История и культурология. Афганистан - государство на юго- западе Азии - официальное название Исламская Респу́блика Афганиста́н государство на Среднем Востоке, не имеет выхода

04.12.2019

В качестве моего предисловия. Обзор конечно достаточно поверхностный и местами спорный. К примеру, деление на суннитов и шиитов, происходит не столько по историческим причинам, сколько по главному принципу устройства общества. Одни считают, что народом и миром должен править халиф, совмещающий в своем лице верховную мирскую (государственную) и одновременно верховную религиозную власть, а другие государство от религии отделяют. По их мнению, глава государства конечно главный и все такое, но последнее слово все равно должно оставаться за имамом. Однако, в качестве общего представления - что такое Ближний Восток, на сколько он сложен и в какой мере происходящее там неоднозначно, и не может быть впрямую измерено лишь привычными европейскими мерками, статья весьма неплоха. Рекомендую.

10 карт, которые объясняют Ближний Восток

Ближний Восток известен своей древней историей, а также как регион, где появились иудаизм, христианство, ислам и зороастризм. Сейчас регион привлекает к себе внимание как самый неспокойный. Именно с ним связано большинство новостей в настоящий момент.

На территории Ближнего Востока существовали древнейшие государства на планете, но особенный интерес представляет нынешнее состояние региона.

Происходящее в Йемене, соглашение по ядерной программе Ирана, действия Саудовской Аравии на рынке нефти – все это формирует новостной поток и сильно влияет на мировую экономику.

СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

Сейчас Ближний Восток включает в себя Азербайджан, Армению, Бахрейн, Грузию, Египет, Израиль, Иорданию, Кипр, Ливан, Палестинскую национальную администрацию, Сирию, Турцию, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовскую Аравию.

С политической точки зрения Ближний Восток редко когда был устойчив, но сейчас нестабильность крайне высока.

АРАБСКИЕ ДИАЛЕКТЫ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Эта карта показывает огромный масштаб распространения различных диалектов арабского язык и большое языковое разнообразие.

Такая ситуация возвращает нас к халифатам VI и VII вв., которые распространили арабский язык с Аравийского полуострова по Африке и Ближнему Востоку. Но за последние 1300 лет отдельные диалекты оказались очень далеки друг от друга.

И там, где распространение диалекта не совпадает с государственными границами, то есть с границами проживания общин, могут возникать различные проблемы.

ШИИТЫ И СУННИТЫ

История разделения ислама между суннитами и шиитами началась со смертью пророка Мухаммеда в 632 г. Некоторые мусульмане утверждали, что власть должна перейти к Али, который был зятем Мухаммеда. В результате борьба за власть была проиграна сторонниками Али в гражданской войне, которые как раз назывались шиитами.

Тем не менее появилась отдельная ветвь ислама, к которой относятся сейчас около 10-15% мусульман во всем мире. При этом только в Иране и Ираке они составляют большинство.

Сегодня религиозное противостояние превратилось в политическое. За влияние в регионе борются шиитские политические силы во главе с Ираном и суннитские, возглавляемые Саудовской Аравией.

Это поход на холодную войну в рамках региона, но часто она перерастает в настоящие военные столкновения.

ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

Наиболее важный цвет на карте ближневосточных этнических групп – желтый: арабы, которые составляют большинство почти во всех ближневосточных странах, включая страны Северной Африки.

Исключением являются Израиль, где преобладают евреи (розовый цвет), Иран, где население относится к персам (оранжевый), Турция (зеленый) и Афганистан, где этническое разнообразие вообще велико.

Еще одним важным цветом на этой карте является красный. Этнические курды не имеют собственной страны, но сильно представлены в Иране, Ираке, Сирии и Турции.

НЕФТЬ И ГАЗ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

На Ближнем Востоке добывается около трети нефти на планете и порядка 10% газа. На регион приходится около трети всех запасов природного газа, но его сложнее транспортировать.

Большая часть добытых энергоресурсов экспортируется.

Экономика стран региона сильно зависит от поставок нефти, и это богатство также привело ко множеству конфликтов в последние несколько десятилетий.

На карте указаны основные запасы углеводородов и маршруты транспортировки. Энергетические ресурсы в значительной степени сосредоточены в трех странах, которые исторически конкурировали друг с другом: в Иране, Ираке и Саудовской Аравии.

Самое интересное, что противостояние активно поддерживается США еще со времен ирано-иракской войны 1980-х гг.

ВАЖНОСТЬ СУЭЦКОГО КАНАЛА ДЛЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ

Объект, навсегда изменивший мировую торговлю, располагается именно на Ближнем Востоке.

После того как Египет открыл канал в 1868 г. после 10 лет работы, 100-мильный искусственный путь прочно соединил Европу и Азию. Значение канала для мира было настолько очевидно и велико, что после того как англичане завоевали Египет в 1880 г., ведущие мировые державы подписали договор, который действует по сей день, заявив, что канал будет вечно открыт для торговых и военных кораблей любой страны.

Сегодня около 8% всех мировых торговых потоков приходится на Суэцкий канал.

НЕФТЬ, ТОРГОВЛЯ И ВОЕННЫЕ В ОРМУЗСКОМ ПРОЛИВЕ

Мировая экономика также во многом зависит от узкого пролива между Ираном и Аравийским полуостровом. В 1980 г. президент США Джимми Картер издал "доктрину Картера", которая предполагала, что США будут использовать военную силу для защиты своего доступа к нефти Персидского залива.

После этого Ормузский пролив стал наиболее военизированным участком вод на всей планете.

США стянули большие военно-морские силы, чтобы защитить экспортные поставки во время войны ирано-иракской войны, а затем во время войны в Персидском заливе. Теперь же силы остаются там для предотвращения перекрытия канала со стороны Ирана.

Судя по всему, пока мир будет зависим от нефти и на Ближнем Востоке будет неспокойно, вооруженные силы останутся в Ормузском проливе.

ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА ИРАНА И ВОЗМОЖНЫЙ ПЛАН АТАКИ СО СТОРОНЫ ИЗРАИЛЯ

Ядерная программа Ирана вызвала множество вопросов со стороны других государств, но реакция Израиля была одной из самых сильных, поскольку эти страны связывают далеко не дружеские отношения.

Власти Ирана пытаются убедить весь мир, что программа носит исключительно мирный характер. Тем не менее санкции ООН привели к тому, что экономика Ирана столкнулась с большими сложностями, так как экспортировать нефть было невозможно.

При этом Израиль опасается, что Иран может создать ядерное оружие и использовать против него, а Иран может быть обеспокоен тем, что всегда будет находиться под угрозой израильского удара, если не будет обладать оружием.

УГРОЗА "ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА"

Угроза "Исламского государства" все еще остается сильной. Ситуация в Ливии стремительно ухудшается, несмотря на бомбардировку Египтом позиций боевиков террористической организации "Исламское государство". С каждым днем им удается расширять сферы своего влияния в стране.

Ливия уже в скором времени может оказаться полностью под контролем боевиков ИГ. Угроза есть для Саудовской Аравии, поскольку лидеры ИГ уже заявляли, что это часть "священного халифата", которую нужно освободить от "нечестивых".

Есть серьезная вероятность прекращения поставок из Ливии вообще, а также проблемы с транспортировкой. В начале февраля президент США Барак Обама направил в Конгресс США обращение с просьбой разрешить применение военной силы против ИГ сроком на три года.

ЙЕМЕН – НОВАЯ ТОЧКА РИСКА

Повстанцы шииты-зейдиты, чье военизированное крыло хуситов (хоуситов) в феврале 2015 г. захватило Сану, столицу Йемена, вынудив лояльного Саудовской Аравии президента Йемена Абд Раббу Мансура Хади бежать, начинают расширять свои сферы влияния.

Их успех может подтолкнуть шиитов из Саудовской Аравии к началу вооруженной борьбы с властями страны.

Гражданская война, в которую скатывается Йемен, может стать новым эпизодом противостояния между шиитским Ираном и суннитской Саудовской Аравией, которая является самой богатой страной региона, к тому же обладающей крупнейшими нефтяными запасами в мире, при этом большая часть разведанных запасов королевства находится в южных районах страны, населенных преимущественно шиитами и расположенных в непосредственной близости от границы с Йеменом, общая протяженность которой составляет около 1,8 тыс. км.

1 ЭГП: Афганиста́н (офиц.— Исламская Респу́блика Афганиста́н) — государство на Среднем Востоке, не имеет выхода к морю. Одна из беднейших стран мира. На протяжении последних 34 лет (с 1978 года) в стране идёт гражданская война.
Граничит с Ираном на западе, Пакистаном — на юге и востоке, Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном — на севере, Китаем — в самой восточной части страны.
Афганиcтан находится на перепутье между Востоком и Западом и является древним центром торговли и миграции. Его геополитическое расположение — между Южной и Центральной Азией с одной стороны и Ближним Востоком с другой, что позволяет ему играть важную роль в экономических, политических и культурных отношениях между странами региона.

2 Природные ресурсы: Афганистан испокон века считается одним из беднейших государств мира. На его землях мало что полезного можно вырастить, кроме, пожалуй, опийного мака и конопли. А наличие у Афганистана крупных запасов природных богатств западными монополиями держалось в тайне, и об особом экономическом интересе США к Афганистану можно было догадаться лишь после начала «крестового похода» экс-президента США Джорджа Буша-младшего. В ту пору эта причина «афганской компании» США умело маскировалась «освободительной борьбой против талибов», «освобождением афганского народа от гнета террористов», «распространением демократии и свободы».

Несмотря на активность советских геологов, большие площади в Афганистане все еще представляют собой "белые пятна" и сулят заманчивые открытия. Геологическая изученность месторождений довольно слабая, особенно мелких месторождений и рудопроявлений. Стоит отметить, что с 2007 г специалисты США на основании данных космической разведки актуализируют геологические карты страны. Систематизировав данные, собранные советскими специалистами, и выделив 20 наиболее перспективных районов, богатых полезными ископаемыми.

Ресурсный потенциал страны оценивают не только геологи, но и политики, и военные. По мнению командующего войсками США в Афганистане Д.Петриуса, стоимость сырья в недрах страны трудно оценить однозначно, поскольку ситуация осложняется рисками при переработке и перевозках. Поэтому подобные оценки могут варьировать в широких пределах. Так, министр шахт и горной промышленности Афганистана В.Шахрани оценивает сырьевые ресурсы в 3 трлн долл, тогда как американские специалисты - в 1 трлн долл.

3 Население - 30,0 млн. человек.

Плотность населения - 45,9 чел/кв.км.

Возрастная структура населения:
0-14 гг. - 44,6%,
15-64 гг. - 53%,
65 и более лет - 2,4%.
4 Отрасли хозяйства: Афганиcтан — крайне бедная страна, сильно зависящая от иностранной помощи (2,6 млрд долл. в 2009 году, при государственном бюджете 3,3 млрд долл.).
ВВП на душу населения в 2009 году — 800 долл. (по паритету покупательной способности, 219-е место в мире).
78 % работающих — в сельском хозяйстве (31 % ВВП), 6 % — в промышленности (26 % ВВП), 16 % — в сфере обслуживания (43 % ВВП). Уровень безработицы — 35 % (в 2008 году).
Продукция сельского хозяйства — опиум, зерно, фрукты, орехи; шерсть, кожа.
Продукция промышленности — одежда, мыло, обувь, удобрения, цемент; ковры; газ, уголь, медь.
Экспорт — 0,6 млрд долл (в 2008, без учёта нелегального экспорта): опиум, фрукты и орехи, ковры, шерсть, каракуль, драгоценные и полудрагоценные камни.
Основные покупатели в 2008 — Индия 23,5 %, Пакистан 17,7 %, США 16,5 %, Таджикистан 12,8 %, Нидерланды 6,9 %.
Импорт — 5,3 млрд долл. (в 2008): промышленные товары, продукты питания, текстиль, нефть и нефтепродукты.
Основные поставщики в 2008 — Пакистан 36 %, США 9,3 %, Германия 7,5 %, Индия 6,9 %.

Афганистан - государство на юго- западе Азии - официальное название Исламская Респу́блика Афганиста́н государство на Среднем Востоке, не имеет выхода к морю. Одна из беднейших стран мира. На протяжении последних 32 лет (с 1978 года) в стране идёт гражданская война. государствоСреднем Востокебеднейших стран мира1978 годагражданская война Граничит с Ираном на западе, Пакистаном на юге и востоке, Туркменистаном, Узбекистаном и Таджикистаном на севере, Китаем в самой восточной части страны.ИраномПакистаномТуркменистаномУзбекистаном ТаджикистаномКитаем


Краткие энциклопедические сведения Афганистан – древняя страна, населенная людьми различных национальностей. Основной религией является ислам в самых радикальных его формах. Почти 64% населения неграмотно. Развитие страны будто бы замерло, и если столицу, то и дело потрясают различные метаморфозы, то на остальное население они влияют лишь опосредовано, не внося особых изменений в уклад жизни.




В виду различного национального состава (пуштуны, таджики, хазарейцы, узбеки и т. п.) страну разрывают на части противоречия на межнациональной почве. По сути страна объединена в единое целое лишь искусственно, каждая провинция, каждый кишлак, подчиняется местечковому главе, а централизованную власть практически не воспринимает. Этим и объясняется тот факт, что когда, во времена различных войн захватывалась столица Кабул и другие крупные города, это вовсе не означало победу. Независимость свою от Англии Афганистан приобрел в 1919 году, после третьей англо-афганской войны.










В 1989 году Михаил Горбачев принял решение о выводе войск. Наверное, это далось ему нелегко. И тогда были генералы, которые объявляли это предательством. Но наши ушли из Афгана – и с юга перестал идти поток "грузов 200". И Россия, хотя бы на время, прекратила платить жизнями своих граждан за амбиции своих вождей.


Окончание войны подразумевает Победителя и Побежденного. Для ограниченного контингента советских войск Афганская война завершилась 15 февраля 1989 года. Победой или поражением? Б. В. Громов так ответил на этот вопрос: «Я глубоко убежден: не существует оснований утверждать о том, что 40-я армия потерпела поражение, равно как и том, что мы одержали победу в Афганистане. Советский войска беспрепятственно вошли в страну, выполнили свои задачи и организованно вернулись на Родину. 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы – лишь то, что могли. Нашими задачами были6: оказание помощи правительству Афганистана в урегулировании внутриполитической ситуации. Эта помощь заключалась в борьбе с вооруженными отрядами оппозиции. Мы должны были предотвратить агрессию извне. Эти задачи были выполнены. Перед нами никто не ставил задачу одержать победу в Афганистане. Мое отношение к тем, кто служил и воевал в Афганистане, пронизано искренним и глубоким уважением. Самым скорбным итогом афганской войны является гибель наших солдат и офицеров. Убито военнослужащих, в том числе 1979 офицеров и генералов, погибло 572 военнослужащих КГБ, 28 сотрудников МВД, 190 военных советников, из них 145 офицеров, инвалидами стали 6669 афганцев, из них 1479 человек инвалиды 1-й группы. Гепатитом поражено человек, брюшным тифом солдат и офицеров Государство в неоплаченном долгу перед семьями погибших.


По официальным данным, за годы войны в Афганистане мы потеряли убитыми более 15 тысяч, 36 тысяч ранено, пропало без вести более 300 военнослужащих. Ни за что погибали молодые ребята, отправленные в ад, на землю песков и ветров. А им было всего по 20 лет. Среди убитых, раненных и покалеченных ребят, были еще и те, кто был захвачен в плен, те, которые на себе ощутили тягость войны.





Русский парень лежит на афганской земле Муравей - мусульманин ползет по скуле Очень трудно ползти Мертвый слишком не брит, И тихонько ему муравей говорит: Ты не знаешь, где точно скончался от ран Знаешь только одно – где-то рядом Иран. Почему ты явился с оружием к нам, Здесь впервые услышавший слово ИСЛАМ? Что ты дашь наш Родине – нищей, босой? Если в собственной очередь за колбасой? Разве мало убитых вам, чтобы опять, К двадцати миллионам еще прибавлять? Русский парень лежит на афганской земле Муравей-мусульманин ползет по скуле, и о том, как его бы поднять, воскресить, Муравьев-православных он хочет спросить, Но на северной Родине сирот и вдов Маловато осталось таких муравьев.



Здесь обманчивых дней мудреней вечера, Все душманы попрятались в норы Мы с афганским комбатом сидим у костра И не спешно ведем разговоры Вот и горы надели вечерний наряд, солнце больше не жжет и не сушит, Только всплески огней, да потери солдат Обжигают нам яростно души Погоди, таржаман, говорит мне комбат, Ворошить эту рану не надо. Где-то там, у душманов, воюет мой брат, Завтра встречу я может быть брата Чует сердце - он в эти подался края Он, конечно, не прав, только все же, Не прощу я себя, если пуля моя Его жалкую жизнь уничтожит Он почти не кричал и внезапно умолк, Но молчанье тут же прервалось Кто-то выл вдалеке, как затравленный волк, Ну, а может быть, мне показалось.


Каждое время рождает свои песни. Но они не уходят вместе с породившим их временем, а остаются, волнуя и тревожа. Лучшие самодеятельные песни и стихи, чуткие к событиям афганской жизни. Стихи и песни воинов-интернационалистов вошли в наши дома, гитара рассказала о мужестве ребят сдержано и проникновенно.



Если Зло и Добро В откровенной схватились борьбе И последним пророчествам Сбыться мгновенье пришло, Загляни в свою душу: Что вправду милее тебе, Что влечет тебя с большею силой – Добро или Зло? А потом присмотрись, кто силен и наденет венец, А кого проклянут и навеки забудут, как звать. И опять загляни к себе в душу: хорош ли конец? И спроси себя снова: неужто охота встревать? Что за радость – безвестно погибнуть в неравном бою? Может, спрятать глаза, ведь уже никого не спасти?.. Мало толку в геройстве, которого не воспоют… Время лечит,– однажды и сам себя сможешь простить. А еще, ты поверь, так бывает, нет хуже врагов, Забывающих в битве жестокой про всякую честь, Чем стоящие, тот и другой, за Добро и Любовь… Где меж ними различье? С кем правда? Кого предпочесть? …А потом победитель устало опустит свой меч: Враг стоит на коленях, и мир не постигла беда… И раздастся приказ: «Всем ослушникам головы с плеч». С кем пребудет твой выбор, мой доблестный друг? С кем тогда?…



Что это было – подвиг или подлость? Помощь братскому афганскому народу или оккупация независимого государства? Интернациональный долг или захватническая война? Споры об этом кипят до сих пор. Многие люди вполне демократических взглядов (например, координатор «Демократической фракции» в Законодательном Собрании Санкт- Петербурга Сергей Гуляев, бывший офицер-"афганец") до сих пор говорят, что вторжение в Афганистан не было ошибкой, поскольку позволило "на десять лет задержать поток наркотиков, идущий к нашим границам"…


К сожалению, власть держащих афганская война мало чему научила. Ту войну развязали оторванные от реальности "старцы из Политбюро". Уже через пять лет после вторжения в Афганистан "народный" президент Ельцин и его окружение начали войну в Чечне. В 1996-м был заключен мир в Хасавюрте, но через несколько лет, при президенте Путине, этот мир был объявлен "позорным", а его результаты - преданы забвению. Нам стали объяснять, что в Чечне "возрождается российская армия", и всякий, кто с этим не согласен – предатель…


Накануне получения независимости большинство стран Арабского Востока представляли собой феодальные или полуфеодальные общества. Несмотря на различие юридических форм зависимости от метрополий (Сирия, Ливия являлись подмандатными территориями; Кувейт, Марокко - протекторатами, а Египту, Ираку и Ливану была формально предоставлена независимость), все эти страны фактически оставались колониями или полуколониями. В договорах с метрополиями были закреплены положения, серьезно ущемляющие суверенитет этих стран.

Традиционной формой правления в странах Арабского Востока была монархия, причем монархии чаще всего имели абсолютно-теократический характер. Абсолютные монархии сохранились и после завоевания независимости в королевстве Саудовская Аравия, в княжествах Аравийского полуострова (Оман, входящие в ОАЭ эмираты). В других арабских странах после освобождения образовались конституционные монархии (Египет до 1953 г., Тунис до 1957 г., Йемен до 1962 г., Ливия до 1971 г., Иордания, Марокко, Кувейт, Бахрейн). В этих странах были приняты конституции, провозглашено создание парламентов. Однако в ряде стран (Кувейт в 1972 г., Саудовская Аравия в 1992 г., Оман в 1996 г.), поскольку конституции были “дарованы” правителями, были зафиксированы положения о том, что вся власть исходит от монарха. Таким образом, парламентаризм остался во многих странах лишь внешним прикрытием абсолютизма, не говоря уже о том, что типичной для этих стран ситуацией стал роспуск парламентов и отсутствие их созыва в течение многих лет. В некоторых других странах (Марокко, Ливия, Иордания и др.) действуют правовые нормы мусульманского фундаментализма, основным источником права считается Коран.

Конституция Египта 1923 г. формально объявила его независимым государством и конституционной монархией. Фактически же в стране сохранялся режим английской военной оккупации. В 1951 г. египетский парламент пошел на одностороннюю отмену англо-египетского договора 1936 г., что вызвало введение в страну английских войск и глубокий политический кризис. В этой обстановке в 1952 г. патриотическая военная организация “Свободные офицеры” во главе с Гамалем Абдель Насером совершила государственный переворот. Всю полноту власти сосредоточил в своих руках Совет руководства революцией.

С 1952 по начало 60-х гг. в Египте осуществлялся первый этап национально-освободительной революции, сопровождавшийся принятием закона об аграрной реформе (1952 г.), отменой старой Конституции (1952 г.), ликвидацией монархии и принятием республиканской Конституции (1956 г.). После национализации компании Суэцкого канала и последовавшей за этим агрессии Англии, Франции и Израиля (1956 г.) был издан закон о “египтизации” иностранных банков и фирм, причем немедленной национализации подлежала собственность Великобритании и Франции.


С середины 1961 г. начался второй этап революции. В этот период осуществлялись меры по национализации банков и предприятий, проведению второй аграрной реформы, введению государственного планирования. Принятая в июле 1962 г. Хартия национальных действий отвергла капиталистический путь развития, а Временная конституция 1964 г. провозгласила Египет “социалистической демократической республикой”. К середине 60-х гг. государственный сектор экономики Египта значительно возрос, однако программа углубления экономических реформ не смогла решить целый ряд важных экономических проблем. В связи с этим в целях стимуляции производства был вновь усилен частный сектор в городе и в деревне.

В 1971 г. на референдуме была одобрена новая Конституция Арабской Республики Египет, которая (в редакции 1980 г.) действует и сейчас. Конституция провозглашала АРЕ “государством с социалистическим демократическим строем, основанным на союзе сил трудового народа”. Высшим органом государственной власти провозглашалось Народное собрание, главой государства - президент. Фактически же с середины 1970-х гг. страна развивается по капиталистическому пути.

К числу крупных арабских стран относится Алжир, независимость которого была признана Францией после длительной национально-освободительной войны (1954-1962 гг.). Курс на “социалистическое переустройство” общества, провозглашенный Фронтом национального освобождения Алжира (ФНО) в 1962 г., был закреплен в последующих конституционных документах (1963, 1976 гг.). Так, Конституция АНДР 1976 г. закрепила господствующее положение общественной собственности, руководящую роль ФНО в построении социализма в рамках “национальных и исламских ценностей” и единство политического руководства партии и государства.

После народных выступлений в конце 80-х гг., в 1989 г. была принята новая Конституция. Она являлась “деидеологизированным” основным законом; положения о социализме были исключены (хотя в преамбуле и говорилось о цели ликвидации эксплуатации человека человеком). Было введено разделение властей, установлена ответственность правительства перед парламентом, ликвидировано монопольное положение ФНО и введена многопартийность. В 1996 г. в Алжире принята новая Конституция, которая, однако, не принесла стране стабильности: на протяжении уже многих лет здесь продолжаются террористические акции мусульманских экстремистов.

“Некапиталистический” путь развития был провозглашен правительством Народной Республики Южного Йемена, образованной в 1967 г. в результате борьбы колоний и протекторатов юга Аравии за независимость. После фракционной борьбы в Национальном фронте этот путь был окончательно закреплен в конституциях 1970 и 1978 гг. Конституция Народной Демократической Республики Йемен 1978 г. провозгласила целью страны построение единого демократического Йемена, закрепила исключительную собственность государства на землю, руководящую роль Йеменской социалистической партии и полновластие народных советов. На протяжении многих лет между Северным (Йеменская Арабская Республика) и Южным (НДРИ) Йеменом велись переговоры о воссоединении, завершившиеся принятием конституции единого государства. В настоящее время действует Конституция единого Йемена 1992 г.

Одной из важнейших политических проблем на Арабском Востоке стал после второй мировой войны вопрос о создании самостоятельного Палестинского государства. До 1948 г. Палестина представляла собой английскую подмандатную территорию. После решения Генеральной Ассамблеи ООН в 1947 г. о разделе Палестины и создании на ее территории двух самостоятельных государств - арабского и еврейского - английский мандат утратил силу. По окончании мандата на основании указанного решения в еврейской части страны было создано государство Израиль. Однако в другой части Палестины, фактически поделенной между Израилем и Иорданией, решение ООН не было осуществлено. Арабо-израильский конфликт сопровождался захватом Израилем в 60-80-х гг. ряда территорий, принадлежащих арабским государствам. В 1988 г. на сессии высшего органа палестинского народа - Национального совета Палестины - наряду с официальным признанием Израиля было провозглашено образование Палестинского государства. Фактическая реализация принципа “два народа - два государства” наталкивается на значительные препятствия. Вместе с тем на территории Израиля создана палестинская автономия, имеющая политический характер.

На протяжении 80-90-х гг. Ближний Восток остается одним из самых нестабильных и взрывоопасных регионов мира. С одной стороны, здесь усиливаются стремления к интеграции, которые уже выразились в создании региональных межарабских организаций - Совета арабского сотрудничества (1989 г.) и Союза арабского Магриба (1989 г.) и в объединении Северного и Южного Йемена и пр. С другой стороны, острые противоречия в арабском мире уже неоднократно приводили к вооруженным региональным конфликтам (Иран-^Ирак, Ирак-Кувейт и др.). По-прежнему далека от разрешения палестинская проблема. Ливан, государственный строй которого основан на конфессиональных началах (важнейшие государственные посты в определенной пропорции распределяются между представителями различных религиозных общин), с 1975 г. длительное время находился в состоянии междоусобной религиозной войны. В настоящее время здесь сформированы новые органы с учетом измененных норм конфессионального представительства.

  • Культура и цивилизация
    • Культура и цивилизация - страница 2
    • Культура и цивилизация - страница 3
  • Типология культур и цивилизаций
    • Типология культур и цивилизаций - страница 2
    • Типология культур и цивилизаций - страница 3
  • Первобытное общество: рождение человека и культуры
    • Общая характеристика первобытности
      • Периодизация первобытной истории
    • Материальная культура и социальные отношения
    • Духовная культура
      • Возникновение мифологии, искусства и научных знаний
      • Формирование религиозных представлений
  • История и культура древних цивилизаций Востока
    • Восток как социокультурный и цивилизационный феномен
    • Доосевые культуры Древнего Востока
      • Художественная культура
    • Культура Древней Индии
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
    • Культура Древнего Китая
      • Уровень развития материальной цивилизации
      • Государство и генезис социальных связей
      • Мировосприятие и религиозные верования
      • Художественная культура
  • Античность – основа европейской цивилизации
    • Общая характеристика и основные этапы развития
    • Античный полис как уникальное явление
    • Мировосприятие человека в античном обществе
    • Художественная культура
  • История и культура европейского средневековья
    • Общая характеристика европейского средневековья
    • Материальная культура, экономика и условия жизни в средние века
    • Общественная и политическая системы средневековья
    • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 2
      • Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека - страница 3
    • Художественная культура и искусство средних веков
      • Художественная культура и искусство средних веков - страница 2
  • Средневековый арабский восток
    • Общая характеристика арабо-мусульманской цивилизации
    • Развитие экономики
    • Социально-политические отношения
    • Особенности ислама как мировой религии
    • Художественная культура
      • Художественная культура - страница 2
      • Художественная культура - страница 3
  • Византийская цивилизация
    • Византийская картина мира
  • Византийская цивилизация
    • Общая характеристика византийской цивилизации
    • Общественная и политическая системы Византии
    • Византийская картина мира
      • Византийская картина мира - страница 2
    • Художественная культура и искусство Византии
      • Художественная культура и искусство Византии - страница 2
  • Русь в средние века
    • Общая характеристика средневековой Руси
    • Экономика. Социально-классовая структура
      • Экономика. Социально-классовая структура - страница 2
    • Эволюция политической системы
      • Эволюция политической системы - страница 2
      • Эволюция политической системы - страница 3
    • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 2
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 3
      • Система ценностей средневековой Руси. Духовная культура - страница 4
    • Художественная культура и искусство
      • Художественная культура и искусство - страница 2
      • Художественная культура и искусство - страница 3
      • Художественная культура и искусство - страница 4
  • Возрождение и реформация
    • Содержание понятия и периодизация эпохи
    • Экономические, социальные и политические предпосылки европейского Возрождения
    • Изменения в мировоззрении горожан
    • Содержание эпохи Возрождения
    • Гуманизм – идеология Ренессанса
    • Титанизм и его «обратная» сторона
    • Искусство эпохи Возрождения
  • История и культура Европы в Новое время
    • Общая характеристика Нового времени
    • Образ жизни и материальная цивилизация Нового времени
    • Социальная и политическая системы Нового времени
    • Картины мира Нового времени
    • Художественные стили в искусстве Нового времени
  • Россия в эпоху Нового времени
    • Общие сведения
    • Характеристика основных этапов
    • Экономика. Социальный состав. Эволюция политического строя
    • Система ценностей российского общества
      • Система ценностей российского общества - страница 2
    • Эволюция духовной культуры
      • Соотношение провинциальной и столичной культуры
      • Культура донского казачества
      • Развитие общественно-политической мысли и пробуждение гражданского самосознания
      • Возникновение охранительной, либеральной и социалистической традиций
      • Две линии в истории русской культуры XIX в.
      • Роль литературы в духовной жизни российского общества
    • Художественная культура Нового времени
      • Художественная культура Нового времени - страница 2
      • Художественная культура Нового времени - страница 3
  • История и культура России в конце XIX – начале XX в.
    • Общая характеристика периода
    • Выбор пути общественного развития. Программы политических партий и движений
      • Либеральная альтернатива преобразования России
      • Социал-демократическая альтернатива преобразования России
    • Переоценка традиционной системы ценностей в общественном сознании
    • Серебряный век – ренессанс русской культуры
  • Цивилизация Запада в XX веке
    • Общая характеристика периода
      • Общая характеристика периода - страница 2
    • Эволюция системы ценностей в западной культуре XX в.
    • Основные тенденции развития западного искусства
  • Советское общество и культура
  • Россия в 90-е годы
    • Политическое и социально-экономическое развитие современной России
      • Политическое и социально-экономическое развитие современной России - страница 2
    • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития
      • Общественное сознание в 90-е годы: основные тенденции развития - страница 2
    • Развитие культуры
  • Раннее государство на Востоке

    Первые государства на Востоке имели небольшие размеры и возникали в виде объединений вокруг храмов. В такое государство входили одна или несколько общин, занимавших пригодный для обработки кусок земли. Позже такие сообщества стали называть номовыми государствами (от греч. «ном» – наименование основной административной единицы). Ном обычно имел центр в виде храма главного местного божества, вокруг селилась администрация, сооружались склады для хранения запасов, мастерские ремесленников.

    Все эти постройки для безопасности обносились крепостной стеной. Так образовывался город как центр маленького государства. Процесс возникновения древних городов иногда называют «городской революцией». Сами города являлись важнейшим проявлением цивилизации.

    Раскопки таких поселений свидетельствуют о развитом ремесле, знакомстве с гончарным кругом, металлургией, ткачеством, принципами архитектуры и монументального строительства. Древнейшими очагами урбанистической цивилизации были ранние протогосударства Шумера – Убайд (V-IV тыс. до н.э.), Урук, Джемдет-Наср (IV-III тыс. до н.э.) и др.

    В дальнейшем более сильные номовые государства в результате военных побед становились обширными территориальными государствами, а позднее появились централизованные государства. В Месопотамии первым таким государством считается держава Хаммурапи, так как в предшествующих крупных объединениях (царства Аккада и Третьей династии Ура) еще сохранились деление на номы и их некоторая самостоятельность.

    В Египте централизованное государство возникло рано (примерно в III тыс. до н.э.), однако память о первоначальном делении на номы сохранилась в административном устройстве Египта. Иногда отдельные номы начинали претендовать на независимость, в особенности те города, в которых находились храмы великих богов и граждане которых были независимы и полноправны. Именно здесь долго жили традиции народного самоуправления и общинной психологии.

    В Египте сохранились лишь следы такого самоуправления, в целом власть царя была более прочной и менее ограниченной, чем в Месопотамии. Вероятно, это связано с тем, что обожествление царей в Египте началось очень рано и сохранилось до самого конца независимого существования Древнего Египта.

    Фараоны, начиная с Третьей династии, считались равными богам. Существовал строгий ритуал поклонения им, и была выработана соответствующая практика их захоронений, призванных победить время и даровать вечность. Именно эти соображения были взяты в основу строительства пирамид – величественных символов Древнего Египта.

    В Месопотамии обожествление царей не утвердилось надолго, и царь почитался как представитель своего народа перед богами. Многочисленные моральные и ритуальные предписания и запреты регулировали многие обязанности царя, в том числе и как блюстителя справедливости. Например, в Месопотамии цари раз в 7-10 лет издавали так называемые указы о справедливости. На основании этих указов аннулировались долги, а проданные родовые земли возвращались их прежним владельцам. Такой же обычай (так называемый юбилей) существовал в Палестине и Сирии.

    Таким образом, древнеегипетский вариант становления и развития государственности отличался от месопотамского тотальной вовлеченностью производителей в систему государственного хозяйства и крайне замедленными темпами становления частно-собственнических отношений. В значительной степени развитие частной собственности и рынка в эпоху Позднего царства происходило за счет контактов с иноплеменниками.

    Более динамичный месопотамский вариант оказался предпочтительнее, шумеры и вавилоняне были во многих отношениях образцом для подражания тем, кто шел вслед за ними. Однако обе древнейшие цивилизации – месопотамская и египетская – внесли огромный вклад в развитие мировой культуры.

    © nvuti-info.ru, 2024
    Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов