Главные функции противодействия сми коррупции. Орлиный удар российской журналистики: сообщество объединилось в борьбе с коррупцией

08.07.2020

Директор Департамента общественных и внешних связей

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Обобщение опыта и распространения лучшей практики работы по освещению в антикоррупционной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов

Средства массовой информации являются важнейшей составляющей политической системы РФ, им принадлежит одна из ключевых ролей в развитии гражданского общества, становлении России как демократического и социального государства. СМИ Ханты-Мансийского округа принимают в этом процессе самое деятельное участие.

Именно СМИ выполняют важнейшую задачу по противодействию такому опасному явлению, как коррупция. И речь идет не столько о простом информировании аудитории, сколько об идеологии, формировании в обществе нетерпимости к любого рода коррупционным проявлениям.

Надо отметить, что в целом с этой задачей они справляются. На страницах газет, в интернет-СМИ, на телевидении, по радио постоянно размещаются разноплановые и разножанровые материалы, рассказывающие о деятельности и органов исполнительной власти всех уровней, направленной на борьбу с коррупцией.

Важнейшим вектором работы СМИ является освещение деятельности общественных организаций и НКО, ведущих профилактическую антикоррупционную работу. В округе сделано многое для того, чтобы жители принимали самое активное участие в этом деле. При каждом органе исполнительной власти активно действуют Общественные советы, представители общественности входят в состав комиссий по урегулированию конфликта интересов и аттестационных комиссий, значительная роль отведена Общественной палате автономного округа, способствующей формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционным проявлениям.

В СМИ Ханты-Мансийского округа регулярно публикуются материалы с результатами антикоррупционных экспертиз нормативных , целенаправленно и подробно освещается деятельность антикоррупционного характера главы региона, правоохранительных органов (прокуратуры и УВД), подробно рассказывается о , внесенных в Думу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Государственную Думу.

Одним из направлений борьбы с преступностью является реализация антикоррупционной политики в , деятельность которой отражается в СМИ. Предметом детального изучения обществом становятся все мероприятия подобной направленности - заседания межведомственного Совета по противодействию коррупции, « », мероприятия уполномоченного по защите прав предпринимателей в ХМАО - Югре

Интерес читательской и зрительской аудитории вызвали материалы, рассказывавшие о молодежном конкурсе проектов, нацеленных на формирование антикоррупционного поведения, семинары и совещания, посвященные организации профилактики коррупции, деятельность «горячих линий» по борьбе с коррупцией и виртуальных приемных.

Мониторинг информационного пространства на тему «Профилактика коррупционных явлений в ХМАО» по материалам СМИ Югры показал, за 2015 год было размещено всего 1042 информационных материалов, в том числе 413 в Интернет, 311 - в печатных изданиях, 233 – в телевизионном формате, и 85 - в радиоэфире.

Следует отметить, что далеко не все СМИ рискуют браться за достаточно сложную тему антикоррупции, и тем отраднее успехи некоторых телевизионных журналистов. Так, заметно стремление ТК «Ракурс», ТК «Сфера» и ТК «Первый советский» выйти за пределы простого информирования и расширить сегмент аналитики в своем эфире.

Произошел профессиональный рост авторов ряда муниципальных изданий: «Звезда Лангепаса», «Белоярские вести», «Вестник Приобья» и ряда других. Настоящими образцами журналистского мастерства служат публикации в газетах «Местное время», «Югорское обозрение» и «Новости Югры».

Активно освещали эту тему печатные издания «Сургутская трибуна», «Октябрьские вести», интернет-ресурсы «СИА-пресс» и РИЦ «Югра», телекомпании ТРК «СургутИнформТВ» и ОТРК «Югра», радиостанции «Радио Югра» и «Авторадио-Сургут».

Вместе с тем необходимо отметить, что далеко не полностью используются «антикоррупционные» возможности СМИ, в том числе по эффективной организации профилактической работы через НКО. Причины этого явления я вижу в недостаточной информированности самих сотрудников редакций о целях, задачах, возможностях антикоррупционной деятельности и органов исполнительной власти, и НКО. Кроме того, существует необходимость повышения профессиональной квалификации молодых журналистов, освещающих тему борьбы с коррупцией.

Для решения этой проблемы предлагаю провести семинар для работников СМИ с участием представителей прокуратуры, органов исполнительной власти округа, НКО для того, чтобы консолидировать усилия и повысить возможности гражданского общества по борьбе с коррупцией.

Вместе с тем следует отметить, что в целом уровень журналистских материалов по теме коррупции оставляет желать лучшего. Для этого есть ряд объективных причин. Главная из них – недостаточная открытость правоохранительных органов, в первую очередь – Следственного комитета и прокуратуры. К сожалению, ту информацию, которую предоставляют эти СМИ, нельзя назвать исчерпывающей, актуальной и оперативной.

Кроме того, сами журналисты не всегда рискуют браться за острые темы – потому что не обладают необходимой квалификацией, не умеют проводить журналистские расследования, не знают, как соблюсти все юридические тонкости при подготовке антикоррупционных материалов. В результате львиная доля всех публикаций в югорских СМИ на эту тему – это отчеты о заседаниях профильных комиссий/советов/коллегий, новостные сюжеты на ТВ, памятки, крайне редко – заметки или корреспонденции.

Главным отрицательным результатом этой ситуации является потеря читательской/зрительской аудитории СМИ, а если смотреть шире – потеря влияния власти на электорат (граждан). К сожалению, население привыкает получать актуальную информацию о коррупции с «желтых» сайтов, а не из компетентных, заслуживающих доверия и уважения источников.

И еще один важный момент. В прошлом году ДОС проводил на тему «Отношение населения к коррупции». Так вот, отвечая на вопрос «Как Вы оцениваете социально-политическую ситуацию в Югре?» самой «Напряженной» посчитали ее жители Нефтеюганска, Сургута, Сургутского, Советского и Кондинского районов. Вариант «Коррупция» при ответе на вопрос «Какие проблемы в первую очередь осложняют Вашу жизнь?» чаще всего выбирали жители Покачей, Югорска, Нефтеюганска, Советского района. На вопрос о том, «Как изменился уровень коррупции в России за последний год?» повышение уровня отметили в Советском районе, Нефтеюганске, Сургуте, Нягани, Югорске.

Получается, что наиболее тревожная обстановка по отношению к коррупции по мнению жителей округа складывается в Нефтеюганске, Сургуте и Югорске, а бесспорным «лидером» является Советский район. Руководителям этих муниципалитетов, средствам массовой информации, представителям правоохранительных органов необходимо предпринять все усилия для того, чтобы переломить эту тенденцию и на деле доказать непримиримое отношение власти и общества к любым проявлениям коррупции.

Международная конференция «Роль СМИ в противодействии коррупции» состоялась в Дагомысе. Почётным гостем мероприятия стал президент Международной федерации журналистов . Основной темой встречи явилось обсуждение деятельности рабочей группы Союза журналистов России по противодействию коррупцию. Региональные журналисты рассказали о сложностях российской журналистики и проблемах, с которыми они сталкиваются при проведении журналистских расследований, направленных на противодействие коррупции.

Конференция прошла в рамках фестиваля прессы «Вся Россия-2015», который посетило более 1500 журналистов со всех уголков страны. Участниками конференции стали 60 журналистов, общественников, юристов. Администрацию президента представил референт управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции .

Качественная и своевременная подача информации заставляет власть реагировать и принимать меры , — заявил Белинский. – Роль СМИ в противодействии коррупции возрастает, коррупционные отношения предаются гласности, это останавливает тех, кто намеревается в них участвовать. Деньги любят тишину, а СМИ, наоборот, обличают коррупционные процессы, в условия публичности коррупция становится невозможной.

Напомним, рабочая группа СЖР по противодействию коррупции начала свою работу летом этого года. Группу возглавил советник председателя Союза по вопросам противодействия коррупции, председатель МОО «Комитет по борьбе с коррупцией» . Членами группы стали представители Общественной палаты РФ, правозащитники и журналисты. Региональные рабочие группы будут созданы при отделениях СЖР во всех субъектах России. Основной государственно важной задачей для спецгруппы Союза журналистов станет подготовка ежегодного доклада Президенту РФ об информационном обеспечении реализации антикоррупционной политики в Российской Федерации. Этому будут предшествовать ежеквартальные аналитические доклады в Администрацию Президента РФ, руководителям субъектов РФ и иным профильным ведомствам для принятия мер по предотвращению и устранению причин и условий способствующих проявлению коррупции. Все это станет возможным в результате текущей работы региональных рабочих групп, которые проводят мониторинг и анализ информации в СМИ, освещающей противодействие коррупции. Таким образом, у журналистов, специализирующихся на коррупционных расследованиях, появится возможность достучаться до власти и компетентных органов, принимающих решения. Виталий Белинский пообещал взять на контроль все сообщения, поступившие ему на конференции. И такая работа будет идти постоянно. Сейчас рабочие группы созданы уже в половине субъектов РФ, В ближайшем будущем в работу будут вовлечены все регионы от Камчатки до Калининграда.


— Коррупция и противодействие коррупции – очень важная тема, фактически мы с вами должны ответить на вопрос: как мы будем жить дальше, как общество будет прислушиваться к нам, журналистам, — открыл конференцию председатель Союза журналистов России . – Коррупция – это особо сложная тема, и журналистское сообщество должно объединиться в этом деле, поставить на место тех, кто не хочет жить по закону.

Важность позиции журналистского сообщества подчеркнул и зарубежный гость – президент Международной федерации журналистов Джим Бумела, Он заявил, что многое в этом вопросе зависит от гражданской позиции журналистов.

Предотвращение конфликта интересов – одна из ключевых тем в области противодействия коррупции. Бумела затронул эту тему в разрезе журналистики. Не секрет, что журналистика может стать инструментом в защите чьих-либо интересов. Президент Международной федерации пояснил, что необходимо оставаться независимыми, какими бы сложными ни были условия жизни.


— Должна быть прозрачность в получении и передаче информации, — говорит Джим Бумела. –журналист должен помнить, что он не может использовать информацию в личных целях и не должен принимать подарки от героев его публикаций. Во многих странах журналистам дают взятки, и это, к сожалению, основное их средство к существованию. Эти правила регулирует Кодекс этики журналистов, принятый ещё в 1959 году. С того времени немногое изменилось. Коррупция была и остаётся тем, что неприемлемо в журналистской работе.

Отметим, что участие журналистов в противодействии коррупции в России очень активно. В нашей стране впервые в мире было учреждён конкурс «СМИ против коррупции», в рамках которого отбираются лучшие тематические работы. Награждение победителей этого года состоится сегодня на церемонии закрытия фестиваля прессы.

Руководитель рабочей группы СЖР по противодействию коррупции Анатолий Голубев призвал всех журналистов, вне зависимости от их членства в Союзе, участвовать в деятельности рабочей группы. Так как эта работа носит не формальный, а практический характер, важно максимально масштабно объединить сообщество. Голубев подчеркнул, что большое внимание будет уделяться и проверке поступающей информации, так как в коррупционных расследованиях журналист вынужден порой использовать те данные, проверить которые он по разным причинам не смог.


— К нам уже поступает информация, и могу рассказать про интересный случай, когда журналист сетует на бездействие правоохранительных органов, а между тем после его публикаций уже возбуждены уголовные дела, — рассказал Голубев. – Он об этом попросту не знал, потому что сам не спросил, и ему не сказали. Не отработал вторую сторону, что недопустимо в журналистских расследованиях на тему коррупции.

Журналисты, в свою очередь, пожаловались на то, как порой сложно получить комментарий второй стороны. Запросы, отправляемые в правоохранительные и административные органы, зачастую остаются без ответов, а прессы-службы ограничиваются сухими комментариями, формируют бюрократические барьеры множеством согласований. Тем более, что в условиях информатизации общества любая острая тема имеет очень короткую жизнь, и оперативность становится одним из наиболее важных факторов. Как изменить ситуацию на практике, журналистам посоветовал заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, член рабочей группы СЖР .


— Читайте законы и пользуйтесь вашими правами, — рекомендовал общественник. — Любое решение можно обжаловать и, проявив настойчивость, добиться ответа от компетентных органов.

Галочкин предложил журналистам схему взаимодействия с общественниками, позволяющую представителям прессы участвовать в формировании ежегодного доклада президенту от Общественной палаты РФ.

— В рамках выполнения поручения президента мы проводим работу по контролю формирования общественных советов при органах региональной исполнительной власти, — продолжил Галочкин. – Именно вы, журналисты, можете на местах отследить этот процесс, дать независимую оценку работе этих советов и проинформировать нас. Вы всегда можете прислать свои предложения, и они войдут в доклад президенту. Мы, в свою очередь, всегда готовы к взаимодействию с вами.


Уже в процессе конференции были взяты в работу обращения журналистов, предприняты меры по решению острых практических вопросов. Так председатель крымского Союза журналистов, одной из самых активных региональных ячеек, , рассказал, что крымские журналисты вынуждены постоянно решать насущные вопросы обеспечения своей деятельности, такие, как, например, отсутствие помещений. Дмитрий Галочкин взял этот вопрос на контроль и пообещал совместно с крымской Общественной палатой содействовать в решении вопроса по выделению помещения для Союза журналистов.

Рассказывали журналисты и о своих материалах, на публикацию которых нет реакции власти. Все эти обращения были взяты на карандаш. ПАСМИ в рамках конференции приняло в работу сообщение правозащитника из Ростова Александры Изучеевой , которая защищает интересы журналиста Александра Толмачёва , попавшего в результате своей деятельности в тюрьму. По словам защитника, на Толмачёва завели уголовное дело без единого доказательства, кроме показаний тех лиц, которые были героями его журналистских расследований. ПАСМИ проверит все полученные данные и проведёт собственное журналистское расследование.

Напомним, это не первая подобная история за последнее время. Летом этого года был освобождён из СИЗО Евгений Куракин , журналист из подмосковного Реутова, взятый под стражу по подозрению в мошенничестве. Возбуждение уголовного дела странным образом совпало с выпуском ряда публикаций Куракина о коррупции в городе Реутове и возможных коррупционных связях мэра. После публикаций ПАСМИ журналист был освобождён под залог, а дело вернули в суд первой инстанции. Активную позицию по этому вопросу выразил и секретарь Союза журналистов России, депутат Государственной думы РФ Выступил он и на конференции в Дагомысе.

— Журналистское расследование – трудный и опасный жанр, я журналист со стажем и знаю это по собственному опыту, — признался Резник. – И к сожалению, не всегда журналистское расследование заканчивается реальной помощью обществу.

— Но мы ведь как врачи, — подхватил тему руководитель красноярской рабочей группы . – Все болезни не победить, человека не сделать бессмертным, но это не значит, что нужно перестать бороться.

Главный редактор ПАСМИ , подводя итоги, указал на такую проблему, как отсутствие государственной информационной политики в области противодействия коррупции.

— В антикоррупционном законодательстве не регламентировано должным образом информационное освещение антикоррупционной политики, — прокомментировал Вербицкий. – Поэтому освещение противодействия коррупции в СМИ носит несистемный, хаотичный характер. Акценты делаются на пресечении коррупции: задержаниях, арестах, приговорах. Отсутствуют материалы, направленные на повышение имиджа государственного служащего, престижности государственной службы. Мало материалов, освещающих достижения в антикоррупционной политике, мало положительных примеров. Журналистика централизованно не формирует правовую культуру, не повышает морально-нравственный уровень общества. Без государственной информационной политики в этой области затраченные силы и средства не дадут ожидаемых результатов.


Руководитель общественной организации «Центр противодействия коррупции в органах государственной власти» Виктор Костромин добавил, что необходимо не забывать просветительскую роль СМИ, и важность антикоррупционного просвещения.

Как пояснил секретарь Союза журналистов , после конференции деятельность рабочих групп перейдёт из пробного режима в постоянный. В ходе конференции руководитель группы Анатолий Голубев ответил на все вопросы журналистов, касающиеся алгоритма сотрудничества.


— Это даже не конференция, это рабочая встреча с реальными советами, реальными результатами, — поделились впечатлениями региональные журналисты. – Мы очень рады, что обратили внимание на частные случаи и дали возможность напрямую обратиться к компетентным лицам.

Итогом конференции станет резолюция, куда войдут все предложения региональных журналистов, которые можно в течение месяца направить на почту [email protected].

Мы напоминаем, что обратить внимание на свои журналистские расследования на тему коррупции может любой журналист. Это возможность осветить проблему на федеральном уровне, подключить к работе коллег–журналистов, общественников, правозащитников, напрямую обратиться в органы, принимающее решения, не боясь при этом, что обращение останется без ответа. Как единогласно признали все участники конференции, только, объединившись, журналистское сообщество может показать свою силу. «Надо заканчивать с полумерами, замах орлиный, удар ослиный, это уже не про нас».

Ольга Дружинина

Основная роль СМИ в борьбе с коррупцией - раскрывать обществу факты и тайные механизмы коррупции посредством журналистических расследований, лишая ее благоприятных условий развития, и давать обществу надежду, что наказание – по меньшей мере, гласностью не отвратимо. Для полноценной и всесторонней борьбы с коррупцией СМИ должны стать самостоятельной и сильной «четвертой властью».

Особая миссия СМИ – обеспечение права каждого на свободу выражения мыслей и права общества на получение полной и достоверной информации. Интересы общества должны быть главным приоритетом в работе журналистов. Журналисты должны способствовать реализации прав граждан на получение полной и достоверной социально значимой информации, с учетом различных мнений.

Свобода слова должна принадлежать народу, и обнародование информации не может ставиться в зависимость от чьих либо политических, коммерческих и иных интересов. Редакционные решения должны приниматься без внешнего влияния, а редакция СМИ обязана нести полную ответственность за опубликованные материалы и достоверность излагаемых фактов.

Учредители СМИ обязаны придерживаться принципов гласности в отношении финансирования (собственности) предприятии СМИ и не делать тайны из экономических, финансовых и иных отношений, связанных с обеспечением выхода в свет.

Добровольное принятие и использование в повседневной практике СМИ различных этических кодексов, хартии, меморандумов, декларации и пр.следует только приветствовать. Не должно ли и в законодательном порядке дать им эту независимость, обеспечив невмешательство властей? Не став идеологически свободной и экономически прозрачной, пресса не сможет быть субъектом антикоррупционной борьбы, а будет только инструментом в чьих- либо руках: например, в руках одних коррупционеров против других, как мы это наблюдаем сегодня. А если в настоящее время эта независимость и эта прозрачность невозможны с точки зрения законодательства, то нужно добиваться взаимных обязательств во имя приверженности этим принципам, обязательств добровольно принимаемых на себя учредителями и журналистами.

Выводы могут быть сформулированы в одной фразе: «только профессиональная независимость и экономическая прозрачность СМИ, дополненные журналистической этикой, сделают прессу надежным инструментом общества в борьбе против коррупции, по существу, вырвав средства массовой информации из рук коррупционеров».

Первая угроза независимости СМИ – это угроза монополизации. Остро стоит проблема так называемых аффилированных лиц, настоящих хозяев, которые стоят за редактором или официальным владельцем.

Существует необходимость подготовки проекта закона об экономических отношениях в сфере массовой информации. Речь в нем должна идти о прозрачности рынка СМИ, источников и сумм, использованных для приоберетения СМИ.



В условиях несвободной, экономически несамостоятельной прессы журналистам приходится участвовать в подготовке «заказных статей», скрытой рекламы, в организации событии, которые потом они же сами и описывают, в так называемой «войне компроматов» население чаще всего оказывается дезориентированным. Иными словами, речь идет о том «поводке», на котором держат органы власти, партии. Пресса становится предсказуемой в зависимости от интересов ее владельцев, а те структуры, которым она принадлежит, - заведомо непрозрачными для населения. Приверженность единой для всех журналистов профессиональной этики может значительно сократить возможности для сокрытия коррупции.

Законом РК от 23 июля 1999 г. «О средствах массовой информации» гарантируется свобода слова и прямо запрещается цензура. Эти положения закона воспроизводит ст.20 Конституции РК. Сегодня в стране действительно нет прямой цензуры. Это один из плодов демократизации. Однако на современном этапе не менее опасным фактором стала «самоцензура». Ежедневно журналисты и редакторы в процессе выполнения своих обязанностей подвергают себя опасности. Многие факты коррупции во власти остаются скрытыми вследствие самоцензуры.

Помимо традиционных СМИ, заметными и важными инструментами в процессе коррупции стали новые информационные ресурсы ИНТЕРНЕТ. Очевидными преимуществами сетевых публикации является их опора на многочисленные ссылки, оперативность и доступность в любой точке земного шара.



Некоторые недобросовестные чиновники, занимающие высокое положение в правительстве и государственных учреждениях избегают общения и контактов со СМИ. Эти лица оберегают нормы, оберегающие права СМИ, потому что представляют им защиту от журналистических расследовании.

Например журналисту могут заплатить деньги, чтобы он\она не писали историю, которая разоблачает криминальную деятельность или, наоборот, написали историю, которая восхваляет человека, не заслуживающего этого.

Пришло время, чтобы правительство серьезно оценило роль СМИ как союзника. Правительство должно принять обязательство вкладывать средства в развитие СМИ. СМИ должно способствовать развитию страны и общества.

Правительство должно предпринять следующие меры:

Увеличить ассигнования в сектор СМИ с целью обеспечения их адекватными возможностями;

Закрепить статус СМИ в национальных программах развития;

Поддерживать систему подготовки журналистов;

Поддерживать СМИ посредством налоговых и иных льгот.

СМИ должно занимать ведущую роль в борьбе с коррупцией. Однако имеется множество ограничений в том числе и законодательных, нарушающих право на доступ к информации и право выражения собственного мнения.

В РК до сих пор нет закона о свободе доступа к информации. Тем не менее, необходимость принятия подобного закона ощущается ежедневно. Стандарты для национальных и международных организации ориентированы, в первую очередь, на национальные законодательства о свободе доступа к информации, но равным образом могут применяться в отношении информации, которойи владеют межгосударственные органы, такие как ООН и Европейский союз.

1) Уполномоченные органы по защите прав человека и НПО должны поддерживать тесные и прочные рабочие отношения со СМИ как с партнерами в борьбе с коррупцией;

2) Журналистские расследования должны поощеряться; необходимо специальные программы подготовки, дающие журналистам навыки поиска и ракрытия незаконной деятельности;

3) Необходимы программы, позволяющие людям высказывать озабоченность и мнения по вопросам борьбы скоррупцией и незаконной деятельностью; это позволит поощрить участие граждан в планировании, реализации, оценке программ, нацеленных на восстановлении честности;

4) Владельцы СМИ должны бороться с коррупцией в своем окружении и побуждать свои СМИ бороться с коррупцией

5) Необходимо принять закон о свободе доступа к информации. Эта законодательная база предоставит СМИ право доступа к информации. Сегодня, при отсутствии данного закона, некоторые должностные лица пользуются защитой от СМИ, поскольку относят запрашиваемую информацию к закрытой.

    СМИ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

    А.Е. РУСЕЦКИЙ

    О результатах работы управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции по мониторингу сообщений средств массовой информации, содержащих сведения о правонарушениях коррупционной направленности.

    Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции на постоянной основе проводит работу по мониторингу сообщений средств массовой информации, содержащих сведения о правонарушениях коррупционной направленности.

    В 2015 году в результате этой работы управлением выявлена 71 публикация, содержащая сведения о возможных нарушениях законодательства о противодействии коррупции (в 2014 году - 13).

    В основном эти статьи касались вопросов предполагаемых фактов коррупции со стороны лиц, занимающих должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления; нарушения ими установленных законом запретов и ограничений; коррупционных проявлений при организации и проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и др.

    Указанные публикации направлялись для рассмотрения в прокуратуры субъектов Российской Федерации, Главную военную прокуратуру, а также в другие подразделения центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

    По результатам проведенных проверок изложенные в статьях доводы в подавляющем большинстве подтверждения не находили. Однако имеются и обоснованные публикации, по результатам рассмотрения которых органами прокуратуры принимались меры прокурорского реагирования.

    Например, на портале региональных новостей regnews.ru выявлена статья "Власти Якутии готовы потратить почти 7 миллионов рублей на золотые часы". Указанная публикация направлена для рассмотрения в прокуратуру Республики Саха (Якутия), которой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции.

    Установлено, что в августе 2015 года по итогам открытого электронного аукциона заключен государственный контракт на выполнение работ по изготовлению и поставке мужских и женских наручных золотых часов с ремешком в футляре на общую сумму свыше 5 млн рублей. Данные часы являлись приложением к Грамоте Правительства Республики Саха (Якутия) и Благодарности Правительства Республики Саха (Якутия).

    В части эффективности расходования бюджетных средств нарушений законодательства не установлено.

    Однако в ходе проверки, проведенной прокуратурой Республики Саха (Якутия) с привлечением специалистов Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики, выявлены нарушения ст. 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части нарушения срока размещения заказчиком плана-графика закупок на 2015 год.

    По данному факту в отношении должностного лица Управления делами Главы и Правительства Республики возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 7.30 КоАП РФ (нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), на виновное лицо наложен административный штраф в размере 15 тыс. рублей.

    Кроме того, по результатам антикоррупционной экспертизы Положения о Грамоте Правительства Республики Саха (Якутия) выявлен ряд коррупциогенных факторов.

    Так, пунктом 1 раздела 2 Положения установлен перечень документов, которые должны быть представлены при внесении предложений о награждении граждан Грамотой Правительства Республики Саха (Якутия).

    При этом Положением не определены лица, которые наделены правом внесения ходатайства о награждении граждан Грамотой Правительства Республики Саха (Якутия), не установлен порядок приема ходатайств и прилагающихся к нему документов, не определены сроки представления ходатайств, адрес и структурное подразделение (должностное лицо) Правительства Республики, которое осуществляет прием документов, на основании которых Правительство принимает решение о награждении либо об отклонении ходатайства.

    Пунктом 2 раздела 2 Положения предусмотрено, что вопросы о награждении Грамотой вносятся на рассмотрение Правительства Республики руководителем отдела по государственным наградам и геральдике Администрации Главы Республики и Правительства Республики. При этом установлено право Председателя Правительства Республики на дачу поручения о срочном оформлении Грамоты Правительства Республики Саха (Якутия).

    Также в пункте 2 раздела 2 Положения определено, что несвоевременное или неполное представление указанных документов является основанием для оставления ходатайств о награждении Грамотой без удовлетворения или для возвращения документов на доработку.

    Прокуратурой Республики Саха (Якутия) в адрес Председателя Правительства Республики внесено требование об исключении коррупциогенных факторов из Положения о Грамоте Правительства Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства Республики от 5 марта 2011 года N 92 (в редакции от 25.04.2015).

    Требование рассмотрено и удовлетворено, в Положение о Грамоте Правительства Республики Саха (Якутия) внесены соответствующие изменения и дополнения.

    Также по результатам мониторинга средств массовой информации выявлена публикация "Врачебная тайна. Чиновники региональных минздравов проявляют чудеса смекалки, чтобы скрыть факты несоблюдения ведомствами антикоррупционного законодательства".

    Статья опубликована по материалам Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" и касалась вопросов нарушения законодательства в части опубликования в сети Интернет сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей учреждений здравоохранения ряда регионов России.

    Данная публикация была направлена в прокуратуры Смоленской, Тульской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Воронежской, Кировской, Брянской, Московской, Новгородской, Омской, Сахалинской, Тюменской, Ярославской областей, Республики Карелия, Республики Коми, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов для рассмотрения и возможного осуществления надзорных мероприятий.

    По результатам проведенных проверок меры реагирования приняты органами прокуратуры Ростовской, Пензенской, Тюменской и Смоленской областей, в остальных субъектах Российской Федерации нарушений федерального законодательства не выявлено.

    Так, прокуратурой Ростовской области установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые руководителями областных государственных учреждений здравоохранения в отношении себя и членов семьи, действительно не размещались в сети Интернет.

    Проведенный анализ регионального законодательства показал, что вопреки требованиям Федерального закона "О противодействии коррупции" нормативно не закреплены вопросы, касающиеся срока, объема, порядка и формы размещения в сети Интернет таких сведений, а также не определены ответственные и уполномоченные должностные лица (органов, подразделений и др.).

    В этой связи губернатору области направлено информационное письмо с предложением рассмотреть вопрос о необходимости законодательного урегулирования вопросов, касающихся порядка опубликования сведений о доходах. В настоящее время во исполнение требований прокуратуры разрабатывается проект соответствующего нормативного правового акта.

    В нарушение Федерального закона "О противодействии коррупции" отдельными руководителями учреждений здравоохранения Пензенской области представлены недостоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год, которые были размещены в сети Интернет.

    По данным фактам в Министерство здравоохранения Пензенской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, по результатам рассмотрения которого к дисциплинарной ответственности привлечены четыре главных врача, допустивших указанные нарушения.

    В нарушение федерального законодательства на официальном портале в сети Интернет на момент проверки отсутствовали сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные руководителями учреждений здравоохранения Тюменской области за 2012 и 2013 годы.

    Данные сведения ранее были размещены на сайте, но в результате неправильного толкования сотрудниками департамента здравоохранения области требований законодательства удалялись с портала одновременно с размещением сведений за следующий год. Прокурором Тюменской области директору областного департамента здравоохранения внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

    В настоящее время информация со сведениями о доходах руководителей государственных учреждений здравоохранения области за 2012 и 2013 годы восстановлена.

    Прокуратурой Смоленской области установлено, что вопреки требованиям федерального законодательства на региональном уровне нормативно не урегулированы вопросы относительно определения порядка размещения в сети Интернет сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых руководителями областных государственных учреждений.

    В этой связи в администрацию Смоленской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, по результатам рассмотрения которого требования прокурора удовлетворены. В настоящее время разрабатывается проект соответствующего нормативного правового акта.

    Вопросы, касающиеся хода и результатов проводимых по таким материалам проверочных мероприятий, находятся на постоянном контроле.

    Работа в данном направлении продолжается.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Эффективность политики противодействия коррупции в современную эпоху информационного общества напрямую связана с возрастающей ролью СМИ, освещающих проблемы борьбы с коррупцией и во многом формирующих представления об этом социальном явлении. В условиях информационно-коммуникативной революции плюрализм СМИ (электронных и печатных, традиционных и новых), множественность автономных и разнообразных источников информации, отражающих широкий спектр сложившихся в обществе политических, социальных, экономических, культурных и иных связей, превращают СМИ в наиболее эффективный инструмент общественного контроля за деятельностью органов государственной и муниципальной власти, в том числе - в сфере противодействия коррупции.

В механизме противодействия коррупции СМИ решают следующие основные задачи: 1) информирование граждан об ответственности за участие в коррупционных схемах; 2) создание в обществе атмосферы неприятия и осуждения коррупции во всех проявлениях; 3) придание огласке всех случаев коррупции, в том числе создание открытых списков коррупционных дел, как это происходит в странах Западной Европы и США. С подобными инициативами выступал Минтруд России, предлагая создать реестр компаний, привлеченных к административной ответственности по статье о незаконном вознаграждении должностных лиц, с последующим ограничением их доступа к государственных закупкам, а также сформировать реестр госслужащих, уволенных в связи с утратой доверия; 4) открытая поддержка бизнеса в борьбе с коррупцией и расширение возможностей использования СМИ предпринимателями для отстаивания нарушенных прав и интересов; 5) открытая поддержка государственных решений по борьбе с коррупцией.

В системе современных СМИ наиболее эффективным инструментом общественного контроля являются независимые СМИ и Интернет, которые больше и чаще всех вскрывают факты коррупции, делая их достоянием общественности. Такой огласки боятся в равной степени и госслужащие, и политики, и нечестные бизнесмены. Данный институт гражданского общества может проводить общественные дискуссии по коррупционной проблематике, освещать антикоррупционные действия государства и общества, вести собственные антикоррупционные расследования, показывать и публиковать факты коррупции.

Для независимости СМИ крайне важна их свобода от прямого или косвенного контроля федеральных, региональных и местных властей. Необходимым условием этого является то, что печатные СМИ - как федеральные, так и региональные и местные (кроме чисто служебных вестников и армейской печати) - не должны находиться во владении, прямом или косвенном любых органов власти. Это способствует формированию конкурентной информационной среды и приобщению к ней различных социальных групп. Другим необходимым условием является прозрачность финансирования СМИ. Это позволит создать в данной сфере систему гражданского контроля. Дело в том, что СМИ подвержены коррупционному воздействию извне. Одной из форм коррупционного воздействия на СМИ является выплата «гонораров» за не публикацию материалов, которые разоблачают коррупционеров. В целях обеспечения независимости СМИ и защиты их от подобного коррупционного воздействия Правительство РФ в 2014 г. выделило 36 млрд руб.

Следует отметить издержки процесса коммерциализации СМИ, которые часто в погоне за сенсацией тиражируют известный набор стереотипов в восприятии коррупции и приучают к ним население. Действительно, основная масса граждан делает выводы о состоянии проблемы коррупции исходя из доминирующих стереотипов, сообщений СМИ, рассказов друзей, знакомых, а также из слухов и сплетен. Например, устойчивым стереотипом является мнение о том, что чем выше уровень власти, тем больше она коррумпирована, хотя это не всегда соответствует реальности. Тема коррупции может выпадать из перечня актуальных проблем граждан, что может являться, по мнению социологов, следствием информационного насыщения граждан материалами СМИ, посвященными этой теме. Следует отметить, что на протяжении последних пяти лет тема коррупции являлась одной из основных в центральных СМИ, что могло вызвать ощущение усталости у населения от сведений по данной теме .

Кроме того, распространение негативного мнения граждан относительно уровня коррумпированности органов государственной власти часто мешает объективно оценить работу в этой сфере. Так, по результатам мониторинга, большинство москвичей не устраивает то, какими методами Правительство Москвы ведет борьбу с коррупцией в столичном мегаполисе, а значительная часть опрошенных вообще ничего не знает о таких мерах. Более 80% жителей столицы, ответивших на вопросы мониторинга, либо не информированы по данной теме, либо их не устраивают меры, принимаемые в рамках борьбы с коррупцией. Предложение «карать строгими мерами - и сразу не давать опомниться» нашло поддержку у 17% россиян; идея не только посадить за решетку, но и конфисковать имущество у преступника и даже у его родственников - у 15%; проводить больше проверок среди власти и среди высокопоставленных лиц предлагали 12% . Кроме того, среди эффективных мер борьбы с коррупцией респонденты называют: ужесточить законодательство, повысить уровень жизни людей и степень их гражданской сознательности, увольнять нечистых на руку чиновников со всех постов и освещать такие случаи в СМИ.

В условиях революционных сдвигов в сфере коммуникационных технологий и распространения информации возрастает роль электронных СМИ, освещающих проблемы борьбы с коррупцией, прежде всего Интернета. Решением задач по информированию граждан и формированию у них культуры нулевой терпимости к коррупции в сети Интернет занимаются как независимые, так и официально зарегистрированные СМИ. Кроме того, на просторах российского Интернета появляются специализированные сайты, нацеленные на борьбу с коррупцией.

Известность получили проекты «Фонд борьбы с коррупцией» , основанный оппозиционным политическим деятелем А. Навальным. Проект Фонда «РосПил» нацелен на контроль расходования бюджетных средств в сфере государственных и муниципальных закупок, а также закупок госкомпаний. Проект полностью финансируется за счет добровольных пожертвований граждан, т.е. с применением краудфандинга (от англ, crowd - толпа, funding - финансирование), предполагающего коллективное сотрудничество людей (доноров), объединяющих свои ресурсы для поддержания проектов других людей или организаций (реципиентов). За время своей работы «РосПил» собрал более 10 млн руб. Авторы проекта утверждают, что сумма контрактов, по которым удалось пресечь нарушения закона за время работы проекта, превышает 59 млрд руб. Вместе с тем, объективность подобных оценок сомнительна, так как российские оппозиционные лидеры в своей «борьбе» с коррупционерами больше заинтересованы в зарабатывании популярности на громких разоблачениях. При этом репутация самих оппозиционеров зачастую страдает от скандалов с обнаружением коррупционеров в их рядах.

Другой аналогичный ресурс - Интернет-проект «За честные закупки» , реализуемый при поддержке Общероссийского народного фронта (ОНФ). Сайт представляет собой открытую сеть для борьбы с коррупцией и неэффективным использованием бюджетных средств в сфере государственных закупок и закупок госкомпаний. В разделе «wiki-тыринг» нарушения и ухищрения при закупках рассматриваются в разрезе положений Федеральных законов «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Создатели независимого интернет-ресурса «Все о коррупции в России» рассматривают информационную открытость как один из важнейших факторов борьбы с коррупцией. Редакция ставит своей целью всестороннее освещение коррупционной деятельности в нашей стране, проводит анализ современного, в том числе зарубежного опыта борьбы с коррупцией (см. Приложение 1).

Одним из специализированных СМИ, освещающим политику противодействия коррупции в России и за рубежом, является «Первое антикоррупционное СМИ» , учрежденное Межрегиональной общественной организацией содействия совершенствованию государственного управления и антикоррупционной политики «Содействие» (МОО «Содействие»). Первое антикоррупционное СМИ реализует следующие задачи: 1) защита прав и интересов граждан, организаций и государства, нарушенных противоправными или некомпетентными действиями должностных лиц; 2) проведение журналистских расследований и придание публичности фактов коррупции; 3) информационная поддержка предпринимателей и правоохранительных органов по вопросам предупреждения и пресечения коррупции; 4) выстраивание коммуникаций между представителями государства, бизнеса и общества;

5) привлечение экспертов из различных сфер для создания медиа площадки, способной стать действенным инструментом общественного контроля и формирования адекватного общественного мнения относительно коррупции; 6) контроль деятельности федеральных и региональных чиновников (в части реализации антикоррупционной политики) путем их оценки экспертным и гражданским сообществом.

Регулярные исследования публикаций о коррупции в СМИ проводит аналитический центр компании «Публичная библиотека» . Анализ проводится по федеральным и региональным печатным СМИ, интернет-изданиям из фондов интернет-библиотеки СМИ компании (более 12 тыс. изданий). Так, исследования public.ru за период с января по июнь 2014 г. позволили выявить постоянный рост среднего размера взятки . Начиная с 2008 г. средняя сумма взятки увеличилась в 16 раз (с 9000 до 145 тыс. руб.). В 2013 г. все преступления коррупционной направленности в России (их было зарегистрировано 38 600), причинили ущерб национальной экономике в сумме более чем 21 млрд руб.

Согласно рейтингу «антикоррупционной» открытости в 2014 г. по федеральным округам РФ лидирующие позиции по числу публикаций коррупционной тематики заняли Приволжский (12 606) и Центральный (12 216), Сибирский (7873), Уральский (7084), Северо-Западный (5393), Южный (5045), Дальневосточный (4793), Северо-Кавказский (4269) федеральные округа. Рейтинг «антикоррупционной» открытости по регионам Российской Федерации в 2014 г. выглядел следующим образом: Челябинская область - 2570, Республика Татарстан - 2105, Волгоградская область - 2054, Свердловская область - 1914, Кировская область - 1579, Московская область - 1564, Нижегородская область - 1492, Новосибирская область - 1411, Тверская область - 1407, Ярославская область - 1317, Астраханская область - 1263, Воронежская область -1234, Приморский край - 1192, Ставропольский край - 1188, Республика Дагестан - 1172, Иркутская область - 1145, Тюменская область - 1121, Пермский край - 1097, Красноярский край - 1079, Саратовская область - 1049, Самарская область - 1030".

Самым упоминаемым в СМИ регионом стала Челябинская область благодаря следующим участникам коррупционных скандалов: 1) сенатор Совета Федерации Челябинской области Константин Цыбко (получение взятки в 28 млн руб.); 2) экс-министр спорта Челябинской области Юрий Серебренников; 3) начальник управления спортом администрации Челябинска Евгения Иванова;

4) бывший глава Троицка Виктор Щекотов; 5) бывший вице-губернатор Челябинской области Виктор Тимашов; 6) совладелец Челябинского трубопрокатного завода Андрей Комаров; 7) сотрудники Росимущества, УФМС, должностные лица медучреждений, правоохранительных органов и директора двух лицеев. Медиа-анализ Челябинского региона показал и серьезные результаты антикоррупционной работы, что говорит об информационной открытости региона, активном сотрудничестве региональной пресс-службы МВД России и СМИ.

0 случаях коррупции коснулись сотрудников Минтруда Татарстана, республиканского управления МЧС России, ФНС России и председателя общественной организации «Антикоррупционный комитет Республики Татарстан». Среди публикаций заслуживают внимания материалы о создании общественных советов при органах власти, конкурс видеороликов «Коррупция в объективе», а также введение обязательной проверки на детекторе лжи для кандидатов на вакансии заведующих казанскими детсадами.

В Волгоградской области, занявшей третье место в рейтинге, отмечены случаи, когда коррупционеры получали реальные уголовные сроки и штрафы: 1) Павел Крупнов, заместитель председателя правительства Волгоградской области (получение взятки в сумме 17 млн руб.) - семь лет лишения свободы в колонии строго режима; 2) Евгений Большаков, сотрудник регионального управления Росимущества - 9,5 лет колонии; 3) Сергей Капа-надзе, председатель комитета по строительству администрации

Волгограда - 7,5 лет лишения свободы в колонии строгого режима и штраф в размере 700 тыс. руб.; 4) Вадим Черных, глава Ахтубин-ского сельского поселения Среднеахтубинского района - семь лет лишения свободы в колонии строгого режима и штраф в размере 12 млн руб.

Предпринятое в рамках либерализации уголовного права по инициативе тогдашнего Президента РФ Д. Медведева увеличение штрафов вместо уголовного преследования за взятки, привело к значительному росту средней суммы взятки («компенсация» возросших рисков), а проблема уплаты коррупционерами назначенных судами штрафов с каждым годом становится масштабнее. Эта инициатива с треском провалилась, поскольку осужденные за взятки моментально превращались в банкротов, и переставали выплачивать присужденные им штрафы.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов