею Юрьичу приглянулась Солоничиха, говорил, что за такую лисичку ничего не пожалеет...
...Гикнул я да в Крутихино. А там барынька на огороде в малинничке похаживает, ягодками забавляется. Схватил я красотку поперек живота, перекинул за седло да назад. Прискакал да князю Алексею Юрьичу к ногам лисичку и положил. «Потешайтесь, мол, ваше сиятельство». Глядим, скачет капрал; чуть-чуть на самого князя не наскакал... Подлинно вам доложить не могу, как дело было, а только капрала не стало, и литвяночка стала в Заборье во флигеле жить».
Причину самой возможности такого положения дел объяснила известная мемуаристка Елизавета Водовозова. По ее словам, в России главное и почти единственное значение имели деньги - «богатым все было можно».
Каждый русский помещик мечтал заделаться эдаким Кириллом Петровичем Троекуровым. Примечательно, что в оригинальной версии «Дубровского», не пропущенной императорской цензурой, Пушкин писал о повадках своего героя: «Редкая девушка из дворовых избегала сластолюбивых покушений пятидесятилетнего старика. Сверх того, в одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных... Окна во флигель были загорожены решеткой, двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирилла Петровича. Молодые затворницы в положенные часы ходили в сад и прогуливались под надзором двух старух. От времени до времени Кирилл Петрович выдавал некоторых из них замуж, и новые поступали на их место...»
В имениях еще в течение десятка лет после манифеста Александра II в великом множестве происходили случаи изнасилований, травли собаками, смертей от сечения и выкидышей в результате избиения помещиками беременных крестьянок.
Баре отказывались понимать изменившееся законодательство и продолжали жить привычным патриархальным укладом. Однако утаивать преступления было уже невозможно, хотя наказания, которые применяли к помещикам, долгое время были весьма условными.

Цитата

Валерий ЗОРЬКИН, председатель Конституционного суда РФ:
«При всех издержках крепостничества именно оно было главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации...»

Как за каменной стеной

Узнав об отмене крепостного права, многие крестьяне испытали настоящий шок. Если с 1855 по 1860 год в России было зафиксировано 474 народных восстания, то только в 1861 году - 1176. По свидетельствам современников, долгое время после освобождения находились такие, кто тосковал по «старым добрым временам». Почему же?

* На помещике лежали обязанности по содержанию крепостных. Так, если случались неурожаи, именно хозяин обязан был покупать хлеб и кормить крестьян. Например, Александр Пушкин считал, что крепостному крестьянину живется не так уж и плохо: «Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен... Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; у нас не иметь коровы есть знак бедности».
* Господин имел право сам судить холопов за большинство правонарушений, кроме особо тяжких. Наказание обычно сводилось к порке. А вот государственные чиновники отправляли виновных на каторгу. В итоге, чтобы не терять работников, помещики нередко скрывали убийства, грабежи и крупные кражи, совершаемые крепостными.
* С 1848 года крепостным разрешили приобретать (правда, на имя помещика) недвижимость. Среди крестьян появились владельцы магазинов, мануфактур и даже заводов. Но такие крепостные «олигархи» не стремились выкупаться на волю. Ведь их имущество считалось собственностью помещика, и им не нужно было платить налога на прибыль. Всего-то отдавать господину фиксированную сумму оброка. При таких условиях бизнес быстро развивался.
* После 1861 года освобожденный крестьянин по-прежнему оставался привязанным к земле, только теперь его удерживал не помещик, а община. Все были скованы одной целью - выкупить у барина общинный надел. Земля, предназначавшаяся для выкупа, была переоценена вдвое, а процент за пользование кредитами составлял 6, тогда как «обычная» ставка по таким кредитам была 4. Бремя свободы оказалось для многих неподъемным. Особенно для привыкшей питаться крошками с барского стола дворни.

Русским было хуже всех
На большей части территории России крепостного права не было: во всех сибирских, азиатских и дальневосточных губерниях и областях, на Северном Кавказе и в Закавказье, на Русском Севере, в Финляндии и на Аляске крестьяне были свободны. Не было крепостных и в казачьих областях. В 1816 - 1819 годах крепостное право было отменено в прибалтийских губерниях Российской империи.
В 1840 году шеф корпуса жандармов граф Александр Бенкендорф сообщал в секретном докладе Николаю I: «Во всей России только народ-победитель, русские крестьяне, находятся в состоянии рабства; все остальные: финны, татары, эсты, латыши, мордва, чуваши и т.д. - свободны...»

Глаз за глаз
Сообщениями о насильственной смерти дворян-помещиков, убитых за жестокое обращение с крепостными, пестрит целый ряд семейных хроник дворянских родов. В этом списке дядя поэта Михаила Лермонтова и отец писателя Федора Достоевского. О последнем крестьяне говорили: «Зверь был человек. Душа у него была темная».

Этих людей можно было объединить, объясняя их общность огромным талантом и непреодолимым желанием творить. Однако связывает их вовсе не это – дело в том, что все они родились в семьях крепостных. Вы и не знали? Знакомьтесь, семеро великих русских крепостных!

1. Андрей Воронихин

Андрей Никифорович Воронихин

Да-да. Казанский собор в Санкт-Петербурге построил крепостной. Даже не так – потомственный крепостной.

Все члены семьи Воронихина были крепостными графа Александра Строганова — президента столичной Академии художеств. Будь граф лесопромышленником или праздным провинциальным барином – вряд ли мир бы узнал гениального архитектора Андрея Воронихина.


Казанский собор. Фото: visit-petersburg.ru

Но судьба сложилась так, а не иначе. В поместье Строгановых царило трепетное отношение к искусству. Приобщали к изящным наукам и крепостных. Способный мальчик, попавший в одну из иконописных мастерских, проявил необычайное старание, и граф отправил подмастерье в Москву на обучение к известнейшим архитекторам В.И. Баженову и М.Ф. Казакову. Возвратившись в Петербург, 26-летний юноша получил вольную и вместе с сыном графа поехал учиться заграницу.

На протяжении нескольких лет Воронихин осваивал живопись и архитектуру в Швейцарии, Германии, Франции. Дни и ночи в библиотеках. Великое искусство Возрождения! Все шло просто замечательно. Но тут случилась французская революция 1789 года! Куратор Воронихина и Строганова-младшего — Ромм стал одним из идеологов революции и вошел в Конвент. Графу пришлось срочно отозвать юношей в Россию. И вовремя – любимый наставник вскоре потерял голову… на гильотине.

В России таланту Воронихина помогло развернуться прискорбное событие – пожар в особняке Строганова. Перестроить здание, возведенное по проекту великого Растрелли, граф поручил своему молодому протеже. Воронихину было чуть больше 30 лет. Опыта у архитектора не было, зато был талант, трудолюбие и честность. Этих качеств вполне хватило – Воронихина стали привлекать к строительству особняков и парковых ансамблей.

В 1799 году указом Павла I был объявлен конкурс на проект нового храма «в римском стиле» на Невском проспекте. В конкурсе принимали участие звездные архитекторы – Камерон, Тома де Томон, Гонзаго. Но проект Воронихина, похожий на собор Святого Петра, победил.

Шаг за шагом, не переставая учиться и совершенствоваться, крепостной мальчик стал профессором архитектуры в Академии художеств и автором одного из самых значительных архитектурных сооружений Европы.

2. Петр Елисеевич Касаткин, его потомки и магазин Елисеевых


(Елисеевский магазин) - здание на углу Невского проспекта (дом 56) и Малой Садовой улицы (дом 8) в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры раннего модерна. Фасад магазина.

Елисеевский магазин, бывший синонимом рая на протяжении всей своей истории, назван так не в честь одного человека, но в честь династии. После революции в роду не осталось Елисеевых, но магазин остался Елисеевским.

Тем временем вся эта продуктовая роскошь началась с малого – с блюдечка земляники. Крепостной садовник Петр Елисеевич Касаткин сумел в самый разгар суровой зимы вырастить в оранжерее летнюю ягоду и поднести ее к рождественскому столу графа Шереметьева. Чудо? Несомненно! Еще одним чудом стала вольная и 100 рублей – огромные деньги.

Приехав в Петербург, Касаткин все до единой копейки вложил в дело – накупил чудного продукта — апельсинов. С подносом на голове Петр Елисеевич вышел на Невский и начал зазывать благородную публику:

«Кто не пожалеет копейку, чтобы порадовать даму апельсином?».

К вечеру апельсины были распроданы. Прибыль составила 1 рубль. Дело Елисеевых пошло! Через год Петр смог выкупить троих детей и брата. Вскоре было открыто «Товарищество братьев Елисеевых» — сыновей Елисея.


Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» (Елисеевский магазин).

Умный бизнес быстро дал результаты. Братья наняли торговые парусные суда для доставки в Петербург экзотических фруктов. Из теплых стран – преимущественно Испании и Португалии торговцы завезли в город херес, мадеру и мальвазию. Вина произвели фурор! Магазин Елисеевых стал знаменит, а сами торговцы и их подросшие дети получили купеческий ранг.

В конце 19-го века уже после кончины Петра Елисеева, его брат Григорий Елисеев – бывший крепостной крестьянин, был действительным статским советником и гласным Думы.

Магазин, много лет принадлежащий одной семье, становился лучше день ото дня. Продавцам здесь платили отлично, но и спрашивали строго. Вне зависимости от того, бедный зашел клиент или богатый, в Елисеевском магазине его обслуживали по высшему классу.

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»

Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»

Увы, в 1917 году гастрономической империи пришел конец. На месте Елисеевского магазина приветливо открыл двери к пустым полкам «Гастроном № 1». За почти век граждане забыли, почему магазин назывался Елисеевским, хотя и не перестали так его называть.

А в самое голодное время еще ходил анекдот: «Купец Елисеев возвращается в Ленинград с того света - посмотреть на свой магазин: «Все вроде бы на месте, только, помнится, у входа стояли бочки с красной и черной икрой, кому они, спрашивается, помешали?»

Сегодня Елисеевский магазин – достопримечательность Невского проспекта. Туристы не уходят из храма торговли без съестного сувенира. Но мало кто знает, что основатель империи – крепостной садовник .

3. Тарас Шевченко


Молодой Тарас Шевченко в мастерской К.П. Брюллова. 1947. Вариант картины находится в Национальном музее Тараса Шевченко (Киев)

Именем этого крепостного крестьянина назван университет, станция метро, театр и набережная. Трудно поверить, но поэт, художник и национальный герой – Тарас Шевченко действительно вышел из крепостных крестьян. Помещик Энгельгардт, которому принадлежала семья, заметил художественный дар юноши и отправил его на обучение в Петербург. К счастью, талант крепостного мальчика произвел впечатление и на довольно влиятельных культурных деятелей того времени — Венецианова, Брюллова и Жуковского. Покровители попытались уговорить Энгельгардта отпустить Шевченко, но помещик ни в какую не соглашался подписывать вольную своему крепостному художнику. Брюллов так описывал хозяина молодого крепостного: «это самая крупная свинья в торжковских туфлях».

В конце концов Карл Брюллов написал портрет Жуковского и разыграл его в лотерею. На вырученные 2500 рублей Тарасу Шевченко была куплена вольная.

Портрет поэта В.А.Жуковского. 1837. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина

Свобода сделала свое дело. В 1840 году в Петербурге был издан первый сборник стихотворений Шевченко «Кобзарь», а вслед за тем опубликована поэма «Гайдамаки». Шевченко одинаково хорошо писал картины и стихи. Однако не всем пришлась по нраву его идеология. «Возмутительное содержание», «мнимые беды гетманского правления», «дерзкая клевета», «стихи вредные и опасные» — как только не склоняли ревнители творчество поэта.

Больше всего досталось ему за поэму «Сон», где сквозила неприкрытая сатира на императрицу. 33-летний Шевченко мгновенно подпал под рекрутский набор и был отправлен на задворки империи. Только после смерти Николая I опальный поэт попал под амнистию. Сегодня бывший крепостной считается одним из самых значительных фигур в российской литературной истории.

4. Семен Бадаев


Воткинский металлургический казённый завод Вятской губернии. Художник: Валентин Белых

Вам незнакомо это имя? Вполне возможно. Личность Семена Бадаева известна узкому кругу специалистов, а до нас дошли только его технологические подвиги. Речь идет о легендарной бадаевской стали, в 19-м веке лучшей в мире по сочетанию вязкости и прочности.

В начале позапрошлого века на сталелитейных заводах ежегодно выпускалось до двух тысяч пудов бадаевской стали. Благодаря этому прочнейшему сплаву Россия надолго избавилась от импортной стальной зависимости. Станки, сельскохозяйственные машины, оружие и орудия, медицинские инструменты – все это с середины 19-го века стали производить из бадаевского сплава.

Семен Бадаев – пример уникального таланта, абсолютного самоучки, которого из крепостной зависимости у помещика Рогозина выкупало правительство. За свободу гениального металлурга было заплачено 3000 рублей, сумма по тем временам огромная. Но свобода империи от импорта стали стоила гораздо дороже!

За выдающиеся достижения бывший крепостной был награжден золотой медалью на Владимирской ленте и удостоился офицерского чина. Однако регалии не остановили русского самородка – всю оставшуюся жизнь он проработал на Камско-Воткинском заводе, где искал еще более совершенную формулу стали. Кстати, именно на этом заводе через 10 лет после смерти изобретателя было изготовлено одно из русских металлургических чудес — шпиль колокольни Собора Петра и Павла в Петропавловской крепости.


Шпиль колокольни Собора Петра и Павла в Петропавловской крепости. Фото: Тимур Агиров

5. Михаил Щепкин

Вы не ошиблись — Щепкинское училище названо в честь крепостного. Бывшего крепостного. Основоположника русского реалистического театра, предшественника системы Станиславского.

Граф Гаврила Волькенштейн, которому принадлежала семья маленького Миши, был неравнодушен ко всякого рода действиям, поэтому организовал для забавы домашний театр. В одной из постановок – комедии «Вздорщина», сыгранной сплошь школярами, Миша Щепкин отличился так, что вместе с «труппой» был приглашен городничим для развлечения публики на свадьбе его дочери. Дело было в 1800 году.


Михаил Семенович Щепкин. Портрет работы художника Н. В. Неврева

Однако почти случайного опыта было недостаточно для того, чтобы талант смог развернуться в полную силу. Помогло же Щепкину раскрыться… пьянство. Дело в том, что Михаил грезил сценой и все свободное время проводил в курском театре братьев Барсовых – чего он только не делал – и суфлировал, и переписывал роли, и подносил инвентарь. Однажды один из актеров запил, и роль досталась Михаилу Щепкину, прекрасно знавшему текст. Трезво оценивая шанс, юноша сыграл так, как будто от его роли зависит честь России. В некотором смысле так и произошло…

Молодого актера заметили. Вскоре он уже играл в Харьковском, а после в Полтавском театре. Более того, специально для артиста-новатора, проживающего роль на сцене, пишутся пьесы и создаются образы. При этом, актер остается крепостным. Только в 1822 году поклонники собрали внушительную сумму, чтобы купить для Михаила Щепкина вольную.

Уже свободным человеком Щепкин поступил в труппу московского Малого театра, где блестяще сыграл роли в спектаклях по пьесам Шекспира, Гоголя, Грибоедова. В народе театр, где играл Щепкин, так и называли – «Щепкинский дом».

6. Орест Кипренский


Орест Кипренский. Автопортрет. 1828. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Если вы когда-нибудь учились в школе, вы прекрасно знаете Кипренского. Кипренский – автор самого известного портрета Пушкина. А еще портретов Жуковского, Батюшкова, Давыдова, Оленина и других влиятельных особ начала XIX века. Вообще, Орест Кипренский считается самым ранним русским портретистом.


Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Как частенько случалось в те бесправные времена, помещик Дьяконов, особо не беспокоясь о последствиях, помог одной из своих крепостных крестьянок стать матерью. Маленького Ореста записали в семью крепостного Адама Швальбе, и отчество он получил Адамович. Фамилия была придумана в честь места жительства богини любви – Киприды. По другой версии Орест Адамович был крещен в Копорье, и Кипренский – трансформация этого топонима. Когда мальчику исполнилось шесть лет, он все же получил от биологического отца ценнейший подарок – свободу!

Вторым подарком от отца стало место в воспитательном отделении Академии художеств. Эту школу Кипренский окончил с золотой медалью и даже остался работать при Академии. С одной стороны – блестящий успешный художник с невероятным собственным чувством цвета, света, настроения, с другой – распущенный и страстный гуляка, невоздержанный в возлияниях – Кипренский был далек от академизма и не воспринимался современниками как значительный деятель искусства. На длительное время художник был совершенно забыт. И только в начале ХХ века ценители искусства начали проявлять интерес к его работам.

На римском надгробии живописца написано «В память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников».

7. Прасковья Жемчугова


Н.И.Аргунов. Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой (Шереметьевой). Центральный театральный музей им. А.Бахрушина, Москва

8-летняя крепостная девчушка Шереметьевых Параша Ковалева так завораживающе пела, что потрясенные господа забрали ее в свое имение в Кусково. Там «соловушка» обучалась танцам, музыке, языкам, сценическому мастерству, освоила арфу и клавесин. «Жемчужный» голос девушки подсказал графу и фамилию. Впрочем, всем остальным крестьянским артистам Шереметьев тоже давал драгоценные фамилии, от Гранатовых до Бирюзовых.

Первую роль Жемчугова сыграла в 11 лет, и к 17 годам была уже состоявшейся актрисой. Приехав в Петербург, граф представил своего «жаворонка» Павлу I. Получив величайшую протекцию, актриса стала весьма популярна в высшем свете, а в 1801 году Прасковья Жемчугова сделалась супругой Николая Шереметьева. Чтобы создать своей крепостной жене родословную, честолюбивый Шереметьев записал ее в метрике как польскую княгиню Ковалевскую. И конечно дал вольную жене и всем ее родственникам.

Самой знаменитой песней Жемчуговой, дошедшей до наших дней, считается автобиографическая поэтическая история встречи крепостной крестьянки с будущим мужем – песня «Вечор поздно из лесочку я коров домой гнала…». Два столетия песня была одной из любимейших в народе и сегодня ее нередко можно услышать на фольклорных праздниках.

  • P.S.: Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой исполнен русским живописцем Николаем Ивановичем Аргуновым, вся крепостная династия которого (и он в том числе) также была в распоряжении графов Шереметьевых.
© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов