Фазы стресса по порядку их развития. Стресс

25.11.2019

Галлюцинации - это то, что возникает при отсутствии внешнего стимула, но воспринимается как реальное. Они могут быть связаны со всеми органами чувств, то есть быть визуальными, тактильными и даже обонятельными. Вероятно, самый распространенный тип галлюцинаций - те, когда человек «слышит голоса». Их называют аудиторными вербальными галлюцинациями. T&P продолжают спецпроект с Newочем переводом статьи нейроученого Пола Аллена, опубликованной на сайте Serious Science, об аудиальных галлюцинациях и природе их возникновения.

Определение понятия

Хотя слуховые галлюцинации обычно связывают с психическими заболеваниями вроде биполярного расстройства, они не всегда являются признаком болезни. В некоторых случаях они могут быть вызваны недостатком сна; марихуана и наркотики-стимуляторы также могут быть причиной расстройства восприятия у некоторых людей. Экспериментально было доказано, что галлюцинации могут возникнуть из-за длительного отсутствия сенсорных стимулов: в 1960-е годы проводились эксперименты (которые сейчас были бы невозможны по этическим соображениям), в ходе которых людей держали в темных комнатах без звука. В конце концов люди начинали видеть и слышать то, чего в реальности не было. Так что галлюцинации могут возникать как у больных, так и у психически здоровых людей.

Исследования природы этого феномена ведутся уже довольно давно: психиатры и психологи пытаются понять причины и феноменологию слуховых галлюцинаций уже около ста лет (а может, и дольше). В последние же три десятилетия появилась возможность использовать энцефалограммы, которые помогали исследователям того времени понять, что происходит в мозге в моменты слуховых галлюцинаций. А теперь мы можем смотреть на его разные участки, задействованные в эти периоды, при помощи функционального магнитно-резонансного сканирования или позитронной томографии. Эти технологии помогли психологам и психиатрам разработать модели слуховых галлюцинаций в мозге - в основном связанные с функцией языка и речи.

Предложенные теории механизмов слуховых галлюцинаций

Некоторые исследования показали, что, когда пациенты испытывают слуховые галлюцинации, то есть слышат голоса, активность участка их мозга, которая называется зоной Брока, повышается. Эта зона расположена в малой лобной доле мозга и отвечает за речепроизводство: когда вы говорите, работает именно зона Брока. Одними из первых, кто исследовал этот феномен, были профессора Филип Макгуайр и Сухи Шергилл из лондонского Королевского колледжа. Они заметили, что зона Брока у их пациентов была более активна во время слуховых галлюцинаций - по сравнению с моментами, когда голоса молчали. Это дает основания полагать, что слуховые галлюцинации производятся речевыми и языковыми центрами нашего мозга. Результаты этих исследований привели к созданию внутреннеречевых моделей слуховых галлюцинаций.

Когда мы о чем-то думаем, то порождаем внутреннюю речь - внутренний голос, озвучивающий наше мышление. Например, когда мы задаемся вопросом «Что я съем на обед?» или «Какая завтра будет погода?», мы порождаем внутреннюю речь и, как считается, активируем зону Брока. Но как эта внутренняя речь начинает восприниматься мозгом как внешняя, исходящая не от себя самого? Согласно внутреннеречевым моделям слуховых вербальных галлюцинаций, такие голоса - это генерируемые внутри сознания мысли или внутренняя речь, каким-то образом неверно определяемая как внешняя, чужая. Из этого следуют более сложные модели процесса того, как мы отслеживаем собственную внутреннюю речь.

Английский нейробиолог и нейропсихолог Крис Фрит и другие ученые предполагали, что, когда мы вступаем в процесс мышления и внутренней речи, зона Брока посылает сигнал в область нашей слуховой коры, которая называется зоной Вернике. Этот сигнал содержит информацию о том, что воспринимаемая нами речь нами же и порождена. Это происходит из-за того, что передаваемый сигнал, предположительно, приглушает нейронную деятельность сенсорной коры, поэтому она активируется не так интенсивно, как от внешних стимулов, например оттого, что с вами кто-то говорит. Эта модель известна как модель самомониторинга, и она предполагает, что у людей со слуховыми галлюцинациями этот процесс в дефиците, из-за чего они не могут различить внутреннюю и внешнюю речь. Хотя на данный момент доказательства этой теории довольно слабые, это определенно одна из самых влиятельных моделей возникновения слуховых галлюцинаций, которые появлялись за последние 20–30 лет.

Последствия галлюцинаций

Около 70% больных шизофренией в той или иной степени слышат голоса. Они поддаются лечению, но не всегда. Обычно (хотя и не во всех случаях) голоса отрицательно сказываются на качестве жизни и состоянии здоровья. Например, у пациентов, слышащих голоса и не реагирующих на лечение, повышается риск суицида (порой голоса призывают причинить себе вред). Можно представить, как тяжело приходится людям даже в повседневных ситуациях, когда они постоянно слышат в свой адрес унизительные и оскорбительные слова.

Но слуховые галлюцинации возникают не только у людей с психическими расстройствами. Более того, эти голоса не всегда зло. Так, Мариус Ромм и Сандра Эшер возглавляют очень активное «Общество слышащих голоса» - движение, которое говорит об их положительных аспектах и борется с их стигматизацией. Многие люди, слышащие голоса, живут активной и счастливой жизнью, поэтому мы не можем считать, что голоса - это априори плохо. Да, они часто ассоциируются с агрессивным, параноидальным и тревожным поведением больных, но оно может быть следствием эмоционального расстройства, а не наличия голосов. Неудивительно и то, что тревожность и паранойя, которые зачастую являются ядром психической болезни, проявляются в том, что эти голоса говорят. Но, как уже было сказано, многие люди без психиатрического диагноза констатируют, что слышат голоса, и для них это может быть и положительным опытом, поскольку голоса могут успокаивать или даже подсказывать направление, куда двигаться по жизни. Профессор Айрис Соммер из Нидерландов тщательно изучила этот феномен: исследуемые ею здоровые люди, слышащие голоса, описывали их как нечто положительное, полезное и придающее уверенность в себе.

Лечение галлюцинаций

Людей с диагнозом «шизофрения» обычно лечат антипсихотическими медикаментами, которые блокируют постсинаптические дофаминовые рецепторы в стриатуме, так называемом полосатом теле мозга. Антипсихотики эффективны во многих случаях: в результате лечения психотические симптомы ослабевают, особенно слуховые галлюцинации и мании. Некоторые пациенты, однако, не лучшим образом реагируют на антипсихотики. Примерно на 25–30% пациентов, слышащих голоса, лекарства почти не влияют. У антипсихотиков также имеются серьезные побочные эффекты, поэтому эти лекарства подходят не всем больным.

Что касается других методов, то существует множество вариантов немедикаментозного лечения. Степень их эффективности тоже варьируется. Например, когнитивная поведенческая терапия (КПТ). Ее применение для лечения психозов несколько противоречиво, поскольку, как полагают многие исследователи, она мало влияет на симптомы и общий исход заболевания. Но существуют виды КПТ, разработанные специально для пациентов, слышащих голоса. Эта терапия обычно нацелена на изменение отношения пациента к голосу, чтобы последний воспринимался как менее негативный и неприятный. Эффективность этого лечения остается под вопросом.

В данный момент я возглавляю исследование в Королевском колледже Лондона, цель которого - выяснить, можем ли мы научить пациентов самостоятельно регулировать нейронную активность в слуховой коре. Это достигается при помощи обратной нейронной связи, которая посылается в реальном времени с использованием МРТ. Для измерения сигнала, идущего от слуховой коры, используется МРТ-сканер. Затем этот сигнал посылается обратно пациенту с помощью визуального интерфейса, который пациент должен научиться контролировать (то есть двигать рычаг вверх-вниз). Предполагается, что мы сможем научить пациентов, слышащих голоса, контролировать активность своей слуховой коры, что, в свою очередь, может позволить лучше контролировать голоса. Исследователи пока не уверены, будет ли этот метод клинически эффективным, но в следующие несколько месяцев уже будут доступны некоторые предварительные данные.

Распространенность среди населения

Около 24 миллионов людей по всему миру живут с диагнозом «шизофрения», и около 60% или 70% из них слышали голоса. Есть данные, что от 5% до 10% населения без психиатрического диагноза в какой-то момент жизни тоже их слышали. Некоторым из нас порой казалось, что кто-то зовет нас по имени, а потом выяснялось, что рядом никого нет. Так что есть свидетельства того, что слуховые галлюцинации распространены больше, чем мы думаем, хотя точную эпидемиологическую статистику привести трудно.

Самым известным человеком, слышавшим голоса, была, наверное, Жанна д"Арк. Из современной истории можно вспомнить Сида Барретта, основателя группы Pink Floyd, страдавшего шизофренией и слуховыми галлюцинациями. Но, опять же, кто-то может черпать в голосах вдохновение для искусства, а некоторые и вовсе испытывают музыкальные галлюцинации - что-то вроде ярких слуховых образов, - но ученые пока сомневаются, можно ли приравнивать их именно к галлюцинациям.

Вопросы без ответа

У науки на данный момент нет четкого ответа на вопрос о том, что происходит в мозге, когда человек слышит голоса. Другая проблема заключается в том, что исследователи еще не знают, почему люди воспринимают их как чужие, исходящие от внешнего источника. Важно попытаться понять феноменологический аспект того, что именно испытывают люди, слыша голос. Например, устав или приняв стимуляторы, они могут испытывать галлюцинации, но не обязательно воспринимать их как идущие извне. Вопрос в том, почему люди теряют ощущение собственной деятельности, когда слышат голоса. Даже если мы будем считать, что причина слуховых галлюцинаций - в чрезмерной активности слуховой коры, почему все-таки люди думают, что с ними говорит Бог, тайный агент или инопланетянин? Также важно изучить системы верований, которые люди выстраивают вокруг своих голосов.

Содержание слуховых галлюцинаций и их первоисточник - еще одна проблема: происходят ли эти голоса из внутренней речи или же это сохраненные воспоминания? С уверенностью можно утверждать лишь то, что этот сенсорный опыт включает в себя активацию слуховой коры в речевой и языковой зонах. Это ничего не сообщает нам об эмоциональном содержании этих сообщений, которые часто бывают негативными, из чего, в свою очередь, следует, что причина может быть и в проблемах при обработке эмоциональной информации, возникающих в мозге. Помимо этого, два человека могут испытывать галлюцинации очень по-разному, а это значит, что задействованные механизмы мозга могут также очень отличаться.

Термин «стресс» глубоко вжился в понимание современного человека. Это негативное явление стало актуальным из-за нестабильной и враждебной среды XXI века, ведь воздействие загрязненной экологии, напряженные будни, социальные проблемы, финансовые коллапсы, воины, болезни – это касается каждого. Под «стрессом» подразумевается эмоциональное состояние человека, изменение его здоровья и поведения на фоне угроз социальному положению, материальному достатку, здоровью или жизни.

Виды стресса стоит рассмотреть с точки зрения физиологии. Если вдаться в науку, стресс – это ответ организма на чуждые сверхпороговые раздражители. Стрессорами называют различных инициаторов стрессового состояния, биохимическая основа которой не меняется от типа раздражителя. Итак, стресс позволяет среагировать на изменения окружающей среды, а конкретный фактор, который вывел организм из равновесия и поставил перед вопросом «как вернуться в зону комфорта?» – это стрессор.

Основой естественного отбора является адаптация – умение приспосабливаться к изменчивой среде. Согласно Дарвину, в ходе эволюции выживают наиболее приспособленные виды. Адаптация представляет собой комплексный и не до конца изученный механизм, который служит «гарантом» поддержания гомеостаза – стабильности внутренней среды организма, и сохранения популяции.

Известно, что живой организм – это открытая система с точки зрения термодинамики, т.е. происходит обмен энергии и веществ с внешним миром. Смена определенных параметров в этом процессе, рождает необходимость принять срочные меры по возвращению в состояние «золотой середины». Процесс приспособления должен идти в ногу с изменениями состояний организма и среды. Стадии стресса различаются между собой симптоматикой и отдельными физиологическими процессами.

Физиологические этапы развития стресса.

Основой приспособления являются нервная и эндокринная система. Различают 3 стадии стресса, а в следствии – любого адаптационного процесса. Стадии развития стресса:

Стадия тревоги

Стадия тревоги – первичный ответ на стрессор. Рецепторы реагируют на сверхпороговое раздражение, инициируют передачу нервного импульса в центральную нервную систему, где информация «анализируется». ЦНС, в свою очередь, принимает решение и отправляет команды о мобилизации соответствующим органам.

«Поднятие по тревоге» нервной системы и, в частности, гипоталамо-гипофизарно-надпочечникового комплекса, позволяет незамедлительно выработать резистентность к стрессовому фактору и поддержать физиологические процессы в данной стадии.

Повышенный синтез адреналина, норадреналина, глюкагона, кортизола, альдостерона, тиреоидных гормонов, вазопрессина, соматотропина, высвобождают энергетический ценные молекулы, обеспечивают их быстрое окисление с синтезом АТФ и высвобождением тепла в стадии тревоги. Все ресурсы организма направляются на максимальную загрузку т.н. доминантных органов, которые непосредственно участвуют в преодолении стресса, а все остальные – переходят на второй план.

Стадия резистентности

Стадия резистентности – ряд необходимых мер по приспособлению. С продолжением воздействия раздражителя, организм тратит все больше и больше ресурсов для компенсации его действия. Конечная цель – достижение и поддержание равного «противодействия» стрессору на максимально длительное время. Происходит перестроение гомеостаза. В данном состоянии, «живой механизм» может оставаться на протяжении нескольких дней, недель, месяцев и даже лет.

Отличительная обстоятельство стадии — это анаболическая фаза стресса. Под влиянием стероидных гормонов, происходит усиление экспрессия генов, кодирующих специфичные адаптационные белки-шапероны, которые увеличивают сопротивление тканей к повторным стрессам, стабилизируют мембраны клеток и защищают их от пагубной стадии стресса.

Стадия истощения

Стадия истощения – исчерпание адаптационных ресурсов организма. Истощение адаптационных возможностей влечет нарушение гомеостаза организма и нарушение физиологических механизмов. Рецепторы организма также «чувствуют» это состояние и подают сигналы «SOS» об исчерпанных защитных ресурсах.

Под воздействием, в основном, 3 типов гормонов стресса надпочечников: кортикостероидов, адреналина, норадреналина, а также гипофизарных вазопрессина и соматотропина, метаболизм смещается к катаболизму – активное окисление жирных кислот, повышение уровня глюкозы крови, разрушение мышечных волокон для получения аминокислот, и другие «шоковые» процессы.

Длительное пребывание в этой стадии, приводит к атрофии периферических тканей: в первую очередь, мышечной и соединительной. Под влиянием гормонов на фосфолипиды, нарушается целостность биологических мембран клеток и тормозятся физиологические процессы.

«Стрессовые мессенджеры» сужают периферические кровеносные сосуды, учащают сердцебиение, увеличивая кровоток в центральных артериях – повышая артериальное давление, а циркуляция крови, например, в ЖКТ существенно сокращается. Растянутое во времени подобное состояние, вызывает ишемию тканей, дистрофию клеток, язвы и эрозии в слизистой оболочке.

Кроме того, нарушается работа иммунной системы, что делает уязвимым организм для инфекций и увеличивает шанс развития онкологии. Виды сбоев в иммунных механизмах становятся причиной аутоиммунных заболеваний, в т.ч. сахарного диабета I типа.

Психология – наука о стрессе

Все люди – разные, даже если и поддаются классификации по правилам великой науки – психологии. Каждой личности свойственно собственное мышление, поведение, интересы, приоритеты в жизни, а следовательно – и причины беспокойства у всех разные. Поэтому невозможно создать однозначный перечень стресс-факторов, ибо это индивидуальное понятие.

Часто, причиной стресса не являются реальные угрозы здоровью, жизни, материальному или социальному благополучию, а причина «живет внутри». Человеку свойственно «делать из мухи слона», т.е. принимать через чур близко к сердцу незначительные моменты. Многие, особенно девушки, испытывают хронический стресс по поводу своей внешности, даже имея по-настоящему модельные параметры, якобы, «грудь маленькая – всего лишь 3 размер», «нос кривой», «бедра широкие» и т.д.

Комплексы неполноценности различной классификации, сформированные еще в детском возрасте, мучают и держат под постоянным напряжением всю жизни. Поэтому, в психологии различают внутренние и внешние причины стресса. Внешние – это те факторы, из-за которых на самом деле можно «поволноваться», а внутренние виды – не выходят за пределы сознания.

Стресс – это переживание, перенесенное потрясение. Чаще всего, под стрессом подразумевается негативное событие в жизни: развод, увольнение с работы, потеря статуса в социуме, смерть близкого человека и т.д. Однако, под то же определение попадают и чрезвычайно радостные моменты: первый поцелуй, брак, успех в карьере, рождение ребенка, золотая медаль на чемпионате, выигрыш в лотерее.

В зависимости от психологического предрасположения, подобные виды стрессов могут пройти как незначительное волнение, или оставить в жизни человека глубочайший след, вылившись в депрессию, вплоть до тяжелого психического расстройства.

С психологической точки зрения

Согласно классификации в психологии, аналогично различают виды стресса и три стадии:

В начале стадии развития стресса, в человека «словно вселился бес» — он теряет способность следить за речью и своими поступками, становится бестактным по отношению к друзьям, близким, коллегам по работе. При малейшем споре, в конечном счете, переходит на личности. «Одержимый» постепенно отдаляется от всех, забивается в угол. Это только первый этап из трех!

Далее следует непосредственно стресс . У пациента наблюдается частичная или полная утрата самоконтроля, создается впечатление, что он «на автомате», а информация периодический форматируется – человек может не помнить свои недавние фразы и поступки, или не до конца осознавать их. Продолжительность подобного состояния зависит от масштабов стресс-фактора и индивидуального психического состояния. Приходя «в себя», раскаивается в своих действиях и просит прощения.

Окончательная стадия стресса подразумевает постепенный выход из состояния. За ним следует некий «катарсис» — человек осознает свое поведение, испытывает чувство вины и стыда.

Частые стрессы создают почву для нарушения психического здоровья.

Если личность подверглась стрессовому синдрому раз – как правило, будет иметь место рецидив. Частота и виды «приступов» стресса могут отличаться. Наиболее глубоко пускают корни стрессы, полученные в детском возрасте. На протяжении жизни они как бомба замедленного действия. Достаточно даже маленького провоцирующего фактора, как человек буквально «взрывается», каждый раз уничтожая в личности его собственное «Я». Когнитивное восприятие нарушается, он во всех видит «врага», виня окружающих в своей ситуации.

Статистика — ничего личного

Первая забота человека – сохранность жизни и здоровья, как своей, так и близких. Если данным ценностям что-то угрожает – это становится причиной большого стресса.

Деньги правят миром. Современный человек «продает душу» банку в замен на жизненно важные кредиты для приобретения услуг и благ цивилизации. Чаще всего, причиной стрессов становятся именно эти грязные, но важные средства взаимообмена – деньги. Долги, непогашенные кредиты, ипотека, банкротства, кражи, могут довести и до суицида.

Проблемы в личной жизни, несогласия с любимой девушкой, ссоры с женой, разногласия с членами семьи, друзьями, коллегами, могут вогнать в глубокую депрессию. Социальные отношения имеют наибольшее влияние на психологию индивида.

В чем смысл жизни? Человек по-настоящему живет, если сумел найти для себя ответ на этот вопрос. Кто-то ищет самовыражение в художестве, скульптуре, архитектуре, музыке, а у кого-то просто нет возможностей это сделать. Причин может быть много, но результат один – постоянный стресс и мучительное чувство «лишнего в этом мире». Подобные виды стресса часто наблюдаются у подростков.

Видео по теме

Если видео не загрузилось, попробуйте обновить страницу (нажать клавишу F5 на клавиатуре), это может помочь.
myvsd.ru

Основные стадии стресса: несколько научных подходов

У любого стресса обычно выделают три этапа. Стадии стресса в разных классификациях разделены по-разному, но их существование признано всеми специалистами, изучающими стрессовые состояния человека. Ведь стресс, как и все защитные механизмы человеческого организма, не единый, а собранный из составных частей, работающих взаимно. Именно поэтому его отдельные этапы имеют такое же большое значение, как и общая система.

Взгляд на стадии развития стресса очень разный, можно выделить несколько научных классификаций и исследований, но основополагающими остаются работы Ганса Селье в психологии и своеобразное «дерево», также подробно описывающее фазы стресса.

«Дерево» - современный подход

Именно корни являются причинами возникновениями стресса, его основой. Ствол представляет собой общее психологическое и физическое напряжение, вызванное влиянием стрессора, которым, кстати, может выступить совершенно любой фактор.

Эмоциональные фазы

  • Фаза тревоги, когда все энергетические ресурсы организма словно мобилизуются перед чем-то действительно серьезным.
  • Фаза истощения или дистресс, также описанный Гансом Селье. В это время человек ощущает общую слабость и даже некую разбитость, практически полностью снижается его работоспособность. С этой фазой можно бороться усилием воли, но в итоге именно она может привести к появлению неприятных и порой даже серьезных последствий, которых намного лучше избежать.
  • Фазы стресса можно рассматривать и с других сторон - работы Ганса Селье и созданное «дерево» вовсе не являются единственными взглядами на рост и развития психологического и физического напряжения человека.

    Ступенчатая система

  • избавление от любых проявлений и симптомов;
  • уменьшение общего напряжения;
  • полное избавление от существующих причин.
  • Последовательность этих ступеней начинается с низшего уровня и заканчивается высшим, но вовсе не обязательно, что пациент вместе с его лечащим врачом пройдет все три ступени. Вполне возможно, что самого низшего уровня - избавления от симптомов - хватит для улучшения состояния, а может, что только лишь полное избавление от каких-либо причин, без работы над симптомами, поможет человеку.

    Еще одна градация представляет собой деление стрессора на составные части. В этом случае выделяют:

  • саму ситуацию, событие или даже предмет, вызывающий у человека какую-либо реакцию;
  • Ну и, пожалуй, самая простая и понятная цепочка реакций, обычно происходящих, можно представить привычной для многих графиков кривой:

  • нарастание и усиление общей напряженности;
  • снижение и ослабление общей напряженности.
  • На первом этапе могут начать проявляться различные симптомы, на втором уже можно наблюдать некоторые последствия. Третий же этап дарит если и неполное, то все-таки избавление от стресса. Эта ступень, кстати, во многих других теориях не отражена. Даже «дерево» заканчивается плодами - негативными последствиями, дальше которых никакого описания нет.


    ostresse.ru

    Селье о стадиях стрессового состояния

    Одним из важнейших имен в изучении этапов стресса считают имя Ганса Селье, автора многочисленных медицинских трудов, в том числе и в психологии, среди которых весьма известна работа «Стресс без дистресса». Начало концепции стресса положили исследования Селье, во время которых была обнаружен так называемый синдром или реакция ответа на повреждение. Этот синдром также получил название триада, поскольку состоял из трех основных этапов. Первый этап запускал механизмы усиленной работы надпочечников, включая увеличение их коркового слоя и общее повышение активности. Второй этап характеризовался уменьшением или даже сморщиванием вилочковой железы и все тем же уменьшением лимфатических желез, а третий - появлением точечных кровоизлияний и образования крошечных язв на поверхности слизистой оболочки всего желудка и кишечника.


    Заслуга Селье в медицине вообще и конкретно в психологии состоит в первую очередь в том, что эти этапы реакции он смог описать касательно практически всех болезней, на которые каким-либо образом реагирует организм.
    Ганс Селье же и доказал, что аналогичные реакции протекают в организме и при воздействии на него стресса, так что и изменение в надпочечниках, и уменьшение желез, и появление язв - все это своеобразные стадии стресса, его особые механизмы. Таким образом, по Селье три этапа протекания стрессовой реакции - это ответы организма на воздействие извне и закономерные изменения в нем определенных органов и их активности.

    В отличие от Селье, «дерево» не описывает реакции организма на воздействие, в его основе лежат совершенно другие стадии стресса, которых даже не три.

    «Дерево» описывает фазы стресса начиная от его появления и заканчивая возможными последствиями. Как и реальное растение, это «дерево» имеет вполне ожидаемые составные части:

    Листья являются своеобразными симптомами болезни, а вот плоды - его негативными последствиями или даже развивающимися болезнями. Разумеется, без корней (стрессоров) и ствола не будет ни симптомов, ни последствий, что, кстати, тоже является определением любой болезни. Именно поэтому специалисты в большинстве случаев занимаются изучением возникновения стресса и возможности избавления от него, где помогает «дерево» и его теория, нежели, как это делал Селье, изучением особенностей реакций организма, вызванных возникновением определенных ситуаций.

    «Дерево» может помочь не только в изучении основных стадий стресса, но и в полном анализе всех других болезней, у которых тоже есть корни и свои особенные источники.

    Селье рассматривал физиологические стадии, «дерево» направлено на описание, скорее, общего состояния, но еще выделяют и особенности эмоционального состояния и поведения человека.

  • Фаза сопротивления, когда уже мобилизованные ресурсы максимально экономично и сбалансированно расходуются на преодоление трудностей и борьбу с возникшими сложностями. Человек во время этой фазы может работать весьма продуктивно, эффективно решать поставленные перед ним даже самые сложные задачи и добиваться своих целей, но организм будет работать на износ, если эта фаза долгое время не будет прерываться качественным отдыхом.
  • Эти фазы отлично представляю состояние человека и его отношение к стрессу, а также все его возможные варианты поведения, начиная, от волевой работы и мотивации на серьезные дела и заканчивая депрессией и полным безразличием к окружающему миру, вызванному дистрессом.

    Прочие методики определения этапов стресса

    Еще одна теория рассматривает ступени избавления от стресса, как самую важную часть работы над ним. Они включают:

    Состав стрессора

  • отношение человека к этой ситуации или предмету.
  • Кривая стресса

  • сам стресс, который уже можно поделить на более мелкие, описанные выше составные части;
  • Каждая классификация характеризует только несколько сторон протекания стресса, которые и влияют на состояние организма, последующие изменения в здоровье. Эмоциональные, физические или исключительно психологические реакции в равной степени могут быть источником изучения стресса и всех его этапах, а также основой для создания борьбы с негативными и вредными его последствиями.

    Стресс и его этапы

    Стрессом обычно называют состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий. Также под понятием «стресс» понимают сами раздражающие физические, психические или биологические факторы. Основные этапы стресса прослеживаются вне зависимости от природы раздражающего фактора. Основоположник концепции стресса канадский физиолог Г.Селье выделил 3 основных этапа стресса.

    Стадия тревоги

    Шок или стадия тревоги. В этом момент происходит мобилизация защитных сил организма. У человека учащается дыхание и пульс, поднимается кровяное давление. В психическом плане увеличивается возбуждение. Человек концентрирует все свое внимание на раздражителе. В то же время человек начинает терять самоконтроль. Он постепенно утрачивает способность сознательно и разумно контролировать свое поведение. Организм включает защитные механизмы от стресса. На этом этапе стресса человек не может находиться долго. Если организму удалось справиться со стрессом на этой стадии, то постепенно тревога утихает, стресс заканчивается. А если же не удалось, то наступает следующий этап стресса.

    Этап сопротивления

    Этот этап наступает, если фактор стресса продолжает действовать. На этой стадии организм включает свой резервный запас сил. Все системы организма работают с максимальной нагрузкой. На этом этапе возможны два варианта развития ситуации. Или человек становится чрезмерно активным, у него повышается эффективность деятельности, происходит мобилизация сил, или же происходит резкое снижение деятельности, теряется ее эффективность, появляется пассивность и общее торможение. Поведение человека в стрессовой ситуации прежде всего зависит от его индивидуальных психических особенностей.

    Стадия истощения

    Если предыдущие этапы стресса пройдены, а адаптивные силы организма недостаточно велики, наступает третий этап – стадия истощения. Она наступает при условии очень длительного воздействия фактора стресса. На этой стадии напряжениярезервные силы организма исчерпываются, истощаются. Такая ситуация может привести к болезни или ухудшению общего состояния организма. Вот некоторые болезни, возникающие на фоне стресса:

  • сердечно-сосудистые заболевания: инфаркт миокарда, стенокардия, гипертензия, гипертония;
  • неврологические заболевания: неврозы, бессонница, мигрень;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта: гастрит, язвенная болезнь;
  • заболевания опорно-двигательной системы: остеопороз, мышечная дистрофия.
  • Хронический и продолжительный стресс является одним из факторов риска возникновения онкологических и психических заболеваний.

    По своей продолжительности этапы стресса строго индивидуальны и часто зависят от глубины испытываемого напряжения и конкретной ситуации: от нескольких минут (и даже секунд) до нескольких недель.

    Стресс: три стадии, как побороть

    Современный человек привык находиться в напряженном состоянии. Влияние оказывает ритм жизни, поток информации наваливается на человека каждый день. И кажется, что стресс неизбежен, его даже отнесли к болезням 21 века. Чтобы стрессовые состояния не перетекли в депрессию, с ними необходимо бороться.

    Как стресс влияет на человека

    Условия жизни меняются, прогресс не стоит на месте, и людям сложно меняться и адаптироваться к новым условиям. При постоянном напряжении человек чувствует изменения, они касаются психологического и физиологического состояния.

    С физиологической стороны появляются следующие симптомы:

  • Головные боли, доходящие до мигрени;
  • Повышается артериальное давление;
  • Появляются проблемы с сердцем и сосудами;
  • Человек не высыпается, частные бессонницы истощают организм;
  • Появляются проблемы с кожей, ЖКТ.
  • Наряду с неправильным образом жизни и нездоровыми питанием, стресс ухудшает и психологическое состояние человека. Психологические симптомы проявляются в следующем:

  • Человек становится раздражительным;
  • Пропадает аппетит;
  • Снижает интерес к общению;
  • Ухудшается память;
  • Становится трудно сосредоточиться;
  • Пропадает оптимизм, приходят в голову ненужные мысли.
  • Многие находят такие симптомы у себя, но не связывают это с наступающей депрессией. Кажется, что необходимо просто отдохнуть пару дней, выспаться, и все пройдет. Серьезность ситуации заключается в том, что стрессовые состояния затягивают с каждым днем. О том, как бороться со стрессом мы расскажем в этой статье.

    Усугубляют тяжелое состояние вредные привычки, к ним обращается человек, чтобы снять психологическое напряжение. Это сигареты, алкоголь, интернет, они позволяют уйти на время от нежелательной реальности. Временное забытье усугубляет ситуацию, и организм страдает еще больше. Поэтому стоит найти методы борьбы с недугом, которые не вызовут зависимость. Для этого следует разобраться, что такое стресс, причины, этапы. Стресс и его влияние на человека, всегда негативно отражаются не только на моральном духе, но и на физическом здоровье.

    Три стадии стресса

    Нервному состоянию подвергаются люди независимо от места работы, финансового и социального положения, пола, возраста. Этапы течения одинаковые, человек проходит 3 стадии стресса:

    На начальном этапе происходят изменения в организме: повышается давление, сердце начинает биться чаще, пропадает или повышается аппетит, появляются проблемы с пищеварением, снижается половое влечение. Тревожное состояние снижает иммунитет организма, и человек становится беззащитным перед заболеваниями.

    Эмоциональное состояние негативно влияет в первую очередь на желудок. Человек отказывается от еды, как говорится, «кусок в горло не лезет», или начинает заедать стресс, тревогу. В обоих случаях страдает ЖКТ, что приводит к сбою в работе, увеличению нагрузки, выработке лишних ферментов, они разъедают стенки желудка и кишечника.

    С психологической точки зрения человек отмечает повышенную агрессивность и раздражительность, пропадает сон, а днем преследует сонное состояние, возможны изменения массы тела. Если источник стресса пропадает, первая стадия заканчивается сама. Если напряжение продолжается, происходят изменения в психике. Наступает стадия сопротивления.

    Сопротивление (резистентность) представляет собой попытку организма адаптироваться к настоящим условиям. Происходит повышение сил, организм кидает их на продолжение полноценной жизни. Но возможности человека не безграничны. Организм не может постоянно вуалировать психологическое напряжение, хотя внешне состояние человека выглядит как нормальное.

    Длительность стадии зависит от внутренних резервов организма человека. Если ничего не делать для устранения причин стресса, то постепенно силы иссякнут и наступит третья стадия – истощение. Это опасный момент, доводить до него не стоит.

    Истощение по признакам похоже на начальную стадию стресса. Разница заключается в том, что силы организма истощены, мобилизовать нечего. Это приводит к развитию заболеваний:

  • Соматического характера (вплоть до психологического расстройства);
  • Декомпенсация (депрессивное состояние);
  • Нервный срыв.
  • Опасность состоит в том, что эта стадия врачами определяется как необратимая. Происходящие в организме изменения приводят к летальному исходу. Выбраться из этого состояния своими силами человек не способен, требуется медикаментозное лечение под контролем специалиста. Лечение заключается в приеме лекарственных успокоительных и постоянных сеансах с психологом.

    Важно научиться справляться со стрессом на начальной стадии.

    Стресс на рабочем месте

    Человек на работе проводит большую часть своей жизни. Стрессовые ситуации в процессе трудовой деятельности оказывают активное влияние на человека. Сюда относят факторы, которые непосредственно связаны с работой, и внешние факторы:

  • Социальная составляющая;
  • Экономические и финансовые изменения.
  • Неудовлетворительное финансовое положение приводит к постоянному стрессу. Человек находит подработку, время на семью и отдых сокращается, что усугубляет ситуацию и выливаются в три стадии стресса.

    Оказывают влияние и групповые факторы, они включают:

  • В недружном коллективе участник чувствует себя некомфортно. Причины кроются в отношении руководства или коллег;
  • Внутри коллективные склоки, конфликты связаны с несовместимостью характеров членов группы, личных целей, ценностей.
  • К факторам, которые приносят психологический дискомфорт, относят и причины личного характера, связанные с работой и условиями труда, - высокая температура в помещении, наличие повышенного шума, особенности оформления рабочего места.

    Влияют психологический настрой и факторы, связанные с непосредственным выполнением обязанностей:

  • Неуверенность сохранении работы, как единственного источника дохода, сомнения в своих силах;
  • Невозможность самовыражения на рабочем месте, выполнение механической или монотонной работы;
  • Сложный или специфический характер труда, отсутствие самостоятельности в принятии решений;
  • Сложности в общении с коллегами, ролевая двусмысленность, неопределенность в отношениях;
  • Агрессивный стиль управления организацией, двойное руководство, повышенное давление со стороны управляющих и директоров;
  • Сменный или скользящий график работ, нарушающий обычный ритм жизни.
  • Эти условия труда повышают стрессовую составляющую в жизни человека и на работе. Степень влияния зависит от самого человека, его стрессоустойчивости и чувствительности.

    Опыт людей и психологов подсказывает, что со стрессом на работе можно справиться. В сложных ситуациях, когда выход найти невозможно, стоит задуматься о смене работы. Иногда это оправданный шаг. Если человек не считает, что кардинальные меры возможны, нужно решать вопрос на месте. Как снять стресс:


    • Здоровый образ жизни и баланс режима питания, сна и физической активности. Замечено, что люди, занимающиеся спортом, легче переносят и психологические трудности.
    • Умение расслабляться. Эти навыки пригодятся в жизни. Люди, которые умеют отдыхать, оставлять заботы и проблемы за порогом дома, проще приспосабливаются к переменам.
    • Помогает умение проводить самоанализ, трезвая оценка причин нервного напряжения и возникновения стрессовых ситуаций. Не следует винить себя, нужно анализировать сильные стороны, которые помогут избежать стресс или минимизировать последствия.
    • Увлечения, хобби, любимое дело. Работа должна приносить удовольствие. Человеку нужно увлечение, «таблетка от стресса», приносящая моральное удовлетворение. Это поможет снять нервное напряжение.
    • Хорошее настроение, чувство юмора, отношения с окружающими на основе взаимоуважения, умение находить приятное в мелочах и повседневных делах принесут покой и создадут благоприятную атмосферу для жизни без стрессов.

      Купила на прошлой неделе и необычайно рада этому. Первый раз пью успокаивающие таблетки и теперь думаю – почему я не покупала их раньше при стрессах?… Релаксен очень хорошо успокаивает, уменьшается сердцебиение, перестает пульсировать в висках. За такой эффект я готова была бы отдать намного больше денег.

      Мне кажется, для женщин стресс особенно опасен, отражается не только на внутреннем, психологическом состоянии, но и внешне… Какая тут красота, если полночи ворочаешься и не можешь уснуть, а утром встаешь все с тем же стрессом и помятая? По коже очень видно – становится тонкая, морщины появляются. Вот все от нервов. И старение от них. Я обычно стараюсь перед сном максимально расслабиться, даже если стрессую – бокал красного сухого вина, горячий чай с мелиссой или таблетка «релаксена» из байкальского шлемника со хмелем. Помогает уснуть. И выгляжу лучше не следующий день.

      У меня когда стресс и бессоница, принимаю растительное средство Эдас 111 Пассифлора. Плюс конечно прогулки, спорт и витамины. И быстро прихожу в нормальное состояние.

      Да, многие болячки действительно от нервов. У меня к примеру от стресса начались проблемы с сосудами головы. Головная боль почти каждый день беспокоила. Благо невролог выписала мне курс Вазобрала для нормализации мозгового кровообращения. Препарат с легким антидепрессивным действием. Полегчало как физически так и на душе. Сейчас чувствую себя отлично и стараюсь избегать конфликтов, и всего, что может спровоцировать нервное напряжение. Ни разу не встречала подобных лекарств, кстати. По моему у него нет аналогов достойных - лекарств-аналоги.рф/analog/vazobral.html

      Со стрессом надо бороться, ни в коем случае нельзя оставлять это. У нас просто есть заблуждение такое «само пройдет», но все забывают, что очень часто именно стрессовые состояния становятся причиной других, физиологических болезней! Я так в свое время тоже махнула рукой, и что? Как итог - гастрит запущенный(нервы-то вылечила, а вот с желудком теперь беда на всю жизнь.
      Так что я как только начинаю чувствовать, что сама с эмоциями не справляюсь, прибегаю к помощи препаратов расслабляющих. Обычно беру новопассит (он очень разрекламированный, но мне все равно помогает, хоть все и не говорят так), или «релаксиум» немецкий от аюновы.

    Термин «стресс» глубоко вжился в понимание современного человека. Это негативное явление стало актуальным из-за нестабильной и враждебной среды XXI века, ведь воздействие загрязненной экологии, напряженные будни, социальные проблемы, финансовые коллапсы, воины, болезни - это касается каждого. Под «стрессом» подразумевается эмоциональное состояние человека, изменение его здоровья и поведения на фоне угроз социальному положению, материальному достатку, здоровью или жизни.

    Виды стресса стоит рассмотреть с точки зрения физиологии. Если вдаться в науку, стресс - это ответ организма на чуждые сверхпороговые раздражители. Стрессорами называют различных инициаторов стрессового состояния, биохимическая основа которой не меняется от типа раздражителя. Итак, стресс позволяет среагировать на изменения окружающей среды, а конкретный фактор, который вывел организм из равновесия и поставил перед вопросом «как вернуться в зону комфорта?» - это стрессор.

    Основой естественного отбора является адаптация - умение приспосабливаться к изменчивой среде. Согласно Дарвину, в ходе эволюции выживают наиболее приспособленные виды. Адаптация представляет собой комплексный и не до конца изученный механизм, который служит «гарантом» поддержания гомеостаза - стабильности внутренней среды организма, и сохранения популяции.

    Известно, что живой организм - это открытая система с точки зрения термодинамики, т.е. происходит обмен энергии и веществ с внешним миром. Смена определенных параметров в этом процессе, рождает необходимость принять срочные меры по возвращению в состояние «золотой середины». Процесс приспособления должен идти в ногу с изменениями состояний организма и среды. Стадии стресса различаются между собой симптоматикой и отдельными физиологическими процессами.

    Физиологические этапы развития стресса.

    Основой приспособления являются нервная и эндокринная система. Различают 3 стадии стресса, а в следствии - любого адаптационного процесса. Стадии развития стресса:

    • Тревога;
    • Резистентность;
    • Истощение.

    Стадия тревоги

    Стадия тревоги - первичный ответ на стрессор. Рецепторы реагируют на сверхпороговое раздражение, инициируют передачу нервного импульса в центральную нервную систему, где информация «анализируется». ЦНС, в свою очередь, принимает решение и отправляет команды о мобилизации соответствующим органам.

    «Поднятие по тревоге» нервной системы и, в частности, гипоталамо-гипофизарно-надпочечникового комплекса, позволяет незамедлительно выработать резистентность к стрессовому фактору и поддержать физиологические процессы в данной стадии.

    Повышенный синтез адреналина, норадреналина, глюкагона, кортизола, альдостерона, тиреоидных гормонов, вазопрессина, соматотропина, высвобождают энергетический ценные молекулы, обеспечивают их быстрое окисление с синтезом АТФ и высвобождением тепла в стадии тревоги. Все ресурсы организма направляются на максимальную загрузку т.н. доминантных органов, которые непосредственно участвуют в преодолении стресса, а все остальные - переходят на второй план.

    Стадия резистентности

    Стадия резистентности - ряд необходимых мер по приспособлению. С продолжением воздействия раздражителя, организм тратит все больше и больше ресурсов для компенсации его действия. Конечная цель - достижение и поддержание равного «противодействия» стрессору на максимально длительное время. Происходит перестроение гомеостаза. В данном состоянии, «живой механизм» может оставаться на протяжении нескольких дней, недель, месяцев и даже лет.

    Отличительная обстоятельство стадии - это анаболическая фаза стресса. Под влиянием стероидных гормонов, происходит усиление экспрессия генов, кодирующих специфичные адаптационные белки-шапероны, которые увеличивают сопротивление тканей к повторным стрессам, стабилизируют мембраны клеток и защищают их от пагубной стадии стресса.

    Стадия истощения

    Стадия истощения - исчерпание адаптационных ресурсов организма. Истощение адаптационных возможностей влечет нарушение гомеостаза организма и нарушение физиологических механизмов. Рецепторы организма также «чувствуют» это состояние и подают сигналы «SOS» об исчерпанных защитных ресурсах.

    Под воздействием, в основном, 3 типов гормонов стресса надпочечников: кортикостероидов, адреналина, норадреналина, а также гипофизарных вазопрессина и соматотропина, метаболизм смещается к катаболизму - активное окисление жирных кислот, повышение уровня глюкозы крови, разрушение мышечных волокон для получения аминокислот, и другие «шоковые» процессы.

    Длительное пребывание в этой стадии, приводит к атрофии периферических тканей: в первую очередь, мышечной и соединительной. Под влиянием гормонов на фосфолипиды, нарушается целостность биологических мембран клеток и тормозятся физиологические процессы.

    «Стрессовые мессенджеры» сужают периферические кровеносные сосуды, учащают сердцебиение, увеличивая кровоток в центральных артериях - повышая артериальное давление, а циркуляция крови, например, в ЖКТ существенно сокращается. Растянутое во времени подобное состояние, вызывает ишемию тканей, дистрофию клеток, язвы и эрозии в слизистой оболочке.

    Кроме того, нарушается работа иммунной системы, что делает уязвимым организм для инфекций и увеличивает шанс развития онкологии. Виды сбоев в иммунных механизмах становятся причиной аутоиммунных заболеваний, в т.ч. сахарного диабета I типа.

    Психология - наука о стрессе

    Все люди - разные, даже если и поддаются классификации по правилам великой науки - психологии. Каждой личности свойственно собственное мышление, поведение, интересы, приоритеты в жизни, а следовательно - и причины беспокойства у всех разные. Поэтому невозможно создать однозначный перечень стресс-факторов, ибо это индивидуальное понятие.

    Часто, причиной стресса не являются реальные угрозы здоровью, жизни, материальному или социальному благополучию, а причина «живет внутри». Человеку свойственно «делать из мухи слона», т.е. принимать через чур близко к сердцу незначительные моменты. Многие, особенно девушки, испытывают хронический стресс по поводу своей внешности, даже имея по-настоящему модельные параметры, якобы, «грудь маленькая - всего лишь 3 размер», «нос кривой», «бедра широкие» и т.д.

    Комплексы неполноценности различной классификации, сформированные еще в детском возрасте, мучают и держат под постоянным напряжением всю жизни. Поэтому, в психологии различают внутренние и внешние причины стресса. Внешние - это те факторы, из-за которых на самом деле можно «поволноваться», а внутренние виды - не выходят за пределы сознания.

    Стресс - это переживание, перенесенное потрясение. Чаще всего, под стрессом подразумевается негативное событие в жизни: развод, увольнение с работы, потеря статуса в социуме, смерть близкого человека и т.д. Однако, под то же определение попадают и чрезвычайно радостные моменты: первый поцелуй, брак, успех в карьере, рождение ребенка, золотая медаль на чемпионате, выигрыш в лотерее.

    В зависимости от психологического предрасположения, подобные виды стрессов могут пройти как незначительное волнение, или оставить в жизни человека глубочайший след, вылившись в депрессию, вплоть до тяжелого психического расстройства.

    С психологической точки зрения

    Согласно классификации в психологии, аналогично различают виды стресса и три стадии:

    В начале стадии развития стресса, в человека «словно вселился бес» - он теряет способность следить за речью и своими поступками, становится бестактным по отношению к друзьям, близким, коллегам по работе. При малейшем споре, в конечном счете, переходит на личности. «Одержимый» постепенно отдаляется от всех, забивается в угол. Это только первый этап из трех!

    Далее следует непосредственно стресс . У пациента наблюдается частичная или полная утрата самоконтроля, создается впечатление, что он «на автомате», а информация периодический форматируется - человек может не помнить свои недавние фразы и поступки, или не до конца осознавать их. Продолжительность подобного состояния зависит от масштабов стресс-фактора и индивидуального психического состояния. Приходя «в себя», раскаивается в своих действиях и просит прощения.

    Окончательная стадия стресса подразумевает постепенный выход из состояния. За ним следует некий «катарсис» - человек осознает свое поведение, испытывает чувство вины и стыда.

    Частые стрессы создают почву для нарушения психического здоровья.

    Если личность подверглась стрессовому синдрому раз - как правило, будет иметь место рецидив. Частота и виды «приступов» стресса могут отличаться. Наиболее глубоко пускают корни стрессы, полученные в детском возрасте. На протяжении жизни они как бомба замедленного действия. Достаточно даже маленького провоцирующего фактора, как человек буквально «взрывается», каждый раз уничтожая в личности его собственное «Я». Когнитивное восприятие нарушается, он во всех видит «врага», виня окружающих в своей ситуации.

    Статистика - ничего личного

    Первая забота человека - сохранность жизни и здоровья, как своей, так и близких. Если данным ценностям что-то угрожает - это становится причиной большого стресса.

    Деньги правят миром. Современный человек «продает душу» банку в замен на жизненно важные кредиты для приобретения услуг и благ цивилизации. Чаще всего, причиной стрессов становятся именно эти грязные, но важные средства взаимообмена - деньги. Долги, непогашенные кредиты, ипотека, банкротства, кражи, могут довести и до суицида.

    Проблемы в личной жизни, несогласия с любимой девушкой, ссоры с женой, разногласия с членами семьи, друзьями, коллегами, могут вогнать в глубокую депрессию. Социальные отношения имеют наибольшее влияние на психологию индивида.

    В чем смысл жизни? Человек по-настоящему живет, если сумел найти для себя ответ на этот вопрос. Кто-то ищет самовыражение в художестве, скульптуре, архитектуре, музыке, а у кого-то просто нет возможностей это сделать. Причин может быть много, но результат один - постоянный стресс и мучительное чувство «лишнего в этом мире». Подобные виды стресса часто наблюдаются у подростков.

    Видео по теме

    Если видео не загрузилось, попробуйте обновить страницу (нажать клавишу F5 на клавиатуре), это может помочь.

    Еще одна обширная область состояний человека объединяется понятием стресс.

    Под стрессом (от англ. stress — “давление”, “напряжение”) понимают эмоциональное состояние, возникающее в ответ на всевозможные экстремальные воздействия.

    При стрессе обычные эмоции сменяются беспокойством, вызывающим нарушения в физиологическом и психологическом плане. Это понятие было введено Г. Селье для обозначения неспецифической реакции организма на любое неблагоприятное воздействие. Его исследования показали, что различные неблагоприятные факторы — усталость, страх, обида, холод, боль, унижение и многое другое вызывают в организме однотипную комплексную реакцию вне зависимости от того, какой именно раздражитель действует на него в данный момент. Причем эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Например, нередко стресс возникает не только в ситуации развода супругов, но и в тревожном ожидании разрыва брачных отношений.

    Поведение человека в ситуации стресса отличается от аффективного поведения. При стрессе человек, как правило, может контролировать свои эмоции, анализировать ситуацию, принимать адекватные решения.

    В настоящее время в зависимости от стрессового фактора выделяют различные виды стресса, среди которых ярко выражены физиологический и психологический . Психологический стресс в свою очередь можно разделить на информационный и эмоциональный . Если человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности, т.е., когда возникает информационная перегрузка, может развиться информационный стресс. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях, опасности, обиды и т.д. Г. Селье выделил в развитии стресса 3 этапа. Первый этап — реакция тревоги — фаза мобилизации защитных сил организма, повышающая устойчивость по отношению к конкретному травмирующему воздействию. При этом происходит перераспределение резервов организма: решение главной задачи происходит за счет второстепенных задач. На втором этапе — стабилизации всех параметров, выведенных из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. Внешне поведение мало отличается от нормы, все как будто налаживается, но внутренне идет перерасход адаптационных резервов. Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третий этап — истощение, что может привести к значительному ухудшению самочувствия, различным заболеваниям и в некоторых случаях смерти.

    Этапы развития стрессового состояния у человека:

    • нарастание напряженности;
    • собственно стресс;
    • снижение внутренней напряженности.

    По своей продолжительности первый этап строго индивидуален. Одни человек “заводится” в течение 2-3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего я стресс, меняется па “противоположный знак”.

    Так, спокойный сдержанный человек становится суетливым и раздражительным, он может стать даже агрессивным и жестоким. А человек, в обычной жизни живой и подвижный, становится мрачным и неразговорчивым. Японцы говорят: “Человек теряет свое лицо” (утрачивает самообладание).

    На первом этапе исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение, дистанция в деловых отношениях с коллегами. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады (например, “Ты сам (а) — такой (такая)...”).

    Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

    Второй этап развития стрессового состояния проявляется в том что у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля (полная или частичная). “Волна” деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия, довольно смутно, и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все впоследствии очень жалеют об этом.

    Также как и первый, второй этап по своей продолжительности строго индивидуален — от нескольких минут и часов — до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение, утомление и усталость.

    На третьем этапе он останавливается и возвращается “к самому себе”, часто переживая чувство вины (“Что же я сделал”), и дает себе слово, что “этот кошмар” больше никогда не повторится.

    Увы, через некоторое время стресс повторяется. Причем, у каждого человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения (по частоте и форме проявления). Чаще всего этот сценарии усваивается в детстве, когда родители конфликтуют на глазах у ребенка, вовлекая его в свои проблемы. Так, одни переживают стресс, чуть ли не каждый день, но в небольших дозах (не слишком агрессивно и без существенного вреда для здоровья окружающих). Другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, полностью теряя самоконтроль и находясь как бы “в стрессовом угаре”.

    Стрессовый сценарий, усвоенный в детстве, воспроизводится не только по частоте и форме проявления. Повторяется также направленность стрессовой агрессии: на самого себя и на окружающих. Один винит во всем самого себя и ищет, прежде всего, свои собственные ошибки. Другой обвиняет всех вокруг, но только не себя.

    Усвоенный в детстве стрессовый сценарий происходит почти автоматически. В этих случаях достаточно незначительного нарушения привычного ритма жизни и работы, как “включается” стрессовый механизм и начинает разворачиваться практически против воли человека, как “маховик” какого-то мощного и убийственного “оружия”. Человек начинает конфликтовать по причине какой-либо мелочи или пустяка. У него искажается восприятие действительности, он начинает придавать негативное значение происходящим событиям, подозревая всех “в несуществующих грехах”.

    Стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый “стресс льва”. Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и мужественно. С другой стороны, стресс может вызвать дезорганизацию деятельности, резкое снижение ее эффективности, пассивность и общее торможение (“стресс кролика”).

    Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

    Методы борьбы со стрессом

    — это ощущение, которое испытывает человек, когда полагает, что не может эффективно справиться с возникшей ситуацией.

    Если вызывающая стресс ситуация зависит от нас, необходимо более рационально сконцентрировать усилия на том, чтобы изменить ее. Если ситуация не зависит от нас, нужно смириться и менять свое восприятие, свое отношение к этой ситуации.

    В большинстве ситуаций стресс проходит несколько стадий.

    1. Фаза тревоги. Это мобилизация энергетических ресурсов организма. Умеренный стресс на этой стадии полезен, он ведет к повышению работоспособности.
    2. Фаза сопротивления. Это сбалансированное расходование резервов организма. Внешне все выглядит нормально, человек эффективно решает встающие перед ним задачи, однако если эта стадия продолжается слишком долго и не сопровождается отдыхом, значит, организм работает на износ.
    3. Фаза истощения (дистресс). Человек ощущает слабость и разбитость, снижается работоспособность, резко возрастает риск заболеваний. Непродолжительное время с этим еще можно бороться усилием воли, однако потом единственный способ восстановить силы — это основательный отдых.

    Одна из наиболее часто встречающихся причин возникновения стрессов — противоречие между реальностью и представлениями человека .

    Стрессовая реакция одинаково легко запускается как реальными событиями, так и существующими лишь в нашем воображении. В психологии это называется «закон эмоциональной реальности воображения». Как подсчитали психологи, порядка 70 % наших переживаний происходят по поводу событий, которые существуют не в реальности, а лишь в воображении.

    К развитию стресса могут приводить не только отрицательные, но и положительные жизненные события. Когда что-то резко меняется в лучшую сторону, организм тоже реагирует на это стрессом.

    Стресс имеет свойство накапливаться. Из физики известно, что ничто в природе не может исчезнуть в никуда, вещество и энергия просто перемещаются или переходят в другие формы. То же самое касается и душевной жизни. Переживания не могут исчезнуть, они или выражаются вовне, например в общении с другими людьми, или накапливаются.

    Существует несколько правил, которые помогут бороться со стрессом. Во-первых, не нужно запускать ситуации, которые приводят к накоплению стресса . Во-вторых, следует помнить о том, что стресс особенно хорошо накапливается тогда, когда мы полностью концентрируем внимание на том, что его вызывает. В-третьих, нужно помнить, что существует много способов снятия стресса , например физические упражнения, массаж, сон, пение, ванны с солью и расслабляющими маслами, баня, ароматерапия, расслабляющая музыка, аутотренинг и другие.

    Стресс – особое , которым организм реагирует на экстремальное воздействие. Впервые стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин стресс был предложен им позднее.

    В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс ) и отрицательную (дистресс ) формы стресса.

    Эустресс. Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

    Дистресс. Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям.

    В результате стресса возникает депрессия. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

    Экстремальные ситуации делят на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда “наготове”, и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.

    Различают физиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессоры оказывают непосредственное действие на ткани организма. К ним относятся: болевые воздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка. Психологические стрессоры – это стимулы, которые сигнализируют о биологической или социальной значимости событий (сигналы тревоги, опасности, обиды и т.д.). В соответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический и психологический стресс . Последний подразделяется на информационный и эмоциональный.

    Информационный стресс возникает в результате информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать решения в заданном темпе. Если информационная нагрузка превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности, говорят об информационной перегрузке.

    Эмоциональный стресс вызывается сигнальными . Он проявляется в ситуации угрозы, обиды, в условиях конфликтных ситуаций. Универсальными психологическими стрессорами являются словесные раздражители.

    Особое значение для человека имеет психологический стресс, так как многие события приводят к возникновению стресса у человека не из-за их объективных особенностей., а потому что конкретный человек воспринимает событие как источник стресса. Отсюда вытекает важный принцип преодоления психологических стрессов: проще изменить представление человека о мире, чем сам мир.

    Биологическая функция стресса – адаптация. Он предназначен для защиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка: физических, психических. Поэтому появление стресса означает, что человек включается в определенный тип деятельности, направленный на противостояние опасным воздействиям, которым он подвергается. Этому типу деятельности соответствует особое функциональное состояние и комплекс различных физиологических и психологических реакций.

    Г.Селье выделил три фазыстресса:

    1. Стадия тревоги состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы. Она выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы и желудочно-кишечного тракта. Если стрессор сильный, (тяжелые ожоги, крайне высокая или низкая температура), из-за ограниченности резервов может наступить смерть.

    2. Стадия сопротивления возникает, если действие совместимо с возможностями адаптации. При этом признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости выше обычного. При большинстве болезней или травм к пораженному участку направляются антитела. При психологических стрессах симпатическая нервная система готовит организм к борьбе или бегству.

    3. Стадия истощения. Каждый человек проходит через выше перечисленные стадии множество раз. Когда сопротивление оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию. Но если стрессор продолжает действовать, ресурсы организма могут истощиться. Тогда наступает стадия истощения, при которой возникают признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает. В случае психологического стресса истощение принимает форму нервного срыва.

    Влияние стрессовых состояний на деятельность в целом и на отдельные ее процессы неоднозначно. Различия обусловлены существованием трех основных фаз развития стресса, по-разному влияют на деятельность.

    Фаза мобилизации . Первые этапы развития стрессового состояния характеризуются тем, что общая эмоциональная напряженность еще не достигает своего максимума. Поэтому она оказывает преимущественно положительное (стеническое) воздействие и на психические процессы, и на общую организацию деятельности. Здесь эмоциональная активация повышает продуктивность выполнения основных управленческих функций. Внешние стрессоры выступают в роли своеобразных стимулов для интенсификации психических процессов и для полного вовлечения потенциала личности в деятельность. Данная фаза обозначается понятием продуктивного стресса или «эвстресса» (эвстресс – сложносокращенное слово от сочетания «эвристический стресс»). Возрастает объем восприятия и внимания, повышается гибкость и лабильность оперативной памяти. В состояния «повышенной готовности» переводится информация прошлого опыта; увеличивается оригинальность, продуктивность и креативность мышления (феномен гиперактивации мышления ). Возрастает способность к формулировке альтернатив и их анализу, что повышает эффективность процессов принятия решения. Способы и методы организации деятельности становятся также более адекватными, разнообразными, эффективными. В целом эту фазу следует рассматривать как адекватную – мобилизующую реакцию психики и организма в целом на усложнение внешней ситуации.

    Фаза расстройства . В силу объективно присущих психической и физиологической организации человека ограничений существует некий предел сопротивления интенсивности стрессовых воздействий. До тех пор пока он не достигнут, происходит мобилизация имеющихся возможностей. Однако затем психика «начинает давать сбои»; из положительного (мобилизующе-энергетического) фактора трансформируются в преимущественно отрицательный – деструктивный фактор. В первую очередь изменения возникают в когнитивной сфере. Сужается объем восприятия, снижается объем и качество оперативной памяти, затрудняется актуализация информации из (феномен блокады прошлого опыта ). Особо значительные изменения характерны для мышления. Возрастает его стереотипность, резко снижается продуктивность и способность к адекватной переработке информации. Поиск решения подменяется попытка вспомнить решения, встречавшиеся ранее (репродуктивизация мышления); снижается оригинальность мышления (феномен уплощения мышления ).

    Для деятельности в целом характерными становятся попытки ее организации не по типу создания адекватного ситуации способа, а по типу подыскания в прошлом опыте нормативного способа (явление заалгоритмизированности деятельности ). В процессах принятия управленческих решений возникает феномен глобальных реакций. Он состоит в тенденции к выбору слишком общих и неточных вариантов действия; решения утрачивают конкретность и реализуемость; кроме того, они становятся либо импульсивными, либо чрезмерно затянутыми – инертными. Возникающие и нарастающие на этой фазе явления характеризуют, таким образом, непродуктивный стресс, обозначаемый понятием дистресса (дистресс – сложносокращенное слово от словосочетания «дисфункциональный стресс»).

    Фаза деструкции характеризуется максимальной дистрессовостью – полным распадом организации деятельности и значительными нарушениями психических процессов, обеспечивающих ее. Может иметь место феномен блокады восприятия, памяти, мышления (явления типа «ничего не вижу», «потемнело в глазах», явление «белой пелены», а также провалов в памяти, «отключения мышления», «интеллектуального ступора» и др.). Основной закономерностью фазы деструкции в плане общей организации деятельности и является то, что они приобретают одну из двух основных форм: деструкция по типу гипервозбуждения и деструкция по типу гиперторможения. В первом случае становится полностью хаотичным, строится как беспорядочная последовательность неорганизованных действий, поступков, импульсивных реакций – человек «не находит себе места». Во втором случае, наоборот, имеет место блокада деятельностной и поведенческой активности; возникает состояние заторможенности и оцепенения, «выключенности» из ситуации. Фаза деструкции характеризуется уже не просто снижением показателей эффективности деятельности, а ее общим срывом.

    Три отмеченные фазы имеют общий характер. Однако наряду с ними имеют место и достаточно выраженные индивидуальные различия реагирования на стрессовые воздействия. Они выражаются в сравнительной длительности указанных фаз; в их общей динамике; в зависимости показателей деятельности от силы стрессовых воздействий. Для обозначения «меры сопротивляемости» человека стрессовым воздействиям используется понятие стрессвоустойчивости личности. Это – способность сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках. Важной стороной стрессвоустойчивости является способность не только сохранять, но и повышать показатели эффективности, продуктивности деятельности при стрессовом усложнении условий. Иначе говоря, эта способность зависит от того, насколько сильно у человека представлена первая фаза развития стресса – фаза мобилизации.

    В зависимости от степени стрессустойчивости, а также от способности выдерживать стресс в течение длительного времени выделяют три основных типа личностей. Они различаются по тому, как долго личность может сохранять стрессустойчивость (резистентность) к временному давлению хронических стрессовых условий, характеризуют ее индивидуальный порог стрессустойчивости. Одни руководители могут выдерживать стрессовые нагрузки длительное время, адаптируясь к стрессу. Другие даже при относительно краткосрочных стрессовых воздействиях уже дают сбои. Третьи – вообще только и могут эффективно работать в условиях стресса. Соответственно эти три типа обозначаются как «стресс вола», «стресс кролика» и «стресс льва».

    Основные механизмы стресса - гормональные. Главным морфологическим признаком сформировавшегося ОАС является так называемая классическая триада: разрастание коры надпочечников, уменьшение вилочковой железы и изъязвление желудка.

    Селье считал, что стрессоры вызывают стереотипный, автоматизированный ответ, начиная с активации гипоталамуса, повышения активности гипофиза и надпочечников с одновременным включением симпатического отдела вегетативной нервной системы.

    Относительно того, как стрессовый фактор достигает гипоталамуса, нет единой точки зрения. Некоторые авторы считают, что стрессор через соответствующие анализаторные структуры воздействует на кору головного мозга. Далее через таламус сигнал поступает к гипоталамусу и параллельно – в , которая является “связующим звеном” между сознанием и телом. В таком случае физический по природе стрессор, так же как и психологический стрессор, может влиять на когнитивные процессы, запуская одни и те же психофизиологические механизмы, независимо от природы стрессора. В то же время, существуют данные о том, что информация о стрессорах, воспринимаемых зрением, поступает прямо к гипоталамусу по специальному зрительному тракту. В любом случае ни у кого не возникает сомнения, что ретикулярная формация, гипоталамус и лимбические структуры принимают непосредственное участие в развитии стрессовой реакции; в осознании стрессора и формировании необходимой адекватной реакции принимает участие весь мозг, включая и вегетативную нервную систему. Всегда необходимо помнить о понимании мозга как части целостной нейроэндокринной системы, управляющей нашей психикой и поведением. Во многих современных работах развиваются новые представления о гормональных механизмах и пептидной регуляции дистрессовых состояний, вплоть до молекулярных механизмов стресса, включенности тех или иных медиаторных систем.

    Итак, по-видимому, под влиянием Селье, недооценивавшим роль ЦНС, основной акцент в изучении стресса делался на исследованиях механизмов дистресса, вегетативной и гормональной регуляции. В тоже время, роль ЦНС в возникновении стрессовой реакции или недооценивалась, или вообще игнорировалась.

    После работ У. Кеннона, в 20 годы XX столетия, постепенно пришло понимание, что управляющим органом является нейроэндокринная система, в которой некоторые ЦНС выполняют нейроэндокринные функции. Анохин П.К., Симонов П.В., Судаков К.В. и многие другие исследователи стали обращать внимание на важную роль ЦНС в развитии как стресса, так и дистрессовых состояний и связанных с ними психосоматических заболеваний.

    Основные структуры мозга, участвующие в возникновении стресса: лобная кора; лимбические структуры; вегетативный компонент, реализуемый через гипоталамус и центры . В работах Симонова подчеркивается роль передних отделов коры, гиппокампа, миндалины и гипоталамуса в возникновении . Такое сходство структур, участвующих в генезе разных по функции стресса и эмоций не должно смущать. Все эти структуры чрезвычайно гетерогенны и полифункциональны. Если функциональной единицей мозга является распределенная система, тогда тесно связанные функции могут обеспечиваться разной системой модулей через взаимодействующие интегративные зоны в одних и тех же структурах. Так, функции гипоталамуса не ограничиваются регуляцией деятельности эндокринной системы. Являясь основным подкорковым центром управления вегетативной нервной системой, гипоталамус принимает участие в регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы, терморегуляции, обмена веществ, управляет функциями и бодрствования, стрессовых и эмоциональных систем.

    Но остановимся на механизмах, которые хорошо изучены. Когда индивид сталкивается со стрессором, гипоталамус активирует эндокринную систему и вегетативную нервную систему. Эта активация может осуществляться как через нервные пути, так и гуморальным путем. От передней доли гипоталамуса по прямому нервному пути происходит активация гипофиза, который вырабатывает окситоцин и вазопрессин. Кроме того, эта доля гипоталамуса вырабатывает тиреотропный релизинг-гормон. Этот гормон, в свою очередь, действует на гипофиз таким образом, что там начинается тиреотропного гормона. Последний гуморально активирует щитовидную железу, которая начинает производить тироксин, выбрасываемый в кровь.

    Задняя доля гипоталамуса через симпатический отдел вегетативной нервной системы активирует мозговое вещество надпочечников, которые начинают вырабатывать большие дозы адреналина и норадреналина, поступающие в кровь. Последние гормоны объединяются в группу метаболических гормонов, так как непосредственно активируют клеточный метаболизм.

    Передняя доля гипоталамуса при продолжении действия стрессора, помимо нервного пути воздействия, оказывает на гипофиз и гуморальное воздействие – производит кортикотропный релизинг-гормон, который действует на гипофиз, заставляя его производить аденокортикотропный гормон. Он, в свою очередь, действуя на кору надпочечников, приводит к выбросу кортикоидных гормонов, одним из представителей которых является кортизол – “гормон стресса” и альдостерон. Основная функция кортизола – повышение уровня сахара в крови – резко усиливает клеточный метаболизм, подготавливая нас к борьбе со стрессором. Альдостерон поднимает артериальное давление, обеспечивая быстрейшее поступление кислорода и питательных веществ к активным структурам организма.

    Исследования последних лет позволили выделить анатомически самостоятельные структуры системы стресса, к которым отнесено голубое пятно в заднем мозге. Эта зона богата нейронами, вырабатывающими норадреналин. Вторая структура – паравентрикулярное ядро гипоталамуса (основной производитель кортиколиберина). Нейроны гипоталамуса, вырабатывающие кортиколиберин, регулируются в основном нейронами, которые содержат норадреналин и находятся в заднем мозге. Эти кортиколибериновые и норадреналиновые системы нейронов являются “узловыми станциями” системы стресса. Они соединяются с большим мозгом посредством связей, включающих нейроны, выделяющие дофамин, и проецируются в мезо-лимбический дофаминовый тракт, что позволяет им участвовать в регуляции мозговых систем и подкрепления. Обнаруженная связь нейронов, выделяющих кортиколиберин, с миндалиной и гиппокампом, важна для извлечения из памяти и эмоционального анализа информации о тех внешних событиях, которые вызвали изменения стрессового уровня.

    Влияние стресса на поведение и деятельность человека

    Мы уже отмечали, что объективными признаками, по которым можно судить о стрессе, являются его физиологические проявления (повышение кровяного давления, изменение сердечно-сосудистой деятельности, мускульное напряжение, изменение ритма дыхания и пр.) и психологические (переживание тревоги, раздражительность, ощущение беспокойства, усталость и пр.). Но главным признаком стресса является изменение функционального уровня деятельности, что проявляется в ее напряжении.

    Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.). В результате человек может мобилизовать свои силы или наоборот, функциональный уровень понижается, и это может способствовать дезорганизации деятельности в целом.

    При демобилизующем стрессе (дистрессе) деформируются вся мотивационная сфера личности и ее адаптивно-поведенческие навыки, нарушается целесообразность действий, ухудшаются речевые возможности. Но в ряде случаев стресс мобилизует адаптивные возможности личности (такая разновидность стресса называется австрессом).

    Для юридической оценки поведения человека в состоянии стресса следует иметь в виду, что в состоянии австресса сознание человека может и не сужаться – человек может быть способным предельно мобилизовать свои физические и психические возможности для преодоления экстремального воздействия разумными способами.

    Человеческое поведение при стрессе не низводится полностью на бессознательный уровень. Его действия по устранению стрессора, выбор орудий и способов действия, речевых средств сохраняют социальную обусловленность. Сужение сознания при аффекте и стрессе не означает его полного расстройства.

    © nvuti-info.ru, 2024
    Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов