Проанализируйте приведенные действия связанные с экстремистской деятельностью. Что такое экстремизм

08.07.2020

Что такое экстремизм и экстремистская деятельность и виды ответственности

Экстремизм – это приверженность к крайним мерам и взглядам, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений, совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами. Среди таких проявлений можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны.

Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. Однако экстремизм, как явление, вполне живуч и в государствах с демократическим устройством, включающим в себя многочисленные права и свободы.
Виды экстремизма: политический, национальный, религиозный.
Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителям других национальностей, проживающих на этой же территории.
Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма. Широкое распространение получила ваххабитская идеология, лозунгом которой является «смерть всем неверным».
Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя. Как правило, национальный или религиозный экстремизм является основанием для возникновения политического экстремизма. На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации.
Юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в ст. ФЗ-114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
В соответствии с поправками, внесенными в названный Закон 25 декабря 2012 года, к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации (политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы);
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Административная ответственность – наступает за совершение административного правонарушения, т.е. противоправного деяния, характеризующегося более низкой общественной опасностью, чем преступление. Так, Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (ст. 20.3 КоАП РФ).
К нацистской атрибутике и символике могут быть отнесены знамена, значки, атрибуты униформы, иные отличительные знаки, приветствия и приветственные жесты. Административно наказуемым является и сбыт, изготовление или приобретение с целью сбыта такой символики.
Символика экстремистской организации – официально зарегистрированная символика организации, в отношении которой по основаниям, предусмотренным Законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Производство и распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения (ст. 20.29 КоАП РФ).
Экстремистские материалы – это документы либо информация на иных носителях, которые призывают к осуществлению экстремистской деятельности. К подобным материалам относятся труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство, публикации, оправдывающие совершение преступлений против какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Наиболее строгая форма ответственности за осуществление экстремистской деятельности - уголовная. Основанием для уголовной ответственности является совершение преступления, т.е. противоправного, общественно опасного деяния (действия или бездействия), за которое Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность. Данный вид ответственности связан с наиболее серьезными правоограничениями для лиц, к ней привлекаемых, вплоть до лишения свободы на определенный срок.
1) Статья 280 УК РФ устанавливает ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
2) Статья 282 УК РФ устанавливает ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Ответственность наступает только в том случае, если эти действия были совершены публично или с использованием средств массовой информации.
3) Статья 282.1 УК РФ устанавливает ответственность за организацию и за участие в экстремистском сообществе. Экстремистское сообщество – организованная группа лиц для подготовки или совершения вышеуказанных преступлений экстремистской направленности.
4) Статья 282.2 УК РФ устанавливает ответственности за организацию деятельности экстремистской организации.
Кроме этого, Уголовным кодексом РФ в ряде статей установлена уголовная ответственность за совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (например: ст. 105 ч. 2 п. «л» – умышленное убийство, ст. 111 ч. 2 п. «е» – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, ст. 116 ч. 2 п. «б» – побои, и др.).
В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.
В случае если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.
Кроме того, статьей 14 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» предусмотрена отдельная ответственность за высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности.
Таким образом, должностные лица несут ответственность не только за экстремистскую деятельность, осуществляемую ими как гражданами государства, но и за непринятие мер по пресечению указанной деятельности, в рамках их компетенции.

Заместитель прокурора Варненского района юрист 1 класса И.А. Багаутдинов

В энциклопедическом словаре экстремизм (от лат. extremus – «крайний») определяется как «приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике)». Однако данное определение расплывчато и не отражает все особенности этого сложного явления. Не совсем ясно, какие взгляды следует признавать «крайними», а какие - нет, и кто будет это определять. Под «взглядами» можно понимать идеологию, идейные убеждения, не всегда связанные с какими-либо практическими, тем более противоправными действиями. А меры, в свою очередь, предусматривают совершение каких-либо конкретных действий, в том числе насильственных, направленных на свержение конституционного строя или дестабилизацию ситуации в стране.

В современной научной литературе экстремизм в его широком значении определяется как идеология, предусматривающая принудительное распространение ее принципов, нетерпимость к оппонентам и насильственное их подавление.

В отечественной политической и научной литературе термин «экстремизм» раскрывается в различных аспектах, но комплексного междисциплинарного подхода к определению этого многогранного явления не существует, что затрудняет понимание его сущности, не дает возможности выработать не только направления совершенствования общественных отношений, но и исследовать тот методологический инструментарий, который способен цивилизованно анализировать данные отношения. В настоящее время существуют различные мнения ученых о понятии и сущности экстремизма, его проявлениях, видах и формах. Например, экстремизм связывают с фундаментализмом и радикализмом.

Неразрывная связь теории (идеологии) и практики экстремизма нашла выражение в определении экстремизма, данном В.А. Пономаренковым и М.А. Яворским: это «насильственные и (или) противоправные деяния, совершаемые по мотивам религиозной, расовой, половой и иной социальной неприязни, а также призывы к таковым деяниям».

Важным событием в формулировании понятия «экстремизм» стало принятие 27 июня 2002 г. Государственной Думой РФ Федерального закона N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Следует отметить, что данный Закон уже был изменен Федеральными законами от 27 июля 2006 г. N 148-ФЗ и N 153-ФЗ, от 10 мая 2007 г. N 71-ФЗ, от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ, от 29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ. Причем эти изменения коснулись в основном понятия экстремизма, и в настоящее время оно выглядит следующим образом:

«экстремистская деятельность (экстремизм):


1. Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации. Уголовная ответственность за действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, предусмотрена статьями 278 и 279 УК.

2. Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность. Публичное оправдание терроризма является альтернативным признаком состава преступления, указанного в ч. 1 ст. 205 2 УК. Согласно примечанию к данной статье, это деяние выражается в публичном заявлении о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.

3. Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Данное деяние охватывается ст. 282 УК, предусматривающей ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации.

4. Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. Рассматриваемое деяние значилось в качестве признака состава преступления, предусмотренного ст. 282 УК в ее первоначальной редакции. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162–ФЗ оно было исключено из ст. 282 УК, поскольку указанная пропаганда является одним из способов совершения действий, обозначенных в этой статье, и в ее выделении не было необходимости.

5. Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии – это преступление, сформулированное в ст. 136 УК.

6. Воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения. Указанное деяние образует квалифицированный вид преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 141 УК.

7. Воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения. Этот вид экстремистской деятельности подпадает под признаки составов преступлений, расположенных в различных главах УК. Воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума, соединенное с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения, влечет ответственность по п. «а» ч. 2. ст. 141 УК. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций является самостоятельным преступлением, указанным в ст. 148 УК. Если должностное лицо незаконно препятствует проведению общественной организацией собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, то его действия квалифицируются по ст. 149 УК. Применение насилия в отношении представителя власти – это преступление, предусмотренное ст. 318 УК.

8. Совершение преступлений по мотивам, указанным в п. «е» ч. 1 ст. 63 УК. К ним относятся все преступные деяния, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

9. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходной с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. Названные деяния полностью подпадают под признаки административного проступка, указанного в ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ.

10. Публичные призывы к осуществлению экстремистских деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения. Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности квалифицируются по ст. 205² УК, а публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности – по ст. 280 УК.

11. Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и являющихся преступлением. Указанное деяние является клеветой и квалифицировалось вплоть до 07.12.2011 года по ст. 129 УК. Если же осуществлена клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, дознавателя, судебного пристава, судебного исполнителя, то содеянное рассматривалось как преступление против правосудия и квалифицировалось по ст. 298 УК. Однако данные деяния были декриминализированы согласно ФЗ-420 от 07.12.2011 года.

12. Организация и подготовка указанных (вышеперечисленных) деяний, а также подстрекательство к их осуществлению. В тех случаях, когда организация экстремистских деяний образует самостоятельный состав преступления, она квалифицируется соответственно по ст. 208, 210, 282¹, 282² УК. В остальных случаях применяются ч. 3 ст. 33 и статья Особенной части УК.

13. Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг. Законодатель установил уголовную ответственность только за финансирование терроризма (ст. 205¹ УК), а ответственность за финансирование экстремизма уголовным законом специально не предусмотрена. Поэтому для восполнения этого пробела необходима криминализация финансирования экстремизма путем включения в УК отдельной статьи либо внесения изменений (дополнений) в ст. 205¹ УК, например, замены слова «терроризма» словом «экстремизма». Содействие в организации, подготовке и осуществлении экстремистских преступлений должно рассматриваться как пособничество их совершению и квалифицироваться с применением ч. 5 ст. 33 УК.

Важно заметить, что каждое отдельно взятое понятие экстремистской деятельности можно рассматривать и как разновидность данного опасного явления.

Экстремизм при этом наделяется следующими признаками:

Отрицание инакомыслия и нетерпимость к сторонникам иных взглядов (политических, экономических, конфессиональных и др.);

Попытки идеологического обоснования применения насилия по отношению не только к активным противникам, но и к любым лицам, не разделяющим убеждения экстремистов;

Апелляция к каким-либо известным идеологическим или религиозным учениям, претензии на их «истинное» толкование или «углубление» и в то же время фактическое отрицание многих основных положений этих учений;

Доминирование эмоциональных способов воздействия в процессе пропаганды экстремистских идей, обращение к чувствам и предрассудкам людей, а не к их разуму;

Создание харизматического образа лидеров экстремистских движений, стремление представить их непогрешимыми, а все их распоряжения - не подлежащими обсуждению.

Экстремизм очень близок терроризму, и оба эти явления крайне опасны и для общества и для государства. Но хотя некоторые авторы рассматривают терроризм как крайнее проявление экстремизма, отождествлять эти понятия было бы неправильно.

Они различаются по объекту посягательства, по своей субъективной стороне, по формам объективной стороны соответствующих составов.

В отечественной научно-исследовательской литературе обычно выделяют три основные формы проявления экстремизма : политический, национальный и религиозный. Также можно выделить еще одну разновидность экстремизма – молодежный.

Под политическим экстремизмом специалисты понимают деятельность общественных объединений, иных организаций, должностных лиц и граждан, направленную на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, возбуждение (разжигание) социальной, национальной, расовой или религиозной вражды (розни), а также публичные призывы к совершению противоправных действий в политических целях.

Религиозный экстремизм определяют как социальное явление, существующее в четырех формах: 1) религиозное сознание, которому свойственны признаки тоталитаризации, преувеличения ценности своих религиозных идей, нигилизма, религиозного фанатизма; 2) экстремистская религиозная идеология (доктрина); 3) деятельность по реализации религиозной доктрины, провозглашенной единственно верной; 4) организационные формы осуществления религиозной доктрины, в частности, религиозные экстремистские организации.

Религиозный экстремизм представляет серьезную угрозу для безопасности страны.

В Российской Федерации деятельность религиозных организаций четко регламентирована законом и может осуществляться только в рамках закона. Основополагающим нормативным правовым актом, определяющим статус религиозных общественных объединений, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Религиозные объединения могут создаваться только в целях, определенных указанным Федеральным законом, а именно совместного исповедания и распространения веры.

Важно заметить, что религиозный экстремизм, специфика и различные проявления его не получили еще сколько-нибудь удовлетворительного отражения в законодательстве.

Национальный экстремизм предусматривает защиту «своего народа», его экономических и иных интересов, национального языка, культурных и иных ценностей в ущерб людям других национальностей.

Также можно сказать о существовании экономического экстремизма, направленного на ликвидацию многообразия и установление какой-либо одной формы собственности, единых методов ведения хозяйства, отказ от государственного регулирования экономики, устранение конкуренции в предпринимательской деятельности, резкое сокращение социальных расходов.

Помимо перечисленных видов экстремизма можно выделить еще и молодежный экстремизм. В настоящее время при некоторых внешне на первый взгляд благоприятных статистических тенденциях криминальная активность подростков гораздо выше, чем у взрослых, а совершаемые ими общественно опасные деяния все чаще принимают форму жестоких и корыстных посягательств.

Экстремизм в России «молодеет», наиболее часто совершают преступления молодые люди в возрасте 15 - 25 лет. Молодежь также чаще совершает преступления агрессивного характера. По статистике, основная масса таких тяжких преступлений на политической почве, как убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, разбой, терроризм, совершается лицами до 25 лет. Важно учитывать, что в настоящее время молодежный экстремизм растет более высокими темпами, чем преступность взрослых.

Также можно классифицировать экстремизм на внутригосударственный, международный, которые, в свою очередь, подразделяются на политический, расистский, религиозный, идеологический экстремизм.

Существует деление экстремизма на насильственный (например, убийство, причинение вреда здоровью, геноцид по экстремистским мотивам) и ненасильственный (например, нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства из экстремистских побуждений), криминальный и некриминальный (например, в случае совершения деяний, указанных в статьях 20.3 и 20.29 КоАП РФ). Различным видам криминального экстремизма соответствуют преступления политического, идеологического, этнического, религиозного или иного вида экстремизма.

В разных странах и в разные времена было дано много разных юридических и научных определений понятию «экстремизм». Единого определения на сегодняшний день не существует. Доктор Питер Т. Коулман (англ. Peter T. Coleman ) и доктор Андреа Бартоли (англ. Andrea Bartoli ) в своей работе «Addressing Extremism » дали краткий обзор предлагаемых определений этого понятия:

Экстремизм - на самом деле сложное явление, несмотря на то, что его сложность часто бывает трудно увидеть и понять. Проще всего определить его как действия (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта - демонстрация жёсткой формы разрешения конфликта. Однако обозначение видов деятельности, людей и групп как «экстремистских», а также определение того, что следует считать «обычным» или «общепринятым» - это всегда субъективный и политический вопрос. Таким образом, мы предполагаем, что в любой дискуссии на тему экстремизма затрагивается следующее:

  • Обычно одни экстремистские действия некоторыми людьми рассматриваются как справедливые и добродетельные (например, просоциальная «борьба за свободу»), а другие экстремистские действия - как несправедливые и аморальные (антисоциальный «терроризм»). Это зависит от ценностей, политических убеждений, нравственных ограничений оценивающего, а также от его отношений с деятелем.
  • Кроме того, у одного и того же человека моральная оценка одного и того же экстремистского действия (например, использования тактики партизанской войны Нельсоном Манделой против правительства ЮАР) может меняться в зависимости от условий - руководства, мнения мирового сообщества, кризисов, «сведения исторических счётов» и так далее. Таким образом, современный и исторический контекст, в котором совершается экстремистское действие, формирует наши взгляды на него
  • Различие сил также имеет значение при определении экстремизма. Во время конфликта действия членов более слабой группы часто выглядят более экстремальными, чем такие же действия членов более сильной группы, защищающей свой статус-кво. В дополнение на крайние меры скорее пойдут маргинальные люди и группы, которые рассматривают более нормативные формы разрешения конфликта как недоступные для них или относятся к ним с предубеждением. Однако доминирующие группы тоже зачастую прибегают к экстремальным действиям (например, санкционирование правительством насильственных действий военизированных формирований или нападение в Уэйко , осуществлённое ФБР в США).
  • Экстремистские действия часто связаны с насилием, хотя группы экстремистов могут различаться по предпочтению насильственной или ненасильственной тактики, допускаемому уровню насилия, предпочитаемым мишеням для своих насильственных действий (от инфраструктуры и военного персонала до мирных граждан и даже детей). Опять же более слабые группы скорее будут использовать и предпримут прямые и эпизодические формы насилия (например, подрывы террористов-смертников), тогда как доминантные группы склонны к более структурированным или институционализированным формам насилия (вроде тайного использования пыток или неформального разрешения зверств полиции).
  • Несмотря на то, что экстремисты и их группы (такие, как Хамас или Исламский Джихад) часто рассматриваются как связанное воедино и согласованное зло, важно понимать, что и внутри них могут быть конфликты и амбивалентное поведение членов групп. Так, например, отдельные члены Хамаса могут сильно отличаться по своей готовности вступить в переговоры с властями Палестины и, в конечном счёте, с определёнными фракциями в Израиле .
  • Наконец, основная проблема в том, что экстремизм, присутствующий в ситуациях затяжного конфликта - не самое жестокое, но самое заметное из действий сторон. Жёсткая и нетерпимая позиция экстремистов крайне сложно поддаётся изменениям.

Оригинальный текст (англ.)

Extremism is a complex phenomenon, although its complexity is often hard to see. Most simply, it can be defined as activities (beliefs, attitudes, feelings, actions, strategies) of a character far removed from the ordinary. In conflict settings it manifests as a severe form of conflict engagement. However, the labeling of activities, people, and groups as “extremist”, and the defining of what is “ordinary” in any setting is always a subjective and political matter. Thus, we suggest that any discussion of extremism be mindful of the following:

  • Typically, the same extremist act will be viewed by some as just and moral (such as pro-social “freedom fighting”), and by others as unjust and immoral (antisocial “terrorism”) depending on the observer’s values, politics, moral scope, and the nature of their relationship with the actor.
  • In addition, one’s sense of the moral or immoral nature of a given act of extremism (such as Nelson Mandela’s use of guerilla war tactics against the South African Government) may change as conditions (leadership, world opinion, crises, historical accounts, etc.) change. Thus, the current and historical context of extremist acts shapes our view of them.
  • Power differences also matter when defining extremism. When in conflict, the activities of members of low power groups tend to be viewed as more extreme than similar activities committed by members of groups advocating the status quo. In addition, extreme acts are more likely to be employed by marginalized people and groups who view more normative forms of conflict engagement as blocked for them or biased. However, dominant groups also commonly employ extreme activities (such as governmental sanctioning of violent paramilitary groups or the attack in Waco by the FBI in the U.S.).
  • Extremist acts often employ violent means, although extremist groups will differ in their preference for violent vs. non-violent tactics, in the level of violence they employ, and in the preferred targets of their violence (from infrastructure to military personnel to civilians to children). Again, low power groups are more likely to employ direct, episodic forms of violence (such as suicide bombings), whereas dominant groups tend to be associated with more structural or institutionalized forms (like the covert use of torture or the informal sanctioning of police brutality).
  • Although extremist individuals and groups (such as Hamas and Islamic Jihad) are often viewed as cohesive and consistently evil, it is important to recognize that they may be conflicted or ambivalent psychologically as individuals, and/or contain a great deal of difference and conflict within their groups. For instance, individual members of Hamas may differ considerably in their willingness to negotiate their differences with the Palestinian Authority and, ultimately, with certain factions in Israel.
  • Ultimately, the core problem that extremism presents in situations of protracted conflict is less the severity of the activities (although violence, trauma, and escalation are obvious concerns) but more so the closed, fixed, and intolerant nature of extremist attitudes, and their subsequent imperviousness to change.

Другой подход демонстрирует со-координатор Международного Движения по защите прав народов В. Д. Трофимов-Трофимов. Согласно его определению, экстремизм не связан только с политикой и распространяется на все виды человеческой деятельности:

В рамках данной трактовки термина «экстремизм» в последние годы вошло в практику понятие «потребительский экстремизм » - стремление недобросовестных клиентов получить определенную выгоду и доход, манипулируя законодательством в корыстных целях.

Международно-правовое определение

«Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. даёт следующее определение понятия «экстремизм» (п. 3 ч. 1 ст. 1 ):

Данную Шанхайскую конвенцию подписали : Республика Казахстан , Китайская Народная Республика , Кыргызская Республика , Российская Федерация , Республика Таджикистан и Республика Узбекистан . В январе 2003 года она была ратифицирована и с 29 марта того же года вступила в силу в России.

Национальные юридические определения

Юридическое определение в России

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

В соответствии с поправкой, принятой в ноябре 2015 года, «Библия , Коран , Танах и Ганджур , их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами» .

Критика

[...] пересмотреть определение экстремизма в федеральном законе о противодействии экстремистской деятельности для обеспечения того, чтобы оно распространялось лишь на серьезные случаи, связанные с ненавистью и насилием [...]четко изложить те критерии, которые должны соблюдаться для того, чтобы объявить какой-либо материал экстремистским

Юридическое определение в Белоруссии

  • «деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных и иных организаций (далее - организации) либо граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства (далее, если не указано иное, - граждане) по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на насильственное изменение конституционного строя и (или) территориальной целостности Республики Беларусь, захват или удержание государственной власти неконституционным путем, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, а также социальной розни, связанных с насилием или призывами к насилию, унижение национальной чести и достоинства, организацию и осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды, а равно по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, пропаганду и публичное демонстрирование, изготовление и распространение нацистской символики или атрибутики;»
  • «воспрепятствование законной деятельности государственных органов, в том числе Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательных комиссий, комиссий по референдуму или комиссий по проведению голосования об отзыве депутата, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов или комиссий, совершенное с применением насилия, угрозы его применения, обмана, подкупа, а равно применение насилия либо угроза насилием в отношении близких указанных лиц в целях воспрепятствования законной деятельности этих должностных лиц или принуждения к изменению характера такой деятельности либо из мести за выполнение ими служебных обязанностей; публичные призывы к указанным деятельности и действиям, их финансирование либо иное содействие в их осуществлении, в том числе путем предоставления недвижимого имущества, средств электросвязи, учебных, полиграфических, иных материально-технических средств или информационных услуг».

В апреле 2016 года в Белоруссии была введена ответственность за экстремизм (сразу в уголовном и административном порядке) . Нововведения были следующие :

  • В статью 130 Уголовного кодекса введена ответственность за разжигание социальной вражды и розни, караемая от штрафа до лишения свободы (до 5 лет);
  • Введена ответственность «за создание экстремистского формирования, за руководство им или его структурным подразделением» - ограничение свободы до 5 лет или лишение свободы от 3 до 7 лет (при повторном нарушении этой статьи - ограничение свободы на срок от 3 до 5 лет или лишение свободы на срок от 6 до 10 лет).
  • Введена ответственность за «финансирование деятельности экстремистского формирования» - ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 3 до 6 лет.
  • Установлено, что от уголовной ответственности за создание экстремистского формирования, руководство им, а также за финансирование его деятельности освобождаются лица, сообщившие своевременно правоохранительным органам об его деятельности
  • Введена административная ответственность за распространение информационной продукции с призывами к экстремизму (в том числе за тиражирование материалов, не включенных в экстремистский список).

Новые нормы стали применяться. В декабре 2016 года был задержан и взят под стражу корреспондент российского информационного агентства «Regnum» , которому вменили в том числе возбуждение «социальной вражды» (ч. 1 ст. 130 Уголовного кодекса Республики Беларусь) .

Юридические определения в США

В отличие от таких юрисдикций как Российская Федерация или ЕС, в США высказывание экстремистских взглядов защищено первой поправкой к конституции , и преступлениями считаются только конкретные действия в случаях, когда они подпадают под соответствующие определения в законодательстве. Термин «экстремизм» не является широко распространённым в юридической практике. Подобные преступления в некоторых штатах США часто квалифицируются как «преступления на почве ненависти». Это специальная юридическая квалификация особого рода преступлений против личности, совершаемых под влиянием ненависти к лицам иной расы или национальности, вероисповедания, этнического происхождения, политических убеждений, пола и сексуальной ориентации, инвалидам . Такая дополнительная квалификация, отягчающая вину и ужесточающая наказание, существует в некоторых штатах США, в ряде стран Западной и Центральной Европы , но отсутствует в других штатах и государствах .

Основные принципы противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

  • признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, законных интересов организаций;
  • законность;
  • гласность;
  • приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
  • сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
  • неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Основные направления противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

  • принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
  • выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Субъекты противодействия экстремистской деятельности

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

В Российской Федерации вопросы противодействия экстремистской деятельности относятся к компетенции Главного управления по противодействию экстремизму МВД России .

Профилактика экстремистской деятельности

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности

Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность. Соответствующие государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в части первой настоящей статьи.

Ответственность за осуществление экстремистской деятельности

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.

Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом

На территории Российской Федерации запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно - правовыми актами и федеральным законодательством. Запрет деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации влечет за собой:

а) аннулирование государственной аккредитации и регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) запрет пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве представителей данной организации;

в) запрет на ведение любой хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации;

г) запрет публикации в средствах массовой информации любых материалов от имени запрещенной организации;

д) запрет распространения на территории Российской Федерации материалов запрещенной организации, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данной организации;

е) запрет на проведение любых массовых акций и публичных мероприятий, а равно участие в массовых акциях и публичных мероприятиях в качестве представителя запрещенной организации (или её официальных представителей);

ж) запрет на создание её организаций - правопреемников в любой организационно - правовой форме. После вступления в силу решения суда о запрете деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации уполномоченный государственный орган Российской Федерации обязан в десятидневный срок уведомить дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего иностранного государства в Российской Федерации о запрете деятельности на территории Российской Федерации данной организации, причинах запрета, а также о последствиях, связанных с запретом.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.

Профилактика подросткового и молодёжного экстремизма

В России многие школы и вузы, органы управления образованием разрабатывают специальные планы профилактики экстремизма, создают рабочие группы, проводят разнообразные профилактические мероприятия.

В принятой городским парламентом Калуги в 2006 году целевой программе «Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2007-2009 годы» в частности содержались меры, призванные развить в подростках неприятие нацистской атрибутики и участия в несанкционированных собраниях .

Вопросам профилактики подросткового и молодёжного экстремизма посвящены ряд публикаций.

Уголовное преследование за экстремизм в России

В России статьи Уголовного кодекса, предусматривающие ответственность за экстремизм, применяются очень широко (чаще всего по части 1 статьи 282 УК РФ). В 2013-2015 годах число осужденных по этим статьям увеличилось более, чем вдвое.

Численность осужденных в РФ за экстремистскую деятельность

Данные по числу осужденных по экстремистским статьям всеми судами России по годам следующие (суммарное число осужденных по статьям 282, 282.1 и 282.3 УК РФ):

Осужденных за преступления на почве ненависти в России скорее всего больше, так как ряд статей Уголовного кодекса РФ предусматривает отдельную ответственность за совершение преступления по мотивам ненависти - например, по части 2 статьи 116 УК РФ квалифицируются побои как из хулиганских побуждений, так и нанесенные по мотивам ненависти. Однако Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации не выделяет в своих статистических отчетах по каким преступлениям мотив ненависти был вменен.

Социально-демографические характеристики осужденных за экстремизм

Социально-демографический состав осужденных за экстремистские преступления можно определить достаточно точно. Судебный департамент при Верховном суде РФ не дает за 2013 год отдельной характеристики по каждой «экстремистской» статье, а дает общую характеристику по осужденным по статьям 275-284 УК РФ. Из 309 осужденных в 2013 году по статьям 275-285 УК РФ (осужденные по основной статье), подавляющее большинство (227 осужденных по основной статье) были приговорены за экстремистские преступления. Поэтому вряд ли социально-демографический состав осужденных по статьям 275-284 УК РФ сильно отличается от социально-демографического состава осужденных по статьям 282-282.2 УК РФ. Основные социально-демографические характеристики осужденных по 274-285 статьям УК РФ и обстоятельства совершения преступления следующие (на 2013 год) :

  • Очень высокий уровень образования . Из 309 осужденных по этим статьям, 96 человек (31 %) имели высшее или неполное высшее образование. Для сравнения - среди осужденных в 2013 году по всем статьям УК РФ высшее образование имели только 8 %.
  • Преобладание мужчин . Из 309 осужденных по этим статьям было только 16 женщин (5 %). При этом среди осужденных по всем статьям УК РФ женщин было почти втрое больше - 15 %.
  • Низкая доля иностранцев . Из 309 осужденных только четверо не имели российского гражданства.
  • Более половины осужденных (181 из 309) совершили преступление в столицах субъектов РФ
  • Почти все осужденные (308 из 309) совершили преступление в трезвом виде.
  • Большинство осужденных (249 человек - 80 %) не имело судимости (в том числе погашенной) на момент совершения преступления. В целом же среди осужденных по всем статьям УК РФ ранее судимые (в том числе с погашенной судимостью) составляли в 2013 году 45 %.

Размеры и виды наказаний за экстремизм

О реальных размерах и видах, назначаемых судами наказаний по статье 282 УК РФ можно судить по статистике Судебного департамента при Верховном суде РФ за 2014 год. Основными видами реально назначаемого наказания являются исправительные и общественные работы . Из 267 осужденных по этой статье, лишение свободы (реальное) было назначено только 13 лицам, 27 осужденных получили условные сроки, 49 - штрафы, 97 - обязательные работы, 60 - исправительные работы .

Другие ограничения

Кроме того, лицо, которое обвиняется в экстремистском преступлении (или осуждено за его совершения) включается в специальный список Росфинмониторинга . Это означает, что у данного лица блокируются все банковские счета (в том числе электронные) . Такое лицо также не имеет права оформить доверенность у нотариуса или вступить в наследство . Блокировка счетов осужденного за экстремистское преступление в России формально не считается уголовным наказанием . С заблокированных счетов осужденный вправе снимать не более 10 тыс. рублей в месяц на себя и неработающего члена семьи . При этом каждый раз для снятия денег необходимо писать заявление, которое потом банк согласует с Росфинмониторингом (процедура занимает, по словам одного из осужденных, два дня) . С заблокированного счета также разрешается оплачивать кредиты (если они взяты до включения в список) и налоги . Формально возможности выйти из списка Росфинмониторинга нельзя . Однако известен случай, когда осужденный за экстремистское преступление добился своего исключения из списка после того, как был амнистирован .

Критика государственной политики России в сфере борьбы с экстремизмом

По мнению ряда журналистов, в России начала XXI века термин «экстремизм» приобрёл однозначно отрицательный смысл и главным образом используется в государственных СМИ с целью:

Известны случаи возбуждения уголовных дел по статье 282 УК РФ за высказывания в интернете (в частности, за оскорбления сотрудников правоохранительных органов - полицейских , которых признают «социальной группой») .

Данное Постановление «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» было принято 28 июня 2011 г. и опубликовано в «Российской газете » 4 июля .

В письме от 19 декабря 2011 года председатель Мониторингового комитета Парламентской Ассамблеи запросил мнение Венецианской комиссии относительно Федерального Закона Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности». На основании данного запроса, на 91-й пленарной сессии (Венеция, 15-16 июня 2012 года) «Европейская комиссия за демократию через право» (Венецианская комиссия) вынесла мнение по поводу российского Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». С точки зрения Венецианской комиссии:

  1. Закон об экстремизме, вследствие широкого и неточного словоупотребления, в особенности в «основных понятиях», определяемых в Законе, таких как определение «экстремизма», «экстремистской деятельности», «экстремистских организаций» или «экстремистских материалов», - предоставляет слишком широкое усмотрение в своём толковании и применении, что ведёт к произволу.
  2. Конкретные инструменты, предусмотренные Законом для противодействия экстремизму рождают вопросы, касающиеся свободы объединений и свободы выражения мнения, которые гарантируются ЕКЗПЧ, и требуют внесения адекватных поправок.
  3. Как таковой Закон об экстремизме может способствовать наложению несоразмерных ограничений на основные права и свободы, которые гарантируются Европейской конвенцией о защите прав человека (в особенности Статьями 6, 9, 10 и 11), и нарушению принципов законности, необходимости и соразмерности.

В свете вышеизложенных комментариев, Венецианская комиссия рекомендует исправить этот существенный недостаток в отношении определений и инструментов, предоставляемых Законом, чтобы привести их в соответствие с Европейской конвенцией о защите прав человека .

Саентологами

В конце 2011 года религиозное объединение «Саентологическая церковь Москвы » направила обращение под названием «Анализ, критика и предложения в отношении Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ „О противодействии экстремистской деятельности“» законодателям и некоторым региональным судам Российской Федерации. В ответ было получено множество писем поддержки .

В ноябре 2012 года в независимом научно-популярном журнале «Право и жизнь», № 11 вышла статья адвоката Церкви саентологии Ю. Л. Ершова «Реванш мракобесия. Антиэкстремистское законодательство наносит очередной удар» , в которой он высказал мнение о грубых нарушениях (подлог доказательств, фальсификация и т. п.), допущенных судом и прокуратурой в ходе судебного процесса по признанию ряда книг авторства Л. Рона Хаббарда экстремистскими. Ершов считает, что экспертиза по «экстремистским делам» зачастую основана на принципе «бумага стерпит все». Также в своей статье в «Новой адвокатской газете» сравнил современную кампанию по борьбе с экстремизмом с лысенковщиной нашего времени.

См. также

«Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. даёт следующее определение понятия "экстремизм" (п. 3 ч. 1 ст. 1 ):

экстремизм - какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон.

Данную Шанхайскую конвенцию подписали : Республика Казахстан , Китайская Народная Республика , Кыргызская Республика , Российская Федерация , Республика Таджикистан и Республика Узбекистан . В январе 2003 года она была ратифицирована и с 29 марта того же года вступила в силу в России.

Национальные юридические определения

Юридическое определение в России

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

  • насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий , общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой [Текст может быть устаревшим] Уголовного кодекса Российской Федерации;
  • пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Юридические определения в США

Подобные преступления в некоторых штатах США квалифицируются как «преступления на почве ненависти». Это специальная юридическая квалификация особого рода преступлений против личности, совершаемых под влиянием ненависти к лицам иной расы или национальности, вероисповедания, этнического происхождения, политических убеждений, пола и сексуальной ориентации, инвалидам . Такая дополнительная квалификация, отягчающая вину и ужесточающая наказание, существует в некоторых штатах США, в ряде стран Западной и Центральной Европы , но отсутствует в других штатах и государствах .

Основные принципы противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

  • признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
  • законность;
  • гласность;
  • приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
  • сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
  • неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Основные направления противодействия экстремистской деятельности

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

  • принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
  • выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Субъекты противодействия экстремистской деятельности

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

В Российской Федерации вопросы противодействия экстремистской деятельности относятся к компетенции Департамента по противодействию экстремизму МВД России .

Профилактика экстремистской деятельности

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих за осуществление ими экстремистской деятельности

Высказывания должностного лица, а также иного лица, состоящего на государственной или муниципальной службе, о необходимости, допустимости, возможности или желательности осуществления экстремистской деятельности, сделанные публично, либо при исполнении должностных обязанностей, либо с указанием занимаемой должности, а равно непринятие должностным лицом в соответствии с его компетенцией мер по пресечению экстремистской деятельности влечет за собой установленную законодательством Российской Федерации ответственность. Соответствующие государственные органы и вышестоящие должностные лица обязаны незамедлительно принять необходимые меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших действия, указанные в части первой настоящей статьи.

Ответственность за осуществление экстремистской деятельности

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско - правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью. В случае, если руководитель или член руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации делает публичное заявление, призывающее к осуществлению экстремистской деятельности, без указания на то, что это его личное мнение, а равно в случае вступления в законную силу в отношении такого лица приговора суда за преступление экстремистской направленности соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация обязаны в течение пяти дней со дня, когда указанное заявление было сделано, публично заявить о своем несогласии с высказываниями или действиями такого лица. Если соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация такого публичного заявления не сделает, это может рассматриваться как факт, свидетельствующий о наличии в их деятельности признаков экстремизма.

Международное сотрудничество в области борьбы с экстремизмом

На территории Российской Федерации запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно - правовыми актами и федеральным законодательством. Запрет деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации влечет за собой:

а) аннулирование государственной аккредитации и регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) запрет пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в качестве представителей данной организации;

в) запрет на ведение любой хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации;

г) запрет публикации в средствах массовой информации любых материалов от имени запрещенной организации;

д) запрет распространения на территории Российской Федерации материалов запрещенной организации, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данной организации;

е) запрет на проведение любых массовых акций и публичных мероприятий, а равно участие в массовых акциях и публичных мероприятиях в качестве представителя запрещенной организации (или её официальных представителей);

ж) запрет на создание её организаций - правопреемников в любой организационно - правовой форме. После вступления в силу решения суда о запрете деятельности иностранной некоммерческой неправительственной организации уполномоченный государственный орган Российской Федерации обязан в десятидневный срок уведомить дипломатическое представительство или консульское учреждение соответствующего иностранного государства в Российской Федерации о запрете деятельности на территории Российской Федерации данной организации, причинах запрета, а также о последствиях, связанных с запретом.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации сотрудничает в области борьбы с экстремизмом с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, осуществляющими борьбу с экстремизмом.

Борьба с детским экстремизмом

В принятой городским парламентом Калуги в 2006 году целевой программе «Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2007-2009 годы» в частности содержались меры, призванные развить в подростках неприятие нацистской атрибутики и участия в несанкционированных собраниях .

Критика государственной политики России в сфере борьбы с экстремизмом

По мнению ряда журналистов, в России начала XXI века термин «экстремизм» приобрёл однозначно отрицательный смысл и главным образом используется в государственных СМИ с целью:

Известны случаи возбуждения уголовных дел по статье 282 УК РФ за высказывания в интернете (в частности, за оскорбления сотрудников правоохранительных органов - милиционеров (ныне полицейских), которых признают «социальной группой») .

Данное Постановление «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» было принято 28 июня 2011 г. и опубликовано в «Российской газете » 4 июля .

В письме от 19 декабря 2011 года председатель Мониторингового комитета Парламентской Ассамблеи запросил мнение Венецианской комиссии относительно Федерального Закона Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности». На основании данного запроса, а 91-й пленарной сессии (Венеция, 15-16 июня 2012 года) «Европейская комиссия за демократию через право» (Венецианская комиссия) вынесла мнение по поводу российского Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». С точки зрения Венецианской комиссии:

  1. Закон об экстремизме, вследствие широкого и неточного словоупотребления, в особенности в «основных понятиях», определяемых в Законе, таких как определение «экстремизма», «экстремистской деятельности», «экстремистских организаций» или «экстремистских материалов», - предоставляет слишком широкое усмотрение в своём толковании и применении, что ведёт к произволу.
  2. Конкретные инструменты, предусмотренные Законом для противодействия экстремизму рождают вопросы, касающиеся свободы объединений и свободы выражения мнения, которые гарантируются ЕКЗПЧ, и требуют внесения адекватных поправок.
  3. Как таковой Закон об экстремизме может способствовать наложению несоразмерных ограничений на основные права и свободы, которые гарантируются Европейской конвенцией о защите прав человека (в особенности Статьями 6, 9, 10 и 11), и нарушению принципов законности, необходимости и соразмерности.

В свете вышеизложенных комментариев, Венецианская комиссия рекомендует исправить этот существенный недостаток в отношении определений и инструментов, предоставляемых Законом, чтобы привести их в соответствие с Европейской конвенцией о защите прав человека.

В конце 2011 года Религиозное объединение «Саентологическая церковь Москвы» направила обращение под названием «Анализ, критика и предложения в отношении Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ „О противодействии экстремистской деятельности“» законодателям и некоторым региональным судам Российской Федерации. В ответ было получено множество писем поддержки .

Ранее Юристы церкви Саентологии добились исключения 29 наименований работ основателя Саентологии Л. Рона Хаббарда из списка экстремистской литературы Министерства юстиции РФ Кроме того, в связи, в том числе, с поступившим во Владимирский областной суд письмом директора по официальным вопросам Религиозного объединения «Саентологическая церковь Москвы» от 01.11.2011 года, данным судом было издано «Обобщение судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с применением Федерального закона от 25 июля 2002г.№114-ФЗ „О противодействии экстремистской деятельности», за 2010 - 2011 года» .

16Ноя

Что такое Экстремизм

Экстремизм (Extremism) - это крайняя форма приверженности к определенным взглядам в религии, чаще в политике, которая несет угрозу безопасности населения. Такие меры несут провокационное значение, так как участники экстремистского движения радикально настроены против общественных норм, законов. Характерной чертой является отрицание любых компромиссов, ведение переговоров, соглашений. Экстремизмом является явление, которое возникает в процессе изменения социально-экономического строя в стране при снижении жизненного уровня населения, ведения правящими кругами.

Что такое ЭКСТРЕМИЗМ - определение, значение простыми словами.

Простыми словами Экстремизм - это призыв социальных масс к насильственным действиям против существующего политического, религиозного или социального строя. На протяжение всего исторического развития тема экстремизм выражалась в расовой, социальной, национальной, языковой принадлежности человека. Такое течение нарушает интересы и безопасность населения, которое может свободно выбирать вероисповедание, язык и т.д.

Какие проявления экстремизма существуют на сегодняшний день:

  • Проведение и публичного демонстративного поведения;
  • Фанатичность к конкретным взглядам и проявление жестокости по отношению к другим;
  • Проведение террористических, бандитских операций;
  • Захват власти идеологией, демонстрациями и пропагандой;
  • Использование нацистских символов и схожей атрибутики. Экстремистские организации часто пользуются данным методом для привлечения внимания;
  • Призывы и распространение экстремистских материалов против существующего режима и социальных мнений. Их массовое распространение влечет волнения в обществе и нарушение цивильного состояния.

Проявление экстремизма выражается в конкретной идеологии, которую несет один человек или группа в общие массы. Экстремисты считаются себя исключительными, превосходящими других по правам и развитию. Это порождает ненависть и вражду к конкретно взятой социальной группе.

Уголовное наказание за экстремизм.

Наказание за экстремизм имеет градацию в зависимости от степени тяжести преступления. Максимальный срок заключения составляет 15-20 лет за особо тяжкие преступления (зависит от конкретной страны ). К ним относятся материалы, которые распространяются в печатном и электронном виде, для проведения работ против интересов и безопасности государства. За легкие формы экстремизма распространяется наказание сроком 1-5 лет лишения свободы или административный штраф в качестве предупреждения.

Закон преследует любые действия, которые направлены против государственного строя или общественного благополучия. Деятели такого движения намеренно идут против государства, социума, чтобы нарушить ценности, права, традиционные взгляды. Часто вспышки агрессии сопровождаются призывом к физическому или моральному насилию. Данное направление строго пресекается уголовным кодексом для общественной безопасности.

Противодействие экстремизму.

Противодействие экстремизму - это важная процедура, которая позволяет восстановить состояние в обществе и нейтрализовать опасность. Не является, например, признаком экстремизма нацистская атрибутика, которая законно находится в музее, но не используется для распространения и убеждений других лиц. Также не является признаком экстремизма убеждения, которые человек несет в себе, но не переносит их на других людей и не применяет их в жизни. Многие писатели могут основываться на теме пропаганды чего-либо, но в форме научного исследования, изучения такого явления, в качестве литературного произведения не для навязывания своих взглядов читателю.

Виды экстремизма.

Политический экстремизм.

Политический экстремизм - это взгляды и высказывания, направленные против . Различные течения пытаются навязать межклассовую, расовую, региональную, рыночно-экономичную борьбу.

Не следует путать такой термин с деятельностью конкретной партии, которая действует в рамках действующего законодательства в проявлении своих интересов для привлечения избирателей. Например, многие считают оппозицию чем-то противоправным, что несет угрозу национальным интересам, но это неверно, ведь она действует в рамках законодательной базы.

Религиозный экстремизм.

Сегодня это течение, в основном, основывается на исламских режимах, которые считаются самыми не гуманными в мировой практике. Радикальные мусульманские вооруженные движения не имеют ничего общего с чистым вероисповеданием ислама, где не идет речи о насилии и доминировании над другими нациями и культурами. Террористические группировки возникли путем навязывания и одурачивания народных масс, которые стали использовать религию как идеологию и инструмент для насилия.

Религиозные восстания - это крайняя форма фанатизма. Им характерны истерические, шизоидные, возбудимые формы, которые переходят на восхваление самого себя, применение силы, запугиваний.

Молодежный экстремизм.

Касается наиболее незащищенных слоев населения - детей школьного возраста и студентов. Большинство людей неосознанно попадает в общества, которые организовывают преступления, тайные встречи. Сатанисты, скинхеды () и прочие группы, где часто можно встретить молодых людей, действуют сообща. Более сильные морально и физически участники принуждают более слабых по духу к противоправным действиям, манипулируют ими. В итоге, ребенок остается с подавленной психикой, он страдает от влияния своих ровесников. Важно проводить профилактические беседы с ребенком и подростком для выявления его проблем.

Часто экстремизм связан с деятельностью сект или , которые навязывают свои взгляды на всех участников. В истории существуют десятки примеров, самые яркие из которых: , кришнаиты, Свидетели Иеговы и прочие организации. Все они так или иначе направлены на расовую, культурную дискриминацию, нарушение прав и свобод человека, завладение его материальным благом. Секты создаются для жесткого контроля за членами групп, подавление собственного мышления, навязывание своих интересов для получения власти. Отсюда возникает культ личности и религии, который понижает бдительность людей, делает их подверженными чужому мнению, замкнутыми в себе.

Феномен экстремизма изучается до сих пор, поэтому этот термин охватывает все структуры жизнедеятельности человека и требует детального анализа. Из этой статьи вы узнали, что такое экстремизм простыми словами, какие виды и особенности он имеет.

Категории: , / / от
© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов