Общая продолжительность допроса несовершеннолетнего составляет. Особенности допроса несовершеннолетних обвиняемых подозреваемы

08.07.2020

Общие положения об особенностях допроса несовершеннолетних. Особенности допросов несовершеннолетних связаны с наличием специфических черт их психологии. Процессуальный порядок и тактические правила допроса несовершеннолетних обеспечивают нейтрализацию тех психологических черт, которые могут воспрепятствовать получению полных и правдивых показаний и, наоборот, использование допрашивающим черт, облегчающих получение таких показаний.

Применительно к допросу речь идет о меньшем, чем у взрослых, объеме знаний и опыта; меньшей способности к сосредоточенному вниманию; повышенной внушаемости; меньшем развитии аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденции к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональности суждений и действий. В частности, дети и подростки уступают взрослым в способности охватить событие в целом, нередко обращают внимание лишь на детали, характеризующие внешнюю сторону события. Они чаще, чем взрослые допускают ошибки при определении расстояний, отрезков времени, последовательности действий и событий. Несовершеннолетний может использовать при даче показаний употребляемые взрослыми понятия и термины, искажая их действительное значение или не понимая смысловых оттенков, подтвердить предложенные допрашивающим формулировки, стесняясь попросить разъяснить их.

Исходя из вышеуказанных особенностей, законодатель предусмотрел особые процессуальные правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, которые заключаются в следующем. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого.

Тактика допроса несовершеннолетнего подозреваемого разрабатывается с учетом следующих факторов:

Несовершеннолетний подозреваемый появляется на первоначальном этапе расследования, когда следователь не располагает достаточными данными о его причастности к расследуемому событию;

допрос подозреваемого является неотложным следственным действием, в связи с чем следователь не имеет достаточного времени на его подготовку; подросток эмоционально возбужден, его угнетает непривычность обстановки.

В связи с этим целесообразно осуществлять вызов несовершеннолетнего подозреваемого через посыльного или направлением телефонограммы по месту учебы, работы, жительства, причем должностное лицо, которому направляется телефонограмма или к которому обращается посыльный, желательно предупредить о неразглашении в коллективе факта и оснований вызова несовершеннолетнего на допрос. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого должен производиться в кабинете следователя. Данное место, а также порядок допроса должны побудить его к отчетливому осознанию своего положения в деле и того, что речь идет не о педагогической беседе, а о допросе по уголовному делу. Первый допрос должен быть детальным и касаться не только обстоятельств преступления, в совершении которого подозревается подросток, но и условий его жизни и воспитания, ближайшего окружения, потребностей и интересов. Чем больше у следователя будет объективных данных о подростке, его поведении и связях на первом допросе, тем быстрее будет раскрыто преступление и выявлены обстоятельства, способствующие его совершению.

Свободный рассказ несовершеннолетнего обычно фрагментарен и недостаточно конкретен. В ходе рассказа подросток часто следует не ходу события, а возникшим ассоциациям. Однако допрашиваемого нельзя торопить, обрывать, досказывать за него. Упорядочение и пополнение полученных в этой стадии допроса сведений лучше проводить после ее окончания. Важное значение при допросе несовершеннолетних подозреваемых приобретает вопрос о нейтрализации круговой поруки и нежелания выдать соучастников преступления. В силу психологических особенностей подросткового возраста некоторым несовершеннолетним импонирует такое поведение. Тактика допроса таких подростков должна предусматривать детализацию показаний, сопровождение допроса проверкой показаний на месте, разъяснение несовершеннолетнему истинного смысла и содержания чувства дружбы и товарищества, не имеющего ничего общего с круговой порукой. Немаловажное значение при допросе несовершеннолетнего подозреваемого имеет показ следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления, ни в коем случае не прибегая к обману или внушению. В подобных случаях следователю целесообразно держать себя уверенно, вопросы задавать в логической последовательности, использовать при допросе достоверно установленные факты, на вопросы и реплики подозреваемого давать такие ответы, которые допускали бы многозначное толкование. Вместе с тем, этот психологический прием допроса надо применять с большой осторожностью, чтобы у допрашиваемого не создалось впечатления об обмане или введении его в заблуждение. При допросе несовершеннолетнего подозреваемого доказательства, как правило, не приводятся, так как чаще всего следователь к этому времени не располагает замкнутой цепью улик, а разрозненные доказательства неубедительны. В подобных случаях несовершеннолетнему нужно разъяснить значение и правовые последствия чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления. Для получения правдивых показаний можно использовать и положительные личные качества несовершеннолетнего. Но следует сразу же заметить, что неумело построенный допрос может привести к самооговору. Задача следователя состоит в том, чтобы, не обращаясь к материалам дела и не оперируя никакими обстоятельствами совершенного преступления, попытаться воздействовать на сознание несовершеннолетнего и побудить его к раскаянию. В случае отрицания своей причастности к совершенному преступлению необходимо детально выяснить, где находился подросток в момент совершения преступления. Изучение следственной практики показывает, что несовершеннолетние правонарушители заранее не подготавливают доказательства своего алиби, поэтому детальный допрос о времени и месте нахождения в момент совершения преступления и сопоставления полученных данных с другими материалами дела выявляют полную несостоятельность объяснений несовершеннолетнего в случае дачи им ложных показаний. В целях установления психологического контакта для участия в допросе может быть приглашен педагог, обучающий подростка и пользующийся у него уважением. Приглашать родителей или заменяющих их лиц для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, как правило, нецелесообразно: нередко они пытаются помешать ходу следствия, влияя на допрашиваемого. Последний в большинстве случаев испытывает в их присутствии стыд, отвлекается от задаваемых вопросов для того, чтобы следить за их реакцией.

В ходе допроса особое внимание следует уделить также разграничению формы и степени участия в содеянном каждого из лиц, проходящих по делу (нередко по групповым делам в показаниях всех несовершеннолетних обвиняемых повторяются аналогичные формулировки - «мы шли», «мы напали» и тому подобные). Если изучение личности при подготовке к допросу несовершеннолетнего подозреваемого было ограничено недостатком времени и более узкими задачами, которые решаются при допросе, то при подготовке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого личность подростка, путем использования тех же источников информации, должны быть изучена всесторонне. В плане допроса следует предусмотреть обстоятельства, подлежащие выяснению, и вопросы, которые необходимо поставить перед несовершеннолетним, с учетом его позиции по отношению к предъявленному обвинению. После оглашения постановления о привлечении в качестве обвиняемого не следует сразу же выяснять у подростка, признает ли он себя виновным в предъявленном обвинении или нет. Такой вопрос может негативно повлиять на весь ход следствия. Подросток может замкнуться, сразу признав себя виновным, или дать ложные показания, оговорив себя. После предъявления обвинения предпочтителен свободный рассказ несовершеннолетнего, который не рекомендуется прерывать. Тактика дальнейшего допроса зависит от позиции несовершеннолетнего по отношению к предъявленному обвинению. Не рекомендуется требовать от раскаявшегося подростка, чтобы он сразу же во всех деталях рассказал о наиболее жестоких и циничных действиях.

При допросе в конфликтных ситуациях, когда несовершеннолетний отрицает причастность к совершенному преступлению, кроме тех тактических приемов, которые были рекомендованы при допросе несовершеннолетних подозреваемых, целесообразно использовать также следующие:

  • - предъявление в определенной последовательности собранных в процессе расследования доказательств. Их лучше использовать в нарастающем порядке, но в логической последовательности и без разрыва во времени. Предъявленные доказательства не должны представлять сложную систему улик, так как несовершеннолетний может в них не разобраться. Значение каждого из предъявленных доказательств несовершеннолетнему нужно разъяснить;
  • - в процессе допроса несовершеннолетнему можно предъявить только факты, непосредственно уличающие его в совершении преступления. Не рекомендуется доводить до его сведения фактические данные, которые непосредственно не уличают подростка, а раскрывают механизм преступления. В определенной ситуации этой информацией несовершеннолетний может воспользоваться, решив признаться в преступлении, которого он не совершал;
  • - допущение легенды. Такой тактический прием допустим, если следователь располагает достаточными доказательствами для опровержения ложных показаний обвиняемого. Эффективность этого тактического приема заключается в том, что он убедит несовершеннолетнего в недопустимости ложных показаний и по другим вопросам;
  • - психологический эффект внезапности можно применять в зависимости от возраста допрашиваемого и характера доказательств, которыми располагает следователь; разъяснить значение чистосердечного раскаяния и активного способствования раскрытию преступления как смягчающего вину обстоятельства. Для участия в допросе может быть приглашен педагог или специалист в области детской и юношеской психологии.

Успех установления обстоятельств , подлежащих доказыванию по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, во много зависит от умелого проведения следственных действий, среди которых центральное место занимает допрос, являющийся одним из главных средств получения доказательств.

Результативность допросов во многом определяется неукоснительным соблюдением процессуальных норм и умелым использованием следователем (дознавателем) тактических приемов производства этого следственного действия, особенно при допросе несовершеннолетних.

При производстве по уголовным делам о преступлениях несо-вершеннолетних в основном применяются общие правила допроса, однако в соответствии со ст. 424, 425 УПК РФ предусматривается особый порядок вызова на допрос и допроса несовершеннолетнего по-дозреваемого, обвиняемого.

В соответствии со ст. 424 УПК Российской Федерации вызов несовер-шеннолетнего подозреваемого, обвиняемого,не находящегося под стра-жей, к дознавателю производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних — через администрацию этого учреждения.

Смысл данной нормы в том, чтобы реально обеспечить, с одной сторо-ны, право несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого на презумп-цию невиновности , избежать причинения ему вреда из-за ненужной огласки факта привлечения его к уголовной ответственности, а с другой - право на присутствие родителей (законных представителей) на всех этапах уголов-ного судопроизводства в интересах несовершеннолетнего.

Одновременно данный порядок вызова обязывает законного представителя или должност-ных лиц, на которых возложены обязанности обеспечить присмотр за над-лежащим поведением и явку не находящегося под стражей обвиняемого (подозреваемого) явиться к должностному лицу, осуществляющему произ-водство по делу, а самого несовершеннолетнего - для участия в выполне-нии следственных и иных процессуальных действий.

Требования ст. 424 УПК РФ распространяются на несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, не достигших к моменту производства соот-ветствующего процессуального действия восемнадцатилетнего возраста, на лиц, осуществляющих функции законного представителя, а также на адми-нистрацию специализированных учреждений, в которых содержится несо-вершеннолетний подозреваемый (обвиняемый).

Не находящийся под стражей несовершеннолетний подозреваемый, об-виняемый вызывается к дознавателю повесткой, в которой указывается: к кому, по какому делу, по какому адресу, в какой день и час он должен явиться; обязанность законного представителя обеспечить его явку и по-следствия неявки без уважительных причин самого обвиняемого или по-дозреваемого (применение мер процессуального принуждения, предусмот-ренных гл. 14 УПК РФ, изменение меры пресечения на более строгую), а также законного представителя, если он вызывается этой же повесткой.


Повестка должна быть вручена непосредственно лицам, перечисленным в ст. 424 УПК РФ, передача ее иным лицам (как, например, при вызове сви-детеля в соответствии с ч. 2 ст. 188 УПК РФ) либо самому несовершенно-летнему подозреваемому, обвиняемому без ведома его законного предста-вителя не допускается.

Производство следственных и иных процессуальных действий с участи-ем несовершеннолетнего подозреваемого в ночное время (с 22 до 6 часов по местному времени) не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства (когда необходимость в этом связана с неотложностью про-ведения следственных действий по закреплению следов только что совер-шенного преступления).

Вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, содержаще-гося в специализированном учреждении для несовершеннолетних, осуще-ствляется через администрацию этого учреждения повесткой или с помо-щью средств связи (телефонограммой, телеграммой, факсимильным сооб-щением, электронной почтой и т.п.).

Порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемо-горегламентирован ст. 425 УПК РФ и предусматривает ряд ограничений и дополнительных условий в сравнении с правилами допроса взрослого лица, содержащимися в ст. 46, 47, 76, 77, 164, 173-174, 187-190 УПК РФ. Особые процессуальные правила допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого установлены с целью максимально обеспечить охрану прав и законных интересов процессуально недееспособных лиц, в том числе огра-дить несовершеннолетнего от неправомерных действий должностных лиц, производящих допрос, а также с целью обеспечить достоверность показа-ний об обстоятельствах, подлежащих доказыванию, сохранить юридиче-скую силу доказательств, полученных при допросе, и избежать возможно-сти признания их недопустимыми. Важной задачей рассматриваемой нор-мы закона является также создание психологически комфортных условий для допроса.

Процессуальные особенности допроса несовершеннолетнего подозре-ваемого, обвиняемого, предусмотренные ст. 425-426 УПК РФ, заключаются в следующем:

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого , обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более
4 часов в день. При этом допрос должен быть прерван в любой момент, ес-ли его продолжение может угрожать жизни или здоровью допрашиваемого.
Обстоятельства, послужившие основанием для прекращения допроса,
должны быть удостоверены в протоколе допроса по правилам, установлен-ным в ст. 167 УПК РФ. При наличии медицинских показаний дознаватель
должен установить продолжительность допроса, руководствуясь заключе-нием врача (ст. 187 УПК РФ)

2. Участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого является обязательным в соответствии с требованием п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ. Дознаватель обязан обеспечить участие защитника по своей инициативе, независимо от волеизъявления несовершеннолетнего подозре-ваемого, обвиняемого. Его отказ от защитника необязателен для дознавате-ля, прокурора и суда (ч. 2 ст. 52 УПК РФ). Показания несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, данные при допросе в стадии досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, относятся к не- допустимым доказательствам, они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказыва-ния любого из обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу (ст. 73 УПК РФ).

В ходе допроса защитник вправе задавать несовершеннолетнему подоз-реваемому, обвиняемому вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать подлежащие внесению в протокол замечания о пра-вильности и полноте сделанных в нем записей. В соответствии с положе-ниями ст. 166-167 УПК РФ защитник обязан подписать протокол допроса подозреваемого, обвиняемого, а в случае, если последний отказывается подписать его или не может сделать это в силу физических недостатков, а также по состоянию здоровья — удостоверить факт отказа от подписания или невозможности подписания протокола допроса своей подписью.

3. Важной особенностью допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, непосредственно влияющей на допустимость полученных показаний в качестве доказательств, является участие педагога или психолога.

Дознаватель обязан обеспечить участие педагога или психолога в до-просе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.

Участвуя в допросе несовершеннолетнего обвиняемого или подозревае-мого, педагог или психолог не заменяет защитника, а выступает в качестве специалиста. Его роль - использование данных педагогики или психологии при подготовке, проведении допроса и фиксации показаний подозреваемо-го. Педагог или психолог призван способствовать созданию нормальной обстановки допроса, установлению контакта с несовершеннолетним, поста-новке корректных с точки зрения педагогики и психологии вопросов, пра-вильности и полноте записи показаний допрашиваемого в протоколе.

В этих целях педагог или психолог наделяются определенными правами, пре-дусмотренными ч. 5 ст. 425 УПК РФ, которые должны быть разъяснены ему до начала допроса:

Задавать с разрешения прокурора, следователя, дознавателя вопросы не-совершеннолетнему (при этом дознаватель должен обратить внимание данного специалиста на недопустимость постановки наводящих вопросов);

Знакомиться по окончании допроса с протоколом показаний и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

Кроме того, педагог или психолог должны сделать свой вывод о пра-вильности ведения допроса с точки зрения педагогики и психологии.

О разъяснении этих и других прав , а также обязанностей специалиста, предусмотренных ст. 58 УПК РФ, делается соответствующая отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью педагога или психолога.

Поводом для участия педагога или психолога в допросе несовершенно-летнего подозреваемого, обвиняемого в указанных в ч. 3 ст. 425 УПК РФ случаях является ходатайство защитника либо инициатива самого дознавателя.

Закон прямо не указывает , в каких случаях для участия в допросе несо-вершеннолетних подозреваемых, обвиняемых вызывается педагог, а в ка-ких - психолог. Решение об этом принимает по своему усмотрению лицо, производящее допрос. При этом важно, чтобы соответствующий педагог или психолог обладал специальными познаниями в области детской или юношеской психологии и имел опыт работы по обучению и воспитанию несовершеннолетних именно такого возраста и с именно такими отклоне-ниями в психическом здоровье или психическом развитии (например, педа-гог общих или специализированных школ, дефектолог, сурдопедагог и т.п.).

Выяснение компетентности специалиста в данном случае особенно важно для обеспечения допустимости доказательственной информации, получен-ной при допросе, так как сведения о педагоге или психологе, участвовав-шем в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе предварительного расследования, а также результаты его участия могут быть использованы сторонами и судом при допросе и оценке показаний несовершеннолетнего в суде. Соответственно при повторных и дополни-тельных допросах желательно обеспечить участие того же педагога или психолога, который участвовал в первом допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

К участвующему в допросе несовершеннолетнего педагогу или психо-логу относятся требования, установленные ст. 71 УПК РФ. Поскольку к участию в производстве по уголовному делу в качестве специалиста не должны привлекаться лица, заинтересованные в его исходе, не могут участ-вовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, на-пример, педагоги, ответственные за его воспитание (классный руководи-тель, воспитатель, директор школы), тем более, если у них были конфликты с несовершеннолетним или его родителями. С тактических позиций также оправданным бывает приглашение для участия в допросе специалиста, не знакомого несовершеннолетнему, которого он меньше стесняется и в при-сутствии которого может быть более откровенным.

В связи с указанными обстоятельствами до начала допроса дознавателю необходимо ознакомить педагога или психолога с обстоятельствами дела, которые имеют значение для допроса, выяснить, нет ли причин, которые препятствуют его участию в допросе, разъяснить основания и порядок от-вода специалиста.

4) В соответствии с пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 426 УПК РФ в допросе несовер-шеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе также участвовать его законный представитель. Хотя данный субъект уголовного процесса не ука-зан в числе обязательных участников допроса, названных в ст. 425, в связи с чем дознаватель не обязан обеспечивать его участие в данном следствен-ном действии во всех случаях, в то же время никто не может ограничить право законного представителя на участие в допросе, если он заявит об этом ходатайство.

При этом законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого имеет право лишь знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания по поводу правильности и полно-ты сделанных в нем записей. Задавать допрашиваемому лицу вопросы и требовать занесения их в протокол законный представитель не вправе. Как и защитник, он обязан подписать протокол допроса подозреваемого, обви-няемого, а в случае, если последний отказывается подписать его или не мо-жет сделать это в силу физических недостатков или по состоянию здоро-вья - удостоверить факт отказа от подписания либо невозможности подпи-сания протокола допроса своей подписью.

Аналогичные особенности , связанные с участием в следственных дейст-виях защитника, педагога (психолога) и законного представителя, имеет также порядок проведения очной ставки и проверки показаний на месте несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и сви-детеля.

Кроме того, защитник несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняе-мого должен принимать участие во всех следственных и иных процессу-альных действиях, проводимых с его подзащитным, реализуя в полном объеме полномочия, предоставленные ст. 53 УПК Российской Федерации. При этом задавать вопросы участникам следственного действия защитник может только с разрешения дознавателя; по окончании следственного дей-ствия защитник вправе знакомиться с протоколом, делать подлежащие за-несению в протокол замечания о его дополнении и уточнении.

В отличие от защитника законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого вправе с разрешения дознавателя участвовать только в следственных действиях, проводимых с участием представляемого лица и его защитника. Права законного представителя в этом случае огра-ничиваются лишь возможностью знакомиться с протоколами соответст-вующих следственных действий и делать письменные замечания о пра-вильности и полноте сделанных в них записей.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого обусловлен следующей спецификой: меньшим, чем у взрослых, объемом знаний и жизненного опыта; слабой способностью к сосредоточенному вниманию; повышенной внушаемостью; тенденцией к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональностью суждений и действий.

Эти моменты следователь должен учитывать при подготовке к допросу несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых.

При подготовке к допросу несовершеннолетнего необходимо получить информацию о личности обвиняемого. К моменту предъявления обвинения об этом должны быть допрошены родители, классный руководитель, другие учителя, а если подросток работает, то и коллеги по работе.

Следует приобщить к материалам дела развернутые письменные характеристики с места учебы, работы, жительства, а также из комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних.

В УПК РФ существенным образом изменилась законодательная регламентация допроса несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых): определена его продолжительность. Допрос несовершеннолетнего ограничен четырьмя часами в день, при этом обязателен перерыв после первых двух часов допроса.

Предусмотрены обязательное участие в допросе защитника, а также урегулированы его права в рамках проведения данного следственного действия. Признано обязательным участие педагога или психолога в допросе обвиняемого (подозреваемого), не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Кроме того, в допросе вправе участвовать и законный представитель.

Анализ обновленных правил производства допроса, представил нам возможность обосновать предложения по изменению процедуры его проведения:

а) необходимо установить перерыв продолжительностью не менее чем на два часа при допросе несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых;

б) запретить допрос несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых в ночное время;

в) целесообразно уточнить порядок привлечения к допросу несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых защитника, психолога, педагога, законного представителя.

Подводя итоги данного параграфа, отметим, что в процедуру допроса, на наш взгляд, необходимо внести следующие изменения:

1. Необходимо исключить одновременное участие в допросе защитника, педагога или психолога, законного представителя.

2. Зафиксировать продолжительность перерыва при допросе не менее чем два часа, даже при отказе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого от отдыха и еды.

3. Предоставить право выбора несовершеннолетнему обвиняемому законного представителя для участия в уголовном судопроизводстве.

4. При допросе несовершеннолетнего обвиняемого приоритет участия в этом следственном действии необходимо отдать именно психологу, а не педагогу. При этом под психологом, по мнению Михальчук Ю.П., с которым мы согласны, следует понимать лицо, имеющее высшее психологическое образование, со специализацией в области детской, подростковой, юношеской психологии, а стаж работы по специальности не менее 5 лет .

(Скичко О. Ю.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2011, N 1)

ПРОБЛЕМЫ ПРОТОКОЛИРОВАНИЯ ПОКАЗАНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

О. Ю. СКИЧКО

Скичко О. Ю., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского областного института управления и права, кандидат юридических наук.

Фактические данные, содержащиеся в свидетельских показаниях несовершеннолетних, становятся доказательствами по уголовным делам только после их фиксации в установленной законом форме. Процессуальное оформление хода и результатов допроса свидетелей и потерпевших, не достигших 18 лет, имеет свои особенности, причем в большей степени это касается фиксации показаний малолетних. При составлении протоколов их допроса значение требования ч. 2 ст. 190 УПК РФ о полноте и точности фиксации свидетельских показаний (они «записываются от первого лица и по возможности дословно») особенно велико. Свидетельские показания детей нередко своеобразны по форме: они отрывочны, расплывчаты, ответы даются не всегда в плане поставленных вопросов, отдельные слова употребляются не в их общепринятом значении, некоторая часть информации передается ребенком не в речевой форме, а посредством жестов, мимики, интонации. Все это создает предпосылки для многозначного толкования высказываний детей. «Истинный смысл сообщения ребенка иногда открывается только после тщательного обдумывания и анализа его показаний» <1>. Так, например, по делу о похищении ребенка с целью получения выкупа потерпевший (5-летний Н.) показал, что встречавшийся с похитителями мужчина (возможный организатор преступления — по одной из версий следствия) «из «Матрицы». Этим ограничилось все описание интересующего следствие лица. Как оказалось, упомянутый мужчина в день, когда его видел потерпевший, был одет в черный длинный кожаный плащ, а также на нем были черные очки характерной формы. К тому же он брил голову наголо. Внешний вид мужчины, по-видимому, ассоциировался у мальчика исключительно с героем популярного фильма «Матрица», что и определило его показания. ——————————— <1> Коченов М. М., Осипова Н. Р. Психология допроса малолетних свидетелей: Методическое пособие. М., 1984. С. 28.

В свое время в литературе было высказано заслуживающее внимания мнение, что при допросе малолетних следует составлять не протокол, а справку, подписанную всеми участниками допроса: «…протокол допроса, написанный в первом лице от имени ребенка 3 — 6 лет, при всем старании следователя воспроизвести сказанное им, выглядит неубедительно, а подчас даже просто нелепо. Справка же, составленная от имени следователя и лиц, участвовавших в допросе (например, воспитателя детского сада, матери и др.), не только может достаточно полно и четко отразить содержание рассказа ребенка, но и позволит составить впечатление об обстановке на допросе, о характере предшествующей допросу беседы, о существе задаваемых вопросов и т. д.» <2>. ——————————— <2> Гуковская Н. И., Долгова А. И., Миньковский Г. М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М.: Юридическая литература, 1974. С. 112.

Еще одним аргументом сторонников указанной позиции явилось то, что, по существу, допрос малолетнего — это беседа, в которой наряду со следователем и при его руководящей роли участвуют и другие лица (мать ребенка, воспитатель детского учреждения, детский психолог). Малолетнему не сообщается цель вызова к следователю, не разъясняются процессуальные права, не предлагается рассказать «известные по делу факты» и т. д. «Составление справки о беседе с ребенком наиболее точно соответствует, таким образом, фактическому характеру получаемой информации» <3>. ——————————— <3> Там же. С. 113.

Однако допрос должен заканчиваться не справкой (актом), а протоколом допроса в соответствии с положениями уголовно-процессуального закона. Другое дело, что в анкетной части должны опускаться ответы на вопросы, которые не соответствуют возрастному статусу малолетнего. С. В. Матвеев, рассмотрев существующие в юридической литературе мнения о том, что протокол допроса как основное средство фиксации показаний несовершеннолетних (в том числе малолетних) участников процесса не в полной мере отражает особенности получения показаний этих участников уголовного судопроизводства, пришел к верному, на наш взгляд, выводу: широкое привлечение к участию в допросе указанной категории лиц психологов, педагогов, законных представителей, близких родственников в значительной мере позволяет учитывать особенности их показаний и оформлять их именно протоколом допроса <4>. ——————————— <4> См.: Матвеев С. В. Получение информации от несовершеннолетних, ее оценка и использование в уголовно-процессуальном доказывании: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. С. 21.

Подобной точки зрения придерживаются М. М. Коченов и Н. Р. Осипова, считающие, что независимо от возраста ребенка и особенностей речевой формы сообщения любые его показания о фактах, имеющих значение для органов следствия, полученные с соблюдением требований закона, могут быть оформлены протоколом допроса, включены в число доказательств и в дальнейшем оцениваться наравне с другими доказательствами <5>. Таким образом, все высказывания ребенка об интересующих правоохранительные органы событиях, даже самые краткие или отдаленно связанные с ними, должны быть дословно, без искажений внесены в протокол. ——————————— <5> См.: Коченов М. М., Осипова Н. Р. Указ. соч. С. 28.

С учетом того что внимание несовершеннолетних легко рассеивается, к протоколированию допроса следует приступить после окончания определенного его этапа либо составлять протокол после окончания следственного действия. На наш взгляд, это целесообразно еще и потому, что несовершеннолетнего может испугать или насторожить факт фиксации его показаний. В ходе допроса целесообразно делать заметки (в частности, записывать характерные обороты речи допрашиваемого). Это послужит уменьшению напряжения при допросе, поскольку допрашиваемый убедится, что его внимательно слушают, что его показаниям придают значение. Письменная фиксация показаний несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) производится на специальном бланке протокола допроса, где обязательно указывается время начала и окончания следственного действия, продолжительность перерывов, если они делались. Отражение указанных обстоятельств в протоколе имеет важное значение для последующей оценки показаний допрашиваемого, поскольку несовершеннолетнему трудно длительное время концентрировать свое внимание на допросе. К заполнению анкетной части протокола следователю нужно подходить особенно серьезно. Б. М. Шавер еще в 1935 г. предложил особую форму протокола допроса несовершеннолетнего свидетеля, позволяющую получить сведения, необходимые для правильной оценки даваемых им показаний. По мнению ученого, анкетная часть такого протокола должна содержать следующие пункты: 1) фамилия, имя и отчество; 2) возраст; 3) место жительства родителей и лиц, их заменяющих, их социальное положение и род занятий; 4) где учился и учится ли сейчас; 5) состоит ли в пионеротряде и комсомоле и состоял ли в них; 6) содержался ли в детских учреждениях, в каких, причины выбытия; 7) не был ли беспризорником; 8) отношение к обвиняемому и характер связи с ним (дружат, вместе учатся, родственники и проч.). «Заполняя такой бланк допроса, следователь уже невольно должен будет ориентироваться в том, что он ведет не обычный допрос, а допрос несовершеннолетнего» <6>. ——————————— <6> Шавер Б. М. Методика расследования преступлений несовершеннолетних. Саратов, 1935. С. 27.

Сегодня бланк протокола допроса несовершеннолетнего потерпевшего (свидетеля) предусматривает подлежащими обязательному выяснению следующие данные, касающиеся допрашиваемого: 1) фамилия, имя, отчество; 2) дата рождения; 3) месторождения; 4) местожительства и (или) регистрации, телефон; 5) гражданство; 6) образование; 7) семейное положение, состав семьи; 8) место работы или учебы, телефон; 9) наличие судимости. Также имеется пункт, предусматривающий получение «иных данных о личности несовершеннолетнего», однако содержание его не конкретизируется. На наш взгляд, это серьезное упущение. Наличие в форме протокола рассматриваемого следственного действия хотя бы нескольких позиций, характерных исключительно для несовершеннолетних (в настоящее время анкетная часть протокола допроса взрослого свидетеля практически не отличается от приведенной выше), позволило бы следователю, не сумевшему по каким-либо причинам собрать сведения о личности допрашиваемого на стадии подготовки, хотя бы в начале допроса восполнить этот пробел. При оформлении показаний малолетнего потерпевшего или свидетеля заполнение анкетной части протокола должно быть направлено на выяснение лишь некоторых вопросов, связанных с несложной биографией ребенка (применительно к возрасту допрашиваемого). Главное — получить сведения, необходимые для правильной оценки даваемых им показаний. В протокол рассматриваемого следственного действия следователю необходимо включить подробное описание обстановки допроса (место, присутствующие лица, особенности установления контакта с несовершеннолетним потерпевшим или свидетелем). Целесообразной представляется запись точной формулировки задаваемых вопросов и участников допроса, от которых они исходили. При фиксации непосредственно показаний нужно стремиться как можно полнее сохранить обороты речи несовершеннолетнего, его небогатый, но своеобразный лексикон, характеризующий уровень развития допрашиваемого, окружающую его среду и привычки. Следователь не должен употреблять несвойственные несовершеннолетнему выражения и термины, поскольку это снижает значение его показаний, вызывая сомнение в объективности проведенного допроса. На практике следователи нередко пренебрегают этим требованием и подвергают показания несовершеннолетних (особенно малолетних) обработке, состоящей в отборе информации, ее переструктурировании, редактировании отдельных выражений. Последние излагаются трафаретным «казенным» языком, присущая им индивидуальность совершенно стирается. Так, например, несовершеннолетний свидетель Б., судя по содержанию протокола его допроса, своих приятелей называет «ребятами, ведущими сомнительный образ жизни». Попытки «упорядочить» показания ребенка могут привести одновременно к утрате и искажению части информации, исходящей от допрашиваемого, и привнесению информации, исходящей от следователя, что совершенно недопустимо. Еще Б. М. Шавер указывал на опасность выбора следователем «самого важного» из показаний не достигших 18 лет, поскольку «можно упустить такие выражения несовершеннолетнего, которые всем его показаниям придают совершенно особую окраску» <7>. ——————————— <7> Там же. С. 28 — 29.

И если сам следователь, проводивший допрос, имеет возможность подойти к оценке показаний несовершеннолетнего с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, то остальные участники процесса, которые в силу тех или иных причин могут ознакомиться с указанными показаниями только по протоколу, такой возможности лишаются. Да и проводивший допрос следователь может оказаться в таком же положении, если по делу проходит не один, а несколько, например, несовершеннолетних свидетелей, показания которых он стремился записать гладкими и отшлифованными по одному стандарту. В тех же случаях, когда вызов в суд свидетеля или потерпевшего, допрошенного на предварительном следствии, по каким-либо причинам невозможен, гладкость, «взрослость» показаний, употребление несвойственных возрасту допрашиваемого оборотов (тем бол ее одинаковых у нескольких свидетелей) могут быть расценены судом как данные под чьим-то влиянием. Так, например, указывая на зафиксированные в протоколе допроса малолетней потерпевшей А. характеризующие подсудимого выражения «азиатская внешность» и «характерный разрез глаз», защитник К. стремился убедить судью в том, что показания А. дала под влиянием заинтересованных взрослых. На самом деле в ходе допроса девочка, описывая преступника, активно использовала жестикуляцию, а следователь все это «перевел» и записал в протоколе стандартными фразами. Допрошенным подросткам, как правило, протокол дается на подпись. Вопрос с малолетними свидетелями и потерпевшими решается в зависимости от степени их развития: либо протокол дается им на подпись, либо подписывается только взрослыми участниками допроса. Соответственно решается и вопрос о необходимости ознакомления ребенка с содержанием протокола. Если малолетний не умеет читать или читает плохо, следователь медленно прочитывает ему все записанное, и, убедившись со слов допрашиваемого в том, что запись показаний произведена правильно, делает соответствующую отметку в протоколе. Конечно, сложно требовать от малолетнего адекватного восприятия и оценки зачитываемых следователем показаний, поэтому предусмотренное УПК РФ право участвующих в следственном действии лиц (педагога, законного представителя) делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении является гарантией точного отражения показаний малолетнего допрашиваемого. Все заявления, поступившие перед началом, в ходе либо по окончании допроса от участвующих в следственном действии лиц обязательно фиксируются в протоколе, так же как и замечания к нему. Анализ вопросов, связанных с получением и фиксацией показаний малолетних, позволил О. Х. Галимову сформулировать следующую рекомендацию: получение информации от малолетнего в необходимых случаях может быть поручено специалисту в области возрастной педагогики и психологии, который самостоятельно либо с участием законного представителя произведет необходимые действия по получению искомых сведений от ребенка. В этом случае, по мнению О. Х. Галимова, должен составляться «протокол получения показаний малолетнего свидетеля (потерпевшего)» со слов специалиста, который в соответствии с законом предупреждается об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ <8>. ——————————— <8> См.: Галимов О. Х. Проблемы правового регулирования уголовного судопроизводства с участием малолетних: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Омск, 1997. С. 24.

На наш взгляд, подобная процедура получения и фиксации показаний малолетних недопустима, как недопустима и реализация на практике высказанной Э. А. Черных рекомендации относительно собственноручного изложения показаний применительно к несовершеннолетним различных возрастных групп <9>. Допрос производит следователь. Он же фиксирует ход и результаты следственного действия в протоколе. Если у следователя возникают сложности в сохранении речевых особенностей допрашиваемого (как правило, малолетнего), значительно повысить точность и полноту их фиксации позволяют аудио — и видеозапись допроса. Как показали результаты проведенного анкетирования, к использованию на практике указанных способов фиксации детских показаний прибегают соответственно 21,8% и 15,7% от общего числа опрошенных работников следственного аппарата. И все же сегодня протокол допроса несовершеннолетних остается наиболее доступным, распространенным и единственно возможным способом оформления (фиксации) их показаний. ——————————— <9> См.: Черных Э. А. Психологические основы допроса несовершеннолетних на предварительном следствии: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1968. С. 15.

——————————————————————

«От сумы и от тюрьмы не зарекайся», - гласит народная мудрость, а уж народные мудрости, как известно, глупостей не гласят.

Допрос - распространённое следственное действие, без которого не обходится ни одно расследование. Допрос свидетеля, надлежащим образом оформленный, - один из необходимых документов практически в любом уголовном деле. И, к сожалению, довольно часто свидетель превращается в подозреваемого, несмотря на то что законом такая «метаморфоза» категорически не допускается.

Итак, что надо знать, чтобы ненароком не усложнить и без того непростую ситуацию?

Допрос по общему правилу, сформулированному статьёй 187 УПК РФ, проводится по месту производства предварительного следствия. В то же время следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого.

Допрос не может непрерывно продолжаться более четырёх часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи.

В то же время общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов.

Возможно установление и другой продолжительности допроса - при наличии медицинских показаний и на основании заключения врача.

Несмотря на распространённое мнение, ночные допросы не запрещены законом. Однако проведение допроса в ночное время, т. е. с 23:00 до 6:00 часов, разрешено лишь в исключительных случаях, если дело не терпит отлагательств (ч. 3 ст. 164 УПК РФ), например если есть доказательства того, что лицо может уничтожить какие-либо вещественные доказательства или попытаться скрыться от следствия (дознания).

Но в любом случае следователь должен обосновать невозможность отложить допрос до утра.

Лицо, не достигшее возраста шестнадцати лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учёбы. Иной порядок вызова на допрос допускается лишь в случае, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела.

Военнослужащий вызывается на допрос через командование воинской части. Ему вручается повестка либо он вызывается на допрос следователем, дознавателем с обязательным письменным уведомлением командования воинской части.

Военнослужащие, проходящие службу по призыву, направляются на допрос вместе с сопровождающим, который несёт ответственность за своевременное прибытие этого военнослужащего и возвращение его в воинскую часть.

Не доводите до привода

Свидетель или потерпевший вызывается на допрос повесткой, в которой указывается, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки на допрос, а также последствия неявки без уважительных причин.

Повестка вручается лицу, вызываемому на допрос, под расписку либо передаётся с помощью средств связи. В случае временного отсутствия лица, вызываемого на допрос, повестка: вручается совершеннолетнему члену его семьи либо

Передаётся администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям (они обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос).

Лицо, вызываемое на допрос, обязано явиться в назначенный срок либо заранее уведомить следователя о причинах неявки.

Лицо, не явившееся без уважительных причин, может быть подвергнуто приводу. Это весьма неприятная процедура, которая применяется с целью обеспечить явку определённых лиц в органы предварительного расследования и в суд.

Решению о применении привода должны предшествовать:

Вызов лица в соответствующий орган в установленном порядке и по форме;

Установление факта отсутствия у вызываемого лица уважительных причин для неявки. Например, уважительными причинами неявки лица по вызову признаются:

Болезнь вызываемого лица, лишающая его возможности явиться, что подлежит удостоверению врачом;

Несвоевременное получение повестки;

Обстоятельства, лишающие лицо возможности явиться в назначенный срок, например нарушение транспортного сообщения, тяжёлая болезнь члена семьи, требующая постоянного ухода, и т. д.

Исчерпывающий перечень уважительных причин не установлен.

Для осуществления привода дознаватель, следователь, прокурор и судья выносят мотивированное постановление, а суд - определение, которое перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью.

Исполнение решения о приводе или невозможность его исполнения оформляются рапортом работника, которому было поручено исполнение данного решения. Порядок осуществления привода регламентируется приказом МВД России от 21.06.03 № 438.

Как себя вести

С лицом, уполномоченным проводить допрос, следует разговаривать спокойно, уважительно, обращаться на «вы» и по имени-отчеству независимо от возраста допрашиваемого.

По общему правилу, сформулированному, в частности, статьёй 18 УПК РФ, уголовное судопроизводство ведётся на русском языке, а также на государственных языках входящих в РФ республик. В случае если русский язык не является для вас родным, то требуйте, чтобы вам обеспечили участие переводчика.

Не спешите, взвешивайте каждое слово, просите, если необходимо, конкретизации и уточнения вопросов.

Говорить следует спокойно, без нервозности. Не следует спорить и, тем более, идти на конфликт.

Помните ещё одну народную мудрость: «Молчание - золото». Применительно к теме нашего разговора: избегайте развёрнутых ответов.

Помните, что согласно статье 51 Конституции РФ вы вправе не свидетельствовать против себя и своих близких родственников.

Если чувствуете, что без адвоката не обойтись, не подписывайте протокол об отказе от него, кто бы что ни говорил и ни предлагал.

Подготовка и проведение

Перед допросом следователь удостоверяется в личности лица, разъясняет ему права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия (ст. 189 УПК РФ).

Если у следователя возникают сомнения, владеет ли допрашиваемое лицо языком, на котором ведётся производство по уголовному делу, то он выясняет, на каком языке допрашиваемое лицо желает давать показания.

Задавать наводящие вопросы запрещается.

В остальном следователь имеет право самостоятельно выбирать тактику допроса. Допрашиваемое лицо вправе пользоваться документами и записями.

По инициативе следователя или по ходатайству допрашиваемого лица в ходе допроса могут проводиться:

Фотографирование;

Аудио- и (или) видеозапись, материалы которых хранятся при уголовном деле и по окончании предварительного следствия опечатываются.

В случае если вы явитесь на допрос с адвокатом, то адвокат должен присутствовать при допросе. Адвокат пользуется правами, предусмотренными частью 2 статьи 53 УПК РФ, а именно:

Давать допрашиваемому лицу в присутствии следователя краткие консультации;

Задавать ему с разрешения следователя вопросы;

Делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия.

Следователь вправе отвести вопросы защитника, но обязан занести отведённые вопросы в протокол.

По окончании допроса адвокат вправе делать заявления о нарушениях прав и законных интересов свидетеля, и эти заявления должны быть занесены в протокол.

Насчёт протокола

Ход и результаты допроса отражаются в протоколе (ст. 190 УПК РФ), который составляется по правилам, установленным статьями 166 и 167 УПК РФ.

Показания допрашиваемого лица записываются от первого лица, по возможности дословно.

Вопросы и ответы на них записываются в той последовательности, которая имела место в ходе допроса.

В протокол записываются все вопросы, в том числе и те, которые были отведены следователем или на которые отказалось отвечать допрашиваемое лицо, с указанием мотивов отвода или отказа.

В протокол заносятся данные о том, что в ходе допроса:

Допрашиваемому лицу предъявлялись вещественные доказательства и документы;

Оглашались протоколы других следственных действий;

Воспроизводились материалы аудио- и (или) видеозаписи, киносъёмки следственных действий.

В протоколе также должны быть отражены показания допрашиваемого лица, данные при этом. Допрашиваемым лицом в ходе допроса могут быть изготовлены схемы, чертежи, рисунки, диаграммы, которые приобщаются к протоколу, о чём в нём делается соответствующая запись.

По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому лицу для прочтения либо по его просьбе оглашается следователем, о чём в протоколе делается соответствующая запись.

Ходатайство допрашиваемого о дополнении и об уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению.

В протоколе должны быть поименованы все лица, участвовавшие в допросе, причём каждый из них должен подписать протокол, а также все сделанные к нему дополнения и уточнения.

Отказ от подписания протокола допроса или невозможность его подписания лицами, участвовавшими в допросе, удостоверяется в порядке, установленном статьёй 167 УПК РФ.

Как правило, допрашивающий сам записывает показания, и записывает только то, что сочтёт нужным.

Вывод: не надо спешить протокол подписывать. Читайте внимательно, не пытайтесь понравиться своей безропотностью, ничего не подписывайте не глядя.

Для чтения с детьми

Допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего имеет свои особенности.

Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до четырнадцати лет, а по усмотрению следователя - и допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет проводятся с участием педагога.

При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель. Причём орган расследования обязан обеспечить такое присутствие.

Потерпевшие и свидетели в возрасте до шестнадцати лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Им разъясняются их процессуальные права и указывается на необходимость говорить правду.

Об очной ставке

Следователь выясняет у лиц, между которыми проводится очная ставка, знают ли они друг друга и в каких отношениях находятся между собой.

Допрашиваемым лицам поочерёдно предлагается дать показания по тем обстоятельствам, для выяснения которых проводится очная ставка.

После дачи показаний следователь может задавать вопросы каждому из допрашиваемых лиц. Лица, между которыми проводится очная ставка, могут с разрешения следователя задавать вопросы друг другу.

В ходе очной ставки следователь вправе предъявить вещественные доказательства и документы.

Оглашение показаний допрашиваемых лиц, содержащихся в протоколах предыдущих допросов, а также воспроизведение аудио- и (или) видеозаписи, киносъёмки этих показаний допускаются лишь после дачи показаний указанными лицами или их отказа от дачи показаний на очной ставке.

В протоколе очной ставки показания допрашиваемых лиц записываются в той очерёдности, в какой они давались. Каждое из допрашиваемых лиц подписывает свои показания, каждую страницу протокола и протокол в целом.

Статья 192 УПК РФ устанавливает условия и порядок проведения очной ставки в ходе предварительного расследования уголовного дела, но не регламентирует порядок исследования доказательств в стадии судебного следствия. Отсутствие возможности проведения очной ставки на стадии судебного разбирательства дела не препятствует стороне обвинения в ходе допроса свидетелей, в том числе при наличии существенных противоречий между их показаниями, задавать им вопросы, ходатайствовать о проверке доказательств иным способом, а также представлять собственные доказательства. В силу принципов состязательности и равноправия сторон суд обязан рассмотреть каждое ходатайство, заявленное в связи с исследованием доказательств.

ВАЖНО:

Несмотря на распространённое мнение, ночные допросы не запрещены законом. Однако проведение допроса в ночное время, т. е. с 23:00 до 6:00 часов, разрешено лишь в исключительных случаях, если дело не терпит отлагательств.

Согласно статье 51 Конституции РФ вы вправе не свидетельствовать против себя и своих близких родственников.

Подпись допрашиваемого подтверждает:

Факт ознакомления с показаниями;

Правильность их записи. Подписывается каждая страница протокола.

Очная ставка - логичное продолжение допроса, если в показаниях ранее допрошенных лиц имеются существенные противоречия. При выявлении таких противоречий следователь вправе провести очную ставку.

Станислав ГОРОД, адвокат

Особенности производства допроса несовершеннолетнего потерпевшего


Дорофеева В.Ю. ,
аспирант кафедры организации судебной власти и правоохранительной деятельности Воронежского государственного университета

Среди всех следственных действий допрос является наиболее психологизированным. Он напрямую связан с личностными особенностями допрашивающего и допрашиваемого, а также психическим взаимодействием между ними, что в совокупности влияет на характер допроса. Цель допроса - получение от допрашиваемого лица сведений об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Получение таких сведений осложняется, если в роли допрашиваемого выступает несовершеннолетний.

Российский законодатель обозначил, пожалуй, все возможные гарантии соблюдения прав несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, выделив в отдельную главу УПК РФ положения, касающиеся производства по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними (речь идет о главе 50 УПК РФ), но тем не менее искусственно сократил гарантии прав потерпевших, не достигших возраста 18 лет. Так, в действующем уголовно-процессуальном законе не уделено должного внимания производству такого следственного действия, как допрос несовершеннолетнего потерпевшего. Ряд условий, которые должны быть соблюдены следователем при производстве допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, не обязателен при допросе несовершеннолетнего потерпевшего.

Правила производства допроса несовершеннолетних лиц закреплены в трех статьях Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (ст.191, 280, 495). Однако они раскрывают особенности проведения семи разновидностей данного следственного действия в зависимости от субъекта допроса и стадии уголовного процесса. Ими являются:

  • — допрос несовершеннолетнего потерпевшего на предварительном следствии;
  • — допрос несовершеннолетнего свидетеля на предварительном следствии;
  • — допрос несовершеннолетнего подозреваемого;
  • — допрос несовершеннолетнего обвиняемого;
  • — допрос несовершеннолетнего потерпевшего в суде;
  • — допрос несовершеннолетнего свидетеля в суде;
  • — допрос несовершеннолетнего подсудимого.

Следует пояснить, что под несовершеннолетним потерпевшим в процессуальном плане мы понимаем лицо, в отношении которого имеются достаточные данные, позволяющие предположить, что ему причинен физический, имущественный или моральный вред, не достигшее к моменту причинения ему вреда и производства по делу совершеннолетия, т.е. 18 лет, и признанное в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, потерпевшим.

Одним из условий получения у несовершеннолетнего потерпевшего правдивых и полных показаний является установление с ним психологического контакта, который возможен при правильных решениях следователя о порядке вызова несовершеннолетнего на допрос, о месте и времени его проведения, о лицах, присутствующих при его проведении.

Проведенный нами сравнительный анализ ст.191, 280 и 425 УПК РФ, а также ст.187 и 188 УПК РФ позволил сформулировать некоторые положения-рекомендации для следователей, осуществляющих расследование преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних и сталкивающихся с необходимостью проведения допроса несовершеннолетнего потерпевшего.

1. Следователь должен внимательно подходить к выбору способа вызова несовершеннолетнего на допрос.

Статья 188 УПК РФ выделяет две группы несовершеннолетних, к которым применяются различные правила вызова на допрос. Так:

  • — лица, достигшие возраста 16 лет и не достигшие 18 лет, вызываются на допрос повесткой, которая вручается им под расписку либо передается с помощью средств связи, а в случае временного отсутствия несовершеннолетнего повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку лицу, вызываемому на допрос;
  • — лица, не достигшие возраста 16 лет, вызываются на допрос через их законных представителей либо через администрацию по месту их работы или учебы.

К вызову несовершеннолетнего через администрацию по месту работы или учебы, на наш взгляд, необходимо прибегать лишь в редких случаях, так как подростку может быть неприятно разглашение факта вызова в следственные органы ввиду, например, боязни неправильной реакции родственников или осуждения уважаемых людей. Кроме этого, ч. 4 ст.188 УПК устанавливает возможность применения иного порядка вызова на допрос, который допускается в случае, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела. Иной вариант вызова на допрос возможен, «если вызов через законных представителей может воспрепятствовать получению правдивых показаний или необходимо обеспечить немедленную явку несовершеннолетнего и т.п.» . По тактическим и этическим соображениям, в случаях, когда необходимо не допустить обострения отношений в семье (например, вызов потерпевшей по делу о преступлении против половой неприкосновенности), могут применяться такие способы вызова на допрос, как приглашение по телефону, путем личного вручения повестки или направление посыльного.

2. При получении правдивых показаний большую роль играют место и продолжительность допроса несовершеннолетнего потерпевшего.

По общему правилу, установленному ст.187 УПК РФ, допрос лиц, в том числе и несовершеннолетних потерпевших, должен производиться по месту производства предварительного следствия, а по усмотрению следователя в месте их нахождения.

Полагаем, что целесообразно производить допрос:

  • — несовершеннолетних потерпевших, не достигших 14 лет (малолетних), в месте нахождения несовершеннолетних;
  • — несовершеннолетних потерпевших, достигших 14 лет в кабинете следователя, поскольку официальная обстановка настраивает потерпевшего на дачу полных и правдивых показаний.

В литературе уже высказывались мнения как о том, что при допросе малолетних потерпевших следует избирать привычное ему место (школу, дом, дошкольное воспитательное учреждение) так и то, что иногда допрос целесообразно производить на месте, где подросток наблюдал событие (факт, явление), по поводу которого ему предстоит давать показания .

Так как ст.191 УПК РФ не закрепляет продолжительность проведения допроса несовершеннолетнего потерпевшего, то должно действовать закрепленное в ст.187 УПК РФ общее правило о времени проведения допроса, т.е. допрос может длиться непрерывно не более 4 часов, а общая продолжительность в течение дня не должна превышать 8 часов. Однако, определяя в ч. 1 ст.425 УПК РФ порядок производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, законодатель установил, что допрос несовершеннолетнего не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день .

Полагаем, что установленный порядок производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, должен применяться и при допросе несовершеннолетних потерпевших, так как, по сути, оба участника, как потерпевший, так и подозреваемый (или обвиняемый), должны находиться в равных условиях и им должны гарантироваться равные права, определяемые не столько исходя из их процессуального статуса, сколько исходя из возраста, а как следствие физического и психического состояния, свойственного такой категории лиц.

3. В каждом конкретном случае следователь должен решить вопрос о том, какого педагога - знакомого или незнакомого допрашиваемому, следует пригласить для участия в допросе.

Согласно ч. 1 ст.191 УПК РФ допрос потерпевшего проводится с участием педагога:

  • — обязательно, если несовершеннолетний потерпевший не достиг 14 лет;
  • — по усмотрению следователя, если несовершеннолетний потерпевший достиг 14 лет.

Полагаем, что допрос малолетних потерпевших целесообразно проводить с участием педагога, работающего с ними в дошкольном воспитательном учреждении или в школе. Однако неразумно приглашать на допрос педагогов учебного заведения, в котором обучался или обучается допрашиваемый, если между ними не сложились доверительные отношения, так как это может привести к осложнениям в установлении психологического контакта с потерпевшим. Поддерживаем позицию С.Ф. Шумилина и Б.Д. Завидова о том, что по делам о половых преступлениях следователь должен принять меры к тому, чтобы в допросе принимал участие педагог того же пола, что и допрашиваемый. «Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, не только отрицательно может отразиться на полноте показаний, но и причинит им моральную травму» . Таким образом, полагаем, что до начала допроса у допрашиваемого необходимо выяснить, в присутствии какого педагога - знакомого или незнакомого - он хотел бы давать показания.

4. Законодатель умолчал о возможности участия при допросе несовершеннолетнего потерпевшего его представителя, т.е. адвоката или одного из близких родственников, о допуске которого может ходатайствовать потерпевший, тогда как право представителя участвовать в уголовном деле, а значит, и присутствовать при производстве допроса, прямо вытекает из ст.45 УПК РФ.

Так, в соответствии с ч. 2 ст.45 УПК РФ для защиты прав и законных интересов потерпевших, являющихся несовершеннолетними, к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители или представители. Согласно ч. 1 ст.45 УПК РФ представителями потерпевшего могут быть адвокаты, а также один из близких родственников потерпевшего, о допуске которого ходатайствует потерпевший. Часть 3 ст.45 УПК РФ устанавливает, что законные представители и представители потерпевшего, имеют те же процессуальные права, что и потерпевший. Однако в ч. 1 ст.191 УПК РФ закреплено право только законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего при соблюдении уголовно-процессуальной формы реализации этого права участвовать в допросе представляемого. Если буквально следовать норме закона, то при отсутствии у несовершеннолетнего потерпевшего законного представителя представитель, т.е. адвокат или один из близких родственников потерпевшего, не вправе участвовать при допросе несовершеннолетнего потерпевшего.

По нашему мнению, участие адвоката-представителя несовершеннолетнего потерпевшего при производстве допроса потерпевшего наиболее полно способствовало бы гарантированному ст.51 Конституции РФ доступу потерпевшего к правосудию, соблюдению порядка производства допроса, особенно в случаях:

  • — когда несовершеннолетний потерпевший не имеет ни законного представителя, ни других представителей, т.е. близких родственников или иных лиц, которые готовы выполнять функцию представителя потерпевшего в судебном процессе;
  • — когда несовершеннолетний потерпевший хотя и имеет законного представителя, но участие в деле последнего нецелесообразно (например, если он привлечен в качестве подозреваемого или обвиняемого), и при этом потерпевший не имеет других представителей.

Продолжая данную тему, хотелось бы также выразить свое пожелание законодателю относительно участия при допросе несовершеннолетнего потерпевшего психолога. Необходимо, на наш взгляд, закрепить в ст.191 УПК РФ возможность участия психолога при допросе несовершеннолетнего потерпевшего, так как это сделано в ст.425 УПК РФ.

Характерные для несовершеннолетних особенности психики влияют на процессы формирования и дачи показаний, что создает немалые трудности для следователей, в получении от них показаний, и в оценке этих доказательств.
В психологии несовершеннолетних принято делить на шесть возрастных групп:

1) дети младенческого возраста (с момента рождения до 1 года);

2) дети, относящиеся к раннему детству (от 1 года до 3 лет);

3) дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет);

4) дети младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет);

5) дети подросткового возраста (от 11 до 15 лет);

6) несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет .

Упоминания о производстве допроса малолетних потерпевших в возрасте до трех лет в литературе встречаются крайне редко. Доля детей дошкольного и младшего школьного возраста в общем массиве лиц, допрашиваемых в качестве потерпевших по уголовным делам, относительно невелика, однако именно по делам, где несовершеннолетние являются потерпевшими, они в силу разных причин оказываются иногда единственными очевидцами преступлений, совершенных в отношении их, располагают уникальной информацией, имеющей исключительно важное значение для органов следствия и суда. «Несовершеннолетним в возрасте от 7 до 8 лет, учитывая запас знаний, еще не под силу хорошо изложить и логически описать увиденное» . Для девочек и девушек подросткового возраста (между 11–12 и 14–15 годами) и раннего юношеского возраста (между 14–15 и 17–18 годами) характерны повышенная эмоциональность, застенчивость, обидчивость, что создает определенные трудности при получении от них значимой информации .

Неоднозначная позиция законодателя на участие психолога при производстве следственных действий с участием несовершеннолетних выражается в том, что в ст.191 УПК РФ нет ни одного упоминания о психологе. Тогда как в ч. 3, 4, 5 ст.425 УПК РФ закреплено, что, если допрашиваемый подозреваемый (обвиняемый) не достиг возраста 16 лет либо достиг этого возраста, но страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, участие педагога или психолога в допросе Обобщая все вышеизложенное, полагаем, что порядок допроса несовершеннолетнего потерпевшего должен быть аналогичным установленному УПК РФ порядку производства допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов