Главным социальным фактором эволюции человека является. Биологический, социальный и трудовой факторы эволюции человека

01.08.2020

Трудно сказать, когда впервые возник вопрос о появлении и формировании человека. Этой проблемой интересовались как мыслители древних цивилизаций, так и наши современники. Как развивается общество? Можно ли выделить определенные критерии и этапы этого процесса?

Общество как единая система

Каждое живое существо на планете представляет собой отдельный организм, которому присущи определенные стадии развития, например рождение, рост и смерть. Однако никто не существует изолированно. Многим организмам свойственно объединяться в группы, внутри которых они взаимодействуют и влияют друг на друга.

Человек - не исключение. Объединяясь на основе общих качеств, интересов и занятий, люди образуют общество. Внутри него формируются определенные традиции, правила, устои. Зачастую все элементы социума взаимосвязаны и взаимозависимы. Таким образом, оно развивается как единое целое.

Социальная эволюция подразумевает скачок, переход общества на качественно другой уровень. Изменения в поведении и ценностях индивидуума передаются остальным и переносятся на весь социум в виде норм. Так, люди переходили от стада к государствам, от собирательства к техническому прогрессу и т. д.

Социальная эволюция: первые теории

Суть и закономерности социальной эволюции всегда трактовались по-разному. Ещё в XIV веке философ Ибн Хальдун придерживался мнения, что социум развивается в точности, как индивидуум. Вначале он зарождается, далее следует динамический рост, расцвет. Затем наступает упадок и смерть.

В эпоху просвещения одной из главных теорий был принцип «стадиальной истории» общества. Шотландские мыслители высказали мнение о том, что социум поднимается по четырем ступеням прогресса:

  • собирательство и охота,
  • скотоводство и кочевничество,
  • земледелие и сельское хозяйство,
  • торговля.

В XIX веке в Европе появляются первые Сам термин с латинского означает «развертывание». Он представляет теорию постепенного развития сложных и многообразных форм жизни из одноклеточного организма посредством генетических мутаций у его потомков.

Идею становления сложного от простейшего подхватили социологи и философы, считая эту мысль актуальной и для развития общества. Например, антрополог Льюис Морган выделял три стадии древних людей: дикость, варварство и цивилизация.

Социальная эволюция воспринимается как продолжение биологического формирования видов. Она является следующим этапом после появления человека разумного. Так, Лестер Уорд воспринимал её закономерным шагом развития нашего мира после космогенеза и биогенеза.

Человек как продукт биологической и социальной эволюции

Эволюция стала причиной появления всех видов и популяций живых существ на планете. Но отчего люди продвинулись намного дальше остальных? Дело в том, что параллельно с физиологическими изменениями действовали и социальные факторы эволюции.

Первые шаги к социализации совершил даже не человек, а человекообразная обезьяна, взяв в руки орудия труда. Постепенно навыки усовершенствовались, и уже два миллиона лет назад появляется который активно использует инструменты в своей жизни.

Однако теория о столь значительной роли труда не поддерживается современной наукой. Этот фактор действовал в комплексе с другими, такими как мышление, речь, объединение в стадо, а затем и в общины. Уже через миллион лет появляется человек прямоходящий - предшественник человека разумного. Он не только использует, но и изготавливает орудия труда, разжигает огонь, варит пищу, использует примитивную речь.

Роль общества и культуры в эволюции

Ещё миллион лет назад биологическая и социальная эволюция человека происходит параллельно. Однако уже 40 тысяч лет назад биологические изменения замедляют свой темп. Кроманьонцы практически не отличаются от нас по внешним признакам. Со времени их возникновения большую роль играют социальные факторы эволюции человека.

Согласно одной из теорий выделяют три основных этапа общественного прогресса. Первый характеризуется появлением искусства в виде наскальных рисунков. Следующим этапом является приручение и разведение животных, а также занятие земледелием и бортничеством. Третьим этапом становится период технического и научного прогресса. Он начинается с XV века и длится до сих пор.

С каждым новым периодом человек увеличивает свой контроль и влияние на окружающую среду. Основоположные принципы эволюции по Дарвину, в свою очередь, отодвигаются на второй план. Так, например, естественный отбор, который играет важную роль в «отсеивании» слабых особей, уже не настолько влиятелен. Благодаря медицине и другим достижениям слабый человек может и дальше жить в современном обществе.

Классические теории развития

Одновременно с трудами Ламарка и Дарвина о происхождении жизни появляются теории эволюционизма. Окрыленные идеей постоянного улучшения и прогресса жизненных форм европейские мыслители считают, что существует единая формула, по которой и происходит социальная эволюция человека.

Одним из первых свои гипотезы выдвинул Огюст Конт. Он выделяет теологическую (примитивную, начальную), метафизическую и позитивную (научную, наивысшую) стадии развития разума и мировосприятия.

Сторонниками классической теории были также Спенсер, Дюркгейм, Уорд, Морган и Теннис. Их взгляды различаются, но существуют и некоторые общие положения, которые легли в основу теории:

  • человечество представляется единым целым, а его изменения естественны и необходимы;
  • социальная эволюция общества происходит только от примитивного к более развитому, а её этапы не повторяются;
  • все культуры развиваются по универсальной линии, этапы которой для всех одинаковы;
  • примитивные народы находятся на очередном этапе эволюции, по ним можно изучать первобытное общество.

Отрицание классических теорий

Романтические убеждения о стабильном усовершенствовании общества уходят в начале XX века. Мировые кризисы и войны заставляют ученых по-другому взглянуть на происходящее. Идея о дальнейшем прогрессе воспринимается скептически. История человечества представляется уже не линейной, а цикличной.

В идеях Освальда Шпенглера, Арнольда Тойнби появляются отголоски философии Ибн Хальдуна о повторяющихся стадиях в жизни цивилизаций. Как правило, их выделялось четыре:

  • рождение,
  • подъем,
  • зрелость,
  • смерть.

Так, Шпенглер считал, что от момента рождения до затухания культуры проходит около 1000 лет. отводил им 1200 лет. Западная цивилизация считалась близкой к закономерному упадку. Приверженцами «пессимистической» школы были также Франц Боас, Маргарет Мид, Питирим Сорокин, и т. д.

Неоэволюционизм

Человек как продукт социальной эволюции вновь фигурирует в философии второй половины XX века. Взяв на вооружение научные данные и доказательства антропологии, истории, этнографии, Лесли Уайт и Джулиан Стюард разрабатывают теорию неоэволюционизма.

Новая идея является синтезом классической линейной, универсальной и многолинейной модели. В своей концепции ученые отказываются от термина «прогресс». Считается, что культура не совершает резкий скачок в развитии, а всего лишь несколько усложняется по сравнению с прошлой формой, процесс изменений происходит более плавно.

Основоположник теории основную роль в социальной эволюции отводит культуре, представляя её главным инструментом для адаптации человека к окружающей среде. Он выдвигает энергетическую концепцию, согласно которой с развитием культуры развивается количество источников энергии. Таким образом, он говорит о трех этапах становления общества: аграрном, топливном и термоядерном.

Постидустриальная и информационная теории

Одновременно с другими концепциями в начале XX века возникает идея постиндустриального общества. Основные положения теории видны в работах Белла, Тоффлера и Бзежинского. выделяет три стадии становления культур, которым соответствует определенный уровень развития и производства (см. таблицу).

Постиндустриальный этап относят ко всему XIX веку и второй половине XX. По мнению Белла, его главными особенностями являются улучшение качества жизни, снижение роста населения и рождаемости. Роль знаний и науки увеличивается. Экономика ориентирована на производстве услуг и взаимодействие человека с человеком.

В качестве продолжения данной теории появляется концепция информационного общества, которое является частью постиндустриальной эпохи. «Инфосфера» часто выделяется как отдельный экономический сектор, вытесняющий даже сферу услуг.

Для информационного общества характерно возрастание инфоспециалистов, активное использование радио, телевидения и других средств информации. В качестве возможных последствий выделяют развитие общего информационного пространства, возникновение электронной демократии, правительства и государства, полное исчезновение нищеты и безработицы.

Заключение

Социальная эволюция является процессом преобразования и перестройки общества, в ходе которой оно качественно изменяется и отличается от предыдущей формы. Не существует общей формулы для этого процесса. Как и во всех подобных случаях, мнения мыслителей и ученых расходятся.

Каждая теория имеет свои особенности и различия, однако можно увидеть, что все они имеют три основных вектора:

  • история человеческих культур циклична, они проходят несколько стадий: от рождения до смерти;
  • человечество эволюционирует от простейших форм к более совершенным, постоянно улучшаясь;
  • развитие общества является результатом адаптации к внешней среде, оно изменяется в связи со сменой ресурсов и необязательно во всем превосходит предыдущие формы.

Факторы эволюции человека

На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции - изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.


На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции - общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.

Этапы эволюции человека

Расы

Это подразделения внутри вида, приспособленные к конкретным условиям. Расы имеются у всех широко распространенных видов. У человека выделяют 3 большие расы (негроиды, европеоиды, монголоиды).


Расистская теория (расизм) отвергает единство человеческих рас, т.е. утверждает, что разные расы человека произошли от разных предков. Это неправда, все расы человека легко скрещиваются и дают плодовитое потомств, т.е. относятся к одному виду.

Отличия человека от человекообразных обезьян

Речь , подбородочный выступ.

Вторая сигнальная система , большой мозг, мозговая часть черепа больше лицевой.

Трудовая деятельность (создание и использование орудий труда), большой палец кисти противопоставлен остальным и хорошо развит.

Прямохождение : сводчатая стопа, расширенный таз, изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник), грудная клетка расширена в стороны.

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. В основе расовой теории лежит отрицание
1) сходства человека и антропоидов
2) единства происхождения рас человека
3) принадлежности человека к приматам
4) морфологического единства рас

Ответ


Выберите три варианта. Человек в отличие от животных
1) имеет кору больших полушарий
2) образует различные природные популяции
3) обладает второй сигнальной системой
4) может создавать искусственную среду обитания
5) имеет первую сигнальную систему
6) может создавать и использовать орудия труда

Ответ


Выберите три варианта. Человек, в отличие от животных
1) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности
2) имеет S-образный позвоночник
3) образует различные популяции
4) имеет первую сигнальную систему
5) обладает второй сигнальной системой
6) создает и использует орудия труда

Ответ


Выберите три варианта. У человека в отличие от млекопитающих животных
1) тело расположено вертикально
2) позвоночник не имеет изгибов
3) позвоночник образует четыре плавных изгиба
4) грудная клетка расширена в стороны
5) грудная клетка сжата с боков
6) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Ко второй сигнальной системе человека относят
1) условные рефлексы
2) безусловные рефлексы
3) речь
4) инстинкты

Ответ


1. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует: 1) биологический, 2) социальный
А) пространственная изоляция
Б) дрейф генов
В) речь
Г) абстрактное мышление
Д) социальная трудовая деятельность
Е) популяционные волны

Ответ


2. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен: 1) биологический, 2) социальный
А) трудовая деятельность
Б) абстрактное мышление
В) изоляция
Г) мутационная изменчивость
Д) популяционные волны
Е) вторая сигнальная система

Ответ


Выберите три варианта. Какие из перечисленных признаков характеризуют социальные факторы эволюции человека?
1) общественный образ жизни
2) способность передавать приобретенные признаки по наследству
3) абстрактное мышление и речь
4) совместная трудовая деятельность
5) модификационная изменчивость
6) естественный отбор и забота о потомстве

Ответ


Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза
1) Человек современного типа
2) Австралопитек
3) Кроманьонец
4) Питекантроп
5) Неандерталец

Ответ


Установите хронологическую последовательность антропогенеза
1) человек умелый
2) человек прямоходящий
3) дриопитек
4) человек разумный

Ответ


Выберите три особенности скелета, свойственные только человеку
1) наличие ключиц
2) наличие подбородочного выступа
3) облегчение массы костей верхних конечностей
4) наличие пятипалых конечностей
5) S-образная форма позвоночного столба
6) сводчатая стопа

Ответ


1. Выберите три варианта. В связи с прямохождением у человека
1) освобождаются верхние конечности
2) стопа приобретает сводчатую форму
3) большой палец руки противостоит остальным
4) таз расширяется, его кости срастаются
5) мозговой отдел черепа меньше лицевого
6) уменьшается волосяной покров

Ответ


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлениями человека к прямохождению являются следующие признаки:
1) позвоночный столб человека приобрел отчетливо выраженные изгибы в форме лука, два из которых направлены вперед, два других – назад
2) большой палец руки противопоставлен всем остальным
3) развитие коры больших полушарий головного мозга
4) формирование сводчатой конструкции стопы
5) поворот таза и резкое его расширение
6) наличие диафрагмы

Ответ


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник образует четыре изгиба
2) кости в суставах соединены подвижно
3) пальцы руки соединены с пястью
4) пояс нижних конечностей широкий, имеет вид чаши
5) в стопе хорошо выражен свод
6) большой палец кисти противопоставлен всем остальным

Ответ


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник имеет S-образную форму
2) грудная клетка сплюснута с боков
3) пояс нижних конечностей чашеобразный
4) масса тел позвонков уменьшается от шейного к поясничному отделу
5) сформировался свод стопы
6) кости верхних конечностей более массивные

Ответ


Выберите три варианта. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет
1) прямой позвоночник без изгибов
2) грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении
3) грудную клетку, сжатую с боков
4) позвоночник S-образной формы
5) сводчатую стопу
6) массивный лицевой отдел черепа

Ответ


Выберите три варианта. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?
1) позвоночник имеет пять отделов
2) стопа имеет свод
3) мозговой отдел черепа больше лицевого
4) имеются парные суставные конечности
5) в шейном отделе семь позвонков
6) форма позвоночника S-образная

Ответ


Установите последовательность эволюции ископаемых предков современного человека в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек африканский
2) человек разумный неандертальский
3) питекантроп
4) дриопитек (ксениапитек)
5) человек умелый

Ответ


1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. У человека, в связи с трудовой деятельностью сформировались следующие видовые особенности:
1) мелкая моторика рук
2) абстрактное мышление и речь
3) чашеобразная форма таза
4) S-образный по форме позвоночник
5) сводчатая стопа
6) значительное увеличение размеров головного мозга

Ответ


2. Выберите три варианта. Какие особенности сформировались у человека в связи с трудовой деятельностью?
1) сводчатая стопа
2) развитие ключиц в плечевом поясе
3) чашеобразная форма таза
4) усложнение коры больших полушарий головного мозга
5) противопоставление большого пальца руки всем остальным
6) речь и мышление

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Приспособленность человека к трудовой деятельности проявляется в
1) подвижном соединении костей
2) наличии различных отделов головного мозга
3) наличии пяти пальцев
4) разнообразии функций руки

Ответ



Проанализируйте таблицу «Различия в строении человека и человекообразных обезьян». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) преобладает лицевой отдел черепа, имеются сплошные надбровные дуги, отсутствует подбородочный выступ, объем мозга около 700 см3
2) руки длиннее ног, большой палец стопы противопоставлен остальным, имеется свод стопы
3) грудная клетка
4) шейный и поясничный отделы позвоночника
5) преобладает лицевой отдел черепа, имеются надбровные дуги, подбородочный выступ развит слабо, объем мозга около 1100 см3
6) грудной и крестцовый отделы позвоночника
7) ноги длиннее рук, большой палец кисти противопоставлен остальным, стопа сводчатая
8) позвоночник

Ответ


Установите хронологическую последовательность этапов антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек
2) человек умелый
3) человек прямоходящий
4) неандерталец
5) кроманьонец

Ответ


Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая особенность человека сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза?
1) изготовление орудий труда
2) совместный труд
3) появление диафрагмы
4) сводчатая стопа

Ответ


Установите соответствие между признаками и представителями класса Млекопитающие, для которых эти признаки характерны: 1) шимпанзе обыкновенный, 2) человек разумный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) преобладание лицевого отдела черепа над мозговым
Б) пояс нижних конечностей в виде чаши
В) сводчатая стопа
Г) наличие подбородочного выступа
Д) развитые надбровные дуги
Е) сжатая с боков грудная клетка

Ответ

© Д.В.Поздняков, 2009-2019

Человек отличается от животных наличием речи, развитым мышлением, способностью к трудовой деятельности. Как сформировался современный человек? Каковы движущие силы антропогенеза?

Антропогенез (от греч. antropos - человек и genesis - происхождение) - процесс историко-эволюционного формирования человека, который осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов.

Биологические факторы, или движущие силы эволюции, являются общими для всей живой природы, в том числе и для человека. К ним относят наследственную изменчивость и естественный отбор.

Роль биологических факторов в эволюции человека была раскрыта Ч.Дарвином. Эти факторы сыграли большую роль в эволюции человека, особенно на ранних этапах его становления.

У человека возникают наследственные изменения, которые определяют, например, цвет волос и глаз, рост, устойчивость к влиянию факторов внешней среды. На ранних этапах эволюции, когда человек сильно зависел от природы, преимущественно выживали и оставляли потомство особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями (например, особи, отличающиеся выносливостью, физической силой, ловкостью, сообразительностью).

К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь. Роль социальных факторов в антропогенезе была раскрыта ф.Энгельсом в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1896). Этим факторам принадлежала ведущая роль на более поздних этапах становления человека.

Важнейший фактор эволюции человека - труд. Способность изготавливать орудия труда свойственна только человеку. Животные могут лишь использовать отдельные предметы для добывания пищи (например, обезьяна использует палку, чтобы достать лакомство).

Трудовая деятельность способствовала закреплению морфологических и физиологических изменений у предков человека, которые называют антропоморфозами.

Важным антропоморфозом в эволюции человека было прямохождение. В течение многих поколений в результате естественного отбора сохранялись особи с наследственными изменениями, способствующими прямохождению. Постепенно сформировались приспособления к прямохождению: S-образный позвоночник, сводчатая стопа, широкие таз и грудная клетка, массивные кости нижних конечностей.

Прямохождение привело к высвобождению руки. Сначала рука могла выполнять лишь примитивные движения. В процессе труда она совершенствовалась, стала выполнять сложные действия. Таким образом, рука является не только органом труда, но и его продуктом. Развитая рука позволила человеку изготавливать примитивные орудия труда. Это дало ему значительные преимущества в борьбе за существование.

Совместная трудовая деятельность способствовала сплочению членов коллектива, вызывала необходимость обмена звуковыми сигналами. Общение способствовало развитию второй сигнальной системы - общению при помощи слов. Сначала наши предки обменивались жестами, отдельными нечленораздельными звуками. В результате мутаций и естественного отбора шло преобразование ротового аппарата и гортани, формирование речи.

Труд и речь влияли на развитие мозга, мышление. Так в течение длительного времени в результате взаимодействия биологических и социальных факторов осуществлялась эволюция человека.

Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способность к трудовой деятельности, речь и мышление развиваются только в процессе воспитания и образования. Поэтому при длительной изоляции ребенка у него не развиваются совсем или развиваются очень плохо речь, мышление, приспособленность к жизни в обществе.

Эволюционное учение является теоретической основой биологии. Оно изучает причины и механизмы исторического развития всех живых организмов. Эволюция человека имеет свои особенности и факторы.

Что такое антропология

Согласно эволюционному учению, человек как формировался на протяжении длительного промежутка времени. Процессы его исторического развития изучает наука антропология.

Возникновение человека имеет свои характерные особенности. Они заключаются в том, что на процесс становления влияют как социальные, так и биологические К первой группе относятся способность к труду, речь, Биологическим фактором эволюции человека является, в частности, борьба за существование. А также естественный отбор и наследственная изменчивость.

Основные положения эволюционной теории

Согласно теории Чарльза Дарвина, условия внешней среды могут вызывать изменения в строении живых организмов. Если они не наследуются, то их роль в процессе эволюции незначительна. У некоторых особей изменения происходят в половых клетках. В этом случае признак передается по наследству. Если он оказывается полезным в определенных условиях, то у организмов больше шансов на выживание. Они успешно адаптируются и дают плодовитое потомство.

Борьба за существование

Основным биологическим фактором эволюции человека является Ее суть заключается в возникновении конкуренции между организмами. Причиной ее появления является несоответствие между способностью разных видов к пище и размножению. В результате выживает вид, который смог наилучшим образом приспособиться к конкретным условиям.

Несмотря на то что процесс возникновения современного человека подчинялся общим закономерностям, существует и ряд отличий. Естественный отбор происходил не только по силе, ловкости и выносливости. Кроме этих физических признаков, особое значение играл и уровень умственного развития. Больший шанс выжить имели особи, которые научились изготавливать самые примитивные орудия труда и пользоваться ими, общаться с собратьями по племени, действовать сообща.

Естественный отбор

В ходе борьбы за существование происходит естественный отбор - биологический процесс, в ходе которого адаптированные особи выживают и активно размножаются. Те, кто приспособиться не смог, погибают.

Таким образом, биологическим фактором эволюции человека является и естественный отбор. Его особенностью было то, что выживали особи с ярко выраженными социальными чертами. Самыми жизнеспособными оказывались люди, которые изобретали новые орудия труда, приобретали новые навыки и социализировались. С течением времени значение естественного отбора в процессе антропогенеза уменьшалось. Это связано с тем, что древние люди постепенно научились строить, облагораживать и отапливать жилища, изготавливать одежду, выращивать растения, приручать животных. В результате этого значение естественного отбора постепенно уменьшалось.

Наследственная изменчивость

Биологическим фактором эволюции человека является и наследственная изменчивость. Это свойство живых организмов заключается в способности приобретать новые признаки в процессе своего развития и передавать их по наследству. Естественно, эволюционное значение в процессе антропогенеза имели только полезные признаки.

Человека сближает с млекопитающими животными целый ряд сходных биологических черт. Это наличие молочных и потовых желез, волосяного покрова, живорождение. Полость тела разделена мышечной перегородкой диафрагмой на грудную и брюшную части. Сходными признаками являются отсутствие ядер в красных кровяных тельцах эритроцитах, наличие альвеол в легких, общий план строения отделов скелета, дифференцированные зубы. И у человека, и у животных присутствуют рудиментарные (недоразвитые) органы. К ним относятся аппендикс, третье веко, зачатки второго ряда зубов и другие. Ученым известны случаи рождения людей с характерными чертами животных - развитым хвостом, сплошным волосяным покровом, дополнительным количеством сосков. Это является дополнительным доказательством от животных. Но в процессе антропогенеза сохранились только самые полезные признаки.

Специфическими только для человека являются такие биологические черты:

Прямохождение;

Увеличение мозгового и уменьшение лицевого отдела черепа;

Сводчатая стопа с сильно развитым большим пальцем;

Подвижная кисть, противопоставление большого пальца остальным;

Увеличение объема головного мозга, развитие его коры.

Биологическая эволюция человека тесно связана с социальной. Например, умение разводить огонь и готовить пищу привело к уменьшению размера зубов и длины кишечника.

Биологические факторы эволюции человека являются необходимым условием для формирования социальных, которые в совокупности привели к появлению на Земле человека разумного.

Развитие человека: прямохождение, увеличение объема мозга и усложнение его организации, развитие руки, удлинение периода роста и развития.

Развитая рука орудия труда преимущества над животными.

Добыча огня индивидуальное поведение речь-фактор ускоренное развитие увеличение объема мозга.

Речь общество, разделению обязанностей между его членами.

Факторы антропогенеза человека: биологические и социальные.

Биологические факторы – наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, а также мутационный процесс. Морфологические изменения обезьяноподобного предка – антропоморфозы.

Социальные факторы (ведущую роль) - трудовая деятельность, общественный образ жизни, развитие речи и мышления.

Становление человека как биологического вида проходило через четыре основных этапа эволюции в пределах семейства гоминид:

1 .Предшественники человека (австралопитеки, человек умелый);

2.Древнейший человек (архантропы);

3.Древний человек (палеантропы);

4.Человек современного типа (неоантропы).

В настоящее время еще нет палеонтологических данных для построения всех промежуточных стадий в развитии гоминид, приведших к человеку современного типа.

Вся кайнозойская эра характеризуется постепенным развитием приматов. Потомки первых форм приматов третичного периода сейчас составляют подотряд низших приматов или полуобезьян. Примерно 30 млн. лет тому назад от полуобезьян отделилась ветвь, приведшая в дальнейшем к формированию древних человекообразных обезьян. Это были небольшие животные, жившие на деревьях и питавшиеся растениями и насекомыми. От них произошли все современные человекообразные и вымершая впоследствии группа древесных обезьян - дриопитеки.

Дриопитеки жили примерно 25 млн. лет назад на юге Азии и Европы, в Африке. Анализ находок показывает, что дриопитеки имели сходство как с человекообразными обезьянами, так и с человеком.

Кроме дриопитеков существовали и рамапитеки, которые были довольно мелкими существами, передвигавшиеся на четырех конечностях. Рост доходил до 100 - 110 см, а масса взрослой особи не превышала 18 - 22 кг. Объем мозга составлял 350 - 380 см. Рамапитеки были обитателями открытых пространств. Возможно пользовались примитивными орудиями (палками, камнями), но их не обрабатывали.

Стадия предшественников человека . Австралопитеки самые древние, переходные от обезьян к человеку формы высших животных, найденные в Южной Африке и вымершие около 1 млн. лет назад. Общим предком всех австралопитеков является австралопитек рамидус, за которым последовал афарензис. Этот австралопитек дал разные направления эволюции: 1) австралопитеков - африканского, эфиопского, робустус и 2) человека -умелого, прямоходящего. Австралопитеки являлись сравнительно крупными организмами (масса приблизительно 20 -65 кг, рост 100 - 150 см). Их эволюция продолжалась очень долго > 3 млн. лет. Ходили они на коротких ногах при выпрямленном положении тела. Масса мозга достигла у некоторых видов 450 г, что больше, чем у современных человекообразных. Австралопитеки обитали на открытых пространствах, где занимались охотой и собирали растительную пищу. В своей деятельности использовали крупные гальки, а также длинные кости крупных копытных, для резки и рубки применяли нижние челюсти и лопатки тех же животных. Австралопитеки были всеядными. Есть находки, указывающие на использование ими огня. По ряду признаков австралопитеки были ближе к человеку, чем современные человекообразные обезьяны.


Стадия архантропа (древнейшие люди). Предками их были различные ветви вида Человек умелый. Древнейшие люди объединены в один вид - Человек прямоходящий (Homoerectus). Изучено довольно значительное число форм древнейших людей. Наиболее известны: питекантроп (Ява), синантроп (Китай), гейдельбергский человек (Северная Европа), атлантроп (Алжир) и др. Внешне они были похожи на современных людей, хотя имели существенные различия: мощное развитие надбровного валика, отсутствие настоящего подбородочного выступа, низкий лоб и плоский нос. Объем головного мозга составлял примерно 1000 см. Средний рост взрослого архантропа был почти 160 см, но известны формы, значительно превышающие эти размеры.

Apxaнтропы в своей деятельности широко использовали орудия, например рубила, остроконечники. Они успешно охотились на крупных млекопитающих и птиц. Жили они в основном в пещерах, были способны строить примитивные укрытия из крупных камней. На месте постоянных стоянок обычно поддерживали огонь. Внутри популяций существовал каннибализм - поедание себе подобных. Совместная трудовая деятельность, стадный образ жизни привели к дальнейшему развитию мозга, размеры которого дали ученым основание предполагать, что эти люди должны были обладать настоящей, хотя и очень примитивной речью.

После периода максимального расцвета 600 - 400 тыс. лет назад эти люди быстро вымерли, дав начало новой ветви - неандертальцам (древним людям).

Стадия палеоантропа (древние люди). Выделяют несколько группы древних людей. Хорошо изучены неандертальцы. Название этого вида Человек неандертальский (Homosapiensncandertales) - связано с долиной Неандерталь в Германии - где впервые были найдены останки этих людей (XIX в.). Неандертальцы жили 20035 тыс. лет назад. По времени с эпохой неандертальцев совпала эпоха великого оледенения. Этот вид с начала своего возникновения дал две ветки эволюции: одна была представлена крупными, физически развитыми, но по строению мозга были ближе к древнейшим людям; они явились тупиковой ветвью эволюции. Люди другой ветви были меньше ростом и менее развиты физически, но по строению мозга и по морфологическим признакам были ближе к современному человеку. Для них характерны: низкий скошенный лоб, низкий затылок, сплошной надглазничный валик, большое лицо с широко расставленными глазами, обычно слабое развитие подбородочного выступа, крупные зубы. Рост их достигал 160 см, мускулатура была необычно сильно развита. Крупная голова как бы втянута в плечи.

Они жили большими стадами, у них существовало разделение труда между мужчинами (изготовление орудий труда, охота, добывание огня, защита) и женщинами (сбор диких плодов и корней), речь еще примитивна, но логические мышление уже было развито. Они строили простые жилища, защищались от холода с помощью одежды из шкур зверей, изготовляли более совершенные кремниевые и костяные орудия.

Неандертальцы хоронили умерших или погибших соплеменников. Неандертальцы внезапно исчезли 40 - 35 тыс. лет назад. Предполагают, частично истреблены людьми современного типа.

Стадия неоантропа . Под этим названием понимают как ископаемые формы человека современного физического типа, так и ныне живущих людей. Кроманьонцы - первые современные люди, относящиеся к виду Человек разумный (Homosapiens). Первая находка была сделана на юге Франции близ местечка Кроманьон. Появление кроманьонцев датируется 40 -30 тыс. лет до н. э. Эти люди имели внешний вид современных людей Характерно отсутствие надбровных валиков, наличие подбородка, прямой лоб. Рост их составлял около 180 см. Кроманьонцы хорошо владели речью, у них зародилось изобразительное искусство.Важнейший вклад этих людей в историю человечества - приучение ими ряда животных и развитие земледелия, выведение культурных растений.

Палеонтологические находки указывают на то, что в период появления современных людей доживали свой век и последние неандертальцы. В частности, на территории Палестины найдены скелетные останки гибридов между неандертальцами и людьми современного типа.

Начиная с кроманьонцев, эволюция биологическая все больше переходит в эволюцию социальную (общественную). В результате прогрессивного развития кроманьонского человека появился современный человек с характерными расовыми признаками.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов