Техника выполнения нападающего удара. Пошаговая инструкция

04.05.2022

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ:

«Волейбол. Изучаем нападающий удар»

Исполнитель:

Казакова Юлия Владимировна

Тренер-преподаватель

МКОУ ДОД ДЮСШ

Быково 2015

Нападающие удары - это самый эффективный способ атакующих действий команды. Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки. Нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам. Несмотря на внешнюю, кажущуюся, простоту игры, техника волейбола очень сложна. Эта сложность в первую очередь объясняется тем, что все технические приемы игры выполняются при кратковременном соприкосновении рук и мяча. К тому же, эти приемы нужно выполнять всегда эффективно, несмотря ни на какие изменения условий игры. Современный волейбол предъявляет высокие требования к техническому мастерству спортсменов. Поэтому внимание к технической подготовке волейболистов приобретает большую значимость. Нападающий удар в волейболе в большинстве случаев является завершением розыгрыша мяча на своей площадке, цель которого выигрыш очка в свою пользу. Все предыдущие действия игроков должны быть направлены на подготовку его совершения. Высота съема мяча, скорость паса, постоянно изменяющиеся условия игры, вероятность возникновения ошибок на подготовительном этапе, противодействие противника требуют от нападающего хорошей физической подготовки, владения техникой и приложения морально-волевых качеств.

На обучение нападающему удару отводится достаточно продолжительное время, что связано с необходимостью привить игроку такие качества, которые бы позволили ему, не теряя возможности корректировать свое местоположение в пространстве относительно площадки, сетки, блокирующих игроков противоположной команды, суметь выпрыгнуть на совершение удара в том месте на сетке, где было бы наиболее удобное положение мяча для удара с минимально возможным противодействием соперника.

Особенности обучения технике нападающего удара.

Техника нападающего удара включает в себя четыре фазы: разбег, прыжок, собственно нападающий удар и приземление.


Техника выполнение разбега и прыжка.

Разбег состоит из микрофаз, характеризующихся своеобразием внешней формы движений и особенностями нервно-мышечной деятельности. Во время выполнения разбега и прыжка усилия волейболиста направлены на решение двух основных задач - достижения наибольшей высоты прыжка и максимальной его точности по отношению к траектории полета мяча. Соотношение этих задач изменяется по ходу развития двигательного действия, обусловливая вариативность и стабильность его фазовой структуры.

Разбег по своему ритмическому рисунку расчленяется на три микрофазы: начало, середина и напрыгивание:

в первой, стартовой микрофазе, волейболист, еще не определив характера траектории полета мяча (второй передачи), выполняет один или два "ступающих" шага в замедленном темпе с характерной для ходьбы двойной опорой;

во второй, подготовительной микрофазе, игрок определяет траекторию полета мяча и корректирует скорость своего перемещения. Если передача занижена, то скорость движения резко возрастает и ходьба переходит в бег. Если же мяч направлен по высокой траектории, то скорость движения увеличивается незначительно, а иногда и замедляется;

в третьей микрофазе - напрыгивании - игрок выполняет широкий беговой шаг, который органически сливается с последующими движениями. От слитности усилий и их быстроты в этот момент зависит эффективность использования силы инерции, образуемой горизонтальной скоростью разбега для прыжка вверх.

При напрыгивании стопа вынесенной вперед ноги ставится с пятки, вторая нога присоединяется к первой, выпрямленные руки отводятся назад для предстоящего махового движения. Отталкивание от опоры протекает в очень короткий отрезок времени. Стопа полностью опирается подошвенной частью на поверхность площадки. Происходит сгибание ног в коленных суставах, а туловища - в тазобедренных суставах. Руки волейболиста начинают маховое движение. Сгибание ног в коленных суставах и туловища в тазобедренных суставах, а также маховое движение рук является решающей предпосылкой для отталкивания волейболиста от опоры.

В заключительный момент толчка происходит сгибание стопы, то есть непосредственное отталкивание от опоры. Одновременно с маховыми усилиями рук это движение способствует завершению отталкивания и сопровождается дополнительным давлением на опору. К мышцам, сгибающим стопу, относятся: трехглавая мышца голени, задняя большая берцовая, длинный сгибатель большого пальца, длинная и короткая малоберцовые.

Высота прыжка в значительной степени обусловлена "взрывным" характером сокращения мышц, максимальным наращиванием скорости маховых движений рук в начале отталкивания и замедленном движении в конце толчка. Наиболее выгодно замедлять движение рук на уровне головы, так как в этом случае величина реактивной силы (ее тангенциальная составляющая) будет максимальной.

Высота прыжка во многом зависит и от величины угла сгибания ног в коленных суставах. Большое сгибание ног способствует увеличению пути "разгона" центра тяжести спортсмена, но уменьшает при этом мощность отталкивания. В то же время малое сгибание ног в коленных суставах увеличивает мощность усилий при отталкивании.

Ритм разбега, обусловленный особенностями скорости и траектории полета мяча для нападающих ударов с ускоренных и заниженных передач (полупрострельных, прострельных и коротких), характерен для каждого отдельного случая. Если при обычной высокой передаче (к ее началу) нападающий игрок производит незначительный наклон туловища вперед или один шаг, то при укороченных передачах за этот же отрезок времени волейболист выполняет вторую микрофазу разбега. В данном случае отчетливо проявляется опережающий характер разбега волейболиста по отношению ко второй передаче мяча.

При выполнении нападающего удара с полупрострельных передач окончательная коррекция скорости разбега и выбор места для прыжка производится обучающимся еще позднее, во время последнего шага-наскока.

Техника удара по мячу.

Техника удара по мячу составляет вторую фазу нападающего удара. Здесь также, движения расчленяются на две микрофазы: замах и собственно ударное движение.

Удар по мячу осуществляется за счет резкого последовательного сокращения мышц живота, груди и руки. Наиболее эффективным по силе будет такой нападающий удар, при котором скорость движения проксимального звена руки (ее плеча), являясь наибольшей в начале движения, уменьшается при соприкосновении руки с мячом. Это способствует возникновению реактивных сил, увеличивающих скорость сгибания кисти в лучезапястном суставе. Таким образом, различные фазы выполнения нападающего удара состоят не из повторяющихся циклических движений, а носят весьма разнообразный характер как по внешней, наблюдаемой форме движений, так и по своей скоростно-силовой структуре.

Основными задачами при обучении нападающего удара являются:

1.Расширение запаса разнообразных навыков и умений, что позволяет правильно выполнять новые движения и быстрее овладевать ими.

2. Овладение рациональной техникой (правильная структура движений, выполнение их без излишних напряжений).

3. Улучшение деталей техники за счет выявления причин появления ошибок (при выполнении технических приемов) и их устранения.

4. Совершенствование техники за счет изменения формы движений, создавая определенные трудности при выполнении технических приемов.

5. Совершенствование техники нападающего удара в соревновательных условиях.

Поэтому овладение рациональной техникой нападающего удара - главная задача технической подготовки обучающихся. Выполнение этой задачи будет успешным, если в тренировочном процессе используются:

а) принцип постепенности

б) знание биомеханических закономерностей движения и действий при выполнении нападающего удара;

в) знание причин возникновения ошибок при обучении и совершенствования техники игры и исправление этих ошибок;

г) подводящие упражнения, тренажеры, обучающие устройства, которые делают технику движений доступной для обучающихся без искажения ее сущности.

Этапы обучения:

В начале обучения важно добиться согласованности в работе звеньев тела. При дальнейшем обучении условия выполнения приемов усложняются путем изменения исходных положений: после предварительного перемещения, увеличение площади действия, создание простейших игровых ситуаций, введение некоторых сбивающих факторов. Изучение нападающего удара(наиболее сложного технического приема), целесообразно изучать по частям. . На всех стадиях обучения технике необходимо исправлять ошибки сразу же после их возникновения. Чем раньше приступают к исправлению ошибок в технике, тем больше вероятности успеха в овладении рациональной техникой.

Ошибки при обучении

Типичными причинами ошибок при обучении технике нападающего удара являются:

а) недостатки в развитии физических качеств (ловкости, быстроты, силы);

б) обучающийся неправильно представляет движение в техническом приеме;

в) неверно ощущает мышечные восприятия;

г) нет анатомических предпосылок для изучения того или иного приема;

д) нет систематичности, в результате чего двигательный навык не стабилизируется;

Зная типичные ошибки и причины их возникновения, можно сформулировать основные методические приемы их исправления:

Ясное понимание обучающимся принципиальных основ техники движений;

Создание условий, в которых неправильное выполнение движения невозможно;

Избирательные упражнения в отдельных компонентах движения;

Сопоставление ошибочного и правильного выполнения приема (словесное объяснение, видеозапись, плакаты и др.).

Закрепление техники нападающего удара и ее дальнейшее совершенствование будут происходить тем успешнее, чем качественнее будут исправляться ошибки, допускаемые волейболистами. Определять причины ошибок следует совместно с обучающимся.

Нападающий удар - технический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего края сетки нападающий удар. Нападающие удары -- это самый эффективный способ атакующих действий команды. Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки. . Выделяют два способа: (прямой и боковой нападающий удар) Основной способ нападающего удара -- прямой «по ходу», когда направление полета мяча совпадет с направлением разбега игрока перед прыжком.

Нападающий удар с переводом -- разновидность прямого дара, это такой удар, когда направление полета мяча после дара не совпадает с направлением разбега игрока перед прыжком.

Самое сложное в технике нападающих ударов состоит в том, что игрок должен очень точно рассчитать свои действия в соответствии с высотой и направлением полета мяча и произвести удар по мячу в высшей точке прыжка. Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит от неумения занимающихся своевременно выйти на мяч: игрок прыгает слишком рано, или запаздывает с прыжком, в результате неточно рассчитанного прыжка для удара мяч оказывается сзади игрока, далеко впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют овладение занимающимися правильным движением при ударе по мячу и надолго затягивают процесс формирования двигательного навыка нападающего удара. Вот почему при обучении нападающему удару так велика роль специальных упражнений (подготовительных и подводящих).

Нападающие удары изучают в такой последовательности: прямой нападающий удар по ходу разбега, нападающий удар с переводом влево, затем вправо боковой нападающий удар, который тоже может быть с переводом.

Прямой нападающий удар

При прямом нападающем ударе ударное движение выполняют в сагиттальной плоскости. Начальное положение аналогично стойке при выполнении передачи. Подготовительная фаза включает разбег, прыжок и замах. Разбег служит для достижения достаточной горизонтальной скорости движения и его максимального использования для прыжка. Длина разбега - 2 - 4 метра (как правило, три шага). Первый шаг относительно небольшой, скорость движения невелика. Он определяет выбор общего направления разбега. Второй шаг корректирует направление разбега. Длина шага увеличена, времени на его выполнение тратиться меньше, скорость движения возрастает. На третьем шаге горизонтальная скорость разбега преобразуется в вертикальную скорость прыжка. Длина шага небольшая; ОЦТ тела значительно снижается, скорость движения возрастает. Последний шаг обычно выполняют скачком (напрыгивающий): ногу (обычно правую) выносят вытянутой вперед и ставят на пятку, стопа находится в положении разбивания. Только при такой жесткой постановке правой ноги на опору возникает стопорящий эффект. Другой ногой в последнем игрок отталкивается от опоры и через небольшой промежуток времени подставляет ее к правой. Одновременно с напрыгивающим шагом обе руки отводят назад. При отталкивании движение в первую очередь начинают руки - по дуге сзади -вниз - вперед. Это маховое движение заканчивается резкой остановкой руки в тот момент, когда кисти вынесены над головой. Ноги включают в движение отталкивания несколько позже, когда ОЦТ тела игрока находится сзади опоры, их при этом разгибают во всех суставах.

Высота прыжка зависит от махового движения рук и величины сгибания ног в коленях в конце разбега. Однако этот угол не должен быть меньше 90°. С момента отрыва ног от опоры тело игрока приобретает движение вверх и несколько вперед - это фаза взлета. Для борьбы с так называемым горизонтальным сносом следует в момент отрыва ног от опоры верхнюю часть туловища отводить назад. Такое движение в известной мере перераспределяет массу тела вокруг ОЦТ тела и создает некоторый вращательный момент, направленный в противоположную горизонтальной составляющей силы сторону. Это способствует уменьшению длины траектории полета тела.

Одновременно со взлетом правой рукой делают замах вверх - вниз. Таким образом, движение рук в подготовительной фазе состоит из махового тянущего усилия замаха, увеличивающего путь разгона ударной массы.

Эти две части разделяет небольшая пауза при смене направлений движения. При замахе предплечье отводят за голову, кисть разворачивают ладонью вверх, правое плечо отводят назад. Высота подъема локтя варьирует в зависимости от индивидуальных особенностей игроков, но в любом случае локоть должен быть выше оси плечевого сустава. Нередко игроки принимают так называемое положение «лук» - прогибаются в грудной и поясничной частях, ноги сгибают в коленях, голень отводят назад. Левая рука принимает активное участие в движении замаха: ее отводят в сторону, в результате чего растягивается большая грудная мышца.

Ударное движение начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси, выведения вперед и поднимания правого плеча. Это движение задает начальную скорость руке, которая включается в работу несколько позже. Ее выпрямляют в локте и вытягивают вверх несколько вперед, этим обеспечивается достаточная высота удара по мячу. Кисть накладывают на мяч в расслабленном состоянии вверху - сбоку (угол наклона руки примерно 75°) хлестообразным движением. При этом плечо проводят дальше вперед, руку с мячом продвигают дальше вперед - вниз, кисть сгибают в лучезапястном суставе, мяч удерживают от выскальзывания дистальными фалангами пальцев и направляют вперед - вниз. Затем плечо выводят еще дальше вперед и вниз, оно выполняет роль опоры движущей вперед - вниз руки. Скорость движения руки увеличивается плавно, моменту удара она должна быть наибольшей.

Эффективными при ударе могут быть: - опускание подбородка; оно позволяет использовать эффект шейно-тонических рефлексов, при которых в этом положении напрягаются группы мышц передней поверхности туловища игрока; - вдох во время удара, что способствует более быстрому его выполнению, так как ряд мышц отвлекается от функций дыхания.После выполнения удара игрок приземляется, обязательно сгибая ноги в коленях.

Разновидности нападающего удара определяются параметрами второй передачи и имеют некоторые особенности. При передачах, различающихся по длине (длинных, коротких, укороченных), характер движения во время выполнения нападающих ударов практически одинаков, однако, с увеличением времени полета мяча изменяется темпо-ритмическая структура разбега: увеличивается время выполнения первого и второго шагов разбега, улучшается согласование действий нападающего игрока с передачей. На практике передачи высокие и средние по высоте являются медленными, а низкие - ускоренными и скоростными. Для нападающего удара с низких скоростных (ускоренных) передач характерны: 1) уменьшение длины разбега до одного-двух шагов; 2) более быстрое отталкивание в результате меньшего сгибания ног в конце разбега; 3) меньшая амплитуда замаха и меньшее сгибание руки в локте при отведении назад; 4) меньшее сопровождающее движение руки после удара .

При выполнении нападающего удара с отдаленной от стенки (более одного метра) передачи существуют некоторые особенности:

Место удара определяется вытянутой рукой;

Одновременно с ведением руки в ударном движении игрок сгибается в тазобедренных суставах;

Руки в ударном движении ведут в направлении верхнего края сетки.

При выполнении нападающих ударов на точность используют прямые ускоренные удары (их часто называют кистевыми).

Ускоренный нападающий удар

Структура подготовительной фазы удара (разбег, прыжок, замах) аналогична структуре скоростного удара. В ударном движении руки выносят вверх несколько согнутые в локте. Соответственно удар осуществляют выпрямлением руки в локте одновременным хлестообразным движением кисти. После удара по мячу движение руки резко тормозится, она останавливается сопровождающее движение минимально. Нападающий удар с переводом рукой.

В ударном движении при переводе влево от вертикальной оси рука движется по небольшой дуге вперед вправо так, чтобы кисть ложилась на мяч сверху и справа. Одновременно кисть супинирует, большой палец поднимается вверх. Вместе с движением руки левое плечо несколько выводят вперед. После удара по мячу руку опускают вниз вперед. Применяется для обведения блока соперника, а также для того, чтобы послать мяч в незащищенное место игровой площадки.

Медленные удары (обманы)

Иногда в игре необходимо направлять мяч близко к сетке, перебросить за блок или в зону, где отсутствует страховка. При обманах выше блока используют прямой медленный удар по ходу. Все подготовительные действия выполняются как в обычном нападающем ударе. В ударном движении руку перемещают, как в обычном нападающем ударе: на вертикаль выносят несколько согнутой в локте вперед, удар по мячу осуществляют разгибанием в локте, дистальными фалангами пальцев. При обманах мимо блока используют медленный нападающий удар с переводом руки вправо или влево.

Перед изучением нападающих ударов должны быть освоены прыжки и верхние подачи.

Подводящие упражнения для освоения техники выполнения нападающего удара:

Прыжковые упражнения:

1. Напрыгивание на препятствие, либо прыжки через препятствие, например, через гимнастическую скамейку, тумбу

2. Прыжки через скакалку, напрыгивание на предметы различной высоты, серийные прыжки через препятствия (набивные мячи, гимнастические скамейки) и различные эстафеты.

4. Серийные прыжковые упражнения на гимнастической стенке

5. Прыжок вверх толчком двух ног. Обязателен вертикальный взлет. То же с поворотом на 90, 180 и 360

6. Прыжок вверх толчком двух ног с разбега в один, два, три шага. В последнем шаге впереди правая нога, левая к ней приставляется.

Упражнения для изучения ударного движения:

Метанием мяча одной и двумя руками из различных положений

Броски мяча через сетку в прыжке, без прыжка волейбольных, набивных мячей

Броски мяча в парах

Имитация нападающего удара при напрыгивании на подвешенный мяч

5. Броски набивного мяча весом 1 кг кистями - одной (правой, левой) и двумя руками из положения руки вверх.

6. Стоя лицом, боком и спиной к гимнастической стене, упражнения с резиновым спортинвентарем для плечевого пояса.

7. Жим штанги лежа.

8. Броски набивного мяча весом 1 - 2 кг из-за головы двумя руками, одной рукой над головой («крюком»)

9. Приседание и быстрое выпрямление ног со взмахом рук вверх, то же с набивным мячом (двумя) в руках; то же с прыжком вверх.

10. Прыжки на одной и обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед.

11. Спрыгивание (высота 40 - 80 см.) с последующим прыжком вверх.

12. Броски теннисного мяча через сетку в прыжке с разбега, выполняя движения нападающего удара

13. Подбрасывание мяча на различную высоту (в том числе очень высоко) и удар по мячу над головой стоя на месте и в прыжке.

15. Нападающий удар через сетку по подброшенному мячу.

6. Нападающий удар с передачи.

Упражнения для изучения техники нападающего удара

1. Нападающий удар по ходу из зоны №4 с высокой передачи из зоны №3 направляется в зоны №4,6,5.

2. Нападающий удар по ходу из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3 в зону 2 мяч направляется из зон 2, 6, 1.

3. Нападающий удар из зон 4,3 и 2 со средней по высоте передач.

4. Нападающий удар из зон 4, 3, и 2 с высоких и удаленных от сетки передач.

5. Нападающий удар с переводом вправо из зоны 2 с высокой передачи из зоны 3.

6.Чередование нападающих ударов из зоны 4 с высоких передач из зоны 3; прямой по ходу, с переводом вправо, на точность, рукой.

7. То же из зон 2 и 3, но нападающие удары выполняются со средних и низких передач.

8. Чередование нападающих ударов различными способами с различных по высоте передач.

9. Нападающий удар при противодействии блока. Смысл упражнений в том, что блоком закрыто какое-либо направление, и надо ударом послать мяч в другом направлении («открытом»). При этом все действия заранее обусловлены. Например, блоком закрыта линия - удар по ходу или с переводом влево. И так во всех зонах и во всех направлениях. Вначале блок ставят заранее, затем он «появляется» в последний момент.

10. Имитация нападающего удара и обман.

11.Поочередное выполнение ударов

12. Нападающие удары с задней линии.

Выполнение этих заданий обеспечивает необходимое условие для успешного обучения технике нападающих действий.

Ошибки при обучении:

Стопорящий шаг на носок;

Остановка перед отталкиванием;

Отсутствие махового движения вперед-вверх небьющей руки;

Удар согнутой в локте рукой;

В момент удара опускание локтя вниз;

Ранний или поздний разбег;

Неправильный ритм или разбег;

Неправильная глубина приседа перед отталкиванием и постановка стоп;

Медленное отталкивание;

Недостаточная сила удара и неточное наложение кисти на мяч;

Приземление после удара на прямые ноги.

Нападающий удар является основным тактическим средством ведения борьбы с соперником. Нападающий игрок, в зависимости от направления и высоты передач, зоны атаки, расположения блока и защитников соперника, старается выбрать наиболее рациональный (для конкретной обстановки) способ удара. Отсутствие вариативности в технике нападающих ударов приводит к проигрышу очка или подачи.

Обучающийся, выполняющий удар, должен:

1 - оценить качество второй передачи и выбрать способ выполнения нападающего удара;

2 - следить за перемещениями блокирующих и защитников соперника;

3 - с “ неудобных “ передач не проиграть мяч;

4 - владеть ударами с переводом мяча влево-вправо, обманными ударами, ударами от блока и т. д.;

5 - перед разбегом для нападающего удара - быстрый взгляд на сторону соперника для оценки расположения игроков обороняющейся команды.

Упражнения для совершенствования техники нападающего удара:

1. Нападающий удар в зоне 4. Передача из зоны 6 в 3, из 3 в 4 и нападающий удар. Далее нападающий игрок имитирует блок в зоне 3 - перемещается в зону 2, выполняет нападающий удар с передачи игрока зоны 3, далее блок в зоне 3, нападающий удар в зоне 4 и т. д.

2. Нападающий удар с низких, коротких передач связующим игроком и за его спиной (первая передача из глубины площадки).

3. Нападающий удар со всех видов передач в зоны свободные от защитников (в момент разбега нападающего игрока 1-2 защитника меняют зоны своего первоначального расположения).

4. Нападающий удар от блока в аут (первая передача из глубины площадки).

5. Нападающий удар против одиночного блока с низких и коротких вторых передач перед связующим игроком и за его спиной (первая передача из глубины площадки).

6. Серийные нападающие удары из зоны 4 (2,3) со второй передачи после прима подач нападающим игроком (удар по цели). После каждого удара прием мяча в защите (удар от тренера).

7. То же, но с одиночным, групповым блоком, с одним и двумя защитниками.

8. Серийные нападающие удары со второй передачи из всех зон нападения после приема подач не нападающим игроком

9. Нападающий удар с первых передач из разных зон нападения без блока, с одиночным блоком (первая передача выполняется из разных зон после перекидки мяча с другой стороны площадки).

10. Нападающий удар 1-м и 2-м темпом после приема подач не атакующими игроками, с блоком и защитникам

Вывод

Техника обучения нападающему удару – один из главных этапов в овладении волейбольным искусством. Основной принцип здесь – системность и последовательность. Любые действия обучающегося и учителя должны быть комплексными и методически выверенными.

Начала техники обучения связаны с «расщеплением» техники на составляющими, неким спортивным анализом техники. Таким образом, рассматриваются мельчайшие технические подробности, которые затем оформляются в комбинации, движения, позиции и т.п.

Под последовательность техники обучения нападающему удару подразумевается порядок выполнения тех или иных действий игрока. Принципиально важным с точки зрения методики является овладение навыком технических приемов каждым из команды, что связано с переходом игроков.

Следующий крупный пласт в технике обучения нападающему удару в волейболе – навыки движения. Их необходимо правильно сформировать у игрока с самого начала, так как в последующем все движения выполняются «на автомате», а вместе с ними и неисправленные ошибки.

Техника выполнения нападающего удара в волейболе, как впрочем и других технических приемов, достаточно сложна, но вполне доступна для многих, что и обусловливает всенародную любовь к этой игре.

Список литературы

1. А.Г.Айриянц «Волейбол». Учеб. для физ. ин-ов. Изд. 2-е, доп. М.: «Физкультура и спорт», 1976-230с.

2. Ашмарин В.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник для студентов факультета физической культуры. М.: Просвещение, 1990.

3. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол.- М.: Физкультура, образование, наука, 2000.-368с.

4. Беляев А.В. Волейбол на уроках физической культуры.- 2-е изд. - М.: Физкультура и Спорт, 2005.- 144с.

5. Беляев А.В., Савин М.В. Волейбол. Учебник для вузов.- 4-е изд. - М.: ТВТ Дивизион, 2009.-360с.

6. Бугаев К.Е., Шепило И.Н. Возрастная физиология. Учебное пособие.- Ростов, 1975.

7. Васильев В.В. Физиология человека.- М.: физкультура и спорт, 1977.

8. Всероссийская Федерация Волейбола. Волейбол (сборник статей). Москва, 2000.

9. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр Академия, 2004.- 400 с.

10. Железняк Ю. Д. Юный волейболист. М., Физкультура и спорт, 1988.


Механизм удара в волейболе

Как научиться мощному нападающему удару? Какие упражнения наиболее эффективны для улучшения прыгучести? Что делать, чтобы безошибочно передавать мяч партнеру?

ДВОРЕЦ СПОРТА в Лужниках. На арене у сетки сражаются сборные Москвы и Латвии. Нил Фасахов и я прыгаем, блокируя рижанина Вейскопса. Мяч, посланный мощным ударом латвийского спортсмена, попадает в наши ладони, и тут же Фасахов вскрикивает от боли - у него сломан мизинец.
Одесса. Чемпионат страны. На площадке - команды ЦСКА и одесский «Буревестник». Мяч у армейцев. Мондзолевский пасует Коваленко, который в прыжке у сетки делает замах. Мяч попадает в голову одесситу Титарчуку и отскакивает далеко на балкон к зрителям. Титарчук от удара падает, как при нокдауне в боксе.
Подобные эпизоды, конечно, редки. Но в современном волейболе удары многих нападающих настолько сильны, что их называют пушечными. В то же время точность таких ударов можно считать образцовой.
Любителей волейбола особенно интересует секрет именно таких ударов, сильных, точных.

«В чем сила удара?»«Как развить резкость нападающего удара?» «Прыгая для нападающего удара, я никак не могу ударить по мячу в высшей точке. Что мне делать?»

Если говорить о самом главном, то ответ на сотни подобных вопросов один:

выполняйте нападающий удар правильно технически.

Нападающий удар - сложный элемент волейбола. Он выполняется в воздухе, когда время взвешенного положения игрока ограничено, а координация движений усложнена. Именно над сеткой осуществляется так называемое столкновение «брони» и «снаряда», когда в доли секунды надо разгадать и предвосхитить замысел противника, наметить и осуществить свои контрдействия. Удар - наиболее ответственный, в смысле результата, прием игры. Непревзойденный мастер атаки Константин Рева писал: «Прием мяча, передача и завершающий удар - это три звена одной цепи, неразрывно связанные. Но главным является нападающий удар» .
И еще одно высказывание выдающегося мастера: «Я пришел к выводу, что нападающий удар - основа победы над командой противника» .

Многообразие нападающих ударов безгранично: по далеким и близким от сетки мячам, с краев сетки и в центре, поверх блока, от блока и в обвод его, «по ходу» и с «переводом», с прострельных, коротких и взвешенных передач, удары «крюком», прямые, обманные и многие другие.

Удар в большей степени, чем другие технические элементы волейбола, зависит от таких физических качеств игрока, как рост, прыгучесть, быстрота, координация движений, сила и ловкость. Влияние всех этих специфических качеств трудно учесть при описании приема. Поэтому остановлюсь только на основных моментах практического характера.

«Исходя из своего опыта, я могу сказать, что прямой и боковой удары являются основными в игре, остальные же разновидности нападающего удара - вспомогательные», - так справедливо считал Рева.
Поэтому целесообразно прежде всего научиться техническому исполнению наиболее типичных ударов.

Итак, прямой нападающий удар . Здесь важен правильный выход к мячу, то есть разбег и прыжок. Разбег - короткий {3-4 шага), но энергичный. Прыжок - максимальный, направлен почти вертикально, соразмерен по времени с полетом мяча. Неопытные игроки зачастую рвутся к мячу, рано начинают разбег, а перед прыжком засиживаются в приседе, ибо мяч далеко. Вот и получается досадная осечка.

Разбег и прыжок должны выполняться слитно. Поэтому правильнее несколько задержаться на исходной позиции, подкрадываясь, как кошка. А потом быстро разбегаться, прыгать и наносить удар. В воздухе нападающему надо оказаться в таком положении, чтобы мяч был впереди, а плоскость удара примерно в 35-50 см от плеча. Остерегайтесь «залезать под мяч». Мяч в этом случае падает на голову, и результативная атака становится невозможной.

Во время прыжка энергичное маховое движение обеими руками способствует взлету. Сразу же после этого волейболист отводит бьющую руку назад. С замахом нельзя опаздывать. Особенно при короткой передаче, когда мяч появляется над сеткой низко и неожиданно. Чуть опоздаете вынести руку для удара, и придется бить низко над сеткой, ограничивая себе выбор направления и характер удара.

Кое-кто рекомендует при замахе заносить руку чуть ли не за голову. По моему мнению, замах должен быть коротким. А такой авторитетный специалист волейбола, как мастер спорта Валентин Филиппов, писал: «Большой по амплитуде замах выдает намерения нападающего, позволяет заранее определить направление удара, не говоря уж о том, что при таком замахе игроку трудно изменить первоначальное намерение. Большой замах ограничивает возможности применять удары с низких передач, а такие удары довольно часты в игре».

Сам удар по мячу должен быть максимально резким, быстрым. Не следует рукой и кистью сопровождать мяч. Подбирая материалы по технике нападающего удара, я ловил в объектив фотоаппарата момент удара по мячу, когда атаковали Константин Рева, Нил Фасахов, Виталий Коваленко. Снимал я при выдержке в одну двухсотую секунды, и все же движение предплечий этих мастеров и особенно кистей получалось на фото смазанным. Настолько быстротечен у этих игроков процесс удара! Пришлось фотоаппарат сменить на кинокамеру со скоростью съемки 64 кадра в секунду.

Весьма образно выразил свою мысль о характере удара по мячу Валентин Филиппов : «Нападающий удар волейболиста напоминает удар в бильярде, когда нужно, чтобы свой шар остался на месте».

В момент удара рука атакующего почти выпрямлена. Это обусловлено не столько техникой игры, сколько ее тактикой. Чтобы максимально затруднить соперникам постановку блока или даже послать мяч поверх ладоней блокирующих, приходится атаковать как можно выше над сеткой. Это-то и вынуждает нападающего наносить удар выпрямленной рукой. Вот как описывает эффективные действия нападающего заслуженный тренер СССР Мирон Винер : «В момент встречи с мячом рука нападающего выпрямлена, правое плечо поднято выше левого, что позволяет нанести удар по мячу на большой высоте, поверх блока»

У Константина Ревы часто спрашивали, как он бьет по мячу - кулаком или ладонью? «Удара по мячу кулаком я не наблюдал, хотя об этом слышал, - отвечал Рева. - Нападающий удар правильнее наносить ладонью. При этом все пять пальцев следует плотно прижать друг к другу и слегка согнуть».

«Куда смотреть нападающему в момент прыжка?» - интересуются молодые волейболисты. Отвечаю: только на мяч! Действия же блокирующих и пространство над сеткой следует по возможности контролировать периферическим зрением, а иногда просто интуитивно.

Теперь о боковом нападающем ударе , то есть об ударе крюком. В игре зачастую возникают ситуации, когда атаковать прямым ударом невозможно. Представьте себе: нападающий только что ставил блок и не успел отойти от сетки. В этот момент ему адресуется вторая передача. Мяч не долетает до сетки, и игрок оказывается между мячом и сеткой. Здесь волейболиста может выручить только боковой удар.

«Бывают такие ситуации у сетки, когда послать мяч на сторону противника прямым ударом невозможно, - писал Константин Рева. - Если нападающий, не рассчитав разбега, оказался под мячом или впереди него или если мяч находится далеко от сетки, тогда сама обстайовка подсказывает необходимость применить именно боковой удар».

Теперь, когда блокирующим разрешено переносить руки через сетку, многие специалисты волейбола пришли к выводу, что удары «крюком» с разумно отдаленных от сетки передач будут особенно результативными. Основание для такого утверждения находим опять же у Ревы: «Боковой удар затрудняет соперникам постановку блока, так как сложно определить направление удара, производимого с дальнего расстояния от сетки».

В техническом исполнении ударов «крюком» и прямого есть много общего. Для обоих ударов непременны одни и те же требования: точно подобранный разбег, высокий прыжок, выпрямленная в момент удара рука, умение мгновенно вложиться в удар. Но у каждого из этих ударов есть и свои особенности.

Для проведения бокового удара нападающие часто прыгают с места, без разбега. В этом случае рекомендуется глубокий присед перед прыжком. Нападающий разворачивается к сетке почти под прямым углом. Плоскость удара может быть расположена между нападающим и сеткой, вертикально над бьющим и даже несколько вдали от него. В каждом из этих вариантов важно точно рассчитать движение руки и кисти. В первом случае надо как бы накрыть или, как говорят, захлестнуть мяч, акцентируя удар книзу и в избранном направлении. Кисть ложится на мяч в верхней его полусфере. В остальных случаях мяч следует направлять по более пологой траектории, чтобы не попасть им в сетку. Точка касания мяча избирается примерно на его «экваторе».

Замах и сам удар исполняются двояко.
В первом варианте нападающий, находясь в воздухе, вплоть до удара сохраняет почти вертикальное положение туловища. После махового движения руками при взлете волейболист одновременно поднимает обе руки вверх. Затем бьющей рукой, которая все время остается почти выпрямленной, описывает во время замаха чуть ли не полную окружность. Рука движется свободно и удару может быть придано разнообразное направление. Такую своеобразную «мельницу» удачно применял известный нападающий Марат Шаблыгин , игрок сборной СССР в 50-е годы. Успешно осуществляет такой удар и Георгий Мондзолевский

При втором варианте нападающий, прыгая, несколько отклоняется в сторону, противоположную направлению предполагаемого удара. Бьющая рука при этом идет вниз, а сам замах является как бы продолжением наклона корпуса. Затем волейболист энергично выпрямляется, кисть руки по дуге посылает к мячу. Другую руку в это время двигает по-иному - сначала вверх, а потом, помогая выпрямлению корпуса, вниз. Движения рук, туловища и направление удара - все это в одной плоскости. Большой специалист такого удара- мастер спорта Герман Смольянинов.

Рассказанное мною выглядит, конечно, схематично. Ведь биомеханика нападающего удара - предмет специальной большой темы. Рассчитывать на то, что новичку на первых же порах игры у сетки удастся технически грамотно осущеставлять нападающие удары, было бы наивным. Путь к мастерству атаки трудный и долгий. Этот путь пролегает через годы тренировок, упорства, трудолюбия. Не гонитесь с первых занятий за силой удара - со временем она придет. Самое важное - понять и усвоить механизм движений, научиться технически правильно их исполнять. Перед каждым ударом на тренировке заранее определяйте его направление. Тогда и в игре легче станет находить наиболее целесообразное для каждой игровой ситуации решение.

Осваивая технику нападающего удара, упражняйтесь у стенки: удар в пол - отскок от стены - с лету, снова удар в пол... Такое упражнение очень полезно. Волейболист быстрее уясняет структуру движения при ударе, сам определяет правильность положения руки, добивается стабильной точности попадания по мячу кистью. Наши лучшие нападающие Коваленко, Фасахов, Сибиряков, Качарава и другие неизменно включали в свою тренировку это простое, но весьма эффективное упражнение.

Очень важно с самого начала учиться играть одинаково свободно и той и другой рукой. У «двуруких» нападающих более широкий диапазон действий над сеткой. Блокировать их удары гораздо труднее. Не случайно мастера ударов любой рукой Рева, Фасахов, Во- скобойников атаковали весьма результативно.

Тактика игры в нападении - атаковать ли с первых передач или с распасовки выходящим вперед тыловым игроком, после простой раскидки мяча у сетки или путем сложной комбинации - определяется для себя каждой конкретной командой. Тренер вместе с игроками настойчиво наигрывает наиболее выгодные для команды варианты атак.

Молодежь зачастую слепо копирует игру ведущих команд. Простое подражание редко себя оправдывает. Во-первых, копия всегда бледнее оригинала, а во-вторых, желание подражать тактике первоклассных команд зачастую не подкрепляется достаточно высокой технической оснащенностью, а потому и не дает хороших плодов.

Каждому нападающему советую в индивидуальной игре взять себе за правило играть ответственно любой мяч в любой игровой ситуации. Крайне важно играть без грубых ошибок (удары в аут и сетку) в конце партии и при равном счете, когда команде остро необходимо опередить противника. Результативная игра в нападении приобретает тут особую значимость. Здесь как раз полезны наиболее действенные формы атаки - удары выше блока, резкие «косые» удары по ходу, сильные удары в ладони блокирующих с расчетом отскока мяча в аут, неожиданные тихие обманные удары.

Мне был доверен в свое время ответственный пост нападающего в команде ЦСКА. Каково мне было чувствовать себя партнером таких игроков, как Рева, Винер, Ахвледиани, Гайлит! Сознаюсь, я робел, боялся как бы не осрамиться, не ударить лицом в грязь. Но передо мною всегда было то, что мы называем эталонами мастерства. Это вдохновляло, помогало идти вперед. Я учился у Ревы, учился совершенно исключительной координации движений этого великолепного мастера, его умению правильно выйти для удара по любому мячу, способности выбрать из богатейшего технического арсенала наиболее подходящее в данной ситуации оружие. Многое дало мне общение с Гиви Ахвледиани, выдающимся специалистом ударов поверх блока и кистевых ударов. Мирон Винер удивлял меня способностью мгновенно вложиться в удар. Он, что называется, «выстреливал» по мячу...

Наблюдая за игрой этих больших мастеров, я много размышлял о техническом исполнении удара . У меня возникали на этот* счет свои «теории». Старшие товарищи охотно выслушивали меня, поправляли, делились со мной «тайнами» своего мастерства.

Мне тогда казалось, что сочетать силу удара и его резкость лучше, если бить согнутой в локте рукой. «От локтя», - говорил я тогда. Однажды беседовал об этом с Гайлитом и Винером. «Представь себе пастуха, хлопающего кнутом сильно, резко! - сказал мне Владимир Гайлит . - Вот если бы так же «хлестать» по мячу! Но ведь согнутой рукой этого не сделаешь...» Я словно прозрел. Почувствовал преимущество другой схемы удара. Она выглядела так: чуть качнулся на удар корпус, пошло вверх-вперед плечо бьющей руки, с еще большей скоростью развернулась к мячу выпрямленная рука. Передо мной словно предстала цепь, каждое последующее звено которой движется быстрее предыдущего. Последнее звено этой цепи - кисть, словно хлыст, мгновенно бьет по мячу.

Так я начал учиться делать нападающий удар прямой рукой. Это было то, что надо. И сейчас - в который раз! - я мысленно благодарю своих умных наставников.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Нападающие удары
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Нападающий удар - технический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча одной рукой на сторону соперника выше верхнего края сетки. Выделяются два способа (прямой и боковой) и несколько разновидностей.

Прямой нападающий удар (рис. 13). При прямом нападающем ударе ударное движение выполняют в сагиттальной плоскости. Начальное по­ложение аналогично стойке при выполнении передачи. Подготовитель­ная фаза включает разбег, прыжок в замах. Разбег служит для достиже­ния достаточной горизонтальной скорости движения и его максималь­ного использования для прыжка.

Длина разбега - 2-4 м (как правило, три шага). Первый шаг относи­тельно небольшой, скорость движения невелика. Он определяет выбор общего направления разбега. Второй шаг корректирует направление раз­бега. Длина шага увеличена, времени на его выполнение тратится мень­ше, скорость движения возрастает. На третьем шаге горизонтальная ско­рость разбега преобразуется в вертикальную скорость прыжка. Длина шага небольшая; ОЦТ тела значительно снижается, скорость движения еще больше возрастает. Последний шаг обычно выполняют скачком (напрыгивающий): ногу (обычно правую) выносят вытянутой вперед и ставят на пятку, стопа находится в положении разгибания. Только при

Рис. 13. Прямой нападающий удар

такой жесткой постановке правой ноги на опору возникает стопорящий эффект. Другой ногой в последнем шаге игрок отталкивается от опоры и через небольшой промежуток времени подставляет ее к правой.

Для координации движений звеньев тела в безопорном положении важно расположение стоп при отталкивании. Наиболее рационально не­много повернуть их носками внутрь или расположить параллельно. При уменьшении длины разбега и переходе на двухшажный разбег выпол­няют второй и третий шаги, при одношажном - только третий, на-прыгивающий шаᴦ.

Одновременно с напрыгивающим шагом обе руки отводят назад. При отталкивании движение в первую очередь начинают руки - по дуге сзади-вниз-вперед. Это маховое движение заканчивается резкой остановкой рук в тот момент, когда кисти вынесены над головой.

Ноги включают в движение отталкивания несколько позже, когда ОЦТ тела игрока находится сзади опоры; их при этом разгибают во всœех суставах. Высота прыжка зависит от махового движения рук и величины сгибания ног в коленях в конце разбега. При этом данный угол не должен быть меньше 90".

С момента отрыва ног от опоры тело игрока приобретает движение вверх и несколько вперед - это фаза взлета. Для борьбы с так называе­мым горизонтальным сносом следует в момент отрыва ног от опоры верхнюю часть туловища отводить назад. Такое движение в известной мере перераспределяет массу тела вокруг ОЦТ тела и создает некоторый вращательный момент, направленный в противоположную горизон­тальной составляющей силы сторону. Это способствует уменьшению дли­ны траектории полета тела.

Одновременно со взлетом правой рукой делают замах вверх-вниз. Та­ким образом, движение рук в подготовительной фазе состоит из махово­го, тянущего усилия замаха, увеличивающего путь разгона ударной мас-

сы. Эти две части разделяет небольшая пауза при смене направления движения. При замахе предплечье отводят за голову, кисть разворачивают ладонью вверх, правое плечо отводят назад. Высота подъема локтя варьи­руется исходя из индивидуальных особенностей игроков, но в любом случае локоть должен быть выше оси плечевого сустава. Нередко игроки принимают так называемое положение ʼʼлукʼʼ - прогибаются в грудной и поясничной частях, ноги сгибают в коленях, голень отводят назад. Левая рука принимает активное участие в движении замаха: ее отводят в сторону, благодаря чему растягивается большая грудная мышца.

Ударное движение начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси, выведения вперед и поднимания правого плеча. Это движение за­дает начальную скорость руке, которая включается в работу несколько позже. Ее выпрямляют в локте и вытягивают вверх и несколько вперед, этим обеспечивается достаточная высота удара по мячу. Кисть наклады­вают на мяч в расслабленном состоянии сверху-сбоку (угол наклона руки - примерно 750) хлестообразным движением. При этом плечо проводят дальше вперед, руку с мячом продвигают вперед-вниз, кисть сгибают в лучеза пястном суставе. Мяч удерживают от выскальзывания дистальными фалангами пальцев и направляют вперед-вниз. Далее пле­чо выводят еще дальше вперед и вниз, оно выполняет роль опоры дви­жущейся вперед-вниз руки. Скорость движения руки увеличивается плав­но, к моменту удара она должна быть наибольшей.

Эффективными при ударе бывают:

опускание подбородка, оно позволяет использовать эффект шейно-тонических рефлексов, при которых в данном положении напрягаются группы мышц передней поверхности туловища игрока;

выдох во время удара, что способствует более быстрому его выпол­нению, так как ряд мышц отвлекается от функций дыхания.

После выполнения удара игрок приземляется, обязательно сгибая ноги в коленях.

Разновидности нападающего удара определяются параметрами вто­рой передачи и имеют некоторые особенности. При передачах, различа­ющихся по длинœе (длинных, коротких, укороченных), характер дви­жений во время выполнения нападающих ударов практически одина­ков, однако с увеличением времени полета мяча изменяется темпо-ритмическая структура разбега: увеличивается время выполнения пер­вого и второго шагов разбега, улучшается согласование действий напа­дающего игрока с передачей. В практике передачи высокие и средние по высоте - медленные, а низкие - ускоренные и скоростные. Техника выполнения нападающего удара с высоких (средних) медленных пере­дач нами уже описана. Стоит сказать, что для нападающего удара с низких скоростных (ускоренных) передач характерны:

уменьшение длины разбега до 1-2 шагов;

более быстрое отталкивание в результате меньшего сгибания ног в конце разбега;

Рис. 14. Боковой нападающий удар

меньшая амплитуда замаха и меньшее сгибание руки в локте при отведении назад;

меньшее сопровождающее движение руки после удара. При выполнении нападающего удара с отдаленной от сетки (более 1 м) передачи существуют некоторые особенности:

место удара определяется вытянутой рукой, угол наклона 800 - одновременно с ведением руки в ударном движении игрок сгибается в тазобедренных суставах;

руку к ударном движении ведут в направлении верхнего края сетки. Боковой нападающий удар.
Размещено на реф.рф
В современной игре боковые нападающие удары сравнительно редки. Разбег принципиально не отличается от разбега при прямом нападающем ударе, только выполняют его под более острым углом к сетке, а иногда параллельно ей. Отталкивание также аналогично описанному. Во время взлета выполняют замах по типу замаха при верх­ней боковой подаче: руку отводят вниз-в сторону, левую руку поднимают вверх, туловище наклоняют в сторону бьющей руки. Ударное движение выполняют аналогично движению при верхней боковой подаче. Оно начи­нается с поворота тела вокруг вертикальной оси, выведения вперед право­го плеча и махового движения правой рукой снизу-сзади вверх-вперед к мячу, удар по которому осуществляют кистью сверху-сбоку. Далее поворот тела, движение плеча и руки вперед-вниз продолжаются но инœерции. По окончании удара игрок приземляется на обе ноги (рис. 14).

Особенности техники нападающих ударов при их тактической реализации (варианты нападающих ударов)

В современной игре нападающие удары - основное средство атаки, позволяющее выиграть очко или право на подачу. Общей тактической задачей в данном случае является достижение выигрыша с помощью на­падающих ударов, точных, скоростных, специфических для борьбы с блоком соперника. По направлению полета мяча нападающие удары подразделяют на удары по ходу (направление разбега игрока совпадает с направлением полета мяча после удара) и удары с переводом руки или поворотом туловища (направление полета мяча не совпадает с направлением разбега). По скорости полета мяча после удара их делят

на медленные (до 10 м/с), ускоренные (до 16 м/с) и скоростные (бо­лее 16 м/с - такой удар часто называют силовым).

При выполнении нападающих ударов на точность используют пря­мые ускоренные удары (их часто называют кистевыми).

Ускоренный нападающий удар.
Размещено на реф.рф
Структура подготовительной фазы удара (разбег, прыжок, замах) аналогична структуре описанного ско­ростного удара. В ударном движении руку выносят вверх несколько со­гнутой в локте. Собственно удар осуществляют выпрямлением руки в локте одновременным хлестообразным движением кисти. После удара по мячу движение руки резко тормозится, она останавливается; сопро­вождающее движение минимально.

Для увеличения скорости полета мяча используют варианты напада­ющих ударов: прямые, скоростные по ходу, боковые. При этом ампли­туда замаха увеличивается, туловище прогнуто в грудной и пояснич­ной частях (положение ʼʼлукʼʼ), ноги согнуты в коленях, ударное дви­жение имеет значительную амплитуду.

В игре (особенно команд старших и высших разрядов) точные и скоростные нападающие удары могут и не принœести ожидаемого эф фекта͵ так как соперник организует у сетки надежную защиту - блок. По этой причине используют варианты борьбы против блока:

удары мимо блока - прямой скоростной нападающий удар с пово­ротом туловища, прямой ускоренный с переводом рукой;

удар выше блока - прямой ускоренный по ходу;

обман выше блока - прямой медленный удар по ходу;

обман мимо блока - прямой медленный удар с переводом руки;

удары по блоку с отскоком в аут - прямой скоростной по ходу, боковой.

Нападающий удар с поворотом туловища. Удар выполняют в три этапа (рис. 15):

1-й этап - подготовительные действия (разбег, прыжок, замах), выполняемые, как и при обычном ударе. Особенности их таковы: при

Рис.15. Ускоренный нападающий удар Рис.16. Нападающий удар

с низкой (быстрой) передачи с переводом вправо (перевод)

ударе с переводом вправо игрок оставляет мяч с правой стороны удар­ной зоны (он не долетает до игрока); ударная зона находится между сагиттальной осью и вытянутой вперед-вверх правой рукой; при вы­полнении удара с переводом влево мяч должен быть с левой стороны ударной зоны (игрок немного пропускает его);

2-й этап - поворот тела в воздухе вправо или влево;

3-й этап - выполнение нападающего удара походу в новом направ­лении, не совпадающем с продолжением направления разбега.

Нападающий удар с переводом рукой. Подготовительная фаза здесь такая же, как и в ударе по ходу. В ударном движении при переводе вправо руку ведут по дуге влево-вперед так, чтобы кисть ложилась на мяч с левой стороны. Одновременно кисть проецируют, большой палец правой руки опускают; правое плечо несколько поднимают, а левое опускают. После удара по мячу руку немного опускают, придавая на­правление полету мяча (рис. 16).

В ударном движении при переводе влево от вертикальной оси рука движется по небольшой дуге вперед-вправо так, чтобы кисть ложилась на мяч сверху и справа. Одновременно кисть супинируют, большой па­лец поднимают вверх. Вместе с движением руки левое плечо несколько выводят вперед. После удара по мячу руку опускают вниз-вперед.

Медленные удары (обманы). Иногда в игре крайне важно направить мяч близко к сетке, перебросить за блок или в зону, где отсутствует страховка. При обманах выше блока используют прямой медленный удар по ходу. Все подготовительные действия выполняют, как в обычном нападающем ударе. В ударном движении руку перемещают, как в уско­ренном нападающем ударе; на вертикаль выносят несколько согнутой, локтем вперед, удар по мячу осуществляют разгибанием в локте, дистальными фалангами пальцев, сложенными ʼʼрюмкойʼʼ (по образцу пе­редачи сверху одной рукой). При обманах мимо блока используют мед­ленный нападающий удар с переводом руки вправо или влево.

Нападающие удары - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Нападающие удары" 2017, 2018.

Атака - основной способ набора очков в волейболе. В игровом составе команды, если не брать в расчет либеро, пять нападающих игроков. Даже связующие иногда используют нападающий удар, а ведь от них этого практически никто не ждет - поэтому эти редкие попытки почти всегда эффективны.

Картина набора очков выглядит примерно следующим образом:

  • 50-60% - атака.
  • 0-30% - ошибки соперника.ли
  • 0-15% - результативная игра на блоке.
  • 0-20% - очки, выигранные с подачи.

Диагональ, или линия для доигровщика и диагонального

При постановке блока игрокам далеко не всегда удается полностью закрыть площадку от нападающего. Открытыми оставляют те направления, куда нападающему сложнее всего попасть. Поэтому блокирующие всегда стремятся закрыть центр поля и оставить линейное или ходовое направление в зависимости от предпочтения нападающего. Атака по линии - удар нападающего вдоль боковой линии площадки соперника. Ходовое направление, его еще часто называют «диагональ» - удар, выполняемый в направлении противоположного угла площадки соперника. Для наглядности не мешало бы взглянуть на план игровой площадки. Атака в диагональном направлении и по линии доступна только для нападающих из четвертой, второй и первой зон – то есть, для диагонального и доигровщиков.

Сложность попадания по линии, как выражаются волейболисты, заключается в том, что часть площадки, открытая для атаки, шириной всего около метра. Действие происходит в динамике, и велика вероятность попадания мяча в аут или антенну, что тоже считается ошибкой, проигранным очком.

Чаще для нападающего удара игрок выбирает ходовое направление. Вероятность попадания в аут в этом случае гораздо меньше, потому что открытая часть площадки больше, чем в случае с линейным направлением. Но сложность выигрыша в этом направлении тоже есть. Когда игрок исполняет атакующий удар по линии, ему противодействует только один защитник, в ходовом направлении их уже два. Меньше вероятность попадания в аут, но сложнее обыграть защиту - нелегкий выбор для нападающего.

Обманный удар

Помимо силового удара есть еще и обманный, или как его называют чаще - скидка. Выполняется этот элемент отрывистым касанием кисти в пустое место на площадке или прямо за блок - туда, где никогда нет защитника. Для того, чтобы не дать упасть скидке на своей стороне, защитники всегда должны быть готовы быстро переместиться и подбить мяч. Самое удачное место для исполнения обманного удара, как ни странно, - середина поля, ее еще называют «котел». Скидка в котел сложна тем, что эта зона является зоной конфликта для всех защитников: бегут все и разом останавливаются, видя, что другие тоже бегут, или считают, что мяч падает ближе к другому защитнику и не бегут. Оба варианта проигрышны для команды, если не определить заранее, кто будет играть мячи в этой зоне.

Спорт - это состязание, в котором побеждает лучший, сильнейший из соперников. Но скидка - это менее рискованный вариант нападающего удара, при котором вероятность ошибки минимальна. Есть такое негласное правило волейбола: в решающих моментах скидывать нельзя, необходимо смело и решительно действовать, как полагается настоящим чемпионам. Но есть также и фразы: за сильный удар два очка не дают, или: волейбол - игра не силы, волейбол - игра ума. Конечно же, победителю никто ничего не скажет. Но если это очко будет проиграно, да еще и в решающий момент - осуждающих взглядов игрок получит немало.

Блок - аут

Пожалуй, этот вариант атаки можно назвать самым сложным для исполнения. Ведь в этом случае нападающему надо попасть не в площадку размером восемьдесят один квадратный метр. В момент удара по мячу игрок всегда смотрит на него. Для осознанного удара блок - аут нападающий должен периферическим зрением определить местоположение блока и нанести удар таким образом, чтобы мяч отскочил от рук, блокирующих в аут. Такой вариант нападающего удара есть только у опытных игроков, которые долгими годами оттачивали и совершенствовали свое мастерство.

Либеро в атаке

Либеро может исполнять нападающий удар, но должен его выполнить определенным образом. В момент нанесения удара мяч должен находиться ниже верхнего троса сетки. Такие эпизоды бывают крайне редко, единицы раз за весь чемпионат, который длится почти восемь месяцев. Но либеро иногда все-таки приносят очки своим командам. Происходит это следующим образом: при защитных действиях мяч от либеро отскакивает в пустое место на площадке соперника, принося тем самым очко команде счастливчика. Правда, в статистике такие очки записываются как ошибка защитников, а не очко, принесенное атакой либеро.

Атака первым темпом

Первый темп атакует, в основном, из третьей зоны, которая находится посередине между второй и четвертой. Для первого темпа основные направления атаки – первая и пятая зоны. По причине очень быстрой атаки против первого темпа почти всегда играет только один блокирующий, поэтому процент реализованных атак первым темпом почти всегда выше, чем у остальных нападающих. Основная сложность нападающего удара первого темпа заключается лишь в уровне сыгранности со связующим.

Нападающий удар для каждого амплуа имеет свои особенности. Для первого темпа – ювелирная точность передачи. Для диагонального – мощь атаки. Для доигровщика – аккуратность. В свою очередь, для атаки важна передача, а для передачи – прием. Но победы без результативной атаки точно на бывает, и это, несомненно, важнейший элемент в волейболе.

Волейбол - это спорт с высокими требованиями к технике и мастерству спортсменов. Значение физической подготовки особенно важно для нападающих игроков. Им необходимо владеть значительным набором приёмов. Техника спортсмена должна быть на высоком уровне, а его физическая подготовка соответствующей: приём, силовая подача, атака, перемещения, блок, защита на задней линии. Но среди всех элементов нападающий удар — решающий, так как до 65% выигранных командных очков относятся к нападению.

Правила волейбола и важность физических качеств игрока

Кажется, что волейбол - это простая игра. Но это не так. Прежде чем делать выводы, нужно изучить правила игры в волейбол FIVB. В каждой игре есть нюансы. В правилах описаны определённые моменты, делающие игру зрелищной. Любительский и профессиональный уровни отличаются. Понятно, что у профессионалов всё строже, нет поблажек. У любителей судьи могут лояльно отнестись к расстановке игроков, к верхней передаче.

Есть главные моменты, которые считают за ошибки: касание сетки, переход средней линии, мяч на одной стороне подбит может быть лишь три раза, запрещено играть открытой ладошкой, игрок на задней линии не атакует мяч в прыжке с передней линии, игроки точны в расстановке, не должно быть касание антенн, касание мяча на стороне соперника, агрессивные игроки.

Процесс тренировки волейболиста по обучению технике движения, действия, необходимых для ведения игры, её совершенствования — это техническая подготовка спортсмена. Спортивная техника нападающего удара в волейболе непосредственно связана с уровнем развитости физических качеств. Чем этот уровень выше, тем успешнее обучение и результативность тренировок.

Разновидность нападающего удара определена параметрами второй передачи. Сама передача различается по длине - длинная, короткая, укороченная. По характеру движения при нападающем ударе она практически одинакова. Но, с расширением временного промежутка полёта мяча будет изменён темп и ритмика разбега. Таким образом, увеличится временной период выполнения первого и второго шагов разбега, улучшится согласованность действий нападающего с передачей.

Задачи технической подготовки

В реалии передачи средние и высокие по высоте - медленные, а низкие - скоростные. Нападающий удар с низких скоростных передач характерен:

  • меньшей длиной разбега (от одного до двух шагов);
  • быстрым отталкиванием в результате меньшей согнутости ног в финале разбега;
  • меньшей амплитудой замаха и меньшим сгибанием руки в локте (рука отведена назад);
  • меньшим сопровождающим движением руки после удара.

К задачам по подготовке техники относятся:


Сложность в овладении навыками

Подготовка, которую требует техника нападающего удара в волейболе предполагает многолетний процесс, условно состоящий из следующих этапов:

  • начальное обучение;
  • совершенствование.

Наибольшую сложность при овладении навыком нападающего удара представляет точность расчёта игроком своих действий в соответствии направленностью и высотой полёта мяча, а также сам удар в прыжке на высшей точке. Ошибки возникают тогда, когда игрок торопится или, наоборот, запаздывает в прыжке. Для того чтобы техника нападающего удара в волейболе была максимально совершенной, не нужно торопиться с отработкой всех навыков сразу. Особенно это касается перехода от атаки вверху передачи к удару нападающему. Сначала тренируется и прочно закрепляется навык чёткого и точного выхода на мяч. Также будет правильно периодами возвращаться к передаче вверху через сетку с контролем скорости и точности выхода под мяч.

Принципы тренировки

Тренировочный процесс предполагает использование:

  • принципа постепенности при овладении техникой - переход к следующему возможет только после закрепления предыдущего;
  • целенаправленность физподготовки - это база для выработки двигательных навыков, особенно таких как подачи в волейболе, выхода на мяч и удары;
  • понятий биомеханики закономерностей движения;
  • опыта и анализа причин ошибок и их исправление;
  • совершенствования техники ведения игры;
  • упражнений, тренажёров и обучающих устройств, способных сделать технику движений неискажённой и доступной для детей.

На тренировках нужно развивать навыки, позволяющие выполнять подачи в волейболе, которые могут быть прямыми и боковыми с планирующей траекторией полёта и в прыжке. Начальный этап обучения волейболиста предполагает смену прямой нижней подачи.

Особенности игры

Волейбол - это игра зрелищная и эмоциональная. Две команды разделяет сетка. Игра в женский волейбол и мужской мало чем отличается по правилам, но высота сетки у них разная. Для мужской игры сетку натягивают на высоте двести сорок три миллиметра от поверхности площадки, а в женском - двести двадцать четыре миллиметра. В волейболе простые правила и минимальные требования к инвентарю. Он бывает пляжный и классический.

В самом начале очень важно чтобы спортсмен добился согласованности звеньев тела. В дальнейшем условия приёмов усложняются. Нужно менять исходные положения. Особенно это касается приёмов предварительного перемещения, площади действия, простейших игровых ситуаций, сбивающих факторов. Овладение техникой в игре подчинено закономерностям, способствующим формированию двигательных навыков с:

  • физиологической точки зрения;
  • психологической точки зрения;
  • методической точки зрения.

Как и мужской, женский волейбол ничем не отличается по методике тренировки, выработке двигательных навыков и отработке ударной техники. Мужской просто немного мощнее по ударам и высоте прыжков. Он более стабилен и, возможно, менее эмоционален.

Ошибки

В чём заключаются методика обучения нападающему удару в волейболе и ошибки обучения?

Ошибки при обучении технике - это результат неправильного понимания действий тренера. Как правило, такая ситуация возникает, когда имеет место недооценка способностей спортсменов, нет активного восприятия показа и объяснения, когда не доведено до волейболиста, до его осознания ошибок, которые он совершил при выполнении упражнения. Безусловно, несмотря на то, что волейбол - это командная игра, тренер должен к каждому игроку найти индивидуальный подход.

Методика

Разъясняя спортсменам, как бить нападающий удар в волейболе, тренер делает акцент на том, что это приём атаки, перебивающий мяч одной рукой, выше края верха сетки, на сторону соперника. Существует прямой и боковой нападающий удары. При прямом ударном движении выполняется в сагиттальной плоскости. Первоначальное положение - как в стойке передачи. Подготовительная фаза:

  • разбег;
  • прыжок;
  • замах.

Чтобы координировать движения тела (его звеньев) в безопорном положении необходимо расположить стопы при отталкивании так, что носки немного повёрнуты внутрь или параллельны друг другу. Если длина разбега уменьшается и есть переход на разбег двух шагов, то выполняют второй, потом и третий шаги. Если имеет место одношажный, то есть только третий шаг скачок.

Совершенствование техники

Упражнения для совершенствования техники нападающего удара в волейболе при работе в парах

Рука спортсмена должна быть прямой, после броска она свободно движется вдоль туловища. Удар наносят прямой рукой. Необходимо быть внимательным и не оставлять контроль движения мяча.

1. Бросок, ловля мяча из-за головы с левой и правой рукой.

2. Бросок отскоком мяча от пола из-за головы левой и правой руками.

3. Удары левой и правой руками по мячу, лежащему на ладони выставленной вперёд-вверх руки, направляя его в пол с места.

4. Первый спортсмен после наброса мяча делает нападающий удар с места, второй принимает снизу и направляет мяч партнёру для очередного удара.

5. Нападающий удар с передачи партнёра.

Упражнения выполняются непрерывно, без потери и ловли мяча. Если мяч летит на уровне груди и головы, то его принимают двумя руками сверху. Если же он летит на уровне пояса, то нужно принимать снизу.

Шаги в прыжке

При обучении спортсмена умению выполнять прямой нападающий удар в волейболе техника является приоритетом в тренировочном процессе. Для достижения нужной горизонтальной скорости и максимума прыжка тренер разъясняет, что длина разбега, как правило, это два - четыре метра (около трёх шагов). Каждый шаг имеет значение. Первый - небольшой, скорость маленькая, он определяет выбор направления разбега. Второй - корректирует направление, длина увеличена, время сокращается, скорость возрастает. Третий - это переход из горизонтальной скорости разбега в вертикальную скорость прыжка, длина небольшая, скорость возрастает. Последний шаг - это скачок.

Правая нога вытянута и выносится вперёд, ставится на пятку, стопа в положении разбивания. Только если присутствует жёсткая постановка правой ноги на опору возникнет стопорящий эффект. Высота прыжка имеет зависимость от маха рук и сгибания ног в коленях в конце разбега (угол не меньше 90°). В момент отрыва от опоры ног, верхнюю часть туловища отводят назад. Когда ноги оторваны, наступает фаза взлёта и правой рукой делают замах вверх/вниз.

Техника прыжка

Прыжок вверх, когда происходит обучение технике нападающего удара в волейболе, должен достигнуть максимальной высоты. Поэтому спортсмен отталкивается на полную силу, одновременно выполняя замах бьющей рукой вверх назад, прогибаясь в груди и пояснице. При этом ноги слегка согнуты в коленных суставах, а правое плечо при ударной правой руке отведено назад. Левая рука немного согнута в локте и отведена вверх в сторону. В момент удара бьющая рука выпрямлена, а растянутые мышцы груди, живота и руки будут резко сокращаться. При выпрямленной расслаблена, и в таком состоянии она накладывается на мяч. В определённое направление осуществляют удар. После удара спортсмен приземляется на переднюю часть стоп. Выполняет это он на согнутых в коленных суставах ногах.

Толчок

Интересным фактом является то, что техника выполнения нападающего удара в волейболе не зависит от того, какая нога будет толчковой. Выражение "толчковая нога" — чисто условное. Это понятие идёт от свойственного большинству мнения считать сильнее ту ногу, которой спортсмен отталкивается. Но в действительности возможности двух ног одинаковы. Это подтверждено квалифицированными легкоатлетами-многоборцами, прыгающими в высоту и отталкивающимися одной ногой, а при прыжке в длину — другой.

Если спортсмен наделён большей ловкостью у правой руки, то чаще он отталкивается левой ногой. Поэтому в скачке перед прыжком он посылает вперёд правую ногу, что наиболее целесообразно для удара правой рукой. Мощный, полный энергии замах рукой и отвод плеча поворачивают немного вправо туловище спортсмена. При этом правая нога коснётся площадки раньше левой.

Бывают игроки, которые выполняют скачок с посылом вперёд левой ноги при ударе правой рукой. Они стремятся к равномерному распределению нагрузки на две ноги и подпрыгивают, за счёт чего успевают опередить левую ногу правой. Однако, учитывая правила нападающего удара в волейболе, это выглядит как запутывание ног. Такие движения будут особенно опасными, когда у спортсмена при выходе на удар не выработана уверенность и твёрдые навыки. Такой игрок не может быть стабильным и успешным в нападении.

Ударная техника

Движение ударной техники начинается с поворота вокруг вертикали тела и выведения вперёд с подъёмом правого плеча. Такое движение задаст начальную скорость руке, включённой в работу чуть позже. Она выпрямляется в локте и вытягивается вверх немного вперёд. Именно так обеспечивается необходимая высота удара. Кисть накладывают хлестообразно. Скорость движения руки набирает большее значение плавно и к моменту удара станет наибольшей.

Эффективным приёмом при ударе является опускание подбородка. Это позволит использовать шейно-тонические рефлексы с наибольшей пользой. При таком положении будут напряжены группы мышц туловища передней поверхности. Вдох во время удара способствует быстрейшему его выполнению, поскольку есть ряд мышц, отвлечённых от дыхательных функций.

Место удара

Когда осуществляется нападающий удар с передачи более одного метра, нужно учитывать некоторые особенности:

  • место удара определяют вытянутой рукой;
  • непосредственно с ведением руки при ударном движении спортсмен в тазобедренных суставах сгибается;
  • при ударном движении руки ведут по направлению к верхнему краю сетки.

Если нужно выполнить нападающий удар на точность, то применяют технику прямых ускоренных ударов, так называемых - кистевых.

Важность отработки техники удара не оставляет сомнений, так как в современном волейболе нападение - это решающий элемент игры.

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов