Верховная распорядительная комиссия год создания. Верховная распорядительная комиссия

14.11.2019

Создание Верховной распорядительной комиссии по охранению государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М. Лорис-Меликовым представляло собой попытку самодержавия справиться с террористической деятельностью организации «Народная воля». Начальник комиссии считал, что установлению общественного спокойствия будет способствовать проведение либеральных политических реформ. Однако как деятельность комиссии, так и замыслы её начальника потерпели неудачу.

В 70-е гг. XIX в. в России развернулось массовое движение народников – сторонников социализма, который они надеялись построить на основе общинных традиций России. Народники выступали за свержение самодержавия. В связи с развитием современной культуры и городского общества увеличилось число учащихся, средних городских слоев, часть которых не смогла найти свое место в иерархии Российской империи. Эти «разночинцы» (выходцы из разных сословий) были восприимчивы к радикальным идеям. Большинство народников начали участвовать в движении в юности, для которой часто характерен радикализм взглядов. Даже своим поведением они старались подчеркнуть разрыв с дворянским и мещанским миром, из которого вышли. Народник должен был вести скромный образ жизни, зарабатывать на жизнь собственным трудом.
Весной 1874 г. несколько тысяч студентов «пошли в народ» – вести агитацию среди крестьян. Но крестьяне не поддержали призывов к революции. Тем более, что правительство ответило на «хождение в народ» массовыми репрессиями. К концу 1874 г. было арестовано свыше 4000 человек, в октябре 1877 г. активные участники этого движения были осуждены на «процессе 193-х» (октябрь 1877 – январь 1878 гг.). Суд ходатайствовал перед императором о смягчении наказания для половины осужденных, в том числе о замене каторги ссылкой всем приговоренным к каторге (кроме И. Мышкина, произнесшего на процессе яркую речь против самодержавия). Но по настоянию начальника III отделения Н. Мезенцова, и министра юстиции К. Палена, Александр II отклонил прошение суда. Каторга была заменена ссылкой для 15 из 28 приговоренных к ней. Н. Мезенцов отправил в ссылку 80 из 90 оправданных по суду.
Столкнувшись с репрессиями, народники решили ответить на произвол террором. 5 февраля 1878 г. революционерка В. Засулич выстрелила в Петербургского градоначальника Ф. Трепова, ответственного за издевательства над заключенными. Трепов был ранен, а Засулич оправдана судом присяжных, что говорит о широкой симпатии к оппозиции и неприятии бюрократического произвола. 4 августа 1878 г. был убит Мезенцов. Вдохновленные этим результатом, члены созданной в 1876 г. народнической организации «Земля и воля» развернули террор против наиболее одиозных представителей самодержавия. А 2 апреля 1879 г. революционер А. Соловьев стрелял в царя перед Зимним дворцом. Самодержавие ответило казнями террористов. 5 апреля 1879 г. Европейская часть России была разделена на шесть генерал-губернаторств. Временные генерал-губернаторы получили широкие полномочия по подавлению оппозиции, особенно вооруженной.
Однако члены «Земли и воли» не были едины в отношении к терроризму. Одни считали необходимым сосредоточиться на нем как на наиболее эффективном средстве борьбы, а другие считали его второстепенным или даже вредным методом. В августе 1879 г. «Земля и воля» раскололась на “Народную волю” и “Черный передел”.
Терроризм в последней трети XIX в. не только в России, но и во многих странах – в Италии, Ирландии, США, на Балканах – становился распространенным методом решения социально-политических проблем. Поэтому часть образованного русского общества оказывало террористам моральную поддержку.
«Народная воля» превратилась в первую в России подпольную политическую партию. Во главе партии стоял Исполнительный комитет (А. Михайлов, А. Желябов, Л. Тихомиров, С. Перовская, В. Фигнер и др.). Партия выступала за введение парламента, широкого местного самоуправления, гражданские свободы, передачу крестьянским общинам всей земли, за передачу заводов и фабрик в руки рабочих и т.д. Народовольцы планировали свергнуть самодержавие в ходе вооруженных восстаний, после чего власть должна была перейти к Учредительному собранию. В 1880 г. в «Народной воле» состояло около 500 человек, в нее входило около 300 кружков по всей стране. В Военной организации «Народной воли» в 1880 г. состояло около 50 офицеров. Народовольцы создали рабочий кружок, куда вовлекли 300 рабочих. Партия издавала несколько газет. Однако наиболее известным направлением действий «Народной воли» стал терроризм, с помощью которого революционеры надеялись дезорганизовать и запугать аппарат самодержавия. Исполком «Народной воли» решил ответить на казни своих товарищей, приговорив 26 августа 1879 г. к смерти самого Александра II. Организация совершила несколько покушений на него.
В 1879 г. народовольцы планировали подорвать поезд царя при его возвращении из Крыма. Подготовка покушения велась под Одессой, Александровском и под Москвой. Александр II возвращался через Александровск и Москву. Под Александровском взрывное устройство не сработало, а под Москвой – взорвалось. Но 19 ноября под откос полетел поезд со свитой императора.
Затем народоволец С. Халтурин, устроившись работать в «Зимний дворец», сумел пронести туда динамит и 5 февраля 1880 г. произвёл взрыв под помещением, в котором должен был обедать Александр II. Погибло 11 человек охраны. В Петербурге начиналась паника. Ждали новых взрывов и восстания, консервативные обыватели нападали на студентов, в которых видели источник крамолы.
Взрыв в Зимнем дворце стал «последней каплей» – Александр II решил сосредоточить борьбу с терроризмом в одних руках, вручив временному диктатору широчайшие полномочия. 12 февраля была учреждена Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Хотя основной территорией, на которой предстояло действовать комиссии, была столица и Санкт-Петербургский военный округ, но при этом распоряжения начальника комиссии были обязательны для всех гражданских и военных властей империи, и даже сам император мог давать повеления начальнику комиссии по инициативе последнего. На пост этого диктатора был назначен харьковский генерал-губернатор, генерал-адъютант, граф Михаил Лорис-Меликов, имевший репутацию либерала. Распоряжения Главного начальника Верховной распорядительной комиссии и принимаемые им меры подлежали безусловному исполнению и соблюдению и могли быть отменены только им самим или особым Высочайшим повелением.
Впоследствии Лорис-Меликов писал: «Я имел полномочия объявлять по личному усмотрению высочайшие повеления. Ни один временщик - ни Меншиков, ни Бирон, ни Аракчеев - никогда не имели такой всеобъемлющей власти».
Членами комиссии стали член Государственного совета К. Победоносцев, генерал-адъютант князь А. Имеретинский, статс-секретарь М. Каханов, тайные советники М. Ковалевский, И. Шамшин, П. Марков, генерал-майоры П. Черевин и М. Батьянов и действительный статский советник С. Перфильев.
Лорис-Меликов обратился к жителям Санкт-Петербурга и заявил: «Не давая места преувеличенным и поспешным ожиданиям, могу обещать лишь одно - приложить все старание и умение к тому, чтобы, с одной стороны, не допускать ни малейшего послабления и не останавливаться ни пред какими строгими мерами для наказания преступных действий, позорящих наше общество, а с другой – успокоить и оградить законные интересы благомыслящей его части».
Диктатору были временно подчинены III отделение и корпус жандармов. Комиссия облегчила участь лиц, высланных административным порядком по политической неблагонадёжности. Таким образом Лорис-Меликов демонстрировал обществу готовность ограничить репрессивный произвол.
Революционеры враждебно отнеслись в «либеральной диктатуре», или как говорил сам Лорис-Меликов, «диктатуре сердца». Как вспоминал один из народовольцев, «отношение Желябова к нему было безусловно отрицательное. Он указывал на то, что Лорис-Меликов, под прикрытием либеральных фраз, ведет деятельную борьбу с революцией, что она ведется им не хуже всякого другого на его месте, даже лучше пожалуй, потому что удары направляются им с выбором и расчетом, а не бьют, как это бывало часто прежде, по пустому месту». Уже 20 февраля на Лорис-Меликова было совершенно неудачное покушение И. Молодецким.
На заседании комиссии 4 марта Лорис-Меликов говорил: «Нередки случаи, что явные преступники остаются без приговора и наказания в продолжении года и более; с другой же стороны лица, арестованные по неопределенным подозрениям, освобождаются из под стражи лишь по прошествии нескольких месяцев и, будучи озлоблены таким произвольным лишением свободы, привлекают других в ряды недовольных». 3 апреля 1880 г. по инициативе Лорис-Меликова было принято высочайшее повеление губернаторам и градоначальникам представить точные списки поднадзорных с заключением о возможности облегчения участи и возвращения в учебные заведения. Освобождение поднадзорных производилось в мае-августе местными комиссиями. Было пересмотрено 1500 дел III отделения, когда людей ссылали по бездоказательным доносам. Лорис-Меликов направил на места сенатские ревизии, которые сократили число политических дел, начатых генерал-губернаторами. Преследование терроризма должно было быть более прицельным. Более того, материалы ревизий использовались Лорис-Меликовым для того, чтобы убеждать Александра II продолжить реформы.
Впрочем, суды стали стремительно выносить приговоры к каторге за пропаганду оппозиционных взглядов. За время правления Лорис-Меликова в качестве начальника комиссии и затем Министра внутренних дел прошло 32 политических судебных процесса и было вынесено 18 смертных приговоров.
6 августа 1880 г. было решено, что комиссия успешно справилась с восстановлением порядка и может быть распущена. Одновременно по инициативе Лорис-Меликова было упразднено III Отделение, и его функции были переданы вновь учрежденному Департаменту полиции при Министерстве внутренних дел. Министром был назначен сам Лорис-Меликов. Однако ему не удалось добиться заявленных целей. Революционное террористическое подполье не было разгромлено и продолжало готовить покушение на Александра II, который, в свою очередь, не спешил продолжать реформы в соответствии с рекомендациями Лорис-Меликова.

Об учреждении в С.Петербурге верховной распорядительной комиссии по охранению государственного порядка и общественного спокойствия
12 февраля 1880 г.
В твердом решении положить предел беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок Мы признали за благо:
1) Учредить в С.-Петербурге Верховную Распорядительную Комиссию по охранению государственного порядка и общественного спокойствия.
2) Верховной Распорядительной Комиссии состоять из Главного Начальника оной и назначаемых для содействия ему, по непосредственному его усмотрению, членов Комиссии.
3) Главным начальником Верховной Распорядительной Комиссии быть Временному Харьковскому Генерал-Губернатору, НАШЕМУ Генерал-Адъютанту, Члену Государственного Совета, Генералу от Кавалерии Графу Лорис-Меликову, с оставлением Членом Государственного Совета и в звании НАШЕГО Генерал-Адъютанта.
4) Членов Комиссии назначать по повелениям НАШИМ, испрашиваемым Главным Начальником Комиссии, которому предстоит, сверх того, призывать в Комиссию всех лиц, присутствие коих будет признано им полезным.
5) В видах объединения действий всех властей по охранению государственного порядка и общественного спокойствия представить Главному Начальнику Верховной Распорядительной Комиссии по всем делам, относящимся к такому охранению: а) право Градоначальствующего С.-Петербургского Градоначальника; б) прямое ведение и направление следственных дел по государственным преступлениям в С.-Петербурге и С.-Петербургском Военном Округе, и в верховное направление упомянутых в предыдущем пункте дел и по всем другим местностям Российской Империи.
6) Все требования Главного Начальника Верховной Распорядительной Комиссии по делам об охранении государственного порядка и общественного спокойствия подлежат немедленному исполнению как местными начальствами, Генерал-Губернаторами, Губернаторами и Градоначальствами, так и со стороны всех ведомств, не исключая военного.
7) Все ведомства обязаны оказывать Главному Начальнику Верховной Распорядительной Комиссии полное содействие.
8) Главному Начальнику Верховной Распорядительной Комиссии предоставить испрашивать у НАС, непосредственно, когда признает сие нужным, НАШИ повеления и указания.
9) Независимо от сего предоставить Главному Начальнику Верховной Распорядительной Комиссии делать все распоряжения и принимать вообще все меры, которые он признает необходимым для охранение государственного порядка и общественного спокойствия как в С.-Петербурге, так и в других местностях Империи, причем от усмотрения его зависит определять меры взыскания за неисполнение и несоблюдение сих распоряжений и мер, а также порядок наложения этих взысканий.
10) Распоряжения Главного Начальника Верховной Распорядительной Комиссии и принимаемые им меры должны подлежать безусловному исполнению и соблюдению всеми и каждым и могут быть отменены им самим или особым Высочайшим повелением, и
11) С учреждением, в силу сего Именного Указа НАШЕГО, Верховной Распорядительной Комиссии по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, учрежденную таковым же указом от 5-го Апреля 1879 года, должность Временного С.-Петербургского Генерал-Губернатора упразднить. Правительствующий Сенат, к исполнению сего, не оставить сделать надлежащие распоряжения.

Волгин И.Л. Последний год Достоевского. М.,1990.

Данилов Д.Д. Лорис-Меликов: карьера «парадоксального диктатора» // Вопросы истории. 1998. № 11-12. С.145-150.

Полевой Ю.З. Степан Халтурин. (К 100-летию «Северного союза русских рабочих»). М., 1979.

Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX - н. XX вв.) Сборник документов и материалов. М., 2000 г.

Революционеры 1870-х гг. М., 1986.

Троицкий Н.А. Крестоносцы социализма. Саратов, 2002.

Чем был вызван подъем революционного движения в России в 70-х – начале 80-х гг. XIX в.?

Почему народники перешли к использованию террористических методов борьбы?

Чем ответило самодержавие на подъем революционного движения?

В чем были особенности позиции М. Лорис-Меликова в поиске путей борьбы с терроризмом?

Какие задачи ставились перед Верховной распорядительной комиссией по охранению государственного порядка и общественного спокойствия?

Какие полномочия получил начальник комиссии?

Каковы были итоги работы комиссии?

Верховная распорядительная комиссия

по охранению государственного порядка и общественного спокойствия - учреждена в г. С.-Петербурге именным указом императора Александра II, данным Сенату 12 февраля 1880 г. (П. С. З., № 60492), в видах прекращения покушений на государственный и общественный строй России. Комиссия состояла из главного начальника, генер.-адъют. графа М. Т. Лорис-Меликова, и назначаемых для содействия ему по непосредственному его усмотрению членов. Членами комиссии состояли: член Госуд. совета К. П. Победоносцев, генерал-адъютант кн. А. К. Имеретинский, статс-секретарь М. С. Каханов, тайные советники М. Е. Ковалевский, И. И. Шамшин, П. А. Марков; свиты Е. И. В. генерал-майоры П. А. Черевин и М. И. Батьянов и действ. ст. сов. С. С. Перфильев. Сверх того, главный начальник мог приглашать в комиссию всех лиц, присутствие коих признавалось им полезным. 5 марта состоялась беседа главного начальника с представителями петербургского городского общественного управления - городским головой бар. П. Л. Корфом, и гласными И. И. Глазуновым, Ц. А. Кавосом, В. И. Лихачевым и М. П. Митковым. Канцелярией главного начальника управлял А. А. Скальковский. Главному начальнику были даны для достижения возложенной на него задачи чрезвычайные полномочия. Кроме прав главноначальствующего в С.-Петербурге и непосредственного ведения дел о государственных преступлениях в столице и местном военном округе, ему предоставлено было верховное направление этих дел во всех прочих местах империи, а также право делать все распоряжения и принимать все меры, которые он признает необходимыми для охранения государственного порядка и общественного спокойствия, определяя вместе с тем взыскания и порядок ответственности за неисполнение своих распоряжений и мер. Эти распоряжения и меры подлежали безусловно исполнению и соблюдению всеми и каждым и могли быть отменяемы только государем и самим главным начальником. Все ведомства обязаны были оказывать главному начальнику полное содействие и немедленно исполнять все его требования. Наконец, главному начальнику предоставлено было непосредственно испрашивать, когда признает нужным, повеления и указания государя.

14 февраля 1880 г. последовало первое обращение главного начальника к жителям столицы, в котором он высказал свой взгляд на предстоящую ему трудную задачу. Бороться со злом он думал двоякими средствами: 1) уголовно-полицейскими, не останавливаясь ни перед какими мерами строгости для наказания преступных действий, и 2) государственными - направленными к тому, чтобы успокоить и оградить интересы благомыслящей части общества, восстановить потрясенный порядок и возвратить отечество на путь мирного преуспеяния. При этом главный начальник рассчитывал на поддержку общества, как на средство, могущее содействовать власти в возобновлении правильного течения государственной жизни.

С целью объединения деятельности отдельных властей, высочайшими указами 3 и 4 марта 1880 г. (П. С. З., № 60609 и 60617) главному начальнику комиссии были временно подчинены III-е отделение С. Е. И. В. канцелярии и корпус жандармов. Комиссия, имевшая 4 заседания - 3 в марте и 1 в июне, - коснулась разных государственных и общественных вопросов, но труды ее не были обнародованы. Из принятых комиссией мер можно отметить облегчение участи лиц, высланных административным порядком по политической неблагонадежности, особенно из числа учащейся молодежи. 3 апреля 1880 г. по докладу главного начальника последовало высочайшее повеление, коим предписывалось губернаторам и градоначальникам представить в течение 2 - 3 месяцев точные списки таких поднадзорных, с заключением о том, кто из них заслуживает облегчения и может быть допущен в учебные заведения. Эти отзывы местных начальств подлежали пересмотру комиссии, которая могла производить и фактическую поверку полученных сведений на месте. Таким образом, с мая по август 1880 года многие были вовсе освобождены или возвращены на родину или воспользовались иными льготами, например допущением вновь в высшие учебные заведения. Дела о прочих поднадзорных переданы после закрытия комиссии в м-во вн. дел. Так как ближайшая цель комиссии вскоре была признана настолько достигнутой, что дальнейшая охрана государственного спокойствия могла происходить в общеустановленном порядке, с некоторым лишь расширением круга действий м-ва внутренних дел, то именным указом 6 августа 1880 г. В. распорядительная комиссия была закрыта, с передачей дел ее в названное министерство. Вместе с тем министру внутренних дел (гр. Лорис-Меликову) предоставлено завершение возбужденных комиссией вопросов с правом приглашать для этого бывших ее членов в особые совещания.

1. Верховная распорядительная комиссия и создание Департамента полиции

Реформы второй половины XIX в., проведенные Александром II, носившие, несомненно, прогрессивный характер, далеко не решили назревших к тому времени общественных проблем. Будучи недостаточно последовательными, они не сняли того напряжения в общественно-политической жизни страны, которое заметно нарастало к концу столетия.

В течение 70-80-х годов активизировалась деятельность студенческих кружков, интеллигенции. Все более важным фактором внутриполитической жизни становилось набиравшее силу рабочее движение. Не внесла успокоения Великая реформа 1861 г. и в крестьянскую массу. В этот период организационно оформилась партия "Народная воля", взявшая на вооружение индивидуальный террор как главное средство борьбы. Росло число покушений на Александра II и других государственных деятелей.

Многие современники считали, что страна находится на грани общенационального кризиса, выход из которого видели в проведении дальнейших реформ.

Событием, подтолкнувшим правительство к решительным действиям в этом направлении, явился сильнейший взрыв в Зимнем дворце, под царской столовой, организованный С. Халтуриным. Только по случайности никто из царской семьи не пострадал В связи с приездом в этот день брата императрицы Марии Александровны обед был перенесен на более позднее время. Динамит был заложен в комнате двумя этажами ниже, под столовой. При взрыве пострадала комната охраны. Из охраны было убито нижних чинов 11 человек и 56 ранено. Подробнее см.: Волк С.С. Народная Воля, 1879--1882. М.; Л., 1966. С. 100-103. . Не только дворец, но весь Петербург был охвачен паникой. Террористы в самом дворце! Куда смотрит III Отделение?! Оно не в состоянии организовать охрану царской семьи.

8 февраля Александр II собирает совещание из своих ближайших помощников, а на следующий день 9 февраля издает Указ о создании Верховной распорядительной комиссии и назначении ее председателем М.Т. Лорис-Меликова Полное собрание законов (далее ПСЗ), 2-е собрание. Т. LV. № 60492. . В первой части Указа о создании ВРК говорилось о необходимости положить "предел беспрерывно повторяющимся покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок".

Создание Комиссии и ее полномочия по существу ставили III Отделение собственной его императорского величества канцелярии в подчиненное Комиссии положение. Военный министр Д.А. Милютин, беседовавший с Лорис-Меликовым 10 февраля, т.е. на следующий день после создания ВРК, писал о своем впечатлении от этого разговора: "Граф Лорис-Меликов понял свою новую роль не в значении только председателя следственной Комиссии, а в смысле диктатора, которому как бы подчиняются все власти, все министры" Милютин Д.А. Дневник. Т. 3. М., 1950. С. 217. . Как выяснилось в дальнейшем, Милютин был прав. В ходе работы комиссии, Лорис-Меликов понимал свои задачи весьма широко. Помимо непосредственной борьбы с противоправительственной деятельностью, он полагал, что Комиссия должна выработать систему мер, которые могли бы нормализовать положение в стране и успокоить общество. Что касается личности Лориса-Меликова, то она как нельзя более подходила для выполнения поставленных перед Комиссией задач. Он отличался деловой активностью и умением искать компромиссы, он пользовался большим доверием императора, их общение в этот период было практически ежедневным См. ГА РФ. Ф. 678 (фонд императора Александра II). Оп. 1. Д. 334. .

Лорис-Меликов в ходе своей деятельности указывает на причины плохой работы полиции и предлагает меры к ее реформированию:

1) Уменьшить обязанности полиции, часть их передать обществу;

2) Создать полицейский устав;

3) Объединить полицию под одним руководством;

4) Полицейский чиновник должен быть другом и защитником каждого жителя и верным слугой правительству;

5) Нравственно возвысить полицию;

6) Слить жандармскую и общую полицию;

7) За фабричным населением устроить надзор "как нужно";

8) Пересмотреть уставы ГА РФ. Ф. 569. Оп. 1. Д. 104. Л. 1-1об. .

Лорис-Меликов также подает Александру II "Всеподданнейший доклад", основная мысль которого сводилась к необходимости объединения всех полицейских властей. Он считал это "единственным верным путем для достижения успехов в мерах против крамолы". Лорис-Меликов писал, что разрозненные действия правительственных лиц и учреждений - "одна из главнейших причин" неуспеха в борьбе с революционными силами" Там же. Д. 33. Л. 1-3 . Царь выразил согласие с Лорис-Меликовым.

Указом 3 марта 1880 г. III Отделение собственной его императорского величества канцелярии было официально "временно" подчинено ВРК ПСЗ. Т. LV. № 60609 . Это было большой победой Лорис-Меликова. III Отделение являлось высшим органом политической полиции в России и подчинялось императору. Император назначал его главного начальника, который являлся одновременно и шефом жандармов. В обязанности III Отделения входила охрана государственного строя, надзор и контроль за всеми сторонами политической и общественной жизни России, а также за деятельностью государственного аппарата и выборных учреждений. Основной же функцией III Отделения являлась борьба со всеми проявлениями антиправительственной деятельности, будь то в области политики или идеологии.

Просуществовав более полувека, III Отделение все меньше и меньше справлялось с возложенными на него функциями, хотя его структура и методы работы претерпевали определенные изменения. Член ВРК И.И. Шамшин, проведя ревизию III Отделения, отмечал крайнюю неэффективность его деятельности, связанную с отсутствием притока свежих сил, запущенностью делопроизводства, общую атмосферу застоя, устаревшие методы сыска, волокиту, слабое знание положения дел в революционных организациях. Явно устаревшей была и система соподчиненности III Отделения и других полицейских учреждений, остававшаяся почти без изменений с момента создания III Отделения в 1826 г.

Созданное как одно из отделений собственной его императорского величества канцелярии, III Отделение, как упоминалось выше, подчинялось непосредственно императору. В то время существовало Министерство внутренних дел и внутри этого Министерства - Департамент полиции Исполнительной. Не было четкого разграничения полномочий в деле руководства полицией на местах. Такое положение приводило к соперничеству между МВД и III Отделением, что также не могло не отражаться на эффективности и авторитете полицейских служб.

После проведения судебной реформы 60-х годов стали все более осложняться отношения между III Отделением и судебной властью, стремившейся следовать букве закона и в ряде случаев препятствовать полицейскому произволу. Разногласия между III Отделением и Министерством юстиции нарастали. Жандармы после введения временных правил 1 сентября 1878 г. все больше вмешивались в вопросы судебных властей.

За указом о временном подчинении III Отделения ВРК уже на следующий день (4 марта) последовало новое "высочайшее" повеление, в соответствии с которым и Отдельный корпус жандармов также был "временно" подчинен ВРК 24. Отдельный корпус жандармов был специальным воинским подразделением, чины которого составляли основу штата жандармско-полицейских учреждений Российской империи: Губернских жандармских управлений (ГЖУ), Петербургского охранного отделения, жандармско-полицейских управлений железных дорог, жандармских дивизионов, крепостных команд и т.д.

11 апреля 1880 г. Лорис-Меликов передал Александру II всеподданнейший доклад, который был программой дальнейших мероприятий ВРК для решения поставленных перед ней задач.

Выполнить программу Лорис-Меликова ВРК однако не успела. Летом 1880 г. сам Лорис-Меликов поставил перед Александром II вопрос о целесообразности существования ВРК.26 июля 1880 г. он представил Александру II новый всеподданнейший доклад, в котором подвел итоги проделанной Комиссией работы, отметил "некоторые благоприятные признаки, свидетельствующие о заметном успокоении умов", считая, однако, что "вредные для государственного строя проявления социальных учений. могут быть парализованы не в короткий срок.". Основная задача, подчеркивал он, - заключается в том, чтобы отнять у "крамолы" почву для развития революционных идей, что "возможно только в результате объединения усилий правительственной власти и общества".

Доклад Лорис-Меликова от 24 июля 1880 г. был одобрен императором.6 августа был подписан Указ о ликвидации Верховной распорядительной комиссии. В нем говорилось, что "ближайшая цель учреждения Комиссии - объединение действий всех властей для борьбы с крамолой, настолько уже достигнута., что дальнейшие указания наши по охранению государственного порядка и общественного спокойствия могут быть проводимы в общеустановленном законом порядке, с некоторым расширением круга ведения Министерства внутренних дел". В связи с этим указом III Отделение упразднялось, а его функции переходили к новому учреждению, создаваемому этим указом - Департаменту государственной полиции в составе Министерства внутренних дел. "Впредь до возможности полного слияния высшего заведования полицией в одно учреждение упомянутого Министерства" ПСЗ. 2-е собр. Т. LV. № 61279 .

В стремлении усовершенствовать государственное устройство России Александр I и его ближайшие друзья доходили до обсуждения вопроса о возможности ограничения самодержавия, введения конституционной монархии. По поручению императора М. М...

Министерство полиции (1811-1819 гг.)

История Министерства внутренних дел России насчитывает уже более двух веков. XIX столетие принесло в Россию реформы государственного управления, прежде всего, связанные с приходом на престол Александра I, любимого внука Екатерины II...

Образование и деятельность МВД, Министерства полиции

Структура МВД и круг его задач оставались без изменения до 1810 года, когда произошла очередная значительная реорганизация системы государственного управления, в результате которой было образовано Министерство полиции России...

Организация полиции в Российской Федерации

Сотрудником полиции может являться гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел...

Правовая природа и сущность прощения долга

По виду желаемых правовых последствий все сделки подразделяются на обязательственные и распорядительные. Обязательственными называются сделки...

Создание специализированной сыскной полиции в Петербурге в 1866 году

Высочайшим указом от 13 декабря 1866 года была упразднена городская стража и было создано новое подразделение - стража полицейская. Основными территориальными подразделениями в Петербурге стали участки во главе с частными приставами...

Статья, посвящённая соблюдению прав и свобод граждан по содержанию аналогична ст.5 Закона "О милиции", только в ней делается особый акцент на запрет применения пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Обязанности полиции аналогичны обязанностям, содержащимся в ст.10 Закона "О милиции". Следует отметить, что ранее, в Законе "О милиции"...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Сотрудник полиции. Законодатель вводит указание на то, что сотрудник полиции, находящийся за штатом, не считается проходящим службу, то есть его стаж прерывается. Это нововведение свидетельствует о том...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Служба в полиции. Содержит в себе общие положения, закрепляет за Президентом РФ назначение на должности высшего начальствующего состава полиции и освобождение от этих должностей...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Оплата труда сотрудника полиции. Аналогичная статья содержалась в законе "О милиции" (ст.22). Законодателем внесен ряд изменений: нет четкого указания на орган, устанавливающий виды и размеры денежного довольствия сотрудников полиции...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Финансовое обеспечение деятельности полиции. В Законе закреплено, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы на реализацию полномочий полиции по обеспечению законности...

Федеральное закон "О полиции" (в сравнении с Федеральным законом "О милиции")

Государственный контроль деятельности полиции. Данная статья аналогична по содержанию ст.37 Закона "О милиции", но, в отличие от нее, не содержит в себе запрет на вмешательство органов государственной власти в процессуальные действия...

Яса Чингисхана

Верховная власть сосредоточена в лице Хана. Ханский титул есть единственный атрибут верховной власти. Монголам воспрещается «давать (царям и знати) многообразные цветистые титулы, как то делают другие народы, в особенности мусульмане. Тому...

Журнал заседания верховной распорядительной комиссии

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

Главный Начальник Верховной Распорядительной Комиссии Генерал-Адьютант, Генерал от Кавалерии Граф М.Т.Лорис-Меликов .

Член Государственного Совета, Тайный Советник К.П.Победоносцев .

Генерал-Адьютант, Генерал-Лейтенант Князь А.К. Имеретинский.

Статс-Секретарь, Тайный Советник М.С. Каханов.

Тайный Советник М.Е. Ковалевский.

Тайный Советник И.И. Шамшин.

Тайный Советник П.А. Марков.

Свиты Его Величества Генерал-Майор П.А.Черевин.

Свиты Его Величества Генерал-Майор М.И. Батьянов.

Действительный Статский Советник С.С. Перфильев.

Заседание началось в 8 1/2 часов вечера,

кончилось в 11 1/2 часов вечера.

I. По открытии заседания был прочтен журнал предыдущего и по одобрении подписан присутствовавшими.

II. Главный Начальник Верховной Распорядительной Комиссии заявил, что он по предварительном соглашении с Министром Юстиции имел счастье всеподданнейше докладывать Его Императорскому Величеству предположения о согласовании ныне существующего порядка направления оконченных дознаний по делам о государственных преступлениях и противузаконных сообществах с Высочайшими указаниями 12 февраля и 3 марта 1880 года, а также Высочайшим повелением 26 февраля 1880 года, о порядке испрошения Высочайших разрешений по делам об ограждении государственного порядка и общественного спокойствия. Государь Император, в 22-й день сего марта, Высочайше повелеть соизволил, чтобы все оконченные дознания по вышеупомянутым делам, в обыкновенном порядке, поступали от прокуроров Судебных Палат или губернских прокуроров, с их заключениями, к Министру Юстиции, в С.-Петербурге и С.-Петербургском военном округе без предварительного рассмотрения Главным Начальником Верховной Распорядительной Комиссии, если по сему предмету не последует особого со стороны Главного Начальника распоряжения, а в прочих местностях, на кои распространяется действие Высочайших указов 5 апреля и 20 июля 1879 г., по предварительном рассмотрении Генерал-Губернаторами на точном основании Высочайших повелений 27 апреля и 20 июня 1879 года с тем: 1) чтобы по делам, по коим до сего времени всеподданнейшие доклады представлялись Главным Начальником III Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, отзывы Министра Юстиции были сообщаемы непосредственно Главному Начальнику Верховной Распорядительной Комиссии, для испрошения Высочайших повелений через III Отделение, и 2) чтобы по делам, по коим Министр Юстиции, на основании ст. 1045 Уст. Угол. Суд. (изд. 1876 г.), сносился до всеподданнейшего доклада с Шефом Жандармов, сношение было делаемо непосредственно с Главным Начальником Верховной Распорядительной Комиссии, для испрошения, по получении от него отзыва, Высочайших повелений всеподданнейшими докладами Министра Юстиции, в присутствии Главного Начальника Комиссии. При этом Генерал-Адьютант Граф Лорис-Меликов заявил, что в тех случаях, когда по возникающим в С.-Петербург и С.-Петербургском военном округе делам, Его Сиятельством признано будет необходимым, на основании Высочайшего указа 5 апреля 1879 г., направить дело к рассмотрению суда военного, соответствующие указания относительно направления дел будут делаемы или во время самого производства дознаний, или по окончании оных особым, по каждому отдельному делу, распоряжением о представлении оконченного дознания прокурором Судебной Палаты или губернскими прокурорами непосредственно Его Сиятельству. В заключение Генерал-Адьютант Граф Лорис-Меликов сообщил: 1) что Государю Императору благоугодно было повелеть, чтобы вышеозначенное Высочайшее повеление ни в коем виде не было опубликовано во всеобщее сведение, как заключающее в себе лишь временное изменение распорядка в движении дел, для ускорения их производства, и 2) что об изложенном Высочайшем повелении им сообщено уже Министру Юстиции к исполнению. Комиссия постановила: принять к сведению.

III. Доложена составленная по распоряжению Главного Начальника Верховной Распорядительной Комиссии записка об организации розыскной части в С.-Петербурге по делам политическим. Сущность излагаемых в записке мер заключается в сосредоточении розыскных действий, возложенных ныне на два самостоятельных учреждения: III Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии и Секретное Отделение при Управлении С.-Петербургского Градоначальника, в одном установлении. С этою целью из ведения III Отделения выделяется секретное наблюдение по С.-Петербургу и передается в ведение С.-Петербургского Градоначальника с присоединением, в добавок к имеющимся ныне средствам Секретного Отделения Градоначальства, по 61.000 р. в год из сумм III Отделения. При устанавливаемом преобразовании, Секретное Отделение, оставаясь подчиненным Градоначальнику, получает характер постоянного учреждения, ответственного за исполнение возлагаемых на него обязанностей. В видах же согласования между собою деятельности названного Отделения, с одной стороны, и III Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии - с другой, устанавливается следующий порядок взаимных между ними отношений: 1) III Отделение сообщает Градоначальнику все те свои сведения, которые могут вызвать или облегчить наблюдательные розыскные действия по городу; 2) Градоначальник, в свою очередь, сообщает III Отделению немедленно о всяком обыске и результатах его, а также о всякой передаче Жандармскому Управлению результатов розыскных действий, вызывающих приступ к политическому дознанию, и 3) относительно розысков в С.-Петербурге, начинаемых по требованиям исходящим не от Градоначальства столицы, вчинающие ведомства (III Отделение, Генерал-Губернаторы и Губернаторы) обращаются к С.-Петербургскому Градоначальнику, который и принимает на себя необходимые по этой части сношения.

Главный Начальник Верховной Распорядительной Комиссии заявил, что в виду ожидаемой пользы от скорого сосредоточения в одних руках розыскных действий им сделано уже распоряжение о безотлагательной передаче упомянутой выше суммы (61 тысячи р.) из III Отделения в распоряжение Градоначальника и о немедленном приведении в исполнение изложенных в записке предположений. Вместе с тем Генерал-Адьютант Граф Лорис-Меликов объяснил, что принятая им мера, имеет целью достижение признанного Верховною Комиссиею безусловно необходимым объединения деятельности различных учреждений, ведающих ныне розыск по государственным преступлениям, в видах возможно большего обеспечения государственного порядка и общественного спокойствия. Комиссия, признавая вышеприведенное распоряжение Главного Начальника вполне целесообразным и долженствующим принести существенную пользу, постановила принять сделанное ей сообщение к сведению.

IV. Тайный Советник Марков доложил Верховной Распорядительной Комиссии об исполнении поручения, возложенного Комиссиею на него, Тайного Советника Маркова вместе с Сенатором Шамшиным и Свиты Его Величества Генерал-Майором Батьяновым. Во исполнение сего поручения составлены четыре ведомости: 1) арестантским делам о государственных преступлениях, производящихся в С.-Петербурге на основании закона 19 мая 1871 г.; 2) таким же делам, производящимся в С.-Петербурге по правилам 1 сентября 1878 г.; 3) список лиц, содержащихся в столичных местах заключения по обвинениям в государственных преступлениях и числящихся за Секретным Отделением Канцелярии С.-Петербургского Градоначальника, и 4) список лиц, содержащихся в С.-Петербурге по обвинениям политического характера, о которых здесь не производится дел ни по закону 19 мая 1871 г., ни по правилам 1 сентября 1878 г. Означенные ведомости и списки составлены на основании письменных данных и материалов, сообщенных Канцеляриею Главного Начальника Верховной Распорядительной Комиссии, а также сведений, собранных в Канцелярии С.-Петербургского Градоначальника и С.-Петербургском Губернском Жандармском Управлении и, наконец, путем обозрения самих мест заключения. Комиссии были доложены выработанные Сенатором Шамшиным, Тайным Советником Марковым и Генерал-Майором Батьяновым предположения о мерах, которые могут содействовать скорейшему рассмотрению некоторых дел, обративших на себя внимание медленностью их производства, а также о направлении к законному порядку дел, получивших ненадлежащее движение. Комиссия одобрила эти предположения. Вместе с тем усматривая, что собранные сведения о делах, производящихся в С.-Петербурге на основании правил 1 сентября 1878 г., обнаруживают неоднократно повторяющиеся случаи неправильного применения сих правил, сопряженного с лишением свободы заподозренных в политической неблагонадежности, без достаточных к тому оснований, и принимая в соображение, что подобные случаи, помимо личного материального и нравственного вреда, причиняемого лицам, неправильно арестованным, имеют весьма вредные последствия для государственного порядка, ибо колеблют доверие к действиям Правительства, создают недовольных, вызывают раздражение умов и тем самым затрудняют для Правительства борьбу с преступною пропагандою, - Комиссия признала необходимым принять меры к применению на практике правил 1 сентября 1878 г. с особою осмотрительностью не иначе, как по соображении всех обстоятельств, вызывающих подозрение о чьей либо политической неблагонадежности и под личною ответственностью подлежащих должностных лиц за явно неосновательное лишение свободы.

Независимо от сего, Комиссиею обращено внимание на то, что самые обыски производятся нередко без должной осмотрительности, не приводя ни к каким практическим результатам; между тем как подобные случаи равным образом вредят делу государственного порядка и общественного спокойствия. Признавая необходимым преподать должностным лицам, на коих возлагается производство обысков, общие руководящие по сему предмету правила, а также иметь постоянное наблюдение за местами заключения в отношении к лицам, арестуемым по обвинениям в политической неблагонадежности или в совершении государственного преступления, - Комиссия постановила предоставить благоусмотрению Главного Начальника Верховной Распорядительной Комиссии: 1) указание С.- Петербургскому Градоначальнику руководящих правил для подведомственных ему чинов, относительно производства обысков, и 2) обязать места заключения в С. - Петербурге ежемесячно доставлять в Комиссию подробные сведения о лицах, содержащихся в оных по политическим обвинениям, возложив проверку сих сведений на членов Комиссии.

V. Статс-Секретарь Каханов обратил внимание Комиссии на отношения Главного Тюремного Управления к местам заключения, в коих содержатся обвиняемые по государственным преступлениям. Мценская и Вышневолоцкая тюрьмы означенному Управлению не подведомы, а С.-Петербургский Дом Предварительного Заключения, хотя и находится в ведении Тюремного Управления, на в тоже время подчинен и С.-Петербургскому Градоначальнику, от которого зависит определение и увольнение служащих при Доме лиц. Указав на неудобства такого раздвоения власти, Статс-Секретарь Каханов представил на благоусмотрение Комиссии, не будет ли признано полезным пригласить, в одно из ближайших заседаний Комиссии, Начальника Главного Тюремного Управления для совместного обсуждения: представляет ли существующий в указанном отношении порядок достаточное ручательство в сохранении желательного единства распоряжений по содержанию государственных преступников. Главный Начальник Верховной Распорядительной Комиссии выразил намерение войти по этому делу в предварительные объяснения с Министром Внутренних Дел и о результатах совещания сообщить Комиссии. Комиссия постановила: суждения по настоящему вопросу отложить.

VI. Доложена ведомость о числе лиц, состоящих под надзором полиции, составленная по сведениям, доставленным из III Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. Из этой ведомости видно, что по 1 января 1880 г. во всех губерниях, областях и градоначальствах Империи состояло под надзором полиции: по делам политическим 6,790, по прочим 24,362, всего 31,152 челов. По поводу выраженного некоторыми из членов Комиссии сомнения в достоверности приведенных цифр, Главный Начальник Верховной Распорядительной Комиссии заявил, что Министерством Внутренних Дел составляются поименные списки всех поднадзорных лиц и по мере изготовления таковые будут доставляемы в Комиссию. Комиссия постановила: принять к сведению.

VII. Главный Начальник Верховной Распорядительной Комиссии, указав на существующее ныне разнообразие оснований по высылке административным порядком и на проистекающие от сего неудобства, выразил убеждение о необходимости установления, по возможности, однообразных начал по этому важному предмету, при чем Тайный Советник Марков заявил, что в 1870 г. при Министерстве Внутренних Дел учреждена была особая Комиссия по возбуждаемому ныне вопросу, труды которой могли бы послужить материалом при дальнейшей его разработке. Комиссия постановила: предварительно обсуждения вопроса об основаниях административной высылки, подвергнуть оный подробной разработке. Главный Начальник Комиссии, одобрив это предположение, предложил пригласить члена Комиссии Сенатора Ковалевского1 принять этот труд на себя, на что Тайный Советник Ковалевский изъявил полное согласие.

VIII. Доложена составленная по распоряжению Главного Начальника Верховной Распорядительной Комиссии записка о положении лиц, состоящих под надзором полиции. Сущность изложенных в записке соображений заключается в том, что многие из числа подвергшихся полицейскому надзору по обвинению в политической неблагонадежности, а равно принадлежавших к учащейся молодежи, вынужденных, вследствие высылки, прервать образование, в настоящее время сознали уже свои заблуждения и даже заслужили одобрительную аттестацию подлежащего начальства. В виду сего надлежало бы подвергнуть списки таких лиц тщательному пересмотру с целью освободить лиц исправившихся в поведении и нравственности или вовсе от полицейского надзора, или с некоторыми ограничениями. Такой пересмотр и оценку поднадзорных следовало бы возложить на Губернаторов и Градоначальников, с тем, чтобы они в течении 2 или 3 месяцев представили подробные сведения и свое заключение о возможных, для лиц поднадзорных, облегчениях. По получении этих сведений, а равно заключений Генерал-Губернаторов, списки могли бы быть подвергнуты особому пересмотру Верховною Распорядительною Комиссиею, причем, если надобность укажет, на членов ее может быть возложена фактическая поверка на месте доставленных сведений и самих поднадзорных лиц; разрешение же затем отдельных случаев предоставляется соглашению Главного Начальника с Министром Внутренних Дел.2 Комиссия, вполне одобряя изложенные предположения, постановила: предоставить Главному Начальнику ее испросить Высочайшее соизволение на приведение оных в исполнение.

IX. Доложен Высочайше одобренный циркуляр Главного Начальника Верховной Распорядительной Комиссии Временным генерал-губернаторам Харьковскому и Одесскому и генерал-губерна-торам в Москве, Киеве и Варшаве, от 26 марта за N 212, - о замене смертной казни для обвиненных в государственных преступлениях не иначе, как с Высочайшего соизволения. Постановлено: принять к сведению. Затем заседание было закрыто. Подлинный за подписью присутствовавших.

ГАРФ. Ф. 569. Оп. 1.
Д. 37. Лл. 13-16.

Примечания:

1 Ковалевский Михаил Евграфович (1829-1884) - сенатор, с 1881 г. - член Государственного Совета.

2 Министром внутренних дел с 1878 по 1880 г. был Лев Саввич Маков (1830-1883).

Либерально настроенные чиновники не раз внушали Александру II Освободителю идею логически завершить Великие реформы путем введения в стране представительного органа. Но как только император проявлял не­значительные признаки внимания к данной проблеме, так очередной гром­кий теракт революционеров, игравший на руку сторонникам сохранения абсолютизма, отвращал его от самой мысли о конституции.

Наступившая в конце 1879 г. на некоторое время стабилизация в стране позволила императору вновь задуматься о реформировании «верховной власти». В декабре 1879 г., а затем в январе следующего года вопрос о представительстве тайно обсуждался по почину самого императора на Особом совещании. Внимание тогда привлекли проекты Валуева и великого князя Константина Николаевича. На последнем заседании в конце января 1880 г. решено было обсуждение отложить.

5 февраля грянул взрыв в Зимнем дворце, организованный Исполнительным Комитетом «Народной воли». Император не пострадал, но 11 солдат лейб-гвардии Финляндского полка, несшего караул во дворце, было убито, а 56 - ранено. Можно представить, как воспринял эту террористическую акцию боевой генерал Лорис-Меликов, оберегавший солдатские жизни на войне и столкнувшийся с гибелью воинов в самом центре империи - в столице, в царском дворце. Он назовет действия революционеров «преступными, позорящими наше общество».

Собрав своих министров, император заявил, что считает неизбежным принятие исключительных мер, в числе которых предусматривалось создать особое учреждение - Верховную распорядительную комиссию. Имея чрезвычайные полномочия, в том числе и некоторые права верховной власти, комиссия должна была наряду с нейтрализацией радикалов найти способ выхода из политического кризиса. Главой Верховной распорядительной комиссии император назначил генерал-лейтенанта М.Т. Лорис-Меликова, подчинив ему все административные власти, включая министров.

В первой части Указа о создании Верховной распорядительной комиссии говорилось о необходимости положить «предел беспрерывно повторяющимся покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок».

Указ состоял из одиннадцати пунктов. Первые пункты носили организационный характер (создание Комиссии, ее состав, назначение председателя). В следующих пунктах рассматривались функции ВРК. Как видно из Указа - основная задача Комиссии - организация борьбы с революционным движением. Председателю ВРК Лорис-Меликову давались широкие полномочия - права главноначальствующего в Санкт-Петербурге и его окрестностях, с непосредственным подчинением столичного градоначальника. Упразднялась должность петербургского генерал-губернатора. На Лорис-Меликова возлагалось «верховное направление» дел по государственным преступлениям. Все требования начальника Верховной распорядительной Комиссии подлежали немедленному исполнению всеми должностными лицами и ведомствами, не исключая и военного. Руководитель ВРК имел право «делать все распоряжения и принимать все меры для охранения государственного порядка и общественного спокойствия, как в Санкт-Петербурге, так и в других местностях империи».

Создание Комиссии и ее полномочия по существу ставили III Отделение собственной его императорского величества канцелярии в подчиненное Комиссии положение [. Колпакиди А., Север А. Спецслужбы Российской империи. -- М.: Яуза Эксмо, 2010. С. 256.]. Военный министр Д.А.Милютин, беседовавший с Лорис-Меликовым 10 февраля, писал о своем впечатлении от этого разговора: «Граф Лорис-Меликов понял свою новую роль не в значении только председателя следственной Комиссии, а в смысле диктатора, которому как бы подчиняются все власти, все министры».

Как выяснилось в дальнейшем, Милютин был прав. В ходе работы комиссии, Лорис-Меликов понимал свои задачи весьма широко. Помимо непосредственной борьбы с противоправительственной деятельностью, он полагал, что Комиссия должна выработать систему мер, которые могли бы нормализовать положение в стране и успокоить общество. Что касается личности Лорис-Меликова, то она как нельзя более подходила для выполнения поставленных перед Комиссией задач. Он отличался крайней ответственностью, преданностью своему делу и трудолюбием, пользовался большим доверием императора (их общение в этот период было практически ежедневным).

После назначения, Лорис-Меликов отбросил колебания, свойственные царю-реформатору, и приступил к решительным мерам по умиротворению империи. Но не только и не столько репрессивными методами, сколько попыткой сплотить все «благомыслящие» силы общества с властью. Намерения «диктатора» были четко обозначены 15 февраля, когда в «Правительственном вестнике» появилось его воззвание «К жителям столицы». В нем Лорис-Меликов обещает не останавливаться ни перед какими строгими мерами для наказания преступных действий, с одной стороны, а с другой - успокоить и оградить законные интересы благомыслящего общества.

26 февраля 1880г. Лорис-Меликов подает Александру II «Всеподданнейший доклад», основная мысль которого сводилась к необходимости объединения всех полицейских властей. Он считал это «единственным верным путем для достижения успехов в мерах против крамолы». Лорис-Меликов писал, что разрозненные действия правительственных лиц и учреждений - «одна из главнейших причин» неуспеха в борьбе с революционными силами». Царь выразил согласие с Лорис-Меликовым.

Созданное как одно из отделений собственной его императорского величества канцелярии, III Отделение подчинялось непосредственно императору. В то время существовало Министерство внутренних дел и внутри этого Министерства - Департамент полиции Исполнительной. Не было четкого разграничения полномочий в деле руководства полицией на местах. Такое положение приводило к соперничеству между МВД и III Отделением, что также не могло не отражаться на эффективности и авторитете полицейских служб. За указом о временном подчинении III Отделения ВРК уже на следующий день последовало новое «высочайшее» повеление, в соответствии с которым и Отдельный корпус жандармов также был «временно» подчинен Верховной распорядительной комиссии.

11 апреля 1880 года Лорис-Меликов передал Александру II всеподданнейший доклад, который был программой дальнейших мероприятий ВРК для решения поставленных перед ней задач. В первой части докладной записки говорилось о том, что успела сделать Комиссия (координация деятельности жандармских органов и полиции, ускорение процессов рассмотрения дознаний по политическим делам, урегулирование вопроса административной ссылки и т.д.). Далее в докладе отмечалось, что для вывода страны из кризиса необходимо провести реформы, касающиеся различных сторон общественной жизни России. В части, касающейся «охранения государственного порядка и общественного спокойствия», предлагаемая программа состояла из пяти пунктов.

Примечательно, что эта часть доклада была наиболее внимательно прочитана Александром II, некоторые абзацы были отмечены карандашом с пометкой «да». В первом пункте Лорис-Меликов предлагал «идти твердо и решительно в деле преследования злоумышленников, но не смешивать с ними людей, виновных лишь в проступках, не имеющих прямого отношения к социально-революционным проявлениям».

Во втором пункте указывалось, что следует всемерно стремиться к установлению полного единства действия всех органов правительственной власти, призванных к борьбе с преступными лжеучениями, к объединению, сосредоточению и усилению деятельности разного рода полиций (городской, уездной, жандармской и сыскной).

В третьем пункте Лорис-Меликов особо подчеркивал, что необходимо «стремиться к возвращению от чрезвычайных мер к законному течению дела».

Два последних пункта содержали перечень предлагавшихся конкретных мер по нормализации общественных отношений, подчеркивалась необходимость «побудить правительственные учреждения и лица к более внимательному отношению к выразившимся насущным потребностям населения и его представителям». Говорилось также о пересмотре паспортной системы облегчении крестьянских переселений, преобразовании губернских административных учреждений, установлении отношений нанимателей к рабочим и т.д.

Хотя предложения Лорис-Меликова, на первый взгляд, имели ограниченный характер, но уже сама постановка вопроса о том, что в настоящий период нельзя ограничиваться только карательными и полицейскими мерами, а необходимо проводить определенные преобразования, указывала на серьезность, намерений председателя Комиссии. В конце доклада Лорис-Меликов отмечал, что разработка предлагаемых мероприятий «будет составлять предмет заботливости подлежащих министров и других высших установлений», но «возбуждение вопросов», очерченных в программе и. обсуждение «своевременности предложенных с этой целью мер должно входить в круг деятельности Верховной распорядительной Комиссии».

Благодаря реформе политического сыска Лорис-Меликов добился серьезных успехов: во второй половине 1880 - начале 1881 года были арестованы лидеры «Народной воли». В то же время Лорис-Меликов счел нужным пойти на некоторые уступки обществу, с тем, чтобы привлечь на сторону правительства его «благомыслящую часть». Он провел ряд мер, смягчавших цензуру печати и произвол местной администрации в отношении земских органов [. Борисов, Н.С., Ключ к истории Отечества: Пособие для абитуриентов/ Н.С.Борисов, А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов. - Москва: Изд-во Московского ун-та, 1993. C. 34.].

Выполнить программу Лорис-Меликова ВРК однако не успела. Летом 1880 года Лорис-Меликов сам поставил перед Александром II вопрос о целесообразности существования ВРК. 26 июля 1880 года он представил Александру II новый всеподданнейший доклад, в котором подвел итоги проделанной Комиссией работы, отметил «некоторые благоприятные явления, свидетельствующие о заметном успокоении умов», считая, однако, что «вредные для государственного строя проявления социальных учений могут быть парализованы не в короткий срок...». В докладе указывалось, что Комиссия «не может быть тем постоянным, в государственном строе органом, который имел бы назначение не только создать, но и поддерживать прочное объединение правительственных сил для борьбы с крамолою... деятельность ее, как и всякой исключительной власти, не должна быть продолжительною...» [. Хрестоматия по истории СССР, 1861 - 1917: Учеб. пособие для пед. ун-тов по спец. «История» / Сост. В.Ф.Антонов [и др.]; Под общ. ред. В.Г.Тюкавкина. - Москва: Просвещение, 1990. C. 188.].

6 августа был подписан Указ о ликвидации Верховной распорядительной комиссии. В нем говорилось, что «ближайшая цель учреждения Комиссии - объединение действий всех властей для борьбы с крамолой, настолько уже достигнута, что дальнейшие указания наши по охранению государственного порядка и общественного спокойствия могут быть проводимы в общеустановленном законом порядке, с некоторым расширением круга ведения Министерства внутренних дел». В связи с этим указом III Отделение упразднялось, а его функции переходили к новому учреждению, создаваемому этим указом - Департаменту государственной полиции в составе Министерства внутренних дел. «Впредь до возможности полного слияния высшего заведования полицией в одно учреждение упомянутого Министерства»[ . Перегудова, З.И., Политический сыск в России (1880-1917 гг.): Москва: РОССПЭН. 2000. С. 243.].

© nvuti-info.ru, 2024
Новости бизнеса, дизайна, красоты, строительства, финансов