Корни относятся к живой природе. Конспект НОД по природному миру «Что такое природа? Живая и неживая природа

06.03.2020

Ирина Баранова
Конспект НОД по природному миру «Что такое природа? Живая и неживая природа»

Цель : Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы- от объектов неживой природы . Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек -часть природы ) .

Воспитатель читает стихотворение Л. Дайнеко :

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной Земли

Зовется этот дом.

Вы знакомы со словом «природа » . А что оно означает?

Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа , и приводят примеры : солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.

Почему вы относите тот или иной объект к природе ? А что нельзя назвать природой ? (То что сделано руками человека) А машина есть в природе (нет потому что она сделана руками человека; а вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек, - это уже природа . Человек их только приручил , сделал их домашними, они и без него существовали в природе ).

Природа- это то , что существует без помощи человека, а «не природа » - это все то, что сделано руками человека.

Игра «Природа – не природа » .

Что относиться к природе нужно стоять , а если не природа- похлопать .

Воспитатель называет слова : автомобиль, дуб, одуванчик, компьютер, муравейник, снежинка , сосулька, мороженое, телевизор, туча, зонт, дождь, олень, книга, карандаш, сосулька.

Ребята, а для чего нужна природа ?

Значение природы для человека .

1. Восхищает красотой.

2. Дает тепло, свет, воздух, воду, пищу.

3. Дает разные материалы для хозяйства.

4. Дарит нам радость открытий

5. Охраняет наше здоровье

6. Учит нас доброте.

Воспитатель : Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира : мир неживой природы и мир живой природы . На один мольберт выставляется картинка живой и неживой природы . Живая природа это то что движется , растет, развивается, умирает, размножается.

Игра «Живая природа- неживая природа »

Если живая –руки вверх , неживая –руки вниз .

Солнце, лягушка, ель, воздух, карась, ландыш, гранит, кактус, созвездие, облако, подосиновик, комар, льдина, сосулька, роза, вода.

Игра «Четвертый лишний»

Солнце, звезды, воздух, цветок- это неживая природа .

Растения, грибы, человек, звезды- это живая природа .

Человека называют царем природы . Правильно ли это? Почему человека так называют? (Дети высказывают свои соображения) .

Воспитатель дополняет ответы детей. Человек- существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы . На земле он всех умней, Потому и всех сильней!

Но благодаря своему могуществу, человек, стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе .

Что значишь ты без трав и птиц

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь,ты наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы ,

Что без природы твой конец ?

С. Кирсанов.

Публикации по теме:

Фрагмент рабочей программы воспитателя ДОО «Живая природа» КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФРАГМЕНТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОО "Живая природа".

Комплексно-перспективное планирование во второй младшей группе по программе «Детство». Тема недели «Неживая природа» Итоговое мероприятие. НОД «Где ночует солнышко?» отв. Черепенина А. В. Комплекс утренней гимнастики №5 см. план воспитателя физо Комплекс.

Конспект НОД по экологии в средней группе «Живая и неживая природа» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №241 «Детский сад комбинированного вида» «Живая и неживая природа».

Конспект открытого просмотра НОД по экологии «Живая и неживая природа» с детьми старшей группы. Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать расширению и обобщению представлений о связи живой и неживой природы,.

Конспект открытого занятия по образовательной области «Познание. ФЦКМ» в подготовительной группе «Живая природа» «Живая природа» Цель: 1) дать детям понятие, что природа - наш общий дом; 2) закреплять знания детей о растительном мире (лес - деревья,.

План проведения опытов 1 неделя - Мы - фокусники 2 неделя - Необычная скрепка 3 неделя - 2 магнита 4 недели - Как увидеть магнитные силы.

Мне кажется, я даже помню, когда впервые задалась вопросом, что можно считать живым существом . Мне лет пять, я сижу на скамейке возле магазина и от скуки обдираю листья с растущего рядом самшитового куста. И моя мама, шлепающая меня по рукам: «Не трогай, куст живой, ему больно!». Правда, осмысленно разобраться, , я попыталась намного позже, лет так в двенадцать.

Живая и неживая природа: чем различаются

Главная разница между живым и неживым заключается в том, что неживая природа статична , неизменна. Вода, камень, воздух, магматические породы – они изменяются исключительно под влиянием внешней среды, но внутренняя их структура остаётся неизменной .

Жизнь же предполагает постоянное развитие - причём проявляющееся не только внешне, но и предполагающее изменение самой структуры организма. Любая жизнь на Земле развивается в виде разнообразных цепочек молекул, состоящих из нуклеиновых кислот . Эти цепочки - ДНК - являются своего рода программой, в соответствии с которой атомы складываются не в мёртвый статичный элемент природы, а в живой организм, способный существовать, развиваться, передавать по наследству накопленный опыт.


Как можно определить живое существо

Таким образом, учёные нашли несколько признаков, помогающих понять, что относится к неживой природе, а что - к живой . Существует пять признаков, которые есть только у представителей «жизни»:

  1. В любом живом организме происходит обмен веществ, или, по-научному, метаболизм (который проявляется в дыхании, пищеварении, сне, росте).
  2. Они имеют более сложную внутреннюю структуру , чем предметы неживого мира.
  3. В отличие от неживого, живая природа живо реагирует на любые изменения внешней среды, она способна эволюционировать .
  4. Любой живое существо проходит несколько обязательных этапов: эмбриональное (или иное, происходящее до отделения от «родителя») развитие ; рождение ; рост ; размножение ; и смерть . Кстати, делиться на себе подобных могут даже простейшие одноклеточные организмы – например, вирусы , амёбы .
  5. И, наконец, в живом организме всегда присутствует некоторая неравномерность в строении тела - полоски на шерсти, родинки, неравное количество присосок на щупальцах… В то время как элементы неживой среды всегда идеально симметричны (взгляните на снежинку, каплю воды или песчинку под микроскопом).

Примеры неживой природы

Всё, не обладающее «жизнью», можно условно разделить на три категории:

  • компоненты неживой природы (атмосфера, вода, литосферные плиты, снег и т.д.);
  • объекты, в которых прекратились процессы метаболизма (мёртвое животное, засохшее растение);
  • и синтетические вещества , созданные людьми (пластик, полиэтилен, асфальт).

Самое любопытное, что многие полезные ископаемые (например, нефть ) можно отнести сразу к двум видам! Ведь это, как считают геологи, - разложившиеся останки древних животных, превратившиеся в горючее вещество под воздействием давления и огромных температур.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Употребляя слово природа, мы зачастую подразумеваем совершенно разные вещи, ибо понятие это очень широкое.

Сегодня мы попробуем взглянуть на это под разными углами зрения.

Определим, что такое природа, какой она бывает, почему образуются и как сосуществуют природные сообщества (), какие существуют виды природных явлений и многое другое.

Слово «природа» принадлежит древнерусскому языку и состоит из двух частей – приставки «при» и корня «род».

Упоминается о божестве по имени Род, который олицетворял собой единство людей, принадлежащих к одному роду. Именно этот бог создал такие слова, как рождение, роды, роженица, новорожденный и т.д.

Также под природой в разговорном языке часто подразумевают естественную среду обитания. Например: птицы, обитающие в природных условиях, живут дольше своих сородичей, прирученных человеком.

Изучать природу (узнавать, что это такое) дети начинают в начальных классах школы на уроке «Окружающий мир». Синонимом термина «природа» является слово «естество ».

Отсюда следует, что природа – это все то, что существует само по себе, естественным образом, чего не касалась рука человека. Это внешний, материальный мир, перед которым человек бессилен, но все же может на него влиять.

Например, люди не в состоянии контролировать осадки, землетрясения, ветер и т.д. Но с легкостью могут насажать деревья, разбивая целые парки, или, наоборот, уничтожить целый лес.

Если совсем упростить определение, то природа – это естественная оболочка земли (то, ), включающая в себя:

  1. водоемы (океаны, моря, озера, реки);
  2. растительность (флора);
  3. животный мир (фауна);
  4. горы, скалы, пещеры, песок, земля, пустыни;
  5. погода и климат.

Кстати, сам человек также является частью природы. А вот то, что он придумал и создал – уже нет.

Например, построенный из дерева дом не является природным объектом, хотя и состоит из природного материала.

Изучением природного мира занимается множество наук, которые называются естественными: физика, химия, астрономия, биология и другие.

Живая и неживая природа

Материальный мир Вселенной можно разделить на две группы:


Объекты неживой природы могут пребывать в трех состояниях:

  1. газ – воздух, испарение;
  2. жидкость – осадки, облака, туман;
  3. твердь – камни, ледники, песок, горы.

Такие объекты могут менять форму или размер, но не самостоятельно, а под влиянием внешних факторов. Например, вода из-за низких температур превратится в лед, при сильной жаре – станет испарением. Ветра и осадки переносят камни, стирают их в песок, наметают возвышенности.

Живая и неживая природа тесно взаимосвязаны: одно не может существовать без другого. Без живых существ наша планета выглядела бы серой и безжизненной. В то же время живые существа нуждаются в солнце, воздухе, воде.

Что такое природное сообщество

Взаимодействуя, объекты живой и неживой природы формируют природные сообщества.

Каждый его участник влияет на других и испытывает их влияние на себя одновременно. Их сосуществование взаимосвязано и полезно для всех .

Участники сообщества адаптированы под его условия и не смогут жить . В своей среде они имеют все возможности для полноценного существования. Например, морские обитатели не выживут в пресном водоеме, а лесные животные не смогут жить в пустыне.

Каждая такая система существует самостоятельно и не нуждается в помощи человека. Наоборот, вмешательство людей только разрушает эти природные миры.

Что такое экосистема

Совокупность природного сообщества и среды обитания называют экосистемой – в переводе с греческого дом+объединение (биогеоценоз).

Пример: в болоте живут разные обитатели: животные, насекомые, микроорганизмы, растения. Змеи едят лягушек, лягушки питаются насекомыми, которые размножаются в зарослях растений в этом месте.

Им всем нужна вода с определённым химическим составом, температурой, физическими показателями и т.д. Убери хоть один элемент из этой цепочки, остальные обязательно это почувствуют.

Сумма экосистем представляет собой живую оболочку земли – биосферу .

Живая и неживая природа в экосистеме находятся в процессе постоянного обмена веществами и энергией. Чем прочнее эти связи, тем устойчивей система, и тем дольше она существует. Последний фактор предполагает богатое разнообразие видов обитателей.

И даже если один из них исчезнет по каким-либо причинам, то его место сможет занять другой, близкий по происхождению, что обеспечит сохранность всего биогеоценоза .

Если в системе происходят масштабные изменения условий, то природные сообщества заменяются другими. Например, если перестать обрабатывать поля, возделывать их, собирать урожай, то через некоторое время в этом месте начнут расти деревья.

Природные явления

Явлениями природы называют еще . Например, по весне на деревьях вырастают листья, а осенью они опадают. После дождя в небе появляется радуга, и растут грибы. Зимой идет снег, вместе с ветром образуя метель или пургу.

Все это и многое другое и есть природные явления, совокупность которых делится на классы :

  1. по происхождению (климатические, космические, геологические, биогеохимические, геоморфологические) – цунами, ураганы, землетрясения, осадки, молнии, солнечное и лунное затмение и т.д.;
  2. по продолжительности (мгновенные, кратковременные, долговременные) – извержение вулкана, сосульки, усыхание русла реки и т.д.;
  3. по регулярности действия (суточные и сезонные) – восход, распускание почек;
  4. по масштабу распространения;
  5. по характеру воздействия (благоприятные, неблагоприятные). Например, стихийные явления могут быть очень разрушительными – наводнения, смерчи и др.

Необычные природные явления

Мы все привыкли к дождю или приливу на море. Но существуют необычные явления, которые вызывают удивление, страх и трепет :


Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Природные ресурсы: что это, их виды и закон о природопользовании Форс-мажор - что это, причины возникновения форс-мажорных обстоятельств Что такое ресурсы и какие они бывают Что такое экология и почему все о ней говорят Что такое сущность: значение, употребление и синонимы Что такое эстетика Что такое экосистема - ее типы, структура, компоненты и влияние человека на экосистемы Материализм - что это в философии, основные идеи диалектического и исторического материализма Что такое развитие: определение, характеристика и виды Слово о полку Игореве Что такое ЛГБТ - как расшифровывается, что значит, а так же символика и цвета флага ЛГБТ движения

Природа - это емкое понятие, которое включает все окружающие нас объекты, созданные без участия человека, хотя и мы также являемся ее частью. Из школьных учебников мы с детства привыкли делить данное понятие на две отдельные категории: живая и неживая природа. Отличия между ними настолько разительные, что отличить одно от другого смогут даже дошкольники.

Что относится к живой природе? Она состоит из животных, людей, насекомых, рыб, птиц, всех растений, то есть из объектов, которые могут расти и размножаться, кушать и дышать, пить и умирать. За период существования они меняют свой внешний вид, размеры, могут болеть, страдать, чувствовать.

Неживая природа - это неизменные и постоянные объекты, которым нет надобности в питании и питье, они не плодятся и не растут. Если и происходят какие-либо изменения, то в течение длительного периода, иногда невидимы глазу человека.

Эти два вида природы настолько тесно связаны друг с другом, что вряд ли могли бы существовать отдельно. Ведь каждому живому существу необходимы тепло и свет Солнца, вода, чтобы не испытывать жажду, воздух, чтобы дышать. Ветер помогает растениям опыляться и размножаться семенами. Почва дает питательные вещества растениям, которыми потом питаются люди и животные. Можно составлять множество экологических цепочек, в каждой из которых обязательно принимает участие неживая природа. Это основа всей жизни на Земле.

Основные признаки неживой природы

Если сравнивать объекты живой и неживой природы, то сразу бросаются в глаза определенные отличительные черты, по которым можно дать четкое определение неживой природы. Это нижеперечисленные свойства:

  • Устойчивость к внешним изменениям. Даже по прошествии тысячелетий океан останется таким же синим, камень - твердым, а вершины гор будут так же надежно подпирать небесный свод. Ежедневно мы видим над своей головой днем Солнце, а ночью - Луну. Даже если в процессе выветривания или воздействия воды изменяется окружающий нас ландшафт, то происходит это не за один день, а за многие столетия.
  • Им не нужно питаться.
  • Не требуется воздух для дыхания.
  • Они не размножаются.
  • Не растут и не разрушаются самостоятельно, а также не способны передвигаться. Вы можете вполне резонно возразить, ведь реки текут, однако происходит это из-за снижения уровня поверхности земли, по которой они движутся по руслу.

Изменения в неживой природе

Перемены в существовании объектов неживой природы происходят медленно. Горы образуются в результате сдвигов литосферных плит и со временем немного увеличиваются в размерах, однако за год может высота измениться всего на 1 см. Резкие изменения в неживой природе - это катаклизмы, такие как землетрясения, извержения вулканов, затопление или ураганы. В результате воздействия ветра и воды могут разрушиться горы, измениться очертания берегов рек и озер. Камни постепенно превращаются в песок и пыль, соль может раствориться в воде.

Самым ярким преобразованием неживой природы на планете считается изменение состояния воды. Она может испаряться, подниматься в воздух, выпадать в виде осадков обратно на поверхность земли. От холода жидкость превращается в твердый камень.

Разные состояния объектов

Традиционной классификацией всех неживых объектов природы является объединение в связи с состоянием вещества. Так, можно выделить три основных группы:

  • газы;
  • жидкости;
  • твердые вещества.

Есть объекты неживой природы, например вода, которая бывает во всех перечисленных состояниях, однако в основном они сохраняют одно из свойств в течение всего периода существования. Рассмотрим подробнее, что относится к неживой природе, дальше в статье.

Твердые вещества

Тела, которые имеют большую плотность, называют твердыми. Они прекрасно сохраняют свою форму в течение длительного времени. Перечислим самые распространенные вещества такого вида:

  • горы;
  • камни;
  • минералы;
  • полезные ископаемые;
  • почва;
  • ледники;
  • песок;
  • планеты;
  • астероиды;
  • драгоценные камни.

Многие ученики при вопросе: "Солнце и Луна - это живая или неживая природа?" - ответят правильно: "Неживая". Однако давайте поразмышляем, а к каким объектам эти небесные тела можно отнести. Как всем известно, Луна - это большущий камень, который от постоянного вращения превратился в объект круглой формы. А вот насчет Солнца многие дадут не столь уверенный ответ. В некоторых источниках его классифицируют как твердое тело, однако от огромной температуры все вещества, даже металлы, на его поверхности находятся в жидком состоянии. Да и в составе солнечной структуры ученые обнаружили много газов. Так что вопрос остается без точного ответа.

Жидкости

Это текучие вещества, которые не имеют своей формы, а принимают вид сосуда, в котором находятся. Это промежуточное состояние между твердыми телами и газами. Самой распространенной жидкостью на Земле является вода.

Без нее невозможна жизнь всех живых существ. Вода является средой обитания рыб и млекопитающих, беспозвоночных и моллюсков. Благодаря воде растут растения и вообще стала возможна жизнь на планете.

Для того чтобы жидкости сохраняли свое состояние, необходима определенная температура, причем отдельная для каждого вещества. Даже твердые металлы от жара доменной печи могут принять жидкое состояние. Для продажи газ тоже переводят в жидкость, так что все состояния неживой природы очень относительны и взаимосвязаны один с другим.

Газы

Газообразные вещества не сохраняют ни объем, ни форму. Их молекулы имеют слабые связи и находятся далеко друг от друга, а также обладают большой подвижностью.

Самым распространенным на Земле газом считается воздух. Атмосфера не только служит для охраны планеты от излучения Солнца, но и участвует в дыхании всех живых существ. Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Газ есть и в недрах Земли, люди его используют в своих хозяйственных целях.

Природой принято называть все, что не создано человеком, и она является главным объектом изучения естественных наук. Природа разделяется на живую и неживую. Что относится к живой природе, а что – к неживой? В первом приближении ответ на поставленный вопрос очевиден. Однако грань живого и неживого в природе – это не четкая линия, а, скорее, размытая полоса.

Живая и неживая природа по школьной программе

В младших классах на уроках природоведения школьников учат четко различать: цветок, медведь, бацилла – это живая природа. Камень, облако, звезда – неживая. Наверное, начинать изучать окружающий нас мир надо именно так, иначе неподготовленный человек просто заблудится в нюансах и определениях, что негативно скажется на усвоении материала. Итак, по школьному определению, живая природа – это совокупность всех живых организмов, населяющих окружающий нас мир. Живые организмы способны расти, размножаться и нести наследственную информацию.

Все неживое лишено этих признаков. К телам живой природы относятся организмы, входящие в пять царств: вирусов, бактерий, грибов, растений и животных. Такое положение общепринято, и его разделяет большинство ученых. Но именно большинство, а не все! Например, вирусы, согласно этой классификации, считаются живыми организмами, но они проявляют «живые» свойства, только попадая в живую клетку, а вне ее они – всего лишь набор молекул ДНК или РНК (или даже просто их фрагменты), не выказывающих никакой активности. То есть они признаны представителями упомянутой «размытой полосы».

Ноосфера

Ноосфера, или сфера разума (в переводе с греческого), – это, предположительно, новая, более высокая стадия развития биосферы, или совокупности всех живых организмов нашей планеты. Понятно, что классическое определение живого организма к биосфере не подходит, так как в ней нет ни ДНК, ни РНК. Учение о ноосфере создал советский ученый В. И. Вернадский (1863-1945). В структуре ноосферы и биосферы он выделял несколько разновидностей вещества:

  • живое;
  • биогенное (то есть происходящее от живого);
  • косное (происходящее из неживого);
  • биокосное (частично живое, частично неживое, то есть та самая «размытая полоса»);
  • радиоактивное;
  • атомарно-рассеянное;
  • космическое.

Таким образом, мы видим, что в мире однозначного мало, и порой так сразу и не определишь, что относится к живой природе, а что – нет. Без сомнения, по мере развития естественных наук критерии определения «живого» и «неживого» будут меняться. Уже сегодня существует теория, согласно которой вся Земля – единый живой организм. Четкое разделение на живую и неживую природу приемлемо лишь для школьной программы как база, как отправная точка для изучения всего многообразия окружающего нас мира.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов